Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Дорогие родители, вот и пролетело полгода с появления вашего ребёнка на свет. Уже пройдена половина грудничкового периода.
В шесть месяцев малыш впервые пытается сидеть, у него появляются первые зубки, в рацион питания вводятся новые продукты. Давайте рассмотрим, что должен уметь делать ребенок 6 месяцев?
Физиология ребёнка
Ребёнок уже умеет жестами передавать свои желания и настроение. Он научился тянуться к мамочке, указывать на объект его желания. Малыш всё чаще копирует интонации взрослых, их действия.
Физические параметры
Рост мальчиков шестимесячного возраста от 63 до 69 см, а у девочек – от 62,5 до 68,8 см. Вес девочек в этом возрасте от 6,4 до 8,3 кг, а мальчиков – от 6,6 до 9 кг. Окружность головы в среднем – 43,5 см, а груди – 44 см.
У моего сына в шесть месяцев были такие параметры — 8 кг и 70 см.
Если у малыша наблюдаются какие-то видимые отклонения в весе, следует обратить внимание на его питание. Возможно, он не наедается или наоборот переедает (в случае переизбытка веса). Очень важно, чтоб малыш не только достаточно кушал, но и получал все необходимые для его жизнедеятельности витамины и минеральные вещества.
Зрение, слух и речевые навыки
- Ребёнок хорошо слышит звуки, находящиеся не дальше, чем в 7 метрах от него. «Когда дети начинают слышать»
- Поворачивается, если кто-то называет его по имени.
- Различает интонации в голосе.
- Очень радуется, когда слышит голос мамы. «Когда ребенок начинает узнавать маму»
- Улавливает звуки даже низких частот, например шёпот.
- Очертания предметов уже гораздо чётче.
- Смотрит за перемещениями динамических предметов.
- Умеет различать цвета.
- Улучшается речь, он уже практически не кричит и не плачет. Пытается на своём языке сказать, что хочет.
- Произносит около 40 звуков.
Эмоции
- Ребёнок вступает в диалог и вслушивается в ваши слова.
- Узнаёт маму и папу по голосу, даже если их нет в поле его зрения.
- Прижимается и пытается обниматься.
- Появляются первые логические цепочки.
- Становится очень любопытным, тянется к новым предметам, разглядывает их и сопровождает какими-то своими словами.
Крупная и мелкая моторика
- Малыш уже уверено удерживает в ручках разные объекты.
- Может держать предмет в одной руке, потом перелаживать его в другую.
- Пытается дотянуться до предмета, который его заинтересовал.
- Умеет совершать перевороты тела.
- Упирается ладошками о поверхность, когда лежит на животе.
- Пытается ползать. «Когда дети начинают ползать»
- Самостоятельно сидит, если спина на что-то упирается. «Как научить ребенка сидеть»
- Пытается подняться, удерживаясь за какой-то предмет. (Очень редко встречается в шестимесячном возрасте).
Питание и сон
В шестимесячном возрасте у детей, наконец, окончательно формируется пищеварительная система, больше не появляются срыгивания, не беспокоят колики. Малыш чувствует себя гораздо лучше.
В полгода деткам, которые находятся на грудном вскармливании, в первый раз вводят прикорм. Так как малыш уже не получает достаточно полезных веществ с материнским молоком. Первыми добавляют овощные пюре (состоящее из одного компонента), и весь месяц лучше ничего нового не вводить. Первый раз малышу стоит дать не более чем пол чайной ложечки. Оцените реакцию организма. А дальше постепенно увеличивайте порцию. У детей-искусственников прикорм начинается ещё в 4 месяца, но в этот период им тоже вводят новые продукты, это могут быть фруктовые пюре и даже творог. «Когда начинать вводить прикорм грудничку»
Ночной сон длиться не меньше 7 часов. Всего за сутки малыш видит сновидения в среднем 14 часов. Чтоб карапуз проспал ночью, как можно дольше без пробуждений, следует соблюдать следующие правила:
- До ночного сна ребёнок должен бодрствовать не меньше четырёх часов.
- Купайте карапуза перед сном.
- Часто гуляйте на улице, пусть малыш спит днём на свежем воздухе.
Прорезаются первые зубки
В среднем к 6 месяцам у детей появляются первые зубки (центральные резцы снизу).
У кого-то этот процесс проходит безболезненно и незаметно. А вот некоторым деткам придётся помучаться, а их родителям понервничать.
Более подробно можете прочитать в статье «Когда режутся первые зубы у детей»
Существуют симптомы, которые сопровождают этот процесс:
- Обильное выделение слюны.
- Воспаление дёсен.
- Пропадает аппетит.
- Плохой, прерывчатый сон.
- Ребёнок постоянно что-то суёт в ротик.
- Насморк, редко кашель.
Известны случаи, когда зубки вылезали по двое за один раз. И давали малышу и его родителям немалых хлопот.
У моего сына в шесть месяцев вылез первый зубик, нижний резец. О том, что он прорезался, я узнала лишь после того, как увидела белое пятнышко на нижней десне. Так что нам повезло. А вот у моей подруги всё прошло не так гладко. Прорезывание зубов сопровождалось температурой за 38, бессонными ночами и постоянными соплями. В итоге у девочки появилось сразу два нижних резца.
Чтобы облегчить учесть малыша в такое время, воспользуетесь специальными гелями для снятия боли и воспаления, приобретите в аптеке специальные приспособления, чтоб малыш мог чесать дёсна.
Возможные отклонения
Существует ряд признаков, при наличии которых можно говорить о проблемах и отставании в развитии. Хоть окончательный вердикт вам сможет поставить только врач.
- Ребёнок даже не пытается научиться сидеть.
- Малыш не отталкивается от поверхности ножками, когда находится в вертикальном положении.
- Не реагирует на шум, голоса.
- Не произносит ни единого звука.
- Не узнаёт родителей.
- Не радуется, не проявляет никаких эмоций, не улыбается.
- Не тянется к маме на ручки.
Развиваем малыша
Родители просто обязаны уделять ребёнку, как можно больше внимание, принимать активное участие в его развитии.
- Пусть кроха играет игрушками на полу. Можете подальше располагать предметы, стимулируя ребёнка поползти.
- Мама может сажать малыша к себе на ногу и колыхать его сначала с минимальной интенсивностью, потом быстрее.
- Приучайте малыша сидеть «по-турецки», это будет укреплять его позвоночник.
- Старайтесь делать ежедневный массаж своему карапузу, особенно следует разминать пальчики крохе.
- Среди игрушек малыша особое место должны занимать предметы разные по цвету, форме и размеру.
- Полезным для ребёнка будет наличие мешочка с крупой или бобовыми. Это поможет улучшать мелкую моторику ребёнка.
- Устраивайте диалоги с крохой, повторяйте его слоги, интонацию.
- Демонстрируйте ребёнку яркие картинки, описывайте эти изображения.
- Часто отправляйтесь на прогулку, называйте малышу всё, что вам встречается.
- Во время купания добавляйте в ванную разные яркие игрушки, резиновые уточки, кораблик.
- Ходите с ребёнком на детские площадки, ему необходимо начинать общаться с другими детками.
Рекомендуем к прочтению:
Вот мы и ознакомились с главными признаками в развитии шестимесячного ребёнка. Стоит отметить, что в этом возрасте ещё рано спрашивать, что должна уметь девочка в 6 месяцев или что должен уметь мальчик в 6 месяцев. В этот период их физиологические и другие особенности практически ничем не отличается, разве что мальчики крупнее, а девочки опережают их в развитии разговорной речи, хоть и в этом бывают исключения.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие ребенка
6 месяцев прошло с момента нашей встречи
я становлюсь все более самостоятельным и любопытным!
Ребеночек 6 месяцев
Поздравляем, Вы отмечаете серьезную дату в жизни Вашего малыша — ему исполняется полгода! Он уже многое умеет, и еще большему научится в ближайшие месяцы. Многие детки к этому времени умеют не только активно переворачиваться, но и совершают попытки встать на четвереньки и даже ползать. Все
малыши разные, и если Ваш кроха к 6 месяцам умеет меньше, чем соседский карапуз этого же возраста – это еще не повод переживать! Помните, что всему свое время, и не старайтесь ускорить процесс приобретения тех или иных навыков искусственно.
Физиологическое развитие ребенка 6 месяца жизни
Кроха многое понимает, и сейчас это все больше и больше заметно со стороны. Если окликнуть малыша по имени – он обязательно повернется – ребенок помнит свое имя, и понимает, что Вы обращаетесь к нему.Реакция на чужих людей выражена еще более явно, чем прежде. Даже бабушка или дедушка, которых ребенок видит не каждый день, а изредка могут вызвать плач или испуг – кроха еще не в состоянии помнить людей, которые с ним общаются в течение долгого времени. Большое количество людей утомляет малыша – он очень впечатлителен и быстро устает от повышенного внимания со стороны. С таким маленьким ребенком крайне нежелательно посещать общественные места или устраивать дома шумные вечеринки – такие события перевозбуждают кроху и негативно сказываются на его психике. По возможности, постарайтесь оградить малыша от подобных событий — всему свое время.
Ребенок 6-го месяца жизни уже вполне может обрадовать своих маму и папу появлением первого зуба. К сожалению, у большинства малышей прорезывание зубов сопровождается болевыми ощущениями и беспокойством, у некоторых деток появляется насморк или понос, возможно повышение температуры тела. Если подобные явления имеют продолжительный характер, выражены очень сильно – обязательно покажите малыша врачу. Возможно, ребенок действительно простыл или подхватил кишечную инфекцию.
Зрение малыша продолжает активное развитие – он может фокусировать взгляд на мелких предметах, которые раньше не замечал.
Режим малыша
Дневной сон ребенка 6го месяца жизни длится примерно 1-3 часа. Одним деткам хватает однократного отдыха в течение дня, другим необходимо два-три перерыва, но на более короткий срок. Как правило, если родители в течение первого полугодия жизни старались организовать режим дня для крохи, сейчас перерывы на сон и отдых происходят в одно и то же время. Ночью малышу необходимо около 10-12 часов отдыха.
Питание
Если на пятом месяце жизни родители начали вводить первый прикорм для малыша, сейчас его рацион потихоньку можно расширять: к овощным и фруктовым пюре добавляется каша. Новую пищу продолжать вводить нужно очень осторожно: маленькими порциями, контролируя реакцию – при изменении характера стула – склонности к запорам и газообразованию, появлении высыпаний или срыгиваний – следует немедленно убрать из рациона вызвавший такие реакции продукт. Позднее, когда ребенок станет старше, Вы можете попробовать ввести его снова.
На 6-м месяце жизни еще может оставаться рефлекс выталкивания пищи язычком – постепенно он угасает – крошка учится кушать твердую пищу, и с каждым днем у него это получается все лучше. Прикорм лучше давать с ложки – так вы учите ребенка кушать «по-взрослому», прививаете ему новые навыки. Материнское молоко или смесь по-прежнему составляют основную часть потребляемого питания в течение дня. Если малыш находится на грудном вскармливании, то с введением прикорма необходимо обязательно допаивать малыша водой.
Я могу
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев жизни?На исходе 6го месяца жизни малыши обычно умеют вставать на четвереньки и раскачиваться взад вперед. Происходит постепенное осознание того, как движения тела влияют на передвижение в пространстве. Некоторые крохи начинают ползать – возможно, первые движения крохи будут «по-пластунски» и не вперед, а назад.
Ребенок уверенно управляет своими ручками – берет игрушки, тянет в рот. С интересом малыш рассматривает картинки в детских книгах, осознанно пытается воспроизводить звуки – трясет погремушку или начинает молотить ручками по любимой музыкальной игрушке.Происходит дальнейшее развитие речи – для успешного формирования навыков восприятия родителям необходимо разговаривать с малышом, как можно больше – петь песенки, читать короткие стишки. О своих потребностях ребенок 6го месяца жизни сообщает не только плачем – он пытается «разговаривать» с мамой и папой, воспроизводя все больше звуков.
Если мышцы и позвоночник малыша достаточно окрепли – вполне возможно, что на исходе 6го месяца ребенок сможет сесть самостоятельно. Торопить процесс искусственно не следует – для неподготовленной спины это может иметь негативный эффект. Продолжайте делать ежедневную гимнастику – таким образом, Вы помогаете малышу развиваться физически.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев видео
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев (физическое и психическое развитие)
Время быстро движется вперед, ваш малыш растет, вот ему уже исполнилось полгода. Отмечая первый маленький юбилей, не забывайте обращать внимание на правильное развитие своего ребенка.
Содержимое статьи
Основные навыки
Что должен уметь шестимесячный малыш:
- Уверенно отличать маму и папу, родственников от чужих людей;
- Реагировать на знакомые звуки;
- Пытаться ползать;
- Перекатываться со спинки на животик или бочок, и обратно;
- Пытаться учиться устойчиво сидеть;
- Должен садиться, если его тянут за ручки;
- Интересоваться незнакомыми предметами, звуками, новыми игрушками;
- Радоваться родителям и хорошо знакомым людям;
- Брать двумя ручками интересующие его предметы, бросать их, брать в ротик;
- Обращать внимание на названный вами предмет, который ему знаком;
- Кушать прикорм.
Физическое развитие
Прибавка в весе и росте замедляется. В среднем в 6 месяцев дети вырастают на 1-2 сантиметра и набирают 500-650 грамм. По установленным нормам параметры полугодовалого ребенка составляют:
- Вес: 6,1–9,4 килограмма.
- Рост: 61,7–71,2 сантиметра.
- Окружность головы: 43,2–44,2 сантиметра.
- Окружность груди: 44,3–45,5 сантиметра.
Если есть небольшие отклонения, они не страшны, так как каждое развитие индивидуально.
Правильно садимся
С 6 месяцев дети начинают садиться, ползать, а в некоторых случаях стоять или даже ходить с опорой. Если этого не произошло, нет никакого повода для беспокойства. Все дети разные, если у ребенка не обнаружены неврологические заболевания или заболевания опорно-двигательного аппарата, он без проблем сядет в нужное для него время. Главная ваша задача – не помогать, откажитесь от ходунков и сидячих качелей. Не обкладывайте ребенка подушками, как это делали наши бабушки.
Поощряйте ползанье: положите на пол в трех метрах от малыша любимую игрушку или яркий мяч, пусть попытается добраться. Чем позже произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем равнее спинка и крепче ножки будут у вашего карапуза.
Чаще доставайте ребенка с кроватки и кладите на пол, это способствует более интенсивному развитию и познанию окружающего мира.
У полугодовалого малыша начинают появляться зубы, как правило, первым прорезается нижний центральный резец.
Эмоциональное развитие
В 6 месяцев у малыша обостряется слух, улучшается зрительное восприятие и координация движений. Он сосредотачивается на отдельных событиях: если плачет, то интересной вещью можно быстро его отвлечь. Вертя игрушку, перекладывая предметы или листая книжку, использует вместо одной руки две. Важным этапом развития в 6 месяцев является координация движений, когда ребенок берет ручкой свою ножку и засовывает в ротик. Это очень сложное действие, так как он должен скоординировать и ротик, и ручку, и ножку, но шестимесячный малыш должен его выполнять.
У ребенка развивается речь, чаще читайте ему книжки, рассказывайте потешки, сопровождая движениями, играйте в «ку-ку».
Когда ребенок садится, окружайте его полезными игрушками, которые развивают мелкую моторику рук. Это могут быть пирамидки, разные по величине фигурки, которые вкладываются друг в друга, мягкие игрушки, сшитые из разных материалов и набитые горохом, вишневыми косточками, фасолью или песком.
Слишком маленькие предметы не давайте, в 6 месяцев дети все пробуют на вкус, следите, чтобы малыш не проглотил или подавился.
Ваш малыш все впитывает как губка, старайтесь озвучивать все свои действия, называть игрушки и вещи своими именами. Если вы часто называете ребенка по имени, он может откликаться на него.
Сон должен составлять около 14 часов в сутки: 1 раз ночью, продолжительностью 7-9 часов и 2-4 раза днем. От ночного кормления в этом возрасте некоторые дети отказываются.
До 6 месяцев дети плачут из-за дискомфорта, то живот болит, то кушать хочет, после этого рубежа ребенок эмоционально восприимчив, если вы ругаетесь, разговариваете на повышенных тонах, все молниеносно передается ему. Постарайтесь создать спокойную атмосферу. Незнакомых людей малыш начинает изучать, после чего может улыбаться или капризничать.
Прикорм
Если ребенок на искусственном кормлении, то прикорм необходимо было ввести в 4,5-5 месяцев, для грудничков время подошло только сейчас. Педиатры рекомендуют детям на грудном вскармливании вводить прикорм не раньше 6 месяцев, так как до этого периода питательных и полезных веществ в молоке хватает для правильного развития.
Лучше начинать с овощных пюре, рекомендованная последовательность введения выглядит так: кабачок, брокколи, цветная капуста, тыква, морковь. Будьте аккуратнее с цветной капустой, от нее может болеть животик, на тыкву и морковку у некоторых деток появляется аллергия.
Если у малыша недовес, начинайте с безмолочных каш. Обычно вводят гречневую, кукурузную, пшенную, овсяную, если ребенок не страдает запорами, пробуйте рисовую кашу. Сначала половинку или одну ложку в день, затем две ложки и так увеличивайте до 100 грамм, пока не замените одно кормление грудного молока или смеси новой пищей.
Не спешите быстро вводить прикорм, чем старше ребенок, тем менее опасны для него эксперименты.
Полезные советы:
Во многих источниках пишут, что в этом возрасте необходимо вводить желток куриного яйца. Повремените, желток сильный аллерген и может нарушать стул. Лучше его ввести ближе к 10-11 месяцам.
Коровье молоко вводить до года не желательно, оно может привести к развитию рахита, аллергии, задержке роста и развития. В нем много белка и минеральных солей, в то же время полинасыщенных жирных кислот, необходимого количества железа, витамина C и Д3 оно не содержит, их дефицит пагубно отражается на здоровье ребенка. Не используйте его при приготовлении каш, готовьте их лучше на воде.
Отклонение в развитии
Несколько простых упражнений помогут вам понять, как развивается ребенок:
- Положите малыша животом на пеленку, он должен уверенно опереться на свои вытянутые ручки. Затем приподнимайте под углом 45 градусов пеленку то с одного боку, то с другого. Ребенок чувствует нарушение равновесия и ищет ручками и ножками твердую опору.
- Положите ваше чадо на спинку. Дайте ему свои руки так, чтобы он их крепко сжал ладошками. Приподнимайте его слегка под небольшим углом. Ребенок должен сам стараться менять свое положение и подниматься.
- Маленький шарик положите в свою ладонь, и покажите малышу, он должен его забрать, обхватив всеми пальчиками. Обратите внимание на способность перекладывать предмет из одной ручки во вторую.
- Посадите перед собой ребенка и наклоняйте под углом 45 градусов в разные стороны: лево, право, вперед, назад. Голову он должен уметь держать ровно.
- Поставьте его на ноги, держа под мышки. На несколько секунд малыш должен выпрямить коленки.
- Ребенок провожает взглядом движущийся предмет, если он лежит недалеко, старается подползти и взять его.
Забеспокойтесь и обратитесь к специализированному врачу, если в 6 месяцев ребенок не:
- Переворачивается со спинки на животик и обратно;
- Узнает близких ему людей;
- Проявляет интереса к игрушкам, звукам, предметам.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности и нормы развития
Взрослых, воспитывающих первенца, тревожит проблема — что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев, как помочь любимому чаду развить навыки. Полуторагодовалый мальчик или девочка уже не просто усваивают нужную информацию, но и делают выводы, пробуют анализировать увиденное. Ошибка взрослых — внимание обращают на навыки физической активности, забывая о том, что не менее важно способствовать развитию характера, личности.
Особенности возраста
Полуторагодовалый малыш уже проявляет некоторую заинтересованность — слушает сказки, песенки, реагирует на знакомую мелодию. Родителям рекомендуется чаще обращаться к чаду, со временем он попытается повторять за взрослыми, что способствует развитию речи.
В полтора года ребенок начинает сам кушать, уверенно держит вилку, ложку, пытается откусывать, жевать твердую еду. Малыш без помощи родителей пьет из кружки, хотя не всегда удачно. В быту ребенок также проявляет активность — убирает игрушки, «читает» книжки, пытается чистить зубы, одеваться. Умывается с удовольствием, причем больше радости приносит игра со струей воды, чем само умывание.
Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев
В 1,5 года большинство детей уже начинают уверенно передвигаться без помощи родителей. Малыши учатся приседать, подниматься по ступенькам, самостоятельно наклоняются за игрушками или заинтересовавшими предметами. Не стоит ожидать слишком многого — держится он еще неуверенно, падает, довольно неуклюжий. Опасность, которая поджидает ребенка, — благодаря плохо развивающемуся чувству самосохранения легко получить травму. Не рекомендуется оставлять в помещении даже на короткое время, безопасные предметы способны причинить вред здоровью.

Физические навыки в полуторагодовалом возрасте развиваются стремительными темпами. Малыш активно передвигается, обожает качаться, спускаться с горки, резвиться со сверстниками. Родителям постоянно нужно быть начеку — любопытство, энергия способны сыграть злую шутку.
Нервно-психическое развитие ребенка в полтора года
Определить, не отклонилось ли нервно-психическое развитие от нормы, несложно, важно в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за характером, поведением. Навыки малыша, соответствующие норме:
- проявляет интерес к обследованию помещения, пытается заглянуть во все укромные уголки;
- обожает играть с взрослыми в прятки;
- умеет сортировать игрушки по форме, цвету, размерам;
- складывает пирамидки;
- умеет отличать части тела, показывает пальцем или касается рукой при услышанном от родителей названии;
- учится находить знакомые картинки в книжках, по просьбе родителей показывает собачку, кошку, зайчика.

Насторожиться нужно, если ребенок с трудом ходит, не реагирует на речь взрослых, даже не замечает отсутствия одного из родителей. В таких случаях рекомендуется отправиться к педиатру, объяснить особенности поведения сына или дочери.
Познавательное развитие ребенка
Большинству детей в полуторагодовалом возрасте нравится слушать музыку. Педиатры рекомендуют взрослым чаще включать разные мелодии — часто этого оказывается достаточно, чтобы успокоить ребенка, помочь накормить или спокойно одеть капризулю. Предпочтение следует отдать спокойной музыке — классике или детским мелодиям. Пение птиц, звуки леса, зверей также заинтересуют малыша, поспособствуют его познавательному развитию, помогут улучшить навыки речи.

Обязательно часто читать с детьми книги. Раньше малыш только рассматривал картинки, теперь охотно слушает сказки, детские рассказы, пытается связать сюжет с рисунком. Родителям рекомендуется подробно объяснять увиденное, задавать вопросы, на которые кроха должен найти ответ на картинке.
Речевые навыки
К развитию речевых навыков приступать рекомендуется значительно раньше. В 18 месяцев дети уже должны усвоить самые простые команды, реагировать на указания родителей, показывать некоторые предметы быта, одежду, животных на картинках.
Больше общаться — благодаря рассказам взрослых начинает формироваться речь крохи.
Совместные игры также приносят немало пользы. Обязательно объяснять каждое движение, просить повторить простые слова. Не беда, если не все сразу получается — со временем речь ребенка становится внятной.

Во время прогулок продолжать беседу. Изъясняться простыми словами, словосочетаниями, большее внимание акцентировать на прилагательные. Обязательно характеризовать окружающие предметы, объяснять цель их применения.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
В 18 месяцев малыш многое умеет, причем большинство навыков развиваются при непосредственном участии взрослых. Ребенок, которому исполнилось полтора года, может:
- передвигаться без помощи, пытаться наклоняться, подтягиваться за вещами, которые находятся на расстоянии над полом;
- играя с взрослыми, повторять ряд движений — перекатывать мячик, возить паровозик, укладывать животных или кукол спать;
- сообщать об основных физиологических особенностях, потребностях — просить пить, есть, начинать беспокоиться, если нужно отправиться на горшок;
- пытаться произносить простые слова, сочетания букв;
- на просьбу родных показывать, что нарисовано на картинках;
- выполнять просьбы родителей, родственников.

Еще одна особенность детей — в возрасте полутора лет они уже умеют различать родных, чужих людей. К домашним идут с удовольствием, на незнакомцев реагируют плачем, настороженностью, отказом подойти.
Чем отличается развитие мальчика и девочки в 18 месяцев?
Особых отличий у полуторагодовалых девочек, мальчиков нет. Особенности темперамента и характер практически не отличаются — разница полов, более резко появляющаяся в грудном возрасте, сглаживается.
Единственное, что нужно помнить взрослым — мальчики в этом возрасте требуют большего внимания, чем девочки. Придется чаще играть, посвящать больше времени. Девочки наоборот — привыкают с грудного возраста к повышенному вниманию, рекомендуется незаметно отучивать малышек от привычки постоянно быть под контролем родителей.

Необходимые исследования
Регулярные медицинские осмотры обязательны, посещать педиатра придется несколько раз в год. Обязательно наносить визит логопеду — чем раньше определить проблему с развитием речевых навыков, тем проще ее устранить в полуторагодовалом возрасте.
В 18 месяцев малыш должен произносить большинство букв, повторять их за взрослыми людьми. Рекомендуется обратить внимание, как правильно выговариваются определенные звуки (р, с, в, л). Если есть проблемы, посоветоваться с логопедом, как правильно реагировать на проявление, совместно разработать ряд упражнений, направленных на исправление дефектов речи.

Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?
В 18 месяцев рекомендуется приобретать игрушки, направленные на развитие мышления, логики, речи. Отлично подойдут:
- солитеры;
- пирамидки;
- игрушечные телефоны, планшеты, издающие разные звуки;
- говорящие куклы;
- кубики;
- мячи.
Обязательно выбирать игрушки разной формы и цвета, потом в играх легко будет продолжить обучение.

Трудности воспитания
Пытаясь улучшить навыки ребенка, важно помнить, что не следует заставлять что-либо делать. Лучше занятия превратить в игру, проводить обучение, используя игрушки, детские книги. Действовать ненавязчиво, малыш должен с удовольствием приступать к упражнениям.
Если полуторагодовалый малыш отказывается слушаться, рекомендуется на некоторое время отказаться от занятий.
Нужно сходить к педиатру, посоветоваться, как заинтересовать ребенка, какие игры лучше выбрать, от чего отказаться. При истериках рекомендуется попытаться отвлечь, переключить внимание на интересную игрушку, книгу. Идти на поводу не стоит — достаточно один раз показать, что криком легко добиться желаемого, дети обычно пытаются обратить себе на пользу этот навык. Далее будет значительно сложнее — ребенок будет плакать и капризничать по любому поводу.
Полуторагодовалый ребенок — полноценный член семьи со своими увлечениями, требованиями, чертами характера. Обязанность родителей — поспособствовать развитию речи, физических навыков. Главное — не действовать самостоятельно, лучше предварительно посоветоваться с педиатром, подобрать индивидуально методику. Допущенные в воспитании ошибки также обязательно обсуждать с доктором — исправлять их нужно своевременно.
Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев: что должен уметь, гимнастика, меры предосторожности, игрушки
Приблизительно в год ребенок начинает ходить. Но на овладение уверенной самостоятельной ходьбой уходит еще примерно полгода.
Поначалу сохранять равновесие не так-то просто, и малыш часто его теряет. Не пугайтесь: падения неизбежны.
Малыши при этом, в отличие от взрослых, расслаблены, поэтому серьезные травмы вашему ребенку не грозят, если вы, конечно, принимаете необходимые меры предосторожности, т. е. стараетесь не оставлять кроху одного в ванной, убираете с его пути препятствия в виде журнального столика, табуреток или разбросанных игрушек и, конечно же, стараетесь всегда быть начеку.
Страховка своего ребенка — мудрое решение. Не стоит окружать его только запретами и понапрасну паниковать.
Поднимаясь, малыш тренирует свои мышцы
Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия, так как задействуется вестибулярный аппарат, ребенок набирается опыта и начинает с каждым разом лучше и лучше ориентироваться в пространстве.
Поэтому не причитайте и не бросайтесь сразу же к своему упавшему чаду. Пусть он попробует встать сам. Ребенок должен научиться самостоятельно справляться со своими трудностями. Иначе он будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи.
Однако ваше участие и одобрение необходимы малышу. Они заставят его подниматься и делать новые попытки. Поддержите ребенка добрым словом. Если он разнервничался, успокойте его, подбодрите.
Срочно обратитесь к врачу, если: после падения у вашего малыша началась рвота; ребенок потерял сознание; малыш стал вести себя необычно (непоседа просится полежать, а тихоню невозможно успокоить).
Ходьба доставляет малышу удовольствие, если приближает его к определенной цели.
После падений ребенок становится более осторожным: он идет, держась за мебель, предварительно измеряя взглядом расстояние. Преодоление трудностей доставляет ему радость, но после овладения ходьбой, когда она становится автоматической, интерес к ней, как к самостоятельному занятию, пропадает.
Физическое развитие ребенка:
- Хорошо ходит — и в направлении прямо, и по кругу.
- Может кружиться на месте, подпрыгивать.
- Бегает, хотя еще и не очень ловко.
- Наклоняется, поднимая игрушку (раньше он просто сел бы возле заинтересовавшей его игрушки).
- С посторонней поддержкой легко преодолевает лестницу.
- Пытается выбраться из манежа.
- Взбирается на мебель, спускается с высокого стула.
- Уверенно сидит на детском стульчике.
- Пинает мяч, но иногда еще промахивается.
- Хорошо бросает мяч рукой.
- Самостоятельно принимает пищу, сидя со всеми за столом на своем стульчике.
- По-прежнему активно открывает дверцы шкафов и тумбочек, выдвигает ящики, открывает коробки и шкатулки, вытряхивает их содержимое.
- Пробует играть с заводными игрушками.
- Карандашом выводит каракули на листе бумаги.
Показатели ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
Рост
76.97-79.45 см
Вес
10.520-11.405 кг
Окружность головы
47-48 см
Обхват грудной клетки
48-49 см
Психическое развитие ребенка:
- С интересом обследует жилые помещения, заглядывает во все углы.
- Неплохо различает предметы по форме, по размерам: может отсортировать кубики и колечки; может правильно, с учетом размеров, сложить пирамидку.
- Помнит рисунки в книжках, и, если его просят найти тот или иной рисунок («покажи птичку», «найди собачку»), ребенок открывает книжку, перелистывает ее и показывает нужный рисунок.
- Складывает конструкции из четырех-пяти кубиков.
- Знает словесные обозначения частей своего тела.
- Любит играть в прятки.
Что должно встревожить родителей?
В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова; ребенок не может выполнить простую просьбу; с трудом играет в ладушки; к 18 месяцам ребенок не начал ходить; свои потребности малыш выражает плачем, не беспокоится отсутствия мамы и папы.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Вам понадобятся: забавные игрушки, широкая доска, большой мяч, маленькие мячи, палки, скамеечка, веревка, 2 стула.
Ходьба по дорожке
Обозначьте веревками (лентами) дорожку шириной 35-40 см. и длиной 2 метра. Пусть ребенок самостоятельно пройдет по ней. Повторите 3–4 раза.
Положите на пол палки на расстоянии 25–30 смодну от другой. Предложите малышу перешагнуть через одну, затем через другую палку, сохраняя равновесие. Повторите 3–4 раза.
Проползание под веревкой
Натяните веревку горизонтально на высоте 25–35 см. Показывая игрушку по другую сторону веревки, побуждайте ребенка проползти под ней и затем выпрямиться. Повторите4-5 раз.
Подбрасывание большого мяча
Дайте малышу в руки большой мяч. Пусть он подбрасывает его вверх-вперед и поднимает сам с пола. Повторите4-6 раз.
Перелезание через предмет
Поставьте скамеечку. Побуждайте ребенка перелезать через препятствие, чтобы достать игрушку, слегка помогая ему. Повторите2-3 раза.
Ходьба по доске
Укрепите широкую доску так, чтобы один ее край был приподнят на 10-15 см. Поддерживая малыша, побуждайте его подниматься по наклонной доске и спускаться. Повторите 2–4 раза.
Бросание маленьких мячей
Ребенок стоит без опоры, держа в каждой руке по маленькому мячику. Затем бросает мячи вперед поочередно каждой рукой. Повторите 4–6 раз.
Игра в лошадки
Закрепите «вожжи» на плечах ребенка и побуждайте его к бегу, удерживая от быстрого темпа. Длительность — 40–50 секунд.
Догонялки
Делайте «попытки» догнать убегающего от вас малыша. Выполняйте упражнение в течение 30–40 секунд.