каким навыками обладает малыш в этом возрасте
Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что к этому возрасту он уже достаточно много умеет, физически крепкий, ловкий и быстрый. Кроха продолжает с упоением знакомиться с окружающим миром, готов идти на контакт, с радостью принимает попытки взрослых поиграть в совместные игры, позаниматься чтением или музыкой.
Поговорим о том, на что стоит обратить внимание родителям, которые тщательно следят за развитием малыша, сравнивая его показатели с нормами. Но, прежде чем мы углубимся в изучение особенностей развития детей в 1 год и 10 месяцев, отметим, что единого плана, которому должен соответствовать каждый ребенок, нет и быть не может.
Несмотря на существующие нормы, на которые опираются педиатры при обследовании детей, каждый малыш развивается в соответствии с собственным ритмом, заданным прежде всего его нервной системой, физической активностью, генетикой и целым рядом косвенных факторов.
Так, например, если для одного крохи в конце второго года жизни абсолютно нормальным является знать основные буквы алфавита и считать до десяти, то другой к этому времени еще не начнет говорить вовсе, и это не будет считаться отклонением.
Нормы нужны для того, чтобы родители могли анализировать показатели развития детей, делая соответствующие выводы, но не более.
Содержание
- Основные навыки малыша
- Интеллектуальное развитие ребенка
- Что нужно знать про игры и развивающие уроки?
- О роли совместных игр
- Бытовые навыки
- Коммуникативные навыки детей
- Понимание и общение
- Где гулять с крохой?
- Особенности психоэмоционального развития
- О развитии речи
Описывая основные навыки ребенка, опустим слово «должен». В 1 год и 10 месяцев ребенок никому и нечего не должен. К этому времени он действительно может освоить некоторые навыки, но ожидать от каждого малыша выполнения полного перечня перечисленных навыков все же не стоит. Итак, малыш в 1 год и 10 месяцев может быть способен:
- самостоятельно подниматься и спускаться по ступеням, причем часто не используя опору;
- играть с мячом (ловить, пинать, бросать и так далее), проявляя высокий уровень координационных способностей;
- есть без помощи взрослых, правильно используя столовые приборы, сохраняя предельную аккуратность;
- самостоятельно надевать и снимать с себя некоторые элементы одежды;
- мыть руки, умываться и чистить зубы;
- пользоваться горшком;
- копировать действия старших;
- выполнять простые требования и следовать несложным инструкциям;
- различать основные цвета;
- сопереживать и заботиться о младших, о близких, о домашних питомцах.
Все эти навыки присущи малышам в возрасте года и 10 месяцев в большинстве случаев, тем не менее встречаются как дети, которые к этому возрасту обладают куда более солидным багажом умений, так и те, которые пока только стремятся ими овладеть. И те, и другие, если речь не идет о проблемах с физическим или психическим развитием, сравняются к среднему дошкольному возрасту.
Интеллектуальное развитие ребенка
Интеллектуальный мир ребенка в возрасте года и 10 месяцев достаточно богат и разнообразен. Приближаясь к отметке в два года, дети становятся более наблюдательными, что можно отметить в их отчаянных попытках повторять действия, привычки взрослых, которых они боготворят. Малыши стараются вести себя как взрослые, говорить так же, как они, копируют их мимику и тембр голоса. Это вполне нормально, поэтому не стоит насмехаться над попытками малышей казаться старше.
В возрасте года и 10 месяцев почти каждый малыш с легкостью сможет выполнить простую просьбу взрослого, даже если в ней будет несколько последовательных действий. Лучше всего навыки малышей развиваются в процессе игры, когда кроха старается воспроизвести действия взрослых, перенося их на игрушки.
В 1 год и 10 месяцев малыши чаще всего играют в ролевые игры, где воображают себя родителями, водителями автомобилей или продавцами в магазинах, стараясь скопировать манеру поведения знакомых им взрослых. Не менее увлекательными для малышей являются и созидательные игры, связанные со сбором конструктора, крупных пазлов, пирамидки или кубиков.
В этом возрасте детям безумно нравится играть вместе со взрослыми, которые должны им показывать пример, вызывая интерес к происходящему.
Что нужно знать про игры и развивающие уроки?
Главная проблема молодых семей, как правило, это отсутствие времени, необходимого для занятий с малышом. Чаще всего занимается с крохой один из родителей (мама), тогда как второй занят тем, что улаживает общие семейные дела. Это неплохо, но для ребенка в возрасте 1 года и 10 месяцев важно чувствовать присутствие и участие в его жизни обоих родителей как можно чаще. Только в этом случае он будет ощущать себя защищенным, любимым и нужным.
Впрочем, все время ни мама, ни папа посвятить крохе не смогут, поэтому для того, чтобы из общения с ними малыш смог получить максимум пользы, им стоит научиться правильно планировать вечера и совместные прогулки с ребенком. Так, например, каждые выходные можно всем вместе выезжать за город, куда обязательно нужно брать игрушки малыша, с которыми он будет чувствовать себя в непривычной для него обстановке более комфортно. По вечерам вместе с ребенком по возможности стоит бывать в парках и на детских площадках.
О роли совместных игр
Конечно же, ребенок должен общаться с другими детьми, пусть даже они будут немного старше или младше него. Регулярное общение и совместные игры будут стимулировать развитие социальных навыков ребенка, который начнет проявлять все больше интереса к коллективным играм.
В 1 год и 10 месяцев кроха уже имеет начальные понятия о нормах поведения в обществе других детей, поэтому вполне способен найти общий язык с детьми на прогулке и избегать конфликтов.
Обычно малыши в этом возрасте с удовольствием бегают друг за другом или играют с мячом. Родители могут предложить крохе взять с собой на прогулку несколько игрушек, которые он сможет обменять на игрушки других детей, таким образом налаживая коммуникативные навыки.
Бытовые навыки
Развитие детей в 1 год и 10 месяцев позволяет им демонстрировать целый ряд бытовых навыков, упрощающих жизнь как им самим, так и родителям. Как правило, малыши в этом возрасте умеют:
- кушать ложкой и вилкой;
- пить из чашки;
- надевать и снимать обувь, определяя правильную ногу;
- умываться, мыть руки, вытираться;
- пользоваться горшком;
- убирать за собой игрушки;
- ухаживать за домашним питомцем (на примитивном уровне).
Малышам в этом возрасте особенно интересно помогать взрослым в домашних делах. Они открыто предлагают свою помощь в ожидании поддержки и похвалы, стараются полностью скопировать действия старших, чтобы их не подвести.
В свою очередь родители должны проявить такт и не лишать кроху удовольствия помочь, даже если помощь эта не так уж необходима или, более того, принесет за собой дополнительные хлопоты. Только так, с детства поощряя инициативу крохи, можно будет вырастить из него отзывчивого, трудолюбивого и честного человека.
В 1 год и 10 месяцев малышей все еще интересуют всевозможные емкости, шкафы и двери. Дети следят за действиями взрослых и стараются их воспроизвести, вытаскивая содержимое шкафов в спальне, на кухне, пересыпая, разливая, разбирая. Все это может причинять определенный дискомфорт родителям, вселять в них беспокойство в отношении безопасности крохи.
Чтобы упростить ситуацию, родителям рекомендуется заменить бесконечные запреты подготовкой помещения, где будет изучать мир малыш, под его маленькие подвиги, удалив из зоны досягаемости все предметы, способные нанести вред его здоровью. Зная, что кроха не поранится и не испортит ценных вещей, родители могут доверить ему исследование содержимого ящиков и шкафов, лишний раз не тратя нервы на созерцание его «ловких» действий.
И еще один важный момент. В возрасте 1 года и 10 месяцев психическое и физическое развитие малышей уже позволяет им спать в отдельной от родителей кровати. Переводить в отдельную комнату ребенка в этом возрасте, может быть, и рано, но заменить его детскую кроватку с прутьями, ограничивающими движения, на более взрослую модель стоит.
Если кроха привык спать с родителями, то к этому возрасту нужно будет постепенно отучить его от этой привычки, увлекая дизайном и комфортом новой кроватки «для больших и самостоятельных деток».
Коммуникативные навыки детей
К 1 году и 10 месяцам малыши начинают обращать внимание на других детей, изъявляя желание наладить контакт. Кроме того, внимание крохи привлекают люди, открыто проявляющие эмоции. Увидев на улице громко смеющегося или плачущего человека, малыш может остановиться и долго смотреть ему вслед, осмысливая происходящее.
Как уже было сказано выше, к двум годам детям становится интересно играть в совместные игры с другими детьми. Если более старшие ребята не принимают малышей в игру, они могут молча стоять и наблюдать за их действиями, которые затем постараются воспроизвести, не привлекая к себе внимания.
Родители должны понять, что в этот период дети особенно эмоционально чувствительны, поэтому могут негативно отреагировать на насильственные попытки «свести» их со сверстниками. Правильнее будет предоставить детям свободу в этом отношении. Со временем они обязательно смогут наладить контакт и заведут себе первых друзей «по песочнице».
Понимание и общение
В возрасте 22 месяцев малыш тонко улавливает интонации в речи, обращенной к нему. Кроха внимательно вслушивается в разговор, его настроение может меняться в зависимости от настроения собеседника.
В этом возрасте у детей активно функционируют мышление, память, они с удовольствием играют в игры, в которых нужно проявить способности к запоминанию, образному мышлению.
Где гулять с крохой?
В 1 год и 10 месяцев малыш способен к освоению большого потока информации. В это время все полученные им знания послужат для стимуляции развития интеллектуальных способностей. Именно поэтому с ребенком нужно чаще гулять, общаясь во время прогулки.
Крохе будет интересно побывать не только в парках и на детских площадках, но и в культурных местах, например на выставках, связанных с детским творческом, или выставках животных, в живописных местах, в цирке, в зоопарке. Если есть возможность, ребенка стоит сводить в ботанический сад, прогулка по которому поспособствует укреплению его связи с природой.
Особенности психоэмоционального развития
Настроение детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, так как перепады быстро пройдут и малыш снова будет готов к легкому общению.
В 1 год и 10 месяцев уже можно определить, какая рука у крохи ведущая: левая или правая. Как правило, большая часть детей в качестве ведущей использует правую руку, и не более 10 процентов — левую.
В 22 месяца дети проявляют чудеса консерватизма, вынуждая родителей соблюдать установившиеся в семье правила и традиции. Только в этом случае малыши чувствуют себя защищенными, испытывают уверенность в завтрашнем дне. Дети могут просить читать им одну и ту же сказку много раз, предпочитают есть привычную еду, выбирают одну чашку и отказываются пить из других. Все это не отклонения, а лишь особенности психоэмоционального развития детей этого возраста.
О развитии речи
В 1 год и 10 месяцев развитие речи у малыша идет полным ходом. Его словарный запас с каждым днем пополняется новыми словами, из которых он пробует составлять короткие фразы и даже предложения. Речевые навыки находятся на начальной стадии развития, поэтому не стоит беспокоиться о том, что кроха не может пока выговаривать все буквы.
Чтобы речевое развитие продолжалось, родители должны уделять внимание общению с малышом, рассказывая ему обо всем, с чем ему приходится сталкиваться, читая, разучивая песенки и стишки. Кроме того, стоит помнить, что малыши в этом возрасте нуждаются в особом внимании взрослых, даже когда их рассказ им кажется наивным и неинтересным.
Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 10 месяцев?
Самостоятельные наблюдения должны проводиться при определенных условиях, иначе результаты не будут объективными. Прочесть о том, что именно нужно учесть, вы можете в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Развитие ребенка в 10 месяцев. Положение «лежа на животе»
Положите малыша на живот, отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Десятимесячный ребенок из положения «опора на руки» отталкивается и встает на четвереньки, стоя на руках и коленях, он умеет раскачиваться, но может потерять равновесие. Кроме того, малыш в 10 месяцев уже начинает ползать, хотя этот процесс еще плохо скоординирован.
Развитие ребенка в 10 месяцев ярко проявляется еще и в том, что он садится из положения “лежа на животе” или из положения “на четвереньках” (спонтанно или придерживаясь за мебель).
Развитие ребенка в 10 месяцев. Реакции и навыки
Положите малыша на спину, отойдите и понаблюдайте за ним. В этом возрасте ребенок умеет без помощи взрослого садиться и из положения «лежа на спине». Чтобы сесть, он самостоятельно подтягивается, придерживаясь за подходящую мебель.
Обратите внимание, десятимесячный малыш сидит свободно с прямой спиной и слегка вытянутыми ножками. В этом положении он может находиться и играть долгое время. Если же ребенку понадобится предмет вне пределов досягаемости, то, чаще всего, он становится на четвереньки и ползет к нему. На то, чтобы сесть из положений «лежа на животе» или «на четвереньках» малыш тратит гораздо меньше усилий, чем на то, чтобы подтянуться вверх из положения «лежа на спине».
Поставьте ребенка на пол рядом с диваном или креслом. Теперь он более полминуты может самостоятельно стоять, придерживаясь за мебель.
Посадите малыша и протяните ему руки. Держась за них, он должен уметь встать из положения сидя.
Посадите вашего младенца (его можно слегка придерживать) и положите перед ним на стол или протяните на ладони круглое печенье диаметром 0,5 см. Развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в так называемом «пинцетном захвате», когда малыш берет мелкий предмет вытянутым указательным и противопоставленным ему большим пальцем, словно пинцетом. Остальные пальчики при этом он не задействует. Этот навык должен выполняться обеими ручками.
В момент, когда малыш за вами наблюдает, возьмите в руки по кубику и постучите одним кубиком о другой. Затем протяните их ребенку, пусть он возьмет по одному в каждую ручку. В 10 месяцев его двусторонняя координация уже настолько развита, что он сможет повторить ваши движения – ударить кубиками друг о друга. Если что-то не получилось, покажите малышу «битву кубиков» еще раз.
Сядьте за стол, на котором разложены кубики, и посадите ребенка к себе на колени (кубики должны располагаться так, чтобы он мог дотянуться до них ручками). Сразу или после нескольких минут игры десятимесячный малыш с заметным удовольствием начинает бросать игрушки на пол. Если этого не произойдет, возьмите один кубик и сами бросьте его.
Посадите ребенка и покажите ему куклу или колокольчик. Игрушку можно дать подержать в ручки . Если вы выбрали второй вариант, то обратите внимание малыша на язычок колокольчика. В 10 месяцев детки уже не только схватывают образ предмета в целом, но и замечают отдельные его детали и пробуют их обследовать. Ваш ребенок, например, может дотрагиваться указательным пальцем до лица куклы, ее глазок, ротика, носика. Если вы предложили ему колокольчик, он засунет пальчик вовнутрь и ощупывает его язычок.
Развитие ребенка в 10 месяцев. Взаимодействие с внешним миром
Для следующего эксперимента нужно выбрать момент, когда ваш малыш спокоен, не утомлен и относительно сосредоточен. Посадите его к себе на колени и попробуйте с ним «поговорить»: медленно и выразительно произносите те слоги, которые он уже умеет говорить. Между отдельными слогами делайте паузу минимум 10 секунд. Десятимесячный ребенок правильно повторяет проговариваемые мамой слоги. Такая игра со стороны напоминает «диалог».
Кроме того, в этом возрасте дети уже демонстрируют явное понимание речи. Выберите момент, когда ребенок еще бодр и весел, а в комнате с вами находится кто-то из близких родственников, и спросите малыша: «Где (например) бабушка?». Можно задать вопрос об его любимой игрушке, например: «Где твой мячик?». Вопрос можно повторить несколько раз, чтобы привлечь внимание ребенка. В ответ малыш поворачивает голову в поисках лица или предмета, о котором его спросили, а когда находит, то на мгновение останавливает на нем взгляд или улыбается.
Как и у девятимесячных младенцев, развитие ребенка в 10 месяцев ярко проявляется в отчетливом страхе перед чужими. Если посторонний человек направляется к нему, хочет взять его на руки, малыш реагирует негативно и делает это явно: отворачивается, плачет, тянется к маме. Степень пугливости у отдельных детей выражается по-разному. Некоторые детки даже после продолжительного общения еще уклоняются от непосредственного контакта с чужим и чувствуют себя достаточно уверенно только в непосредственной близости от мамы.
Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 11 месяцев?
Вехи 10-месячного ребенка — Материнство
По Материнский Обновлено 3 октября 2021 г.
Личность вашего 10-месячного ребенка с каждым днем раскрывается все больше, и это может быть как чудесным, так и сложным. Иногда даже в один момент! Но помните, ваш 10-месячный ребенок уже не маленький взрослый. Они находятся на очень уникальной стадии развития, которая включает в себя не только изучение мира, но и выяснение того, как справляться со своими эмоциями.
Забегая вперед, ваш любознательный ребенок найдет новые способы взаимодействия с окружающей средой, особенно сейчас, когда он в пути. Отслеживая, над какими вехами работает ваш ребенок, вы можете поддержать его развитие и проконсультироваться со своим педиатром, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения.
Связанные : Руководства и графики кормления ребенка
Вехи развития 10-месячного ребенка
Если вам интересно, чем должен заниматься мой 10-месячный ребенок? Или сколько слов должен сказать мой 10-месячный ребенок? Вот что Американская академия педиатрии и Mayo Clinic сообщают о вехах 10-месячного ребенка.
Когнитивные:
- У вашего ребенка развивается чувство того, что правильно и что неправильно, особенно сейчас, когда он, вероятно, понимает, что означает «нет». Помогите установить ограничения и хвалите их, когда они проявляют поведение, которое вы хотите поощрять.
- Ваш ребенок многому учится из книг, включая те, которые вы перечитываете снова и снова. На этом этапе им могут понравиться книжки-раскладушки со скрытыми картинками благодаря лучшему пониманию постоянства объектов.
Двигательные навыки:
- В 10 месяцев ваш ребенок должен быть в состоянии самостоятельно есть, захватывая кусок пищи между большим и указательным пальцами.
- Ваш ребенок может работать над навыками, предшествующими ходьбе, например, подтягиваться, чтобы встать, и «круизовать» при ходьбе, держась за край мебели. Обратите внимание, что AAP не рекомендует использовать детские ходунки из соображений безопасности.
- Даже если ходить еще не в планах, ваш ребенок должен уметь передвигаться по комнате и вставать на ноги. Проконсультируйтесь со своим врачом, если они не могут поддерживать свой вес или, кажется, отдают предпочтение одной стороне своего тела.
Социально-эмоциональный:
- Ваш 10-месячный ребенок довольно хорошо умеет сообщать о своих потребностях с помощью комбинации звуков и жестов. Показать пальцем в этот момент не считается грубым… Это их способ поделиться с вами своими наблюдениями.
- Тревога разлуки часто достигает пика в возрасте от 10 до 18 месяцев. Позаботьтесь о том, чтобы дать вашему ребенку дополнительное время, чтобы привыкнуть к новым местам, и используйте ваши слова, чтобы заверить его, что вы вернетесь.
Родственные : Справочники и расписания сна для младенцев
Как поддержать развитие вашего 10-месячного ребенка в этом месяце
Готовы к небольшому домашнему заданию, мама? Вот некоторые 10-месячные детские занятия, которые помогут развитию вашей милашки.
- Помогите своему 10-месячному ребенку почувствовать уверенность в том, как он общается, переговариваясь с ним, когда он бормочет. Даже если вы не можете понять, что они имеют в виду, они будут рады вашему интересу и узнают больше о разговоре.
- Поиграйте со своим 10-месячным ребенком, спрятав предмет под набором чашек, а затем предложите ему угадать, где он находится. Когда вы учитесь, не бывает неправильных ответов!
- Поощряйте коммуникативные навыки вашего 10-месячного ребенка с помощью слов-движений, таких как «маши привет!» Связывая действие со словом, ваш ребенок может довольно быстро все усвоить.
Это наука: рутина может сделать вашу семью счастливее
С 10-месячным ребенком на ходу ваша и без того занятая жизнь может показаться еще более занятой. Если вам начинает казаться, что это слишком много, воспользуйтесь советом экспертов и создайте несколько рутин. Это хорошо и для вашей семьи! Исследования показали, что распорядок может способствовать овладению детьми языком, академическим навыкам, социальным навыкам и эмоциональным связям с родителями. И сейчас идеальное время для начала.
Кажется, это было вчера и так давно, с тех пор как вы впервые взяли на руки своего ребенка. Глядя на них сейчас — любопытных, милых и постоянно движущихся — интересно думать обо всем, что еще впереди. Заглядывая вперед, помните об основных этапах развития вашего ребенка. Если у вас есть вопросы или опасения, обсудите их с врачом вашего ребенка. Раннее вмешательство приводит к лучшим результатам.
10-месячный ребенок 101:
- Как воспитать добрых детей: 9 ежедневных привычек, воспитывающих доброту
- Подписаться на подкаст Motherly «Стать мамой»
- Сколько сна нужно 10-месячному ребенку?
- График и количество кормления 10-месячного возраста
Развитие вашего 10-месячного ребенка, вехи
Давайте отпразднуем развитие вашего 10-месячного ребенка и его растущее понимание окружающего мира, пока они продолжают удивлять нас на каждом шагу. Вот что вы можете наблюдать примерно через 10 месяцев.
По мере того, как они становятся малышами и, вероятно, уже на грани того, чтобы ходить и говорить, их рост может вызвать у вас благоговейный трепет перед ними. Некоторые младенцы делают свои первые шаги раньше, в то время как большинство делают эти шаги в свой первый день рождения. То же самое касается их первых слов, но время не точное. В любом случае, вот что вы можете увидеть у своего 10-месячного ребенка.
Когнитивное развитие вашего 10-месячного ребенкаМир вашего ребенка наполнен любопытством, и большую часть времени бодрствования он проводит, выясняя, как все устроено. Прямо сейчас они узнают, что у разных объектов разные цели, и начинают изучать, как их использовать. Они делают это как путем копирования вас, так и методом проб и ошибок. Подготовьте себя и всех, кто находится поблизости, к тому, что вы будете стучать, тыкать, кусать и бросать игрушки — все это часть процесса исследования. Они также узнают, как пользоваться повседневными предметами, например, подносить чашку к губам или игрушку к уху, например телефон.
Двигательные навыки вашего 10-месячного ребенкаПришло время, когда ваш ребенок может сидеть самостоятельно, сидеть без поддержки, ползать или подтягиваться, держась за что-то вроде края дивана. Лучшая сила и координация позволяют им стоять, держась за вас или за мебель. Они могут сделать несколько шагов, держась за что-то для поддержки. Этот этап ходьбы известен как крейсерская. Улучшив координацию пальцев, они могут исследовать внутреннюю часть контейнера или стучать по блокам в качестве игры. Теперь они тоже могут кормить себя. Будет грязно, но это только начало.
Коммуникативные навыки вашего 10-месячного ребенкаСлышите? Это первые слова вашего малыша. Хорошо, они могут звучать не совсем так, как слова, которые вы используете, но это все еще считается ранним словом, когда ваш ребенок связывает определенные звуки с людьми или предметами. «Мама» и «папа» — используемые как ваши имена — являются общими первыми словами примерно для половины всех младенцев. Ваш ребенок может также назвать бутылочку или одеяло «ба-ба». Это развитие является важным шагом вперед, так как ваш ребенок прикрепляет звуки к объектам и пытается произносить их так же, как вы.
Социальные навыки вашего 10-месячного ребенкаИмитируя и копируя поведение, ваш 10-месячный ребенок учится тому, как взаимодействуют люди. Они могут пытаться расчесывать волосы так же, как вы, или копировать поведение и звуки своих братьев и сестер. В этом возрасте они могут быть довольно общительными с близкими. Хотя незнакомые люди могут принести вашему ребенку огорчение, или, как это называется, незнакомое беспокойство. Это признак того, что ваш ребенок знает членов своей семьи и осознал, что незнакомцы отличаются от людей в их группе. Примерно в это же время они могут испытывать стресс из-за вашего отсутствия.
Тревога разлуки является нормальным результатом двух явлений: сильной привязанности вашего ребенка к вам и возникающего у него понимания постоянства объектов — представления о том, что вещи, которые они не могут видеть (например, вы), все еще где-то там.