Развитие ребенка в 6 месяцев девочка, мальчик. Что должен уметь, этапы, нормы, стадии. Физическое, эмоциональное, речевое, психомоторное, социальное, психическое
На протяжении всего первого года жизни ребенок растет и постоянно меняется. Когда ему исполняется 6 месяцев, — развитие достигает первой значимой отметки. Родителям важно следить, правильно ли развивается малыш, нет ли отклонений от норм, и следует ли что-то предпринимать.
Содержание статьи:
Физиологические изменения. Изучаем части тела, вес и рост
Нормой прибавки за шестой месяц считается 600 – 700 г и теперь малыш весит 6,8-8,5 кг. Рост составляет 64-68 см, сердце бьется со скоростью 130–135 ударов в минуту, количество дыхательных движений составляет 35–40 в минуту. Нормой считается отклонение в весе на 1 кг и на 1 -2 сантиметра в росте.
Соотношение размеров головы ребенка и его грудной клетки имеет важное значение для оценки физического развития. За полгода окружность головы увеличивается приблизительно на 1,5 см в месяц и на 9-10 см за 6 месяцев. К шестимесячному возрасту окружность груди должна быть больше окружности головы. Пропорции приближаются к пропорциям взрослого человека.
Кроме размеров оценивается форма головы, а также наличие родничков. Важным показателем являются размеры большого родничка — к 6 месяцам они уменьшаются до 1,5 х 1,5 см.
Таблица. Нормы физического развития ребенка в 6 месяцев.
Пол ребенка | мальчики | девочки |
Масса, кг | 7900 — 8950 | 7000 — 8800 |
Рост, см | 66 — 70 | 64 — 69 |
Окружность головы, см | 41,0-45,9 | 40,2-44,9 |
Окружность груди, см | 41,4-47,6 | 41,6-45,8 |
Все нормы в таблицах указаны для среднего ребенка и гораздо важнее наблюдать динамику роста.
Физическое развитие
Мышцы и кости малыша достаточно окрепли, он делает первые попытки перемещаться в пространстве и легко удерживает равновесие. Ребёнок может сидеть самостоятельно. Чтобы стимулировать движения глаз и головы, рекомендуется чаще брать ребенка на руки.
Что должен уметь ребенок. Двигательная активность
- Некоторые дети могут сами садиться, подтягиваясь за бортики кроватки.
- Ребёнок свободно переворачивается со спины на живот и обратно.
- Лёжа на животе, поднимается на руках, может тянуться к предметам. Делает обводящие движения, чтобы захватить интересную игрушку.
- Перекладывает предметы из одной руки в другую. Ребенок способен держать сразу 2 игрушки — по одной в каждой руке.
- Развитие ребёнка в 6 месяцев обязательно включает мелкую моторику рук. Пальчики уверено захватывают и удерживают маленькие предметы. Малыш бросает игрушки и с интересом следит за их падением.
- В 6 месяцев дети пытаются перемещаться, но получается это не у всех. Некоторые крутятся на животе, отталкиваются руками и пятятся назад, а кто-то уже ползает.
- Тазобедренные суставы уже активно развиваются. Если ребенка поставить, удерживая за подмышки, он отталкивается от поверхности и пританцовывает.
- Может играть самостоятельно до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него хорошо получается, например, открывает и закрывает коробку.
Физическое воспитание полугодовалого ребенка должно включать в себя ряд обязательных элементов:
- Легкий массаж оказывает расслабляющее действие на мышцы. Улучшает кровообращение и лимфоток.
- Растирание кожи ребенка кончиками пальцев благоприятно действует на глубоколежащие ткани.
- Разминание.
- Поколачивание тыльной поверхностью пальцев применяется для мышц спины, бедер и ягодиц. Такой элемент физического воздействия рекомендован детям выраженной жировой прослойкой.
Физическая активность должна занимать 10-12 минут в день. Помещение необходимо проветрить, температуру воздуха поддерживать 20 – 22 С.
Зрительное восприятие
К шестимесячному возрасту стереоскопичность зрения приближается к взрослому уровню. Формируются зрительные представления о расстоянии, что позволяет точнее захватывать предметы. Развиваясь, ребенок с интересом рассматривает и исследует своё окружение. Внимательно следит за предметами, домашними питомцами и родителями.

Малыш смотрит в глаза и улавливает взгляды других людей.
Острота зрения в этот период практически не увеличивается. Ребёнок начинает фокусировать глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от него. При нормальном развитии косоглазия не наблюдается. Глазное дно выглядит как у взрослого. Острота зрения составляет 0,1–0,3 (10–30 %).
