Как научиться красиво писать — Лайфхакер
1. Определитесь, зачем вам это нужно
У желания улучшить почерк могут быть разные причины. И вам стоит найти вашу. Во‑первых, это заставит вас действовать более осознанно и повысит мотивацию. А во‑вторых, подскажет, на исправлении каких нюансов почерка нужно сосредоточиться.
Возможно, вы просто хотите писать разборчивее. Или чувствуете необходимость сделать почерк более «начальственным» — придать ему уверенность, чёткость, эффектность. А может, вами движет исключительно эстетическое чувство. Разберитесь с собой, это важно.
2. Оцените свой актуальный почерк
Возьмите лист бумаги и напишите на нём несколько предложений — так, чтобы они образовали два‑три абзаца. Не старайтесь выводить буквы «красиво», пишите естественно — так, как делаете это всегда.
Когда закончите, положите лист перед собой и проанализируйте видимые недостатки почерка. Делайте это не в целом («как курица лапой!»), а стараясь выделить конкретные моменты.
- Форма букв. Возможно, они слишком узкие и угловатые? Или наоборот, излишне округлые, с затейливыми петлями? Может, они дублируют друг друга — например, «п» в вашем исполнении выглядит как «и»?
- Наклон. В классическом красивом почерке все буквы имеют одинаковый лёгкий наклон вправо.
- Высота букв. В идеале она должна быть одинаковой и такой, чтобы значки были читаемы. А как у вас?
- Написание букв. При анализе может оказаться, что один и тот же элемент вы изображаете по‑разному. Классический пример — разница в начертании буквы «т»: иногда используется её печатный вариант, а иногда — письменный.
- Интервал между буквами. Он тоже должен быть равномерным.
- Расположение букв на горизонтали. Они не должны прыгать или уходить вверх‑вниз к концу строки.
- Нажим. Давление пера на бумагу должно быть равномерным на всём протяжении текста. Но часто бывает так, что в одном месте мы слишком давим на ручку, а в другом, напротив, она будто соскальзывает с бумаги, из‑за чего текст выглядит неряшливым и плохо читаемым.
Для наглядности можно подчеркнуть или обвести самые «выдающиеся» участки текста контрастным цветом. Это поможет вам сконцентрировать внимание на тех недостатках, от которых вы хотите избавиться. Например, если вы отметите, что буква «ж» выходит у вас скомканной, сжимающейся в конце, в будущем вы постараетесь сделать её более равномерной.
3. Найдите источник вдохновения
Красота — понятие относительное, и «красивые» (на ваш взгляд) почерки могут быть совершенно разными. Поищите пример того, который вам нравится.
Возможно, это будут просто идеально ровные «школьные» строчки:
900igr.netИли изящные каллиграфические:
А может, вы жаждете оригинальности и вам больше по душе почерк с наклоном влево? По возможности, распечатайте найденные примеры и разложите их там, где они будут попадаться вам на глаза. Например, повесьте на дверь холодильника. Прикрепите в виде стикера на монитор. Или над рабочим столом.
Это поможет «правильному» почерку закрепиться в зрительной памяти и побудит вас подсознательно копировать «хорошие» примеры.
4. Делайте зарядку для рук
За почерк отвечает то, что физиологи называют мелкой моторикой — совокупность скоординированных действий кисти и пальцев рук. Если вы стараетесь, а с почерком беда, то, возможно, проблема как раз в моторике. Выход один: тренировать руки.
Среди самых эффективных и одновременно простых способов — воздушное письмо. Возьмите ручку или карандаш, согните руку в локте (на угол около 70–80 градусов) и начинайте писать воображаемые слова прямо в воздухе. Делайте буквы крупными — в этом случае при выписывании будут задействованы не только кисть и пальцы, но и вся конечность от плеча, включая запястье и предплечье. Это важно: вы меньше утомляетесь, если пишете всей рукой, а это позволит сохранять почерк более чётким и ровным.
Такие упражнения стоит проводить регулярно. Например, тратить на них по 3–5 минут утром, днём и вечером.
5. Убедитесь, что вы правильно держите ручку или карандаш
YouTube‑канал «Хочу всё знать»Пишущая принадлежность должна лежать на левой стороне среднего пальца правой руки (если вы левша — на правой стороне среднего пальца левой руки). Кончик указательного пальца придерживает ручку или карандаш сверху. Большой поддерживает слева (для левшей — справа). Когда вы пишете, рука должна опираться на верхний сустав согнутого мизинца.
Все три пальца, удерживающие ручку или карандаш, чуть скруглены и не сжимают канцелярскую принадлежность слишком сильно.
Чтобы проверить правильность хватки, поднимите указательный палец. Ручка (карандаш) не должна упасть.
6. Подберите качественные канцелярские принадлежности
Чтобы почерк получился приближённым к идеалу, вы должны получать удовольствие от письма. Поэтому ищите принадлежности, которые не царапают бумагу, а оставляют на ней мягкий отчётливый след. Найдите толщину линии, которая вам нравится. Поэкспериментируйте с цветами.
К качеству бумаги тоже стоит подойти пристрастно. Выбирайте офисные листы плотностью около 90 грамм на квадратный метр с умеренно гладкой, но не глянцевой поверхностью.
7. Представьте, что вы пишете не по бумаге, а по воде
Это сделает ваши движения более мягкими и плавными. Кроме того, вы начнёте писать чуть медленнее, что является важным условием красивого почерка.
8. Тренируйтесь выписывать основные линии
Прежде чем вы приступите к изображению красивых букв, убедитесь, что ваша рука помнит, как писать базовые элементы. Речь о простых вертикальных и диагональных линиях, окружностях, полуокружностях.
Только после того, как вы научитесь автоматически выводить выверенные чёрточки и завитки, стоит переходить к тексту.
Тренироваться можно с помощью специальных прописей, в том числе и рассчитанных на будущих первоклашек. Такие пособия продаются в магазинах канцелярии и в интернете. Большой плюс прописей — они расчерчены линиями, которые помогут вам контролировать наклон и размеры ваших элементов.
labirint.ruЕщё один вариант набить руку — дудлинг. Так называют технику любительского рисования, основанную на интуитивно подбираемых узорах. Дудлингом можно заниматься где угодно: на совещании, в общественном транспорте, разговаривая по телефону. Всё, что вам нужно, — ручка и блокнот, страницы которого вы будете заполнять интуитивными узорами.
Дудлинг развивает координацию движений и привычку плавно перемещать ручку или карандаш по бумаге. А ещё в этой технике можно создавать настоящие шедевры. Но это немного другая история.
9. Тренируйте написание букв каждый день
Здесь опять‑таки помогут обычные прописи. Занимайтесь в них ежедневно — рука должна усвоить правильное написание.
На формирование привычки и автоматических действий уходит 21 день. Не так уж и много, если наградой станет действительно красивый почерк, которым вы сможете гордиться.
Маленький лайфхак: приступая к написанию текстов, первое время старайтесь выводить буквы чуть больших размеров, чем принято. Такие символы проще анализировать. А значит, вам будет легче найти и устранить недочёты в форме, наклоне, интервалах между буквами.
По мере того как почерк улучшается, можно возвращаться к нормальному размеру строк.
Читайте также 🖋📝🎨
Как научить ребенка писать прописные буквы
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как правильно научить ребенка писать буквы. В этой статье вы узнаете, когда подходящее время для начала обучения, какие этапы включает в себя процесс, а также, какие ошибки могут допускать неопытные родители.
Когда пришло время
Самым оптимальным считается возраст пяти лет. Однако, это не означает, что вы не можете начать свои занятия с четырехлетним малышом. Но нужно учитывать такой момент, как регулярное применение нового навыка на практике. Если вы решаете начать самостоятельно обучать своего ребенка, то делать это нужно систематически, и не бросать на полпути начатое.
Также не стоит через силу заставлять ребенка младше пяти лет знакомиться с прописями. Все, что будет делаться против его желания, не принесет никакого результата. К тому же, следует учитывать и тот факт, что малыш, возможно, еще не готов к подобному обучению.
Педагоги не рекомендуют обучать ребенка прописям раньше, чем за год до первого класса. Хоть некоторые высказываются в пользу того, что не имеет смысла вовсе знакомить малыша с прописями до похода в школу.
Когда начинать обучение ребенка — ваше личное дело. Главное, чтоб он был готов физиологически и психоэмоционально, а ваши занятия приносили ему только положительные эмоции. Если в детстве отбить всякое желание писать, то будут сложности с письменными уроками в школе.
Готовим ручки заранее
Родители должны понимать, что уже с раннего возраста можно заниматься с малышом, направляя свои усилия на развитие мелкой моторики, что в дальнейшем облегчит процесс обучения письму. Для этой цели следует практиковать такие занятия, как:
- лепка из пластилина;
- аппликации;
- рисование;
- оригами;
- игры с фишками, пуговицами;
- постройка объектов из конструктора.
Критерии выбора прописей
- Буквы, которые являются образцом, должны неоднократно повторяться на первом ряду и служить ориентиром при написании последующих строк.
- Обучающие пособия должны начинаться с изображения петелек, закругленных линий, крючков. Важно, чтоб ребенок сначала научился выводить эти элементы и только потом переходил к написанию букв.
- Качественная бумага с четким изображением литер.
- Достаточное количество обучающего материала.
- Соответствие возрасту и уровню развития.
Подготовительный этап
Перед тем, как задумываться об обучении письму, нужно позаботиться о том, чтоб малыш научился правильно:
- сидеть за столом;
- располагать тетрадку;
- не наклоняться слишком низко над поверхностью;
- осознавать, где и какой листик, его правая и левая сторона;
- держать ручку;
- иметь возможность фокусироваться на одном занятии.
Очень важно, чтобы у малыша к моменту первого обучения уже была достаточно развита мелкая моторика.
Рекомендовано, чтоб к первому занятию в прописях, ваша дети уже знали все буквы алфавита.
Особенности
Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка писать буквы красиво, то необходимо учитывать несколько моментов.
- Правильное положение рук, туловища и головы во время письма.
- Использование ручки или карандаша нормальной длины, не более пятнадцати см и диаметра, не больше семи мм.
- Следите за тем, чтобы малыш правильно удерживал свой инструмент письма. Это важно, чтобы не допустить мышечного спазма или общего перенапряжения руки. Также это влияет на красивый почерк в будущем.
Правила обучения
Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка 5 лет писать буквы, то можно следовать таким этапам.
- Самое главное, что необходимо — подготовить руку ребенка к правильному держанию ручки. С этой целью можно приобретать специальное печатное издание, обучающего характера. Так вы должны проводить с малышом занятия на выполнение следующих упражнений:
- рисуем по точкам — ребенку необходимо соединять их между собой при помощи линий. В конце ему предстанет готовая картинка. Такой метод является не только практичным, но и интересным для малыша;
- упражнения, в которых необходимо проводить короткие линии, как горизонтальные, так и вертикальные, без использования линейки;
- изображение волнистых линий и прерывистых, рисование овалов, кругов также позволит малышу адаптировать свою руку под будущее написание букв.
- Прописывание элементов, из которых состоят буквы. С этой целью ребенка учат писать крючки, палочки, петельки.
- Первым делом вместе с карапузом наводим букву по пунктиру. Затем предлагаем ему самому попробовать. Важно, чтоб первыми были буквы, легкие в написании, например, «н», «о», «а», «п», «л», а потом добавлялись «ж», «я», «д», «щ».
- Нужно знакомить малыша с изображением каждой буквы. Для этой цели можно лепить их из пластилина или рисовать. Пусть ваши буковки будут необычными, так ребенку будет легче их запоминать.
- Обязательно после знакомства с печатной литерой, показывайте, как пишется прописная. Мама должна проводить медленными движениями букву, комментируя каждый свой шаг. После написания расскажите ребенку, из чего состоит эта буква и с каким наклоном пишется.
- Теперь предложите малышу прописать изученную буковку в воздухе. Не стесняйтесь первый раз ввести рукой ребенка. После этого можно ее написать в специальной тетради.
- Только после этого можно предложить малышу самостоятельно выводить буквы в прописях.
Возможные ошибки
- Занятия, которые длятся дольше 15 минут с ребенком дошкольного возраста.
- Применение наказаний за ошибки в написании букв.
- Принуждение ребенка писать литеры, когда он не хочет или у него не получается. Родители должны понимать, что малыш может быть еще не готов или они что-то делают не так и лучше, чтоб данным процессом занялся педагог в первом классе.
- Пропуск подготовительного этапа, с целью скорейшего обучения.
- Отсутствие игровой формы в процессе обучения.
- Начало обучения ребенка, не достигшего пяти лет.
Советы
- На формирование навыка письма уходит в среднем три года.
- Чтоб правильно проводить процесс обучения, необходимо использовать специальную литературу.
- Нужно приобретать специальные прописи, учитывая уровень интеллектуального развития вашего малыша.
- Когда только знакомитесь с написанием прописных букв, используйте исключительно альбомы, а не тетрадки в линию.
- Вся излагаемая информация должна визуализироваться, придумывайте ассоциации, предоставляйте наглядные примеры, картинки.
С самого начала я знакомила своего сына с тем, как выглядят печатные буквы. Наш процесс обучения проходил с использованием нарисованных литер, имеющих глазки, ручки и ножки. Когда сыну было четыре года, я начала покупать ему специальные тетради, в том числе и для развития навыка письма. К счастью, проблем с мелкой моторикой у нас не было, потому что с самого детства я ежедневно занималась с ребенком рисованием, лепкой и аппликацией. Никита с удовольствием соединял точки, а потом и писал буквы до конца строки, смотря на образец. Сложностей в обучении у нас не возникало.
Также вы можете получить советы о том, как научить ребенка писать грамотно.
Причины медленного письма
Ребенок может медленно писать из-за таких факторов:
- сильная усталость;
- пониженная работоспособность;
- отсутствие правильного режима дня с перерывами на отдых;
- индивидуальные особенности, возможно, ваш ребенок во всех делах ведет себя медленно;
- отсутствие автоматизированного навыка письма.
- Отсутствие параллельности в написание элементов, неверный наклон могут возникнуть из-за неправильного сидения или расположения тетради.
- Сложности в написании крупных элементов, появление зубчатых линий свидетельствует о том, что вашему малышу нужно укреплять мышцы кисти, развивать мелкую моторику.
- Если вы замечаете, что ребенок оставляет слишком маленькие промежутки между буквами или словами или наоборот слишком большие, это свидетельствует о нехватке пространственного восприятия. Хвалите малыша за красивые буквы, не забывайте описывать каждый правильно написанный элемент.
- Когда ребенок пропускает отдельные буквы в словах, скорее всего, у него проблемы с фонематическим слухом. В таком случае важно проговаривать вслух слова по слогам.
Обучаем левшу
Если ваш малыш все делает левой рукой, не стоит отчаиваться и переучивать его на правую, тоже касается и письма. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при обучении таких деток.
- Располагайте тетрадку с уклоном вправо. Обращайте внимание, чтоб нижний угол странички справа находился на уровне грудной клетки ребенка.
- Следите за тем, чтоб локоть рабочей руки слегка выступал за пределы стола. Необходимо, чтоб рука свободно передвигалась вдоль страницы. Нерабочая рука при этом находится на столе и придерживает тетрадку.
- Вначале обучаем писать буквы, начиная с их элементов.
- Не нужно подгонять малыша. В начале обучения ребенок не должен писать больше, чем шесть символов в минуту. Со временем скорость будет увеличиваться.
- У малыша могут возникать трудности с написанием слов с левой стороны в правую, поэтому вы можете делать специальные пометки, например, обозначать синим цветом правое, красным отмечать левое поле.
Теперь вам известно, как научить ребенка писать буквы (прописи). Придерживайтесь этапности в процессе обучения, не торопите малыша. Помните о том, что ребенок может быть не готов к развитию нового навыка. Нет ничего плохого в том, что уже учитель начнет развивать эту способность вашего сына или дочери.
Как научить ребёнка писать буквы
Обучение ребёнка письму и правильному написанию букв – безусловно, очень важная часть учебного процесса первоклассников. В то же время дошкольная подготовка детей включает в список обязательных требований только знание букв алфавита, а вот умение хорошо и красиво писать буквы не является обязательным условием для поступления в школу.
Когда и как лучше начинать учить ребёнка письму
Однако часто родители пытаются слегка предупредить этот процесс, пытаясь научить ребёнка письму ещё до школы, в возрасте пяти — шести лет. Но педагоги отмечают, что дети, начавшие учиться писать ещё до поступления в школу, в первом классе пишут хуже тех детей, которые приступили к освоению этого навыка уже непосредственно на школьных уроках.
Связано это с тем, что любой полученный навык, хорошо развивается тогда, когда он практически востребован. То есть, если малыша научить писать в пять или шесть лет, то впоследствии он должен ежедневно выполнять письменные работы, иначе, навык этот быстро забудется.
Либо, возможен ещё такой вариант: научившись рано писать, малыш иногда пользуется своим умением, но делает это не системно, другими словами, пишет как попало и где попало. В этом случае вроде бы неплохой почерк в начале обучения превращается в едва читаемый набор каракулей впоследствии.
Поэтому родители должны понимать, что если они решили научить маленького ребёнка писать самостоятельно, в домашних условиях, то необходимо делать это последовательно, не бросая занятия на полпути и постоянно тренируя полученный навык, пользуясь необходимыми для этого пособиями.
Готовим руку к письму: начальный этап
Существуют определённые виды упражнений, которые позволят хорошо подготовить руку будущего первоклассника к его дальнейшему обучению письму. Пособий, предлагающих подготовку такого рода, великое множество. Можно выбрать любое, однако, нужно обратить внимание на наличие в них следующих заданий:
- Тренировка навыка «рисование» по точкам. Объединяя предложенные точки линиями, малыш получает изображение, картинку чего-либо . Очень полезный навык, который пригодится в дальнейшем, когда школьник будет осваивать похожим образом написание буквы в прописи.
- Задания, которые позволяют научить малыша уверенно проводить чёткие ровные линии небольшой длины без применения линейки — как вертикальные, так и горизонтальные.
- Рисование кругов, овалов, простейших геометрических фигур, волнистых и прерывистых линий также хорошо тренируют и готовят руку маленького ребёнка к предстоящим занятиям письмом.
Также можно потренироваться писать печатные буквы. Существуют специальные прописи для дошкольников, например «Буква к букве» И.Г. Медеева.
Скачать прописи для дошкольников, часть 2
Скачать прописи для дошкольников, часть 1
Учимся писать: необходимые пособия
Безусловно, главным помощником в нелёгком деле обучения ребёнка письму будет пропись – специальное практическое пособие, содержащее примеры того, каким образом дети должны учиться правильному написанию букв и их элементов.
Однако школьные прописи, которые предназначены для работы на уроках, предполагают небольшое время, отведённое на занятия по чистописанию, поэтому объём самой прописи и заданий там невелик, его будет недостаточно для регулярных занятий. Поэтому если вы хотите научить детей писать уверенно и быстро, а также добиться красивого почерка, то нужно озаботиться приобретением дополнительных прописей, для домашних занятий.
Правильная пропись: на что обратить внимание
Рынок обучающих пособий очень разнообразен и зачастую родителям сложно разобраться в том, как правильно выбрать то или иное пособие, тем более, если это касается приобретения такого непростого навыка, как письмо. Как должна выглядеть пропись и какие задания в ней должны быть, для того чтобы юный ученик научился писать буквы быстро и красиво?
Скачать прописи Леонида Никитина
- Необходимо, чтобы образец буквы повторялся на строке несколько раз, а не один-два раза, в самом начале. Это связано с тем, что ребёнок берёт за образец ту букву, которая находится непосредственно в поле его зрения. И каждый последующий знак он уже будет писать, ориентируясь не на первые красивые и правильные образцы в начале строки, а на те, которые находятся непосредственно в поле его зрения – написанные им самим. А так как написание этих букв, скорее всего, далеко от совершенства, то и следующие за ними будут с каждым разом ещё хуже. Именно поэтому важно, чтобы правильный образец повторялся на строке несколько раз, оставляя ученику место для написания за ним двух — трёх букв, не более.
- Обучение письму в выбранной прописи начиналось не с написания букв, а с отработки написания образующих их элементов: крючков, закруглённых линий и петелек. Тогда ребёнка будет значительно проще научить правильному написанию букв на следующем этапе.
- Общие замечания
Отводите дополнительным занятиям по чистописанию 15–20 минут в день в течение первого года обучения ребёнка в школе.
Если вам удалось подобрать подходящую пропись, которая максимально точно содержит перечисленные выше моменты, то необязательно каждый раз, когда юный ученик выполнит все задания, для продолжения тренировок покупать новую. Можно перед началом работ скопировать необходимые листы, таким образом, получив неограниченный запас нужного наглядного пособия.
Маленькая хитрость
Очень часто ребёнок торопится, рисуя буквы на строке, понимая, что когда строка закончится, закончится и его задание. Это, к сожалению, не приводит к правильной отработке написания нужной буквы, а само выполнение задания сводится к задаче «лишь бы быстрее закончилось». Но если он будет понимать, что запас необходимых прописей ничем не ограничен, то подойдёт к выполнению упражнения с первого раза более аккуратно и ответственно.
Научить юного школьника писать аккуратно и красиво непросто, но навык этот совершенно необходим для последующего обучения. Поэтому желательно уделить самое пристальное внимание процессу обучения и подбору необходимых для этого пособий и прописей.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Логопедические занятия — Как научить ребёнка писать печатные буквы в прописи:
Учимся писать букву «А» — Началка.Онлайн
Хочу вам рассказать, как я обучаю своих воспитанников письму, а именно – написанию букв. Сегодня будем учиться писать букву “А”.
Те, кто уже знаком с моими цифрами, заметили, что я любую цифру делю на лёгкие составные части. Такую же точно работу мы проделываем и с буквами. Дети обожают прописывать «улыбочки», «животики» и «крышечки» – эти элементы не пугают их. И даже, увидев сложную по написанию букву, дети с лёгкостью разбивают её на части и без труда записывают в свои тетрадочки.
Итак, буква А заглавная.
Для начала отработайте элемент буквы А, который я называю «рыбка».
-затем проговорите с ребёнком, чем отличается прямая палочка от наклонной
– вспомните про «улыбочку», поставьте перед ним зеркало и попросите, чтобы ребёнок улыбнулся)) покажите ему его улыбку, и расскажите о том, что почти все буквы веселого алфавита будут также улыбаться
– пропишите букву: улыбочка – наклонная палочка – прямая палочка – рыбка.
Отработайте написание этой буквы много раз. Я расскажу вам, как это можно сделать так, чтоб ребёнку это было интересно. Следите за лентой, а которой скоро появится игра «Волшебники»
Строчная буква «а» состоит из трёх элементов: полумесяца, короткой наклонной палочки и улыбочки.
– сначала тренируйтесь с ребёнком в написании отдельных элементов, после чего переходите к их соединению
– итак, записываем: полумесяц, короткая наклонная палочка (короткая, т.к буква строчная , и мы не должны выйти за строчку) и улыбочка.
– обратите внимание ребёнка, что удобнее писать буквы не отрывая руки, поэтому некоторые элементы мы будем обводить : двигаясь сначала вверх, а потом вниз или наоборот
– цель моих упражнений – не в том, чтобы соблюсти идеальные пропорции каждой буквы или цифры, прописывая строго по правилам каждый элемент; цель моих упражнений – написание буквы или цифры по четко заданному алгоритму. Рука должна двигаться то отработанному маршруту, выполняя при этом написание несложных элементов.
Если вам мои уроки полезны, и вы хотите узнать, как я учу детей записывать и остальные буквы, пишите об этом в комментарии, и с я радостью поделюсь с вами своими находками
Как научить ребёнка писать без ошибок?
Содержание:
Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?
Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз «дисграфия». По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Как научиться писать без ошибок?
Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как определить дисграфию у ребёнка?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:
- Ошибки в ударных слогах («рОдость» вместо «рАдость»).
- Пропуск букв.
- Недописывание слов и букв («стака…» вместо «стакаН»).
- Перестановка слогов («ябколо» вместо «яблоко»).
- Повторение одной и той же буквы («магазиМ» вместо «магазин»).
- Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
- Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).
- Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
- «Съезжает» со строчек к концу предложения.
- Переносит слова неправильно.
- Часто не делает пробелов между словами.
- Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
И, наконец, «неаккуратность» в тетради:
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение «Волшебный диктант».
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение «Образ слова».
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение «Весёлый мультфильм».
Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение «Шифровка».
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение «Зоопарк».
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Советы родителям
- Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
- Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
- Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
- Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
- После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
Способность писать грамотно даётся от природы, как способность к математике, физике. Конечно, развивать грамотность можно и нужно, но какой же это труд для ребёнка! Есть дети, которые при изучении темы говорят, что все легко и просто, единицы даже утверждают, что уже проходили этот материал в прошлом году, хотя это совсем не так:) И есть те, кто сидит с отсутствующим взглядом, хоть разбейся!, а на математике щелкает задачи, неграмотно записывая пояснения и ответ!
04.11.2017 12:44:38, Inna47Может, это и хорошо, что всему мы находим объяснение. Но ведь раньше всех этих умных слов не было. А людей грамотных у нас хватало. Я до 10-го класса писала с ошибками. Хотя читать очень любила. И вдруг стала как бы чувствовать язык. Очень помогло то, что моя мама работала в ИТАР-ТАСС в начале корректором. Им давали огромные рулоны с текстами, которые потом редактировались редакторами. А задача самих корректоров была в том, чтобы проверять орфографические ошибки и ошибки в пунктуации. Так вот, мама просила меня читать, а сама на копии правила ошибки. Разумеется, находя ошибку, она меня останавливала, и мы ее исправляла. Там у них еще специальные были обозначения. Например, подчеркнуть снизу букву два раза — это поменять маленькую букву на заглавную. В итоге я совсем незаметно сама стала искать ошибки и очень радовалась, когда находила их.
Еще одно — все твердят — ребенка надо заинтересовать. Да, мне было интересно. Но это было УЖЕ 10 класс. На тот момент я даже не понимала, что мне интересно. Найти подход даже к своему ребенку очень сложно. И главное, что нам мешает — наше желание. Мы так хотим, чтобы наши дети читали и правильно писали, что не терпим их возражения. И, разумеется, встречаем отпор.
Статья хорошая.
Другой вопрос, как заставить ребенка заниматься по всем этим полезным пунктам??
Я долго искала какую-то игру, или книжку-развивалку, чтобы был интерес заниматься. Нашла «Письма из сказки. Обучение с увлечением». Наберите поиском, очень полезная штука!
Всего 8 сообщений Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
6 способов научить писать красиво и аккуратно ребёнка
Многие родители не могут спокойно смотреть на «творения» своих детей, учащихся в начальных классах. Не помогают ни прописи, ни дополнительные занятия — почерк остается ужасным, буквы расползаются в стороны, не вписываются в строчки, прочитать порой крайне затруднительно, что же написал ребенок. Сегодня обсудим, как научить ребенка писать красиво и аккуратно. Как не срываться на крик и не доводить ни себя, ни юного ученика до слез? Оказывается, способы есть.
Оглавление:
Часто дети аргументируют свой плохой почерк тем, что он им почти не нужен. Ведь практически все в сегодняшнем мире в электронном виде: смс, напечатанные рефераты на клавиатуре и прочее. Но, все равно, красивый почерк еще никто не отменял! Родители должны превратить каллиграфию в увлекательное дело, иначе со временем не смогут разобрать ни одной буквы в тетради своего чада.
5 возможных сложностей при обучении
Все педагоги и преподаватели согласятся, что читать ребенка научить намного легче, чем красиво писать. Для начала давайте посмотрим, а все ли условия соблюдены для ученика?
- Какую позу ребенок принимает, когда пишет? Слишком ли он нагибается над тетрадью? Спина у ребенка должна быть прямой и опираться на спинку стула.
- Под ноги можно подставить небольшую скамеечку (если это первоклашка), нужна опора на ноги.
- Упор на руку. Если ребенок сидит ровно, то на руку не идет такой сильный упор и нажим, как если бы он сидел, поджав под себя ногу или сильно наклоняясь вперед.
- Нагрузка на глаза. Малыш не должен сидеть, низко наклонившись над тетрадью. Если постоянно глаза находятся в напряжении, то впоследствии родители могут столкнуться с ухудшением зрения у ребенка.
- В связи с новыми требованиями. Когда ваш малыш только идет в школу, то он, конечно, не привык сидеть часами за тетрадями: у него может начать болеть рука или голова, ему уже неудобно сидеть, хочется встать. Действия еще не доведены до автоматизма, да и занятия письмом еще для малыша непривычны.
Возможно, вам будет интересно Подсказки для родителей как бороться с детскими истериками
Учитывайте эти факторы, помните, что ребенок только учится, а освоить каллиграфию — дело не быстрое и кропотливое.
Учить ли ребенка писать до школы
Психологи единодушны в одном, что любое обучение в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. Те занятия, которые требуют усидчивости и системности, должны проходить уже в школьном заведении.
- Если родители учат своего ребенка писать до школы, то скорей всего почерк потом испортится, так как рука еще не окрепла достаточно.
- Мало кто из пап и мам учился каллиграфии и умеет красиво писать или настолько красиво, чтобы учить других, в том числе и ребенка.
- Те, кто все — таки учит своего малыша письму до школы, то вполне может освоить эту науку, но, что дальше? Чтобы закрепить знания, нужен навык и постоянная практика, а у маленького ребенка ее нет. Он начинает писать как попало и когда придется. Именно такой неправильный навык может закрепиться. Потом переучить будет крайне тяжело.
Можно сделать вывод, что до школы учиться писать все же не стоит. Не нужно торопиться, ведь всему свое время. И в школе педагоги научат делать это правильно.
Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил
Как научить ребенка писать красиво и аккуратно
Сначала необходимо подготовиться самим родителям, потому что от их знаний будет зависеть и желание детей обучаться и спокойно, а, может, и с удовольствием, заниматься учебой. А составляющей этого процесса является аккуратный и красивый каллиграфический почерк.
Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению
В помощь родителям
1. Приведите место, где ребенок занимается, в порядок. Еще раз посмотрите внимательно: возможно, необходимо отрегулировать стол и стул, за которым занимается ученик. Нужно убрать все лишние предметы со стола (игрушки, книги, которые не относятся к учебе). Стол и стул должны быть устойчивыми и удобными.
2. На столе должна стоять настольная лампа, причем для правшей на левой стороне стола, а для левшей — на правой. Если темно, то включите дополнительное освещение.
Фото. Такие ручки не стоит использовать для письма.
3. Отдельное внимание стоит уделить подбору ручки, а лучше иметь их несколько, потому что они имеют свойство постоянно теряться. Ручка должна быть удобной, не толстой и не тонкой для пальчиков. На ней не должно быть кнопок и других отвлекающих деталей. Лучше приобрести несколько штук подороже, чтобы не растекались и писали тонкими чернилами.
4. Последнее время появились специальные насадки, которые надеваются на ручку. Они помогают правильно держать пальцы. Их всего 3 (средний, большой и указательный) и должны они быть на расстоянии 2 — х сантиметров от носика. Когда пальчики слишком близко к носику ручки, то не видно, как соединять буквы и писать их.
5. Еще одна большая ошибка, которая приводит к тому, что начинает болеть рука, причем очень быстро. Необходимо показать и объяснить ребенку, что при написании нужно, чтобы работало плечо, а сама рука и кисть должны быть свободны. Дети же часто очень сильно сжимают пальцы, и чересчур напрягают кисть. Для тренировки можно попробовать пописать мелом на доске или просто в воздухе.
6. Проследите, чтобы рабочая тетрадь лежала правильно. Лист должен быть немного правее середины груди ребенка, под наклоном, чтобы рука свободно двигалась, и не нужно было тянуться, чтобы начать новую строчку. Необходимо еще спросить у учителя, как правильно вести тетрадь: сколько отступать клеточек или линеек после классной работы, между примерами или задачами.
Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы
Вспомогательные задания
- Чтобы лучше обучить ребенка писать красивым почерком, необходимо дополнительно развивать кисть и тренировать мышцы, развивать мелкую моторику, чтобы буквы получались изящней. Для этого можно предложить ребенку позаниматься на досуге лепкой, рисованием. Только рисовать мелкие штрихи или разукрашивать маленькие рисунки.
- Можно девочкам предложить заниматься бисероплетением или макраме, а можно вышивкой. Мальчику желательно приобрести конструктор, который содержит мелкие детали.
- Нужно выбрать занятие, которое малыш будет делать с удовольствием, тогда каждый урок будет в радость. Необходимо придумать такое занятие, которое потребует от ребенка точное выполнение пальцами. Кроме красивого почерка, это может стать хобби и увлечением на всю жизнь.
- Вы можете с ребенком в написанном им тексте находить красивые буквы и не очень. Самые красивые можно подчеркивать и называть их, например, «красотками», а некрасивые — «страшилками». Потом их подсчитать и посмотреть, каких больше.
- Некоторые мамы со своими детьми начинают с одной буквы. Стараются каждый день тренироваться хоть по 10 минут, пока буква не начнет получаться, потом приступают к следующей.
- В случае когда ребенку лучше смотреть и повторять, можно попросить у учительницы в классе несколько тетрадей с самым красивым почерком и сделать ксерокопии. Они должны храниться на столе, все время быть на виду.
- Не стоит давить и нервничать, чтобы ребенок быстрее или аккуратней писал. Наоборот, хвалите даже за одну красивую букву. Изобразите восторг, когда увидите ее. Притворитесь, что не верите, что так красиво написал ваш малыш.
- Если ребенок немного ленится и не хочет усидчиво заниматься, то не заставляйте сверх положенного, но объясните, что плохой почерк может привести к проблемам.
- Когда учитель не сможет прочитать слово, то может подумать, что там есть ошибка. А если это контрольная работа? Писать разборчиво очень важно, об этом нужно повторять почаще.
Интересная программа Как за две недели исправить плохой почерк!!!!!! Смотрите, не пожалеете
Заключение
Плохой почерк — частое явление в наши дни. Поэтому родителям стоит задуматься об этой проблеме еще в начальных классах. Изучите возможные и доступные материалы по каллиграфии, и в игровой форме начните заниматься. Потом ваш сын или дочь втянутся в процесс, и сами будут спрашивать, когда начало занятия.
Приобретите, если есть возможность небольшую доску и мел домой. Можно играть с ребенком в школу. Он с удовольствием выступит в роли учителя, а потом поменяйтесь местами. Также не мешает иметь несколько прописей, где можно тренироваться. Пусть малыш не переживает, если некрасиво получится — это ведь тренировочная тетрадь, а без ошибок невозможно научиться.
Пусть вас не мучает вопрос, как научить ребенка писать красиво и аккуратно. Просто систематически занимайтесь, и результат обязательно появится.
Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях