«Что должен уметь ребёнок в 3 месяца?» – Яндекс.Кью
Развитие 3 месячного ребёнка делает в этом возрасте колоссальный скачок. И перечень того, что умеет малыш в 3 месяца, достаточно велик.
Двигательная активность
Основное достижение ребёнка – умение держать головку вертикально. На протяжении предыдущих месяцев младенец упорно развивал мышцы шеи и плечевого пояса. Лежа на животе, всё дольше удерживал поднятую голову. Сейчас, уверенно приподнявшись на предплечьях, малыш может несколько минут продержаться.
Ребёнок в 3 месяца, будучи в вертикальном положении, должен уверенно держать голову. Кто-то полминуты, кто-то несколько. Если такого признака нет, обратитесь к врачу.
При поддержке за подмышки ребёнок крепко становится на твердую опору, согнув ноги в тазобедренных суставах ненадолго. Мышцы ног, вслед за мышцами рук, набирают свою силу. Ребёнок в таком положении стоять самостоятельно, конечно, не может. Оставлять его в этом положении запрещено.
Многие дети в три месяца начинают переворачиваться со спины на живот. Чтобы этот навык развивался активнее, проводите с грудничком занятие:
Ребёнок на спине, а родитель аккуратно берёт его за правую ножку, немного приподнимает её и направляет влево.
Малыш следом, повинуясь инерции, поворачивается сначала на левый бочок, а затем и на животик.
Повторить с другой ножкой.
Для малыша момент с поворотом ноги – самый сложный. Благодаря посторонней помощи ему будет легче освоить этот навык.
Научившись переворачиваться, ребёнок вполне способен упасть с открытых незащищенных поверхностей. Не оставляйте младенца без присмотра. Если малыш спит не в своей кроватке, обязательно защитите его со всех сторон подушками. Это позволит избежать неприятностей, связанных с падениями по неосторожности.
Продолжает своё развитие и мелкая моторика. Если над кроваткой на расстоянии 15 сантиметров подвесить игрушки, ребёнок будет на них натыкаться и пытаться ухватить. Также начинается угасание рефлексов новорождённых. Прежде всего, это хоботковый, поисковый рефлексы и рефлекс Бабкина.
Зрение
Находясь на руках, ребёнок с интересом рассматривает всё вокруг. Ведь малыш уверенно держит голову, умеет ею крутить.
Держа ребёнка вертикально, показывайте окружающие предметы, рассказывайте и показывайте младенцу всё, что видите. Это не только увеличит объём информации об увиденном, но и поспособствует развитию способности понимать речь.
Слух
При появлении постороннего шума поворачивает голову в поисках источника. Если слышит знакомый голос, фиксируется на лице и в течение минуты смотрит.
Эмоции и поведение
Самое яркое проявление – возникновение «комплекса оживления». Увидев маму или папу, малыш начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбается и гулит.
Речь
Начало формирования детского лепета. В общем потоке звуков происходит разделение – можно слышать бульканье, посмеивание, хныканье. При гулении отчетливо слышны согласные и гласные звуки.
Сознание
Ребёнку в 3 месяца небезразлично, кто находится рядом.
При мамином уходе малыш может заплакать и не успокаиваться до её возвращения. Младенец может не захотеть побыть на руках у одного человека и улыбаться другому.
Рост и масса тела ребёнка
Масса тела ребёнка в 3 месяца зависит от массы тела при рождении. В среднем за это время младенец набирает 2 — 2,5 килограмма. Так можно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 3 месяца.
Рост и вес ребенка
Например, мальчик родился с массой тела 4300 грамм. Нормально, если в 3 месяца он весит около 6500 грамм.
Рост ребёнка в 3 месяца высчитывается просто. Учитывая, что за один месяц малыш вырастает в среднем на 3 сантиметра, рожденный с ростом в 55 сантиметров в три месяца будет 64 — 65 см.
Норма роста и веса не имеют какую-то конкретную долженствующую величину. Дети индивидуальны, их рост неравномерен. В педиатрии существуют специальные таблицы, в которых приведены все эти показатели в зависимости от пола и возраста. И лишь значительное отклонение от нормы должно вызывать тревогу.
Груднички, которые получают пищу по требованию, могут набирать за месяц по килограмму или даже больше. Для беспокойства нет причин. Ожирением в будущем это не грозит. Когда ребёнок начнет двигаться активнее, лишние килограммы уйдут без всяких последствий.
Если малыш вскармливается смесью, контролировать массу тела надо более пристально.
Питание и режим дня
К трём месяцам формируется определённый режим дня. Ребёнок начинает выдерживать время между кормлениями, укладываться спать через определённый час. В среднем спят в таком возрасте 5 раз – 4 днем и 1 раз ночью. Питание в третий месяц жизни ребёнка исключительно грудное или смесями.
Что должен уметь ребенок в 3 месяца: навыки малыша, нормы развития

Развитие малыша начинается с рождения. Вначале забота о крохе состоит из бесконечных кормлений, успокоений и подгузников.
Но время летит быстро, и когда младенцу исполняется 3 месяца, он из зависимого новорожденного, превращается в активного и отзывчивого кроху. Физическое и психическое развитие идёт стремительными темпами.
Что должен уметь ребёнок в 3 месяца и как вовремя заметить отклонения от нормы?
Физиологическое развитие трехмесячного малыша
Младенец уже хорошо спит по ночам, часто улыбается родным, но ещё не может самостоятельно передвигаться, что исключает несчастные случаи. Третий месяц жизни — прекрасное время.
Родители замечают высокую двигательную активность младенца: он приподнимает головку и крутит ею, когда видит что-то интересное. Тельце крохи становится пухленьким, щёки округляются, а на ручках появляются складочки.
Скелетная система крепнет, но кости всё ещё остаются хрупкими. Тугое пеленание или попытка посадить малыша может привести к деформации позвоночника. Трёхмесячный карапуз становится более подвижным. Он уверенно держит головку, тянется за игрушками. Малыш может не только взять предмет, но и удерживать его в кулачке. Кроха активно исследует окружающий мир через осязание.
Всё, что его интересует, тут же тянет в рот. Подолгу сучит ножками, рассматривает свои ладошки и прижимает их к лицу. Он уже умеет пить с ложечки, обожает купаться, радостно барахтаясь в ванне. Новорожденные рефлексы постепенно исчезают. Теперь ребёнок не вытягивает губки, если к ним прикоснуться и не поворачивает головку, когда до неё дотронуться. Показатели роста и веса — величина условная.
В отечественной педиатрии нормальными значениями развития 3-х летнего малыша считаются:
- вес: для мальчиков – 5,0-7,5 кг, для девочек – 4,6-6,8 кг;
- рост: для мальчиков – 57,0-63,5 см, для девочек – 56,0-63,0 см.
Другой важный показатель правильного развития младенца – окружность головы: у мальчиков – 40,0-42,0 см, у девочек – 38,0-41,5 см. К 3-му месяцу вес крохи увеличивается на 700-800 г, рост на 3,5-4 см.
Приведённые значения являются ориентировочными: ребёнок может развиваться разными темпами, главное — оставаться в указанных границах. Когда замечено, что младенец полнеет быстрее, чем растёт, нужно посоветоваться с врачом. Почему это так важно?
Дело в том, что если младенец быстро набирает килограммы в первые полгода жизни – высока вероятность ожирения к 3 годам. А деткам, у которых избыточный вес сохраняется до 4-х лет, грозит аномальная пищевая зависимость во взрослом возрасте, что чревато высоким риском инвалидности. Пищеварительная система младенца продолжает развиваться.
Желудок увеличивается в объёме и теперь может вмещать больше грудного молока. В трёхмесячном возрасте педиатры рекомендую ребёнку пропить витамин Д3, необходимый для развития костной ткани, формирования иммунитета и общего укрепления организма.
Это особенно касается недоношенных деток и малышей, родившихся в осенне-зимние месяцы, когда солнечных лучей так не хватает.
Дефицит витамина Д3 у 3-х месячного младенца может привести к развитию рахита.
Психологические изменения
Психическое развитие малыша зависит от окружающей обстановки. Если новорожденный испытывает дискомфорт или чувствует нервозность со стороны родителей, он будет плакать. То же самое произойдёт при испуге или недовольстве. Не следует думать, что малыш капризничает, скорее всего, его что-то беспокоит.
Поведение крохи становится всё осмысленнее:
- он осознанно всматривается в предметы, пытаясь их изучить, следит взглядом за двигающейся игрушкой.
- различает голоса близких людей и радуется, увидев маму;
- может выражать свои эмоции мимикой: хмуриться, улыбаться или радостно покрикивать;
- в лексиконе малыша появляются первые «агу». В детском лепете могут проскакивать и согласные звуки: «Б», «П», «М», «Н». Так карапуз тренируется в общении. Хотя 3-х месячный малыш ещё не понимает смысла сказанных ему слов, он остро чувствует эмоциональный настрой говорящего;
- следит за реакцией родителей: если что-то не нравится, отворачивает голову;
- вздрагивает и прислушивается, когда слышит незнакомый звук;
- хорошо реагирует на музыку. Слуховое восприятие можно развивать, купив грудничку звуковые игрушки, повесив их над кроваткой или включить классическую музыку. Малыши её обожают;
- выражает свои желания характерными звуками: когда крохе скучно или есть потребность увидеть мамино лицо, он будет хныкать. Если на «сигналы» не обращать внимания, то последует громкий плач;
- улыбается, понимая, что его сейчас возьмут на руки. Популярный педиатр Е.Комаровский поощряет такую привычку. Он советует родителям чаще брать малыша на руки, чтобы усилить взаимосвязь и считает, что это важнейшее условие для формирования отзывчивого человека.
Навыки и умения
У каждого ребёнка развитие идёт своими темпами. Что-то у малыша получается быстрее, чем у ровесников, а в чём–то наблюдается задержка. Это нормально. Но есть базовые навыки – что должен уметь делать ребёнок в 3 месяца, обязательные к освоению. Ниже перечислены действия, владение которыми говорит о правильном развитии малыша.
Двигательные навыки:
- лежит на животике и поднимает голову на 90 градусов;
- переворачивается с живота набок или даже на спинку. Если взять кроху под подмышки, приподнять и поставить на опору, он начнёт активно перебирать ножками, изображая бег;
- уверенно держит головку, находясь на руках взрослого в вертикальном положении;
- крепко удерживает в кулачке предмет, изучает его и тянет в рот;
- лёжа на животике, поддерживает верхнюю часть туловища ручками;
- сжимает и разжимает ладошки. Некоторые детки даже умеют хлопать.
Визуальные и слуховые навыки:
- распознаёт находящиеся на расстоянии предметы и людей;
- изучает собственные пальчики;
- следит за двигающимися игрушками и старается схватить их;
- рассматривает рисунки на стенках кроватки и подвешенные погремушки;
- изучает все предметы на вкус. В этот период появляется привычка сосать пальчики;
- включается мышление: когда малыш сосёт мамино молочко, то для удобства старается придерживать грудь. Если он понимает, что насытился, выталкивает язычком сосок изо рта;
- внимательно смотрит на говорящего и вслушивается его в голос;
- может помнить голоса родных людей;
- различает интонации;
- пытается повторять звуки, гулит;
- следит за мимикой взрослых, пытаясь её копировать.

В трехмесячном возрасте малыши зачастую начинают сосать палец
Никогда нельзя оставлять малыша без присмотра на высоких поверхностях: тахте, диване, пеленальном столике. Достаточно отвлечься на несколько минут, и ребёнок может упасть, получив серьёзную травму. Самое безопасное место для крохи — детская кроватка.
Как развиваются недоношенные младенцы?
Недоношенными считаются детки, рождённые раньше срока, с весом менее 2,5 кг и ростом в пределах 35-46 см, физиологически незрелые. Тело малышей имеет анатомически неправильную форму, черепной шов не сомкнут, наблюдаются покраснения кожи. Недоношенные младенцы требуют более тщательного ухода. Если вес «раннего» ребёнка к 3 месяцам удваивается — это хороший признак.
У такого младенца появятся рефлексы, мимика, он будет реагировать на звук и фиксировать взгляд на лицах. Но ребёнок по-прежнему много спит и быстро устаёт.
Формирование основных возрастных навыков у большинства недоношенных младенцев запаздывает: они не в состоянии справиться с тем, что должен уметь ребёнок в три месяца.
Отставание в психомоторном развитии будет зависеть от срока недоношенности: после 32 недель навыки и умения сформируются с запозданием на 1-1,5 месяца. Если роды произошли ранее 30-31 недели, задержка в развитии составит 3-4 месяца.
Если родители заметили «недочёты» в развитии своего младенца, следует незамедлительно обратиться к неврологу. Доктор оценит состояние крохи по специальной углублённой шкале и выяснит, есть ли проблема, а в случае необходимости проведёт своевременное лечение.
Неврологи и педиатры, наблюдающие «ранних» деток, отмечают, что они в физическом плане быстро догоняют своих ровесников, но нервно-психическое развитие запаздывает, достигая нормальных показателей лишь к 2-3 годам.
Отклонения от нормы
Родителям следует знать о предупреждающих моментах в поведении крохи, указывающих на проблемы со здоровьем.
Поводом для беспокойства станет ситуация, когда 3-х месячный младенец:

- мало и плохо ест. Среднесуточный объём пищи, съедаемый малышом в этом возрасте, должен составлять 700-800 мл;
- не умеет держать головку на весу;
- прибавил в весе менее 400-500 г, а в росте – меньше 2 см;
- не реагирует на любые громкие звуки;
- не интересуется окружающими предметами;
- часто срыгивает, мучается коликами и повышенным газообразованием;
- не следит взглядом за двигающимися предметами;
- вяло шевелит ножками и ручками;
- не разглядывает свои пальчики и не тянет ручки в рот;
- не пытается схватить игрушку;
- есть проблемы с движением одного или обоих глаз;
- не гулит и не старается подражать звукам;
- не упирается ножками, когда стоит на поверхности;
- долго и надрывно плачет, часто без причины;
- не улыбается и не издаёт звуков при общении с родителями.
Следует быть терпимыми и внимательными к недоношенным малышам. Если есть необходимость, нужно подключить помощь психолога. Недоношенность — не болезнь. Взрослым следует помнить, что малышу требуется любовь, ласка и внимание. А это почти 100% успеха в выхаживании и лечении.
Как развивать 3-месячного малыша?
Младенцу в этом возрасте уже скучно лежать в кроватке в одиночестве. Любознательный малютка стремится узнать что-то новое, необычное. Лучшее занятие с ним — игры, но пока простые и короткие по времени, не дольше 15 минут.Это могут быть стишки, произнесённые нараспев, частушки и песенки. В 3-х месячном возрасте малыш начинает осваивать первые звуки. Он пробует свои силы в разговоре, поэтому с удовольствие будет подпевать. Вместе с ребёнком нужно рассматривать картинки в книжках.
Рисунки должны быть простыми, крупными и яркими. Следует называть крохе все предметы, которые его интересуют. Самое время начать знакомить младенца с изображениями зверей. При этом нужно внятно произносить название животного и звуки, которое он издаёт.
Трехмесячных малышей очень увлекают отражающие поверхности. Хорошо купить младенцу безопасное зеркальце. Малыш будет с интересом рассматривать в нём своё отражение. Купание тоже можно превратить в игру. Для этого достаточно положить в ванную яркие предметы: мячики, уточек, чтобы малыш пробовал поймать их руками.
В распорядке дня обязательно должно быть место для развивающих упражнений:
по утрам нужно проводить с крохой лёгкую гимнастику. Для этого следует взять малыша за ручки и аккуратно разводить и сводить их в разные стороны, затем сделать несколько вращательных движений ножками. Процесс станет увлекательнее, если упражнения сопровождать пением, потешками и весёлой музыкой. Укрепить мышцы младенца и развить координацию помогает специальный гимнастический снаряд – фитбол. Это надувной мяч диаметром 75 см. Малыша укладывают на фитбол животиком вниз и осторожно раскачивают;
- важно проводить ежедневный массаж. Цель занятий — укрепление плечевого пояса, мышц рук и ног, лопаток, чтобы малыш устойчиво лежал на животике, пресса, для переворачивания набок и обратно. Массаж можно делать самостоятельно, изучив видео-уроки, или обратится за профессиональной помощью;
- следует стимулировать кроху чаще поднимать голову и плечи из положения «лёжа на спине». Не давать младенцу лениться. Нужно увлечь его яркими предметами, шуршащими игрушками, крупными книжками со звуковыми эффектами. Ребёнок обязательно заинтересуется необычными предметами, будет к ним тянуться, тренируя мышцы спины и шеи;
- можно предложить крохе сделать гимнастику для пальчиков, ладошек и стоп ног. Пусть малыш потрогает разные фактуры: ткань, пластик, мех, дерево.
Общение с ребёнком не должно ограничиваться только играми, следует разговаривать при каждом удобном случае: во время кормления, одеваясь на прогулку, меняя подгузник. Речь взрослого должна быть приятной и успокаивающей.
Видео по теме
О развитии ребенка на 3 месяце жизни в видеоролике:
На третьем месяце у малыша закладываются основные навыки и умения. И задача родителей не упустить этот момент, помогая малышу постигать окружающий мир через общение, поддержку и похвалу.
Что должен уметь ребёнок в 3 месяца
Внимательным родителям пригодится подробная информация о том, что должен уметь ребёнок в 3 месяца. Эти знания помогут вам правильно сориентироваться на том, на чём именно нужно акцентировать внимание и как правильно развивать своего любимого карапуза.
Что должен уметь ребёнок в 3 месяца
В 3 месяца ребёнок уже должен уметь достаточно много – он становится всё более активным физически и эмоционально, чем, конечно, несказанно радует своих родителей.
- Физическое развитие в этом возрасте позволяет карапузу уверенно чувствовать себя в положении «лёжа на животе». Он умеет приподнимать своё тельце, перенося часть веса на руки и самостоятельно держать голову. Если мама поддерживает малыша под руки, в вертикальном положении он уже упирается ножками, согнутыми в коленках.
- Активно развивается хватательный рефлекс малыша – он уже может на протяжении нескольких секунд держать игрушки и крепко держит маму за пальчики, за волосы, уши и яркие, заметный украшения – серьги, заколки, обращающие на себя внимание бусы.
- В возрасте 3 месяцев малыш начинает познавать радость осознанного общения: он понимает, что на его плач и смех близкие люди реагируют по-разному, а потому он сознательно налаживает контакт с окружающим миром, часа тренируясь гулить и подражать другим звукам.
Как помочь 3-месячному ребёнку освоить важные умения
Многие мамы считают основными показателями физического развития прибавку в росте и весе, но на самом деле, нужно развивать своего малыша целенаправленно, играя с ним в правильные игры и ежедневно стимулируя важные навыки.
- Ежедневная гимнастика поможет держать мышцы ребёнка в тонусе – занимайтесь согласно классической схеме или с использованием модных методик, но не забывайте стимулировать «рефлекс космонавта»: аккуратно поддерживая малыша под мышки, позволяйте ему «шагать» ножками. Полезно также заниматься на фитболе – это не только учит карапуза чувствовать пространство, но и позволяет справляться с запорами у грудного ребёнка.
- Самостоятельное удерживание головы делает малыша очень активным в моменты бодрствования: следите за тем, чтобы он не скатился с тёплого коврика, не запутался в одеяле, не упал с дивана, заигравшись. Всегда держите под рукой аптечку для новорождённого – ссадины и ушибы в этот период развития вовсе не редкость.
- Развивайте хватательный рефлекс – побуждайте малыша играть с подвесными игрушками и предлагайте ему погремушки: весёлый звон или забавный шум непременно привлечёт внимание ребёнка и порадует его. Однако будьте готовы к тому, что уже через несколько секунд игрушка будет выпущена из пальчиков, а потом опять поднята – соблюдайте стерильную чистоту в местах для игр.
Говоря о психоэмоциональном развитии, следует особо сосредоточиться на том, что малыш в этом возрасте активно социализируется и стремится продуктивно общаться с окружающими. Это самое время для того, чтобы начать играть с ним в «ку-ку» и прочие подобные игры. Не забывайте о том, что общение, даже такое примитивное, формирует прочную эмоциональную связь между родителем и ребёнком.
Возможно теперь, когда вы знаете о том, что должен уметь ребёнок в 3 месяца, вам будет проще понять, чем занять своего карапуза.
Посмотрите видео, что должен уметь малыш в 3 месяца
Сохранить
Что должен уметь ребенок в 3 месяца?
Через три месяца после рождения грудничок кардинально отличается от того кричащего и беспомощного комочка, который принесли с роддома. Он начинает выражать эмоции, любит находиться центре внимания, начинает реагировать на бабушек, дедушек. В его лексиконе появляются совершенно новые звуки, которыми трехмесячный кроха выражает свое отношение к окружающему миру.
Психологическое развитие
Родителей очень заботит, что должен уметь ребенок в 3 месяца в плане нервно-психического развития.
В возрасте трех месяцев грудничок предпочитает компанию любимой мамы любому из родственников. Ребенок часто выказывает желание находиться на ручках – таким образом он познает мир, рассматривает комнату. Ведь в кроватке обзор весьма ограничен.
Малышу требуется намного больше общения и внимания, одно из любимых его занятий – рассматривать мамино лицо. Кроха живо реагирует на голос или различные музыкальные игрушки – может улыбаться, агукать. Его легко отвлечь ярким предметом.
Желания трехмесячный малыш выражает исключительно плачем. Но этот плач может звучать совершенно по-разному. Многие мамы способны различать потребности своего крохи по тому, как именно он подзывает к себе маму или папу. Громкий и резкий крик чаще всего означает, что ребенок голоден, он мокрый, или у него что-то болит. Жалобный и мягкий плач сообщает маме, что малышу скучно.
Физические навыки
Физическое развитие ребенка в 3 месяца обычно включает три ключевых навыка:
- Переворачивается со спины на грудку.
- Лежа на животе, поднимает голову и опирается на предплечья.
- В вертикальном положении спокойно держит голову.
Но эти границы не имеют ультимативный характер. Некоторые дети осваивают технику переворота к четырем, а иногда и к пяти месяцам. Раньше времени тревогу бить не нужно.
Движение конечностей становится координированным. Малыш с легкостью достает предметы, подвешенные над кроваткой.
Потянув за ручки лежащего на спинке карапуза, можно почувствовать, как он всем телом подается вперед и хочет сесть. Но садить кроху в таком возрасте рано, его позвоночник и тазовые кости еще не готовы к нагрузке.
У малыша появляется хватательный рефлекс, при этом он распространяется не только на игрушки, но и на волосы, одежду, собственные ножки и ручки. Особенно кроха любит изучать свое тело, лежа на спинке. Появляется привычка сосать пальчики.
Помимо знания того, что умеет ребенок в 3 месяца, родителей интересует, а как должен подрасти их кроха. Тут параметры примерно таковы: средняя прибавка в весе за третий месяц составляет 600–900 граммов, а рост прибавляется на два-три сантиметра.
Рекомендации родителям
Для стимуляции физического развития чаще выкладывайте ребенка на животик. Это укрепляет мышцы шеи, плеч, позвоночника, рук. Отличный результат дают занятия на фитболе. При этом улучшается пищеварение и дыхание, снижается риск колик, расслабляются брюшные мышцы.
Ежедневные массажные процедуры, гимнастика и обтирание прохладной водой закалят ребенка, укрепят его иммунитет, активируют защитные силы организма. Кроме того, массаж благотворно воздействует на физическое развитие малыша.
Важно обеспечить безопасность ребенка. Нельзя оставлять его одного в комнате. Трехмесячный ребенок становится более активным, он легко может менять свое местоположение. Чтобы избежать падений и травм, грудничка на пару минут оставляют в манеже, в кроватке с поднятыми бортиками или на полу. Дольше ребенок быть один не должен.
Взгляд в будущее
Подводя итоги тому, что должен уметь ребенок в три месяца, выделим основное правило для родителей: уделяйте время и силы своему малышу, но при этом учитывайте его индивидуальные особенности.
Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Трехмесячный малыш радует родителей новыми умениями и навыками, однако важно точно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца, чтобы своевременно контролировать его физическое и психическое развитие. Этот непростой период характеризуется активным ростом крохи, причем фаза бодрствования только продлевается. Задача взрослых – подмечать даже малейшие перемены в развитии и поведении малыша, своевременно обращаться к участковому врачу за подробной консультацией. Видя, что умеет ребенок в 3 месяца, можно судить о его сознательности.
Развитие ребенка в 3 месяца
По возрасту и весу показано ежемесячно консультироваться с педиатром, который дает рекомендации, согласно установленной стандартами ВОЗ таблице прибавки массы тела. Родителей должен беспокоить тот факт, что кроха недобирает в весе, да и перебор тоже не на пользу. Дети в 3 месяца учатся брать игрушки, внимательно следят за их перемещением перед глазами. Грудничок будет выглядеть озадаченно, но не утратит интерес к вновь появляющимся на расстоянии вытянутой руки предметам. На этом умения трехмесячных малышей не заканчивается, родителей ждет много увлекательного.
Достижения ребенка в 3 месяца
В движениях ручками помогает малышу особая осознанность, а его действия перестают быть хаотичными и беспорядочными. Он уверенно держит головку, старается перевернуться со спины на животик, но по-прежнему занимает положение лежа. Если в детскую кроватку повесить мобиль и завести, он будет осознанно реагировать на источники звука. Не могут не радовать и другие умения ребенка в 3 месяца. Вот маленькие достижения грудничков:
- начинают реагировать на мелкие предметы;
- учатся поворачивать головку из положения лежа на животе;
- начинают переворачиваться;
- поднимают голову при резких звуках;
- стараются удерживать игрушку;
- учатся показывать радость и грусть;
- умеют различать звуки;
- начинают делать несложные физические упражнения.
Что должен уметь делать ребенок
Малыш в таком возрасте еще живет грудным вскармливанием, особенности питания не рекомендуется менять до возраста полугода. При посещении детского врача становится понятно, какие навыки и новые умения должны присутствовать у грудничка в столь нежном возрасте. Четко следовать представленной информации не рекомендуется, однако обращать внимание на отдельные нюансы все же не будет лишним. Вот основные требования ВОЗ, что должен делать ребенок в 3 месяца:
- некоторые дети умеют переворачиваться;
- ребенок реагирует на яркую погремушку;
- может научиться держать яркую игрушку;
- некоторые дети уже улыбаются;
- опираются о пальцы родителя и стараются приподняться.
Психомоторное развитие
Если говорить о здоровых малышах, в 3 месяца они отличаются повышенной активностью, моральной уравновешенностью, любознательные и излишне суетливые. Мелкая моторика маленьких ручек очень важна, но развита не до конца – не хватает навыков, а во всем остальном можно дать следующую оценку развития 3 месячного крохи. Итак:
- ребенок устойчиво лежит на спине;
- голова симметрично фиксируется на весу;
- центр тяжести тела по-прежнему смещен;
- ноги тянутся к животу, если кроху слегка потянуть за ручки;
- при попытке поставить ребенка ноги остаются в согнутом положении;
- в состоянии покоя кисти разомкнуты, сжимает при пробуждении;
- рефлексы автоматической ходьбы и опоры исчезают.
Психическое развитие
Если погладить кожу малыша в 3-х месячном возрасте он обязательно заулыбается или по-другому отреагирует на этот жест. Мышцы спины развиты не до конца, но помогают ребенку удерживать голову и познавать окружающий мир. Это уже не новорожденный, а грудничок, которому тоже свойственны перепады настроения, хандра, повышенное беспокойство. Кроха в таком возрасте не должен отказываться от общения, умеет реагировать на мимику и интонацию. Занятия с мамой ему приносят удовольствие, главное – чтобы вовремя кормили грудным молоком.
Навыки ребенка в 3 месяца
Если новорожденный больше спит, то 3-х месячный ребенок стремится к изучению окружающего мира, общению, тесному контакту с родителями. Он всячески привлекает внимание взрослых, разговаривает на своем уникальном языке. В организме ребенка на данном этапе не протекает глобальных процессов, однако его сознание уже склонно к обучению. Одни и те же действия крох совершает по многу раз, готовится к самостоятельности. Вот его основные навыки, что должен уметь маленький ребенок в 3 месяца:
- самостоятельно держит голову;
- переворачивается;
- опирается на одну ногу и отталкивается;
- привыкает к выработанному режиму кормления;
- пытается ползти на одном месте.
Особенности развития недоношенного ребенка
Важно понимать, что должен уметь ребенок в 3 месяца, если мать родила его недоношенным. Некоторые детки еще не держат голову, а другие не способны удержать в руке погремушку и пару секунд. Физическое и психическое развитие малыша в 3 месяца нарушено патологическими родами, а дать оценку физиологическим и поведенческим особенностям пострадавшей стороны может только лечащий врач. Все зависит от степени патологического процесса – не более. Вот основные особенности для недоношенного в 3-х месячном возрасте:
- основные развлечения на протяжении суток – кормление и сон;
- ребенок фокусирует взгляд на родителях, удерживает его несколько секунд;
- формируется хватательный и сосательный рефлекс;
- улыбка еще отсутствует, но уже наблюдается сосредоточенный взгляд;
- настроение меняется, а вместе с ним и мимика лица.
Отклонения в развитии
Если новорожденный появился на свет в результате патологических родов, не исключено, что его здоровье может заметно пострадать уже в раннем возрасте. Ели у трехмесячных крох наблюдается отставание в развитии, требуется срочно сообщить об этом специалисту, пройти диагностику и преступать к эффективному лечению. Потенциальные отклонения могут развиваться и после кесарева сечения. В целом, речь идет о следующих аномалиях. Ребенок:
- не умеет держать головку и фокусировать взгляд;
- не может сосредоточить внимание на приближенной игрушке;
- не реагирует на звуки, громкие разговоры, хлопки;
- перестал рассматривать ручки, больше не тянет ножку;
- ребенку помогают брать игрушку с близкого расстояния;
- не играет с пальчиком.
Уход за ребенком
Груднички меньше плачут, чем новорожденные, поэтому у родителей начинают появляться ночи полноценного отдыха. Ребенок должен развиваться, а взрослые люди только этому способствовать и ухаживать за новым человеком. Способствует повышению способностей крохи массаж. Проводить сеанс можно в воде или на суше, массаж отлично расслабляет перед сном. Другие мероприятия по уходу за крохой представлены ниже:
- Ежедневно выполнять водные процедуры, обаятельно мыть руки себе и ребенку после каждой прогулки на улице.
- Родитель должен уметь выполнять массаж, а проводить указанную процедуру желательно дважды за сутки – утром и вечером.
- Тщательно осматривать кожу рук на предмет инфекционных заболеваний, а при наличии таковых отправиться в поликлинику, проконсультироваться с дерматологом.
- Не передерживать памперс, иначе он наполняется водой и создает на чувствительной коже видимое и болезненное покраснение, раздражение.
- Кормить ребенком мама должна только грудным молоком, лактация согласно правилам ВОЗ, дополнительно можно вводить прикорм, но не задействовать его даже на половину.
Видео
Развитие ребенка в 1 год 3 месяца: что должен уметь, полезная гимнастика, психическое и физическое развитие
За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20–25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия… Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?
Стартовал второй год вашей удивительной жизни
В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.
К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.
Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.
Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать…
Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.
Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться.
Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, — обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.
Физическое развитие ребенка:
- Делает попытки слезть с высокого стула.
- Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
- С поддержкой шагает по лестнице.
- Ходит без поддержки.
- Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы — обратно к ползанию.
- Умеет пятиться задом.
- Может взбираться на мебель.
- Хорошо сидит на детском стуле.
- Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
- Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
- Может самостоятельно принимать пищу.
- Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
- Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.
Показатели ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев
Рост
74.78-75.78 см
Вес
10.045-10.665 кг
Окружность головы
46-47 см
Обхват грудной клетки
46-47 см
Психическое развитие ребенка:
- Малыш любит игры с мячом.
- Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
- Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
- Любит «говорить» по телефону.
- Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
- Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
- Если его обязывают делать то, что он не хочет, — злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
- Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
- Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
- Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
- Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
- С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
- Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
- «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
- Пытается рисовать.
Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.
На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.
Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.
Первые самостоятельные шаги
Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.
Приседайте, держась за обруч
Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.
Проползание через обруч
Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.
Проползание под препятствием (палкой или доской)
Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.
Сгибание и разгибание туловища
Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.
Катание мяча
Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.
Залезание на предмет (ящик, диван)
Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.
Приседание за игрушкой
Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.
Бросание мяча
Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50–60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.
Ходьба
Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.
Вас также может заинтересовать
Что должен уметь ребенок в 2 месяца (мальчик, девочка): критерии развития
Каких-то два месяца назад вы находились в томительном ожидании появления своего крохи на свет. Сейчас же маленький человечек стал постоянным поводом для счастья и тревог одновременно. Понять, нормально ли развивается новорожденный малыш, родители вряд ли сумеют, если нет явных отклонений. Уже после 2 месяцев мамы и папы могут объективно оценить темпы прогресса и с гордостью рассказывать об успехах малютки друзьям.


Физические параметры


Рост и вес двухмесячного ребенка может очень сильно разниться. Это нужно четко знать и помнить постоянно, чтобы избежать ненужных тревог. Многое зависит от размера и веса при рождении, а также от наследственности.
Параметры роста, веса и объема головы ребенка 2 месяцев:
Пол | Вес, кг | Рост, см | Окружность головы, см |
Девочки | 3,9-6,6 | 53-61,1 | 35,8-40,7 |
Мальчики | 4,3-7,1 | 54,4-62,4 | 36,8-41,5 |
Одни детки уже при рождении имеют вес, который другие набирают в 3, а то и 5 месяцев. Слишком обращать внимание на абсолютные показатели не стоит, лучше проанализировать динамику прироста и привеса. По рекомендациям ВООЗ прибавка в весе за второй месяц в среднем составляет около 800 грамм, рост увеличивается на 3 см, окружность головы – на 1,5 см. С момента рождения до двух месяцев ребенок вырастает на 6 см, а поправляется почти на 1,5 кг.


Существуют доступные таблицы и графики, в которых обозначены верхняя и нижняя границы нормы веса. Они разработаны отдельно для девочек и мальчиков. Если ребенок находится в этом поле, то не нужно никакого дополнительного докорма, даже если малыш не набрал ни грамма за месяц. Ежедневные взвешивания и применение препаратов «для аппетита» просто категорически воспрещены. Как говорит доктор Комаровский во многочисленных видео о первых месяцах жизни, лучше купить на эти деньги успокоительного маме (бабушке), чтобы та отстала от дитя.
Моторное развитие
Физическое развитие малыша в первые месяцы жизни протекает постепенно. Поочередно ребенок должен научиться управлять головой, руками, корпусом, ногами. Появление характерных движений для того или иного возраста довольно условно, так как моторное развитие во многом обусловлено наследственностью. Рассмотрим, какие движения педиатры относят к характерным для 2-месячного возраста.
Движения головы
К 2-м месяцам ребенок умеет удерживать голову, находясь на руках у мамы. В положении лежа на животе малыш может поднимать головку и задерживать ее в таком положении до 1 минуты. Упор при этом происходит на предплечья, грудь приподнимается над поверхностью, ножки вытянуты. В вертикальном положении (столбиком) ребенок без поддержки может продержать голову около 30 секунд.


Движения рук
После двух месяцев малыш начинает активно интересоваться своими руками. Происходит интенсивное нарастание количества осознанных движений:
- Ощупывание. Тактильные ощущение доминируют над всеми остальными. Ребенок гладит ладошками постель, окружающие предметы, ощупывает себя, теребит одежду.
- Хватание. Хватательный рефлекс угасает, на смену ему приходит осознанное движение. Еще неловко, но ребенок пытается захватить висящие над ним игрушки, вцепляется в предложенные погремушки и удерживает их до 10 секунд, пытается поднести пойманные предметы ко рту.
- Координация. Малыш с 2 месяцев начинает понимать, что он может управлять руками и всячески развивает этот навык. Он должен с интересом разглядывать ладошки, подносить их ко рту, хватать одной рукой другую, забавляя себя и окружающих. Если к концу 3-го месяца ребенок так и не заинтересовался собственными руками, скажите об этом своему педиатру.
Психоэмоциональное развитие
Психоэмоциональное развитие ребенка сильно зависит от окружения: от отношений между членами семьи, количества внимания, которое уделяется малышу. Если с ребенком разговаривают, улыбаются ему, детеныш в ответ делает то же самое: гулит, фокусируется на взрослом, мимикой реагирует на изменение интонаций.


Зрительные реакции
Двухмесячный малыш способен концентрировать взгляд на людях и предметах. Чтобы захватить внимание маленького человечка, объекты должны находиться на расстоянии не более 60 см от глаз. Оптимально – 30 см. Тогда, кроме фокусирования на вещи, ребенок проявляет и заинтересованное слежение. Если игрушка медленно движется по дуге, ребенок будет поворачивать головку вслед за ней.
На обращение к нему взрослых кроха поворачивается и смотрит в лицо говорившему в течение 10 секунд. Дольше всего карапуз может рассматривать свои руки: разглядывание ручек может длиться до 5 минут.


Формирование бинокулярного зрения, т.е. зрения, осуществляемого двумя глазами, приводит к получению единого стереотипного изображения и знаменует собой новый этап в развитии зрительно–ориентировочных реакций. Рассматривание ребенком своего кулачка говорит о появлении интереса к объектам внешнего мира, что является важным шагом в развитии интеллекта карапуза. Улыбка и рассматривание руки – это начальная стадия научения.
Развитие слуха
В 2 месяца ребенок обладает острым слухом. В этот период он начинает негативно реагировать на резкие и слишком громкие звуки: замирает на несколько секунд, широко раскрывает глаза, морщит личико и через 10-15 секунд начинает плакать.
На типичные окружающие звуки малютка реагирует поворотом глаз, а позже – головы. Если ребенок заинтересуется звуком во время еды, то активизирует или замедлит сосательные движения, а может прекратить кушать и повернуться в сторону шума.


Речь
Речь маленького ребенка неотрывно связана со слухом. Карапуз очень часто вслушивается в издаваемые звуки и потешно гулит. Может тихонько агукать или пронзительно пищать. Крики приобретают отчетливые интонации, по которым родители могут определить, раздражен ребенок или спокоен. Речь состоит из гласных в разных вариациях: а-а, а-у, у-э и т.д.
Эмоциональные проявления
К 2 месяцам кроха приобретает обширный арсенал вербальных и невербальных эмоциональных проявлений. В голосе проявляются не только требовательные, но и просительные интонации (возникает «просящий» способ коммуникации), крики сменяются восклицаниями с паузами, в которых малыш ожидает реакции на свои возгласы.
Приподнятое настроение ребенок показывает мимикой и улыбкой. Некоторые улыбаются едва заметно – одними кончиками губ; другие – более выражено, потешно морща носик и блестя глазами; отдельные «экземпляры» в хорошем настроении весело похихикивают. В состоянии спокойствия кроха серьезен и насторожен. Ощущения дискомфорта карапуз выражает хныканьем и сморщенным личиком.


Интеллект
В 2 месяца малыш четко осознает простейшие причинно-следственные связи. С появлением в поле зрения мамы, он прекращает плакать и замирает в ожидании начала кормления. Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, начинает открывать ротик и совершать сосательные движения, когда видит бутылочку.


К двум месяцам малыш достаточно подрастает и крепнет, чтобы совершать первые осознанные движения. С каждым последующим месяцем физическая активность возрастает быстрыми темпами. Не успеете оглянуться, как ваша ляля начнет ползать, а там и примет вертикальное положение, став окончательно похожей на взрослую человеческую особь. Развиваются не только физические умения, но и эмоции, и интеллект.
Эмоциональные изменения этого нежного возраста получили название «комплекс оживления». С его появлением у ребенка прослеживается четкая эмоциональная реакция на людей. При приближении близких наблюдается последовательное чередование замирания, двигательного оживления, улыбки и гуления, сопровождающегося пытливым взглядом в глаза. В 2 месяца маленький человек прочно встает на путь развития общение и задача родителей это желание удовлетворять и поддерживать.


Поделитесь с друьями!