что должен уметь, питание, уход
Развитие малыша, особенно в первый месяц жизни, очень важно. Промежутки бодрствования в этот период малы, поэтому важно построить график грудничка так, чтобы вместить необходимые занятия. Важно правильно расставить приоритеты и подобрать занятия, которые будут направлены и на психомоторное развитие, и на физиологическое развитие, и на развитие органов чувств.
Что умеет ребенок в 1 месяц
Для ребенка в таком возрасте, в первую очередь, важно постоянное присутствие мамы рядом и кормление грудным молоком. Однако нельзя забывать и о другим элементах развития, среди которых плавание, прогулки и прочее. Родителей интересует, что должен уметь ребенок в 1 месяц. Малыш к одному месяцу может:
- Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
- Плакать и улыбаться;
- Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
- Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете;
- Следить за движущимся предметом;
- Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
- Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животе.
Родителям важно обеспечить правильный уход за малыша, ведь это залог успешного развития и крепкого здоровья ребенка.
Правильный уход за ребенком в 1 месяц
Кормление. В первый месяц важно наладить грудное вскармливание, ведь только грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности ребенка в пище и питье. Оно содержит необходимые витамины и полезные элементы, которые обеспечивают полноценное физическое развитие малыша. Чаще прикладывайте ребенка к груди и кормите по требованию.
В первый месяц число кормлений может достигает до 20 раз в сутки, 3-4 из которых приходится на ночное время. Не ограничивайте продолжительность кормления и не отнимайте грудь, пока малыш не наестся. Чтобы оградить ребенка от проблем со здоровьем и поддерживать лактацию на хорошем уровне, кормящей маме нужно соблюдать правила питания при грудном вскармливании.
Сон и бодрствование. В первый месяц большую часть суток грудничок спит, сон составляет 20 часов. В моменты бодрствования ребенка нужно не только кормить, но и развивать. Играйте и гуляйте с малышом, читайте книги и рассказывайте сказки. Поводите это время рядом с грудничком, пока тот тот бодрствует. Для грудничка в первый месяц очень важен телесный и эмоциональный контакт с мамой, ведь он положительно влияет на психомоторное развитие ребенка.
Купание благотворно влияет на физическое развитие ребенка, ведь оно укрепляет иммунитет и мышцы. Легкие упражнения в воде помогут развивать чувства равновесия и вестибулярный аппарат, распрямить пальчики, рук и ног. Регулярное купание улучшает работу внутренних органов, стимулирует кровоснабжение и стабилизирует давление. Чтобы малыш не испугался воды, в первый раз начинайте опускать его с пяток и делайте это осторожно. Начинайте купания с 10-15 минут и постепенно увеличивайте время до 40 минут.
Важно поддерживать комфортную температуру воды и ванной комнаты, чтобы ребенок не перегрелся или не переохладился. Начинать купание нужно при 37 градусов выше нуля, затем снижайте температуру воды на 1 градус раз в четыре дня. Начинать закаливание педиатры рекомендуют не раньше 3-4 месяцев со дня рождения. Полезные упражнения с грудничков в воде вы найдете по ссылке https://vskormi.ru/general-questions/plavanie-s-grudnichkom/.
Прогулки с новорожденным начинают уже через 7-10 дней после рождения, если на улице теплая погода. При температуре ниже 10 градусов выход на улицу лучше отложить. Первые прогулки должны составлять не более 20-30 минут. Постепенно увеличивайте время до 2-2,5 часов. Это подходящее время для прогулок в теплую и безветренную погоду. В мороз и жару время прогулок составляет до 40 минут. При жаркой погоде свыше 25 градусов тепла не гуляйте с малышом в промежутке между 11 и 17 часами, так как солнце в это время наиболее активно и опасно.
Прогулки на свежем воздухе стимулируют кровообращение, улучшают сон и повышают аппетит, а перепады температур способствуют закаливанию. Малыш растет здоровым и добрым, малыш меньше плачет, хорошо кушает и спокойно спит. Однако важно правильно подобрать одежду. Что брать с собой на прогулку, и как одеть новорожденного по погоде, читайте здесь.
Гигиена – важнейший элемент в уходе за грудничком. Соблюдение норм гигиены и чистота вокруг поможет избежать проблем со здоровьем у новорожденного. Купайте малыша каждый день и дважды умывайте лицо водой, протирайте глаза влажными ватными дисками, подстригайте ногти, меняйте памперсы каждые два-три часа. Важно, чтобы малыш был чистым и сухим.
Используйте влажные и сухие салфетки, устраивайте воздушные ванны. Регулярно проветривайте комнату в отсутствии малыша и проводите влажную уборку. Не забывайте и о своей гигиене. Перед каждым кормлением обязательно мойте руки с мылом.
Массаж благоприятно влияет на психическое и физическое развитие маленького ребенка, успокаивает и расслабляет, снимает перенапряжение и улучшает сон. Начинать массаж можно уже на 4-5 день после рождения малыша. Однако учтите, что массаж животика нельзя делать, пока не заживет пупочная ранка! Как правило, это происходит к двум месяцам.
В первый месяц процедура не должна длиться дольше 5-10 минут, затем продолжительность постепенно увеличивают до 20 минут. При этом массажные движения должны быть мягкими и плавными, нельзя сдавливать кожу или сильно давить на тело ребенка. Как правильно делать массаж для грудничка, и какие упражнения подойдут новорожденному, читайте по ссылке https://vskormi.ru/problems-with-baby/massaj-dlya-grudnichka/.
Физическое развитие
С первых минут после рождения организм начинает постепенно адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Сегодня врачи рекомендуют сразу же прикладывать малыша к груди, так как это положительно влияет и на физическое развитие малыша, и на становление лактации у матери. В первые 12 часов малышу делают прививку против гепатита В, а в течение недели – против туберкулеза. Через месяц против гепатита проводится повторная вакцинация.
Нередко в первую неделю после рождения малыш теряет около 10% массы тела. Это нормальное явление, которое возникает из-за адаптационного периода и перестройки внутренних органов грудничка. Только ко второй неделе состояние малыша стабилизируется, он становится более спокойным и начинает постепенно набирать вес. Давайте рассмотрим подробнее показатели, которые должны быть у малыша к одному месяцу.
Категории | Девочки | Мальчики |
Вес | 3,6 – 4,7 кг | 3,6 – 5,1 кг |
Рост | 50,3 – 56,1 см | 51,2 – 56,5 см |
Окружность головы | 35 – 38,1 см | 35,5 – 39,1 см |
Окружность груди | 34 – 38,1 см | 34,1 – 38,9 см |
Отметим, что в первый месяц жизни норма прибавки веса составляет по 90-150 грамм за неделю. Таким образом, к первому месяцу масса новорожденного увеличивается в среднем на 400-600 грамм по сравнению с массой при рождении. Как правильно рассчитать норму прибавки веса у детей до года, читайте здесь.
Психомоторное развитие
У детей присутствует несколько врожденных рефлексов, среди которых сосательный, хватательный и поисковый. Так, при проведении пальцем или соской вокруг рта грудничок совершает губами сосательные движения. Кроме того, ребенок хватает то, что касается ладошки, и поворачивает голову при поглаживании какой-либо части тела.
Когда новорожденный слышит внезапный или громкий звук, он разводит руки и ноги в стороны и сводит обратно. Лежа на животике, он совершает плавательные движения. А если взять малыша на руки так, чтобы ножки слегка касались поверхности, он станет совершать движения, имитирующие ходьбу.
К третей неделе грудничок начинает копировать активные движения мимики мамы. Не забывайте, что интуитивно младенец чувствует эмоции взрослых. Если мама или папа чувствуют себя комфортно, то и ребенок ведет себя спокойно. Если они раздражены или злы, новорожденный становится тревожным, плачет и капризничает. А к четвертой неделе уже начинает развиваться “речь”, когда малыш издает фыркающие и пищащие звуки.
Чтобы развивать моторику и речь, нужно регулярно разговаривать с малышом голосом, мимикой, жестами. Кроме того, важно поддерживать развитие органов чувств. Развивать зрение можно при помощи ярких и цветных игрушек, которые протягивают ребенку, вешают над кроваткой или в коляске. Для развития слуховых органов можно не только говорить с малышом, но и давать слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше.
Играйте с ребенком, рассказывайте сказки и пойте песенки. Это развивает зрение и слух, моторику и концентрацию внимая, благотворно влияет на психическое состояние и самочувствие малыша.
Развитие недоношенного ребенка
Недоношенным считают малыша, который родился раньше 260 дня беременности. Причин преждевременных родов множество. Это и проблемы со здоровьем у мамы, неправильный образ жизни, предшествующие аборты, стрессы и т.д.
У недоношенного ребенка можно наблюдать тонкие кожные покровы и красноватую морщинистую кожу. Внешние отличия от детей, которые родились в срок, проходят к году. Более заметны отличия не во внешних признаках. Ранние детки осваивают навыки и умения немного позже. Так, при преждевременном рождении ранее недели беременности ребенок может отставать в развитии на 1,5-4 месяца.
В первый месяц у недоношенного ребенка наблюдаются мало развитые врожденные рефлексы и малоподвижность, вялость и пониженный мышечный тонус. Такие дети медленно набирают вес. До тех пор, пока малыш не научится питаться самостоятельно, он получает пищу через специальный зонд.
Чтобы обеспечить правильное психомоторное и физическое развитие недоношенного ребенка, важно уделять ему повышенное внимание и тщательно наблюдать за функционированием каждого органа. При правильном уходе состояние малыша приближается к нормальному уже к 12 месяцам после рождения.
Уход за недоношенным ребенком в 1 месяц
- Попытайтесь наладить грудное вскармливание, ведь молоко мамы – лучшее средство для повышения иммунитета у недоношенного малыша. Грудное молоко придает сил, способствует набору веса и ускоряет развитие раннего ребенка. Никакая молочная смесь не заменит молоко! Поэтому если лактация уже началась, сцедите молоко и накормите малыша через бутылочку или зонд. Регулярно предлагайте грудь ребенку, чтобы развить сосательно-глотательный рефлекс;
- Уделяйте внимание климату в комнате, следите за влажностью и избегайте сквозняков. Температура в комнате для недоношенного ребенка должна быть чуть выше. У обычных грудничков она составляет 18-24 градусов выше нуля, у недоношенных детей показатели варьируется в пределах 22-25 градусов;
- Одевайте малыша теплее, если он весит менее 2 кг. В другом случае ребенка следует одевать также, как и обычного новорожденного;
- Купание для детей с массой менее 1,5 кг можно начинать после двух-трех недель. В остальным случаях купать малыша можно уже на 7-10 день. Температура воды при этом должна составлять 38 градусов, а в ванной комнате – не менее 25;
- Прогулки начинают только в теплую погоду через 12-14 дней со дня рождения. Первая прогулка должна быть короткой и составлять 10 минут, затем увеличивайте время до 1,5 часов. Во время холодов или жары выход на улицу лучше отложить;
- Врач должен составить индивидуальный график прививок, так как в первый месяц жизни у недоношенного малыша серьезно увеличивается риск появления инфекционных заболеваний;
- Массаж принесет неоценимую пользу недоношенному ребенку, ведь почти 50% таких деток начинают быстрее набирать вес. Легкие простые прикосновения и поглаживания положительно влияют на самочувствие и физическое состояние младенца. Массаж можно начинать уже на второй неделе жизни. А через 1-1,5 месяца начинают делать специальную гимнастику.
Подписывайтесь на нашу группу
Что умеет ребенок в 1 месяц (что должен уметь в первый месяц новорожденный)
За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.
Физическое развитие
- К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
- Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
- Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.
Эмоциональное развитие
- За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
- Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
- В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
- Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
- В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
- Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.
Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!
Читаем далее: Что умеет ребенок в 2 месяца
Читаем также: Развитие в первый месяц | Календарь развития по месяцам (1-12) | что умеет ребенок в год
Что умеет ребенок в 1 месяц видео
Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
развитие ребенка, навыки, что умеет, что видит малыш
В первые месяцы младенец быстро увеличивается в размерах, его внутренние органы и системы приспосабливаются к изменившимся внешним условиям. В это время большое количество навыков еще не наблюдается. Каждым родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни
Ребенок в первый месяц жизни должен увеличиваться в размерах примерно на 1-1,2 см в неделю. Масса должна расти примерно на 250 г за 7 суток. Больше должна стать и окружность головы: нормой считается увеличение примерно на 1,5 см за месяц. Нормой для мальчиков считается длина тела в пределах от 55 до 60 см, масса – от 4,5 до 6 кг. Девочки должны достигать в длину 51-56 см, весить 3,5-4,6 кг.
Ребенок может немного терять вес в первую неделю после родов. Беспокоиться не следует: такое явление – вариант нормы.
Изменения в жизни младенца
Жизнь младенца меняется из-за колебаний окружающей среды. Прежде он находился в жидкой среде в матке женщины, получал питательные вещества и кислород через пуповину. После рождения меняется способ кормления. Организм приспосабливается к новым условиям: дыханию воздухом, перевариванию пищи, изменениям температуры, смене дня и ночи. Когда ребенку исполняется 1 месяц, он много спит, бодрствует не слишком долго.
Важные детские рефлексы
В один месяц должен наблюдаться хватательный рефлекс. Ребенок сжимает кулак, когда к его ладони прикасаются.
Необходимо и наличие сосательного рефлекса: если во рту оказывается материнская грудь, бутылочка или пустышка, младенец начинает активно сосать.
Присутствует рефлекс ползания. Хотя новорожденный еще не способен ползти, при выкладывании на животик он совершает необходимые для такого способа передвижения движения. Присутствует при таком выкладывании и защитный рефлекс: младенец приподнимает голову или поворачивает ее набок. При поддержке взрослого ребенок должен опираться ногами на горизонтальную поверхность: это называют рефлексом опоры.
Отсутствие или недоразвитие любого рефлекса доктора считают признаком нарушений функционирования нервной системы. По степени выраженности отклонения доктор определяет степень тяжести состояния.
При прикосновениях ребенок поворачивает голову, чтобы найти источник действия. В воде совершает плавательные движения.
Что нужно ребенку
Месячный ребенок полностью зависит от взрослых.
Из пищи необходимы только грудное молоко или специальная детская смесь. В воде младенцы не нуждаются, поскольку получают достаточное количество жидкости с пищей. Допаивать необязательно. По возможности следует кормить грудью, поскольку материнское молоко содержит все необходимые для правильного развития ребенка вещества, сбалансировано по составу, безопасно.
Потребность есть и в защите от любых неблагоприятных условий внешней среды: холода, опасностей.
Для правильного развития психоэмоциональной сферы нужны присутствие взрослых, внимание, забота и ласка. Ребенок, ощущающий постоянную близость матери, менее тревожный, реже болеет. В более взрослом возрасте у младенцев, рядом с которыми постоянно находилась мать, лучше развита эмпатия.
Физическое развитие малыша в 1 месяц
У младенцев в течение первого месяца жизни активно меняется функционирование всех систем организма. Развивается пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная и прочие системы.
Выглядит ребенок почти как новорожденный: голова все еще остается большой относительно туловища, тело мягкое, покрытое складками. Движения хаотичные, медленные.
Зрение и слух в 1 месяц
У месячных младенцев наблюдается реакция на световые и звуковые раздражители. При резком звуке ребенок в месяц вздрагивает, на голосах взрослых, звуках колыбельной способен сосредоточиться ненадолго. Если мама или папа ласково обращаются к бодрствующему младенцу, он приоткрывает рот.
При ярком свете младенец жмурится. При этом его голова поворачивается в сторону источника освещения. Производятся первые попытки проследить за тем, что видит, если объект движется. Младенец способен зафиксировать взгляд на находящемся в поле зрения предмете, если тот не двигается.
Психическое развитие грудничка на первом месяце
Особенности психического развития индивидуальны. На все, что может беспокоить, ребенок реагирует криком. Находящиеся в тесном контакте с матерью дети более спокойны, реже плачут. Успокаиваются от ласкового материнского голоса, поглаживаний, нахождения у родителей на руках.
Дети пытаются копировать эмоции взрослых уже в 2-3 недели. Поскольку лицевые мышцы еще слабо развиты, выражения их лиц не похожи на взрослые.
Первые достижения: что умеет месячный малыш
Месячный малыш умеет делать немногое. Начинает развиваться речевая функция. Ребенок издает звуки в унисон говорящему. Изредка возможно случайное произношение звуков «к», «г». Младенец нередко прислушивается к речи, но долго сосредоточиваться на ней еще не способен.
Контрастные однотонные цвета хорошо отличает. Лучше реагирует на яркие расцветки: оттенки красного, желтый, белый и черный. Узнает голос, прикосновения и запах того человека, с которым проводит большее количество времени. Если взрослый наклоняется над ребенком, тот внимательно следит за лицом, мимикой, делает попытки повторить увиденное выражение.
Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц
В список того, что умеет ребенок в 1 месяц, входят и первые движения. Характерна хаотичная двигательная активность. Большая часть движений рефлекторная. В воде ребенок выполняет плавательные движения. При выкладывании на живот приподнимает ненадолго голову, поворачивает ее на бок. Пытается ползти, хотя пока и не сдвигается с места.
Реагирует на интонации голосов окружающих. Ласковые выражения успокаивают, крики, злость вызывают тревожность, плач.
Может ли кроха улыбаться
Первые улыбки появляются чаще всего к концу месяца. Однако это происходит не всегда. В случае когда у младенца в месяц пока не получается улыбаться, не следует переживать, если прочие показатели в норме.
Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни
Наблюдаются рефлексы, часть из которых затем будет утрачена.
Рефлекс Бабинского проявляется разведением пальцев на ноге в стороны с поворотом стопы при прикосновении к боковой поверхности.
К месяцу малыш должен обладать и рефлексом Мора – при резком звуке руки и ноги разводятся в стороны. Если надавить на ладонь, ребенок повернет голову, откроет рот.