Слуховое восприятие
Полугодовалый ребенок проявляет активность в ответ на различные звуковые раздражители. Внимательно прислушивается к речи родителей, тихим звукам и откликается на имя. Малыш может найти источник звука, находящийся слева, справа или сзади ориентируясь только на слух.
Главная черта развития речи в шестимесячном возрасте — накопление пассивного запаса. Он понимает слова, которые часто слышит, например, «мама», «нет» и другие. Учится различать и понимать небольшие предложения. На вопрос «Где кукла?», малыш ищет предмет и поворачивается в нужную сторону.
Порог слухового восприятия — 30 — 40 децебел.
Понимание и развитие речи
У полугодовалого ребенка начинается новый этап в предречевом развитии – лепет. Он старается произносить множество речевых звуком, которые складываются в слоги. Например, «ва-ва-ва», «та-та-та», «бу-бу», «ма-ма-ма» или «да-да-да». Звуки, из которых складывается лепет — результат развития артикуляционного аппарата. Ребенок копирует артикуляцию губ взрослого.
Он произносит отдельные звуки и слоги, повторяет тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. В то же время ребенок осваивает базовую слоговую структуру слова.
Познавательное развитие ребенка
Развитие ребёнка в 6 месяцев невозможно без познания окружающего мира. Его в большей степени интересуют не сами предметы, а эффект, который он может вызвать своими действиями. Малыш встряхивает погремушку или стучит разными предметами, чтобы сравнить последствия этих действий.
Познавательные навыки в 6 месяцев:
- Взаимодействовать с предметами, удерживать их, хватать или переворачивать.
- Рассматривать предметы на расстоянии.
- Прислушиваться к звукам, источник которых находится на расстоянии.
- Раздвинуть пальцы, и захватить игрушки разного размера.
- Действия с предметами и игрушками направленны на получение результата, например, звука или движения.
- Развивается память, малыш ищет спрятанную игрушку.
Что должно насторожить
Небольшие отклонения в развитии иногда нелегко заметить, поэтому родителям следует обращать внимания на особенности поведения. Если ребенок даже не пытается освоить какие-то умения по возрасту, стоит поговорить об это с педиатром или невропатологом.
Особенности развития, которые должны насторожить:
- Ребенок не освоил переворот со спины на живот и обратно.
- Плохо захватывает предметы, не может удержать даже легкую игрушку.
- Не перекладывает предметы из одной руки в другую.
- Не отталкивается ногами от поверхности если его поставить, держа подмышками.
- Отсутствие или замедленное слежение за движением предмета.
Не стоит забывать, что каждый ребенок развивается индивидуально и некоторые навыки может освоить чуть позже. Главное, чтобы разница не была слишком велика.
Психоэмоциональное развитие
В основе поведения ребенка лежит желание изучать окружающий мир. В этом возрасте начинают проявляться характер и темперамент, эмоции выражаются ярче. Ребенок понимает, как добиться внимания мамы, сердится, если у него что-то не получается.
Умственное развитие и новые игры
Мозг ребенка стремительно развивается. Его вес равняется половине мозга взрослого человека. Самое важное интеллектуальное достижение шестимесячного ребенка – переход от гуления к лепету, можно различить некоторые слоги. Главным инструментом изучения окружающего мира является игра.
Малыш стремится изучить игрушку, хватает её руками, стучит, трясёт и тянет в рот. Ребёнок с интересом рассматривает руки и ноги, прислушивается к ощущениям. Появляются первые признаки самосознания, ребенок смотрит на себя в зеркало и улыбается.
Малыш способен запоминать предметы и замечать их исчезновение. Он радостно реагирует на спрятавшегося родителя и с удовольствием прячется сам.
Интересные игры для умственного развития:
- Понадобится 3 игрушки. Две из них нужно дать, чтобы у ребенка оказались заняты обе руки. После этого предлагается третья. Ребёнку нужно понять, как взять игрушку и что для этого необходимо освободить руку.
- Игрушка прячется под одеяло так, чтобы была видео её часть. Сначала ребёнок вытаскивает предмет, потом учится приподнимать край одеяла.
- Родитель двигает игрушку к краю стола и даёт ей упасть. После нескольких повторений ребёнок запоминает момент падения и заранее смотрит на пол.
Эмоциональное развитие
Развитие в возрасте 6 месяцев выражается в попытках ребенка установить контакт со взрослыми. Он смотрит в глаза, улыбается, лепечет, всячески привлекает к себе внимание. Если остается один плачет и зовет маму. Ребенок выделяет любимые игрушки.
Проявляет интерес к лицам, носам и волосам взрослых. Малышу необходимо постоянное общение с мамой и другими близкими ему людьми. Он чувствует себя комфортно в привычной обстановке, а вот новые предметы и незнакомые люди могут вызвать страх.
При возможности для эмоционального развития полезно организовать общение и игры с ровесниками.
Оценка и тест на развитие в 6 месяцев
Чтобы определить, соответствует ли развитие нормам, можно сделать несколько упражнений:
- Показать яркую игрушку на расстоянии 25 см. Ребенок должен уметь выделять ее взглядом и отличать от остальной обстановки.
- Ребенок открывает рот если видит бутылочку или ложку с едой.
- Если попытаться отнять игрушку ребенок будет сопротивляться и крепко держать ее руками.
- Ребенок отвечает на свое имя комплексом оживления.
- Если при разговоре с малышом менять выражения лица, он реагирует – морщит лоб, нос, улыбается.
Что должно насторожить
Родители должны следить за поведением дитя и присматриваться к возможным негативным явлениям.
Следует насторожиться, если:
- Не поворачивается к источнику звука.
- Не пытается управлять руками.
- Не просится на руки.
- Плачет, несмотря на то что мама его успокаивает.
- Не произносит никаких отдельных звуков.
- Малыш безразличен к кормлению и играм.
Зубки
Сроки появления зубов индивидуальны и находятся в интервале 4 – 10 месяцев. Первыми появляются 2 нижних центральных резца.
К главным симптомам прорезывания зубов относятся:
- Повышенное слюноотделение.
- Ребенок часто плачет, становится капризным.
- Тянет в рот любые предметы.
- Набухают десны и сглаживается поперечная бороздка.
- Незначительное повышение температуры, которая не превышает субфебрильных цифр — 37,5-38 С
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку при прорезывании зубов:
- Использовать охлажденное кольцо — прореыватель если ребенок достаточно хорошо удерживает игрушки.
- Для снятия отечности можно применять успокаивающие, обезболивающие или противовоспалительные средства.
Проблемы на этапе прорезывания зубов бывают следующие:
- Широкая щель между верхними резцами, как правило, связана с глубоко расположенной уздечкой. Для лечения необходимо посетить ортодонта.
- Нетипичное окрашивание зубной эмали может быть симптомом нарушения обменных или воспалительных процессов и требует консультации специалиста.
- Неправильный прикус возникает при неравномерном росте челюстей или из-за частого сосания сосок.
- Неправильное расположение зубов.
Как только появился первый зуб необходимо за ним ухаживать. Для этого лучше всего подойдет кусочек марли и вода.
Особенности питания в 6-ми месячном возрасте. Прикорм
Развитие ребенка в 6 месяцев достигло той стадии, когда веществ, содержащихся в материнском молоке или адаптированной смеси, недостаточно. В этом возрасте ВОЗ рекомендует вводить прикорм. Пищеварительная система достаточно созрела и готова к перевариванию новой пищи.
Видео о рационе ребенка в 6 месяцев:
Материнское молоко необходимо дополнять прикормом по ряду причин:
- Пищевых веществ уже недостаточно для организма.
- Необходимо развивать пищеварительную систему.
- Развивать жевательные навыки.
- Стимулировать моторную активности кишечника.
Рацион должен включать в себя углеводы и жиры, например, сахарозу, крахмал, растительные масла. Основное условие для начала прикорма – здоровье ребенка. Запрещается вводить новые продукты в период вакцинации – за неделю до и после нее.
Пищу дают теплой начиная с половины чайной ложки перед грудным молоком или смесью. Постепенно количество продукта доводят до возрастной нормы. Если нет никаких негативных реакций можно начинать вводить следующий продукт. Можно использовать как готовое детское питание, так и готовить пюре самостоятельно.
В последнем случае следует соблюдать чистоту и кормить ребенка только свежеприготовленными продуктами. Соль добавлять нельзя.
Последовательность ввода блюд определяет педиатр исходя из особенностей развития малыша. В общем случае прикорм начинают с однокомпонентного овощного пюре. Вводят кабачок, брокколи, цветную капусту и картофель. Яркие овощи, такие как морковь, вводят в последнюю очередь.
Если ребенок не набирает вес, прикорм начинают с безглютеновых каш: гречневой, рисовой или кукурузной. Крупу перемалывают, потом варят кашу на воде. Можно использовать готовые коробочные безмолочные каши. При нормальной прибавке в весе каши дают после овощей соблюдая общие рекомендации ввода нового продукта.
