Как правильно держать ручку чтобы красиво писать
Нужно ли ребёнка учить писать до школы? Я считаю, что нет. Но!
Хорошим подспорьем при обучении в школе было бы овладение ребёнком базовых навыков письма:
- привыкнуть к правильной посадке за рабочим столом;
- уметь правильно держать ручку при письме;
- уметь проводить в заданном направлении непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии;
- без помощи контура копировать с образца отдельные геометрические фигуры и несложные орнаменты;
- рисовать узоры и предметы по клеточкам;
- графические диктанты;
- не отрывая карандаша от бумаги, обводить по контуру или пунктиру рисунок;
- овладеть различными приёмами штриховки.
Но чтобы всему этому научиться и не навредить малышу, нужно соблюдать некоторые важные моменты.
Условия для подготовки дошкольника к письму:
- Обеспечьте ребёнку удобное место для работы с достаточным освещением.
- Следите за посадкой ребёнка:
-спина прямая;
-ноги на полу или на подножке;
-между животом и столом проходит кулачок ребёнка;
-тетрадь расположена под углом 30 градусов
-обе руки лежат на столе.
- Сначала пусть ребёнок работает мягким простым карандашом.
- Делайте физкульминутки каждые 20 минут.
- Не ругайте ребёнка. Не показывайте своё недовольство результатом. Наоборот старайтесь всячески поощрять малыша.
- Следите за тем, чтобы ребёнок правильно держал в руке карандаш.
В нынешнее время распространено множество различных методик, которые помогут НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ПРИ ПИСЬМЕ.
Способ 1
Пинцетный захват. Ребенок берет ручку 3 главными пальцами за кончик, затем постепенно опираясь ручкой перпендикулярно поверхности стола, передвигает пальцы вниз, пока они не займут правильное положение.
Способ 2
Убаюкивание ручки. Можно поиграть в забавную игру. Кроватка – средний пальчик, подушка – указательный пальчик, а одеяло – соответственно, большой палец.
Способ 3
Метка на пальце. Вам нужно будет нарисовать точку на пальчике – там, где обязана располагаться письменная принадлежность.
Способ 4
Дартс. Правильное держание дротика схоже с держанием письменной принадлежности. Научите играть ребенка в дартс и ему будет проще.
Способ 5
Специальная накладка или ручка. На сегодняшний день существуют множество различных товаров-тренажеров, которые помогают научить ребенка правильно держать ручку.
Способ 6
С помощью салфетки и карандаша. Складываем салфетку в несколько раз и предлагаем ребёнку прижать его к ладошке безымянным пальчиком и мизинцем. Оставшиеся пальцы выпрямляем и берём ими ручку. Занятые пальцы уже не будут влиять на правильный захват. Вместо салфетки можно использовать комочек ваты.
Эти способы подходят и для правшей, и для левшей.
Чтобы понять, как трудно осваивать навыки письма вашему малышу, возьмите пишущий инструмент в свою нерабочую руку и начните писать. Ну как? Легко?
Поэтому терпение и ещё раз терпение. И не забываем про упражнения для укрепления руки.
Советую: Как улучшить почерк ребёнка
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Как правильно держать ручку? Готовимся к школе
Здравствуйте, дорогие друзья! Многие взрослые часто задаются вопросом: как научить своего ребенка правильно держать ручку? Как выясняется в школе или в старшей группе детсада, далеко не все дети умеют правильно держать ручку. Конечно, тут могут и помочь хорошие специалисты — педагоги и психологи. Существует и несколько разных способов обучения. Важно помнить, что пока ребенок только учится правильно держать ручку, необходимо наблюдать за ним и корректно поправлять, если у него что-то не получается, не допускать насмешливого или язвительного тона. Если ребенок левша, а из взрослых никого левшей нет, этот процесс будет еще более сложным и долгим. И конечно, постарайтесь оградить малыша от насмешек со стороны сверстников.
Как же правильно держать ручку в ладони?
Разберем подробнее, за что отвечает каждый палец на ладони:
— Ручка должна располагаться с левой стороны среднего пальца (для правшей, для левшей – соответственно, наоборот).
— Указательный палец захватывает ручку сверху-справа.
— Большой палец должен поддерживать ручку сверху-слева.
— Важно, чтобы ребенок не сжимал ручку чересчур сильно, а все три пальца были чуть-чуть скруглены.
— Ручка не должна упасть, если приподнять указательный палец, который ее поддерживает.
— Мизинец и безымянный палец могут лежать как внутри ладони, так и находиться свободно у основания пальца. В процессе письма мизинец должен быть загнут вовнутрь, а рука должна опираться на его верхний сустав.
На первый взгляд вроде бы все понятно. Но далеко не у всех первоклашек это получается с первого раза. Необходимо не только показать и рассказать ребенку, как правильно держать ручку при письме, важно, чтобы он представлял сам процесс и чувствовал уверенность в своих силах. Кроме того, стоит иметь ввиду еще несколько важных моментов:
1. Проверьте, правильно ли ребенок сидит. Его ноги должны стоять прямо, и сидеть нужно тоже прямо. Между столом и грудью расстояние должно быть 1,5 – 2 см. Оба локтя рук лежат на столе.
2. Проследите, чтобы тетрадь располагалась на столе правильно, а именно под углом в 30 градусов. При этом нижний угол листа, на котором ребенок пишет, соответствовал середине груди.
Как объяснить ребенку, что от него требуется?
Попросите ребенка представить, что на третьем пальце правой руки находится невидимая подушечка. Именно на эту подушечку и укладывается ручка. Затем надо показать, как указательный и большой палец захватывают ручку сверху. При этом проследите, чтобы расстояние от кончика ручки до указательного пальца было 1,5 см — в противном случае будет чувствоваться легкое напряжение в руке.
Веселые уроки: учимся держать ручку с помощью игр
Для того чтобы ребенок быстрее понял, как правильно держать ручку, можно придумать несколько занимательных игр. Вот несколько из них:
Способ № 1
На помощь приходит обычная салфетка, с её помощью малыш быстрее поймет, как надо держать ручку. Салфетку складываем в несколько раз. Затем просим ребенка зажать её мизинцем и безымянным пальцами, а остальные пальцы выпрямить вверх. После этого остается только взять оставшимися пальцами ручку, и она будет лежать в ладони правильно.
Способ №2
Ваш ребенок когда-нибудь играл в дартс? Если нет, то самое время купить ему мишень и дротики. Если представить, что ручка — это дротик, то обнаружится, что принцип захвата пальцами тут одинаковый. Пробуйте, в таком варианте ребенок с легкостью освоит нужный навык.
Способ №3
Можно приобрести устройство, надевающееся на ручку. Взять ручку не правильно в этом случае будет просто невозможно. Подобные насадки на ручки бывают очень красочные, в форме разных зверушек, и детям они очень нравятся. Такие насадки подойдут и правшам, и левшам.
Способ №4
Можно купить ребенку ручку со специальной подсказкой для пальцев. Эти ручки разработаны специалистами эргономики, образования и медицины, а выпускает такую продукцию известная фирма Stabilo LeftRicht. Ручки с подсказками для пальцев так же изготавливаются отдельно для детей-правшей и детей-левшей.
Способ №5
Попробуйте такой способ. Ручка берется за самый-самый краешек и ставится вертикально на стол. Пальцы скользящим движением спускаются вниз вдоль ручки, не доходя до её основания на 1,5 см. При этом надо будет проследить, чтобы рука ребенка слегка наклонилась под нужным углом.
Способ №6
Этот метод подойдет для самых маленьких, а называется он «Спокойной ночи, ручка!». Попросите ребенка положить ручку «спать». Причем «спать» ручка должна в руке ребенка. Средний палец – кроватка, указательный – подушка, большой палец – одеяло.
Вот, наверно, и все основные способы и методы, которые помогут обучить малыша как правильно держать ручку. В некоторых случаях они могут оказаться полезными не только для детей. Ведь бывает и так, что взрослые, которых никто не проконтролировал в свое время, тоже не умеют правильно держать ручку. Что ж, учиться никогда не поздно! К тому же, используя данные техники и методики, можно научить левшу писать обеими руками, не переучивая использовать левую руку в качестве основной. Успешных занятий вашим малышам!
Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш ? (8 способов)
Мы знаем, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней. Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.
Как правильно держать ручку во время письма
Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.
Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму.
8 способов научить ребенка правильно держать ручку
1. Метод пинцета
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).
2. Уложить ручку «спать»
Покажите на собственном примере, как можно уложить ручку спать. Представим, что средний палец – это кроватка. Положим ручку на «кроватку». Под «голову» (конец ручки) нужно подложить подушечку указательного пальца – «подушку». Сверху накрыть ручку «одеялом» — подушечкой большого пальца. Теперь смело начинаем писать. Рука во время письма опирается на загнутый внутрь мизинец.
3. С помощью салфетки
Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
4. Обучающая насадка
Современные производители канцтоваров изобрели специальные насадки на ручки и карандаши. Они выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно. Эти насадки есть как для правшей, так и для левшей, а также отдельно есть насадка для столовых приборов (ложки, вилки. Кстати, читаем статью как научить ребенка держать ложку).
5. Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев
Для детей также были разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.
6. С помощью мелков
Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.
7. Игра в дартс
Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге.
8. Точка на пальчике
Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.
На эту подушечку мы и укладываем ручку
Как правильно сидеть за столом
При письме важно соблюдать следующие правила:
- за столом сидеть с прямой спиной;
- ноги поставить вместе на пол или подставку;
- оба локтя должны лежать на столе;
- расстояние между краем стола и грудью – около 2 см;
- лист бумаги нужно расположить под углом 30 градусов так, чтобы нижний левый угол ориентировался на середину груди.
Как развивать навыки письма и мелкую моторику
Научить ребенка правильно держать ручку еще недостаточно. Для выработки почерка и координации письма нужно проделывать нехитрые упражнения, которые станут своего рода забавой для него:
- вырезать из бумаги фигурки при помощи ножниц;
- нанизывать на нитку бусинки;
- лепить из пластилина, теста;
- завязывать узелки на нитках и веревках различной толщины;
- разукрашивать рисунки кистью, карандашами, фломастерами;
- рисовать по клеточкам;
- обводить фигуры по контуру;
- делать пальчиковую гимнастику (повторять движения взрослых под чтение стишков).
Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»
Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.
1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть «подушечка»:
2. На эту «подушечку» укладываем ручку:
3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
Сидим прямо. Ноги вместе. Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди. Оба локтя лежат на столе.
В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:
«Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать.»
Родителям надо потратить всего лишь 20 минут в день на эти несложные упражнения, чтобы в будущем их детки красиво и быстро писали и больше успевали в школе (По теме:Нужно ли учить ребенка писать до школы?). И научить ребенка правильно держать ручку нужно как можно раньше, чтобы потом не пришлось переучивать, избавляя от неверных привычек.
Как научить ребенка правильно держать ручку
Не все дети умеют правильно держать принадлежности для письма. И, конечно же, научить чадо этому навыку – задача родителей. Если раньше учили писать в первом классе, то сегодня ребенок должен идти в школу уже подготовленным и к письму, и к чтению, и к другим предметам. На сегодняшний день разработано множество методов, благодаря которым можно научить ребенка правильно держать ручку и привить интерес к этому процессу.
Как подготовить руку к письму
Чтобы научиться правильно держать ручку и другие предметы, предстоит долго тренироваться и готовиться к этому.
В возрасте от 3 лет, родителям следует уже начинать задумываться о подготовке руки ребенка к письму. Специальные тренировки для этого лучше проводить в привычной для ребенка форме игры.
Развитие мелкой моторики рук – игра с небольшими предметами, составление пазлов, разделение шариков по цветам. Все это сопровождается гимнастическими упражнениями в игровой форме – пальчики превращаются в героев и путешествуют по сказкам.
Рисование. Причем заниматься этим делом нужно, используя разные принадлежности, и краски, и мелки, и карандаши. Благодаря такому занятию можно научиться нажимать пишущим предметом на бумагу.
Гимнастика для пальцев. Можно играть в кукольный театр с помощью пальцев, заниматься моторикой рук и собирать пазлы.
Рисование штрихами. Это упражнение будет эффективным, если все штрихи будут наложены в одном направлении.
Вырезание фигурок. Для начала нужно вырезать фигурки по контуру, а когда набьется рука, то можно воспользоваться и без контура.
Каким должно быть положение пальцев
Если ребенок правша, то ручку нужно расположить на левой стороне среднего пальца. Указательный палец должен придерживать ее сверху, так сказать, он должен крепить ее. Большой палец должен поддерживать ручку с левой стороны. Если малыш левша, то стороны, на которых должна располагаться ручка будут противоположными. Но желательно учить ребенка писать правой рукой, так как в учебном заведении его могут переучить, то есть создадут сложности в обучении. Пальцы не должны давить на ручку, их нужно закруглить.
Во время письма ребенок не должен чувствовать усталость.
Если немного поднять указательный палец, то ручка не должна выпасть из руки. Если же она выпадает, то неправильно расположены пальцы ребенка. Мизинец и безымянный палец можно располагать как угодно, чаще всего они «прячутся» внутри ладони. Кому-то гораздо удобнее держать их возле большого пальца.
Чтобы взять ручку в руку как положено, ребенку нужно постараться выполнить простые рекомендации:
- На среднем пальце нужно вообразить подушечку, она должна быть расположена чуть выше верхнего сгиба.
- На предполагаемую область необходимо положить ручку (ручка ложиться на левую сторону среднего пальца).
- Затем большой и указательный пальцы охватывают ручку (указательный палец держит ручку сверху, а большой держит слева).
- Большой, указательный и средний пальцы начинают закругляться, они расслаблены.
- Лучше, чтобы оставшиеся пальцы прижались к внутренней части ладони.
- При письме сама рука опирается на верхнюю часть мизинца.
- Чтобы рука не уставала, от кончика предмета до конца указательного пальца должна быть длина полтора сантиметра. Если это расстояние будет меньше или больше, то рука станет напрягаться и уставать.
Какой должна быть ручка (рекомендации по выбору)
Ручки серии Stаbilо LеftRight предназначены для детей, которые только осваивают навыки как правильно держать письменные принадлежности. Они хороши следующими особенностями:
- Ручка имеет трехгранную форму.
- Корпус выполнен из мягкого, приятного на ощупь материала.
- Имеются углубления для пальцев.
- Ручка имеет яркий дизайн, что привлекает детей.
Чтобы ручка была удобной и нравилась ребенку, она должна отличаться следующими характеристиками:
- Иметь мягкую прорезиненную вставку.
- Материал должен быть безопасным, так как детки часто тянут ручки в рот.
- Форма ручки должна быть трехгранной.
- Длина ручки должна быть не более 13 сантиметров.
- Ручка должна быть шариковой.
Описание существующих методик для обучения правильно держать ручку
Сегодня психологами, педагогами и педиатрами разработано множество методик и схем, благодаря которым можно научить ребенка держать ручку. Об этих методах будет описано ниже, они очень просты и эффективны– за что и получили свое широкое распространение.
Обучение с помощью салфетки
Чтобы научить ребенка держать пишущие принадлежности потребуется салфетка и ручка. Необходимо сложить салфетку в несколько раз, чтобы одна сторона была около трех сантиметров. Затем сложенную салфетку нужно зажать между ладонью и безымянным пальцем и мизинцем. Остальные три пальца нужно выпрямить и сделать так, чтобы они смотрели вверх.
Затем свободными пальцами нужно взять ручку, как было описано выше. Если ребенок не освоил, как правильно держать ручку, при помощи такого метода он станет держать ее правильно, так как у него останется всего три пальца.
Обучение по аналогии с игрой в дартс
Любой человек играл в дартс и даже дети увлекаются игрой. Так вот, эта игра поможет освоить навык держания ручки. Если же ребенок никогда не кидал дротики, то перед обучением придется освоить навыки игры.
Все фанаты игры знают, чтобы набить больше очков и попасть в яблочко, необходимо правильно держать дротик, тремя пальцами. К сведению, дротик и ручка должны занимать аналогичное положение. Так вот, когда дитё берется за письмо стоит напоминать ему, что ручку нужно брать также как и дротик. И тогда результат будет потрясающим.
Обучение с помощью специальной накладки на ручку или карандаш
Сегодня в магазинах много накладок, благодаря которым можно быстрее освоить навык писания. С помощью их неправильно взять ручку или другой предмет не получится. В продаже имеются насадки разной формы, цвета и материала. Больше всего популярностью пользуются насадки в форме животных, которые увлекают ребенка.
Такие насадки называются тренажерами для письма. Их можно купить для детей, которые пишут правой и левой ручкой.
Другие методики
Есть еще несколько способов обучения, как правильно держать ручки. В магазинах представлена масса ручек, с помощью которых ребенок может научиться правильно держать принадлежности для письма. На ручках имеются выемки и бугорки, которые будут мешать на письме, если будет неправильно взята ручка.
Чтобы научить ребенка держать ручку, нужно запастись терпением и соблюдать все описанные методы. Ребенка нужно постоянно контролировать, для наилучшего результата. Нужно совмещать обучение вместе с игрой, чтобы заинтересовать его, так как обучение это всегда что-то скучное.
Вместо заключения
Существует множество проблем, с которыми сталкиваются родителя подрастающего ребенка, связанные с воспитанием, лечением, обучением и прочим. Однако, многие из них, как и проблема правильного удерживания ручки при письме решается очень быстро. Главное, проявить терпение и понимание данной ситуации.
Как научить ребенка правильно держать ручку
Как научить ребенка держать ручку, что делать, если он левша?
8 способов научить ребенка правильно держать ручку:
1. С помощью салфетки
Нужно свернуть бумажку или салфетку так, чтобы удобно ложилась под пальцы и попросить будущего ученика зажать ее двумя нижними пальцами руки — безымянным и мизинцем, оставшимися свободными взять инструмент для письма.2. Ручка самоучка
В продаже есть специальные письменные приборы с встроенными насадками, где есть углубления для пальцев. Ребенку просто нужно подставить пальчики под углубления и будет правильный захват.3. Аналогия с дротиком
Многие детки любят играть в дротики или дартс. Все, что нужно сделать, напомнить ребенку про игру и предложить так же, как он берет дротики, взять принадлежность для письма в виде шариковой ручки.4. Ручка с подсказкой для пальцев
Отдельно продаются в торговых точках канцелярских принадлежностей специальные насадки. Они надеваются на корпус ручки и таким образом подсказывают ребенку, как взять ручку, чтобы правильно начать писать.5. Метод пинцетного захвата
Брать ручку можно так же, как действует пинцет. Сначала, для сравнения, показать пинцет, а потом попросить будущего ученика похожим образом взять канцелярское изделие.6. Уложить ручку «спать»
Детки охотно играют в игры при любых обстоятельствах. Воспользуйтесь этим и поиграйте в укладывание спать. Большой и указательный — одеяло и подушка. Средний — основа, то есть кровать. В результате весело и непринужденно ребенок поймет как делать правильный захват инструмента для письма.7. С помощью мелков
Прежде чем давать ребенку ручку, нужно обычные цветные мелки для рисования на доске или асфальте укоротить до 3 см. Это нужно для того, что длинный мелок дети могут зажимать в кулак, а короткий берут так же как ручку при письме. После мелка сразу дать ручку, ребенок по свежей памяти возьмет правильно в руку.8. Точка на пальчике
При захвате ручки, она касается среднего пальца в одной точке. Как ориентир можно обозначить ярким фломастером или маркером ту самую точку, чтобы ребенок понял куда нужно прижимать ручку, чтобы захват был правильным.Если ребенок левша?
На сегодняшний день, существуют в продаже ручки, специально разработанные для левши, в том числе и тренировочные насадки. Учить держать ручку так же как и правшу, теми же методами. Только при выборе ручки учитывайте тот факт, что ребенок будет писать двигая рукой по уже написанному и нужны чернила, которые сохнут быстро, а так же стержни, что хорошо пишут под любым углом.Какой ручкой начинать учиться писать?
Специалисты рекомендуют начинать писать карандашом, потом переходить на ручку. Самый оптимальный вариант для первоклассника — обычная шариковая ручка с темно-синей или фиолетовой пастой. Старайтесь выбирать такую, чтобы писала четко и ребенок не делал дополнительных усилий. Идеальная длина ручки — 15 см. отклонения в сторону увеличения или уменьшения длины приведут к неправильному захвату. Покупать ребенку ручку с игрушкой сверху не целесообразно, будет отвлекать и перевешивать, ее трудно будет долго удерживать в руке.От правильного выбора ручки зависти то, будет ли ребенок с удовольствием писать или не любить это делать, а так же почерк. На современном этапе не придают большого значения почерку. Главное, быстро и качественно справляться с поставленной задачей и правильно подобранный инструмент поможет ребенку в этом.
Консультация на тему: Как научить ребенка правильно держать ручку
Как научить ребёнка правильно держать ручку
Знаете, как научить ребенка держать ручку? Главное делать это нужно сразу правильно, потому что всегда сложнее переучить, чем научить новому навыку. Ручка или карандаш должна лежать на левой стороне среднего пальца (для правшей). Указательным пальцем нужно придерживать ручку сверху, а большим пальцем поддерживать ее слева. Все три работающих пальца необходимо слегка закруглить и не сжимать ручку сильно, чтобы не напрягать мышцы кисти. Стоит помнить не только о положении карандаша в руке ребенка, но и о его позе в целом. С самого начала научите ребенка сидеть за столом, соблюдая следующие правила:
- Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
- Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
- Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
- Оба локтя лежат на столе.
Советы родителям:
- Иногда ребенок, который до этого держал ручку правильно, меняет положение руки. Это может быть связно с тем, что кто-то из его близких друзей именно в таком положении держит предмет для письма. Не спешите ругать малыша или расстраиваться. Постарайтесь спокойно объяснить, что ручку необходимо держать по-другому. Очень часто дети капризничают и не соглашаются поменять положение руки. Крики, скандалы и ссоры тут не помогут. Оставьте на некоторое время ваши нравоучения. Не всегда захват карандаша или ручки становится причиной некрасивого почерка. Многие современные взрослые так и не научились правильно держать письменные принадлежности, но, тем не менее, их почерк красив и аккуратен.
- Если вы решили не сдаваться, то обратитесь за советом к другим родителями или к воспитателю, учителю. Быть может, они смогут поделиться с вами интересными приёмами. Иногда малыш не слушает именно своих родителей, но вот наставления учителя выполняет беспрекословно.
- В магазинах, где продаются ручки, карандаши и другие письменные принадлежности, вы сможете найти специальные насадки. Благодаря им, ребёнок не сможет взять ручку неправильно. Такие насадки могут быть выполнены даже в форме различных зверюшек, что, несомненно, заинтересует ребенка. Или пускай он представит, что карандаш необходимо держать так, как будто это клювик птички. Как только вы заметили, что он опять сжимает ручку неправильно, напомните про птичку, которой очень обидно, что про нее больше не вспоминают. Такие самоучки бывают и для левшей и для правшей.
- Можно приобрести карандаши и фломастеры треугольной формы. Ребенок просто не сможет их взять по-другому.
- Если вы хотите переучить своего ребенка, обратите его внимание на то, что вы сами держите ручку строго по правилам. Поскольку знаете, что пальчики сильно расстраиваются, когда их располагают в неправильной позиции. Сыграйте с малышом в игру, нарисуйте на пальчиках мордочки зверюшек, и каждого из них расположите на нужном уровне.
- Положите на стол карандаш. Он должен лежать перпендикулярно к телу ребенка, заточенным концом от него. Попросите малыша взять карандаш щепотью за незаточенный конец. Ребенок должен попытаться сделать так, чтобы пальцы аккуратно соскользнули вниз по корпусу, при этом упираясь заточенным концом на лист бумаги. Проводите такое упражнение постоянно, но следите, чтобы оно не вызывало раздражение у ребенка.
- И не забывайте, что сам малыш, вполне возможно, в скором времени без видимых на то причин возьмет ручку, карандаш или кисточку для рисования нужными пальчиками, расположенных в правильной позиции. Поэтому не спешите изменять своего ребенка, не дав ему времени на самостоятельные поступки. Иногда излишняя опека становится преградой для самореализации маленького человека. Поэтому даже если ваш ребенок так и не научился держать правильно ручку, приглядитесь – ведь исключая этот момент, он вырос хорошим, добрым и талантливым человеком.
Занятия, которые помогут научить ребенка правильно держать карандаш и ручку.
Такие занятия выработают у ребенка навык держать предмет для письма щепотью (большим, указательным и средним пальцами) и расслаблять напряженные мышцы руки.
- Собирать мозаику.
- Соединять карандашом точки.
- Открывать и закрывать тюбик.
- Рисовать мелками и кисточкой.
- Складывать мелкие предметы в баночку.
Простой способ, как научить ребенка правильно держать карандаш: помогите малышу щепотью (тремя пальцами) взять конец карандаша и скользящим движением сдвигать пальцы к заостренному концу, который опирается о поверхность стола. Пальцы сами распределятся нужным образом, и ребенок поймет, как правильно держать карандаш.
Консультация (средняя группа): Как правильно держать ручку при письме
Как правильно держать ручку при письме
Вопрос, как правильно держать ручку при письме, обычно возникает перед родителями, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет. Но специалисты убеждены, что приступать к обучению нужно гораздо раньше, чтобы первокласснику не пришлось переучиваться в авральном режиме.
Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.
Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубиться искривление позвоночника.
Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.
Почему возникают ошибки?
Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.
Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.
Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.
Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.
С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.
Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.
На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.
Чем чревато неправильное держание карандаша?
Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.
Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.
Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:
• малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
• карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
• фломастер берётся щёпотью;
• пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
• ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
• верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
• малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.
Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.
Как держать ручку при письме?
Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.
У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.
Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.
К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.
Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:
• пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
• все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
• два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
• вся кисть руки полностью расслаблена;
• идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
• в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.
Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.
6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку
Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).
Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.
Захват пинцетом
Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.
Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.
Салфеточный метод
Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.
Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.
Дартс
Ребенку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.
Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.
Мелки
Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.
Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.
Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.
Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.
Метка на пальчике
Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.
Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребенку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.
«Баю-бай», ручка
Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш.
Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».
Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.
Как выбрать идеальную ручку?
В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.
Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:
• наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
• безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
• трёхгранная форма корпуса;
• длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.
Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклашка станет давить на ручку.
Правильная поза за столом
Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.
Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.
А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:
• держал ножки рядом;
• опускал целиком стопы на пол;
• укладывал руки при письме на парту;
• соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
• укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
• склонял голову чуть-чуть к столу.
Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.
Развитие навыков мелкой моторики
Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.
Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:
• пальчиковая гимнастика;
• перекатывание бусин между пальцами;
• нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
• вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
• завязывание и развязывание узлов;
• пришивание пуговиц;
• рисование;
• выполнение различных штриховок;
• дорисовывание узоров;
• лепка из пластичной массы;
• шнуровка;
• развлечение с конструктором;
• развлечение с пупырчатым мячом и пр.
С помощью вышеозначенных правил и рекомендаций родитель сможет развить тонкую моторику пальчиков и с лёгкостью научить ребёнка правильному положению пальцев при осуществлении письменной работы.
Таким образом, вопрос, как научить ребенка держать карандаш или ручку, рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Однако решается эта проблема достаточно просто, но только если проявлять терпение и учитывать особенности малыша.