Как правильно носить ребенка на руках. Основные позиции
Нет ничего более трогательного, чем малыш в объятьях любящих родителей. О том, как правильно носить ребенка на руках и избежать распространенных ошибок, которые могут омрачить эти волшебные мгновения, расскажем в нашей статье.
Из этой статьи вы узнаете:
Маленькие детали большого вопроса
На форумах очень часто обсуждается вопрос о способах ношения грудного ребенка на руках, при этом мамочки занимают две диаметрально противоположные позиции: одни уверены, что первый год жизни ребенок не должен слезать с рук и самое лучше средство для достижения этого – слинг, а другие, наоборот, не принимают слинг ни в каком виде и ратуют за свободу матери и ребенка. Придуман даже термин
Но на деле, все намного проще: совершенно неважно, будет ли это слинг или мамины объятья. Самое главное – придерживаться нескольких несложных правил, а как мама это выполнит технически – дело десятое.
Вот эти принципы:
- Близость к маме – физиологическая потребность новорожденного;
- Возраст малыша – решающий фактор;
- Избаловать все-таки можно;
- Правильно – только тогда, когда хорошо и ребенку, и маме, и папе.
Близость к маме – физиологическая потребность новорожденного
Плод 9 месяцев был одним единым с мамой, поэтому когда малыш рождается на свет, то единственное что он хочет, это вновь ощутить присутствие тесных теплых объятий. Как мы скучаем по дому, находясь в поездке, так и ребенок в первые месяцы жизни скучает по той обстановке, в которой зародился и сформировался.
Объятия для новорожденного жизненно необходимы, так же как молоко и сухие пеленки. Поэтому мама не должна стесняться брать малыша на руки, прижимать к сердцу, целовать, вдыхать его запах, прикладывать кожа к коже.
Особенно острая потребность в родительских руках у малышей первого полугодия жизни, до начала введения прикорма.

Возраст малыша – решающий фактор
Существует немало способов того, как правильно носить ребенка на руках, но прежде чем вместе с малышом осваивать новые позиции, необходимо запомнить следующие возрастные ограничения:
- 1-3 месяца жизни – должна быть обеспечена хорошая поддержка головы;
- До 2 месяцев запрещено поднимать ребенка за подмышки;
- До 6-месячного возраста запрещены позиции в сидячем положении с опорой на попку малыша;
- Нельзя поднимать ребенка за кисти, при необходимости кисть захватывается вместе с запястьем — «захват гимнаста»;
- Запрещено поднимать ребенка одной рукой, каким бы легким он ни был, только двумя руками.
Избаловать все-таки можно
Вот уже слышатся протестные крики…Но давайте взглянем на проблему с другой стороны.
Большинство форумов и книг, посвященных уходу за грудными детьми, разделяют мнение, что даже если носить малыша на руках 24 часа в сутки, его невозможно избаловать. Это так и не так одновременно. Все дело в возрасте ребенка. Это правило можно применять до того момента, как малыш научится переворачиваться со спинки на животик и обратно и таким образом путешествовать.
Как только ребенок станет передвигаться в пространстве, ему необходимо дать свободу. В животике мамы было тепло и уютно, но малыш решил родиться, так и тут, как бы ни были хороши мамины объятья, но шаги к самостоятельной жизни делать надо. Не стоит переживать, что крохе не будет хватать любви: часы кормления, купания, переодевания, игр, убаюкивания проходят в тесном контакте с любящей мамочкой.
Родителям надо учиться давать своему птенчику возможность выглядывать из уютного гнездышка. Для малыша нет ничего приятнее, чем самостоятельно отползти на пару сантиметров, устать и, позвав любимую маму, утонуть в ее объятьях.
Правильно – только тогда, когда хорошо и ребенку, и маме, и папе
Очень часто самые ответственные мамы считают, что материнство – это самопожертвование. Быть хорошей мамой значит полностью посвятить себя малышу. Поэтому строго следуя советам по уходу за новорожденным, отодвигают в сторону собственные интересы, желания мужа, потребности других членов семьи. Это неверный подход.
Правильно – это когда жизнь продолжается и играет новыми красками вместе с пришедшим в этот мир новым человеком, а не превращается в полигон испытания терпения для всей семьи. Конечно же, с появлением крохи какие-то дела теряют первостепенную важность, но следует не забывать, что малышу, прежде всего, нужна счастливая мама. Поэтому не так важно, в какой позиции носить ребенка на руках, лишь бы это доставляло радость.
Следует оговориться, речь здесь идет о здоровом малыше. Если ребенок болен и приходится выполнять рекомендации врача, то уже ни утомление, ни личный комфорт в расчет не идут.
Основные позиции на руках у мамы
Существует несколько способов того, как правильно носить ребенка на руках. Каждый из них подходит для определенного возраста малыша.
Классическая позиция «Колыбелька»
Подходит для любого возраста начиная с первых дней жизни. Для детей старше 3 месяцев может быть неудобной из-за малого угла обзора, но идеально подходит для убаюкивания.
Техника:
- малыш лежит на согнутой в локте левой руке, правая рука поддерживает его под попку;
- при этом головка ребенка располагается непосредственно на локтевом сгибе, а спинка лежит на предплечье;
- кисть левой руки обхватывает грудную клетку малыша и прижимает его ручки к телу;
- раскрытая кисть правой руки фиксирует таз и поясницу;
- ножки малыша располагаются на сгибе правой руки или, в старшем возрасте, локтевой сгиб проходит под коленками ребенка.
Позиция «Столбик»
Эта позиция рекомендована с рождения и прекрасно подходит для срыгивания газов после кормления.
Техника:
- взять малыша из кроватки двумя руками;
- сформировать позицию «Колыбелька»;
- медленно поднимая локоть левой руки, перевести головку ребенка на левое плечо, продолжая придерживать его правой рукой за таз;
- кисть левой руки фиксирует головку малыша от затылка до лопаток;
- тело малыша хорошо прижато к груди и животу матери;
- после 2-месячного возраста можно брать ребенка из кроватки хватом «подмышки» и сразу класть на плечо;
головку можно не фиксировать только после того, как малыш начнет ее уверенно держать.
Позиция «Из-под мышки»
Не самая распространенная позиция, требует особого навыка.
Техника:
- сформировать позицию колыбелька;
- медленно отвести правый локоть назад, одновременно левой рукой перевести тело малыша вбок под правую руку;
- опереть попку ребенка о бедро матери;
- продвинуть кисть правой руки в сторону головки малыша таким образом, чтобы она лежала на раскрытой ладони;
- правый локтевой прижимает таз ребенка к бедру матери;
- левую руку можно освободить или поддерживать ею головку ребенка.
Позиция «Лягушонок»
Она рекомендована малышам от 4 месяцев. Носить ребенка можно на животе, на бедре, на спине. При этом на животе можно носить с 4 месяцев, на бедре – с 6, на спине – старше 1 года.
Техника («лягушонок» на животе):
- ножки ребенка согнуты в коленках и тазобедренных суставах, разведены в стороны и прижаты к животу мамы;
- попка малыша должна быть обязательно ниже уровня колен;
- одна рука (какой удобнее) крепко прижимает спинку ребенка в области поясницы к животу мамы, при этом кисть может поддерживать противоположную ножку малыша под бедрышко снизу;
- свободная рука страхует положение ребенка в области лопаток или, в старшем возрасте, держит малыша за ручку.
Техника («лягушонок» на бедре):
- положение ножек такое же, как и у «лягушонка» на животе;
- малыш сидит на бедре мамы с разведенными ножками;
- если ребенок сидит на правом бедре, то правая рука поддерживает его спинку в области поясницы, а кисть огибает таз и образует опору снизу для противоположного бедрышка;
- вторая рука, как правило, остается свободной.
Позиция «От себя»
Рекомендована деткам с 3—4 месячного возраста
. В этой позиции малыш может наблюдать за окружающим миром, при этом чувствуя за спиной надежную мамочку.- ребенок повернут лицом от матери, его спинка прижата к груди и животу мамы;
- до 6-месячного возраста одна рука прижимает малыша в области грудной клетки, вторая – в области таза, у детей старше – одна рука держит малыша под ягодички.
Позиция «Сидя на руке»
Применяется начиная с 6-месячного возраста.
Техника:
- малыша усаживают на локтевой сгиб одной руки;
- вторая рука поддерживает его под мышкой или, в старшем возрасте, помогает опорной руке поддерживать малыша под попку.

Вот основные позиции того, как правильно носить ребенка на руках. В зависимости от возраста малыша их можно чередовать в течение дня исходя из ситуации.
Хочется предупредить: многие сайты рекомендуют заниматься домашними делами вместе с малышом на руках. Делать этого не следует даже при всей виртуозности и овладении навыками. Безопасность малыша – прежде всего.
Носите ваше чадо так, как подсказывает сердце, и пусть это будут самые волшебные минуты.
Как можно держать ребенка на руках в 1, 2, 3, 4 и 5 месяцев: правила и позы
Опытные мамочки обращаются с младенцами, как жонглеры со своим реквизитом. Первородящие женщины еще не знают, как правильно носить ребенка на руках, и порой боятся к нему прикоснуться. Малыш – не настолько хрупкий «сосуд», чтобы сразу сломаться, но техника ношения важна для его нормального развития.

Как правильно носить малыша
Зачем брать грудничка на руки
Привыкшему находиться 9 месяцев в уютном лоне-колыбельке ребенку становится страшно от окружающих его пространств. Ведь новорожденный так мал, по сравнению с внешним миром.
Развиваясь внутри женщины, малыш постоянно слышал биение ее сердца, ощущал тепло тела. После рождения, еще не умея различать предметы, карапуз с легкостью определит маму по запаху и исходящим от нее биологическим флюидам.
Обратите внимание! Чем теснее контакт, тем малыш спокойнее – рядом с мамой он чувствует себя защищенным. Особенно важны такие ощущения для детей первых 3-х месяцев жизни.
Это не значит, что карапуза следует носить с утра до ночи. Но пока он не адаптируется в окружающем мире, берут его на ручки не только на время кормления.
Первые месяцы врачи называют «донашиванием». У младенца еще отсутствуют навыки моторики, несовершенна зрительная функция, слабо развита система терморегуляции. Все это негативно сказывается на адаптации. Находясь в тесной близости с мамой, грудничок успокаивается, переход в новые условия развития происходит плавно, без стрессов.
Особенно важен метод общения «кожа к коже» для недоношенных детей. При постоянном контакте с мамой у малыша стабилизируется температура, нормализуется уровень сахара в крови, налаживается метаболизм. Чем ближе мама, тем лучше идет физическое и психическое развитие малыша.

Чувство защищенности
Первые 90 дней жизни младенец плачет не только потому, что голоден или болен – ему страшно потерять контакт с мамой. Через общение с ней налаживается доверие к миру. Если в этот период женщина игнорирует плач ребенка и редко берет его на руки, у малыша развивается тревожность. Постоянное чувство дискомфорта в дальнейшем перерастает в ощущение своей ненужности.
Основные правила при ношении ребенка
У новорожденных деток слабый позвоночник, недостаточно крепкие связки. Поэтому младенец еще не умеет держать головку. От того, как будут носить карапуза на руках, зависят развитие его скелета и формирование будущей осанки. Особенно важно это для девочки – зачатки стройной фигуры закладываются в младенчестве.
Чтобы позвоночные изгибы, мышечный корсет, тазобедренные суставы органично развивались, мама должна знать, как грудничка носить правильно. В данной технике есть свои особенности, их следует придерживаться:
- ребенка держат так, чтобы его ручки и ножки были сгруппированы, а не болтались;
- укладывая малыша горизонтально, его поддерживают со всех сторон;
- в вертикальном положении основную поддержку обеспечивают спине, чтобы нагрузка равномерно распределилась по позвоночнику;

Комфортное положение
- пока младенец не научится удерживать головку, ему помогает в этом мама.
Обратите внимание! Чтобы не возникло нарушений в развитии вестибулярного и опорно-двигательного аппарата, технику ношения малыша подбирают, исходя из его возраста.
Существующие позы для ношения ребенка
Есть несколько положений, в которых мамы и папы носят карапуза. Некоторые позы имеют функциональное назначение, другие – созданы для удобства передвижения.
Базовые позиции
Наименование | Описание |
---|---|
Основная | Эту позу еще называют «колыбелькой». Мама поддерживает малыша таким образом, чтобы его голова удобно располагалась на локтевом сгибе, спина – по всей длине руки. При этом ноги ребенка не должны свисать. Чтобы малышу было комфортно, мама прижимает его к животу. В данной позиции ребенка кормят, укачивают, носят новорожденных на руках во время прогулки. Для удобства помогают себе второй рукой. |
Столбик | В вертикальном положении малыша удерживают некоторое время после кормления, чтобы он срыгнул. Удобно в такой позе успокаивать грудничка, если он расплакался. Придерживая карапуза за туловище, прижимают его к груди так, чтобы голова располагалась на мамином (папином) плече. Пока у малыша слабые мышцы шеи, необходимо зафиксировать ладонь взрослого на затылке младенца. |
Поза одной руки | Ее используют кратковременно, если маме что-то необходимо сделать, но она не может оставить малыша без внимания. В таком же положении карапуза удобно подмывать. Грудничка укладывают на полусогнутую руку так, чтобы голова опиралась на изгиб, а мамины пальцы удерживали ножку карапуза чуть выше щиколотки. |
Лицом к миру | Эту позу любят практиковать папы, когда прогуливаются с малышом. Ее же используют, если нужно помочь грудничку освободить кишечник. Младенца спиной прижимают к своему животу. Ножки ребенка приподнимают под 90° относительно туловища и надежно удерживают. При этом руки взрослого находятся подмышками малыша. |
Тигр на ветке | Некоторым деткам нравится такая позиция – она облегчает отхождение газиков и помогает избавиться от колик. Карапуза укладывают животиком на руку мамы так, чтобы плечико оказалось на сгибе локтя. Ладонью мама удерживает карапуза между ног. |
Подмышки | В таком положении малыша перемещают с места на место, передают из рук в руки или играются с ним. Ребенка берут таким образом, чтобы разворот большого и указательного пальцев маминой ладони располагался четко подмышками младенца, остальные персты смыкались на спине, на уровне лопаток. При этом голова малыша должна наклониться вперед, почти касаясь маминой груди. |

Поза тигр на ветке
Описанные позиции являются основными, но родители могут их интерпретировать под себя. Это позволит выбрать наиболее удобное положение при ношении, как для взрослого, так и для грудничка.
Возрастная техника ношения ребенка
Пока малыш весит немного, маме удобно носить его в одном положении. С возрастом и набором массы, чтобы удержать карапуза на руках, приходится выбирать другие позы. Поэтому стоит рассмотреть вопрос о том, как носить грудничка на руках в каждом периоде.
Донашивание
С момента рождения и на протяжении первых недель младенцу обеспечивают самый тесный контакт с мамой. Месячный карапуз чувствует себя защищенным, когда есть надежная опора для головы. В этот период рекомендуется носить малыша на двух руках:
- одной – женщина поддерживает затылок и шею новорожденного;
- другой – его ягодицы.
В таком положении туловище карапуза может быть немного согнуто в спине, но его лицо всегда обращено к маме. Для гармонично-симметричного развития младенца позицию рук необходимо периодически менять.
2 месяца
Немного подросшего малыша уже сложно носить на весу, поэтому мама задается вопросом, как можно держать ребенка в 2 месяца. Новорожденный комфортно будет чувствовать себя в позиции «колыбелька». Такое положение часто используют, чтобы успокоить плачущего двухмесячного карапуза или выйти с ним на прогулку без коляски.
3 месяца
Мамы не всегда задумываются, как носить на руках ребенка в 3 месяца, просто продолжают использовать привычную позицию. Но малыш уже проявляет интерес к окружающему, поэтому положение «колыбель» при переходе на третий месяц можно немного видоизменить:
- затылок младенца опирается на мамино плечо;
- ее ладонь сжимает стопы ребенка;
- предплечьем фиксируются ручки;
- второй рукой женщина поддерживает малыша под ягодицы.
В таком положении ножки трехмесячного карапуза разведены, немного согнуты в тазобедренных и коленных суставах.
До полугода
Можно и дальше практиковать позицию ношения, описанную выше, если маме и карапузу это удобно. Лучше перейти на другую позу, расположив ребенка «лицом в мир».

С папой на прогулке
Подхватив младенца правой рукой под грудь, разворачивают его спиной к себе. Левая ладонь фиксируется на правом бедре карапуза так, чтобы ножки в тазовых суставах согнулись.
Удерживая малыша, стараются, чтобы вес карапуза не приходился на руку, поддерживающую таз. Это негативно отразится на развитии позвоночника.
7 месяцев
С данного периода ребенка удобнее удерживать в такой позиции:
- одной рукой карапуза берут под грудь;
- другую – пропускают между ног, поддерживая животик.
Конечности ребенка находятся в свободном положении, и он ими активно двигает. Данную позицию рекомендуется практиковать почаще – она тренирует координацию движений и укрепляет мышцы, что позволит быстрее освоить ползание.
С 10-го месяца
Малыш уже уверенно сидит, но достаточно набрал в весе, и в прежних позициях его сложно носить на руках. В данном возрасте удобнее удерживать ребенка в таком положении:
- спиной малыш опирается о предплечье взрослого;
- ногами плотно обхватывает бок;
- родитель поддерживает колено ребенка.
Одну руку карапуз кладет на грудь взрослого, второй – свободно манипулирует. Для органичного развития тазобедренных суставов и позвоночника не следует малыша постоянно носить на одном бедре.
Как правильно класть ребенка на поверхность
Когда берут младенца на руки, не производят никаких резких движений. Все должно происходить плавно и размеренно. Также важно правильно выложить грудного ребенка на поверхность, придерживаясь рекомендаций:
- независимо от того, в каком положении носили малыша перед тем, как укладывать его в кроватку, на диван, пеленальный столик, переходят в позицию «колыбель»;
- удерживая карапуза двумя руками, наклоняются как можно ближе к поверхности и замирают на несколько минут в таком положении;
- грудничка укладывают и ждут, когда он успокоится;
- только затем нежно вынимают из-под него сначала одну руку (ту, что придерживала ножки), потом вторую – из-под головы.
Если планируется переместить младенца с рук на поверхность, чтобы уложить на животик, то предварительно его слегка переворачивают, удерживая одной рукой за предплечье и плечико. Вторую кисть подводят подмышку с противоположной стороны.
Основные ошибки при ношении
Чтобы избежать в дальнейшем проблем с позвоночником, в младенчестве ребенка носят правильно. В противном случае нервные окончания между позвонками будут защемляться, а хрящи сдавливаться, доставляя малышу дискомфорт (иногда и боль).
Не все родители задумываются об этом, делая грубые ошибки во время ношения грудного ребенка:
- в два-три месяца начинают присаживать младенца в полулежащее положение;
- располагая ребенка спиной к себе, удерживают его за попку, а не под коленками, от чего позвоночник малыша находится в напряжении;
- забывают фиксировать тесный контакт спины карапуза с грудью взрослого, и ребенок наклоняется вперед;
- располагая малыша на своем бедре, стараются, чтобы он сидел; хотя на самом деле младенец должен виснуть на мамином боку;
- удерживая малыша в вертикальном положении, вместо того, чтобы зафиксировать руку на затылке, мама кладет ее на спину в районе лопаток.

Ношение столбиком
Выбирая позу для ношения малыша на руках, исходят в первую очередь из условий комфортности ребенка, потом думают о собственном удобстве. Это позволит подобрать наиболее оптимальный вариант не в ущерб здоровью карапуза.
Если ребенка тяжело носить
Когда малыш требует постоянного внимание к себе и не хочет сползать с ручек, мама не успевает ничего сделать по хозяйству. При этом женщина устает как в физическом, так и в психологическом плане. Облегчить ситуацию помогут специальные приспособления.
Слинги
Их практиковали еще прабабушки, выходя с младенцами на работы в поле. У некоторых племенных народностей слинги до сих пор являются главной атрибутикой женщин с маленькими детьми. Приспособление настолько удобно, что им стали пользоваться цивилизованные европейцы.

Удобное приспособление
Классический вариант – отрезок материи, надежно поддерживающий спинку и голову младенца. При этом его попа слегка провисает, а согнутые в коленях ножки широко раздвинуты. Такое положение не даст развиться дисплазии и является самым комфортным способом носки малыша.
Другие приспособления
Если в слинге ребенок всегда повернут лицом к маме и в любую минуту может зарыться носом в ее грудь, то иные способы переноски лишают карапуза такой возможности. В части удобства они уступают слингам:
- кенгуру не учитывает физиологию грудничков и не оказывает поддержку спинным мышцам;
- рюкзачки-переноски более эргономичны, по сравнению с кенгуру, удобны для малыша и позволяют маме равномерно перераспределить нагрузку на участки тела; но использовать данное приспособление можно не ранее, чем малышу исполнится полгода;
- хипсит – сиденье на жестком поясе, крепящееся к бедру мамы или на талии; оно легко в использовании, его можно быстро надеть и снять, но подходит для кратковременной носки – громоздок и оказывает давление на мамины бедра; рассчитан на малышей, которые умеют самостоятельно сидеть.

Хипсит в действии
Обратите внимание! Из всех перечисленных приспособлений самыми удобными и безопасными оказываются именно слинги. Их можно использовать с первых недель жизни младенца.
Какой бы способ ношения малыша ни был выбран, он должен выполняться по всем правилам и учитывать особенности развития детского организма. От этого в последующем зависят здоровье ребенка и его осанка.
Видео
Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 2 месяца? — Мама Лара — профессионально о рождении ребенка | Беременность | Роды
Условия оценки развития ребенка в 2 месяца
Не забывайте, что, оценивая развитие ребенка в 2 месяца, приступая к самостоятельному домашнему «обследованию», вы должны правильно организовать условия, при которых оно будет осуществляться, и учесть настроение и состояние своего малыша.
Подробно о том, в каких условиях нужно проводить оценку развития ребенка, можно прочитать в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Если все учтено и продумано, можно начинать наблюдения.
Развитие ребенка в 2 месяца. Положение «лежа на животе»
К концу 2 месяца, лежа на животе, малыш поднимает голову вверх уже из среднего положения и удерживается так более 10 секунд. При этом голова еще качается в обе стороны. Угол, который при этом образуется между лицом ребенка и подстилкой, равен 45 градусам (то есть расстояние от подбородка до подстилки должно быть, примерно, 5 см).
Руки двухмесячного ребенка вытянуты вперед на большее, по сравнению с новорожденным периодом, расстояние; верхняя часть грудной клетки слегка приподнята. Таз приближается к подстилке благодаря уменьшающемуся сгибанию. А вот часто наблюдаемое на первых неделях жизни преимущественное положение головы в одну сторону должно теперь исчезнуть.
Развитие ребенка в 2 месяца. Реакции и навыки.
В конце 2 месяца в положении сидя младенец должен держать голову прямо, пусть еще сильно балансируя, в течение минимум 5 секунд. Проверяя этот навык, держите ребенка в положении сидя за слегка отведенные плечи.
В конце первого – начале второго месяца здоровый новорожденный, как правило, демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». То есть когда мы его удерживаем вертикально и ставим на стопы (голову при этом нужно поддерживать большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего, в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).
Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки ребенка согнуты, ладони закрыты.
Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться и “автоматическое шаговое движение”. При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.
К концу 2 месяца примитивная реакция опоры и рефлекторные шаговые движения у ребенка постепенно затухают, однако, еще могут проявляться. Движения становятся менее свободными. Ноги малыша медленнее поднимаются от поверхности и, в отличие от первого месяца, более согнуты в подошве, так что теперь они касаются поверхности больше подушечками пальцев ног. Голова его при этом может подниматься как минимум на 2 секунды.
Оценивая развитие ребенка в 2 месяца, понаблюдайте за руками своего малыша. Ладони ребенка в 2 месяца чаще всего уже слегка раскрыты (общее согнутое положение ладони быстро уменьшается, а закрытое положение рук все чаще прерывается). Периоды, во время которых ладонь ребенка остается слегка открытой, становятся более продолжительными.
Развитие ребенка в 2 месяца. Взаимодействие с внешним миром
Положите ребенка на спину. Подержите красную погремушку перед его глазами на расстоянии 15-20 см. Когда малыш зафиксирует ее взглядом, спокойно и медленно доведите погремушку до поверхности, сначала в одну, затем в другую сторону.
В 2 месяца ребенок, как правило, фиксирует погремушку и следит за ней взглядом. При этом в большинстве случаев поворачивается также голова малыша, что, однако, пока не является обязательным фактором. В зависимости от обстоятельств этот опыт можно повторить несколько раз.
Ребенок лежит на спине. Позвоните колокольчиком один раз возле правого, а затем возле левого уха малыша так, чтобы тот его не видел. Остановка взгляда или движение ребенка свидетельствуют о том, что он прислушивается к звону. Эта реакция должна наблюдаться и с правой, и с левой стороны. Если малыш проявляет неудовольствие, повторите опыт, сделав звук «мягче», то есть отодвинув колокольчик на более отдаленное расстояние.
Развитие ребенка в 2 месяца. Общение с другими людьми.
Различимые ранее, на первом месяце жизни, гласные звуки, произносимые ребенком, к концу 2 месяца уже все больше связываются с согласными. Эти комбинации напоминают гортанные звуки е – хе, ек – хе, е – ррге(э) и повторяются в течение нескольких секунд.
Чтобы спровоцировать их произнесение, положите ребенка на спину. Можно, улыбаясь, поговорить с ним, хотя некоторые дети реагируют быстрее, когда их оставляют в покое. Если в момент наблюдения ваш малыш не произнес никаких гортанных звуков, постарайтесь вспомнить или специально при случае обратите внимание на то, какими звуками он выражает радость и удовольствие.
Кроме того, к концу 2 месяца между взрослым и младенцем должен начать формироваться диалог: частота звуковых выражений ребенка, если к нему кто-либо обращается, должна увеличиваться. То есть чем чаще вы разговариваете со своим малышом, тем чаще должны слышать от него речевые звуки.
В 2 месяца развитие ребенка ушло так далеко вперед, что ребенок фиксирует взглядом лицо мамы или другого человека, склоненного над ним, и следит за его перемещениями.
Чтобы проверить это умение, наклонитесь над лежащим на спине малышом и посмотрите ему глаза, установите зрительный контакт. Затем начните медленно двигаться в одну и другую сторону, ребенок должен глазами следить за вами. Если с первого раза что-то не получилось, повторите попытку.
Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 3 месяца?
Ребенку 2 месяца: все что необходимо знать родителям
Зрение Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или но- сок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения. Кукла на руке Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях — вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей. Игрушка, которая может пищать Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки. Кукла на пальце Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку. Кукла-тарелка Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой — печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую. Повесьте над кроваткой игрушки Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются. Разные фигурки Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой. Папа вверх ногами Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами. Разные картинки Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска. Восприятие звуков Потрясите погремушкой Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение — потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку. Вверх и вниз Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения. Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь). Позовите ребенка Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь. Погремушка из консервных банок Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами «погремушку». Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски. Ощущения Погремушка Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша. Разнообразные ощущения Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка. Упражнения Прыгающий помпон Положите ребенка на.спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: «Сейчас упадет еще один помпон!» По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон. Упражнения для ног «под ариозо» Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища. Арена для упражнений Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.Источник
Игры и игрушки
Как сделать интересной жизнь в детской кроватке