Ребенок 1,5 года. Развитие ребенка в первые полтора — 2 года
Данный раздел охватывает второй и третий годы жизни ребенка. На смену коликам, первому прикорму и ночным бдениям приходит осознанное желание активно развиваться во всех отношениях. Самое основное стремление крохи в этом возрасте – стремление к независимости: малыш начинает ходить, пытается самостоятельно держать ложку, говорить, взаимодействовать с окружающими и всеми подвластными ему способами познавать мир вокруг себя.
В подразделе «Ребенок учится говорить» рассказывается о том, как после года детский лепет постепенно сменятся оформленной речью, что нужно делать, чтобы стимулировать этот процесс, помочь ребенку обогащать свой словарный запас. Вы узнаете, почему для ребенка 1-2 лет так важно чтение коротких сказок, стишков, просмотр книжных иллюстраций и совместное прослушивание аудиокниг. Как накопленный «пассивный» словарный запас перерастет в «активный», и когда ребенок, наконец, сделает новый скачок в речевом развитии и заговорит словосочетаниями и предложениями, с каждой фразой совершенствуя свою речь и произношение.
О том, с какими естественными трудностями роста столкнутся родители на втором и третьем годах жизни малыша, рассказывается в подразделах, посвященных этим возрастам: «Ребенок 1,5 года», «Ребенок 2 года», «Ребенок 2,5 года». Эксперты психологи объяснят, что такое «кризис 2-х лет, как он проявляется и что делать родителям, чтобы выйти из него без психологических потерь для себя и малыша. Там же читайте о том, как справиться с истериками, капризами и упрямством в этом возрасте, и как направить энергию малыша в продуктивное русло.
Эксперты по раннему развитию ребенка рассказывают, как развивать сильные качества ребенка и раскрывать его таланты. Нередко у полуторагодовалых малышей появляется интерес к музыке. Они любят слушать песни, пытаются петь, пританцовывают в такт мелодии. Мы посвятили несколько интересных статей теме развития музыкальных и художественных способностей ребенка. Читайте о том, как лучше учить ребенка рисовать, играть на музыкальных инструментах.
Период с года до того момента, как ребенку исполнится 3, важен и для интеллектуального развития малыша. Здесь главное — не торопить развитие, но и вовремя создать почву для роста. Надо ли учить ребенка читать в год, или в 2? О методиках раннего обучения чтению, счету, о различных школах раннего развития – от Монтессори до Вальдорфской школы, от кубиков Зайцева до метода Глена Домана, — все это вы найдете в подразделе «Раннее развитие».
Ребенок с года до трех учится не только рисованию и счету. Он овладевает самой важной для его возраста деятельностью – игровой. Он играет в игрушки и заводит первых друзей по играм. Какими должны быть игрушки в этом возрасте? В какие игры следует играть малышу? Можно ли в этом возрасте приобщать ребенка к гаджетам? Как психологи и специалисты по вопросам раннего развития ребенка относятся к «развивающим» приложениям для iPad и других планшетов для малышей? Читайте в статьях раздела «Ребенок 1-2 года».
После года количество «разрешенных» для детей продуктов увеличивается в разы, что позволяет родителям разнообразить меню. О том, как вводить новые продукты в рацион ребенка после года, что именно и в каком количестве можно давать малышу на втором и третьем году жизни – читайте в разделе «Питание ребенка после года».
В разделе «Ребенок 1-2 года» вы также найдете важную информацию о здоровье ребенка после года. Какие исследования и осмотры необходимо проходить малышу на втором и третьем годах жизни и как часто? Какие прививки делают в этом возрасте? О профилактике ОРЗ и ОРВИ, о методах закаливания и укреплении иммунитета мы также рассказываем в этом разделе.
Показать еще статьи
основные правила, особенности, ошибки, рекомендации для родителей
На чтение 8 мин.
Детство – самый ответственный период в становлении личности каждого из нас. Конечно, в первые месяцы после рождения взрослые должны обеспечить малышу правильный уход, полноценно кормить, дарить любовь, тепло и заботу, стимулировать развитие. А вот настоящее воспитание ребёнка начинается после 1 года, когда можно влиять на его поведение и прививать нужные принципы и нормы. Редко кто из родителей не задаётся вопросом: как воспитывать годовалого малыша или ребёнка постарше. Особенно трудно, если это первенец. Маме и папе важно научиться соблюдать баланс между строгостью и приобщением к порядку, с одной стороны, и лояльностью, опорой на индивидуальные особенности своего чада, с другой. Приведём основные аспекты того, как следует воспитывать ребёнка с года до двух лет.
На что должно быть направлено воспитание малыша 1-2 лет?
- Формирование доверия к миру и окружающим людям.
- Развитие психических процессов (мышления, речи, памяти, восприятия цветов, форм и др.)
- Внимательное отношение к здоровью и питанию малыша.
- Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
- Обучение навыкам самообслуживания.
- Формирование познавательного интереса.
- Привитие «первых» правил и норм поведения (что такое «хорошо» и что такое «плохо»).
- Раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Фундамент успешного воспитания
Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:
- между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
- вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
- откликались на его потребности;
- не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
- дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
- постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)
Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.
Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.
Особенности детей 1-2 лет
- Двигательная активность ребёнка повышается, поскольку он начинает самостоятельно ходить, становится более ловким и способным управлять своим телом.
- Ребёнок постепенно начинает овладевать речью, развивается его мышление, он лучше распознаёт цвета и формы.
- Он учится манипулировать предметами. Хватает их, пытается вслед за взрослыми применять их по назначению. Игра в этом возрасте становится важным способом познания окружающего мира.
- Появляется желание самостоятельно кушать, малыш учится правильно обращаться со столовыми приборами, пить из кружки.
- Большинство детей в этом возрасте начинают ходить на горшок.
- В период от года до двух лет чаще всего происходит отлучение ребёнка от груди, полный переход на «взрослую» пищу.
- Ребёнок начинает понимать ваши простые просьбы («принеси», «давай уберём» и пр.), различает указания «можно» и «нельзя».
- У малыша в 1-2 года ещё сохраняется сильная зависимость от родителей, поэтому общения с ними (и близкими родственниками) ему пока вполне достаточно. К сверстникам он в этом возрасте обычно не тянется, поскольку воспринимает их не как других детей, а как некие двигающиеся объекты, которые можно рассматривать, трогать, толкать. Играть и общаться друг с другом малыши пока не стремятся.
- Ребёнок по-прежнему очень импульсивен, нуждается в постоянной смене деятельности, быстро утомляется от занятий.
- Зарождающееся стремление к самостоятельности у него часто выражается в отказах: говорит «нет», «не хочу», вырывается из рук, убегает, если взрослые его о чём-то просят или приказывают что-то сделать. У многих детей такой негативизм начинает проявляться с 1,5 лет. Это сопротивление и слово «нет», произносимое ребёнком, надо понимать в большинстве случаев не как «дурной характер» и капризность, а как желание выражать собственное мнение и демонстрировать волевые качества.
- Обычно после года малыш начинает проявлять интерес к определённым творческим занятиям: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов, мозаики, создание каких-либо конструкций, музыка, танцы и т. д. Важно наблюдать за своим чадом, чтобы выявить склонность к той или иной деятельности.
Ошибки родителей при воспитании детей после 1 года
Важно помнить о том, как нельзя воспитывать ребёнка в 1-2 года, и как можно раньше исключить из своего поведения приведённые ниже способы взаимодействия с ним.
Итак, ошибки в воспитании, которые мешают гармоничному развитию личности малыша:
- Воспринимать своё чадо как уменьшенную копию взрослого, раздражаться, когда он не реагирует на ваши серьёзные увещевания и доводы. Ребёнок в любом возрасте – это личность, но со своим внутренним миром и пониманием всего, что окружает. Для общения с ним должен быть свой особый «язык», которым и необходимо овладеть родителям, а не пытаться заставить кроху понимать сухие «взрослые» мысли и слова.
- Не оказывать должного внимания.
- Пресекать инициативу и самостоятельность ребёнка. Лучше лишний раз пресекайте себя, когда хотите сказать ему: «Ты это не умеешь. Давай лучше я сделаю».
- Пускать развитие малыша на самотёк. Чем больше полезных занятий с ним вы будете проводить, тем лучше для воспитательного процесса в целом и установления прочной эмоциональной связи с ребёнком.
Воспитание ребёнка в 1-2 года
И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.
- Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
- Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
- Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
- Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
- Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
- Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
- Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
- Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
- Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
- Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
- Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
- Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.
Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.
Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология
Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся видны только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители считают, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием следует заниматься чуть ли не с самого рождения.
Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические приемы для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.
Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет
В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.
Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.
Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.
В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.
Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.
Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года
Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.
Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.
Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.
Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.
Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.
Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.
Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.
Особенности воспитания ребенка в 1-2 года
В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.
Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.
Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.
Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.
Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.
К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте
Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без посторонней помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять простые игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.
Может назвать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит некоторые простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.
В полтора года малыш может собрать пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-нибудь игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.
В это время у малыша проявляются некоторые изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, проверяет все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «нельзя», но запрет воспринимает плохо.
Он еще не выработал свою модель поведения, и иногда, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в данной ситуации.
С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, мало запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не перевернул на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.
Возраст 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное время еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.
К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.
В два годика он уже говорит короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он говорит о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней помощи есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит только с помощью взрослого.
Он уже любит играть в простые игры, поэтому именно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, которые очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.
Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста
Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.
Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.
Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.
Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.
Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.
Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет
В возрасте 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в руки, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.
Очень грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если предмет является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения маленького следопыта.
Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей действительности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет давать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его окружают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.
Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пусть малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.
В эти моменты ребенок нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему запрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей необходимости, а не все время.
Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание окружающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему интересно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на глаза.
Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отбирать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы ребенок не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.
Вместо заключения
Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и любовью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте каждую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.
Если он начнет понимать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком других деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом возрасте ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено примером, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.
Книги для детей 1 — 2 года. Список лучших сказок и стихов
Пожалуй, никакая другая совместная деятельность с ребенком не оказывает одновременно такого мощного развивающего, воспитательного и эмоционального воздействия на ребенка как чтение. Читая, мы способствуем развитию речи и воображения малыша, учимся концентрировать внимание. Благодаря книгам дети и родители получают огромное поле для разговоров, обсуждая различные ситуации, рассуждая «кто поступил хорошо, а кто плохо и почему». К тому же чтение может стать замечательным вечерним ритуалом, так как помогает успокоиться после шумных игр, спокойно провести время вместе, укрепить отношения между родителями и детьми.
В этой статье вы найдете список книг для детей 1-2 лет. Эти книги помогут вам интересно и с пользой провести время вместе.
Прежде всего, хочу заметить, что большинство книг из предыдущей подборки (от 0 до 1 года) актуальны и в возрасте до 2 лет. Детям по-прежнему интересны сказки с многократными повторениями (такие как Репка и Теремок), они с удовольствием слушают Барто и другие простые стихотворения.
КНИЖКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА (СПИСОК) — ЧИТАТЬ
Итак, вот что вы можете добавить в вашу библиотеку после 1 года:
Стихотворения
Читайте ребенку стихотворения как можно чаще уже сейчас, и когда он начнет говорить первые слова и предложения, он поразит вас своим знанием всех тех стихов, которые вы ему когда-то читали.
Когда в активном словаре ребенка появится уже некоторое количество слов (пусть даже упрощенных), предлагайте ему завершать начатые вами строки. Т.е. прочитав строчку, оставляйте одно слова для малыша «Наша Таня громко …» Позже можете предлагать вашему маленькому слушателю досказать 2-3 слова или даже целую строчку. В итоге, вы не заметите, как ребенок сам начнет рассказывать вам четверостишья.
Наша дочь начала удивлять нас своими первыми четверостишьями незадолго до того, как ей исполнилось 2 года. По заказу она, конечно, их не рассказывала, а только когда ей самой этого хотелось. Ну и естественно многие слова в стихе она упрощала, произнося их на своем «тарабарском»:)
С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Думаю, Маршак не нуждается в представлении, все наше поколение выросло на нем. Это тот поэт, с которым нужно знакомиться в числе первых. Из всех сборников Маршака этот, на мой взгляд, самый достойный – отличная подборка произведений и иллюстрации в целом хорошие (если вас не смущает верблюд в узбекском халате и другие животные в одежде
).
Есть только один очень существенный недостаток — в сборнике нет «Усатого-полосатого». Не представляю себе творчество Маршака без этого произведения и поэтому недоумеваю, как издательство могло про него «забыть». «Усатого-полосатого» можно купить отдельно или найти в других сборниках.
А. Барто «Игрушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Барто — классика на все времена. Эти стихотворения понятны каждому малышу, они очень легко ложатся на слух и быстро запоминаются.
Е. Карганова «И громко, и на ушко» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Екатерина Карганова – еще одна замечательная советская детская поэтесса. На мой взгляд, ее произведения (во всяком случае, в этом сборнике) чем-то напоминают Барто.
В этой доброй, светлой книжке собраны самые простые, самые «малышковые» стишки. А иллюстрации приятные, ненавязчивые.
«Сюзон и мотылек. Французские народные песенки» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
И снова короткие забавные стишки. Да еще и в иллюстрациях Конашевича – идеальное сочетание. Эту книжку хочется перечитывать снова и снова, у нас она долго была в числе любимых.
А. Орлова «Яблочки-пятки» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Об этом сборнике упоминалось ранее здесь.
Джулия Дональдсон «Хочу к маме» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Вообще произведения Дональдсон, на мой взгляд, хорошо подходят для детей после двух лет, но эта – исключение. Тема здесь уж очень понятная даже для самых маленьких – обезьянка потеряла маму и пытается ее найти. История (которая, кстати, в стихах) очень душевная и совсем не грустная. Надо видеть какое у моей дочери каждый раз счастливое лицо, когда на последней странице обезьянка таки находит маму.
Книжка хорошо подходит для чтения с 1,5 лет.
Джек Тикл «Очень ленивый лев» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Изюминка этой книги заключается в объемных и к тому же двигающихся иллюстрациях. Открывая и прикрывая страницы, вместе с малышом вы будете наблюдать, как бегемот открывает и закрывает рот, муравьед ест муравьев и т.д. В общем новые впечатления гарантированы как для ребенка, так и для родителей:) Сами стихотворения в книге довольно складные, несмотря на то, что переведенные.
Сборники стихотворений и сказок
Большие сборники стихотворений разных авторов тоже не стоит обходить вниманием. Если издательство готовило сборник с душой, то в нем обычно собирается самое лучшее из творчества разных поэтов, в том числе не столь популярных, но не менее талантливых. Мы, например, в 1-2 года активно читали вот такой сборник от издательства АСТ:
- «100 любимых стихов малышей» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
В нем можно найти одни из самых известных творений Михалкова, Маршака, Чуковского, Токмаковой, Успенского, Машковской и т.д. В общем, полный набор. Иллюстрации тоже очень хорошие, рисованные, не компьютерные, многие знакомы мне по моим детским книжкам. Не нравится здесь, пожалуй, только аляпистая рамка по краям страниц, непонятно зачем добавленная издательством, но очень скоро на нее перестаешь обращать внимание
Вот пример еще одного отличного сборника стихотворений с похожим названием – 100 стихов малышам (Ozon, Лабиринт, My-shop).
- «Большая книга сказок и стихов для самых маленьких» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Еще один великолепный сборник, который я тоже горячо рекомендую. Начиная с 1,5 лет и довольно долгое время у нашей дочки эта книга была настоящим хитом. В книжке очень добрые, понятные для 1-2 летнего ребенка небольшие стихи и сказки. Все они хорошо знакомы нам с вами с детства. Здесь и «Багаж» Маршака, и «Про девочку, которая плохо кушала» Михалкова, и «Кто сказал «Мяу»» Сутеева. И еще много-много всего. Правда, стоит заметить, если вы уже купили сборник Маршака, о котором упоминалось выше, то некоторые произведения здесь будут повторяться.
Сейчас в продаже появился еще один замечательный сборник, объединенный иллюстрациями Сутеева – «Самая лучшая книга в картинках В. Сутеева» (Ozon, Лабиринт, My-shop). Многое здесь пересекается с «Большой книгой сказок и стихов», плюс добавлено немного Чуковского, немного Остера, Пляцковского и др, всего 500 страниц! Раньше мне не попадалась такая изумительная подборка в одном месте, большинство из этих произведений я покупала по отдельности.
К. Чуковский «Сказки» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Чуковский – неизживаемая классика. Подробнее об этом сборнике я уже писала здесь.
«Книга-мечта о том самом зайке для тех, кому от 1 до 3» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
«Книга-мечта» – это одна из тех книг, которые становятся у малышей любимыми. На ее страницах зайка оказывается в очень близких и понятных для ребенка ситуациях: провожает папу на работу, кушает, едет в гости к бабушке, болеет, идет в садик, и т.п. На примере зайки малышу легко объясняется, почему нельзя убегать далеко от родителей, почему, когда болеешь, обязательно нужно пить лекарство и т.д. Зайка становится настоящим другом, еще бы, ведь его жизнь так знакома ребенку. Малыш непроизвольно строит аналогии со своей жизнью, что вдобавок ко всему, способствует развитию ассоциативного мышления.
Еще одно достоинство книги: в тексте даны хорошие подсказки для родителей о том, какие вопросы можно задать ребенку во время прочтения.
Вторая часть книги состоит из не очень удачных, на мой взгляд, потешек и коротких обучающих историй на темы один-много, широкий-узкий, взрослый-ребенок и т.п. Я ни в коем случае не против изучения этих понятий, просто, как показал наш опыт, изучать их по этим рассказам малышу скучно. Поэтому, возможно, целесообразно ограничиться только первой частью книги, ее можно приобрести в виде двух небольших книг «Про зайку» (Ozon, Лабиринт, My-shop), «Еще про зайку» (Ozon, Лабиринт, My-shop).
«Книга-мечта о прогулках зимой и летом… от 2 до 4» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Рекомендованный возраст книги от 2 лет, но, как показывает практика, истории про Таню и Ваню (раздел «Времена года») для малыша интересны и вполне понятны и раньше. Моя дочка Таисия, например, «влюбилась» в Таню и Ваню примерно с 1 года 9 месяцев. Благодаря их приключениям особенности времен года стали для нее более понятны.
Остальная часть книги не менее интересна.
Для удобства все истории про зайку, про Таню и Ваню, Митю и Аню можно купить в полном сборнике — Великая книга о Зайке (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Эрик Карл «Очень голодная гусеница» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Книжку про гусеницу можно не только читать, с ней можно еще и играть! На большинстве страниц проделаны дырочки – гусеница «прогрызла» все вкусненькое, что попалось ей на пути. Деткам очень нравится исследовать эти дырочки, засовывать в них пальчики. Можно даже вместе с малышом проталкивать в эти дырочки шнурочек, получается, как будто гусеница действительно ползет.
Книга также помогает в освоении счета, дней недели. Иллюстрации немного непривычные, но они замечательные! Текста тоже немного, он добрый и понятный.
Маргарет Уайз Браун «Баю-баюшки луна» (Ozon, Лабиринт, Read)
Это немного необычная книга, здесь из страницы в страницу изображается одна и та же комната, но с изменением деталей. Текст стихотворения привлекает внимание ребенка то к одним, то к другим деталям. Малыш будет с удовольствием их отыскивать. Иллюстрации подробные, есть что поразглядывать. Текст очень умиротворяющий, идеальная книга для чтения перед сном.
Книги с клапанами
- «Муми-тролли. Веселые прятки» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Книга по своей задумке неплохая, но иллюстрации и имена троллей несколько отпугивают. Однако дети народ своеобразный и то, что кажется странным для нас, часто у них является фаворитом. Так и случилось у нас с этой книгой. Был период, когда мы читали ее каждый день по несколько раз. Непонятные имена муми-троллей мы дочке не называли, а просто величали всех троллей бегемотиками: мама-бегемотик, дедушка-бегемотик.
- «Кто бывает высоким?» (Ozon, My-shop)
Эту книгу хочется выделить отдельно, т.к. она несет еще и образовательный характер – знакомит с понятиями большой, маленький, высокий, длинный. А также в ней просто невероятные клапаны – размер слона превышает размер закрытой книги в 4 раза!:) Текста, конечно, здесь совсем мало, весь акцент на картинках. Книга однозначно будет в числе любимых!
Есть еще другие интересные книги с клапанами:
«Где живет птичка?» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Иан Уайброу «Сонный мишка» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
«Тук-тук! Кто там?» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Ю. Кумыков «Новогодняя история» (Лабиринт, My-shop, Read)
Еще одна книжка-игрушка. Здесь у малыша есть возможность осваивать навыки шнурования. Малышу предлагается «пришнуровать» варежку к ладошке девочки и выполнить другие интересные задания, например, завязать мешок Деду Морозу. Не все, конечно, получится у малыша до 2 лет, но кое-что с маминой помощью сделать можно, а остальное пригодится на потом. К тому же тут очень милое, доброе и понятное стихотворение.
Короткие сказки
Ну и закончу старыми добрыми русскими сказками. Они простые и понятные, в них много повторений, которые так любят дети. После 1 года ребенок начинает понимать все больше разнообразных сюжетов, поэтому предлагаю пополнить вашу коллекцию сказок следующими произведениями народного творчества.
Для годовалых деток лучше выбирать такие книжки со сказками, в которых количество картинок существенно превышает количество текста.
Книга притягивает малышей, в первую очередь, своими иллюстрациями. На них много мелких деталей, которые в этом возрасте становятся очень интересны детям. Текста немного, так что для годовалых детишек – идеальный вариант.
«Заюшкина избушка» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
«Гуси-лебеди» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
«Волк и семеро козлят» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
«Петушок и бобовое зернышко» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Ну и не забывайте про эти уже, наверняка, полюбившиеся вам сказки:
«Маша и медведь» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
«Красная шапочка» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
С 1 года уже можно пробовать знакомить ребенка с книжками-панорамками. Возможно, что малыш не сразу будет готов к такой радости и будет стремиться оторвать от панорамки что-нибудь заманчивое, тогда нужно будет спокойно объяснить, почему этого делать не нужно. Если же ваши попытки не увенчаются успехом, то стоит отложить книгу на некоторое время. Вот примеры книжек-понорамок:
«Три поросенка» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
«Три медведя» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Вот такая получилась большая подборка. Но и это еще не все, еще больше интересных книг, которых помогут малышу развить речь, освоить счет, изучить формы, цвета, можно найти здесь:
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ГОДА
Читайте также другие интересные статьи на сайте:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ
Искренне ваша, Яна Разначенко
Простые игры для детей от 1 года до 2 лет.
- Подробности
- Автор: Нина Зайцева
- Опубликовано 02 Сентябрь 2016
В этой статье я хочу вам рассказать об играх и занятиях, которые не потребуют больших финансовых затрат и наверняка займут вашего малыша на некоторое время.
Став мамой, я столкнулась с такой проблемой — иногда даже очень дорогая игрушка может увлечь ребенка не более чем на 10 минут. Уверена, многие со мной согласятся, поэтому в этой статье я хочу поделиться с вами своими «находками» простых и доступных игр, всегда пользующихся успехом у моих детей.
1. Рисование
Начните рисовать с ребенком как можно раньше. Да, порой рисование с малышами — это довольно «грязное » занятие, но часто оно способно надолго увлечь ребенка и к томуже отлично развивает творческие способности, мелкую моторику, память, воображение. Для рисования с детьми я использую пальчиковые краски:
Также я готовлю дочкам и сладкие краски.
Мой рецепт:
— Крахмал — 1 столовая ложка.
— Вода — 0,5 стакана.
— Сахарный песок — 1 столовая ложка.
Воду доводим до кипения, добавляем песок и крахмал, перемешиваем и выключаем. Даем массе остыть и подкрашиваем ее пищевыми красителями. Получается вот что:
Рисовать можно чем угодно, подойдут: шоколад, варенье, мелки обычные и восковые…
Используйте для рисования:
— разные поверхности — бумага разной текстуры, фольга, пленка, доска, картон…
— разные материалы — штампы из картофеля и моркови, макароны, ватные диски и палочки, ершик для бутылочек, губки, листья….
Хочу поделиться с вами своей игрой на тему рисования.
Рисуем на листе цветные полоски и кладем его на поднос.
Засыпаем слоем манки и предлагаем детям порисовать:
2. Лепка
Лепить с детьми можно из:
— Пластилина (для первых занятий берите пластилин с пометкой «мягкий»).
— Массы для лепки (ее также называют «тесто»).
Сделать такое тесто можно самостоятельно. Понадобятся:
— Мука — 1 стакан.
— Соль мелкая 0.5 стакана.
— Вода — на глаз — чтобы получилось тесто, как на пирожки.
Цветной песок:
Массу для лепки, напоминающую по своим свойствам такой песок легко сделать самим. Для этого необходимо смешать бальзам для волос и крахмал – получается очень нежное тесто, которое можно подкрасить пищевыми красителями.
3.Сенсорные коробки
Маленькие дети обажают возиться с сенсорными коробками с различными наполнителями, а также играть с коробками посвященными отдельным темам.
Вот примеры моих коробочек:
Тематическая коробка «Осень».
Можно создать сказочную коробку. Однажды, мы разыграли сказку про добрую Бабу — ягу и перо Жар-птицы.
А вот наш «пляж».
Кроме того, дети очень любят играть с цветными крупами. Вот наша коробочка с цветным рисом.
4. Игры с наклейками.
Игры с наклейками очень полезны для детей, они развивают мелкую моторику и воображение. В магазине вы найдете огромный выбор наклеек на любой вкус. А начать знакомство с наклейками можно вот с таких листочков — закладок, стоят они недорого.
5. Песочница в домашних условиях.
С песком можно играть не только на улице, но и дома.
Однажды мы попробовали сделать кинетический песок. Возможно, получилось не совсем то, на что мы рассчитывали…но чем не вариант для домашних игр?
Мой рецепт:
— Песок мелкий, просеянный — 1 килограмм (можно купить в зоомагазине).
— Крахмал — 1 пачка.
— Вода.
6. Игры из подручных материалов.
Не секрет, что иногда ребенку намного интереснее возиться с кастрюлями, чем с некоторыми игрушками. Вот и приходится изобретать…
Подеюсь с вами своими находками простых игр, которые очень нравятся моим детям:
Камушки для аквариума — перебираем, складываем в емкости.
Счетные палочки. Используем аналогично.
Грядка: «земля» — гречка, цветы и овощи из цветной бумаги.
Застежки.
На плотную салфетку я наклеила с помощью супер — клея молнии. Ребенок не теряет интереса к такой игрушке уже 2 месяца.
7. Изучаем животных.
Для изучения животных используйте любые материалы, которые есть дома. Карточки, плакаты, фигурки животных, книги. Я распечатала изображение животных в виде фото 10*15. Для большей надежности их можно заламинировать или обклеить скотчем.
8. Сюжетно — ролевые игры.
Я убеждена, что даже мальчикам необходимо иметь хотя бы одну куклу в его арсенале игрушек. Ведь с помощью обычного пупса можно научить малыша чистить зубки пользоваться ложкой и другим бытовым делам. Кроме того такая кукла поможет ребенку выучить названия частей тела: глазки — нос — рот и т.п.
9. Игры со льдом.
Для таких игр я приобрела множество формочек для льда. Мы регулярно замораживаем различные фигурки,пересыпаем льдинки, трогаем и рисуем на них.
Как видите, стоит проявить немного фантазии и ваши будни с ребенком станут еще интереснее!
Понравилась статья? Отложите в закладки на свою страничку в социальной сети:
Важно: Копирование материалов сайта возможно только при условии указания активной ссылки на сайт. В случае нарушения наших авторских прав мы будем их защищать.
Что еще почитать:
Добавить комментарий
10 правил и разрешенные продукты. Питание ребенка от года до двух лет
Содержание:


Ребенку исполнился год? Это вовсе не значит, что ему можно переходить на взрослое меню: малыш по‑прежнему должен есть только то, что положено ему по возрасту. Какие продукты и блюда можно использовать в питании ребенка от 1 до 2 лет? Какие правила соблюдать, чтобы еда стала источником удовольствия для ребенка, а не причиной проблем в семье?
Новые продукты в рационе ребенка
Пищеварительная система и жевательный аппарат годовалого малыша развиваются, и хотя его блюда по‑прежнему должны быть нежной консистенции, в них могут встречаться мелкие кусочки. Вместо пюре, приготовленного в блендере, в меню ребенка появляются овощные рагу, которые можно просто размять вилкой, супы на овощных бульонах, паровые котлетки из мяса, несколько раз пропущенного через мясорубку.
Затягивать с введением твердой пищи не менее вредно, чем включать ее раньше времени, считают специалисты, поскольку при постоянном потреблении исключительно жидких (или полужидких) продуктов желудочно-кишечный тракт расслабляется, становится вялым, «ленивым». В итоге приток крови к органам пищеварения сокращается, ферментный аппарат не развивается, не набирает силу мышечный слой желудка и кишечника.
В числе новинок этого периода — «взрослые» молочные продукты (сметана жирностью 15 %, простокваша, неострый сыр), яичный белок, сладости (мармелад, пастила, зефир). Теперь кроху можно побаловать салатом из мелко нарезанных или натертых свежих овощей и фруктов, заправляя их растительным маслом, сметаной, йогуртом.
Несмотря на нововведения, родителям не стоит отказываться и от специальных детских продуктов: творожков, кефира, соков, а также сухих молочных напитков 3‑й ступени и детских каш, обогащенных витаминами, минералами и другими компонентами.
Если малышу не требуется особой диеты, мама может сама расширять его меню — разумеется, выбирая из продуктов, подходящих детям этого возраста. Предлагая новинки, продолжайте внимательно следить за тем, как кроха их переносит.

Вводить новые продукты в рацион малыша нужно по‑прежнему осторожно. Хорошим подспорьем для мамы в этом случае станет «пищевой дневник», куда в дни введения новых продуктов можно записывать размер порции, реакцию ребенка, аллергические проявления. Такой дневник поможет изучить вкусы и любимые блюда малыша и продумывать рацион, сообразуясь с его предпочтениями.
После года у малышей сильнее проявляются предпочтения в еде, и, если ребенок упорно не принимает какую‑то пищу (чтобы понять это, ее нужно предлагать не меньше 10 раз), попробуйте найти «недругу» замену среди продуктов, близких по составу: например, творог, снабжающий нас белком, можно заменить на куриное филе или кефир. Уважительное отношение к вкусовым пристрастиям ребенка поможет избежать проблем с отказом от еды.
Дети любого возраста имеют право не хотеть есть. Их, конечно, можно заставить, но только в ущерб им же самим. Причем вред будет не только для пищеварения, но и для характера — из детей, которых заставляли есть, что дают, часто вырастают люди нерешительные.
10 правил здорового питания
Как выяснилось, привычки в еде, появившиеся за первые два года жизни, мы сохраняем потом на всю жизнь. Как действовать родителям, если их цель — привить малышам только хорошие и полезные манеры?
Первый кризис из тех, с которыми могут столкнуться родители, приходится на начало второго года жизни, когда малыши начинают хуже есть и как будто теряют интерес к любимым продуктам. Наберитесь терпения и постарайтесь просто «пережить» это время: при спокойном отношении к 3–4 годам ситуация обычно выравнивается. А вот попытки заставить ребенка есть, наоборот, затянут эту историю на долгие годы. Без уважения предпочтений малыша, причем с самого раннего детства, воспитать из него разумного едока невозможно. Как избежать ошибок?
- Учитывайте предпочтения малыша в отношении режима питания. Некоторым детям уже достаточно завтрака, обеда, полдника и ужина, а кому‑то нужно питаться 5–6 раз в день маленькими порциями.
- Позвольте ребенку есть самому. И хотя поначалу его неловкие попытки будут доставлять вам массу хлопот, дайте малышу возможность потренироваться в этом деле, ведь интерес к новому занятию усиливает аппетит.
- Учитывайте выбор и вкус ребенка. Чтобы сформировать правильное отношение к питанию, малыш должен сам выбрать, какие продукты и в каких количествах ему есть. Но выбирать ребенок должен из положенного ему по возрасту ассортимента.
- Помогайте ему изучать разные вкусы. Это очень важно, поскольку развитие вкусовых рецепторов стимулирует развитие нервной системы.
- Будьте осторожны с солью: еда для ребенка на ваш вкус должна казаться слегка недосоленной. Старайтесь выбирать йодированную соль.
- Не злоупотребляйте десертами и сладостями.
- Не настаивайте на «самом полезном», по вашему мнению, продукте. Ему всегда можно найти альтернативу: например, один вид мяса заменить на другой, молоко на творог и так далее. Но ни в коем случае не приравнивайте мясо к булочке, а крупы — к печенью!
- Не заставляйте ребенка есть. Если вы заметили, что малыш отворачивается от тарелки, отнеситесь к его решению с уважением. Он наверстает упущенное в следующий раз или на следующий день.
- Следите за размером порций. Не делайте их большими, лучше предложите малышу добавки.
- Знакомьте малыша с новыми продуктами по правилам.
- Угостить ребенка новинкой можно, только если он здоров.
- Предлагайте ее малышу не один раз: исследования показали, что для восприятия вкуса новых продуктов ребенок должен попробовать его 10–15 раз. Кстати, груднички распознают их (новые продукты) быстрее малышей, которые питаются искусственными смесями, потому что со многими вкусовыми ощущениями они знакомятся через грудное молоко.
Если малыш отказывается от еды, не предлагайте ему что-нибудь вкусненькое — сладкий йогурт, печенье, сок — лишь бы желудок не оставался пустым. Очень скоро он захочет питаться именно таким образом.
Гнать таких бабушек в три шеи
02.06.2018 00:32:23, Яна АсатианиС года я дочери старалась потихоньку ввести в рацион «взрослые» молочные продукты, ей очень понравились. А с двух лет она очень полюбила сливочное масло, причем ест ложкой. Любимое — масло сливочное Экомилк. Я думаю, что это от недостатка витаминов или жировых кислот, которых ей не хватает. Изучила состав нашего любого масла и, в принципе, не вижу ничего в этом страшного — состав натуральный, оно вкусное, сделано по всем стандартам качества и уже давно на рынке, ни разу ничего плохого не слышала о нем.
17.09.2017 18:12:02, PrettyLadyСтатья полезная, почитать бы её бабушкам и дедушкам, (не обобщаю, но в основном), которые порой навязчиво советуют меню, не сопоставимое с возрастом малыша, и как результат портят жкт наших деток. И только советуют, а «в тихая» подкармливают ещё не разрешёнными продуктами((
02.03.2016 14:10:08, MamadochkiEВсего 6 сообщений Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]