Игры и занятия с ребенком в 6 месяцев
Малышу исполнилось полгода – позади уже огромный отрезок времени, за время которого ребенок повзрослел и многому научился, а впереди Вас ждет еще больше интересного и удивительного. Помогайте крохе развиваться и узнавать новый мир: играйте с ним, разговаривайте, пойте песенки и просто улыбайтесь – занятия с ребенком 6 месяцев просты и не отнимают много времени, тем не менее, очень важно уделять им время ежедневно.Содержание статьи:
- Введение
- Массаж и гимнастика
- Занятия для развития зрения, моторики и речи
- Веселимся и играем
- Советы родителям

Важность таких «игривых занятий» неоспорима и крайне важна, причем, чем старше становится малыш, тем они видоизменяются, усложняются, совершенствуются. Например, игры в 5 месяцев с малышом похожи, но несколько отличаются от тех, которые будут рекомендованы полугодовалому ребенку. В любом случае малыш, с которым постоянно занимаются родители, умеет больше, знает больше и развивается лучше своих сверстников, обходящихся без развивающих игр.
Массаж и гимнастика
Вполне вероятно, что ваш малыш уже сейчас активно передвигается самостоятельно – в шестимесячном возрасте многие детки начинают ползать. Физические упражнения выполнять становится сложнее – зафиксировать в неподвижном положении, освоившего новый навык малыша достаточно непросто. Несмотря на возникающие сложности, продолжать физически развивать кроху все же нужно, поэтому в физические занятия с ребенком 6 месяцев необходимо постоянно привносить элементы игры.- Включайте весёлую ритмичную музыку на время зарядки, делайте упражнения на счет. Таким образом вы вырабатываете у крохи чувство ритма. Упражнения, как и ранее, направлены на укрепление мышц спины, обучению малыша сидеть самостоятельно, а также передвижению ползком. Для стимуляции последнего навыка хорошо использовать интересную игрушку. Расположите ее на небольшом расстоянии от ребенка, таком, чтобы он смог проползти и не потерял интерес и азарт. Через некоторое время постепенно увеличивайте расстояние, удлиняя путь малыша.
- Еще один вариант классического способа с игрушкой и стимуляцией к ползанью: пусть вместо игрушки будет любимый папочка или мамочка. Родитель зовет карапуза, улыбается и тянет ручки, а малыш, в свою очередь, должен сделать несколько заветных движений ползком и достичь цели. Позже такой прием часто используют при обучении ходьбе.
- Стимулируем раскрытие кистей рук ребенка с помощью массажа и пальчиковых игр, помогаем осваивать захват предметов и продолжаем развивать тактильные ощущения с помощью разно фактурных материалов. Очень хорошо будет иметь в арсенале не только большой мяч для занятий гимнастикой, но и несколько маленьких массажных мячей с игольчатым или пупырчатым покрытием – такие мячики полезно катать по ладошкам и ступням малыша, стимулируя кровообращение. Поверьте, подобные процедуры не только приносят пользу, но еще и большое удовольствие вашему крохе.
- Тактильные ощущения очень важны! Во время массажа или гигиенических процедур, когда малыш будет голенький, возьмите несколько предметов, приятных наощупь (например, варежка, меховой помпон, перышко, мягкая щетка и т.д.) и проведите несколько раз одним из них по ручкам, ножкам и животику ребенка. Наблюдайте за его реакцией, а когда ему это надоест, переверните на животик и разогрейте массажными движениями спинку и ножки. Дело пойдет веселее с забавными считалочками и потешками!
Занятия для развития зрения, моторики и речи
Многократно повторять о пользе ведения диалогов с ребенком нет смысла – это утверждение безоговорочно и безусловно. В возрасте 6 месяцев словарный запас произносимых малышом звуков существенно расширяется. Начиная беседу с крохой, повторяйте воспроизводимые им звуки в ответ и постепенно добавляйте новые слоги.- Задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 6 месяцев, нужно обращать его внимание на простые свойства различных предметов. Выбирая игрушки для малыша, позаботьтесь о наличии нескольких однотипных, но разного цвета и размера – это могут быть простые мячики или кубики. Занимаясь с крохой, произносите вслух, какими свойствами обладают его игрушки: какой они формы, размера, цвета.
- Кстати, о кубиках и формах. Мягкие плюшевые мячики, жесткие пластиковые формы различного размера и цветов отлично подойдут в качестве игрушек для развития моторики. Попутно объясняя малышу свойства предмета, предложите ему потрогать, изучить (погрызть и обслюнявить!) интересующую деталь, а потом положить ее в коробку или контейнер. Или вытащить. Тут уж как игра пойдет! В игру могут включиться не только специальные игрушки, но и любые подходящие предметы: контейнеры-желтки от шоколадных яиц, мячи для настольного тенниса, кубик Рубика, колечки от пирамидки и все, на что хватит фантазии! Главное, чтобы все предметы были безопасны для крохи.

- Пирамидки и сортеры уже можно использовать для занятий с полугодовым малышом. Конечно, наивно ждать, что чадо соберет все правильно, но объяснить, как это делается, можно уже сейчас. Нанизывайте колечки или вставляйте фигуры в отверстия, держа ручку малыша и помогая ему. Спустя время он начнет повторять действия без вашей помощи.
- Нельзя недооценивать пользу сенсорных и развивающих ковриков для развития моторики у младенцев. Такой коврик сшит из разнофактурного материала и имеет всякие «интересности» в виде шуршащих, мягких, ворсистых, рельефных, фигурных вставок. Малыш может с интересом щупать ткань с «пупырками» или перебирать бусинки под слоем мягкого полотна, с удовольствием отдирать и приклеивать на липучку забавный декоративный элемент. Некоторые коврики имеют дуги, на которые вешаются игрушки, тогда и лежащему на спине ребенку не будет скучно наверняка!
- Покажите малышу, как может измениться произносимый вами звук, если говорить через бумажную трубу, или поднося ко рту бутылку или банку. Используйте для игры в извлечение звуков разнокалиберные сосуды: бутылки, банки, кастрюли – постучите по ним погремушкой, давая малышу понять, что звучание у каждого предмета различно. Предложите крохе самостоятельно повторить эксперимент.
- Разговаривайте с малышом! Само собой, стишки и потешки никто не отменял, но в ваших силах научить ребенка гулить и подражать взрослой речи как можно раньше. Повторяйте звуки «ба-ба», «ма-ма», «па-па», «ку-ку» и т.д. одновременно взяв малыша за руки, сводя и разводя их в стороны. Поиграйте с интонацией и посмотрите, какая больше всего нравится вашему крохе.
Во что играть с ребенком 6 месяцев?
- Большой интерес и огромное удовольствие вызовет игра с воздушным шариком – дергать за ниточку и наблюдать за плавными движениями шарика нравится всем деткам без исключения. Помните, что подобная игра должна проходить под вашим контролем. Оставлять малыша с шариком наедине опасно – он может запутаться в веревке или попробовать игрушку на зуб, что также приведет к негативному результату – шар просто лопнет, напугав малыша.
- Поиграйте в прятки с любимой игрушкой! Накройте ее салфеткой и предложите крохе поискать предмет. Продемонстрируйте малышу, что найти игрушку можно, стянув салфетку – теперь пусть ребенок попробует отыскать ее самостоятельно.
- Приспособить для игры можно массу предметов домашнего быта: кастрюли, полиэтиленовые крышки, соломинки для напитков, всевозможные ящички и корзиночки – все, что не представляет опасности для ребенка, чем он не может покалечиться или подавится – предлагайте крохе исследовать новые и новые предметы.
- Дети очень любят открывать шкафы и выдвижные ящики комодов. Уберите с нижних полок все, что представляет опасность, но предоставьте малышу возможность проводить исследования – пусть он вытащит из шифоньера тряпки или одежду, зато процесс доставит ему несказанное удовольствие.

Советы родителям
Помните, начавшему ползать малышу, ни в коем случае нельзя искусственно ограничивать свободу передвижения – манежики и кроватка должны быть предметами крайней необходимости. Обязательно позволяйте малышу ползать по полу. Приспособьте определенную зону для проведения игр – здесь можно поставить корзину с любимыми игрушками или постелить мягкое одеяло, но запрещать выходить за пределы игровой зоны не стоит – гораздо правильнее будет обезопасить дом или некоторую его часть, доступную для ребенка, и пусть малыш развивается в удовольствие!Не переусердствуйте с играми! Все должно быть в разумных пределах, перенапряжение для такого крохи одинаково плохо, как и отсутствие внимания и развития вовсе. Разбейте «плейтайм» на несколько сеансов в период бодрствования по 15-20 минут каждый.
Ничего хорошего из игр и занятий не получится, если младенец утомлен, голоден или чувствует себя неважно. Поиграться можно и нужно после сытного обеда, хорошего дневного сна и в полном здравии!
«Какой ты молодец!», «Умничка!» — эти фразы ваш малыш должен слышать постоянно, ни в коем случае не забывайте об этом! Маленькие дети очень хорошо улавливают вашу интонацию, мимику, поэтому похвала для вашего сына или дочки что-то вроде хорошей мотивации.
Ведь радовать маму своими успехами так здорово!
«Делу время, а потехе час» – таков должен быть ваш девиз. Правильно планируйте время занятий, отдавая предпочтение активным играм и веселью в утреннее или дневное время, а на вечер оставьте спокойные занятия и чтение сказок.
Добившись полного и точного выполнения задачи, например, малыш без труда снимает и нанизывает колечки на ось пирамидки, можно с уверенностью сказать, что ребенок освоил навык. Теперь ему нужно предложить что-нибудь поинтереснее и немножко посложнее. К примеру с пирамидкой: попросите чадо нанизывать только красные или только синие колечки.
Учиться, учиться и учиться! Крылатая фраза дедушки Ленина справедлива и для карапузов первого года жизни. Им тоже нужно учиться осваиваться в этом мире, владеть своим телом и изучать свойства предметов. А их успех очень во многом зависит от вас, дорогие родители. Приложив некоторые усилия и проводя регулярные занятия с малышом, вы обязательно будете радоваться его успехам!
mozhno-li-zanimatsya-pri-mesyachnyh — запись пользователя Светлана (o-ova) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Игры
Хочу спросить у мамочек, как они развивали малыша в этом возрасте?Интересуют игры,комплексы упражнений,потешки,песенки и прочее.Если есть ссылки на интересные материалы - буду очень признательна.
В свою очередь хочу поделиться отрывком из книги Мэрилин Сигал, Ребенок играет от рождения до года, игры с новорожденным, развитие новорожденного о полугодовасах)
Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в
картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте
какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как
по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые
разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет
повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему
шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и
раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что
шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не
оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот,
разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой
по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и
через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова «папа» и «мама». Приколите к
стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз,
когда вы услышите, как малыш «гулит» «ма-ма» и «па-па», показывайте ему на
Развитие координации
«Птички полетели»
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы
произносите «Птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в
ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться.
Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно,
их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким
образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои
движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и
посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за
локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения.
Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько
подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться
через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать — показать ему, как движется
по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от
ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: «Скорее иди сюда и
возьми шарик».
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и
обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью.
Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит.
Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь
другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую
увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с
игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей
упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими
действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла
упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как
нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш
найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать
за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного
— если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу «доску для игр»
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской
доской для игр. Выберите предме-
ты, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где
малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание
помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному
отсутствию.
- Повседневные дела
Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле
со столиком или в детском крес-
лице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему
несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому
столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и
посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова «удар, ударять»,
чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько
кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие
скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с
дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте
Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.
Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы.
Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу
различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая
игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее
ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он
делает.
чем занять ребенка 6 месяцев от роду
В возрасте 6 месяцев младенец стремиться познать окружающий мир. Наступает момент, когда общение и игры с малышом переходят на новый уровень. Помимо привычных уже забот о весе, здоровье и питании, родители начинают сталкиваться с проблемами обеспечения безопасности ребенка.
В полгода у ребенка активно закладывается основа языковых навыков: понимание того, что он слышит и умение говорить. К концу шестого месяца многие дети начинают неосознанно произносить слоги, хотя ещё и никак не связывая их с внешними объектами: «ма-ма», «па-па», «ля-ля» — это ещё не слова, но важный этап тренировки речевых навыков.
Советы:
- Старайтесь больше разговаривать с малышом, но говорите медленно и простыми фразами (например, «эта сумка папы», «вот мячик», «маленькая собачка»), чтобы он лучше улавливал звуки, интонацию, понимал отдельные слова. Показывайте и называйте различные несложные предметы: животных, людей. Обращайте внимание на качество объектов: форму, цвет, текстуру, например, «зеленый мячик», «пушистый котенок». Имитируйте звуки животных, например, «уточка – кря-кря», «собачка – гав-гав». А также спрашивайте у него, где находится тот или иной предмет, например, «где кубик?». Рассказывайте ребенку стишки и пойте песенки, постоянно их повторяя. Начинайте приучать малыша к книжкам, читая небольшие сказки с яркими иллюстрациями.
- Чаще просите малыша выполнять простые действия, например, «дай бабушке мишку» или «скажи пока». Если ребенок не понимает вас, покажите сами то, о чем вы его просили.
- Постарайтесь не разговаривать при ребенке на повышенных тонах, не ругайтесь, дети очень чувствительны к атмосфере в семье.
Непоседа познает мир
Ребенок становится любознательным и тянет в ротик все, что попадается ему под руку. Для познания окружающего мира ему постоянно требуется мама, которая может донести до интересного объекта, а способ привлечь ее внимание — крик. К тому же малыша все больше интересуют игрушки.
Советы:
- Начинайте предлагать ребенку развивающие игрушки с зеркальцами, открывающимися дверками, насаживающимися друг на друга стаканчиками, кнопочками, колесиками, лампочками, мелодиями и т.д.
- Давайте ребенку возможность самостоятельно развиваться, экспериментируя с игрушками: колотить, гнуть, бросать, рвать.
- Следите, чтобы малышу не попадались мелкие предметы (пуговки, бусинки, монетки)! Если вы не уследили, и он вдруг подавился мелким предметом или, что ещё хуже вдохнул его, подержите ребенка за ноги вниз головой, похлопайте по спинке.? Немедленно вызывайте «скорую».
Малыш и безопасность
Комментирует врач-педиатр, кандидат медицинских наук Суржик Александра Витальевна:
С самого раннего возраста при воспитании ребёнка будьте последовательны. Запретить «всё» нельзя, обилие запретов приводит к их постоянному нарушению. При этом и вседозволенность может быть опасной для малыша. Поэтому самое время критически осмотреть свою квартиру.
- Уберите повыше лекарства, химические средства для уборки и т.п. Оставьте в досягаемости для ребенка то, что он может брать. Нижние ящики шкафов закрепите, чтобы они не открывались или поставьте на них специальные ограничители, чтобы малыш не прищемил пальцы, а внутрь положите «безопасные» вещи. Уберите на время ваши любимые вазочки и шкатулки. Закройте доступ к розеткам. После всех проведенных мероприятий значительно сузится круг запретов, но они должны быть незыблемы. Если нельзя, то всегда!
- Помните, падение даже с невысокого дивана может быть опасным для ребенка. Лучше научить его правильно слезать с дивана или кровати (вперед ножками) до того как он сам научится туда забираться.
Будьте здоровы! Получайте удовольствие от общения с малышом! Открывайте мир вместе с ним!
Текст: Анна Горячева
Фото: Fotobank.ru
игры для развития малыша, выбор подходящих игрушек
Как только в семье появляется ребенок, он тут же становится центральным персонажем. Родители с удовольствием наблюдают ежедневное развитие младенца. Как держит головку, как поджимает ножки, как хмурит бровки – каждое новое действие воспринимается как событие вселенского масштаба.
Время летит незаметно и всего через полгода малышу уже недостаточно ласкового общения с мамой, ему хочется познавать весь окружающий мир. Родителям важно знать, чем заниматься с ребенком в 6 месяцев для его активного и гармоничного развития.
Содержание статьи:
В какие игры можно играть с шестимесячным малышом
Игры с шестимесячным малышом
Полгода – переходный момент в развитии ребенка. От осознанного комплекса оживления малыш стремительно набирается новых впечатлений и навыков на пути к самостоятельности.
Задача взрослого помочь крохе осваивать мир, делая его доброжелательным и безопасным.
Все игры, в которые можно играть с полугодовалым малышом, призваны обеспечить правильное физическое и психоэмоциональное развитие.
Физическое развитие включает в себя:
- Моторные навыки (хватать, сидеть, ползать, стоять)
- Ориентация в пространстве (совершенствование вестибулярного аппарата)
Игры на развитие моторных навыков
- Тянемся к игрушке и учимся ползать. Цель игры вызвать у малыша желание дотянуться, доползти до заинтересовавшего предмета, обследовать его. Для этого на коврике раскладываются различные игрушки на расстоянии до полуметра друг от друга. Ребенка кладут на спину так, чтобы в поле его видимости была одна интересная игрушка. Нужно привлечь внимание малыша (позвенеть или пошуршать) чтобы он повернул голову, а затем перевернулся на животик. Так укрепляется мышечный каркас. После того как лежа на животе ребенок изучит первую игрушку, привлекают внимание ко второй, до которой ему придется доползти. Поначалу дети пятятся назад, поэтому родитель должен подставлять под ножки ребенка опору. Когда малыш научится по-пластунски ползти вперед, можно приступать к обучению передвижению на четвереньках. Для этого под животик подкладывают подушку валик и сгибают ножки. Ребенок очень быстро поймет удобство вспомогательного устройства, а уже через неделю-другую регулярных занятий будет обходиться без него.
- Манеж с игрой в прятки. Цель: научить ребенка вставать в манеже, фиксировать внимание. Мама приседает перед манежем, так чтобы ее не было видно, а затем, выглядывая из-за него, весело говорит: «Ку-ку!». Ребенок научится ждать появления мамы в одном и том же месте. После нескольких «ку-ку» малыш заинтересуется, куда за краем манежа исчезает мама и начнет вставать, держась за бортики.
- Учимся хватать. Цель игры научить ребенка брать предметы всеми пальцами. Для этого отлично подходит мешочек или коробочка, в котором находятся различные по форме и фактуре предметы. Мама достает по одной игрушке, показывает и рассказывает что это. Затем предлагает ребенку (первый раз сама опускает руку малыша в коробку) достать что-нибудь приговаривая: «Давай поищем, что там есть?»
Игры на ориентацию в пространстве
- «Скачки». Качать ребенка в разные стороны на коленях под потешку в стиле «ехали-ехали, в ямку – бух!»
- «Живой тренажер». Мама, лежа на спине, сгибает ноги в коленях и на голенях качает ребенка, лежащего на животике лицом к маме, держа его за руки. Малыши обожают такое развлечение, а мама тем временем подкачивает пресс.
- «Самолетик». Родитель берет ребенка под животик двумя руками с разных сторон и кружит в воздухе, одновременно поднимая малыша то выше, то ниже уровня собственной груди. Важно делать это максимально плавно и медленно!
- «Танцы». Под любую ритмичную музыку мама танцует с ребенком на руках, держа его за руку. Можно подергивать ручкой малыша вверх и в стороны в такт музыке. Благодаря таким танцам, очень скоро малыш сам будет поднимать руки, и пританцовывать при звуках ритмичной музыки.
- «Фитбол». От катаний на гимнастическом мяче дети приходят в полный восторг. Полезную гимнастику легко превратить в игру. Положите интересную игрушку на диван, а ребенка на мяч, лицом вниз. Держите крепко за ноги и подстраховывайте тело. Раскачивая мяч вперед – назад приближайте малыша к игрушке, он будет стараться схватить её. Таким способом у ребенка формируется представление о расстоянии в пространстве, руки учатся действовать в тандеме с глазомером.
Игры для развития
Игры с зеркалом
Развивающими принято называть игры, стимулирующие психоэмоциональную сферу ребенка. Заботливые родители не всегда знают, во что и как играть с младенцем, которому едва исполнилось полгода.
Между тем это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте обостряется восприятие и активизируется наглядно-действенный характер мышления.
Родители просто обязаны не упустить драгоценный момент и всячески способствовать развитию всех сфер восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и время).
- Игры с зеркалом. Если знакомства с зеркалом не произошло ранее, то полгода – самый подходящий для этого срок. Мама с малышом на руках встает перед зеркалом, приговаривая: «Где (имя ребенка)?- Вот (имя)!» при этом ладонью ребенка поочередно дотрагивается до его груди в реальности и в отражении. Те же манипуляции проводятся и в отношении мамы: «Где мама? – Вот мама!»
Когда малыш привыкнет к собственному отражению, можно играть в игры, изучающие тело малыша: «Где глазки? – Вот они глазки! Где ротик? – Вот он ротик!» и т.д. Указательные действия производит мама рукой ребенка. Через некоторое время кроха и сам научится показывать себя и части своего тела в зеркале.
- Игры на развитие слуха, внимания и памяти. В 6 месяцев ребенок еще неспособен запоминать большое количество информации, а внимание его очень избирательно и кратковременно. Поэтому игры не должны быть слишком сложными, лучше – основанными на одной – двух игрушках. Мама сама моделирует различные ситуации, насколько позволит фантазия.
Игры на развитие слуха
«Дело в шляпе». У малыша на глазах накройте любимую игрушку шляпой или одеяльцем так, чтобы он видел какую-нибудь её часть (хвостик, лапку). Удивленно спросите: «Где зайка (игрушка)?» Важно проявлять неподдельное удивление и искать вместе с ребенком игрушку. Приподняв шляпу, найти её и радостно сказать: « Вот же она! Спряталась!» Снова накрыть игрушку и добиваться повторения действий малышом.
Также можно играть и с музыкальными «говорящими» игрушками. Накрыв игрушку одеяльцем, незаметно включить её. Искать вместе с ребенком: «Кто это поет? Где он?»
Игра «Наперстки». Для игры можно взять 2 коробки под одной из которых спрятать игрушку. Искать вместе с ребенком, поднимая коробки, куда спрятался тот-то: «Давай посмотрим: здесь? Здесь нет. А может быть он здесь? Вот он!»
- Игры на развитие речи. В возрасте 6 месяцев ребенок внимательно следит за артикуляцией взрослого. Поэтому произносить различные слоги можно усадив ребенка на колени лицом к себе. Можно читать детские стихи, петь песенки, главное, чтобы малыш видел, как производятся звуки.
Полезно давать ребенку играть с «неигровыми» предметами окружающего пространства. Это могут быть ложки, пластиковые чашки, разноцветные кухонные контейнеры, кастрюли с крышками. Мама может брать ребенка на кухню, если позволяют условия. Стелить на пол одеяло, усаживать ребенка и давать на обследование поочерёдно различные предметы из кухонной утвари. Дети любят возиться с такими «игрушками», а мама успеет приготовить ужин. Манипулируя предметами быта, ребенок знакомиться с цветом, формой, фактурой, весом и температурой.
Для развития мелкой моторики можно сшить или купить небольшие мешочки, в которые насыпать различные крупы: гречку, горох, пшено. Плотно завязанные мешочки давать по одному в руки малышу.
Аналогичным образом делаются погремушки для развития слухового восприятия. В пластиковые бутылочки насыпаются разные крупы, звенят они тоже по-разному.
Простор для развития ребенка в обычной квартире неограничен. Существует только два правила:
- Все предметы должны быть чистыми и безопасными (не иметь сколов и острых углов).
- Все игры проходить под пристальным вниманием взрослого.
Выбор подходящих игрушек для малыша
Развивающий коврик
Полугодовалому ребенку еще не требуется много игрушек. Родственники и друзья наверняка надарят много разнообразных плюшевых мишек и зайчиков. А родители должны позаботиться о приобретении определенных развивающих приспособлений.
- Развивающий коврик – нужная и очень полезная вещь. В магазинах сейчас огромный ассортимент этого изобретения. Выбирать нужно тот, на котором больше разно-фактурных элементов, с пищалками на резинках, «шуршалками», аппликациями на липучках. Такой коврик будет интересен ребенку до 8—9 месяцев. Затем можно убрать его и доставать время от времени. Малыш обрадуется, увидев «старого друга» снова.
- Мягкие книжки для купания. Лучше приобретать книжки с детскими стихами. Регулярно читая малышу короткие стишки, родители подготавливают базу для успешного речевого развития. Кроме того, они очень яркие и легко моются.
- Музыкальные игрушки. Для развития слуха понадобятся две – три поющие плюшевые небольшие игрушки. Возможно, одна из них станет любимой. Обязательно в арсенале иметь бубен, неваляшку, пианино с большими клавишами. Эти классические игрушки пригодятся на протяжении всего периода раннего детства.
- Кубики. Полугодовалому малышу подойдут мягкие кубики, сшитые из различных тканей. Сейчас он будет их только ощупывать и пробовать на вкус, а в дальнейшем научится ломать построенные мамой башенки. С помощью кубиков ребенок изучает цвет и форму, пополняет запас тактильных ощущений.
- Мяч. В 6 месяцев ребенок еще не сможет играть с резиновыми мячами, они слишком тяжелы для него. А вот мягкий тряпичный аналог подойдет как нельзя лучше. Его можно хватать и катать, активно развивая наглядно-действенное мышление.
- Игрушки для купания. В возрасте 5—6 месяцев ребенка можно купать в большой ванне. Плавающие вокруг малыша уточки и рыбки разнообразят принятие водных процедур и познакомят с новыми свойствами предметов. Главное, чтобы игрушки для купания были непотопляемыми.
- Логические игрушки. О развитии логического мышления в 6 месяцев не может быть и речи. Но знакомство с формой и цветом, а также развить навыки манипулирования с предметами помогут пирамидка и «куб-сортер».
Играть в логические игры нужно обязательно вместе с ребенком. В этом возрасте он способен научиться снимать с основы кольца пирамидки, вынимать из куба различные фигурки, изучать их форму, размер. На данном этапе эти игрушки также способствуют развитию мелкой моторики.
Выбирая игрушки для маленького ребенка, родители должны руководствоваться следующими критериями:
- Безопасность. Игрушка должна быть выполнена из нетоксичных материалов и не иметь острых углов и деталей, которые легко отломить и проглотить.
- Размер. Игрушка должна быть такого размера, какой ребенок сможет самостоятельно держать в руках. Огромные плюшевые медведи младенцу совершенно ни к чему.
- Гигиеничность. Игрушки должны быть выполнены из таких материалов, которые можно мыть и стирать.
С шестимесячным ребенком играть можно во множество игр, любая игра, предложенная любимой и любящей мамой, ему обязательно понравится!
Видео о развитии малыша:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
31 Дек 2017 Валерия 314 Поделитесь записью Рекомендуем прочитать вместе с этой статьейКак развивать ребенка в 9 месяцев: игры, занятия, игрушки, ладушки
9-месячный ребенок становится более самостоятельным. Он ярче реагирует на внешний мир, начинает проявлять себя, как социальный “элемент” – личность. В этот период с ним можно и нужно играть, ведь в интересной игре он будет приобретать новые навыки.
Развивающие игры очень важны для маленького ребенка, через них он познает окружающий мир – попробуйте его занять. В общении с вами он проявит свои социальные, интеллектуальные и сенсорно-двигательные возможности.


Достижения ребенка к 9 месяцам
Из сенсорно-двигательных (сенсорно-моторных) возможностей можно отметить следующие:
- ребенок хлопает в ладоши;
- он берет большие предметы двумя руками, приближает их и рассматривает;
- маленькие предметы он берет одной рукой;
- он манипулирует сразу двумя игрушками;
- он ползает и может изменить направление на 180 градусов;
- встает на ножки с помощью взрослого.
Эти навыки можно имитировать у куклы. Возьмите куклу, покажите малышу, как она встает на ноги, ходит, кушает, ложится спать. Все действия могут сопровождаться рассказом о том, что именно делает кукла – это будет равно интересно как девочке, так и мальчику. Будет очень хорошо, если малыш постарается взять куклу и поиграть с ней сам.
Интеллектуальные способности малыша должны включать в себя следующие действия:
- ребенок помнит, во что вы играли с ним вчера;
- действия с обычным повторением одних и тех же ситуаций ему не интересны;
- он может пугаться открытого пространства и подъема на высоту;
- с ним можно играть в несложные прятки и в «Большой, маленький»;
- малыш может повторять слова из двух слогов;
- он вас понимает, то есть имеет пассивный словарный запас;
- он делает попытки что-то вам объяснить с помощью жестов, к примеру, когда не хочет кушать, отворачивает голову;
- малыш реагирует на ваши просьбы и пытается их выполнить.
Из вышесказанного понятно, что способности ребенка в 9 – 10 месяцев касаются общения со своими родителями и начала использования речевого аппарата.


Чтобы малыш заговорил правильно, не используйте уменьшительных производных от слов, не коверкайте свою речь. Говорите четко и разборчиво, делая между словами паузы. Контролируйте свою мимику, старайтесь не делать ненужных жестов – это трудно, но вашему малышу это нужно.
Развивающие игры
Существует определенный набор игр, который поможет вам стимулировать развитие малыша. Но вы должны с ним заниматься терпеливо каждый день.
Купите малышу игрушки, снабженные различными кнопками, ручками, колесиками. Покажите, как можно нажимать на кнопки и поворачивать ручки, крутить колесики. Дайте ребенку старый телефон с кнопками. Чем больше фантазии придется проявить ребенку, тем лучше.
Манипуляции с предметами
«Волшебное ведерко». Завяжите на нескольких игрушках ленточки, опустите их в ведерко, затем за ленточки выньте их по очереди из ведерка. Когда все игрушки будут вынуты, покажите ребенку пустое ведерко, скажите: «Ничего нет. Пусто», – и разведите руками. Пусть ребенок повторит ваши действия.
«Собираем тарелочки». Сложите в стопку пластмассовые тарелочки, поставьте их рядом с ребенком. Затем по одной штуке снимайте тарелочки и откладывайте в сторону, снова соберите в стопку.
«Пирамидка». Купите малышу пластмассовую или деревянную пирамидку. Покажите, как можно снимать с палочки колесики и снова их надевать. Свои действия сопровождайте словами «большое, маленькое, красное, синее».


Развитие интеллекта ребенка
9-месячному ребенку надо развить речевой аппарат. Для этого делайте простейшие упражнения с языком. Вот список упражнений:
- поцокайте, как лошадка;
- почмокайте, как при поцелуе;
- сделайте «балаболку» языком по верхней губе – при этом должны издаваться звуки «бл, бл, бл»;
- надуйте щеки и стукните по ним пальцами, чтобы «пузырь лопнул».
Научите малыша произносить слоги. Для этого, поднимая малыша и опуская его вниз, произносите «прыг-скок», опуская на пол – «бух», качая его вправо-влево – «тик-так, тик-так», подбрасывая его коленками – «но, но, но», останавливаясь – «тпру». Можно и просто произносить слоги «да, да, да», «ма, ма, ма» и так далее. Произносите слоги с паузами. Ребенок станет за вами повторять.
Постарайтесь научить малыша отличать родню друг от друга. Говорите ему: «Это баба, это папа, это мама». Поищите с ним игрушки. Положите перед ним 3 игрушки и спросите: «Где мишка? Где мячик? Где Ляля?» Поиграйте с ребенком в «Ку-ку», «Догоню», «Идет коза рогатая». Это прекрасные развивающие игры для маленьких детей 9 месяцев, которые им весьма полезны.
Усвоение причинно-следственных связей
Чтобы привлечь внимание малыша, надо совершить внезапное действие. Например, уберите игрушку за спину и, доставая ее из-за спины, скажите: «Вот мишка», а убирая обратно, скажите: «Нету мишки». Повторяя процедуру с различными игрушками, вы добьетесь, что ребенок запомнит их названия. Повесьте на стену яркие картинки с разными животными и предметами. Поднесите ребенка к стене, погладьте картинку с кошечкой, скажите: «Хорошая киса», свободной рукой поднесите к картинке хлеб, скажите: «Кушай, киса» и так далее. Ребенок будет учиться понимать соответствие нарисованных животных с настоящими, а усилить эффект можно, показав ему кису на улице.
Помочь ребенку выявить причинно-следственные связи происходящего можно путем слуховых ассоциаций. Для этого развесьте около дверей квартиры колокольчики с разным звучанием. Возьмите малыша на руки и походите по квартире – при открывании каждой двери будут звенеть разные колокольчики. Ребенок будет понимать, когда вы вошли в кухню, а когда в ванную.
Поиграйте с малышом в «Ладушки», напевая: «Ладушки, ладушки, где жили? У бабушки». Это занятие прекрасно развивает координацию движений. Если вы не знаете правила какой-либо игры, можно найти и посмотреть о ней видео или фото.
Игрушки для 9-10-месячного ребенка
Вот эти игры для досуга с ребенком 9 месяцев надо купить:
- Ксилофон, игрушечное пианино, барабан и другие музыкальные инструменты.
- Пирамидки и другие игрушки, подразумевающие вставку одних частей в другие.
- Конструкторы для самых маленьких и кубики.
- Книжки с красочными, яркими картинками.
В этот период ребенок активно ползает (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев мальчики начинают ползать?). Мама выпускает его на чисто вымытые полы.


Подумайте о том, что в зоне досягаемости ребенка можно разместить предметы для его развлечения. Поставьте внизу пустые полочки, положите туда красивые детские книжки, кубики, пластмассовые баночки и миски, мячики, игрушки, которые ему нужны.
Особенно удобно сделать такое место в кухне, чтобы малыш имел занятие, пока мама готовит обед. Все острые и режущие предметы уберите наверх, тогда ребенок не сможет пораниться, дополнительно закройте электрические розетки защитными крышечками.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский считает, что в поведении 9-месячного малыша происходит некоторый прорыв – ребенок становится умелым и энергичным, он явно выражает свои индивидуальные пристрастия. Что-то ему нравится, а что-то – нет, он умнеет. Если вы под его свитерок засунете мелкую игрушку, он тут же отвернет край свитерка и ее достанет, можно придумать и другие подобные ситуации.
Если ваш малыш чего-то не умеет, что делать (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в 5 месяцев?)? Не стоит отчаиваться – это ни о чем не говорит. Он научится всему, чему положено, немного позднее. Способные в будущем дети могут до трех лет не разговаривать и не проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как приучить к горшку ребенка в 9 месяцев?). Игры, предлагаемые ребенку в этот период, он освоит чуть позже – возможно, это произойдет в 10 или 12 месяцев. Уделяйте время своему малышу, не жалейте сил, а он в ответ будет радовать вас все новыми навыками.


Поделитесь с друьями!
Как развивать ребенка в 11 месяцев: игры, занятия, игрушки
Скоро у вашего малыша первый юбилей – через месяц ему исполнится год. Оглядываясь назад и подводя итоги вы заметите, какие сильные изменения произошли всего за 11 месяцев. Из младенца, способного лишь на простейшие рефлексы, не умеющего даже держать в руке игрушку, ребенок превратился в достаточно ловкого, сообразительного человечка, любопытного и веселого, способного передвигаться и пробующего ходить, воспринимающего и познающего мир вокруг, различающего предметы и пробующего произносить звуки и слова.


Задача родителей не просто чем-то занять малыша, а помочь своему крохе развиваться быстро и гармонично, изучать окружающую обстановку и приобретать необходимые для жизни навыки. Вместе со своими детьми вы сможете заново открыть многие вещи, взглянуть на них глазами ребенка. Постоянно общайтесь со своим малышом, играйте с ним в развивающие игры и игрушки, учите его говорить и ходить.
Занятия по развитию речи
Человек – существо социальное, и одна из важнейших потребностей – общение. Потому все родители прилагают много усилий, чтобы побыстрее научить малыша разговаривать.
Вначале детям свойственно разговаривать упрощенно, используя своеобразную лексику: “ам”, “бай-бай” и т.п. Ребенок охотно занимается словотворчеством, используя как распространенные, так и придуманные им самим “детские” слова. При этом некоторые дети так изобретательны, что удивляют не только собственных мам и пап, но и профессиональных лингвистов. А родители, в свою очередь, с гордостью делятся с друзьями фантазиями своего отпрыска.


Первый шаг – научится понимать своего ребенка. Если вы не совсем поняли свое чадо, не бойтесь ошибиться, выскажите все свои догадки. Малыш приходит в восторг, видя, что мама и папа, в отличие от других людей, понимают то, что он пытается выразить.
Его речь для родителей уже не просто набор звуков, она стала осмысленной. И ребенок очень старается, чтобы понять его было проще, пытается говорить правильно. Обязательно похвалите ребенка за его попытки, даже если они не увенчались успехом.
Игра – дело серьезное!
Игра – ключ к становлению личности, формированию жизненно необходимых навыков, речевых, двигательных и мыслительных. Вы можете применять предложенные ниже варианты в неизменном виде или адаптировать их, учитывая склонности и пристрастия своего крохи:
- Речевые игры. Изучить новые слова проще в игровой форме. Для пополнения словарного запаса ребенка нужно повторять простые слова, чтобы они отложились в памяти. Будет лучше, если включить в процесс игрушки – пусть любимый мишка покушает мед и скажет об этом, зайчик ляжет в кроватку и пропоет ребенку “баю-бай”, а собачка помашет лапкой и попрощается маминым голосом.
- Предмет и рисунок. Возьмите игрушку, нравящуюся вашему малышу (например, грузовик), покатайте его вместе с ребенком по полу, а потом спрячьте, положив на его место изображение грузовика. Спросите у ребенка про грузовик. Если малышу сложно сразу понять, в чем дело, помогите ему, показав пальцем на картинку.
- “Попроси”. Выберите любимые игрушки вашего ребенка, поиграйте с ним, а потом уберите одну из них за спину. Крошка должен понять, что если ему нужны игрушки, об этом надо сказать. Выучите слово “дай” – как правило, дети быстро учатся его произносить.
- “Фото-гид”. Возьмите несколько фотографий близких родственников и расставьте их перед ребенком. Пусть ваше чадо учится узнавать и различать близких людей на фотопортретах. Помогите ему, расскажите где бабушка, где дедушка. Поощряйте кроху самого произносить слова в упрощенной форме. Закрепляйте навыки.
Читаем и поем с малышом
Рифма. Скорее всего, вы уже пели своему малышу колыбельные, но 11 – 12 месяцев – подходящий возраст, чтобы расширить кругозор. Простые мелодичные песни и короткие стишки не только расширят словарный запас крошки, но и привьют чувство ритма, активизируют память и приобщат ребенка к элементам искусства.
Книги. Чтение – прекрасное занятие для абсолютно любого возраста. Если вы раньше не читали ребенку книг, в 11 месяцев однозначно пришло время ввести это в обиход (подробнее в статье: хорошие книги для детей в возрасте 1-2 года). Лучше всего подойдут красочные детские сказки, басни и стихи с картинками. Даже непоседа будет с удовольствием слушать сказку, просто более активные дети лучше воспримут чтение, совместив его с другим более подвижным занятием. Кто-то из детей сосредоточится на звуке голоса чтеца, других больше привлечет разглядывание цветных иллюстраций.


Если ваш ребенок любит “взрослые” вещи и предпочитает детской книжке мамин журнал мод – ничего страшного. Покажите ему красочные рисунки красивых тетей и дядей, изучите части тела. Покажите малышке ручку, ножку, ушко, носик на картинке. Пусть он сам покажет части тела в журнале, у себя и у мамы, а вы в это время повторяйте название. Обратная ситуация, когда мама увлеклась детскими книжками и с удовольствием читает сказки, тоже совершенно нормальна.
Развиваем моторику и сообразительность
Помимо развития речи, 11-месячным детям нужны игрушки, помогающие развивать координацию движений и изучать пространство. Ребенок в игровой форме учится двигаться, знакомится с собственным телом и пытается им управлять, овладевает основами ориентирования в пространстве.
Одна из полезнейших игр – “слезь и залезь”. Научите малыша спускаться с кушетки и забираться на нее. Возьмите куклу или мячик, посадите малыша на диван, а игрушку скиньте на пол. Поощряйте кроху достать игрушку. Придерживайте своего непоседу, направляйте его ногами вперед, также научите младенца забираться на диванчик или стул. Эти навыки тренируют моторику и прививают самостоятельность.
Повторяйте игру, пока ребенок не научится уверенно спускаться и забираться на различные предметы обстановки самостоятельно. Ребенок радуется, что смог достать игрушку, но не забывайте хвалить малыша и называть его ласковыми именами в процессе занятия, особенно когда в его действиях наблюдается прогресс и он добился определенных успехов.
Игры на координацию можно начинать и до 11-месячного возраста. Достаточно, чтобы ребенок умел ползать. Можно организовать дома настоящую полосу препятствий или лабиринт, для чего использовать разные преграды: диванные подушки, пуфики, стулья, большие мягкие игрушки. Предоставьте малышу самому решить, как преодолеть препятствие – ведь его можно перелезть или обогнуть. Разложите любимые игрушки в разных частях лабиринта, чтобы ползунок радовался, обнаруживая их.


Игрушки вроде кубиков и пирамидок дают малышу отличную возможность изучить такие понятия, как форма, размер, цвет, количество. Ставя кубики один на другой, нанизывая диски на ось, пробуя вставить предметы один в другой, ребенок знакомится со свойствами пространства и элементов, в нем находящихся. Во время игры рассказывайте ребенку, что у кубика и пирамидки разные формы, что маленькие кубики лучше ставить на большие, называйте цвета игрушек, считайте предметы.
Ролевые игры
С 11 месяцев уже можно начинать играть в ролевые игры (подробнее в статье: развивающие игры с ребенком в 10-11 месяцев). Ребенок уже не просто перекладывает игрушку из руки в руку, его действия осмыслены: мишка спит, собачка кушает, кукла ходит. Малыш еще не вполне осознает, что можно о ком-то заботиться и, конечно, не в состоянии нести ответственность. Но ролевые игры – первый шаг на этом пути. Они учат детей любви и заботе.
Крошка еще не осознает свою половую принадлежность, потому игрушки для малышей разных полов в таком возрасте не сильно различаются. Не пугайтесь, если мальчик любит играть с куклами, а девочка – возить машинки, в таком возрасте это вполне нормально. Все описанные выше игры и методики в равной мере подойдут детям обоих полов.


Поделитесь с друьями!