Развитие ребёнка в пять месяцев
На пятом месяце жизни малыш продолжает активно развиваться и совершенствовать навыки социального взаимодействия. В этом возрасте он уже начинает осмысленно улыбаться и заливаться смехом, понемногу осваивает речевой аппарат: гулит и лепечет в ответ на слова взрослых и самостоятельно. Начинает стремиться к самостоятельному передвижению: активно переворачивается, пытается принять сидячую позу, приподнимается на ручках прогибая спинку, пытается встать на коленки, активно осваивая возможности своего тела. Этот возраст считается переходным этапом между лежачим положением и постепенным переходом к вертикальному передвижению.
Нормы физического развития в 5 месяцев
Пять месяцев – этап на котором нужно закреплять приобретённые ранее навыки и постепенно готовить малыша к тому, что он скоро начнёт сидеть и вставать.
Параметры роста и веса в 5 месяцев
Согласно медицинским стандартам вес новорождённого в этом возрасте должен достигать 5,5 — 8,5 кг, а рост — от 60 до 68 см. Рассчитать норму веса пятимесячного малыша можно при помощи простейшей формулы: вес при рождении Х 2. Не расстраивайтесь, если малыш прибавил сверх этой нормы или немного до неё не добрал. В этом возрасте у ребёнка начинают угасать врождённые безусловные рефлексы, помогавшие им во внутриутробном развитии и при первых месяцах жизни, и это может сказаться на аппетите малыша.
Физические навыки новорождённого в 5 месяцев. Эффективные упражнения для развития.
Физические навыки пятимесячного ребёнка начинают активно развиваться, на этом этапе он уже должен освоить следующее:
- Если Вы придерживаете спинку малыша, он должен суметь сесть, придерживаясь руками за перекладину. Помните, что самостоятельно сидеть он ещё не умеет!
- Когда Вы поднимаете малыша держа его за подмышки, он почти не сгибает ножек и старается держаться прямо, опираясь на носочки;
- Если Вы удерживаете кроху горизонтально полу – он приподнимает головку и спинку и старается удержаться в таком положении делая «самолётик»;
- Когда ребёнок лежит на спине, попробуйте потянуть его за ручки на себя. Малыш должен суметь самостоятельно подтянуться, головка при этом не должна запрокинуться назад;
- Малыш активно интересуется своими ручками и ножками. Играет с ними, ощупывает, пытается засунуть их в ротик;
- Переверните его на животик, он должен попытаться приподняться на локтях из этого положения, хорошо держа головку;
- Протяните ему игрушку или соску. В пять месяцев ребёнок уже пытается схватить движущийся объект;
- Пятимесячный ребёнок хорошо переворачивается в разные стороны.
Эффективные упражнения для развития опорно-двигательного аппарата
Основные упражнения в этот период должны быть направлены на развитие опорно-двигательного аппарата. В ближайшие месяцы малыш начнёт учиться садиться и вставать. Его тело должно быть готово к этому.Упражнения, которые мы Вам предлагаем освоить, направлены на мягкое укрепление мышц спины и копчика. Они также помогут закрепить у Вашего крохи навык самостоятельного переворачивания в разные стороны и приподнимание головки.
Ежедневные получасовые занятия, сопровождаемые ритмичным счётом, в сочетании с утренней гимнастикой и вечерним массажем, дадут замечательный эффект и помогут малышу хорошо укрепить все двигательные мышцы.
«Развиваем гибкость позвоночника» (Выполнять не больше одного раза в день)
Положите малыша на спинку. Обхватите пальцами кисти его рук, а большие пальцы вложите ему ладони. Дайте ему крепко схватить Вас за них. Затем подтяните малыша к себе так, чтобы он сел. Разведите его ручки в стороны, поднимите из вверх и удерживайте в таком положении одной рукой. Второй рукой с лёгким нажимом проведите вверх-вниз по позвоночнику, добиваясь того, чтобы малыш изогнул спинку. Не забывая придерживать головку, аккуратно положите кроху в исходное положение.
«Учимся ползать».
В пять месяцев ребёнок только начинает учиться ползать. Это упражнение отлично подойдёт для развития и растяжки мышц плеч и спины и поможет ему эффективно освоить ползание.
Разложите вокруг малыша игрушки, так чтобы он не мог до них дотянуться. Приставьте ладонь к его пяточкам, создав точку опоры и предложите ему дотянуться до игрушек самостоятельно. Кроха должен пытаться самостоятельно подползти и схватить игрушки, отталкиваясь от Вашей ладони.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев
Стандарты психоэмоционального развития в 5 месяцев, включают в себя следующие параметры:
- Осмысленный лепет. Ребёнок уже не просто издаёт отдельные звуки, а складывает из них слоги: ня-ня, ма-ма, та-та, бе-бе и т.д. Малыш уже лепечет сам с собой, а не только в ответ на обращённые к нему слова.
- Начинает различать интонации. Реагирует, когда родители обращаются к нему ласково или строго.
- Понимает, когда к нему обращаются, прислушивается к речи взрослых, отвечает.
- Пытается обратить на себя внимание не только плачем, но и лепетом.
- Начинает узнавать знакомые лица, запоминает образ родителей и близких людей: цвет волос, черты лица. Замирает, когда видит незнакомых.
- Различает выражения лица: тянется к улыбающимся лицам, настораживается при виде насупленных лиц.
- Хорошо находит людей и предметы глазами. Следит за перемещением матери по комнате, может самостоятельно найти находящуюся рядом с ним игрушку взглядом.
- В этом возрасте дети начинают различать и запоминать качественные характеристики объектов: текстуру поверхности, цвет. Оценивают предметы по этим параметрам и выбирают более приятные им.
- Хватают предметы и крепко удерживают их в ручках. Тянут игрушки на себя, сопротивляются если попробовать отнять у них её.
- Самостоятельно играют и гулят в течении 10 минут.
Для того, что психическое развитие протекало нормально продолжайте делать упражнения, которые Вы начали в 2-4 месяца.
- Носите ребёнка на руках как можно чаще;
- Ведите с малышом осмысленные беседы, меняя интонации, выражения лица и тембр голоса;
- Знакомьте его с окружающим миром, называя предметы, симулируйте звуки, издаваемые живыми объектами;
- Развивайте тактильные ощущения от предметов: вкус, прикосновения, запахи. Только обязательно следите за гигиеной вещей и их безопасностью для здоровья и жизни малыша;
- В возрасте 5-ти месяцев детей уже можно ненадолго оставлять в манеже или другом огороженном пространстве. Единственно, старайтесь не оставлять его в нём больше, чем на 10-15 минут. Ограниченное пространство способно отбить у ребёнка стремление к исследованию и познанию окружающего мира.
Если Вы заметили в поведении малыша, отклонения от нормы, необходимо обратиться к педиатру, чтобы вовремя получить профессиональную консультацию и принять необходимые меры.
Игры для пяти месяцев. Развиваем полезные навыки
Простые игры, в которые Вы можете играть с ребёнком несколько раз в день, хорошо скажутся на его эмоциональном развитии и отлично помогут развить все необходимые навыки.Самыми любимыми играми для пятимесячного малыша до сих пор остаются знаменитые «Ку-ку, где я?» (аналог пряток), «Сорока-ворона, кашку варила», с загибанием пальчиков, «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая». Эти весёлые игры, хорошо стимулируют психоэмоциональное развитие малыша.
«Кто как говорит?» Ещё одна несложная забава, которая поможет крохе освоить окружающий мир. Показывайте ребёнку картинку с представителями фауны и произносите звуки, которые они издают. Игру можно усложнить, подражая звукам ветра и шуму воды.
Чтение коротких стишков и потешек, прекрасно развивают память крохи и вырабатывают у него чувство ритма.
«Что как называется?» Притрагиваясь к частям тела ребёнка, называйте их и просите, чтобы малыш попробовал показать из на вас.
«Дрыгоног и рукомах». Надевайте на ножки малыша носочки и гольфики с кружевами и объёмными аппликациями. Пусть он пытается их рассматривать, снимать и ощупывать. Подвесьте над малышом игрушки на верёвочке, пусть они будут разными: колокольчик, мячик, тканевые игрушки. Изучая их и пытаясь до них дотянуться, малыш не только с пользой проведёт время, но и освоит нужные навыки.
Учите малыша новым слогам. Приучайте их к тому, что повторяющиеся слоги обозначают некоторые объекты, например, ма-ма и па-па.
Развивайте тактильную чувствительность. Предлагайте ребёнку игрушки с различной текстурой поверхности, разного объёма и формы. Специальные игрушки, из которых можно вытаскивать шнурки и верёвочки, крутить пуговички и ручки, засовывать пальчики в отверстия и нажимать на кнопочки, отличный вариант для развития мелкой моторики и чувствительности рук.
Режим дня в пять месяцев
Режим питания в 5 месяцев не меняется. Необходимо продолжать уже устоявшийся режим грудного кормления, смесь даётся в качестве дополнительного питания. Прикорм вводится, только в случаях:
- Если у Вас не вырабатывается молоко в необходимом количестве;
- Ребёнок плохо набирает вес: отказывается от молока либо не наедается;
- Ребёнка мучают запоры, у него редкий или очень маленький стул;
- У малыша часто болит животик: вздутие и метеоризм; он часто срыгивает.
В любом случае при возникновении любой из этих проблем, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром перед тем, как начать вводить прикорм.
Режим сна так же не претерпевает никаких глобальных изменений. Дети в этом возрасте ещё могут продолжать путать день и ночь, но в большинстве своём они уже входят в режим продолжительного ночного сна. Также увеличивается продолжительность дневного сна, малыш может спать, не просыпаясь до полутора часов.
Немного изменяются физические нагрузки. Утренняя гимнастика и вечерний массаж теперь должны включать в себя более интенсивные элементы. В массаж можно включить глубокое разминание, лёгкое скручивание в разные стороны, пальцевое поколачивание. В гимнастику добавляются упражнения на укрепление позвоночника (см. выше) и мягкую растяжку мышц. Для этого Вам нужно взять ребёнка крестообразно за ручку и ножку и мягко, отрывистыми движениями потянуть их в противоположные стороны.
Продолжайте гулять с ребёнком каждый день. Теперь, помимо сна на свежем воздухе, прогулка может включать в себя общение с другими детьми, ношение на руках с возможностью осмотреться по сторонам и одно кормление из бутылочки.
Продолжайте развивать своего малыша, и Вы увидите, насколько легче и быстрее Ваш пятимесячный малыш освоит все необходимые навыки.
воспитание и занятия, особенности ухода за малышом в 5 месяцев
В первый год своей жизни ребёнок развивается быстрыми темпами. Малыш постоянно радует своих родителей новыми умениями и небольшими достижениями. Уже в пять месяцев он очень сильно отличается от только что родившихся младенцев. Что умеет малыш в свои пять месяцев, и как родители могут влиять на развитие ребёнка в этом возрасте, поговорим подробнее.
Физиологические изменения
Телосложение малютки в пять месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется. При этом зрение карапуза продолжает активно развиваться. От взгляда крохи уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малыш любит подолгу рассматривать интересные картинки либо рисунки.
В пять месяцев у ребёнка сильно выделяется слюна, что не только влияет на предстоящее прорезывание зубов, но и помогает качественно очищать ротовую полость, так как кроха почти все попадающиеся под руку вещи тянет к себе в рот.
Стул у малыша, которому дают лишь грудное молоко, может быть как частым (от 5 до 6 раз в день), так и довольно редким (раз в 2−5 дней). Дети, которые вскармливаются специальными смесями либо только начинают получать прикорм, чаще всего испражняются сразу несколько раз в день, а их каловые массы отличаются повышенной плотностью и характерным запахом.
Мочеиспускание в пять месяцев бывает в оптимальном количестве — до 15 раз в день.
Гипертонус, который чаще всего есть у новорождённого ребёнка, в пять месяцев полностью проходит.
Физическое развитие
Ребёнок в 5 месяцев имеет массу на 700 грамм больше прежней, его рост в среднем повышается на два сантиметра. Обхват грудной клетки в это время начинает значительно преобладать над показателем окружности головы.
У каждого крохи развитие проходит своими темпами, но есть определённые показатели, которые характерны для многих детей определённой группы. Узнав о них, вы сможете различать, когда малыш растёт и развивается нормально и не нужна ли ему дополнительная консультация у лечащих специалистов.
Параметры младенцев в 5 месяцев.
- Вес — от 6900−7500 грамм.
- Рост 64−66 сантиметров.
- Общая окружность головы 41,5−42,6 сантиметра.
- Окружность грудной клетки 42,4−42,9 сантиметра.
Способности ребенка в это время
Ребёнок в 5 месяцев уже может переворачиваться на спину с положения на животе. Теперь он самостоятельно выбирает положение, в котором ему будет удобнее всего изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили к освоению навыка ползания. Но пока они стараются переместиться на живот, активно перебирая ногами, а также перекатываются из одного положения в другое.
Ребёнок уже может сидеть, но лишь при поддержке родителей (например, в стульчике для кормления). В это время спина малыша согнута, поэтому педиатры не советуют на долгое время оставлять малыша в пять месяцев в сидячем положении. Если вы будете держать кроху под мышками и поставите его на прочную поверхность, то сможете заметить, что при этом он будет стоять на выпрямленных ножках.
Малыш начинает свободно управлять своими руками и может как схватить предмет, так и продолжать держать его длительное время обеими руками. Предложите ему взять игрушку и вы увидите, как ребёнок схватит её ручкой. Малыш начнёт внимательно изучать предмет и может так заинтересоваться ей, что проведёт с любимой вещицей от 10 до 15 минут.
Малыш начинает хорошо узнавать своих родителей и остальных людей, с которыми он часто проводит свободное время. Он быстро и заинтересованно отвечает на проявление внимания от своих близких людей и может различать тон, которым с ним ведут диалог. Незнакомцы же вызывают у малыша совсем обратную реакцию, которая преимущественно настороженная.
Речь ребёнка в этот промежуток времени начинает активно развиваться и представляет собой долгое гуление. У произносимых крохой звуков можно различать определённую интонацию, которую ребёнок воспроизводит за родителями. Некоторые дети уже говорят отдельные звуки, а также слоги.
Кроха очень любит слушать песенки и потешки из маминых уст, что вызывает у него восторг и смех. Настолько же бурно малыш может показывать и отрицательные эмоции, к примеру, когда у него отнимают игрушку либо кладут в кровать в то время, как малыш ещё хочет пообщаться с мамой.
В это время ребёнок начинает интересоваться пищей, которую употребляют взрослые люди. Он смотрит в тарелку матери и отца, и если родители не против, то такое поведение может стать поводом для знакомства крохи с новой едой и продуктами.
Занятия для развития малыша
Каждый день совершайте гимнастику около 10 минут, так как это помогает малышу укреплять свои мышцы (особенно важно в это время уделять внимание укреплению мышц спины), и учите его управлять своим телом. Разводите руки карапуза по сторонам и скрещивайте в области груди, после подтягивайте ребёнка за руки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого начинайте двигать ножками ребёнка, переверните малютку на живот и продолжите заниматься уже в такой позиции.
Чтобы простимулировать развитие навыка ползанья, рядом с малышом расположите яркую игрушку таким образом, чтобы он не мог свободно до неё дотянуться, а был вынужден попробовать проползти небольшое расстояние. Под ноги крохи нужно подставить ладонь, от которой он сможет оттолкнуться.
- Массаж к возрасту пяти месяцев начинает становиться сложнее. В это время тело ребёнка можно не только аккуратно поглаживать, но также растирать, пощипывать, разминать и слегка поколачивать.
- Продолжайте заниматься с фитболом, ведь он позволяет не только развить мышцы и вестибулярный аппарат малыша, но и улучшить работу пищеварительной системы. Также большую эффективность для развития ребёнка оказывают занятия в воде — в бассейне или же в большой ванне.
- Покупайте крохе новые игрушки и показывайте ему, как с ними пользоваться. Пусть малыш увидит, что с мячиком можно играть, катая и бросая. Кольца от пирамидки можно разбросать или же сложить, а плюшевую игрушку погладить и обнять. Не нужно забывать о безопасности и чистоте всех игрушек, которые вы даёте ребенку, ведь он обязательно попробует их на вкус.
- При бодрствовании нужно регулярно общаться с младенцем, чтобы он смог понять новые слова и ваш тон общения. Часто называйте малыша по имени, а показывая фотографии близких родственников, в обязательном порядке называйте их имена.
- Разговаривая с малышом нормальным голосом, наклонитесь к его ушку и проговорите пару слов шёпотом.
- Общаясь с ребёнком, резко остановитесь и сделайте своё лицо неподвижным. Такому действию кроха точно удивится, а после попытается заставить вас снова поговорить с ним.
- Поиграйте с малышом в игру, которая называется «вверх и вниз». Поднимайте малыша и говорите при этом «вверх», а после скажите ему «вниз» и опустите.
- Подойдите с ребёнком к большому зеркалу в доме, чтобы он смог разглядеть не только своё, но и ваше отражение и сравнивать их. Пусть пока он и не понимает, что это лишь отражение в зеркале, но ему точно понравится видеть и себя, и маму.
- Не упускайте возможность выполнять упражнения для обучения ползанию и сидению в процессе купания, ведь именно в воде двигаться крохе в разы легче. Вытирая малыша после ванны, произносите названия частей тела, до которых вы дотрагиваетесь.
- Играйте с малышом в «ку-ку», используя различные формы игры. Можете прикрывать свои глаза и глаза ребёнка, спрятать лицо под тканью, спрятаться за шкафом либо даже под одеялом. Не меньше малыша развлекают игры в «ладушки» либо «сороку-ворону». Предложите ему рассмотреть рисунки животных, а при просмотре картинок произносите названия зверей вслух и подражайте их голосам.
Если сможете, то приобретите ребёнку книжку из ткани, на страницах которой будут находиться шнуровки, пуговицы, липучки, а также аппликации. Такая вещь поможет развить органы чувств крохе.
Также можно познакомить малыша с пальчиковыми красками. При этом нужно опускать ручки ребёнка в баночки с яркими цветами и оставлять на бумаге следы. Это должно в обязательном порядке вызвать только положительные эмоции как у крохи, так и у вас.
На прогулке и при домашних занятиях сажайте малыша в слинг. Из него ребёнку будет комфортно смотреть за всеми вашими действиями и за окружающим миром, вместе с этим ощущая ваше тепло и защиту.
Особенности ухода за ребёнком
Во время бодрствования малыша в пять месяцев выполняются разные привычные для него гигиенические процедуры. Лицо малыша нужно умыть, глазки протереть, а нос и ушки очистить, если это необходимо. Кроме этого, карапузу нужно постоянно стричь ногти, так как они со временем быстро отрастают.
В пять месяцев с малышом продолжают делать каждодневные гимнастические упражнения и совершают массаж. Купать малыша также нужно каждодневно, тем более что такая процедура вечером очень нравится ребёнку.
Составление режима дня
Малыш в возрасте пяти месяцев бодрствует около двух часов после сна, спит три раза в день и 10 часов ночью. Большинство детей перестают просыпаться в пять месяцев ночью для кормления.
Гулять с детьми такого возраста также нужно по два раза в день — утром и после обеда. Часто дети во время таких прогулок уже не спят, а с интересом смотрят за окружающими и происходящим вокруг. Время прогулки будет определяться в зависимости от погодных условий, к примеру, если довольно прохладно или же идёт небольшой дождь, гулять с малышом можно только 1−2 часа, а в тёплую погоду в тени можно находиться с крохой около шести часов в день.
Если у ребёнка в пять месяцев происходит лишь грудное вскармливание, то строгого режима кормлений не будет. Малыш обычно сосёт грудь в процессе укладывания в кроватку, а также после пробуждения. Особенностью в кормлении в этом случае считаются частые прерывания — ребёнка может отвлекать любой шум либо шорох. Прикорм детям, которые употребляют лишь молоко матери, в возрасте пять месяцев ещё не вводят, при условии того, что он полностью здоров, а количество молока у мамы находится на нужном уровне.
У крохи во время искусственного вскармливания существует строгий режим употребления пищи, который предусматривает в пятимесячном возрасте около пяти кормлений в день с общими паузами между ними в 3,5 -4 часа. Общее число смеси для малыша рассчитывается на основе его массы (его делят на 7). После этого суточный объём пищи делится поровну на количество кормлений. В среднем карапузу в пять месяцев хватает от 900 до 1000 миллилитров смеси в день, при этом он за один раз съедает от 160 до 200 миллилитров пищи.
Количество продуктов прикорма для детей во время искусственного вскармливания грудничка начинает увеличиваться. Детям начинают давать не только кашу и овощи, но и пюре из фруктов, а также растительное масло.
Частые проблемы
Возможные падения. Из-за активации подвижности ребёнка его нельзя оставлять наедине и на пять минут. В любое время малыш может сделать переворот и оказаться на полу. Если такого избежать не удалось, то постарайтесь успокоить малютку, а после понаблюдать за его дальнейшим состоянием. Если видны любые настораживающие признаки, то немедленно обратитесь за помощью к врачу.
- Капризность из-за прорезывания зубок. У большинства малышей в возрасте пяти, месяцев начинаются процессы появления новых зубов, которые доставляют много дискомфорта. Предложите малышу прогрызть специальный прорезыватель, а также воспользуйтесь гелями с охлаждающим и обезболивающим действием.
- Проблемы с опорожнением после начала введение прикорма. У большинства детей первое введение прикорма становится причиной изменения привычного стула — происходит как разжижение, так и заметное уплотнение. В большинстве случаев у крох, которые пробуют прикорм, происходит запор, особенно в том случае, когда новая пища вводится в рацион детей слишком рано. К развитию запоров ведёт ранее знакомство крохи с белковой и молочной продукцией, а также недостаточное количество получаемой жидкости.
достижения малыша к окончанию 5 месяца
В этой статье:
Развитие малыша к окончанию пятого месяца обычно характеризуется целым рядом новых достижений, внешних и внутренних изменений. Как правило, масса крохи к этому времени с момента рождения увеличивается в среднем в два раза и составляет от 6,5 до 7,5 кг.
В конце первого полугодия ребенок набирает в месяц в среднем до 700 г, тогда как рост его увеличивается примерно на 1,5-2 см и составляет около 63-65 см. Голова в окружности также увеличивается на 1 см, а окружность груди — на 2 см. Некоторые малыши в этом возрасте уже радуют близких и родных первым нижним зубом, но даже если он не появился, то набухшие десны, обильное слюноотделение и частые крики крохи станут свидетельством того, что скоро это произойдет.
У детей пятого месяца практически не фиксируют характерные для младенцев рефлексы, последние из которых к началу этого периода исчезают. Самым поздним считается рефлекс Моро, который исчезнет не ранее конца пятого месяца.
Совершенствование старого и подготовка к новому
Уже в начале пятого месяца становится понятым, что физическое развитие крохи подходит к новому этапу, главным событием которого станет самостоятельное передвижение. Ребенок активно шлифует имеющиеся навыки и развивает новые. Он все больше внимания обращает на то, что его окружает, мысленно готовится к тому, что очень скоро все самое интересное сможет исследовать сам – сначала на четвереньках, а потом и на ногах. Выражается это в следующем.
- Кроха с удовольствием подолгу лежит на животе, приподнимаясь сначала на локтях, а к концу пятого месяца и на руках. В таком положении малышу лучше видно все, что его окружает, кроме того, в это время он тренирует мышцы спины в подготовке к скорому ползанию.
- Ребенок в конце пятого месяца уже делает настойчивые попытки некоторое время оставаться в сидячем положении, пусть пока и с поддержкой. Несмотря на это, не стоит идти у него на поводу, потакая ему в этом желании. В 5 месяцев спина еще не настолько окрепла, чтобы сидеть, поэтому особенно любознательным деткам можно предложить вариант с детским креслом, устанавливаемым под углом в 45 градусов, которого будет достаточно, чтобы видеть все, что происходит вокруг.
- В положении полусидя малыш в этот период любит находиться больше всего, и отчасти потому, что в это время он уже может пользоваться обеими руками, исследуя все, что находится в поле его доступности.
- В положении на животе кроха не только с удовольствием рассматривает окружающие его предметы и игрушки, но и с интересом изучает собственное тело, пробуя на ощупь и «на вкус» ноги и руки.
- Если потянуть кроху, лежащего на спине, за обе руки, он сделает попытку приподнять торс, чтобы сесть. Голова при этом удерживаться будет более чем уверенно.
- Особенностью пятого месяца также является умение ребенка с легкостью менять положение тела, переворачиваясь с живота на спину, на бок и обратно.
- В конце пятого месяца у крохи достаточно хорошо развиты мышцы спины, поэтому в положении на животе он активно двигает конечностями,
пытаясь дотянуться до предметов, лежащих впереди.
- Многие малыши в этот период уже умеют ползать «по-пластунски».
- Тренируя моторику пальцев, дети на пятом месяце активно осваивают технику хватания. Они пытаются схватить и удержать интересующие их игрушки, с интересом трясут и стучат погремушками о разные поверхности.
- Если, удерживая ребенка под руки, поставить его на твердую поверхность, то на пятом месяце жизни он сможет стоять, не сгибая ног. Это нормально, так как пройдет всего 4-5 месяцев, и кроха уже будет пытаться сделать первые шаги, пусть пока и с поддержкой родителей.
Обратите внимание, что все перечисленные навыки касаются развития среднестатистических детей, без патологий, своевременно появившихся на свет.Дети недоношенные, либо с врожденными (приобретенными) дефектами, развиваются по собственному графику, который нужно обсуждать с педиатром.
Знакомство с окружающим миром: особенности психического развития
Для детей пятого месяца жизни характерно развитие желания как можно больше узнать о том, что их окружает, начиная с особенностей собственного тела. Малыши учатся налаживать первые контакты, проявляют интерес, исследуя новые для них предметы. Они пытаются говорить со взрослыми, реагируя на их интонации и выстраивая целые необычные звуковые комбинации. Таким способом малыши стараются показать, что готовы к общению и не желают оставаться надолго одни.
В пять месяцев эмоциональное развитие малыша доходит до того уровня, когда он не просто узнает родителей и радуется им, но и пытается это продемонстрировать. Кроха держит в памяти отдельные детали образа каждого из членов семьи, запоминая:
- тембр голоса;
- одежду;
- глаза;
- цвет волос и пр.
Он всматривается в лица родителей и людей, которые часто бывают с ним рядом, пытается потрогать их глаза, рот, уши, может заснуть в рот палец, всматривается в губы и вслушивается в речь.
Частым в этом возрасте является общение ребенка с самим собой. Он рассматривает руки, ноги и лепечет – как правило, пребывая в хорошем расположении духа. Если в этот момент в комнате появится взрослый, лепет крохи заметно усилится.
А вот к незнакомым людям малыши пятого месяца жизни проявляют недоверие, часто испытывают по отношению к ним страх и тревогу. Впрочем, эти негативные эмоции легко развеять, если ласково поговорить с малышом и назвать его по имени.
В этом возрасте дети понимают, когда с ними говорят грубо, а когда проявляют любовь и дружелюбие. Первое их задевает, расстраивает и пугает, второе — вдохновляет и успокаивает. Именно поэтому во время обращения к себе малыш внимательно вслушивается в речь, чтобы уловить, какой посыл она несет на этот раз.
Крохе в пять месяцев можно и нужно показывать картинки с изображениями лиц людей. Конечно, важно, чтобы лица не были пугающими и вызывали у ребенка позитивные эмоции.
В пять месяцев у ребенка достаточно хорошо налажена связь между движениями и зрением, что выражается в умении брать тот предмет, который хочется и который находится в поле зрения и доступности. Более того, малыши в этом возрасте начинают различать цвета, отдавая предпочтение наиболее ярким.
Развитие слуха также переходит на новый уровень. Кроха спокойно улавливает звук, источник которого находится в трех метрах от него.
Еще больше общения и первые попытки быть самостоятельным
Малыш в этот период проявляет больше самостоятельности, способен оставаться один и не грустить на протяжении 10-15 минут, занимается с игрушками и развивающим ковриком, не требуя внимания взрослых. В это время у крохи уже появляются игрушки-фавориты, которые произвели на него впечатление цветом, формой, тактильными ощущениями. Если спрятать игрушку или предмет под пеленкой, пятимесячный малыш уже без труда поймет, что произошло, и попытается достать игрушку.
В этом возрасте дети особенно общительны и ценят каждое мгновение, проведенное с любимыми родителями. Они пищат от восторга, когда их подкидывают, кружат, и сладко жмурятся, если на них дуют.
К концу пятого месяца ребенок пробует отстаивать личные права, протестуя, если у него пытаются забрать что-то, что он себе добыл и планировал использовать как развлечение.
Стоит обратиться к врачу за консультацией, если:
- ребенок не меняет положения, лежа на спине или на животе;
- плохо удерживает голову;
- не проявляет интереса к игрушкам и ярким предметам;
- не пытается «гулить»;
- не видит разницы между строгими и доброжелательными выражениями лиц взрослых.
Такие особенности поведения могут свидетельствовать о том, что развитие ребенка на пятом месяце пошло со сбоями либо у малыша имеются какие-либо проблемы со здоровьем, как с физическим, так и с психическим.
Как развивать кроху играми
В пять месяцев развитие крохи будет гармоничным, если ему уделять время, забавляя и развлекая соответствующими возрасту познавательными играми и игрушками. Играть в этом возрасте (как, впрочем, и в любом другом) дети любят больше всего на свете, поэтому родителям не стоит лишать их и себя удовольствия, которое еще и принесет пользу.
Итак, как же играть с таким крохой? Конечно же, самое главное — это больше общения в процессе игры. Малышу можно петь детские песенки, рассказывать сказки, стишки и потешки, сопровождая их активной мимикой, интонациями и жестикуляцией, но ни в коем случае не пугая кроху.
Отличный вариант игры для такого возраста — это всем известные прятки «ку-ку», когда взрослый закрывает глаза ладонями, открывает их и приветствует малыша возгласом «ку-ку!». Такая игра будет веселить ребенка с первых месяцев жизни и вплоть до 1,5-2 лет. Закрывать глаза можно не только себе, но и игрушкам малыша, домашним питомцам или самому ребенку.
Особый интерес у детей этого возраста вызывают разного рода звуковые игры. Например, можно показывать им картинки с животными, имитируя голосом звуки, которые они издают, звонить колокольчиками разного размера, изучать звучание детских музыкальных инструментов.
Одна из самых любимых игр у ребенка этого возраста — это совместное с родителями времяпрепровождение у зеркала, где можно будет вместе имитировать голоса людей и животных, строить рожицы и просто изучать собственные отражения.
Если у ребенка нет аллергии, можно начинать знакомить его с запахами, давая понюхать как приятно пахнущие вещи, так и не очень. Каждый запах нужно стараться понятно описать, показать, от чего он исходит.
Развивать тактильные ощущения ребенка можно с помощью разных видов тканей, сшитых в одно одеяло. Пусть кроха потрогает лоскуток из шелка, шерсти, ваты, марли и сделает вывод о том, что ему доставляет удовольствие трогать, а что вызывает неприятные ощущения.
развитие и питание, вес и режим дня
С каждым новым днем дети первых месяцев жизни радуют своих родителей. Это осознанный взгляд, милая улыбка, первые звуки, хороший аппетит. Ребенок в 5 месяцев, развитие и питание которого заметно отличаются от предыдущего периода, уже стремится к самостоятельности.
Развитие
Первое, что хорошо заметно в развитии ребенка в 5 месяцев – это прибавка в весе и росте. В среднем малыш к этому возрасту весит 7 кг, а его рост составляет 63 см. Это средние показатели и их границы варьируют:
- рост 62 см 10 мм – 67 см;
- вес 6500 – 8500 г.
Верхние границы характерны для мальчиков, нижние – для девочек. Окружность головы в среднем варьирует от 38 см до 44 см. Все показатели индивидуальны, но основаны на данных Всемирной организации здоровья. Недоношенные дети как правило догоняют своих сверстников ближе к концу первого года жизни.
Навыки и умения
Не все дети к 5 месяцам радуют кардинальными изменениями в развитии навыков и умений. К этому времени появляются лишь их задатки. Но улучшается острота зрения и малыш уже умеет отличать оттенки одного цвета, хотя активно проявляет интерес к ярким цветам, например, красному и желтому. Он подолгу концентрирует взгляд на таких предметах.
Новые движения
К концу месяца многие дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. В это же время у них появляются задатки к лазающим маневрам. Они подгибают ножки в коленках и пытаются отталкиваться.
Особенно интересно детям находится в горизонтальном положении, причем полусидя. Им нравится, когда мамы кладут их в приподнятые подушки или оставляют бодрствовать в кресле-переноске или шезлонге. Дополняют картину взрослого малыша игрушки или бутылочка, которую они держат вполне уверенно.
Новое в поведении
Звуки – то, что интересует и отвлекает ребенка. Его развитие подходит к этапу их четкого распознавания и реагирования. Одни звуки его успокаивают, другие пугают, третьи вызывают восторг. В это время крохе можно включать музыку как классическую, так и детские песенки. Хорошо, если у мелодии будет видео сопровождение.
Что еще нового?
- Ребенок тянется к взрослой еде.
- Пытается попробовать на вкус все, что попадает в руки.
- Следит за передвижением предметов и людей.
- Не желает уснуть на улице, изучает окружающий мир.
- Пытается вставать, захватывая мамины пальцы.
Речь
Уже к началу 5 месяца лепет малыша становится более внятным. Повторяя одинаковые звуки и слоги у него получаются отдельные слова. Это долгожданное ма-ма, па-па, ба-ба. Еще 1-2 месяца, и они превратятся в осознанное мама и папа.
Если кроха активно говорит, начинают развивать речь. Делают это самым простым способом – разговаривают с малышом и читают ему детские стишки и сказки. Дети внимательно слушают, а в подсознании закладываются основы правильной речи.
Зубы
У особенно ранних детей первый зубик проклевывается к концу 4 или началу 5 месяца. Это сугубо индивидуально и не говорит об аномалиях. Заметить такое изменение можно по нескольким признакам:
- обильное слюноотделение;
- стремление кусать жесткие предметы;
- резкие отдергивания от груди и плач;
- ночной плач;
- отказ от еды, капризность.
Десна верхней челюсти в этот период отечные, гиперемированные, болезненные при касании. Проверить это можно пальцем или намотать на него стерильный бинт. Чтобы облегчит состояние крохи, можно смазывать десна специальными гелями.
Мочеиспускание и стул
У ребенка с налаженным пищеварением опорожнение кишечника происходит 1-2 раза в день. Стул регулярный, мягкий, без зелени и черноты. Особенных изменений здесь нет. А вот мочеиспускание становится гораздо реже, теперь каждые 40 минут. Мама может смело устраивать крохе воздушные ванные на 30 минут после очередного мочеиспускания.
Если ребенку 5 месяцев, развитие, питание и вес в норме, вакцинацию проводят вовремя без отсрочек. Это АКДС-3, ОПВ-3, ВГВ-3.
Режим дня
Так как активность малыша к 5 месяцам повышается, продолжительность дневного сна уменьшается. Ребенок хорошо слышит и различает звуку, проявляет к ним большой интерес, поэтому посторонние шумы уже мешают ему спать.
В этом возрасте кроха спит 2 раза в день по 80 и более минут. Некоторые дети еще сохраняют привычку спать 3 раза в день. Это зависит от полноценного ночного сна. К концу 5 месяца большинство детей спят всю ночь не просыпаясь. Те, которые требуют ночных кормлений спят с перерывами ночью и по 3 раза в день.
Время активного времяпровождения заметно увеличивается. Это происходит по причине повышения интереса к окружающей обстановке и людям. Дети стремятся познать новые вещи и больше отвлекаются от маминых рук и объятий.
Теперь, чтобы покормить малыша, нужно обеспечить ему полный покой без резких звуков и ярких предметов по близости.
Питание
Грудное молоко или адаптированная смесь – основа рациона. Если ребенок аллергик его рацион – это лечебная смесь при нехватке маминого молока. Недоношенные дети должны получать специальные смеси, обогащенные питательными компонентами для роста и развития.
При наличии выраженной железодефицитной анемии врач может принять решение о введение прикорма к концу 5 месяца. Это безмолочные каши, овощные однокомпонентные пюре, небольшие дозы мясных гомогенизированных пюре. Как правило анемией страдают дети, не получающие с рождения грудное молоко.
Если ребенку 5 месяцев, развитие и питание происходит естественным путем, прикорм вводят через месяц. Ребенка лишь можно знакомить с новыми продуктами, расширяя рацион матери. Спешить с докормом не нужно, так как пищеварительная система еще не совсем готова к серьезной нагрузке.
Когда ребенку 6-5 месяцев, развитие и питание подходит к новому этапу, связанному со способностью сидеть и держать. Главное грамотно развивать ребенка и постепенно вводить прикорм.
К 5 месяцам развитие ребенка предполагает некоторую долю опасности. Теперь кроху нельзя оставлять одного. Поворот на животик может спровоцировать падение – а это опасно. В предвкушении новых этапов в развитии родители должны позаботится о безопасности дома – закрыть розетки, убрать тяжелые предметы.
5 месяцев: меняем режим дня
Физиология
К пятому месяцу жизни ребенок удваивает тот вес, который у него был при рождении. Не переживайте, если это произошло раньше, некоторые малыши в первые 2-3 месяца могут прибавлять больше 1 кг в месяц.
ЮлияПара вопросов или нужен совет бывалых))Девочки, такое дело, не знаю что и делать. Будет много букв, уж извините. Вообщем родилась моя Милашка 3740 (лежала малышка 8 дней под капельницами с антибиотиками в ОПН), вообщем 30.01 нам будет 4 месяца. Голову держим хорошо, гулим, смеемся, правда пока не переворачиваемся (но думаю массаж это исправит). Все бы ничего, но вес мы набираем очень плохо. В первый месяц еще нормально 800г, а вот дальше по 300 еле еле. Решила я обследовать крошку в связи с этим хочу знать, как вы собирали кал у крошки? Мы собрали с памперса на копрограмму в первый раз и результат пришел хороший, но набора нет большого. Сегодня вот собрали опять с памперса. Не знаю правда достоверно ли будет. Она какает в разное время, предугадать сложно. И еще вопрос. Малышка стала спать целыми днями практически не просыпаясь (правда ночью короткие сны и почти не спит) Может бодроствовать несколько часов кряду, потом поспать минут 30 и снова фестивалить. Засыпает в 9-11 утра и спит весь день, не добудешься хоть из пушки стреляй. Проснется, немного поест и спит на бутылочке (мы на ИВ). Месяц назад сдавали кровь, все хорошо. Какие анализы еще сдать чтобы понять причину такого долгого сна (спит по 10-12 часов) практически не просыпаясь( если у кого так было подскажите как поступали. Есть подозрение, что от Элькара это (нам назначили 10 кап. 3 раза в день, по показаниям). Вообще, буду рада любому ответу)
53Многие дети к этому возрасту уже проявляют активный интерес к пище. Это нормальное формирование пищевого интереса, но оно не означает, что ребенку уже пора вводить прикорм. По рекомендации ВОЗ, введение прикорма детям, находящимся как на грудном, так и на искусственном вскармливании, рекомендовано с 6 месяцев.
Младенец может достаточно долго играть, лежа на животе. Он перебирает игрушки, которые находятся в его досягаемости, манипулирует ими. Многие пятимесячные дети уже пытаются встать на четвереньки. Они вытягивают руки, подтягивают и сгибают в коленях ноги. У многих к концу месяца получается вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад. Это отличная подготовка к ползанию.
Психология
Ребенок уже умеет отличать своих людей от чужих. Маловероятно, что пятимесячный младенец будет так же спокойно находиться на руках у чужого человека, как это было, например, в 2-3 месяца. Если вы пришли в гости, дайте ребенку привыкнуть к обстановке и людям, сидя у вас на руках.
Он еще не умеет выражать эмоции таким сложным способом, как вы. Но может улыбаться в ответ на ваше приближение или на ваши смешные рожицы и звуки.
Навыки и умения
♦ Долго играет игрушками лежа на животе.
♦ Может самостоятельно захватывать игрушку и активно ей размахивать.
♦ Может вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад.
♦ Издает множество звуков, удваивает слоги («та-та», «ба-ба», «ма-ма»).
Есть несколько аспектов, от которых зависит физическое развитие ребенка:
Первый – это окружающая среда. Если деятельность ребенка ограничивать небольшим пространством (манеж или кроватка), то круг его активности снижается, а это может приводить к замедлению развития моторных навыков. И наоборот, если он большую часть времени находится в относительно большом пространстве (например, на полу), то формирование физических навыков происходит более естественно и быстро.
Второй – время, проведенное ребенком на животе. Чем больше он находится на животе, тем чаще приподнимается на руках и тем быстрее происходит формирование всех процессов: ползания, сидения, ходьбы. Так, очень часто приходится слышать жалобы на то, что ребенок не сидит и не ползает, от родителей, чьи дети целый день находятся на руках или лежат на спине. А зачем ему ползать или ходить, если его и так удобно носят?
Третье – создание мотивации для ползания. Лежать на животе ребенку не совсем удобно. Соответственно, его важно заинтересовать, например, недалеко находящейся любимой игрушкой, чтобы ему захотелось дотянуться или доползти до нее.
Как организовать жизнь ребенка
Ребенок уже относительно сформировал (с вашей помощью) свой режим. Сейчас важно его придерживаться. Не забывайте, что младенец все так же легко переутомляется, важно соблюдать время бодрствования, не «передерживать» ребенка, поскольку перевозбужденный малыш труднее засыпает.
Соблюдайте ритуал укладывания на ночной сон: ванна, легкий массаж, песенка или книжка. Пропуск ритуала укладывания не очень благоприятно сказывается на сне ребенка. Не готовьтесь ко сну поздно, старайтесь укладывать ребенка на ночной сон тогда, когда он еще не сильно устал.
В 5 месяцев может начаться прорезывание зубов. Вообще, как только ребенок рождается, зубы начинают свое непрерывное движение в сторону ротовой полости, так что они могут начать беспокоить ребенка задолго до своего появления из десны.
Чему можно научить
У ребенка в пять месяцев уже отчетливо появляется смех. Старайтесь развивать его чувство юмора. Никаких сложных действий и приспособлений это не требует. Смешные рожицы или новые звуки (щелканье языком, раздувание щек) будут веселить вашего малыша на этом этапе.
Читайте книги, которые можно потрогать, с выпуклыми деталями. Хорошо в этом возрасте использовать картонные книги. Их ребенок не помнет, а даже если немного погрызет, то это вполне безопасно.
Начальное развитие речи
К 5 месяцам ребенок уже хорошо формирует слоги и умеет их удваивать. С каждым днем в его речи появляются все новые и новые звуки и их сочетания. До полноценного и осознанного «мама», конечно, еще далеко, но пройдет несколько месяцев, и малыш активно будет вас звать.
Что чувствует и как себя ведет
Ребенок уже достаточно привязан к маме, чтобы расстраиваться, когда та выходит из комнаты и оставляет его. Он будет выражать недовольство плачем и так же быстро успокаиваться, оказавшись на руках у мамы. Это важное время формирования связи между малышом и матерью.
В пять месяцев ребенок умеет выражать несколько видов эмоций: радость, печаль, беспокойство, страх. Позже объем эмоций будет только увеличиваться.
Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева
изменение физических показателей и обретение новых навыков
В этой статье:
Пятый месяц жизни характеризуется новыми достижениями малыша, развитие которого протекает согласно запланированному природой графику.
Кроха продолжает активно расти, уже хорошо знает родителей и близких родственников, приветствует их появление дружественной улыбкой, пробует сам менять положение тела и забавляет себя в периоды бодрствования всеми доступными способами. Развитие малыша в этом возрасте преподнесет немало приятных сюрпризов как самому ребенку, так и его родителям.
Физические показатели ребенка
Пятый месяц характеризуется значительным увеличением роста и веса крохи, особенно если сравнивать показатели с теми, что были всего несколько месяцев назад, сразу после рождения. С момента появления на свет и до пятого месяца ребенок вырастает в среднем на 15 см, при этом становится тяжелее ровно в два раза!
Кроха уже умеет переворачиваться со спины на бок, берет в руки игрушки, что находятся в зоне его досягаемости. Но это далеко не все особенности. Физическое развитие на пятом месяце характеризуется следующими достижениями:
- ребенок
пробует делать первые шаги, если его поддерживать под руки;
- в положении лежа на спине делает попытки сесть, поднимая торс;
- переворачивается со спины на живот и назад;
- тянется к игрушкам, расположенным от него на расстоянии;
- в положении лежа на животе упирается руками в поверхность кровати.
Чтобы ускорить развитие малыша на пятом месяце, педиатрами были разработаны специальные игры для стимуляции двигательной активности, способствующие развитию координации, мышления и зрения. Одна из них — это яркие игрушки на некотором расстоянии от выложенного на живот ребенка. Желание потрогать и схватить предметы будет толкать малыша вперед, в результате чего он будет пробовать ползти всем телом.
Психоэмоциональное развитие пятимесячного ребенка
Сразу отметим, что после четырех месяцев эмоциональный мир малыша изменяется — становится глубже и шире. В этот период нужно быть особенно внимательными к эмоциям крохи: он может легко испугаться незнакомого человека или предмета, при этом проявляет повышенную наблюдательность и внимательность, реагируя на новые звуки, предметы, явления.
Пятый месяц развития крохи ярче всего охарактеризуют следующие его навыки:
- малыш
по-разному реагирует на громкие и тихие звуки, всегда ищет глазами их источники;
- делает попытки различать цвета, отдавая предпочтение самым ярким;
- узнает лица не только родных, но и знакомых, часто бывающих дома;
- проявляет настороженность по отношению к посторонним, отказывается идти к ним на руки;
- вслушивается в слова;
- «агукает», смеется, пробует произносить звуки.
Нужно понимать, что перечисленные выше навыки действительно наиболее полно характеризуют пятый месяц развития ребенка, но при этом не являются абсолютной нормой. Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему графику, возможно, несколько отличному от стандартного. Кроме того, на поведение крохи в этом возрасте огромное влияние оказывает воспитание, а также тип темперамента.
Если вам все же кажется, что кроха может быть активнее и ему не хватает внимания, можно поиграть с ним в простые игры, стимулирующие психоэмоциональное развитие.
Игра «Кто это?». Довольно простая и интересная забава, для которой потребуется всего лишь цветная маска или, на худой конец, обычный шарф. Маску или шарф надевает на себя мама или папа малыша после того, как кроха поприветствует дружественной улыбкой их лицо без маски. Правильной реакцией ребенка на перевоплощение должно стать удивление и смятение, вызванные тем, что он не узнал человека в маске.
«Кто что говорит?» Пятый месяц жизни и развитие ребенка в этот период уже позволяют играть с ним в интересную игру, цель которой — знакомство с новыми звуками. Для этого можно показывать малышу яркие картинки или игрушки животных или предметов, имитируя звуки, которые они издают. Обычно такая игра особенно нравится малышам – конечно, если правильно подобрать время для этого занятия и не слишком его затягивать.
Особенности физического воспитания
Новые возможности на пятом месяце жизни ребенка говорят о том, что у крохи появятся и новые потребности. Так, например, еще недавно применявшийся комплекс развивающих упражнений в этот период уже не будет таким актуальным, и родителям необходимо будет придумать новый.
Дело в том, что моторные навыки ребенка нуждаются в постоянном развитии, ведь именно они станут базой для формирования основных навыков в самое ближайшее время. О том, какой комплекс упражнений наиболее подходит четырехмесячному малышу, с удовольствием расскажут педиатры на очередном приеме в поликлинике.
Как вводить прикорм?
Пятый месяц жизни ребенка связан с некоторыми изменениями в питании. Основное из них — это введение прикорма, намеченное на 4,5 месяца. Когда речь идет о прикорме, то подразумевается изначально небольшое количество пищи, полностью отличной от привычного ребенку грудного молока или молочной смеси.
Начинают введение прикорма не с 12 капель свежевыжатого сока, как считают многие родители, а с овощных или злаковых блюд, которые впоследствии смогут стать заменой одного грудного кормления.
Впрочем, по поводу прикорма продолжаются бесконечные споры, и мнения относительно того, с чего начинать прикармливать малыша на пятом месяце, разделяются. Поэтому поговорим о том, какого мнения придерживается большинство педиатров – возможно, именно оно является наиболее правильным.
Прежде чем вводить в рацион крохи овощные или злаковые блюда так называемого основного прикорма, начать можно с прикорма обучающего. Цель его – оценка готовности ребенка к приему кардинально новой и непривычной для него пищи. Кроме того, считается, что обучающий прикорм способствует сенсорно-оральному тренингу, что, в свою очередь, стимулирует развитие вкусовой рецепции малыша.
На роль обучающего прикорма подходят фруктовые блюда в небольшом количестве (до 20 г). Естественно, что обучающий прикорм никогда не станет основным и не сможет вытеснить грудное вскармливание. Но зато он поможет определить, насколько ребенок готов принимать густую пищу, отличную по вкусу от молока.
Если кроха будет плеваться и выталкивать пюре языком, то, скорее всего, об основном прикорме на некоторое время можно забыть. Все же пятый месяц жизни — это период, когда кроха вполне может обойтись без прикорма, и так будет вплоть до восьми месяцев жизни ребенка.
Развитие сенсорных навыков малыша
Стимулировать развитие малыша можно также целенаправленной работой над его сенсорными навыками. На пятом месяце жизни крохи уже можно проводить такие занятия – результат не заставит себя долго ждать.
Так, например, можно нагрузить зрительный анализатор крохи, показывая ему время от времени различные по цвету и форме предметы. Над кроваткой или в манеже ребенка должны также находиться яркие игрушки, ленты, мячики. Красивые разноцветные ленты и погремушки вокруг малыша привлекут его внимание – он обязательно будет время от времени их рассматривать и пробовать схватить, что, в свою очередь, поспособствует развитию моторных навыков.
Чтобы помочь ребенку стать крепче, почаще носите его в вертикальном положении. Во-первых, так малыш научится хорошо и долго удерживать голову, а во-вторых, сможет увидеть гораздо больше, чем лежа в кроватке или в манеже.
Важное занятие — развитие у ребенка тактильной рецепции кожи. Предложите крохе потрогать предметы с разными поверхностями, чтобы он мог проанализировать и сравнить ощущения. Это могут быть мягкие, меховые, пластмассовые, деревянные и металлические предметы – естественно, обязательно санитарно безопасные.
Режим и вакцинации
Пятый месяц для крохи — это по-прежнему питание каждые 4 часа, то есть в среднем он получает пищу 5-6 раз в день. Сон остается трехразовым, ночной сон продолжается по 10-11 часов.
Важная информация для родителей малышей: на пятом месяце жизни кроха должен получить прививки против дифтерии, а также коклюша, столбняка и полиомиелита, которые до года делают три раза с интервалом менее месяца (сроки вам сообщит педиатр).
В заключение подведем итоги относительно новых навыков малыша, которыми характеризуется пятый месяц его жизни. Ребенок уже умеет:
- осознанно брать игрушки и заниматься ими около 30 секунд;
- узнает людей, предметы, обстановку в доме;
- пробует манипулировать предметами;
- узнает знакомые голоса, радуется их приближению;
- «гулит» и «агукает», привлекая внимание взрослых;
- подолгу лежит на животе на приподнятых руках, переворачивается со спины на живот;
- делает шаги и стоит при поддержке под руки;
- пробует есть перетертую пищу;
- пьет из чашки-поилки или ложки.
Конечно же, в этот период нужно побольше общаться и заниматься с малышом и ежедневно бывать на прогулке.