причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика
Подставляет собой патологическое состояние, проявляющееся эпизодической кратковременной остановкой дыхания у детей, возникающей при выраженном эмоциональном возбуждении.
Причины
Все дети в разные моменты могут испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но такие эмоции не всегда сопровождаются развитием респираторных нарушений.
При сильном аффективном возбуждении апноэ может возникнуть при:
нарушении высшей нервной деятельности, обусловленной эмоциональной лабильностью и неуравновешенностью нервной системы, проявляющейся усиленной чувствительностью и эмоциональной неустойчивостью, в следствии чего дети легко поддаются возникновению аффекта, с выраженным вегетативным компонентом;
генетической предрасположенности, так как положительный семейный анамнез выявляется примерно у 25% детей, страдающих аффективно-респираторными приступами, что связано с наследуемым темпераментом и некоторыми особенностями вегетативных реакций;
ошибках в воспитании, в этом случае пароксизмы могут возникать и поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению и эмоциям, в этом случае развитие синдрома спровоцировано вседозволенностью и воспитания малыша по типу кумира семьи;
внутренних и внешних факторах, в этом случае развитие приступов связывают с негативным воздействием некоторых факторов, которые могут быть спровоцированы физической болью, усталостью, нервным перевозбуждением, чувством голода и фрустрацией.
Симптомы
Патологическое состоянием возникает при плаче, испуге или боли. Во время приступа у ребенка отмечается возникновение прерывистого дыхания, однако потом он внезапно замолкает, замирает при этом его рот остается открытым. У ребенка появляются хрипы, шипение и щелчки, отмечается непроизвольное развитие апноэ. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Длительность простого приступа варьируется от 10 до 15 секунд, при этом дополнительные симптомы отсутствуют. При апноэ после падения, у малыша отмечается появление бледности кожных покровов и слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует, могут быть слышны первые всхлипы. Отмечается развитие обморока, при этом пульс может быть слабым или не прощупываться вовсе.
Аффективно-респираторный синдром, возникший на фоне негативных эмоций, возникает у малышей от 1,5 до 2 лет. Остановка дыхания возникает в момент сильного плача или крика. Во время приступа у ребенка возникает синюшность кожи, сопровождающаяся гипертонусом либо резким снижением тонуса мышц, в результате чего тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже отмечается развитие клонических судорожных сокращений мышц. Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление дыхания, цвет кожных покровов постепенно нормализуется, а судороги исчезают. После завершения апноэ ребенок может еще некоторое время тихо плакать, после чего он засыпает на 2 или 3 часа.
Диагностика
Для диагностики нарушения используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Диагностический алгоритм включает опрос и физикальный осмотр ребенка. Из инструментальных методов может потребоваться проведение электроэнцефалографии, электрокардиографии и спирографии.
Лечение
Лечение проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости применения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально с учетом тяжести симптомов и возраста пациента.
Помимо психотерапии таким больным может быть назначен прием нейропротекторов, ноотропов, седативных препаратов, аминокислот и витаминов группы B. При тяжелых рецидивирующих приступах показано применение транквилизаторов.
Профилактика
Предотвратить развитие приступов помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком. Следует научиться предчувствовать у малыша развитие эмоциональных вспышек и предупреждать их, посредством своевременного кормления, обеспечения полноценного сна и активных игр, что позволяет малышу избавится от эмоционального напряжения.
Аффективно-респираторный синдром у детей — Медицинский справочник
Аффективно-респираторный синдром у детейАффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.
Аффективно-респираторный синдром у детейАффективно-респираторный синдром у детей
Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.
Причины АРС у детей
Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:
- Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
- Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
- Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
- Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.
Патогенез
До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.
Классификация
Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:
- Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
- Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
- Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
- Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.
Симптомы АРС у детей
Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.
Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.
Осложнения
Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.Диагностика
Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:
- Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
- Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
- Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.
Лечение АРС у детей
Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:
- Психотерапия. Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
- Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
- Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
Прогноз и профилактика
Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.
Вконтакте
Google+
LiveJournal
Одноклассники
Мой мир
Аффективно-респираторный синдром
Аффективно-респираторный синдром
(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.
Аффективно-респираторный синдром
Выглядит аффективно-респираторный приступ так.
В ответ на болевое воздействие, чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе. Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ, когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.
Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут, но в среднем продолжается 30-60 секунд. Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ. У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать. Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.
Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ, или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.
По статистике аффективно-респираторный синдром
встречается у 5% детей, одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев, но может быть и до 5 лет. В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче.
Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.
У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.
Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:1. Протекают с меньшим возбуждением.
2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).
3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).
4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.
5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.
6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.
7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.
Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог, при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования.
Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче:
1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.
2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.
3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.
4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.
5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.
6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.
Детей с наличием аффективно-респираторного синдрома относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.
Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект, особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.
Самое разумное – отвлечь внимание, используя мягкие интонации голоса.
Будьте спокойны и уверены в своих действиях.
Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?
1. Не паниковать, постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.
2. Требуется восстановить дыхание ребенка — в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.
3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое, это поможет успокоиться.
5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.
Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.
Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.
Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.
После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.
Лечение аффективно-респираторного синдрома .
Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.
Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:
- Соблюдение режима дня: рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
- Достаточные физические нагрузки.
- Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
- Рациональное питание.
- Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?
В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты, укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В. Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы, такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.
Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения, когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.
Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано. Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).
В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).
В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты, следуя основным принципам лечения эпилепсии.
Любая терапия при аффективно-респираторном синдроме назначается только врачом неврологом, часто с подбором доз препаратов. Самолечение может быть опасно.
Итак, из этой статьи стало известно, что аффективно-респираторные приступы встречаются часто у 5% детей в возрасте до 5 лет (чаще 6-18 месяцев). Закатывания в плаче пугают родителей, но эти состояния не так опасны; дети из них выходят самостоятельно. Паниковать не надо, возьмите себя в руки. Помочь быстрее выйти из приступа апноэ помогут простые меры: подуть, брызнуть водой. Приступов апноэ можно избежать, не провоцируя гнев, страх и другие негативные эмоции у ребенка; а главное — воспитывая в нём устойчивость. Индивидуальное лечение назначит Вашему ребенку врач невролог, после того, как разберется, исключит более тяжелую патологию, как эпилепсия и кардиоваскулярная патология. Проконсультируйтесь с врачом.
Респираторно-аффективные приступы — Библиотека — Доктор Комаровский
Авторы: Биттерлих Л. Р.
Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».
Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.
Что делать во время приступа задержки дыхания
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами — положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.
Читайте еще:
Комаровский Е.О.
Перехватывает дыхание и синеет при плаче
опубликовано 28/10/2009 16:27
обновлено 21/03/2017
— Нервные, психические и психологические болезни
Аффективно респираторный синдром комаровский. Аффективно-респираторные приступы у детей раннего возраста. Простые правила для родителей
У детей раннего возраста явление аффективно респираторных приступов не является такой уж редкостью. АРП – это внезапно проявляющиеся остановки дыхания, иными словами, апноэ. Но если у взрослых людей апноэ проявляется в основном по ночам и имеет под собой совершенно другие причины, то у детей задержки дыхания могут происходить на фоне каких-либо эмоций.
Например, многие мамы, наверное, замечали, что если ребенок сильно кричит и плачет, иногда он непроизвольно может задерживать дыхание. То же самое касается и испытанного страха, пережитой истерики, резкого испуга и т. д. Также аффективно респираторные приступы могут появляться при сильных ударах, к примеру, при падении.
Обычно поводов для беспокойства даже при частых проявлениях АРП нет.
Аффективно респираторные приступы наблюдаются у детей в возрасте 1-3 года, после 3 лет чаще всего они пропадают ввиду возрастных изменений, происходящих в организме достаточно быстро.
Если же АРП продолжают проявлять себя и в среднем детском возрасте, нужно немедленно обратиться к неврологу и психологу. Проблема может скрываться как в непосредственно дыхательных путях, так и в психологической составляющей ребенка.
Во время появления аффективно респираторных приступов происходит следующее: ребенок психологически и эмоционально перегружает себя, причем испытывает сугубо негативные и отрицательные чувства. Из-за этого возникает спазм гортани, поэтому нередко сильный крик обрывается, и у ребенка на время останавливается дыхание.
Несмотря на то, что внешне это выглядит, как будто он симулирует и притворяется, на деле же он не может контролировать деятельность гортани, в то время как она начинает сокращаться от болевого спазма.
Подвержены этому далеко не все дети – все зависит от индивидуальных особенностей их организма. Очень важны при этом показатели обмена веществ, у детей с дефицитом кальция аффективно респираторные приступы наблюдаются в разы чаще. Влияют на АРП и психологические особенности ребенка, существуют дети спокойные, а есть и дети с повышенной нервной возбудимостью, соответственно, они более подвержены приступам.
Частота появления аффективно респираторных приступов также опирается на индивидуальные особенности организма ребенка.
У одних АРП возникает один раз в год, у других – ежедневно.
Также стоит отметить, что сам приступ длится максимум одну минуту, но в основном и того меньше. При этом, естественно, кожа ребенка меняет цвет, после приступа он становится вялым, наблюдается кратковременная апатия. При этом частота приступов никак не влияет на эмоциональное поведение ребенка в повседневной жизни, он продолжает обычно развиваться.
Классификация
Аффективно респираторные приступы разделяются официально на два вида:
- бледные
- синие
Медицинской наукой они названы именно так, потому что лицо ребенка от различных причин может принимать или бледный, или синий цвет.
Бледные приступы обычно возникают при механическом воздействии, ударе, ушибе и даже уколе. При бледных приступах губы малыша белеют, лицо бледнеет, пульс еле прощупывается. Ребенок не может произнести ни звука, врачи обычно говорят, что это его естественная индивидуальная реакция на причиненную ему боль.
Синие респираторные приступы – более распространенные.
Они вызваны тем, что у ребенка начинается истерика, ярость, недовольство чем-либо. В это состояние может перерасти даже самый милый, на первый взгляд, каприз.
Поэтому всем родителям рекомендуется контролировать эмоциональное состояние малыша, особенно вне дома, потому что ребенок подсознательно чувствует наличие окружающих чужих людей, даже если находится в коляске. Именно при сильном плаче, криках и возникает аффективно респираторный приступ.
Ребенок вдыхает в себя воздух и на мгновение замолкает, лицо не двигается и приобретает синий оттенок, губы также синеют. В момент без дыхания у малыша снижается тонус мышц, его тело либо максимально выпрямляется, либо изгибается. В итоге он некоторое время после приступа испытывает вялость, слабость в теле.
И тот и другой тип классификации, принятой медициной, одинаково опасен, но не влияет на развитие ребенка и обычно исчезает с возрастом. Тем не менее, не нужно пренебрегать помощью и советами врача, даже если приступы наблюдаются в раннем возрасте.
Причины
Главная причина синих приступов – это само поведение ребенка, его раздражительность, негативное эмоциональное состояние. При бледных приступах ребенок не подвластен уничтожить причину АРП, ведь здесь наблюдается воздействие извне.
Представляется целесообразным выделить следующие общие причины аффективно респираторных приступов:
- истерика ребенка
- мелкие капризы
- испуг, пережитый страх чего-либо
- неустойчивое психологическое состояние
- повышенная нервная возбудимость малыша
- проблемный характер ребенка
- механическое воздействие, удар или ушиб, заставивший малыша испытать резкую боль
- поведение родителей
Последний пункт относится к правильному и последовательному воспитанию детей своими родителями. Очень часто в общественных местах можно видеть, как малыш плачет, устраивает истерику. Поведение родителей проявляется при этом по-разному: одни все дальше уходят от него, оставляя ребенка одного в толпе; другие начинают его бить, считая плач ребенка в людном месте позором; третьи ласково начинают говорить с ребенком, будучи готовыми исполнить его любую прихоть.
В делах воспитания малыша лучше всего искать золотую середину: нельзя излишне потакать ему, его желаниям, но и нельзя бросать его, причинять ему физическую боль, потому что это еще больше провоцирует его на крики, плач и нервную напряженность.
Возможные опасности
Конечно, главный вопрос, который интересует всех родителей, столкнувшихся с данным явлением, а не опасен ли респираторный приступ для здоровья ребенка.
Доктора во весь голос утверждают, что как бледные, так и синие приступы не несут в себе никакой опасности для организма. Однако снижение тонуса мышц, недостаток кислорода, поступающего в головной мозг, могут сказываться на организме, если частота приступов очень велика.
Также медицинские специалисты говорят, что вызов врача может потребоваться, если только ребенок задержал дыхание более чем на одну минуту. Но непонятным остается вопрос о том, как тогда быть родителям, переживающим и видящим эту опасность.
Поэтому лучшей рекомендацией в этом случае может быть единственный совет – родители, заметив хотя бы раз проявление аффективно респираторного приступа у своего ребенка, не должны откладывать визит к неврологу. Во-первых, именно слова врача о безопасности приступов могут обнадежить и успокоить папу и маму.
Во-вторых, при необходимости врач может назначить определенное эффективное лечение, заключающееся в приеме некоторых медикаментов. Также врач может сделать предписание и родителям по поводу большего внимания ребенку, его правильного воспитания именно в плане контролирования своих эмоций, причем не важно, положительные они или отрицательные.
Другими словами, бороться с АРП будет не ребенок, а именно его родители, которые обязаны создать вокруг него положительную атмосферу, не потакать его слабостям и желаниям, чтобы заставить его молчать.
Нужно помнить, что ребенок – это тоже человек, пусть и пока еще маленький, а поэтому он должен учиться терпеть, признавать свои ошибки.
Причинение физической боли, постоянная опека, попытки загл
симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения
Основными причинами проявления аффективно-респираторного приступа у ребёнка являются сильные эмоциональные реакции на воздействия внешней среды, проявляющиеся громким плачем. Иногда может возникать в результате истерики ребёнка на отсутствие внимания со стороны взрослых или невыполнения взрослыми требований ребёнка. Иногда такие задержки дыхания могут стать следствием:
- сильной усталости;
- переутомляемости;
- эмоциональной нестабильности ребёнка;
- при сильном испуге;
- недостаток железа в организме;
- возбуждённого состояния;
- в момент стрессовых ситуаций;
- при травмах, ушибах, падениях, ожогах;
- конфликтах;
- в результате агрессии;
- при неблагоприятной атмосфере в семье;
- при повышенной возбудимости ребёнка.
Простой аффективно-респираторный приступ проявляется задержкой дыхания в момент выдоха. Это происходит обычно в конце фазы выдыхания воздуха. Причиной появления служат травмы различной этиологии. Ещё одной причиной её возникновения служит негативное состояние, которое возникает при отсутствии возможности для удовлетворения потребностей ребёнка. Первыми признаками этого состояния будут депрессия, негативные эмоции, плач.
Изменений в работе внутренних органов не происходит. Дыхание восстанавливается самостоятельно через несколько секунд.
Определить «синий» тип аффективно-респираторного приступа можно по наличию сильного гнева, негатива от неудовлетворённых требований и желаний ребёнка, болевых ощущений. В момент гневного плача происходит задержка дыхания в момент вдоха. При этом ребёнок начинает синеть. Далее дыхание может восстановиться само по прошествии пары секунд. А может появиться снижение тонуса мускулатуры. Вследствие чего ребёнок «обмякнет». Либо произойдёт выгибание крохи в дугу из-за сильного напряжения мышц. В редких случаях данная патология может закончиться эпилептическим припадком у малыша.
Первыми признаками проявления «бледного» приступа являются исчезновение на пару-тройку секунд пульса, может развиться обморочное состояние. При этом ребёнок во время приступа начинает бледнеть, падает в обморок, отмечается брадикардия.
Таким образом, клиническая картина этого заболевания будет выглядеть:
- Задержка сердечного ритма.
- В момент капризов наблюдается тахикардия, а в момент обморока преобладает брадикардия.
- Частота приступов варьируется от 1-2 до 5-6 в день.
- Тонус мышц снижен.
Диагностика аффективно-респираторного приступа у ребёнка
Диагностировать данное заболевание очень сложно. Чаще всего проводится дифференциальная диагностика, которая позволяет исключить более сложные и неприятные болезни и патологические состояния. Для начала аффективно-респираторный припадок дифференцируют с миоклоническим приступом. Во время его протекания появляется синюшность кожных покровов, слизистых, происходит потеря сознания . эти симптомы указывают скорее на сердечную патологию и нарушение ритма.
Аффективно-респираторный припадок негативно влияет на развитие ребёнка. Он может протекать как вторичное изменения в центральной-нервной системе.
Следует сдать кровь на выявление наличия железа в организме ребёнка. Так как доказана связь между недостатком этого элемента и приступом.
Дополнительным методом дифференциальной диагностики является недержание мочи во время приступов. Если это происходит, то говорят об эпилепсии.
Не так уж и безобидны аффективно-респираторные приступы. В момент долгих, затяжных приступов, могут возникнуть тонические судороги с вовлечением в этот процесс рядом лежащих тканей. При длительной задержке дыхания может развиться недостаток кислорода, что приведёт к сбою в работе не только дыхательного центра, но и сердца. Могут развиться судороги, эпилепсия.
Что можете сделать вы
Прежде всего, не стоит паниковать. Возникший приступ у ребёнка можно остановить, дунув ему в лицо, слегка похлопать ребёнка по щекам, побрызгать холодной водой. Можно постараться отвлечь посторонним предметом, игрушкой, действием. Если приступы стали похожи на эпилептические, стоит обратиться к врачу. Перед тем как идти к специалисту, можно понаблюдать за ребёнком. Обратить особое внимание на длительность и частоту приступов. Не стоит заниматься самолечением. Не зная этиологии возникновения и всей клинической картины можно только навредить крохе.
Не стоит потакать плачущему ребёнку в его капризах. Во избежание проблем нужно постараться дипломатично и спокойно объяснить ребёнку свою позицию. Можно постараться создать дома уютную, комфортную обстановку ребёнку.
Что делает врач
Врач осматривает ребёнка. Старается как можно подробнее выяснить, когда начались припадки, с какой частотой и что им предшествовало. Далее проводит дифференциальную диагностику заболевания. При необходимости стараться соблюдать режим дня, врач назначит проведение лабораторных исследований. А по их результатам и сбору анамнеза назначает лечение. Чаще всего оно заключается в даче рекомендаций родителям по поводу соблюдения режима дня и диеты.
Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании аффективно респираторные приступы у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».
Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.
В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как аффективно респираторные приступы у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?
Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга аффективно респираторные приступы у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить аффективно респираторные приступы у детей и не допустить осложнений.
А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания аффективно респираторные приступы у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание аффективно респираторные приступы у детей?
Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!
Аффективно-респираторные приступы у детей: причины развития и лечение
Аффективно-респираторные приступы у детей (АРП, закатывания или англ. breath-holding spells) – проблема, вызывающая многочисленные вопросы у родителей. Редкие родители поведают о том, что им незнакомы детские истерики. Топанье ногами, падения на пол, плач и крик в людном месте, особенно при отказе купить игрушку, конфету, жевательную резинку. Впрочем, список можно продолжать бесконечно. Впервые столкнувшись с подобными пароксизмами (так по-другому называют приступы), особенно с посинением или судорогами, мамы и папы впадают в нешуточную панику.
Содержание статьи
Что же они собой представляют?
Аффективные приступы у детей – кратковременная, длящаяся несколько секунд, остановка дыхания на высоте сильного плача, сопровождаемая посинением или побледнением кожных покровов. На фоне эмоциональной ситуации, вспышки гнева, ребенок начинает плакать. Внезапно ревущий малыш замолкает, синеет, обмякает из-за падения мышечного тонуса. Длится это состояние обычно не более минуты. Затем ребенок ведет себя как обычно. В некоторых случаях могут быть судорожные подергивания, а после отмечаться слабость. Это так называемый синий приступ.
Бывают белые пароксизмы. Развиваются они в ответ на какую-либо травму: упал, ударился головой, тотчас побледнел и потерял сознание. В этот момент также возникает остановка дыхания. Длительность такого АРП тоже не превышает 30 – 60 секунд. После появляется сонливость.
Откуда берутся?
Долгое время АРП рассматривались как проявление истерии. Только возраст пациентов, а также годы наблюдений не подтвердили эту теорию. Учеными-неврологами было установлено, что на фоне плача происходит спазм мускулатуры гортани, приводящий к остановке дыхания. В более старшем возрасте у ребенка приступы истерики могут наблюдаться в классическом варианте.
Нужно уметь отличить АРП от синдрома апноэ, который встречается у недоношенных или маловесных детей, а также у малышей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы. Это состояние – фактор риска синдрома внезапной смерти. Сами по себе АРП опасности не представляют, однако в будущем – это предпосылка для развития эпилепсии. Нельзя отрицать тот факт, что моменты отсутствия дыхания приводят к кислородному голоданию мозга, что не может не сказаться на его функционировании. Кроме того, АРП истощают нервную систему, что вызовет впоследствии расстройства памяти, мыслительной деятельности.
Отсутствие своевременной психокоррекции, может привести к нарушению социальной адаптации в детских коллективах.
Как не спутать с другими проблемами?
Чтобы отличить приступы истерики у ребенка 2 лет от АРП, следует учесть, что последние – явный протест на отказ родителей выполнить какое-либо желание или запрет заниматься любимым делом. Истерики не сопровождаются потерей сознания, падением мышечного тонуса. Они более продолжительные по времени, имеют целью привлечь максимальное внимание окружающих — ребенок плачет, топает ногами и т.д.
По данным зарубежных исследователей, АРП сопровождаются снижением гемоглобина и уменьшением содержания в крови железа. Это не является специфическим проявлением приступов, но может усугубить гипоксическое влияние на головной мозг.
Диагностический поиск
Для диагностики, а вернее для того, чтобы отличить АРП от других приступообразных состояний, в частности, от эпилепсии, применяется электроэнцефалография (ЭЭГ). Это методика регистрации биоэлектрических потенциалов головного мозга.
ЭЭГ – высокоточный способ отличить истинные эпилептические припадки от приступов другого рода, в том числе АРП. В современных клиниках есть возможность круглосуточной записи показателей физиологической мозговой деятельности одновременно с видеонаблюдением. Наряду с ЭЭГ, требуется электрокардиография для исключения болезней сердца, приводящих к остановке дыхания, а также спирография – метод, позволяющий уточнить причину остановки дыхания. Необходимо такое обследование в случаях сомнений относительно происхождения припадков или недостаточно четкого описания, представленного родителями.
Остановка дыхания вследствие спазма мускулатуры дыхательных путей бывает при бронхиальной астме и попадании инородного тела. При этих состояниях наблюдается кашель с приступами удушья у ребенка, при этом на фоне затянувшегося пароксизма может быть выраженная экспираторная одышка (на выдохе). Здесь не обойтись без прицельной консультации пульмонолога и аллерголога.
Лечение и коррекция поведения
Лечение аффективно-респираторных приступов, как и лечение любого другого заболевания должно быть комплексным и включать как медикаментозные, так и немедикаментозные методы. Коррекция этой патологии лежит в компетенции детского психоневролога, а своевременное перенаправление к узкому специалисту напрямую зависит от педиатра. Назначаются успокаивающие средства и препараты, нормализующие процессы возбуждения и торможения. Ребенок не нуждается в особых мероприятиях по оказанию неотложной помощи (искусственное дыхание или сбрызгивание водой). Приступ проходит самостоятельно. Мало того, ваши действия могут не на шутку испугать малыша.
Если у ребенка приступ возник впервые, сопровождается судорогами, которые трудно отличить от эпилептического даже специалисту, ребенка надо уложить на бок, так как в положении на спине существует опасность западения языка и удушения.
Примите меры для того, чтобы ребенок во время падения не поранился окружающими предметами.
С учетом психологического фактора, сложностей во взаимоотношениях между детьми и родителями, нестабильности детской психики, показаны консультация психолога. Эти методы имеют своей целью не лечение приступов, а стабилизацию внутрисемейного климата для предотвращения ситуаций, провоцирующих АРП.
Нормализация психологического климата
Учитывая незрелость физиологических процессов, регулирующих возбуждение и торможение в нервной системе, надо принимать меры, направленные на формирование у ребенка навыков контроля над эмоциями. Малыш не способен по-другому выразить эмоции и недостаточно хорошо разговаривает. Не стоит потакать чаду во всем и оберегать от переживаний из-за боязни спровоцировать приступ. В дальнейшем любой отказ вызовет реакцию. Если малыш находится постоянно дома, то лучше задуматься о посещении дошкольного заведения любого формата. Если же респираторные приступы у детей – реакция на детский сад, то стоит сделать перерыв в посещениях или сменить группу.
Малыш не должен переутомляться, испытывать чувство жажды или голода. Колебания уровня глюкозы крови тоже провокаторы АРП. Отрицательным моментом нередко служит излишняя любовь современных родителей к развивающим занятиям, когда малышу приходится посещать несколько школ раннего развития одновременно.
Нельзя ребенка лишать детства!
Необходимо давать полноценную информацию взрослым о проблеме. Мамы и папы должны уяснить, что сами по себе у ребенка приступы не опасны и он их рано или поздно их перерастет. Однако и пускать на самотек не стоит. Предрасположенность и гипервозбудимость нервной системы способно перерасти в более серьезную проблему. Поэтому необходим регулярный врачебный контроль.