43. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Шпаргалка по общим основам педагогики
Рассмотрим термин «метод». В переводе с греческого языка термин methodos обозначает «путь», «способ продвижения к истине».
В современной педагогической литературе нет единого мнения относительно определения термина «метод обучения» и его роли в системе обучения и воспитания. Например, Ю.К. Бабанский считает, что методом обучения следует называть способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, который направлен на решение задач образования. В свою очередь, Т.И. Ильина раскрывает под понятием «метод обучения» организацию познавательной деятельности учащихся. Как нет единого определения метода обучения, так и нет единой классификации. Рассмотрим несколько методов обучения:
– объяснительно-иллюстративный метод: учащиеся получают знания на занятиях из учебной или методической литературы. Воспринимая полученную информацию, они находятся в рамках репродуктивного мышления. Чаще всего используется в вузе;
– репродуктивный метод: изучение на основе образца или правила, т. е. учащийся выполняет действия по ранее написанному алгоритму;
– метод проблемного изложения: перед объяснением нового материала педагог ставит перед учащимися проблему, которую они не могут решить из-за недостатка конкретных знаний, умений, навыков, затем раскрывается система доказательств, происходит получение новых знаний и тем самым решается поставленная задача. Широко используется в практике;
– частично-поисковый, или эвристический, метод: заключается в поиске решений поставленных задач либо под руководством педагога, либо с использованием эвристических программ и указаний;
– исследовательский метод: после произведенного анализа материала, постановки задач и краткого устного или письменного объяснения учащиеся самостоятельно изучают литературу, проводят опыты, анализируют полученные результаты и выполняют другие действия поискового характера. При использовании этого метода наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность, творческий поиск и т. д. Еще одна классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания:
– словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж и т. д.;
– практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.;
– наглядные методы: иллюстрирование, показ и т. д. Существует еще одна классификация по источникам познания:
– метод формирования знаний: рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и т. д.;
– метод формирования поведения: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.;
– метод формирования чувств (стимулирования): одобрение, похвала, порицание, контроль и т. д. Ю.К. Бабанский, в свою очередь, разделяет все методы на три группы:
– метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
– метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
– метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
В то же время М.А. Данилова, Б.П. Есипова считают, что все методы делятся следующим образом:
– методы приобретения новых знаний;
– методы формирования умений, навыков при применении знаний на практике;
– методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Приведенные выше классификации методов обучения являются лишь основными. Существует большое количество классификаций, которые основываются на различных целях и задачах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке Следующая глава >Доклад на тему: «Методы обучения и воспитания».
Доклад на тему:
«Методы обучения и воспитания».
Подготовила учитель географии
Нестиарской школы
Чибисова Валентина Евгеньевна
2014 — 2015 год
Методы обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Приемы обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Классификация методов обучения.
Пассивные (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение)
По источнику получения знаний (Верзилин Н.М.,Перовский Е.И.,Лордкипанидзе Д.О.)
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой)
Наглядные (применения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств)
Наглядные методы подразделяются условно на 2 группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.
Практические (упражнения, практические, лабораторные работы)
Методы приобретения новых знаний;
Методы формирования умений и навыков;
Методы применения знаний;
Методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.
Объяснительно- иллюстративные (информационно- рецептивные)
РепродуктивныеПроблемного изложения
Частично – поисковые (эвристические)
Исследовательские
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
— перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств)
— словесные (лекция, рассказ, беседа, и др.)
— наглядные (демонстрация, иллюстрация)
— практические (опыты, упражнения, выполнения заданий)
— логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии, др.)
— гностические (исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные)
— самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.)
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
— методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.)
— методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельностью
— методы устной, письменной и машинной проверки знаний и умений, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно – познавательной деятельностью
Методы преподавания (информационно – сообщающие, объяснительные, инструктивно – практические, объяснительно-побуждающие, побуждающие)
Методы учения (исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые)
Средства обучения
Средства обучения (дидактические средства) – это источники получения знаний, формирования умений.
Классификация средств обучения
— визуальные (зрительные): таблицы, карты, натуральные объекты и пр.
— аудиальные (слуховые): радио, магнитофоны, музыкальные инструменты т.п.
— аудивизуальные (зрительно-слуховые): звуковой фильм, телевидение и т.п.
Простые средства:
— словесные (учебники и другие тексты)
— визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)
Сложные средства:
Механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.)
Аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио)
Аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видио)
Средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети)
Формы обучения и формы организации обучения
Форма обучения –внешняя сторона организации учебного процесса
Индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные, внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные
Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена, процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)
По доминирующей цели обучения (Андреев В.И.): вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий
По дидактическим целям (Онищук В.А.): теоретические, практические, трудовые, комбинированные
Индивидуальные занятия (репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение)
Коллективно-групповые занятия (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры)
Индивидуально-коллективные занятия (погружения, творческие недели, научные недели, проекты)
Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно- практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, курсовое проектирование, дипломное проектирование и др.
Структура урока
Классификация типов уроков
— по содержанию уроки математики, например, подразделяются на алгебру, геометрию и т.д.
— по способу проведения: уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.
— вводный урок
— урок первичного ознакомления с материалом
— урок усвоения новых знаний
— урок применения полученных знаний на практике
— урок закрепления, повторения и обобщения
— контрольный урок
— смешанный, или комбинированный, урок
— уроки изучения нового учебного материала
— уроки совершенствования знаний, умений и навыков
— уроки обобщения и систематизации
— комбинированные уроки
— уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
— урок усвоения нового материала
— урок закрепления
— урок повторения
Урок проверки, контроля знаний
По дидактической цели (Есипов Б.П., Огородников И.Т., Щукина Г.И. и др.)
— урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний
— урок закрепления знаний
— урок выработки и закрепления умений и навыков
— обобщающий урок, урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок)
Виды обучения.
Вид обучения —это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе.
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др.
Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение- вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.
Догматическое обучение – вид обучения, построенный на принятии информации без доказательств, на веру.
Проблемное обучение – вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Развивающее обучение – вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.
Эвристическое обучение – вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
Личностно ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное обучение — вид обучения, основывающийся на программировании обучающей и учебой деятельности, воплощенной в обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.
Модульное обучение – вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации- модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Дистанционное обучение – вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования
Методы воспитания.
Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Ю.К. Бабанский и ряд ученых рассматривают обучение и воспитание как единый процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания. Поэтому предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционно анализируются отдельно в дидактике и в теории обучения.
Прием воспитания – это составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации.
Например, метод поощрения реализуется в приемах: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собрании.
Педагогическая технология (в воспитательной работе)- это система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми.
Педагогическая техника – это комплекс умений педагога владеть собой своими эмоциями, поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами.
Средства воспитания – это сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам также относятся конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Средствами воспитания являются различные виды деятельности, следовательно, вместе с ними и орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Формы воспитательной работы: праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа, конференция учеников и т.д.
Классификация методов воспитания.
Большинством специалистов выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.
Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, объяснение, дискуссия, диспут, метод примера внушение. Основная функция данных методов состоит в формировании отношений установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающей ситуации. Методы данной группы реализуют принцип воспитания в деятельности.
Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание. С помощью этих методов педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. Эти методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.
Виды внеурочной деятельности.
познавательная деятельность (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей). Формы внеурочной работы: экскурсии, обзор литературы, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции и т.д.
ценносно-ориентированная (формирование отношения к миру, убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм). Формы внеурочной работы: беседы, классные собрания, дискуссии
общественная (участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в трудовых, политических акциях). Формы внеурочной работы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники.
эстетическая (развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности). Формы внеурочной работы: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, посещение театра.
досуговая(развивающий отдых, спортивно – оздоровительная деятельность). Формы внеурочной работы: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы.
Формы воспитания.
Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону (кто, где, когда ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками).
Типы форм воспитательной работы.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые,
По основному виду деятельности (Щуркова Н.Е.): познавательной деятельности, трудовой, общественно – полезной, эстетической, физкультурно – оздоровительной, ценностно — ориентированной
По методу воспитательного воздействия (Болдырев Н.И.): словесные (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы), практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа), наглядные (музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты)
По воспитательной задаче
Формы управления и самоуправления школьной жизнью: собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.
Познавательные формы: экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.
Развлекательные формы: утренники, вечера, капустники и др.
По преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога:
1. Словесно – логические: беседы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции
2. Образно-художественные: такие дела воспитанников (концерт, спектакль, праздник), где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально – нравственные, эстетические
3. Трудовые: ежедневные уборки, ремонт школы, разбивки и устройство сада, организация фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра
4. Игровые: игра, совместный отдых, содержательное развлечение
5. Психологические: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации
Обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия.
Организация воспитательного мероприятия.
Определения темы, задач, формы мероприятия
Предварительный сбор материала, если того требует содержание дела
Планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел
Подготовка участников, например объявление, стенд, предварительная беседа
Проведения дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание
Анализ и самоанализ педагога
Технология воспитания, мастерство.
Технология воспитания – направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов. Технологией надо называть такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, и так, что им может воспользоваться любой специалист – педагог.
Технологичный подход к воспитанию характеризуется такими критериями: конкретность диагностичность целей, алгоритмичность, кооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей, наличие обратной связи, средств и методов измерения результатов воспитания
Мастерство педагога – сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта.
Группы педагогических умений:
гностические (познавательные и диагностические),
конструктивные (умение проектировать, планировать, т.е. определять цели, содержание, средства, методы, и формы работы с учениками)
организаторские (руководить разными видами деятельности, инструктировать, распределять и т.д.)
коммуникативные
прикладные (рисовать, играть на сцене, фотографировать, петь, сочинять стихи)
8 методик воспитания детей. Обзор
Научно-обоснованные методики
Методика Марии Монтессори
Кто такая
Мария Монтессори — в определенном смысле женщина-революционер. Ее отец не хотел, чтобы она получала образование, но несмотря на это она блестяще окончила школу и получила 2 высших образования.
Она окончила медицинский факультет Римского университета, где стала первой девушкой-врачом и позже поступила на факультет философии.
Первые идеи по методике воспитания появились, когда Мария подрабатывала в больнице при университете. Там она столкнулась с особыми детьми и стала разрабатывать идею по развитию таких детей в специально оборудованной среде. Позже она переработала свою методику под обычных детей.
Как воспитывать
Методика воспитания по Марии Монтессори основана на свободе выбора и индивидуальном подходе к детям.
Система четкая и разработана до мельчайших деталей. Состоит из трех основных частей: ребенок, среда, воспитатель. Важен именно такой порядок. Задача воспитателя лишь наблюдать и помогать ребенку ориентироваться в специально созданной среде обучения.
Среда — это специальные Монтессори-классы. Просторное помещение разбито на 6 зон.
- Практическая жизнь — здесь собраны всякие бытовые предметы для развития мелкой и крупной моторики и получения простых навыков заботы о себе.
- Сенсорное развитие — предметы для изучения вкуса, запаха, цвета и формы.
- Математическая — предметы для обучения счету и простым вычислениям.
- Языковая — чтение и письмо.
- Космос — предметы для познания окружающего мира, истории культуры и т.д.
- Гимнастика — физическое развитие.
В системе Монтессори дети делятся на три возрастные группы:
- от 0 до 6 лет — ребенок готов к развитию основных навыков
- от 6 до 12 лет — ребенок исследует мир вокруг себя
- от 12 до 18 лет — ребенок размышляет, строит логические цепочки, увязывает факты, выстраивает общую картину мира.
Темп освоения материала, переход из класса в класс определяется только возможностями ребенка. Усвоил материал за полгода — хорошо, за 2 года — тоже хорошо.
Монтессори-школы сейчас распространены, их можно найти в любом более менее крупном городе мира. Например, самая большая Монтессори-школа находится в Индии.
Что почитать
Недостатки
Недостаток методики — дороговизна. Обусловлено это высокой стоимостью подготовки монтессори-преподавателей, оборудования монтессори-классов и приобретения специальных дидактических материалов.
Не предусмотрено подвижных и сюжетно-ролевых игр, упор делается на развитие мелкой моторики, логики и аналитического мышления.
Монтессори-школы конечно дорогие, но применять эту методику можно и в домашних условиях. Реально оборудовать такую комнату и дома. Потратиться все равно придется, но зато один раз. Вот, посмотрите эту видео-инструкцию, как организовать монтессори-класс в домашних условиях, если вдруг этого видео недостаточно, то смотрите все, что будут рядом в выдаче и найдете подходящий вариант.
Методика А. Н. Макаренко
Кто такой
ЮНЕСКО включил Макаренко в список из 4 педагогов (Монтессори, Дьюи, Кершенштейнер), которые определили способ педагогического мышления в 20 веке.
Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников и малолетних преступников полноценных членов общества.
Как воспитывать
Не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика, но это особо не помешает использовать ее и сегодня просто с поправками на действительность.
Методику Макаренко можно изложить в 7 принципах.
- Дети — это не зародыши будущих личностей, а школа не подготовительный этап.
- Детей должен объединять коллектив. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к чему-то большему, должен знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен постоянно развиваться ставить новые цели и идти к ним.
- У коллектива должны формироваться традиции большие и маленькие, которые помогают объединять детей, вырабатывать общие нормы поведения.
- Дети принимают решения и отвечают за них. По Макаренко жизнь и досуг группы определяет сама группа. В каждой группе голосованием выбирается старший. Старший группы занимает свой пост всего полгода и только один раз.
- Дети должны трудиться. Макаренко считал, что труд — это необходимая часть воспитания, но труд должен быть обоснованным. Ребенок должен знать, ради чего он работает, что даст ему эта работа или кому она поможет.
- Педагог, родитель и воспитатель должны быть искренними по отношению к детям. Нельзя использовать шантаж как инструмент управления. То есть, в любой конфликтной ситуации припоминать ребенку его прошлые ошибки нельзя.
- Дисциплина — это не метод воспитания, а его результат. Макаренко говорил так: «Наша задача — воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли».
Что почитать
Недостатки
В основном критикуют за то, что Макаренко выделял трудовую дисциплину, как одну из главных составляющих воспитания, но нельзя забывать когда и для кого была разработана методика.
Методика Рудольфа Штайнера
Кто такой
Рудольф Штайнер — доктор философии, педагог, лектор, основоположник антропософии. Это религиозно-мистическое учение, цель — открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека.
Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе». На антропософии основывается методика воспитания Штайнера, которая более известна, как Вальдорфская школа.
Как воспитывать
Не нужно много требовать. Задача родителей и школы вырастить гармоничную разностороннюю личность, а не вундеркинда. Знания, которые получает ребенок напрямую зависят от его возраста.
- Учитель в школе и родители дома, должны быть для ребенка авторитетом и примером для подражания.
- Каждый день ребенок должен получать новый практический опыт из той или иной сферы жизни.
- Нужно воспитывать в ребенке самостоятельность.
Чтобы лучше понимать, что из себя представляет методика Штайнера, лучше всего ознакомиться с принципами преподавания Вальдорфской школы.
Методика преподавания основывается на принципе «неопережения» развития, но при этом ребенку предоставлены все возможности для развития в удобном для него темпе.
Обучение начинается с 7 лет, длится 11-12 лет. На первые 2-3 года академические предметы откладываются на второй план.
День учеников разделен на три части: духовный (преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).
Эвритмия — это особая фишка вальдорфской школы. В течение дня дети несколько раз по 20 минут активно двигаются, топают, хлопают, читают стихи и поют песни.
Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении. Например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье.
Еще одна особенность — изучение материала эпохами. То есть, в течение 3-4 недель дети изучают определенную тему например, эпоха родной литературы, и то, как она отражается в разных сферах человеческой деятельности. Это не значит что остальные предметы вообще не ведутся, просто больше уроков уделяется именно литературе.
Кроме того, учебный материал даётся с учётом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи. В 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). Дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.
В вальдорфской школе нет оценок и учеников не оставляют на второй год. В конце каждого года учитель пишет подробный отчет для родителей и для ученика.
Что почитать
- Принципы Вальдорфской педагогики. Автор Рудольф Штайнер
Недостатки
Критикуют методику Рудольфа Штайнера за то, что она целиком основывается на антропософии. Дело в том, что это учение — ответвление от теософии.
Теософия — это спорное религиозно-оккультное учение. Критики обвиняют вальдорфскую школу в том, что детям помимо академических предметов преподают и основы этого учения.
Еще обвиняют в том, что детям создают «тепличные» условия и потом им сложно социализироваться.
Но несмотря на это, есть наглядные доказательства состоятельности такого способа воспитания — люди. Например, Дженнифер Энистон и Сандра Буллок воспитывались по такой методике и посещали вальдорфскую школу, а еще Фердинанд Александр Порше и Нобелевский лауреат Томас Кристиан Зюдхоф.
Методика Глена Домана
Кто такой
Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, разработал методики по восстановлению для детей с поражениями нервной системы. Позже разработал методики раннего физического и интеллектуального развития для здоровых детей.
Как воспитывать
Мозг активно развивается в период с 0 до 6 лет, поэтому Гленн Доман предлагает начинать обучение уже с 6 месяцев. Процесс начинается с физического развития — как можно раньше научить малыша ползать. Как только ребенок осваивает предложенный ему навык, нужно переходить к следующему.
Хороший пример, чтобы понять суть методики.
Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам узнать, что это за собака.
У вас есть 6 вариантов ответа.
- Сказать: «Отстань мне некогда».
- Сказать: «Это гав-гав».
- Сказать: «Это собака».
- Сказать: «Это собака породы Сенбернар».
- Показать ребенку картинки с собаками.
- Показать картинки и сказать: «Смотри малыш, на всех этих картинках изображены собаки здесь есть разные собаки — пудель, лабрадор, немецкая овчарка, доберман, колли и т.д.».
Из этих шести вариантов правильный только один — № 6. Доман утверждает, что если вы даете ребенку ответ № 6, то предоставляете ему больше информации, которая поможет ему сделать самостоятельные выводы. Например, он поймет, что собаки бывают разной породы, у всех есть лапы и хвост, они отличаются по размеру и окрасу и т.д. Так за каких-нибудь 30 секунд ваш ребенок узнает больше чем при любом другом ответе на этот вопрос.
Методика обучения основана на специальных карточках — карточках Домана. Это такие белые крупные карточки со словами, изображениями и знаками. Карточки делятся по тематике. Их нужно показывать ребенку несколько раз в течение дня.
По этой ссылке можно купить набор с карточками Домана на дисках или же просто карточки на разные темы, но по отдельности.
Что почитать
Недостатки
Главный недостаток — сосредоточенность только на обучении. Не остается времени на творчество, сухое заучивание фактов лишает ребенка возможности развивать любознательность. Его дело — воспринимать информацию, с ней не нужно ничего дальше делать. Подача материала ведется исключительно через карточки — это делает процесс скучным и исключает другие формы обучения.
Научно не обоснованные теории
Методика Сесиль Лупан
Кто такая
Сесиль Лупан не педагог, она была актрисой, но через какое-то время решила посвятить себя материнству. В своей методике она объединила теории Марии Монтессори и Глена Домана.
Нельзя сказать, что получилось что-то революционное, то о чем говорит Сесиль Лупан известно, наверное, каждой маме, но все-таки.
Как воспитывать
Главный принцип — обучение должно приносить радость и малышу и родителям. Воспитание строится не по принципу «внимание-опека», а по принципу «внимание-интерес».
По мнению Сесиль Лупан не нужно стремиться сделать эффективной каждую минуту занятий. Нужно наблюдать за тем, что в данный момент интересует ребенка и помогать ему знакомиться с этим предметом. Новые знания не должны быть просто набором фактов, нужно учить ребенка анализировать и рассуждать. То есть не просто говорить: это яблоко, это стол, это дерево, а еще и объяснять сопутствующие факты о предмете. Виды занятий и упражнений распределены в зависимости от возраста ребенка.
Что почитать
- Поверь в своё дитя. Автор Сесиль Лупан.
Недостатки
Очевидность многих вещей о которых написано, методика разработана на основе личного опыта не подкреплена научным знанием. С другой стороны личный опыт тоже имеет ценность в вопросе выбора методики воспитания, поэтому ознакомиться точно не помешает.
Сама Сесиль Лупан говорит о том, что не следует в точности повторять все советы, потому что дети разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Главное помнить, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь».
Методика Жан Ледлоф
Кто такая
Жан Ледлоф — американская писательница, которая в 1970 годах отправилась в экспедицию по поиску алмазов в Венесуэле, заработала на этом всего 1000 долларов, а потом еще 4 раза возвращалась туда, но по другой причине. Возвращалась она, чтобы наблюдать за жизнью индейцев племени Екуана, в частности за тем, как здесь воспитывают детей. Позже она обобщила все свои наблюдения и написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым».
Как воспитывать
Методика основывается на одном принципе: в маму уже заложено, как правильно воспитывать ребенка. Не нужно перекладывать эту ответственность на книги, врачей и т.д. Самое главное — прислушиваться к интуиции и ребенку. Вот некоторые советы от Жан Ледлофф.
- В воспитании очень важен «ручной период», то есть пока ребенок не начал ползать, он проводит у мамы на руках столько времени, сколько захочет.
- Важно, чтобы ребенок участвовал в повседневных делах мамы — это облегчает процесс социализации.
- Кормление по требованию.
- Не надо сильно опекать малыша. Он должен узнавать новое, получать опыт и не бояться делать это, а излишняя опека его ограничивает.
- Нельзя оценивать ребенка, только его конкретные поступки.
- Функция матери прийти на помощь, дать совет, утешить если нужно, но не контролировать каждый шаг.
Что почитать
- Как вырастить ребенка счастливым. Автор: Жан Ледлофф.
Недостатки
Критикуют эту методику за то, что не все принципы и советы, которые основаны на наблюдении за жизнью индейцев можно применить в жизни обычного человека.
Методика Масару Ибуки
Кто такой
Масару Ибука — сооснователь компании Sony, который разработал собственную методику воспитания и развития ребенка и описал ее в книге «После трех уже поздно». Мы рассказывали о ней в подборке книг о развитии ребенка.
Как воспитывать
Масару Ибука считает, что первые три года жизни человеческий мозг активно развивается и именно в этот период следует закладывать фундамент для гармоничного развития в будущем.
Но это не значит, что нужно успеть за это время впихнуть в ребенка все знания, какие только можно. Так сделать просто не получится, мозг ребенка как губка впитывает знания до определенного момента, и если уже перебор, то включается механизм блокировки.
Программа развития должна выстраиваться индивидуально для каждого ребенка. При этом следует помнить, что для детского ума не существует четких понятий о том, какие задачи сложные, а какие легкие. Поэтому ребенку можно смело предлагать задачи разного уровня сложности.
Нужно серьезно относится к подбору учебных материалов. В качестве наглядных пособий лучше всего брать не специально созданные для детей игрушки и обучающие материалы, а пользоваться творениями мирового культурного наследия. Ребенок с ранних лет должен знакомиться с творчеством великих художников, музыкантов и поэтов.
Игрушек у ребенка не должно быть слишком много. Это рассеивает внимание и не дает сосредоточиться, препятствует развитию фантазии.
В системе Масару Ибуки важное место занимает изучение иностранных языков и музыки. Ибука считает, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания.
Физическое развитие тоже не на последнем месте, нужно учить кататься на коньках, велосипеде, самокате, прыгать на скакалке, плавать, бегать и т.д. У ребенка должен быть режим и лучше всего создать для него какие-то условные ориентиры. Например, ложимся спать после вечернего мультфильма.
Что почитать
Недостатки
Методику Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает телесные наказания, а именно шлепки. Сам он объясняет так: «Шлепки приемлемы до 2 лет, так как с 2 до 3 лет у ребенка начинает формироваться чувство собственного достоинства, с этого момента применять телесные наказания нельзя».
Методика Бориса и Елены Никитиных
Кто такие
Обычные советские родители. Разработали и испытали методику на своих семерых детях. Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, но для своего времени они были новаторами.
Как воспитывать
Начинать нужно как можно раньше, примерно с полутора лет, основная задача — развивать самостоятельность.
Много внимания уделено спорту. По Никитиным в доме должны быть созданы условия для физической активности, которая бы вписывалась в ежедневную рутину. Принуждать ребенка заниматься чем-либо нельзя.
Важная часть физической активности — это закаливание. Дети должны быть в легкой одежде, ходить босиком дома и по снегу, средняя температура в доме 20 градусов.
Никаких специальных расписаний и тренировок не должно быть. Ребенок сам волен выбирать чем ему заняться. Родители должны активно участвовать и интересоваться тем, чем занят ребенок. Детям можно и нужно разрешать играть со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и т.д.
Никитины разработали сборник специальных задач и головоломок. У каждой задачи есть несколько уровней сложности, поэтому она подойдет даже самым маленьким. Занятия по этим сборникам тоже важная часть методики. Никитины советуют не помогать ребенку в решении, всегда давать несколько попыток, если решить не получается, то переходить к задачам попроще.
Для занятий с детьми от 1,5 до 5 лет важно использовать игровые материалы: кубики кирпичики, карточки, флажки и т.д. Это помогает ребенку осознавать результат своей работы.
Не стоит ограничиваться только предложенными упражнениями, можно и нужно придумывать новые, подстраиваться под особенности ребенка.
Что почитать
- Мы, наши дети и внуки. Авторы: Борис Никитин, Елена Никитина
Книга доступна в электронной версии и можно заказать печатную. Все подробности смотрите тут.
Недостатки
В целом с методикой Никитиных все в порядке, критикуют только за систему закаливания. Хоть они и назвали ее универсальной, но не всем детям она подходит и применять закаливание лучше только после консультации с врачом.
А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи
То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.
Бенджамин Спок — известный педиатр, автор книги «Ребенок и уход за ним». Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.
Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.
В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания.
И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать.
Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.
Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.
Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий.
Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть.
Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр.
Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков.
Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток.
Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.
Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек.
Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.
Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Методы воспитания
– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения
– совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения
– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
- показ способов
действий;
- показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
- вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
- указание (целостное и дробное) ;
- пояснение;
- объяснение;
- педагогическая оценка;
- беседа (после экскурсии, прогулки,
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые методы и приемы обучения
Методы
- Дидактическая игра
- Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
- внезапное появление объектов;
- выполнение воспитателем игровых действий;
- загадывание и отгадывание загадок;
- введение элементов соревнования;
- создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
— оснащенности педагогического процесса;
— личности воспитателя
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Средства воспитания
– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)
1.
Средства материальной культуры
– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2.
Средства духовной культуры
– книги, предметы искусства, речь.
3.
Явления и объекты окружающего мира
– явления природы, растительный и животный мир.
Средство обучения
– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— содержания материала;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
— типа и структуры занятия;
— количества детей;
— интереса детей;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
Виды детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО)
в младенческом возрасте
Возрастная категория (2 месяца — 1 год)
— непосредственное эмоциональное общение с взрослым,
— манипулирование с предметами
— познавательно-исследовательские действия,
— восприятие музыки, детских песен и стихов,
— двигательная активность
— тактильно-двигательные игры
в раннем возрасте
Возрастная категория (1 год — 3 года)
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,
— общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста
Возрастная категория (3 года — 7 лет)
— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
— познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
— восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
— конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
— изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
— музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
— двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Использованная литература
- Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.
- Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.
- Приказ министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс], режим доступа: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok
Скачать…
Современные средства и методы воспитания дошкольников
Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.


Особенности дошкольного возраста
Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.
Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:
- Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
- Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
- Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.


Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.


Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.
Методы для воспитания дошкольника
Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.
Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:
- формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
- организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
- самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
- мотивация и побуждение к деятельности.


Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания. Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.
Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.
Поощрение
Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.
Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.


Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.
Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.
Совет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.


Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.
Наказание
Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:
- нельзя наказывать за давние проступки;
- не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
- наказание не должно вызывать панического страха;
- недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;


Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.
Совет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.


Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.
Убеждение
Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.
Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:
- объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
- беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
- убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
- разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
- словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
- при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.


Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.
Упражнение
Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.
Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:
- сочетать повторение с примерами правильного поведения;
- вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
- закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
- давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
- поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.


Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.
Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.
Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.
Средства и методы умственного воспитания
Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.
Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.


Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:
- точно повторять движения и копировать узоры;
- разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
- рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
- различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
- знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
- разбираться во временах года и времени суток.
В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:
- развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
- общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.


Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.
Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.
Средства и методы физического воспитания дошкольника
Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.
Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:
- оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
- приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
- формирование выносливости, быстроты и ловкости.


Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:
- совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
- приобретение спортивного снаряжения — турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
- определения ребенка в специальные спортивные секции.
Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:
- положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
- базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
- волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.
Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.


Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.
Методы обучения и воспитания дошкольников
Сущность методов воспитания и обучения дошкольников
Методы воспитания детей дошкольного возраста – это научно обоснованные способы и приемы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и детей, направленного на организацию их эффективной деятельности и отношений, стимулирующих активное познавательное поведение.
Методы обучения детей – это определенные способы целенаправленно организованной деятельности, реализуемой воспитателем, в процессе которой воспитанники усваивают конкретные знания, умения, навыки, осуществляет формирование их мировоззрения и развитие врожденных способностей.
Воспитательно-образовательные методы необходимо отличать от приемов.
Определение 1
Приемы (обучения и воспитания) – это части, элементы и детали конкретного метода.
Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеют свою специфику, которая обусловлена особенностями дошкольного периода.
Эффективность воспитания и обучения детей дошкольного возраста во многом зависит от правильно подобранных воспитателем методов. При выборе метода обучения и воспитания, педагог должен руководствоваться рядом правил, методы должны:
- соответствовать возрасту и уровню развития детей;
- доступными для реализации ДОУ, то есть следует учитывать материально-техническую базу детского сада;
- понятны и доступны детям.
Кроме того, воспитатель должен уметь использовать выбранный метод на практике.
Каждый метод обучения и воспитания имеет две стороны:
- Внешняя сторона метода – это совокупная система способов воздействия на ребенка.
- Внутренняя сторона метода – это психические познавательные процессы, которые лежат в основе используемого способа действия.
Замечание 1
Таким образом, каждый метод представляет собой совокупность приемов, направленных на решение определенных дидактических задач (ознакомление с новой информацией, закрепление пройденного учебного материала, осуществление творческий переработки усвоенного и т.д.).
Виды методов воспитания дошкольников
Выделяют следующие методы воспитания детей дошкольного возраста:
- Методы формирования – включают в себя следующие приемы работы с детьми: разъяснение, рассказ, беседа, анализ реальных жизненных ситуаций, увещевание и т.д. Данный метод может быть применен воспитателем в рамках организованной деятельности, а также в рамках режимного момента. Например, организованная деятельность – беседа по прочитанному рассказу, с обсуждением поступков героев, режимные моменты – напоминание о необходимости мыть руки перед едой, аккуратно складывать свои вещи и т.д.
- Методы организации повседневной жизнедеятельности детей в группе детского сада – состоят из таких приемов как упражнения, поручения, создание различных воспитывающих ситуаций, педагогические требования и т. д. Например, выполнение поручений воспитателя, таких как убрать игрушки, помочь младшему воспитателю; требования по соблюдению правил гигиены.
- Методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников – представлены приемами: соревнования, поощрение, требование, наказание и т. д. Например, требование убрать игрушки после игр; похвала за красиво убранные игрушки и слаженную работу.
- Методы контроля – представляют совокупность следующих приемов: педагогическая беседа, педагогическое наблюдение, педагогический опрос, консилиум, анализ результатов деятельности детей и т. д. Например, проведение индивидуальной беседы с воспитанником по вопросам его поведение, повторение правил поведения в коллективе; контроль за выполненным поручением.
Виды методов обучения дошкольников
Классификация методов обучения дошкольников в основном осуществляется в зависимости от источника получения знаний, умений и навыков. Выбор воспитателем определенного метода обучения, зависит от поставленной образовательной цели и содержания учебного занятия.
Различают следующие методы обучения детей дошкольного возраста:
Наглядные методы:
- наблюдения – непосредственное рассмотрение предметов и явлений окружающего мира, выделение основного, установление причин изменений, формулировка выводов;
- демонстрация – позволяет познакомить детей с наглядным образом незнакомых или знакомых предметов.
Практические методы:
- упражнения – многократное повторение практических или умственных действий определенного содержания;
- эксперименты и опыты – оказание помощи в понимании явлений или получении знаний о конкретном предмете;
- моделирование – представляет собой наглядно-практический метод, который подразумевает использование глобуса, карты, плана и т.д.
Игровые методы:
- дидактические игры – направлены на закрепление и совершенствование знаний, а также усвоение новых различного содержания;
- разнообразные воображаемые ситуации в развернутом виде – направлены на усвоение определенных знаний.
Словесные методы:
- рассказ воспитателя – представление им нового учебного материала, рассказ о предмете или явлении;
- беседа – проводится воспитателем с детьми, в том случае, когда у них есть определенные знания о теме беседы;
- чтение художественной литературы – представляет собой уникальный источник об окружающем мире, развивает у детей воображение, мышление, память.
На одном занятии, организованном воспитателем ДОУ, чаще всего используется одновременного несколько приемов, которые и составляют в совокупности определенный метод. Задача воспитателя тщательно продумать и наметить те приемы, которые необходимо будет применить в процессе обучения. В основном ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными.
Выбор методов обучения зависит от:
- Содержания реализуемой образовательной деятельности.
- Возрастных возможностей и потребностей детей.
- Уровня психического развития воспитанников.
- Формы организации образовательной деятельности.
- Оснащенности воспитательно-образовательного процесса необходимыми материально-техническими средствами.
- Личности воспитателя, уровня его профессионализма и мастерства.
10 наиболее эффективных методик воспитания детей
Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.
Никитины – здоровые и умные дети
В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)
Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал