что делать с истериками новорожденного
Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.
Беспокойный грудничок: теория и практика
Шаг первый: успокоиться
Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.
Что делать
Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно — это врожденное явление.
Шаг второй: выработать общую стратегию
Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.
Что делать
- Чтобы уравновесить ситуацию, нужно правильно организовать окружающую среду. А именно максимально убрать раздражающие стимулы. Громкий звук телевизора, музыка, яркий цвет и свет недопустимы. Игрушки должны быть мягкими и их должно быть немного. Играть до изнеможения нельзя.
- Взрослым придется договориться между собой о распределении времени и обязанностей по уходу за ребенком. Можно, конечно, все свалить на маму, но тогда уже мама выйдет из строя. Самый тяжелый вопрос в воспитании беспокойного малыша – это сон. Идеально будет, если укладывать будет один родитель, а поднимать другой. Можно иногда чередовать друг друга, но сами процедуры засыпания и подъема менять не стоит.
- Поменьше нового в еде, обстановке, прогулках. Шумные компании и игры противопоказаны. Маршрута прогулок лучше придерживаться одного и того же. Необходимо строго соблюдать режим дня.
Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.
Как кормить чрезмерно беспокойного грудничка
Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.
Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.
Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.
В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.
Беспокойный ребенок…
Светлана Тузова17 декабря 2019, 22:31
Девочки, всем добра!!! Не знаю, что предположить, но что с моим ребенком? Может кто-то сталкивался или у кого так же происходит, поделитесь, что вы предпринимаете или куда обращались… В общем, ребенку на данный момент 2года 6 месяцев, с рождения беспокойный, толком не спали ночами и днями, на улице погулять целая проблема ((( сели, поползли позже сроков, наблюдаемся у невролога, психиатра…. сейчас, по истечении времени, могу сказать, ребенок лучше не становится, он совсем не говорит, ходит, бегает, на месте не сидит, он словно неиссякаемый энергией, ставили нам гиперактивность, и гипервозбудимость,у него постоянные истерики, кидаем на пол все, что ни попадет под руку, а ещё может специально бросить, чтобы попало и сделать больно другому, кричит, если что-то не по нему… Невролог выписывала препараты: фенибут, глиатилин, Кортексин, из чего фенибут почти не поняли, как на нас он действует, т.к. практически ничего не изменилось, единственное, по ночам поспокойнее стал спать. Глиатилин, совсем никак на нас не повлиял, на Кортексин была большая надежда, что хоть что-то начнет лепетать, но и тут провал, единственное, за что спасибо ему, это то, что мы начали ходить по «маленькому» днём на горшок, но только стоя, а на ночь и на прогулку одеваем памперсы ,и по «большому», до нас никак не дойдет, что надо садиться, кричит, изгибается. Психиатр выписала Неулептил, первое время помогал, да, засыпал быстрее, спал хорошо, утром просыпался в хорошем настроении, днём меньше было истерик, и занимался игрушками, просыпался интерес, но сейчас, по истечении месяца, как его пьем, все сошло на нет, и вернулось на круги своя….. нам говорили, пойдет в садик, заговорит и все нормализуется, пошли, конечно ходили мало, но была поздняя адаптация, сначала все интересно, все классно, игрушек много, ребятки, а потом все куда-то делось, интерес пропал, надо маму, крики, истерики и домой приходил сильно уставший, нервный, потом начали болеть, и сейчас уже третий месяц дома. Незнаю, куда ещё обратиться, к кому идти за помощью, ведь это не есть норма такое поведение у ребенка, он сам страдает, видно по нему, нервничает, кричит, а я присяду к нему по ближе на корточки, начинаю уговаривать его, он видит меня рядом и начнет плакать, обнимет меня и мы с ним так можем сидеть несколько минут, либо идём на диван и так сидим вместе, пока не успокоится, пока эта вспышка не пройдет. У меня старшие детки 17, 14 лет и такого не было…..сама дома с ним, на работу не выхожу, благо пока декретный ещё, чтобы не было лишнего для него стресса, что его с кем-то оставили, он с бабушками немного побудет и начинает терять, нервничать, что надо чтобы пришла мама, максимум был у бабушек день и там забирала…. Может обследования пройти нам какие-то, я куда не обращалась, выписывают препараты и всё, такое ощущение, стучусь в закрытую дверь, всем говорю, что что-то не то с нами, и все молчат, как партизаны, а потом скажут, мамочка, почему молчали, почему ничего не предпринимали, от вас зависит всё!!!
Беспокойные дети. Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке
Беспокойные дети
Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.
Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова «правило», если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в «передай ребенка» стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта – дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.
Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: «Куда бы ни шли Марта и Билл, Хэйден идет с ними». Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло нашего тела. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования.
Наши чувства к Хэйден были так же беспорядочны, как и ее поведение. Иногда мы симпатизировали друг другу, а чаще, будучи утомлены, сердились и досадовали.
Если бы это был наш первый ребенок, мы могли бы считать виноватыми себя и ломать голову над тем, что мы делаем не так. Но к тому времени мы были уже опытными родителями и знали, что дело не в нас. Вскоре нас стали одолевать разными советами: «Вы носите ее слишком много», «Вы ее портите – дайте ей накричаться», «Она из вас веревки вьет». Но мы отстаивали свой стиль воспитания, продолжая придерживаться того, что работало и казалось нам правильным. Урок N 1 для тех, кому приходится воспитывать ребенка такого типа: «Ребенок кричит из-за своего темперамента, а не потому, что вы плохие родители».
Уже через несколько недель после рождения Хэйден мы осознали, что нам достался необычный ребенок, с особенными запросами, и отношение к нему должно быть особым; такую заботу мы твердо решили обеспечить. Но как? Мы сочли, что Хэйден будет лучше, если мы отнесемся к ней с наибольшей чуткостью и творчески. Но для этого требовалось терпение.
Ребенок с большими запросами
Наша первая проблема состояла в том, что мы не знали, как назвать поведение Хэйден. Нам не нравились обычные термины «трудный» и «шумный» ребенок. В них было что-то враждебное и унизительное. Кроме того, они подразумевают, что с одним, а то и с двумя партнерами в дуэте ребенок – родитель что-то не в порядке: что-то не так с ребенком или родитель плохой. Нам это не подходило. В оценке поведения Хэйден мы придерживались нашего стиля заботливого отношения к детям и просто говорили: «У нее высокий уровень потребностей». Мы слышали, что многие родители именно так расценивали притязания подобных детей. Но однажды блеснул свет: «Давай назовем ее ребенком с повышенными запросами». Некоторое время мы пользовались этим термином, потом стали применять его и по отношению к другим подобным детям, он прижился, и мы на нем остановились. В этом термине заключался ключ к нашему пониманию Хэйден.
«Ребенок с повышенными запросами» – и этим все сказано. Это понятие точно раскрывает, и почему эти дети так много требуют, и как надо к ним относиться. Оно точное, необидное и звучит обнадеживающе, снимает вину с родителей и дает признание таким детям. Родители шумных детей, вам уже не стало чуточку легче?
«Она перерастет это», – уверяли друзья. И да, и нет. С тех пор, как мы определили поведение Хэйден и соответственно построили свои отношения с ней, нам стало легче. Но ее потребности с возрастом не уменьшались – они просто изменялись. Хэйден из грудничка с повышенными запросами превратилась в девочку с большими запросами, потом – в подростка с неменьшими притязаниями. Она медленно отвыкала от мест, где чувствовала себя уютно, – от кровати, груди, рук. Но все же отвыкла. Как мы этого добились? Чуткостью.
Сейчас, четырнадцать лет спустя, Хэйден стала глубоко чувствующей, творческой личностью, у которой, как говорят, «жизнь бьет ключом». Она добра и внимательна к другим, включая нас.
Вот чему нас научила Хэйден:
– Дети бывают шумными прежде всего из-за своего темперамента (в смысле их общей тенденции вести себя именно так), а не по вине родителей.
– У каждого ребенка есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять. Забота о ребенке позволяет обеим заинтересованным сторонам (родителям и детям) в своих отношениях раскрыть все лучшее, что у них есть. – Нужно принять как должное, что у детей с повышенными запросами необычный темперамент и они требуют особой заботы. Дочь научила нас быть более чуткими, что помогло нам и в работе, и в отношениях с людьми и в семье.
Чему мы научили Хэйден:
– Те, кто о ней заботятся, внимательны к ее потребностям.
– Она сама представляет собой ценность (это нормально – иметь запросы).
– Она окружена теплом и доверием.
Мы изучили разные мнения по поводу того, почему ребенок шумит и что с этим делать; это примеры и из нашей практики, и взгляды многих сотен родителей. Вот средства, которые в большинстве случаев помогают.
Особенности ребенка с повышенными запросами
Чтобы удостовериться, наградил ли вас Господь именно этим типом ребенка, познакомьтесь с тем, какие черты, по мнению родителей, отличают детей с высокими запросами. «Сверхчувствительность». Такие дети придают большое значение обстановке. Их сразу начинают беспокоить изменения в привычной и уютной среде, и они не приемлют их. Они легко пугаются днем и плохо спят по ночам. Эта чувствительность помогает им глубоко привязываться к внимательным и заботливым родителям, но они с неохотой принимают чужаков и нянек. У них разборчивый вкус и ясное сознание. Эта чувствительность, которая вначале причиняет много неудобств, впоследствии может сослужить хорошую службу. Такие дети способны на глубокую привязанность.
«Я просто не могу уложить его»
. Таким детям не свойственно мирно лежать в кровати и ждать (как большинству других), что на руки их возьмут, только чтобы покормить и поменять пеленки. Движение, а не покой – вот их стиль жизни. Эти дети вечно на руках или на груди, они редко соглашаются подолгу находиться в кроватке.«Не может сам успокоиться». Способности к самоуспокоению за такими детьми не водится. Родители сообщают: «Он сам не может расслабиться». Колени матери – его стул, грудь отца – его ложе, грудь матери – средство для успокоения. Эти дети очень разборчивы по отношению к успокаивающим игрушкам, заменяющим мать, и часто отвергают их. Это требование высокого качества к «утешителю» впоследствии заставляет личность тяготеть не к вещам, а к людям, и стремиться установить с ними близость и взаимопонимание.
«Напряженность». «Он все время находится на взводе», – заметил уставший отец. Дети с высокими запросами вкладывают массу энергии во все, что бы они ни делали. Они громко кричат, смеются до упаду и тут же начинают протестовать, если их вовремя не покормили. В силу того что они все глубже чувствуют и сильнее на все реагируют, они способны крепко привязываться и очень переживают, если отношения разрушаются. Такие дети потом, похоже, становятся энтузиастами. Но какие бы ярлыки им ни приклеивали, скучными их никто не назовет.
Ребенок с высокими запросами – божий дар или божье наказание?
Однажды мы сравнили темпераменты наших малышей и поняли, что у детей с повышенными запросами есть многое, что работает на них. Посмотрите, какой ребенок получает больше внимания и вообще больше берет от жизни? С детьми с высокими запросами нянчатся больше, потому что они требуют этого.
Они занимают больше места в жизни родителей и больше их времени, так как таких детей ни с кем не оставишь. А кто получает больше ласки, больше времени проводит в комфорте – на груди или в теплой постели родителей? Эти дети путешествуют по жизни первым классом. Каких малышей лучше знают родители, к каким они вынуждены подходить наиболее творчески? Ответы вы знаете сами. И усилия родителей таких детей вознаграждаются.
«Хочет, чтобы с ним нянчились все время». Чаще всего расписание кормления чуждо сознанию такого ребенка. Он требует, чтобы его кормили каждые 2–3 часа, и может подолгу блаженно посасывать грудь. Они не только чаще питаются, но и сосут дольше. Эти дети медленно отвыкают от груди, и иногда их приходится кормить грудью до второго, а то и третьего года жизни.
«Часто просыпается». «И почему таким детям всего нужно побольше, только не сна?» – вздыхала одна мама. Они действительно часто просыпаются ночью и редко балуют родителей, засыпая днем, хотя дневной сон им, как и другим малышам, необходим. Вам может показаться, что над этим ребенком непрерывно горит лампочка, которую очень сложно потушить. Может быть, поэтому, когда они подрастают, их называют «яркими», «блестящими» детьми.
«Неудовлетворен и непредсказуем»
Настал момент, и вы поняли, чего ребенок от вас хочет, но готовьтесь к тому, что завтра придется начать поиски сначала. Одна мама говорила: «Именно тогда, когда я считаю, что переиграла его, он снова берет верх». Какой-то комплекс успокаивающих мер может помочь один раз, но на следующий день он уже не годится.
«Слишком активны». Эти дети, когда их держат на руках, много вертятся, пытаясь найти наиболее удобное положение. Кормление осложняется тем, что они все время норовят изогнуться назад и выскользнуть из ваших рук. «Для него вообще не существует неподвижного положения», – сказал один папа. Когда вы держите такого ребенка, то чувствуете, как напряжены его мускулы.
«Истощает все силы». Кроме своей энергии, которую ребенок вкладывает во все, что ни делает, он использует и энергию родителей. «Он меня просто изматывает», – постоянная жалоба родителей.
«Невозможно удержать». Это относится к наиболее трудным детям с повышенными запросами, которые не приемлют такого испытанного средства, как пребывание на руках. В то время как большинство детей на руках млеют и устраиваются поудобнее, эти норовят изогнуться, брыкаются, вырываются. Обычно малыши успокаиваются, когда их берут на руки, а эти очень долго не могут найти удобную позу, но рано или поздно находят ее, если мама старается помочь и предлагает уютное безопасное гнездышко из своих рук.
«Требовательность». Дети с высокими запросами требуют много и имеют достаточно воли, чтобы получить свое. Посмотрите, как по-разному два ребенка, протягивая к вам руки, просят, чтобы вы взяли их. Обычно ребенок, если его просьбу проигнорируют, опускает руки и занимает сам себя игрой. Но не таков малыш с повышенными запросами. Он не смирится с тем, что его не услышали, будет кричать и требовать до тех пор, пока не добьется своего.
Будьте готовы к такой особенности и не слушайте вредных советов типа «Он вас подминает под себя». Представьте себе на минуту, что произойдет, если ребенок с повышенными запросами не будет требователен. Если у него есть острая потребность в чем-либо, но недостает силы характера, чтобы заявлять о ней до тех пор, пока ему не пойдут навстречу, это может даже помешать ему нормально развиваться. Требовательность у детей с повышенными запросами – предвестник сильной воли в будущем.
Утомившиеся родители часто спрашивают: «Сколько же будут продолжаться эти выходки и что из него вырастет?» Не спешите загадывать, каким человеком вырастет ваш ребенок. Некоторые трудные дети со временем меняются на 180° как личности. Но в основном потребности малыша не уменьшаются, а только видоизменяются. И все же хотя вначале ранние проявления их личности удручают родителей, по мере развития ребенка многие, если пользуются нашим методом, меняют свою оценку поведения ребенка, в ней начинают преобладать такие слова, как «смелый», «заинтересованный», «яркий». Те же самые качества, которые вначале доставляли родителям столько хлопот, теперь приобретают положительное значение и для детей, и для родителей, но только в том случае, если высокие запросы в свое время были распознаны и не остались без ответа. Энергичный младенец может стать творческим ребенком, чувствительный малыш превратится в способную сострадать личность, т. е. сможет отдать гораздо больше, чем требовал.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Истерики беспокойный у ребенка 2 лет — Психология и психиатрия
анонимно, Женщина, 31 год
Добрый день! Обращаюсь к вам с ситуацией, с которой мы уже не можем справляться. Мне 31 год, мужу 39. У обоих второй брак. От первого брака у меня 9 летняя дочь, у мужа 7 летний сын. У нас общая 2-летняя дочь. Вот с ней мы уже не можем справляться. Дочь родилась на 4-ой недели ПКС (тазовое предлежание, маловодие), 8/9 по Апгар. До 4 месяцев не было никаких проблем, 1-2 ночных кормлений, спокойный ребенок. Потом началось нечто. Сначала это было 20-30 просыпаний за ночь. Врачи ссылались на ранние и тяжелые зубы. Но сон такой был постоянно, а не только в период прорезывания зубов. невролог называл это становлением сна и говорил, что нужно перетерпеть. В 6 мес дочь села, поползла, в 10 пошла. Первые слова (папа, мама — но не акцентируя при этом взгляд на нас) были около года. После года у дочки начались постоянные капризы. Сначала это просто плач без причины, ребенок был всё время в движении. Ночью просыпания по 30-40 раз за ночь. Просыпалась, давали соску (только во сне в другое время соски не использовались) и спала дальше, но так по 30-40 раз за ночь. Врач-невролог назвал это просто «нормальный гиперактивный ребенок».В общем никаких назначений кроме солевых ванн и глицина (который не помогает никак) не было. В последнее же время стало вообще невыносимо. Мы с мужем практически не спим больше 2-3 часов в сутки уже на протяжении полутора лет. Сил нет вообще. 2 месяца назад дочь пошла в сад, мы выдохнули. Более того, в саду это идеальный ребенок! Она сама ест сидя! (дома она не сидит вообще), играет в игрушки, рисует, не плачет!!! Спит днем без соски. Как только ребенка забираем из сада, начинается ад. Без преувеличений. С нами дочь всё время кричит! Приходим домой и прям от дверей она бросается на пол и рыдает. Если что-то не дали, также падает на пол и рыдает. Во время криков она ни на что не реагирует. Подходить к ней не получается — она начинает драться, убегать, кричать сильнее. Иногда доводит себя до рвоты. Это может длится 20-30 минут, потом прекращает. При малейшем поводе всё повторяется. И так весь вечер. В 2 года мы так и не смогли отучить от соски и бутылки (только ночью). если их не давать, она может рыдать (опять же доводя себя до рвоты) всю ночь. Врач предложил перетерпеть пару ночей. Но больше 1-2 часов этого не выдержать. Ночью просыпается с криком, если не дать соску или бутылку, может проснуться окончательно и опять истерика, которая прекращается только соской, и то — в лучшем случае. В выходные истерики постоянные. Пытались отвлекать — ни на что не реагирует. В 2 года дочь не говорит!!! Много своих звуков, всё время что-то на своем лепечет. Из понятных слов: «пась» — спасибо, «Бася» — имя кошки, «папа» и «мама» — просто без повода, не как обращение, ну и «отдай». Это вся её речь. Читать книжки, рисовать, что-то собирать с ней не получается. Сразу нужно отобрать, порвать, раскидать. Но такое только дома. В саду абсолютно нормальный ребенок. Но мы с мужем уже не выдерживаем. У самих руки опускаются. Старшие дети (с нами живет только моя дочь от первого брака) спокойные. Опыт общения с детьми у нас есть, более того, у мужа был частный детский сад. Но такого еще не встречали. СО стороны это смотрится жутко. Наш врач отправляет на консультацию к неврологу, невролог проблемы не видит, говорит, что это просто возрастная гиперактивность, пройдет. Но мы не знаем уже, что с этим делать. У самих нервы на пределе. Подскажите, что нам делать? Куда податься? Чем помочь ребенку? Извините, за такой крик души, но это уже действительно отчаяние