Консультация (младшая группа): Вторая младшая группа. Возрастные особенности детей
Вторая младшая группа (3-4 года)
Возрастные особенности детей
Анатомо-физиологические особенности
Три гола — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.
Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96±4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого [22].
Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации пол влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3—4 лет диаметр мышц увеличивается в2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом |7].
Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями [там же].
Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.
В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое.
Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание.
Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают.
Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.
У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей [7].
Развитие личности
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности.
С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении — возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим.
Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь [7].
Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения \там же].
Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз.
Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.
На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы [там же].
В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться [20, с. 65].
Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения.
Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Когда ребенок заявляет: «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям [24]:
Развитие психических процессов
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой [7].
Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном [2, с. 6—7].
Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то [23, с. 12].
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов [там же].
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
На четвертом году жизни дети несколько чаше, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении [7].
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться [там же].
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности [35].
Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.
В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности [23].
Диагностика
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
С у б т е с т 1. «Коробка форм» (восприятие)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) (рис. 2), фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
Консультация (младшая группа) по теме: Возрастные особенности детей второй младшей группы
Тема « В лес за приключениями»
Образовательные задачи: Учить детей замечать изменения в природе, способствовать развитию интереса к окружающему миру; Обогащать опыт восприятия музыки, воспитывая эмоциональную отзывчивость на детские музыкальные инструменты, вызвать желание петь, развивать музыкальный слух, чувство ритма;
Развивающие задачи: Обогащать опыт восприятия музыки, воспитывая эмоциональную отзывчивость на детские музыкальные инструменты, вызвать желание петь, развивать музыкальный слух, чувство ритма; Формировать представление о геометрических фигурах, умело и уверенно использовать знания в играх с математическим содержанием; Вызвать у детей желание рисовать нетрадиционным методом_ пальчиком, развивать творчество, воображение;
Воспитательные задачи: Воспитывать дружелюбие, вежливость.
Основная образовательная область «Коммуникация»
Интегрированные образовательные области: познание, физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка
Методы и приёмы: Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Приёмы: художественное слово, дидактические игры, сюрпризный момент, вопросы, рассматривание картины, поощрение.
Словарная работа: Овраг, раздолье, подснежник, путешествие, рассудительный, бусы, украшение, павою.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, разучивание песен, стихотворений, потешек про весну, дидактические игры: « Оркестр», « На что похоже?», коллективное рисование « Подарок маме- цветочек».
Наглядные средства обучения: Ширма, декорации леса, стулья, столы, кузовок с музыкальными инструментами. Геометрические фигуры.
Раздаточный материал. Лучик солнца.
Индивидуальная работа: Чтение стихотворений о весне ( Варя, Тимур, Элина).
Структура занятия:
- Вводная часть (1-2 мин)
- Игровая ситуация: «В весенний лес за приключениями», чтение стихотворений.
- Основная часть (14-15 мин.)
Чтение письма, поиск солнышка, встреча со зверюшками, пение песен, игры, рисование, появление солнышка.
- Заключительная часть (1-2 мин)
Анализ занятия.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал и садятся на стульчики.
Ведущая:
Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра,
В гости к нам пришла ?…
Дети: Весна!
Ведущая: Правильно! К нам пришла весна! А какие изменения происходят с приходом весны?
(ответы детей) снег тает, появились сосульки, ярко светит солнце и т. д.
1 ребенок
Снова к нам пришла весна,
Сколько света и тепла!
Тает снег, журчат ручьи,
Скачут в лужах воробьи
Потеплело на дворе, И раздолье детворе.
2 ребенок
Мы повесили весной,
На дворе скворечник.
Прилетай же к нам, скворец,
Наш дружок сердечный.
3 ребенок
В лесу под березой
Подснежник проснулся.
Качнул лепестками,
Вокруг оглянулся.
Подснежник, подснежник,
Красив твой наряд.
Подснежника тонкий
В лесу аромат.
Песня « Здравствуй весна!»
Ведущая: на смену зиме спешит весна. Недаром говорят, что весна- утро года. Природа просыпается после долгого зимнего сна. Появляется первая травка, первые цветочки, прилетают птицы. Но не везде, ребята, наступает весна. Я сегодня получила письмо загадку, вот послушайте: «Помогите! Пропало солнышко. Лес весь спит! Весна
Ведущая: Ребята надо помочь, надо солнышко найти! Давайте отправимся в лес. Но я думаю, что впереди нас ждут приключения. Поэтому мы должны быть в пути дружными, вежливыми, смелыми. Итак, отправляемся в путь! (выбрать машиниста, дать ему макет)
Под фонограмму идут по кругу. ( на ширме появляется заяц)
Ведущая: Здравствуй зайка! Помоги, подскажи, где нам солнышко найти? Заяц: Ничего не знаю. Я зайчишка- трусишка, под кустом лежу, сам солнышко жду.
Ведущая: Мы сейчас тебя развеселим, поиграем в хороводную игру.
(хороводная игра с зайчиком).
Ведущая: Зайчик, что же нам делать, где солнышко искать?
Заяц: Сам- то я не знаю, где солнышко живет. А вот еж, тот точно знает. Он у нас в лесу самый рассудительный. По этой тропинке пойдете и до ежика дойдете.
Ведущая: Спасибо, зайка! Ребята, пойдем к ежику. (появляется ежик)
Ведущая: Здравствуй, ежик! Подскажи нам, пожалуйста, где нам найти солнышко?
Еж: Дорогие ребята, я сам жду, когда солнышко в лес придет. Его так долго не было. Я даже забыл, какое оно. Вот и решил составить. Но что- то у меня не получается. Здесь лежат геометрические фигуры, я запутался в них. Помогите, пожалуйста!
Ведущая: Ребята, какие эти геометрические фигуры? (называют их).
Игра « Собери солнышко»
Ведущая: Ну вот, ежик, дети составили тебе солнышко, только от такого солнышка светлее и теплее не стало. Нам надо продолжить путешествие по лесу и искать солнышко. Ребята, вы готовы отправиться дальше?
( под фонограмму идут дальше)
Еж: Счастливого пути!
(обколотившись на кузовок, спит медведь)
Ведущая: Ой, ребята, мы оказались у берлоги медведя. А он все еще спит, потому что не знает, что наступила весна. Попробуем его разбудить.
Давайте расскажем закличку:
«Пришла весна, пришла весна,
Проснулся ежик ото сна.
Проснись, Мишенька, и ты,
Смотри , сколько красоты! (просыпается)
Медведь: Ох, как долго я спал, ребятишки, а зачем вы меня разбудили?
Ведущая: Беда в лесу, Михаил Потапыч, солнышко пропало. Не поможешь ли ты нам его отыскать?
Медведь: Помогу. Только вы мне помогите. Угадайте, что у меня в кузовочке лежит? Тяжелый он такой.
Музыкальная Д/и « Угадай по звучанию»
Медведь: Молодцы, правильно угадали. За это я волшебному весеннему ветерку к кому вас дальше перенести надо, чтобы солнышко найти.
Ведущая: Спасибо, Михаил Потапыч. А мы , ребята, подуем на свои ладошки, закроем глазки и волшебный весенний ветерок нас перенесет куда надо. Появляется лиса (плачет) (звучит музыка)
Ведущая: Здравствуй, лисонька, а что это у тебя случилось, почему ты плачешь?
Лиса: Разбилось мое зеркало, и я не знаю, как теперь выгляжу. Хороша ли моя шубка, мордочка? Вот беда, Вот беда!
Ведущая: Не волнуйся, лисонька, сейчас ребята расскажут тебе, какая ты.
Чистоговорка:
«У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лисы павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает».
Ведущая: Слышала, какая ты красивая? А чтобы ты стала еще красивее-наши детишки нарисуют бусы. (дети рисуют пальчиком).
Лиса: Спасибо вам за украшение, я стала еще наряднее.
Ведущая: Мы очень рады, что тебе понравились бусы. Подскажи нам теперь, где солнышко живет.
Лиса: Знаю, знаю, солнышко вон там живет, только тучки его закрыли, спит оно.
Ведущая: Давайте споем веселую песенку, солнышко услышит и проснется.
Песня « Солнышко» (солнышко поднимается, дети хлопают)
Дети: Вот и солнышко взошло,
Стало вдруг в лесу светло
Ведущая: Ребята, с наступлением весны, с появлением солнышка все в природе оживает, просыпается и птицы поют.
Они голосисто, с вышины,
Поют на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Мы здесь поем приход весны!» Ведущая: Птицы принесли нам угощенье от Весны, за то, что мы помогли найти ей солнышко.
Консультация (младшая группа) на тему: Возрастные особенности детей младшей группы!!!
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становиться ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенность игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и игрушками – заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. Дети способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам воспитания. Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по
величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Материал (младшая группа) на тему: Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Берёзка»
структурное подразделение «Звёздочка»
Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Составила:
Воспитатель Шаргунова Н.В.
г. Вихоревка, 2016г
Цель: Познакомить родителей с особенностями и условиями воспитательно – образовательной работы во 2 –ой младшей группе. С возрастными особенностями детей 3 – 4 лет.
Задачи:
1. Упражнение для родителей «Комплимент по кругу».
2. Выступление воспитателя:
3. Задачи воспитания и обучения 2-ой младшей группы.
4. Режим дня, сетка занятий;
5. Выбор родительского комитета группы.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители, очень рады видеть вас на
нашем первом родительском собрании в этом учебном году. Хочется
поздравить вас, с тем, что ваши детки перешли от ясельного возраста
в дошкольный. А это значит что они повзрослели и у них начинается
новый этап в жизни.
1.Упражнение для родителей «Комплимент по кругу».
А сейчас, а вам предлагаю поиграть Вам необходимо будет передавать
мяч своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь
приятное.
2. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
Ребѐнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни — переход
от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень
своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой,
и над тем ,что можно сделать для того ,чтобы он вырос умным
,честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности,
формируются предпосылки физического, умственного, нравственного
развития ребѐнка, и чтобы это формирование было полноценным
необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
В возрасте 3 — 4 лет ребѐнок постепенно выходит за пределы
семейного воспитания. Взрослый становится для ребѐнка не только
членом семьи, но и носителем определѐнной общественной функции.
Желание ребѐнка выполнять такую же функцию приводит к
противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущей в
этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками и предметами
— заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями ( мамы,
папы, бабушки). Игры с правилами только начинают
формироваться. То, что рисует ребѐнок зависит от его представлений
о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут
использовать цвет.
Под руководством взрослого дети способны вылепить простые
предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой
моторики.
Аппликация оказывает положительное влияние на развитие
восприятия, простейшие еѐ виды доступны детям.
Конструируют они в основном по образцу и только несложные
постройки.
Учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается память
и внимание, они способны запомнить значительные отрывки из
любимых произведений.
В этом возрасте начинает развиваться воображение, когда одни
предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать
некоторые взаимоотношения которые ярко проявляются в играх. Они скорее
играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты
возникают преимущественно по поводу игрушек. А положение
ребѐнка во многом определяется мнением взрослого.
Управлять своим поведением ребѐнок ещѐ не может, начинает
развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на мнение
взрослого. Продолжает развиваться их половая идентификация, что
проявляется в характере выбираемых игрушек.
В дошкольный период очень важно, чтобы у ребѐнка развивался
положительный образ «я» — чувство собственного достоинства,
формирование которого зависит от условий жизни и воспитания,
прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный
вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к
ребѐнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему
ребѐнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всѐ преодолеем».
Любить ребѐнка — это не значит обладать им или жить рядом, а скорее
чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же
всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесѐт гораздо
больше положительных результатов и радости как детям, так и
взрослым.
Как любить своего ребѐнка
Правило первое: уметь слушать своего ребѐнка всегда и везде не
перебивая и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт.
Правило второе: уметь говорить проявляя мягкость и уважительность
исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье: наказывать не унижая, а сохраняя достоинство
ребѐнка вселяя надежду на исправление.
Правило четвѐртое: достичь успехов в воспитании можно лишь тогда,
когда родители — пример для подражания.
Правило пятое: признавать свои ошибки, просить прощение за
неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя
и других.
Ребѐнок пришѐл в детский сад. Социальная среда в детском саду
противоположна домашней. Дома ребѐнок воздвигнут на пьедестал.
Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же как и
все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому
дома установка должна быть следующей: ребѐнок — не главный в
семье, а часть семьи.
Во время пребывания ребѐнка в детском саду мы все (дети, педагоги и
родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же
стоит ребѐнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею,
могу, на что способен). Задача взрослых -помочь ему в этом не лѐгком
деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в
развитии ребѐнка. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с
вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии сними становилось меньше. Нас волнует поведение наших детей и
трудности, с этим связанные.
Этот возраст называют возрастом «Почемучек», т. к у них
расширяется кругозор, им все интересно, их все интересует. Сейчас
вам нужно набраться терпения и постараться отвечать на все их
вопросы.
Старайтесь больше времени уделять ребенку, лепите из пластилина,
делайте аппликации, рисуйте красками, больше гуляйте на свежем
воздухе. Все это не только развивает ребенка, но и сближает вас с ним.
Чем ближе к вам ребенок, тем он больше вам доверяет, тем самым, вы
избежите множество проблем в подростковом возрасте. Вы будете для
ребенка не просто мама и папа, вы будите для ребенка другом.
Сейчас я познакомлю вас с задачами воспитания и обучения детей во
2-й младшей группе.
3. Задачи воспитания и обучения 2-ой младшей группы.
1. Укреплять и охранять здоровье детей. Вырабатывать правильную
осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки,
пространственную ориентировку.
2. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и
сверстников, к явлениям природы. развивать способность
устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми
предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
3. Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать
умение строить предложения; добиваться правильного и четкого
произношения слов.
4. Воспитывать умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия в сказке, рассказе.
5. Формировать элементарные математические представления. Учить
находить в окружающей обстановке один и много предметов,
сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.
6. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду,
дома. Продолжать формировать элементарные представления о том,
что такое хорошо и что плохо.
7. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие,
вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные
произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
8. Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни,
музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки.
Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под
музыку.
9. Развивать интерес к различным видам игр.
4.Сетка занятий. Режим дня. Познакомить с годовыми
задачами ДОУ.
1. Обеспечить качество образовательных услуг детского сада.
2. Продолжать развивать познавательный интерес,
интеллектуально-творческий потенциал .
3. Создавать единое пространство развития ребѐнка «дет.сад-
семья», работать над сплочением родительского коллектива и
вовлечением их в жизнедеятельность групп.
4. Выбор родительского комитета. Организационные
вопросы.
В заключении хочется сказать: «Дети – это счастье, созданное
нашим трудом!» и пожелать друг другу успехов в нашем нелѐгком
деле. Спасибо за внимание.
Статья (младшая группа): Особенности и тонкости развивающего процесса во второй младшей группе детского сада.
Особенности и тонкости развивающего процесса во второй младшей группе детского сада.
Содержание
Занятия в младшей группе сада для детей имеют массу особенностей. Связано это с тем, что возраст малышей особенный. В статье расскажем о том, как проходит развивающий, воспитательный процесс с ребятами 3–4 лет. Заодно перечислим все навыки, умения, которыми должны овладеть дети.
Особенности работы
Возраст воспитанников ДОУ имеет свои тонкости, нюансы. Это учитывается при планировании образовательного, воспитательного, развивающего процесса. Мы перечислим их:
- в младшую группу детского сада входят малыши в возрасте от 3 до 4 лет;
- процесс развития кардинально отличается от того, какой проходил в яслях. Если ранее детки требовали внимания, ласки, то теперь они становятся любознательными, хотят познать мир;
- именно сейчас проявляется интерес к «коллективным» играм. Малыши начинают выстраивать взаимоотношения с другими детьми-одногодками. Роль воспитателя уходит на второй план. Это становится первой фазой развития самостоятельности;
- считается, что развитие детей этой группы – самый сложный процесс. Объясняется тем, что воспитанники ДОУ только начинают адаптироваться к «взрослой» жизни, при этом часто заболевают;
- именно сейчас выявляется скорость интеллектуального развития. Некоторые детки быстрее понимают то, что от них хотят воспитатели, а другие медленнее. Также это заметно в развивающем процессе. Поэтому, от воспитателей требуется индивидуальный подход к каждому ребенку;
- такой возраст, с помощью педагогического состава, позволяет деткам учиться быть самостоятельными.
Особенно это касается момента самообслуживания. Они сами одеваются, кушают, посещают ванную комнату, туалет.
Какими навыками и умениями овладевают?
Малыши 3–4 лет начинают адаптироваться к взрослой жизни. На этом этапе у них начинают вырабатываться определенные умения, навыки. Перечислим все, чему должны научить воспитатели детского сада:
- малыш должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться;
- есть самостоятельно, правильно удерживая столовые предметы;
- есть блюда последовательно;
- посещать самостоятельно туалет, уметь садиться на горшок;
- знать, мыть руки после посещения туалета и перед едой.
Это ключевые навыки, которые будут прививаться не только в ДОУ, но и дома. Но есть умения образовательного характера. Младшая группа детского сада должна уметь, знать следующее:
- быстро ориентироваться в пространстве: знать, где право, лево, изнанка кофты и ее лицевая сторона. Также малыши должны быть ознакомлены с пространственными понятиями. Например: на столе, под стулом, в коробке, справа от тарелки, над головой, между шкафчиками и др;
- уметь повторять действия за воспитателем. Например, выложить из счетных палочек домик, елочку, заборчик. Перед этим воспитатель демонстрирует, как это нужно выполнить;
- научиться определять основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
- уметь различать цвета;
- выполнять последовательные действия – собирать конструктор, кубики или пазлы;
- уметь ухаживать за декоративными цветами;
- взрослым помогать сервировать стол.
Требования к занятиям в младшей группе ДОУ
В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Занятия имеют и другие особенности:
- длятся они по 15 минут. Именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном;
- занятия должны нести уже четко выраженные цели;
- особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для координации движений;
- проводят занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса;
- посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина, осуществляется эстетическое развитие;
- начинают проводить физические занятия, развивая у деток ловкость, выносливость, гибкость, координацию;
- в образовательный процесс включаются музыкальные уроки. На них воспитанники ДОУ начинают различать звуки по интенсивности, высоте. Знакомятся с понятием ритм.
Возрастные особенности детей 3-4 лет лет (вторая младшая группа)
Анатомо-физиологические особенности
Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.
Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96±4,3 см, вес 12,5±1 кг, окружность грудной клетки 51,7±1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.
Особенности опорно-двигательного аппарата
Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3-4 лет диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.
Дыхательные пути
Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями .
Сердечно-сосудистая система
Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.
Центральная нервная система
В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое.
Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание.
Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают.
Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.
У ребенка 3-3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая прав ильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей .
Развитие личности
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая – с формированием его деятельности.
С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении – возникает стремление действовать самому. С возникновением «системы Я» В психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим.
Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых – создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.
Самосознание
Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.
Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12-13 раз.
Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.
На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения.
Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Когда ребенок заявляет: «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям:
Развитие психических процессов
Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая
Восприятие
Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Внимание
Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.
Память
Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года – до четырех объектов.
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Мышление
В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиям и типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.
Воображение
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и про являться.
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.
Речь
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.
В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Материал (младшая группа) по теме: рабочая программа 2 младшая группа
МБДОУ с .Грачев Куст
Согласованно
Председатель М О
Бержбаева Я.В.___________
УТВЕРЖДАЮ Заведующая детским садом с.Грачёв Куст
Перелюбского
муниципального района
Саратовской области
___________ Шакалей Е.Н
Рабочая программа 2 младшей группы
Разработал воспитатель:
Байкова Т. Н.
Рассмотрено
Педагогическим советом
От «__»_______2012г
Протокол №_________
2013 год
Раздел 1.
Структура и содержание пояснительной записки к рабочей программе
Разделы рабочей программы
1) пояснительная записка;
2) организационные условия жизнедеятельности детей
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Возрастные особенности детей
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. — В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Характеристика контингента дошкольного возраста .
Во второй младшей группе (возраст от 3 до 4лет) детей, девочек , мальчиков
Относительно здоровых детей: , детей с патологиями:0
По группам здоровья: 1гр- чел.;2гр- чел.
Наиболее распространенными группами заболеваний являются: группа.
У детей 2младшей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям.
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Владеют соответствующими возрасту основными движениями.
Сформирована потребность в двигательной активности: проявляют положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
Проявляют интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
Пользуются физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное гремя).
Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры.
Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеют элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
Проявляют интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.
Интересуются собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.
Интересуются предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.
Проявляют интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.
Задают вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.
Любят слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.
Участвуют в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Активны при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ.
Пытаются петь, подпевать, двигаться под музыку.
Проявляют интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.
Умеют проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликаются на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Эмоционально-заинтересованно следят за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов, пытаются с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения,
Проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывают чувство радости; пытаются в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различают веселые и грустные мелодии, пытаются выразительно передавать игровые и сказочные образы.
Пытаются отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности
Умеют в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками
Умеют объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре.
Умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Могут в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого.
Обращаются к воспитателю по имени и отчеству.
Имеют положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагируют на явные нарушения усвоенных им правил.
Умеют действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готовы соблюдать элементарные правила в совместных играх.
Могут общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляют доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеют опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимают, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Соблюдают правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорят «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
Умеют замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Знают, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
После объяснения понимают поступки персонажей (произведений, спектаклей) и последствия этих поступков.
Стремятся самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляют желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способны самостоятельно выполнить элементарное поручение (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям).
Могут самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Используют разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
Способны устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Проявляют желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Умеют занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.
Имеют первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерныепредставления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
Называют членов своей семьи, их имена. Знают название родного города (поселка).
Знакомы с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
Имеют простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Способены самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.
В случае проблемной ситуации обращаются за помощью.
Испытывают положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
В диалоге с педагогом умеют услышать и понять заданный вопрос, не перебивают говорящего взрослого.
Проявляют интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.
У детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Раздел 2 Организационные условия жизнедеятельности детей |
Пример расчета общего объема программы
(в группе с 10.5 часовым пребыванием)
Возрастная группа –2 младшая, 3-4 года
Время, необходимое на реализацию программы, составляет 70% от времени пребывания ребенка в ДОУ: 7,25 часов
Объем обязательной части Программы составляет 80% от времени, необходимого на реализацию программы: 5,6 часа
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса, составляет 28,08% от времени, необходимого на реализацию программы: 1,05 часа
В объем образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность) входит время:
Утренняя гимнастика: 5 мин
Организованная интегрированная и (или) продуктивные виды детской деятельности: 45 мин.
Чтение художественной литературы: 15 мин
Итого: 65 мин, что составляет 14,60 % от общего объема Программы
Самостоятельная деятельность детей: 3 часа10, что составляет 42,69 % от общего объема Программы
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
2 часа 50 мин, что составляет 38,20%
Взаимодействие с родителями по реализации Программы: 40 мин, что составляет 8,98%
Структурные компоненты Программы | Объем Программы, час, мин, %, | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность – НОД) | Объем обязательной части Программы | |
45 мин | 10,11 % | |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | ||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов | Объем обязательной части Программы | |
2 часа 50 мин(170) | 38,20 % | |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | ||
Самостоятельная деятельность детей | Объем обязательной части Программы | |
3 часа10 (190 мин) | 42,69 % | |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | ||
Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы | Объем обязательной части Программы | |
40 мин | 8,98 % | |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | ||
Итого | 7,25 часов | 100 % |
Объем обязательной части Программы | 5,6 часа (5 часов 36 мин) | 80 % |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | 20 % | 1,4 часа (1 час 24 мин) |