АУТИЗМ — БОЛЕЗНЬ ХХI ВЕКА? – Огонек № 22 (4697) от 03.06.2001
Говорят, в советские времена существовала закрытая инструкция Минздрава СССР. Она запрещала выдавать родителям новорожденных с явными физическими или умственными отклонениями. Им предлагалось подписать бумагу об отказе от ребенка. В худшем случае врачи говорили, что он умер при родах. Причем тогда не разделяли олигофренов и аутистов. У таких детей не было будущего или возможности оказаться полезными обществу. Сколько потенциальных гениев потеряла наша страна за все время существования инструкции, остается только гадать
АУТИЗМ — БОЛЕЗНЬ ХХI ВЕКА?
Наш мир тихой сапой охватывает эпидемия аутизма — болезни «людей дождя». Для нее не существует ни расовых, ни этнических, ни социальных границ. По данным Министерства образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273 процента. И если в 1992/93 учебном году в Америке обучались 15,5 тысячи детей, страдающих аутизмом, то в 1997/98 году их число выросло до 42,5 тысячи. А вот общемировые цифры: из 10 000 новорожденных 15 — 20 — аутисты. Два года назад называли цифру 4 из 10 000; тогда их было два с половиной миллиона. Кстати, в России взрослых аутистов нет. На Западе их стараются адаптировать к окружающему миру, помочь всевозможными социальными программами. В США государство, без учета денег от благотворительных фондов, выделяет около 30 тысяч долларов в год на каждого (!) аутичного ребенка. Но пока это мало помогает. 70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 — 30% «людей дождя». И это при том что их число постоянно и неуклонно растет. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.
Более того, аутизм уже называют самой распространенной среди хакеров болезнью. Авторитетный исследователь заболевания американка Темпль Грэндин, страдающая одной из редких форм аутизма — синдромом Аспергера, вообще указывает на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. К тому же романтический ореол — обаятельные, несколько неуклюжие гении, — созданный вокруг аутистов киношниками (фильмы «Человек дождя», «Меркурий в опасности»), затмевает то, что перед нами эпидемия серьезной болезни. А болезнь необходимо лечить.
«Синдром раннего детского аутизма» (от латинского слова autos — сам, погружение в себя) — это понятие вошло в обиход благодаря американскому детскому психиатру Лео Каннеру, наблюдавшему в своей клинике в далеком 1943 году одиннадцать сходных случаев неизвестной болезни. В дальнейшем ее исследованиями занимались такие известные ученые, как австриец Г. Аспергер или наш соотечественник С. Мнухин. Были выявлены основные черты и критерии заболевания.
Оказывается, аутизмом в четыре раза чаще страдают мальчики, чем девочки. Болезнь воздействует как на психические функции вроде речи или интелл
Аутизм что это за болезнь : симптомы и причины развития
Аутизм – болезнь, характеризующаяся рядом нарушений психического развития, моторики, речевой функции, поведенческих и стереотипных характеристик. Проявляется, прежде всего, в виде тяжелых расстройств социального взаимодействия.
Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, в каком возрасте чаще всего дает о себе знать эта болезнь, почему она возникает, как проявляется и какие меры можно предпринять для нормализации состояния пациента.
Основные сведения о заболевании
Аутизм как болезнь в ее традиционном понимании проявляется в раннем возрасте. В целом характерные для недуга процессы обычно возникают еще в период внутриутробного развития.
Каких-либо анализов и диагностических мероприятий, которые позволяли бы выявить аутизм в утробе или младенческом возрасте, не существует. О наличии недуга судят по результатам наблюдения за поведением малыша, его развитием и особенностями взаимодействия с другими людьми
В соответствии со степенью выраженности, болезнь может классифицироваться на легкую и тяжелую формы. У пациентов с данным диагнозом медленно развивается речевая функция. Нередко дети придают словам ошибочное значение либо заменяют их жестами.
Заводить друзей таким больным неинтересно. Они отдают предпочтение времяпрепровождению в одиночестве. Радостные эмоции, как правило, отсутствуют.
В любом возрасте аутизм может сопровождаться другими нарушениями. Чаще всего это: расстройства пищеварения, проблемы со сном, аллергические проявления.
Причины возникновения заболевания
В детском возрасте аутизм гораздо чаще диагностируется у пациентов мужского пола. Точные причины появления недуга в настоящее время не установлены. Специалисты сходятся во мнении, что очень важную роль в этом вопросе решает наследственность.
В соответствии с усредненными статистическими данными, если в семье растет малыш с изучаемым недугом, у другого ребенка аутизм возникнет минимум с 5-10%-й вероятностью.
Связь между вакцинацией в детском возрасте и данной патологией не установлена.
Признаки и осложнения
Перечень общих проявлений аутизма включает нижеперечисленные положения:
- отсутствие реакции на свое имя;
- отсутствие способности нормально выразить свои желания и требования;
- задержка развития речевой функции;
- игнорирование просьб и указаний со стороны взрослых;
- периодические нарушения слуха;
- сложности с освоением нового;
- трудности с визуальным контактом;
- отсутствие положительных эмоций;
- нарушения мелкой моторики;
- сложности с установлением социальных контактов.
У родителей создается впечатление, что малыш живет в каком-то собственном мире.
У некоторых пациентов признаки болезни обнаруживаются еще в младенческом возрасте. В большинстве случаев болезнь диагностируют к 2-3 годам. Степень выраженности признаков недуга может меняться в зависимости от уровня развития больного.
В действительности перечень симптомов включает гораздо больше пунктов. Для удобства восприятия, классифицируем их на несколько групп.
Во-первых, нарушения коммуникативных функций. Проявляются в виде:
- отсутствия или серьезных нарушений жестикуляции, ненормальной мимики;
- неулыбчивости;
- трудностей в общении с другими людьми;
- несодержательности речи, склонности к повторению некоторых слов и фраз;
- проблем с ритмом и интонацией.
Во-вторых, проблемы в плане социальных навыков. Проявления следующие:
- отсутствие интереса к взаимодействию с ровесниками, равно как необходимости в дружбе;
- игнорирование других, даже самых близких людей;
- замкнутость.
В-третьих, нарушения воображения, на фоне которых происходит существенное сужение круга интересов. Признаки такие:
- отчужденное, неуравновешенное и неестественное поведение;
- вспышки гнева и агрессии даже при незначительных изменениях привычной обстановки;
- стремление к уединенности, времяпрепровождению наедине;
- отсутствие фантазии;
- навязчивая тяга к некоторым отдельным предметам;
- стремление повторять одинаковые действия;
- концентрация внимания на каких-то избранных событиях и вещах.
Если пациент имеет более-менее нормальные по сравнению со здоровым человеком интеллектуальные способности, он может хорошо развиться и достичь успеха в какой-то отдельной области, к примеру, живописи или музыке.
Некоторые больные дети проявляют склонность к самоистязанию, временами достаточно существенно себя калеча. Ситуация усугубляется тем, что у многих аутистов отмечается высокий болевой порог, ввиду чего человек может попросту не обращать никакого внимания на болезненные раздражители.
Что делать родителям?
Во-первых, запастись терпением и настроиться на тяжелую длительную работу.
Во-вторых, убедиться, что педиатр адекватно оценивает состояние пациента.
Если вы заметили у своего малыша признаки изучаемой болезни, немедленно сообщите об этом врачу.
Диагностические мероприятия
Как правило, на подтверждение того, что человек болеет именно изучаемым недугом, уходит некоторое время. Проблема в том, что признаки данного отклонения встречаются как при других патологиях, так и в принципе при нормальном течении детского развития.
Как отмечалось выше, аутизм характеризуется многогранным проявлением, а у некоторых детей одновременно присутствует всего 2-3 симптома, что вносит сложности в диагностический процесс. Наряду с этим, одним из ключевых признаков отклонения является неправильное восприятие реальности.
Больной не будет проявлять стремления к дружбе и общению с другими людьми. У него медленно развивается речь, иногда до недостаточного уровня. Пациента пугает все новое, он предпочитает жить по устоявшемуся укладу, зачастую совершая повторяющиеся монотонные действия.
При обнаружении первых проявлений патологии, надо обратиться к психиатру. Сегодня по всему миру функционирует множество специализированных центров, сотрудники которых могут своевременно определить наличие заболевания и оказать помощь.
Что могут сделать врачи?
Мировыми специалистами разработано множество средств для коррекции поведения больного. Вероятность существенного улучшения состояния значительно увеличивается, если начать работать еще в раннем возрасте.
Для корректирования специфических отклонений, применяются методы трудовой и физиологической терапии, а также логопедии. Специалисты помогают скорректировать поведение и приобрести новые необходимые навыки.
В некоторых случаях приходится прибегать к медикаментозной терапии, в особенности, если пациент склонен к самоистязанию или другим действиям, способным навредить ему и окружающим.
Нужно сразу настроиться на то, что лечение является сложным и затяжным мероприятием, сильно изматывающим как в физическом, так и в психологическом плане. При этом значимые положительные результаты отмечаются далеко не во всех случаях, к чему тоже нужно быть готовыми.
Эффективных лекарств не существует. Есть лишь препараты, способные подавлять характерную симптоматику. Главные направления в борьбе с недугом – психиатрия и адаптация к жизни в обществе
В процессе проведения лечения должен соблюдаться ряд важных правил.
- Ребенка надо не только лечить в специализированном центре, но и работать с ним дома, на улице и в принципе везде. Родителям придется уделять много времени походам к психологу, при этом не только для работы с малышом, но и непосредственно с ними, ведь заниматься воспитанием таких детей далеко не просто.
- Пациента должен лечить опытный психиатр с высокой квалификацией. При этом врача нужно подобрать так, чтобы он в течение как можно большего времени работал с ребенком, ведь частая смена специалистов не лучшим образом отражается на состоянии таких больных.
- Одним из важнейших моментов в лечении патологии является повторение. Ежедневно придется работать над улучшением одних и тех же навыков, пока ребенок не научится выполнять их самостоятельно. И даже после этого придется периодически повторять пройденный материал.
- Время от времени родители должны давать себе возможность отдохнуть от лечения малыша, т.к. постоянно заниматься этим крайне тяжело, прежде всего, в психологическом плане. Специалисты рекомендуют хотя бы каждый год ездить на отдых.
- Нужно создать точный распорядок дня для пациента и не вносить в утвержденный план каких-либо существенных изменений.
- Родителям рекомендуется завести знакомства в кругу людей с такой же проблемой – вместе переносить сложности гораздо проще. Существуют специальные организованные группы, постарайтесь найти такую в месте вашего жительства.
- Надо работать над умением привлекать внимание ребенка, сохраняя, при этом, спокойствие и не повышая голос.
- Запрещается вносить изменения в привычный уклад жизни ребенка, если на то нет острой необходимости.
Что касается прогноза – в каждом случае он индивидуален. Не стоит рассчитывать на то, что через неделю, месяц или даже год человек, словно по волшебству, станет полностью нормальным и дееспособным. В некоторых случаях лечение затягивается на всю жизнь. Наряду с этим, у многих больных уже спустя пару месяцев наблюдаются улучшения.
Таким образом, аутизм – это очень сложная болезнь, характеризующаяся многогранным течением и тяжелым длительным лечением. Если вам пришлось лично столкнуться с такой бедой, запаситесь терпением, следуйте рекомендациям специалистов и надейтесь на лучшее. Будьте здоровы!
причины и симптомы – ответы на главные вопросы
Проявления болезни
Есть много отличий в том, как проявляется аутизм, но чаще всего это происходит у мальчиков. На четырех мальчиков-аутистов приходится одна девочка. Также есть изменения в развитии и проявлении болезни. Аутизм появляется в течение второго года. В самом начале болезни у ребенка снижается социальная вовлеченность, появляются проблемы с зрительным контактом и в развитии речи.
У некоторых детей речь развивается в течение дошкольных лет, большинство из них догоняет сверстников, хотя у них остаются проблемы с использованием речи в социальном контексте. Повторяющееся поведение, сенсорная чувствительность и ограниченность интересов возрастают в течение дошкольного возраста. У большинства детей пик проявления симптомов происходит в 4–5 лет. В течение раннего школьного периода симптомы стабилизируются, а во взрослом возрасте наблюдаются небольшие спады ключевых симптомов аутизма. Однако в течение этого периода может возрасти риск депрессии, но это лечится с помощью медикаментов и психотерапии.
Причины аутизма
Аутизм — это комплексное расстройство нервной системы, у которого нет единой причины. Мы предпочитаем рассуждать о факторах, повышающих риск. Это генетическое заболевание, которое может быть наследственным и ненаследственным. Кроме того, есть негенетические факторы аутизма, которые взаимодействуют с генетическими. Важно, что есть совпадение между генетическими и негенетическими факторами аутизма и других расстройств нервной системы, например нарушений речи, шизофрении и синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Есть гены, которые связаны с аутизмом. Один из примеров — ген CNTNAP2, связанный с аутизмом и нарушениями речи. Также фактором риска для аутизма и шизофрении является инфекция матери в период беременности и зачатие в позднем возрасте. Кроме того, монозиготные близнецы больше подвержены аутизму, чем двуяйцовые. Дети одних родителей также находятся в большей зоне риска. В целом риск аутизма у населения варьируется от 1/60 до 1/100. При этом младшие братья и сестры детей-аутистов имеют предрасположенность 1/10 или 1/20. Этот факт указывает на риск получить генетическое заболевание, которое связано с множественными аллелями генов риска. Это могут быть как наследственные, так и ненаследственные геномные изменения, включающие мутации в определенных генах или сегментах ДНК.
Негенетические факторы, повышающие риск аутизма, были найдены в эпидемиологических исследованиях. Эти исследования включали в себя риск позднего возраста родителей, пренатального воздействия некоторых лекарств (например, талидомид), инфекции или высокого уровня загрязнения окружающей среды, постнатальные инфекции, такие как энцефалит. Механизм болезни до сих пор неизвестен — эти факторы обнаружили не так давно.
Аутизм и язык
Люди с аутизмом имеют проблемы с участием в беседах. Они не могут концентрироваться на одной теме, не могут объяснять свои мысли собеседникам, использовать социальные инструменты коммуникации (приветствия, сплетни и так далее), не понимают шуток и сарказма, не могут рассказывать истории.
