Развитие речи у ребенка — mama.ru
Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до 15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.
Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.
Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.
Приблизительные сроки формирования речи:
1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».
Образец гуления
2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.
4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.
5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.
6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.
Образец лепета
7–8-м месяцев— малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.
С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.
Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».
У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова — либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.
Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка — всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.
Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.
Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог
Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
во сколько дети начинают говорить?
Прежде чем ответить на вопрос «Во сколько дети начинают говорить? » стоит сказать, что развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное (понимание) и активное (произнесение слов и предложений) владение словом. Развитие пассивной речи у ребенка Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Так, на 7 — 8 месяце жизни ребенок обычно понимает многие слова и узнает название тех предметов, которые произносит взрослый. В 8 — 9 месяцев дети начинают увязывать слова не только с предметами, но и с отдельными действиями. До определенного возраста число понимаемых слов значительно превосходит число активно произносимых. Бывают случаи, когда ребенок в год не говорит или в этом возрасте ребенок плохо говорит. У некоторых детей этот период развития только пассивной речи сильно затягивается. Если ребенку 2 года и он не говорит, не о чем беспокоиться. Ребенок вплоть до 2-х лет, понимая все, что говорят ему взрослые, и хорошо выполняя их простые инструкции («Дай» , «Сядь» , «Возьми») , может не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного разговора. И все-таки речь при этом развивается. Ребенок не говорит, что делать? На этот вопрос родителей есть один ответ: ждать и продолжать общаться с ребенком. Нельзя заранее предсказать, когда это вдруг произойдет. Обычно у таких детей переход к обычной речи происходит внезапно. И это понятно, ведь достаточно богатый запас слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-х лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у кого первые слова появились еще в 9 месяцев. Ребенку 2 года, а он не говорит Не стоит беспокоиться, если до 2-х лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых и узнает по названиям предметы, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит. А вот как рано или поздно — зависит от условий жизни малыша.
Мой брат вообще в 3 года начал говорить внятно. А теперь голова пухнет — КАК много он говорит: ) Не беспокойтесь, это от каждого малыша зависит по разному)
у меня старшая дочь в 11 месяцев довольно четко произносила некоторые слова, в том числе и сложные. У знакомой сын в 1,5 года гимн России пел и стихи рассказывал. Моя средняя в два года только-только начала более-менее разговаривать. Все дети индивидуальны. Знаю случай, в садик ребенок 4-х лет пошел — только мычать мог. В саду быстро научился говорить.
у каждого свой темп развития мозга и речи один вырастет лектором, другой — сталеваром или водителем до двух лет не особенно переживайте, но речь стимулируйте играми и общениемУ меня двойняшки, один начал говорить в 2-а года, другой пораньше, а у подруги -3,5 года сыну, так он до сих пор толком не говорит. До трех лет можно подождать, а затем, если будут проблемы дальше, обращаться к специалисту…
не обязательно, дети начинают разговаривать у кого то позже, у кого то раньше, успеет наговориться)) ) у друга вообще в полтора года начал ток говорить так что я думаю это нормально!
нет, не стоит обращать внимания. всему свое время. моя в семь мес сказала слово «дя-дя», потом постепенно стала дальше звуки и слоги произносить, тоже читали, разговаривали сней, потом в год и восемь стала слова говорить полностью, в год и девять по два слова были словосочетания, в год и десять — предложения по больше были и в год и 11 — говорила все. только букву «Р» так и не говорит (нам 2,6).
По разному. Один-как партизан, до трёх лет молчит, а болтун и до года разговорится. Обычно в дет. саду разговариваются.
мой вообще в три года заговорил, сказал. что раньше всё было в порядке. смысла не было рот открывать
Скоро начнем на это обращать внимание как только родятся. Все дети в разное время начинают разговаривать. Кто то и до 2,5 лет даже мама не говорит. У меня племянница мама только в 2,5 года сказала, а через месяц уже предложениями говорила. Дочка в год начала разговаривать понемногу.
когда ребёнку захочется — тогда и начнёт говорить а вообще-то, когда его перестают понимать взрослые не советую обращать внимание на деток подруг. Вы же не говорить, едите и одеваетесь, как подруга? почему Ваш ребёнок должен кого-то копировать? и вообще — ВАш ребёнок самый лучший!!!!
Звукоподражание, лепет-это не есть речь, это её начало. Речь развивается в индивидуальном порядке. Старший начал понятно говорить в 2.3 года, а младший -в 2,8 г.
прошло 6 лет но начали говорить или нет мне чет интересно стало
зависит от того, как родители учат и учат ли вообще
Первые слова ребенка, когда ребенок должен сказать первое слово
Первое слово малыша — настоящее событие в жизни семьи. Все ждут, что именно скажет ребенок: «мама», «папа», или, возможно, что-то совсем неожиданное. Далее пойдут словосочетания, предложения, а за ними — целые истории, среди которых почетное место занимают детские афоризмы. Когда же в норме ребенок должен начать говорить, и что мешает развитию речи у малыша?1 — 3 месяца
В головке ребенка все происходит гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Лингвисты утверждают, что уже через несколько дней после рождения малыш полностью распознает мамин голос. А в 4-5 недель даже различает похожие составы, такие как «на» и «ма». Это невероятно!В первые два месяца ребенок уже издает громкие звуки. Легкие — это «а» и «о». С каждой неделей родителям все легче различить звуки ребенка. Постепенно к звукам добавляются интонации. В этот период родители с восторгом осознают, что по эмоциональной окраске они уже могут понять состояние и желание своего ребенка.
Звуки новорожденного ребенка за три первых месяца жизни с каждым днем становятся все более разнообразными. От плача к мурлыканье под нос, бульканье, вздохи и гласных звуков, которые даже не имеют названия в нашем языке и транскрипции.
4 месяца
В это время ребенок начинает лепетать, сочетая гласные с согласными, испытывать возможности своего ротика, язычка. Для нее это не утомительная, бесконечная игра. В младенец могут быть любимые звукосочетания, которые оно повторяет вновь и вновь.Малышу просто нравятся те изменения, которые происходят в ротике во время их произнесения. Экспериментируя с сочетанием язычка, губ, неба и голосовых связок, детки совершенствуются в лепет. Интересно, что все дети на планете лепечут одинаково, независимо от языка родителей.
В возрасте 3-5 месяцев ребенок может выдать такие долгожданные составы, как «ма-ма». Какой бы подъем вам это не подарило, знайте, что ребенок еще не отождествляет этих составов с вами.
Значение в свои слова он будет вкладывать чуть позже. Специалисты говорят, что физиологически ребенку легче произносить «мама», чем звукосочетания с губными звуками: «па», «ба».
6 — 9 месяцев
Практически все звуки, которые издает ребенок, уже имеют смысл и цель. Это уже полноценное, хотя еще невербальное (бессловесное) общение. Потому что ребенок вкладывает в звуки интонацию, мимику, — и ее понимают! Раз такое понимание со стороны родителей является лучшим стимулом для новых успехов.Мы все прекрасно понимаем, что ребенок подражает нас, а не наоборот. Поэтому мы должны подавать правильный пример произношения, а не воспроизводить детскую. Другими словами, не стоит «сюсюкать».
Хотя существует логическое и обоснованное мнение, что такие сокращения, как «ам» (есть) «машина би-би» — вполне приемлемы для общения с ребенком. К сюсюканью это не относится.
9 — 12 месяцев
Это именно то время, когда дети в подавляющем большинстве порадуют родителей первыми словами!Девочки обычно начинают раньше осознанно пользоваться словами — от 9-ти месяцев, мальчики — ближе к 12-ти. По крайней мере, так обобщенно считается.
С приближением первого года жизни ребенок уже знает несколько слов, которые полностью понимает их значение и умеет правильно применять. Малыш понимает, как полезно уметь выразить свои потребности и желания такими словами, как «дай» и «на», «да» и «нет», «там» и «здесь».
12 — 17 месяцев
После года — то время, когда ребенок уже по-настоящему сознательно произносит и использует слова! В своей головке малыша уже систематизировал и может называть много понятий: родственников, зверюшек, игрушки, простые процессы.Не беспокойтесь, если ребенок будет называть всех животных знакомым ему и любимым словом «ки» (киса), все движимое — «би-би», а всех встречных женского пола — «баба».
Детям легче формулировать слово так, чтобы повторялись первые слоги. Поэтому и слова «мама», «баба» детям даются легко, а «папа» звучат скорее, как «папы».
Расскажу, каким образом мои дети воспроизводили «язык» животных: корова у них говорила «ко-ко» (первый состав названия животного), муха — «м-м», а петушок — «пи-пи».
18 — 24 месяца
Ребенок уже знает около 200 слов, и скорость их усвоения впечатляет. Считается, что в таком возрасте ребенок может усваивать до 10 новых слов ежедневно! Самое главное, что малыш начинает соединять слова в предложения. Использование глаголов — это огромный прорыв в детском вещании.Многие из детей на втором году жизни проходят один или несколько периодов так называемого «осознанного молчания», когда не радует родителей новыми словами и успехами. Не переживайте — мозг сына или дочери активно работает, чтобы потом проявить все собранное и «проработанное» в виде прорыва, скачка.
Часто в 2 года дети неправильно (с точки зрения взрослых) пользуются местоимениями и родами существительных. Так, предложение «я иду» будет звучать «Оля (Саша, Витя) идет».
Если ребенок больше общается с лицами противоположного пола, то может говорить о себе в их роду. Например, у девочки Маши есть старший брат, который постоянно рядом. В результате девочка может говорить о себе: «Я поел», «Я спал» …
Ближе к 2 годам дети уже могут повторять, почти изучая наизусть, короткие стишки. А также выражать вопрос одним словом, как: «Папа?», «Хорошая»?
Бывает, у детей вырабатывается стойкая ассоциация к какому-то одному слову, которое мама особо акцентирует, говоря об этом предмете. Например, часто предостерегает ребенка от ножей на кухне словами: «очень острый», — при этом подчеркивает слово «очень». Поэтому, вполне нормально, если ребенок станет называть раз словом «очень».
Что мешает ребенку развивать речь?
Для самых маленьких — это, прежде всего, постоянный звуковой (или, скорее, шумовой) фон, который создает любимый во многих семьях телевизор.Неправильные образцы слов в виде уже упоминавшегося «сюсюканья».
Для более сознательных детей — это частые замечания и исправления. Конечно же, никому не нравится ощущение неправильности! Поэтому, когда ребенку постоянно дают понять, что он говорит «не так», то она выберет самый легкий способ «исправиться» — молчание.
Психологическая атмосфера в семье, где ребенка ограничивают во многих возможностях. Другими словами — постоянные «нет».
Что помогает?
Радостная реакция родителей на звуки и старания ребенка.
Рассмотрение книжечек, предметов с четкими крупными рисунками. Причем, рисунки для самых маленьких должны быть, так сказать, сольные: одна страница — один предмет.
Универсальный помощник для развития речи и, впоследствии, письма — это развитие мелкой моторики рук. Это привычные для детей занятия: ощупывание предметов, различных по консистенции (водичка, песок, камни, трава), лепка из теста, пластилина и даже разрыв бумаги.
Оказывается, качели и укачивания, которое так любят дети, тоже очень полезны! Центр поддержки равновесия в мозге расположен около центра развития речи. Поэтому стимулирование одного ведет и к более активной работе другого.
Деткам родители помогут тем, что не будут избегать сложных слов и предложений в общении; давать ребенку всегда понимать, что ее тоже слушают, что мама готова менять тему, выслушивать вопросы ребенка.
Для любого возраста, безусловно, важное, чтобы с ребенком говорили как можно больше. Особенно, если ребенок молчаливая.
Некоторые причины, задерживающие начало вещания
Ребенок мало общается с другими детьми, в частности старше. Известно, что дети значительно лучше перенимают умение от себе подобных. Это касается и языка. Если же ребенок общается еще и со старшими, то ее стимулирует также стремление совершенствоваться и обогащать словарный запас.Двуязычие в окружении. Сегодня это не такая уж и редкость. И не обязательно это касается браков с иностранцами. Достаточно сочетание русского и украинского. Дети, которые слышат от родителей разные языки, или один от родителей, а другой — в более широком окружении, начинают говорить чуть позже. Но есть и плюс двуязычия! Мозг ребенка в такой среде работает вдвое производительнее.
Мало свежих впечатлений. Новые впечатления стимулируют мышление и речь. Ребенку крайне необходимы новые игрушки, прогулки в новые места и т.д..
Когда следует беспокоиться?
Норму очень упрощенно и обобщенно можно сформулировать так: в год ребенок должен начинать использовать слова, в два года — предложение. Наконец, педиатр и сам поинтересуется, есть ли причины подозревать отклонения у вашего малыша.Детки, у которых есть какие-то проблемы со слухом, перестают лепетать и мурлыкать в полугодовом возрасте. Они не пытаются издавать звуки, не смотрят на вас, когда вы говорите.
Обратите внимание:
- если ребенок не произносит слов до 15-ти месяцев,
- вы практически не понимаете слова, которые произносит малыш,
- ни одно слово не похоже на настоящее,
- до 16 месяцев ребенок не реагирует на ваши простые просьбы (например, «дай мячик»),
- до двух годков у ребенка нет реакции на вопрос предложения родителей (например, после слов мамы «Идем гулять?» — ребенок не берет обувь или лопатки для песка).
Если вы заметили одну или несколько таких признаков, обсудите это со специалистом.
Родители очень ждут первых слов ребенка! Некоторых детки радуют уже в 9 месяцев, остальные — в 13-14. Но родителям не стоит искать проблем там, где их нет. Наконец, логопеды не работают с детьми, которым еще нет хотя бы трех годков.
И, имейте в виду, мамочки, папы, бабушки и другие родственники, — что все ошибки вашей речи перейдут по наследству и ребенку.
Наша с вами золотая истина: как цветы лучше растут, согретые солнцем, так и дети — лучше развиваются, когда они окружены любовью!
Узнаем, во сколько месяцев дети начинают говорить слоги, слова, фразы?
Рождение ребенка — важное событие в жизни каждого человека. В первые несколько месяцев новорожденный адаптируется к незнакомой среде, немаловажную роль в этот период играет общение и внимание родителей. Мама должна как можно чаще брать малыша на руки, обнимать, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Уже в этом возрасте закладывается отношение ребенка к окружающему миру, он отлично осознает, что происходит вокруг, учится распознавать звуки.
В первые месяцы жизни малыш издает разные звуки, по ним мама может определить его настроение и состояние. Несмотря на то, что скорость овладевания речью в каждом отдельном случае отличается, весь процесс можно разделить на несколько периодов.
Во сколько дети начинают произносить первые слоги, агукать
Услышать первые «агу» от ребенка можно в период 1,5 — 3 мес., в этот период они нечленораздельно произносят звуки и слоги, реагируют на речь родителей. В 4-5 месяцев от малыша можно услышать однообразные односложные звуки «ме», «ба», «му», «па». В этот период рекомендуется с ним разговаривать, описывать окружающую обстановку и события, можно показывать падающие за окном листья и рассказывать, что происходит.
Сложные слова при этом лучше не произносить, речь должна быть максимально точной и понятной, чтобы малыш постепенно запоминал произношение.
Первые слова
Первые двусложные слова малыш начинают говорить к восьмимесячному возрасту. Ребенок произносит наиболее удобные слова, это не обязательно «мама», первыми словами могут быть «ляля», «тата», «папа» и т. д. В первое время ребенок мамой может называть взрослых и все окружающие предметы, это будет продолжаться до тех пор, пока малыш не поймет, что каждый предмет имеет свое наименование. К одному году словарный запас состоит из 5-10 несложных слов.
Простые фразы
В полтора года малыш умеет строить простые фразы из коротких слов, например, «хочу есть», «дай пить» и т. д. Стоит отметить, что девочки начинают говорить быстрее, при наличии проблем рекомендуется показать ребенка логопеду.
Родители на этом этапе должны показывать какое-либо действие и называть его, малыш охотно будет повторять за взрослым.
Запоминать слова лучше в игровой форме, малышу можно предложить поиграть в ладушки, и он охотно это продемонстрирует. В это период рекомендуется все комментировать и призывать малыша к действию.
Ребенок отлично запоминает часто используемые предметы и игрушки, все названия рекомендуется постоянно проговаривать вслух.
Мозг ребенка находится в постоянной активности, он каждый день запоминает информацию, даже если со стороны кажется, что процесс несколько замедлился. В определенный момент малыш выдаст все накопленные знания.
Простые предложения
К двум годам словарный запас ребенка состоит уже из 200 слов, ежедневно он запоминает до 10 слов, в основном существительных. В этот период взрослые должны следить за речью в присутствии малыша.
Ребенок учится соединять слова в простые предложения, в этот период рекомендуется разучивать с ним стишки и песенки.
Сложные осмысленные предложения
В период с 2 до 3 лет словарный запас расширяется до 300 слов, малыш начинает контролировать уровень громкости, постоянно меняя его. Он активно использует местоимения, предложения состоят из существительных, глаголов и наречий. К 3 годам речь усложняется, ребенок участвует в разговорах, меняют слова и тон голоса в зависимости от того, о чем и с кем он разговаривают. Большинство детей знают свое имя и возраст, их можно легко понять.
Причины отставания в речевом развитии
Многие родители волнуются, что малыш для своего возраста мало или плохо говорит, в данном случае необходимо учитывать, что скорость развития у всех разная. Основания для беспокойства появляются в том случае, если ребенок не говорит в трехлетнем возрасте. На это существует множество причин, проблемы со здоровьем при этом часто не играют никакой роли.
Основные причины отставания речевого развития:
- плохо развитая моторика — так как между речью и моторикой существует прямая связь, рекомендуется делать массаж пальчиков, ребенок должен больше лепить и рисовать;
- интернациональные семьи — в таких случаях малышу сложно определиться с языком, он может путаться в словах и понятиях, не говоря уже о составлении предложений;
- дефицит внимания со стороны взрослых — малышу не с кем говорить и не за кем повторять;
- сильная опека со стороны родителей, которые исполняют желания ребенка по первому его жесту, у малыша отпадает необходимость учиться говорить, так как он моментально получает все необходимое;
- стресс — в семьях, где много ругаются, ребенок замыкается в себе и долго не говорит, так как у него отсутствует стремление к этому, первые предложения он начинает говорить только к 5 годам.
Доктор Комаровский о нормах и сроках
Ребенок учится быстро говорить в семьях, где с ним много общаются, где речь обращена именно к нему. Очень важно с первых месяцев рождения читать ему сказки, петь колыбельные.
Важно помнить, что на скорость речевого развития влияют самые разные факторы. Некоторые дети могут молчать до 1,9 года, а в 2 отлично выговаривать все буквы. При этом необходимо учитывать, что после продолжительного молчания малыш не будет говорить полноценными предложениями.
На этом этапе очень важно не давить на него, он не должен повторять за взрослыми все фразы, тем более не нужно заставлять его это делать.
Ребенка не следует сравнивать с его ровесниками и другими детьми, не нужно думать что он чем-то хуже них.
Следует учитывать, что если малыш не умеет говорить до трехлетнего возраста, дальше будет только сложнее. Он будет коверкать слова, использовать неправильные словоформы, что существенно затруднит общение.
При наличии проблем с речью в 3 года малыша рекомендуется показать специалисту, тест позволит определить уровень речевого развития.
Родители должны обращать внимание на построение предложений, поправлять малыша следует ненавязчиво, чтобы у него не исчезло желание учиться говорить. При наличии дефектов рекомендуется обратиться к логопеду.
Поделитесь с друзьями
Когда (во сколько) ребенок начинает говорить?
Содержание статьи:
- Когда дети начинают разговаривать?
- Когда дети начинают говорить?
- Когда ребенок начинает говорить «мама»?
- Почему дети поздно начинают говорить?
- Как помочь ребенку начать говорить?
Когда дети начинают разговаривать?
До того, как дети начнут говорить внятные слова, они долго к этому готовятся, и все это время малыши разговаривают, но по-своему. Когда ребенок говорит первое слово? В 1,5-2 месяца, и это слово «агу». Именно с этого момента родителям необходимо разговаривать с ребенком, и чем больше они будут это делать, тем быстрее в будущем ребенок заговорит.
Приблизительно с 6-8 месяцев дети начинают лепетать, то есть произносить первые слоги. Конечно, они еще далеки от слов и не имеют никакого значения, но зато ребенок может выговаривать многие звуки, а это очень важно для развития речи. В этот период с детьми также нужно разговаривать, пополнять их пассивный словарный запас, которым он начнет пользоваться уже совсем скоро.
Когда дети начинают говорить?
О том, во сколько ребенок должен говорить, есть много мнений, и в основном, они ошибочны. Малыши начинают говорить в любом возрасте. Есть детки, которые первые слова произносят уже в годик, а бывает, что ребенку 5 лет, и он не говорит. Если вы обратитесь к педиатру с вопросом «Когда ребенок начинает говорить?», то однозначного ответа вы не услышите. Не ответит вам на него и логопед, и любой другой профессионал. Как считает большинство специалистов, четкой возрастной границы возникновения речи у детей не существует. Абсолютно здоровые дети могут начать разговаривать в разное время – в среднем от года до 3 лет. Поэтому если ребенок в 2 года не говорит, то паниковать не стоит. Главное, вы должны быть уверены в том, что ребенок здоров и просто «играет в молчанки». А вот если ребенок в 3 года не говорит, то опять же, паниковать не нужно, но обратиться за консультацией к врачу не помешает.
Многие мамочки интересуются у знакомых, во сколько их ребенок начал говорить, но это неправильно. Бывает, что малыш первые слова произносит уже в годик, но зато этот ребенок в 4 года плохо говорит. А есть детки, которые начинают говорить только после трех лет, но зато сразу четко и понятно. Вообще, в норме, которая может иметь небольшие отклонения, ребенок начинает говорить в промежутке от двух до трех лет. Но если ребенок в 2,2 не говорит, не переживайте, он обязательно заговорит в 2,5 или в 3 года. Все зависит от того, как он к этому подготовлен. Поэтому вам лучше думать не о том, когда ребенок должен начать говорить, а о том, как его научить делать это правильно.
Когда ребенок начинает говорить «мама»?
Этот вопрос волнует всех мамочек на свете, особенно, если они долго ждут этого момента. Первые «ма-ма-ма» малыш начинает произносить еще в 7-8 месяцев, но пока это только пара звуков, которые ребенку проще всего воспроизводить. Осознанное «мама» ребенок начинает говорить, когда ему уже переваливает за годик. Но это может стать не первым его словом, так что не расстраивайтесь, если малыш начнет свой разговор со слов «папа» или «баба». Кстати говоря, у большей части деток (60%) первым словом становится «дай», а не «мама».
Чтобы ребенок поскорее обратился к вам так, как вы мечтаете, необходимо его этому учить. Показывайте и называйте себя на фотографии или в зеркале. Играйте с ребенком в прятки. Закройте лицо ладонями и спросите малыша «Где мама?». Когда ребенок неосознанно произносит «ма-ма», откликайтесь, чтобы он со временем понял, что именно так нужно говорить, обращаясь к вам. Как правило, ребенок в 1 год не говорит «мама» осознанно. Практически все дети начинают обращаться к матерям, когда им исполнится полтора года. Однако бывает, что ребенок в 2 года не говорит «мама», но зато в 2,5 годика уже может говорить и «мама», и «мамочка».
Почему дети поздно начинают говорить?
Итак, вы теперь понимаете, что если ваш ребенок в год не говорит, то это не страшно. О том, что малыш долго молчит, нужно беспокоиться уже после того, как ему исполнится 3 года, и то если на это есть основания. Теперь давайте рассмотрим основные причины, по которым дети долго не начинают говорить. Стоит отметить, что далеко не всегда причинами долгого молчания ребенка становятся проблемы со здоровьем – задержка в развитии нервной системы, гипоксия (кислородное голодание) во время внутриутробного развития, нарушения слуха и др. На самом деле есть множество других факторов, которые препятствуют развитию речи детей. Итак, основными причинами отставания здоровых детей в речевом развитии специалисты называют следующие.
- • Плохое развитие моторики, от которой зависит речь ребенка. Дело в том, что часть мозга, отвечающая за речь, напрямую связана с пальчиками рук, и поэтому чем лучше будет работать мелкая моторика у ребенка, тем лучше будет развиваться речь. Поэтому малышам нужно задействовать пальчики с самого раннего возраста. Сначала массажем и упражнениями, а затем с помощью творческих занятий – рисования, лепки и т.д.
- • Интернациональные семьи, в которых говорят на разных языках. Чтобы ребенку начать говорить, ему сначала нужно определится с языком, то есть научится различать их. В таких семьях ребенок и в 5 лет плохо говорит, потому что у него идет путаница в словах, их значениях, а говорить предложениями малышу и вовсе сложно.
- • Недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. Многие дети, которые не ходят в сад и воспитываются дома с няней, недополучают полный объем общения, необходимый им в их возрасте. Отсюда отставание в развитии речи, ведь говорить просто не с кем и повторять не за кем.
- • Чрезмерная опека родителей, которые угадывают желания ребенка с первого жеста и тут же их исполняют. Ребенку не приходится учиться говорить, ведь за него все сделают. В подобных семьях нередко случается так, когда ребенок говорит первое слово лишь к 4-5 годам, и то, потому что приходит пора общаться со сверстниками на улице.
- • Стресс. Развитие речи у ребенка может отставать, если в доме царит хаос. Бесконечные ссоры, сандалы и драки взрослых способствуют замыканию малыша в себе. Ребенок долго не говорит, потому что у него нет к этому стремления, желания. В подобных семьях часто бывает так, что ребенок в 4 года не говорит еще внятных слов, а в 5 лет едва может связать пару предложений.
Как помочь ребенку начать говорить?
Во-первых, запаситесь терпением. Многие дети начинают говорить внезапно. Например, если в 2,2 ребенок не говорит ни слова, то уже в 2,3 он может заговорить лучше, чем сверстники и даже сразу подружится с буквой «Р». Однако не ждите, что после долгого молчания ребенок начнет говорить предложениями. Когда ребенок начнет произносить первые слова, важно не перебить его желание – не давите на ребенка, не заставляйте его повторять все, что вам вздумается. Во-вторых, перестаньте сравнивать своего ребенка со сверстниками, детьми своих подруг и знакомых. Переживания по поводу того, что ваш ребенок хуже других приведут к тому, что вам самим может потребоваться помощь.
Хотя все дети начинают разговаривать в разном возрасте, что является нормой, все же стоит научить ребенка говорить до трех лет. Дело в том, что если ребенок в 3 года еще не говорит, то дальше ему будет только сложнее. Исковерканные слова, неправильный подбор словоформ, неумение пользоваться предлогами – все это существенно мешает, когда ребенок начинает говорить предложениями. Как правило, строить их ребенок не умеет, а значит, общаться малышу будет очень тяжело. Поэтому если ребенок в 3 года плохо говорит, то не медлите с обращением к логопедам и другим специалистам, которые с помощью простого теста смогут определить уровень развития речи ребенка.
Разговаривайте с ребенком с самого рождения, читайте ему сказки. До трех лет занимайтесь с малышом самостоятельно. Но если ребенок в 4 года плохо говорит, то проконсультироваться со специалистами вам все же необходимо. Если вы обратитесь за помощью к логопеду, расскажите ему, во сколько ребенок начал говорить, как вы с ним занимаетесь, чтобы специалисту было проще понять, почему ребенок долго не говорит.
Не думайте о том, когда ребенок должен начать говорить, ведь главное то, как он начнет говорить, насколько будет наполнен его словарный запас. Когда ребенок начинает говорить предложениями, обратите внимание на то, как он их строит. Поправляйте речь ребенка, но ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Если у вашей крохи есть дефекты в речи, срочно обращайтесь к логопедам, чтобы он не успел привыкнуть говорить неправильно. Приложите немного усилий сегодня, и завтра вы будете гордиться своим говоруном.