По поведению ребёнка судят о тех, кто его воспитывал, - это аксиома. И когда он совершает неблаговидный поступок, то первым делом окружающие вспоминают его родителей. И осуждают их же.
Как часто можно увидеть славную, порядочную женщину, всплескивающую руками оттого, что у неё сын-обормот? И, казалось бы, с чего вдруг он стал таким? О матери же у окружающих хорошее мнение, а вот ребёнок, мягко говоря, не способен себя прилично вести. Где в воспитании возник пробел?
Приличные с виду семьи и совершающие сомнительные с точки зрения нравственности поступки их дети – картина не такая уж редкая, не правда ли?
Мамы, папы, бабушки хватаются за голову, а ребёнок продолжает дерзить, обманывать, общаться с дурной компанией, отвлечь его от которой порой не представляется возможным – он из дома уйдёт.
Что ж, давайте проследим: откуда что берётся? И как можно подобное предотвратить?
Всё родом из детства: башня из слоновой кости
Ребёнок родился – это чудо. Маленькое чудо, которое хочется от всего уберечь, создать ему идеальную среду, оградить от всевозможных опасностей и негативных вещей. Только добрые мультики, только проверенные книжки, только ребята из хорошей семьи в качестве компании для общения. Прекрасный мир для воспитания маленького человечка добрым, нравственным, хорошим.
…Но только после, пойдя в детский сад, подготовительный центр или уже в школу, ребёнок попадёт в совсем другой, нестерильный мир, который совершенно точно не будет для него добрым. Его попробуют обмануть – он поверит. Ему подставят подножку – он не будет знать, как реагировать. Его выставят дураком или виноватым перед другими, а он не сможет ничего сказать в свою защиту.
Здравствуй, реальный жестокий мир! Здравствуйте, лицемерие, подлость и ложь! В этом реальном мире заправлять будут дети, которых родители не огораживали от зла, а рассказывали, как с ним обращаться или бороться. Как реагировать в той или иной ситуации. Как не попасться на уловку мошенников. Подготовленные дети, проинформированные, а ведь «предупрежден – значит, вооружен».
Так нужно ли в воспитании ребёнка столь сильно упирать на идеальную среду? Или же стоит всё-таки подготовить его к реальной жизни?
Он уже такой. Что теперь делать?
Итак, ребёнок уже совершает неоднозначные с точки зрения нравственности поступки. Он может не слушать старших, оскорблять людей, обманывать, лицемерить… Что делать? Очевидно же, что начать с себя. Родитель для ребёнка – априори самый главный авторитет, и если родители сами совершают неблаговидные поступки, если у родителей ссоры в семье, то ожидать безупречного поведения от сына или дочки не получится. У них же постоянный негативный пример перед глазами, а тот, кто позволяет себе подобное поведение, и вовсе попросту не имеет морального права призывать к порядку других.
Начните с себя, дорогие мамы и папы, и со своего отношения к людям.
Авторитет у ребёнка взрослому потерять очень легко. Восстанавливать потом трудно и долго. Поэтому не удивляйтесь, если ваше чадо не захочет с вами говорить, будет отмахиваться и дерзить. Здесь нужно только запастись терпением и, наконец, научиться слышать и слушать своего ребёнка, нужно вникнуть в его проблемы, поставить себя на его место, понять, чего ему не хватает. Может быть, вашего внимания – и поэтому он позволяет себе такое отклоняющееся от социальных рамок поведение, чтобы вы всего лишь заметили, что он тоже есть и что он вам нужен.
Почему, скажем, такие вот срывы в плане поведения часто встречаются у отличников? Да потому что их родные привыкают к тому, что сын/дочка – молодец, сам со всем справляется, всё хорошо. И хвалить уже тоже не надо, потому что он всегда такой хороший. И вообще прекрасно сам живёт. А ребёнок-отличник смотрит на родителей большими обиженными глазами: «Папа, мама, я же для вас стараюсь приносить эти пятёрки, выигрывать олимпиады! А вам это не нужно? Вам и я не нужен, да?» При этом родители могут искренне гордиться своим чадом, хвастаться перед другими родителями, но вот только собственному дитю они одобрение не высказывают. «А зачем? Мы же его кормим? Кружки и секции все ему оплачиваем, деньги даём…»
Ребёнок старается всё больше, выигрывает/побеждает, прилагает все силы. Эмоционального отклика от родителей – ноль. В лучшем случае, только финансовый.
В конце концов, он надорвётся. Он перегрузит свою нервную систему, у него банально опустятся руки, и график оценок в школе резко пойдёт вниз. И вот тогда родители забегают: «Что же такое произошло? Он же так хорошо учился! Всё успевал!..» Тогда поднимут панику учителя, а ребёнок просто махнёт на всё рукой, будет молча слушать ваше возмущение, отворачиваться и ничего не менять.
При лучшем варианте, отдохнув, он сам выправит учёбу, вернётся в нужную колею. При худшем – свяжется с компанией, в которой он будет нужен, и станет сбегать с уроков, возможно – курить, пить, ходить по ночным клубам… Сколько детей, которых вытаскивают из сомнительных пропахших алкоголем квартир, ещё два-три месяца – полгода назад были отличниками? У скольких из них замечательные семьи, а сами они в школе на хорошем счету?.. Очень большой процент. Чудовищно большой.
Вывод прост: если не хотите, чтобы из-за дурного поведения вашего ребёнка недобрым словом поминали вас, не скупитесь на внимание к своему сыну или дочке. И не забывайте повторять, что он или она вам очень дороги, очень нужны, и что вы его или её очень любите.