Психологические особенности детей в 11-12 лет ~ Счастливый ребенок
ОСОБЕННОСТИ детей в 11 — 12 лет
Дети в 11-12 лет относятся к так называемому «предподростковому возрасту». Уже не дети, но еще не подростки.
Практически все дети этого возраста переживают серьезный кризис. Именно поэтому поведение ребенка может очень сильно измениться – ребенок становится более конфликтным.
Он склонен все делать назло, вразрез с тем, о чем его просили. Такое поведение может проявляться как дома, так и во время учебы или общения с друзьями.
Дети в 11-12 лет склонны постоянно конфликтовать с родителями. Происходит это потому, что сам ребенок уже чувствует себя большим и совершенно самостоятельным человеком. В то время как родители относятся к нему как к ребенку, не желая принимать его самостоятельность.
Отрицание взросления
Если родители будут отрицать взросление своего ребенка, это станет постоянной причиной агрессии и гнева с его стороны. Конечно, в этом возрасте ребенок все еще остается ребенком, но он все ближе к взрослой жизни.
С этим надо считаться. Позволяйте ему почаще принимать самостоятельные решения. Советуйтесь с ним. В рамках допустимого, естественно.
Гиперопека и излишний контроль
Если ребенок находится под гиперопекой и постоянным присмотром родителей, то ему приходится выплескивать все накопленные негативные эмоции в школе. Родители таких детей являются частыми посетителями кабинета директора и постоянно выслушивают жалобы о новых выходках своего чада.
И, как правило, родители недоумевают — как это их ребенок способен на такое поведение, если дома он ведет себя совершенно иначе. Как правило, даже если ребенок имеет постоянные проблемы в школе, дома он ведет себя очень спокойно. В некоторых случаях нежелательное поведение в пределах дома проявится гораздо позже.
Отношения с окружающими
С одной стороны, дети в 11-12 лет недоверчивы к окружающим людям. Они считают, что весь мир настроен против них. Именно поэтому многие дети этого возраста становятся замкнутыми, скрытными, закрытыми от внешнего мира.
С другой стороны, общение вне границ семьи приобретает для них особое значение. Для ребенка в этом возрасте важно иметь близкого друга или друзей, чувствовать себя частью коллектива.
Больше о детской дружбе можно прочитать здесь.
самооценка и Самоутверждение
Особенность детей в 11, 12 лет в том, что их самооценка понижена и нестабильна. Именно из-за того ребенок вынужден постоянно привлекать к себе внимание и самоутверждаться. К сожалению, иногда дети пытаются достичь этого путем насилия над слабыми.
Им кажется, что такое поведение заставит сверстников уважать их, и как правило, дети, того же возраста действительно одобряют такое поведение своего товарища.
Поэтому важно привить ребенку понимание, что это не единственный способ самоутверждения. Стремясь самоутвердиться, ребенок пытается доказать, что он заслуживает уважения, доказывает свою индивидуальность, уникальность, ценность. Он хочет казаться выше и авторитетнее в глазах своих одноклассников, именно поэтому он очень часто конфликтует с учителями, специально нарушая все правила.
Ваша задача на этом этапе — донести до ребенка, что самоутверждаться можно и по-другому.
Помогите ребенку найти то, чем ему нравится заниматься, и добиться в этом успеха. Подчеркивайте его сильные черты. И что еще важнее — его достижения.
Не забывайте, что он — личность. Уважайте его мнение, советуйтесь с ним. Любите его. Ребенок, напитанный любовью, который видит, что близкие уважают его и его мнение, и сам начинает относиться к себе с большим уважением. В этом случае потребность непрерывно самоутверждаться с помощью бунта и насилия, становится не такой сильной и разрушительной.
Внешний вид
На самооценку также влияет и внешний вид ребенка. Этот возраст — период начала полового созревания. Организм ребенка начинает меняться. Из-за этого дети могут сильно комплексовать. Как правило, раннее половое созревание у девочек сильно занижает их самооценку, заставляя стесняться себя. Ранее созревание у мальчиков, наоборот, может сильно повысить самооценку подростка.
Я и коллектив
Примите как данность тот факт, что дети в этом возрасте стремятся быть похожими на сверстников. Это естественно. Не попрекайте их этим. Это этап становления личности. Придет время, и желание коллективной уникальности сменится стремлением к индивидуальной.
Очень важно, чтобы взрослые в этот период относились с пониманием к желанию ребенка быть принятым и походить на других сверстников. Не ругайте и не стыдите его за это.
Тем не менее, если вы видите, что у ребенка начинает появляться желание выделиться и проявить свою непохожесть на других, поощряйте это. Так ребенок ищет себя.
Проявляйте любовь
И не забывайте — ваша любовь — самое сильное средство, которое в любом возрасте позволит ребенку обойти все подводные камни взросления. Ребенок в 11-12 лет — все еще ребенок. Ему все так же нужны ваши любовь, внимание и поддержка. Даже если он не всегда об этом скажет вам. Помните об этом и удачи вам с вашими детьми. )
Вам будет интересно:
Плохое поведение — повод сблизиться
Детский темперамент — четыре типа
Поделиться с друзьями
Подростки 11–12 лет: почему с ними так трудно?
Ранний подростковый возраст (11–12 лет) – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего особенности этого этапа не рассматриваются отдельно, а включаются в общую характеристику периода полового созревания, что не позволяет выделить физиологические и психофизиологические перестройки организма, определяющие эффективность познавательной деятельности и целенаправленное поведение детей 11–12 лет.
Опасный возраст
Принято считать, что в подростковом возрасте происходят неблагоприятные изменения, снижающие возможности физиологической и психологической адаптации и ухудшающие когнитивные возможности подростков. Исследования последних лет убедительно показывают, что изменения, связанные с эндокринной перестройкой организма, не столь однозначны: есть не только негативные, но и позитивные изменения, и они различны на разных этапах полового созревания.
В последние годы сотрудники Института возрастной физиологии РАО ведут комплексные системные исследования развития детей 11–12 лет, и это позволяет рассмотреть несколько аспектов развития этих детей:
– состояние физического и психического здоровья,
– адаптивные возможности организма,
– функциональное развитие мозга и познавательной деятельности.
Важность выделения этих вопросов определяется резкой интенсификацией учебного процесса, ростом учебной и внеучебной нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Все это вызывает выраженное утомление, повышенную тревожность, создает условия для возникновения неврозоподобных расстройств.
Для подросткового периода характерна наиболее высокая чувствительность к любым неблагоприятным влияниям.
Школьные факторы риска – такие, как нерациональная организация учебного процесса, неадекватные методики и стрессовая тактика педагогических воздействий – могут оказывать более выраженное отрицательное влияние на познавательную деятельность и поведение ребенка, чем внутренние эндокринные перестройки в организме.
К сожалению, среди 11–12 летних подростков только 20–25% здоровых (1-я группа здоровья), а это значит, что нарушения режима и перегрузки резко снижают когнитивные возможности, работоспособность и становятся причиной школьных трудностей.
Каждый пятый ребенок 11–12 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и высокий уровень так называемого «социального стресса» из-за страха несоответствия ожиданиям окружающих.
Это чувство испытывают 30–40% подростков, причем чаще всего девочки 12 лет. У них более выражены общая тревожность в школе, страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, а у мальчиков – переживание социального стресса.
О чем говорят эти данные? Прежде всего о неадекватности требований и психологическом давлении и непонимании со стороны взрослых.
Известно, что тревожность провоцирует низкую самооценку, что закрепляет эффект неудачи, непреодолимости возникающих проблем.
В подростковом возрасте часто отмечается гипертония, головокружения, вегето-сосудистая дистония, нарушения сна, что, наряду с повышенной возбудимостью, отражает неустойчивое состояние нервной системы.
Переходный этап
Возраст детей 11–12 лет представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки).
Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно усиливаются перестроечные процессы, вызывающие каскадный полифункциональный дисбаланс.
Физиологические изменения, происходящие в организме младших подростков 11–12 лет, связаны прежде всего с активным выделением половых гормонов.
Под их влиянием существенно возрастает активность глубинных структур мозга, определяющих произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Считается, что подростки несдержанны, плохо контролируют свои реакции и поведение. Однако современные данные по этому вопросу противоречивы.
В специальных исследованиях изучалось влияние на выбор подростком стратегии действий способности детей предвидеть долгосрочные последствия своих поступков.
Оказалось, что вплоть до 12-летнего возраста способность к предвидению таких последствий остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе. Не сформирована у них и система контроля своих ошибок.
Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность предвидеть отдаленные результаты своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия употребления наркотиков, алкоголя, табака. Отсюда и легкость формирования любого рода зависимостей – от токсической до компьютерной.
Продолжение следует
Ответы@Mail.Ru: 11 лет — это подросток? Объясните почему
потому что детя
После физиологических родов между матерью и ребенком существует тесная связь в виде энергоинформационной пуповины. Причем эта связь существует, невзирая от расстояния между матерью и ребенком. Мать и ребенок всегда чувствуют друг друга на любом расстоянии. После 12 лет эта связь начинает ослабевать. У ребенка нарабатывается своя энергетика, начинается его подготовка к реализации своих жизненных задач. Мать начинает более адекватно оценивать свое дитя и помогает ему через воспитательный процесс корректировать недостатки. некоторые матери пытаются сохранить путы материнской любви и после 21 года. Часто этим страдают одинокие матери или замужние женщины, не нашедшие счастья и гармонии в браке, не сумевшие построить гармоничный брак (читать здесь) . Нередко в эту группу попадают женщины, которые родили долгожданного ребенка после 30 лет. Чтобы не чувствовать себя одиноко и иметь смысл жизни они не совершают акт «психологических родов» , а оставляют все как было. Сегодня это большая проблема. 60% мужчин и 30% женщин являются « психологически не рожденными» . Наиболее эта проблема выражена в семьях матерей-одиночек. Одинокая женщина не может воспитать гармоничного ребенка. Кроме того, если ребенок мальчик, то возникает так называемый «психологический инцест» . Это чревато осложнениями, как для женщин, так и для ее ребенка.
нет какой он подросток? ещё ребёнок. было бы ему 14-15 то да.
Нет, это еще не подросток. Вот в английском языке подросток — teenager — это тот, у кого в возрасте есть слово teen, то есть с 13 до 18. 11-12 — это preteen, предпубертатный возраст по-нашему.
еще ребенок. С 13 лет подросток
Каждый ребенок проходит стадии взросления. И происходит это очень быстро. Еще недавно он был милым и забавным малышом. Лежал себе в люльке и все что можно было услышать — это «Агу» . С другой стороны, вы не заметите, как он повзрослеет. И вот ему уже 11 лет. Что происходит с вашим ребенком в этот период. Мальчики развиваются медленнее девочек. Они вырастают лишь на два-три сантиметра в год. Девочки в этом смысле шустрее. Происходит прибавка в весе, позвоночник начинает фиксироваться. Десять лет это период, когда молочные зубы меняются на постоянные, поэтому стоит следить за возникновением кариеса. В одиннадцать лет происходит процесс полового созревания. Начинается пубертатный период. Гортань мальчиков растет и претерпевает изменения. Девочки так же начинают постепенно становиться девушками. В плане нервной системы происходят разительные перемены. Начинается переходный возраст, с которым связаны различные проблемы. Непонимание родителей, собственные интересы, становление личности. И важно не упустить этот момент. Что происходит в умах этих детей? Давайте попробуем проникнуть в суть вещей. В таком возрасте ребенку присуще стремление к проявлению самостоятельности. Необходимо на данном этапе учесть это и дать ребенку понять его значимость. Он должен понимать, что он достаточно взрослый, чтобы иметь свои дела и нести ответственность за поступки. Ребенку как никогда сейчас нужна ваша помощь. Он школьник и необходимо правильно научить его распределять время на учебу и отдых. Привить еще в этом возрасте правила дисциплины и распорядка дня. Не нужно навязывать строго свое мнение. То, как вы себе представляете жизнь, может быть ошибочно для молодого человека. Лучший вариант – позвольте ребенку самостоятельно решить вопрос планирования дня. Нужно только подсказать основы, а дальше он справится сам. Направьте, дайте ответственное поручение или два. Это может быть уборка по дому или помощь в чем-либо. Так в ребенке разовьется и закрепится чувство ответственности. Не следует ходить за ребенком и постоянно поправлять, следить за каждым шагом. Так вы только сделаете хуже. Лучше предоставить ребенку больше свободы, отвечая на вопросы, если возникнут затруднения и направляя по мере необходимости. Так вы усилите доверие между вами. Многие родители совершают одну простую ошибку. Они стараются навязать свою волю и заставить ребенка все делать так, как они это понимают. Конечно, это преследует только благие цели, вот только метод выбран не правильно. Предлагайте, но не указывайте. Дайте ребенку повод самостоятельно прийти к нужному выводу. Сделайте так, чтобы он сам захотел что-то сделать, и получите результат, превосходящий любые ожидания. А ребенок будет знать, что он самостоятельный, ответственный и может сам решать. При этом будет помнить, что при любой необходимости или трудности к вам можно обратиться за советом. В возрасте 11 лет у ребенка начинается формирование характера, который станет основой его личности всю оставшуюся жизнь. Проявления новых чувств, эмоций, желаний. Все это начинается именно в этом возрасте. Доверяйте ребенку и он будет доверять вам!
11 это подросток, вполне отвечает за свои действия и в состоянии отличить черное от белого) ) а также знает откуда берутся дети
Возрастные особенности детей 9-11 лет (для родительского собрания)
Добрый день! Сегодня моя задача – познакомить Вас с основными возрастами особенностями детей 4-х классов (т.е. это 9-11 лет). Но наша задача понять. Не буду бравировать терминами. Давайте схематично нарисуем нашего ребенка. У ребенка выделим три основные сферы — эмоции, физическое развитие и учебная деятельность, что нам важно.
Возраст 9-11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток — это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
«Возрастные особенности развития детей 10 лет».
Десятилетний возраст ребёнка обычно связывают с началом переходного периода, в течение которого дети постепенно присматриваются к взрослым, пока ещё только изучая правила взрослого мира, в который они готовятся полноправно вступить буквально через несколько лет. Пока что ещё рано говорить о переходном возрасте с его сложностями в общении с ребёнком, но это уже определённо предшествующий ему этап.
Физическое и умственное развитие ребенка в 10 лет.
Есть дети 10 лет, у которых в этом возрасте уже активно начинается период полового созревания. Тело ребенка претерпевает определённые перемены, что часто приводит к излишней закомплексованности или смущению.
Для детей этого возраста характерен сравнительно медленный и равномерный темп роста. Годовое увеличение роста в это время равно в среднем 4 см, веса 2 кг, окружности грудной клетки 2,2 см. Разница в физическом развитии детей разного пола в этом возрасте выражена нерезко: у мальчиков вес несколько больше, чем у девочек, но у девочек до 10—11 лет относительная длина ног к длине тела больше, чем у мальчиков.
Избыточная энергия ребёнка в этом возрасте заставляет его активно действовать. Дети в этом возрасте получают удовольствие от своей хорошей физической координации. Они ищут приключения, впечатления и физические упражнения.
Этот возраст характеризуется значительным развитием лобных долей коры головного мозга. В это время быстро развиваются анализирующая и синтезирующая функции коры головного мозга, совершенствуются двигательные центры. Все органы чувств усиленно развиваются: опорно-двигательный аппарат укрепляется; совершенствуется координация движений. Поэтому большое внимание в этом возрасте следует обращать на развитие координации движений ребёнка и формирование у него двигательных навыков. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако способность к длительному сосредоточению внимания у них невелика: они быстро утомляются.
Психологическое развитие ребёнка в 10 лет.
Десятилетние дети уже очень хорошо понимают, как устроена жизнь, поэтому в своей среде пытаются выстроить вполне взрослые отношения. В связи с этим отношения между ними всё больше и больше приобретают соревновательный характер, они всё чаще стараются проверить друг друга на прочность. Это касается как девочек, так и мальчиков, различается лишь критерий, по которому производится та или иная оценка. Так, для девочек характерно соревнование по поводу внешности или одежды, а для мальчиков силы или смелости.
В детской среде уже активно складываются компании по интересам, каждая из которых имеет своих лидеров и подчиняемых. Стараясь соответствовать тем или иным требованиям той среды, в которой ребёнок вращается, он начинает меняться, всё больше и больше отдаляясь от родителей и стремясь больше времени проводить с друзьями.
Взросление — процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.
Позитивные проявления
Сюда можно отнести:
повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
расширение интересов;
появление планов на будущее.
Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.
Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.
Негативные проявления
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:
частые смены настроения;
огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
протесты против запретов.
Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.
ВАЖНО: Приобретение навыков взаимодействия с группой сверстников и умения заводить новых друзей. Развитие социальных навыков. Речевое развитие .
Учебная деятельность
Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — центральное место в формировании личности.
Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется недостаточно, у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. Некоторые исследователи отмечают возникновение в этот переходный период кризиса самооценки. Причем недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности — общение со сверстниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Анализ психологических достижений ребёнка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения.
Если процесс формирования у ребёнка проходит успешно, то появляются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребёнку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребёнок включается в учебный процесс). Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности.
Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребёнка к переходу в среднее звено, так как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих.
ВАЖНО: Внеклассная, внешкольная деятельность. Помощь в развитии памяти (поощрение к запоминанию) плюс развитие личной мотивации к обучению.
В этот период очень важную роль играют родители, поэтому следует:
Если ребенок не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось, не нужно его заставлять. Правильным будет познакомить его с миром, показать ему те занятия, о которых он не знал. Пусть он пробует, бросает, начинает что-то другое. Следует дать ему возможность выбрать, что ему на сам деле интересно. Возможно он даже вернется к тому, что бросил. Задача родителей не ругать за закинутое дело, а помогать в изучении нового.
В возрасте 9-10 лет идет осознание взрослости. В силу увеличения нагрузок в школьной программе, ребенку нужно давать время на отдых, можно сходить с ним, например, в зоопарк. В этом возрасте он воспринимает старые, известные вещи по-новому, слышит те же самые истории по-другому. Уделяя много времени ребенку, давая ему право выбора, родители становятся ему друзьями, а это очень важно. Тогда они в его образе закрепятся как любящие и понимающие.
В этот период у ребенка начинает формироваться самооценка, для него очень важно, что о нем подумают окружающие (друзья, учителя). В такие моменты нужно больше разговаривать, помочь разобраться во всем. Только не приводить примеры, не использовать заумные фразы – это только запутает. Следует понимать, что самое важное для юного подростка – это поддержка и любовь родителей. Ему нужно знать, что к нему относятся хорошо и друзья и окружающий мир в целом.
В 9-10 лет также появляется желание познавать новое. Ребенок может начать экспериментировать со своей внешностью или внешним видом. Этого не нужно пугаться, а наоборот изучать мир с ним. Подыскать ему интересные опыты и проводить их вместе.
Для формирующегося подростка играет важную роль общение с сверстниками. Пригласите их в гости, помогите ребенку сформировать досуг, придумайте игры. Он обязательно этим заинтересуется и будет гордится своими родителями.
В период кризиса у ребенка 9-10 лет следует проживать все эмоции вместе с ним, будь то радость и счастье или разочарования и неприятности.
Желаем успехов!
В этот период очень важную роль играют родители, поэтому следует:
Если ребенок не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось, не нужно его заставлять. Правильным будет познакомить его с миром, показать ему те занятия, о которых он не знал. Пусть он пробует, бросает, начинает что-то другое. Следует дать ему возможность выбрать, что ему на сам деле интересно. Возможно он даже вернется к тому, что бросил. Задача родителей не ругать за закинутое дело, а помогать в изучении нового.
В возрасте 9-10 лет идет осознание взрослости. В силу увеличения нагрузок в школьной программе, ребенку нужно давать время на отдых, можно сходить с ним, например, в зоопарк. В этом возрасте он воспринимает старые, известные вещи по-новому, слышит те же самые истории по-другому. Уделяя много времени ребенку, давая ему право выбора, родители становятся ему друзьями, а это очень важно. Тогда они в его образе закрепятся как любящие и понимающие.
В этот период у ребенка начинает формироваться самооценка, для него очень важно, что о нем подумают окружающие (друзья, учителя). В такие моменты нужно больше разговаривать, помочь разобраться во всем. Только не приводить примеры, не использовать заумные фразы – это только запутает. Следует понимать, что самое важное для юного подростка – это поддержка и любовь родителей. Ему нужно знать, что к нему относятся хорошо и друзья и окружающий мир в целом.
В 9-10 лет также появляется желание познавать новое. Ребенок может начать экспериментировать со своей внешностью или внешним видом. Этого не нужно пугаться, а наоборот изучать мир с ним. Подыскать ему интересные опыты и проводить их вместе.
Для формирующегося подростка играет важную роль общение с сверстниками. Пригласите их в гости, помогите ребенку сформировать досуг, придумайте игры. Он обязательно этим заинтересуется и будет гордится своими родителями.
В период кризиса у ребенка 9-10 лет следует проживать все эмоции вместе с ним, будь то радость и счастье или разочарования и неприятности.
Желаем успехов!
советы воспитания мальчиков и девочек 12 лет от психолога
Автор: Слава Маяковский
Что происходит с ребенком в 12 лет: особенности возраста
В 12 ребенок взрослеет и формируется как личность. Психология его характеризуется тем, что появляется более устойчивое мировоззрение, тенденции в общении с окружающим миром, меняются с становятся осознаннее интересы в учебе. В это время ребенок усваивает моральные и культурные ценности, становится более осознанным и исследует себя.
Найти себя – непросто. Подростки начинают примерять на себя роли, которые видят в повседневной жизни, фильмах, в интернете.
В этом нет ничего плохого, пока тинейджер не копирует опасные для его жизни и здоровья модели поведения.
- Главное место в жизни подростка занимают сверстники и значимые взрослые, на которых он стремится походить (чаще всего, это не родители)
- Мальчик или девочка всё больше оценивают себя и сравнивают с другими, придают значение своим не объективным качествам
- Многим становятся интересны вещи за гранью объективной реальности — время, жизнь и смерть, закономерности, любовь и все, что нельзя увидеть и познать полностью.
Подростки часто задают вопросы не взрослым, а самим себе, книгам и интернету. Этот путь познания мира теперь принадлежит только самому подростку.
- К 12 годам развивается логическое мышление — младшие подростки учатся оперировать абстрактными понятиями и выстраивать цепочки. Мысли становятся более структурированными, ребенок вырабатывает навык выделять главное.
- Сейчас повышена утомляемость. Это может вызывать раздражительность и возбудимость.
Не стоит давить на тинейджера, если он говорит, что устал – это не даст эффекта, только принесет дискомфорт всем.
- Подростки переживают гормональный всплеск, он и является причиной основных проблем с поведением подростков. Эмоциональные перепады, вспышки агрессии и постоянные конфликты с собой и окружающими – типичные для этого возраста. для них. Здесь могут появиться отличия – девочки взрослеют быстрее, чем мальчики.
Подростком чаще всего управляют его эмоции, а не рациональность. Его могут задеть любые слова в его адрес, даже самые маленькие вещи могут стать причиной бури эмоций, злости и слез.
Важно поддержать девочку или мальчика, быть терпеливым и не обесценивать чувства.
- У подростка появляются более четкие личные границы, новые потребности в независимости, уважительном, доверительном и равноправном отношении со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя человеком, достойным того, чтобы с его мнением считались. Если этого не происходит, его поведение и отношение людям, которые привыкли видеть его ребенком, может сильно ухудшиться.
- Существует риск формирования неадекватной низкой самооценки и повышения тревожности, что очень опасно для впечатлительных младших подростков. Частая причина — проблемы в общении со сверстниками.
Младшие подростки начинают действовать необдуманно из-за гормонов, влияния друзей и стремления быть “крутым” человеком, которому “не слабо”, особенно это характерно для мальчиков.
В этом возрасте самое главное – привить подростку чувство собственной ценности, сформировать адекватную самооценку и научиться понимать свои эмоции.
Ребенок в двенадцать — на что обратить внимание в воспитании
Сейчас самыми важными моментами в воспитании ребенка – это очередное изменение границ, формирование независимости подростка, создание или совершенствование навыка понимания своих эмоций, общения со сверстниками.
И мальчик, и девочка хочет психологически отделиться от родителей. Оценке и сомнению подвергаются привитые в семье ценности, авторитеты и нормы поведения. Сейчас от родителей потребуется много терпения и понимания. Эти изменения – не навсегда, чаще – это просто желание «делать наоборот».
Происходит перестройка в эмоциональной сфере. Буря чувств накрывает с головой. Родителям стоит попытаться понять, что ребенок испытывает, не обесценивать чувства подростка. Стоит развивать эмоциональный интеллект тинейджера, научить его выражать себя.
Подростковый кризис постепенно приходит к кульминации, которая в большинстве случаев происходит в 13-14 лет.
Продолжается формирование личности. Главное помните, что ребенок – не вы. Не нужно проецировать на него свои мечты, пытаться сделать его абсолютно соответствующим, вашим личным представлениям о том, каким должен быть человек.
Мальчики и девочки тренируются в искусстве выбирать. Важно предоставить ему свободу выбора роли в этом мире, образа жизни и увлечений. Все, что нужно делать, это поддерживать, общаться и аккуратно следить за безопасностью. В остальном подросток справится сам.
Контролировать общение со сверстниками сложно со всех сторон. У подростка должна быть неприкосновенная личная жизнь, которую принимают и уважают родители. На этом строится большая часть доверия в семье. Однако, нельзя полностью отпускать ребенка в свободное плавание, где он может связаться с опасными людьми, особенно мальчик. Стоит говорить с ребенком (чаще с мальчиком, чем с девочкой) о его друзьях, чем они любят заниматься. О том, в каких отношениях он с ними находится, как себя чувствует в компании, не стал ли изгоем или объектом буллинга. Здесь опасность ещё в том, что мальчики часто становятся очень скрытыми, и их не просто «разговорить»
Как родителям — помочь ребенку
- Прислушивайтесь к нему и цените его желание повзрослеть
У мальчиков и девочек просыпается чувство того, что его слова и действия важны так же, как слова и действия взрослых. Игнорируя это, вы рискуете повредить самооценку подростка, и желанием общаться со старшими. Нельзя обесценивать то, что говорит ребёнок, словами “Я уже видел жизнь и все знаю, а тебе еще рано о чем-либо судить”. Лучше выслушайте и дайте понять, что вы воспринимаете его всерьез.
В возрасте 12-13 лет можно начать обсуждать с подростком некоторые проблемы, которые считаются “взрослыми”. Нужно отвыкать от восприятия 12-летнего как ребенка.
- Создайте атмосферу доверия и принятия в семье
Подростки постоянно сталкиваются со сложностями в общении, выполнении уроков, отношениях с учителями. Важно, чтобы они могли свободно рассказать об этом дома без унижения, насмешек, обесценивания их интересов и агрессии. Мальчикам это особенно сложно – продолжать оставаться откровенными с родителями.
- Научите подростка говорить «нет» и не поддаваться на манипуляции
Именно сейчас самое опасное время, когда тинейджер может попасть под влияние плохой компании, пристраститься к опасным привычкам. Предложения попробовать наркотики, алкоголь, цепляться за электрички, ходить по «заброшкам» однозначно опасны. Через этот опыт проходят почти все, полностью оградить от неприятностей невозможно.
У подростка меняется тело, но становится непонятным. Для того, чтобы почувствовать и понять его тинейджер стремится ощутить опасность, возможно появление желания сделать тату, то есть – причинить себе боль. Через страх и боль тело становиться понятнее.
Но подросток должен уметь отказаться от этого, если он чувствует опасность, ему некомфортно и страшно. И при этом не ощущать себя «плохим» или «хуже других». Он должен знать, что его здоровье ценнее статуса в компании и «крутости».
- Сексуальное воспитание
Сейчас начало полового созревания. У девочек оно начинается раньше, чем у мальчиков. Вместе с телесными изменениями просыпается интерес к противоположному полу.Сейчас важно рассказать ему об анатомии его тела и гигиене, поговорить о сексуальном воспитании. Так и подростку, и родителям будет спокойнее.
- Любите его
Несмотря на то, что подростки хотят отделиться от родителей, им нужна любовь и поддержка. Объятия, теплые разговоры, иногда даже кружка чая может сказать, как мама или папа любят его. Будьте рядом. Ему сейчас очень тяжело, а родители — одни из первых людей, к которым можно обратиться, если все становится невыносимо. Вы можете облегчить своей любовью любую трудную ситуацию, когда все шаткое и нет уверенности ни в чем
Что думают подростки о своей жизни в 12
Вот что рассказали 12-ти лет подростки, когда мы задали несколько вопросов об их отношениях с родителями и изменениях в жизни. Имена вымышленные, лексика сохранена.
Аня
— У тебя есть ощущение что сейчас, или в течении этого года, происходит переломный момент для тебя?
— На последние несколько недель приходится пик осознаний, самопреодолений, новых ощущений, мыслей, я как будто начинаю перерождаться изнутри, появляются новые ценности. Ещё хочется, чтобы либо чего-то не хватало, и ты сам себе это доставал, либо чтобы ты просто сам зарабатывал хотя бы некоторые вещи для себя.
— Как ваши отношения с родителями изменились?
— Они стали хуже. Не знаю почему, но предполагаю, что это связано с тем, что я стала чаще плакать и стала очень вспыльчивой.
— Как стоит вести себя родителям в такой ситуации с эмоциями, как у тебя?
— Подождать, когда у меня истерика, ну, «расшатанное» состояние. А после — поговорить по душам на тему моих проблем. Или просто обнять и успокоить, проявить любовь не в виде «если бы я не любила тебя ты бы в эту школу свою не ходила», а так, как мне это нужно.
Катя
— Как ты думаешь, ты сильно изменилась за последнее время?
— Нууу, прибавилось знаний, а соответственно стало понятно больше тех вещей, которые раньше были не особо ясны. Например, я стала спокойнее относиться к ЛГБТ и начала поддерживать феминизм. Мнение насчёт самой себя тоже изменилось, например, комплексов прибавилось, но некоторые из них наоборот пропали. Мне становиться интереснее общаться с мальчиками.
— Тебе стало сложнее открыто общаться с родителями?
— Я считаю, что имею право на свои секреты, а так, появились некоторые различия во взглядах на жизнь. Соответственно, некоторые сложности появились. Приходится обходить стороной некоторые иногда немаловажные темы, дабы избежать конфликтов.
— Что бы ты хотела сказать своим родителям?
— Мы не маленькие, родителям стоит давать нам больше свободы. Свобода выбора, например, как нам выглядеть, финансовая свобода, хочется чуть больше денег на карманные расходы до 14 и возможность подрабатывать после, нормальное количество времени на прогулки. Родителям стоит смириться с тем, что у нас есть своя точка зрения и своё мнение. Также им стоит нам больше доверять.
Маша
— У тебя есть чувство, что ты сильно изменилась за последний год? В чем это проявляется?
— Я больше вру родителям и в принципе близким людям, отдаляюсь от них. Раньше мне всегда было интересно проводить время с родителями, а сейчас такого желания уже нет.
— Как ты переживаешь этот разрыв с родителями?
— Нормально, не придаю этому большого значения. Возможно, это просто часть взросления, я не знаю.
— У тебя как-то изменились отношения с ровесниками?
— Мм, в школе — да.
— Звучит, как будто не в лучшую сторону
— Так и есть, не то чтобы меня обижали, мне просто не интересна их компания.
— И единомышленников нигде нет?
— Да, к сожалению
Комментарий детского психолога центра К.О.Т.
Как видно из ответов школьников, активно проявляются все «типичные» моменты, характерные для психологии этого возраста. Им хочется уважения к их мнению, понимания со стороны родителей, больше свободы, ощущения собственной значимости. Огромное значение сейчас имеет возможность быть частью компании, общаться с единомышленниками – это одна из основных потребностей этого возраста.
Помощь психолога и курсы для подростков в центре К.О.Т.
В центре К.О.Т. разработаны курсы, на которых под руководством опытных психологов ребята могут развить необходимые навыки, которые важны в этом возрасте.
Эффектность курсов очень высокая, потому что сейчас подростки, мальчики и девочки, испытывают потребность в том, чтобы стать увереннее, научиться справляться с эмоциями и лучше общаться.
Стать самостоятельнее, почувствовать собственную значимость, ребята могут, обучаясь финансовой грамотности. Ведь это не только получение знаний, это вариант заработать самим. А значит, получить признание со стороны родителей, сверстников и самому поверить в свои силы.
Если у вас есть вопросы, в центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к психологу-специалисту по работе с подростками.
Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!
самое спокойное время в жизни мальчика. Воспитание мальчика
Содержание:
Вашему сыну 11-12 лет? Цените это золотое время — именно сейчас закладываются его будущие отношения с вами, родителями, его успешность в выбранной области и даже будущая профессия! Что происходит с мальчиками с 6-7 до 12-13 лет и как правильно прожить с ними этот период, рассказывает психотерапевт Александр Полеев.
В жизни мальчиков есть такой период, когда сексуальность во всех ее аспектах — от мыслей и эмоций до поступков — является латентной, то есть скрытой. Этот период длится в лучшем случае 7 лет — с 6 до 13, в худшем — всего 5 — с 7 до 12. На всем его протяжении инфантильная сексуальность (переполнявшая ребенка между 3 и 6 годами) уходит, эротическое начало дремлет, и внимание мальчика сосредотачивается на развитии интересов и навыков, на контактах со сверстниками своего пола.
Приобретения латентного периода
В эти годы мальчик активно включается в жизнь социума, и — одновременно — начинается процесс деидеализации родителей, эмоционального и практического отхода от них. В латентный период процесс этот (абсолютно закономерный и необходимый) происходит медленно, бесконфликтно, без резких сцен и обидных слов. К этому моменту ценности, установки, стереотипы поведения родителей стали частью личности мальчика, он воспринимает их как свои собственные.
Обычно мальчики в эти годы успешно учатся и — самое главное — чем-либо активно интересуются. Это время занятий в кружках, секциях, спортивных клубах. Резко расширяется сфера общения, у мальчика появляются друзья в классе, в кружке, в спортивной секции, и эти друзья ходят к нему домой, а он — к ним. Но дети еще собираются в группы в соответствии с полом: девочки с девочками, мальчики с мальчиками.
В 11–12 лет формируется потребность и способность доводить начатое дело до конца. Потом, в подростковые годы, эти способности тоже могут на время существенно уменьшиться или исчезнуть. Но если латентный и предподростковый этапы пройдены «правильно», по истечении подросткового возраста к молодому человеку возвращаются и уважение к родителям, и мотивация к обучению, и способность доводить дела до конца, и многие другие очень полезные качества характера.
Только мальчики
Пиком латентного периода мы, специалисты, считаем ситуацию «половой гомогенизации»: мальчик общается только с друзьями своего пола. С девочками он не только общается лишь по крайней необходимости — он о них практически не говорит ни со сверстниками, ни с родителями, просто не упоминает. И в семье мальчик больше обращается к отцу, внимательнее прислушивается к его замечаниям, хотя раньше больше общался с матерью.
Такую мощную «половую гомогенизацию», такое полное игнорирование психологи объясняют тем, что существует период (не дольше года — полутора!), когда вес мальчиков увеличивается, а количество полового гормона, андростенолона, вырабатываемого в это время надпочечниками и яичками, не увеличивается ни на миллиграмм. Таким образом, на единицу веса ребенка приходится абсолютно минимальное количество полового гормона, к тому же очень слабого. А сильный, тестостерон, в этот период секретируется в мизерных количествах — меньших, чем в первый год жизни ребенка.
Препубертат — задел на будущее
Последние один-два года латентного периода мы, врачи-психотерапевты и сексологи, выделяем в некий отдельный этап, отдельный период: предподростковый. И внутренний мир, и переживания мальчика, и его интересы, и поведение, и биофизиологические процессы, лежащие в основе всего перечисленного выше, существенно отличаются и от латентного периода, и от пубертата.
Первый признак препубертата: интересы, которые появляются у мальчика в эти один-два года (а иногда и раньше, в латентном периоде), очень устойчивы, в большинстве случаев они сохраняются на всю жизнь и часто определяют выбор профессии. Этой своей стойкостью они отличаются от интересов, возникающих в подростковом возрасте, — последние чаще всего в этом же возрасте и заканчиваются.
На первый взгляд кажется странным, что формирование интересов, будь то любовь к чтению, поездкам и путешествиям, стремление мастерить что-то своими руками или что-либо изучать вне школьной программы происходит так рано: в 11–13, а не в 17–18 лет. Но это только на первый взгляд: интересы, наклонности, увлечения «препубертатного» мальчика — они его собственные, они закономерно порождены его характером, его личностными особенностями. Более поздние, подростковые интересы порождены, а часто навязаны подростковой группой, ее ценностями, ее требованиями.
Многочисленные многолетние исследования показывают, что 62–63% мальчиков выбирают профессию, о которой подробно говорили с родителями в возрасте 11–13 лет; потом, в подростковом возрасте, они обсуждали и другие профессии, но, миновав пубертат, возвращались к прежним интересам. Так что мы советуем родителям быть особенно внимательными к интересам мальчика в этом возрасте, почаще и поподробнее обсуждать с ним, чем бы он хотел заниматься профессионально, а что существовало бы только как увлечение — пусть в 12 лет столь серьезные разговоры могут показаться смешными.
В этом возрасте он делает какие-то поделки (модели машин, к примеру), какие-то рисунки, что-то собирает, коллекционирует. Через пару лет, в подростковом возрасте, он обо всем этом чаще всего забудет. Но задача родителей — все это полностью сохранить, чтобы мальчик смог на все это посмотреть, ко всему этому вернуться. Величайший знаток пубертата, американский врач-психотерапевт Дебора Таннен подчеркивает: «Увлечения и интересы 10—12-летнего мальчика идут из глубины его души, они порождены его сокровенными интересами и способностями. Все более поздние интересы навязаны ему микросоциумом, за ними стоит желание понравиться «ближнему кругу».
Еще два признака препубертата
Вторым признаком наступления препубертата нам представляется существенное увеличение двигательной активности: согласно современным видеонаблюдениям, в день 11—12-летние проходят — точнее, пробегают — расстояние в полтора раза большее, чем за 6 месяцев до этого. Другими словами, начиная с 10,5–11 лет расстояние, которое они преодолевают в течение дня, удваивается. И средняя скорость их передвижения также возрастает в два раза!
Третий важный признак — усиление любознательности вкупе с повышенным вниманием к разговорам взрослых: мальчик внимательно слушает беседы взрослых, особенно если их, взрослых, несколько, чего раньше вы не наблюдали. Он понимает далеко не все, но пристально наблюдает за общением, задает много вопросов, не всегда удобных и уместных, подсматривает за родителями и гостями. А вот свое мнение он высказывает крайне редко. Как правило, особое внимание он проявляет к приходам маминых подруг или подруг сестры, словом, к общению женщин между собою: у него уже есть интерес к противоположному полу.
Поразительно, что уже через год-два, а то и просто через несколько месяцев, с наступлением настоящего пубертата и повышением тестостерона до уровня 18 нмоль/л и выше, разговоры взрослых между собою, разговоры взрослых с ним самим перестают быть сколь-нибудь интересными. Интересными становятся только разговоры со сверстниками, участниками его «референтной группы»: они могут продолжаться часами, при этом даже квалифицированным психологам они кажутся «разговорами ни о чем».
Тело и гормоны
За тремя этими явлениями, тремя новыми феноменами в поведении мальчика стоят важные биологические изменения. До сих пор его рост и развитие определяли, конечно же, мужские половые гормоны. Главным среди них был андростенолон, вырабатываемый корой надпочечников и яичками, — гормон слабый, на собственно сексуальную сферу не влияющий. Но постепенно гипофиз начинает секретировать очень малые дозы гонадостимулирующего гормона (ГСГ), в яичках мальчика вырастают клетки Лейдига, а они вырабатывают «настоящий» половой гормон — тестостерон.
При этом яички увеличиваются в объеме, затем кожа мошонки темнеет и становится складчатой, затем в паху, вокруг гениталий и в подмышечных впадинах начинают расти волосы. Истинным началом пубертата специалисты считают увеличение яичек в объеме. Изменения мошонки, рост волос, огрубение голоса происходят только после роста яичек. В яичках, в надпочечниках, в костно-мышечной ткани, в сердечно-сосудистой системе начинаются важные, часто болезненные, перемены.
Рост костей начинает опережать рост мышц, и через год-два, в пубертате, это опережение часто сопровождается неприятными ощущениями напряжения и раздражения, отвлекающими от учебы, а у некоторых подростков порождающими настоящую дисфорию: депрессию с оттенками раздражения и злобы.
Рост сердца опережает рост сосудов, вызывая тахикардию и повышение артериального давления. Все эти процессы в организме начинаются еще в препубертате, но на уровень субъективно переживаемых симптомов выходят только в настоящем пубертатном периоде.
В эти один-два года эндокринная система мальчика вырабатывает эстроген (женский гормон) в количестве чуть большем, чем мужские — андростенолон и тестостерон. Эстрогены же, как известно, воздействуют на мозг как вещества, уменьшающие напряжение, тревогу, раздражительность. Они делают мальчика более мягким, общительным, готовым впитывать информацию и рекомендации. Именно в эти годы совершенно необходимо приучить ребенка к общению с родителями, привить навык информирования их о своих делах и проблемах, навык спокойного обсуждения своих проблем с родителями.
Золотое время для родителей
В этом возрасте интеллектуальное и социальное развитие мальчика уже достаточны для содержательного общения, усвоения им информации, в том числе и сексуального характера. В то же время еще не развились присущие пубертату реакции оппозиции и протеста против всего «взрослого», немотивированного негативизма, девальвации родительского мнения. Установка «все, что говорят предки, — полный отстой» сформируется только через год-два.
В период препубертата родители должны стремиться «ввести» подростка в какую-либо положительную группу сверстников (спортивную секцию, художественную студию), а со своей стороны — познакомиться с друзьями и приятелями сына. В настоящем пубертатном периоде это «окно», созданное эстрогенами, существенно сузится или практически закроется. Так что тем родителям, кто не воспользовался периодом препубертата для формирования доверительных отношений с сыном, в дальнейшем придется трудно.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
А 11 лет это ребёнок или подросток))
Подростковый возраст (11 — 16 лет) Психика и поведение подростков 11 -16 лет У подростков значительно быстрее растет тело в длину: у девочек наиболее выраженно в 13 лет, у мальчиков — в 15. Однако рост конечностей опережает удлинение туловища, отчего создается впечатление угловатости подростка. Осознавая это, дети пытаются сгладить впечатление о «дефектах» своего сложения, прибегают к помощи экстравагантной одежды, надуманной жестикуляции, позированию, браваде и резко негативно реагируют на попытки критической оценки их внешности.
10-16 это подросток я психолог и поэтому знаю
ребёнок!!!! подросток с 13 лет
это ребёнок а я подросток 🙂
С 9-10 лет подросток
еще ребенок лет с 13 уже подросток!!!
РЕБЕНОК! не более того
ребёнок скажу так, чтобы тебе тут ни говорили (психологи, другие врачи, девочки твоего возраста) , на тебя всё равно будут смотреть, как на ребёнка
в вашем случае — ребенок.
ребенок=а с13 лет подросток. как звучит по английсеи подросток. слышится число с 13.
Ребенок конечно.. подросток с 12 лет!
от 0-1 младенчество 1-3 раннее детство 3-7 детство 7-10 отрочество 10-14 подросток 14-18 ранняя молодость 18-25 молодость 25-45 зрелость 45-60 старший возраст 60-…старость
с 14 лет подросток))
мне 11 лет я подросток ?
12 лет подросток уже
Подростое = это тинейджер. А возраст подростка от 12 до 19 лет. А теперь еще больше: <a rel=»nofollow» href=»https://rtvi.com/news/8792/» target=»_blank»>https://rtvi.com/news/8792/</a>