какие методики, игры и занятия способны сделать из младенца гения
О раннем развитии младенцев очень «любят» рассуждать педагоги, психологи и сами родители. Правда, последние, как правило, плохо себе представляют — в чем заключается ранее развитие ребенка, действительно ли оно полезно, можно ли его стимулировать не опасаясь негативных последствий, и что о раннем развитии думают детские врачи.
Самый соблазнительный в представлении большинства родителей нюанс любой методики раннего развития детей состоит в том, что она, якобы, обещает вырастить из вашего малыша истинного гения. Но в действительности ни одна из существующих систем раннего развития не дает подобных гарантий.
Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?
Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.
Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок — будущий гений…
Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.
Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) — это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.
И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.
Самые известные методики раннего развития:
- Школа Монтессори. Согласно методике Монтессори, учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов — важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.
- Метод Береславского. Система обучения детей по методике Береславского довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.
- Методика Домана. Изначально методика Домана была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.
- Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева — это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.
- Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит целиком от воспитания. По сути своей методика Ибука — это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.
Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность — выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.
Многие родители самостоятельно изучают основы и принципы той или иной авторитетной методики раннего развития, и применяют этот опыт в повседневном общении со своим малышом…
При этом обучение в рамках раннего развития обычно построено таким образом, чтобы максимально стимулировать в малыше любознательность, коммуникативность, умение приобретать и использовать свой опыт и другие полезные качества.
Что развивать в маленьком ребенке?
Чтобы приобщить малыша к раннему развитию, совсем необязательно отдавать его в руки специалистов и специальные учреждения. Не обделенные интеллектом и культурно подкованные родители могут и сами заниматься со своими детьми. Другое дело — чем именно заниматься?
Увлекаясь теорией раннего развития ребенка, очень важно не поддаться соблазну и не превратить собственного малыша в «звезду бродячего цирка».А именно: двухгодовалого малыша вполне можно заставить запомнить флаги всех европейских государств и безошибочно их узнавать. И у вас всегда будет эффектный «козырь» в рукаве, чтобы «заткнуть за пояс» других родителей, которые время от времени любят похвастаться талантами и достижениями своих детей.
Ваш Петя научился считать до пяти? А Ваша Сонечка отличает красный от синего? Что ж, неплохо. Но мой-то, глядите, уже эксперт по европейским стягам! Безусловно, вы сорвете шквал аплодисментов. Правда, эта ваша семейная гордость в данном случае не имеет никакого отношения к раннему развитию.
Если вы не будете повторять с ребенком названия государств и присущие им флажки ежедневно — то к пяти годам у него от этого умения не останется и следа. Более того — он как не имел представления о заученных государствах, так и будет оставаться в неведении относительно их.
Это мнимые знания, бестолковые и непрактичные. Балласт, от которого детская память рано или поздно избавится. Так стоит ли тратить усилия на приобщение ребенка к бесполезным и бессмысленным знаниям?
Если речь идет о младенце или малыше до 2 лет, то развивать в нем следует в первую очередь те навыки, которые явно пригодятся ему сейчас, пригодятся в будущем, а также станут первой ступенькой к освоению более сложных умений.Иногда врачи называют эти навыки «инстинктивными» — они не относятся к разряду высокоинтеллектуальных достижений и талантов, но они резко повышают активность ребенка в области социальной и природной адаптации. Причем, эта активность будет присуща этому ребенку и в будущем. На практике все выглядит гораздо проще и веселее, чем в теории. Например, малыша в возрасте 1,5-2 лет уже вполне можно обучить:
Различать несколько цветов. И лучше всего — на конкретных прикладных вещах и предметах. «Желтый банан — это спелый и вкусный фрукт. А зеленый банан — неспелый и совсем не вкусный. Красная или синяя ягода — спелая и вкусная. А вот эта зеленая ягода (обязательно показывайте оговариваемые предметы на картинках или «вживую») — не зрелая и может быть даже ядовита, это есть нельзя». И тому подобное…
Чему бы вы ни пытались обучить вашего ребенка — всегда приводите примеры. Десятки, сотни примеров! Только через наглядные примеры малыш способен воспринять знание. Никакие абстрактные объяснялки ему в возрасте до 6-7 лет в принципе недоступны — имейте это ввиду.Как только ваш карапуз сообразит, что вкус и спелость бананов можно узнать по цвету — его конкурентноспособность в социуме и способность к самосохранению сильно возрастут. Судите сами: в следующий раз, когда перед детишками поставят блюдо с бананами, лучше всех себя будет чувствовать именно ваш ребенок — он сможет быстро и точно выбрать из всей кучи бананов самый спелый и вкусный фрукт.
А если в свои 2 года ваш карапуз сможет не только добыть себе самый вкусный и «выгодный» плод, но и по своей инициативе поделится своей «добычей» с кем-то другим (с вами или с ребятишками на площадке) — вы можете смело похвалить себя за то, что вы действительно талантливый, потрясающий педагог. Ведь способность к проявлению эмпатии, сочувствия, щедрости и тому подобных качеств — это тоже признак зрелой личности.
Различать запахи. Особенно полезно научить ребенка распознавать приятные запахи (например, аромат цветов, фруктов, горячего хлеба, свежескошенной травы и т.п.), а также «тревожные и опасные» запахи: например, запах дыма, гари, бензина и т.п. На этом можно придумать множество интересных, веселых, обучающих игр.
Различать форму похожих предметов. Куда уж проще — набрать охапку осенних листьев во дворе, а потом для каждого листочка найти «родное» дерево. «Это кленовый листик, клен выглядит вот так (и покажите малышу само дерево). А это дубовый листочек, а вон и сам дуб…».
А через пару дней пусть ваш малыш уже сам покажет вам деревья, от которых собранные листики «сбежали»… Подобные игры быстро прививают ребенку навык идентифицировать похожие предметы. Каким бы простецким ни показалось вам подобное занятие, оно может реально обучить вашего кроху способности быстро адаптироваться в условиях выбора. Вы замечали, как нередко, например, перед прилавком с кефирами-йогуртами стоят люди в глубокой задумчивости? Им реально тяжело выбрать из массы похожих товаров что-то для себя. Чаще всего, они берут либо то, что уже пробовали недавно, либо то, что берет в свою корзинку рядом стоящий человек.
Вам подтвердят многие психологи — современные люди часто страдают от того, что теряются перед множеством однотипных форм (будь то выбор одежды, продуктов и т.п.). Хотя этот навык — уверенного и осознанного выбора — легко можно привить еще в самом раннем детстве.
О чем бы вы ни говорили с вашим малышом, всегда старайтесь снабдить ваше повествование яркой простой иллюстрацией или демонстрацией предмета «вживую».
Говорить на нескольких языках. Натура маленького ребенка очень податлива и способна воспринимать объем информации гораздо больший, чем вы можете себе представляете. И билингвы (дети, которые воспитываются сразу на двух языках) в наше время не редкость.
Иногда причиной тому становятся международные браки, а порой родители специально начинают обучать кроху языкам еще с младенчества. Но тут очень важно соблюдать правило: если вы хотите, чтобы ваш ребенок свободно говорил на нескольких языках, он должен практиковать эти языки каждый день.
Кстати, билигвами называются люди, которые владеют лишь двумя зыками. Если вы или ваш ребенок разговаривает на трех, четырех или пяти языках, то имя вам — полилингв. А если вы тот редкий тип людей, что владеет шестью и более языковыми культурами — то вы определенно полиглот.Знания — ничто без практики!
Под ранним развитием можно понимать множество прекрасных навыков. Для детей от 2-3 лет, это как правило: освоение иностранных языков (параллельно с родным), способность читать и писать в раннем возрасте, спортивный, или, например, музыкальный таланты и т.д. У совсем крошечных малюток до года раннее развитие — это поступательное освоение рефлексов (например, хватательного или шагающего) на ранних сроках и т.п.
Однако, помните — то, что вы в этом малыше развиваете (или только пытаетесь развить), должно быть частью его повседневной жизни. Например, если вы с 6 месяцев приучаете вашего сына или дочь к иностранным языкам, то на протяжении многих лет он должен слышать эти языки и пользоваться ими ежедневно — только тогда в этом будет смысл, прогресс и толк.
Вы можете на пальцах объяснить трехгодовалому мальчишке основные принципы термодинамики — и он вас, вероятно, даже поймет. И даже будет повторять эти тезисы в кругу своих сверстников на глазах их изумленных родителей. Но если это не будет иметь никакого продолжения, регулярности и практического подкрепления, то к десяти годам этот ребенок в плане знаний по термодинамике будет таким же «нулем», каким он был и в два года. Не тратьте время на пустые, «тупиковые» познания! Занимайтесь с малышом тем, что:
- имеет развитие. (Умение распознавать простые цвета можно усложнять знакомством с многообразием цветовых оттенков, с навыками рисунка и т.п.)
- имеет практическую пользу. (Вы помните — умение распознавать цвета дает малышу возможность выбрать для себя самый вкусный и «выгодный» банан).
- нравится вашему ребенку. (Любое занятие в рамках раннего развития должно приносить ребенку неподдельное удовольствие, удовлетворять его любопытство, смешить и веселить его, одним словом — доставлять ребенку положительные эмоции).
Как узнать, не перегружен ли малыш тем или иным занятием?
Нагрузка для малышей совсем нежного возраста (до 2-3 лет) определяется исключительно индивидуальными особенностями ребенка, его личным режимом дня, его интересами и желаниями.
Если малыша завораживает музыка, что мешает вам слушать ее постоянно, пока малыш бодрствует? Да ничего! Или почему бы не позволять ребенку вдоволь «изучать» книжки, если он действительно ими увлечен? Существует немало детей, которые в младенчестве, едва научившись сидеть и стоять, часами могли разглядывать яркие книжные иллюстрации или страницы глянцевых журналов — как правило, такие ребятишки в будущем очень рано, легко и быстро учатся читать.
Чем бы ни занимался ваш ребенок, которому еще нет 3-х лет, критерий «перегруженности» будет всегда один — у малыша пропадет желание этим заниматься. Он начнет капризничать или плакать, переключать свое внимание или проситься спать. В этот момент очень важно мгновенно переключить ребенка но что-то другое.
Но если ребенок не демонстрирует признаков усталости или скуки, а явно наслаждается каким-либо занятием (собирает кубики в пирамидку, слушает музыку из проигрывателя, разглядывает красочные иллюстрации в журналах) — он может делать это сколько угодно долго.
Раннее развитие не должно мешать здоровью!
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в погоне за музыкальными, или, скажем, интеллектуальными достижениями вы забыли о том, что для ребенка 1-3 лет крайне важна физическая активность и свежий воздух. Если в угоду развивающим занятиям, малыш станет меньше и реже гулять, меньше двигаться и уставать физически — это может нанести ущерб его здоровью.
Физическая активность столько же важна для успешного созревания гармоничной личности ребенка, как и интеллектуальные (а также эмоциональные и прочие) навыки…
Не забывайте, что физические нагрузки — плавание, ползание, длительные прогулки и любое активное движение — очень важны для малыша. Напомним, что множество органов и систем в организме ребенка продолжают формироваться спустя несколько лет после его рождения.
Например, свод стопы приобретает правильную форму только лишь к 7-12 годам. Причем благодаря именно тому, что по природе своей ребенок до этого возраста — особенно физически активен: прыгает, скачет, носится и т.п.
Кстати, именно поэтому официального диагноза детское плоскостопие в медицине не существует, хотя сама по себе эта проблема существует, и довольно остро: многие маленькие дети в наше время отчасти лишаются физической активности в пользу так называемого интеллектуального раннего развития. И вместо того, чтобы играть в догонялки и «классики», они сидят сиднем, осваивая азы шахматной игры или иностранные языки. Что в результате приводит к «пробелам» в формировании скелетно-мышечной системы ребенка…
Не лишайте малыша прогулок — он должен «пропрыгать» и «пробегать» свое детство ради собственного здоровья, это заложено в человеческого детеныша природой.А если вы хотите, чтобы при этом его интеллект тоже не скучал и развивался — ищите компромисс! Например: наймите ему молодую няню со знанием французского языка: пусть вместе прыгают на свежем воздухе и при этом разговаривают по-французски. Разумный компромисс всегда найдется!
Грамотный подход
Толковые, благоразумные родители понимают: методики раннего развития — это не способ вырастить из своего ребенка будущего Моцарта, Паваротти, Хокинга или Эйнштейна. Подобные амбиции провальны уже по сути своей.
Все существующие курсы и школы раннего развития малышей — это лишь прекрасная возможность поддерживать и удовлетворять потребность любого ребенка в познании окружающего мира. Через спорт, через музыку, через визуальное восприятие, через математику, через языки — способов познавать окружающий нас мир десятки, сотни. Ваша задача лишь определить — какой именно из этих способов «по сердцу» вашему малышу более, чем другие…
Никакая методика раннего развития не способна сама по себе сделать вашего ребенка счастливым. Более того, даже если ваш малыш освоит все существующие методики раннего развития еще до своего пятилетия — это отнюдь не гарантия того, что в 25 он станет преуспевающим и довольным жизнью человеком.Итак, любящие, благоразумные и ответственные родители, решившие «подвергнуть» своего малыша той или иной методике раннего развития, должны твердо помнить:
- Раннее развитие заключается не в том, чтобы вырастить из ребенка гения. А в том, чтобы научить ребенка некоторым навыкам взаимовыгодного коммуницирования с окружающим миром. Отсутствие страха и недоверия, любознательность, стремление к общению, способность с состраданию и щедрости, доброта.
- Знания, которые дают методики раннего развития, должны быть практичными и полезными для повседневной жизни ребенка.
- Методика раннего развития, какой бы эффективной и авангардной она ни была, не должна препятствовать естественному развитию всего организма или угрожать физическому здоровью ребенка.
Раннее развитие ребенка
Драмкружок, кружок по фото,
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок.
Агния Барто
Когда нашей старшей дочери Алене исполнился год, мы решили, что пришло время социализации, и выползли в ближайшую песочницу.
Наивные, мы и не подозревали, что к куличикам прилагаются другие дети. Родители которых давно уже разделились на два лагеря — противников и сторонников раннего развития.
Ошибка № 1. Равнение на других
«Как, вы не знаете про кубики Зайцева и карточки Глена Домана? Вам уже год, и вы так беспечно упускаете самое ценное время?» — вкрадчиво, но настойчиво наседали соседки.
Пока я судорожно прокручивала в голове худшие варианты развития ситуации («Кривая дорожка и ПТУ? Может, обойдется и просто станет троечницей?»), в разговор вступали адепты самостоятельных занятий с малышом. Они были расслаблены и позитивны. Советовали просто побольше играть. Доверия нам, молодым и неопытным родителям, эти советчики не внушали. У мамы — аспирантура. У папы — второе высшее. Мы были перфекционистами. Алена была обречена…
Несмотря на существование общих приблизительных норм, каждый ребенок имеет право на собственный сценарий развития. Не стоит безоглядно ориентироваться на чужой опыт и пытаться угнаться за чужими успехами. И повторять чужие ошибки, издали напоминающие успехи.
Ошибка № 2. Слишком ранний старт
В год и два месяца дочь отправилась на свою первую «развивайку» с углубленным развитием «правополушарных» навыков — рисование, моделирование из природных материалов и, прости Господи, аппликация.
В качестве минимального возраста для начала содержательных занятий психологи называют возраст от 1,5 лет. Все, что происходит до 1,5 лет, можно отнести к области маминой социализации и рано проклюнувшихся родительских амбиций.
Ошибка № 3. Перегрузка
И понеслось (или: Дальше — больше): в 3,5 года — в подготовительный класс одной из лучших в Подмосковье хоровых студий, параллельно — на фигурное катание в школу олимпийского резерва, дающую каждому родителю робкую и призрачную надежду вырастить чемпиона.
Ошибка № 4. Отсутствие выходных
С 5 лет мы заметили у дочки любовь к рисованию. Не отдать ее в художественную студию было бы просто кощунством. Из расписания вылетел последний свободный день — воскресенье.
У ребенка должен быть как минимум 1-2 свободных дня в неделю. В противном случае он возненавидит все, что родители так старательно пытаются впихнуть в него.
Ошибка № 5. Неудобная логистика
Шесть дней в неделю — подъем в 4:45. Вместе с водителями трамваев: первое занятие на льду — в 6:30. А еще нужно собраться, позавтракать и приехать в ледовый дворец соседнего города по ранним утренним пробкам.
Дорога на любые занятия не должна занимать слишком много времени. Иногда лучше выбрать кружок на ближайшем стадионе, чем в погоне за именитым тренером проводить по 3–4 часа в дороге.
Ошибка № 8. Мама — не такси
И так — каждый день, год за годом, во имя гармоничного развития. Вокруг — такие же родители. У некоторых — двое или трое детей, живущих в таком ритме. Кто-то давно уже бросил работу и превратился в maman-taxi.
Как ни крути, а в таком напряженном ритме очень сложно сделать карьеру и посвящать себе хоть какое-то время. Велик риск озвереть уже к концу первого года занятий.
Ошибка № 7. Время, потраченное напрасно
Час воскресного вечера — и в ежедневнике расписан поминутный план занятий на следующую неделю с учетом пробок, соревнований и отчетных концертов.
Апофеозом спортивной эпопеи стал сентябрьский звонок мамы-соратницы: «Оля, Алена очень выросла за лето: у нее вылетела молния из тренировочного костюма. Мы тут ее в костюме ЗАШИЛИ. Ты вечером можешь, конечно, ее оттуда достать, но, наверное, нет смысла — все равно утром опять ехать…».
Первой отвалилась художественная школа. А в первом классе встал вопрос — спортивная спецшкола в соседнем городе или отчисление. Здраво поразмыслив о приоритетах, мы вздохнули и с тайным облегчением спрятали коньки под кровать.
Спорт ориентирует на результат. В первую очередь — родителей. Сложно не подсесть, видя, как после двухсот раз лицом об лед у ребенка наконец-то получается — и тулуп, и лутц, и комбинированные вращения! Я рыдала, осознав, что 3,5 года и куча денег были потрачены впустую и снова придется начинать с нуля.
Ошибка № 8. Ожидание побед
Скоро Алене исполнится 12 лет. Дважды в неделю она занимается плаванием в ближайшем бассейне и три дня в неделю проводит в хоровой студии. Годы жесткой дрессуры не прошли впустую.
Несомненными плюсами такого опыта стали рано привитые ответственность и самоконтроль. Начиная с первого класса я избавлена от проверки уроков, оценок и совместных сборов рюкзака. Она староста, отличница и призер олимпиад.
Но я очень плохо помню детство старшей дочери. То самое, в стиле Арины Родионовны: с песенками и стихами, с неспешными прогулками по парку, держась за руки и взволнованно обсуждая вредного Витьку, который во время тихого часа стаскивал одеяло и мешал спать. Мы разрывались, не высыпались и остервенело считали дни до летних каникул.
Не стоит ждать от ребенка ранних достижений. Они возможны, но цена за них слишком высока: отсутствие полноценного игрового детства.
Младшему сыну недавно исполнилось два, и старые друзья начинают живо интересоваться, не планируем ли мы отдать его на хоккей? Нет, в ближайшее время мы планируем побольше играть и смеяться. Будем вместе ходить в лес, кататься на санках и строить домики из снега…
Ольга Симонова
Фото istockphoto.com
Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Безусловно, нет ничего важнее здоровья и развития детей: психологического, физического, умственного. Важно вовремя определить, как обстоят дела с этим развитием у крохи и уделять должное внимание его совершенствованию. Методик раннего развития очень много, однако, не стоит увлекаться и экспериментировать на ребенке, делая из него вундеркинда. И уже тем более не нужно пугаться, если выбранный способ не приносит ожидаемых результатов — каждому малышу подходит свой метод. Пытаясь «впихнуть» в маленького человечка уйму материала, не следует забывать, что — это, прежде всего ребенок, нуждающийся в любви, внимании и заботе, а не вычислительная машина. В материалах этой статьи мы расскажем про имеющиеся методики раннего развития.
Три основных типа раннего развития
Психологи разделяют развитие малышей от 0 до 3 лет на три основных типа:
- Преждевременное, когда новорожденного уже пытаются сразу учить сидеть или даже ходить. Всем понятно, что это абсурд. Так и психологически невозможно только рожденного кроху заставить выучить алфавит.
- Позднее, когда, например, в 10 лет пытаются из ребенка сделать мастера спорта по лыжному бегу, хотя он впервые на них встал.
- Своевременное — то есть самый подходящий тип, когда развитие того или иного навыка у ребенка происходит согласно его возрастных и психологических особенностей, т.е. когда малыш полностью готов к освоению «новых земель».
Несмотря на то, что последний вариант самый правильный, не у каждого родителя получается в точности подобрать в нужное время подходящую методику своему малышу и потому в реальной практике психологов встречаются все типы детского развития. Так что это за «зверь» — раннее обучение, в чем его смысл, положительные результаты оно приносит или наоборот?
Суть раннего развития детей
Идеальной, подходящей для каждого программы по развитию, которая бы учитывала все особенности ребенка, нет и никогда не будет. Каждый малыш индивидуален, к каждому нужен свой подход, поэтому одному крохе какая-либо методика пойдет на пользу, а другому та же самая будет абсолютно не подходящей. Вот почему так важно изучить родителям все предлагаемые методики и желательно согласовать раннее развитие по выбранному варианту со специалистом.
С раннего возраста необходимо создать не только комфортные физические и психологические условия ребенку, но и такие, которые бы поспособствовали с младенчества усвоить нужные навыки и знания. Организовать это сможет каждый родитель:
- необходимо у кроватки малыша развесить различные игровые предметы, которые располагают к двигательной активности, способствуют развитию зрения, слух, сенсорики и т.д.;
- регулярно показывать и прочитывать вслух специальные пособия, которые познакомят кроху с музыкальным, литературным и художественным искусством;
- родителям необходимо активно общаться с ребенком, озвучивать многие свои действия.
Здесь собраны самые известные и проверенные временем методики раннего развития детей, которые эффективны и при индивидуальных занятиях с родителями дома и со специалистами в образовательном центре.
Лучшие методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Даже самые замечательные методы развития не гарантируют мгновенный результат, то есть через месяц крошка не заговорит сложными предложениями, не будет решать математические уравнения и читать Шекспира в оригинале.
Регулярные занятия с младенцем по выбранному способу займут много времени и результат, возможно, будет заметен лишь год спустя. Поэтому прерывать занятия не стоит — с каждым разом кроха усваивает определенные вещи и приобретает нужные навыки. Память ребенка вмещает колоссальное количество информации, и чем она обширнее и разностороннее, тем лучше развивается малыш.
Каждая из рассмотренных ниже методик современна и применяется как отдельная, так и в совокупности в центрах раннего развития, которые открыты в каждом городе России. И у каждой есть свои плюсы и минусы.
Карточки Домана
Американский ученый Глен Доман утверждает, что с младенчества до 6 лет дети способны только познавать окружающий их мир, а вот с 6-ти лет — уже обучаться. Познавательные упражнения он рекомендует начинать с 3 месяцев.
Ребенку показывают специальные карточки, например, со словом «дом», через несколько секунд наблюдения родитель должен проговорить написанное на карточке слово. Согласно данной системе малыши быстрее запоминают слова, усваивают информацию, а также у них развивается образное мышление, слуховая и зрительная память, образное мышление.
Карточки Домана со словами, точками, математическими действиями, фотографиями растений, птиц, зверей, известных людей и прочими изображениями обучают не только чтению, но и математике, географии. Однако не все малыши готовы к такому роду занятиям, многие не хотят смирненько сидеть и рассматривать карточки: это не должно раздражать родителей.
Некоторым родителям данная система обучения не понравилась из-за перегрузки детской нервной системы большим объемом информации.
Философия Монтессори
Многим родителям по душе методика Марии Монтессори, основательнице самого интересного способа раннего развития. Занятия проходят в свободной форме, то есть дети сами выбирают, что хотят делать в данный момент и какими предметами играть (а заодно изучать). Здесь главной задачей взрослого становится вызвать интерес у ребенка и, если нужно, помочь. Такая свобода выбора дает малышу ощущение полной независимости. Мебель на занятиях соизмерима с ростом детей и каждая вещь — доступна. На занятиях присутствуют и хрупкие изделия, которые учат играть детей аккуратно.
Метод Монтессори выделяет личность каждого ребенка, где нет оценок, сравнений и наказаний за достижения детей, однако нет и поощрений. Здесь развивается также самокритика, собственное мнение.
Класс по авторскому замыслу разделен на зоны:
- сенсорную;
- математическую;
- речевую;
- практическую жизнь;
- космическую.
Каждая заполняется тематическими пособиями и материалами, соответствующие возрасту детей: книгами, пирамидками, сортерами, емкостями, щетками и совочками и т.д. В одной группе всегда присутствуют дети разных возрастов: в одном классе, к примеру, детки от 1 года до 6 лет, в другом – от 6 до 12-ти. Это сделано с целью воспитания в старших заботы о младших, а младшие в свою очередь быстрее учатся у старших.
Не каждый родитель сможет в силу своей эмоциональности грамотно заниматься с ребенком по данной методике, а потому идеальным решением будет посещать специализированный Монтессори-класс в своем городе. К тому же это и в социализации поможет.
Вальдорфские школы
Вальдорфская система известна всему миру своей концентрацией на физическом развитии детей. Здесь большинство занятий проходят в движении: танцы, игры, музыка и творчество. Они в приоритете над чтением или счетом, потому как основатели системы утверждают, что невозможно гармонично развивать ребенка, игнорируя двигательную активность, только совмещая духовное, физическое и эмоциональное развитие можно максимально раскрыть способности детей.
К тому же малыша в данной школе никто не подгоняет, он может обучаться в своем собственном ритме, здесь преподаватели работают больше над качеством, чем над скоростью, при этом ничего ему не навязывая.
Ученики вальдорфских детских садов играют игрушками, сделанными из «живых» природных, материалов (глины, шишек, камней, дерева и т.д.), здесь нет предметов из пластмассы.
На уроках не ставят оценки, нет соревнований «кто умнее», в классе максимум 20 учеников. Однако, что не всем родителям нравится – детям запрещено пользоваться мобильными, планшетами, компьютерами и прочими современными гаджетами.
Если данная методика интересна родителям, лучше отдать ребенка обучаться в специализированный класс или детский сад, самостоятельно заниматься по данной системе вряд ли получится.
Комплекс Зайцева
Николай Зайцев также разработал развивающую методику, полюбившуюся многим родителям, поскольку она отечественная и состоит из комплекса легких в восприятии пособий для обучения русскому языку, математике и английскому.
Занятия проходят в виде игры, что гармонично развивает физически и эмоционально детскую личность. Малыш с удовольствием включается в игру, причем программа эффективна как наедине с родителями, так и в детском коллективе в центре.
Что интересно, на занятиях разрешается все: баловаться, разговаривать, смеяться, топать, хлопать в ладоши, можно поменять в любой момент игровые материалы (сменив, к примеру, кубики на таблички). И все же это не просто развлечение, а легкий способ донести до ребенка необходимые знания.
Родители не перестают нахваливать кубики Зайцева как наилучшие среди прочих, т.к. действительно помогают обучать чтению с трех лет. Мамам также нравятся игровые приемы, с помощью которых заниматься можно по-настоящему весело детям и родителям.
Книги Сесиль Лупан
Бельгийская актриса Сесиль Лупан разработала свою систему развития детей, основываясь на материалах Глена Домана, потому что его метод считала не достаточно полным. Это комплекс занятий, учитывающих индивидуальность каждого ребенка, его интересы и способности. Сесиль Лупан в своих книгах рекомендует общаться с новорожденным с первых секунд его появления на свет, и не стоит недооценивать кроху.
Писательница настоятельно рекомендует подписывать крупными буквами окружающие предметы (на бумажках разумеется) и регулярно их проговаривать вслух ребенку. Интересно, что многие родители, даже не читав книг Лупан подсознательно обучают детей по ее системе, главной идеей которой было максимальное внимание ребенку, потакание его интересам, развитие его познания с помощью множества материалов и пособий, сделанных своими руками. Например, самодельные развивающие коврики, книги, доски с различными замочками, фотоальбомы с семейными фотоснимками и т.д.
Физическое воспитание по Никитиным
Супруги Никитины и их система развития известны были еще при Советском Союзе. Они воспитывали детей по своей программе, которая иногда даже шокировала стороннего наблюдателя – вот насколько необычны их воспитательные приемы.
Например, Никитины с негативом относились к коляскам, манежам и прочим «детским тюрьмам», ограничивающим экспериментаторскую свободолюбивую натуру ребенка. Родители позволяли малышам заниматься тем, что им интересно и помогали со сложностями.
В основе системы стоит физическое воспитание и закаливание, для чего в доме обязательно должны присутствовать спортивные тренажеры и снаряды, которые, причем не должны выделяться среди прочей мебели.
Авторами утверждается идея, что ребенку ни в коем случае нельзя оставаться заброшенным или перегруженным знаниями. Родители не должны относиться равнодушно и безразлично к детскому времяпрепровождению, вкладывая в развитие как можно больше времени и сил через участие в играх, где взрослый не будет командиром и надзирателем, как обычно бывает.
Как у любой методики раннего развития, данная система имеет своих сторонников и противников. В любом случае родители выбирают то, что интересно и полезно их чаду.
Разностороннее развитие по Тюленеву
«Метод интеллектуального развития ребенка» педагога П.В. Тюленева учит детей математике и грамоте, развивает спортивные и музыкальные способности.
Занятия разделены по возрастам:
- два первых месяца крошке показывают на листе простые геометрические фигуры;
- во 2-4 месяц ребенка знакомят с животным и растительным миром, буквами, цифрами и т.д.;
- с 4-го месяца актуален «Игрушкобол» — малыш выбрасывает с кровати игрушки или кубики;
- с 5-го месяца грудничок познает музыкальные инструменты, прикасаясь к которым учится извлекать звуки, в результате чего развивается музыкальный слух;
- с полугода вводится освоение букв через магнитную азбуку, причем с 8-ого месяца ребенок уже должен приносить буквы, а с 10-го – показать, а далее – называть буквы или слово;
- в 1.5 с крохой уже играют в шашки и шахматы;
- в 2 года малыш способен складывать слова из букв и должен учиться печатать их на клавиатуре;
- в 3 года дети начинают вести дневник на компьютере.
Удивительная методика, к которой непросто отыскать пособия, но полезный материал каждый для себя здесь найдет, главное проследить за реакцией малыша на необычную систему обучения Тюленева.

Кратко о других авторских методиках раннего развития
Прочие образовательные системы успешно применяются частично и в дошкольной, и в школьной программе, помогая развить нужные способности и взращивая разносторонних личностей.
Наиболее популярные методики:
- Книга японского бизнесмена, который, как заботливый и любящий отец, захотел поделиться с остальными родителями своими наблюдениями и способами развития детей — «После трех уже поздно».
- Динамическая гимнастика от М. Трунова и Л. Китаева, сборник древнерусских гимнастических упражнений, которые, по мнению авторов, помогут родителям эффективно развивать физическую активность и корректировать мышечный тонус, исправлять косолапость, кривошею и т.д.
- Гмошинская предлагает метод прививания детям художественных задатков, то есть учит рисовать с пеленок ладошками, пальчиками, ножками и мягкими фломастерами. Необычайно интересный материал.
- Благодаря музыкальной программе Виноградова и Железновых детки с младенчества знакомятся с классическими произведениями и учатся эмоционально реагировать на нее (Виноградов), а также слушают потешки, колыбельные, музыку для подвижных игр, театральных сценок, массажа, что помогает в изучении алфавита, обучении счету, чтению, всесторонне развивает и т.д. (Железновы).
Список методик далеко не полный и каждая по-своему интересна и полезна. Самый удачный вариант – совмещать их друг с другом, применяя наиболее удачные моменты.
Заниматься ранним развитием детей или нет
Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, есть и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:
- Нужно внимательно наблюдать за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
- Если младенец увлечен занятием – не отрывать его, т.к. по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему хочется и во что хочется, так он тоже развивается.
- Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
- Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание только на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную стороны.
- Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать интерес у ребенка к процессу, сформировать любознательность.
Вместо заключения
В заключении хочется обратиться к мамам и папам. Не нужно торопить время и забирать у малыша время на игры. Даже если в вашей песочнице мамі малышей наперебой рассказвают, как и чем они занимаются со своими детьми, не нужно торопиться. Ориентироваться родителям стоит не на мнение окружающих, других родителей, родственников, а на реакцию и особенности любимого чада. Как говорится: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало».
Методики раннего развития
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!


-
Каталог
- Книги
- Игры и игрушки
- Товары для творчества
-
Канцтовары
- Канцтовары
- Ручки
- Ножницы, ножи, точилки
- Клеи
- Товары для школы
- Обложки, папки, закладки
- Канцелярские наборы
- Предметы для черчения
- Бумажная продукция
- Клейкая лента
- Доски и планшеты
- Калькуляторы, счеты, счетные палочки, счетный материал
- Батарейки и элементы питания
- Степлеры, дыроколы, банковские резинки
- Скрепки, кнопки, зажимы, скобы
- Спорт и игровое оборудование
- Детские музыкальные инструменты
- Мебель и уход за детьми
- Медиа
- Все для праздника
Раннее развитие ребенка до года
Закрыть- Болезни
- Инфекционные и паразитарные болезни
- Новообразования
- Болезни крови и кроветворных органов
- Болезни эндокринной системы
- Психические расстройства
- Болезни нервной системы
- Болезни глаза
- Болезни уха
- Болезни системы кровообращения
- Болезни органов дыхания
- Болезни органов пищеварения
- Болезни кожи
- Болезни костно-мышечной системы
- Болезни мочеполовой системы
- Беременность и роды
- Болезни плода и новорожденного
- Врожденные аномалии (пороки развития)
- Травмы и отравления
- Симптомы
- Системы кровообращения и дыхания
- Система пищеварения и брюшная полость
- Кожа и подкожная клетчатка
- Нервная и костно-мышечная системы
- Мочевая система
- Восприятие и поведение
- Речь и голос
- Общие симптомы и признаки
- Отклонения от нормы
- Диеты
- Снижение веса
- Лечебные
- Быстрые
- Для красоты и здоровья
- Разгрузочные дни
- От профессионалов
- Монодиеты
- Звездные
- На кашах
- Овощные
- Детокс-диеты
- Фруктовые
- Модные
- Для мужчин
- Набор веса
- Вегетарианство
- Национальные
- Лекарства
- Антибиотики
- Антисептики
- Биологически активные добавки
- Витамины
- Гинекологические
- Гормональные
- Дерматологические
- Диабетические
- Для глаз
- Для крови
- Для нервной системы
- Для печени
- Для повышения потенции
- Для полости рта
- Для похудения
- Для суставов
- Для ушей
- Желудочно-кишечные
- Кардиологические
- Контрацептивы
- Мочегонные
- Обезболивающие
- От аллергии
- От кашля
- От насморка
- Повышение иммунитета
- Противовирусные
- Противогрибковые
- Противомикробные
- Противоопухолевые
- Противопаразитарные
- Противопростудные
- Сердечно-сосудистые
- Урологические
- Другие лекарства
- Врачи
- Клиники
- Справочник
- Аллергология
- Анализы и диагностика
- Беременность
- Витамины
- Вредные привычки
- Геронтология (Старение)
- Дерматология
- Дети
- Женское здоровье
- Инфекция
- Контрацепция
- Косметология
- Народная медицина
- Обзоры заболеваний
- Обзоры лекарств
- Ортопедия и травматология
- Питание
- Пластическая хирургия
- Процедуры и операции
- Психология
- Роды и послеродовый период
- Сексология
- Стоматология
- Травы и продукты
- Трихология
- Другие статьи
- Словарь терминов
- [А] Абазия .. Ацидоз
- [Б] Базофилы .. Булимия
- [В] Вазектомия .. Выкидыш
- [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
- [Д] Дарсонвализация .. Дофамин
- [Е] Еюноскопия
- [Ж] Железы .. Жиры
- [З] Заместительная гормональная терапия
- [И] Игольный тест .. Искусственная кома
- [К] Каверна .. Кумарин
- [Л] Лапароскоп .. Лучевая терапия
- [М] Магнитотерапия .. Мутация
- [Н] Наркоз .. Нистагм
- [О] Общий анализ крови .. Отек
- [П] Паллиативная помощь .. Пульс
- [Р] Реабилитация .. Родинка (невус)
- [С] Секретин .. Сыворотка крови
- [Т] Таламус .. Тучные клетки
- [У] Урсоловая кислота
Методики раннего развития детей — с какого возраста начинать заниматься с малышом?

Как научить ребёнка читать?
Рекламные слоганы популярных методик раннего развития гарантируют быстрое обучение читательским навыкам уже с 2-3 лет.
К сожалению, результаты менее красноречивы, а порой даже вредны и грозят малышу познакомиться с архисложным процессом переучивания.
Умное решение сложного вопроса
Вопрос чтения тревожит многих родителей.Главное в решении вопроса – в первую очередь руководствоваться здравым смыслом, объективно оценивать реальные способности малыша.
Лучше всего обратиться за квалифицированной помощью специалистов.
Опираясь исключительно на практический опыт и анализ передовых методик раннего обучения чтению, можно резюмировать следующее:
- Начинать заниматься развитием детей нужно ещё тогда, когда они находится в утробе матери. Слушать классическую музыку, читать добрые книги, совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе, заниматься спортом, правильно питаться – эти те несложные, но очень важные действия, которые необходимы для правильного формирования и развития малыша.
- Родившись, ребёнок с каждым днём познаёт мир, делая множество открытий. Ведущая роль отводится, конечно же, родителям. Мамы и папы очень избирательны в этом, развивая и воспитывая в своём чаде только то, что считают нужным, важным и полезным.
- Прежде чем приступить к процессу обучения, необходимо оценить возможности ребёнка, обязательно обратившись с этим вопросом к квалифицированным специалистам (психологу, логопеду). А далее действовать согласно предложенным рекомендациям и советам.
- В выборе методик раннего развития и способов обучения желательно довериться профессионалам, выбрав правильный учебный центр, с хорошими отзывами и рекомендациями.
Все методики важны, и полезны, и нужны!
Рекламные установки методик раннего развития и обучения ребёнка чтению гласят: “Чем раньше начинать учить читать, тем лучше”.
Многие родители, поддавшись рекламе, начинают мучить ребёнка и искренне расстраиваются, а порой даже начинают думать, что с ребёнком что-то не так, если у малыша не получается овладеть чтением в 2-3 года.
Мотивы родителей вполне понятны. Основаны они чаще всего на искренней любви к своему чаду и убеждённости в наличии гениальных способностей, которые как нельзя раньше необходимо найти и развить.
Популяризация методик раннего обучения чтению превращает это волнение в тревогу. Все они упорно твердят, что если ребёнок не умеет читать до 6-7 лет – это трагедия. Многие методики обещают научить читать 2-3-летних детей. Стремиться к этому или нет? Как научить ребёнка читать, при этом не навредив?
Прежде чем начинать обучать малыша чтению, необходимо понять, какой способ наиболее продуктивен. Рассмотренные примеры касаются методик раннего развития, т. к. фокус-группа – от 2 до 5 лет.
В каком возрасте “гранит науки” ребёнку по зубам?
Мамы и папы, а также бабушки и дедушки не задаются вопросом: а готов ли мой ребёнок к таким умственным, а порой и физическим нагрузкам.
Усидеть на одном месте, сконцентрироваться на поставленной задаче, выполнить упражнение, запомнить учебный материал – это задание тяжело не только для малыша, но и для многих школьников.
Почему-то ни один здравомыслящий родитель не начинает заниматься с трёхгодовалым ребёнком рукопашным боем или вышиванием гладью, руководствуясь правилом “Чем раньше, тем лучше”.
Важнейший фактор внимания – состояние здоровья, физической подготовленности и, конечно, безопасности малыша. Теми же вводными следует руководствоваться в образовательной сфере.
Необходимо понимать, что не каждый родитель – специалист в области обучения. Умение учить дано далеко не всем.
Однако не каждый, имеющий диплом специалиста, может подтвердить свои знания и умения на практике. Поэтому нужно опираться на здравый смысл и реальную оценку возможностей ребёнка. Иными словами, действовать под девизом: “Не навреди!”.
Модель Жана Пиаже
Изначально нужно понять, готов ли мозг ребёнка к сложным интеллектуальным процессам, таким как, например, чтение.
Для этого обратимся к психологическим исследованиям. Одна из ведущих и при этом научно доказанных моделей стадий развития ребёнка – это модель Жана Пиаже.
Психолог выделил три стадии: неудача, частичный успех, успех.
Учёный рассматривал развитие как движение по спирали. Доказал, что различные формы и содержание мышления, характерные для предыдущего этапа, переосмысливаются, реструктурируются и интегрируются, или объединяются, на следующем этапе.
Новизна и спонтанность остаётся базовым вопросом теории Пиаже. Как же из когнитивной структуры, в которой вообще отсутствовало какое-либо знание, возникает именно новое знание? Каким же образом становится понятным, что возникшее новое знание тесно связано с другим знанием?
1 стадия – сенсомоторная (от 0 до 2 лет). В таком возрасте ребёнок учится отделять себя от предметов. Осознаёт себя носителем действительности и действует произвольно. Например, чтобы машинка поехала, нужно дёрнуть за верёвочку.
2 стадия – предоперационная (от 3 до 5 лет). Малыш учится пользоваться речью и представлять предметы словами в образах. Мышление всё ещё эгоцентрично – с трудом принимает точку зрения других. Классифицирует объекты по одному признаку, например, группирует по форме или цвету. Основная деятельность ребёнка – символическая игра. Манипулируя игрушками, ребёнок выражает своё отношение к миру более через образы, чем через слова.
3 стадия – конкретизации (с 6 до 11 лет). В мышлении присутствует логика, осмысленнее воспринимаются объекты и события. Ребёнок классифицирует предметы и упорядочивает их.
Понятно, что все градации условны. Есть детки, которые в свои 4 года по готовности к “поглощению” знаний намного опережают сверстников.
Но! Вероятность того, что 2-3 летнему малышу ещё рано учиться читать, очень высока.
Каким же процессом является чтение?
Конечно же, это логический процесс.
Сторонники методики Гленна Домана возразят, утверждая, что не логика берётся за основу обучения азам чтения.
С этим можно и поспорить.
Малышу нужно складывать из букв слоги, а из слогов слова.
Думать, рассуждать, делать умозаключения, переводить слова в образы – в общем, совершать в уме логические операции.
Вывод очевиден: обучать чтению до 5-летнего возраста не имеет смысла, потому что ребёнок к этому ещё не готов. Оптимальный возраст – 7 лет. Однако невероятная реальность озадачивает родителей! При поступлении в 1 класс от ребенка требуется умение хорошо читать.
Может ли навредить раннее развитие?
Все методики обучения ребёнка чтению можно классифицировать по трём направлениям:
Рассмотрим и проанализируем каждый из них.
Обучение чтению сразу по словам
Основоположник этого знаменитого метода – Гленн Доман. Знаменитый врач-физиотерапевт и великолепный учёный внёс огромный вклад в направление развития детей. Обучение чтению с рождения – всего лишь одна из многочисленных методик.
Суть
Как только ребёнок учится фокусировать взгляд на одной точке (это происходит в 2-3 месяца), ему начинают показывать карточки с рисунками и словами (например, рисунок дома и подпись – дом), а родители громко озвучивают рисунок. В итоге малыш учится воспринимать слова целиком, сопоставляя с картинкой.
Отрицательные факторы метода
Методика разработана на английском, а русский язык во много раз сложнее и богаче.
Например, есть английское слово cat, означающее кот. Но в русском языке есть ещё слово кошка женского рода.
Очевидно, что для обозначения кота и кошки в английском языке используют одно слово – cat. Таким образом, два определения привязаны к одной карточке.
Кот и кошка – слова с очень разным написанием. А когда речь заходит о склонениях данных существительных, то получаем уже новые слова: кота, коту, коте, котом; кошку, кошке, кошки, кошкой. То есть вместо одного слова cat в методике Домана ребёнку нужно показывать десять слов!
С учётом многообразия русского языка количество слов, которые необходимо показать ребёнку, становится просто фантастическим. Усилия, требуемые на распечатку карточек, превышают все мыслимые пределы.
Вдумайтесь, что мы хотим сделать, используя этот метод! Попросту заставляем ребёнка выучить сотни тысяч слов, даже не объяснив, что слова состоят из букв, которых 33.
Для красочного представления такого учебного процесса представьте, что вам будут каждый день показывать картинки и обозначающий их иероглиф, при этом не объяснив принцип написания иероглифов.
И это лишь малая толика того, что вам необходимо выучить и смочь потом идентифицировать и читать. Задумайтесь, как быстро вы возненавидите обучение и человека, который учит таким способом.
Детям нравится узнавать мир и рассматривать яркие картинки. При этом важно учитывать, что малышу полезнее изучать мир через тактильные ощущения: трогать, грызть, облизывать, кидать и совершать всевозможные манипуляции с физическими предметами.
При использовании этого метода ребёнку отводится роль пассивного участника процесса. Но после 3 лет интерес ребёнка к данным карточкам, по заявлениям родителей, сильно падает. Об этом свидетельствуют записи родителей на многочисленных форумах.
Нет подтверждённых научных доказательств работоспособности методики на русскоязычном пространстве (на английском их, кстати, тоже нет).
Чтение по складам (кубики Зайцева)
Не менее известная методика обучения принадлежит нашему соотечественнику Николаю Александровичу Зайцеву.
Способ обучения продуманный и очень логичный. Минимальная единица информации здесь – так называемый склад.
Это сочетание двух букв, обозначающих гласный и согласный звуки. Например, да, ко, са и т. д. Ребёнок учится воспринимать их на слух и пропевать.
Склады расположены на кубиках, и ребёнку дают играть с кубиками с самого детства. Кстати, интересно, что методика первоначально разрабатывалась для иностранцев, которых необходимо было обучать русскому языку.
Суть использования кубиков
Наблюдая за малышами, Николай Александрович заметил, что они не произносят раздельно буквы, чтобы соединить их в слоги.Даже лепечущий младенец произносит не единичные звуки, а слоги.
Зайцев считает, что способ расчленения на искусственные составные элементы (буквы) плохо отражается на формировании речи и закрепощает их взаимодействие с родным языком. Программа рекомендована детям старше 4 лет.
Авторское пособие – таблицы, кубики Зайцева – основаны на понятной детской игре. Малыши с интересом играют сами, с родителями или в группе.
При всех плюсах есть достаточно много минусов
- Допустим, вы научили ребёнка читать в 3-4 года. А что дальше? Читать книги ребёнок вряд ли будет самостоятельно. До поступления в школу ещё куча времени, а любой навык для того, чтобы им полностью овладеть, должен быть проработан и доведён до автоматизма. Проведём понятную для большинства взрослых аналогию. Возможно, среди ваших знакомых есть люди, которые получили права задолго до того, как приобрели автомобиль. Большинству из них приходится учиться водить транспортное средство заново, для “освежения” навыков вождения. Представьте, что ребёнку перед школой не только необходимо учиться читать заново, а переучиваться.
- Школьная программа ориентирована на традиционный метод обучения чтению. Поэтому существенный недостаток методики – отличие, и весьма значимое, от общепринятого способа обучения. Ребёнок, освоивший чтение по складам, не понимает принципов слого- и словообразования – как из букв, звучащих определённым образом, получают слоги, звучащие по-другому. Ему тяжело раскладывать склады на буквы. Возникают проблемы с морфемным разбором слов.
- Ещё один минус – проглатывание окончаний и неправильное произнесение слов многими детьми, обученными чтению по этому методу. Это отмечают многие логопеды и психологи. Обычно первой фразой опытного специалиста, к которому обращаются родители с такими проблемами, является вопрос: “А вы по Зайцеву читать учились?”.
Подводя небольшой итог, можно констатировать следующее: метод не идеален, обладает существенными недостатками, влияющими на дальнейшее изучение русского языка. То, чего малыш избежит на начальной стадии (навык соединять буквы и слоги), всё равно придётся освоить позже, при этом переучиваясь! А знаете ли вы, что это гораздо тяжелее, чем учиться с нуля?
Согласно постулатам этого способа, дети осваивают принципы складывания из букв слога, а из слогов слова.
Проблема данного метода состоит в том, что нет пошаговой инструкции, учитывающей основные механизмы обучения ребёнка. Стандартно родитель берёт один из многочисленных букварей и пытается обучить ребёнка читать, зачастую не зная и не понимая принципов обучения детей.
Родитель должен любить, а учитель – учить!
Вот стандартные вопросы из многочисленных форумов, которые касаются проблем самостоятельного обучения чтению:
- Какие буквы следует учить сначала, а какие потом?
- В первую очередь ребёнок должен выучить алфавит, а уже потом учиться читать?
- Какова продолжительность занятия?
- Сколько раз в неделю заниматься с ребёнком?
- Как быстро нужно переходить от буквы к слогам?
- И ещё десятки актуальных вопросов….
Для того чтобы обучать ребёнка чтению, необходимо понимать:
- принципы эффективного обучения;
- модели формирования навыка;
- частоту использования букв в русском алфавите.
Кроме того, нужно знать ещё несколько десятков приёмов, которые позволят:
- родителям получить максимальный результат за минимально затраченное время;
- детям получить от обучения удовольствие и убрать страх перед обучением.
Родителям не стоит забывать о том, что начинать обучение в столь раннем возрасте (2-4 года) – значит отнимать у ребёнка его счастливое детство и время, которое бы он потратил на развитие более необходимых и естественных способностей через игру. А детство, увы, не вернуть!
Методики раннего развития для детей до 1 года
Все родители хотят, чтобы их детки были развитыми, хорошо учились и в будущем стали образованными людьми. И вы не исключение!
Именно поэтому вы задумываетесь о развитии ребенка уже на первом году его жизни. И правильно делаете! Ведь первые три года жизни малыша самые продуктивные в плане обучения и запоминания.
Вы очень хотите развивать своего малыша, но не знаете, как это делать? У вас возникает множество вопросов: с чего начать, на что стоит обращать особое внимание, к каким специалистам обращаться, какие есть методики раннего развития, в чем их особенности?
Сегодня мы постараемся найти ответы на самые важные вопросы о раннем развитии малышей.
Читай также: Как выглядят новорожденные (ФОТО)
Раннее развитие: каким оно бывает
Раннее развитие – это обучение малыша от рождения и до 6 лет. Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом, мозг малыша активно работает, в первые годы жизни в головном мозге малыша устанавлияваются и укрепляются связи между нервными клетками. Именно в первые годы кроха наиболее восприимчив к информации, он отлично все запоминает, умеет копировать и обладает высокой степенью любопытства. Ребенку буквально все интересно, он открыт к любым знаниям. Эти сообенности малышей безусловно стоит использовать для их обучения уже с первых месяцев жизни.
Педагоги разработали множество методик раннего развитвия детей. Некоторые мамы четко следуют одной или нескольким методикам в обучении ребенка, другие просто используют некоторые эелементы наиболее популярных методик, но в целом действуют интуитивно, есть мамы, которые вообще обучают деток так, как подскажет сердце. Не зависимо от того, как именно вы будете развивать своего кроху, знать о том, что представляют сосбой наиболее популярные методики раннего развития, не помешает.
Наиболее распространенные методики раннего развития
Методика Домана
Эта методика рассчитана на деток возрастом от одного месяца. Суть методики заключается в том, что мозг ребенка развивается только тогда, когда работает. Поэтому задача родителей обеспечить эту нагрузку. Самый простой способ — познакомить малыша с простыми предметами, явлениями и тем, как они называются. Сделать это можно с помощью карточек Домана.
Карточка Домана представляет собой тематическую картинку с подписью. Например, на карточке может быть изображен апельсин и сделана надпись «апельсин». Методика Домана дает возможность ребенку с самого младенчества запоминать образы, их названия, а со временем научиться читать – для этого описание изображенного предмета нужно дополнять: например, «апельсин», «плод апельсинового дерева». Если ребенок учится читать по методике Домана, то он запоминает слова, учится их произносить целиком, а не складывает из букв. С помощью карточек Домана можно научить ребенка читать, считать, а также различать предметы и явления.
Читай также: Какого цвета выбрать коляску для ребенка?
Методика Зайцева
Считается, что методика Зайцева дает наилучший эффект после года жизни, но есть мнение, что использовать эелементы этой методики можно, начиная с 3-4 месяцев.
Методика Зайцева направлена на обучение чтению, счету и простым математическим действиям. Главный материал для обучения – это таблицы Зайцева со слогами и цыфрами, а также кубики, на которых изображены слоги и цифры, а также обучающие игрушки, которые произносят слоги и цифры.
Чтобы развивать малыша до года, вы можете развесить дома таблицы Зайцева и приобрести для крохи кубики, созданные по методике Зайцева, а такж развивающие игрушки, сделанные на основе его методики.
Мама-форумчанка Екатерина рассказывает: «Я совсем недавно узнала о том, что есть разные методики обучения ребенка, например, чтению, я была так удивлена. Раньше мне казалось, что всех деток во всем мире учат читать по слогам, но оказалось, что это только в школах бывшего СССР всех так учат. Думаю, стоит попробовать обучать своего ребенка всему, используя элементы из разных методик, учить читать словами, по методике Домана, учить самостоятельности по Монтессори и так далее. Нам уже 8 месяцев, самое время начинать активное обучение всему, думаю, стоит сделать карточки разные для ребенка».
Методика Монтессори
Основа методики Монтессори – это наблюдение за ребенком. В каждом малыше заложено стремление познавать мир, задача родителей — способствовать, но не мешать. Для обучения по этой методике используется множество тренажеров, развивающих игрушек, направленных на развитие органов чувств, мелкой моторики и мышц ребенка. Главная задача методики – подтолкнуть малыша к саморазвитию. В контексте этой методики кроха рассматривается как уникальная личность с первых мгновений своей жизни, задача родителей – оказать помощь в развитии.
Метод Тюленева
Этот метод предполагает обучение ребенка счету, чтению и нотам. Эта методика также эффективно ближе к годовалому возрасту. Но использовать ее элементы можно и раньше. В качестве обучающих материалов используются карточки с буквами, цифрами, нотами, магнитная азбука, компьютер, картинки с образами – фруктами, птицами и другие атрибуты.
Задача родителей — создать для ребенка атмосферу игровых занятий: развесьте карточки с геометрическими фигурами, изображениями животных, фруктов, буквами, цифрами, пусть малыш рассматривает их, по мере роста ребенка показывайте ему все больше карточек, подключайте и другие материалы для обучения – магнитная азбука, картинки с надписями и так далее.
Читай также: Грудничковое плавание: с чего начинать?
Вальдорфская педагогика
В контексте вальдорвской педагогике ребенок рассматривается как гармоничная личность. Согласно этой педагогике сначала ребенка нужно научить осознавать всое место в мире, стать яркой и свободной личностью, а уже потом учиться пистаь и читать. На первое место выступают личные отношения с родителями, другими детьми, воспитателями.
Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Считается, что 80% информации обо всём, знаний и навыков, которыми владеет взрослый человек, он получает в возрасте до 3х лет. Потому вполне понятно, что современные родители хотят максимально заполнить голову своего малыша всевозможными знаниями. Сейчас существует масса возможностей для этого: группы раннего развития, частные детские сады, индивидуальные занятия с преподавателями, компьютерные программы, дидактические материалы, развивающие игры и мультфильмы. Это замечательно, когда родители занимаются и развивают своего ребёнка. Но, должна заметить, что всё хорошо в меру. Перегружать ребёнка обилием информации намного хуже, чем не заниматься вовсе. Не может малыш в 2-3 года заниматься 2мя-3мя языками, один из которых японский, например. А ежедневные походы на пару-тройку развивающих занятий изматывают и маму, и ребёнка. Перегруженный занятиями малыш плохо спит, капризен, беспокоен без причины, может стать гиперактивным и непослушным. И сложно его в этом винить, он выражает свой протест, как умеет. Следует знать ещё об одном последствии избыточных занятий в раннем детстве. Напичканные знаниями дети, придя в первый класс, либо скучают, т.к. уже многое знают, либо отказываются учиться, так как к этому возрасту уже устали учиться».
Совершенно не важно, какую методику для развития своего малыша вы выберете, главное, окружить его заботой, любовью, проявлять к нему терпение и внимание, реагируя на его способности и предпочтения. а также не переусердствовать с учебой.
Как развивать малыша
Школа или домашние занятия?
Сейчас есть множество центров раннего развития деток. Большинство таких центров принимает деток после годика, но есть и такие центры, которые берутся за обучение и деток помладше. В основном в таких центрах дети занимаются вместе с родителями.
Безусловно, развивать малыша можно и дома, если вы овладеете нужными знаниями, посоветуетесь со специалистами и разработаете свою собственную программу развития ребенка.
Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Выбирайте школу раннего развития недалеко от дома или занимайтесь на дому, занятия должны быть непродолжительными. Чередуйте интеллектуальные и физические нагрузки. Помните, что здоровый своевременный сон, режим питания и прогулки на свежем воздухе намного важнее для Вашего ребёнка, чем владение иностранными языками и умение читать в 3 года».
Выбор между домашними занятиями и обучением в школе раннего развития необходимо делать, исходя из многих факторов: финансового, фактора желания, наличия свободного времени и так далее. Помните, эффективность обучения не зависит от того, учились вы дома или в специальном центре, все зависит от вашей старательности и усердности.
Читай также: Развиваем зрение грудничка
Физическое развитие
Уделяйте особое внимание физическому развитию ребенка буквально с первых дней жизни. После того, как у ребенка заживет пупочная ранка, вы можете начать купать его в большой ванной, постепенно учить его плавать и нырять. Также вы можете начать делать массаж и гимнастику. С течением времени можно приучить ребенка к ежедневной гимнастике.
Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «С самого рождения обучайте ребёнка плаванью. До 3х месяцев малыш ещё помнит, как затаивать дыхание при попадании под воду, т.е. умеет нырять. Этот навык остался ещё с периода внутриутробного развития. Пока рефлекс не угас, пригласите инструктора и с его помощью научите ребёнка плавать. Согласитесь, это очень важное умение. А люди, обученные плаванью с младенчества, чувствуют себя в воде, как рыбы, всю жизнь. Приобретите гимнастический мяч и шведскую стенку, чтоб с раннего возраста приучать ребёнка делать гимнастику».
Чтение и говорение
Учить ребенка читать и говорить можно с первых дней жизни, используя элементы разных описанных выше методик и, конечно, разговаривая с ребенком, называя все предметы, которые его окружают.
Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Для раннего обучения чтению по дому можно развесить таблички с названиями предметов, написанными крупными печатными буквами и, пронося мимо них малыша, чётко несколько раз в день озвучивать эти названия».
Читай также: Развиваем внимание грудничка
Иностранные языки
Обучение иностранным языкам стоит начинать как можно раньше: вы можете показывать ребенку мультики на иностранных языках, можете говорить с ним на иностранном языке, читать ему.
Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «С самого рождения с крохой следует разговаривать обо всём, правильно выговаривать слова, не сюсюкать — это закладывает основу правильного формирования речи. Называйте предметы, показывайте фотографии и картинки, озвучивайте голоса животных, называйте цвета и явления, пойте малышу, танцуйте с ним на руках, включайте мелодичную музыку и записи звуков природы. Чтобы ребёнок выучил иностранный язык, как родной, разговаривайте с ним с рождения на этом языке. Например, мама говорит с крохой на русском, бабушка на украинском, папа на английском. Или второй вариант: один день в семье говорят на украинском, второй – на русском, третий – на немецком. Всем известно, что в интернациональных браках дети легко усваивают языки обоих родителей».
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи крохи, именно поэтому очень важно предлагать малышу разные игрушки с мелкими деталями, из разных тканей и материалов, разной формы и так далее. Игры с такими игрушками помогут ребенку быстрее заговорить.
Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Когда Ваш ребёнок научится удерживать игрушку в руках, предлагайте ему предметы разного размера, формы, фактуры. Позднее — игрушки с пупырышками, маленькими шариками внутри, затем пластилин, бусы, чётки и массируйте кончики пальцев рук и ног – это способствует развитию речи».
Чувство прекрасного
Во время занятий с малышом не забудьте о развитии чувства прекрасного – это очень важно для дальнейшей жизни малыша, заложенные с детства образы, будут влиять на вкус ребенка. Включайте малышу классическую музыку, показывайте картины, скульптуры, вывозите малыша на природу, больше гуляйте с ним, по возможности путешествуйте с ребенком.
Ранее развитие ребенка – это шанс дать малышу все самое лучшее, поэтому не упускайте возможность развивать малыша каждый день всеми возможными методами, помогайте ему познавать этот мир, хвалите его за успехи и поощряйте его тягу к знаниям.
Веселых вам игр и занятий!
Читай также: Развитие новорожденного по неделям: как растет малыш