Причиной дислексии является нарушение связей между участками головного мозга
Ученые выяснили, что нарушение связей между лобными и височными долями головного мозга вызывает дислексию. Ранее считалось, что причиной болезни может быть искаженное фонетическое представление.
Дислексия — неврологическое заболевание, проявляющееся в нарушении способности к овладению навыками чтения и правописания при сохранении общей способности к обучению. У страдающих дислексией людей не нарушены слуховое и зрительное восприятия, они обладают достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, тем не менее они не способны овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целых слов.
08 сентября 11:26
Восприятие речи на слух представляет собой преобразование акустических сигналов в отдельные компоненты — морфемы.
либо искаженное фонетическое представление (то есть неверное восприятие звуков), либо затрудненный доступ головного мозга к нему.
Группа бельгийских, английских и швейцарских ученых под руководством Барта Боэтса (Лёвенский католический университет) провела исследования, связанные с изучением восприятия дислексиками звуковой информации, и установила, что с фонетическим представлением у дислексиков все в порядке — причиной заболевания является другой фактор. С результатами работы ученых можно ознакомиться в журнале Science.
18 сентября 13:17 В исследовании участвовали 23 взрослых человека, страдающих дислексией, и 22 — без нарушений. Им предлагалось прослушать разные варианты произношения четырех сублексических элементов (фонем). После этого испытуемые выполняли задания на дифференциацию (различение) фонем.
При помощи метода функциональной магнитно-резонансной томографии ученые контролировали реакцию мозга на звуковые раздражители в шести разных участках каждого полушария. Результаты показали, что обе группы испытуемых нормально различают гласные и взрывные согласные звуки. Если бы проблема заключалась в искаженном фонетическом представлении, то реакция нейронов головного мозга дислексиков была бы хуже, однако этого не наблюдалось. Более того,
обе группы участников смогли выполнить задания на дифференциацию фонем с одинаковыми результатами, разница была лишь в скорости: дислексики работали медленнее.
19 сентября 14:38
Далее ученые проанализировали качество связи между 13 анатомическими областями мозга (внутреннюю функциональную связность) и выявили, что у страдающих дислексией людей нарушены связи между правой и левой верхними височными извилинами, левой верхней височной извилиной и правой средней височной извилиной, а также между височной областью и нижней лобной извилиной.
Кроме того, группе Барта Боэтса удалось определить, что у дислексиков
нарушена целостность дугообразного проводящего пучка в левом полушарии головного мозга,
особенно на участке, отвечающем за связь между задней височной и лобной областями.
Ученые утверждают: именно эти повреждения мозга и вызывают проблемы с краткосрочной вербальной памятью, временем реакции на звуковые сигналы, правописанием и способностью воспринимать текст. Исследователи подсчитали, что функциональные и структурные повреждения мозга отвечают за 35% отклонений способностей к чтению и правописанию.
Таким образом, исследователи установили, что дислексики не страдают от проблем с фонетическим представлением: за их болезнь несут ответственность нарушенные связи между областями мозга.
Дислексия — от борьбы с симптомами к помощи, основанной на нейронауке
Восприятие и методы лечения дислексии изменяются от реакции на симптомы к неврологическому пониманию того, чем является нарушение слуховой обработки.
Неврологи, психологи и преподаватели в специальных школах тоже это поняли и в 70-х годах прошлого века предположили, что у дислексии имеется неврологическая основа. Слово “дислексия” происходит от греческого слова “alexia”, которое означает “потеря слова” и использовалось как диагностический термин, когда взрослые люди теряли способность читать вследствие травмы головного мозга.
Поиск неврологических причин
В 1970-х, во время ранних попыток исследования коренных причин возникновения дислексии, не проводились никакие технологические медицинские процедуры изучения мозговых процессов, влияющих на нормальное и ненормальное чтение. Из-за невозможности определить неврологические причины возникновения дислексии, во многих педагогических кругах она стала синонимом “расстройства навыков чтения”, а причину возникновения посчитали неважной. Было решено направить силы на разработку и тестирование различных методик, но никто не разрабатывал методики, работающие над устранением причин расстройства.
Главный минус этого подхода заключается в том, что он основывается на симптомах, а для разработки эффективного решения проблемы критично важно определение её причины. Когда разным детям ставится одинаковый диагноз, основанный на результатах стандартных тестов на чтение, не только упускается причина возникновения дислексии, но также игнорируется разница в проявлении дислексии у разных детей.
К счастью, достижения в области нейронауки, подкрепленные нейровизуализацией и электрофизиологическими технологиями исследования мозга в конце 1990-х, привели к появлению консенсуса в понимании причин возникновения дислексии — базовые навыки, необходимые для обучения чтению, возникающие в результате развития мозга, менее развиты у детей с диагнозом дислексия.
И к счастью, это можно поправить специально разработанными методиками (интервенциями).
Дислексический мозг
В начале 2000-х исследование причины возникновения дислексии указало на нарушение фонетической обработки звуков. Исследование, суммированное в Reading in the Brain (2009) Станисласа Деана (Stanislas Dehaene), определило проблемы с фонематическим восприятием, или способностью разделять слова на фонемы. Последующие исследования объяснили, почему возникает эта проблема.
Эти исследования привели к появлению консенсуса, суммированного Джейн Хорникел (Jane Hornickel) и Ниной Краус (Nina Kraus) в Journal of Neuroscience в 2012 году: дислексия — это, прежде всего, расстройство слухового восприятия, которое возникает из-за неспособности мозга корректно обрабатывать звуки речи. И Финн вместе со своими коллегами из Йельского университета опубликовал исследование в августе 2014 года, в котором описано, что эта проблема восприятия звуков речи, в свою очередь влияет на развитие нейронных сетей в мозге, которые обеспечивают ученику возможность связывать звуки речи с написанными буквами.
Основываясь на этом исследовании, упражнения по чтению для дислексиков будут наиболее эффективными, если они будут сочетать тренировку слухового восприятия, развитие оперативной / рабочей памяти и задания на тренировку способностей соотнесения звуков речи с написанными буквами (фонематическое восприятие и целевое декодирование). И в самом деле, неврологические исследования это подтверждают. Элис Темпл с коллегами (Elise Temple) (2003) использовали фМРТ, чтобы показать, что когда 35 учеников (а также три взрослых) с диагнозом дислексия интенсивно занимались по программе с такими упражнениями (пять дней в неделю в течение шести недель), не только значительно улучшились их навыки декодирования и понимания текста, но также во время выполнения заданий, развивающих фонематическое восприятие, активировались области мозга, активные у типично развивающихся читателей.
В дополнение к неврологическому исследованию причин возникновения дислексии, специалистами в области образования было проведено дополнительное научное исследование того, как дислексия проявляется у разных людей, и значимости индивидуализированных методик. Некоторые дети с диагнозом дислексия спешат: читая слова, они додумывают отдельные части слова, демонстрируя основные проблемы фонематического восприятия. Но другие дети могут слишком концентрироваться над разбором фонем и читать из-за этого слишком медленно, таким образом, упуская суть прочитанного.
Райан С. Бейкер (Ryan S. Baker) и его коллеги из Колумбийского университета (Columbia University), Политехнического университета Монреаля (Polytechnique Montréal), университета Карнеги-Меллон (Carnegie Mellon) и других университетов исследуют факторы, важные для эффективной помощи ученикам с расстройствами обучения. Их исследование показывает, что хороший специалист принимает во внимание, что у разных людей расстройства обучения проявляются по-разному и способен подобрать релевантные занятия в соответствии с диагнозом и навыками ученика. Например, если ученик испытывает проблемы с декодированием слов, ему необходимы занятия с упором на фонематическое восприятие и дополнительные задания на декодирование. Но детям, которые слишком концентрируются на декодировании, лучше предоставить занятия в программах, которые тренируют навыки беглого чтения, обеспечивающие задания с сопровождаемым устным чтением. Бейкер и его коллеги сделали это исследование дополнительным шагом для определения наиболее эффективных интеллектуальных систем обучения — технологических методик (интервенций), которые могут освободить преподавателя и предоставляют адаптивные программы обучения, индивидуальные для каждого ученика.
Возможность натренировать мозг
Наше понимание дислексии сильно продвинулось за последние 40 лет, а за последние пять лет были разработаны нейрофизиологические модели, раскрывшие базовые навыки, необходимые для чтения, и лучшие методики для индивидуализированных адаптивных занятий.
К счастью, варианты лечения не отстают от исследований, и на сегодняшний день у детей с дислексией есть возможность натренировать свой мозг, чтобы преодолеть трудности в обучении, от которых ранние поколения не могли избавиться всю жизнь.
Источник
Дислексия: реальные причины ее возникновения | Учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе
Согласно официальной медицинской трактовке, дислексия – это болезнь, а точнее «парциальное расстройство навыков чтения, которое вызывается недостаточной сформированностью либо распадом психических функций, принимающих участие в осуществлении процесса чтения».
Картинка из интернета. Информация для тех, кому нужна помощь в решении проблем с обучением у ребёнка, на сайте: dyslexia.
Картинка из интернета. Информация для тех, кому нужна помощь в решении проблем с обучением у ребёнка, на сайте: dyslexia.ru
Большинство учёных, которые занимаются проблемой дислексии, считают, что она может быть вызвана следующими биологическими факторами:
· Токсичное поражение ЦНС вследствие медикаментозной/алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорождённых.
· Механические повреждения черепа ребёнка во время родов, которые могут быть обусловлены затяжными родами или, например, узким тазом роженицами.
· Гипоксическое повреждение мозга из-за наличия порока сердца у матери, аномалий формирования пуповины, врожденных пороков сердца у плода, преждевременной отслойки плаценты и др.
· Инфекционное поражение головного мозга ребёнка во время внутриутробного периода из-за болезни матери корью, краснухой, гриппом, герпесом и т.д.
Также учёные считают, что к дислексии могут привести различные нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, детские инфекции (корь, ветряная оспа, краснуха и др. ), какие-либо истощающие заболевания.
Если следовать этой теории, то между детьми-дислексиками и детьми с ограниченными возможностями здоровья можно ставить знак равенства.
Отсюда понятен и подход медиков к лечению дислексии медикаментозным способом. Почему этого нельзя делать, я уже писала в другой статье.
Истинные причины дислексии и дисграфииНе буду утверждать, что весь учёный мир ошибается в причинах возникновения дислексии, так как приведённые выше факторы действительно могут способствовать осложнению развития и привести к трудностям обучения. Однако в процентном соотношении данные причины слишком малы, чтобы брать их в расчёт.
Не слишком ли много?
Просто хочу напомнить, что по официальной статистике только в России признаки дислексии наблюдаются у 12% населения, значит, около 17 млн. российских граждан имеют те или иные повреждения головного мозга. Не слишком ли много? Подробнее о проблеме дислексии в России можно прочитать здесь.
В действительности дислексия
передаётся по наследству.
И это научно доказанный факт, это генетически заложенная особенность мозговой деятельности, которая присутствует с рождения. Просто у некоторых дислексиков она более ярко выражена.
Такие тексты пишут ученики Татьяны Гогуадзе на занятиях по коррекции при дислексииТакие тексты пишут ученики Татьяны Гогуадзе на занятиях по коррекции при дислексии
Если бы это было не так, то преодолеть трудности с письмом и чтением исключительно педагогическими методами было бы невозможно. Однако, как показывает многолетняя практика учителя-дефектолога и руководителя Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, дислексия корректируется в любом возрасте, а для устранения большинства основных проблем требуется всего около 14 дней.
Почему возникает дислексия?Истинная причина дислексии развития – нарушение синхронности в работе правого и левого полушария головного мозга, что проявляется в неправильно сформированной нейродинамике письма и чтения.![]()
Нарушение синхронности в работе полушарий мозга объясняется особым анатомическим строением мозга дислексика, что влияет на особенности психики человека и его неврологический статус. Закладка этой особой структуры мозга происходит ещё в период внутриутробного развития плода на 10-13 недели беременности.
Более высокая вероятность рождения ребёнка-дислексика присутствует в тех семьях, где у матери в своё время имелись трудности с обучением.
Поэтому если мать будет лично самостоятельно работать с негативными проявлениями дислексии в своей технике чтения и письма, то тем самым она передаст своему ребёнку лучшую генетику. Именно по этой причине мама также должна активно принимать участие в развитии ребёнка-дислексика. Она является активным участником курсов коррекции, которые проходят в Авторской школе Дислексиков Татьяны Гогуадзе.
Уважаемые родители!
Не надо искать причину дислексии извне, так как она находится исключительно внутри семьи.

Примите этот факт и помогите своему ребёнку преодолеть трудности в обучении, в возникновении которых он абсолютно не виноват. Чем раньше родители осознают тот факт, что дислексия мозга передаётся по наследству, тем раньше можно будет решить основные проблемы, в том числе уже на стадии диагностики.
Что такое дислексия и 3 причины её возникновения + видео
фото с сайта союзженскихсил.рф |
Почему она возникает?
О дислексии рассказывает ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая.
В каждую эпоху у человека были свои «болезни века» — неизлечимые болезни тела. Последние сто лет к этим недугам добавились ещё и болезни интеллектуальные, когнитивные.
Дислексия стала болезнью века именно сегодня, в век информационных технологий, экономики знаний, развития коммуникации и электронного общения.
Известно, что чем меньше знаний, меньше информации о проблеме, тем больше страхов и мифов возникает вокруг неё. Потому наша с вами задача сегодня — попробовать разобраться, что же такое дислексия.
Под дислексией врачи понимают стойкую неспособность научиться читать. Более того, связывают её с неспособностью оперировать любыми знаковыми системами и вместе с нарушением чтения рассматривают в структуре дислексии также и невозможность освоить нотную грамоту, математические знаки, арифметику и даже знаки дорожного движения.
Педагоги-психологи под дислексией понимают стойкие нарушения чтения, которые прежде всего возникают у детей с сохранённым интеллектом, слухом и зрением
Почему же эти нарушения возникают? Чтобы говорить о нарушениях, нужно понять, что же такое чтение в норме.
Чтение — сложный вид речевой деятельности. Один из важнейших способов самообучения, коммуникации и саморазвития человека. Начинается её формирование с овладения техникой чтения. На начальных этапах обучения ребёнка чтению нужно сформировать правильность, его плавность и понимание прочитанного.
Чтение прежде всего базируется на сформированных процессах устной речи. Ребёнок должен чётко воспринимать все звуки родного языка, уметь различать схожие, близкие звуки. Такие звуки в русском языке, например, — это твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие согласные. Умение выделить все звуки, из которых состоит слово, принципиально важно, поскольку каждый звук в русском письме имеет своё буквенное обозначение. Ребёнок должен усвоить звуко-буквенные связи, ему нужно запомнить, как выглядят буквы русского алфавита, и уметь различать их.