Как часто ребенок какает и писает
Нормальная частота мочеиспусканий – 20-25 раз. Но в первые несколько суток ребенок будет писать намного реже. Беспокоиться не стоит: такое явление нормальное. Постепенно это количество будет снижаться.
Какать младенцы начинают чаще всего на 2-3 сутки. Частота дефекаций индивидуальна. Нормой считают до 8-9 раз за сутки у детей, питающихся только материнским молоком. Некоторые дети какают реже, раз в несколько дней, но большим объемом. Если ребенок при этом чувствует себя хорошо, беспокоиться не стоит.
Учащение дефекаций до 10 раз и больше считается тревожным симптомом для ребенка в месяц. Обратиться к врачу нужно и в тех случаях, когда ребенок долго не может покакать и при этом становится тревожным.
Неврологические проблемы в 1 месяц: повод для беспокойства
Нередко обнаруженные в первый месяц ребенка тревожные симптомы через некоторое время исчезают сами. По этой причине нельзя говорить о наличии отклонений на основании единственного осмотра. Установить диагноз можно лишь после нескольких обследований.
Применяют УЗИ, КТ, ЭЭГ, МРТ. Методики помогают выявить отклонения в развитии головного мозга, определить наличие судорог и эпилепсии, исследовать структуру нервной системы младенца.
Как ребенок познает окружающий мир
В течение первого месяца младенец привыкает к новой обстановке. Исследование окружающего мира пока происходит не слишком активно.
Ребенок различает цвета, рассматривает предметы, лица взрослых, пытается следить за двигающимися объектами. Изучение мира происходит и с помощью слуха: младенец прислушивается к окружающим звукам.
Считается, что дети, матери которых постоянно разговаривают с ними, развиваются быстрее, хотя в месяц ребенок еще не понимает значения слов.
Как развиваются органы чувств в этот период
В первые 30 дней жизни младенец различает только сладкий вкус, характерный для грудного молока. Горькое, соленое он пока не различает.
Из цветов отличает яркие, контрастные. К концу месяца зрительно узнает маму. Зрение появляется с первого дня жизни, но у грудничков оно еще недостаточно четкое, резкое: эта функция развивается после рождения, поскольку во время внутриутробного развития необходимости видеть что-либо у ребенка нет.
Слух хуже, чем у взрослых, но присутствует. В первый месяц грудничок еще не умеет определять, откуда исходит звук, но реагирует на резкие звуковые раздражители. Узнает интонации, различает материнский голос, иногда – отцовский.
Кожная чувствительность хорошо выражена, но неравномерна. Лучше всего ребенок ощущает прикосновения к ладоням, ступням, лицу, промежности.
Обоняние развито хорошо. Ребенок по запаху узнает маму. Если наблюдается резкий неприятный аромат, проявляет недовольство, может заплакать. Реакция усиливается при более выраженных обонятельных раздражителях.
Как способствовать развитию
Когда грудничку уже месяц, способствовать развитию помогают постоянные разговоры. Чем больше мама и другие окружающие разговаривают с младенцем, тем быстрее он развивается. Лучше говорить о простых вещах, описывать происходящее и окружающую обстановку, комментировать все процессы. Можно читать книги.
Полезен язык жестов. Не стоит бояться, что речь из-за этого будет развиваться медленнее. Пальчиковая гимнастика тоже принесет пользу, ускорит развитие.
Полезны ежедневные ритуалы. Вводить их следует с младенчества.
Игры в один месяц
Развивать ребенка в 1 месяц можно и с помощью игр. Они должны быть простыми: грудничок может хватать палец взрослого, отталкиваться стопами. Полезны и выкладывания на живот для рефлекторного ползания.
Занятия в воде
Ответ на вопрос о том, можно ли месячному ребенку плавать, положительный. В младенчестве присутствуют плавательные рефлексы. Регулярное нахождение в воде, непродолжительные ныряния способны ускорить развитие. На начальном этапе лучше обратиться к специалисту по грудничковому плаванью, затем можно проводить купания самостоятельно, следуя полученным рекомендациям.
Таблица показателей развития месячного ребенка
Главные умения младенца за первый месяц можно увидеть в таблице.
Удержание головы | Способен приподнять голову в положении лежа на животе на время до 5 секунд. |
Фиксация взгляда | Рассматривает неподвижные предметы. Из движущихся объектов следит за крупными, ярко окрашенными. |
Зрение | Различает красный, желтый, черный цвета. Способен различить полоски и линии. |
Реакция на звук | При бодрствовании вздрагивает, замирает при резких звуках. Слишком сильный раздражитель может стать причиной плача. |
Гуление | Произносит звуки “гу”, “га”, часто делает это синхронно с речью взрослых. |
Если родители думают, что ребенок развивается недостаточно быстро, нужно срочно обратиться к доктору.
Врач либо успокоит маму и папу, либо даст необходимые рекомендации, назначит подходящее лечение.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц: ключевые навыки
Содержание статьи
Период новорожденности длится ровно 28 дней, за это время организм малыша адаптируется к условиям внеутробной жизни. Особую значимость в этот период обретают рефлексы ребенка. Подобное объясняется тем, что новорожденный не имеет пока еще множества навыков и о нем заботится сама природа. Родителям важно знать, что ребенок в возрасте 1 месяца должен уметь, чтобы заметить патологию, выявить причины и обеспечить своевременную коррекцию развития.

Рефлексы новорожденного
Существует 2 вида рефлексов, и их следует различать:
- Безусловные — преобладают у новорожденного, так как заложены природой «по умолчанию». С течением времени некоторые из них исчезают, а им на смену приходят другие, называемые условными. На всю жизнь остаются глотательный, роговичный (смыкание век при касании роговицы) и сухожильный (при постукивании по сухожилию мышцы сокращаются).
- Условные представляют собой результат созревания мозга и развития грудничка.
Безусловные рефлексы необходимы новорожденному для приспособления к новым условиям жизни вне материнского организма. Именно по ним судят о том, насколько развита нервная система, ослабление или отсутствие некоторых реакций — сигнал для врача о неблагополучии. Полное отсутствие рефлексов — серьезный повод для немедленной реанимации ребенка.
Функции безусловных рефлексов:
- защитная;
- для замены условными в более старшем возрасте;
- обеспечение нормальной жизни малыша во внешней среде (спинальный, глотательный, сосательный, дыхательный).
Безусловные рефлексы начинают угасать, когда ребенку исполняется третья-четвертая неделя, при этом движения становятся менее импульсивными и более целенаправленными.

Фиксирование и перемещение взгляда
Новорожденный близорук, лучше всего он видит лица и предметы на расстоянии 20—25 сантиметров, если расстояние больше, то объекты выглядят для него размытыми. При этом рассматривать склонившиеся над кроваткой человеческие лица малышу первого месяца жизни нравится гораздо больше, чем неодушевленные предметы.
Глаза малышей в этом возрасте особенно чувствительны к яркому свету, потому они их охотнее открывают при слабом освещении.
На ярком, движущемся предмете младенец начинает фиксировать взгляд в возрасте 2—3 недель. Глазки у ребенка могут слегка косить, он их может закатывать, в первый месяц жизни это является нормальным, так как происходит настройка органов зрения. Со временем мышцы глазных яблок становятся крепче. Обратиться к врачу по поводу косоглазия целесообразно, если оно не прошло к третьему месяцу.
Совет
Давайте малышу рассматривать человеческие лица, движения, яркие цвета, контрастные узоры — это новорожденным нравится больше всего. Черно-белые изображения и игрушки заинтересуют ребенка на более продолжительное время, нежели фотографии, картинки или предметы с большим количеством похожих цветов.
В возрасте 1 месяца малыш уже должен уметь фиксировать взгляд на погремушке и провожать ее глазками влево или вправо на расстояние до 45 градусов. Чтобы проверить этот навык, положите ребенка на спину и поместите игрушку в 15—20 сантиметрах от его лица. Подождите, пока малыш зафиксирует взгляд на предмете, после чего медленно перемещайте игрушку вправо и влево.

Слух
У новорожденных слух не очень развит, но, если ребенку 1 месяц, он уже начинает поворачивать голову в ту сторону, откуда слышна человеческая речь. Малышу нравятся голоса родных, которые он слышал, еще находясь в утробе, причем предпочтение отдается высоким тональностям.
Ближе к концу первого месяца ребенок реагирует не только на резкие и громкие звуки, он начинает прислушиваться к сигналам автомобилей за окном, шуму воды, тиканью часов.
Обоняние и вкус
Дети в возрасте до одного месяца ощущают запах и вкус, они предпочитают сладкое горькому. Новорожденный будет сосать из бутылочки подслащенную воду, но если дать ему что-то с кислым или горьким вкусом — он отвернется и заплачет.
Подобной будет реакция и на неприятные для ребенка запахи — он попытается отвернуться от его источника.
Совет
Имеются сведения о том, что если мама ест чеснок, лук или пряности, то молоко изменяет вкус и ребенок может отказаться от груди. Это происходит при употреблении большого количества пряностей.
Развитие памяти
У новорожденных детей в тканях мозга имеется огромное число нейронов, многие из которых отмирают с течением времени. Объем мозга уменьшается до трехлетнего возраста из-за того, что нейроны не участвуют в процессе умственной деятельности в этот период.

Многие специалисты уверены, что если нейроны нагрузить работой, то они останутся действующими. Включить их в работу помогут простые, но эффективные способы. Должна быть создана богатая впечатлениями среда, окружающая малыша. Ощущения, действия, цвета и звуки, которые будет замечать младенец, окажут стимулирующее действие на деятельность мозга, что благоприятно отразится на формировании памяти и интеллекта.
Память у ребенка развивается в несколько этапов:
- С 12 недели, находясь внутри утробы мамы, плод слышит и различает звуки.
- В первую неделю новорожденный привыкает к режиму дня, начинает узнавать запахи и звуки, предшествующие кормлению, например, запах молока, шум воды или стук ложки по горлышку бутылочки.
- Месячный малыш выучивает голоса мамы, папы и других членов семьи.
Поворачивание головы
Когда здоровый малыш лежит на животе он поворачивает голову вбок. Если источник света находится только с одной стороны, то преимущественно в его сторону. Он даже в состоянии приподнять на мгновение головку в таком положении. При сильном рывке голова может удерживаться на средней линии в течение 1—2 секунд. Угол между кроваткой и лицом при этом составляет приблизительно 20—30 градусов.
К концу первого месяца жизни ребенок уже в состоянии высоко держать голову, лежа на животе, как минимум три секунды.
В положении лежа на спине голова новорожденного в основном находится в среднем положении, ребенок поворачивает ее вправо или влево. При этом положение головы асимметрично. К концу первого месяца жизни голова больше не поворачивается из среднего положения в стороны и все чаще как минимум на десять секунд остается посередине.
Первые «агу»
К концу первого месяца ребенок в положении лежа на спине с немного приоткрытым ротиком издает звуки, похожие на что-то среднее между «э» и «а». Время от времени эти звуки соединяются с «х» и «г», в результате чего получается «хэ-е», «гэ-е» либо «эхе-е», «эге-е».

Важнейший процесс формирования речи — агуканье. Специально обучить ребенка гулению невозможно, но использование определенных приемов позволит помочь грудничку быстрее начать общение с миром вокруг:
- С ребенком нужно постоянно, мягко и ласково разговаривать. Речь не должна сопровождаться резкими эмоциональными всплесками, это должно быть описание и объяснение ваших действий.
- Следует повторять за ребенком произнесенные им звуки и добавлять новые, простые. Груднички практически всегда пытаются повторить, произнесенное взрослым. Между мамой и ребенком должен установиться диалог «агу», сопровождающийся улыбкой.
- На ладошках малыша находятся акупунктурные точки, которые связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи, поэтому необходимо нежно массировать и поглаживать их. Кроме того, пальчиковые игры в сочетании с массажем ладошек способствуют развитию мелкой моторики и речи.
Если малыш не начал «агукать» к концу первого месяца, волноваться не стоит, так как у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Некоторые дети в возрасте трех недель пытаются сказать первое «агу», другие, молчуны от природы, обрадуют родителей звуками в возрасте старше одного месяца.
Случается, что грудничок стал агукать, а потом замолчал. Подобное может быть связано с тем, что он готовится освоить новые речевые навыки. Гуление вернется через некоторое время и будет дополнено смехом в голос, визжанием, пищанием. В некоторых случаях прекращение агуканья происходит по причине стресса или плохого самочувствия малыша.
К педиатру целесообразно обратиться, если ребенку исполнилось 3 месяца, а он до сих пор молчит – не агукает и не гулит, в первую очередь рекомендуется проверить слух ребенка.
Плач — единственный способ общения
Новорожденный кричит во все горло в любом положении, если чувствует боль, голод, холод. Крик при этом имеет характер носового и «сдавленного». Малыш должен успокоиться, когда мама берет его на руки, так как ощущает контакт с теплой кожей. Плач прекращается в этом случае, если его причина не голод и не боль.

К концу первого месяца жизни младенец при виде заговаривающего с ним человека, тотчас на мгновение прекращает двигаться. Это естественная реакция на человеческое лицо.
Совет
Чтобы малыш гармонично развивался сразу после рождения и в первые несколько месяцев, следует незамедлительно реагировать на его плач. Дети в таком возрасте еще не капризничают и начинают плакать, только если чувствуют дискомфорт или боль.
Что умеет малыш к одному месяцу
Когда ребенку исполняется 1 месяц, в норме у него появляются следующие умения:
- Поворачивает голову в ту сторону, откуда доносятся звуки и голоса родителей. Если слышит резкий громкий звук, то замирает, начинает часто моргать и может заплакать.
- Плачем сообщает о необходимости смены пеленок, дискомфорте, голоде или желании, чтобы его взяли на руки. Как только желание удовлетворено, грудничок перестает плакать.
- Голос и прикосновения родителей действуют на младенца успокаивающе.
- Смотрит на человеческие лица и следит за их выражением. Может улыбаться в ответ на разговор взрослого.
- Появляется «агуканье». Первые звуки, которые начинает издавать младенец, похожи на «гы», «га», «гу», потому его «речь» и получила такое название.
- К концу первого месяца жизни малыш, лежа на животе, может поднять голову и удерживать ее примерно три-пять секунд.
Совет
Важно незамедлительно реагировать на плач месячного малыша, однако не следует сразу хватать его на руки. Проверьте, что может беспокоить малыша и причинять ему дискомфорт. И убедившись, что малыш не мокрый, не замерз или ему не жарко, что он не голоден, поговорите с ребенком успокаивающе, погладьте по спинке, ручкам, голове, покажите любимую игрушку.

Рекомендации по правильному уходу и физическому развитию
Чтобы развитие ребенка в 1 месяц было нормальным и гармоничным, ему требуется соответствующий уход, который предполагает:
- Тщательную обработку пуповины: покраснений и припухлостей в этом месте быть не должно. Ближе ко второй неделе пупок окончательно заживает.
- Роднички нужно мыть при каждом купании. Маленький родничок исчезнет к трехмесячному возрасту, большой — к полутора годам (18 месяцам).
- Если во время плача появляются выпячивания в районе пупка, паха или мошонки (у мальчиков), то это указывает на грыжу. Необходимо обратиться к хирургу. Скорее всего, он пропишет регулярный (5–10 раз в день) массаж (круговые движения ладонью по часовой стрелке). В более серьезных случаях наклеивают пластырь с «корсетом».
- Для укрепления мышц и для обеспечения полноценного физического развития ребенку необходим десятиминутный массаж как минимум через 30 минут после кормления. Процедура заключается в поглаживании всего тела грудничка теплыми руками.
- Кал и моча могут спровоцировать возникновение покраснений на коже. По этой причине нужно тщательно следить за кожными покровами, подбирать мягкие подгузники, регулярно их менять, дополнять уход детским кремом. Летом желательно заменить подгузники на марлевые или вовсе от них отказаться, вместо протирания влажной салфеткой ополаскивать теплой кипяченой водой (в идеале) либо проточной, под краном.
- Девочек следует подмывать исключительно спереди назад, делать это необходимо после каждой смены пеленок или подгузника. Для мальчиков направление подмывания не имеет такого значения. Купать новорожденных необходимо каждый день.
Что умеет ребенок в 1 месяц
Что умеет ребенок в 1 месяц?
Итоги первого месяца жизни
Прошли девять месяцев ожиданий, ребенок родился, и родители начинают волноваться — а развивается ли он так, как надо, а умеет ли все, что положено ему по возрасту? Расскажем об особенностях развития младенца первого месяца жизни и о том, что он должен уметь.
Жизнь человека делится на определенные периоды, и младенчество — едва ли не самый важный. Именно в этот небольшой по отношению к другим временной отрезок (младенцем ребенок считается до достижения им возраста в 12 месяцев) человек получает огромное количество навыков, и развивает важные умения, без которых вся дальнейшая жизнь просто невозможна. А первый месяц после рождения — важнейший старт человека разумного. И все, что умеет и должен уметь младенец к окончанию периода новорожденности (первые 28 дней), сигнализирует о его здоровье и развитии.
Физическое развитие
Ребенок рождается со средним весом около трех килограмм. Двигать руками и ногами, крутить головой, даже поворачиваться он умеет еще до рождения, о чем вам сообщит любая беременная женщина. Начиная примерно с 5-6 месяцев беременности она ощущает движения ребенка, повороты его тела. Здоровый новорожденный все время шевелится, дергая ручками и ножками. Движения эти неосознанные, рефлекторные, осознавать наличие у себя конечностей ребенок начинает позже.
В первый месяц жизни ребенок очень много ест и быстро прибавляет в весе и росте. В конце первого месяца прибавка в идеале должна составлять по крайней мере 500 грамм (если речь идет о нормальных родах и здоровом ребенке). Но и чуть меньшая прибавка не должна пугать, если в целом ребенок развивается нормально.
Средний рост новорожденного младенца составляет 50 сантиметров. В течение первых четырех недель жизни ребенок прибавляет 2-3 сантиметра длины тела. Окружность головы все еще больше окружности груди и составляет 34-40 сантиметров (к пяти месяцам эти размеры сравняются, а потом окружность груди будет больше).
Конечности у месячного ребенка еще достаточно короткие по отношению к телу. Когда младенец не спит, он беспорядочно двигает руками и ногами, может делать попытки перевернуться на живот и даже ползать.
Кал и моча у месячного ребенка почти не имеют запаха, в норме моча очень светлая, кал от светло-желтого до коричневого, полужидкий (творожной консистенции).
Психическое развитие
Ребенок может видеть сразу после рождения, но зрение это поначалу не сфокусированное, взгляд у новорожденного плавающий. К концу первого месяца жизни зрение фокусируется, малыш с интересом разглядывает лица родных, игрушки, если поднести их поближе, яркие четкие картинки.
Вместо речи пока плач или гуление. Но даже плакать ребенок уже умеет по-разному, «объясняя» тем самым свои желания: хочет он есть или покакал. К концу месяца он уже может издавать отдельные звуки и даже слоги, похожие на «ма» или «ба» (губные звуки произносить удобнее). При общении с мамой вытягивает губы трубочкой, высовывает язык, как бы повторяя движения ее рта.
Малыш реагирует на эмоции окружающих, на выражение лиц родителей, склонившихся к нему. Улыбка перестает быть физиологической, рефлекторной и становится сознательной реакцией на обращенные к нему действия или звуки. Слух тоже развивается, ребенок поворачивает голову к его источнику, при внезапном громком звуке — вздрагивает. Ему нравится спокойная, негромкая, мелодичная музыка.
Сон
Ребенок первого месяца жизни очень много спит. Фактически в течение суток ребенок просыпается на четыре-пять часов, потом снова засыпает. К концу первого месяца период бодрствования становится чуть больше, но сон все еще его основное занятие. Он еще не очень реагирует на громкие звуки, так что может спать даже при включенном радио. Сон его делится на две фазы — поверхностного и глубокого сна. Во время глубокого сна ребенок полностью расслаблен, дыхание равномерное. В фазе поверхностного сна он может подергивать руками и ногами, дыхание может быть сбивчивым.
В первые месяцы рекомендуется побольше бывать с ребенком на свежем воздухе, и сон — не исключение. Многими мамами подмечено, что даже в зимнее время года ребенок на прогулке мгновенно засыпает и спит очень крепко. Мерное укачивание коляски, приток воздуха способствуют продолжительному сну.
Питание
Лучший выбор для питания младенца — грудное молоко. С самого рождения оно содержит наилучшим образом подходящие конкретному ребенку вещества, витамины и микроэлементы. Дети на естественном вскармливании имеют меньше проблем с кишечником, да и родителям это гораздо удобнее. К концу первого месяца у мамы и малыша уже выработался определенный режим питания, количество молока перестало быть чрезмерным, ребенок научился правильно брать грудь. В этом возрасте не рекомендуется ничего, кроме грудного молока, при хорошем привесе и нормативном количестве мочеиспусканий (от двенадцати до двадцати в сутки) младенец не нуждается в допаивании.
Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, к этому возрасту мама, как правило, уже определилась с выбором наиболее подходящей смеси и режимом кормлений. Искусственник ест реже, чем ребенок на естественном вскармливании, моча и кал у него с более выраженным запахом и цветом.
Рефлексы
Нормальное развитие ребенка в конце первого месяца проверяется также наличием определенных рефлексов, правильной реакцией на них. К наиболее важным относятся:
- Рефлекс Бабинского — когда ребенок разгибает большой палец стопы при тактильном раздражении подошвы. Этот рефлекс считается патологией взрослых (свидетельствует о поражении центральной нервной системы), но норма у новорожденных и детей до определенного возраста. Кора головного мозга у них развита еще недостаточно, и системы ЦНС — тоже.
- Рефлекс Моро, он показывает, есть или нет нарушения ЦНС. Рефлекс проверяют внезапным разгибанием ног ребенка. В норме он должен развести ручки и разжать кулачки, а через несколько секунд свести ручки и кулачки снова сжать. Рефлекс этот заметно выражен до четвертого-пятого месяца.
- Рефлекс Бабкина (или ладонно-ротовой) проверяется надавливанием на середину обеих ладоней ребенка. В норме он открывает рот и наклоняет голову. Если рефлекс отсутствует или выражен неявно, это свидетельствует о поражении ЦНС. Этот рефлекс пропадает уже к трем месяцам ребенка.
- Такой рефлекс, как автоматическая походка новорожденных, к концу первого месяца угасает, к полутора месяцам его уже нет. Он состоит в опоре младенца на ноги (если держать его вертикально) и шаговых движениях.
- Рефлекс ползания у месячного малыша выражен заметно: ребенок, положенный на живот, начинает рефлекторно ползти, а если подставить под подошвы руку, он будет от нее отталкиваться. В норме рефлекс угасает к четырем месяцам, а если в месяц он отсутствует, это может быть показателем асфиксии при рождении, травм спинного мозга, внутричерепных кровоизлияний.
- В этом возрасте в норме наблюдаются поисковый, хватательный рефлексы, а также, естественно, сосательный. Первые два наблюдаются до трех-четырех месяцев, последний — до четырех лет.
Чему малыш научился?
В возрасте тридцати дней ребенок уже кое-то умеет. Например, лежа на животе, приподнимать и удерживать некоторое время голову, вздрагивать, услышав резкий звук, поворачивать голову к источнику звука. Он умеет брать рукой игрушку или палец мамы, следить взглядом за перемещаемым предметом.
Малыш умеет не только плакать, но и издавать гласные звуки и даже слоги, а также улыбаться в ответ на улыбку. Он умеет сообщить о своих желаниях плачем, отреагировать на обращенные к нему эмоции — улыбнуться в ответ на улыбку, нахмурится или заплакать в ответ на нахмуренные брови. Малыш делает попытки перевернуться на живот, а лежа на животе недолго держит голову. Активно двигает руками и ногами.
Помощь в освоении навыков
Самое главное для родителей месячного ребенка — это быть рядом с ним. Если мама хочет и может кормить грудью — пусть обязательно это делает. Чем больше малыш будет на руках, рядом с мамой, чем больше он будет чувствовать ее тепло, тем быстрее и правильнее будет развиваться. Кормить лучше по требованию — и когда ребенок сам захотел есть, и когда мама решила, что ему пора подкрепиться. В первые три месяца младенцы активно набирают вес и растут, а значит, и много едят. Как правило, к концу первого месяца режим грудного вскармливания уже установлен, и большинство детей придерживаются правила «часто и понемногу».
Грудное вскармливание для ребенка первого месяца жизни это не только еда, но и первый опыт общения с мамой, улучшение тактильных, обонятельных, зрительных и слуховых навыков.
Малыша первого-второго месяца жизни стоит периодически выкладывать на живот, чтобы он учился держать голову, поворачивать ее. Для ребенка важны и прикосновения, и звук, и образ — показывайте ему картинки, игрушки, предметы, пойте песенки, разговаривайте, читайте стихи. Новая информация развивает мозг малыша, он учится общаться и знакомиться с окружающим миром.
Ежедневно можно понемногу массировать малыша, его ручки, ножки, спинку. Обычно сеанс массажа детям нравится, он помогает расслабить мышцы, облегчает работу кишечника и колики, если они уже начались. Массаж проводят снизу вверх, начиная от ступней и заканчивая шеей. Массировать надо очень осторожно и плавно, равномерно нажимая пальцами на тело ребенка. Предварительно можно смочить руки косметическим маслом для детей или кремом. Регулярный массаж ускоряет развитие ребенка, особенно он показан недоношенным малышам или испытавшим большую нагрузку в родах.
Для облегчения колик рекомендуется согнутые ножки ребенка поднимать к животу, а затем опускать, проделывая это движение несколько раз. С помощью этого простого упражнения из кишечника выходят скопившиеся газы и облегчается стул.
Советы родителям: совместный сон, «ручки» и общение
- Грудное вскармливание важно для ребенка, и важно, чтобы еда была доступна для него и по ночам. В течение первых трех месяцев жизни малыш может есть подолгу. Грудное молоко легко усваивается, и не стоит бояться рассказов педиатров старой закалки о том, что «у малыша заболит живот, если кормить его так часто». Это относится, скорее, к искусственному вскармливанию, ведь даже самые лучшие смеси усваиваются заметно хуже грудного молока и «тяжелее» для желудка ребенка.
Поэтому совместный сон будет хорошим выходом в первые месяцы жизни малыша. Ребенок сыт и спокоен, мама высыпается. Если ширина родительской кровати позволяет, он может спать прямо на ней, но еще лучше, если детская кроватка придвинута к родительской: когда малыш уснет, его можно будет осторожно переложить на собственное спальное место.
- Хорошо, если малыш в возрасте одного месяца в моменты бодрствования всегда будет с мамой. Не стоит оставлять его одного лежать в кроватке, пусть рядом будут родители. Малыш постепенно начинает понимать, что у него есть кто-то, кто кормит и ухаживает за ним, поэтому он учиться звать маму к себе. Не надо доводить ребенка до резкого и громкого плача. Еще очень важно как можно чаще держать его на руках, как маме, так и папе. Близость к телу взрослого человека, тепло его тела и биение сердца помогают малышу правильно развиваться, обеспечивают ощущение защищенности.
- Даже такой маленький ребенок уже различает интонации и выражение лица. Он тянется к взрослым, внимательно слушает голоса родителей. Ему можно и нужно петь песни, читать стихи, рассказывать потешки. Дети активно реагируют на обращенные к ним слова, по-своему «отвечают». Можно осторожно брать его руки в свои и прикладывать к своему лицу, объясняя, где глаза, где рот, где нос.
Таким образом, в возрасте одного месяца малыш уже умеет многое. При обильном питании, должной гигиене, хорошем сне и достаточном общении с ребенком ему обеспечено правильное развитие в первый год жизни. А первый месяц показывает, что он окреп и готов к дальнейшему росту.
Подведем итоги. Что умеет малыш в 1 месяц?
По мнению специалистов месячный ребёнок должен уметь закреплять взгляд и следить за движением вещей и игрушек. Для улучшения этого навыка имеется специальная круговая карусель. Её суть состоит в том, что игрушка движется по кругу, чем и заинтересовывает малыша. Ещё она украшена большим количеством разноцветных небольших игрушек, что точно привлечёт внимание малыша. Есть специалисты, которые утверждают, что такие игрушки вредны для деток. По их мнению, использование таких игрушек способствует развитию у ребёнка косоглазия, так как в момент рождения и до трёх месяцев у младенца очень слабые глазные мышцы.
По мнению детских врачей — это умение малыша удерживать на одном уровне голову. Необходимо постоянно укладывать ребёнка на животик. Нужно учитывать, что место, на котором будет лежать малыш, должно быть ровным.
Ещё одним навыком, которым обязан обладать ребёнок, является реагирование на обращение к нему. Чтобы узнать присутствует ли у него данный навык, нужно успокоить его, когда он плачет, и говорить с ним.
Другим важным умением, что умеет ребенок 1 месяц, является способность издавать звуки, которые отличаются от плача. Звуки помогают младенцу развивать мышцы лица и гортань.
Одним из очень важных умений месячного ребёнка является способность дарить родным свою улыбку. Для развития этой способности крохе следует чаще улыбаться. В момент ухода, кормления, от родителей должны исходить только положительные эмоции в сторону малыша.
Все дети отличаются друг от друга и нет никаких границ в развитии малышей. Умение ребенка 1 месяц, конечно, зависит от каждого ребенка индивидуально. Вот сколько спит ребенок в 1 месяц от роду, мы рассмотрим в другой статье.