С фруктовым пюре ребенка знакомят только после овощей и каш, чтобы не приучать к сладкой пище. Творог тяжелый продукт для детского организма и создает большую нагрузку на почки. В 6 месяцев его можно давать только по рекомендации педиатра.
Режим дня: сон и бодрствование, прогулки
Режим дня шестимесячного ребенка претерпевает изменения. Это в первую очередь связано с увеличением времени бодрствования до 2,5 ч и сокращением сна до 1,5. Общее время сна в этом возрасте 14 часов. Днем большинство детей еще спят 3 раза, хотя самые активные могут переходить на двухразовый отдых.
Ночью ребенок может проспать около 7 часов без еды.
Режим строится на основе чередования времени сна и бодрствования.
Желательно укладывать малыша на дневной отдых в одно и то же время чтобы постепенно сформировать распорядок дня. Нельзя забывать, что каждый ребенок индивидуален. Временные рамки только ориентир, наблюдая за ребенком и признаками усталости необходимо выработать оптимальный режим.
Занятия и гигиенические процедуры также рекомендуется проводить в одно и то же время. Важное место в жизни ребенка занимают прогулки. Рекомендуется гулять на улице 2 раза по 2 часа, но, если такой возможности нет, можно уложить ребенка спать на балконе или с открытым окном.
Ориентировочный режим дня
6:00-8:30 | Подъем, гигиенические процедуры, первое кормление. |
8:30-10:00 | Первый сон. |
10:00-13:00 | Кормление, выполнение физических упражнения и массаж. |
13:00-13:30 | Третье кормление. |
13:30-15:00 | Второй сон, совмещенный с прогулкой. |
15:00-17:00 | Активные развивающие игры, гимнастика. |
17:00-17:30 | Четвертое кормление. |
17:30-19:00 | Третий сон на свежем воздухе. |
19:00-21:00 | Развивающие занятия, общение с членами семьи, купание. |
21:00-21:30 | Пятое кормление. |
21:30-6.00 | Ночной сон. |
Как помочь малышу развиваться, чему учить
Самым эффективным способом развивать ребенка являются игры. В процессе специально подобранных игр ребенок осваивает новые умения и навыки, изучает окружающие его предметы. Гимнастические упражнения помогут укрепить мышцы, сердечно-сосудистую систему, улучшают кровообращение.
Гимнастика
Упражнения, которые подойдут для полугодовалого малыша:
- Ребенок лежит на спине, его руки скрещивают на груди и разводят в стороны. Сделать 8 раз.
- В том же положении сгибают и разгибают ноги, сначала поочередно, потом вместе. Делают 6 повторений.
- Из положения лежа на спине немного поворачиваю ягодицы в сторону и помогают перевернуться на живот. Это упражнение делается один раз.
- В положении лежа на животе нужно согнуть ноги и дать ребенку оттолкнуться от ладони. Такое упражнение стимулирует ползание и повторяется 3 – 4 раза. Можно положить перед ребенком игрушку.
- Из позиции лежа на спине нужно подтянуть ребенка за руки в положение сидя.
Ходунки
Ходунки – это специальное приспособление для поддержания ребенка в вертикальном положении и обучения ходьбе. Возраст 6 месяцев является минимальным для использования ходунков.
Противопоказания для использования:
- Ребенок не может сидеть самостоятельно, значит мышцы спины недостаточно окрепли.
- Мышечный тонус в ногах.
- Имеются повреждения кожи, такие как опрелости.
- Признаки рахита.
- Нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
Ходунки позволяют ребенку самостоятельно передвигаться и получать новые знания, но находиться в них можно не более 40 минут в сутки.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры являются отличным развлечением для маленького ребенка. Это не только интересное занятие, но и признанный во всем мире способ раннего развития. Такие игры благоприятно влияют на интеллект и развитие речи. Оптимальное время занятий – 5 – 10 минут. Всем известна игра «Ладушки».
Развивающие игры
Развитие ребёнка в 6 месяцев происходит очень быстро, ему хочется непрерывно узнавать что-то новое. Активные игры помогут не только весело провести время, но и развить новые способности. Идеальная игрушка для развития в этом возрасте — пирамидка. Сначала малыша учат снимать кольца.
Нанизывание колец на стержень требует хорошей координации и будет освоено чуть позже.
Несколько коробок или контейнеров с разными предметами внутри увлекут ребёнка на долгое время. Сначала он учится снимать крышку чтобы посмотреть, что спрятано внутри. Нужно показать, как достать игрушки, а затем как сложить их обратно. Если ребенок уже начал ползать хорошей развивающей игрой будет преодоление преграды.
Это может быть мамина нога или подушка. Можно сделать своеобразный туннель из подручных материалов, главное помнить о безопасности. Для развития координации движений отлично подойдет небольшой мяч. Нужно катить игрушку к малышу, чтобы он мог ее поймать руками. Все упражнения необходимым проводить, когда ребёнок в хорошем настроении и в утренние часы.
Время занятия не должно превышать 15 минут. В процессе ребёнка надо хвалить и подбадривать.
Уход и гигиена (важные принципы ухода и соблюдения гигиены, купание ребенка)
В течение дня необходимо следить за чистотой рук, ведь ребёнок все тянет в рот. Мыть их необходимо не только во время утреннего туалета, но и перед каждым приёмом пищи. После еды нельзя забывать прополоскать рот кипяченой водой. Одежду нужно менять несколько раз в день по мере загрязнения, а ночную пижаму раз в два дня.
Нос и уши человека от природы самоочищаются, поэтому углубляться внутрь и использовать ватные палочки запрещается. Почистить ушную раковину можно ваткой, а нос промыть физиологическим раствором и почистить аспиратором. Обязательной частью вечернего ритуала остаётся купание. Процедура длится около 10 минут, температура воды 35-36 С.
Во время мытья нужно крепко держать ребенка, чтобы он не соскользнул в воду. Тело моют детским мылом, тщательно промывая все складочки. В последнюю очередь нужно помыть голову ребёнка. Её рекомендуется мыть 2 раза в неделю с детским шампунем.
В конце купания ребенка обливают водой на несколько градусов ниже для закаливания организма.
Частые проблемы
Родители сталкиваются с новыми проблемами, когда ребенку исполняется 6 месяцев:
- Дискомфорт от прорезывания зубов. Чтобы помочь ребенку необходимо запастись прорезывателями и использовать специальные гели с разрешения педиатра.
- Ребенок беспокойно спит и часто просыпается ночью. Улучшить сон может купание в теплой воде и сытный ужин.
- Еще не умеет сидеть и ползать. Необходимо проконсультироваться с ортопедом и невропатологом. Если ребенок здоров, нужно больше времени уделять гимнастике, по возможности пройти курс массажа и запастись терпением.
- Проблемы со стулом. После введения прикорма иногда возникают запоры. Необходимо следить за диетой и питьевым режимом ребенка.
Если стула нет в течение 2 дней, необходима консультация педиатра.
Медицинские наблюдения
Возраст 6 месяцев – время контрольного обследования в поликлинике.
Необходимо пройти осмотр следующих врачей:
- Педиатр. Проводит визуальный осмотр, взвешивание и измеряет рост. Дает рекомендации по началу прикорма, что делать при появлении аллергии на какие-либо продукты. В полгода проводят вакцинацию от гепатита В, полиомиелита и АКДС.
- Невропатолог. Врач оценивает функционирование нервной системы, психическое и умственное развитие малыша.
- Хирург. Осматривает ребенка на предмет наличия пупочной или паховой грыжи, у мальчиков дополнительно смотрит развитие яичек и выявляет водянку или фимоз.
- Офтальмолог. Посещение не является обязательным, если ранее не было выявлено отклонений, и отсутствуют жалобы. Наружный осмотр, скиаскопию, офтальмоскопию и определяет подвижность глазных яблок.
Возраст 6 месяцев важный этап, именно в это время очень важно следить, чтобы развитие ребенка было правильным, и он не отставал от сверстников. При своевременном обращении к специалистам многое можно скорректировать.
Автор: mistressdena (Мария)
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о развитии ребенка в 6 месяцев
Сюжет об упражнениях для малышей:
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев (девочки и мальчики). Развитие ребенка в 6 месяцев
К своему первому негласному юбилею малыш уже многому научился и успел переработать огромное количество информации. Его достижениями гордятся родители и родственники, но впереди ещё много важных начинаний и трудных задач, которые ему предстоит выполнить. Кто же, как ни мама и папа могут ему в этом помочь? Но для этого педиатры советуют изучить перечень того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Это скоординирует их усилия, направленные на развития дочери или сына.
Физиологические особенности возраста
За месяц младенец успел набрать почти 650 г веса, и рост его увеличился на 2 см. Наряду с этим, выросла окружность его груди, которая несколько превышает диаметр головки. Его пропорции, меняясь, начинают постепенно, приближаться к пропорциям взрослого человека.
Можно только удивляться, какие метаморфозы произошли с организмом малыша за какие-то полгода:
- Шестимесячный малыш всё больше проявляет активность и самостоятельность, и это неудивительно, ведь теперь его ручки и ножки стали более сильными, укрепился позвоночник, большинство деток уже могут садиться без помощи взрослых. Но и это не всё – сидя, детки не падают, сохраняют равновесие, при этом способны манипулировать ручками, захватывая игрушки.
- Отличительной характеристикой возраста является полностью развитое зрение. Теперь дети видят также ясно и отчётливо, как взрослые. Это даёт им много преимуществ – они могут наблюдать за окружающими людьми, предметами, их передвижением. Дети хорошо различают обращённые на себя взгляды.
- Пищеварительная система младенца тоже подверглась изменениям – теперь в организме малыша активно начали вырабатываться ферменты, которые могут способствовать качественному перевариванию белка, не связанного с материнским организмом.
- Ещё одно событие, которое нельзя не упомянуть, это, конечно, прорезывание первых молочных зубок. С этим связаны боль, ночные бдения, и всё же это необходимые для ребёнка органы, ведь теперь и груднички начинают переходить на взрослое меню, и им нужно пережёвывать пищу разной консистенции. Сначала появляются зубы на нижней челюсти, и в связи с этим, у детей усиливается работа слюнных желез.
Ещё одной особенностью детей 6 месяцев является удивительная скорость, с которой они впитывают информацию, поэтому родителям нужно лишь задавать правильное направление способностям своего чада. В психическом и эмоциональном плане шестилетний кроха – это полноценный маленький человек, обладающий индивидуальными чертами характера, и имеющий собственный темперамент.
Развитие ребенка в 6 месяцев достигло той социальной и психоэмоциональной ступени, когда контакт с другими людьми стал для него необходимостью, и теперь малышу придётся уделять ещё больше внимания.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
На шестом месяце у малыша хорошо развиты органы чувств, двигательная функция и начинает формироваться социально-бытовое восприятие и поведение.
Разбираясь, что должен уметь делать карапуз в полгода, следует ориентироваться на то, что умеет большинство детей этого возраста, и перечень этот довольно внушительный:
- Что, действительно, многие детки освоили, так это ползанье. При этом, у каждого свой стиль передвижения – одни могут передвигаться на четвереньках, другие, лежа на животе, по-пластунски. Это навык предшествует подъёму малыша на ножки и дальнейшей ходьбе, поэтому является наиболее важным и показательным в развитии ребёнка.
- Некоторые детки уже могут вставать, держась за поручни манежа и кроватки, а когда мама или папа берёт малютку за руки, ножки его выпрямляются. При поддержке такие дети даже пытаются переступать ножками, что говорит об очень хорошей физической форме.
- Движения ребёнка руками приобрели координацию, он свободно может поднять упавшую игрушку, перекладывает её из одной руки в другую, целенаправленно тянется к заинтересовавшему его предмету, выбирая его из остальных, и внимательно рассматривает.
- Интересно, что пятимесячные малыши уже осознают некоторые причинно-следственные связи, так, например, они понимают, что если нажать на резиновую фигурку животного, раздастся пищание, а если потрясти колокольчик, можно услышать звон.
- Более осмысленным становится общение ребёнка с окружающими людьми – он отзывается на своё имя, находит глазами предмет, о котором говорят, слушает родителей внимательно, иногда реагируя улыбкой или оживлением на знакомые слова и названия.
Всё, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, это простые, но необходимые для него вещи, которые нужны, чтобы приспособиться к условиям взрослой жизни. И детки в этом возрасте уже стараются применять свои знания и навыки в быту, что, конечно, очень важно для их совершенствования и движения вперёд.
В этом им очень помогает полноценно функционирующее зрение, слух и двигательная активность. Детская речь – это уже не гуление, а самый настоящий детский лепет, состоящий из множества слогов, количество которых пополняется каждый день.
В развитии разнополых детей к шестому месяцу всегда есть некоторые различия. Рассматривая, что надо уметь в 6 месяцев девочке, наверное, стоит, сказать об её речевых навыках, которые развиваются быстрее, чем у мальчиков. Малышки уже произносят такие слоги, как «ма», «ба» и «па», в то время как мальчики ещё гулят.
Другим является по своей природе мальчик, уметь в 6 месяцев он может всё, что касается движения, дети мужского пола, вообще, быстрее начинают ползать, сидеть и ходить. Неодинаково мышечное развитие и поведение детей, но это и не странно, ведь каждый из них идёт своим путём взросления, присущим будущему мужчине и женщине.
Есть ли повод беспокоиться?
Чтобы убедиться, что с развитием младенца всё в порядке, родителям нужно знать, что обязательно должен уметь в полгода здоровый ребёнок:
- прежде всего, младенец должен поворачивать головку;
- необходимым считается умение малыша переворачиваться со спинки на живот и обратно;
- кроха должен уметь сидеть, хотя бы, с поддержкой взрослого;
- абсолютно нормальным является то, что дитя изучает предметы, беря их в рот;
- речь ребёнка в шесть месяцев может представлять собой гуление, это важно, так как после этого в ней обязательно начнут проскальзывать и слоги.
В целом, здоровые дети – это неутомимые исследователи, которые проявляют интерес ко всему, что попадается им на глаза. Поэтому отсутствие у ребёнка интереса к окружающим людям и предметам, должно настораживать.
Игры и упражнения для развития
Не существует каких-то узких ограничений в том, что должен уметь 6 месячный карапуз, поэтому родители могут обучать ребёнка самым разным вещам, используя для этого интересные для него игры и предметы.
Но обязательными должны стать занятия с детьми, которые будут способствовать развитию их физического, эмоционального состояния, расширят пассивный запас слов, зрительных и звуковых образов.
Для этого необходимо:
- проводить с малышом гимнастику, включив в традиционный комплекс упражнений приседания и подъём ножек, а также сидение на ровной плоскости с соприкасающимися стопами;
- развивать музыкальный слух и правильное восприятие ритма, прослушивая музыку, хлопая в ладоши, используя детские ударные инструменты или обычные пластиковые бутылочки с разным количеством воды;
- играть с ребёнком в мяч для развития глазомера и координации;
- проводить не только массаж тела крохи, но и его ручек, пальчиков;
- давать карапузу для игры разные по фактуре небольшие предметы и мелкие материалы для пересыпания в баночки, контейнеры для совершенствования моторики;
- чтобы успешно развивалась речь малыша, ему нужно постоянное общение, родители должны рассказывать малышу обо всё, что его окружает, для занятий понадобятся и большие книги со сказками и детскими историями, важно читать детям не только прозу, но и стихотворения.
Играть и обучать ребёнка можно во время купания, прогулок по улице или лесопарку, а если малыш вместе с родителями отправляется в гости, то стоит учить его общению с другими детьми.
Развитие ребенка в 6 месяцев: видео
Полгода – это важный рубеж, переступая который, детки всё более осмысленно воспринимают окружающий мир и его явления. Родители, понимающие, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, не должны пытаться ускорить этот процесс познания, но они могут помочь своему малышу идти правильным путём, развивая его способности и важные человеческие качества.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: навыки младенца
Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода — серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?
Физиологическое развитие
Первое, что сделает педиатр во время планового приема — измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес — от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.

У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.
Развитие самостоятельности и опрятности
Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.
Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.
Мелкая моторика
Способность хватать предметы — главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.

Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры («Ладушки», «Сорока» и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.
Ползание
От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.
В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.

Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.
Учимся сидеть
Любопытство — главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.
Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.
Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.
Учимся стоять
Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, «танцуют», подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.

Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, — активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.
Мышление
Осознавать простейшие причинно-следственные связи — это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.
Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть — она рассыпется.
В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.
Речь
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: «Где у нас часики?» — часто следует указательный жест в правильном направлении.

На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: «ма», «гу», «ба», «де», пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.
В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка — «мяу-мяу», часы — «тик-так», машинка — «би-би». Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.
Эстетическое развитие
Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную — затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.
В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.
Эмоциональное развитие
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, «сучит» ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.

Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.
В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.
Что умеет недоношенный ребенок в 6 месяцев?
Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:
- узнавать родных, активно общаться с ними, реагировать на мимику, интонацию;
- настораживаться при появлении чужого человека;
- учиться переворачиваться со спины на живот;
- смеяться, лепетать;
- реагировать на звуки, оглядываться в их сторону;
- проявлять интерес к игрушкам, держать погремушку в руках;
- при поддержке взрослого опираться ногами о твердую поверхность, отталкиваться от нее.
Тревожные признаки
Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.

Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:
- малыш не реагирует на близких, не умеет улыбаться, не просится на руки;
- полностью отсутствует лепет;
- кроха не поворачивает голову к источнику звука, не слышит шуршание бумаги за спиной;
- нет интереса к игрушкам, малыш не может взять в руку кубик, удержать его;
- когда грудничка ставят вертикально, он просто повисает, не упираясь ногами в поверхность и не пытаясь отталкиваться;
- если ребенка приподнять за руки из положения лежа на спине, у него заваливается голова;
- лежа в кроватке, малыш не пытается перевернуться со спины на животик и обратно.
Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.
Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции — основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.
Что умеет и должен уметь ребенок в 6 месяцев
Шестимесячный ребенок уже такой большой и самостоятельный в пределах своего манежа или кроватки! А ведь всего полгода назад, глядя на свое новорожденное чудо, вы и не думали, что он столькому научится. А ведь и в самом деле, что умеет ребенок в 6 месяцев?
Не стоит сравнивать деток и их умения — занятие это бесполезное и ненужное, вредное. Ведь ваш малыш — уникальное чудо!
Физические навыки в 6 месяцев
- Он уверенно держит голову, она не клонится и не падает на грудку и на плечики. Вы уже можете иногда подсаживать его к себе на колени. Некоторые детки в этом возрасте могут сидеть несколько минут и сами. Но не форсируйте событий, не стоит сажать малыша слишком рано. (Когда можно присаживать ребенка?)
- Если его с поддержкой подмышками ставить, то опирается он на согнутые ножки и на кончики пальцев. Его можно научить слегка подпрыгивать. Но осторожно, игра ему понравится, и вы будете вынуждены бесконечно «подпрыгивать» его.
- Некоторые дети уже настолько окрепли, что будут стараться встать на ножки и стоять, держась за опору. Не переживайте, что ваш ребенок повредит позвоночник — малыш начнет вставать тогда, когда будет к этому готов.
- Лежа на животике, он немедленно начинает оглядываться по сторонам, в поисках любимых игрушек. Он хорошо удерживает равновесие, уверенно опирается на предплечья, даже ладошки, а ножки при этом могут быть совершенно расслабленными. Малыш в шесть месяцев умеет легко переворачиваться, делает это в обе стороны, правда, предпочитает одну из них.
- Он уже будет пытаться дотянуться до игрушки, которая находится чуть дальше, чем он может достать. И если ему это удается, бывает очень доволен. Это самый первый шаг к активному ползанию.
- Когда малыш дотягивается до игрушки, то подгребает ее под себя, берет ладошкой-ковшиком. Оппозиции большого пальчика пока что еще почти нет, она появится позже.
- Проводит «серьезные научные исследования» своих ручек. Как это — переложить игрушку из одной руки в другую, и что будет, если ударить ручкой по погремушке.
Эмоциональное развитие в пол года
- В 6 месяцев ребенок должен уметь безошибочно узнавать своих близких среди остальных людей. Если попросить посмотреть на маму, папу, бабушку или дедушку — он сделает это с большим удовольствием. Охотно идет к своим домашним на ручки. Но незнакомых не любит, относится к ним с недоверием, может даже до слез их испугаться.
- Он не только узнает своих близких и свои игрушки, картинки и прочие предметы, но и помещения. Малыш может даже понять, что его укладывают спать и начать отказываться — капризничать, плакать, всячески высказывать свое недовольство. (Как уложить ребенка спать без слез)
- Еще одно достижение — мелкое озорство! Научился бросать игрушку, которую ему дали. При этом заразительно смеяться. У вас рано или поздно начинает выкидывать из кроватки или манежа игрушки. Их лучше всего привязывать не очень длинными веревочками и научить ребенка вытаскивать их самостоятельно.
- Любимая игра — прятки! Натягивает на себя пеленку, «прячется». При этом с удовольствием «приглашает в игру» каждого, кто согласится с ним играть. Можно таким же способом на секундочку спрятаться и от него. А потом вместе посмеяться.
- Уже в полгода у ребенка могут появиться любимые игрушки — вы заметите, что он предпочитает играть именно ими. Бывает крайне недоволен, когда у него забирают из рук игрушки, может даже расплакаться.
Календарь развития — Развитие в 6 месяцев (подробная статья)
Речевое развитие шестимесячного малыша
В распоряжении малыша все больше и больше звуков. Гуление сменилось на лепет, он может долго лежать и повторять тот или иной слог, экспериментировать со своим язычком, губками.
Надо ему помочь, показывать, как произносятся звуки. Он будет внимательно смотреть прямо вам в рот, копировать. Его речевые навыки с каждым днем совершенствуются, и скоро он скажет свое первое веское слово!
Читаем также: Развития ребенка по месяцам (календарь с 1-12 месяц) | навыки и умения ребенка в 1 год
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал