Даже самым любящим родителям иногда приходится говорить своему ребенку «нет». Как правильно запрещать что-то, не вызывая у ребенка ощущения обиды и непонимания со стороны родителей? И как научить маленького ребенка правильно понимать слово «нельзя»?
Когда малышу исполняется 7-8 месяцев, он уже в состоянии понять некоторые правила поведения, которые для него устанавливает мама. Одним из первых слов, которые он учится понимать, становится «нет». Но хотя младенец уже в состоянии осознать, что мама сердится или встревожена, но следовать ее указаниям он еще не может, так как слишком мал.
Но это не означает, что о запретах можно забыть до того времени, как он подрастет. Малыша необходимо учить понимать такие слова, как «нет» и «нельзя». Если родители точно знают, для чего они что-то запрещают ребенку, и настаивают на том, чтобы он выполнял запрет, даже кроха сможет их понять.
Переусердствовать с запретами для ребенка не стоит. Не нужно окружать его бесчисленными запретами. Ведь чем их больше, тем меньше вероятность того, что малыш будет их соблюдать. Чтобы подобного не происходило, рекомендуется выбрать 5 самых запрещенных предметов, которые могут быть опасны не только для здоровья, но и для самой жизни ребенка.
Такими предметами могут быть: розетка, телевизор, подоконник, стол (нельзя на него залезать), кухонная плита.
Эти предметы не являются единственным источником опасности для ребенка, однако остальные пока лучше убрать с поля зрения малыша. Так, ребенку не должны попадаться под руки лекарства, посуда, утюг, порошки и моющие средства, иголки и ножницы, косметика, инструменты для ремонта. Запрещать брать эти вещи не нужно, ведь малыш и так не сможет их достать, если они будут надежно спрятаны.
Но если ребенку что-то запрещено, то это должно им выполняться в любых обстоятельствах, без каких-либо исключений из правил. Поддерживать запрет должны все члены семьи, чтобы малыш четко осознавал, что «нельзя» – это «нельзя», а «нет» – это «нет» не только у мамы, но и у папы, бабушки и остальных родственников.
Не стоит ожидать от годовалого ребенка, что он начнет выполнять словесные приказы. Чтобы малыш последовал запрету, его необходимо отвлечь или даже оттолкнуть от опасности. Если ребенок лезет в розетку или пытается забраться на подоконник, необходимо ему строго сказать, придав лицу испуганное выражение: «Нельзя!». Потом нужно увести его подальше от этого места. Даже крохе следует объяснять каждый запрет. Так, в ситуации с той же розеткой малышу необходимо объяснить, что там живет ток, который всех, кто к нему лезет, больно кусает. Лучше всего сравнить эту боль с той, которую не так давно испытывал ребенок. Тогда он лучше поймет угрожающую ему опасность.
Не возбраняется также познакомить кроху с теми опасностями, которые ему грозят. Так, можно продемонстрировать ему, как больно колется иголка, чуть-чуть его уколов. Также ребенку можно показать горячий чайник, предложив легонько дотронуться до него пальчиком. Естественно, что посуда не должна быть обжигающе горячей, чтобы у малыша не было ожога. Такие показательные примеры будут самыми эффективными.
Запрещая что-то ребенку, не нужно повышать голос, чтобы его не напутать. Не стоит также использовать физическое наказание. Часто родители шлепают ребенка по рукам, когда он лезет к предметам, которые ему запрещено трогать. Но на самом деле такое поведение является ошибочным. Годовалый ребенок активно познает окружающий мир, используя для этого язык (он тянет все в рот) и руки. И когда родители бьют малыша по рукам, то они нарушают интерес юного исследователя, что негативно сказывается на эмоционально-познавательном процессе ребенка.
На каждое «нельзя» нужно предлагать свое «можно». Например, сказать, что «нельзя выходить на балкон в одиночестве, но вместе с папой или мамой можно». Тогда ребенку будет легче смириться с запретом.