Урок 1. Средства, методы и проблемы воспитания детей
Необходимо сразу отметить, что исчерпывающего перечня методов не существует, равно как и универсальной методики воспитания. Общим моментом, необходимым в воспитании всех без исключения детей является любовь и внимание, а все средства – это их проявления (в идеале). В деле воспитания детей (дома, в садике, школе) требуется личностно-ориентированный подход и готовность работать над собой.
Цели воспитания
Для изучения методов воспитания полезно обратиться к целям воспитания. В современной педагогике преобладают две основные точки зрения на цели воспитания: гуманистическая и прагматическая. С прагматической точки зрения (американская концепция) воспитание должно сделать человека эффективным работником, ответственным гражданином и разумным потребителем. С гуманистической точки зрения воспитание должно помочь личности раскрыть свои таланты и быть счастливой. В России традиционно преобладает гуманистическая точка зрения, основанная на христианском воспитании.
Средства и методы воспитания
В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.
Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания — люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.
Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.
Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.
Классификация методов воспитания
Всего насчитывается более 500 методов воспитания и разработано множество их классификаций. Так, например, методы воспитания делят на словесные (беседа), практические (упражнения) и наглядные методы (иллюстрирование).
Другая классификация основана на структуре личности. Это методы формирования сознания (например, убеждение), поведения (прежде всего, это упражнения) и методы формирования чувств и отношений (это оценка, наказание и поощрение).
Познакомимся с основными методами воспитания на примере популярной классификации, основанной на структуре деятельности. Структура деятельности включает цель, мотив, средства, результаты и отношение к результатам и к процессу деятельности.
Эта классификация методов включает четыре группы: это методы формирования сознания личности; методы организации деятельности, общения, опыта поведения; методы стимулирования деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Методы формирования сознания личности
Эти методы нужны для развития сознания и обогащение детей знаниями. Они помогают формировать взгляды и убеждения, а также способность к самооценке. Главным инструментом выступает слово. В эту группу входят такие методы как беседа, разъяснение, рассказ, диспут. Не все методы уместны в любом возрасте – например, диспуты, однако порой дети 4-5 лет способны к очень остроумной полемике.
Рассказ как метод воспитания особенно актуален для детей дошкольного возраста. В рассказе дети учатся правилам поведения, отличать хорошее от плохого. У рассказа есть свои правила: например, количество героев и событий не должно перегружать внимания. Метод рассказа требует от воспитателя определённого актёрского мастерства.
Разъяснение. В разъяснении нуждаются требования к поведению на улице, на детской площадке, в садике, школе, за столом и т.д. Для этого уместны примеры героев книг и мультипликации. Важно не превратить разъяснение в нотацию.
Беседа, или диалог. Беседа может проводиться с одним воспитанником, или небольшой группой на конкретную тему (события истории, факты науки, культура, этика), подходящую данной возрастной группе. В беседе сами дети учатся формировать оценки и суждения.
Пример, как метод воспитания. Большинство психологов согласны, что это самый мощный метод. Проговаривать (разъяснять, убеждать, рассказывать) можно только то, что ребёнок уже понимает из опыта. Дети, благодаря подражанию, очень быстро накапливают социальный и нравственный опыт. Эффективность примера основано том, что увиденные явления без труда запечатлеваются в сознании ребёнка, тогда как любое воздействие словом требует определённой перекодировки информации. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым формирует сознание и активизирует деятельность. Дети подражают всегда (особенно в дошкольном возрасте): сверстникам, любимым персонажам и, прежде всего, воспитателю.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения
Работа педагога в дошкольных учреждениях заключается, помимо присмотра и ухода за детьми, в организации их деятельности. В эту группу входят такие методы, как создание воспитывающих ситуаций, упражнение, приучение.
Дети дошкольного возраста постоянно стремятся участвовать в разнообразной деятельности. В совместных видах деятельности раскрываются интересы и стремления детей, развиваются навыки общения, способности. Деятельность должна быть разнообразной для разностороннего развития ребёнка, при этом быть направленной на формирование опыта поведения и нравственное становление личности.
Приучение. Приучение, как метод организации деятельности заключается в превращении конкретных действий в привычные способы поведения. Для каждой возрастной группы примерно определено, какие привычки должны сформироваться у ребёнка. Например, есть минимальные требования при поступлении в детский сад. Дети получают образец выполнения конкретных действий (например, собрать игрушки, помыть руки) или образец поведения (со сверстниками, со взрослыми). Метод приучения требует времени и системности. Со множеством повторений вырабатывается точность и качество. Контроль со стороны взрослых требует от педагогов внимательного и заботливого отношения к детям. Позднее дети приобретают навык самоконтроля.
Упражнение (метод больше актуален для детей школьного возраста) – способ привлечения к деятельности — практический метод воспитания, суть которого в многократном выполнении требуемых действий (заданий), доведении их до автоматизма. Выполнение требуемых действий создаёт и расширяет опыт воспитанников в различных видах деятельности. В результате упражнений (сознательного преодоления трудностей) формируются устойчивые качества личности – навыки и привычки, единство сознания и поведения.
Метод упражнения эффективен в сочетании с убеждением (широким раскрытием целей выполняемых заданий). В группе воспитанников у каждого должны быть постоянные, или временные задания; для этого практически важно учитывать интересы и способности каждого. Выполнение всё более сложных упражнений развивает волевые и нравственные качества, формирует культуру труда.
Создание воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации создают конфликт личных и общественных интересов, чтобы поставить ребенка перед выбором (например, поделиться ли игрушками, присоединиться ли к игре других ребят). Такие ситуации следует разъяснять, иллюстрировать примерами. Действие точно подобранной педагогической ситуации бывает настолько результативно, что может надолго определить вектор нравственного развития ребенка.
Это такие методы, как поощрение, наказание, соревнование. В дошкольном возрасте популярны поощрение и наказание.
Поощрение – это положительная оценка поведения ребенка или группы. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают моральное удовлетворение, в них крепнет внутренняя уверенность в правильном поведении. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения, разрешения поиграть с определённой игрушкой. Поощрение необходимо при проведении учебных занятий. В поощрении особенно нуждаются дети с заниженной самооценкой, дети, в семьях которых присутствуют негативные отношения (истерики, ссоры). Этот метод является сильным средством в борьбе с детской ревностью, так как он требует минимум времени. Одно правило: в этот минимум времени всё внимание должно быть направлено конкретному ребёнку (или группе).
Использование метода поощрения полностью основано на личностно-ориентированном подходе в воспитании. Чрезмерное поощрение воспитывает лень и высокомерие. Также недопустимо появление любимчиков и изгоев в группе или семье.
Наказание принято считать корректирующим методом воспитания. Оно связано с осуждением отрицательного, неприемлемого поведения. Правильное использование метода наказания вызывает у ребенка желание больше так не делать и развивает способность оценивать свои действия.
Есть важные правила. Прежде всего, слово «наказание» означает наставление, научение; наказать – значит дать наказ, показать, как правильно. То есть, осудив конкретный поступок, непременно следует донести до ребёнка, как следует впредь поступать в такой ситуации. Осуждать поведение ребёнка (что ещё важнее — не самого ребёнка) в присутствии посторонних людей или на глазах у сверстников следует максимально тактично. Недопустимо изолировать ребёнка от сверстников. Наказание ни в коем случае не должно превращаться в сброс негативных эмоций воспитателя. Наказание сравнивают с ядом, который лечит только в очень малых дозах. Самый простой рецепт – это лучше лишить чего-то хорошего, чем дать что-то плохое.
Соревнование, как метод больше актуален для детей школьного возраста. Это направление естественной потребности к соперничеству на приобретение опыта общественного поведения и воспитание физических и нравственных качеств. В организации соревнования важно, чтобы правила проведения и критерии оценки результатов были ясны всем участникам, а также необходимы увлекающие игровые моменты, смягчающие конкуренцию.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки
Методы этой группы более актуальны для школьного возраста, они направлены на оценку эффективности воспитательного процесса (методы контроля) и на самопознание воспитанников. В эту группу входят такие методы как педагогическое наблюдение, опросы, создание ситуаций, выявляющих поведение, письменные проверки, а также самоанализ.
Актуальным для детей всех возрастов является педагогическое наблюдение. Это непосредственное восприятие педагогом деятельности, общения и поведения ребёнка. Организованное наблюдение должно иметь цель, проводиться системно, опираться на знание программы изучения личности, критериев оценки ее воспитанности, а также сопровождаться документацией наблюдаемых фактов.
Опросы и беседы с воспитанниками выявляют уровень восприятия ими норм и правил поведения и помогают выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Также выявляют характер отношений в коллективе, возможные антипатии и противоречия. При этом мнения воспитанников также фиксируются.
Самоанализ (больше актуален для подростков) заключается в том, что с ростом интереса к собственной личности требуется внутренняя нравственная оценка своему поведению и своей мотивации. Педагог объясняет воспитаннику, что самоанализ помогает ориентироваться в мире и обществе, а также обучает способам самоанализа (оценке своего конкретного поступка; формированию собственного мнения о своем поведении, положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями и учителями).
Самопознание воспитанника предполагает открытие для него своего внутреннего мира, осознание собственного «я» и своего положения в мире. Педагог должен помочь воспитаннику в процессе самопознания избежать неадекватной самооценки.
Арсенал методов воспитания должен со временем обогащаться и совершенствоваться — воспитатель (родитель, учитель) обязан заботиться об этом.
Качества, которые необходимо развивать педагогу
Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.
Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения. Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения.
В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).
Проблемы воспитания
Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.
Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.
Стили воспитания
По исследованиям Д. Баумринд известны три стиля родительского воспитания – авторитарный, авторитетный (правильный) и либеральный (попустительский). Отдельно позже Э. Маккоби и Д. Мартин выделили отчуждённый, индифферентный (самый худший) стиль. В чистом виде эти стили не встречаются. Их изучение позволит проанализировать свой стиль и исправить ошибки самостоятельно, или с помощью квалифицированных специалистов.
Авторитарный стиль. Его цель воспитать детей послушными и исполнительными. Характерны контроль во всём без права выбора и инициативы, ультимативное общение без объяснений и эмоциональной поддержки, управление запретами и угрозами. В результате дети закрываются и остаются беззащитными, они не доверяют родителям и впереди болезненный кризис. Формально внешне всё может выглядеть благополучно, но это катастрофа на духовном и душевном плане.
Ребёнок становится нервным и конфликтным, воспитаны тревоги, мнительность, настрой на неудачи (независимо от действительных успехов) и отсутствие внутреннего контроля (из-за ожидания внешнего контроля).
Простой тест для родителей на авторитарность – в течение одного дня вести запись количества замечаний и похвал (моментов эмоциональной поддержки, объятий).
Либеральный (снисходительный, попустительский) стиль. Очень распространён наряду с авторитарным. Характерны заниженные требования и высокий эмоциональный отклик. Родители как бы дружат с детьми, фактически же отстранены от воспитания и только поправляют ребёнка, когда его поведение совершенно недопустимо — его могут, критиковать, высмеивать или даже наказывать физически. Дефицит родительского внимания часто мотивирован отсутствием времени. При этом ребёнок не может догадаться, что его любят и начинает привлекать внимание недопустимым поведением. Воспитывается эгоизм, конфликтность, безосновательная требовательность к окружающим и неадекватная самооценка.
Индифферентный (отчуждённый). Характеризуется безразличием воспитателей к личности ребёнка. Дети предоставлены сами себе, родители держатся на расстоянии от них. Такое чаще встречается в так называемых неблагополучных семьях. Дети воспитываются глубоко несчастными, неуверенными в себе, потенциально опасными. Опросы в колониях для несовершеннолетних преступников показывают, что подростки разделяют общепризнанные нравственные и семейные ценности, отличают хорошее от плохого. Их ответы мало отличаются от ответов свободных сверстников.
Необходимо обнимать ребёнка (для взрослых это также актуально) не менее 4х раз в день и сообщать ему, как он вам дорог, как хорошо, что он у вас есть. Это жизненная потребность и необходимое условие нормального развития ребёнка.
Правильный стиль воспитания – авторитетный. Родители предъявляют строгие требования к ребёнку, но всегда объясняют, почему так делается. Интересы и мнение ребёнка всегда учитываются. Если ребёнок не слышит родителей, то предупреждается о мерах воздействия, но эти меры не сброс эмоций, а это участие. Наказание авторитетных родителей – это поддержка, а не кара, это всегда надежда на понимание. В результате дети уважают родителей и доверяют им. Они вырастают открытыми и инициативными.
Для воспитания в авторитетном стиле семья должна быть правильно устроена духовно, когда отец глава семьи (не деспот, а имеется ввиду главенство любви, нравственный авторитет), мать – помощница мужу и хранительница домашнего очага. Так ребёнок видит взаимопонимание, гармонию, образец послушания в мамином примере и в папином образец ответственности.
Повторим, что в чистом виде эти стили не встречаются, а также у родителей могут преобладать разные стили, так что важным является поиск единомыслия.
В заключение тест для дошкольников. Предельно простой способ определить, счастлив ли ребёнок – предложить нарисовать свою семью. Порой рисунки шокируют родителей – например, ребёнок может нарисовать компьютер, кошку и себя. Счастливый ребёнок рисует себя между родителями и присутствует солнышко. Рядом с кем себя рисует ребёнок, к тому он и привязан больше.
Источники:
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Методы воспитания детей — Психологос

Изучать тактики влияния и арсенал методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему. Однако мыслить иногда и по-мужски — вещь полезная. Начнем с определения понятий.
Методы воспитания — способы воздействия, системно (а не только разово и ситуативно) меняющие поведение ребенка. Например, обучение и приучение — методы воспитания. Приемы воспитания — более дробная, более мелкая единица технологий воспитания, это конкретный способ или форма реализации того или иного метода. Часть приемов жестко привязаны к определенным методам, другие приемы могут применяться внутри разных методов. Методы и приемы воспитания ребенка зависят прежде всего от личных особенностей родителей, их намерений и компетентности. В свободном воспитании чаще используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном — инструкции и систему подкреплений.
Прямые воспитательные воздействия
Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, глаза в глаза: словами, интонациями или рукой, и иногда эти прямые воздействия — самый простой и вполне эффективный метод.
Ребенок что-то не знает — вы ему рассказали, не доходит — внушили, не понимает — объяснили, не умеет — научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение — направили его в нужную сторону. Не знает, насколько что-то увлекательно — вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное — остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному — отучили. Делает как следует — его поддержали и постепенно к этому приучили. Все это — прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.
Итак, мы уже перечислили основные методы прямого влияния: рассказ и внушение, разрешение или запрет, показ и объяснение, обучение и приучение. Кроме прямого влияния, есть влияние косвенное, куда входит управление вниманием ребенка, личный пример, вовлечение или отвлечение, поддержка или лишение поддержки, по сути — положительное и отрицательное подкрепление…
Самое распространенное и достаточно эффективное средство — это внушение. Внушение живет не аргументацией, а четкостью формулировки и силой интонаций. Внушение и впечатление дает запечатление, показ и разъяснение дает понимание, личный пример дает образец перед глазами, вовлечение дает увлечение, приучение формирует привычку, положительное подкрепление повторений закрепляет результат. Нужное объяснить, чему-то обучить (к чему-то приучить) через игру, желание и интерес, полезному научить, к хорошему приучить, от плохого отучить — из этого и складывается наше непосредственное воспитательное воздействие на ребенка.
Нужное от ребенка получить и недопустимое прекратить — важные задачи, но это не технологии воспитания, а технологии управления ребенком, способ решения ситуативных задач.
Методов много. Когда какой использовать? Это зависит: от возраста, от особенностей ребенка (к чему его приучили, а к чему нет) и от особенностей родителей (их философии, привычек и способностей). С нормальными людьми и воспитанными детьми естественнее всего договариваться. Если договориться не удается, практически единственным средством эффективного влияния остается приучение, дрессировка.
В штатных ситуациях кто-то из родителей предпочитает подход Силовика (договор, требования и дисциплина), кто-то подход Душки (мягко попросить и вызвать желание). Мужчины более склонны к подходу Силовика, женщинам ближе подход Душки. Оптимально — использовать то и другое.
Много или мало влияют родители, родители заинтересованы, чтобы их влияние на детей было значимым, родители заинтересованы усиливать свое личное влияние. Чтобы слово родителя для ребенка звучало значимо, серьезно, чтобы ребенок к вам прислушивался, нужно заботиться о двух вещах: Первое — обращаться к ребенку грамотно. Второе — в принципе укреплять свой родительский авторитет.
Хорошие родители на детей, как правило, не кричат. Обо всем можно договориться спокойно. Скажите ему, что вы хотите. Если вам что-то не нравится, не молчите, накапливая злость и раздражение — спокойно и твердо скажите ребенку, то вы от него ждете, что ему нужно сделать. Не слушается — не кричите, а повторите. Не слушается — разберитесь, в чем дело. Однако если дело в том, что ребенок проверяет вас на прочность, вы должны эту прочность продемонстрировать, и тут без подхода Силовика обойтись невозможно. К сожалению, мамы и бабушки обычно избегают действовать жестко и нередко оказываются беспомощными.
Воспитание через организацию окружения
На ребенка можно влиять прямо, а можно — опосредованно, через создание формирующей среды и нужного окружения. Нужно учесть, что в большинстве случаев окружение ребенка на него влияет больше, чем мы, родители. Одна из первейших забот родителя, думающего о воспитании — управлять окружением ребенка.
Кто воспитывает ребенка — папа или бабушка, бабушка папы или бабушка мамы, кто у ребенка друзья, что он смотрит по телевизору и сколько времени он сидит за компьютером, будучи там занятым чем?
То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток. Важно, чтобы среда была развивающей и воспитывающей, приучающей ребенка к определенным способам жизни.
Воспитание через воспитывающую среду — основной принцип в педагогической технологии А.С. Макаренко. Макаренко достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание — легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что всё должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком…
Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым
Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Воспитание детей: методы
Разнообразные
методы воспитания могут применять родители в зависимости от
особенностей, поведения и возраста ребенка. Применять и выбирать методы
родителями зависит от уровня их психологических и педагогических знаний,
и какими методами они сами воспитывались и т.д.
На выбор методов воспитания детей влияет стиль поведения родителей, который может быть попустительским, авторитарным и демократичным.
Эти методы формируют не только зрелую личность и полноценную гармонию, они иногда становятся причиной возникновения различных психологических комплексов.
Основные методы, применяемые в воспитании детей.
Метод убеждения и беседы. Этот метод применяется в воспитании детей с любым характером и в разном возрасте. В беседе с детьми родители аргументируют и объясняют, как себя надо правильно вести в различных ситуациях, выясняя мотивы поведения ребенка. Тон разговора родителя должен быть уверенно твердым и спокойным. Даже малыши в возрасте одного года, не умеющие еще отвечать, слушают родителей внимательно, реагируя на их интонацию.
Метод позитивного подкрепления. Подкреплением являются некоторые родительские действия, которые следуют за его поступками и действиями. Подкрепление бывает положительным (позитивным) и негативным . К позитивному подкреплению мы относим благодарность, похвалу, положительные со стороны родителей действия (дать новую игрушку, включить мультики, дать конфету), а к негативному (отрицательному) подкреплению– наказания, строгие замечания.
Метод позитивного подкрепления также заключается и в выражении позитивных эмоций ребенку, которые вызваны его поступками. Когда малыш делает что-нибудь хорошее и нужное, его необходимо выразить ему свою признательность и всегда похвалить, это могут быть объятия, поцелуй, улыбка, приятные слова, такие как « ты молодец, умница, правильно поступаешь и т.д.» или же другие действия, вызывающие у малыша положительные эмоции и приятные ощущения.
Метод негативного подкрепления основывается на высказывании малышу отрицательного отношения к его поступкам. Это могут быть, замечания («Хорошие дети так не поступают, этот поступок нехороший), укор (« ты расстроил нас, ты поступил очень нехорошо»), а также наказания.
Наказания бывают разные. Одним из методов эффективного наказания считается тайм-аут, это когда ребенка на некоторое время оставляют одного, не общаясь с ним и запрещая ему что-либо делать. В семьях, применяющих такое наказание, есть, как правило, отведенное специальное место, где ребенка на некоторое время оставляют, это может быть угол, скамеечка, стул. Ребенок, попадая в это место, понимает, что сделал нехороший поступок и за это наказан.
За плохое поведение наказанием может служить штраф, в виде запрета просмотров фильмов или мультика, сокращение времени игр и т.д. В качестве штрафа нельзя использовать такие действия, которые малыш может выполнять с удовольствием. К примеру, заставлять его писать или читать, мыть посуду или убирать комнату. Это может привести к тому, что малыш начнет воспринимать такие действия, как очень неприятные и в дальнейшем станет избегать выполнения таких поручений. В виде штрафа могут быть лишения сладкого или каких-либо вкусностей (но никак не еды).
Метод, так называемой дрессировки. Это может звучать грубовато, но так именно называется метод позитивного и негативного подкрепления. Основа этого метода состоит в следующем:
- за плохие поступки – негативное (отрицательное) подкрепление;
- за хорошие поступки – позитивное (положительное) подкрепление.
Эти методы иногда еще называют «методом наказаний и наград» или методом кнута и пряника». Главные принципы этих методов идентичны, но имеется и ряд различий, к примеру, под методом дрессировки, подразумевается позитивное подкрепление, а под методом наград подразумевают награждение. К примеру, если ребенок вымыл посуду, то это является подкреплением, а ваше обещание о походе с ним в выходные в парк-это награда.
Метод «1-2-3». Этот метод воспитания эффективен лишь в том случае, когда необходимо прекратить немедленно негативное поведение ребенка. Такой метод заключается в следующем: если после замечания родителя о неправильном поведении ребенку и считая до трех, ребенок не реагирует и продолжает плохое свое поведение, то должно последовать наказание. Такой метод применяется к детям старше двух лет. Начиная считать до трех, делая при этом промежутки в несколько секунд (4-5 сек.) между цифрами, родители дают шанс ребенку одуматься и выйти из этой ситуации безнаказанным, изменив свое поведение. В том случае, если ребенок на замечания родителя не реагирует, продолжая хулиганить по окончанию счета «3», необходимо наказание привести в исполнение.
Используя этот метод, родителю необходимо не терять уверенности и сохранить спокойствие, голос должен быть уверенным, а счет – четким. Иначе, ребенок если поймет, что взрослый уже «на взводе», в надежде добиться своего, может продолжить свои нехорошие действия.
Метод «заезженной пластинки». Часто в ответ на требования родителей, они получают массу возражений и отговорок от малыша и начинают вступать с ним в полемику. В этом случае, они лишь теряют время и не могут достичь своей цели. К примеру: «Даша надо идти в садик, одевайся», «Не хочу я в садик», Мне надо идти на работу, а тебе в садик», «А я хочу остаться с тобой дома», « Я не могу оставаться дома, мне надо на работу» и т.п. Объясняя ребенку не совсем понятные вещи для него, мамы начинают обычно выходить из равновесия и лишь теряют свое время. Эти разговоры могут продолжаться бесконечно. Но стоит маме перестать повторять свои требования и вступать в объяснения, как малыш сразу начнет выполнять все, что необходимо. «Даша надо одеваться и идти в садик», « Не хочу я в садик», «Даша, нужно одеться и идти», «Я хочу остаться с тобой дома», «Даша одевайся, мы идем в сад». Ребенок увидев, что продолжать дальше разговор бесполезно, и что мама на поводу не идет, он молча начинает одеваться.
В процессе воспитания большинство родителей применяют так называемый метод физического воздействия (подзатыльники, шлепки, битье и т.п.). До сих пор ответа однозначного об эффективности этого метода не найдено. Ни для кого, не секрет, что совсем еще недавно, битье применялось не только в качестве наказания детей, но и взрослых. На сегодняшний день этот метод физического наказания психологами считается как одним из самых неэффективных методов, к тому же для подрастающей личности – травматичным. Но, если вы являетесь сторонником такого воздействия, то старайтесь такой метод применять самых неординарных крайних случаях. Вначале необходимо попытаться воздействовать на ребенка гуманными методами и наладить с ним психологический контакт. источник
Как выбрать методику для воспитания ребенка? • Фаза Роста
Школьная система образования оставляет желать лучшего, что порождает естественную необходимость самостоятельно выбирать методику развития детей и предоставляет широкое поле для творчества.
И это прекрасно! Вы можете подобрать методику индивидуально под своего малыша, чтобы развить его врожденный потенциал до красоты полностью раскрытых талантов.
Пока мы не приступили к обзору, небольшое предупреждение: излишний азарт в этом деле совершенно неуместен. Не пытайтесь обрушить на невинное создание все возможные кружки, секции и репетиторов, и если вы обнаружили в себе такое желание — разберитесь со своими мотивами.
Перед тем, как выбирать методики развития детей, поставьте себе несколько вопросов:
- Не собираюсь ли я реализовать себя через ребенка?
- Моему малышу нравится то, чем он занимается и в каком ритме?
- Я фокусируюсь на том, чтобы научить ребенка быть счастливым?
Навыки можно получить в любом возрасте, а в детстве закладывается самое главное — жизненные установки и самооценка. Именно на этом акцентируйте внимание, а не на количестве полученных знаний.
Сделайте так, чтобы главными навыками вашего ребенка стали уверенность в своих силах, умение наслаждаться жизнью и жить сегодня, не принося в жертву “сейчас” ради “потом”. Это ваша главная задача как родителей.
Теперь перейдем к методикам. Все они нацелены на эффективное и радостное развитие ребенка. Каждая из них по-своему хороша, остается только выбрать то, что подойдет именно вашему малышу.
6 самых популярных методик раннего развития детей
Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори, первая женщина-леди Италии, открыла свою первую школу в 1907 году. Основной смысл ее метода заключается в создании среды, идеальной для развития ребенка.
Этот метод позволяет малышу самостоятельно построить собственную личность на основе своего внутреннего потенциала. Методика Монтессори — это система самопостроения ребенка только за счет своих собственных ресурсов, и состоит из трех основных, активно взаимодействующих частей: ребенок, учитель и окружающая среда.
Идея оказалась очень эффективной за счет того, что ребенок мыслит совершенно не так, как взрослый. Он воспринимает шаблоны поведения, которые видит вокруг. Если родители часто ссорятся, то их требования к малышу вести себя тихо не будет иметь никакого успеха.
Умение идти на компромиссы, договариваться, красиво разговаривать, быть сильным и благородным — все эти качества также просто “перетаскиваются” с окружающего мира, а не воспитываются отдельно от него.
Основные принципы метода:
- Учитель не делает ничего вместо ребенка, не насаждает и не поучает, может только помочь ему сделать что-то самостоятельно.
- Метод делает акцент на создании среды и впитывающем мышлении;
- Малыш должен иметь возможность “впитывать” образцы правильного социального поведения, эмоциональных реакций, грамотную речь;
- Игровые методики помогают ребенку развить логическое мышление, практичность, учат чтению и письму.
- Активное развитие образного мышления.
Источник: Istock
Методика Никитиных
Известные авторы методики и родители семерых талантливых детей акцентируют внимание на важности труда, природы, естественности и свободы в процессе воспитания ребенка.
Суть метода в том, что дети получают возможность свободного творческого и спортивного развития без какого-либо давления со стороны взрослых. Нет никаких требуемых навыков, никакой “планки” — родители ориентируются в первую очередь на желания ребенка и его самочувствие.
Основные принципы метода:
- Отсутствие уроков и тренировок;
- Нет временных рамок занятия: ребенок занимается столько, сколько хочет;
- Много спортивных занятий и состязаний;
- Родители активно принимают участие в жизни и развитии малыша;
- Множество игр, развивающих образное и логическое мышление.
Методика Глена Домана
Суть метода заключается в правильном развитии интеллекта ребенка. Доман доказал, что основу любого умения составляют точные факты, и чем больше их в голове ребенка, тем выше будут его умственные способности.
Основные принципы метода:
- Дети схватывают информацию очень быстро и в больших количествах;
- Ребенок ознакамливается с огромным количеством интересных и точных фактов;
- Все факты строго систематизированы по категориям;
- Процесс обучения проходит с помощью фотографий и рисунков с точными данными на другой стороне картонки.
Методика Николая Зайцева
Методика раннего развития детей Николая Зайцева касается не столь общих методов воспитания, сколько чтения. Педагог и новатор доказал, что современная технология обучения чтению, которая предлагается в школах, вредит психологическому здоровью ребенка и моторике.
Николай Зайцев создал набор специальных кубиков, которые различаются по форме, цвету и издаваемым звукам.
Основные принципы метода:
- Приятное, радостное обучение чтению в игровой форме;
- Системность подачи материала;
- С помощью складов на кубиках ребенок составляет слова;
- Цвета, размеры и звуки кубиков помогают быстрее запомнить, где гласные, согласные, мягкие и т. д.
Методика Вальдорфская
Всему свое время — Вальдорфская методика предполагает порционное получение ребенком информации и навыков в зависимости от особенностей его возраста.
К примеру, в самом младшем возрасте сделан акцент на развитии у малышей мелкой моторики рук — они много лепят, вышивают, обрабатывают камень, знания и логическое мышления развиваются позже.
Основные принципы метода:
- Нет шкалы оценок, есть только педагогические характеристики;
- Очень много занятий музыкой;
- Всячески поощряется творческое развитие;
- Как можно дольше оставлять ребенка в своем образном мире сказок и фантазий;
- Акцент не на логическом, а на духовном, физическом и творческом развитии ребенка.
Методика Воскобовича
Если вы не сторонник кардинальных методик раннего развития детей, обратите внимание на метод Воскобовича. Она не ломает существующие методы, но выгодно их дополняет. Акцент сделан на общей обстановке учебы, на отношениях между детьми и взрослыми, на внутреннем комфорте детей.
Основные принципы метода:
- Обстановка творческая, игровая, веселая и вместе с тем интеллектуальная;
- Ребенок должен чувствовать абсолютную внутреннюю безопасность: любые его проявления не получат негативной оценки;
- Несколько видов игр для развития конкретных навыков: памяти, мышления, внимания и т.д.
- Всячески поддерживаются творческие порывы.
Какую выбрать методику именно для вашего ребенка?
Наверняка вы заметили нечто общее во всех этих методах: практически все они дает свободу, делают акцент на творчестве и самостоятельности мышления. Знания подаются в игровой форме, а шкалы оценок просто нет.
Это позволяет вырастить психологически здорового, уверенного в себе человека с реализованным творческим потенциалом, который умеет мыслить критически и самостоятельно.
Вы можете выбрать одну из представленных методик — каждая из них хороша — либо взять на вооружение основные принципы и создать что-то новое, свое, учитывая о
Современная методика воспитания детей – Умная мама
Автор invaxi На чтение 3 мин. Просмотров 536 Опубликовано
Современные дети имеют интеллектуальное развитие выше, чем буквально прошлое поколение. Это выражается в способности быстрее понимать компьютер, но при этом физическая подготовка у них на порядок хуже. В итоге дети перестанут стоять за себя, а мытье посуды будет для них настоящей каторгой. Также в этом случае страдает и психическое состояние ребенка, ведь нередко могут возникать необоснованные вспышки гнева и капризов.
Связаны такие изменения с перестройкой структуры времени ребенка и характера воздействующих раздражителей. Примером послужит тот факт, что ребенок, имея свободные четыре часа, половину из них предпочтет провести в интернете, а именно в одной из многочисленных социальных сетей. Остальное же время проводится у телевизора, получая информацию из пускаемых рекламных роликов.
При этом книгу в руках можно увидеть максимум 10 минут в сутки, хотя, к радости, есть и приятные исключения.
Многие ошибочно считают, что дети от родителей перенимают только все положительные черты, но это не так. Ребенку проще запомнить негативные привычки родителя и повторить что-то плохое. У детей больше развита зрительная память, чем слуховая, поэтому нужно родителям следить за собственным поведением и корректировать все недостатки. Поэтому, если родитель имеет вредные привычки, а ребенок их перенимает, то ругать нужно в первую очередь себя. Важно помнить, что девочки всегда берут пример с мамы, а мальчики с отца.
Нормально ли если ребенок капризничает?
Очень часто ребенок может проявлять пугающие стороны своего характера. Например, он может ломать, резать, ложиться на землю и прочее. Это нормально. Ни в коем случае не стоит наказывать за это ребенка, как и обращать внимание на капризы. Подобные выходки это всего лишь попытки привлечь к своей особе внимание. Со временем капризы такого характера пройдут сами собой.
Рычаги давления на родителей
Малыши это – настоящие хитрецы, которые быстро схватывают, что разрешают родители и к кому лучше подходить с различными просьбами. В ходе таких манипуляций может вспыхнуть скандал у родителей. Для того чтобы такого не было, родители должны всегда стоять по одну сторону баррикад.
Полезные советы
– ни в коем случае не стоит ребенку навязывать то занятие, которое не по душе ни одному родителю. То есть если ни папа, ни мама не играет на пианино, не стоит этого требовать от малыша;
– необходимо сократить время, проведенное перед телевизором и компьютером, как для родителей, так и ребенка;
– необходимо иметь общие интересы между ребенком и мамой с папой;
– для одного ребенка в семье не подойдет в качестве спутника животное, всегда лучшим решением станет брат или сестра.
Противопоказания
– ни в коем случае не стоит повышать голос на ребенка. Подобное действие может вызвать ответную реакцию;
– убрать любое проявление обмана в семье. За этим особенно должны следить родители, ведь невыполненное обещание может пошатнуть веру ребенка, и он сам начнет увиливать от ответственности.
Методики воспитания детей
Содержание:

Заботливые родители стараются обеспечить своего ребенка всем необходимым, открывая тем самым доступ к множеству возможностей самореализации. Питанием, одеждой, увлекательными поездками, игрушками и современными гаджетами мамы и папы, как правило, не ограничиваются. В круг их интересов входят и такие составляющие полноценного развития, как обучение и воспитание.
Самые близкие для малыша люди осознают важность правильного выбора детского сада и школы. Общение в рамках семьи носит лояльный характер. Взрослые считаются с мнением других домочадцев и учитывают интересы крохи. Подобный подход улучшает царящую в доме атмосферу, способствуя тем самым созданию благоприятной обстановки.
Особенности воспитания с учетом требований современности
Из года в год люди сталкиваются с необходимостью решения множества задач, число которых постоянно увеличивается. Осложняется ситуация и за счет повышения уровня сложности подкидываемых жизнью ребусов. Актуальность современных методик воспитания базируется на верно поставленных целях, призванных раскрыть потенциальные способности малыша в дошкольном возрасте. Скорость развития различных научных отраслей поражает воображение. На восприятие и осмысление информации отводится все меньшее количество времени. Успешно справиться со столь ощутимой ношей способны люди, подготовленные к реалиям сегодняшнего дня.
Основа адекватного восприятия окружающей действительности закладывается в первые годы жизни. К этому выводу пришли многие ученые, призывающие отказаться от устаревших воспитательных методик, не учитывающих потребности большинства проживающих на планете людей. Не так давно родители испытывали гордость от того, что их трехлетний малыш способен включить телевизор нажатием кнопки. В настоящее время дети в возрасте 2-3 лет не только выбирают любимые мультфильмы и каналы, но и успешно осваивают более сложные устройства. В число последних вошли мобильные телефоны, планшеты и ноутбуки, радующие ребятишек обилием игр и других возможностей.
Раннее детство позиционируется в качестве наиболее благоприятного периода для формирования основополагающих способностей человека. Данная особенность подтверждает важность занятий, проводимых в младенчестве. В эти дни крохи с жадностью впитывают новые знания и обзаводятся полезными навыками. Ответственность за выбор воспитательной методики возлагается на плечи родителей. Взращенные в дошкольном возрасте ростки впоследствии скажутся на умении адаптироваться в социуме, проявят те или иные черты характера, сформируют отношение к домочадцам и окружающим и т.д. Можно сказать, что они определят дальнейшую судьбу ребенка.
Принципы взаимодействия родителей и детей
Общение детей и родителей может осуществляться в различных формах:
- В эффективности принципа «кнута» и «пряника» успели убедиться многие матери и отцы. Базируется он на поощрении хороших поступков и наказании за плохие. Приветствуется безоговорочное следование изложенному правилу, не допускающее исключений.
- Под негативным подкреплением понимаются запреты и наказания, следующие за неприемлемым поведением или плохими поступками. Прибегать к данному методу воздействия разрешено лишь в исключительных ситуациях. Наказанию должны предшествовать соответствующие разъяснения, дающие малышу представление о причине подобного действия со стороны родителей. Помимо этого мама/папа должны продемонстрировать крохе свое огорчение. Родители должны помнить о том, что частые наказания такого рода могут спровоцировать у дошкольника агрессию. Способствуют они и развитию склонности к непослушанию.
- Позитивное подкрепление может быть реализовано в виде похвалы, поощрения и поддержки. Совершаемые детьми правильные поступки — залог приятных для малышей откликов со стороны родителей. При таком взаимодействии дошкольники получают положительный эмоциональный опыт, трансформирующийся впоследствии в позитивный настрой и радостное отношение к жизни.
- Приветствуются в воспитании и такие формы, как общение и убеждение. При разъяснении ситуации и озвучивании возможностей решения проблемы взрослый фокусируется на благожелательном отношении и спокойном тоне. Данный принцип подразумевает проведение совместных действий, направленных на проработку конкретной задачи.
- Принцип «наоборот» эффективен в случае противодействия ребенка всем увещеваниям взрослых. Довольно часто добиться желаемого родителям удается исключительно за счет наложения ограничений и запретов. Спорность данной методики не вызывает сомнений. При таком подходе желательно убедить малыша в собственной неправоте, не забывая о необходимости разъяснения произошедшего. Поучительные беседы целесообразно облекать в шутливую форму.
- Одолеть проявляемую детьми немотивированную непокорность способна и незамысловатая считалочка «Раз, два, три». На произнесение замечания отводится столько времени, сколько требуется для счета до трех. Спокойный ровный тон призван успокоить непоседу. Неспешное разъяснение предоставляет шалуну возможность обдумывания поступка. Данный способ неприменим к детям младше двух лет. Дошкольники, преодолевшие указанный возрастной рубеж, нуждаются в подробных разъяснениях причины наказания и озвучивании способов исправления ситуации.
- Физическое наказание, к которому прибегают некоторые родительские пары, чревато серьезными последствиями негативного характера. У часто подвергающихся подобному воздействию детей фиксируются трудности с социальной адаптацией, да и психическое здоровье оставляет желать лучшего.
Взаимодействие с ребенком — сложный процесс, не вписывающийся ни в один из перечисленных способов. Различные ситуации требуют отличных друг от друга решений. Вследствие этого желательно остановить выбор на нескольких вариантах, учитывающих особенности поведения и реакции конкретного ребенка, сумму выделенных на воспитание финансовых средств, личные качества родителей, бытовые условия и т.д.
Художественно эстетическая деятельность дошкольников
Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для про …
Методики, ориентированные на развитие и воспитание дошкольников
Между развитием и воспитанием существует взаимосвязь, четко прослеживающаяся в детские годы. Ученые установили, что наибольшая эффективность процесса обучения фиксируется в дни интенсивного развития мозга. Начало данного периода совпадает с моментом появления ребенка на свет. Эта особенность учтена в преобладающей части методик воспитания и развития, акцентирующих внимание на пользе раннего обучения.
Чаще всего родители отдают предпочтение следующим методикам воспитания и развития дошкольников:
- В вальдорфской педагогике процесс обучения базируется на принципе подражания взрослым. Звание разработчика закреплено за Рудольфом Штайнером. Воспитывающиеся по данной методике дети не сталкиваются ни со строгостью, ни с принуждением. В качестве ориентира выступают поступки и действия взрослых, окружающих малышей. Этот способ воспитания востребован в детских дошкольных учреждениях. Он ориентирован на формирование эстетического взгляда на мир.
- На протяжении последних десятилетий огромной популярностью пользуется методика Марии Монтессори, концентрирующая внимание на обучении письму. Счет и чтение при этом отходят на второй план. Формируются в период раннего детства и трудовые навыки. На занятиях задействуются тематические пособия и сенсорные материалы. Новаторские идеи Марии Монтессори предполагали погружение ребенка в специальную развивающую среду, созданную с учетом индивидуальных интересов конкретного малыша. Предложенный итальянским педагогом подход призван подтолкнуть дошкольника к обучению, обеспечив тем самым его гармоничное развитие.
- Собственную методику разработал и Глен Доман, настаивавший на необходимости воспитания юного поколения в младенческом возрасте. Нейрофизиолог доказал, что развитие и усовершенствование столь сложной структуры, как мозг, осуществляется исключительно в периоды его работоспособности. Именитый педагог являлся сторонником воспитания и обучения малышей на протяжении первых семи лет жизни. Американский физиотерапевт осознавал важность активности, проявляемой родителями в данном направлении. Врач верил в то, что дошкольники способны усваивать и анализировать огромное количество информации, преподнесенной в наиболее удобной для ребенка форме. В качестве последней выступали карточки с изображениями и словами. Великий ученый был приверженцем регулярно проводимых занятий. Он полагал, что подобный подход способствует развитию ума и может рассматриваться в качестве весомой предпосылки стимулирования раннего развития речи и скорочтения.
- Леонид Береславский настаивал на необходимости ежедневного, можно даже сказать, ежеминутного развития ребенка. Профессор полагал, что окружающие малыша взрослые должны предоставить крохе подобную возможность. Более того, он считал это их святой обязанностью. Педагог был убежден в том, что лишь при таком подходе дети смогут пополнить базу знаний и обзавестись полезными в повседневной жизни навыками. Приступать к развитию мелкой моторики, памяти и внимания педагог предлагал по достижении дошкольником полуторагодовалого возраста. К занятиям, ориентированным на развитие пространственного мышления и логики, он рекомендовал привлекать лишь тех детей, которым уже исполнилось 3 года. О революционном прорыве в воспитании речь в данном случае не идет. Несмотря на это приложенные Леонидом Береславским усилия удостоились высокой оценки коллег. Последние констатировали, что в таком ракурсе задача комплексного развития дошкольников раннего возраста до этого не рассматривалась. Некоторые люди обращают внимание на схожесть методик Глена Домана и Леонида Береславского.
Последовательницей Глена Домана можно считать и Сесиль Лупан, посвятившую жизнь расширению методики всемирно признанного авторитета в воспитании детей. Рожденная в Бельгии женщина успешно примерила на себя образ востребованной актрисы и заботливой матери. Она неоднократно замечала, что дети довольно четко демонстрируют заинтересованность в изучении того или иного предмета. По мнению автора нашумевшего практического руководства протянутая малышом к ковру либо шарфику рука выступает в качестве своеобразного условного знака, свидетельствующего о готовности ребенка к расширению границ сенсорного восприятия. На этом этапе заинтересованные в развитии любимого чада родители должны предоставить в распоряжение дошкольника различные образцы материалов (хлопок, шелк, мех, кожу, мешковину и т.д.). Стремление к изучению звуков следовало удовлетворять за счет знакомства ребенка с простыми музыкальными инструментами. О готовности крохи к получению подобного опыта свидетельствовала неодолимая тяга к громыханию посудой и другие попытки, предпринимаемые с целью извлечения определенных звуков. Во время наблюдений за двумя дочерьми Сесиль Лупан удалось выявить особенности детского развития и восприятия. Полезные советы впоследствии были изложены в труде «Поверь в свое дитя». Новая методика воспитания может быть охарактеризована как многосторонняя. Автор практического руководства уделила должное внимание различным аспектам воспитательного процесса, в число которых вошли музыка и история, изобразительное искусство, география и т.д. Помимо этого Сесиль Лупан была убеждена в пользе плавания для младенцев, что отражено в составленной ею программе воспитания и обучения, ориентированной на совсем юных дошкольников.
- Методику, разработанную Жан Ледлофф, многие люди характеризуют как неординарную. Она базируется на наблюдениях за индейцами, не знакомых с благами цивилизации. Более всего американская писательница была поражена участием детей в общей жизни. Присущая взрослым возможность самовыражения отметала необходимость следования каким бы то ни было стереотипам. У независимых и сильных духом людей не фиксировались приступы зависти и злобы, а детский плач был чрезвычайно редким явлением. Жан Ледлофф выступала за естественное воспитание детей. По мнению автора пособия «Как вырастить ребенка счастливым» запускать этот процесс следовало в раннем возрасте. Наличие противопоказаний исключает возможность применения методики без предварительного согласования с врачом.
- Главной особенностью методики, предложенной Николаем Зайцевым, является обучение чтению и правильной речи с помощью кубиков, на гранях которых изображены готовые слоги, а не буквы. Так называемые «кубики Зайцева» облегчают процесс освоения чтения. Способствуют этому как яркие цвета надписей, так и отличия в размере отдельных элементов. В наши дни родители могут приобрести усовершенствованную разновидность разработанного педагогом пособия, укомплектованную кубиками, способными издавать определенные звуки. При таком подходе оттачивание речевых навыков осуществляется одновременно с усовершенствованием столь важного для современного человека умения, как чтение. Эффективность новаторской идеи подтверждается впечатляющими результатами. Обучающиеся по этой методике дети развиваются гораздо быстрее ровесников, родители которых отдают предпочтение иным способам воспитания.
Собственный взгляд на воспитание имеют Борис и Елена Никитины, являющиеся родителями 7 детей. Талантливые педагоги осознали важность игр в процессах общения и обучения дошкольников. Не остался без внимания и оздоровительный аспект. Никитины закаливали своих детей, купали их в холодной воде и даже обтирали снегом. Преобладающую часть пособий заботливые родители изготовили собственноручно. Кубиками и пирамидками дело не ограничилось. Взрослые потратили время на придумывание занятных задачек и увлекательных головоломок. Согласно данной методике воспитательный процесс должен базироваться на сотрудничестве родителей и детей. Одной из главных задач стало создание благоприятных условий для комфортного и результативного общения без малейших признаков принуждения. При таком подходе самочувствию и желаниям детей уделяется особое внимание. Более того, они возводятся в ранг первоочередных приоритетов. Новаторская методика до сих пор продолжает оставаться животрепещущей темой многих обсуждений. За истекшие годы она успела обзавестись и преданными поклонниками, и убежденными в собственной правоте противниками, что подтверждается сотнями противоречивых отзывов.
- Потратил время на основание собственной методики и Шалва Александрович Амонашвили. Доктор психологии разработал уникальную систему, базирующуюся на гуманно-личностном подходе и принципе равенства в сфере сотрудничества детей и взрослых. Эту методику применяли в школах в период существования Советского Союза. Мысли, изложенные в трудах профессора, актуальны и в наши дни. Размышления и умозаключения великого педагога помогли воспитать не одно поколение детей.
- Эффективность воспитания музыкой в раннем возрасте была доказана доктором Сузуки. Последний полагал, что именно музыка дарит детям возможность выразить себя и расшифровать посылаемые миром сигналы. Также он был убежден в том, что музыка помогает распознавать добро и зло, учит получать удовольствие от совершения хороших поступков и оценивать различные предметы, имеющие отношение к миру искусства. Обучающиеся по данной методике дети получали всестороннее образование и начинали играть на музыкальных инструментах в период раннего детства. Разработанная доктором Сузуки методика способствовала формированию воспитанных и благородных личностей, умеющих ценить прекрасное.
Довольно основательно был проработан вопрос воспитания детей и А.С.Макаренко. В его трудах можно отыскать множество полезных советов, достойных применения на практике. Педагог старой закалки настаивал на том, что дети должны воспитываться в полных семьях. Он являлся приверженцем отношений, базирующихся на любви, дружбе и уважении. Макаренко настаивал на необходимости привлечения дошкольников к выполнению простых хозяйственных поручений, способствующих формированию таких важных для жизни качеств, как ответственность, бережливость, честность и заботливость. Он призывал придерживаться установленного режима и находить время для трудовой деятельности. Не оставлял Макаренко без внимания эстетический и образовательный аспекты воспитания, за счет чего достигался эффект всестороннего развития личности.
Выбор воспитательной методики является прерогативой родителей. Ответственные матери и отцы изучают наиболее востребованные направления развития, после чего останавливаются на наиболее подходящем варианте либо стремятся отобрать лучшее из нескольких популярных методик. Последний подход позиционируется как наиболее приемлемый, поскольку учитывает индивидуальные особенности конкретного малыша.
Оцените статью!![]() |
0 | ![]() |
0 |


С появлением ребенка жизненный уклад семьи претерпевает существенные изменения. Как правило, те или …

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, ж …
Вы можете оставить здесь свой комментарий.
Методики воспитания детей – Mиp жeнщин
Методики воспитания детейЧто такое воспитание ребенка? Воспитание – это вклад, который вы делаете для того, чтобы маленький человечек вырос гармоничной личностью. Именно воспитание формирует у человека моральные, духовные и этические ценности. Учитывая это, многие люди (как ученые, так и нет) стремились разработать методики воспитания, которые должны помочь родителям идти правильным курсов. Вот несколько популярных методик воспитания детей.
Методика Глена Домана
Эта методика предполагает упорные занятия родителей со своим чадом. Основной инструмент для занятий – карточки. При помощи различного рода карточек малышей учат читать, считать, говорить и писать. Короткие занятия необходимо проводить много раз в день.
Доман также предлагает дать возможность малышу активно двигаться, начиная практически с рождения. Согласно этой теории, физическая активность – залог всех будущих успехов.
Многие критикуют методику Домана за то, что она не позволяет развивать у малыша мыслительную активность. Дескать, все обучение основано лишь на зрительной памяти. Как бы то ни было, но дети, занимающиеся по данной методике воспитания, усваивают большой объем информации самым приятным способом.
Методика Глена ДоманаМетодика Сесиль Лупан
По своей сути данная методика очень напоминает методику Домана. Однако она предполагает преподнесение малышу знаний в тот момент, когда он будет для этого готов. Например, малыш увлеченно водит ручкой по ковру, изучая его фактуру? Значит, пришла пора дать ему потрогать различные материалы: шелк, шерсть, кожу и проч.
Очень большое значение Лупан придает обучению малыша плаванию.
Сесиль Лупан описала свою методику в книге «Поверь в свое дитя».
Методика Сесиль ЛупанМетодика Жан Ледлофф
Эта методика подробно описана в книге «Как вырастить ребенка счастливым». Основная ее идея – естественное воспитание. Это означает, что родители должны обращаться к малышу в русле его врожденных инстинктов. Материнское тепло, ласка, прикосновения – неотъемлемые понятия гармоничного естественного воспитания по Ледлофф.
Методика Жан ЛедлоффМетодика Николая Зайцева
Сегодня сложно найти родителей, которые бы не слышали о кубиках Зайцева. Это наглядное пособие помогает малышам научиться говорить и читать. В основе методики – вполне естественная, незаменимая потребность малыша в игре. Различные по размеру и цвету кубики содержат склады (пары из согласной и гласной букв). Занимаясь с кубиками, ребенок учится составлять слова.
Методика Николая ЗайцеваМетодика воспитания Никитиных
Это даже не методика, а целая система воспитания. Семья Никитиных в середине прошлого века просто шокировала всех окружающих: дети в этой семье бегали по снегу босиком, выполняли сложнейшие упражнения, но вместе с тем обладали очень крепким здоровьем и высоким интеллектом.
Спорт – обязательное условие развития детей. В остальном же детскому творчеству предоставляется полнейшая свобода. Еще одно условие воспитания по Никитиным: опережение условиями развития самого этого развития. Это означает, что даже у крохи в комнате должно быть много книг, карт, атласов, развешанных по стенам и проч. Все успехи должны бурно хвалиться, за неудачи же упреков и наказаний быть не должно.
Поощрение творчества и обязательное закаливание – еще одни постулаты этой методики воспитания.
Методика воспитания НикитиныхПридерживаетесь ли Вы каких-то методик воспитания? Какая больше нравится?
Непременно прочтите полезные статьи про особенности воспитания мальчика и как воспитывать девочку.
Источник: womenworld.com.ua