Методическая разработка на тему: План самообразования «Методы и средства амплификации развития дошкольников»
План работы по самообразованию
воспитателя МДОУ детский сад № 2
Хваловской Светланы Александровны
на 2018 – 2019 уч.год
( первая младшая группа )
Тема: «Методы и средства амплификации развития дошкольников».
Цель: повысить свой профессиональный уровень в условиях ФГОС.
Задачи:
- Изучение учебной и научно – методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Актуальность.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в детский сад, просят определить его в группу к «лучшему» воспитателю. Никто не хочет быть плохим воспитателем! Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию. Самообразование – одна из форм системы непрерывного повышения квалификации педагога ДОУ. Постоянная работа над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения. Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновлённым содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов.
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».
Амплификация (от лат. amplificatio — расширение, усиление, обогащение) — многозначный термин, используемый в различных областях. Гораздо более важной — как в теоретическом, так и в практическом плане представляется концепция амплификации, сформулированная А.В.Запорожцем.
Термин «амплификация» был использован Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д.
Амплификация, по Запорожцу — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.
Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. личности. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми.
Таким образом, амплификация детского развития заключается в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно – развивающим сектором, как свойства определенной
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и без включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая деятельность, мир взрослых и других детей, природы, общественной жизни.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Учёные утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устареть. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, — одна из важных задач образования. Чтобы не отставать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, овладеть прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
В 2018 – 2019 учебном году я решила изучить и обобщить тему: «Амплификационное развитие дошкольника».
Содержание работы.
Самореализация.
Подготовительный этап: сентябрь – ноябрь ( 2018 г.)
- Подбор литературы по данной теме (интернет ресурсы).
- Изучение научно – методической литературы по данной теме.
Основной этап: декабрь – апрель (2018 – 2019гг.)
1. Совершенствование и нарабатывание аналитических и инновационных умений и методов работы по самообразованию.
2. Разработка ООД по данной теме.
3. Внедрение и проведение ООД с детьми.
Заключительный этап: май (2019 г.)
Обобщение опыта работы по самообразованию.
Работа с педагогическим коллективом (по запросу старшего воспитателя).
1. Консультации для педагогов по данной теме.
2. Презентации для педагогов по данной теме.
3. Выступление на педсоветах по данной теме.
Амплификация детского развития
Автор: Люшакова Светлана Михайловна
Многие родители мечтают, чтобы их ребенок был особенным. Мамы и папы гордятся ранними успехами своего малыша. Часто мы слышим рассказы родителей о том, какой неповторимый у них ребенок, что он рано пошел или рано научился читать.
Очень многие родители, чтобы добиться этих самых ранних успехов от своего ребенка, прибегают к всевозможным методикам раннего развития. Это конечно хорошо, что мамы и папы заботятся о своем малыше, но очень часто неправильно подобранная методика не только не дает видимых результатов, но и может привести к плачевным последствиям. Дело в том, что психика ребенка кардинально отличается от психики взрослого человека и чрезмерная нагрузка на детскую психику чревата психологическими срывами.
Важно понимать, что для ребенка главную роль в развитии играет общение со сверстниками и родителями, а ярко выделяющийся своими способностями ребенок может столкнуться с проблемами в общении с детьми, что может негативно отразится на его психике.
Многие детские психологи рекомендуют родителям вместо упорных занятий направленных на развитие ребенка в определенной области (музыка, рисование, математика) использовать детские развивающие игры, направленные на общее развитие ребенка. Так же очень серьезно нужно подходить к выбору центра раннего развития. Нужно проконсультироваться с хорошим психологом и подобрать методику подходящую именно вашему ребенку. Сейчас очень много обучающих центров для детей дошкольного возраста, но, к сожалению не все преподаватели этих центров имеют достаточную квалификацию, что бы работать с маленькими детьми.
Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.
Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этом возрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть ее самому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.
Конечно, эта методика раннего развития гораздо сложнее, чем остальные и чтобы заниматься ею с ребенком, нужно иметь много времени, терпения и сил. Нужно понимать и чувствовать возможности и желания каждого ребенка. И именно из-за ее сложности, далеко не каждый преподаватель в нашей стране применяет ее на практике.
Поэтому чтобы не навредить ребенку, перед тем как отдать своего любимого малыша в центр развития, нужно детально изучить методику преподавания и проверить квалификацию преподавателя. Желательно предварительно посетить занятия в центре, поговорить с другими родителями детей занимающихся там. При соблюдении этих простых правил мы можем быть уверенными, что наши дети будут развиваться правильно и вырастут полноценными личностями.
comments powered by HyperComments
амплификация — это… Что такое амплификация?
АМПЛИФИКАЦИЯ (с. 39) (от лат. amplificatio — расширение, усиление, обогащение) — многозначный термин, используемый в различных областях — от риторики до теории управления. Многообразие его значений само по себе наглядно иллюстрирует, в какие формы может воплотиться иноязычное заимствование в зависимости от специфики той или иной отрасли. В психологии имеет особое значение, раскрыть которое немаловажно, особенно в связи с тем, что большинство справочных изданий этим пренебрегают либо ограничиваются односторонней трактовкой.
Единственная трактовка, которую этот редкий термин получает в универсальных словарях и энциклопедиях (например, таких авторитетных, как словарь Даля или «Большая Советская Энциклопедия»), относится к сфере словесности. Так, в БСЭ читаем: «Амплификация — в художественной литературе и ораторской речи одна из стилистических фигур; использование однородных элементов речи: определений, синонимов, сравнений, антонимических противопоставлений для усиления выразительности. Например: «Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал»» (М.Ю.Лермонтов)»».
Совершенно иную трактовку термин получает в современной теории управления. В этой сфере, согласно принципу амплификации, в сложных системах весьма незначительное внешнее воздействие может привести к значительно более сильной реакции всей системы, чем можно было бы предположить, исходя из масштаба стимула.
Еще в одном специфическом значении термин употребляется для характеристики сложных химических реакций и биохимических процессов.
Как и во многих подобных случаях, специалисты разных отраслей, затрудняясь четко определить некоторое явление средствами родного языка, заимствуют термин из чужого и при этом придают ему одним им понятное значение.
Психологи в этом терминологическом словотворчестве не знают себе равных. И неудивительно, что термин «амплификация» встречается и в некоторых психологических словарях (правда, далеко не во всех). Как правило, отмечается, что в психологию термин введен К.Г.Юнгом. О том специфическом значении, которое термину придавал наш соотечественник А.В.Запорожец, почти нигде и не упоминается. Поэтому целесообразно рассмотреть оба эти значения, причем особое внимание уделить второму как более значимому в педагогической практике.
Для Юнга амплификация представляет собой технику работы со сновидениями в состоянии бодрствования. Вводя этот термин, Юнг опирался на его традиционное значение в словесности, подразумевая стилистическую фигуру, состоящую из нанизанных друг на друга синонимических определений, сравнений, метафор. Как известно, в юнгианском анализе сновидений их содержание осмысливается за счет свободных ассоциаций и через мифологическое их толкование. Амплификация, по Юнгу, состоит в том, что осуществляется сравнение отдельных мотивов сна с аналогичными по смыслу произведениями литературы (в том числе эпическими, мифологическими), живописи, а также с традиционными символами. Предполагается, что при применении этой техники происходит развитие личности в связи с осознанием ею той части души, которая прежде была скрыта. Расширение сознания человека и его упорядочивание происходит в контексте смыслов снов. Такая тактика, основанная в буквальном смысле на «расширении», «обогащении», явно противоположна фрейдовскому методу «редукции к первичным фигурам».
Надо признать, что большинству практических психологов как сам этот метод, так и его обозначение неизвестны. В самом деле, толкование сновидений — весьма специфическая область, в которой находят себя немногие энтузиасты, и практическое ее значение далеко не бесспорно. Гораздо более важной — как в теоретическом, так и в практическом плане — представляется концепция амплификации, сформулированная А.В.Запорожцем.
Термин «амплификация» был использован Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Амплификация, по Запорожцу, — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.
Эта концепция приобретает особую значимость в связи с тем, что некоторые психологи, основываясь на данных о больших психофизиологических возможностях маленьких детей и о высокой эффективности их раннего обучения, склонны вообще отказаться, подобно А.Бандуре, от понятия возраста как качественно своеобразной ступени психического развития и отрицать необходимость учета возрастных особенностей детей при их обучении. Они полагают, как выразился однажды Дж.Брунер, что «основы любого предмета в некоторой форме можно преподавать в любом возрасте».
На первый взгляд, убедительным подтверждением этой точки зрения могут служить результаты исследований: М.Макгроу, успешно обучавшего младенцев плаванию, катанию на роликах и различным акробатическим упражнениям; О.Моора, вырабатывавшего навыки чтения и печатания на машинке на втором году жизни; П.Сапписа, формировавшего проведение довольно сложных логико-математических операций детьми 4-5-летнего возраста.
Не вдаваясь в обсуждение конкретных результатов каждого из упомянутых исследований, важно все-таки оценить возникающую на их основе концепцию. По существу она представляет собой современный вариант раскритикованной в свое время Л.С.Выготским, Г.С.Костюком, С.Л.Рубинштейном и др. бихевиористской теории, отождествлявшей развитие с обучением и отрицавшей качественное своеобразие последовательных возрастных периодов детства, а заодно и специфическое значение ранних этапов онтогенеза для общего формирования личности.
Утверждение о том, будто ценой искусственной акселерации развития ребенка, путем сокращения детства может быть достигнут духовный прогресс, является прогрессивным по видимости, но наивно-утопическим по сути. Детство ребенка, значительно более длительное и неизмеримо более богатое по содержанию, по характеру происходящих на его протяжении психических изменений, чем это имеет место у детенышей животных, является величайшим достижением и громадным преимуществом homo sapiens. Оно дает возможность ребенку до достижения зрелости овладеть богатством духовной и материальной культуры, созданной обществом, приобрести специфические для человека способности и нравственные качества.
В самом деле, маленький ребенок очень пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Он многое может, может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания раннего воспитания и обучения. Вместе с тем полученные исследовательские данные говорят и о том, что повышение эффективности раннего обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка.
Во-первых, необходимо учитывать, что речь идет о растущем детском организме, о развивающемся мозге, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и возможности которого еще ограниченны. При перестройке педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.
Во-вторых, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка достигается лишь в том случае, если применяемые методы обучения строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями его возраста и с учетом того особого значения, которое имеет детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования для общего хода поэтапного формирования личности.
Идеи Запорожца остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных и творческих достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.
А бывает, что идея искусственной акселерации завладевает и чиновными умами. Так и произошло на одном из витков перманентной реформы, которая стала для нашей многострадальной школой фактически нескончаемой. В один прекрасный день было решено, что детям следует начинать учиться не в 7 лет, как это традиционно было принято, а на год раньше. Сейчас уже трудно разобраться, какими социально-политическими мотивами руководствовались инициаторы реформы. Однако очевидно, что психологическое обоснование столь смелого новшества отсутствовало. Наиболее убедительный аргумент состоял в том, что в разных странах дети приступают к систематическому школьному обучению в разные сроки — где-то в 7 лет, где-то в 6, а кое-где, например, в Великобритании, и вовсе в 5. При этом упускалось из виду, что английская nursery school хоть формально и называется школой, но по сути представляет собой аналог нашего детского сада и выполняет практически те же задачи. Просто у нас в детский сад можно и не ходить, а там школу посещать надо. А занятия и там и тут ведутся на простейшем уровне, предусматривают овладение элементарными базовыми знаниями и навыками, осуществляются почти исключительно в игровой форме и к тому же сочетаются со всевозможными подвижными играми, прогулками и прочими «детсадовскими» формами времяпрепровождения.
Идея усечения детства, несмотря на фиаско утопической реформы, по сей день будоражит амбициозные умы иных родителей и педагогов.
В каком-то смысле можно понять гордость родителей, чье дитя еще до поступления в школу умеет читать газеты. Но вот самого ребеночка искренне жаль. Начитаться всего этого вздора он успел бы и в зрелые голы И вместо сольфеджио, латыни и акробатики лучше поиграл бы с товарищами в салочки. Потому что потом такой возможности уже не представится.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
это важная часть детского развития. Что такое амплификация?
Принято считать, что амплификация – это расширение или увеличение чего-нибудь. Иногда могут возникать такие образы, которые не вызывают определенных ассоциаций. Если они очень емкие, описать их обычными словами практически невозможно. В этом случае используются символические значения, но образ все равно остается на уровне бессознательного восприятия.

Амплификация дает возможность ощутить всю мощь архетипического начала и соприкоснуться с коллективным. Человек может немного абстрагироваться от обычного мышления и почувствовать себя частицей чего-нибудь более значимого.
Для чего нужна амплификация?
Самопознание проходит окольными путями, поэтому присутствует противоречие амплификации. Чтобы лучше рассмотреть настоящее, стоит обратить пристальное внимание на прошлое, например, обратиться к мифам. Это будет стимулировать мышление, не перегружая его ненужными знаниями, которые делают только хуже.
Метод анализа необходим для того, чтобы разобраться, что происходит в бессознательном мире. Амплификация – это способ, помогающий прийти к пониманию. В этом случае не требуется вмешательство аналитика, достаточно полностью довериться бессознательному. Применять этот метод следует с осторожностью, наблюдая за состоянием и настроением клиента. Он должен быть готов проводить параллели и прослеживать связи.

Правильно подобранная детская методика развития – ключ к успеху
Любой родитель желает, чтобы его ребенок был самым способным и особенным. Ради этой цели не жалко ни денег, ни времени, ни сил. Сегодня существует огромное множество различных методик раннего развития, но для того чтобы был виден результат, необходимо правильно ее подобрать. Психика ребенка еще не окрепла, и большие нагрузки могут привести к плачевным последствиям.
Родители должны знать, что гармоничное развитие невозможно без общения со сверстниками и окружающими людьми. Проблемы, которые могут возникать в процессе коммуникации, негативно отражаются на внутренней гармонии и вызывают стрессы. Амплификация развития – это способ преодолеть возникающие сложности.
Детские специалисты рекомендуют развивать ребенка посредством игр, рисования или с помощью музыки. Выбирать обучающий центр следует с большой осторожностью, чтобы не навредить малышу.
Почему возникают проблемы?
Многие специалисты задумывались о том, что такое амплификация. Это в педагогике обозначает расширение и углубление детского сознания и развития. А. В. Запорожец в процессе своей деятельности пытался разобраться, почему возникают сложности восприятия у взрослого человека. Он считал, что все причины необходимо искать в детстве. Многие педагоги и родители, желая «идти в ногу со временем», начинают искусственно ускорять природные темпы развития ребенка. В школах вводятся сложные предметы, не всегда понятные ребятам. Такая интеграция имеет односторонний характер и форсирует приобщение ребенка к взрослой жизни, что не всегда правильно.

Теория А. В. Запорожца
Основоположником одной из самых распространенных отечественных дошкольных психологий является А. В. Запорожец. Он сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.
Запорожец настаивал на том, что необходимо раскрывать потенциал малыша, который имеется у него на каждой стадии развития. Ребенку нужно вкладывать те знания, которые соответствуют его возрасту, и не перегружать его ненужной информацией. Амплификация детского развития – это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.
Эта методика довольно сложная, так как она требует сил, времени и немало терпения. Чтобы получить положительный результат, родители должны научиться чувствовать своего ребенка и понимать его. Именно из-за этого она не является широко востребованной и не часто применяется на практике. Но родителям стоит потрудиться: такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.

Для чего используется амплификация?
Амплификация – это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей. Особенно важно это в раннем возрасте, когда происходит закладка способностей. Ребенку необходимо предоставить широкий выбор сфер деятельности, чтобы определить его наклонности и таланты.
Применяя эту методику, необходимо соблюдать главное условие – свободное развитие, поиск и нахождение ребенком себя в процессе изучения материала.
Амплификация детского развития – это максимальное использование резервов, которые имеются в определенном возрастном периоде. Если не придавать нужного значения играм и сказкам, можно значительно сузить возможности ребенка и снизить уровень его развития.
Статья на тему: Амплификация. | Социальная сеть работников образования
Амплификация-один из основных принципов ФГОС ДО
Дошкольное детство — очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.
В настоящее время в Российской Федерации дошкольное образования стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека.
Этот серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования был сделан благодаря «Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 г.Именно поэтому в настоящий Стандарт введено одно из основных понятий — Амплификация развития.Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Нельзя путать амплификацию с акселерацией — искусственным ускорением детского развития.
В своем стремлении «не отставать от жизни» педагоги и родители нередко начинают ускорять темпы детского развития. В детских садах вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, компьютеризация и пр. Конечно же, все эти учебные дисциплины подаются в упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Но эта интеграция носит односторонний, механический характер и, по сути, является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификациюдетского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Согласно которой каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.
В игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности поведения и др. А. В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Усваивая технику различных игр по законам, характерным для усвоения предметных манипуляций, являющихся ведущими в возрасте от 1 до 3 лет, ребенок в совместной со сверстниками деятельности обобщает эти способы и переносит на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное)развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
А. В. Запорожец сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация — это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.
В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение, так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие. Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии.
Из выше сказанного следует, что амплификация детского развития — это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию и возрастным особенностям малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.
Для чего же нужна амплификация?
Амплификация — это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей, поэтому она должна охватывать все образовательные области:
Социально — коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно — эстетическое развитие;
физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:
в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.
Именно амплификация способствует решению следующих задач, поставленных в стандарте:
1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.
Маленький ребенок очень пластичен, легко обучаем. Он многое может: может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов.
Материал на тему: Пути психического развития дошкольников:акселерация,амплификация,симплификация.
Пути психического развития дошкольников:акселерация,амплификация,симплификация.
Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.
Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.
Акселерация — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей(в среднем на 1-2 года)
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом
благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В
редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь
выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах
психической деятельности
Амплификация психического развития — увеличение, распространение] — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.
Искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудно-искоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра – это пустая потеря времени, детское творчество – наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц – досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна – она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).
Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития – т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами ,не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а
наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этомвозрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть еесамому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка
будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность ,уверенность в себе, умственные способности.
Путь, основанный на амплификации детского развития, – значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния – словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
это… Описание принципа, особенности и интересные факты
Амплификация – это термин, имеющий сразу несколько определений и во всех случаях у него совершенно разная интерпретация. Его применяют в биологии, литературе, риторике и психологии. Наибольший интерес представляет именно психологическая амплификация человека, но и в этом случае существует разделение понятия на амплификацию по К. Г. Юнгу и А. В. Запорожцу.
Первый ученый занимался аналитической сферой психологии, уделяя большое внимание снам и их роли в определении психического состояния пациента. Александр Владимирович Запорожец – это специалист детской психологии. Согласно ему, амплификация – это нечто иное, имеющее прямое отношение к нормальному и естественному процессу взросления человека. Что именно подразумевает это понятие в его трактовке, и как его учение используется в современной детской психологии – узнайте из статьи.
Что такое амплификация вообще?
Если отбросить психологию и связанную с ней трактовку термина, то ближе всего обсуждаемое понятие к экономической теории и к людям, которые применяет ее на практике. В контексте экономической науки амплификация означает особый принцип менеджмента, позволяющий влиять на многофакторную хозяйственную систему с помощью даже незначительных толчков и импульсов. Считается, что даже слабое воздействие со стороны может сильно пошатнуть экономическое равновесие конкретной структуры.

С точки зрения молекулярной биологии амплификация определяет процесс «копирования» отдельных частей генетического кода. При этом он может проходить искусственно, при способствовании действий ученых, но также существуют прецеденты произвольного размножение генов, чаще всего отвечающих за развитие в организме онкологических патологий.
В литературе этим термином характеризуют стилистические фигуры, призванные усилить восприятие текста с помощью повторения однородных слов или их сочетаний, синонимов. Нередко амплификация используется в поэзии. В риторике ей выделяют сразу два пояснения: излишнее, неоправданное многословие и чрезмерно детализированная речь, направленная в защиту своей точки зрения.
Расширение границ детского сознания
Психологи позаимствовали термин именно у почитателей словесности, которые расширяли границы познания изучаемого предмета с помощью домыслов и предположений, что также не чуждо представителям науки о психической деятельности человека.

Запорожец считал, что детская амплификация – это комплекс действий, направленных на развитие собственного потенциала ребенка. При этом он понимал, что ресурсы у малышей разной возрастной категории отличаются, а потому с ними нужно по-разному взаимодействовать. В его теории сформулирована мысль о том, что детей нельзя подгонять в их становлении, недопустимо форсировать их социализацию, взросление, умственный, эмоциональный и личностный рост.
Нужно создавать условия, способствующие гармоничному развитию маленького человека. Идеальный метод амплификации – это изучение мира через игру, а также познание окружающей среды с помощью расширения культурного кругозора ребенка, поощрения его общения со сверстниками и взрослыми.
Взрослым нужно поддерживать естественные процессы развития детей, уменьшать давление на их психику обильным потоком знаний. Популярные в образовательных учреждениях и у родителей методики раннего развития Запорожец считал непосильными и примитивными, а также и ненужными для детей.
Противовес
Амплификация развития – это своего рода антоним другому явлению – акселерации, представляющей собой искусственное воздействие на взросление человека с навязыванием ему нетипичных для него норм и навыков. Очень часто взрослые вкладывают в понятие развития своих отпрысков их скорейшее становление в обществе. Дети должны быстро обогатить свой багаж знаний и умений, при этом уделяется недостаточное внимание их личностным характеристикам.

Многие обучающие программы основаны на принципах акселерации. Они направлены на то, чтобы научить ребенка чему-либо в очень упрощенной форме, доступной для его понимания. При этом не всегда учитывается реальная готовность детей получать такие знания и вообще их целесообразность. Так, дети, имея элементарные понятия о письме, математике и основам информатики, не в состоянии решать даже элементарные задачи по самообслуживанию, они не приспособлены к жизни в обществе, не социализированы. А. В. Запорожец считал, что акселерация, упрощая интеграцию детей во «взрослую» жизнь, одновременно обедняет и упрощает багаж практических знаний и умений ребенка.
Мировая практика
Амплификация – это понятие, которое в нашем государстве не слишком распространено на официальном уровне, а за рубежом его вообще не отождествляют с детьми. Тем не менее там его используют на практике. Как такое возможно?
Во многих странах система образования направлена на детей самого раннего возраста. То есть, с трех-четырех лет малыши в обязательном порядке посещают учебные заведения, аналогичные российским детским садам, хотя там их называют школой. Однако методы подхода к малышам в столь раннем возрасте за рубежом принципиально отличаются от того, что есть нормой в России.

Все занятия для дошкольников происходят в игровой форме, в классах в принципе отсутствует гнетущая атрибутика традиционных для постсоветского пространства предметов – неудобных парт, закрытых шкафов, учительского стола, стоящего наподобие крепости. Учитель открыт детям, а дети – ему, и вместе они учатся познавать мир посредством активного времяпрепровождения. До шести-семи лет ребята из Великобритании, Финляндии, Швеции, Японии и других развитых стран не постигают азы точных или гуманитарных наук, они учатся быть самостоятельными и уверенными в себе.
Вседозволенность или грамотное руководство?
Скептики высмеивают принцип амплификации, полагая, что дети, незанятые «полезными» делами, пропускают идеальный шанс вывести свое развитие на качественно новый уровень. Да, действительно, человек в первые годы жизни запоминает огромное количество информации, он способен приспосабливаться к тем условиям, которые были бы недопустимыми для его предков. Так происходит, потому что психика ребенка очень гибкая и податливая, но вместе с тем необходимо понимать, что дети ранимы и не могут сами определить пределы своих возможностей.

Родители нередко проецируют на отпрысков свои собственные суждения, стремления и желания, делая их нагрузки нерациональными и непосильными. Детская амплификация – это то, на что должны опираться родители и педагоги, пытаясь уравновесить права и обязанности детей разных возрастных категорий и определяя общий вектор их развития.
Как заниматься с ребенком по этому методу?
Запорожец, изучая проблемы детской психологии, считал, что современное общество неоправданно упрощает информацию, которая подается ребенку, рафинирует ее. Детские программы развития разнообразны, если рассматривать их с точки зрения количества изучаемых дисциплин, но при этом все они унифицированы и заточены по одним и тем же шаблонам.
Ребенку необходимо создать такие условия, которые помогут ему самому прийти к нужным выводам и заключениям, выбрать свой путь решения той или иной проблемы. Согласно стандарта, амплификация подразумевает расширение кругозора детей, предоставление ему больших возможностей и перспектив для развития. Более того, нужно не отнимать у ребенка детство, а дать ему полноценно прожить каждый его этап, наслаждаясь всеми периодами. Запорожец отмечал, что у ребенка каждого возраста есть свои базовые психологические потребности, которые необходимо удовлетворить, чтобы избежать проблем в будущем:
- дети от рождения до года нуждаются в родительском тепле и постоянной заботе;
- малышам постарше (1-3 года) необходимо обеспечить общение со сверстниками и организовывать им игры с простыми предметами, поощрять их подражательные действия;
- дошкольники уже могут изучать мир посредством сюжетно-ролевых игр и доступных для их понимания занятий (изобразительное искусство во всех его проявлениях).
На каждом этапе взросления ребенку нужно предложить как можно больше вариантов для самореализации.

Роль дошкольных учреждений в процессе детской амплификации
Последние годы наглядно продемонстрировали хаос в государственной системе образования: дети идут в школу, будучи морально не готовы к этому, на них возлагаются непосильные нагрузки, а система внешкольного досуга не направлена на снижение физического, эмоционального и психологического напряжения детей. Схожую ситуацию можно наблюдать и в детских садах: педагоги которых работают не на развитие детей, а на выполнение нормативов и предписаний.
Однако в последнее время в обществе все острее встает вопрос о пересмотре существующих принципов образования. Главным образом специалистов и родителей волнует проблема оптимизации нагрузок для детей и большая ориентация на реальные психофизические возможности ребенка в отдельно взятом возрастном периоде, а не на его потенциальные умственные способности.