что умеет, игры и занятия
В шесть месяцев малыш чувствует себя более окрепшим, ему интересно всё новое и непонятное. Он продолжает изучать свои тело и его способности. На этом этапе важно маме не оставлять своё чадо без присмотра, теперь он не только хорошо кушает, но и активно двигается. Развитие ребенка в 6 месяцев жизни имеет свои физиологические особенности. Итак давайте рассмотрим, что он должен уметь, как меняется его рост, вес, режим сна и питания.
Общефизическое развитие
Наглядно видно, что ребёнок в два раза прибавил в весе, вытянулся в росте и смотрит на окружающий мир осознанным и изучающим взглядом. Физическое развитие в 6 месяцев сильно отличается с первых дней жизни.
У многих деток начинаются прорезаться первые зубки на нижней челюсти, и выделение слюны становится больше. Зрение полностью функционирует, и малыш без проблем ловит двигающиеся предметы.
За последний месяц окружность грудной клетки увеличивается примерно на полтора сантиметра, а головы на один сантиметр. Средний рост составляет 66 сантиметров, а вес ребенка в 6 месяцев, примерно семь, восемь килограмм.
Достижения шестимесячного грудничка
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте кроха может без вашей помощи переворачиваться со спинки на животик и назад в исходное положение. Хвататься за бортики кроватки и пытаться подтянуться. Также находясь в вертикальном положении, пытается встать на ножки и сделать первые шаги.
Полугодовалого малыша уже можно попробовать посадить, конечно, не без поддержки. К этому времени мышечный гипертонус должен полностью уйти. И теперь маленький шестимесячный малыш своими крепкими ручками может цепко хвататься за руку мамы.
Малыш уже запоминает свои любимые игрушки и умеет сам играть, а у мамы появляются свободные минуты. Ребёнок старается самостоятельно доползти до нужной цели, чаще всего это происходит по-пластунски, энергично двигая ручками или вставая на четвереньки.
В 6 месяцев начинается введение прикорма, и у крохи хорошо проявляются навыки обращения с ложкой. Можно уже учить пить с поильника, для малыша он будет очень удобен в использовании.
Не стоит нервничать, если ребёнок не научился ещё лопотать, не может сидеть самостоятельно, ловко вставать на ножки и с легкостью брать желаемую игрушку, ведь особенности развития ребенка на 6 месяце жизни для каждого индивидуальны. И в скором времени он приобретёт все желаемые навыки.
Однако есть определенные способности развития в 6 месяцев, отсутствие которых должно насторожить:
- вращение головой, агуканье;
- смена положения с живота и на спину;
- сидение с поддержкой;
- освоение разных игрушек с помощью рук и рта;
- поднятие грудной клетки, лежа на животике.
В таких случаях хорошо помогает детский массаж. Можно самостоятельно выучить комплекс упражнений или записаться к специалисту.
Очень эффективные занятия на фитболе, одно из них упражнение самолётик. Занятия следует выполнять, как пройдёт полчаса с момента приема еды.
Гимнастические упражнения очень полезны, укрепляют мышцы, и развитие ребёнка в 6 месяцев продолжается правильно.
Каким должен быть первый прикорм в 6 месяцев
Настал момент для введения прикорма вашего малыша. Конечно же, основное питание остается грудное молоко или смесь. Сейчас ребёнок много двигается и тратит больше энергии, появляется необходимость в питательных веществах и витаминах. Большой плюс прикорма состоит, что развиваются навыки жевания и глотания. Также ваш малыш познает новые вкусы и запахи.
Педиатры считают, что лучшим вариантом для прикорма будут овощное или фруктовое пюре. Прикорм 6 месячного малыша содержит определённые нормы питания, во-первых, считается, что первая ложка должна быть с утра, когда малыш ещё голодный и особо привередничать не будет.
Завтрак лучше начинать с безмолочной и безглютеновой каши, например кукурузная, рисовая или гречневая. Можно добавить в неё натёртые фрукты или чуть-чуть фруктового пюре. Но так, чтобы было несильно сладко, так как потом накормить малютку овощными продуктами будет тяжело.
Заметка мамочкам! Если у ребёнка есть проблемы с животиком, такие как запоры или вздутие, следует начать прикорм с овощей или фруктов.
Обед должен быть наиболее сытным, например мясное пюре или приготовленные на пару овощи. Мясо обогащено железом и должно быть нежирным, таким как индейка, мясо кролика или цыплёнок. В мясное пюре можно добавить овощей так продукты будут усваиваться лучше.
Ужин шестимесячного малыша должен состоять из одного молочного продукта, например творожка. Начинать лучше надо с классического творога, а потом уже с добавлением ягод и фруктов.
Если у ребёнка не проявилось никаких аллергических реакций, то можно ввести в рацион яичный желток. Начинать лучше с одной четвёртой части не более двух раз в неделю, потом постепенно увеличивать.
Что касается соков, они не являются обязательными в рационе питания шестимесячного малыша. Соки нежелательно давать в промежутках между кормлениями, так как у ребёнка может появиться привычка к сладким перекусам.
Любой начинающий продукт вводиться отдельно от других и не более двух ложек за 1 раз. Организм малыша усваивает новую пищу примерно неделю и если никакой реакции не последовало, то приём еды увеличивается. Обычная норма нового блюда содержит примерно 150 грамм.
Нежелательно в период заболевания начинать давать новые продукты, это может неблагоприятно сказаться на самочувствии крохи.
Режим сна младенца на 6 месяце
В этом возрасте дети спят практически всю ночь, без просыпания, а в дневное время укладываются поспать ещё два раза. Продолжительность сна в 6 месяцев у всех малышей разная. Примерно один сон составляет от часа до двух часов.
Ночной сон является постоянным, примерно шесть, семь часов. Для грудничков, большая редкость спать всю ночь и не проснуться для кормления.
Эмоциональное развитие
Ребёнок изменился не только физически, но и внешне. Теперь поведение малыша осмысленное и родителям понять его стало намного проще. Сразу заметно если что-то не устраивает, когда он не получил желаемое начинает плакать, или же наоборот на положительные эмоции будет улыбаться.
На шестом месяце жизни дети умеют проявлять теплые чувства к близким и распознавать их. На не знакомого человека будет совсем другая реакция, малыш застывает и пристально изучает присутствующего, может даже заплакать.
Мышление в 6 месяцев развивается активно и стремительно. Например, ребёнок понимает, что после нескольких нажатий на кнопку игрушки последует звук, а если уронить будет очень звонкий звук, и если он пожелает позвать маму, естественно заплачет.
Нервно-психическое развитие и эмоции шестимесячного ребёнка характеризуются тем, что он понимает, как его зовут и всех рядом окружающих. Происходит понимание таких высказываний, как «дай» «нет» «пойдем гулять», запоминание ежедневных предметов, где они могут находиться, как выглядят.
Малыш начинает различать цвета и первой игрушкой, которую он выберет быть красного цвета. В этом возрасте дети способны делить игрушки на типы светлый и тёмный. Игры приобретают многообразный характер, ребёнок не просто держит игрушку в руке, а изучает её. Ему интересно попробовать, какая она на вкус, какой может издавать звук и что ещё можно с ней сделать.
В шесть месяцев ребёнок охотно учиться, как обращаться с ложкой и кружкой. Конечно, сам ещё кушать не может, но хотя бы просто подержать и изучить, что такое ложка ему будет очень интересно.
Речевое развитие, так же ярко проявляются в этот период развития. Ему тоже хочется общаться с родными людьми и проявлять участие. Малыш учится проявлению интонации, например, на реакцию говорящего человека, он может повышать или понижать голос. У некоторых деток может получаться произносить отдельные слоги, такие как «да-да» «не-не» «ма-ма».
Уход за шестимесячным ребёнком
Гигиенические процедуры 6 месячного малыша сильно не изменились. Важно уделять внимание его чистоте: своевременно подстригать ноготки, а также чистить носик и ушки.
В этом возрасте добавляется одна процедура, это чистка зубов, даже если пока ни одного нет. Ротовую полость надо очищать специальной резиновой щеточкой.
Продолжайте каждый день делать массажные и гимнастические упражнения, благодаря этому ваш малыш становится ещё крепче.
Обязательно несколько раз в день делайте воздушные ванны, полностью раздев ребёночка, это способствует укреплению иммунитета.
Купание перед сном, одно из самых любимых процедур ребёнка. Ванна расслабляет мышцы малыша и насыщает положительными эмоциями, после которых он сладко и крепко засыпает.
Рефлексы
На 6 месяце жизни многие новорождённые рефлексы полностью уходят, и ребенок с большой активностью учится новым навыкам.
Какие должны быть у грудничка рефлексные умения:
- Сосательный рефлекс на соску или грудь, примерно к годику он постепенно исчезнет.
- Если провести по внешний стороне стопы, то пальчики малыша должны расходиться, это так называем рефлекс «бабинского».
- Условным рефлексом в шесть месяцев является хватательный. При любом прикосновении ребёнок хватает и удерживает предмет в руке.
Развивающие игры и занятия на 6 месяце
Заниматься и играть с малышом очень важно с первых дней жизни. И результаты развития не заставят долго ждать. Как же развивать 6 месячного ребёнка? Рассмотрим основные особенности игр и занятий:
Во-первых, мама всегда должна быть рядом и помогать осваивать новую игру, и обязательно проговаривать каждое действие.
Во-вторых, по чаще давайте проводить время на полу, разложив по кругу различные игрушки, чтобы у малыша был интерес их достать.
В-третьих, ежедневный массаж пальчиков по несколько минут в день скажется на речевых способностях. А яркие книжки со звуковыми эффектами будут очень интересны и увлекательны.
Для развития мелкой моторики будут полезны игрушки различной формы и размеров, мягкие, шелестящие и со звуком. Познавательными станут и музыкальные инструменты такие, как бубен, ксилофон или барабан.
Самое главное не забывать, что огромный вклад в развитие ребенка приносят, заранее созданные благоприятные условия, для познавания окружающего мира.
Какими могут быть развивающиеся игры и занятия на шестом месяце, приведем примеры:
- танцевальные занятия под музыку с ребёнком на руках, хорошо скажутся на координации;
- весёлой игрой будет для малыша «ку-ку» или «ладушки»;
- можно показать грудничку своё отражение в зеркале, чем он явно заинтересуется;
- на прогулке обязательно рассказываете об окружающей обстановке;
- купания для малыша будет интересным с различными игрушками, ведерками и пупсами;
- различные предметы с емкостью, куда можно что-то складывать и доставать, станет увлекательным занятием для крохи;
- к прогулочной коляске, можно привязать воздушный шарик, который точно не оставит его равнодушным.
Для познавательного развития 6 месячных малышей, сделайте несколько мешочков с разными наполнителями, это может быть любая крупа, камушки или орешки.
Различные игры с мячом, разных форм, будут очень интересными.
В период игр и занятий нужно создать безопасное пространство, все игрушки в которые играет малыш, должны быть продезинфицированы и быть без острых краев.
Все маленькие предметы, которые полугодовалый ребёнок способен достать, следует убрать, чтобы избежать опасных ситуаций. Подведём краткие итоги, каким должно быть развитие ребёнка в 6 месяцев, как считает известный педиатр Комаровский:
- ребёнок старается самостоятельно сидеть и передвигаться с помощью рук или колен;
- умеет хватать и дотягиваться до предметов;
- перекладывает игрушку из одной руки в другую;
- активно формируется пространственное восприятие;
проявляются речевые способности в виде различных звуков и интонации; - умеет находить взглядом нужные ему предметы;
- всех кого видит часто, особенно своих родителей, всегда узнает и помнит;
- в этом возрасте начинаются прорезаться зубки;
- проявляется интерес к новым продуктам во время прикорма;
- проявляет большую заинтересованность к новым игрушкам и всему окружающему;
- самостоятельно переворачивается на бок и живот, а потом обратно;
- если ребёнка 6 месяцев вертикально придерживать, тогда у него получится постоять, опираясь на ножки;
Заключение
Физическое развитие на 6 месяце носит индивидуальный характер и просчитывается в баллах, средней оценкой является тридцать баллов. Наиболее заниженные цифры от нормы говорят о легкой форме или сильном отставании в развитии. Полугодовалый ребёнок только открывает новые возможности своего тела, познает свои способности. И важную роль в этом играют любящие родители, которые всегда помогут и поддержат.

Развитие ребенка на шестом месяце жизни
К первому своему «юбилею» ребенок достигает невероятных успехов. Сравнивая фото и видео новорожденного крохи с тем человечком, что сейчас гулит у себя в кроватке, вы найдете колоссальную разницу.
Если начать подводить итоги прошедшего периода, вы поразитесь, насколько ваш малыш подрос и прибавил в весе за полгода, сколькими навыками и умениями он овладел. Но останавливаться на достигнутом младенец не собирается, и вашей задачей будет продолжать помогать его развитию, ведь впереди еще много целей: ребенок должен научиться ползать, говорить и ходить.
Чтобы помочь малышу приобрести новые навыки, вам нужно иметь представление о том, что должен уметь младенец, так вы сможете сориентироваться, как развивать ребенка в 6 месяцев. Направить вас может календарь развития детей, в котором расписано, какие достижения должны быть у малышей в полгода.
Умения
Физическое развитие детей на шестом месяце жизни продолжает идти быстрыми темпами. Грудничок прикладывает много сил, для того, чтобы освоить новые умения и довести уже приобретенные до нормального уровня. Календарь развития детей указывает лишь приблизительные сроки, когда и чему младенец должен обучиться и что должно измениться в его жизни. Если соседская девочка уже умеет ползать, а ваш мальчик только научился переворачиваться, не стоит переживать, что он отстает в развитии. Даже если к концу шестого месяца ребенок не освоит необходимых навыков, врачи дают еще две недели для их наработки.
- на шестом месяце жизни все дети должны начинать ползать; не отрывая живота от поверхности, они двигаются вперед, назад и по кругу;
- уровень координации движений рук позволяет шестимесячному ребенку использовать одновременно две конечности для хватания, бросания и хлопания, малыш может переворачиваться, удерживая в руках игрушку; также младенец к концу шестого месяца должен уметь, глядя на предметы, брать их правой и левой рукой.
- развивается мелкая моторика, младенец в шесть месяцев может открывать коробочки, умеет переворачивать плотные страницы детских книг, вставлять стаканчики друг в друга;
- ребенок в шесть месяцев должен уметь садиться самостоятельно или при поддержке;
- приподнимаясь в положении лежа на животе, младенец должен уметь делать это без участия предплечий;
- в шесть месяцев ребенок должен уметь держать головку в вертикальном и сидячем положении;
- изменение положения тела в пространстве запускает стимуляцию вестибулярного аппарата, поэтому ребенок постоянно просится ко взрослым на руки, ему нравится, когда его покачивают, поднимают к потолку или кружат.
Уход
Шестимесячные дети, как правило, уже имеют во рту первые зубки. Сроки их прорезывания зависят от наследственных факторов, у некоторых малышей они появляются до полугода, у других только к 7-8 месяцам. Очередность роста зубов также может отличаться от стандартов. Родителям не стоит волноваться, если время появления резцов затянулось или они вырастают в несколько неправильном порядке.
Рост зубов у шестимесячных детей сопряжен с обильным слюноотделением, болями, зудом и повышением температуры. Поэтому вам нужно иметь в аптечке запас определенных медикаментов, чтобы своевременно осуществлять уход за болезненными деснами малыша и сбивать ему температуру. Помимо жаропонижающих средств и болеутоляющих гелей, подходящих по возрасту, полезным будет приобрести для малыша несколько прорезывателей.
Продолжайте ежедневно купать малыша в ванной, занимайтесь с ним гимнастикой для укрепления мышц.
Поскольку малышу в шесть месяцев может быть неинтересно сидение в манеже, вы должны организовать для него максимально комфортную и безопасную «половую» жизнь. Постелите на пол толстое одеяло и позвольте ребенку играть на нем. Младенец будет играть и упражняться в ползании, при этом не будет риска, что он откуда-то упадет. Вам нужно будет производить ежедневный уход за поверхностями, по которым ползает малыш.
Эмоции и особенности поведения
Проявление эмоций у малыша все еще остается ярким, все переживания отражаются у него на лице. Поскольку младенец уже начинает осваивать игрушки, предусматривающие точность движений, иногда он может начинать плакать из-за неудач. Капризы могут также возникать, если ребенок не получает то, чего он требует или его заставляют терпеть то, что ему не нравится.
Ребенок на шестом месяце жизни продолжает активное общение с близкими. У него уже сформирован свой собственный «словарный запас» — набор определенных звуков, произнесенных с разной интонацией, помогает малышу сообщать о том, что ему что-то не по нраву, или же он рад приходу папы с работы или появлению новой игрушки. Этот «детский язык» далек от взрослого, но внимательные родители разбираются даже в этих звукосочетаниях и понимают, чего именно хочет младенец.
В шесть месяцев младенцы уже знают свое имя и реагируют, когда к ним обращаются, комфортно чувствуют себя с привычными людьми, а при появлении незнакомцев настораживаются и могут даже заплакать. Не переживайте, это совершенно нормальная реакция детей в полгода на чужих взрослых.
Дети не только испытывают собственные эмоции, но и успешно копируют выражения наших лиц. Если вы попробуете «покривляться» с малышом – он будет повторять за вами сердитую, радостную, грустную мимику. В полгода ребенок хорошо умеет чувствовать наше настроение и может копировать его, поэтому сохраняйте дома благожелательную и спокойную атмосферу, чтобы и он всегда был в хорошем расположении духа. Для малыша важно не только физическое, но и эмоционально-психологическое развитие, поэтому нахождение в напряженной обстановке негативно скажется на его личности.
Рост и вес
По окончании шестого месяца жизни младенец должен прибавить около 600 грамм веса и вырасти на 2,5 — 3 сантиметра. Изменяются пропорции тела ребенка, постепенно приближаясь по соотношению частей тела к взрослой модели.
Речь
Речевые навыки младенца на шестом месяце жизни продолжают совершенствоваться. В его артикуляционный арсенал прибавляются новые звуки, он по-разному их сочетает между собой, многократно повторяет, пропевает и проговаривает с разными интонациями.
Продолжайте постоянно разговаривать с младенцем, и читайте сказки с разными интонациями. Детям может понравится играть в диалоги. Конечно, их речь далека от совершенства, но разговоры по очереди со взрослыми доставляют им видимое удовольствие. Рассказывая малышу о чем-то, делайте паузы для его реплик, и он обязательно что-нибудь «прогулит».
Кормление
У детей на грудном вскармливании меняется режим питания. Как правило, они начинают реже просыпаться ночью и больше всего кушают за 2-3 часа до полного утреннего пробуждения. Из-за этого в первую половину дня они кушают неохотно. Следуя рекомендациям педиатра, вы будете продолжать введение прикорма в рацион младенца согласно графику. Детский врач учтет особенности развития вашего малыша и его физическое состояние, и сам скажет вам, когда и какие продукты может попробовать малыш.
Сон
Из-за того, что у детей на шестом месяце жизни возрастает двигательная активность в течение дня, их ночной сон становится длинней и крепче. Некоторые дети могут проспать до утра, не пробуждаясь. Дневной отдых проходит в два этапа, длящихся от часа до двух. Средняя продолжительность сна полугодовалого малыша короче на целых 4 часа, чем сон новорожденного. Освободившееся от отдыха в кроватке время младенец тратит на активное физическое развитие и исследование мира.
Игры и игрушки
В возрасте шести месяцев пальцы и руки малыша очень активно двигаются, устанавливается нормальная координация, поэтому и характер игрушек, которые подходят ребенку, заметно меняется. Младенец теперь может играть с емкостями разных размеров и цветов, вкладывая их друг в друга.
Исследовательский интерес малыша можно удовлетворить, купив ему развивающие изделия с разными деталями: шуршащими и звенящими. Также вы можете сшить небольшие мешочки, наполнить их разными крупами и крепко завязать или прошить. Трогая и ощупывая сквозь ткань их содержимое, малыш будет развивать мелкую моторику и обогащать свой тактильный опыт.
Дети продолжают «открывать» свое тело, мальчик может увлечься игрой со своим детородным органом.
Не паникуйте, это вполне нормальное поведение. Не нужно одергивать малыша, потому что в таком случае он может закапризничать, попробуйте отвлечь его какой-нибудь яркой игрушкой и занять ею его руки.
Младенца в шесть месяцев могут заинтересовать музыкальные игрушки, детям нравится процесс нажимания на крупные кнопки, после которого начинают проигрываться мелодии или звуки. Развитие координации рук позволяет малышам уметь просовывать некрупные детали в отверстия и следить за их падением. Вам нужно быть рядом с младенцем, учить и направлять его.
Стремясь быть похожим на вас, ребенок будет увлеченно переворачивать плотные страницы детской книги, и, возможно, даже попробует лепетать, делая вид, что читает ее. Если вы часто показывали ему картинки в книгах и рассказывали, кто на них изображен, грудничок может к концу этого периода на ваши вопросы (Где дедка? Где репка?) дотрагиваться пальчиком до соответствующего изображенного героя.
Игры со взрослыми на шестом месяце жизни будут связаны с развитием вестибулярного аппарата для подготовки к активному ползанию и хождению. Детей приводит в восторг, когда их качают на одеяле, как на гамаке, также им по нраву роль «самолетика».
Развитие вестибулярной системы к концу шестого месяца очень важно, поскольку совсем скоро малыш начнет самостоятельно ползать. Чтобы ребенок не падал на бок после быстрых перемещений, он должен уметь выдерживать такие пространственные перегрузки. С новорожденного периода до полугода младенец лежал, а если и менял свое положение, то надежно удерживался родительскими руками. Теперь же он начинает перемещаться самостоятельно, и для этого нужно тренировать вестибулярный аппарат.
6 месяц жизни | Развитие ребенка
le=»text-align: center;»>
Учусь ползать!
Давно известно, что движения, которые совершает ребенок, будь то манипуляции с предметами или ползание, благотворно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие крохи. Поэтому важно предоставить малышу свободу передвижения, обучить разным вариантам действий с игрушками и другими предметами, поощрять его активность.
В возрасте 6 месяцев ребенок свободно переворачивается на любой бок, со спины на живот и обратно. Это означает, что он готов к ползанию. Теперь кроху не удержишь в кроватке. Ему необходима свобода передвижения.
Приготовьте много свободного места. Манеж и кроватка не подходят для тренировок. Для большего комфорта и безопасности лучше заниматься на полу. Утеплите его, постелив одеяло или коврик из плотной ткани.
Пока ребенок еще только осваивает навыки ползания, помогите ему в этом. Не стоит поддерживать кроху за живот:
ему нужно самому научиться сохранять равновесие, стоя на четвереньках. Лучше подставить свои ладони под маленькие стопы. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от ваших рук и передвигаться вперед.
Упражнение «Веселые старты». Положите яркие интересные игрушки на разном расстоянии от малыша. Привлекая внимание крохи к одной игрушке, побуждаем ползти к ней. Когда малыш доползет до первой игрушки и рассмотрит ее, привлекаем внимание к следующей и т.д. Для такой игры на первых порах достаточно 3–4 игрушек. Желание крохи потрогать, рассмотреть предметы стимулирует движение. Поначалу малютка ползет медленно, но уже через пару недель он сможет добраться до игрушки без вашей помощи.
Осваивая навыки ползания, малыш в то же время учится ориентироваться в пространстве и определять расстояние до предмета.
Упражнение «Пирамидка» развивает координацию движений и стимулирует ползание. Для игры понадобится пирамидка с 4–5 кольцами. Устройтесь с малышом поудобнее на полу или большом диване. Возьмите пирамидку в руки и покажите малышу: «Посмотри, это пирамидка». Затем опрокиньте ее так, чтобы кольца рассыпались.
Попросите кроху дотягиваться или доползать до колец и брать их в руки. Нанизывайте вместе с крохой собранные кольца на стержень пирамидки. Такое упражнение также наглядно демонстрирует ребенку, как надо собирать пирамидку. Самостоятельно он будет делать это позже, а пока пусть смотрит и запоминает.
Упражнение «Пилот». Возьмите кроху на руки (свою левую руку подведите ему под грудь, правую – под животик) и начните медленно кружиться по комнате, раскачивая малыша вправо-влево, вверх-вниз. Игра станет интереснее, если дополнить ее звуками, изображающими полет самолета: «У-у-у! Гудит самолет. Полетел самолет. Наш Ванюша пилот!»
Безопасная квартира
Необходимо провести осмотр квартиры на предмет безопасности следующим образом. Посмотрите на окружающее малыша пространство его глазами – буквально проползите по комнатам на четвереньках, отметив, что может привлечь ребенка в первую очередь и безопасны ли для него эти предметы. Такой нехитрый способ позволяет увидеть «подозрительные» вещи: электрические розетки и провода, острые углы мебели, свисающая с края стола скатерть, миски с едой для домашних животных, мелкие предметы, которые кроха может проглотить или вдохнуть, и т.п.
Проведя ревизию каждой комнаты, уберите все, что может нанести вред вашему малышу: спрячьте под мягкими накладками острые углы, уберите повыше бытовую химию, вместо скатерти используйте пластиковые подставки, скройте электрические провода и т.д.
Поиграем?
Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипуля-тивной, деятельности. С этого возраста появляется новый этап в развитии ребенка – игра. Это примитивная игра, без сюжета и правил, основанная на взаимодействии взрослого с ребенком. Конечно, на протяжении всего этого периода ребенок и сам осваивает множество способов действий с предметами, но познать все варианты действий и свойств предметов в полной мере он сможет только с помощью взрослого. Таким образом, возможности действия резко расширяются: взрослый может показать, что мячик можно катать, кольцо пирамидки – надевать на стержень и т.д. К тому же, крохе так нравится, когда мама или папа с ним играют.
Игра «Возьми – отдай». Игра развивает навыки сотрудничества со взрослым. Интересную игрушку покажите малышу на некотором расстоянии. Затем со словами «На, возьми игрушку!» протяните ее ребенку. Пусть он рассмотрит ее как следует. Затем также словами и жестом (протяните свою руку за игрушкой) попросите кроху отдать ее вам: «Дай мне игрушку, пожалуйста». Повторите игру несколько раз с одной или разными игрушками.
Игра «Повторяй за мной движения». Понадобятся разные предметы-игрушки: погремушка, два кубика, мяч. Взрослый должен вначале показать ребенку, как надо действовать с игрушками. Например, погремушку слегка потрясти, постучать кубиком о кубик, подтолкнуть мяч ладошкой, чтобы он покатился. После демонстрации попытайтесь активизировать ребенка на совершение им таких же действий. При этом важно хвалить малыша за правильные действия и мягко направлять, если у него не все получается.
В результате разнообразных игр со взрослыми ребенок приобретает опыт деятельности с игрушками. Постепенно кроха начинает учитывать особенности формы и размеров игрушки. Ребенок действует с игрушкой таким образом, что начинает получать некоторый результат, выявляющий ее специфические свойства. Например, резиновая уточка сжимается, издавая писк, погремушка гремит при встряхивании.
В первые полгода жизни у младенца развивается целый ряд умений и действий, на основе которых в дальнейшем возникнут элементы игры. Это в первую очередь навыки захвата и удержания игрушки, умения манипулировать ею, контролировать и координировать свои движения.
Ловкие пальчики
Малыш все время пытается взять иг-рушку, но пальчики пока такие непослушные! Кроха еще берет предметы всей кистью. Помочь ему овладеть навыками пинцетного (двумя пальцами) и щипкового (тремя) захвата предметов может пальчиковая гимнастика и массаж рук.
?
Аккуратно массируйте каждый пальчик от ладошки к кончикам, начиная с мизинца. Легко постукивайте по подушечкам каждого пальчика.
Ощупывание предметов с разнородной текстурой поверхности – гладкой и шероховатой, теплой на ощупь и прохладной – познакомят малыша с разнообразными тактильными ощущениями, совершенствуя восприятие и мелкую моторику.
Предлагайте крохе предметы разной формы, удобные для захвата и ощупывания. Упражнения для пальчиков легко превратить в веселую игру:
Игра «Ладушки». Возьмите руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносите:
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Попили, поели.
Шу-у! Полетели!
(берем ручки ребенка и кладем ему на голову)
На головку сели!
Игра «Сорока-ворона». Круговыми движениями, поглаживая подушечкой пальца по ладошке ребенка:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила: (загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала – он воду носил,
Этому дала – он дрова рубил,
Этому дала – он печку топил,
Этому дала – он тесто месил,
А этому не дала –
Он позже всех приходил! (сгибаем-разгибаем большой пальчик)
Игра «Пальчики». Хлопаем с ребенком в ладоши, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять:
(загибаем по очереди пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик занял место,
Этот пальчик ляжет тесно,
Этот пальчик много ел,
Оттого и растолстел!
(массируем большой пальчик)
Организация подобных игр способствует также развитию слухового восприятия речи, эмоционально-позитивному взаимодействию ребенка и взрослого.
Предлагайте малышу более сложные игрушки с кнопочками, лампочками, пищалками. Дети данного возраста учатся сжимать и разжимать игрушки, перебирать их детали пальцами, вынимать небольшие игрушки из емкости. Понаблюдайте за реакцией крохи на новую игрушку, и вы поймете, что ему больше нравится.
Поскольку речь и мелкая моторика взаимосвязаны, стремитесь развивать тонкие движения пальцев. Поможет в
этом рисование пальчиковыми красками. Эти нетоксичные, безопасные краски предназначены специально для занятий с маленькими детьми. Они обладают жидкой консистенцией, легко смываются водой.
Для начала подготовьте место для ри-сования: застелите клеенкой небольшой участок на полу, положите кисть и большой лист ватмана. Разные цвета красок можно разлить в блюдца – так удобнее окунать в них ладошки и пальчики. Наденьте на кроху фартук или старенькую рубашку: малыш непременно испачкается во время «творческого процесса».
Помогите ребенку обмакнуть пальчик в краску и проведите по листу белой бумаги или прижмите окрашенную ладошку к листу. Кроха быстро поймет последовательность действий и будет с удовольствием оставлять на белом поле разноцветные следы.
Первые творения вашего малыша ос-тавьте себе на память. Можно сделать выставку работ крохи, оформив рисунки в рамочки.
Выполняя пальчиковую гимнастику со своим ребенком, предоставив ему развивающий материал, вскоре вы отметите, что ручки малыша становятся все более ловкими, моторика совершенствуется и усложняется.
Смышленый малыш
Наряду с совершенствованием работы всех органов чувств, интенсивно развивается и мышление крохи. В этом возрасте происходит понимание причинно-следственной связи (если нажать на кнопочку – заиграет музыка, потянуть за шнурок – зазвенит колокольчик т.п.), совершенствуется мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие.
Полугодовалый малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем свободной рукой снова хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего, малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Должно пройти некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен положить ту, которую держит.
В этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие: он хорошо определяет расстояние до предмета, чтобы дотянуться до него. Взяв игрушку в руку, он может ее бросить и проследить взглядом, куда она упала.
Игра «Мячик упал!». Перемещайте небольшой мяч по столу, а затем позвольте ему упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш понаблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда мяч упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра «Прятки». Накройте игрушку платком, оставив какую-то ее часть неприкрытой. Попросите ребенка найти игрушку. Малыш начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Но кроха пока не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно. Поэтому закрытую полностью игрушку он вряд ли будет искать.
Игра «Потяни за веревочку». Во время этой игры кроха учится понимать связь между действиями предметов. Шнурком или лентой несколько раз обмотайте погремушку округлой формы или неваляшку. Другой конец веревочки положите рядом с малышом на расстоянии его вытянутой руки. Когда кроха потянет за ленту, она размотается и игрушка зазвенит. Ребенок догадается: это не случайно.
Малыш в состоянии удерживать внимание на происходящем уже в течение 3–5 минут. Поэтому пришло время рассматривать книжки, показывать изображения знакомых предметов на картинках, читать короткие стишки и сказки, разыгрывать непродолжительные кукольные представления.
В этом возрасте можно продолжать развивать у ребенка чувство ритма, эстетический вкус.
Игра «Маленький оркестр». Кроха уже умеет удерживать в каждой руке по игрушке. Дайте ему две погремушки и возьмите столько же себе. Напевая песенку (например, «Два веселых гуся»), потряхивайте в такт погремушками. Кроха, глядя на вас, будет пытаться вам подражать. Если у малыша не получается самостоятельно выполнить это упражнение – можно посадить его на колени, взять ручки с погремушками в свои руки и помочь потрясти погремушками под песенку:
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один – серый,
Другой – белый,
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один – серый,
Другой – белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один – серый,
Другой – белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один – серый,
Другой – белый,
Кланялись бабусе.
Эту же песенку можно обыграть. Например, показывать, как «мыли гуси лапки в луже у канавки», как всплескивает руками и кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!», как «выходили гуси, кланялись бабусе» и т.д. Действие песенки можно разыграть и как кукольное представление.
Малыш знает названия многих предметов, и, когда вы спрашиваете, где он находится, – отыскивает этот предмет взглядом. Одна из самых любимых игрушек ребенка – зеркало. Он может подолгу сидеть перед зеркалом, рассматривая свое отражение, разговаривать с ним и тянуть к нему ручки.
На своем языке
В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. В его речевом репертуаре все больше и больше слогов: па, да, дее, ге-ге, ого-го, гу-у. Ребенок соединяет их и произносит ритмично. С каждым днем вы отмечаете, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее. Эти звуки постепенно образуют язык, на котором он будет разговаривать с родителями.
Малыш любит слушать и имитирует взрослую речь. Он отличает ласковый, тон голоса от твердого, строгого тона, воспринимает мимику и реагирует на нее. Можно повторять за крохой его звуки и слоги. «Поговорив» на языке малыша, возвращайтесь к обычной речи, четко произнося слова. В общении с ребенком отдайте предпочтение коротким и простым фразам. Нараспев повторяйте слова по слогам.
Упражнение «Подражаем зверятам». Понадобится несколько игрушечных зверушек. Познакомьте ребенка с игрушкой. Расскажите, как она «разговаривает» – уточка крякает: «Кря-кря», мышка пищит: «Пи-пи», кошечка мяукает: «Мяу-мяу» и т.д. Пока ребенок изучает игрушку, произносите эти звуки с отчетливой артикуляцией. Если кроха будет подражать вам – акцентируйте на этом внимание, похвалите его.
Выберите детские стихи, состоящие из коротких предложений, например, четверостишия А. Барто. Произносите их громко, внятно и четко. Во время чтения сосредоточьте внимание крохи на своем лице. Позвольте ему дотянуться ладошкой до ваших губ. Так он быстрее поймет, что мимика и звуки взаимосвязаны.
Самое время пополнить словарный запас крохи – начинаем изучать части тела.
Упражнение «Части тела». Подберите небольшие стишки, в которых упоминались бы части тела – глаза, нос, руки, ноги, и во время прочтения прикасайтесь к ним, поглаживайте. Например:
Чьи это ножки
Бегут по дорожке?
Чьи это ладошки,
Уж не нашей ли крошки?
Ручками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Водичка-водичка, умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться!
Важные достижения шестого месяца:
- ребенок дотягивается до игрушек и берет их, находясь в любом положении;
- осваивает ползание;
- берет игрушку одной рукой, перекладывает из одной руки в другую, берет в каждую руку по игрушке;
- осваивает новые действия с предметами: стучит друг о друга, сжимает, бросает, трясет, вынимает из емкости;
- отыскивает частично спрятанный предмет;
- рассматривает картинки в книжке;
- подражает звукам, произносимым взрослым.
Все о развитии ребенка: месяц шестой | Материнство
Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.
Фото — фотобанк Лори
Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитя овладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.
Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.
Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка. Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?
Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.
Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.
Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.
Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.
С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становится предметная деятельность — это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.
В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот период яркой сенсорной активности&nBsp; ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием.
Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой,&nBsp; неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.
Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции. Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги. Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.
Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков, возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.
В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка, советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.
Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание, а на три месяца и больше — как значительное отставание в развитии, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.
Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца
Познавательное развитие
1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
3. Способен 1—3 мин заниматься одним предметом.
Социальное развитие
1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт.
2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.
4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.
6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).
7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Речевое развитие
1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).
3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.
Моторное развитие
1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
5. Относительно долго (3—5 мин) может заниматься с предметами.
6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.
8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.
Оглавление:
1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц