Аффективно-респираторные приступы у детей: причины, симптомы и лечение
Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.
Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.
Почему возникают приступы?
Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы.
- игнорирование взрослыми требований ребенка;
- отсутствие внимания родителей;
- испуг;
- возбуждение;
- усталость;
- стресс;
- перегрузка впечатлениями;
- падения;
- травмы и ожоги;
- семейный скандал;
- общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.
Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.
Как это выглядит?
Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:
- Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
- «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
- «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
- Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.
Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.
Механизм развития и клиническая картина
Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.
При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.
Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.
На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».
Дыхание и эмоции
Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.
Что делать во время приступа?
Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.
При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.
Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.
При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.
Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.
Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.
Простые правила для родителей
Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.
Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:
- Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
- Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
- Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
- Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
- Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
- Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.
Как выставляется диагноз?
Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.
Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.
Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.
Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.
Автор: Погребной Станислав Леонидович, неврологОцените эту статью:
Всего голосов: 128
4.38 128
Читайте также
Аффективно-респираторные приступы. Приступы задержки дыхания
Аффективно-респираторные приступы (АРП) – это неожиданные остановки дыхания, которые возникают на высоте вдоха в то время, когда ребенок ударился, испугался или плачет. Малыш может при этом побледнеть или даже посинеть, чем, конечно же, очень пугает своих родителей, не знающих, что с ним происходит и как можно помочь ему.
В этой статье мы подробно остановимся на этой проблеме, рассмотрев заодно и причины появления названного пароксизма, и методы его лечения.
Что такое АРП
Аффективно-респираторные приступы, с точки зрения медиков, являются самым ранним проявлением обморока или истерических припадков.
Чтобы лучше понять, что именно происходит с вашим малышом, стоит для начала расшифровать название рассматриваемого нами понятия. Слово «аффект» обозначает очень сильную неконтролируемую эмоцию, а все, что относится к понятию «респираторный», связано с органами дыхания. Значит, АРП – это нарушения процесса дыхания, объединенные каким-то образом с эмоциональной сферой ребенка. И, как доказали исследователи, им подвержены в большей степени легковозбудимые, избалованные и капризные дети.
Первые аффективно-респираторные приступы начинаются, как правило, после полугодовалого возраста малыша и продолжаются примерно до 4-6 лет.
Кстати, хочется обратить внимание родителей, что задержка дыхания у детей происходит непроизвольно и не нарочно, хотя со стороны все выглядит так, как будто малыш притворяется. Описываемый пароксизм – скорее проявление патологического рефлекса, срабатывающего во время плача, в момент, когда малыш разом выдыхает из легких большую часть воздуха.
Как выглядит момент задержки дыхания у плачущего ребенка
Аффективно-респираторный пароксизм чаще всего возникает в то время, когда ребенок сильно плачет. Так сказать, на пике его негодования по поводу сложившейся ситуации.
Во время такого шумного проявления эмоций ребенок может вдруг резко затихнуть и, открывая рот, не произносить ни звука. Дыхание при этом может на 30-45 сек остановиться, лицо малыша становится бледным или синеет, в зависимости от обстоятельств, а родители в это время сами готовы потерять сознание.
Кстати, именно от того, как выглядит ребенок в момент плача, и зависит, какой тип припадка вы наблюдаете. Их условно разделяют на так называемые «бледные» и «синие».
Типы приступов с задержкой дыхания
«Бледные» аффективно-респираторные приступы у ребенка возникают как болевая реакция в момент падения, ушиба, укола, малыш при этом иногда даже не успевает заплакать. В это время у ребенка может не прощупываться пульс, и похож этот тип приступа на обморок у взрослых. Между прочим, часто такое состояние в дальнейшем и перетекает в обмороки.
А «синие» приступы – это «верхняя точка» выражения гнева, ярости и недовольства. У малышей пароксизмы развиваются в большинстве случаев именно по этому типу. При невозможности получить требуемое или добиться желаемого ребенок принимается кричать и плакать. На вдохе его прерывистое, но глубокое дыхание останавливается, и на лице появляется легкая синюшность.
Чаще всего состояние нормализуется самостоятельно, но иногда у малыша может возникнуть и тоническое напряжение мышц или, наоборот, снижение их тонуса. Внешне это проявляется в том, что ребенок вдруг напрягается и выгибается дугой или же обмякает, что, кстати, тоже длится недолго и самостоятельно проходит.
Опасны ли приступы для ребенка
Следует сразу предупредить обеспокоенных родителей, что описываемые пароксизмы не представляют сколько-нибудь серьезной опасности для здоровья и жизни плачущего малыша.
Вызывать скорую помощь стоит только тогда, если дыхание ребенка остановилось более чем на минуту. А к врачу обращаться следует при частых (более одного раза в неделю) приступах, а также в случаях, когда они видоизменяются: по-другому начинаются, иначе заканчиваются или же если в момент пароксизма обнаруживаются необычные симптомы.
Если вы наблюдаете аффективно-респираторные приступы у ребенка, главное — не нервничайте, постарайтесь помочь ему восстановить дыхание, легонько похлопав по щекам, дунув в лицо, побрызгав на него водичкой или пощекотав тело. Это, как правило, имеет успех, и малыш начинает нормально дышать. После приступа обнимите кроху, ободрите и продолжайте заниматься своим делом, не демонстрируя обеспокоенности.
У ребенка судороги: причины
Если задержка дыхания во время приступа продолжается более 60 сек, ребенок может потерять сознание и обмякнуть. Такой приступ в медицине классифицируются как атонический неэпилептический. Данное состояние вызывается недостатком кислорода в мозге и, между прочим, возникает как защитная реакция на гипоксию (ведь в бессознательном состоянии мозгу требуется гораздо меньше кислорода).
Далее пароксизм переходит уже в тонический неэпилептический приступ. У ребенка в этот момент тело деревенеет, вытягивается или выгибается дугой. Если гипоксия не прекратилась, то могут развиться клонические судороги – подергивание рук, ног и всего тела малыша.
Задержка дыхания вызывает накопление в организме углекислого газа (т. н. состояние гиперкапнии), которое сменяется рефлекторным снятием спазма мышц гортани, от чего ребенок делает вдох и приходит в сознание.
