Правильное воспитание — Психологос

В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Сторонники правильного воспитания полагают, что разумные правила в руках разумных людей полезны и необходимы, более того, именно они являются основой подготовки ребенка к реальной жизни. Правильное воспитание — воспитание, построенное на основе разумных правил и идущее в нужном направлении.
Хорошие, правильные правила в семье заботятся о каждом: и о детях, и о взрослых, и о папе, и о маме. Поэтому правила есть не только для детей, правила есть и для взрослых. Правильные правила не против кого-то, они – за каждого.
При этом нужно знать, что правильное воспитание нравится не всем. Правила и разум — это скорее мужское, женщинам ближе любовь и чувства. Воспитание на основе любви иногда вполне успешно дополняет правильное воспитание, иногда между ними возникают разногласия.
Правильное воспитание мало любят обычные, то есть не очень воспитанные дети. Можно ли изменить их отношение на более позитивное, чтобы дети стали правила внутренне принимать? Можно, но не быстро. Обычно это происходит не ранее, чем дети станут элементарно воспитанными. Пока дети не понимают смысл правил, их приходится приучать к жизни с правилами правилам помимо их воли и желания. Впрочем, мудрые воспитатели могут это сделать так, что дети этого даже не заметят.
Правила и правильное воспитание любят далеко не все взрослые, и обычно с этим связаны тяжелые воспоминания о своем не вполне счастливом детстве, где были или не вполне разумные правила, или разумные правила вставлялись в жизнь не лучшим образом. Многие взрослые люди прохладно относятся к правильному воспитанию по другим причинам, считая, что правила мешают видеть конкретную ситуацию в ее уникальности, что правила в принципе стискивают свободу, что все индивидуально и что нужное направление в воспитании то, которое мне захотелось самому здесь и сейчас. Чаще всего это идеология свободного воспитания, или, точнее, спонтанного подхода в воспитании, и в этом пункте с ними смыкаются сторонники воспитания на основе чувств.
Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение. Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание — одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так.
Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания — также стоят перед выбором. Осознанное воспитание — это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как — правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Правильное воспитание детей — Психологос

Правильное воспитание детей — воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении. В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Дети должны знать правила жизни, а родители — правила воспитания.
Мужской и женский подход в воспитании детей имеют свои особенности. Мужской подход — скорее требовательность. Женский подход — другой, чаще это идеология «невоспитания», идеология «просто жить с ребенком, просто любить ребенка». Возможно, именно в силу этой причины идея правильного воспитания ближе мужчинам и не с такой охотой принимается женщинами.
Правильное воспитание приучает ребенка к разумным запретам. Мир, в котором живет ребенок, должен быть просторен для него, но защищать и ребенка, и окружающих от проблемной активности ребенка. Хорошо, когда у ребенка есть одновременно и ощущение свободы, и понимание разумных границ. Запреты должны быть стабильными, строгими и понятными. Если ребенку все запрещают, но запреты «соломенные» — ребенок приучается запреты не уважать. Если запреты многочисленны, непонятны и непредсказуемы, в таком мире очень трудно ориентироваться. Многочисленные запреты делают мир ребенка маленьким и тесным, в таком мире трудно жить. В ответ на просьбу ребенка первое желание любящего родителя — желание разрешить, но вторым пунктом — родители должны подумать. Если правильно все-таки ребенку отказать, то нужно — отказать. Спокойно и твердо сказать нет — это нормально и является естественным правом старшего. При этом бывает полезно объяснить, при каких условиях желание ребенка может быть осуществлено.
В зоне свободы (в зоне разрешений) ребенка должна вести линия предпочтения наилучшего выбора. Ребенок благодарен, когда в зоне свободы его не бросают, а предлагают то, что наиболее предпочтительно. Как будто ведут за руку наилучшим путем. Это игра, вовлечение… — не насилие, но ведение ребенка по наилучшему маршруту.
Воспитывать – значит прививать детям не вполне естественные для них вещи. Убираться, чистить зубы, идти в постель, делать домашнее задание — это далеко не всегда доставляет детям удовольствие. Если удается сделать эти дела интересными, привлекательными для детей — это удача, но если такой маневр не удался, дети скорее всего, начнут сопротивляться тому, что от них хотят старшие. Что делать? См.→
Основные пункты, по которым определяется, воспитание идет правильно или криво:
- Контакт с ребенком. Убежденность в том, что ребенок хороший всегда!
Негатив только вынужденный, он не является типичным. Не бить! Понимать.- Позитивное отношение преимущественно. Похвала
- Свобода есть!
- Эксперименты поддерживаются
- Ошибки ребенком допускаются, но исправляются (по мере сил) самим ребенком. См.
- Энергетика воспитателя
При правильном воспитании преимущественно используются следующие методы:
Это естественный фон правильного воспитания. Ругань, волшебный пендель, шлепки по попе и угрозы выпороть при правильном воспитании не используются либо используются как исключение, в крайних ситуациях.

Зачем воспитывать ребенка: о важности воспитания
Каждый из нас мечтает о счастливом будущем своего ребенка. Видит его умным, красивым, успешным, воспитанным и добрым. Но все эти качества не появляются сами по себе. В процессе взросления, обучения, изучения окружающего мира каждый малыш впитывает в себя опыт общения, принимает нормы поведения, вырабатывает качества, необходимые для комфортной жизни. Каждый день кроха обрабатывает большой массив информации, формирующий его личность.
От качества воспитания, полученного в дошкольный период, во многом зависят способности карапуза заводить друзей, решать межличностные конфликты, выбирать правильную линию поведения в разных ситуациях.
Содержание статьи:
Каким бывает воспитание
Воспитание может быть целенаправленным или спонтанным. Основное отличие этих двух форм в преподнесении информации и поведении родителей.
Целенаправленный процесс
Спонтанное воспитание – периодические уроки правильного поведения, неимеющие под собой определенной комплексной цели. Чаще всего − разрозненные поучительные объяснения, которые не всегда полностью соответствуют поведению самих родителей.
К сожалению, большинство семей выбирают второй путь. Опасность воспитательного процесса этого типа в хаотичности информации, избирательности. В ситуации, когда взрослые не задумываются над собственным поведением, преподносят информацию не в качестве нормы, а как обязанность, детям не всегда полностью понятно, как нужно себя вести, почему слова расходятся с делом.
Что дает воспитание, можно ли пустить все на самотек?
Мы многом говорим о воспитании детей, но как часто сами не знаем ответ на вопрос «Зачем?». Зачем учить нормам поведения, показывать пример в общении, стараться донести какие-то истины до малыша. Может он сам, видя окружающий мир, научится и узнает все необходимое? Узнать то он узнает, но какую цену за это придется заплатить ему, да и родителям?
Малыш, не имея опоры на опыт и знания родителей, идет по миру вслепую, на ощупь, пробираясь через установленные нормы, правила, ограничения, на ходу, путем проб и ошибок, применяя самые разнообразные, не всегда правильные, решения. Не зная, как поступить, часто сталкивается с непониманием, негативом.
Хотим ли мы такого нашему ребенку? Нет. Как помочь крохе идти по жизни легко? Воспитывать. Понять, что мы хотим видеть в нашем чаде, какие черты характера ему помогут, какие чувства должны руководить его поступками. Четко представив образ будущего малыша, постарайтесь помочь ему получить все необходимые знания.
Не стоит пускать все на самотек, надеяться, что кроха сам все поймет. Некоторые родители считают, что классические методы воспитания ущемляют личность ребенка, не дают развиваться его чувству свободы. Обучение нормам поведения в таких семьях строится на принципах вседозволенности и абсолютной свободы. Правильно ли это? Не всегда.
Психологи, педиатры, педагоги сходятся во мнении, что давать полную свободу действий ребенку не стоит. Отсутствие границ в дошкольном возрасте не вызывает у карапуза радости. Для ощущения спокойствия, счастья и стабильного психического развития малыш должен чувствовать границы, установленные в рамках выбранной модели воспитания.
Хотите вырастить свободную личность? Прежде всего, объясните, что свобода не бывает полной, она заканчивается на границе свободы другого человека. Научите, что свободный человек – тот, кто может управлять собственным негативом, преодолевать сложности и быть добрым, справедливым, честным. Любовь к себе и уважение к другим никак не помешают ребенку быть счастливым, а только помогут найти союзников, друзей, любовь.
Вы спросите, а что будет, если ничего не делать? Если оставить попытки научить ребенка, сможет он сам получить необходимый опыт? Да. Но есть такое понятие, как перевоспитание. Оно включает в себя работу по замене установившихся привычек, замену уже существующих стереотипов и установившихся норм поведения. Перевоспитание – сложный процесс изменения личности, который не всегда может пройти успешно. Чтобы не исправлять, не перевоспитывать собственного ребенка, помогите ему сразу понять все правильно.
Что нужно воспитывать в ребенке
Можно долго рассуждать о важных качествах, необходимых навыках и полезных умениях. Для каждого родителя важность между разными чертами распределяется по своему, исходит из личного опыта и методики воспитания. Но среди всего массива личностных характеристик есть важные, нужные каждому человеку.
Самостоятельность
Умение обслуживать собственные потребности, принимать решения, выбирать среди предложенных вариантов, отвечать за собственные поступки – комплекс умений стоящий за навыком самостоятельности. Воспитывается с раннего возраста при помощи режима, практических заданий, возможности принимать решение и нести за него ответственность. Уже у двухлетнего ребенка можно интересоваться его мнением об одежде, игрушках, очередности действий. Предоставляя выбор среди подходящих возможных вариантов, родители закладывают понимание, что нельзя полагаться во всем на других, нужно уметь самостоятельно выполнять ряд задач, нести ответственность за собственную жизнь.
Чувство справедливости, любовь к правде
Важное качество, позволяющее доверять этому миру, быть уверенным во всех предложенных родителями аксиомах. Видя равное, справедливое отношение родителей к окружающим, понимая, что любая ложь станет известной, а человек, совершивший плохой поступок, понесет наказание, ребенок будет чувствовать себя защищенным, уверенным в своих силах, будет остерегаться нарушать известные ему запреты.
Знакомя малыша с понятием правды в 5-6 лет, стоит пояснить ему, что правда не всегда бывает односторонней. Расскажите и покажите, как анализировать ситуацию, смотреть на нее с разных сторон, видеть все стороны поступка.
Доверие и уверенность в себе
Позитивное, любящее отношение, отсутствие необоснованных наказаний и непонятных для ребенка срывов, создают у него ощущение стабильности и незыблемости дома. На фоне спокойного развития через разговоры о самых разных сторонах жизни, переживаниях крохи, попытке помочь в решении его маленьких, но таких сложных для него проблемах, родители воспитывают доверие к себе. С доверия к маме и папе, уверенности в их честности, справедливости начинается уверенность в себе и своих силах. Зная, что за спиной есть люди, поддерживающие в любой ситуации, помогающие найти выход, любящие просто так, кроха не боится покорять сложные вершины, стремится идти вперед.
Эмпатия и симпатия
Умение сопереживать, понять ощущения другого человека или животного, растения важное качество, которое позволяет выстраивать первые дружеские отношения и впоследствии строить собственную семью. Умение увидеть красивое в окружающих вещах, найти хорошее в плохом, поставить себя на место другого человека, выразить сочувствие и сопереживание – важные умения, влияющие на коммуникацию, общее духовное развитие, творчество.
Смелость и честность
Чтобы малыш мог идти по жизни с высоко поднятой головой, преодолевать себя и обстоятельства, гордиться собственными достижениями и поступками, с ранних лет стоит внимательно отнестись к формированию смелости и честности. Умение взглянуть правде в лицо, высказать свое мнение, прояснить свои страхи позволят решать многие вопросы с обучением, отношениями со сверстниками и другими людьми. Но стоит уже в старшем дошкольном возрасте пояснить, что излишняя смелость и жесткое преподнесение правды может стать испытанием, поэтому каждое слово и поступок должны быть взвешенными.
Доброта и оптимизм
От улыбки станет всем теплей… Старый, знакомый мультик раскрывает тайну хороших взаимоотношений и умения смотреть на мир добрыми, счастливыми глазами. Все неприятности и невзгоды преодолимы, если малыш умеет увидеть хорошее, осознавать, что ошибка – путь к совершенству. Научите собственным примером, что, если смотреть на мир с улыбкой и ожиданием хорошего, жизнь обязательно будет интересной и увлекательной.
Трудолюбие и ответственность
С 3-4 лет рекомендуется привлекать малыша к домашнему труду. Показывать, что работа может приносить радость и удовлетворение. Предоставьте кроху зону его ответственности, пусть это будет цветок, за которым он будет ухаживать, сбор собственной кровати или игрушек. С малых лет нужно приучать карапуза не только играть, но и помогать. Упущенная возможность в игровой форме привить стремление к труду приводит к сложностям в школьные годы и взрослой жизни.
Уважение к другим людям и их труду
Понимая важность труда в жизни человека, кроха начнет осознавать, что любое занятие нужно, важно. Подкрепите это понимание своим поведением. Не выбрасывайте мусор на улице и не позволяйте это делать крохе. Расскажите, что работники сферы услуг очень стараются, чтобы окружающая местность была красивая и нужно уважать их труд. Расскажите, как много пользы приносят работники ферм, полей. Никогда не высказывайтесь уничижительно в адрес людей и их профессий. Любой труд ценен, любой человек заслуживает уважения.
Простые и понятные каждому качества не появляются на ровном месте, они формируются благодаря работе родителей. Способов донести воспитательную информацию до крохи несколько:
- Словом. Столкнувшись с негативной ситуацией, расскажите малышу как нужно себя вести, поясните, что было сделано не так и почему;
- Делом. Предложите крохе исправить содеянное или понести наказание;
- Книгой. Прочтите и обсудите сюжет, раскрывающий смысл негативного поступка;
- Примером. Подумайте, всегда ли вы поступаете верно в аналогичной ситуации. Если нет, то больше так не делайте.
Четыре простых шага позволят разъяснить и закрепить правильный шаблон действий.
Но просто прорабатывать уже случившиеся события – это спонтанное обучение.
Для целенаправленного воспитания хорошо разработать собственную схему изучения разнообразных правил и норм, придерживаться определенной концепции или методики. Воспитание с конкретными целями позволяет не разбирать уже совершенные ошибки, а вовсе их избегать.
Чтобы воспитывать ребенка целенаправленно или спонтанно каждому родителю нужно понять свою роль в этом процессе, принять важность изменений в своем поведении и отношении к жизни.
Пример родителей. Важность, ценность, необходимость
Воспитывая ребенка, родители играют решающую роль в формировании правильных установок и формировании необходимых навыков. Но как это выглядит на практике. Есть несколько советов, помогающие решить большинство сложностей в донесении информации до ребенка и правильном формировании шаблонов.
- Учите тому, что делаете сами. Сколько бы вы не пытались объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо, если он будет видеть, что ваши дела расходятся со словами, он отдаст предпочтение поступкам. Прежде чем наказать или отругать кроху за проступок, подумайте, а что делаете вы в такой ситуации. Воспитание детей начинается с родителей. Нужно стараться соответствовать своим идеалам. Если в какой-то момент вы не сдержались и поступили плохо, обязательно извинитесь перед карапузом, пообещайте, что будете стараться исправиться. Покажите, что тоже можете ошибаться, но раскаиваетесь и стараетесь избегать неверных решений;
- Всегда сохраняйте спокойствие. Если какой-то проступок ребенка вас злит, то вспомните, что вы злитесь не на ребенка, а на свое неумение объяснить и научить. Спокойно и четко рассказывайте, как нужно себя вести, чего не следует делать, и постепенно все начнет налаживаться;
- Следите за своими словами. Воспитание – не только уроки и собственный пример, но и постоянный контроль своих слов. Не унижайте, не злословьте и не обижайте малыша словом. Все, что мы говорим дошкольнику, откладывается в его голове, формирует шаблоны поведения. Сказанное в сердцах слово может вернуться к вам. Подумайте, будет ли вам приятно услышать то же в ответ;
- Установите границы. Границы дозволенного должны быть не только у ребенка, но и у вас. Запрещая что-то малышу, поясняйте, почему это можно вам или другому члену семьи, объясняйте условия достижения желаемого. Не отступайте от своих слов. Если вы запретили, то нельзя даже бонусом давать возможность получить желаемого. Как только появляется граница для ребенка, она появляется и у вас, но с другой стороны. Ему нельзя ее пересекать, а вам давать ему возможность это делать.
Эти простые и доступные советы помогут вам наладить процесс воспитания в вашей семье, вырастить карапуза таким, какой он в ваших мечтах и ожиданиях. Будьте внимательны и щедры на любовь, ваши старания обязательно окупятся. На пути взращивания новой личности будут сложности и тернии, но все преодолимо, если верить в успех. Совершенствуйтесь рядом со своим крохой, достигайте успехов и показывайте пути к победе. В сложные времена, когда будет казаться, что ничего не выходит, старайтесь помнить о любви к ребенку, она поможет найти выход из ситуации.
Все статьи по теме
10 принципов правильного воспитания от известного психолога
Вырастить счастливых и здоровых детей — трудная работа. Ведь воспитывать — это не просто доверять своим инстинктам или делать так, как когда-то наши родители, но и понимать, что больше всего подходит именно нашим детям, и почему.
В своей книге «Десять базовых принципов правильного воспитания» Лоуренс Стейнберг, профессор психологии Университета Темпл в Филадельфии, эксперт по подростковому возрасту, дает практические советы родителям, как повысить уверенность в себе и воспитывать детей правильно.
«Летидор» перечислит их для вас.
То, как вы поступаете, имеет значение
Для детей родители — основной образец для подражания. Наблюдая за мамой и папой, сыновья и дочери учатся поведению.
«Это один из самых важных принципов, — объясняет Стейнберг. — То, что вы делаете, имеет значение… Ваша реакция в ответ на поступок ребенка должна быть осознанной. Спросите себя: чего я хочу достичь и приведут ли эти действия к нужному результату? Будь то здоровое питание, занятия спортом, забота о близких или вопросы честности и справедливости, дети обращают внимание на все и смотрят на своих родителей, ища подсказки, как им вести себя в подобной ситуации».
Невозможно любить слишком сильно
Нет такого понятия, как «слишком много любви». Помните, что возможность обладать любой вещью или отсутствие правил и ограничений — это не то же самое, что любовь.
«Невозможно испортить любовью, — пишет Стейнберг. — Поведение ребенка не может стать хуже от того, что он слишком сильно любим, как часто думают взрослые. Как правило, оно портится вследствие того, что ребенок вместо любви получает снисходительное отношение, заниженные ожидания и материальные блага».
Участвуйте в жизни вашего ребенка
Воспитание подразумевает большую ответственность.
«Вовлечение в жизнь ребенка требует от родителей времени и тяжелой работы над собой, и это часто означает переосмысление и перераспределение приоритетов. Приходится жертвовать тем, что вы хотите сделать для себя, во имя интересов ребенка.
как сделать из ребёнка хорошего человека
Понятие «хороший человек», бесспорно, весьма расплывчато, и каждый из нас может наделять его теми или иными составляющими на своё усмотрение. Но в том или ином виде, с некоторыми дополнениями или исключениями, список качеств «хорошего человека» выглядит примерно следующим образом:
- коммуникабельность;
- справедливость;
- честность;
- доброта;
- смелость;
- открытость;
- отзывчивость;
- трудолюбие.
Согласитесь, все мамы и папы стремятся взрастить в своих детях честность и чувство справедливости, умение постоять за себя и защитить слабого, стремление к знаниям и любовь к труду. Правда, как это сделать, знают не все. К сожалению, единого рецепта, готового к внедрению во всех без исключения семьях, просто не существует. Но существуют некоторые общие принципы, придерживаясь которых, вы сможете построить свою систему правильного, здорового воспитания. И, конечно же, «Эврика» готова поделиться с вами этими важными знаниями.
6 принципов воспитания хорошего человека
Принцип 1: никогда не рано
Ребёнок родился? Значит, его уже и можно, и нужно воспитывать. Конечно, в первые недели и даже месяцы своей жизни активных уроков младенец воспринимать не сможет, но у родителей уже формируется здоровая привычка относиться к пусть ещё совсем крошечному, но уже человеку, с должным вниманием и необходимой ответственностью. Чем раньше мамы и папы осознают, что забота о малыше — это не только правильное питание, гигиена, массажи и прогулки, но и формирование личных качеств и закалка характера, тем эффективнее будет родительство, тем плодотворнее окажется воспитательный процесс по-настоящему хорошего человека.
Конечно, если в раннем детстве что-то пошло не так, где-то не доглядели, что-то не усмотрели, то отчаиваться, опускать руки нельзя ни в коем случае. Но не забывайте: перевоспитать гораздо сложнее, чем воспитать!
Принцип 2: и словом, и делом
Вы можете сколь угодно часто, долго и даже, казалось бы, весьма убедительно РАССКАЗЫВАТЬ ребёнку, как поступать правильно, но если вы ДЕЛАЕТЕ по-другому, воспитание ваше нельзя назвать правильным. Дети не всегда нас слышат, но всегда видят. Быть ребёнку примером для подражания, неотступно следовать собственным же провозглашённым постулатам — прямая обязанность ответственных, вдумчивых и серьёзных родителей.
Дети, которых с младенчества окружают люди позитивные и честные, верные своему слову, деятельные, начитанные и готовые всегда прийти на помощь тем, кто в этой помощи нуждается, впитывают такую линию поведения как единственно возможную.
Задумайтесь, пожалуйста: а что видят ваши малыши? Какой пример для подражания у них есть?
Принцип 3: терпение и труд
Дети полны энергии. Они бегают и прыгают, кричат и без устали задают вопрос за вопросом. Нетерпеливость — естественная черта малышей. Но бездумно потакать этому, умиляясь и всячески такую нетерпеливость поощряя, не стоит. Мягко, но целенаправленно и настойчиво приучайте кроху к тому, что окружающая действительность порой будет доставлять некоторые неудобства. Учите ребёнка, что иногда надо потерпеть дискомфорт, что порой приходится делать то, что делать не хочется. Это очень важная, необходимая наука, которую по крупицам стоит прививать карапузам уже с самого нежного возраста.
- Теснота общественного транспорта;
- усталость в конце насыщенного эмоциями и событиями дня;
- разыгравшийся после длительной прогулки аппетит;
- невозможность получить понравившуюся игрушку прямо здесь и сейчас;
- необходимость после игр навести порядок в комнате —
поводов для разочарования в детской жизни предостаточно. Но заботливые родители должны научить маленьких непосед брать свои порывы под контроль.
Принцип 4: уважаемые умеют уважать
Иногда так и тянет одёрнуть расшалившегося не на шутку малыша резким, а то и грубоватым окриком:
- Не кричи!
- Не беги!
- Не лезь!
Но, поверьте, вреда от резкости, а уж тем более от грубости будет гораздо больше, чем от мягкого, но не терпящего возражений родительского наставления. Уважайте личность ребёнка, не применяйте своё превосходство в силе, во власти, и тогда в вашей семье вырастет человек, приученный к уважению, умеющий уважать и других, и, что не менее важно, уважать себя.
Принцип 5: в хорошей семье — хорошие дети
Важно, чтобы озвученные уже принципы применялись в комплексе, в полной гармонии друг с другом и реализовывались на практике всеми членами семьи. Говоря проще, важно создать здоровую обстановку в семье. Малыши должны расти в атмосфере полного согласия, взаимного уважения и любви. Неизбежно возникающие разногласия следует решать очень аккуратно и тактично, ну а если избежать накала страстей не получается, что бывает даже в очень дружных и крепких семьях, выясняйте отношения вдали от глаз и ушей крохи.
Верный помощник в воспитании хороших людей — семейные традиции. Они объединяют родных и близких, дают почву для увлекательного совместного досуга, позволяют наладить эффективный обмен опытом между представителями разных поколений.
Позвольте малышу обрести уверенность: семья — это тихая гавань, где его всегда примут, поймут и поддержат.
Принцип 6: коллектив важен
Там, во внешнем мире, за пределами уютного семейного очага, плещется мир — большой и неопознанный. И ребёнку предстоит в этот мир войти, вылетев из родительского гнезда. Пусть он будет максимально готов к тем реалиям, которые ждут его в будущем. Пусть для него не станет сюрпризом, что не все люди доброжелательны, что иногда приходится отстаивать своё мнение и защищать свою собственность, что люди бывают замкнутыми, ранимыми и даже злыми.
Очень важно научить малыша взаимодействовать с социумом, находить своё место в любой компании, адаптироваться к предлагаемым условиям, но при этом не изменять тем принципам, которые ему прививает семья. Учите ребёнка искать компромиссы и понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Познать эту науку без погружения в жизнь коллектива — будь то спортивная секция, детский сад или развивающие занятия для дошкольников — невозможно. И чем больше разных малых социальных групп пройдёт малыш, тем лучше.
Подведём итоги:
- Ребёнок не рождается ни «хорошим», ни «плохим». Хорошим его делают правильное воспитание и здоровая обстановка в семье.
- Воспитание — непрерывный процесс, который начинается уже с первых месяцев жизни человека.
- Родительский пример — ориентир, определяющий поведение ребёнка.
- Уважайте своих детей и будете уважаемы ими.
- Позвольте крохе взрослеть, познавая мир вне семьи, помогайте ему входить в новые коллективы, налаживать контакты с новыми людьми, отстаивать свои интересы в новых для него условиях.
Будьте готовы к тому, что вам не всегда будет легко. Ваш ребёнок — живой человек со своим характером. Иногда он будет оступаться, иногда вы будете испытывать разочарование и досаду. Но вы навсегда останетесь проводником, который привёл в этот мир нового человека и теперь должен показать ему верную дорогу. Сил вам и терпения! Пусть ваше родительство будет счастливым, а ваши дети вырастут хорошими людьми!
Воспитание — легкое дело, или Золотые правила для родителей

Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители. Мы улыбнулись и написали. Если вы не только умны, но еще и с чувством юмора, эти правила должны вам понравиться.
Вначале — главное:
- Воспитывать детей несложно, если вы умные, а детей трое и больше. Двух или одного ребенка воспитывать всегда сложнее. Принимайте правильные решения!
- Детьми должны заниматься сами дети. Система проста: любой младший слушается любого старшего. Каждый старший полностью и всегда отвечает за любого младшего. Всё!
- Нашим детям детство не нужно, мы учим их взрослеть.
- Все лучшее – взрослым. Только в этом случае дети имеют интерес взрослеть!
- Главная задача родителей — быть к детям максимально требовательными. Требуйте от детей всё, что они могут выполнить. Ну и чуть побольше. Верьте в своих детей!
- Ваши дети — ваши, когда они вас слушаются. Если они слушаются не вас, а друзей, смотрят на телевизор, когда вы с ними говорите и думают, что они без вас прожить могут, а без планшета нет — это не ваши дети. Приучите детей вас слушаться!
- Воспитание — легкое дело. Не ругайте, не критикуйте, не обвиняйте: учите ребенка совершать правильные поступки, превращайте их в навыки, а потом в хорошие привычки!
- Относитесь к ребенку, как к взрослому человеку, уважайте ребенка. А вдруг он уже умный?!
- Приучайте своих детей и сотрудников к труду, пусть они работают как бобики. Ну, и подавайте пример! Вы — Главный Бобик!!! подробности
А теперь в подробностях:
- Позитив во всем: в словах, мыслях и интонациях. Позитивом день начинаем, позитивом день завершаем. Радость в семье начинается с тебя!
- В здоровом теле – здоровый дух. Сон, обливания, зарядка, правильный вечер, бодрое утро. Больше физической активности!
- Если у тебя, мама или папа, несчастное лицо – ты не прав (не права). У нас всегда все хорошо: у нас хорошие дети, а мы – хорошие родители.
- «Наши дети умные, сильные и красивые!» – наша обязанность это им напоминать, их задача – это помнить.
- Какие бы чудесные ни были наши дети, мы будем всегда требовать с них еще больше. Кому больше дается, с того больше и требуется.
- Если мы недовольны детьми, во всем виноваты мы сами. Но детям это говорить не обязательно.
- Не наказывайте ребенка за ошибки, не хвалите его за удачи — это не его заслуги. За развитие и успехи вашего ребенка отвечаете вы, а задача вашего ребенка — вас слушаться. Он вас слушается — хвалите. Не слушается — имеете право наказать. В хорошей семье детей только хвалят и не наказывают!
- Родитель должен быть в двух состояниях: либо у тебя все хорошо, либо ты отдаешь распоряжения.
- Исходи из того, что ребенок не злой и не вредный, — он просто не знает, что делать. Не обижайся, не страдай и не сердись – учи и требуй.
- Не бойтесь проявить силу, когда ребенок хочет проверить вас на прочность. Ребенок никогда не сердится на стену, когда он на нее налетает и та его стукает. Будьте стеной!
- Негатив и категоричность используем как военный арсенал: только в крайних случаях, когда мирные средства исчерпаны.
- Если в ответ на требования ребенок надулся и уходит от контакта, добавь еще одно требование: не дуться и общаться нормально. Не сдавайся!
- Страдать без разрешения родителей – нельзя. Или, с разрешения родителей, делай это с веселым лицом!
- Не делайте за ребенка слишком много того, что он может делать сам.
- Дети не должны помогать родителям – пусть дети все делают сами.
- Если не знаешь как действовать – вспомни как ведешь себя в бизнесе. Думая, какое решение принять в отношении к ребенку, смотрите на него как на своего будущего сотрудника — того, который в перспективе займет место руководителя фирмы!
- Применяйте правила бизнеса к воспитанию детей и к отношениям в семье, а правила воспитания детей применяйте в бизнесе, воспитывая своих сотрудников.
- Мы не вредные, мы заботливые!
Вспомним что ещё, запишем еще. А вы — тоже пишите!
Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым
Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.
