Ребенку 11 месяцев: развитие, режим, питание, меню
В 11 месяцев ребенок начинает более активнее проявлять самостоятельность. Он стремится познавать окружающий мир — передвигается по всей территории квартиры или дома, заглядывает во все углы и с огромным любопытством изучает найденное. Задача родителей не запрещать ему делать это, боясь, что кроха навредит себе тем самым. Необходимо просто обезопасить жилье — закрыть все острые углы, розетки, заблокировать двери, дверцы шкафов, благо сейчас в магазинах продаются специальные защитные аксессуары для этого, и, конечно же, спрятать повыше все предметы, которые могут нанести крохе вред.
Что умеет делать малыш
Ребенок в 11 месяцев начинает манипулировать взрослыми. Он понял, что на его плач родители быстрее реагируют и подходят к нему. Заметив такие уловки, следует пресекать их, так как такое поведение в дальнейшем может привести к непослушанию и постоянным капризам. Конечно, полностью игнорировать ребенка нельзя, просто не стоит реагировать на крики и слезы молниеносно. Обычно через несколько неудачных попыток многие дети перестают командовать.
В этом возрасте ребенок без труда может встать из положения сидя и некоторое время стоять, держась за опору. Многие детки начинают уверенно ходить, держась за опору или руку взрослого, а более активные малыши уже делают первые самостоятельные шаги. Деткам нравится танцевать под музыку, они активно приседают и раскачиваются из стороны в сторону.
На этом этапе развития совершенствуются функции рук. Теперь ребенок замахивается перед тем, как бросить какой-либо предмет. И это занятие ему доставляет огромное удовольствие. Он учится пить из чашки и кушать самостоятельно.
Малыш овладевает новыми действиями — одевает, снимает кольца с пирамидки, строит башни из кубиков, листает книгу с плотными страницами, открывает коробку, складывает в нее небольшие игрушки и закрывает обратно. Ему очень нравится играть в прядки, прячется за шторой и громко смеется, когда его находят.
Карапуз легко может залезть на невысокий диван и слезть с него обратно, он легко преодолевает на четвереньках небольшую лестницу.
Ребенок хорошо понимает просьбы взрослых и с удовольствием выполняет их — приносит мишку, дает ручку, показывает части тела, выбрасывает мусор в ведро и т. д. Исключение лишь составляет слово «нельзя», малыш его прекрасно понимает, но выполнять почему-то не спешит.
На этом этапе жизни у крохи появляется чувство юмора. Увидев или услышав что-то смешное он начинает громко смеяться.
Словарный запас ребенка не особо обогащается по сравнению с прошлым месяцем. Однако некоторые детки уже осмысленно начинают произносить простые слова — мама, папа, баба, дед. Кроха может сообщить маме, что он голоден, указав на стол, где лежит печенье, произнеся слово «ам-ам». Тем же словом он может объяснить, что делает собачка. Он может покачать головой, сказав тем самым «да» или «нет». Следует продолжать заниматься с малышом — рассказывать про окружающие предметы, читать книги, постоянно разговаривать.
Чтобы крохе было проще адаптироваться к окружающему миру, необходимо посещать с ним развивающий центр. Если по каким-либо причинам это невозможно, то подойдет и детская площадка. Так малыш будет обеспечен общением с другими детьми. Умение играть вместе, дружить, делиться вещами, значительно упростит его вливание в коллектив.
Важно помнить, что развитие всех малышей происходит по собственному графику. Поэтому, если ребенок еще не начал ходить, говорить, то это не значит, что он отстает в развитии, просто эти навыки проявятся немного позже.
Рост и вес
В среднем рост и вес ребенка в 11 месяцев составляет:
Вес мальчиков | 8600 — 11200 кг |
Вес девочек | 8300 — 10500 кг |
Рост мальчиков | 71,3 — 78 см |
Рост девочек | 70 — 76,5 см |
Окружность головы мальчиков | 42,2 — 48,3 см |
Окружность головы девочек | 41,9 — 47,3 см |
Режим дня малыша
У большинства деток в 11 месяцев меняется режим сна — теперь они спят значительно меньше, многие переходят на одноразовый 2-2,5 часовой дневной сон. Длительность ночного сна составляет около 10 часов.
Важно придерживаться режиму дня — прием пищи, сон, прогулки должны быть строго в одно и тоже время. Так малыш не будет испытывать проблем с аппетитом, пищеварением и будет быстро засыпать.
Ребенку по-прежнему трудно засыпать вечером. Поэтому не рекомендуется перед сном включать телевизор, играть с ним в активные игры. Также следует продолжать приучать малыша к горшку, ежедневно высаживая его после сна.
Питание малыша в 11 месяцев
В этом возрасте кроха начинает иначе относиться к еде — становится более разборчивым. Малыш настолько подрос, что уже может получать практически все виды пищи (мясо, каши, фрукты, овощи, кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия). Однако ему по-прежнему нельзя давать цитрусовые фрукты, цельное молоко, орехи, жаренные, острые, жирные, копченные блюда, соленья, обычные рыбные, мясные консервы, различные сладости. Пища готовится на пару либо отваривается без добавления каких-либо специй.
Режим питания ребенка в 11 месяцев остается пятиразовым. На завтрак карапузу дается каша из овсяной, кукурузной, пшеничной, рисовой или гречневой крупы. Ее можно варить самой или использовать специальную готовую молочную или безмолочную кашу, которая разбавляется теплой кипяченной водой). В нее можно добавить яичный желток.
На обед малышу обычно дают овощной суп на мясном бульоне, фрикадельки или паровую котлету из рыбы либо нежирных сортов мяса. На гарнир — пюре из овощей (кабачка, картофеля, моркови, тыквы, цветной капусты, брокколи). Хорошо подойдет и салат из свежих овощей (мелко порезанный помидор и натертый огурец или просто натертая морковь), заправленный растительным маслом. Можно приготовить фруктово-овощной салат (протертая морковь с яблоком) и заправить его йогуртом. Также на гарнир можно отварить овощи и порезать их на небольшие кусочки.
На полдник малышу можно предложить детский кефир с печеньем, пюре из груши, яблока, сливы, персика, творогом или каким-либо свежим фруктом (банан, яблоко, персик, груша).
На ужин карапузу дается любая каша, вермишель, макароны или творог с салатом из свежих овощей, фруктов либо пюре. А перед сном — детский кефир, грудное молоко или молочная смесь.
Если какое-то блюдо не вызывает у ребенка симпатии, то не стоит заставлять его насильно есть. Лучше отказаться от него на некоторое время, а потом предложить вновь.
Меню малыша в 11 месяцев
Примерное меню выглядит следующим образом:
- 06:00 — грудное молоко или молочная смесь;
- 10:00 — каша, яичный желток, фруктовое пюре, чай;
- 14:00 — суп с фрикадельками, хлеб, салат из овощей, сок;
- 16:00 — детский творожок, печенье, кисель;
- 18:00 — вермишель, овощное пюре, чай;
- 21:00 — грудное молоко, молочная смесь или кефир.
11 месяцев: развитие речи — Дети Mail.ru
Физиология
Большинство детей к этому возрасту совершает свои первые шаги. Малышу не нужна обувь для ходьбы дома. Если он ходит босиком по поверхностям с разными фактурами – кафель, паркет, ковер, это полезно для гармоничного развития его ног.
ЮлияПара вопросов или нужен совет бывалых))Девочки, такое дело, не знаю что и делать. Будет много букв, уж извините. Вообщем родилась моя Милашка 3740 (лежала малышка 8 дней под капельницами с антибиотиками в ОПН), вообщем 30.01 нам будет 4 месяца. Голову держим хорошо, гулим, смеемся, правда пока не переворачиваемся (но думаю массаж это исправит). Все бы ничего, но вес мы набираем очень плохо. В первый месяц еще нормально 800г, а вот дальше по 300 еле еле. Решила я обследовать крошку в связи с этим хочу знать, как вы собирали кал у крошки? Мы собрали с памперса на копрограмму в первый раз и результат пришел хороший, но набора нет большого. Сегодня вот собрали опять с памперса. Не знаю правда достоверно ли будет. Она какает в разное время, предугадать сложно. И еще вопрос. Малышка стала спать целыми днями практически не просыпаясь (правда ночью короткие сны и почти не спит) Может бодроствовать несколько часов кряду, потом поспать минут 30 и снова фестивалить. Засыпает в 9-11 утра и спит весь день, не добудешься хоть из пушки стреляй. Проснется, немного поест и спит на бутылочке (мы на ИВ). Месяц назад сдавали кровь, все хорошо. Какие анализы еще сдать чтобы понять причину такого долгого сна (спит по 10-12 часов) практически не просыпаясь( если у кого так было подскажите как поступали. Есть подозрение, что от Элькара это (нам назначили 10 кап. 3 раза в день, по показаниям). Вообще, буду рада любому ответу)
53Сейчас в физическом развитии ребенка появляется танец. Конечно, это пока некое подобие движений под музыку, но это ведь только начало! Чаще включайте веселую музыку и пойте с ним.
Сон малыша так же достаточно длительный. Многие дети к возрасту 11 месяцев спят уже два раза днем, некоторые всего один раз.
Улучшаются моторные навыки, в частности – мелкая моторика. Ребенок умеет уже переворачивать странички картонной книги, мнет и разрывает бумагу, пусть не аккуратно, но – переворачивает страницы обычной книги.
В питании тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.
Психология
Ребенок стал более самостоятельным. Он учится понимать, чего он хочет и чего не хочет. Его действия становятся целенаправленными. Маленькому исследователю интересно абсолютно всё. Надеюсь, вы уже закрыли всю бытовую химию под амбарный замок и убрали всё острое, хрупкое подальше от его цепких ручек.
С каждым месяцем игра ребенка становится все сложнее. К возрасту 11 месяцев – 1 года он готов к первой сюжетной игре. Малыш каждый раз ждет вашей похвалы. Можете в игровой форме учить его помогать вам. Например, складывать разбросанные игрушки в корзину. Этому никогда не рано начинать учить.
Ребенок активнее общается. Он активно использует звукоподражание и простые слова. Чтение книжек с яркими картинками – полезное и увлекательное занятие. Часто дети сами рассматривают картинки в книжке, переворачивая плотные картонные страницы – это 5 минут свободного времени для мамы. Используйте его!
Навыки и умения
♦ Самостоятельно вставать у опоры, ходить вдоль нее.
♦ Взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.
♦ Показывать части тела на других людях (нос, рот, глаза).
♦ Надевать кольца на пирамидку без правильной последовательности.
♦ Переворачивать страницы картонной книги.
♦ Самостоятельно пьет из поильника или кружки.
♦ Некоторые дети ходят без посторонней помощи.
♦ Подает знакомую игрушку по просьбе.
Еще один важный момент, который нужно обсудить в семье, – дисциплина. Самая эффективная дисциплина – это просто последовательные действия. Если что-то запрещается – это запрещается всегда, вне зависимости от того, просит или плачет ребенок и, конечно, от настроения родителя. Если один родитель запрещает что-то, то другой родитель не должен это разрешать. У ребенка в голове не должно быть путаницы.
Как играть
Чем лучше развита координация движений ребенка и мелкая моторика, тем сложнее развивающие игры. Сейчас уже можно использовать различные пазлы-вкладыши, усложнять сортеры. Обычно малыш неплохо справляется уже с 2-3 формами (круг, квадрат, треугольник) и пытается сложить остальные.
Сюжетные игры отлично подходят подросшему малышу. Обычно дети повторяют за взрослыми то, что видят ежедневно: выкладывают белье в тазик, складывают его обратно в стиральную машину, стучат игрушечным молотком и разговаривают по телефону. Всегда помните: «Дети – видят, дети – делают».
Ребенок уже хорошо запомнил, где у мамы нос, рот и глаза. А теперь покажите, где у него самого эти части тела. Расширяйте его кругозор.
Книжки. Дети с удовольствием их слушают и рассматривают картинки. Старайтесь во время чтения сажать малыша не на колени, а садиться напротив него, чтоб он видел вашу мимику и артикуляцию. Эмоции – очень важная деталь сказки.
Чему можно научить
Простая помощь по дому – вот то, что сейчас получится у ребенка лучше всего. Конечно, пока это совсем помощью назвать крайне сложно, однако, он может помогать вам собирать свои игрушки и складывать их в ящик.
Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия.
Что чувствует и как ведет себя
Ребенок – это маленький экспериментатор. Он пробует на вкус все новое. Многим нравится экспериментировать с едой и новыми вкусами. Другие, напротив, не жаждут новой еды. Подталкивайте, предлагайте, но не заставляйте.
Слух у ребенка очень чуткий. Он отлично слышит и легко откликается на свое имя.
Малыш уже умеет злиться, расстраиваться, веселиться, скучать. И это далеко не весь спектр его эмоций.
Как развивается речь
Если к возрасту 1 года у ребенка в речи есть хоть 1 полноценное слово, значит, нервно-психическое развитие малыша в норме. Не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка со сверстником-болтуном. Это разные дети и они имеют право на индивидуальное развитие. Сравнивайте своего ребенка с ним самим.
Сейчас малыш начинает использовать упрощенные слова («ням-ням», «бух», «да», «надо», «дай»), активно использует звукоподражание. Чаще разговаривайте с ним – это будет пополнять его словарный запас, и он охотнее будет делиться с вами новыми словами.
Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева
Календарь развития ребенка в 11 месяцев
Вашему малышу уже 11 месяцев. Он многому научился за этот небольшой период своей жизни. Он уже достаточно вырос и окреп физически. Произошли изменения и в его психическом развитии. Он вот-вот может сказать свои первые слова и сделать первые уверенные шажки. Но ему еще многое предстоит узнать. Развитие 11-месячного малыша продолжается.
Физическое развитие
За одиннадцатый месяц жизни ребенок может прибавить в весе около 350-400 граммов. И таким образом вес в конце 11го месяца составляет 9-11 килограммов(±1 килограмм). Рост малыша увеличивается приблизительно на 1,5 сантиметра и уже к концу месяца он будет 73-77 сантиметров (± 3 сантиметра).
Навыки и умения
В одиннадцать месяцев ребенок должен уже хорошо и ровно стоять, опираясь на что-нибудь или держась за руку. Он уже более уверенно может передвигаться вдоль стены или дивана. Некоторые малыши в этом возрасте уже начинают ходить сами, правда еще на небольшие расстояния, например от шкафа к кровати или от дивана к столу. Для удержания равновесия они обычно берут в ручку игрушку.
В 11 месяцев ребенок может сесть из стоячего положения.
Дети в таком возрасте уже должны быстро и уверенно ползать. Могут долгое время сидеть ровно. Ребенок уже способен хватать и держать в ручках предметы, даже очень мелкие. Хорошо держит ложку и даже пытается с ее помощью кушать, может пить из кружки, которую тоже держит самостоятельно.
У многих деток уже выросли первые зубки. Обычно в таком возрасте уже есть по 2 центральных резца снизу и сверху. Но не стоит расстраиваться и переживать, если зубов еще совсем нет. До 1 года это нормально. Если первые признаки роста зубов не будут проявляться после годика, следует проконсультироваться с врачом-педиатром.
Психоэмоциональное развитие
Ребенок начал «разговаривать». Но теперь это не просто имитация звуков. Он понимает, о чем он лепечет и вкладывает смысл в свои слова. Например, если он хочет кушать, он говорит «ама-ама». Всю еду он называет также. Важно разговаривать с малышом и таким образом учить его новым словам.Теперь кроха также понимает, что люди вокруг него становятся ласковее и охотнее откликаются на его зов, если он заплачет. Ребенок научился этим пользоваться и часто может захныкать нарочно. При этом слез в глазках совершенно не будет.
В одиннадцать месяцев ребенок уже хорошо понимает требования взрослых – «дай», «возьми», «покажи», «кушать» и так далее. Охотно откликается на эти просьбы, а выполнив, ждет, что его похвалят. В этаком возрасте поведение ребенка очень показное. Малыш стремиться понравиться взрослым, хочет вызвать у них улыбку и смех. Любит играть в «прятки». Но уже хорошо понимает, что это игра. Поэтому много балуется и не так серьезно воспринимает. В 11 месяцев дети осваивают уже другой вид игр – простейшие ролевые. Малыши любят вести себя как мама, например, начинают кормить куклу или ругать ее или, наоборот, играют с ней.
Тест на развитие ребенка
В 11-месячном возрасте ребенок должен хорошо сидеть самостоятельно, активно ползать и стоять, опираясь на что-нибудь. Он должен держать сам кружку и уметь пить из нее. Малыш уже должен хорошо освоить пользование ложкой. Стараться кушать с ее помощью без мамы. Если дать ребенку расческу, он должен хорошо понимать ее назначение и показать это, пытаясь сам себя расчесать.
Ребенок уже отслеживает простейшие причинно-следственные связи. Если показать малышу предмет, а потом спрятать его, он удивиться его пропаже и будет пытаться отыскать.
Можно уже начинать игры с кубиками или пирамидками с колечками. Кроха должен уметь насадить несколько колечек на штырек или собрать башенку из 3-4 кубиков.
Питание
В 11 месяцев малыш уже может есть пищу, которую едят остальные члены семьи. Конечно же, она должна быть хорошо перетерта и измельчена в блендере. Так же еда должна содержать минимальное количество соли и сахара, а также нельзя приправлять ее специями. Готовить пищу нужно на пару, варить или тушить ее. Многие продукты ребенок уже попробовал к этому возрасту. Но все же стоит быть аккуратными с такой пищей, как томаты, цитрусовые, какао, мед, орехи, грибы. Потому что они могут вызвать у малыша аллергию. Питание ребенка должно быть полезным и простым. Отдавайте предпочтение кашам, овощам, супчикам, творожкам, мясу и рыбе на пару.
Суточная норма пищи 11-месячного ребенка составляет примерно 1,1-1,2 литра не учитывая жидкость. Кормить нужно 5 раз в сутки. Такой режим питания сохраняется у малыша приблизительно до двух лет.
Некоторые дети в 11 месяцев все еще остаются на грудном кормлении. Обычно мама кормит кроху дважды – утром и вечером. Если вы хотите отучить ребенка от груди к одному году, то в 11 месяцев начинайте кормить его только 1 раз вечером перед сном. Но, если таких планов нет, то можно и дальше кормить молоком по требованию малыша.
Отдых и бодрствование
Ночной сон ребенка стал более ровный и спокойный. Он все меньше просыпается для того, чтобы покушать ночью. А некоторые и вовсе могут проспать всю ночь напролет. Дневной сон состоит из двух периодов примерно по два часа каждый. У каждого малыша устанавливается свой индивидуальный режим. Все детки разные. Кто-то спит больше днем, кто-то днем совсем не любит спать. Мамы не должны силой укладывать малышей. Нужно подстраиваться под кроху. Иначе это может нарушить аппетит и плохо сказаться на его настроении. Тем не менее режим дня должен быть у всех детей.
Как родители должны помогать развиваться малышу
Родители должны всячески помогать и способствовать умственному и физическому развитию своего чада.
Малыш начинает говорить. Поэтому маме и папе нужно постоянно разговаривать с ним. Если слова, которые сказал ребенок не совсем понятны, необходимо все равно выяснять, что имел в виду малыш. Помогать ему правильно произносить новые слова, показывать, как они выглядят. Поиграйте с ребенком в простую игру: спрячьте несколько предметов, а затем показывайте их ребенку, называя каждый. Вещи должны быть простыми, те, которые окружают малыша в повседневной жизни – книжка, кукла, машинка, кружка, очки и так далее. Рассказывайте, для чего нужен каждый предмет, показывайте, что с его помощью можно сделать. Так ребенок быстрее запомнит и сами слова и назначение этих предметов. Играйте карточками, читайте вместе сказки с картинками.
Научите малыша простым действиям «дай-возьми», «привет-пока». Проиграйте с ним ситуации с использованием этих действий. Слова говорите медленно, немного растянуто, чтобы ребенок успевал запомнить не просто сами движения, а именно их смысл.
Детки в таком возрасте очень любят «помогать» маме готовить еду. Если вы будете рассказывать и показывать малышу что и как вы готовите, будете давать ему что-то попробовать на вкус, давать возможность положить какой-то ингредиент, это тоже будет способствовать развитию малыша.
Не всегда плохая речь связана с отсталостью малыша. Возможно, причиной является слабо развитая челюсть. Поэтому хорошо давать детям грызть что-нибудь тверденькое, например, яблоко, морковку или сухарь.
Развивайте мелкую моторику рук ребенка. Это также способствует развитию речи. Проделайте с малышом следующие упражнения.
- Насыпьте в одну мисочку крупу или горох, а затем пересыпьте руками в другую мисочку. Малыш должен повторить. Такое же упражнение можно сделать и с водой или мелкими предметами, например, с пластмассовыми уточками или рыбками, во время водных занятий. Такие приемы помогают укрепить слабые ручки крохи, а также учат лучшей координации в движениях.
- Порисуйте с малышом в муке или крупе. Насыпьте на плоскую поверхность муку и разрешите ребенку поиграться в ней ручками, покажите, как можно рисовать пальчиком
- Лепите с ребенком. Для этого занятия хорошо подойдет специальное тесто для лепки, которое можно купить в магазине или сделать самим. Оно более безопасно, чем пластилин, потому что ребенок постоянно тянет ручки в рот. Лепите простые фигурки – колбаски, горошки, блинчики.
- Найдите браслет или кольцо, в которое с легкостью будет проходить ваша рука. Покажите малышу как его надевать сначала на свою руку, а затем дайте то же самое сделать ребенку с его рукой. Помогите, если у него не получается. Через несколько занятий он легко сможет попадать ручкой в браслет самостоятельно.
- Рисуйте с ребенком карандашами. Используйте наборы с небольшим количеством цветов. Пока этого достаточно.
В 11 месяцев не все дети начинаю ходить. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Позвольте вашему малышу находиться в удобном для него положении «на четвереньках» столько времени, сколько ему это будет необходимо. Длительное ползание не вредит ребенку. Наоборот, как выяснили многочисленные исследования, дети, которые много ползали, начинают раньше говорить, у них более прямая и ровная спинка. Нельзя специально заставлять ребенка ходить. Продолжайте развивать мышцы спины и укрепляйте позвоночник крохи с помощью массажей, гимнастик и вскоре он сам пойдет. Не забывайте также брать малютку на руки. Он все еще нуждается в материнском тепле и эмоциональной близости.
Через месяц крохе уже исполниться 1 годик. Это будет его первый День рождения. Спланируйте всё заранее. Сделайте этот день ярким, интересным и запоминающимся.
Что может ребенок в 1 год 11 месяцев: все о правильном развитии малыша
Наши детки растут очень быстро. Наблюдать за маленьким человечком не только интересно, но и полезно. Ведь это поможет выявить и своевременно устранить отставания в развитии.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Каждому возрасту малыша должны соответствовать определенные успехи. Что должен знать и уметь ваш ребенок в 1 год и 11 месяцев?
Физиология малыша в возрасте 1 года 11 месяцев
В таблице приведены нормы, установленные нашим Министерством здравоохранения. Ребенок, которому через месяц исполнится 2 года, приблизительно должен соответствовать этим параметрам.
Не стоит отчаиваться и поддаваться панике, если ваша кроха не соответствует указанным параметрам.
Каждый ребенок индивидуален!
Конечно, чтобы быть спокойным за развитие своего малыша, можно обратиться к доктору.
Что умеет делать ребенок в 1 год и 11 месяцев?
Рассмотрим подробно, на что может быть способен маленький человечек всего за месяц до своего двухлетия.
Активно речь малыша начинает развиваться с полутора лет. В возрасте год и 11 он имеет уже достаточный для общения словарный запас. В его лексиконе присутствуют порядка 200 слов, которые он успешно складывает в небольшие предложения.
В этом возрасте нужно разговаривать с ребенком как можно больше. При этом не нужно сюсюкаться с ним, подражая его речи.
Напротив, при разговоре со своим крохой нужно четко выговаривать каждое слово. Тогда и речь его быстрее будет становиться правильной и понятной.
Очень полезно читать малышу детские стишки, напевать небольшие песенки. В возрасте год 11 месяцев малыш впитывает информацию, как губка. Он быстро схватывает отдельные фразы и слова, успешно повторяя их и расширяя свой словарный запас.
- Коммуникабельность
Совсем скоро вашему любимому человечку исполнится 2 годика. Вы устроите праздник, пригласите на него других деток. А умеет ли ваш малыш общаться со своими сверстниками?
За месяц до своей второй годовщины со дня рождения ребенок должен проявлять активное любопытство, стремиться к общению со своими ровесниками, пытаться идти первым на контакт с ними. В этот период между детьми наблюдается своеобразное сотрудничество. Они пытаются вместе выполнить какую-либо работу, к примеру, построить домик из кубиков.
К сожалению, между малышами могут возникать разногласия или ссоры. Кроха, если за несколькими малышами наблюдает один взрослый, может потребовать к себе повышенного внимания, показать задатки будущего характера.
В год и одиннадцать малыш понимает, когда к нему обращаются с просьбой или замечанием. При этом он реагирует на интонацию, выделяя в вашем голосе недовольство, просьбу или одобрение.
Большинство малышей в возрасте года и 11 месяцев охотно идут на контакт даже с малознакомыми людьми.
- Физическое развитие
Если ваш ребенок развивается нормально, то к году и 11-ти месяцам он уже многие вещи делает. К двум годам малыш должен быть активным, с интересом играть в подвижные игры и обладать хорошей координацией движения. Чем ближе двухлетний возраст, тем активнее у детей развивается любопытство и любознательность. Они с интересом изучают все новое и незнакомое. Режим дня дисциплинирует малыша и приучает его к порядку. Он знает, что после того, как он проснулся, нужно умыться и почистить зубки. Прием пищи в одно и то же время способствует хорошему аппетиту. Регулярный дневной сон успокаивает нервную систему ребенка. Распорядок дня малыша в этом возрасте мало отличается от режима полутора или двухлетнего ребенка. Небольшое отличие существует между режимом детишек, которые сидят с мамой дома и теми, кто ходит в ясли. В первом случае утром кроха может поспать подольше. В детсад или ясли маленького человечка придется поднимать утром не позднее 7 часов. Примерный распорядок малыша, который сидит дома с мамой или бабушкой выглядит приблизительно так: Данный распорядок дня не является эталоном. Маленькие дети, как и взрослые, делятся на сов и жаворонков. Подстройте режим дня под биологические часики вашего малыша. Организм маленького человека значительно отличается от организма взрослого, поэтому для нормального развития и роста малышу необходимо оптимально сбалансированное питание, соответствующее его возрасту. В год и 11 ребенок хорошо управляется со столовыми приборами и умеет пережевывать пищу. В ежедневном меню обязательно должны быть разнообразные продукты. Приучайте ребенка кушать с хлебом, неважно с каким — пшеничным или ржаным. В нем имеются разные полезные компоненты. Не давайте малышу блюда с острыми приправами. Кроме того, пища ребенка должна быть немного не досолена. Чтобы малыш не отставал в развитии от своих сверстников, ему нужно уделять максимум внимания. Если ребенок ходит в детсад, там с ним занимаются методисты и воспитатели. Домашний же малыш может научиться чему-то новому только от близких людей. В возрасте год и 11 нужно продолжать занятия и игры на развитие мелкой моторики. Рисование, лепка из пластилина, глины или теста, сборка пазлов, нанизывание бусинок не только укрепляют ручки малыша, но и способствуют развитию его речи. Чтобы развивать интеллектуальные способности крохи, предложите ей разложить по цветам кубики или другие игрушки (красный к красному, зеленый к зеленому и т. д.). Учите ребенка понятиям большой и маленький. Если у него есть матрешка или другие одинаковые игрушки разного размера, предложите ему выстроить их по росту. С тем же успехом можно разделить игрушки на мягкие и твердые. Чтобы малыш не заскучал за монотонными ежедневными занятиями, проявите смекалку, и каждый день учите его чему-нибудь новому. К примеру, когда он освоит понятие твердый и мягкий, предложите ему найти и показать все мягкие или твердые предметы в вашем доме. Чтобы маленький человечек развивался гармонично, уделяйте ему как можно больше времени. На прогулке рассказывайте обо всем, что вас окружает — о растениях, животных, домах или машинах. Не забывайте уделять достаточно времени активным играм на свежем воздухе. Чтобы развить коммуникативные способности, особенно если малыш не ходит в садик, гуляйте с ними на площадке, где много других детишек. Общайтесь со своим любимым человечком каждую свободную минуту! Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцамДля чего нужен режим ребенку? Каким он должен быть у малыша в 1 год 11 месяцев?
Чем кормить ребенка: питание карапуза в 1 год и 11 месяцев
Досуг ребенка в 1 год и 11 месяцев: обучающие и развивающие игры
все о физическом состоянии, особенностях речи, питания, ухода, а также о том, что умеет делать малыш
Дети растут быстро, и наблюдать за ними не только увлекательно и интересно, но и полезно – можно вовремя выявить отставания в развитии и устранить их.
Каждый возраст малыша должен соответствовать определенным навыкам и успехам, что же должен быть малыш в 1 год и 11 месяцев?
Об это речь пойдет далее.
Важно! Родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален, и не впадать в панику при несоответствии с приведенными ниже параметрами, но при существенной разнице нужно проконсультироваться с педиатром.
Физические параметры
Если говорить о росте и весе детей в 1 год и 11 месяцев, в среднем параметры следующие:
- мальчики – рост — 86,5 см, вес – 12,2 кг, окружность головы 48 см, окружность груди -51 см;
- девочки – рост – 85 см, вес – 12 кг, окружность головы – 46 см, окружность груди – 50 см.
Что умет делать малыш?
- В этом возрасте ребенок очень подвижен, он не просто хорошо стоит на ножках, но и бегает, прыгает, кружится, а, следовательно, часто падает. Если малыш слышит ритмичную музыку, он подтанцовывает, машет ручками, и даже может подпевать.
- В 1 год и 11 месяцев ребенок может построить башню из кубиков, бросить в цель мячик, что свидетельствует о том, что малыш научился хорошо владеть своими пальчиками.
- Дети в этом возрасте могут проявлять интерес к велосипеду, они нажимают на педали, но крутить их еще не получается. А вот с ездой на самокате ребенок уже может справиться.
- К этому возрасту малыш может самостоятельно надевать носки и штаны, а некоторым удается даже справляться с простыми застежками на вещах.
- Ребенок уже может самостоятельно пользоваться горшком.
- Как правило, к в это время становится понятно, какая рука у малыша доминирующая – правая или левая.
Справка! Психологи не советуют переучивать ребенка, если он более активно пользуется левой рукой.
Посмотрите еще полезное видео:
Особенности психоэмоциональной сферы
- У ребенка в 1 год и 11 месяцев психологическая сфера продолжает активно развиваться, но происходит это немного медленнее, чем это было на первом году жизни. Длительность бодрствования увеличивается до 4-5 часов.
- Малыш становится более независимым и начинает проявлять свой характер.
- Некоторые дети капризничают – сжимают губы, если не хотят чистить зубы и кушать нелюбимую еду, отказываются мыть голову шампунем и так далее. Родители должны научиться договариваться с ребенком, не кричать, но и ни в коем случае не потакать капризам.
- К этому возрасту у ребенка обостряется чувство свободы. Малыш может убегать от взрослого при каждой удобной возможности, но, если он увидит, что его никто не ищет, а родителей нет в поле зрения, он может почувствовать себя брошенным и сильно испугаться.
- Малыш этого возраста в семье – это время, когда родители должны быть очень терпеливыми и понятливыми, ведь бунтарство и борьба – это естественный этап развития человека, в результате чего ребенок вырабатывает в себе привычку к устоям социума.
Речевые способности
Высокий познавательный интерес у ребенка в этот период жизни делает его очень восприимчивым к любой информации, которая исходит от взрослых.
Любознательный малыш в это время задает вопрос «почему». И взрослый человек должен правильно отреагировать на этот вопрос, и завязать доброжелательный и терпеливый диалог.
В лексике малыша к этому возрасту присутствует около 130-170 слов, ребенок может объединять их, создавая фразы и предложения.
В этом возрасте нужно больше читать ребенку сказок, учить вместе с ним детские стишки, чтобы не только развивать артикуляционный аппарат, но и увеличивать словарный запас.
Интеллект
Дети в этом возрасте много говорят, смеются и радуются, когда с ними общаются близкие люди. Улучшаются моторная ловкость, координация.
Основным видом деятельности для ребенка 1 года и 11 месяцев является предметная деятельность – он знакомится со свойствами предметов, развивается сенсорное развитие. Малыш учится перемещать предметы в пространстве, а также действовать предметами относительно друг друга.
Память тоже претерпевает изменения – у ребенка формируются воспоминания. Сначала они возникают на наглядной ситуации, малыш может увидеть чашку с отбитой ручкой, и сказать, что это он уронил чашку и она разбилась, или если ребенку предложить пойти гулять, он будет искать одежду и обувь для прогулки.
Что касается речевых навыков, до полутора лет ребенок учится понимать речь, к двум годам его словарный запас увеличивается, а также обогащается мимика и жестовая речь. Формируется речевое мышление – ребенок производит действия и обозначает их словами.
Ребенок начинает подражать взрослым – «читать газету», «разговаривать по телефону», «наряжаться» и так далее.
Однако потребность малыша в общении со взрослыми остается большой. То есть его эмоциональное состояние, активность и интеллектуальное развитие напрямую зависит от того часто ли играют и разговаривают с ним взрослые.
Рацион питания
В этом возрасте ребенка надо кормить не только полезно, но и вкусно.
Фрукты и овощи должны обязательно присутствовать в рационе, перетирать их уже не нужно – малыш уже может справляться с твердой пищей.
Просто сварить брокколи без соли – уже не вариант.
Наверняка ребенку понравится одно из следующих блюд:
- Суп с фрикадельками. В 150 мл бульона добавить мелко нарезанный картофель, пассированные лук, перед и морковь, и сварить до готовности. Чтобы приготовить фрикадельки потребуется измельченный кусочек говядины, соль, перец, половина яйца. Фрикадельки отварить, перед подачей положить в суп, и украсить блюдо зеленью.
- Банановые оладья. Замесить на кефире или молоке тесто для оладий, добавить в него пюре из измельченных бананов, хорошо перемешать. Выпекать на растительном масле. Оладья можно полить сметаной или медом, если у ребенка нет аллергии на продукты пчеловодства.
Особенности гигиены и ухода
В 1 год и 11 месяцев ребенок может частично сам следить за своей гигиеной – мыть руки перед едой или после прогулки. Но все остальное пока еще лежит на плечах родителей.
Чтобы гигиенические навыки закрепились нужно каждый день купать ребенка, помогать ему чистить зубы, причесывать, периодически стричь ногти и чистить ушки. Какие-то процедуры, например, чистка зубов, можно доверить малышу, но родители при этом должны внимательно следить, и помочь ребенку довести начатое до конца, если он не справляется сам.
Ребенка надо регулярно стричь, перед тем как впервые идти с ребенком в парикмахерскую, нужно проиграть с ним эту ситуацию – «постричь» куклу или зайца, так малыш будет чувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке.
Режим дня и сна
Правильный режим дня ребенка в 1 год и 11 месяцев выглядит так:
- 7.30 — пробуждение и гигиенические процедуры;
- 8.00 – завтрак;
- 9-10.30 – прогулка;
- до 12.00 – творческие занятия дома;
- 12.00 – обед;
- до 15.00 – сон;
- до 16.00 – спокойные игры дома;
- 16.00 – полдник;
- до 18.00 – прогулка;
- 18.30 – ужин;
- до 20.30 – спокойные игры дома;
- 20.30 – гигиенические процедуры;
- 21.00 – сон.
Массаж
Профилактический массаж нужен не только детям, у которых есть патологии и отклонения в развитии, но и совершенно здоровым малышам. Но к в это время заставить лежать малыша спокойно сложно, поэтому проводить массаж нужно в игровой форме, например, придумать сказку и проводить массаж в соответствии с действиями сказочного героя, или дать малышу игрушку, чтобы он делал массаж одновременно с родителями.
Массаж ребенка данного возраста предполагает использование следующих приемов:
- поглаживания;
- растирания;
- разминания;
- легкие поколачивающие движения.
Справка! Правильно сделанный массаж оказывает положительное влияние на дыхательную, опорно-двигательную и нервную систему, систему кровообращения. Кроме того, улучшается обмен веществ, повышается иммунитет.
Гимнастика
Гимнастику для детей нужно поводить с учетом особенностей физического и психического развития. За основание берется ходьба, игры с мячом, флажками и другими предметами, которые могут заинтересовать ребенка. Кроме того, малышу будет полезно лазать, проходить упражнения на преодоление преград и препятствий.
Важно помнить, что у ребенка в этом возрасте преобладает игровая деятельность, поэтому все упражнения нужно сочетать с игровой деятельностью.
Занятия с малышом
Развивающие занятия с ребенком должны проводиться регулярно, так как в этом возрасте мозг малыша активно развивается, и ребенок готов получать и усваивать информацию.
Обязательно нужно читать ребенку книжки, и обязательно анализировать прочитанное и отвечать на вопросы. Очень полезно учить детские стихи, важно заинтересовать ребенка, поэтому читать стихи надо с паузами и эмоциями.
Учить малыша цифрам конечно рано, но некоторыми математическими понятиями он конечно уже должен владеть – мало, много, большой, аленький и так далее. Можно научить ребенка считать до трех, а также дать понятие о простых геометрических фигурах.
С этого возраста можно учить ребенка лепить из пластилина, дать ему краски и карандаши. Лучше всего покупать раскраски с простыми рисунками, где все детали большие.
Для развития мелкой моторики можно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой – как вариант «Ладушки», «Сорока-белобока».
Ребенок к 1 году и 11 месяцам начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, родители должны учить ребенка правильно строить отношения, не ссорится, учиться играть вместе.
К этому возрасту ребенку будут интересны игрушки из следующих категорий:
- развивающие – лото, мозаика, пазлы, краски,
- обучающие – игрушечная посуда, лего, конструкторы с крупными деталями,
- для активных игр – мячи, мини-кегельбаны, железные дороги, мини-баскетбол на липучке,
Кроме того, малыш будут с удовольствием играть с различными говорящими и музыкальными игрушками, мальчики в этом возрасте любят играть с машинками, наборами инструментов, девочкам придется по душе кукольный домик, гладильная доска, посудка, игрушечный медицинский набор.
Советы родителям
Дети в 1 год и 11 месяцев уже начинают осознавать свою половую принадлежность, потому мальчиком нужно объяснять о том, что обижать и драться с девочками недопустимо, а девочкам нужно прививать навыки готовки и ведения домашнего хозяйства – купить набор детской посуды и учить «готовить».
Очень важно в это время развивать ребенка разносторонне, воспитание должно быть эстетическим, моральным, интеллектуальным и физическим. Если ребенок не очень любит чтение, не стоит его заставлять слушать сказки, замените их обучающими мультфильмами. Если родители будут настаивать на книгах, впоследствии у ребенка может развиться стойкое нежелание читать.
Родители должны понимать, что у малыша в этом возрасте уже есть свой темперамент.
- Сангвиники – это беспроблемные дети, но при этом хитрые и их невозможно заставить делать то, чего они не хотят.
- Меланхолики – ранимые дети, которые склонны к обидам. На них нельзя кричать, особенно в присутствии других детей.
- Флегматики – медлительны и сонливы, с такими малышами нужно постоянно заниматься совместной деятельностью и стараться вовлекать их в активные игры.
- Холерики – подвижные и шумные дети, которые могут проявлять агрессию к сверстникам – наказывать физически за это нельзя, но и игнорировать тоже.
Основной задачей родителей является формирование характера малыша, который сгладит минусы темперамента. Только индивидуальный подход позволит сделать это максимально мягко и эффективно.
Питание ребенка в 11 месяцев: рацион и режим малыша
В возрасте 11 месяцев развитие ребенка «шагнуло» далеко вперед. Сложно сказать, стал ли проще уход за ним, но карапуз уже многое может: сидеть, ползать, шагать.
Фото: depositphotos.com Автор: oksun70
Развитие касается и формирования навыков кушать самостоятельно. Яркая чашка непременно заинтересует малыша, и он захочет воспользоваться ей для питья. Кроха стремится все сделать сам, поэтому можно предложить ему ложку. Она тоже должна быть яркой и привлекательной для ребенка.
Старайтесь приучать своего непоседу к чему-то новому, когда он спокоен. Процесс кормления должен доставлять малышу удовольствие и проходить с комфортом. Детская посуда должна быть сделана из качественного пластика и подходить по размеру для ручек ребенка.
Меню остается прежним, а вот порции, предлагаемые малышу, стоит слегка увеличить. Тогда развитие ребенка будет полноценным: к концу 11 месяца он сможет прибавить в весе около 350 г и немножко подрастет.
Семейные обеды
Семейное меню не вполне подходит для малыша, поэтому торопиться знакомить его с блюдами, приготовленными по рецептам для взрослых, не стоит. А вот совместный прием пищи с мамой и папой за общим столом полезен малышу для развития представлений о семейных традициях.
Спокойная обстановка и присутствие родителей благоприятно влияют на формирование психики ребенка. Мама и папа послужат для него эталоном поведения за столом. Копируя родителей, малыш быстрее научится самостоятельно кушать.
Не проявляйте повышенного внимания к крохе в такие моменты. Казалось бы, ребенок не должен развлекаться при приеме пищи, но ведь он еще маленький. Пусть играет с едой, для развития это необходимо – таким образом карапуз постигает мир.
Что на столе?
В принципе, новых продуктов в меню малыша нет. Питание ребенка в 11 месяцев то же, что и месяц-два назад. Хотя ему уже доступны многие здоровые блюда.
Разумеется, такие продукты, как торты, грибы, шашлык и им подобные, рекомендуется отложить на потом. Все новое вводите в меню постепенно, начиная с чайной ложки. Если замечаете признаки аллергической реакции, немедленно отменяйте новинку.
В 11 месяцев у малыша имеется достаточное количество зубов, чтобы перейти с овощных и фруктовых пюре на мелко порезанные фрукты, ягоды и овощи.
Желудок становится более крепким и способен переварить не только каши, но и мясные продукты. Это могут быть нежирные паровые мясные котлетки, тефтели, отварная курица. Все мясные изделия перед кормлением малыша обязательно нужно порезать на мелкие кусочки. Сочетать их нужно с уже известными ребенку продуктами – овощными пюре, кашами. В этом возрасте лучше не стремиться добавлять новые продукты в меню еженедельно и не экспериментировать с незнакомыми блюдами.
Основу рациона питания малыша в 11 месяцев при правильном уходе должна составлять пища, богатая витаминами и микроэлементами.
Очень полезен витаминный салат, рецепт которого прост: блюдо готовится из тертой моркови и яблока, заправляется сметаной с добавлением пары капель растительного масла. Чтобы салат пришелся малышу по вкусу, можете использовать небольшое количество сахара.
Можно также готовить фруктовые салаты, например, из яблока, банана и киви, заправляя их натуральным домашним йогуртом.
О важности питья
Рацион в этом возрасте дополняют различными соками, чаем и отварами. Свежие соки можно приготовить самостоятельно, например, из яблок. Не нужно преуменьшать значение обыкновенной воды, которая, как никакой другой напиток, хорошо утоляет жажду.
Правильное питье спасает детский организм от обезвоживания. Ребенок на этом этапе развития пьет около 200 мл воды в сутки.
Можно давать детям домашние кисели из ягод и фруктов по проверенным рецептам. Для приготовления потребуются:
- ягоды или фрукты;
- очищенная вода;
- картофельный крахмал;
- сахар.
Сначала необходимо пропустить плоды через марлю или мелкое сито, чтобы они пустили сок. Сок отставить, а ягоды залить водой и кипятить минут 15-20. После этого немного остудить и процедить, добавить крахмал и снова постепенно довести до кипения. Когда кисель полностью остынет, влить в него ранее выжатый сок и хорошо размешать. Малышу давать слегка подогретым.
Возьмите на заметку
- Многие любят картофель, но часто готовить его не стоит. Перед приготовлением клубнеплоды необходимо около 40 минут вымачивать в холодной воде.
- Можно добавлять в детские блюда в малых количествах сахар, соль и свежую зелень.
- Нельзя давать жареное, копченое, острое и консервированное (за исключением детских консервов).
- Исключите из меню продукты, которые могут послужить поводом для возникновения аллергии. Среди них – мед, орехи, цитрусовые, шоколад.
- Режим питания должен предусматривать 5 приемов пищи в день.
- Пищу рекомендуется измельчать вилкой.
О грудном вскармливании
В 11 месяцев питание малыша имеет свои нюансы. С одной стороны, детский желудок уже адаптирован ко многим «взрослым» продуктам, и это огромный плюс – многие мамы постепенно отлучают ребенка от груди.
Если есть возможность, кормите кроху грудью как можно дольше – это важно для его развития. В одиннадцать месяцев кормлений может быть два: утром и перед сном. Это наиболее удобный для мамы и малыша режим.
Молоко по-прежнему важно
Молоко и кисломолочные продукты – необходимая составляющая меню ребенка в 11 месяцев. Также необходимо употребление творожка, ведь содержащиеся в нем вещества – строительный материал для костей, зубов и волос.
Касательно коровьего молока для кормления ребенка в возрасте до года мнения специалистов расходятся. Одни говорят, что польза его только для детей после года, другие не рекомендуют давать коровье молоко до 1,5-2 лет.
Продолжают быть актуальными детские каши. Они насыщают организм микроэлементами и утоляют голод. Некоторые малыши отказываются их есть с приближением кризиса годовалого возраста – как раз в 11 месяцев, это закономерное явление в процессе развития ребенка.
Решить проблему можно с помощью творческих идей. Главное – заставить работать детскую фантазию и превратить скучное поглощение пищи в увлекательный игровой процесс.
Как быть с капризами?
В 11 месяцев дети становятся разборчивее в еде. Они могут выбирать за обедом только один продукт, отказываясь от остальных.
Не стоит кормить своего непоседу насильно. Ребенок даст понять, когда проголодается. Этот совет актуален, только если в еде нет длительных перерывов – более трех часов.
Если малыш не проявляет интереса к еде долгое время и выглядит апатичным, обратите внимание на сопутствующие симптомы и попросите помощи у педиатра.
Если ребенок не доел все, что находится в тарелке, ни в коем случае не заставляйте его. Это приводит не только к проблемам со здоровьем (желудок растягивается, а если перекармливать регулярно, со временем не исключено и ожирение, гастрит), но и психологическим – у малыша появляется отвращение к еде.
Кладите в тарелку столько, сколько он съедает – значит, столько и нужно для развития и здоровья детского организма.
С возрастом и аппетит, и вкусовые предпочтения могут измениться. Это также зависит от состояния здоровья, настроения и степени физической активности.
Причиной отказа от еды могут служить «перекусы» в рационе. Булочка, сушка, яблоко на прогулке – для детского желудка немало, и вот за ужином он не съедает и половины предложенного. Поэтому пытайтесь формировать режим питания максимально правильно.
Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни
Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года — самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!
«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.
В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?
Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», — звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».
Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».
Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»
Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю… В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!
До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть… Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив — он или вы?
Едим котлету!
Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.
Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз — вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.
Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом — тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20—30 минут на очень маленьком огне.
К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.
Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны — это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.
К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления — в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?
Общее правило — в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый — 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови — побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами — тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.
Отличное блюдо для детского ужина — творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.
Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни
7—8 часов.
Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка — его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши — молочная лапша. Можно фруктовый сок.
12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).
Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон — только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).
Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы — 50 г, овощей — 150). Фруктовый сок.
16 часов.
Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.
19-20 часов.
Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.
Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас — «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.
И болеть — умеючи
Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов — возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье — пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.
Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет — заболел. А время — к вечеру, врач придет только завтра… Что делать сейчас?
Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,
чего не делать:
-
Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.
-
Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.
-
Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.
-
Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы — отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.
А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения — неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.
Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.
А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки — и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так — разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.
Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!
Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями — они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1 : 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.
Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.
Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье — тоже лекарство.
ОРВИ протекает по-разному — и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае — согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями — выше вероятность развития у ребенка крупа.
К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.
Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.
Опасность крупа — отека слизистой оболочки гортани—в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.
Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя — вызывайте «скорую»!
Болезнь малыша — испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы — тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..
Что умеет ребенок в 10 месяцев
В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.
Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.
Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?
Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.
Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?
Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится — какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, — и ребенок будет бояться этого цыпленка.
Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или — в детдом, или — Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей — он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.
Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам — ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.
Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.
На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача — не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.
С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится — чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу — и пара коренных зубов.
И какой-то он колченогий, и походка у него — как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите… Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.
Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии — даже средней тяжести — ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети — делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.
Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.
К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?
Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику… Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.
Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.
Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.
Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.
Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта… Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха — очень порадуйтесь, порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
- ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
- произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
- выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
- ждет похвалы и одобрения своих действий;
- утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
- машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
- без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
- пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
- залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
- пытается самостоятельно ходить;
- может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
- умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.