Судорожные аффективно-респираторные приступы, причины которых мы рассмотрели, обычно заканчиваются глубоким сном, продолжающимся 1-2 часа.
Нужно ли обращаться к врачу?
Как правило, данные приступы не имеют каких-то серьезных последствий, но, тем не менее, при возникновении судорожных подергиваний в момент, как ребенок зайдется от плача, стоит обратиться за консультацией к опытному врачу-неврологу, так как за ними могут стоять и некоторые болезни периферической нервной системы.
Закатывания, которые сопровождаются судорогами, могут вызывать сложности в диагностировании, так как их легко спутать с эпилептическими припадками. И, между прочим, у небольшого процента детей такое состояние во время АРП развивается в дальнейшем в приступы эпилепсии.
Аффективно-респираторные судороги и их отличие от эпилептических припадков
Для того чтобы точно понять, что у вашего ребенка судорожные проявления не являются признаком развивающейся эпилепсии, следует хорошо представлять себе различия между ними.
- АРП, как правило, становятся чаще, если ребенок устал, а при эпилепсии приступ может развиться в любом состоянии.
- Эпилептические припадки одинаковы. А аффективно-респираторный пароксизм протекает по-разному, в зависимости от тяжести провоцирующих его ситуаций или болевого ощущения.
- АРП встречается у детей не старше 5-6 лет, в то время как эпилепсия – это вневозрастное заболевание.
- На АРП хорошо воздействуют успокоительные и ноотропные препараты, а эпилептические приступы седативными лекарственными средствами купировать невозможно.
- Кроме того, при обследовании ребенка с АРП результаты ЭЭГ не показывают наличия эпиактивности.
И все же мы повторимся: при возникновении подергиваний во время приступа задержки дыхания родителям стоит показать малыша врачу.
Чем отличаются АРП при кардиоваскулярной патологии
Как выяснилось, у родителей 25 % детей с АРП также отмечались подобные приступы. И тем не менее, в современной медицине считается, что основной причиной данного явления выступает наличие постоянных стрессовых ситуаций в семье или гиперопека ребенка, которые и приводят малыша к описанному варианту детской истерии.
Хотя следует учитывать, что у небольшой части пациентов аффективно-респираторный пароксизм является одним из проявлений сопутствующей кардиоваскулярной патологии. Правда, при этом у него имеются и отличительные признаки:
- проходит приступ с меньшим возбуждением;
- синюшность лица при нем выражена сильнее;
- у ребенка при этом появляется потливость;
- цвет лица после приступа восстанавливается медленнее.
Впрочем, такие детки и без приступов, просто при физических нагрузках или плаче начинают потеть и бледнеть, а в транспорте или душном помещении, как правило, чувствуют себя плохо. Им также присуща быстрая утомляемость и вялость. При наличии перечисленных признаков ребенка лучше всего обследовать и у кардиолога.
Что делать, если у вашего ребенка приступы задержки дыхания
В связи с тем что аффективно-респираторный синдром относится скорее к невротическим проявлениям, избавляться от него лучше всего при помощи регулирования психологического состояния малыша.
Родителям в первую очередь стоит уделить внимание тому, как они выстраивают свои отношения с ребенком. Не слишком ли опекают его, боясь любых ситуаций, способных нарушить покой их чада? А может, между взрослыми в семье нет взаимопонимания? Тогда лучше всего обратиться к психологу.
Кроме того, большое значение для таких деток имеет упорядоченность и рациональность их режима. Как утверждает, рассматривая аффективно-респираторные приступы, Комаровский Е. О., их всегда легче предотвратить, чем лечить.
Несколько советов по предотвращению новых приступов закатывания
- Родителям стоит улавливать состояние ребенка. Ведь всем известно, что ребенок скорее заплачет, если голоден или устал, а также в ситуации, когда он не справляется с какой-либо задачей. Старайтесь смягчать или обходить все вызывающие задержку дыхания и судороги причины: например, если малыш раздражается во время спешных сборов в ясли или детский сад, вам лучше раньше вставать, чтобы делать это неторопливо и размеренно.
- Помните о том, как дети воспринимают запреты. Старайтесь как можно меньше употреблять слово «нельзя». Но это ни в коем случае не означает, что отныне крохе все дозволено! Просто меняйте вектор его действия. Малыш охотнее выполнит предложение: «Давай пойдем туда!», чем требование немедленно остановиться.
- Объясняйте ребенку, что с ним происходит. Говорите: «Я знаю, что ты сердишься, потому что не получил эту игрушку». И тут же четко давайте понять, что, несмотря на его огорчение, есть границы у проявления чувств: «Ты расстроен, но не должен вопить в магазине».
- Объясняйте последствия таких действий: «Если ты сам не умеешь вовремя остановиться, нам придется отправить тебя в твою комнату».
Четкие границы дозволенного, а также спокойная обстановка в семье помогут малышу быстро справиться с ощущением паники и растерянности, которые и вызывали закатывания.
Медикаментозное лечение АРП
Если же у вашего ребенка наблюдаются частые и тяжелые приступы задержки дыхания, то их можно купировать при помощи медикаментозного лечения, но делается это лишь по назначению врача.
Как и другие болезни нервной системы человека, АРП лечится с использованием нейропротекторов, седативных препаратов, а также витаминов группы В. Предпочтение отдают, как правило, лекарственным средствам «Пантогам», «Пантокальцин», «Глицин», «Фенибут», а также глютаминовой кислоте. Курс лечения длится примерно 2 месяца.
Седативные препараты для детей лучше заменять настоями успокоительных трав или готовыми экстрактами пустырника, корней пиона и т. п. Кстати, дозы рассчитываются в зависимости от возраста малыша (одна капля на год жизни). Например, если ребенку 4 года, то ему следует принимать по 4 капли лекарства трижды в день (курс — от двух недель до месяца). Хороший эффект дают также и ванны с хвойным экстрактом и морской солью.
Если же у ребенка приступы трудно купируются, и их сопровождают судороги, причины которых мы рассматривали выше, то в процессе лечения используются транквилизаторы «Атаракс», «Тералиджен» и «Грандаксин».
Несколько слов напоследок
Помните, что любая терапия в случае аффективно-респираторного синдрома может назначаться только неврологом, который индивидуально подберет дозу препарата. Самолечение, как вы, наверное, понимаете, может быть опасным для здоровья вашего малыша.
Если вы столкнулись с проблемой задержки дыхания у детей, не паникуйте, так как из этого состояния ребенок всегда выходит самостоятельно, без последствий, и постепенно «перерастает» описанные пароксизмы.
Как и все болезни человека, АРП проще предупредить, чем лечить, поэтому еще раз хочется напомнить о необходимости гибкого отношения родителей к эмоциям своего чада. Старайтесь не допускать ситуаций, вызывающих закатывание, а в момент, когда ребенок уже на взводе, отложите воспитательные мероприятия до более спокойного времени.
Помните: ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с данной разновидностью истерики, он не может остановиться, и это, кстати, его очень пугает. Помогите ему разорвать этот замкнутый круг.
Разговаривайте с ним, а не кричите, проявляйте максимум терпения и любви, отвлекайте, переключайте внимание на что-то приятное, но при этом не поддавайтесь на явные попытки со стороны малыша управлять вами при помощи приступов. Если вы уловите эту грань, то медикаментозное лечение, вам, скорее всего, не понадобится! Удачи и здоровья!
Респираторно-аффективные приступы — Библиотека — Доктор Комаровский
Авторы: Биттерлих Л. Р.
Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».
Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.
Что делать во время приступа задержки дыхания
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами — положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.
Читайте еще:
Комаровский Е.О.
Перехватывает дыхание и синеет при плаче
опубликовано 28/10/2009 16:27
обновлено 21/03/2017
— Нервные, психические и психологические болезни
что это такое, причины и лечение
Аффективно-респираторные пароксизмы у детей – это патологические состояния, которые проявляются задержкой дыхания, судорогами. Они имеют вид приступов.
Такое нарушение может сильно напугать родителей. Важно понимать, что собой представляют аффективно-респираторные пароксизмы (АРП), почему они возникают, в чем их опасность и как от них избавиться.
Что это такое?
АРП в медицине имеют несколько названий: приступы задержки дыхания, аффективно-респираторный синдром. В МКБ-10 данное состояние имеет код R06 и находится в статье «Аномальное дыхание». Слово «респираторный» означает «дыхательный», а «аффективный» — «неконтролируемая эмоция».Во время сильных переживаний (обиды, страха, боли, плача) у ребенка происходит задержка дыхания: организм забывает, как совершать вдохи и выдохи. Иногда такое состояние сопровождается потерей сознания.
По данным ВОЗ, АРП наблюдаются у 5% детей во всем мире. У ребят раннего возраста (с 6 месяцев до 1,5 лет) такие приступы встречаются гораздо чаще. После пяти лет подобные состояния обычно не возникают. У новорожденных и грудничков аффективно-респираторные пароксизмы также возможны, но они считаются крайне редким явлением.
Это объясняется неразвитостью центральной нервной системы. У девочек и мальчиков АРП возникают с одинаковой частотой. Но врачи отмечают, что у представителей сильного пола такие приступы прекращаются немного раньше. У мальчиков аффективно-респираторные пароксизмы проходят к трем годам, а у девочек – примерно в 4-5 лет.
АРП по разным данным, регистрируются в 10-15% случаев всех судорожных приступов у детей возрастом от 6 месяцев до 4 лет. Как правило, такие патологические состояния возникают у хитрых и умных, капризных и гипервозбудимых детей.Причины возникновения
Дети более эмоциональны, чем взрослые. Злость, страх, обида, разочарование проявляются у малышей более выражено. Но далеко не все ребята страдают от АРП. Этиология заболевания изучалась долгое время.
В результате было установлено, что аффективно-респираторные пароксизмы у детей возникают по таким причинам:
- плохая наследственность. Примерно четвертая часть малышей с АРП имеет родственников, у которых тоже были подобные приступы. Медики отмечают, что дети наследуют не саму склонность к задержкам дыхания, а тип ЦНС;
- экзогенные и эндогенные факторы. К ним относятся физическая усталость, боль, сильное чувство голода, психоэмоциональное напряжение, стресс;
- особенности функционирования центральной нервной системы. Чувствительные, неуравновешенные, впечатлительные, мнительные, эмоционально неустойчивые лица гораздо чаще сталкиваются с приступами задержки дыхания;
- ошибки при воспитании. Часто АРП наблюдается у детей, к поведению и эмоциям которых родители относятся неправильно. Приступы обычно возникают у тех малышей, которым многое позволяется.
В ряде случаев врачи не могут установить точную причину появления АРП у детей. Это объясняется тем, что на развитие приступов задержки дыхания влияют разные факторы.
Виды пароксизмов и характерные для них симптомы
Аффективно-респираторные пароксизмы могут проявляться по-разному. Исходя из этого, их классифицируют на виды.
В зависимости от клинической картины, характера спазма дыхательной мускулатуры выделяют такие типы приступов задержки дыхания у детей:
- осложненный АРП. Проявляется выраженной гипоксией головного мозга. Задержка дыхания длится дольше минуты. У ребенка наблюдается непроизвольное мочеиспускание, судороги рук и ног;
- простой АРП. Характеризуется кратковременной задержкой дыхания. Приступ длится не более 20 секунд. Признаки гипоксии и гиперкапнии отсутствуют;
- белый АРП. Проявляется задержкой дыхания и обмороками. Развивается достаточно быстро. Кожа малыша в области груди, шеи и лица бледнеет;
- синий АРП. Начинается приступ с истерики. Ребенок делает резкий и глубокий вдох, потом возникает задержка дыхания. Гиперемия эпидермальных покровов сменяется их синюшностью. Тонус мускулатуры снижается, малыш становится слабым. Возможна потеря сознания.
При простом типе АРП дыхание восстанавливается самостоятельно. При осложненном течении может потребоваться медицинская помощь. Клиническая картина аффективно-респираторных пароксизмов схожа с проявлениями эпилепсии.
Поэтому необходимо провести полноценное дифференциальное обследование. Врач может назначить анализ крови, УЗИ, ЭКГ, ЭЭГ. Диагноз АРП ставится в том случае, если не выявлено никаких органических расстройств.
Опасно ли это для ребенка?
Сами по себе аффективно-респираторные пароксизмы опасности для жизни ребенка не несут. Но если приступы возникают часто, то это может стать причиной нарушения социальной адаптации.
Также АРП повышают вероятность снижения уровня психического и интеллектуального развития ребенка. Малыш с приступами задержки дыхания может иметь плохую успеваемость в школе.
Иногда наблюдаются и соматические нарушения: гипоксия структур головного мозга, снижение активности альвеол в тканях легких, повышенная агрегация эритроцитов. В обязательном порядке необходимо проконсультироваться с педиатром, кардиологом, неврологом.
Иногда приступы задержки дыхания обусловлены дефицитом в организме ребенка определенных витаминов и микроэлементов. Важно вовремя начинать лечение аффективно-респираторных пароксизмов. Родителям стоит делать все необходимое для профилактики возникновения таких приступов.
В большинстве случаев аффективно-респираторные пароксизмы не сказываются негативно на жизни и здоровье ребенка. Дети перерастают такие приступы. Многое зависит от отношения родителей.
Как и чем лечить?
Суть лечения аффективно-респираторных пароксизмов заключается в коррекции образа жизни ребенка. Как правило, АРП устраняют немедикаментозным способом.
Но иногда педиатры рекомендуют прием седативных лекарственных средств. Давать успокоительные препараты во время приступа нельзя. Это опасно аспирацией и остановкой дыхания.
Если причина приступов заключается в недостатке полезных веществ, тогда педиатр выписывает витаминно-минеральные комплексы для восполнения дефицита.
Во время приступа с судорогами родители должны действовать следующим образом:
- уложить ребенка на ровную поверхность;
- повернуть голову набок. Это нужно для того, чтобы малыш не задохнулся рвотными массами, в случае, если его стошнит;
- брызнуть на лицо холодную воду;
- осторожно пощекотать кроху.
Важно сохранять спокойствие, разговаривать тихо. Нервная обстановка может усугубить ситуацию. В тяжелых случаях лучше вызывать скорую помощь. При труднокупирующихся приступах задержки дыхания могут назначаться транквилизаторы Грандаксин, Атаракс, Тералиджен.
В составе комплексного лечения также нередко рекомендуются физиотерапевтические методики:
Родителям важно пересмотреть свой подход к воспитанию ребенка. Ведь АРП обычно возникает у гиперопекаемых малышей либо у детей, которые испытывают недостаток внимания и заботы со стороны мамы и папы. Необходимо поддерживать свое чадо, но при этом знать меру, давать ребенку проявлять самостоятельность. При этом малыш должен понимать границы дозволенного.
Если причина развития АРП заключается в стрессовых ситуациях, то нужно пересмотреть взаимоотношения в семье. Ребенок не должен расти в атмосфере постоянных криков, ссор. Родителям может быть рекомендован курс психотерапии. Также следует пересмотреть режим дня ребенка.
Важно составить график и четко его придерживаться. Малышу нужно обеспечить здоровый досуг. При часто повторяющихся приступах задержки дыхания важно следить за тем, чтобы малыш недолго просматривал мультфильмы и телепередачи. Компьютерные игры, которые вызывают сильные эмоциональные переживания, лучше заменить на более спокойные и полезные развлечения.
Профилактика
Для профилактики аффективно-респираторных пароксизмов у ребенка специалисты дают родителям такие рекомендации:
- не кричать и не наказывать малыша. Лучше постараться спокойно объяснить крохе, в чем он неправ;
- относиться к ребенку как к взрослому. Важно учитывать мнение малыша, его интересы, предпочтения;
- обеспечить рациональное, сбалансированное питание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не был голодным;
- если малыш капризничает, плачет, то надо переключить его внимание с волнующей его проблемы, успокоить. Это не даст развиться эмоциональной реакции.
Видео по теме
Доктор Комаровский о аффективно-респираторных приступах у детей:
Таким образом, аффективно-респираторные пароксизмы не представляют большой опасности для жизни крохи. Но их нужно лечить, чтобы предотвратить возникновение серьезных последствий. Важно выявить и устранить причину развития приступов задержки дыхания. Подходить к решению проблемы важно комплексно. Заниматься самолечением нельзя. Требуется строго придерживаться предложенной врачом схемы терапии, проводить профилактические мероприятия.
Аффективно-респираторный синдром у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение
Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.
Общие сведения
Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.
Аффективно-респираторный синдром у детей
Причины АРС у детей
Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:
- Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
- Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
- Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
- Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.
Патогенез
До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.
Классификация
Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:
- Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
- Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
- Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
- Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.
Симптомы АРС у детей
Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.
Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.
Осложнения
Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.
Диагностика
Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:
- Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
- Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
- Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.
Лечение АРС у детей
Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:
- Психотерапия. Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
- Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
- Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
Прогноз и профилактика
Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.
причины и лечение, как лечить новорожденных и грудничков
Трудно сохранить родительское самообладание, когда плачущий ребенок начинает падать на пол и биться в судорогах, забывая дышать. Такое явление носит название аффективно-респираторного приступа, и задача родителей – знать, как правильно реагировать в таких ситуациях и что делать.
Что это такое?
В медицине аффективно-респираторные приступы (АРП) имеют несколько названий: их называют приступами задержки дыхания, а также аффективно-респираторным синдромом. По сути это периодические апноэ, которые могут сопровождаться потерей сознания и судорожными проявлениями.
Название состоит из двух частей, в каждой из которых большой смысл происходящего. «Аффективный» – неконтролируемая эмоция, а «респираторный» – дыхательный. На фоне сильной эмоции нарушается дыхание, ребенок «забывает», как делать вдохи и выдохи во время сильного плача, обиды, боли, боязни.
По данным Всемирной организации здравоохранения, такие приступы время от времени случаются как минимум у 5% населения планеты, как у взрослых, так и у детей, но в детском возрасте АРП случаются значительно чаще.
При этом исследования показали, что в большей мере таким приступам подвержены дети в возрасте от полугода до полутора лет, а после достижения ребенком пятилетнего возраста таких приступов практически не случается. У грудничков до полугода и новорожденных такие приступы возможны, но это считается редким явлением.
И мальчики, и девочки подвержены АРП с одинаковой частотой, но медики обратили внимание, что у маленьких мальчиков аффективно-респираторные приступы прекращаются обычно раньше, чем у девочек: в 3 года у мальчуганов и в 4-5 лет у девочек.
Причины возникновения
Все дети более эмоциональны, нежели взрослые. Это факт. Естественно, сила эмоций у малышей всегда более выражена, и злость, и разочарование, и обида, и сильный страх проявляются сильнее. Однако далеко не все малыши страдают по этой причине от аффективно-респираторных приступов с судорогами и задержкой дыхания. Медики и ученые долго пытались найти причины, которые провоцируют приступ в ходе переживания сильной эмоции, и пришли к выводу, что триггером может выступать что-то из данного списка.
- Особенности нервной системы – неуравновешенные, очень впечатлительные, чувствительные, эмоционально неустойчивые дети легче впадают в состояние аффекта.
- Наследственность – у четверти маленьких пациентов с АРП выявлены родственники, которые страдали или страдают такими же приступами. При этом дети наследуют, вероятнее всего, не саму склонность к приступам задержки дыхания, а все-таки указанный в предыдущем пункте тип высшей нервной деятельности и особенности нервной системы.
- Воспитательные ошибки – приступы изначально формируются как реакция ребенка на неверное отношение родителей к его поведению и эмоциям, постепенно пароксизмы становятся нормой поведения для конкретного малыша. Обычно АРП отмечается у детей, которым слишком многое позволяется, которые возведены родителями на семейный «трон» в качестве самого главного члена семьи.
- Эндогенные и экзогенные факторы – сюда ученые относят физическую боль, усталость, накопившийся эмоциональный стресс, напряжение, голод.
В большинстве случаев установить точную причину аффективно-респираторных приступов у ребенка не удается, поскольку она может носить смешанный характер (при влиянии одновременно нескольких возможных причин).
Разновидности пароксизмов
Для простоты классификации все аффективно-респираторные приступы принято разделять на два вида – «синие приступы» и «бледные приступы» (по типу цвета кожных покровов в момент пароксизма). Но в медицине есть и более детальная классификация, которая описывает целых четыре типа АРП.
- Простой – приступ сопровождается задержкой дыхания в самом конце выдоха. Кровообращение не изменяется, дыхание восстанавливается самостоятельно.
- Синий – обычно связан с такими эмоциями, как гнев, злоба, боль. Во время плача или истерики ребенок делает быстрый и сильный выдох, мышцы ослабевают, может произойти потеря сознания, возникает цианоз – посинение кожных покровов. После возвращения в сознание ребенок хочет спать и может проспать пару часов. Электроэнцефалограмма не изменена, все в норме.
- Бледный – пароксизм сопровождается потерей сознания и бледнеет, но сам эпизод плача почти не имеет места быть либо плач у малыша незначительный. Электроэнцефалограмма также находится в пределах нормы, патологических изменений не регистрируется.
- Осложненный – протекает либо по «бледному», либо по «синему» сценарию, но в тяжелой форме, напоминает эпилептический припадок. Электроэнцефалограмма патологична в момент приступа, но вне пароксизма по большей части остается нормальной.
Что происходит?
Поскольку маленькие дети еще не умеют оценивать и воспринимать собственные эмоции, не умеют с ними справляться, контролировать их проявления, развиваются очень яркие аффективные реакции. Сильная эмоция порождает судорожное сокращение мышц в зоне гортани.
То, что происходит дальше, напоминает ларингоспазм – малыш дополнительно пугается нового ощущения невозможности сделать привычный вдох из-за сужения голосовой щели, новый испуг способствует еще более плотному смыканию.
Одновременно могут развиваться судороги, они непроизвольные и тоже связаны с мышечным эмоциональным напряжением. Длится приступ не более минуты, чаще всего от 15 до 25 секунд, потом мышцы начинают расслабляться, ребенок начинает нормально дышать.
Симптомы и признаки
Каждому аффективно-респираторному пароксизму в обязательном порядке предшествует некая сильная эмоция. Просто так, находясь в привычном и спокойном состоянии, ребенок в приступ не впадает. Каждый приступ развивается в точном соответствии с порядком смены этапов, один приступ точно похож на предыдущий.
Пытаясь справиться с эмоцией, малыш начинает неровно дышать, плакать, а потом внезапно замолкает, замирает и на некоторые время остается в таком состоянии, рот обычно открыт. Родители могут услышать хрипы, щелчки. Малыш не может контролировать задержку дыхания и прервать ее по собственной воле. Апноэ воле ребенка не подчиняется.
При простом приступе дыхание восстанавливается примерно через 15 секунд. Малыш выглядит нормально, других проявлений у него нет. При других формах АРП малыш может упасть, потерять сознание, у него становится бледной или синеватой кожа, слизистые оболочки. Во время приступа пульс почти не прощупывается или он очень слаб.
Родители должны знать, что приступы, основанные на обиде, злости, разочаровании более характерны для малышей в возрасте от 1,5 до 2 лет. У таких деток обычно приступы протекают по «синему» или «бледному» типу, сопровождаются либо чрезмерным напряжением мускулатуры тела, либо чрезмерным ее расслаблением.
Тело может выгибаться дугой (доктор Комаровский называет это «истерическим мостиком»), если мышцы сильно напряжены, либо безвольно обмякает, подобно тряпичной кукле, если они расслаблены. Судороги, если они есть, чаще всего проявляются в виде непроизвольных подергиваний, например, конечностями.
Восстановление всегда начинается с нормализации дыхания. Потом кожные покровы и слизистые оболочки приобретают нормальный цвет, в порядок приходит мускулатура. Восстановление после обычного приступа быстрое, ребенок может сразу попросить еды или начать играть. Чем дольше длится приступ, тем больше времени нужно для полного восстановления. При осложненном приступе на выходе ребенок еще некоторое время продолжает тихонечко плакать, ныть, и с этим он обычно засыпает на пару часов.
Опасно ли это?
В медицине аффективно-респираторные пароксизмы опасными не считаются. Обычно дети их «перерастают» и с возрастом АРП проходят и без лечения. Существуют и данные, что косвенно такие приступы могут повлиять на риск развития у ребенка эпилепсии, но прямой связи ученым пока установить не удалось. Единственная статистика, которая говорит в пользу этого утверждения, гласит, что у детей-эпилептиков приступы АРП в прошлом были в 5 раз чаще, чем у остальных детей. Эта статистика ни в коем случае не позволяет утверждать обратного, что дети с АРП начинают страдать эпилепсией.
Конечно, в момент пароксизма головной мозг ребенка на протяжении 10-60 секунд испытывает кислородное голодание ввиду отсутствия дыхания. Это может негативно сказываться на состоянии центральной нервной системы, в частности, у ребенка могут возникать проблемы с вниманием, памятью, мыслительными процессами, обучением, но такие последствия становятся вероятными только в том случае, если приступы задержки дыхания (АРП) случаются с завидной частотой.
Что делать?
В первую очередь родители должны показать ребенка врачу. Это важно для того, чтобы отличить обычные аффективно-респираторные приступы от той же эпилепсии, ведь проявления могут быть очень похожими. К каким специалистам обратиться, догадаться несложно – к неврологу и детскому психиатру.
Этим специалистам родители должны будут подробным образом рассказать, как протекают приступы, как часто они повторяются, какими причинами, по мнению мамы или папы, вызываются. Невролог осматривает ребенка на предмет сохранности рефлексов, чувствительности, координации движений.
Что не перепутать АРП с эпилепсией, рекомендуется проведение электроэнцефалографии. Обычно при аффективно-респираторном синдроме повышенной электрической активности мозга не выявляется. Ребенку делают ЭКГ.
В первую очередь рекомендуется консультация детского психолога или психотерапевта, причем не только для малыша, но и для всей его семьи. Индивидуальная психокоррекционная работа поможет сделать более гармоничными отношения в семье, а также научит ребенка выражать свои сильные эмоции словами.
Ребенку могут быть назначены препараты – ноотропы, растительные успокоительные средства, а также необходимые аминокислоты, например, глицин, витамины. Если приступы осложненные и протекают с сильными судорогами, врач может порекомендовать транквилизаторы, но не для систематического приема, а исключительно с целью купировать пароксизм.
Избежать повторных приступов поможет изменение образа жизни ребенка. Следует придерживаться такого режима, при котором малыш не будет сильно уставать, его день должен быть наполнен физической активностью, питание должно быть полноценным.
А вот игры за компьютерами, как и просмотр телевизора не рекомендованы, их следует максимально ограничить 1-2 часами в сутки.
Известный педиатр доктор Комаровский утверждает, что родители вполне могут предупредить приступы, вовремя замечая их начальные симптомы. Пока спазм не начался, родители могут отвлечь чадо, переключить его внимание на что-то другое.
Запрещать ребенку испытывать сильные эмоции бесполезно, – считают врачи и подтверждают отзывы мам. Поэтому требовать, чтобы чадо перестало орать, реветь, бояться или злиться – дело бессмысленное. А вот вовремя обратить внимание ребенка на что-то вокруг или попросить его что-то принести – вполне возможно.
Подробнее о том, как действовать, если у ребенка аффективно-респираторный приступ, рассказывает доктор Комаровский в следующем видео.
причины закатываний до потери сознани
Нередко у малышей на фоне крика, истерик или длительного плача, вызванного положительными или отрицательными эмоциями, случаются «закатывания», приступы внезапного прекращения дыхания, посинения, когда ребенок буквально «плюшевым мишкой» обмякает в руках встревоженных родителей. Это может до сердечного приступа напугать молодых мать или отца.
В медицине такие закатывания называют более точным термином – аффктивно-респираторный приступ (сокращенно их именуют АРП), а в англоязычных источниках – диагнозом «breath-holding spells». Под АРП понимается внезапная и относительно короткая по времени остановка дыхания, происходящая в период вдоха. Ребенок как бы не может выдохнуть воздух, поступивший в легкие, когда он кричит, истерит или плачет.
Оглавление: Определение понятия АРП Типы АРП: белый и синий вариант Механизм АРП и его особенности Какие дети склонны к закатываниям до потери сознания? Воспитание детей с АРП Опасные осложнения АРП: судорожные приступы Первая помощь, тактика родителей при АРП Посещение врача и обследование при АРП Как это лечить, помогут ли медикаменты?
Важно
Такое типично для детей раннего возраста, обычно до 4-5 лет. На фоне подобных дыхательных расстройств кожа на теле и лице ребенка может резко бледнеть или приобретает синюшный оттенок.
Самым частым вопросом при подобном приступе становится – в чем причина и что делать родителям? Наблюдением за детьми с АРП и их лечением, если это будет нужно, занимаются педиатры или неврологи.
Определение понятия АРП
Истерические задержки дыхания, детские закатывания или же АРП представляют собой наиболее ранние эквиваленты обморочных состояний или истерических припадков. Если расшифровать дословно термин АРП – само понятие «аффекта, аффективного приступа», обозначает что это сильные, не контролируемые и не сдерживаемые реакции детей. При этом термин «респираторный» дает понять, что в процесс преимущественно вовлекается дыхательная система.
Впервые подобные приступы вероятны у карапузов к концу первого года, и в среднем, они длятся до трехлетия, у некоторых особо возбудимых детей сохраняясь до 4-5 лет. Хотя задержки дыхания у малышей могут казаться со стороны преднамеренными, то есть сознательными, дети не контролируют то, что с ними происходит, они не специально закатываются, чтобы напугать родителей. Срабатывает своего рода защитный рефлекс, если кричащий или рыдающий ребенок форсировано выдыхает практически весь воздух, заполняющий легочный объем. На крайней точке выдоха он резко замолкает, из раскрытого рта перестают доноситься какие-либо звуки.
Обратите внимание
Эпизод с задержкой дыхания продолжается до минуты, и проходит по мере того, как кроха может перевести дыхание и снова начинает кричать. Но этого времени, пока кроха не дышит, вполне достаточно для того, чтобы родители подняли панику. А в такой ситуации она не самый лучший помощник ребенку.
Типы АРП: белый и синий вариант
Многие специалисты подразделяют по типу окраски кожных покровов в момент приступа АРП на две группы – белые (бледные) и синие (цианотичные):
- Для группы бледных АРП пусковыми факторами для развития приступа могут становиться реакции на боль при падениях и ушибах, уколах, порезах. Если осуществить попытки подсчитать пульс на протяжении приступа апноэ (отсутствия дыхания), он будет на несколько секунд полностью пропадать. По своему механизму развития белые (бледные) АРП могут во многом походить на обморочные состояния. По мере взросления у таких детей подобные истерические приступы переходят в обморочные состояния.
- Чаще приступы АРП возникают по типу синюшных, они могут проявляться при ярко выраженном недовольстве и истерике, при выражении собственного характера, гнева или нереализованных желаний. Дети могут впадать в АРП такого типа при отказе родителей от выполнения их требований, если они не добиваются своего, привлекают к себе внимание криками, истериками и плачем.
Обычно начинается все с прерывистого и глубокого дыхания, типичного для длительного плача, а затем на вдохе дыхание совсем останавливается на несколько секунд, но затем состояние детей вновь приходит в норму.
Внешне подобные приступы синюшных АРП могут имитировать ларингоспазм (судорога мышц гортани).
- В некоторых случаях приступ может затягиваться, при этом может страдать мышечный тонус, который ослабевает в силу гипоксии. Тогда малыш на руках взрослых может обмякнуть по типу «тряпичной куклы».
- Возможен и второй вариант затяжного приступа – тоническое, близкое к судорожному сокращение мышц, из-за чего кроха может прогибаться дугой.
Механизм АРП и его особенности
Приступы АРП обычно возникают в силу возбуждения блуждающего нерва. На фоне них при бледном типе приступов может временно наблюдаться явление асистолии – задержка сокращений сердца, как бы его временная остановка. Также на фоне обоих вариантов АРП можно обнаружить специфические изменения на энцефалограммах, напоминающие эпилептическую активность мозга. Возрастной разброс встречаемости подобных приступов по разным данным колеблется от первого года до 5-6 лет, пик приступов выпадает на второй и третий годы жизни.
Частота приступов может быть от единичной, раз на протяжении нескольких месяцев, до ежедневной, а то и по несколько раз в течение суток. Продолжительность задержек дыхания может быть от 5-10 секунд до минуты. По данным некоторых неврологов, частые АРП могут постепенно трансформироваться затем в судорожные припадки и эпилепсию.
Какие дети склонны к закатываниям до потери сознания?
Наиболее часто такие приступы стоит ожидать у детей, которые легко возбудимы и раздражительны, они капризные и чрезмерно ранимые. Подобные симптомы можно отнести к разновидности ранних истерических припадков. Но для обычной истерики в раннем возрасте типичны специфические примитивные протестные двигательные реакции. Дети, если их желания не хотят выполнять взрослые, чтобы добиться своих целей, падают на пол и беспорядочно молотят по нему руками и ногами, кричат и истошно рыдают, всячески проявляя бурю негодования и ярости. Картинка знакома многим родителям трехлеток. В такой эмоциональной буре протестного поведения могут затем просматриваться и черты более поздних истерических приступов ребенка.
Конечно, если малыш просто падет на пол и бьется в истерике, родителей этим не удивить и не разжалобить, а вот если внезапно останавливается дыхание (хотя они это делают не осознанно), тогда эффект более впечатляющий. После четырехлетия подобные истерики менее типичны, они могут продолжаться или трансформируются в уже иные проблемы характера. Это часто могут именовать кризисными периодами – трехлеток, семилеток, а потом уже и подростков. Все корнями из детства.
Воспитание детей с АРП
Истерики и АРП зачастую идут рука об руку, и важно, чтобы родители быстро научились предупреждать приступы. Раздражение и протестное поведение вполне типично для подрастающих малышей, оно периодами проявляется в любом возрасте, если ребенок раздражен или в ярости. Но по мере возраста, дети учатся контролировать и сдерживать свои эмоции, недовольство, а в возрасте 2-4 лет все это открыто выливается на родителей. Роль последних при истериках и АРП заключается в том, чтоб привить ребенку навыки самоконтроля, помочь в сдерживании эмоции и контроле за дыханием.
Важно
В развитии и дальнейшем повторении пароксизмов определенное значение будет иметь само неверное отношение со стороны родителей к детям и их выходкам. Если детей оберегать от малейших переживаний и расстройств, позволять им любые капризы и потакать всем просьбам, только бы кроха не плакал и не закатывался в приступе, последствия такого воспитания будут фатальными на всю его оставшуюся, затем и взрослую жизнь.
Помимо того, неправильное воспитание малыша с АРП грозит вылиться в формирование дальнейших истерических припадков. Под «правильным» понимают такое воспитание, когда со стороны всех членов семьи тактика в отношении ребенка едина, чтобы он не мог использовать внутрисемейные разногласия в вопросах воспитания в свою пользу. Не нужна ребенку с АРП и чрезмерная опека, он не смертельно болен, его приступы – это особенность развития, но не смертельная болезнь.
Показано хождение в детские учреждения – группы развития или садик, там приступы зачастую не возникают. Если же приступы АРП проявились как реакция на начало посещения яслей, тогда стоит временно изъять малыша из коллектива, выяснив истинные причины приступов, зачастую они имеют место.
Важно
Отказ родителей идти на поводу у ребенка и применение более гибкой системы воспитания зачастую отлично «лечит» подобные приступы.
Есть ряд рекомендаций педиатров и неврологов, соблюдение которых поможет справляться с приступами или предотвращать их развитие:
- избегать вспышек, предчувствовать их. Малыш скорее зайдется в истерике и будет раздражен при сильном его утомлении, если он голодный или его торопят, он переживает. Стоит заранее обходить такие моменты, чтобы не провоцировать лишних истерик. Не стоит ходить в магазины с голодными или уставшими детьми, утром стоит вставать пораньше, чтобы не слишком спешить в садик. Нужно определить «острые углы» отношений и поведения ребенка, сглаживая их.
- переключать команды со стопора на движение. Малыши склонны активнее реагировать на команды что-либо сделать, так называемые побудительные, команды «вперед», нежели на просьбы что-либо не делать или «стопорные». Дети плохо слушают запреты и слово нельзя. Так, когда ребенок кричит, стоит попросить его пойти к вам, а не требовать немедленного прекращения рыданий. Побудительную просьбу дети выполнят охотнее.
- называть все своими именами. Зачастую ребенку раннего возраста сложно осознать свои эмоции и описать их, прочувствовать свою злость и раздраженность. Чтоб он мог лучше контролировать эмоции, их нужно описывать ему словами, дать им конкретные названия. Объективно нужно отражать его чувства, не давая своей оценки при этом. «Ты сердит в силу того, что не купила машинку». Но важно также указать ему и на границы его поведения. Можно сказать, «хотя ты и сердит, но тебе не стоит кричать на весь магазин». Это помогает ребенку понимать, возникают отдельные ситуации, где такое поведение недопустимо.
- говорить правду о последствиях. При разговоре с малышами часто полезно описывать последствия поведения ребенка. Стоит объяснить ваши действия конкретно: «Ты не можешь себя сдерживать, кричишь, и нам нужно сделать это самим за тебя, поэтому придется увести тебя из магазина».
Такие приемы зачастую помогают снизить число истерик и АРП до минимума, но иногда они все равно возможны.
Опасные осложнения АРП: судорожные приступы
При наиболее тяжелых АРП, если задержки дыхания очень долгие и гипоксия выраженная, может нарушаться сознание, что грозит переходом приступа задержки дыхания уже в судорожный припадок. Вариантов судорог два:
- Тонические сокращения, при них все мышцы резко напрягаются, они как бы каменеют, тело крохи может прогибаться дугой.
- Клонические, которые на фоне АРП бывают реже – это мелкие подергивания всех групп мышц, при которых тело сотрясается.
Зачастую бывает сочетание судорог обоих типов, тогда приступ будет тонико-клоническим, из выгнутого дугой тела по мере обмякания ребенок начинает подергиваться. В целом, приступ длится до 1-2 минут. В конце приступа, когда судороги завершаются, ребенок может обмочиться, дыхание в период клонических судорог постепенно возвращается.
Важно
Если на фоне АРП возникли судороги – немедленно к врачу. Речь будет идти уже о различии респираторных приступов и эпилепсии. Переход АРП в эпилепсию возможен у части детей, поэтому им нужно динамическое наблюдение у невролога.
Часть неврологических патологий, зачастую функционального плана, могут также сопровождаться АРП, поэтому важно, чтобы малыша наблюдал хороший педиатр и опытный невролог.
Первая помощь, тактика родителей при АРП
Если приступ АРП возник у вашего ребенка, когда он в очередной раз закатил истерику, важно сделать пару глубоких вдохов и выдохов, успокоившись самим.
Обратите внимание
Стоит помнить, вы сами можете ненадолго задержать дыхание без ущерба для здоровья, поэтому не стоит самим впадать в панику.
В момент АРП можно применять различные физические воздействия в отношении малыша – дуть в лицо, щекотать по ребрам, слегка похлопать по щекам. Это способствует рефлекторному восстановлению дыхательного акта.
Если приступы уже бывали ранее, стоит вмешиваться в ситуацию ранее, чем малыш зайдется в крике и закатится. Проще пресечь приступ ярости и крика, пока он не достиг своего пика. Малышей легко можно отвлечь, заинтересовав их чем-то ярким и новым, игрушкой или развлечением. Даже попытки пощекотать, посмотреть в телефон нередко быстро отвлекают и прекращают истерику на корню.
Если же АРП начался, и он затягивается, ребенок обмякает, ощущается начало судорог, нужно положить малыша на ровную поверхность, повернув голову набок. Это нужно на случай рвоты, чтобы он не аспирировал рвотные массы в респираторные пути. После завершения приступа нужно успокоить ребенка и приласкать, особенно если он не понял, что произошло. Во многом спокойствие родителей в такой ситуации хорошо выручает.
Посещение врача и обследование при АРП
Важно подробно и тщательно описать врачу при посещении эпизод АРП, особенно уделяя внимание всем обстоятельствам, его провоцирующим, и последовательности тех событий, которые типичны для приступа. Такая информация может стать ключевой в диагностике, так как у части АРП может в начальном этапе возникать расстройство двигательных актов (это именуют ажитацией) и приступ плача. Это существенно отличает подобные приступы от эпилептических, пороков сердца с респираторными синдромами и ортостатических коллапсов, типичных для детей. При них никаких эмоциональных провокаторов перед началом приступа зачастую нет.
У малышей постарше, страдающих от АРП, дополнительно в диагностике могут помочь эпизоды с недержанием мочи, что типично для эпилепсии. Кроме того, важно указание на связь АРП с полным спокойствием или даже сном.
Важно
Неврологу важно выяснение приступа с приемом пищи, питьем, физической активностью или болезненностью в области груди, иными симптомами. Они натолкнут на мысли об иной, нежели истерики, причине приступов. Нередко это могут быть поражения легких или сердца.
Нередко важную информацию может дать анамнез, и семейный в том числе. У примерно 30% детей с АРП другие члены семьи страдали в детстве от подобных закатываний или страдали респираторными расстройствами. Дополняются данные результатами осмотра ребенка, а также фиксацией ЭЭГ, снятием ЭКГ, проведением видеомониторинга приступов, консультация у невролога и психолога.
Как это лечить, помогут ли медикаменты?
Важно учитывать, планируя терапию ребенка, что подобные приступы – это зачатки будущей истерии, и обычно они возникают как вариант неврозов или невропатий. Поэтому важны как минимум два основных направления:
- семейная психотерапия, которая помогает в коррекции методов воспитания ребенка, устранения возможной гиперопеки и конфликтов между членами семьи. Также нужна нормализация отношений в семье. Может быть полезным пребывание ребенка в яслях или садике, где приступы проходят бесследно.
- терапевтическая коррекция, применение препаратов, устраняющих явления невропатии, укрепляющих нервную систему и седативных. Показаны препараты кальция и магния, растительные седатики, поливитамины. При более тяжелых ситуациях могут понадобиться корректоры вегетатики – фенибут, ноотропил. Если приступы ежедневные и тяжелые могут назначаться минимальными дозами препараты против эпилепсии (на ночь).
У детей после 3 лет на первый план в лечении выходит психотерапия – сказкотерапия, рисование и другие возрастные методики. Если у ребенка есть сопутствующие патологии, нужно их лечение, санация очагов хронической инфекции, седативные препараты курсами, а у сильно возбудимых детей – прием транквилизаторов. Полезны ванны, закаливание, режим и правильное питание.
Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель
5,190 просмотров всего, 4 просмотров сегодня
Загрузка…