Речь аутистов может быть очень формальной. Они могут говорить монологами, использовать редкие слова и формальные лингвистические конструкции, которые нетипичны для обычных диалогов. В их историях могут быть факты и события, но не хватает деталей о мотивах и чувствах людей. Многие люди с аутизмом не могут говорить бегло. Их около 25–30%. Некоторые из них овладевают языком, но остаются позади своих сверстников, имеют проблемы с грамматикой, рабочей памятью и разговорным языком. У этих людей аутизм возникает вместе с нарушениями языка. Другие больные почти не владеют разговорным языком — их около ¼ всех больных.
Атипичный аутизм — Википедия
Эта статья — об атипичном аутизме, расстройстве развития, начинающемся с детского возраста. Об аутизме при шизофрении (описанном Блейлером) см. аутизм (симптом).Атипи́чный аути́зм — общее расстройство развития, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Отличается от детского аутизма (F84.084.0) либо более поздним возрастом начала (после 3-х лет), либо отсутствием как минимум одного из основных диагностических критериев (стереотипий, нарушений коммуникации). В общем и целом, атипичный аутизм отличается от детского аутизма либо по возрасту начала, либо по симптоматике.
Часто встречается у детей с глубокой умственной отсталостью и у лиц с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Отсутствие всех стандартных диагностических критериев аутизма при атипичном аутизме можно объяснить низким уровнем функционирования, что уменьшает возможность проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для постановки диагноза детского аутизма.
Активация разных областей мозга при выполнении двигательных задач участниками контрольной группы (синее) и аутистами (жёлтое). Иллюстрация из статьи Powell et al., 2004.[2]Для постановки диагноза аутизма консультацию обычно проводит педиатр. Затем в случае необходимости привлекается помощь психиатра, который ставит диагноз и оценивает состояние пациента, его коммуникативные и когнитивные способности. Для оценки поведения и когнитивных способностей может привлекаться нейропсихолог[3]. В настоящее время не существует надёжных биологических маркеров для выявления и скрининга детей с аутизмом[4].
Главная характеристика, которая отличает аутизм от других расстройств развития, — это социальный дефицит[4].
Качество жизни детей с аутизмом остаётся по-прежнему плохим, большинство из них не имеет значимых социальных отношений, социальной поддержки, будущих возможностей трудоустройства или самоопределения, и это несмотря на успехи в раннем выявлении, интенсивном вмешательстве и терапевтических подходах[5]. Прогресс в выявлении причин аутизма идёт медленно, пока неизвестно достоверно, что его вызывает и нет средств, которые исправили бы нарушения аутизма[6].
Атипичный аутизм как синдром при разных заболеваниях[править | править код]
Cложилось два основных направления в изучении атипичного аутизма:
- 1) выделение эндогенного процессуального аутизма, в случае, когда аутизм выделяется в структуре шизофрении,
- 2) выделение атипичного аутизма как синдрома при заболеваниях разной нозологической природы[7].
Согласно диссертации Симашковой Н. В. об атипичном аутизме в детском возрасте, к нему относятся большинство наиболее тяжёлых психотических форм аутизма в структуре разных болезней: злокачественный детский тип шизофрении, синдром Ретта, синдром Дауна, синдроме Мартина — Белл[8]. При всех этих расстройствах атипичный аутизм проявляется на всём протяжении болезни как первичное негативное расстройство[8].
При атипичном процессуальном аутизме возможно возникновение регрессивно-кататонических приступов психоза, при этом со временем глубина аутизма прогрессирует до крайне тяжёлой степени[7].
Атипичный аутизм при синдроме Ретта вначале углублялся от лёгкого/умеренно выраженного до тяжёлого[7]. Затем — заметный регресс и углубление аутизма, а на последней стадии, которая иногда называется «псевдостационарной» наблюдались негативизм, двигательное возбуждение с импульсивностью, двигательные стереотипии. Расстройства на последней стадии трудно отличимы от кататонических[7].
В случаях атипичного аутизма при синдроме Мартина — Белл (синдроме ломкой X-хромосомы) на 12—14 месяце жизни наблюдались регрессивно-кататонические приступы психоза[7]. Глубина аутизма — от тяжёлого при психозе до лёгкого/умеренного вне обострений[7]. На второй аутистической стадии (12—24 месяца) наблюдалась тяжёлая степень аутизма, на третьей — ещё более тяжёлая, с утратой навыков самообслуживания и опрятности, нарушением понимания обращённой речи[7]. Последняя стадия — кататоническая и менее выраженная, с сочетанием с субступорозных состоянияй; у всех пациентов наблюдалась эхолалия, у части — селективный мутизм, глубина аутизма была в пределах тяжёлого[7].
При синдроме Дауна начало атипичного аутизма возникало в возрасте от 24—36 месяцев в форме регрессивно-кататонического приступа психоза[7]. Первая аутистическая стадия приступа (1—2 месяца) отличалась нарушением коммуникативных навыков, отрешенностью, обеднением эмоций, нарушение индивидуального развития и задержка двигательного развития (в частности навыка самостоятельной ходьбы)[7]. Вторая стадия (1—2 месяца) — полная утрата навыков самообслуживания, потеря навыка речи, игровой деятельности, с глубиной аутизма тяжёлой степени[7]. Третья стадия (2—3 месяца) — кататоническая стадия, смена ступорозных состояний кататоническим возбуждением, с тяжёлой степенью аутизма[7]. Спустя 4—7 месяцев с момента начала психоза происходит постепенный выход из психотического приступа с ослаблением тяжести аутизма[7].
Во всех случаях наблюдалось три стадии развития атипичного аутизма: 1) аутистическая 2) регрессивная 3) кататоническая[7].
Клиническая картина психоза у описанных формах атипичного аутизма была схожа, но в их структуре отличались те же двигательные стереотипии: при синдроме Ретта и Мартина — Белл — архаические кататонические стволовые стереотипии, при синдроме Дауна и атипичном процессуальном аутизме — подкорковые кататонические стереотипии[7].
Электроэнцефалография атипичного аутизма[править | править код]
Электроэнцефалография (ЭЭГ) атипичного аутизма с указанными в предыдущем разделе коморбидными заболеваниями при сформированном психозе даёт усиление θ-ритма, на стадии регресса в психозе характерна редукция α-ритма[7]. При кататонии без регресса на третьей стадии (регрессивно-кататонического психоза) не обнаруживался θ-ритм, но заметно усиливался β-ритм[7]. При улучшении состояния пациента восстанавливался α-ритм и заметно уменьшалась или исчезала θ-активность[7].
Симашкова Н. В. пришла к выводу, что ЭЭГ-коррелят регресса и незрелости выражается наличием выраженной ритмической θ-активности[7].
Распространённость — 2 случая на 10 000 населения[9][10]. Преобладают лица мужского пола (2—5:1)[9][10].
В большинстве случаев в анамнезе имеются сведения о медицинских осложнениях при беременности и родах[9]. У половины больных наблюдаются выраженные неврологические симптомы[9].
Для диагностики атипичного аутизма состояние должно соответствовать следующим критериям:
- Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте 3 лет или старше (критерии аутизма за исключением возраста манифестации).
- Качественные нарушения социального взаимодействия или качественные нарушения общения, или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведения, интересы и активность (критерии аутизма, хотя минимальное количество областей, в которых отмечается нарушение, должно выдерживаться не обязательно).
- Диагностические критерии аутизма (F84.084.0) не выполняются.
Оригинальный текст (англ.)
— Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10)[11]
- A. Presence of abnormal or impaired development at or after age three years (criteria as for autism except for age of manifestation).
- B. Qualitative abnormalities in reciprocal social interaction or in communication, or restricted, repetitive and stereotyped patterns of behaviour, interests and activities (criteria as for autism except that it is not necessary to meet the criteria in terms of number of areas of abnormality).
- C. The disorder does not meet the diagnostic criteria for autism (F84.084.0).
Умственная отсталость кодируется следующим образом:
- F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью (включается умственная отсталость с аутистическими чертами).
- F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости (включается атипичный детский психоз).
В МКБ-10 выделены 2 основных типа атипичного аутизма:
- Начало расстройства в атипичном возрасте. Имеются все критерии детского аутизма, но расстройство начинает проявляться позже 3-х лет.
- Аутизм с атипичной симптоматикой. При данном типе расстройства отклонения развития наблюдаются до 3-х лет, но нет полной клинической картины детского аутизма (F84.084.0). Особенно это касается детей с выраженной умственной отсталостью, такие случаи называются умственной отсталостью с аутистическими чертами.
Дифференциальная диагностика[править | править код]
В отличие от атипичного аутизма при синдроме Аспергера не наблюдается задержки речевого и когнитивного развития[10]. Дифференциальная диагностика с шизофренией проводится как и при детском аутизме[10].
Основные цели терапии — снижение связанных с аутизмом проблем и снижение напряженности семейной обстановки, повышение качества жизни и самостоятельности аутиста.
Не существует единого оптимального метода терапии: она, как правило, подбирается индивидуально[12]. Методологические ошибки, допускаемые при проведении исследований разных терапевтических подходов, не позволяют с уверенностью говорить об успешности того или иного подхода[13].
Некоторые улучшения отмечаются при использовании весьма различных методик психосоциальной помощи: это говорит лишь о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Тем не менее, методология систематических обзоров остаётся на низком уровне, клинические результаты вмешательств в основном расплывчаты и не имеют достаточно данных для их сравнительной эффективности[14].
Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков[12], часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения[15].
Заявления о том, что помощь особо важна в возрасте около трёх лет, не подтверждены доказательствами[16]. Несмотря на широкое использование безглютеновой диеты в качестве альтернативного лечения для людей, страдающих аутизмом, нет никаких доказательств того, что безглютеновая диета полезна при лечении симптомов аутизма[17][18][19].
Доступные подходы включают прикладной анализ поведения, использование «моделей развития» (англ. developmental models), структурированное обучение (TEACCH), логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию[12].
В рамках прикладного анализа поведения выделились несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal response treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior)[20]. В некоторой степени дети выигрывают от такого образовательного вмешательства: интенсивное использование прикладного поведенческого анализа улучшило общий уровень функционирования детей дошкольного возраста[21], хорошо зарекомендовало себя как метод повышения интеллектуальных показателей детей раннего возраста[15].
Нейропсихологические данные часто плохо доводятся до учителей, что создаёт разрыв между рекомендациями и характером преподавания[3]. Неизвестно, приводят ли программы для детей к значительным улучшениям после их взросления,[15] а скупые исследования эффективности взрослых программ, осуществляемых по месту жительства, говорят о противоречивых результатах[22].
Для контроля аутистических симптомов при неуспехе поведенческого вмешательства, когда проявления расстройства не позволяют ребёнку интегрироваться в школьный коллектив либо семью, прибегают к помощи широкого списка медикаментов[4][23]. Так, в США более половины детей с расстройствами аутистического спектра получают психотропные или противосудорожные препараты, причём чаще всего прописываются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики[24]. За исключением последних,[25] эффективность и безопасность применения различных средств при расстройствах аутистического спектра крайне слабо отражена в качественных научных публикациях[26]. У человека с аутистическим расстройством лекарство может вызвать атипичную реакцию либо неблагоприятные побочные эффекты[12], при этом ни одно из известных средств не показало способности смягчать ключевые для аутизма коммуникативные и социальные проблемы[27].
Из-за трудностей в коммуникации дети-аутисты часто неспособны сообщить о побочных эффектах применяемых психотропных средств, а испытываемый ими вследствие этих побочных эффектов дискомфорт может проявляться усилением того самого патологического поведения, на которое направлено лечение. Исследования показали высокий риск развития у детей-аутистов экстрапирамидных побочных действий нейролептиков, в частности поздней дискинезии. Нейролептики нежелательно применять при аутизме, за исключением лишь наиболее тяжёлых случаев неконтролируемого поведения — при выраженной тенденции к самоповреждению и агрессивности, резистентной к другим вмешательствам (в случаях, когда неэффективными оказались поведенческая терапия, коррекция имеющихся неврологических и соматических нарушений, нормотимики и антидепрессанты).[28]
Несмотря на доступность широкого спектра альтернативных подходов и методик, лишь немногие из них стали предметом научного исследования[6][29][30].
Данные о результатах таких подходов редко связаны с показателями качества жизни, и во многих программах используются мерки, не имеющие прогностической валидности и далёкие от действительности[5].
Организации, предлагающие услуги родителям аутистов, судя по всему, при выборе методик руководствуются в первую очередь не научными данными, а маркетинговыми предложениями авторов программ, доступностью обучения своих сотрудников и запросами родителей[31]. Хотя большинство альтернативных методов, например использование мелатонина, вызывают лишь небольшие побочные эффекты[32], некоторые из них могут представлять риск для ребёнка. Так, исследование 2008 года показало, что в сравнении со сверстниками мальчики-аутисты, соблюдающие бесказеиновую диету, имеют более тонкие кости[33].
В 2005 году неадекватно проведенное хелирование убило пятилетнего ребёнка-аутиста[34].
Кетогенная диета по данным отдельных исследований обладает хорошим терепевтическим потенциалом благодаря своим нейрозащитным и противовоспалительным свойствам[35][36][37]. Диета может быть особенно эффективна[источник не указан 543 дня] при гипометаболизме глюкозы мозга[38]. На 2018 год количество и качество исследований было недостаточно, чтобы рекомендовать диету всем больным.
Затраты на терапию аутизма велики; косвенные потери ещё выше. Согласно исследованию, проведенному в США, в среднем затраты на человека с аутизмом, родившегося в 2000 году, за его жизнь составят 3,2 млн долларов в покупательной способности 2003 года, при этом около 10 % уйдёт на медицинское обслуживание, 30 % на дополнительное образование и уход, а потери экономической производительности обусловят остальные 60 %[39].
Программы, финансируемые за счет грантов и пожертвований, зачастую не учитывают нужды конкретного ребёнка, и невозмещаемые личные затраты родителей на лекарства и другие средства терапии могут поставить семью в сложное финансовое положение[40]. В исследовании, проведённом в 2008 году в США, было отмечено, что при наличии в семье ребёнка-аутиста средняя потеря годового дохода составляет 14 %[41], а в ещё одной связанной публикации говорится, что проблема заботы о ребёнке с аутистическим расстройством может сильно сказаться на работе родителя[42].
По достижении взрослого возраста на первый план выступают вопросы попечения по месту жительства, обретения профессии и поиска работы, сексуальных отношений, использования социальных навыков и имущественного планирования[30].
- ↑ Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu — 2018-06-29 — 2018.
- ↑ 1 2 Powell K. Opening a window to the autistic brain (неопр.) // Public Library of Science (PLoS). — 2004. — Т. 2, № 8. — ISSN 1545-7885. — DOI:10.1371/journal.pbio.0020267. — PMID 15314667.
- ↑ 1 2 Kanne S. M., Randolph J. K., Farmer J. E. Diagnostic and assessment findings: a bridge to academic planning for children with autism spectrum disorders (англ.) // Neuropsychology Review (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 18, no. 4. — P. 367—384. — ISSN 1040-7308. — DOI:10.1007/s11065-008-9072-z. — PMID 18855144.
- ↑ 1 2 3 Rapin I., Tuchman R. F. Autism: definition, neurobiology, screening, diagnosis (англ.) // Pediatric Clinics of North America (англ.)русск.. — 2008. — Vol. 55, no. 5. — P. 1129—1146. — ISSN 0031-3955. — DOI:10.1016/j.pcl.2008.07.005. — PMID 18929056.
- ↑ 1 2 Burgess A. F., Gutstein S. E. Quality of life for people with autism: raising the standard for evaluating successful outcomes (англ.) // Child and Adolescent Mental Health (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 12, no. 2. — P. 80—86. — DOI:10.1111/j.1475-3588.2006.00432.x.
- ↑ 1 2 Sigman M., Spence S. J., Wang A. T. Autism from developmental and neuropsychological perspectives (англ.) // Annual Review of Clinical Psychology (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 2. — P. 327—355. — ISSN 1548-5943. — DOI:10.1146/annurev.clinpsy.2.022305.095210. — PMID 17716073.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Симашкова Н. В., Якупова Л. П. Тяжёлые формы атипичного аутизма в детском возрасте (клинические, нейрофизиологические, коррекционные аспекты) (рус.) // Аутизм и нарушения развития : журнал. — 2008. — № 1. — С. 1—22.
- ↑ 1 2 Симашкова Н. В. Атипичный аутизм в детском возрасте // Диссертация доктора медицинских наук. — 19. М., 2006. — 220 с.
- ↑ 1 2 3 4 Ю. В. Попов, В. Д. Вид. Современная клиническая психиатрия. — М.: Экспертное бюро-М, 1997. — С. 390—391. — 496 с. — ISBN 5-86065-32-9.
- ↑ 1 2 3 4 Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 406—407. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
- ↑ Всемирная организация здравоохранения. F84.1 Atypical autism // The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Diagnostic criteria for research. — Женева.
- ↑ 1 2 3 4 Myers S.M., Johnson C.P., Council on Children with Disabilities. Management of children with autism spectrum disorders (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 2007. — Vol. 120, no. 5. — P. 1162—1182. — DOI:10.1542/peds.2007-2362. — PMID 17967921.
- ↑ Ospina M.B., Krebs Seida J., Clark B et al. Behavioural and developmental interventions for autism spectrum disorder: a clinical systematic review (англ.) // PLoS ONE (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 3, no. 11. — P. e3755. — DOI:10.1371/journal.pone.0003755. — PMID 19015734.
- ↑ Seida J.K., Ospina M.B., Karkhaneh M., Hartling L., Smith V., Clark B. Systematic reviews of psychosocial interventions for autism: an umbrella review (англ.) // Developmental Medicine and Child Neurology (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 51, no. 2. — P. 95—104. — DOI:10.1111/j.1469-8749.2008.03211.x. — PMID 19191842.
- ↑ 1 2 3 Rogers S.J., Vismara L.A. Evidence-based comprehensive treatments for early autism (англ.) // J Clin Child Adolesc Psychol : journal. — 2008. — Vol. 37, no. 1. — P. 8—38. — DOI:10.1080/15374410701817808. — PMID 18444052.
- ↑ Howlin P., Magiati I., Charman T. Systematic review of early intensive behavioral interventions for children with autism (англ.) // Am J Intellect Dev Disabil : journal. — 2009. — Vol. 114, no. 1. — P. 23—41. — DOI:10.1352/2009.114:23;nd41. — PMID 19143460.
- ↑ Millward C., Ferriter M., Calver S., Connell-Jones G. Gluten- and casein-free diets for autistic spectrum disorder. (англ.) // The Cochrane database of systematic reviews. — 2008. — No. 2. — P. 003498. — DOI:10.1002/14651858.CD003498.pub3. — PMID 18425890.
- ↑ Buie T. The relationship of autism and gluten. (англ.) // Clinical therapeutics. — 2013. — Vol. 35, no. 5. — P. 578—583. — DOI:10.1016/j.clinthera.2013.04.011. — PMID 23688532.
- ↑ Marí-Bauset S., Zazpe I., Mari-Sanchis A., Llopis-González A., Morales-Suárez-Varela M. Evidence of the gluten-free and casein-free diet in autism spectrum disorders: a systematic review. (англ.) // Journal of child neurology. — 2014. — Vol. 29, no. 12. — P. 1718—1727. — DOI:10.1177/0883073814531330. — PMID 24789114.
- ↑ Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
- ↑ Eikeseth S. Outcome of comprehensive psycho-educational interventions for young children with autism (англ.) // Research in Developmental Disabilities (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 30, no. 1. — P. 158—178. — DOI:10.1016/j.ridd.2008.02.003. — PMID 18385012.
- ↑ Van Bourgondien M.E., Reichle N.C., Schopler E. Effects of a model treatment approach on adults with autism (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — 2003. — Vol. 33, no. 2. — P. 131—140. — DOI:10.1023/A:1022931224934. — PMID 12757352.
- ↑ Leskovec T.J., Rowles B.M., Findling R.L. Pharmacological treatment options for autism spectrum disorders in children and adolescents (англ.) // Harvard Review of Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 16, no. 2. — P. 97—112. — DOI:10.1080/10673220802075852. — PMID 18415882.
- ↑ Oswald D.P., Sonenklar N.A. Medication use among children with autism spectrum disorders (англ.) // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 17, no. 3. — P. 348—355. — DOI:10.1089/cap.2006.17303. — PMID 17630868.
- ↑ Posey D.J., Stigler K.A., Erickson C.A., McDougle C.J. Antipsychotics in the treatment of autism (англ.) // Journal of Clinical Investigation (англ.)русск.. — 2008. — Vol. 118, no. 1. — P. 6—14. — DOI:10.1172/JCI32483. — PMID 18172517.
- ↑ Lack of research on drug treatments:
- ↑ Buitelaar J.K. Why have drug treatments been so disappointing? (неопр.) // Novartis Found Symp. — 2003. — Т. 251. — С. 235—244. — DOI:10.1002/0470869380.ch24. — PMID 14521196.
- ↑ Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: [Пер. с англ.] / Под ред. С. Д. Энна и Дж. Т. Койла. — Москва: ООО: «Медицинское информационное агентство», 2007. — 800 с.: ил. с. — 4000 экз. — ISBN 5-89481-501-0.
- ↑ Lack of support for interventions:
- ↑ 1 2 Aman M.G. Treatment planning for patients with autism spectrum disorders (англ.) // The Journal of Clinical Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 66, no. Suppl 10. — P. 38—45. — PMID 16401149.
- ↑ Stahmer A.C., Collings N.M., Palinkas L.A. Early intervention practices for children with autism: descriptions from community providers (англ.) // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 20, no. 2. — P. 66—79. — DOI:10.1177/10883576050200020301. — PMID 16467905.
- ↑ Angley M., Semple S., Hewton C., Paterson F., McKinnon R. Children and autism—part 2—management with complementary medicines and dietary interventions (англ.) // Australian Family Physician (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 36, no. 10. — P. 827—830. — PMID 17925903.
- ↑ Hediger M.L., England L.J., Molloy C.A., Yu K.F., Manning-Courtney P., Mills J.L. Reduced bone cortical thickness in boys with autism or autism spectrum disorder (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 38, no. 5. — P. 848—856. — DOI:10.1007/s10803-007-0453-6. — PMID 17879151.
- ↑ Brown M.J., Willis T., Omalu B., Leiker R. Deaths resulting from hypocalcemia after administration of edetate disodium: 2003–2005 (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 2006. — Vol. 118, no. 2. — P. e534—6. — DOI:10.1542/peds.2006-0858. — PMID 16882789.
- ↑ Athanasios Evangeliou, Ioannis Vlachonikolis, Helen Mihailidou, Martha Spilioti, Astrinia Skarpalezou. Application of a ketogenic diet in children with autistic behavior: pilot study // Journal of Child Neurology. — 2003-2. — Т. 18, вып. 2. — С. 113—118. — ISSN 0883-0738. — DOI:10.1177/08830738030180020501.
- ↑ A modified ketogenic gluten-free diet with MCT improves behavior in children with autism spectrum disorder (англ.) // Physiology & Behavior (англ.)русск.. — Elsevier, 2018-05-01. — Vol. 188. — P. 205—211. — ISSN 0031-9384. — DOI:10.1016/j.physbeh.2018.02.006.
- ↑ Omnia El-Rashidy, Farida El-Baz, Yasmin El-Gendy, Randa Khalaf, Dina Reda. Ketogenic diet versus gluten free casein free diet in autistic children: a case-control study (англ.) // Metabolic Brain Disease. — 2017-12-01. — Vol. 32, iss. 6. — P. 1935—1941. — ISSN 1573-7365 0885-7490, 1573-7365. — DOI:10.1007/s11011-017-0088-z.
- ↑ Iwona Żarnowska, Beata Chrapko, Grażyna Gwizda, Anna Nocuń, Krystyna Mitosek-Szewczyk. Therapeutic use of carbohydrate-restricted diets in an autistic child; a case report of clinical and 18FDG PET findings (англ.) // Metabolic Brain Disease. — 2018-04-11. — P. 1—6. — ISSN 1573-7365 0885-7490, 1573-7365. — DOI:10.1007/s11011-018-0219-1.
- ↑ Ganz M.L. The lifetime distribution of the incremental societal costs of autism (англ.) // JAMA : journal. — 2007. — Vol. 161, no. 4. — P. 343—349. — DOI:10.1001/archpedi.161.4.343. — PMID 17404130.
- ↑ Sharpe D.L., Baker D.L. Financial issues associated with having a child with autism (англ.) // J Fam Econ Iss : journal. — 2007. — Vol. 28, no. 2. — P. 247—264. — DOI:10.1007/s10834-007-9059-6.
- ↑ Montes G., Halterman J.S. Association of childhood autism spectrum disorders and loss of family income (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 2008. — Vol. 121, no. 4. — P. e821—6. — DOI:10.1542/peds.2007-1594. — PMID 18381511.
- ↑ Montes G., Halterman JS Z. Child care problems and employment among families with preschool-aged children with autism in the United States (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 2008. — Vol. 122, no. 1. — P. e202—8. — DOI:10.1542/peds.2007-3037. — PMID 18595965.
- Башина В. М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999. — 236 с.
- Маринчева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных заболеваниях. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.
- Симашкова Н. В., Якупова Л. П. Атипичный аутизм у детей с синдромом Дауна (рус.) // Психиатрия : журнал. — М., 2004. — № 01 [07]. — С. 7—15. — ISSN 1683-8319.
- Башина В. М., Симашкова Н. В., Красноперова М. Г. Атипичный аутизм в свете МКБ-10 // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2005. — № 5.
Признаки аутизма: болезнь или особенности развития
В раннем возрасте довольно трудно определить, правильно ли развивается ребёнок: почему в свои полтора года он ещё не говорит, почему не отзывается на собственное имя и не играет со сверстниками, почему так яростно капризничает и не хочет самостоятельно есть? Считать ли эти тревожные сигналы признаками аутизма?
Можно ли утверждать, что аутизм сопровождается задержкой в развитии? Безусловно. Но можно ли сказать, что аутисты — психически неполноценные дети, которые останутся такими на всю жизнь? Разумеется, нет. Задержка в развитии — всего лишь один из симптомов аутизма, далеко не самый характерный и опасный для ребёнка.
У аутизма существует масса проявлений, но все они, так или иначе, являются второстепенными и в равной степени могут сообщать о других неврологических и личностных расстройствах у ребёнка. Первый и единственный убедительный признак детского аутизма — это нарушение или отсутствие у ребёнка контакта с окружающими. Остальные нарушения когнитивных функций, которые приписывают аутизму, как то задержка в развитии речи или мелкой моторики, чувствительность к порой непредсказуемым факторам наподобие текстуры пищи, могут сопровождать развитие аутизма, но далеко не всегда указывать на него однозначно.
Каким же образом родители могут понять, что нарушение контакта с окружающими свидетельствует не об аутизме, если их ребёнок ещё не произнёс ни слова в то время, как его ровесники уже обмениваются незамысловатыми репликами, и всё ещё с трудом передвигается без посторонней помощи? Что тогда считать отсутствием контакта?
Во-первых, следует заметить, что контакт не всегда устанавливается и выражается вербально, то есть посредством звуков и слов. Ребёнок может использовать и другие способы, чтобы общаться с окружающими: например, смеяться, когда с ним играют, смотреть в глаза, когда к нему кто-то обращается, реагировать на внешние раздражители (оборачиваться на звуки, бояться или, наоборот, интересоваться животными, откликаться на своё имя и т.п.) и жестами указывать родителям на то, что ему требуется в данный момент.
Если ребёнок идёт как минимум на эмоциональный контакт, это означает, что подозрения в аутизме беспочвенны. А то, что при этом он ничего не говорит вслух, может свидетельствовать о задержке речевого развития, которая в свою очередь может протекать в рамках нормы и не являться признаком аутизма.
А во-вторых, для того, чтобы иметь возможность говорить о каком-либо диагнозе в принципе, симптомы должны проявиться в различных обстоятельствах — например, в детском саду и дома. Если среди сверстников ребёнок оказался нелюдимым и молчаливым, а дома ведёт себя абсолютно естественно, это говорит о его специфической личностной реакции на определённые обстоятельства, о чувствительности и тревожности, которые тоже могут быть болезненными, но никак не об аутизме. То есть диагностировать аутизм на основании только одной ситуации и косвенных признаков невозможно: это было бы голословным утверждением.
Нарушения мелкой моторики при аутизме
Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые, скажем, ни за что в жизни не смогут точно и уверенно ударить по мячу, играя в футбол. Вы же не считаете их аутистами на этом основании! А меж тем это свидетельствует о нарушениях грубой моторики, свойственных аутизму. Так и у ребёнка: задержка речевого развития, проблемы в формировании мелкой моторики (ему трудно подниматься и спускаться по лестнице, он не умеет подпрыгивать или делает это неуклюже, не может удержать в руках предметы) могут сопровождать развитие аутизма в той же мере, в какой являются самостоятельными нарушениями развития или проявлением одного из множества других неврологических заболеваний. Для диагностики аутизма их обязательно нужно рассматривать в связке с его основным признаком — отсутствием контакта с окружающими.
Обострённая чувствительность при аутизме
Другим характерным проявлением аутизма является обострённая тактильная и аудиальная чувствительность ребёнка, которая иногда принимает самые причудливые формы. К примеру, ребёнку-аутисту могут не нравиться облегающие вещи — он будет носить только просторную одежду. Или ему претят комбинезоны — он готов надевать только раздельные вещи. Аутисту могут быть неприятны определённые ткани или детали одежды (скажем, ярлычок). Если у ребёнка бурная и неадекватная реакция на подобные мелочи, её можно рассматривать как проявление аутизма.
Тактильные ощущения распространяются не только на одежду и ткани, но и, что самое сложное для родителей, на еду и игрушки. Мелкие кусочки гречи, мясные волокна или густая кашеобразная масса тоже могут быть непереносимы аутистами. Вопреки распространённому мнению подобная реакция никак не связана с расстройством пищеварения — дело именно в физической текстуре пищи: будь то жидкий йогурт или сосиска в тесте, ребёнок-аутист безошибочно определит и отвергнет любую попытку предложить ненавистный ему продукт в замаскированном или переработанном виде. Такие предпочтения у аутистов всегда индивидуальны и, как правило, обусловлены генетическими факторами.
Обострённая чувствительность распространяется и на определённые звуки: механический шум (автомобиля, принтера, газонокосилки) или крик могут спровоцировать агрессию у аутиста. Он будет затыкать уши, плакать и кричать в ответ. Хорошая новость в данном случае заключается, пожалуй, только в том, что по реакции ребёнка легко определить и впредь избегать раздражителя, который её спровоцировал. В процессе лечения аутизма можно научить ребёнка не бояться, а с течением времени и вовсе не замечать этих звуков.
Особенности восприятия у детей-аутистов
Окружающий мир, включая близких им людей, дети-аутисты зачастую воспринимают фрагментарно. Например, на картине, где изображен человеческий профиль, такой ребёнок увидит только нос, глаз, ухо или брови. В редких случаях аутисты могут воспринимать группы деталей, но никогда не способны сформировать в сознании полную картину, которая складывается из них. Такое восприятие характерно для той группы аутистов, которую называют «савантами». Это дети, феноменально одарённые в музыке, математике, изучении языков или запоминании огромных массивов информации. Именно им присуща способность вычленять мелкие детали из общей картины, которая впоследствии приводит порой к гениальным открытиям и уникальным способностям.
Однако подобный тип восприятия может сыграть с аутистом злую шутку: ребёнок может бежать на дорогу, не замечая машин, или видеть машины, но не связывать их с потенциальной опасностью. Это критическое расстройство присуще только аутистам, поскольку все живые существа рождаются с определённым набором рефлексов, среди которых обязательно присутствует инстинкт самосохранения. Пониженное чувство опасности в силу свойственного раннему возрасту любопытству может наблюдаться и у обычных детей, не страдающих аутизмом. Но, как правило, оно быстро восстанавливается при первом же столкновении с реальностью: обжёгшись, к примеру, кружкой с горячим чаем, в следующий раз ребёнок проявляет осторожность.
Как ребёнок-аутист общается с окружающими?
Говоря о нарушении контакта с внешним миром, мы не имеем ввиду, что ребёнок-аутист полностью изолирован от своего окружения в плане восприятия. Аутист, безусловно, налаживает связь с внешним миром (и в этом заключается «лазейка», благодаря которой мы можем помочь ему преодолеть задержку в развитии и наладить обратную связь с окружающими), но делает это доступными ему средствами.
Например, он может играть в игрушки, но без сюжетного развития игры, без её символического построения — скажем, будет монотонно водить машинкой вправо-влево. Ребёнок-аутист будет находиться с детьми в песочнице, но не станет вступать в прямые контакты, не продолжит их игру, поскольку не в состоянии эмоционально «включиться» в чужой символический порядок. Аутисты не могут эмоционально «приблизиться» к другому человеку, образно примерить на себя его радость или физическую боль. Ребёнок-аутист слышит и видит, но не понимает значения эмоций.
В очень своеобразной форме эмоциональный контакт устанавливается ребёнком-аутистом с теми людьми, к которым он привык с раннего возраста. Но основан он не на привязанности, а на бытовой привычке, узнаваемости. Аутист будет обращаться к тому, кто хорошо ему знаком, поскольку знает, что он выполняет определённые функции в его жизни (даёт воды, моет, чистит зубы и т.п.). Такой человек положительно влияет и на уровень тревоги, традиционно высокий у детей-аутистов. Именно по этой причине многие родители детей-аутистов ревнуют их к няне, хотя ничего удивительного в этом нет: аутист воспринимает как близкого того человека, который удовлетворяет его повседневные потребности.
По этой причине обострённая чувствительность аутиста не снижается в отношении родных и близких: ни мама, ни няня не смогут уговорить ребёнка-аутиста надеть неподходящую ему одежду или съесть неприятную для него пищу на основании своего авторитета или близости. Зачастую ребёнок-аутист сопротивляется даже любящим объятиям, что также может быть связано с чувствительностью к запахам или нарушением специфического личного пространства, которое ребёнок ощущает вокруг себя.
Все эти признаки аутизма проявляются в достаточно раннем возрасте, однако можно выделить 3 типа развития детского аутизма.
Типы развития аутизма у детей
Критерием, по которому развитие аутизма можно условно разделить на 3 разных типа, является время, в которое впервые проявляются его характерные признаки. Иногда аутизм можно заподозрить уже в первый год жизни ребёнка, когда он только учится налаживать контакты с самыми близкими ему людьми. В этом случае окончательный диагноз можно поставить в течение 1,5-2 лет с момента рождения.
Но чаще бывает так, что до определённого возраста (2,5-3 лет) развитие идёт нормально, а затем резко останавливается. Эту внезапность родители склонны объяснять внешними причинами, предшествовавшими торможению: реакцией на прививку, стрессовой ситуацией и т.п. На самом деле развитие аутизма было попросту генетически «запрограммировано» таким образом.
С этим связан и третий, более поздний и менее распространённый тип детского аутизма, когда уже в сознательном возрасте, приблизительно к 5 годам, происходит регрессия к предшествующим этапам развития. То есть ребёнок научился разговаривать, но в какой-то момент перестал, общался со сверстниками и налаживал дружеские связи — и вдруг, безо всяких очевидных причин, замкнулся в себе. Ребёнок с этим типом развития аутизма утачивает нормальные функции в ошеломляюще короткие сроки, и это, безусловно, дезориентирует родителей.
Методика лечения детского аутизма
Как бы ни развивался аутизм в раннем возрасте, эффективная методика его лечения основана на двух предпосылках. Отставание в развитии при аутизме обусловлено генетически, и ребёнок, будучи не в состоянии наладить эмоциональный контакт с окружающими, руководствуется простейшими реакциями для удовлетворения своих потребностей.
Например, фрагментарное мышление подсказывает ему, что для того, чтобы поесть, ему нужно «объединить» два знакомых предмета — руку мамы и дверцу холодильника, как он неоднократно наблюдал ранее.
Отталкиваясь от этих двух предпосылок, эффективное лечение аутизма ставит своей целью смоделировать такие условия, в которых мозг ребёнка-аутиста начнёт развиваться, а патологические реакции перестанут получать подкрепление, стимулируя таким образом развитие когнитивных функций. Ведь если близкие идут на поводу у симптомов аутизма, сознанию ребёнка попросту незачем развиваться.
Незачем, к примеру, развивать речь, когда мама по одному мычанию определяет, что хочет ребёнок. Для ясности следует отметить, что в этом заключается патология развития, а не коварное сознание ребёнка-аутиста.
Перспективы лечения аутизма
Современные методики работы с аутистами позволяют развить функции ребёнка до вполне нормального состояния. Но, увы, невозможно преодолеть ту внутреннюю пропасть, что пролегает в сознании аутиста между ним и окружающими.
Будучи способным к коммуникации и самореализации аутист никогда не сможет чувствовать окружающих так, как это свойственно обычному человеку.
Аутизм — причины, признаки, симптомы, лечение
Аутизм. Общая характеристика.
Аутизм представляет собой нарушение психического развития, для которого характерны такие признаки, как: расстройство моторики и речи, стереотипность поведения и деятельности – все это приводит к дефициту социального взаимодействия. Это нейробиологическое расстройство, обусловленное нарушение межполушарных связей, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, однако признаки аутизма проявляются еще в детском возрасте.
На сегодняшний день аутизм у детей не является редкостью – один ребенок их 150 страдает данными психическими нарушениями. Согласно статистике, аутистические расстройства наблюдаются во всех социальных, этнических и расовых группах, однако в большей степени данному заболеванию подвержены мальчики, нежели девочки. Чаще всего данное расстройство диагностируется у детей до 3 лет. В некоторых случаях распознать аутизм, причины которого до сих пор до конца не изучены, можно и у полугодовалых детей.
На сегодняшний день ученые еще не могут с абсолютной уверенностью говорить о причинах аутизма, поскольку природа данного заболевания достаточно сложная и неясная. Установлено, что аутистические расстройства связаны с генами, однако что именно – взаимодействие большого количества генов или влияние редких мутаций – становится толчком для развития аутизма, неизвестно.
Поскольку данная патология во многих случаях сопровождается повреждением височных долей, мозжечка, ствола головного мозга, можно говорить о том, что причины аутизма не ограничиваются лишь генетической предрасположенностью. Толчок к развитию заболевания могут дать и хромосомные аномалии, врожденные обменные нарушения, органические поражения центральной нервной системы.
Симптомы аутизма
Наиболее выражено признаки аутизма проявляются в детском возрасте, однако смягченная их форма наблюдается и у взрослых.
Для диагностирования аутизма у детей требуется наличие так называемой триады:
- недостаточные социальные взаимодействия;
- нарушения во взаимной коммуникации;
- ограниченные интересы, повторяющееся поведение, наличие ритуальных действий.
Составляющие данной триады по отдельности можно встретить и у здоровых людей, однако только совокупное их проявление позволяет говорить об аутистических расстройствах.
Распространенным симптомом аутизма является избирательность в еде, однако для диагностики заболевания он несущественен.
Аутизм у детей можно определить по следующим признакам:
- Плохо развитая речь. Ребенок, как правило, понимает однозначные простые слова, призывающие его к действию – «ешь», «садись», закрой дверь». Воспроизведение речи представляет собой повторение слов или их частей, услышанных по телевизору или от окружающих. Недостаток абстрактного мышления приводит к тому, что отсутствует понимание смысла таких местоимений, как «мой», «твой», «ее» и т.д. Проблемы с речью, как один из признаков аутизма, становятся наиболее явными у детей второго года жизни.
- Поведение, характерное для людей с физиологическими нарушениями. Ребенок ведет себя таким образом, что создается впечатление, что он глухой или слепой – не реагирует на обращенную к нему речь, не контактирует взглядом с родителями.
- Отсутствие у родителей и ребенка тесных отношений эмоционального характера. Данный признак аутизма проявляется обычно еще в младенческом возрасте, когда малыш не пытается прижаться к матери, сопротивляется физическому контакту.
- Отсутствие интереса к игрушкам. У ребенка отсутствует способность играть с игрушками, если он и проявляет к ним интерес, то он носит весьма необычный характер: крутит колеса перевернутой машинки, сосет куклу, скручивает кусок веревки.
- Неумение общаться и играть со сверстниками. Бытует мнение, что дети с аутизмом предпочитают одиночество играм с другими детьми, однако это не всегда правда. В большинстве случаев отсутствие общения со сверстниками обусловлено именно неумением, а не нежеланием ребенка контактировать и играть.
- Приступы ярости и агрессии. Аутизм у детей очень часто сопровождается вспышками гнева, которые могут быть направлены как на себя, так и на окружающих. Даже на малейший запрет или препятствие ребенок может агрессивно отреагировать: биться, царапаться, кусаться.
- Повторяющиеся стереотипные действия. Своеобразное ритуальное поведение ребенка является одним из симптомов аутизма: раскачивается всем телом из стороны в сторону, вращает предметы, хлопает в ладоши, пристально смотрит на свет или вращающиеся объекты, крутится на одном месте, приседает или подпрыгивает на одном месте на протяжении длительного времени.
Симптомы аутизма, которые можно заметить уже в первый год жизни ребенка:
- необычная жестикуляция;
- поздний лепет;
- слабая реакция на общение;
- неслаженность в обмене звуками с взрослыми.
Во многих случаях аутизм сопровождается рядом физиологических проблем, которые проявляются в виде:
- невозможности очищения организма от тяжелых металлов;
- синдрома повышенной кишечной проницаемости;
- неполного переваривания глютеина и казеина;
- неврологических изменений;
- дефицита хрома, селена, цинка, магния, витаминов А, С, Е, В6, В12, фолиевой и никотиновой кислот.
Лечение аутизма
Наиболее часто для лечения аутизма прибегают к поведенческой терапии, основанной на вознаграждении правильного поведения. В случае применения данной терапии на раннем этапе заболевания удается научить детей обслуживать себя и общаться с другими людьми. Лечение аутизма может включать физическую и речевую терапию, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Такие признаки аутизма, как обсессивно-компульсивное расстройство или депрессия, как правило, предполагают применение лекарственных препаратов.
Семейная терапия в лечении аутизма имеет огромное значение, поскольку родители и родственники могут оказать ребенку огромную помощь в процессе его адаптации к внешнему миру. Родителям, ухаживающим за ребенком с аутизмом, следует тщательно планировать перерывы в течение дня, это позволит сэкономить физические и моральные силы, необходимые для заботы о таком малыше. Когда ребенок подрастет, рекомендуется обращаться за помощью к окружающим, поскольку в одиночку справиться с данной проблемой достаточно сложно. Также очень важно общение и взаимная помощь между семьями, в которых подрастают такие же особенные дети.
Эффективное лечение аутизма основано на квалифицированной помощи врачей и максимально адаптированном поведении родителей к потребностям ребенка.
Видео с YouTube по теме статьи: