Что должен уметь ребенок в 1 год?
Когда вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!
Когда Вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!
Ребенок, который еще недавно постоянно нуждался в Вашей помощи, начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Кроме того, у Вашего годовалого малыша уже начинает формироваться свой собственный характер.
Движения
За это время малыш научился самостоятельно переворачиваться, ползать, сидеть и свободно стоять – как минимум, несколько секунд. Также он совершал попытки пойти и, возможно, уже ходит, держась за Вашу руку. Некоторые малыши в год уже могут вскарабкаться на небольшую ступеньку!
В течение года формируется активная познавательная деятельность: двигаясь, малыш осваивает пространство, а также изучает предметы, хватая их руками.
Социальное развитие
Малыш хорошо различает взрослых людей и узнает среди них маму, реагируя на нее особым образом. В ответ на просьбу дает маме предмет, имитирует жесты взрослых – например, хлопает в ладоши, делает «пока-пока».
Самостоятельность
Малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: пытается помочь маме при одевании, может проявлять желание кушать самостоятельно или совсем отказываться от еды, которую Вы ему предложили. К первому году жизни ребенок может сигнализировать о своих потребностях не только при помощи крика – он уже активно «общается» при помощи указательного пальца.
Зрение
Достигнув года, малыш узнает предметы на картинках, хорошо различает цвета и видит окружающий мир почти как взрослый. У ребенка возникает представление о пространстве – о глубине и отдаленности расположения предметов, и даже об их геометрической форме.
Обоняние
В течение первого года жизни малыша его способность к восприятию и различению запахов значительно развивается, а реакция на приятные и неприятные запахи становится разной.
Речь
В возрасте одного года ребенок понимает отдельные слова и даже простые инструкции – например, запрет. Он уже может называть предметы первыми двумя буквами, активно подражает знакомым звукам – «му-му», «ав-ав».
К окончанию первого года малыш может освоить словарный запас из нескольких полезных слов!
Эмоции
В течение первых 12 месяцев эмоциональная жизнь ребенка существенным образом обогащается: малыш не просто улыбается, но теперь еще и смеется. Кроме того, усилилось проявление прочих эмоций – например, возникают робость и стеснительность, с которыми малыш справляется благодаря своему любопытству.
Игры
Годовалый малыш с удовольствием сам играет со множеством игрушек: катает большой мяч взад и вперед, тянет за собой предметы на веревочке, вставляет маленький стаканчик в стаканчик побольше и даже пробует сам рисовать карандашом!
Оценивая навыки, приобретенные малышом за первый год жизни, нужно учитывать его темперамент и другие особенности, ведь каждый ребенок уникален.
Материал подготовлен на основании Т.В. КУСТОВА с соавт. ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВРАЧ-ПЕДИАТР. МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ • №11, 2018
особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров
В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.
Важно!
В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
Средний рост | 75-79 см |
Средний вес | 9,6-10,5 кг |
Средняя окружность головы | 45-47 см |
Количество зубов | 8 |
Кризис 1 года | В 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1). |
Гармоничное развитие | Многие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%).![]() |
Взаимосвязь физического и психического развития | В раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем.
Развитие тела
У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.
Двигательные навыки
Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.
Общение
Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).
Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».
Психомоторные навыки
Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.
Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».
Социальное развитие ребенка в год
Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери.
У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.
В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.
Речевое развитие ребенка в 1 год
Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.
Словарный запас
Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки.
Автономная речь
Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash.comКак развивать речь
Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.
Здоровье ребенка в 1 год
Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Узнать больше
Часто встречающиеся болезни
Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Узнать больше
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.
А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.
Взаимодействие с одеждой
Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.
В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.comВ этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа.
Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает.
Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность.
Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.
Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг.
Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.
На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.
Популярные вопросы и ответы
Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.
Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?
Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит.
Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему.
Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?
Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?
Что понимает ребенок в 1 год?
Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.
Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf
- Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf
Вехи развития вашего малыша в возрасте 1 года
Объяснение
Все, что вам нужно знать о своем растущем годовалом ребенке
ЮНИСЕФ
Поздравляем, у вас официально родился малыш! Малыши более активны, любопытны и выразительны. В этом возрасте ваш ребенок может начать использовать слова, быть в состоянии самостоятельно стоять и делать несколько шагов. Чтобы помочь вашему малышу учиться и расти, читайте ему книги и поощряйте активные игры.
Социальные и эмоциональные |
Язык и общение |
Развитие мозга |
Движение и физическое развитие |
Продукты питания и питание |
На что обратить внимание |
Советы и ресурсы |
< Назад к вехам воспитания |
Социальные и эмоциональные вехи в возрасте 1 года
Некоторые из способов, которыми вы увидите, как ваш малыш учится общаться с окружающими его людьми в возрасте 1 года.
- Вручает вам книгу, когда хочет услышать историю.
- Плачет, когда его родители уходят.
- Смущается незнакомцев.
- Он протянет руку или ногу, чтобы помочь одеться.
- Имеет любимые игрушки.
- Повторяет звуки, чтобы привлечь ваше внимание.
Советы родителям
- Играйте с ним в социальные игры, например, прячьте что-то и уговаривайте его найти это.
- Попытайтесь заставить его помочь одеться, попросив его выставить ногу, встать и т. д.
Основные этапы развития языка и общения в возрасте 1 года
Как ваш малыш выражает свои потребности.
- Использует основные жесты, такие как махание руками и произнесение основных слов, таких как «мама» и «папа».
- Ее лепет больше похож на речь.
- Отвечает на ваши простые запросы.
- Она попытается повторить ваши слова.
Советы для родителей
- Поощряйте малыша говорить «привет» и «до свидания».
Хвалите малыша, когда он это делает, так как это может помочь его социально-эмоциональному развитию.
- Хвалите малыша, когда он повторяет слова или пытается заговорить с другими.
- Предложите ей указать на персонажей и предметы, когда вы читаете ей.
Вехи развития мозга в 1 год
Мозг вашего ребенка растет!
- Он копирует движения и жесты.
- Сталкивает предметы друг с другом.
- Пьет из чашки и правильно использует другие предметы.
- Находит спрятанные вещи.
- Он смотрит на нужный предмет, когда ему дают имя.
- Может следовать простым указаниям и отпускает предметы без посторонней помощи.
- Он кладет предметы в контейнеры и может их вынимать.
Советы для родителей
- Поддерживайте и направляйте малыша во время игры.
- Когда вы заметите, что ваш малыш приобретает навыки и может делать некоторые вещи самостоятельно, вы можете постепенно уменьшать свою поддержку, но по-прежнему наблюдайте за ним и направляйте его.
Вехи двигательного и физического развития в возрасте 1 года
Как она будет двигаться в окружающей среде.
- Может сделать несколько шагов без поддержки.
- Садится без поддержки.
- Подтягивается, чтобы встать, и ходит, держась за мебель.
Советы для родителей
- Попробуйте положить малыша на плоскую поверхность, чтобы помочь ему развить крупную моторику, например, ползать и двигать руками и ногами.
Пищевые продукты и питание в возрасте 1 года
Как выглядит время приема пищи в возрасте 1 года.
- Ест больше разнообразных продуктов, таких как овощи, приготовленные в мягком виде, и мягкие фрукты.
- Он начинает учиться есть самостоятельно.
- Может тщательно пережевывать пищу.
- Он начинает использовать открытую чашу.
Советы для родителей
- Давайте малышу по полстакана еды четыре-пять раз в день вместе с двумя полезными перекусами.
- Продолжайте кормить грудью, если он хочет.
На что обратить внимание
Хотя все дети развиваются по-разному, вам следует поговорить с педиатром, если ваш годовалый ребенок:
- Не ползает.
- Не ищет скрытые объекты.
- Не может стоять без поддержки.
- Не указывает.
- Не говорит простых слов.
- Теряет навыки, которыми когда-то владела.
Верно или неверно?
Загрузка…
Изучение возрастных групп
2 месяца | 4 месяца | 6 месяцев | 9 месяцев | 1 год | 18 месяцев | 2 года
< Назад к вехам воспитания
Советы родителям в первые два года жизни
Артикул
Совет каждому родителю.
Знаете ли вы, что до 75% каждого приема пищи идет на развитие мозга вашего ребенка? Или что более 80 % мозга вашего ребенка формируется к 3 годам?*
Каждое объятие и каждый поцелуй, каждый питательный прием пищи и игра, в которую вы играете, помогают строить мозг вашего ребенка.
Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку начать жизнь наилучшим образом:
> Получить советы для новорожденных: новорожденный
> Получить советы для детей: 1-6 месяцев
> Получите советы для детей: 6-9 месяцев
> Получить детские советы: 9-12 месяцев
> Получить советы для малышей: 1-2 года> Получить советы для малышей: от 2 лет
Зарегистрируйтесь
Советы для новорожденных
UNICEF/UN0159516/Шут Встречайте первую малышку 2018 года — девочку по имени Вилиси Цири Совокала. Она родилась в 1:44 утра в первый день Нового года в Суве, островной столице Фиджи. Каждую секунду где-то в мире рождается четыре младенца.
Знаете ли вы?
Через несколько дней дети начинают улыбаться, когда им улыбаются люди.
- Предоставьте ребенку возможность видеть, слышать, свободно двигаться и прикасаться к вам. Вы должны увидеть, как ручки и ножки вашего ребенка двигаются несвязно. Постепенно ваш ребенок научится контролировать свои движения.
- Посмотрите ребенку в глаза и улыбнитесь в ответ на его улыбку. Вы должны увидеть, как ваш ребенок положительно реагирует на вашу мимику, движения и жесты.
- Говорите с ребенком тихим голосом и «детским лепетом». И отец, и мать, и другие лица, осуществляющие уход, должны общаться с новорожденным. Вы заметите, что она может слышать и вскоре начнет запоминать и копировать ваши слова.
- Мягко измените звук вашего голоса. Сделать медленнее/быстрее, выше/ниже или тише/громче.
Вы должны наблюдать за реакцией лица и тела вашего ребенка и замечать, как он взаимодействует с вами.
- Положите ребенка на животик и потрясите перед ним погремушкой или колокольчиком. Медленно немного поднимите погремушку и попросите ее поднять голову и плечи, чтобы посмотреть, как она движется. Это поможет вашему ребенку следить глазами за погремушками и тренироваться поднимать голову и плечи.
- Аккуратно успокаивайте, гладьте и держите ребенка. Вы увидите, как ваш ребенок утешается, счастлив, когда его держат на руках и тискают.
- Контакт кожа к коже. Ощущение, слух и обоняние вашего присутствия должны давать ребенку ощущение спокойствия и безопасности.
Насадки для детей от 1 до 6 месяцев
UNICEF/UN0201069/Крепких Медсестра развлекает пятимесячного Матвея, сделавшего ему прививку. Ежегодно более 1,5 миллиона детей умирают от болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцинации.
Знаете ли вы?
Малыши в возрасте 1-3 месяцев лучше всего видят предметы на расстоянии 20-30 см. К 3 месяцам у младенцев увеличивается диапазон зрения.
- Предоставьте ребенку возможность видеть, слышать, чувствовать, свободно двигаться и прикасаться к вам. Ваш ребенок будет постепенно доверять вам.
- Медленно перемещайте разноцветные предметы, чтобы ваш ребенок мог их увидеть и достать . Простая самодельная игрушка, например погремушка, может заинтересовать малыша звуками, которые она издает.
- Улыбайтесь и смейтесь вместе с ребенком. Скоро ты увидишь ответную улыбку своего ребенка.
- Говорите с ребенком и копируйте его звуки или жесты. Вы должны увидеть, как она медленно фокусируется на вашем лице и пытается подражать вам в ответ.
- Помогите ребенку следовать за объектом.
Когда он увидит его, медленно двигайте его из стороны в сторону, вверх и вниз. Вы должны увидеть, как он пытается следить за объектом взглядом.
- Поощряйте ребенка тянуться к безопасному предмету. Попробуйте что-нибудь вроде пластикового стаканчика. Вы должны видеть, как она пытается схватить или коснуться его.
- Вырежьте простые изображения знакомых предметов, людей и животных. Постарайтесь получить изображения, демонстрирующие множество различных цветов, текстур, сцен и лиц. Говорите о картинках, когда ваш ребенок смотрит на них. Вы должны наблюдать, как ваш ребенок слушает то, что вы ему говорите, и участвует по-своему.
- Поиграйте с малышом. Положите ее на живот и медленно проведите к ней пальцами. Затем быстро и нежно пощекотать ее, говоря: «Вот мои пальцы, вот они, все ближе и ближе, они достали тебя». Чтобы изменить игру, сделайте так, чтобы ваши пальцы двигались медленно или быстро, или подождите разное количество времени, прежде чем щекотать ее.
Вы должны увидеть, как она демонстрирует радость, смеясь или визжа.
Насадки для детей 6-9 месяцев
ЮНИСЕФ/UNI116104/Пироцци Мать помогает ребенку съесть ломтик арбуза в Нигере. До 75% каждого приема пищи идет на развитие мозга ребенка.
Знаете ли вы?
В 6 месяцев ваш ребенок может есть все что угодно кроме меда, который нельзя давать до годовалого возраста.
- Задавая вопрос, уделяйте много времени ответу. Сосчитайте в уме до 10. Если ответа не последовало, то ответьте на вопрос сами. В следующий раз попробуйте задать более простой вопрос.
- Как можно чаще произносите имя вашего ребенка. Она посмотрит, кто это говорит, и попытается достучаться до человека.
- Никогда не говорите и не пойте слишком громко , так как это может напугать младенцев.
- Улыбайтесь как можно больше и подарите своему малышу комфорт и доверие.
- Дайте ребенку чистые, безопасные и красочные вещи , например, деревянную ложку или пластиковую миску, до которых можно дотянуться и потрогать или ударить и уронить.
- Делайте простые книжки с картинками, пазлы, марионеток и кукол , чтобы развить любознательность вашего ребенка и помочь ему узнать что-то новое. Чтобы сделать простую головоломку, достаточно приклеить картинку на кусок картона или другого материала и вырезать секции.
Насадки для детей от 9 до 12 месяцев
ЮНИСЕФ/UN0208077/Херфилд Годовалый Амогеланг любит играть со своей матерью в Южной Африке. 15 минут игры могут зажечь тысячи мозговых связей в мозгу вашего ребенка.
Знаете ли вы?
Чтобы повысить самооценку и уверенность младенцев, всегда используйте позитивный подход к процессу обучения вашего ребенка. Старайтесь чаще говорить «да», «хорошо», «молодец», а не «нет», «плохо», «не хорошо».

- Поиграйте с малышом в прятки и посмотрите, сможет ли он найти спрятанные вами предметы. Можно что-то спрятать под тряпкой, и сказать: «Куда это пропало?», «Можешь найти?». Вы должны увидеть рост любопытства и желания вашего ребенка узнать, что случилось с объектом.
- Назовите ребенку названия вещей и людей. Она должна проявить интерес и вскоре попытается установить отношения между словами и предметами или людьми.
- Покажите ребенку, как говорить руками, например, «пока». Вскоре ваш ребенок должен попытаться подражать вам и самостоятельно помахать «пока-пока», установив взаимосвязь между движением и голосовым выражением.
- Укажите на глаза, нос и рот куклы . Показав одну часть на кукле, коснитесь этой же части на себе и на ребенке. Возьмите ребенка за руку и попросите его коснуться глаз, носа и рта куклы, вас и себя. Постепенно ребенок сможет запоминать и идентифицировать эти разные слова и соотносить их с частями своего тела.
Насадки для малышей 1–2 лет
UNICEF/UN0151386/Воронин Имя годовалого Толгонай в переводе с кыргызского означает «полная луна». Родившись преждевременно в 8 месяцев, ее семья дала ей имя, надеясь, что она выживет при рождении и будет жить «полноценной жизнью».
Знаете ли вы?
Малыши особенно счастливы, когда видят, что делают счастливыми и взрослых вокруг себя.
- Дайте ребенку вещи, которые он может положить в контейнеры и взять с собой. Она попробует снять их и поставить обратно самостоятельно, что отлично подходит для развития навыков зрительно-моторной координации.
- Дайте малышу вещи, которые можно складывать. Он должен попытаться сложить больше вещей самостоятельно и заставить их упасть, или будет складывать вещи до тех пор, пока они не упадут.
- Задавайте ребенку простые вопросы и отвечайте на его попытки заговорить.
Она должна быть готова взаимодействовать, отвечая и/или задавая дополнительные вопросы.
- Попробуйте поговорить с младенцем о разных реальностях, таких как природа, картинки и предметы из окружающей среды. Вы должны видеть, как ваш малыш двигается, и быть готовым исследовать окружающую среду.
- Посмотрите, что делает ваш малыш, и назовите это : «Вы заполняете коробку». Он будет рад показать вам, чему научился, и повысит самооценку.
- Поиграйте с малышом и предложите помощь : «Давайте сделаем это вместе. Вот еще камешки в твою коробочку». Эти открытия должны сделать ее счастливой и уверенной в себе.
- Используйте любую возможность для разговора , в том числе во время кормления или купания, или при работе рядом с ним. Вскоре он должен начать понимать, что вы говорите, и быть в состоянии следовать простым указаниям.
- Превратите простые вопросы в игры : «Где твой палец на ноге?» или «Где птичка?».
Вы можете смотреть на картинки и говорить о том, что видите. Ей следует проявлять все больше и больше любопытства и готовности сообщать о том, что она видит и слышит.
Насадки для малышей от 2 лет
ЮНИСЕФ/UN033166/ЛеМойн Трехлетняя Алишия и девочка-подросток вместе читают книгу в Белизе. Рассказы, песни и игры подготавливают детей к чтению и помогают улучшить речь.
Знаете ли вы?
Дети лучше учатся, когда их учат вести себя хорошо, а не ругают за плохое поведение.
- Задавайте простые вопросы и слушайте ответы. Побуждайте ребенка говорить: «Что это?», «Где окно?», «Какой мяч больше?», «Хочешь красную чашку?». Вы должны видеть растущий интерес вашего ребенка к общению с вами и ответам на ваши вопросы.
- Читайте ребенку истории и задавайте вопросы о том, что вы видите в книге. Вы должны заметить, что ваш ребенок запоминает и пытается повторить то, что вы читаете.