Режим дня ребенка в 2 года + ТАБЛИЦА по часам |
Автор Ленивая Мама На чтение 10 мин. Опубликовано
Двухлетний малыш заметно подрос и активно проявляет свою самостоятельность, он уже обладает личностными чертами характера, имеет свои привычки и предпочтения. Существенно возросло и его эмоциональное чувствование. Перед родителями, как и прежде, стоит цель всестороннего развития, но уже в условиях новых требований – для этого нужен индивидуальный режим дня ребенка в 2 года, в котором будут четко расписаны все действия крохи в течение суток.
Режим дня ребенка в 2 года
Определенный график последовательно чередующихся событий дня в жизни малыша – это залог его здоровья и правильного воспитания. Начиная с годового юбилея, распорядок должен меняться ежегодно до трех лет. Это связано с важными положениями, касающимися сна, кормления, гуляний с ребенком, которые должны соответствовать его возрастающим потребностям.
Необходимо тщательно продумать такое расписание, учитывая следующие моменты:
- Изменения суточного режима должны вводиться постепенно, не вызывать негативных реакций у детей и совпадать с их настоящими нуждами;
- В расчет всегда должны браться физиологические и психологические особенности и состояние здоровья.
Оптимально составленный распорядок дня двухлетнего ребенка позволяет научить детей организованности, порядку, достаточно быстро адаптирует их к условиям дошкольного учреждения, кроме того, его введение облегчает жизнь всей семьи.
Когда правила не соблюдаются, могут возникнуть многие проблемы – родителям приходится прикладывать максимум усилий, чтобы приучить к личным, гигиеническим процедурам, нервно-психическая деятельность маленького человека может отставать в развитии. У такого ребенка довольно часто случаются перепады настроения, он плаксив, истеричен, поскольку быстро утомляется и недосыпает. Вот почему психологи и детские врачи настоятельно советуют устанавливать режим по часам, подходящий под нужды малыша. Примерную таблицу вы можете увидеть ниже, а потом внести корректировки под семейные предпочтения.
Особенностью возраста является повышенная подвижность, наряду с недостаточной координацией движений – на этот аспект родителям стоит обратить внимание и для улучшения функции выполнять с ребенком отдельные физические упражнения.
Сон двухлетнего малыша
В возрасте двух лет, по мнению педиатров, ребенок должен спать в ночное время до 10 часов, и один раз укладываться для дневного отдыха. Всего на сон он должен тратить примерно 13 часов, но не стоит буквально выполнять такие рекомендации, потому что одному малышу может потребоваться больше, а другому меньше времени для восстановления сил после активного бодрствования. Если кроха заболел, в постели он может проводить гораздо больше времени, но при хорошем самочувствии способен проводить в бодром состоянии более шести часов.
Постоянное наблюдение за поведением сына или дочери позволит понять, когда карапуз недомогает – обычно, в такой ситуации ребенок может капризничать, плакать, вести себя неадекватно. Существуют и другие признаки того, что малыш устал или плохо себя чувствует – об этом может говорить повышенная возбужденность и гиперактивность, которую бывает крайне трудно пресечь.
Тревожным симптомом для матери и отца должны стать отклонения от нормы более чем на два часа, до этой границы можно считать укороченный или более продолжительный сон физиологической особенностью. Подтвердить это сможет хороший аппетит, интерес к играм и обучению, жизнерадостность, хорошее настроение ребенка. У таких детей ночной сон крепкий и беспрерывный, а днем, утомившись, малыш без понуканий отправляется в кроватку и быстро засыпает.
Нарушения нормального сна очень часто происходят по вине родителей, которые не выполняют элементарных требований по созданию максимально комфортных условий для отдыха своего малютки:
- ежедневное укладывание в одни и те же часы;
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- спокойная атмосфера в доме;
- активное времяпровождение во время бодрствования, которое должно быть заранее спланировано взрослыми.
Кроме того, иногда малыш не хочет ложиться спать, поскольку его оторвали от любимого занятия, он боится темноты, еще не устал или попросту не понимает, почему его заставляют идти в кровать, когда взрослые продолжают заниматься своими делами. В некоторых случаях протест означает попытку ребенка манипулировать родителями, и нужно уметь отличать такие признаки от обычного детского упрямства и простого нежелания.
Психологи рекомендуют укладывать кроху, как только замечены первые признаки усталости, выражающиеся в сосании пальцев, зевоте, вялости, замедленных действиях, иногда в повышенной раздражительности.
Организовывая нормальный сон малыша, родители должны быть в курсе, что существуют некоторые нюансы даже при правильно установленном распорядке. В летнее время практически все дети спят меньше и могут вставать раньше, чем в зимний период. Также повлиять на качество отдыха может сильное утомление или перевозбуждение – длительная поездка, посещение гостей, театра, празднование дня рождения домочадца.
Режим и рацион питания
В два года дети питаются 4-5 раз в день, малыши на грудном вскармливании все еще могут просить грудь в ночное время, но случается это все реже или в силу привычки держать во рту мамину грудь. В этом возрасте их уже можно смело отучать от этого.
Режим дня ребенка в 2 года предусматривает такие приемы пищи, как завтрак, полдник, обед и ужин, в общем, все как у взрослых:
- Завтракать кроха может через полтора часа после пробуждения, утренние блюда должны быть полезными и сытными, включать все важные компоненты – белки, углеводы, пищевые волокна, улучшающие работу пищеварительной системы и предупреждающие расстройство кишечника. Лучшее решение – сухарики с чаем, омлет или вареные яйца, каша на молоке или воде. Желательно, чтобы до обеда ребенок как можно меньше перекусывал, можно дать ему попить сока или водички.
- На обед, обычно, готовят суп на овощном или мясном бульоне, мясо или рыбу, гарнир из тушеных, вареных овощей. Необходимо правильно спланировать время обеда, так как, спустя час, в большинстве случаев, следует дневной отдых ребенка.
- Во время полдника не рекомендуется кормить малыша трудноусвояемой пищей, еда должна быть легкой, поскольку уже через пару часов предстоит сытный ужин. Можно использовать натуральный йогурт, творожок с кусочками фруктов, сухое печенье со стаканом кефира.
- Ко времени ужина дети успевают проголодаться, и должны покушать плотно. Мама может предложить ребенку пюре из картофеля, кашу, запеченные или тушеные овощи.
Некоторые дети, как груднички, так и малыши на искусственном вскармливании, могут не съедать даваемые им порции – если нет признаков плохого самочувствия, скорее всего, им требуется меньшее количество пищи, но порою это связано с тем, что родители позволяют ребенку есть в перерывах между кормлениями, это и становится причиной недоедания.
Особенно вредны для малышей конфеты, шоколад, пирожные, которые им в этом возрасте противопоказаны.
Конечно, детский рацион должен быть составлен с учетом вкусовых пристрастий крохи, но в него в обязательном порядке должны входить крупы, молочные и кисломолочные изделия, фрукты, ягоды и овощи, рыбная и мясная продукция.
Детская физкультура и активные прогулки
В два года кроха умеет самостоятельно наклоняться, приседать и ходить. Хорошо понимает, что от него требуется, если мама с папой его о чем-нибудь попросят. Он уже пользуется кружкой, ложкой, не забывает проситься на горшок, умеет самостоятельно надевать и снимать верхнюю одежду, рубашки, майки.
Ежедневная гимнастика поможет малышу быстрее расти, развивать мышечную силу, ловкость, становиться более выносливым, долго сохранять бодрость. Физические упражнения для достижения этой цели весьма просты и незатейливы, несмотря на огромную пользу, которую они приносят:
- малыш может бросать и ловить мяч, подбрасывать его ручками, пинать, толкать;
- делать упражнение «велосипед», лежа на спинке;
- ходить, высоко поднимая коленки, прыгать, танцевать, приседать и наклоняться под ритмичную музыку;
- ходить по комнате «гусиными» шажками.
Для развития равновесия карапузу можно предложить пройти по узкой дощечке, полосе плотного картона или между расположенными параллельно веревочками. Чтобы дети приобрели правильную походку и потренировали мускулатуру ног, им необходима ходьба с препятствиями, для этого на пол кладут игрушки, невысокие коробки и другие предметы, а кроха переступает через них. В двухлетнем возрасте малышам полезно ходить на четвереньках, собирать кубики, наклоняясь к каждому из них. Им уже можно играть в футбол – катать мяч ногами, это, помимо укрепления мышц, развивает их координацию.
Очень важно гулять с малышом ежедневно по несколько часов, даже если на улице прохладно или идет небольшой дождь. Как говорится, нет плохой погоды, была бы подходящая одежда, а в отношении ребенка, это необходимое условие. Это не значит, что его нужно сильно укутывать – вспотев, он быстрее простудится, достаточно позаботиться о нескольких слоях одежды из разных натуральных материалов. При серьезной непогоде, конечно, не стоит насильно тащить ребенка гулять — можно подышать свежим воздухом на балконе или просто проветрить комнату.
Необходимо, чтобы у ребенка не мерзли ручки и ножки, в доме обязательно должна быть сменная обувь, которую нужно просушивать каждый раз после прогулок во время ненастной погоды. Если на улице холодно, допускается гулять один раз в день, в утреннее время. Прогулки должны быть активными, теперь движение – неотъемлемая часть жизни ребенка, поэтому на свежем воздухе он должен двигаться.
Часы бодрствования у малыша в двухлетнем возрасте становятся все более активными, поэтому ежедневная личная гигиена ему необходима. Она заключается в регулярном умывании, подмывании и купании, чистке зубов, остригании ногтей, которые могут быть рассадником болезнетворных микроорганизмов, если малютка часто играет в песочнице. Кое-что ребенок уже может делать самостоятельно, а в остальном уход за ним остается в обязанностях родителей.
Игры-уроки для всестороннего развития
Произношение и запоминание самых простых слов малыш уже постиг и продолжает совершенствовать свои речевые навыки, теперь его речь состоит из многословных фраз и предложений. Словарный запас его и так уже не мал – у разных детей он может быть от 50 до 300 слов, но есть феномены, которые знают уже около полутора тысяч слов. Если в данный момент родители будут много общаться с малюткой, читать ему прозу, стихотворения, обсуждать разные события, лексикон его может значительно расшириться.
Интеллектуальному развитию будут способствовать следующие занятия:
- игра с конструктором, пазлами, кубиками, мозаиками, сборка пирамидок;
- рисование и закрашивание простых картинок, создание собственных полотен с помощью мелков, пальчиковых и обыкновенных красок на бумаге;
- уроки музыки и пения;
- лепка из пластилина, полимерной глины, обычного теста.
Просто веселые интересные игры также нужны ребенку, ведь они будят его фантазию, заставляют подражать взрослым и копировать их манеру поведения, получать навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни. Это ролевые игры с куклами, пупсами, машинками, создание собственных декораций для проигрывания житейских ситуаций, имитирование различных профессий.
Для детей этого возраста уже интересны специальные наборы – врача, продавца, строителя. Они очень серьезно, а главное забавно, вживаются в каждый образ, примеряют на себя самые разные роли и ситуации. Так малыши учатся моделировать свои действия, принимать решения, проявлять свой характер.
Режим дня ребенка в 2 года является основой для выстраивания суток пока еще маленького, но быстро взрослеющего малыша, которому, помимо позитивного настроя, игр и развлечений, нужна дисциплина, заставляющая его привыкать к нормальному ритму жизни. Очень скоро, умея организовывать свои действия, кроха безболезненно перейдет на новый и важный этап – посещение детского сада.
Режим дня ребенка в 2 года
Малышу исполнилось 2 года. Он уже очень смышленый и более самостоятельный, точно знает, чего хочет, может быть своенравным и упрямым. Часто в этом возрасте происходят ложные отказы от дневного сна, а уложить спать двухлетнего ребенка становится все труднее.
Особенности возраста
На 2 году жизни ребенок уже многое умеет и может что-то сказать, заявить о себе, выразить намерение или протест. Ребенок осознает, где находится он, а где остальные – мама, папа, родные и другие люди.
В силу особенностей развития мышления ребенок в этом возрасте еще не способен понять точку зрения другого. Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже назвал это явление эгоцентрическим мышлением. Ребенок уверен, что окружающие воспринимают мир точно так же, как и он сам. Если малышу что-то не нравится, а мир не делает моментально то, что он хочет, это вызывает у него бурную негативную реакцию.
В возрасте двух лет ребенок уже может усвоить несколько несложных правил. Правила нужны любому ребенку для того, чтобы он ориентировался в мире, начинал осознавать, что можно, а что нет, «что такое хорошо, а что такое плохо». Малыш усвоит правила при условии, если родители сами их соблюдают, действуют последовательно и предсказуемо.
Правила и границы важны и в отношении сна. Ритуалы перед сном и соблюдение режима дня – примеры таких правил.
Особенности сна двухлеток
В двухлетнем возрасте норма сна составляет около 13 часов в сутки, из них:
— 11 часов приходятся на ночное время
— 2 часа – на время дневного сна.
В этом возрасте дети могут спать днем до 2,5-3 часов. В этом случае количество ночного сна может сократиться — могут появиться очень ранние подъемы или ночные «гуляния». Если вы столкнулись с «ночными гуляниями» — малыш по ночам просыпается и играет или требует вашего внимания и никак не засыпает, есть смысл сокращать дневной сон. Ребенок здоров, но спит более 2-х часов днем? Чтобы это не повлияло на ночной сон — создайте условия для пробуждения днем – откройте шторы, добавьте бытовых шумов.
Особенностью режима дня двухлеток является ложный отказ от дневного сна.
Но физиологически ребенок еще не способен выдерживать время бодрствования длиной в целый день. Оптимальное время бодрствования в двухлетнем возрасте составляет 5 – 5,5 часов. Поэтому очень важно сохранить дневной сон.
Причины ложного отказа от дневного сна:
— недосып
— отсутствие режима
— плохая подготовка ко сну
— нет сформированных правил для малыша на сон
Примеры, как работают правила
В возрасте 2-х лет ребенок в «тестирует» родителей «на прочность», ищет границы дозволенного. Особенно в тех моментах, когда это касается сна. Ведь бодрствовать гораздо интереснее, чем спать! Он может ныть, капризничать и просить. Делать все, чтобы не спать.
Если родители соглашаются и позволяют ребенку вместо сна пойти играть или смотреть мультики, ребенок получает информацию о том, что правило «днем нужно спать» ненадежно и его можно нарушать.
Смотреть мультики для ребенка гораздо интереснее, поэтому в следующий раз он будет воспроизводить ту схему поведения, которая помогла ему добиться желаемого. Пример, малыш сопротивлялся, плакал и не хотел находиться в кроватке, а мама или папа забрали его оттуда и посадили за мультик или дали игрушек, у него сформируется ассоциативная логическая цепочка – чтобы получить желаемое, нужно сопротивляться и плакать. Так родители невольно закрепляют плач, протесты и отказы от сна.
Чтобы этого избежать, важно формировать четкие правила и самим их соблюдать обязательно!
Например:
- время «тихого часа» обязательно каждый день
- ребенок минимум 1 час должен находиться в своей кроватке
- малыш в пижамке, подготовленный ко сну
- в комнате тишина, без мультиков, игрушек и активных игр
- шторы закрыты
- родитель может находиться рядом, если ребенок еще не обучен навыку самостоятельного засыпания
Для ребенка в 2 года сложно усвоить слишком много правил. Не путайте ребенка, 3-4 правила достаточно. Это могут быть:
— правила, как происходит отход ко сну,
— правила, касающиеся организации времени бодрствования (например, помогать маме убирать игрушки),
— правила о том, что после еды обязательно нужно чистить зубы
Режим питания
В этом возрасте ребенок уже полностью переходит на общий стол. Грудное вскармливание может сохраняться по желанию мамы, но физиологической потребности в нем уже нет.
Режим питания ребенка в 2 года может выглядеть так:
— завтрак около 8 утра,
— второй завтрак/перекус около 10 утра,
— обед около 12 часов,
— ужин около 18:30.
Это примерный порядок питания, в каждом случае он формируется индивидуально, исходя из потребностей малыша и общего распорядка семьи.
Любая еда (каша, молоко, кефир) непосредственно перед сном или во время ночных пробуждений может негативно влиять на здоровье малыша:
- может сформироваться негативная ассоциация на сон — той ассоциацией, без которой ребенок не может уснуть вечером и при краткосрочных пробуждениях ночью
- пищеварительной системе тоже нужен отдых и еда ночью негативно влияет на аппетит днем
- вся еда предлагается до чистки зубов, чтобы не способствовать формированию кариеса и негативных привычек со сном.
Пример режима дня для ребенка в 2 года
Самое важное при формировании режима дня ребенка — это соблюдение времени бодрствования, а также распределении приемов пищи и снов.
То, как ребенок проводит время бодрствования влияет на его сон. Нагрузка должна быть достаточной и насыщенной, чтобы накопить нужную усталость. Лучше, если наибольшая физическая и умственная активность будет организована в первую половину дня до сна. Для второй половины дня подойдут более спокойные игры и виды активности.
Примерный режим дня для ребенка 2-х лет:
Время | Действие |
7.00 | Подъём, кормление |
7.15 | Ритуалы на пробуждение |
7.35 | Подготовка к завтраку, ребенок помогает |
8.00 | Завтрак |
8.25 | Самостоятельная игра |
8.55 | Совместные активные игры |
9.30 | Прогулка |
11.15 | Спокойные развивающие игры, чтение, массаж |
11.45 | Подготовка к обеду, ребенок помогает |
12.00 — 12.30 | Обед, ритуалы на засыпание |
12.30 — 13.00 | Начало дневного сна |
15.00 | Пробуждение, ритуалы, полдник |
15.30 | Совместные активные игры |
16.00 | Самостоятельная игра |
16.30 | Прогулка |
17.00 | Спокойные развивающие игры, чтение, массаж |
17.30 | Подготовка к ужину, ребенок помогает |
18.00 | Ужин |
18.30 | Купание |
18.30 — 19.00 | Ритуалы подготовки ко сну |
19.00 — 19.30 | Начало ночного сна |
Время бодрствования
Часто родители спрашивают, как можно организовать досуг ребенка, чтобы это было полезно и интересно для него и при этом не переутомляло бы его?В возрасте 2-х лет ребенок может испытать страх разлуки с мамой. Поэтому важно укреплять привязанность, находиться в контакте с ребенком, поддерживать его возрастающую самостоятельность во время бодрствования.
Самостоятельность днем имеет прямое отражение на самостоятельность при засыпании и продлении сна. Старайтесь не делать за малыша то, с чем он уже может справиться сам.
Привязанность на втором и третьем году укрепляется в формате взаимодействия с мамой и общей деятельности. Любые игры на коврике, игры с пальчиковыми красками, с пластилином, освоение детских музыкальных инструментов, чтение книг.
Деятельность может быть совершенно разной, но самое важное для развития малыша – это заинтересованность в ней и ребенка, и мамы. Поэтому важно выбирать такие игры, такую деятельность, которая интересна и маме. Так взаимодействие с малышом будет качественным, глубоким и ресурсным. Если маме не нравится играть в кубики – вовсе не обязательно делать это «через силу», можно пойти на кухню и дать ребенку пластиковые стаканчики и кастрюльки, пока мама рядом готовит обед. Форматов проведения времени бодрствования очень много, главное здесь найти баланс и компромисс между потребностями малыша и интересом мамы. Так чтобы мама и малыш могли строить, лепить, готовить, создавать что-то новое и удивительное вместе и с удовольствием!
Правильный режим дня ребенка в 2 года
Существует множество профессий и видов деятельности, но одна из самых сложных в мире – работа мамой. Воспитание и уход за ребенком требует полной самоотдачи. В течение дня маме предстоит не раз накормить ребенка, сопроводить на прогулку, провести разнообразные гигиенические процедуры. При этом большинство женщин в декрете выполняют работу по дому и мечтают о личном времени. Как все успеть? Выручит планирование. Предлагаем вашему вниманию примерный режим дня ребенка в 2 года.
Режим – что это и для чего он нужен?
Каждая сознательная мама знает, что двухлетнего малыша необходимо покормить 3-5 раз в день, сводить на прогулку и уложить поспать днем. Если выполнять все эти действия бессистемно, совсем нетрудно запутаться. Хотите все успевать и сохранять спокойствие? Составьте режим дня ребенка в 2 года, если вы не использовали планирование ранее. Речь идет об организованной последовательности действий в течение суток. Полезен режим дня и для самого ребенка. Дети, живущие «по правилам», растут более спокойными, организованными. У таких малышей нет проблем с аппетитом, ранним подъемом и со своевременным отходом ко сну. Если соблюдать режим с раннего детства, ребенок благополучно адаптируется к детскому саду, а затем и к школе.
Примерный план действий
Дневной распорядок для ребенка должен основываться на его потребностях. В два года у большинства детей нет проблем со сном. Малыш спит ночью около 10 часов, просыпается только в особых случаях. Дневной сон очень важен для полноценного развития ребенка. В два года достаточно укладывать малыша на 1,5-2 часа в середине дня.
Можете прямо сейчас взять лист бумаги и попробовать набросать примерный режим дня для собственного сына или дочери.
Оптимальным временем пробуждения для двухлеток считается 7.00-8.00 утра. Соответственно, и спать следует укладывать малыша не позже 22.00. Если вы не планируете отдавать ребенка в детский садик, подъем можно перенести на 8.00-9.00. Но учтите, что и время отхода ко сну сдвинется на час в этом случае.
В два года малыш питается с взрослого стола, рекомендуется делить дневной рацион на три основные трапезы и две дополнительные. Помимо завтрака, обеда и ужина внесите в свой дневной план полдник и второй ужин. Во время таких перекусов уместны молочные и кисломолочные продукты с печеньем, фрукты и другие полезные закуски.
Консервативные педиатры и педагоги рекомендуют ежедневно гулять на свежем воздухе не менее 2 раз в день по два часа. Современным мамам непросто следовать этому правилу круглогодично. Попробуйте приучить себя выходить на прогулку с малышом дважды в день примерно на час при благоприятных погодных условиях.
Какие еще пункты должен содержать режим дня ребенка в 2 года? Оставшееся время постарайтесь равномерно распределить между развивающими занятиями (творческими, спортивными и музыкальными) и играми.
Режим дня для ребенка 2 лет дома: образец
Предлагаем вашему вниманию примерный дневной распорядок для ребенка двух-трех лет. В этом плане присутствуют все необходимые малышу процедуры и виды активностей. И все же режим дня индивидуален и неповторим у каждой семьи. На основе образца вы с легкостью сможете составить собственный план, не забыв ничего важного.
- 8.00. Подъем.
- 8.00. Утренние гигиенические процедуры, зарядка.
- 8.30. Завтрак.
- 9.00. Развивающие занятия/игры.
- 10.00. Прогулка.
- 11.30. Игры.
- 12.00. Обед.
- 12.30. Подготовка к дневному сну.
- 13.00. Сон.
- 15.00. Развивающие занятия/игры.
- 16.30. Перекус (полдник).
- 17.00. Прогулка.
- 19.00. Семейный ужин.
- 19.30. Развивающие занятия/игры.
- 21.00. Вечерние гигиенические процедуры, ритуал отхода ко сну.
- 22.00. Сон.
Многим современным мамам подобный дневной планинг может показаться слишком скучным и «правильным». Где свободное время для родителей, спросите вы. Неужели все время, пока ребенок не занят «обязательными» делами, его нужно развлекать и развивать? Пункт «Развивающие занятия/игры» предполагает совместную с мамой или одиночную игру ребенка или творческое занятие. В предложенном образце в течение дня предлагается только три выделенных временных промежутка для данного типа активности. Один из них можно посвятить рисованию, второй – игре с конструктором и другими игрушками, третий – занятию по развивающему пособию. Если на игровую и познавательную активность выделяется целый час или больший временной промежуток, предложите малышу несколько видов деятельности. Пускай первые 10-20 минут ребенок играет самостоятельно, затем к процессу присоединится мама, а после можно вместе узнать что-то новое.
С чего начинается утро?
Даже если вы составили режим дня ребенка 2 лет по часам, не спешите превращать свою квартиру в армейскую казарму. Малыш, не посещающий детский сад, вовсе не обязан вставать по будильнику. Пускай он проснется на 20 минут позже запланированного времени или на час раньше. Уложиться в сроки можно будет, сократив время прогулки или «свободные» часы для игр. После пробуждения следует умыться и одеться. Затем самое время сделать простую зарядку, после чего в хорошем настроении можно отправляться завтракать. Предложите подкрепившемуся малышу немного поиграть. Сразу после завтрака многие мамы предпочитают некоторое время уделить себе или выполнению домашних дел. Продуктивные утренние часы можно потратить и на развивающие занятия. Если на лице хорошая погода, отдохнув дома после завтрака, смело собирайтесь гулять.
Прогулка, обед и сон
Свежий воздух и физическая активность необходимы для гармоничного развития ребенка. Выбирайте для прогулок удобную одежду по сезону. Чем занять ребенка на улице? Сочетайте пребывание на детской площадке с познавательной деятельностью. Рассказывайте о смене времен года и обращайте внимание ребенка на окружающий мир.
После улицы самое время переодеться и пообедать. Если время позволяет, можно немного поиграть. Затем следует готовиться к дневному сну. Старайтесь кормить малыша и укладывать спать примерно в одно время. Режим дня ребенка в 2 года должен быть построен таким образом, чтобы он не переутомлялся и не испытывал чувства голода.
Дело к вечеру…
Чем заняться после пробуждения? Дневной сон позволяет ребенку отдохнуть и набраться сил для новых побед и открытий. Вечером малыш может поиграть, позаниматься каким-то творчеством вместе с мамой, сходить погулять и пообщаться с членами семьи, вернувшимися с работы. Не забудьте покормить ребенка полдником и ужином. Последний из основных приемов пищи следует устраивать не позднее, чем за 2 часа до сна. После него можно организовать еще один перекус, во время которого предложите малышу йогурт, какао или кефир с булочкой. Режим дня и питания ребенка 2 лет должен соответствовать его потребностям. Не стоит насильно кормить детей, не желающих обильно ужинать, но и голодным оставлять малыша вечером нельзя.
Отход ко сну вовремя
Вечерние ритуалы – это определенная последовательность действий, выполняющаяся ежедневно. Многим детям сложно быстро успокоиться перед сном. Но если правильно организовать отход ко сну, проблем с этим не возникнет. Готовиться к ночному отдыху следует примерно за час-полтора. Попросите ребенка убрать на место все игрушки. Обязательные составляющие вечернего ритуала отхода ко сну – гигиенические процедуры и укладывание малыша в постель. Многие дети с удовольствием купаются в ванне, полной воды. После водных процедур можно надеть пижаму и отправляться в кровать. Популярнейшая часть вечернего ритуала – чтение перед сном. Какой бы распорядок и режим дня у ребенка 2 лет ни был, постарайтесь внести в него эту замечательную традицию.
Секреты правильного составления режима дня
Ежедневное планирование – это важная составляющая воспитания. Если ребенок часто капризничает «без повода» или требует к себе постоянного внимания, следует задуматься, чем он занят весь день. Грамотное распределение физических и психоэмоциональных нагрузок в течение времени бодрствования – залог хорошего настроения и самочувствия малыша. Как же составить правильный режим дня для ребенка 2 лет? Зафиксируйте точное время для приемов пищи и сна. Все временные промежутки между этими пунктами распределяйте на активные и пассивные игры, гимнастику и интеллектуальные занятия. Будьте готовы к тому, что ежедневно вы будете отступать от намеченного плана. Никогда не заставляйте ребенка делать что-то против его желания.
Как приучить ребенка к распорядку дня?
Если примерный режим дня ребенка в 2 года у вас составлен, самое время начать ему следовать. Рассказывайте малышу последовательность запланированных действий. Если ранее вы не придерживались каких-то планов, будьте готовы к тому, что на первых порах ребенок может активно сопротивляться такому нововведению. Старайтесь мягко и ненавязчиво управлять вниманием малыша. Чем меньше детям лет, тем легче они приучаются к чему-то новому. Чем раньше вы введете режим дня, тем проще будет его соблюдать. Можно сделать большой плакат с картинками, изображающими последовательность занятий в течение дня. Повесьте свое произведение на видное место, и пусть оно будет наглядным напоминанием для малыша.
Распорядок – от слова «порядок»
Само определение «режим дня» многим продвинутым мамам кажется скучным и устаревшим. Где в дневном планинге походы в гости к друзьям и посещение развивающих центров, а также прочие мероприятия, «не помещающиеся» в отведенные для прогулки 2 часа? На самом деле, какой режим дня у ребенка 2 лет будет, решать только маме. Соответственно, если ребенок регулярно посещает какие-то занятия, их можно смело вносить в дневной распорядок. Что касается развлечений – не стоит от них отказываться. Если вы идете в кукольный театр, в гости или в зоопарк – корректируйте режим. Не забудьте только вовремя покормить малыша и, если это возможно, уложите его поспать днем.
Польза и удовольствие от общего режима дня мамы и малыша
Стать спокойней и организованней и самой маме поможет режим дня ребенка в 2 года. Комаровский – педиатр высшей категории — советует организовывать правильный распорядок для малыша для спокойствия родителей. И это не шутка! Приучив ребенка к определенной последовательности действий в течение дня, мама всегда будет знать заранее, что ей нужно успеть. Малыш же будет вести себя спокойней и не станет спорить с родителями и капризничать без повода. Режим дня полезен каждой семье. Попробуйте жить «по плану» — и вы поймете, насколько это удобно!
От кого зависит режим дня?. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс
Тема: Человек разумный – часть природыУрок: От кого зависит режим дня
Мы уже говорили о режиме питания и его важности, а теперь давайте поговорим о режиме всего дня. Очень важно уметь распределять все свои дела в течение дня.
Природа создала все условия для долгой жизни на земле, но есть одно условие, которое можешь выполнить только ты: это режим дня.
Давайте попробуем составить режим дня для девочки Маши.
Рис. 1. Маша
В сутках 24 часа. Из них 10 часов она спит.
Рис. 2. Маша спит (Источник)
Остается 14 часов, в которые поместятся все ее дела. Основная занятость Маши — в школе. Это уроки и выполнение домашнего задания. Во время уроков человек много сидит и напрягает зрение.
Рис. 3. На уроке (Источник)
От этого устает спина и глаза. Им требуется отдых, а лучший отдых после спокойного занятия – спортивные игры или физический труд. Не зря ведь в школе уроки чередуются с переменами. Есть физкультминутки во время занятий, а также уроки физкультуры. Все это делается для того, чтобы сберечь здоровье и дать организму отдохнуть.
Рис. 4. Урок физкультуры (Источник)
Рассмотрим основные моменты рабочего режима дня Маши. Маша встает в 7 часов утра и делает зарядку.
Рис. 5. Маша встает и делает зарядку (Источник)
В 7.15 Маша умывается, завтракает и уходит в школу.
Рис. 6. Маша умывается, завтракает и уходит в школу
В 8.30 начинаются школьные занятия, где умственный труд чередуется с физическим. После уроков Маша обедает и идет гулять с друзьями или на кружок.
Рис. 7. После уроков
Затем она приходит домой, полдничает и садится делать уроки.
Рис. 8. Маша полдничает и делает уроки
После этого Маша может отдохнуть и поиграть. Потом Маша ужинает и моет посуду, собирается в школу, умывается и ложится спать.
Рис. 9. Маша ужинает и моет посуду
Рис. 10. Маша собирается в школу, умывается и ложится спать
Конечно, режим дня может меняться в зависимости от дел, которые запланировала Маша. Чтобы быть весь день энергичной, нужно постоянно менять свою деятельность.
Рассмотрите картинки и подумайте, где правила сохранения здоровья нарушаются?
Рис. 11. Иллюстрация 1 к заданию
Вы заметили, что девочка кушает с котенком из одной тарелки. Этого делать нельзя, иначе может пострадать ваше здоровье. У котенка должна быть своя отдельная тарелка для еды.
Рис. 12. Иллюстрация 2 к заданию
На картинке девочка делает уроки в 9 часов вечера, а в это время дети должны ложиться спать, иначе будет очень трудно встать утром и идти в школу.
Рис. 13. Иллюстрация 3 к заданию
Мальчик сидит на ковре перед телевизором и ест. Здесь много нарушений. Во-первых, нельзя так близко сидеть у телевизора, будут болеть глаза и спина. Во-вторых, ребенок ест и смотрит телевизор одновременно, а это вредно для здоровья. В-третьих, на часах 10 часов вечера, а в это время дети уже должны спать, чтобы хорошо выспаться, а есть в последний раз нужно за 2 часа до сна.
Есть простые правила, которые помогут сохранить вам свое здоровье:
1. Все нужно делать вовремя: вставать, делать зарядку, обедать, гулять, ложиться спать.
2. Нужно дружить с солнцем, водой и воздухом, закаляться.
3. Соблюдать правила личной гигиены.
Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной!
Утром бег и душ бодрящий,
Как у взрослых, настоящий!
На ночь – окна открывать.
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет…
Не послушались, болеют.
Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать,
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
Погодите, ой, ё, ой!
Крепким стать нельзя мгновенно.
Закаляйтесь по-сте-пен-но!
Главное в закаливании – это постепенность и постоянность. Такие процедуры нужно проводить каждый день и обязательно включать в свой режим дня.
Рис. 14. Закаливание (Источник)
Для сохранения здоровья важно следить за тем, чтобы организм вовремя получал сон, питание, умственную и физическую нагрузку. Конечно, нужно не забывать играть с друзьями, ходить гулять, читать интересные книги. Чтобы все это успеть, соблюдайте режим дня.
Список рекомендованной литературы
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
- Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Центр образования (Источник).
- Здоровейка.Ру (Источник).
- Советский морж (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Составь свой личный режим дня и придерживайся его хотя бы неделю. Насколько изменился твой обычный день? Какие изменения ты почувствовал в себе?
- Проводишь ли ты мероприятия по закаливанию своего организма? Поговори об этом со взрослыми, чтобы они помогли тебе с закаливанием.
Режим дня ребенка в 2 года
Давайте поговорим о режиме дня ребенка от 6 мес до 2,5 лет. Важно знать, что уже с возраста 6 месяцев вы можете потихоньку формировать режим дня у малыша.
Многих родителей пугает слово “режим”. Но дети любят распорядок и быстро привыкают к режиму. Дети вообще любят предсказуемость в распрядке дня, это их успокаивает, дает чувство безопасности. Детский сон будет спокойнее, если он организован в привычное время и в привычном порядке.
Примерно до 3-х месяцев режима у детей практически нет, и до 6-ти месяцев наблюдается небольшой хаос. Но с полугода мы рекомендуем определить оптимальный режим малыша и стараться максимально придерживаться его. Это залог спокойного и качественного сна вашего ребенка.
Что такое режим?
Под режимом мы понимаем смену сна и бодрствования в течение суток. Режим малышей от 6 месяцев привязан к часам, режим более младших малышей формируется по признакам усталости.
В распорядке дня должно быть зафиксировано:
- время подъема утром
- время активного и спокойного бодрствования
- дневной сон
- прогулки
- приемы пищи
- подготовку ко сну
- ночной сон
Очень важно найти комфортный режим для вашего малыша. Обратите внимание, что все нормы и рекомендованные режимы даны для ориентира. Они не могут учитывать индивидуальные особенности ребенка, нагрузку и темперамент.
Очень важно корректировать режим вместе с ростом ребенка. Малыш взрослеет – он может выдерживать более длительные промежутки активности (время бодрствования), а сна становиться все меньше. Задача мамы – наблюдать изменения и вовремя корректировать распорядок дня.
Как подобрать оптимальный режим для ребенка?
Для того, чтобы подобрать оптимальный режим важно вести наблюдения за ребенком и дневник сна, проанализировать ситуацию и сравнить ее с нормами. Все важные шаги для анализа и корректировки режима вы найдете в нашей статье.
1. Проанализируйте, как проходит ваш день с ребенком
Проверьте, чтобы малыш не испытывал недостатка сна, а режим сна и бодрствования ему подходил. Если распорядок дня не комфортен малышу, даже при правильных действиях вы увидите долгое засыпание или протесты при попытке уснуть самому.
Мы подготовили чек-бокс из 8 пунктов, по которым вы легко проверите, подходит ли режим ребенку:
- Малыш высыпает норму ночного сна? ДА/НЕТ
- Количество дневных снов соответствует возрасту? ДА/НЕТ
- Длительность одного дневного сна не менее 40 минут (для малышей старше 3-х месяцев) ДА/НЕТ
- Малыш выдерживает время бодрствования (ВБ) в соответствии со средними значениями для этого возраста ДА/НЕТ
- Вечернее засыпание попадает на «окно сна» малыша ДА/НЕТ
- У малыша ровное настроение в течение дня, он не капризничает без видимой причины ДА/НЕТ
- Малышу нужно на засыпание в среднем 15-20 минут ДА/НЕТ
- В режим включены:
- активное бодрствование ДА/НЕТ
- спокойное бодрствование ДА/НЕТ
- ритуалы перед сном ДА/НЕТ
Проанализируйте ситуацию. Если хотя бы по одному пункту вы ответили НЕТ, стоит поработать над распорядком. Если нужны будут подсказки, как это сделать, присоединяйтесь к онлайн-курсу, или возьмите разовую консультацию. Этого хватит, чтобы обсудить проблемы режима или, например, перейти на меньшее количество снов без ущерба для самочувствия малыша.
2. Обязательные элементы режима дня ребенка от 6 мес до 2,5 лет
Если вы пришли к выводу, что некоторые признаки неподходящего режима дня присутствуют, то пора начать трансформацию уже сложившихся привычек и приблизиться к рекомендованному распорядку дня.
Какие общие черты мы видим в режиме всех детей в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет?
- все дети должны иметь полноценный ночной сон, средняя продолжительность которого составляет одиннадцать часов
- так называемые биологические часы детей настроены на начало дня и активного бодрствования с 7:00-7:30 утра
- суммарное время дневных снов в среднем должно составлять от трех с половиной часов в шесть месяцев до двух часов в два года.
Таким образом, мы приходим к достаточно легкой арифметической задаче: «Если дети должны вставать в семь часов утра, а спать они должны одиннадцать – двенадцать часов ночью, то когда же вечером стоит укладывать наших малышей?»
Ответ прост: “наиболее подходящее время для начала ночного сна находится в промежутке от 19:00 до 20:00, в это время ребенок уже должен спать.
Итак, время пробуждения 7:00-7:30, отбой в 19:00-20:00.
3. Дневной сон в режиме
Качество и количество дневного сна влияет на ночной сон. Поэтому дневной сон – очень важная составляющая режима малыша.
- У 6-ти месячного ребёнка в распорядке дня присутствуют 2 полноценных или 3 коротких дневных сна
- Начиная с 7 – 8 месяцев третий сон плавно уходит. Плавность заключается в том, что в зависимости от продолжительности и качества первых 2-х снов иногда нужен и 3-ий сон, чтобы ребенок имел возможность дотянуть до ночного сна, а в какой-то день этот дополнительный сон не требуется.
- После 15 месяцев уходит 2-ой дневной сон. Не торопитесь раньше избавиться от второго сна, он необходим большинству детей до указанного возраста, чтобы нервная система могла отдыхать. При соблюдении распорядка дня с двумя снами дети чувствуют себя гораздо лучше .
- Самое главное правило состоит в том, что никогда не стоит организовывать 3-ий сон позже 16:30. Если ребенок капризничает, то лучше его раньше уложить на ночной сон, примерно в 18:30.
Не забывайте, что с взрослением ребенка время бодрствования между первым и вторым сном немного увеличивается. Утренний сон при этом остается примерно на неизменном месте.
В целом, старайтесь придерживаться рамок:
- утренний сон начинается в 8.00-10.00,
- дневной сон 12.30-15.00
- временные отрезки бодрствования между дневными снами не должны быть равны друг другу.
4. Приемы пищи в режиме дня
Важным пунктом в составлении оптимального распорядка дня является гармоничное распределение приёмов пищи во время бодрствования.
При грудном вскармливании мы рекомендуем, как правило, кормить ребенка после пробуждения или в середине бодрствования, чтобы разделить в сознании ребенка процессы кормления и засыпания. При этом существует бабушкино правило, которое не лишено здравого смысла: «Хорошо спит только сытый ребёнок». Есть риск, что подрастающий ребенок, который бодрствует все больше, будет успевать проголодаться до следующего сна.
С 6-ти месяцев, по мере введения прикорма (который к 8-ми месяцам уже носит энергетический, а не ознакомительный, характер) становится важно ежедневно соблюдать режим, чтобы организм ребенка настроился на определенную последовательность действий.
Кроме времени снов желательно зафиксировать время кормлений, их пять: завтрак, обед, ужин, полдник и второй завтрак (последние два являются перекусами). При этом завтрак и обед логично организовывать перед дневными снами, второй завтрак и полдник – после пробуждения с дневных снов. Ужин мы рекомендуем устраивать достаточно рано – за 1,5 -2 часа до сна, т.е. примерно в 17-18 часов. Кроме ужина большинству детей первого года жизни требуется кормление непосредственно перед укладыванием в кровать.
После года уходит прямая зависимость между качеством сна и количеством съеденного непосредственно перед сном, поэтому стоит начать организовывать паузу между последним приемом пищи и сном, чтобы с гордостью отмечать, что вы с ребенком делаете первые шаги к здоровому образу жизни.
Корректировка режима
Если вы начали корректировку распорядка дня – то не делайте резких скачков, меняйте режим постепенно, начиная с вечернего укладывания, с шагом по 15-20 минут. И наблюдайте за рекацией ребенка на изменения в течение 3-х дней. Зафиксируйте время утреннего пробуждения — не продлевайте сон после 7.30 утра или будите малыша, если он спит слишком долго. Сон после 7:30 утра сбивает весь распорядок дня. Помните, что ранние пробуждения – это подъемы до 6 утра. Их желательно продлевать. А комфортное время подъема по биоритмам ребенка с 6 до 7:30 утра.
Пример, ребенок засыпает в 22:00, а просыпается в 9:00. В течение первых 3-х дней подъем начинайте на 15-30 минут раньше, чем обычно. Если будите малыша утром в 8.30-8.45, то организуйте дневные сны в соответствии с комфортным ВБ для ребенка в этом возрасте, ориентируясь на признаки усталости. И ночной сон в таком случае планируйте в 21:30-21:45. Следующие 3 дня: подъем 8:00-8:15, вечернее укладывание около 21:00-21:15. И т.д. В идеале двигаемся к подъему в 7-7:30 и укладыванию на ночь в 19:30-20:30.
Режим дня – самое главное:
- ДЕТИ ЛЮБЯТ РЕЖИМ, их успокаивает предсказуемость
- До 6 месяцев о режиме говорить нельзя, но 6-ти месяцев важно определить оптимальный режим
- Ранний режим – самый идеальный режим для детей: подъем в 7:30; отбой 19-20.30
- Режим питания включается с введением прикорма
- Важно соблюдать время бодрствования
- Режим должен корректироваться по мере взросления малыша!
Осталось только посмотреть в глаза своему ребенку, поцеловать его пахнущую молоком щеку, набраться уверенности, повесить на видное место часы, составить и распечатать детали расписания дня малыша, чтобы в суете дел не пропустить тот момент, который подарит ребенку здоровье, крепкий сон и отличное настроение!
Режим дня ребенка 2 года по часам, Комаровский
В двухлетнем возрасте ребенок — уже маленькая личность. Если до этого возраста малыш спокойно подчинялся ритму жизни, «навязанному» мамой, то двухлетка уже может начать «качать» права и требовать уступок. Тем не менее в 2 года режим дня ребенку выстраивать нужно. На питание, сон, прогулки и игры должно быть отведено определенное время.
Питание
Чтобы у ребенка не было проблем с желудочно-кишечным трактом, необходимо кормить его строго по часам. Питание должно быть четырехразовым. Это традиционные завтрак, обед, полдник, ужин. Собственно говоря, вы уже готовите малыша к тому, как будут кормить его в детском саду.
Источник: Getty
Режим дня ребенка в 2 года важен для здоровья и развития
Если раньше кормление было по требованию, теперь придется придерживаться четких границ:
- завтрак — 08.00;
- обед — 12.00;
- полдник — 16.00;
- ужин — 19.00.
Старайтесь кормить ребенка по четкому меню. В утренний рацион хорошо включать каши, омлеты, творожные запеканки. В обед подайте небольшую порцию супа, а также горячее блюдо из мяса и гарнира. На полдник обычно предлагается легкий перекус — бутерброд с компотом или булочка с кефиром, а можно просто накормить сезонными фруктами. Ужин должен быть чуть плотнее полдника. Хорошо в это время подать салат — овощной или фруктовый. Также на вечерней трапезе уместна запеканка — творожная или картофельная.
Помните, что каждый прием пищи должен включать в себя напиток — слабозаваренный чай, компот, кисель, сок, молоко, кефир, питьевой йогурт.
Прогулки и игры
Старайтесь больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе. Для прогулок хорошо использовать время после обеда и после полдника. С двухлеткой на улице надо играть. Игры нужно чередовать — немного подвижных забав, потом спокойные развлечения. Зимой с малышом обычно гуляют 1,5-2 часа за один выход. В теплые сезоны время на прогулки можно увеличить.
Гуляйте с ребенком 1-2 раза в день.
Занимайтесь развитием ребенка в домашних условиях. Это может быть время, оставшееся после прогулок. А еще используйте полчаса времени после ужина и до подготовки ко сну. Равширяйте кругозор малыша — читайте с ним книги, изучайте кубики, играйте в развивающие игры.
Сон
Двухлетка за сутки спит два раза. Ночной сон — основной — должен составлять 10 часов — с 21.00 до 07.00. Но принебрегать дневным сном также не стоит. Для полноценного развития ребенка необходимо 2-3 ч послеобеденного сна.
Обратите внимание на комфортную среду для сна вашего малыша. Известный педиатр Евгений Комаровский советует поддерживать необходимый уровень температуры и влажности в помещении, где спит ребенок. Чтобы сон был комфортным, необходимо:
- держать температуру в пределах 18-20 градусов;
- делать регулярную влажную уборку.
Таким образом, двухлетнему ребенку нужно выстраивать четкий режим дня, который включает себя питание строго по времени, дневной и ночной сон, а также время для прогулок и развивающих игр.
Консультация (2 класс) по теме: Режим дня школьника
Режим дня школьника
Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Режим дня — это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.
Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.
При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.
В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.
Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.
Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. Лучшими считаются подвижные игры, а так же занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от склонностей ребёнка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание лишением прогулки недопустимо.
.
После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2-3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребёнка.
Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Он должен составлять 10 — 15% суточной калорийности. Обед — 40%, ужин — 20 25%. Последний должен быть более легким, чем завтрак. Это могут быть каша, творог, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7 — 10 лет суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30. Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.
Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.
Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.
Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель необходимо подбирать в соответствии с длиной тела ребенка (при длине тела до 130 см высота стола и стула должна быть соответственно 54 и 32 см при 130-145 см — 60 и 36 см, 145-160 см — 66 и 40 см, 160-175 см- 72 и 44 см, выше 175 см — 78-48 см). Стул следует задвигать под стол на 4-8 см, для книг — иметь подставку с углом наклона 15°. Стол ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на врабатывание и восстановление полученных на уроках сведений.
Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю. Без сомнения, допустимым исключением из правил может явиться ваше разрешение на просмотр интересного фильма, если данная уступка правильно понимается и оценивается достаточным прилежанием. В любом случае лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.
Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек, так и мальчиков. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы, вещей: умения готовить, убирать, стирать и т. д. Это время, когда вся семья дома за любимым делом обсуждает прошедший день. Ответственность ребёнка за вынос мусора, мытьё посуди и др., правильно понимаемая, станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи.
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты — 18°С. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну (продолжительное время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач, поздний ужин). Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг.
Если школьник занимается во вторую смену, чтобы успеть погулять перед занятиями, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вечером не следует — дневная нагрузка значительно снижает работоспособность. На помощь семье отводится один час. Дети, занимающиеся во вторую смену, завтракают и обедают дома в 8 час и 13 час соответственно, полдник получают в школе в 16 час и ужинают дома в 19.30.
Примерный режим дня школьника:
Подъем 7.30.
7.30 — 7.50 Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет
7.50 — 8.00. Утренний завтрак
8.00 — 8.10 Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе
8.30 — 13.00 Занятия в школе
13.00 — 13.30 Прогулка на свежем воздухе после занятий в школе
13.30 — 14.00 Обед
14.00-16.00 Послеобеденный отдых, сон
16.00 — 17.30 Приготовление домашнего задания
17.30 — 19.00 Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, полдник
19.00 — 20.00 Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)
20.00 — 20.30 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия — чистка одежды; обуви, умывание)
Сон 21.00
.
Режим — понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Во-вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его завтра.
СПИСОК РОДИТЕЛЬСКИХ НЕЛЬЗЯ:
— Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
— Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что такая еда ребенку нравится.
— Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
— Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
— Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
— Заставлять ребенка спать днем после уроков или лишать его этого права.
— Кричать на ребенка, в том числе при подготовке домашнего задания.
— Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
— Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашнего задания.
— Ждать маму и папу, чтобы начать делать уроки.
— Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
— Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
— Читать нравоучения ребенку перед сном.
— Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
— Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
— Не прощать ошибки и неудачи ребенка