возможные причины у детей и взрослых
В современном обществе все чаще встречаются люди с очень необычным мышлением. Окружающие воспринимают их как творческих личностей, находящихся в своем мире и других стихиях. И только психологи ясно увидят в них больных людей, которые являются носителями загадочного диагноза аутизм.
Определение аутизма
Впервые он был услышан в 1912 году от известного психиатра Блэра. В общих чертах под этим словом он подразумевал нестандартный образ мышления и фрустрации в области выражения эмоций, которые практически не заметны в первые годы жизни. Трехлетние и пятилетние дети являются более конкретным примером зрелой личности. Поэтому большинство ранних диагнозов приходится именно на этот период. Больные дети ведут себя немного иначе, чем здоровые. Круг их интересов очень ограничен, совершаемые действия постоянно повторяются, а социальное взаимодействие практически не выражено. Потенциальным аутистам трудно общаться с другими людьми. Ученые связывают аутизм с патологиями в головном мозге. Они отмечают, что такую болезнь нельзя вылечить, и ребенок навсегда останется другим, непохожим на других детей. Но если вовремя начать реабилитацию, то можно помочь малышу адаптироваться к общественной жизни и привыкнуть к окружающему обществу.
Разновидности заболевания
В психиатрии, 4 характеристики связанных с аутизмом:
- Синдром Каннера — больной человек довольно замкнут и добровольно сторонится любого общества. Он плохо говорит и имеет искаженное представление об окружающей его реальности.
- Синдром Ретта — в основном поражает девочек. Его наличие определяют на первом году жизни ребенка. Больной малыш отличается пассивностью. Он очень плохо говорит или вообще не способен это делать. На такой вид аутизма невозможно хоть как-либо повлиять.
- Синдром Аспергера — больной способен полноценно рассуждать, но это не всегда заметно ввиду того, что он избегает общества. Те из них, которые не потеряли навыки социального взаимодействия, предпочитают общаться с окружающими людьми с помощью жестов или мимики.
- Атипичный аутизм характерен для пожилых пациентов. Пациент может долго сидеть на одном месте, глядя на определенную точку в пространстве. Но когда он заканчивает свой урок, он не может четко ответить на вопрос, почему он это сделал и как долго он сидел в этом положении. Постепенно проявляются нарушения речи, путаница мыслей и плохо контролируемое поведение.
Приобретенное заболевание представляет серьезную опасность для взрослого человека. Его психика не выдерживает такой нагрузки, что приводит к развитию различных патологий и постоянным конфликтам с окружающими людьми. Такие пациенты впоследствии теряют работу и подвергаются риску распада семьи, так как близкие не всегда понимают истинную природу своих действий.
У пациента с приобретенным аутизмом есть все признаки психического заболевания. В дальнейшем развитие патологии практически не влияет на внутренний мир человека, поэтому его интеллект и жизненные позиции остаются на месте. Но социальное взаимодействие требует от них невероятных усилий, поэтому они предпочитают вести отдельную жизнь, максимально ограничивая доступ посторонних. Однако бывают совершенно противоположные ситуации. Человек с аутизмом едва ли может представить свою жизнь без помощи близких, перекладывая контроль над собой на их плечи.
Приобретенный аутизм у детей
Этот вид аутизма выделяется в отдельную категорию заболеваний. Несмотря на господствующее мнение, что с этой патологией можно только родиться, в некоторых случаях она приобретается на протяжении всей жизни. В группе риска находятся неправильно воспитанные дети. Например, вы можете вспомнить чувствительных детей. Если они испытали сильное эмоциональное потрясение или были сильно напуганы, то в будущем они закрываются от окружающего мира в попытке защитить себя. Для других причин приобретенного аутизма у детей, подобное влияние может иметь:
- никотин;
- растворитель;
- профилактические вакцины;
- продукты с высоким содержанием химикатов;
- все виды металлов;
- пестициды;
- сигаретный дым;
- алкоголь и любые спиртные напитки;
- газовые выхлопы.
Потенциальным аутистом может быть ребенком, который испытал острую нехватку внимания почти с рождения. Из-за того, что он не мог полностью осознать этот мир, инстинкт самосохранения толкает его в собственное сознание, пытаясь защитить от возможной опасности. Ряды больных детей регулярно пополняются людьми из неблагополучных семей. Физически и психически они абсолютно здоровы. Но пережив насилие, оскорбления и другие не очень приятные факторы, они избегают ненужных контактов с другими людьми, опасаясь повторения ситуации.
Аутизм, которым болеют взрослые люди
Даже у здорового, полностью дееспособного человека слишком длительная депрессия может вызвать внезапное начало аутизма. Это потому, что современный человек любит защищаться от проблем, прячась в собственном подсознании, где можно создать любой мир без скучной реальности. Приобретенный аутизм взрослого человека не влияет на уровень его интеллекта и проявляет себя несколько иначе, чем в случае с ребенком. Пациенты успешно продвигаются по карьерной лестнице, могут изучать что-то из области науки, но в то же время испытывают проблемы в плане жизни и постепенно теряют навыки социального взаимодействия.
Такие случаи редки, но если взрослый все же заболел, то патология быстро развивается, сбивая с толку врачей и выдавая себя за другие заболевания. Потенциальный пациент психиатра бросается из одной крайности в другую. Сначала он безразличен к окружающему миру, не проявляет интереса ни к чему, затем, наоборот, агрессивно реагирует на любую мелочь, выражая все свое недовольство. Больной постоянно что-то забывает, не способен внимательно относиться к важным событиям, сторонится окружающих его людей. В тяжелом случае он может впасть в состояние онемения.
Характерные черты приобретенного заболевания
Можно с уверенностью сказать, что взрослый человек приобрел аутизм, если болезнь проявляет себя конкретным образом:
- больной несколько раз повторяет одну и ту же фразу;
- пациент не взаимодействует с другими людьми;
- голос безжизненный, без каких-либо оттенков;
- периодические приступы эпилепсии;
- больной трепетно относится к определенному предмету;
- болезненное сознание не может адекватно воспринимать общественные правила;
- пациент теряет способность эмпатии, равнодушно относясь к другим людям.
Так же, как нет двух одинаковых людей, нет двух одинаковых типов аутизма. Каждый из них, по крайней мере, несколько отличается от другого. Единственное, что их связывает-это природа происхождения. Болезнь может возникать из генетической памяти или посещать человеческий разум на протяжении всей жизни. В какой-то поворотный момент пациент начинает избегать других людей, изолируя себя в собственном подсознании. С этого времени болезнь стремительно развивается. Потенциальный пациент становится необычайно мрачным, практически не здоровается и всячески избегает повторений встреч. Поэтому специалисты даже не сталкиваются с вопросом о том, можно ли приобрести аутизм. Ответ вполне очевиден.
Признаки детского аутизма
Уже на первом году жизни можно отличить больного ребенка от здорового, который значительно отличается от своих сверстников. Первые признаки, при наличии которых можно бить тревогу:
- ребенок не хочет устанавливать зрительный контакт со своим собеседником;
- опасается громких звуков или яркого света;
- равнодушно относится к уходу родителей;
- агрессивно реагирует на других детей;
- наблюдается задержка речи, то есть к положенному времени ребенок не заговорил.
От 2 до 11 лет больные дети иначе проявляют себя:
- может много раз повторять одно слово;
- имеет явный талант к определенной области науки, и это на фоне безалаберного отношения к остальному обучению;
- не любит поддерживать разговор с другим человеком;
- большинство аутистов плохо пишет и читает;
- практически не говорит;
- мыслит стереотипами, не присущими собственному возрасту.
Больной ребенок стойко держит свои границы, передает любые советы и игнорирует просьбы из ближайшего окружения. В более старшем возрасте он склонен к риску и может неосознанно совершать поступки, осуждаемые обществом. Поэтому врачи рекомендуют родителям держать таких детей под постоянным контролем.
Разновидности приобретенного заболевания у взрослого человека
Специалисты разработали специальную функцию, которая включает в себя все разновидности приобретенного заболевания. Согласно информации, которую он содержит, существует 5 типов аутизма у взрослых:
- Первый вид объединяет тех людей, которые не желают контактировать с окружающим их миром.
- В составе второго аутизма можно увидеть людей с замкнутой натурой. Они любят заниматься привычными делами на протяжении длительного времени.
- К третьей категории относятся личности-бунтари, не желающие следовать общепринятым правилам.
- Четвертый вид — заболевание нерешительных людей, которые не способны решать собственные проблемы.
- Пятая разновидность — аутисты с гениальным мышлением. Уровень их интеллекта превышает средние показатели, поэтому они без труда социализируются в обществе и достигают значительных вершин на карьерной лестнице.
Факторы, способствующие развитию детского заболевания
Несмотря на все успехи медицины, ученые до сих пор не могут четко сказать, что провоцирует развитие детского аутизма. Среди них популярна теория о том, что патологии в развитии головного мозга становятся первопричиной этого заболевания. Но другие эксперты придерживаются иного мнения. По его словам, аутизм является следствием ошибочного развития ребенка во время беременности. Определенные моменты могут спровоцировать такой исход для ребенка:
- инфекции или опасные вирусы, которыми переболел малыш в период вынашивания матерью;
- преждевременные роды;
- токсемия;
- внутренние кровотечения матки;
- одновременное вынашивание нескольких детей.
Ученые положительно отвечают на вопрос о том, может ли аутизм быть приобретенным по родственной линии. То есть если близкий по крови человек болел этим заболеванием, то будущий ребенок с вероятностью 10 % унаследует такую же патологию.
Но наличие самого заболевания не всегда обязательно. Иногда достаточно быть носителем определенных психических расстройств, чтобы передать по наследству склонность к аутизму:
- отсутствие реального восприятия действительности;
- нежелание использовать настоящую жизнь;
- тяга к эмоциональной замкнутости;
- больной плохо воспринимает чужую речь;
- сила воли трансформирована или полностью отсутствует;
- плохо разговаривает.
10 мифов об аутизме и тест
Аутизм настолько сложный и малоизученный диагноз, что даже в профессиональных медицинских сообществах нет однозначного ответа, что это – болезнь или особенность развития. Что уж говорить о мамах, которые находятся во власти многочисленных слухов и противоположных мнений. Вот всего несколько из них.
Миф 1: Аутизм — психическое заболевание
Первым определил и описал симптомы аутизма именно психиатр — американский профессор психиатрии Лео Каннер. Более того, долгое время аутизм считался разновидностью шизофрении – психического заболевания. Но в ходе лечения больных аутизма классическими методами психиатрии, выяснилось, что они бессильны. Сегодня существуют более прогрессивные точки зрения. Cчитается, что аутизм — это не болезнь, а врожденное или рано приобретенное нейробиологическое расстройство развития. Об этом свидетельствует не только масса современных научных исследований проблемы аутизма, но и истории жизни людей с аутизмом, их собственное, всегда адекватное понимание своих проблем.
Этот пункт сложно однозначно отнести к мифам, так как связь аутизма и генетики определенно есть. Но, к огромному сожалению, пока точно не выявлен ген или группа генов, отвечающих за развитие аутизма, а значит, невозможно утверждать с достоверностью, передается или нет этот синдром по наследству. Например, есть случаи, когда из двух близнецов один – аутист, а у близнецов, как известно, одинаковый набор генов. Этот факт отрицает наследственный фактор передачи синдрома. С другой стороны, известно, что в семье, где уже есть дети-аутисты, риск появления других детей с диагнозом довольно высок. В общем, пока ученые приближаются к разгадке, называя в качестве гена-кандидата, например, ген Ube3a, всем остальным пока лучше оставить раскопки заболеваний своей семьи до 14 колена, а направить все силы на адаптацию ребенка.
Миф 4: Дети с аутизмом не испытывают эмоций
Дети с расстройствами аутистического спектра, разные, как и все остальные люди. Они могут быть эмоциональны, могут быть замкнуты. Одни могут иметь страхи, другие – нет. Одни ласковые, другие не терпят прикосновений. Всех их будут объединять сложности разной степени выраженности в области социальной коммуникации, умения подстраиваться под других людей, общаться и учиться во взаимодействии с другими. Именно поэтому часто используют термин расстройство аутистического спектра.
Миф 5: Если к 3 годам ребенок не говорит – у него аутизм
Отсутствие речи – самый настораживающий фактор, который позволяет родителям дать скоропалительный диагноз своему ребенку. Меж тем, отсутствие речи может быть как в рамках нормы (в это время у ребенка активно развиваются другие отделы мозга), так и симптомом других заболеваний: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда заикания и дизартрии. Как видите, не только аутизм затормаживает речевое развитие. И наоборот, люди с диагнозом “аутизм” могут говорить, свободно выражая свои мысли. Конечно, если к 3 годам ребенок молчит – нужно срочно начинать заниматься с ним вне зависимости от причин недоразвития речи. И чем раньше вы начнете занятия – тем больше шансов ему заговорить.
Миф 6: Аутисты обладают сверхспособностями или высоким IQ
Несмотря на популяризацию аутизма с помощью фильмов и книг, где главные герои – необычные люди, статистика говорит о другом, а именно, что от 20 до 50 процентов аутистов имеют умственную отсталость той или иной степени. Но и эта статистика говорит о немногом: известно, что эти показатели интеллекта могут отражать не столько реальные способности человека, сколько отсутствие желания сотрудничать со специалистами, проводящими тестирование. Нет данных, что среди людей с аутизмом больше людей с выдающимися способностями и талантами. Знаменитые примеры высоких достижений, успешной мировой карьеры и великих открытий, сделанных людьми с аутизмом, это скорее исключение. Факт, что особенности развития аутистов помогают им сосредоточиться на одном занятии и преуспеть в нем. Именно поэтому из них могут получиться отличные музыканты или программисты.
Миф 7: Аутизм можно диагностировать только в детстве
Появления аутизма можно обнаружить после года, когда у детей начинается социальное поведение, чем ярче проявления, тем раньше они бросаются в глаза родителям. Однако, человек может прожить всю жизнь не зная, что у него аутизм. Возьмите, к примеру, историю знаменитой шотландской певицы Сьзен Бойл, которая прославилась, благодаря шоу. И только став известной, в возрасте 50 лет ей диагностировали синдром Аспергера, что, по словам Сьюзен, принесло ей колоссальное облегчение.
Миф 8: Правильная диета может вылечить аутизм
Существует достаточно большое сообщество людей, которые уверены, что аутизм вызывают определенного рода белки, которые организм не в состоянии усвоить. Поэтому исключая часть продуктов с содержанием этих белков – казеина и глютена, они значительно улучшают состояние ребенка и проявление симптомов. Результаты наблюдений показали пользу безглютеновой и безказеиновой диеты. Многие дети после изъятия молочных и содержащих пшеницу продуктов из рациона в течение трех месяцев показали значительные улучшения: изменение взгляда, появление речи. Кроме всего этого, улучшается сон и стул и ребенка. Правда, у некоторых детей не были заметны изменения, но если эти белки вводились в питание снова, у детей наступали очевидные ухудшения. Многими родителями не замечались перемены, пока не был обнаружен и удален скрытый источник казеина и глютена. Конечно, даже адепты этого метода лечения понимают, что диета сама по себе далеко не всегда может решить все проблемы, особенно если речь идет не о первых признаках, а о довольно запущенном состоянии организма, но улучшить состояние действительно может.
Миф 9: Аутизм вызывают прививки
Многие специалисты (что уж говорить о мамах!) считают, что существует причинно-следственная связь между возникновением аутизма и профилактической вакцинацией. Правда, по мнению ученых, сами прививки — не причина аутизма, но при предрасположенности малыша к нему вакцинация может стать пусковым механизмом возникновения нарушений функций головного мозга. То есть заболевание развилось и бы и без прививки, но вакцинация дает этому толчок. Медицинское издание Lancet еще в 1998 году опубликовало результаты исследований ученых Великобритании, которые связали прививки против паротита, кори и краснухи с волной аутизма. Но затем было сообщено о возможно допущенных ошибках в этом исследовании. Международная группа ученых недавно также озвучила теорию о том, что наличие в вакцинах для малышей органической соли ртути (в качестве консерванта) может служить толчком к возникновению аутизма. И даже некоторые производители вакцин указывают в инструкции, что аутизм может быть побочной реакцией организма на прививку. Однако, говорить о 100% связи вакцинации и аутизма пока некорректно за недостаточностью исследований.
Миф 10: Дети-аутисты нуждаются в специальных учебных заведениях
Недостаточность знаний об аутизме порождает нежелание директоров школ принимать к себе детей с диагнозом. Для них аутист и псих – одно и то же. На самом деле, детям с аутизмом не нужны никакие гетто в виде особых школ и садиков. Во-первых, в особых учреждениях у ребенка не будет перед глазами примера отношений, он не сможет учиться общаться и строить контакты с другими людьми. Да, для аутистов нужны особые условия и подход, например понимание учителя, что ребенка-аутиста не нужно вызывать к доске.
Нужно чаще объяснять таким детям школьные правила, так как они часто нелогичны, или нелогичны на первый взгляд, а потому — непонятны. Этого, к сожалению, наша система образования часто не может предложить, индивидуальный подход — роскошь. А вот и ребенку-аутисту модель отношений в миниатюре, воспроизводимая в школе, как раз пойдет на пользу. Адаптация ребенка с аутизмом к школьным условиям называется инклюзивным обучением. Оно сейчас практикуется в некоторых общеобразовательных школах, но это единичные практики. Надеемся, что в будущем общество станет более толерантным и образованным, и у семей, воспитывающих аутистов, будет надежда на полное принятие их детей обществом.
Для тех, кто видит в ребенке необычное поведение или у кого дети долго не начинают говорить, предлагаем развеять сомнения или задуматься с помощью специально разработанного теста на аутизм. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма.
Пройти тест
это врождённое или приобретённое?» – Яндекс.Знатоки
Аутизм относится к большой группе расстройств аутистического спектра (РАС). В большинстве случаев они обусловлены сочетанием воздействия факторов окружающей среды и большим количеством (более 1000) разнообразных генетических нарушений, каждое из которых отвечает за незначительное увеличение риска РАС. Исследование близнецов показало, что генетические нарушения вносят 35—40% в риск развития РАС, а остальные 60% связаны с пренатальными (внутриутробный), перинатальными (предродовой период, роды и первое время после них) и постнатальными (внеутробный, период от момента рождения до смерти) факторами окружающей среды. У некоторых людей одного генетического нарушения может быть достаточно для появления РАС; а у других сложные комбинации многих генетических поломок могут дополнительно увеличивать риск РАС. Часто также при ранних проявлениях неврологических нарушений факторы риска могут воздействовать сильно, но достаточно редко, или часто и несильно.(Информация взята с портала психологических изданий PsyJournals.ru — Раббани Н., Торнэлли П.Дж. Расстройства аутистического спектра: в поисках биомаркеров крови // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17.)
Рассмотрим также генетические и неврологические причины аутизма с точки зрения другого автора. В настоящее время от 18% до 20% лиц с диагнозом аутизм имеют синдромальный аутизм, т. е. наследуемое расстройство. В одном исследовании было изучено около 100 генов, все из которых, как считалось, обуславливали аутизм, но только у 31% братьев и сестер были обнаружены одинаковые генетические мутации, в то время как у 69% имелись различные мутации, связанные с аутизмом. Это относительно низкое пересечение по генам, связанным с аутизмом, указывает на то, что генетические нарушения, лежащие в основе аутизма, намного сложнее, чем кажется. Неврология аутизма в целом говорит о том, что результаты, касающиеся специфических структурных аномалий и биохимического дисбаланса, неоднозначны. Однако, достоверно показано, что для детей с аутизмом характерен относительно большой размер мозга в раннем возрасте, меньшее количество нейронов с длинными аксонами, которые соединяют различные области мозга, и обилие нейронов с короткими аксонами в определенных областях мозга. Кроме того, однозначно установлено нарушение структуры и функции столбчатых нервных пучков, расположенных в коре головного мозга.(Информация взята с портала психологических изданий PsyJournals.ru — Эдельсон С.М. Научные вопросы, связанные с биологией аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17.)
Несмотря на отсутствие единого мнения о конкретной причине аутистических расстройств, существует согласие об их первично нейробиологической природе. А значит, на основе этой информации можно сделать вывод, что аутизм, может иметь и врожденный характер, и комбинированный (т.е.когда врожденные факторы накладываются на приобретенные), а вот развитие аутизма на основе только приобретенных и только в постнатальный период нарушений развития, без каких-либо генетически обусловленных факторов, способных повлиять на развитие аутизма, вероятно невозможно.
причины у взрослых и детей
В современном обществе все чаще встречаются люди с весьма нестандартным мышлением. Окружающие воспринимают их как творческих личностей, которые находятся в своем мире и другой стихии. И лишь психологи четко увидят в них больных людей, являющихся носителями загадочного диагноза «аутизм».
Определение аутизма
Впервые его услышали в 1912 году от известного психиатра Блейлера. В общих словах под этим словом он имел в виду нестандартный вид мышления и расстройство в области выражения эмоций, которые практически не заметны в первые годы жизни.
Трехлетние и пятилетние дети представляют собой более конкретный пример сформировавшейся личности. Поэтому большинство ранних диагнозов приходится на этот период. Больные малыши немного иначе ведут себя, чем здоровые дети. Круг их интересов весьма ограничен, выполняемые действия постоянно повторяются, а социальное взаимодействие практически не выражено. Потенциальным аутистам тяжело контактировать с другими людьми.
Ученые связывают аутизм с патологиями в области головного мозга. Они отмечают, что такое заболевание невозможно вылечить, и ребенок навсегда останется другим, не похожим на остальных детей. Но если вовремя начать реабилитацию, то можно помочь малышу максимально адаптироваться к социальной жизни и привыкнуть к окружающему его обществу.
Разновидности заболевания
В психиатрии известно 4 характерных синдрома, относящихся к заболеванию аутизма:
- Синдром Каннера — больной человек довольно замкнут и добровольно сторонится любого общества. Он плохо говорит и имеет искаженное представление об окружающей его реальности.
- Синдром Ретта — в основном поражает девочек. Его наличие определяют на первом году жизни ребенка. Больной малыш отличается пассивностью. Он очень плохо говорит или вообще не способен это делать. На такой вид аутизма невозможно хоть как-либо повлиять, поэтому развитие ребенка остается в руках Всевышнего.
- Синдром Аспергера — больной способен полноценно рассуждать, но это не всегда заметно ввиду того, что он избегает общества. Те из них, которые не потеряли навыки социального взаимодействия, предпочитают общаться с окружающими людьми с помощью жестов или мимики.
- Атипичный аутизм — характерен для более взрослых пациентов. Больной может долгое время просидеть на одном месте, глядя в конкретную точку пространства. Но когда он заканчивает свое занятие, то не может четко ответить на вопрос, зачем он это делал и сколько времени сидел в таком положении. Постепенно становятся явными нарушения в речи, спутанность мыслей и плохо контролируемое поведение.
Приобретенное заболевание представляет серьезную опасность для взрослого человека. Его психика не выдерживает такой нагрузки, что приводит к развитию различных патологий и постоянным конфликтам с окружающими людьми. Такие больные в дальнейшем теряют работу и оказываются под угрозой распада семьи, так как близкие не всегда понимают истинную природу их действий.
Больной приобретенным аутизмом имеет все признаки заболевания психики. Позднее развитие патологии практически не отражается на внутреннем мире человека, поэтому его интеллект и жизненные позиции остаются на своем месте. Но социальное взаимодействие требует от них невероятных усилий, поэтому они предпочитают вести обособленную жизнь, максимально ограничив доступ чужих лиц. Однако бывают и совершенно противоположные ситуации. Заболевший аутизмом практически не представляет свою жизнь без помощи близких людей, переложив на их плечи контроль за его самообслуживанием.
Приобретенный аутизм у детей
Этот вид аутизма выделяют в отдельную категорию заболеваний. Несмотря на устоявшееся мнение о том, что с этой патологией можно только родиться, в некоторых случаях его приобретают на протяжении жизни. В группе риска находятся неправильно воспитанные дети. Для примера можно вспомнить чувствительных малышей. Если они пережили сильное эмоциональное потрясение, или их крепко напугали, то в дальнейшем они закрываются от окружающего их мира в попытке защитить себя.
Что касается других причин приобретенного аутизма у детей, похожее влияние могут оказать:
- никотин;
- растворитель;
- профилактические вакцины;
- продукты с высоким содержанием химикатов;
- все виды металлов;
- пестициды;
- сигаретный дым;
- алкоголь и любые спиртные напитки;
- газовые выхлопы.
Потенциальным аутистом может стать ребенок, который практически с самого рождения испытывал острую нехватку внимания. В связи с тем, что он не смог полноценно узнать этот мир, инстинкт самосохранения заталкивает его внутрь собственного сознания, пытаясь защитить от возможной опасности.
Ряды больных детей регулярно пополняют выходцы из неблагополучных семей. Физически и морально они вполне здоровы. Но пережив насилие, оскорбления и прочие не особо приятные факторы, они избегают лишних контактов с другими людьми, опасаясь повторения ситуации.
Аутизм, которым болеют взрослые люди
Даже у здорового, вполне дееспособного человека слишком длительная депрессия может стать причиной внезапного появления аутизма. Это происходит потому, что современная личность любит оградить себя от проблем, запрятавшись в собственное подсознание, где можно создать любой мир, без надоевшей реальности.
Приобретенный аутизм взрослого человека не влияет на уровень его интеллекта и показывает себя чуть иначе, чем в случае с ребенком. Пациенты успешно продвигаются по карьерной лестнице, могут изучать что-либо из области науки, но при этом испытывать проблемы в плане быта и постепенно терять навыки социального взаимодействия.
Такие случаи редкость, но если взрослый все-таки начал болеть, то патология стремительно развивается, путая врачей и выдавая себя за другие заболевания. Потенциальный пациент психиатра кидается из одной крайности в другую. Сначала он равнодушен к окружающему его миру, не проявляя интереса ни к чему, то, наоборот, агрессивно реагирует на любую мелочь, высказывая все свое недовольство. Больной постоянно что-то забывает, не способен внимательно относиться к важным событиям, сторонится окружающих его людей. В тяжелом случае он может впасть в состояние оцепенения.
Характерные черты приобретенного заболевания
Можно с уверенностью сказать, что у взрослого человека бывает приобретенный аутизм, если заболевание проявило себя конкретным образом:
- больной несколько раз повторяет одну и ту же фразу;
- пациент не взаимодействует с другими людьми;
- голос безжизненный, без каких-либо оттенков;
- периодические приступы эпилепсии;
- больной трепетно относится к определенному предмету;
- болезненное сознание не может адекватно воспринимать общественные правила;
- пациент теряет способность эмпатии, равнодушно относясь к другим людям.
Как не существует двух одинаковых людей, так и не бывает двух похожих видов аутизма. Каждый из них хоть чем-то отличается от другого. Единственное, что их связывает, — это природа происхождения. Болезнь может взять свое начало из генетической памяти или посетить человеческое сознание на протяжении жизни.
В один переломный момент больной начинает избегать других людей, изолируя себя в собственном подсознании. С этого времени заболевание стремительно развивается. Потенциальный больной становится непривычно угрюмым, практически не здоровается и всячески избегает повторения встреч. Поэтому перед специалистами даже не стоит вопрос о том, можно ли приобрести аутизм. Ответ вполне очевидный.
Признаки детского аутизма
Даже на первом году жизни можно отличить больного малыша от здорового, который существенно отличается от своих сверстников. Начальные признаки, при наличии которых можно бить тревогу:
- ребенок не хочет устанавливать зрительный контакт со своим собеседником;
- опасается громких звуков или яркого света;
- равнодушно относится к уходу родителей;
- агрессивно реагирует на других детей;
- наблюдается задержка речи, то есть к положенному времени ребенок не заговорил.
От 2 до 11 лет больные дети иначе проявляют себя:
- может много раз повторять одно слово;
- имеет явный талант к определенной области науки, и это на фоне безалаберного отношения к остальному обучению;
- не любит поддерживать разговор с другим человеком;
- большинство аутистов плохо пишет и читает;
- практически не говорит;
- мыслит стереотипами, не присущими собственному возрасту.
Больной ребенок стойко держит собственные границы, пропускает мимо ушей любые советы и игнорирует просьбы от ближайшего окружения. В более старшем возрасте он склонен к риску и может неосознанно совершать осуждаемые обществом поступки. Поэтому врачи рекомендуют родителям держать постоянный контроль над такими детьми.
Разновидности приобретенного заболевания у взрослого человека
Специалисты разработали специальную характеристику, включающую все разновидности приобретенного заболевания. Согласно информации, которая в ней содержится, существует 5 видов взрослого аутизма:
- Первый вид объединяет тех людей, которые не желают контактировать с окружающим их миром.
- В составе второго аутизма можно увидеть людей с замкнутой натурой. Они любят заниматься привычными делами на протяжении длительного времени.
- К третьей категории относятся личности-бунтари, не желающие следовать общепринятым правилам.
- Четвертый вид — заболевание нерешительных людей, которые не способны решать собственные проблемы.
- Пятая разновидность — аутисты с гениальным мышлением. Уровень их интеллекта превышает средние показатели, поэтому они без труда социализируются в обществе и достигают значительных вершин на карьерной лестнице.
Факторы, способствующие развитию детского заболевания
Несмотря на весь медицинский прогресс, ученые до сих пор не могут четко сказать о том, что провоцирует развитие детского аутизма. Среди них популярна теория о том, что патологии в развитии головного мозга становятся первопричиной появления этого заболевания. Но другие специалисты придерживаются иного мнения. Согласно ему, аутизм является следствием ошибочного развития малыша в период беременности. Определенные моменты могут спровоцировать такой исход для ребенка:
- инфекции или опасные вирусы, которыми переболел малыш в период вынашивания матерью;
- преждевременные роды;
- токсемия;
- внутренние кровотечения матки;
- одновременное вынашивание нескольких детей.
Ученые положительно отвечают на вопрос о том, может ли аутизм быть приобретенным по родственной линии. То есть если близкий по крови человек болел этим заболеванием, то будущий ребенок с вероятностью 10 % унаследует такую же патологию.
Но наличие самого заболевания не всегда обязательно. Иногда достаточно быть носителем определенных психических расстройств, чтобы передать по наследству склонность к аутизму:
- отсутствие реального восприятия действительности;
- нежелание использовать настоящую жизнь;
- тяга к эмоциональной замкнутости;
- больной плохо воспринимает чужую речь;
- сила воли трансформирована или полностью отсутствует;
- плохо разговаривает.
Детский невролог: Аутизм — это не болезнь — Новости Петербурга
Новосибирская область стала одним из первых регионов России, где начата реализация важного проекта: в детских поликлиниках для родителей, чьи дети достигли возраста 1,5 — 2 лет, проводится специальное анкетирование, которое позволяет на ранней стадии выявить у малышей аутизм и другие расстройства аутистического спектра. Детский невролог, кандидат медицинских наук Татьяна Ганина в материале издания «Русская планета» объяснила, в чем всем следует убедиться молодым родителям.
— Татьяна Николаевна, неужели аутизм встречается настолько часто, что необходимо проверять каждого ребенка?
— По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей, страдающих аутизмом, последние годы по всему миру ежегодно увеличивается на 1,3%. За 10 лет оно выросло более чем в 10 раз. По данным американских исследований, в США на каждые 88 детей один ребенок рождается с аутизмом. Такая пропорция характерна, скорее всего, и для остального мира. Для сравнения: в 1975 году аутизмом страдал всего один ребенок из каждых 1,5 тысячи малышей.
Сколько детей с таким диагнозом рождается в России, никому не известно, поскольку более или менее достоверной статистики нет. В Новосибирской области на учете состоят около 200 детей, однако, полагаю, в действительности их в несколько раз больше. Аутизм у детей встречается намного чаще, чем такие заболевания, как синдром Дауна, сахарный диабет и онкология вместе взятые. В последнее время многие зарубежные врачи все чаще говорят о пандемии — мировой эпидемии аутизма.
— Аутизм — это наследственное заболевание?
— Давайте сразу оговоримся, что аутизм — это не болезнь. Это неврологическое расстройство, возникающее вследствие нарушений развития головного мозга и нервной системы в целом. Оно вполне поддается коррекции. Если вовремя поставить диагноз — в возрасте до 1,5 — 2 лет, а затем начать правильно заниматься с ребенком, то уже к школе никто и не подумает, что когда-то ваш сын или дочка страдали аутизмом. Если расстройство будет выявлено после 5 лет, то, вероятнее всего, ребенку уже придется учиться по специальной программе. Именно поэтому настолько важна ранняя диагностика.
Сложно сказать, в какой мере аутизм обусловлен наследственностью. Гены в этом случае не играют определяющей роли. Аутизм может развиться из-за сочетания генов, которые в другой комбинации не станут причиной нарушений в развитии нервной системы. Расстройства аутистического спектра могут возникнуть и в результате генетической мутации. Существуют также предположения, что они могут быть вызваны перенесенными в период беременности заболеваниями, такими как краснуха или диабет. А также тяжелыми, преждевременными или неправильно принятыми родами, сделанными прививками.
Некоторые американские исследователи полагают, что причиной резкого роста случаев аутизма могут быть используемые в сельском хозяйстве гербициды и пестициды. Другие винят постнатальные факторы, которые могут провоцировать аутизм уже после рождения — например, отравление свинцом или ртутью, всевозможные вирусные инфекции.
Согласно зарубежным исследованиям, вероятность рождения ребенка с аутизмом напрямую зависит от возраста отца. Если ему 40 лет, то вероятность повышается в полтора раза, если 50 — в шесть раз. При этом возраст матери на статистику не влияет. На мой взгляд, это убедительный довод в пользу того, что аутистические расстройства могут быть вызваны именно генетической мутацией — ведь яйцеклетки женщины закладываются в ее организме еще до рождения и практически не меняются на протяжении всей ее жизни. А сперматозоиды организм мужчины вырабатывает всю жизнь, и со временем в них могут накапливаться мутации. Впрочем, это лишь одна из теорий.
Если резюмировать, то причины развития аутизма пока не ясны. Достоверно известно лишь то, что это развитие сопровождается изменениями во многих участках мозга. Однако чтобы диагностировать аутистические расстройства по физиологическим признакам, нужно проводить дорогостоящие и сложные обследования. Гораздо проще ориентироваться на нарушения в поведении и реакциях ребенка.
— Какие особенности поведения ребенка должны насторожить родителей?
— В случае с грудными младенцами стоит обратить внимание прежде всего на то, как они реагируют на кормление грудью. Обычно ребенок дает маме понять, что он поел и доволен. Младенец с аутизмом может никак не выражать свое удовлетворение.
Крайне важна также реакция на раздражители. Здоровый ребенок резко реагирует на сильные раздражители и мало обращает внимания на слабые. У особых детей реакция чаще всего бывает прямо противоположной. Тихий звук и мягкий свет могут спровоцировать испуг и крик, а громкие звуки и яркий свет — не вызвать никакой реакции. Младенца могут напугать самые обычные бытовые шумы — например, звук пылесоса или закипающего чайника. А если его ужалит оса, он может никак не отреагировать, даже не вздрогнуть.
Младенцы с расстройством реже реагируют на собственное имя. Они лишь иногда смотрят на родителей, когда те пытаются привлечь к себе внимание. Очень редко улыбаются. Когда таких деток берут на руки, они словно застывают — им неприятны телесные контакты, у них может наблюдаться и необычная жестикуляция.
Кроме того, у них чаще, чем у обычных детей, диагностируются проблемы со сном. Они могут просыпаться в самое неожиданное время. Причем мокрые пеленки таких детей не разбудят — они не обращают на них внимания. Даже когда малыши голодны, они могут никак об этом не заявлять.
— А какие признаки аутизма начинают проявляться после одного года, когда ребенок пробует ходить и разговаривать?
— После года признаки того, что страдающий аутизмом ребенок не может наладить контакт с окружающими, становятся еще более заметными. Особый ребенок может начать говорить, а потом внезапно оставить все попытки это делать. Если он не прекратит говорить полностью, то его словарный запас будет заметно меньше, чем у сверстников, а согласные звуки в его речи будут встречаться редко.
Перейти к связному языку от отдельных слов, начать строить предложения ребенку с аутизмом намного сложнее. При этом речевой и слуховой аппараты у него развиваются нормально, просто у него нет потребности что-либо выразить словами, донести до окружающих. Физиологически ничто не мешает ему освоить речь, но она ему не нужна.
Ребенок крайне редко задает вопросы или отвечает на них. Но при этом тогда, когда за ним никто не наблюдает, может, например, громко и отчетливо читать стихи. Кстати, у 10% детей с аутизмом проявляется савантизм — феноменальные дарования в одной области, развивающиеся в ущерб всем остальным интеллектуальным и эмоциональным способностям. Такой человек может к пяти годам научиться умножать в уме пятизначные цифры, но не уметь пользоваться унитазом или умываться. Самый известный человек с аутизмом в мире — герой фильма «Человек дождя» в исполнении актера Дастина Хоффмана — был именно савантистом.
Если вернуться к диагностике по особенностям речевого поведения, то для аутистов очень характерна так называемая эхолалия. Они неправильно используют личные местоимения — «я», «мы». Себя они чаще будут называть «он», «ты», а не «я».
— То есть такой ребенок скажет не «Я хочу есть», а «Он хочет есть»?
— Да. А если его спросить: «Как тебя зовут?» — то он ответит: «Тебя зовут Саша». Он не заменит личное местоимение в предложении.
Важно, что, когда с особым ребенком разговаривают, он не смотрит в глаза собеседнику и очень не любит, когда ловят его взгляд. У него нет стремления подражать взрослым или старшим братьям и сестрам, он не хочет копировать их поведение.
У детей с аутизмом не развита эмпатия, они не могут интуитивно определить, как к ним относятся окружающие. У них самих на лице эмоции отражаются редко, для них характерен отрешенный, обращенный внутрь себя взгляд.
Они редко подходят на улице к посторонним людям. Если им показать рукой на какой-то предмет, то они посмотрят на руку, а не туда, куда им указывают. Сами особые дети крайне редко пользуются жестами, чтобы показать на какой-то предмет, и еще реже сопровождают жесты словами.
— Какие особенности поведения детей считаются наиболее показательными для диагностики аутизма?
— Дети с расстройствами аутистического спектра больше всего не любят, когда в их жизни происходят любые изменения. Если во время прогулки родители решат пойти по другому маршруту, дети могут впасть в истерику. То же самое произойдет, если переставить мебель в их комнате. Такие дети любят, когда игрушки расставлены в строго определенном порядке и не переносят любые попытки его изменить.
Когда родители одевают их на прогулку, дети болезненно реагируют на попытки сделать это не в той очередности, что обычно. Например, не позволят надеть шапочку раньше ботинок, если раньше это происходило наоборот. Или откажутся надевать новую шапочку, требуя принести старую. Любая попытка взрослых вмешаться в привычный распорядок или изменить его может вызвать вспышки гнева и даже агрессии.
Очень часто встречающийся признак аутизма — избирательность в еде. Так, один из детей, с которыми я работала, соглашался есть только творог. Все остальные продукты его не интересовали. Другой не ел никакую еду красного цвета, предпочитал белую. По всей видимости, это еще одно следствие неприятия любых изменений. Выбрав одно блюдо, дети не хотят менять установившийся порядок.
Они могут без конца смотреть один и тот же мультфильм, вообще не реагируя на остальные. Или все время рисовать один и тот же рисунок, играть в одну и ту же игру. Кстати, чаще всего такие дети играют с одной-единственной игрушкой — бесконечно трясут ее, крутят и при этом не обращают ни малейшего внимания на все другие.
Со временем у детей с аутистическими расстройствами все ярче начинает проявляться склонность к повторяющимся бесцельным движениям. Они могут подолгу размахивать руками, раскачиваться взад и вперед, крутить головой из стороны в сторону. Именно повторяющее поведение — один из главных признаков аутизма.
— При всех расстройствах аутистического спектра эти признаки проявляются одинаково?
— Нет, они могут быть ярко выражены при синдроме Ретта или Каннера и незначительно — при синдроме Аспергера. Но в любом случае я бы посоветовала родителям при малейших признаках нарушений в поведении ребенка, которые я перечислила, обращаться к специалистам. Если опасения оправдаются, врачи поставят точный диагноз, определят тип аутистического расстройства. Пытаться разобраться в этих типах самостоятельно нет никакого смысла.
Особенно внимательно за проявлениями признаков аутизма стоит следить родителям мальчиков. У них аутистические расстройства встречаются в четыре-пять раз чаще, чем у девочек. Отдельно хочу отметить, что все аномалии в развитии, говорящие об аутизме, полностью проявляются к трехлетнему возрасту. Если родители заметили их позже, то это говорит не о том, что их не было, а о невнимательности.
— А если мальчик просто интроверт, замкнутый или застенчивый? Или же просто предпочитает общаться не с людьми, а с компьютером? Стоит ли выискивать признаки болезни и напрасно водить ребенка по врачам?
— Лучше перестраховаться, чем потом жалеть. Я уже говорила, насколько важна ранняя диагностика. Если у родителей появились малейшие подозрения, что их ребенок особый, то лучше убедиться, что это проявление его яркой индивидуальности, а не признаки неврологического расстройства. Не нужно терять драгоценное время, которое можно посвятить лечению.
— Когда диагноз поставлен, можно ли вылечить аутизм с помощью лекарств?
— Увы, нет. С помощью лекарственных препаратов можно лишь уменьшить проявление симптомов, но не победить само заболевание. Чтобы адаптировать страдающего аутизмом ребенка к жизни в обществе, понадобятся годы работы. Однако это возможно, и отчаиваться не стоит. Все можно изменить. При ранней диагностике и правильно организованной коррекционной помощи высока вероятность того, что человек, страдавший в детстве аутизмом, сможет окончить школу, вуз, найти работу, создать нормальную семью.
Расстройство аутистического спектра — Википедия
Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера[1]:53) — нейроонтогенетическое расстройство[2][1], то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[2]. Основная характеристика расстройства — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии[1]:50. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте[3] (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость[1]:40, однако встречаются и высокофункциональные индивидуумы с данным расстройством.
Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия[1]:50.
Поддержание и понимание социальных взаимоотношений также страдает: от трудности с приобретением друзей, трудностей с участием в играх, в которых задействовано воображение, в крайних случаях доходя до видимого отсутствия интереса к любым контактам со сверстниками[1]:50.
Также присутствуют проблемы в невербальном коммуникативном поведении: аномалия зрительного контакта (больным трудно поддерживать зрительный контакт, более того, он может вызывать неприятные ощущения), языка тела или телесной ориентации, речевой интонации, или проблемы с использованием и пониманием сути невербального общения. Лица с РАС могут выучить несколько функциональных жестов, но их репертуар меньше, чем у других людей, спонтанно в общении они не могут адекватно использовать жесты[1]:54. В крайних случаях доходит до полного отсутствия зрительного контакта, мимики или жестов[1]:50—54
Характерны крайне ограниченные и зацикленные на одном интересы (также может присутствовать сильная привязанность к необычным предметам)[1]:50. Подобные интересы обычно неадекватны по интенсивности или фокусу внимания (например, увлечение ребёнка пылесосами; привязанность ребёнка к какой-либо кухонной утвари; у аутичного взрослого — запись расписаний часами напролёт)[1]:54. На более поздних этапах жизни специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, а в некоторых случаях — стать основой работы или карьеры[1]:54.
Патологическая реакция на входную сенсорную информацию (например, видимое безразличие к температуре окружающей среды, безразличие к боли, негативная реакция на определённые звуки или шумы)[1]:50.
Стереотипность, повторяемость поведения, интересов или деятельности в целом[1]:50. Это может проявляться в стереотипных движениях, у детей — в выстраивание игрушек в строгом порядке, идиосинкразических фразах или эхолалии (стереотипном повторении фраз других людей)[1]:50. Чрезмерная потребность в неизменности и постоянности (например, неизменный распорядок дня, неизменный маршрут прогулки или однообразная еда)[1]:50.
Многие взрослые с расстройством аутистического спектра учатся подавлять стереотипное повторяющееся поведение на публике, удаётся это у лиц без умственной отсталости и речевых затруднений[1]:54.
При присутствии коморбидного кататонического синдрома (кататонии) у лица с расстройством аутистического спектра, в DSM-5 используется дополнительный код 293.89/F06.1.
Для постановки диагноза по DSM-5 «расстройство аутистического спектра» (код 299.00 / F84.0) перечисленные в этом разделе симптомы должны вызывать клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования, иначе диагноз не ставится[1]:50.
Связанные особенности, подтверждающие диагноз[править | править код]
Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь)[1]:55. Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п.[1]:55 Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.
Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге[1]:55.
Возможно кататоноподобное поведение, не доходящее до кататонического эпизода. Однако в некоторые случаях случаются полноценные кататонические приступы.
Расстройство аутистического спектра и кататония[править | править код]
В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии[4]. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра[5]. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра[6].
Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии[7][6][8]. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии»[9]. В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15)[9][10]. Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.
Лечение[править | править код]
Основным лечением при кататонии является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению.
В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра[11].
DSM-5[править | править код]
По современному американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) нижеследующие 4 расстройства из предыдущего издания (DSM-IV) объединены в одно — расстройство аутистического спектра[12]:
В США лицам с надёжно установленным аутистическим расстройством, синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством и первазивным расстройством развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS) по DSM-IV-TR согласно новой редакции классификатора DSM-5 с 2013 года врачами-психиатрами при повторном освидетельствовании поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».
МКБ[править | править код]
МКБ-10[править | править код]
По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:
- F84.084.0 Детский аутизм
- F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
- F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
- F84.184.1 Атипичный аутизм
- F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
- F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
- F84.284.2 Синдром Ретта
- F84.384.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)
- F84.484.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)
- F84.584.5 Синдром Аспергера
- F84.884.8 Другие общие расстройства развития
- F84.984.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.
Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.
Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.
МКБ-11[править | править код]
В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02)[2].
В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний[2].
Выделяются следующие подтипы:[2]
- 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
- 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
- 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
- 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
- 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
- 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
- 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
- 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.
Распространённость расстройства аутистического спектра в США и других странах оценивается в 1 % населения[1]:55.
При постановке диагноза «расстройство аутистического спектра» по DSM-5 необходимо исключить синдром Ретта (кода нет), селективный мутизм (312.23/F94.0), речевые расстройства и социальное (прагматическое) расстройство коммуникации (315.39/F80.89), умственную отсталость без расстройства аутистического спектра (319/F70—F73), синдром дефицита внимания и гиперактивности, также известный как СДВГ (314.01/F90.2, 314.00/F90.0, 314.01/F90.8, 314.01/F90.9), стереотипные повторяющиеся движения (307.3/F98.4), шизофрению (295.90/F20.9)[1]:57—58. В скобках указаны диагностические коды расстройств в DSM-5, по сути являющиеся кодами МКБ-9-КМ и МКБ-10-КМ, для облегчения поиска расстройств в классификаторе.
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора[13].
В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников[3].
Инклюзия детей с РАС в российской системе образования[править | править код]
Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.
По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %[13].
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
- ↑ 1 2 3 4 5 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder (англ.) (2018). Дата обращения 2 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
- ↑ Max Fink, author2=Michael Alan Taylor. Catatonia: A Clinician’s Guide to Diagnosis and Treatment (неопр.). — Cambridge University Press, 2003. — С. 30. — ISBN 978-0-521-82226-8.
- ↑ Eds. S. Hossein Fatemi, Paula J. Clayton. The Medical Basis of Psychiatry (неопр.). — New York, NY: Springer New York, 2016. — С. 463. — ISBN 978-1-4939-2527-8. — DOI:10.1007/978-1-4939-2528-5.
- ↑ 1 2 Wing, L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorders (англ.) // British Journal of Psychiatry. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2000. — Vol. 176, no. 4. — P. 357—362. — ISSN 0007-1250. — DOI:10.1192/bjp.176.4.357.
- ↑ Dhossche D. Brief report: catatonia in autistic disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 1998. — Vol. 28, no. 4. — P. 329—331. — PMID 9711489.
- ↑ Realmuto G. M., August, G. J. Catatonia in autistic disorder: A sign of comorbidity or variable expression? (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — Springer Nature, 1991. — Vol. 21, no. 4. — P. 517—528. — ISSN 0162-3257. — DOI:10.1007/bf02206874.
- ↑ 1 2 Dhossche D. M. Autism as early expression of catatonia (неопр.) // Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 31—39. — ISSN 1234-1010. — PMID 14976444.
- ↑ Stöber G., Seelow D., Ruschendorf F., Ekici A., Beckmann H., Reis A. Periodic catatonia: confirmation of linkage to chromosome 15 and further evidence for genetic heterogeneity (англ.) // Human Genetics : journal. — Springer Nature, 2002. — Vol. 111, no. 4—5. — P. 323—330. — ISSN 0340-6717. — DOI:10.1007/s00439-002-0805-4. — PMID 12384773.
- ↑ Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4.:274
- ↑ Autism spectrum disorder fact sheet (неопр.). American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
- ↑ 1 2 Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.
- Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4. (англ.)
- Dianne Zager, David F. Cihak, Angi Stone-MacDonald. Autism Spectrum Disorders: Identification, Education, and Treatment (англ.). — Taylor & Francis, 2016. — ISBN 978-1-317-74375-0. (англ.)
- Brenda Smith Myles. Autism Spectrum Disorders: A Handbook for Parents and Professionals (англ.). — Greenwood Publishing Group, 2007. — ISBN 978-0-313-33632-4. (англ.)
- Tony Charman, Wendy Stone. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention (англ.). — Guilford Press (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-1-59385-713-4. (англ.)
- Leo Kanner. Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // The Nervous Child. — 1943. — Т. 2. — С. 217—250. (англ.)
➊ Аутизм у взрослых мужчин и женщин. Признаки, формы, лечение
Аутизм – считается, часто данный недуг проявляет себя уже в раннем возрасте особенными внешними чертами, невозможностью общения или неадекватным поведением. Но порой случается, что аутизм у взрослых почти никак не проявляется, потому больные живут без конкретного диагноза на протяжении всей жизни.
Аутизм у взрослых
Аутизм относится к генетически обусловленным недугам, возникающим по причине хромосомных сбоев. Многие сопоставляют патологию с умственной недоразвитостью, отрешенностью больного и его бездейственностью. На практике все обстоит иначе. Среди аутистов очень много талантливых и выдающихся личностей. Столь неправильное восприятие лиц, страдающих аутизмом, часто становится причиной насмешек со стороны окружающих. В результате пациент становится еще более замкнутым, подавляя собственные гениальные способности.
Взрослый аутический синдром от детского отличается проявлениями.
Иногда недуг формируется на фоне длительно беспокоящих депрессивных расстройств. По причине такой обособленности от реальности и ярко выраженного нежелания к контактированию с окружающими возникает приобретенный аутизм у взрослых. Синдром опасен, потому как чреват абсолютными расстройствами человеческой психики. Пациент становится конфликтным, из-за чего может потерять рабочее место или семью и пр.
Признаки аутизма у взрослых характеризуются яркой выраженностью. Хоть пациенты и наделены интеллектом, имеют определенные жизненные задачи и богатое внутреннее мировоззрение, их взаимоотношения с остальными достаточно сложные. Большинство отлично управляется с бытовыми задачами, но жить и заниматься творчеством они продолжают обособленно. Но бывают и сложные случаи патологии, когда пациенту непостижимы даже самые простые навыки самообслуживания.
Статья в тему: Причины аутизма у детей и признаки детского аутизма
Признаки
При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание. У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.
Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.
Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:
- Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
- Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
- Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
- Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
- Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
- При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
- Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
- Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
- Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
- К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
- Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
- Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.
У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.
Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя. Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного. Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы. Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.
Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.
Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.
Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам. Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр.
Формы недуга
Для каждого типа характерна идентичная симптоматика, но они имеют и некоторые различия.
Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных аутичных форм:
- Синдром Каннера. Типичны ярко выраженные поражения головномозговой коры, приводящие к коммуникационным проблемам. Пациенты страдают речевыми отклонениями, присутствует агрессивность, слабо выражен интеллект. К такому аутисту найти подход практически невозможно. Это наиболее сложная аутическая форма, для которой типично наличие практически всех проявлений патологии;
- Синдром Аспергера. Отличается аналогичной симптоматикой, но проявляется в сложной либо легкой форме, чаще протекает более мягко. Симптомы легкого аутизма у взрослых не препятствуют становлению аутиста в полноценного члена общества, если тот сможет преодолеть страх и робость. Такие больные способны выполнять нужные для работы и полноценной жизни действия. Но они порой сильно зацикливаются на работе, у них нет увлечений, все время стараются проводить в изоляции;
- Синдром Ретта. Наиболее опасная форма, передается по женскому наследованию. Поведенческую симптоматику легко купирует медикаментозное лечение, однако, речевые и внешние отклонения убрать лекарствами невозможно. Развивается недуг долго, встречается редко. Признаки аутизма у взрослых женщин обычно связаны с отсутствием коммуникации, несоциабельностью и склонностью к символизации. Такие больные обычно живут всего около 30 лет;
- Атипичная форма. Для данного аутизма типично отсутствие одного из характерных признаков, что усложняет диагностику. Присутствуют речевые и двигательные нарушения, расстройства двигательных функций.
- Высокофункциональный аутизм. Эта форма патологии диагностируется, когда у пациента выявляются относительно высокие показатели интеллекта (больше 70). Подобная аутичная форма проявляется притупленным либо острым сенсорным восприятием, ослабленным иммунитетом. Высокофункциональный аутизм у взрослых сопровождается раздраженным кишечником, периодическими приступами судорожных сокращений мышц, нарушениями в деятельности поджелудочной. Признаки высокофункционального аутизма у взрослых характеризуются поведенческой стереотипностью, узким спектром интересов, внезапными вспышками агрессии и затруднениями в социализации.
Статья в тему: Подробное описание всех видов и классификация аутизма
Определить точный диагноз сможет только специалист, поскольку для выявления аутизма любой формы необходима очная консультация специалиста и достаточно продолжительное наблюдение за больным.
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок.
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Рекомендации членам семьи аутиста
Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.
Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.
Вот еще несколько полезных рекомендаций:
- Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
- Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
- Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
- Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.
Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.
Можно ли получить инвалидность
Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:
- Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
- Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
- Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
- Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.
Статья в тему: Как оформлять инвалидность по аутизму
Отзывы
Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,
Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».
Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».
Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.
Выводы
Аутизм поддается коррекции при правильном подходе. Не существует специального лекарства, способного избавить пациента от характерных проявлений патологии. Но как жить взрослому с аутизмом.
Помочь больным все же возможно. Посредством медикаментозных препаратов и поведенческого направления терапии можно существенно сократить риски возникновения психических расстройств, панических или агрессивных приступов.
При сложной форме заболевания, близким нужно позаботиться о попечении и уходе, причем пожизненном, подобрать наиболее оптимальную программу, по которой пациент будет жить и заниматься. Если же патология протекает в легкой форме, то больному понадобятся коррекционные занятия, где он обучится социализации, к примеру, перестанет пугаться окружающих, научится здороваться при встрече и интересоваться чувствами окружающих, а также сможет нормально выражать свои эмоции и чувства.
Такие аутисты вполне могут обучиться навыкам общения в трудовом коллективе, что даст им возможность нормально работать.
Видео — взрослой женщины аутиста | Интервью у врача — взрослый аутизм |