Грудное плавание малышей до года — Все о детях
Многие родители плотно занимаются развитием своего малыша, в том числе начинают обучать новорожденного раннему плаванию с нуля. Возникает множество закономерных вопросов: насколько это целесообразно, в чем польза, не рано ли и не опасно ли для здоровья и жизни крошки? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Содержание статьи:
Когда начинать учить детей плавать?
Татьяна Елизарова, детский тренер по плаванию, рассказывает, что никаких ограничений по возрасту для обучения плаванию у детишек нет. От нуля до года можно использовать домашнюю ванну, а с года приходить в бассейн.
Единственное, что советуют педиатры, — дождаться пока заживет пуповина, и только потом начинать купания. То есть через 15-20 дней после рождения. К этому времени кроха подрастет, прибавит в весе, адаптируется к новой действительности. А врожденные рефлексы еще не забудутся, малыш легко вспомнит свое умение и воспользуется им.
Нельзя учить детишек плаванию время от времени, занятия должны быть регулярными. Повторяемые движения посылают сигналы в кору головного мозга, что активизирует появление новых нервных связей. Новые связи влияют на двигательные, дыхательные, другие функции. Это регулирует и ускоряет слаженность всех функций организма.
Профессиональные детские инструкторы по плаванию и педиатры уверены, что учить детей плавать можно буквально с рождения
Врожденные инстинкты
Плавательный рефлекс
До рождения целых девять месяцев кроха плавал, нырял и развивался в жидкой среде. То есть, рождаясь, ребенок номинально умеет плавать. Удельный вес его тельца невелик, поэтому у крохи природная плавучесть, вода легко держит ребенка. И если не поддержать плавательный рефлекс, не научить плавать младенца в первые недели и месяцы, то после трех месяцев он забудет свое умение.
Толчковый рефлекс
Еще одно важное умение младенца — толчковый рефлекс. Если малыш коснется ножками дна, под воздействием веса тела ножки сгибаются. Вот тут вступает в силу толчковый рефлекс: ножки разгибаются, отталкиваются от дна, кроха всплывает вверх.
Инстинкт самосохранения и рефлексы помогут крохе плавать и нырять с радостью для себя и родителей.
Чему учит тренер детей до года
Татьяна Елизарова объясняет, что с маленькими детьми до года это не совсем плавание. Опытный инструктор приучает их к воде, учит задерживать дыхание, и к 4-5 месяцам ребенок способен до 40 раз проныривать за один урок.
До рождения ребенок умел задерживать дыхание в жидкости, поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ему не забыть это знание. Задерживая дыхание в воде, грудничок легко сможет нырять. Умение нырять и не дышать под водой — серьезный навык, доступный не каждому взрослому. Малыш не захлебнется, рефлекс заставит его задержать дыхание на несколько секунд. Рефлекторно сердечная мышца замедляет сокращения, большая часть крови подается в мозг и сердце. Это сохраняет кислород в легких и сосудах, позволяет юному ныряльщику дольше оставаться под водой.
Польза плавания
Древние говорили о невеже: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Поэтому античных воинов с младенчества бросали в воду для закаливания и обучения плаванию. Сейчас родители возят детей в бассейны, где начиная с 2-3 недель или с 1-2 месяцев новорожденных обучают плаванию. Однако многие все же задаются вопросом, нужно ли учить таких маленьких плаванию, опускать в воду, рискуя здоровьем, а может и жизнью крохи?
Детское плавание — это явление совсем не новое. Известно, что методики занятий с детьми раннего возраста получили развитие с 1939 года благодаря госпоже Тиммерман из Австралии. Сегодня мало кто сомневается, что ранние занятия в воде идут на пользу здоровью и физическому развитию малыша. Для грудного карапузика вода более привычна, чем воздух, поэтому в воде организм укрепляется, развивается, оздоравливается быстрее, чем на воздухе.
В воде кроха двигается, активно работает ручками и ножками, плавает, закладывает фундамент здорового организма. При плавании малыш развивается быстрее, чем лежа в кроватке. Быстро формируется дыхательная, сердечно-сосудистая, мышечная, опорно-двигательная, иммунная системы.
После купания и занятий плаванием малыш лучше кушает, чувствует себя спокойно, не капризничает. После водных процедур быстрее устанавливается режим дня и ночи, кроха спит спокойнее.
Цели освоения водной среды
Перед родителями всегда должны стоять цели, зачем они учат своего малыша плаванию. Цели следующие:
- закаливание;
- положительные эмоции;
- физическое развитие малыша.
Дома в ванне
Дома малышу привычно, вокруг все знакомые, поэтому плавание в домашней ванне пройдет безболезненно для грудничка.
Для того, чтобы быстро научить плаванию малыша, говорите с ним негромко, ласково, с улыбкой. Мягко и осторожно поддерживайте его руками. На первых порах воспользуйтесь кругом или наденьте на кроху плавательный жилет.
Родительскую ванну необходимо тщательно вычистить и промыть сильной струей воды. Первоначальная температура воды, как при купании, равна температуре тела или 36-37°С. Постепенно, каждый месяц, снижайте температуру на 1 градус, пока не доведете до 34°С.
Подробную инструкцию желательно получить у доктора или инструктора по плаванию грудных детишек. Идеально — пригласить детского тренера по плаванию, специализирующемся на обучении именно грудничков с нуля. Но в целом инструкции сводятся к тому, что обучение начинается с плавания на спине, затем на животе, потом осваивается ныряние.
Учим плавать
- На спинке кроха умеет плавать, нужно только помочь ему вспомнить умение. Одной рукой мама или папа поддерживает головку, второй попку. Так малыша медленно катают вдоль ванны. На первый раз можно этим ограничиться. В следующее плавание поддерживайте крошку только за головку. Руки под головой меняйте с интервалами, чтобы иногда малыш плыл самостоятельно. А через несколько недель (для некоторых малышей через несколько дней) он сможет плыть сам.
- Когда малыш на животике, поддержите его под подбородок и под животик. Так же, как на спине, давайте ребенку возможность поплавать самостоятельно. Ваша задача ─ научить кроху держать головку над водой.
Обучение плаванию: мама держит ребенка одной рукой под животик, а другой — за подбородок. Можно делать с крохой «восьмерки» или просто возить его взад-вперед
Учим нырять
Следующая техника поможет вам научить малыша нырять.
1 этап
Начинаем упражнения перед умывальником. Громко произнесите: «Саша, ныряй!», подуйте в лицо крохи. Малыш задержит дыхание, а вы свободной рукой полейте на его головку и на личико водой. Ласково с улыбкой скажите ему, что он молодец. Обязательно хвалите малютку. Делайте это упражнение каждый раз, когда подносите малыша к умывальнику.
2 этап
Теперь все то же самое проделываем в ванной комнате. Опускаем малыша в ванночку или в ванну, дуем на личико, командуем: «Саша, ныряй!» и льем на его личико водичку.
3 этап
Увеличиваем количество воды. Теперь после того, как вы подули на кроху и скомандовали ему нырять, воду вы льете из большого стакана или ковша.
4 этап
Здесь может понадобиться 4 руки. Поливать малыша нужно в движении, постепенно увеличивая объем воды. Один родитель держит кроху за затылочек и подбородок, производя с ним «восьмерки» по ванне или просто водя его взад-вперед, а второй поливает на личико (после команды, естественно!).
5 этап
Пора опускать малыша на одну секунду в воду с полным погружением головы. Не забывайте перед погружением произносить: «Внимание, ныряем!».
6 этап
Увеличиваем пребывание малютки под водой. На этом этапе малыша уже можно отпустить одного в «свободное плавание» на несколько секунд.
Во время отдыха и в паузах между нырянием держать малыша необходимо вертикально за ребра.
Детский тренер должен быть квалифицированным, иметь опыт работы именно с детьми с нуля. Спрашивайте у него обязательно диплом! Обратите внимание, как тренер общается с детьми и на их реакцию на него
Радостное купание
Плавание для детишек до года — это закаливание, положительные эмоции, жизнерадостность, укрепление здоровья, общее развитие. Когда родители сумеют научить малыша держаться на воде и под водой, дышать и задерживать дыхание, двигать ручками и ножками, они увидят, как легко и свободно плавают детки.
Одно важное «но»: не начинайте занятия с ребенком, не будучи уверенными в своих силах. Не стоит окунать малыша, если вы не знаете, как точно нужно действовать; это может быть опасно. Желательно пригласить опытного специалиста, который все вам покажет и всему научит.
Source: floragaz.ru
Читайте также
Все о грудничковом плавании — Мамаслет
Вокруг грудничкового плавания ходит множество мифов и стереотипов, и как следствие у молодых родителей возникает миллион вопросов: зачем оно нужно? С какого возраста лучше всего начинать? Где заниматься плаванием с грудничком? Как найти квалифицированного тренера? И в каких условиях должны происходить тренировки?
На все эти вопросы попробуем найти ответ вместе с тренером клуба здоровых удовольствий «5 элемент» Максимом Кошелем.
Что правильно называть грудничковым плаванием?
То, что сейчас принято называть грудничковым плаванием, открыла госпожа Тимерман в 1939 году в Австралии. По совету врача Тимерман стала брать ребенка с собой в бассейн в жаркие дни и заметила, что его самочувствие в дни таких процедур заметно улучшается. Впоследствии Тимерман написала книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию.
Разумеется, у Тимерман появились последователи: по всему миру стали проводить эксперименты с плаванием малышей. Этим опытом заинтересовались ученые, и во второй половине 60-ых годов был создан Экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания. В течение 3 лет проводились исследования, в которых приняли участие более 600 детей. Результаты были колоссальными: ученым удалось доказать возможность обучения плаванию малышей грудного возраста и обосновать пользу занятий грудничковым плаванием для здоровья детей. Ученые заметили, что малыши, с детства, занимающиеся плаванием, болеют в разы меньше, чем их сверстники. Кроме того, раннее плавание улучшало их физическое развитие и двигательную активность, успокаивало нервную систему, улучшало сон и аппетит.
С какого возраста плаванье можно назвать «грудничковым» и до какого возраста?
Груднички, как и грудничковое плавание считается с 14-20 дней с рождения и до 1 года. Новорожденный ребенок может посещать бассейн с момента заживления пупочной ранки и разрешения ведущего педиатра.
В каких условиях должен проходить урок с малышом, чтобы это было комфортно и безопасно?
Должно быть изолированное помещение со своим микроклиматом, соответствующие нормам температура воздуха и воды, разноцветные игрушки, спокойный ласковый голос тренера, отсутствие посторонних шумов. Безусловно, самое важное тут опытные руки специалиста.
Это ванна или бассейн?
Ванная неудобно, доступны только некоторые безопасные базовые упражнения. Грудничковый бассейн – это большой спектр упражнений, проводок, поддержек и т.д. Дальше — детский бассейн, где тренер заходит с ребенком в воду – самый шикарный вариант – применим весь спектр, вся палитра, тренер превращается в мага и волшебника, его ничего не сковывает.
Температура воды?
Начинаем с 35 градусов, и постепенно доводим до 29 градусов. Все зависит от систематичности посещений и индивидуальной адаптации.
Длительность урока первого и дальнейших?
Начинаем с 15-20 мин и до 60 мин. Каждый урок обязательно начинать с грудничкового массажа – 15 мин, динамической гимнастики – 15 мин, а потом плавание 30 мин.
Что лучше — плавать с мамой или на руках у тренера?
Начинать с тренером, в перспективе можно добавлять и с родителями, но обязательно под присмотром и обучением тренера. У нас в клубе «5 элемент» есть занятие «вместе с мамой», где тренер обучает родителей заниматься с грудничками в воде.
Какая правильная последовательность начала урока — сначала гимнастика или сразу в воду?
Грудничковый массаж, потом динамическая гимнастика, и завершаем плаванием.
Если в первый годик родители боятся отдавать ребенка плавать, то время упущено или всегда можно наверстать?
Начинать никогда не поздно, все можно наверстать, НЕ НАДО МЕДЛИТЬ, ждать пока потеплеет, или искать другие отговорки, чем раньше, тем здоровее будет ребенок.
С какого возраста ваши специалисты советуют начинать?
Заживает пуповина, все бросайте и несите ребенка в бассейн!!! 🙂
В каком состоянии должен быть ребёнок для урока — наличие прививок, температура, сопли — важны ли эти показатели?
В семье должен быть ведущий ребенка педиатр, он допускает ребенка в бассейн. Давайте развеем страхи мам, которые зимой не выходят с детьми на улицу:) Ради бога, просто в машину и в бассейн!
Очень важный момент — профессионализм тренера, как понять, что это профи, а не самоучка?
Выбирайте спортивные клубы, соответсвующего уровня, как «5 элемент», где по умолчанию работают дипломированные специалисты. Если Вас что-то смущает, не стесняйтесь спросить о квалификации тренера в этом направлении, опыте работы, узнать мнение других родителей. Попросите предъявить подтверждающий документы.
Есть ли в нашей стране профильное образование или курсы?
Есть курсы грудничкового плавания, грудничкового массажа, динамической гимнастики, их можно посетить на базе клуба «5 элемент».
Как можно проверить в беседе тренера, чтобы смело доверить ему малыша?
Основательно никак, если вы не специалист в этой области. Но, есть интуиция и материнское сердце. Если вы видите, что у тренера есть план на тренировку, свои действия он сопровождает объяснениями почему так и для чего упражнения и какая реакция ребенка на его действия, то это скорее всего Ваш тренер. Выбирайте специализированные центры с историей, лучшими специалистами, а не сомнительные учреждения.
Советуют ли ваши специалисты плавать грудничкам дома?
Можно, если владеете базовыми навыками и у вас крепкая спина для того, чтобы стоять согнутым над ванной с ребенком, это требует определенных усилий и сноровки.
Может ли мама сама, после онлайн уроков на YouTube, правильно плавать с малышом?
Я не рекомендуется, можно нанести травму ребёнку или не дай Бог из-за неопытности захлебнуть. Уроков по ютубу не достаточно.
В личном разговоре вы не советовали использовать надувные круги на шею для малыша, объясните почему?
Много по этому поводу дискуссий, конечно производители этих дивайсов, ручаясь поддержкой экспертов, доказывают целесообразность — это бизнес. Но наши практикующие опытные тренера говорят — НЕТ. Если коротко, не должна голова и корпус ребенка двигаться в разных направлениях, чему способствуют эти приспособления. У ребенка нет достаточного мышечного корсета и координации, чтобы противодействовать таким изломам – это очень опасно.
Какая реакция малыша после тренировки считается нормальной — он устаёт, плачет? Хочет спать? Почему родителям не стоит переживать, если ребенок после плаванья плачет?
Ребенок, а вернее его нервная система, на занятиях получает сильное перевозбуждение и соответственно организм реагирует индивидуально, можно ждать сразу сон или же плач, все это нормальная реакция. Одеть, успокоить, дать остыть и продолжать дневной график.
С какой частотой стоит посещать уроки и не стоит ли бросать, если был перерыв?
3 раза в неделю — идеальная схема. Если ребенок слаб можно начать с 2-х, тренер сам после первых занятий поймет, расскажет план и предложит график. Был перерыв – не беда, родители быстренько должны организоваться и срочно вернуть привычку водить ребенка в бассейн – это же здоровье, да и результат не заставит себя ждать – ребенок просто перестанет болеть, окрепнув иммунитетом. Не успеете оглянуться, как перед вами уже будет улыбаться пышущий здоровьем атлет! 🙂 Ведь плавание один из немногих видов спорта, который так гармонично развивает все тело и, пожалуй, единственный которым можно заниматься с рождения до счастливой здоровой старости.
Тренеры акванаправления в «5 элемент» сертифицированные, дипломированные специалисты с опытом работы от 5 лет до 17 лет, и постоянно совершенствующиеся в повседневной практике, которым можно, нужно и приятно доверить своих детей. Бросайте все свои дела, здоровье – это самое ценное, потому бегом в бассейн.
Благодарим Максима, руководителя акванаправления клуба «5 элемент», за интересное интервью.
Если у Вас возникли впоросы, пишите комментарии.
Плавание для самых маленьких — путь к укреплению иммунитета и позвоночника

Пребывание в водной стихии — одно из любимейших развлечений детей.
Пребывание в водной стихии — одно из любимейших развлечений детей.
Уже в годик они обожают плескаться в ванне, в три года — дотягиваются до крана и подолгу моют ручки, а в семь лет их невозможно вытащить из моря или реки.
Тёплая приятная водичка — весьма дружелюбная среда, но использовать её правильно нужно ещё научиться.
Здесь важна мера: в воде можно закалиться и укрепить иммунитет, а можно простудиться; можно полюбить купание на всю жизнь, а можно приобрести водобоязнь.
Только сами родители, используя правильный и продуманный подход, помогут маленькому человечку подружиться с водой.
За и против раннего обучения плаванию
Ещё совсем недавно считалось, что грудной ребёнок должен только кушать и спать. Но с некоторых пор мы всё чаще слышим необыкновенные вещи: груднички занимаются гимнастикой, упражняются в фитболе, посещают развивающие занятия.
Плавание для самых маленьких — одна из таких актуальных современных тем. Это лишь ваше личное дело — попробовать занять малыша первым в его жизни видом спорта или продолжать, как и прежде, только спать и кушать.
Давайте посмотрим, что вы потеряете, если начнёте заниматься грудничковым плаванием:
- Время — вместо бесконечной стирки пелёнок вы будете посещать бассейн и заниматься укреплением здоровья;
- Спокойствие — будет непросто наблюдать, как вашего родного малыша погружают с головкой в воду, особенно в первое время;
- Деньги — подготовительные занятия по грудничковому плаванию с инструктором стоят денег;
Что вы приобретёте взамен этих потерь?
- Ценнейший опыт обучения своего малыша новым двигательным навыкам;
- Прекрасное самочувствие и настроение вашего сокровища после взаимодействия с водичкой;
- Всестороннюю закалку детского организма, значение которой трудно переоценить;
- Огромный заряд энергии и множество новых впечатлений для всех приобщённых к процессу.
Когда лучше начать занятия?
Идеальный старт — 2–3 недели с момента заживления пуповины. Здесь действует принцип: чем раньше, тем лучше — ведь малыш ещё помнит о том, как совсем недавно плавал у мамы в животике в околоплодных водах.
До 3-х месяцев у детей сохраняется рефлекс задержки дыхания. Только представьте себе — такая кроха умеет задерживать дыхание и даже плавать, её вовсе не нужно этому обучать!
Если вовремя начать занятия и не упустить время, то малыш будет плавать также естественно, как рыбка: к 5-ти месяцам — под водой, а к 1,5 годам — и на воде.
Многие родители задают вопрос: а можно ли начать заниматься тем, кто немного опоздал — в 4, 6, 9 месяцев? Конечно, и даже нужно. Хотя рефлекс задержки дыхания к этому моменту уже утрачен, правильный подход и знания опытного инструктора по плаванию грудничков помогут вам его восстановить.
Где плавать и как?
Вот и начнём этот раздел с тренера по плаванию, ведь от него зависит очень многое. Только не пытайтесь самостоятельно научить малыша нырять — этим должен заняться квалифицированный специалист, с медицинским образованием, грамотный и разбирающийся в физиологии младенцев. У него должна быть лицензия на обучение грудных детей плаванию. Для таких крох занятия проводятся только индивидуально — ребёнок, вы и инструктор.
Скорее всего, первое занятие тренер проведёт у вас дома, в большой ванне. Но вы можете записать малыша на плавание в районной поликлинике и начать заниматься там.
Для крошек 1–2 месяцев в таких учреждениях обычно есть специально оборудованные помещения с большими ваннами на высоких ножках.
Подросшие детки перемещаются в бассейн-лягушатник с невысоким уровнем воды.
Чтобы записаться на такие процедуры, необходимо сдать анализы и получить справки: малышу — от терапевта, мамочке — от гинеколога. А со всеми необходимыми документами вам уже можно отправляться и в большой бассейн для грудничков, где вы будете заниматься небольшими группами — 4–5 мам с детьми под присмотром тренера.
Маме понадобится купальник, сланцы, шапочка, полотенце. Крохе — специальные подгузники для занятий в бассейне, личное полотенце, пелёнка.
Как проходят уроки по плаванию?
Для начала инструктор покажет несколько предварительных упражнений:
- Лёгкий массаж и разминка «на берегу»;
- Начало погружения — ножки, затем всё тельце входит в воду вертикально;
- Основа плавания для грудничков — «восьмёрки» и «проводки» лёжа на спинке. Не нужно пугаться, что вода попадёт в ушки — это не опасно;
- Тренировка задержки дыхания: если вы сбрызнете водичкой лицо ребёнка или подуете на него, малыш инстинктивно задержит дыхание на 2–3 секунды. Чтобы не напугать его такими действиями, попробуйте делать это постепенно. Ни на минуту не забывайте о том, что занятия должны приносить ребёнку радость.
После нескольких уроков можно будет приступить к полному погружению. Самым умелым маленьким ныряльщикам со временем удаётся нырнуть и проплыть вокруг мамочки или сделать два погружения одно за другим.
Какие подводные камни могут вас ждать?
Негативные моменты в грудничковом плавании всё же существуют, как бы их ни отрицали ярые сторонники этого вида оздоровления. И о них следует знать заранее.
- Качество водопроводной воды, которой может наглотаться ребёнок. В идеале в детских бассейнах должна производиться очистка воды ионами серебра и ионизация, и только в самом крайнем случае допустима бережная обработка хлоркой. Вы должны поинтересоваться, каковы условия в бассейнах вашего города, и постараться выбрать лучший из них. Если у ребёнка есть склонность к аллергии, тогда нужно хорошенько подумать, целесообразно ли вам рисковать, плавая в хлорированной воде;
- Всё-таки, плавание безоговорочно показано только здоровым деткам. Если у вашего малыша есть какие-либо обострения или врождённые патологии, будьте внимательны, особенно на первых занятиях и следите за его настроением. Если кроха кричит и протестует, лучше не подвергайте его стрессу.
Но, как бы там ни было, соотношение польза/вред всегда было и будет на стороне грудного плавания.
Укрепление позвоночника, дыхательной системы, улучшение кровообращения, решение проблем мышечного тонуса, формирование правильной осанки и улучшение аппетита и сна — разве этих аргументов вам мало?
А самое главное — ваша крошка с первых дней жизни будет получать положительные эмоции, занимаясь своим первым видом спорта рядом с любимой и любящей мамой.
Все о плавании грудничков
54567 2016-03-06
Сейчас многие спорят о полезности грудничкового плавания – мнения специалистов разделились, а простой обыватель часто находится в замешательстве и не может сделать выбор. Как поступить, тем более что малыши в этом возрасте растут не по дням, а по часам? Грудничковое плавание – это отличный вид двигательной активности для карапузов. Заниматься грудничковым плаванием не просто можно, но и нужно – ведь это помогает решить ряд задач, важных для развития малышей.
Во время плавания происходит закаливание организма, повышается иммунитет. Малыши становятся более устойчивы к болезням. Нахождение в воде положительно влияет на нервную систему. Занятия в воде успокаивают перистальтику кишечника – это особенно важно в первые три месяца жизни малыша. В этот период идет фор-
мирование микрофлоры кишечника и часто возникают колики и вздутие животика, что очень беспокоит новорожденных. Так вот, всего 15 минут нахождения в теплой воде поможет снять спазм, расслабит мускулатуру, и малыш почувствует облегчение.
Организм ребенка с рождения обладает колоссальными возможностями, и задача родителей – помочь ему их развить и подготовить к взрослой жизни. И в этом плане грудничковое плавание – уникальная возможность буквально с пеленок развивать все органы и системы. Ведь за одно занятие в воде ребенок выполняет до 1000 движений! А вот как сделать так, чтобы каждая тренировка шла в радость малышу, а родители не переживали о его здоровье – мы расспросили мастер-тренера сети фитнес-клубОв Sport Life Наталью Перегуду.
С какого возраста можно заниматься?
Чем раньше – тем лучше. Ребенок появляется на свет из водной среды, и до 3 месяцев сохраняется врожденный рефлекс задержки дыхания. Поэтому уже сразу после того, как заживет пупок, можно начинать занятия в домашних условиях (т. е. в ванне). В первые недели жизни не рекомендуется посещение общественных бассейнов – лучше заниматься дома. Это связано с тем, что у новорожденного еще очень слабый иммунитет. Кожный покров подвержен высыпаниям, а слизистая не готова защищать организм от нападения бактерий и вирусов, которые гуляют в общественных местах. Поэтому лучше ограничиться занятиями в домашних условиях, но при этом придерживаться систематичности занятий – это воспитает чувство режима у ребенка. И в дальнейшем маме будет легче спланировать прием еды, сон и время для «тренировок».
Это также поможет ребенку не забывать, что он уже умеет делать, не терять «чувство воды». Таким образом будет создаваться накопительный эффект от занятий. С взрослением малыша нужно увеличивать объем воды, поэтому после 2–3 месяцев смело идем в бассейн. Если родители не знают, как начинать занятия, можно воспользоваться помощью специалиста, который подскажет и научит родителей элементарным приемам.
Можно ли заниматься грудничковым плаванием деткам с ослабленным здоровьем?
Плавать можно практически всем, если, конечно, у малыша нет противопоказаний к занятиям в водной среде, а именно: различные высыпания кожных покровов, повышенная температура тела, проявления ОРЗ, воспаления слизистых оболочек. Но в таких вопросах лучше обратиться к педиатру, можно ли заниматься или нет. Как показывает практика, врачи, напротив, рекомендуют грудничковое плавание при нарушениях двигательного аппарата, полученных в результате родов, энцефалопатии, недоношенности и т. д. Главное – ребенок должен находиться в комфортных условиях, чтобы это вызывало положительные эмоции.
Какие проблемы (в частности опорнодвигательного аппарата) можно решить с помощью грудничкового плавания?
В первый год жизни ребенка могут возникнуть такие проблемы, как дисплазия тазобедренных суставов, кривошея врожденная, приобретенная, рахит. Причины возникновения могут быть различны, а вот плавание действительно может помочь при лечении таких заболеваний. Водная среда имеет ряд преимуществ. Во-первых, в воде разгружается опорно-двигательный аппарат, отсутствует нагрузка на позвоночник – как известно, в воде тело человека легче на 90%. Во-вторых, во время плавания развивается дыхательная, сердечнососудистая система,усиливается кровообращение, тем самым улучшается клеточное питание, усиливается обмен веществ. В-третьих, одно из свойств воды – это гидростатическое давление, оно создает эффект массажа, что тоже очень полезно.
Например, при дисплазии вредно нагружать суставы (ребенку нельзя сидеть, ходить, ползать), но необходимо улучшить кровоснабжение сустава, а этого можно добиться посредством физических упражнений или массажа. Вода решает обе задачи. При кривошее (несимметричное сокращение мышечного волокна) необходимо расслабить мышцу и растянуть) – в воде это тоже возможно. Рахит чаще возникает из-за нарушения обмена веществ, а занятия плаванием стимулируют все жизненно-необходимые системы, стабилизируя обмен веществ.
Насколько безопасны трусики для плавания для нежной кожи грудничка?
Деток не пускают в бассейн без трусиков в целях предотвращения попадания биологических выделений в воду. Поэтому без этого предмета одежды не обойтись. Другое дело, что покупать трусики или специальные памперсы для плавания (которые также не приносят вреда коже ребенка) нужно по размеру: они не должны давить и натирать.
Нужно ли совмещать плавание в бассейне с массажем?
Массаж можно делать курсами, несколько раз в год по 10 процедур. Что касается совмещения его с плаванием, то можно использовать отдельные элементы массажа в целях разминки перед тренировкой.
Каков режим кормления ребенка во время занятий и в какое время лучше плавать?
Здесь все индивидуально. Ребенок не должен быть голодным, но и сразу после еды заниматься нельзя. Идеальное время – час после кормления или где-то час-полтора до еды. При этом очень важно с первых дней приучать ребенка к режиму, чтобы в дальнейшем маме было легче спланировать режимы сна, приема пищи и занятий. Как показывает практика, деткам в бассейне лучше заниматься в первой половине дня. Малыши в это время суток более активны, а под вечер у них накапливается физическая и психологическая усталость.
Какие основные упражнения делают груднички в воде? Какие мышцы они развивают?
Грудничковое плавание развивает все основные группы мышц, улучшает координацию, тренирует вестибулярный аппарат. Если вы только начали заниматься, время колеблется от 7 до 15 минут, со временем тренировку увеличиваем до 30–40 минут. Заниматься по 60 минут не рекомендуют – для маленьких это большая нагрузка, которая может пагубно сказаться на организме ребенка. Нагрузка должна быть полезна как с физической, так и с психологической стороны. Любое занятие начинаем с постепенного входа в воду. Поливаем ножки, бедра и т. д. Постепенно опускаем ребенка в воду. Ребенок должен находиться спиной к тренеру. Держим малыша под подмышками и начинаем делать проводки вправо, влево, вперед, назад. Держим также и начинаем повороты по часовой и против часовой на 90 градусов. Делаем проводки на боку по кругу. Амплитуду круга делаем большую, чтобы не закружилась голова.
Необходимо все время приучать малыша к тому, что вода, попавшая на лицо, – это нормально. Мы все время шлепаем по воде перед лицом малыша, поливаем на голову так, чтобы вода стекала на лицо (важно поливать со стороны затылка). Резкие потоки, направленные прямо в лицо, могут напугать малыша и оставить негативные эмоции.
Обучать нырянию нужно постепенно. Ныряние тренирует дыхательную систему, но нырять можно, только если нет противопоказаний. Перед тем как начать заниматься, уточняйте у своего педиатра, можно ли вам нырять.
Груднички очень быстро адаптируются к занятиям и при условии их систематичности через некоторое время смогут сначала самостоятельно держаться на поверхности воды в положении на спине, еще через время – самостоятельно выныривать из-под воды в положение на спину. А ближе к году самостоятельно плавать под водой, делая переворот для вдоха и затем продолжая движение под водой. Уже замечено: юные пловцы развиваются намного активнее своих сверстников и опережают их на несколько месяцев, раньше начинают ползать, ходить и разговаривать. Так что будьте готовы к тому, что ваш ребенок начнет удивлять вас своими талантами гораздо раньше, чем вы читали в книжках о развитии младенцев.
Известия
Грудничковое плавание. Для чего малышу раннее плавание?
Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.
Зачем это нужно?
Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.
Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку.
Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.
Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок. Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача.
Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.
Противопоказания к плаванию детей первого года жизни:
- острые инфекционные заболевания;
- различные заболевания центральной нервной системы (особенно повышенное внутричерепное давление и высокий риск развития судорог, так называемая судорожная готовность), вопрос о занятиях плаванием с такими детьми решается совместно с неврологом.
Кто может заниматься с малышом?
Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог — его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели.
Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически.
Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек.
Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка – это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.
-
Двойная ручная поддержка при плавании на спине: четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы — на груди.
-
Двуручная поддержка при плавании на груди: указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.
-
Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди: большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные — на груди.
-
Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине: большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.
Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.
Готовимся к занятию
Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22 — 24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30 — 32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях — 30 — 40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком.
Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5 — 2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1 — 1,5 часа после приема пищи.
В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3 — 4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12 — 14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5 — 3 кг, то с ним не следует заниматься более 8 — 10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40 — 50 минут.
Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые.
Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу — если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды.
Массаж и гимнастика перед плаванием
Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук – это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур.
Упражнения для ног
1. Исходное положение — лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки — кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем — небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты.
2. Исходное положение – то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки — брассом».
Упражнения для рук
- Исходное положение — лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку: «Ручки — кролем».
- Исходное положение – то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку: «Ручки — брассом».
- Исходное положение — лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки — брассом».
Начинаем тренировку
Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется.
Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается.
Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла.
По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния – 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.
После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине.
Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.
Переходим ко второй половине цикла – плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд.
Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться.
Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца – 5 и так далее.
Погружение и ныряние
Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2 — 3 секунды, пока вода стекает с лица.
Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача.
Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12 — 15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца.
В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5 — 6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16 — 18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой — под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами.
Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20 — 30 г (но не более чем на 50 г).
Главные задачи уроков
Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания . В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.).
Первый месяц занятий:
- отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится.
Второй месяц занятий:
-
отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: «Ныряй!» в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;
-
введение дополнительного элемента – комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условие – ребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: «Прыг – скок!»;
-
обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.
Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта
По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду.
Главное правило – нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты – шапочку снимают, она уже не нужна.
Третий месяц занятий:
- освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году – одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается.
После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:
-
комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй «восьмерке» применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: «Плыви!»; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.
-
«торпеда» с поворотом.
С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания – дрейфа — при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь.
С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше – в 9-10 месяцев.
Оценка результатов
Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию. Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий — как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку.
Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды.
В заключение, посоветуем не бояться и непременно воспользоваться замечательным средством закаливания и улучшения физического развития ребенка — ранним плаванием.
Журнал «Мама и Малыш», 2/2006 г.
Грудничковое плавание: нужно ли оно малышу?
Всем привет читатели и гости сайта «Семья и детство». Сегодня хочу предложить следующую тему поста — грудничковое плавание: нужно ли оно малышу? Окружающая среда с каждым годом агрессивнее к новорожденным: плохая экология, вредные излучения бытовых приборов, непонятный состав продуктов питания (если не самих малышей, то кормящих мам). Неудивительно, что родители, желая защитить своих детей, укрепить их здоровье, всё больше увлекаются различными методиками закаливания и раннего развития.
Читайте также: Как закалять водой и воздухом младенцев
Одной из таких популярных методик стало грудничковое плавание – то есть занятия плаванием, которые начинают с двух-трёх недель после рождения, пока не угас плавательный рефлекс малыша.
Но мамы – люди осторожные и, конечно же, у них возникает масса вопросов о том, а не повредит ли грудничковое плавание их ненаглядным чадам.
- Не может ли вода попасть в ушки и вызвать отит?
- Высока ли вероятность встречи малыша в бассейне с какой-нибудь инфекцией?
- Может ли вода, попав в пищеварительную систему, вызвать кишечное расстройство?
- Не станет ли плавание и, в особенности, ныряние слишком большим стрессом для новорожденного?
- Стоит ли вообще этим заниматься, учитывая, что плавательный рефлекс угаснет к четырём месяцам, и в сознательном возрасте ребёнка снова придётся учить плавать?
Есть даже мнение, будто грудничковое плавание убивает в ребёнке инстинкт самосохранения на воде, что увеличивает опасность его утопления позже, когда он станет плавать самостоятельно.
Все эти сомнения вполне понятны, ведь речь идёт о наших любимых детках. Но, давайте разберёмся, насколько они оправданы.
Отиты, простуды, кишечные расстройства.
Конечно же, они возможны, если речь идёт о купании неподготовленного, не закалённого малыша в общем бассейне с другими детьми и взрослыми. Но ведь к этому родителей никто и не призывает! С 2-х – 3-х недель лучше начинать заниматься с ребёнком в обычной домашней ванне. Температура воды не ниже 36°С. Медленно снижая температуру воды до 26°С, Вы закалите малыша и подготовите к заплывам в бассейне.
Также и продолжительность сеансов увеличивайте постепенно с 5-10 до 30-40 минут. Перед началом занятий обязательно нужно проконсультироваться с педиатром: убедиться, что нет никаких противопоказаний (таковыми могут быть порок сердца, пневмония, ОРВИ и др.) В специализированный бассейн малыша можно переводить не ранее 2-4 месячного возраста, а для некоторых детей этот момент наступает и в 6 месяцев.
Здесь важен индивидуальный подход, прислушивайтесь именно к своему ребёнку! Бассейн тоже нужно тщательно проверить, убедиться, что вода в нём не хлорируется, но дезинфицируется специальными способами. Чем строже правила бассейна относительно необходимых справок и гигиены, тем меньше опасность подхватить там какую-либо инфекцию.
А есть ли польза?
Часто неврологи рекомендуют грудничковое плавание деткам с повышенным мышечным тонусом, с дефектами в развитии шейного отдела позвоночника в качестве лечебной физкультуры. И эти занятия дают результаты не хуже, чем физиопроцедуры или мануальная терапия. Но даже если прямых медицинских показаний нет, плавание для малышей очень полезно.
В воде происходит естественный массаж кожи и мышц, а значит, улучшается кровоснабжение и обменные процессы, ребёнок будет лучше спать, кушать с большим аппетитом, меньше страдать от кишечных колик. Все мамы знают, что воздействие на кожные рецепторы способствует и интеллектуальному развитию малышей. «Пловцы» часто любознательнее и активнее своих сверстников, и, безусловно, реже болеют.
Плавание – это стресс?
Жидкость – естественная среда обитания ещё не рождённого человека. И сразу после рождения продолжает оставаться для него привычной. Как правило, младенцы реагируют на купание и плавание весьма позитивно. Чтобы ныряние тоже оставалось для малыша источником положительных эмоций, оно должно выполняться под руководством опытного инструктора. Инструктор сперва отработает с ребёнком задержку дыхания, а уж затем приступит к недолгим проныриваниям.
И лишь убедившись, что малышу нравится этот процесс, можно продлевать время его нахождения в воде. Если родительское рвение не будет мешать Вам чувствовать потребности и настроение ребёнка, то совместные занятия в воде повысят уровень Вашего взаимопонимания, принесут море пользы и океан позитива!
А на сегодня все. Надеюсь моя статья оказалась Вам полезной. Не забудьте поделиться с друзьями статьей в социальных сетях. А также подписывайтесь на обновление блога, Вас ждем еще много интересного. Всем пока, пока. До новых встреч и хорошего Вам настроения.
P.S. Напоследок давайте послушаем доктора Комаровского о том, что он говорит «Плавание для грудничков. Как правильно купать детей?».
С Уважением, Екатерина Богданова