Как приучить ребенка к порядку и чистоте
На игнорирование ребенком просьбы собрать игрушки, можно услышать слова:
— Ну лентяй! Весь в папу… Да, гены пальцем не задавишь.
Родители часто перекладывают неудачи в воспитании ребенка на характер малыша и обвиняют «некачественные» гены. Что это за гены и почему они виноваты? А может дело в другом?
Ребенок не взрослый! В силу несовершенной психики и неразвитой силы воли дети требуют особого подхода. Хитростью и небольшими уловками можно добиться большего результата, чем приказами, упреками и наказаниями. Итак, как приучить ребенка к порядку в доме.
8 заповедей для родителей
Никакие приемы и способы не помогут приучить к порядку маленького неряху, если взрослые не соблюдают следующие правила.
- Обязательно: Показывайте личный пример. Маленькие дети любят подражать взрослым. Родители для них образец поведения. Невозможно научить ребенка убирать за собой вещи, если мама и папа сами не поддерживают порядок. Чтобы привить малышу привычку, ее нужно сначала воспитать в родителях.
- Будьте последовательны. Не делайте поблажек. Пожалев ребенка, и позволив ему один, другой раз не убрать за собой, он поймет, что маму можно уговорить. И такие уговоры-договоры станут нормой: «А можно потом?», «Давай уберем позже».
- Не забывайте хвалить. Похвала — мощный стимул. Без нее привить привычку достаточно сложно. Иногда стоит лишь поблагодарить малыша, чтобы у него появилось стойкое желание «помогать».
- Воспитывайте регулярно. Нельзя закрепить привычку, занимаясь этим от случая к случаю. Ребенок не понимает, почему вчера можно было, а сегодня уже нельзя. Другими словами — не ленитесь! Приучайте малыша к порядку ежедневно.
- Никогда: Не заставляйте и не наказывайте работой. Насильственными методами воспитать привычку невозможно. Она формируется в добровольном порядке. Вынуждая и обязывая убираться в доме, вы отобьете всякое желание ребенка помогать.
- Не делайте за него. Малыш не должен видеть, что убраться в комнате вместо него могут другие. Иначе он поймет, что самому делать необязательно. Даже когда кроха устал или болен, лучше отложить уборку, но, ни в коем случае не убирать вместо него.
- Не кричите на ребенка. Не нужно делать из него неврастеника. Криками и скандалами вряд ли добьетесь положительного эффекта. Ребенок станет бояться и при вас убирать в комнате. Но как только родители за порог — вещи будут «раскладываться» где попало.
- Не критикуйте и не ругайте за неудачу. Малыш старался, хотел помочь… С каждым бывает… Поддержите малютку. Скажите, что в другой раз обязательно получится. Нельзя, чтобы он разочаровался. Иначе в следующий раз всячески станет отказываться помочь.
Приучаем к порядку
Чаще всего родителей тревожит бардак в комнате малыша. Только наведешь порядок, через 30 минут его как не бывало. Но на этом кавардак не заканчивается. После завоевания детской наглые игрушки начинают оккупировать другие комнаты. Скажем «СТОП!» беспределу, или…
Хитрые способы для маленького лентяя
Игрушки, пора домой.
Соорудите для игрушек и детских предметов домики. Желательно, чтобы жилища были яркими и красочными. Малышу будет гораздо интереснее отправлять игрушки по домам, нежели наводить «серьезный» порядок в комнате.
Машинам можно сделать гараж из картона. Обклеить его цветной бумагой, вырезать ворота и придумать вывеску. Кукол удобно убирать в домик-шкаф, где полки — это кроватки. Сшить туда кукольные подушки и одеяльца. Снаружи двери шкафчика тоже нужно преобразить: нарисовать окно и крышу, облака, солнышко.
Мелкие предметы практично хранить в коробках-домиках. Обклейте их пестрой бумагой, обозначьте окошки и смастерите из картона треугольную крышу.
Читаем также: как хранить ЛЕГО
Давай поиграем.
- Вариант 1. «Кто быстрее?». От такого развлечения не откажется ни один ребенок. Предложите малышу соревнование. По команде взрослый и ребенок собирают разбросанные игрушки в коробки. Кто быстрее соберет — тот выиграл.
- Вариант 2 «Разложи правильно!». Смысл игры рассортировать предметы по одному признаку. Например, в одну коробку мягкие игрушки, в другую — твердые, мелкие — крупные, деревянные — металлические, красные — синие и т.д.
Сказочная уборка.
Навести порядок в комнате помогут персонажи из сказок. Предложите ребенку перевоплотиться в сказочного героя. Девочка, надев крылышки, превращается в фею порядка или волшебницу детской комнаты. Мальчик может стать роботом-уборщиком или с помощью игрушек (ракеты-полицейского, грузовика-помощника) развозить предметы по местам. Играючи малыш с удовольствием уберёт в детской и еще наведет порядок в маминой спальне, в гостиной и других комнатах.
Он координирует действия малыша. Ребенок изображает поезд, который ездит по комнате и внимательно слушает, что скажет диспетчер. На слова «Станция роботов» (кукол, грузовых машин, кубиков) малыш собирает названые предметы и отвозит их по местам. Таким образом убирает всю комнату.
Объявляется генеральная уборка!
Собираясь навести кардинальный порядок в квартире, не забудьте про малыша. Принимают участие все жильцы! Торжественно объявите о начале мероприятия. Распределите объем работы и включите энергичную музыку. Еще интереснее, если за каждую уборку участники будут накапливать баллы, а затем обменивать их на приз. Предварительно договоритесь, какое количество баллов нужно собрать.
История игрушек.
Обнаружив в очередной раз разбросанные игрушки, спрячьте самые любимые. Через какое-то время ребенок заметит пропажу. Расскажите малышу историю о сказочной стране, где живут игрушки, которых обижали, забывали, не убирали в домики. Теперь его любимцы ушли туда искать себе новый дом. Можно написать им письмо, попросить вернуться. Однако нужно пообещать, впредь, убирать их на свои места.
Воспитываем помощника
- Маленький «Помогайка». Приобщайте малыша к любой посильной для него работе ежедневно. Собираясь в магазин, прихватите пакетик и для ребенка. Поможет нести покупки. Попросите поднести сумку, помыть чашку, игрушку. Намочите тряпочку, пусть вытирает пыль с доступных мест. Вместе пропылесосьте ковер. Поблагодарите маленького помощника, и ни в коем случае не переделывайте работу ребенка в его присутствии. Иначе он подумает, что маме не понравилось, разочаруется и в будущем не станет помогать;
- Небольшая обязанность. Придумайте для крохи маленькое, но постоянное задание. Например, менять поилку попугаю, кормить хомячка или следить, чтобы не было пыли в определенных местах. В зависимости от возраста он может развешивать небольшие вещи после стирки, раскладывать продукты, прибывшие из магазина или вымытые ложки и кастрюли на места. Обязанность воспитывает в детях ответственность и дает почувствовать себя нужным и полезным;
- Ритуал. Отличный способ поддерживать порядок в комнате — это ввести обычай. Например, перед тем, как отправиться на прогулку, обед или лечь спать — малышу нужно прибраться в комнате. Сперва ритуал поддерживают родители и ребенок. Со временем помощь взрослого уменьшается, а церемония уборки всецело передается младшему члену семьи. Он привыкает и через какое-то время самостоятельно наводит порядок, стоит лишь ему напомнить, что скоро на прогулку, или обед уже готов.
10 шагов как приучить ребенка к порядку
Родителям на заметку!
- Приучайте с раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем проще закрепить привычку. Малыш привыкает убирать за собой. Порядок в комнате для него становится нормой. Это оградит вас в будущем от ненужных: «не хочу», «устал», «потом»;
- На позитиве. Обращаясь к ребенку, включайте яркие позитивные эмоции. Дети заражаются хорошим настроением, и тогда с ними легче договориться. Работа пойдет быстрее, веселее и интересней;
- Выбирайте правильно время. Навести беспорядок в комнате гораздо легче, чем его устранить. Уставший, сонный ребенок — не помощник. Находите время на уборку до того, как малыш утомится или захочет спать;
- Поддерживайте интерес малыша. Другими словами, не отбивайте с раннего возраста стремления юного помощника. Как часто можно услышать: «Не трогай! Ты еще маленький!», «Поставь на место. Я сама уберу!». Именно с этих слов начинает гаснуть желание ребенка помогать. Пусть он мал, неуклюж, неважно, что разольет… Помогите ему, поддержите, но не запрещайте!
- Приучайте постепенно. Привлекая кроху к уборке, не переусердствуйте. Дети не должны перетруждаться. Пока ребенок мал, ему помогают родители. Чем старше чадо, тем меньше участие взрослых;
- Не требуйте и не ждите идеальной уборки. Невозможно сразу научиться быстро и аккуратно убирать. Чтобы оттачивать свои умения, ребенку нужно время и практика. На первых порах достаточно того, что малыш просто разложит вещи по местам. Постепенно учите складывать аккуратно, расставлять красиво;
- Не приучайте к вознаграждению. Иначе в будущем, даже за небольшую работу, с вас будут требовать плату. Конфетка или мультфильм в качестве поощрения могут быть в исключительных случаях. Наградой за наведение порядка в комнате должна стать похвала.
Малышам нравится копировать и помогать взрослым. Нужно просто вовремя заметить их стремления и поддержать интерес.
Читаем также:
Как приучить ребенка к домашней работе
Психолог Дмитрий Карпачев
Как приучить ребенка убирать игрушки? Сразу хочу сказать, что вам мой ответ не понравится. Я объясню его, обосную, почему так должно быть
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Как приучить ребенка 5 лет к порядку- личный опыт
Как приучить ребенка 5 лет к порядку не ломая характер
Очень важно приучая к порядку не ломать ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел чтобы в его царстве-государстве было чистенько и все по полочкам разложено. Это непросто. Опишу личный опыт. Всё детки естественно разные.
Начинать никогда не поздно. У каждого родителя есть границы, о которых наши карапузы четко знают. Моя принцесса знает, что я люблю чистоту и порядок. Если ваши слова расходятся с делами это насилие и резонный вопрос: » Почему ты не складываешь». Начните с себя. Начните наведения порядка с малых территорий. Пусть вначале это будет хоть письменный стол. Важно начать и не отступать.
В некоторых семьях малыши четко понимают, что мама любит когда все сложено. Если в вашей семье не так, не отчаивайтесь. Если понимаете, что не можете быть личным примером откровенно поговорите с вашим карапузом о том, что вам очень хочется, чтоб порядок был и вы ВМЕСТЕ ежедневно будете его поддерживать. С вас (что там с вас?) С малыша ежедневно убирать и раскрадывать свои вещи и игрушки.
Даже если у вас дома практически всегда прибрано и не валяются вещи внимание крохи на этом нужно акцентировать (для него это естественная среда обитания). Постепенно подводите к мысли, что ты уже большой/ большая, и вот с понедельника (выбираем четкую дату) и тут важный психологический момент…чем будете мотивировать? Продумайте заранее:
- Я доверю тебе самой убираться в комнате ( если есть стремление подражать)
- Ты же моя помощница и можешь сама уже
- Я буду очень тобой гордиться, если ты сама
- Мы же с тобой хотим ( все что угодно, чтоб подружка увидела как все сложено, чтоб бабушка похвалила)
- Скоро совсем в школу и это часть взрослой жизни (если есть стремление быть взрослой)
Пример сада здорово помогает приучать ребенка к порядку
Ваш карапуз ходит в сад? Если ходит, то тут есть один момент, который здорово вам поможет. Во всяком случае в группе, куда ходит моя принцесса все именно так. Когда я переступаю порог группа, ей мгновенно другие детки сообщают, что пришла её мама, НО я слышу голос воспитательницы, которая очень четко поясняет, что нужно сложить игрушки, которыми она играла ( не за всеми детками, а только те, которыми именно она играла сейчас) и ВСЕ. Причем никто из малышей никогда ничего не возражает. Там это норма. Иначе и быть не может.
Вывод отсюда какой напрашивается? Что кроха при желании очень здорово умеет не просто собрать игрушки, но и сделать это максимально быстро. Остается выяснить почему дома нет такой же схему поведения.
Что помогло лично мне? Много моментов. Мотивация, похвала, а где-то и просто настойчивость.
После увиденного в группе, я аналогичным образом перед сном ввела правило » игрушки в пакетах». Цель — просто донести до своей обожаемой дочурки, что на полу не должно оставаться ничего из игрушек. Ни одной. Вроде все просто, но и тут она не сдавала позиции. Кажется просто покидай все в пакеты и все, тема закрыта. Нет, она специально часть постоянно с пола просто перекладывала на тумбу под телевизор. Я четко понимала, что это скрытый протест.Так она демонстрировала, что последнее слово за ней.
Я «не ведусь» на провокации. Нет смысла доказывать 5-летнему созданию, что вы тут глава семьи. Доказывается, значит сомневаетесь. Мы же взрослые и способны мыслить и видеть дольше событий 1 дня и месяца. Бывает также трудно отучить ребенка от планшета и игр в телефоне.
Постепенно со словами, что помогаю ей я начала сама брать эти демонстративно переложенные предметы и доклыдывать их в пакеты. Первая реакция возмущение, спустя некоторое время смирение, а следом она уже и сама перестала их оставлять. Настойчивость и терпение.
В чем секрет успеха приучения к порядку ребенка 5-6 лет
Не только в настойчивости, но и в постепенности, в терпеливости. Никто не гарантирует, что вы не будете срываться. Я тоже срывалась. Порою она заигрывалась у прибирание затягивалось надолго. Я сгребала сама все оставленные игрушки и выносила на лоджию на некоторый период времени.
В чем последовательность спрашиваете вы? В том, что на смену скидыванию обычному пришла сортировка. Одни пакеты для посудки, другие для фиксиков, а третьи для мебели, куколок.
Некоторое время назад пакеты сменились большими коробками из под сапог. С четками разделением игрушек по признакам.
В 5 с половиной лет она уже не только умеет их раскладывать, но и добавилась новая обязанность некоторые из них красиво расставлять на столе. Коробки уже на автомате складываются.
Не забывайте, что ваш карапуз уникален. Он особенный. Не забывайте хвалить если ваш 5-ти летний малыш навел порядок. Для них это победа и повод для гордости. Моей принцессе складывание одежды не доставляло особой трудности, в то время как некоторые детки легче собирают игрушки, но им сложнее с вещами. Успех прийдет:
- Личный пример
- настойчивость,
- последовательность
Конечно будут моменты, когда малыш снова постепенно будет стараться вернуться к прежнему поведению и тут только от вас, вашей выдержки и дисциплины будет зависеть как надолго растянется процесс приучения к порядку вашего 5 летнего малыша.
Надеюсь данная статья о том, как научить вашего ребенка наводить порядок в своей комнате, складывать вещи и игрушки вам оказалась полезной.
Думаю вас могут заинтересовать статьи:
Автор текста: Наталья Чалая.
Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького помощника
Как приучить ребенка к порядку? Научить самостоятельно складывать игрушки, помогать маме с уборкой? Думаете, это нереально? Все возможно, если следовать нашим рекомендациям и проявить терпение и настойчивость.
olga-krav4enko.livejournal.com
О, сколько неприличных слов было сказано родителями, которые сотню раз спотыкались об игрушки, наступали ночью на мелкие детальки конструктора. Чем старше становится ребенок, тем больше «богатства» накапливается в квартире. Глядя на картинки с веселым дизайном детской комнаты, вы просто не можете поверить, что у кого-то в доме игрушки сложены в шкаф, и не мамой, а улыбающимся малышом. Как приучить ребенка к порядку, чтобы он складывал свои вещи без криков и истерик? Думаю, подобный вопрос задают себе ежедневно миллионы родителей.
С какого возраста начинать?
Современные мамы и папы иногда излишне оберегают свое чадо. «Наработается еще за жизнь». В итоге, ребенок, который не приучен работать, не только отказывается выполнять поручения старших, но впоследствии не хочет делать уроки, следовать требованиям воспитателя и учителя. Вопрос не только в чистоте.
Вы учите ребенка быть самостоятельным и ответственным,
он привыкает проявлять усилие, даже, когда не очень хочется.
Если вы все делаете за ребенка, он скоро к этому привыкнет. Он просто не будет знать, что может быть иначе. Вам нужны лишние капризы и избалованность? Нет. Поэтому начинать прививать навык убирать свои игрушки и вещи стоит в возрасте 2 – 3 лет. Не ждите стремительных успехов, ваш малыш еще маленький, но годам к четырем — пяти вы сможете оценить свои старания.
Как приучить ребенка к порядку?
Для начала минимализируйте масштаб уборки – проведите ревизию детских игрушек. Часть из них уже давно не пользуется популярностью у ребенка: надоели или не соответствуют возрасту, что-то давно сломано и восстановлению не подлежит. Не складируйте на балконе и в подвале детское богатство. Еще пригодные игрушки отдайте маленьким родственникам или занесите в «Дом ребенка», предварительно обработав.
gidgood.ru
Малыш подражает вам во всем. Воспользуйтесь этим. Сами кладите вещи на место, обязательно проговаривайте это. Подобное поведение должно быть у всех остальных членов семьи. В этом чаще всего и загвоздка. Папа спешил на работу и оставил двери шкафа открытыми и пр. Все! Вольная жизнь закончилась. Теперь строгие требования к самим себе. И только после этого беремся за воспитание своего чада. Старайтесь не высказывать при ребенке, что вы устали от уборки. Пусть в его представлении это будет обязательным и естественным пунктом режима. Настройте малыша, что пить чай с конфетами вы будете только после того, когда все игрушки будут сложены в контейнер или в шкаф. И никаких компромиссов!
Если вашего примера недостаточно, посмотрите мультфильмы, в которых учат убирать за собой вещи и игрушки. Вот некоторые варианты: «Федорино горе», «Нехочуха», «Лунтик и его друзья. Необычная уборка» серия 356, «Мусти – большая уборка».
www.kraskizhizni.com
Вряд ли малыш будет с энтузиазмом убирать свои игрушки, если вы в это время заслуженно бездельничаете на диване. Уборка должна изначально проходить совместно. Покажите, куда лучше складывать игрушки. Объясните, зачем вы это делаете. В процессе уборки можно вместе петь любимые песни или читать стихи.
Когда работа закончена, похвалите малыша, наградите чем-нибудь вкусненьким, но действуйте аккуратно, т.к. маленький хитрец быстро научится этим пользоваться.
Не стоит ругать ребенка за неубранные игрушки при чужих людях. Выведите его в другую комнату и тихонько объясните, что вам стыдно за бардак, сами вы не справитесь, а вот с маленьким помощником дело пойдет значительно быстрее. Вы – команда единомышленников.
Превратите уборку в увлекательную игру. Машинки не просто складываются в коробку, а едут в гараж.
deti86.ru
Устройте соревнование: кто быстрее соберет детальки от конструктора, кто первый сложит вещи: мама детские или дочка кукольные.
Попробуйте устроить уборку на время. Поставьте на видное место песочные часы, которые будут стимулировать ребенка.
Заинтересовал опыт одной мамы, которая читала книжку вслух в то время, когда малыш убирал свои вещи. Как только труженник останавливался, мама тоже прекращала чтение. Польза от такой уборки очевидна.
Если ребенок отказывается убирать игрушки, во время сна просто спрячьте их. Предварительно прочитайте сказку на эту тему. Расскажите, куда сбегают игрушки, если их не расставить по местам. Проснувшись, юный неряха изрядно перенервничает, когда узнает, что от него сбежали все, даже колесики от сломанной машинки.
Не получилось? Что ж, пусть лентяй оценит весь дискомфорт, связанный с беспорядком. Когда ему понадобится деталька от машины или конструктора, не помогайте и не ищите вместе с ним. Пусть он почувствует, насколько сложно сориентироваться в бардаке. Это вариант для детей постарше, т.к. малыш двух — трех лет просто закатит истерику.
vskormi.ru
Предложите ребенку самостоятельно определить место для игрушек. Пусть он сам в магазине выберет контейнеры. Ваша задача помочь определиться с размерами и количеством емкостей. Как бы потом не возникла проблема с уборкой самих контейнеров.
С ребенком постарше рассортируйте игрушки по коробочкам, которые можно подписать. Например, «Одежда для кукол», «Детали от машинок», «Конструктор». Важно, чтобы ребенок сам наклеил надписи или подписал коробочки – ответственность усиливается.
Если ваш юный помощник достиг возраста семи-восьми лет, стоит определить ему ежедневные или еженедельные обязанности. Предложите несколько вариантов на выбор. Хорошо, когда у вас будет дружная команда: мама моет пол, а дочка вытирает пыль. Учитывайте физические возможности ребенка и возраст. Даже, если ваш малыш справился не совсем качественно, не переделывайте работу вслед за ним. Подчеркивайте его достижения и не забывайте хвалить.
Не расстраивайтесь, если у вас в доме по-прежнему нет идеального порядка. Его и не должно быть, когда в доме есть маленький исследователь. У Ивановых двое детей и собака и всегда чистота? Тщательнее убирайте в доме перед приходом Ивановых, чтобы не комплексовать. Не старайтесь воспитать малыша маниакальным педантом, просто объясняйте ему, зачем нужен порядок в доме, как это красиво и удобно.
Уважаемые читатели! Расскажите, как вы приучаете своих детей к порядку? Какую работу по дому выполняет ребенок? Убирает ли сам игрушки? Ждем ответов в комментариях.
Как приучить ребенка к порядку советы родителям
Родители часто агрессивно реагируют на беспорядок в комнате ребёнка, начинают ставить условия, запугивать, угрожать, что выбросят все валяющиеся вещи. На самом деле юному домочадцу и так хорошо, он просто не замечает беспорядка.
Совсем недавно учёные доказали, что невнимательное, с точки зрения взрослых, отношение к своим вещам и порядку в комнате ребёнком имеет биологические обоснования. Исследования на томографе выявили, что лобовая часть мозга, отвечающая за внимание, самоорганизацию, последовательность действий развивается вплоть до 19 лет. Поэтому ребёнок не то, что не хочет прибираться, а не знает, как это сделать, как себя организовать. Но родители должны знать, как приучить ребёнка к порядку.
Как воспитать помощника?
Как приучить ребёнка к чистоте, порядку и дисциплине? С дошкольниками договориться о наведении порядка достаточно легко. Дети такого возраста любое физическое действие воспринимают как игру. Поэтому достаточно устроить соревнования на скорость, кто быстрее уберёт игрушки, и пообещать сюрприз в конце состязания. И комната будет убрана в считанные минуты.
Детей постарше нужно убеждать. Расскажите о вреде пыли и крошек на кровати. Объясните, что порядок – это удобно. Не придется каждый раз перед выходом на улицу искать одежду по всей квартире. Купите папки для хранения художественных работ, чтобы ребёнок складывал рисунки в определенное место, а когда придут друзья, бабушки, дедушки можно достать альбом и продемонстрировать достижения. Подчеркните, как удобно, когда все лежит аккуратно.
Пусть десятилетний ребёнок приглашает в гости сверстников. Перед приходом друзей юный домочадец с удовольствием приберётся в своей комнате, и тогда это у него войдет в привычку. Объясняйте, что с опрятным человеком комфортно общаться, что из аккуратности вытекают такие качества как пунктуальность, обязательность. Приятно иметь дело с приятелем, который вовремя приходит на встречи и соблюдает чистоту на территории, которую приходится делить ещё с кем-то, например, за школьным столом или в комнате детского лагеря.
Родители удивятся, если узнают, что у ребёнка 9 лет может быть свое представление о порядке. Одна девятилетняя девочка, мастер захламления, неожиданно для родителей стала прибирать свои вещи в гостиничном номере во время семейного отдыха. Когда взрослые поинтересовались причинами перемен, ребёнок ответил, что в отеле очень красиво и нет ничего лишнего, не хочется портить обстановку разбросанными вещами. После откровения
дочери родители всерьёз задумались об изменении интерьера в детской, убрали все лишнее и, конечно, прислушались к дизайнерским предложениям ребёнка.
Детям важно ощущать, что территория принадлежит именно им. Позвольте расставить мебель по вкусу ребёнка, украсить комнату любимыми элементами декора. Тогда ребёнок с большим трепетом будет относиться к порядку в своей комнате.
Хитрые способы для маленького лентяя
Чтобы знать, как приучить детей к порядку дома, нужно воспользоваться несколькими хитрыми советами.
- «Игрушкам нужно по домам». Сделайте для конструктора и медвежат небольшие домики. Будет хорошо, если они будут разноцветными, тогда ребёнку станет веселее расставлять игрушки по квартирам. Для машинок соорудите гаражи из картона, добавьте бумажные шлагбаумы. Из шкафа сделайте домик для кукол. Пусть дочка представит, что полка – это кровать. Барби нужно идти спать. Сшейте небольшие подушки и одеяла для пупсов. Маленькие вещи пусть малыш хранит в коробках.
- «Самый быстрый». Предложите ребёнку соревнование. Кто быстрее уберет игрушки, тот получает пирожное к чаю. Ни один малыш не откажется!
- «Убираем по волшебству». Предложите ребёнку переодеться в какого-нибудь сказочного персонажа и убрать комнату. Дочка может стать феей. Наденьте на нее красивое платье и прицепите на спину крылышки. Сын может превратиться в робота или в охранника по чистоте.
- «Чистящий поезд». Пусть ребёнок изображает поезд, который наводит чистоту, а родитель будет диспетчером, который указывает малышу, что делать. Например, «Наш чистящий поезд подъезжает к станции «Стол». Просьба убрать ручки в стаканчик, а тетради в шкафчик».
- «Призы за уборку». Договоритесь с малышом, что за определённый процесс уборки (подметание полов, мытье посуды, разбор игрушек) он получает баллы. Набрав определенное количество баллов, ребёнок сможет получить конфеты или билет в кино.
Родителям на заметку
- Нужно приучать к уборке с самых ранних лет. Чем младше чадо, тем лучше и быстрее он усвоит новый материал, дела по хозяйству войдут у него в привычку.
- Привлекая ребёнка к уборке, общайтесь с ним весело и позитивно. Пусть чистота ассоциируется у него с улыбками и смехом. Дети быстро заражаются хорошим настроением, имейте это в виду.
- Важно правильно выбрать время. Малышу сложно будет убраться вечером, потому что он уже устанет. Лучше в выходной с утра сделать все дела, а потом отправиться семьёй на прогулку.
- Если ребёнок ещё совсем маленький, но у него уже возник интерес к уборке, не отбивайте его. Дайте малышу посильное для него задание. Из-за фраз «Не трогай», «Ты ещё маленький», «У тебя не получится это сделать» у сына или дочери просто пропадет желание помогать вам, и в будущем ребёнка будет сложнее привлечь к делам по хозяйству.
Типичные ошибки родителей
- Критика. Не забывайте, что ребёнок – это маленький человечек. У него может что-то не получиться с первого раза. Не надо ругать и критиковать его за это. Лучше пусть он попробует ещё раз.
- Нарушение графика. Выберите для уборки определенный день и время. Это выработает у сына или дочери привычку и обязанность. Если же вы просите ребёнка помочь всегда в разное время, он может стать необязательным и безответственным.
- Пустые обещания. Не нужно обещать что-то ребёнку, а потом не выполнять. Если вы сказали, что после мытья полов пойдете с ним в игровой центр, вы должны сделать это. Иначе есть риск, что уровень доверия в ваших отношениях резко упадет.
Как приучить ребенка к порядку, научить убирать за собой: советы психолога
Приучать ребенка к порядку необходимо с раннего детства. Об этом говорят психологи, это осознают и сами родители. Самодисциплина поможет малышу не только держать свою комнату в идеальном состоянии, но также быть стойким перед жизненными неурядицами. Чтобы воспитать эти качества, нужно знать, как приучить ребенка к порядку.
Избежать проблем с порядком в детской поможет своевременное приучение к чистоте малыша с самого раннего возрастаКогда и с чего начать?
Стоит отметить, что заставить убирать подростка невозможно, поэтому делать шаги в этом направлении нужно с самого рождения. Многие мамочки считают, что малыши до 2-х лет не поддаются воспитанию, но как только ребенок встает на ноги, его необходимо приучать к порядку. Главное, ставить перед ним разрешимые цели. В этом возрасте дети познают мир через игры, и процесс уборки необходимо сделать веселым.
Последовательность:
- Дети после 1 года, как правило, ходят неустойчиво, поэтому убирать полезно не только для дисциплины, но также для координации. Самый легкий прием – собирание игрушек.
- Малыша от 2-х лет необходимо задействовать на кухне. Можно доверить ему сервировку стола (пластиковую посуду, ложки, салфетки) и привлечь убирать после завтрака. Процесс приготовления еды тоже может стать интересным.
- В 3 года дети вполне способны помыть свою тарелку и чашку, протереть пыль на подоконнике, полить цветы, расставить книги, помочь маме вытащить носочки из стиральной машины. К этому времени систематические уборки должны выработать принцип «поиграл-убери».
- Ребенок в 4 года не ждет указаний, чтобы собрать постель после сна, сполоснуть кружку от остатков молока (см. также: что делать, если ребенок 4-х лет не слушается?). В этом возрасте он должен сам понимать, что в комнате беспорядок, и его можно и нужно устранить без родителей. Необходимо позволять ему самостоятельно выбирать схему уборки. Если малыш желает расставить игрушки по цветам, пусть занимается. Это прививает желание убирать ради красоты, а не только ради порядка. Четырехлетнему малышу можно позволить стереть пыль, постирать свои носочки.
- В 7 лет ребенок должен перенять на себя часть домашних обязанностей. Его личная ответственность – цветы, состояние одежды и обуви. Убирать он должен без присмотра родителей. Ответственно мыть обувь после прогулки, прибирать в своей комнате, поливать мамины растения. В 7 лет человек знает зачем нужно умываться, купаться, причесываться и стирать одежду. Верное прохождений всех предыдущих стадий может привить желание ухаживать за собой.
Действия родителей
Ребенку любого возраста необходимо устанавливать разумные требования. При этом они должны быть равны для всей семьи. Только в этом случае можно воспитать справедливую ответственность.
С особо упорными детьми может произойти борьба, в которой взрослым нельзя отступать. Неприступность родителей в вопросах дисциплины готовит малышей к будущей стойкости социума. Если родительская непреклонность идет им на пользу и не подразумевает плохого, то влияние посторонних всегда безжалостно и обманчиво. Приучение к порядку является лишь одним аспектом воспитания.
Процесс развития чистоплотности может проходить по разным путям, и родители сами решают как приучить детей к порядку и чистоте. В первую очередь им самим необходимо быть аккуратными, ведь родители представляют собой главный пример для подражания. Поэтому, когда неряшливая мама пытается втолковать, что нужно складывать свои игрушки, у малыша в голове происходит диссонанс: зачем мама, взрослая и правильная, заставляет его делает то, что не делает сама?
Родители – это наиболее авторитетные люди для маленьких детей, поэтому взрослые должны показывать личный пример чистоты и порядкаВ доме обязательно должны быть условия для поддержания порядка. Очень важно, чтобы потенциальные объекты для уборки были доступны (книги стояли на нижней полке, не слишком высокий ящик с игрушками). Родители должны в доступной форме объяснить где должны лежать те или иные вещи. Как такового понятия о том, что собой представляет чистота, у малыша нет, а мама и папа в большинстве случаев ограничиваются лишь тем, что заставляют прибирать игрушки с пола. Родители должны придумать игру, квест или сказку, чтобы показать ребенку все места в доме, где должно быть чисто и как это выглядит. Наказывать за бардак «конфискацией» игрушек нельзя. Тогда малыш будет их прятать, а не расставлять.
Как научить: от игрушки до целой комнаты
Игра – детский способ познавать мир, и многие родители даже не догадываются о том, как игры можно использовать в полезных целях. Это самый действенный способ как приучить ребенка убирать за собой игрушки. Достаточно сделать квест: придумать какую-то историю, вовлечь имена игрушек, их характеры (а ребенок обязательно выстраивает свое отношение к каждой отдельной игрушке). Детки чуть постарше могут быть вовлечены в процесс общей уборки. Помогают таблицы лидерства, очки, их накапливание, обмен на карандаши, книжки, походы в зоопарк или игрушечный магазин. По такому же принципу можно научить убирать в комнате. Эффективны экспресс уборки перед ужином.
Еще один действенный способ как научить ребенка убирать игрушки – ограничить их количество. Это не значит, что нужно разом выбросить половину богатства малыша. Если так вышло, что в доме много игрушек, можно забирать их постепенно. Желательно все же изначально не переусердствовать с их количеством. Способ заключается не столько в ограничении, сколько в доступности. Ребенок изначально хочет аккуратности. Он легко поддерживает чистоту в комнате, если видит или знает, где стоит та или иная игрушка. Их большое количество рассредоточивает внимание, приходится хранить все в коробках, малыш будет разбрасывать все на пути к желаемой кукле, а ведь он даже не знает в какую коробку мама ее положила.
Для каждой вещи должно быть свое место в доме. Так же и с игрушками. А если их стало слишком много, пускай ребенок отдаст ненужные ему вещи кому-нибудь, например, в детский садЖелательно ставить игрушки на видные места и открытые полки. Несколько кукол, пачка конструктора, плюшевый медвежонок и машинка больше помогут развиваться малышу, чем тонна пестрых игрушек. Они скорее нужны родителя, чтобы создать видимость заботы. Ребенку же все равно сколько у него развлечений.
В процессе помощи на кухне можно прибегнуть к правилу, которое большинство родителей используют наоборот. Вместо угрозы забрать предмет, который остался на столе, нужно сказать, что нельзя приступать к новому процессу, не прибрав за предыдущим. Это касается выпечки, мытья посуды и прочего.
Советы психологов
Малышам свойственно искать рамки родительского терпения посредством баловства и непослушания. Только стойкость, внимание и спокойствие помогут приучить ребенка к дисциплине. Показывать слабость, раздражаться и кричать ни в коем случае не разрешается (подробнее в статье: как не раздражаться и не кричать на ребенка?). В этом вопросе дети воспринимают лишь авторитет родителей, и смогут научиться только у достойного человека.
Маленькая помощница не хочет поливать цветы и вытирать пыль? Попробуйте иногда менять занятия для ребенка, чтобы дела не стали нудной рутинойОбщие советы психологов:
- Бороться с детским непослушанием можно одни простым способом – не заменять те вещи, которые ребенок портит, а давать возможность компенсировать поломку. Нельзя поддаваться на капризы, истерики и прочее. Достаточно объяснить малышу чем плох его поступок и как его исправить. В контексте прививания порядка, это может быть помощь по дому.
- Пожалеть ребенка, когда конфликт будет разрешен. Непреклонность родителей может показаться малышу жестокостью, создать ощущение, что его не любят. Проявляя нежные чувства, мама показывает, что даже плохие поступки не влияют на ее отношение. На самом деле это сложная задача: втолковать малышу, что его поступок неправильный, но не переусердствовать с поддержкой.
- Очень важно не наказывать малыша за то, что ему неподвластно. Школьника не стоит с порога отчитывать за плохие оценки. Всегда выясняйте причину, возможно какие-то обстоятельства повлияли на ребенка.
- В спокойной атмосфере воспитывать детей гораздо легче. Когда ребенок чувствует любовь и комфорт, с ним проще общаться.
- Схема «крик-наказание-действие» вырабатывает лишь условный рефлекс. Любовь к чистоте укореняется настолько глубоко, что даже выйдя из-под влияния родителей, подросток будет наводить порядок по своему желанию.
Многие родители очень часто допускают главную ошибку воспитания – они криками пытаются заставить убираться. На деле же ни один маленький человек не воспринимает громкий голос и раздражение. Это вызывает страх, но никак не искреннее желание вести себя хорошо. Боязнь наказания не станет основой привычки, только интерес, желание и уважение.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон)
Позвольте обозначить шесть основополагающих положений, которыми, думаю, вы сможете воспользоваться. В предлагаемых принципах выражена сущность моих взглядов (автор статьи Дж. Добсон) на порядок и дисциплину, а также на наказания за их нарушения.
Первый принцип
Определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!
Второй принцип
Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить. Большинство детей, как мы уже говорили, пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства предпочтет их не исполнять. Как генерал перед битвой будет прикидывать опасность потенциального риска, мобилизует и расставит свои силы и после этого бросится в атаку на врага с оружием наперевес. Когда такие столкновения «нос к носу» случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно. Ребенок ясно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений. Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком. Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.
Третий принцип
Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда он забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит теннисную ракетку на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум защищает себя от давления, оказываемого на него взрослыми, а также от их забот и беспокойства. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать утрату вещи, которую он потерял или сломал, или запретить пользоваться вещами, которые он портит, и т.д. Однако надо помнить, что детская безответственность — явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.
Четвертый принцип
Увещевание, утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как столкновение закончилось. Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а возможно, и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.
В семьях, исповедующих христианство, очень важно помолиться в такие моменты вместе с ребенком, признаваясь перед Богом, что все мы грешны и нет среди нас совершенства. Возможность почувствовать способность Бога прощать приносит чудесные плоды в воспитании даже совсем маленького ребенка.
Пятый принцип
Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны. Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого не видно выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.
Шестой принцип
Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.
Какова наиболее распространенная ошибка, которую совершают родители в процессе воспитания у детей послушания и дисциплины?
Считаю совершенно неприемлемым проявление вспышек гнева при попытке регулировать поведение ребенка. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение. Тем не менее взрослые полагаются в первую очередь на собственную эмоциональную реакцию, как на способ добиться послушания ребенка. Один педагог, выступая по национальной программе телевидения, сказал: «Мне нравится быть профессиональным работником в сфере образования, но я терпеть не могу повседневную преподавательскую работу с ее обязанностями и задачами. Дети, с которыми я занимаюсь, такие непослушные, что ради поддержания порядка в классе мне приходится быть грубым и рассерженным». До какой глубины разочарования может дойти человек, заставляющий себя из года в год проявлять гнев и раздражение в качестве элементов повседневного долга учителя! А ведь многие педагоги и родители не признают других способов, чтобы заставить детей вести себя правильно. Поверьте мне, этот способ только опустошает вас самих и ничего не дает!
Посмотрите на популярную систему мотиваций. Предположим, человек едет на машине домой вечером после работы и превысил скорость. А на углу стоит одинокий полицейский, у которого нет возможности остановить эту машину. У него нет ни патрульного автомобиля, ни мотоцикла. У него нет пистолета, и он не может выписать квитанцию за получение штрафа. Все, что он в состоянии сделать, это стоять на повороте и, когда нарушитель проносится мимо, выкрикнуть вслед ему оскорбительные слова. Наверное, тот не станет тормозить только потому, что полицейский размахивал кулаками в возмущении? А водитель может, проезжая мимо, с улыбкой помахать ему рукой. Пользы от гнева полицейского никакой, а выглядит он нелепо и смешно.
Однако может быть другая ситуация, которая произведет на нарушителя более сильное впечатление, — это зрелище черно-белой полицейской машины в зеркале заднего вида, которая преследует его, мигая девятнадцатью красными огнями. Тогда он вынужден будет остановиться. К окошку его автомобиля приблизится уверенный в себе, очень воспитанный патрульный. Он под два метра ростом, у него спокойный голос, а на бедре висит пистолет. «Сэр, — скажет он твердо, но вежливо, — наша радарная установка зафиксировала, что вы едете со скоростью 65 миль в чае в зоне, где допускается скорость не более 25 миль. Не могу ли я взглянуть на ваши водительские права?» Он откроет свою кожаную книжку с правилами движения и протянет ее нарушителю. Он не проявит никакой враждебности, не выскажет никаких критических замечаний, но водитель будет в полной растерянности и замешательстве шарить по карманам в поисках маленького документа, который должен быть в бумажнике. Почему его руки стали влажными, а во рту сухо? Почему сердце пытается выскочить из груди? Потому что направление действий, которые собирается предпринять представитель закона, чрезвычайно неприятное. Его действия могут серьезно повлиять на привычки водителя в будущем.
Именно действие, связанное с наказанием, оказывает влияние на поведение. Но не гнев! Убежден, что гнев со стороны взрослых порождает в мыслях детей идею о возможности непослушания и неуважения. Дети чаще всего понимают, что раздражение родителей основано на неспособности контролировать ситуацию. Мать и отец для них являются представителями правосудия — и вдруг они готовы разразиться слезами, размахивают руками, выкрикивают пустые угрозы и предостережения. Позвольте вас спросить, будете ли вы уважать верховного судью, который ведет себя так же эмоционально при исполнении правосудия? Конечно нет! Именно потому над системой судопроизводства и установлен такой тщательный контроль, чтобы она всегда была объективной, рациональной, вызывающей уважение.
Я не собираюсь советовать родителям и учителям скрывать от детей свои эмоции. Я не предлагаю превращаться в холодных и ни на что не реагирующих роботов. Бывают ситуации, когда наши мальчики и девочки начинают вести себя настолько оскорбительно или непослушно, что наше раздражение вполне оправданно. Действительно, возмущение даже порой следует проявить, иначе мы будем казаться бесчувственными и глухими. Однако смысл моего утверждения заключается в том, что гнев для многих родителей становится инструментом, который сознательно используется для влияния на поведение ребенка. Этот инструмент весьма неэффективен, чаще всего он наносит большой вред отношениям между поколениями.
Как приучить ребенка к порядку: советы психолога
Приучение в 4-6 лет
Это тот возраст, когда дети увлечены игрой. Им нравится проводить свое время с куклами или конструкторами, любят, когда родители им читают, приобретают некоторые навыки в рутинной жизни. Если до 4 лет был заложен фундамент, и малыш умеет совершать простейшие действия по уборке, начиная с 4 лет, остается поддерживать интерес. Для этого существует несколько хороших способов.
1. Убираем и читаем
Чтобы разжечь интерес к уборке и выработать стойкую привычку, необходимо найти хороший стимул. В 4 года детям еще важно присутствие родителей в их жизни. Им нравится вместе проводить время, малышам требуется поддержка. Поэтому книги могут стать хорошим стимулом и помогут создать благоприятную обстановку для уборки.
Важно, чтобы родители не превращали уборку в наказание. Малышу должно быть действительно интересно, а присутствие мамы выработает определенную ассоциацию: дети принимают такой способ за сотрудничество.
Чтобы мероприятие увенчалось успехом, следует выбрать интересную книгу, которая бы нравилась малышу. Ежедневно, когда необходимо убрать игрушки или навести порядок в комнате, мама должна вместе с сыном или дочкой отправляться в детскую и начинать читать.
Необходимо договориться с малышом. Дети любят, когда с их мнением считаются, поэтому, скорее всего, малыш согласится на условия сотрудничества. Но важно соблюдать нерушимое правило: если чадо останавливается и перестает убираться, чтение тоже следует прервать.
При этом ребенку надо сказать, что продолжение истории возможно только тогда, когда он снова приступит к своим обязанностям.
2. Организация пространства
В игровой манере следует показать ребенку, что для каждого предмета в комнате есть свое место. Для этого необходимо вместе с малышом отправиться в детскую и разложить все игрушки и детские принадлежности на полу. Дальше нужно для каждой вещи вместе придумать свое место и неукоснительно соблюдать правило.
Хорошо, если есть специальные контейнеры для детских игрушек. Тогда каждую категорию предметов можно помещать в отдельный короб, подписав, что именно в нем находится.
Для этого действия следует приобрести цветные маркеры, стикеры или другие оригинальные канцелярские принадлежности. Согласно утверждениям психологов, малышам понравится подписывать свои вещи с помощью таких принадлежностей.
У такого способа есть небольшой недостаток. Вполне возможно, через некоторое время вся детская комната будет оклеена стикерами и бумажками с разноцветными записями. Но даже в этом случае ругать чадо нельзя, ведь он старается и пытается навести порядок в своей комнате.