причины, симптомы, признаки, формы, диагностика, лечение у детей и взрослых
Первые проявления аутизма у детей
Классификация
Что провоцирует аутизм
Симптомы
Диагностика
Лечение
Прогноз
Аутизм – неизлечимое расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Как правило, точный диагноз ставится уже в возрасте до 3 лет, что позволяет родителям начать правильную адаптационную терапию.
Основное проявление заболевания – нарушение восприятия внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на них и при этом вовсе не замечать что-то другое. Основные проблемы начинают возникать при попытках других людей наладить коммуникативные связи. Также аутизм у детей не позволяет им быстро адаптироваться к окружающим условиям, мешает обучаться вместе со сверстниками и делает нормальную жизнь просто невозможной.
Первые проявления аутизма у детей раннего возраста
Заподозрить неладное родители могут с раннего возраста.
К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.
В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.
Классификация аутизма
Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.
Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.
Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.
Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.
Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.
К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно. Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок.
Что провоцирует заболевание
Сегодня синдром аутизма считается полиэтиологическим заболеванием, а значит, на его развитие могут повлиять несколько факторов. Но в первую очередь это:
- Генетика.
Оказалось, что огромное значение в развитии заболевания играет генетика. Было выявлено немало генов, которые вызывают данное расстройство, но только их определенное сочетание между собой, а также неблагоприятная экологическая обстановка вызывают болезнь у появившегося на свет ребенка.
- Изменения и функциональные нарушения головного мозга. При помощи МРТ удалось выяснить, что у детей и взрослых с аутизмом присутствуют некоторые изменения в строении центральной нервной системы, которые формируются еще в период внутриутробного развития плода.
- Биохимические изменения и нарушения обмена веществ в ЦНС.
На развитие аутизма никак не влияют прививки, что было доказано проведенными опытами и исследованиями. Поэтому этот фактор следует полностью исключить из списка причин, он относится к категории мифов.
Симптомы аутизма
Заболевание можно разделить на три варианта течения: легкое, среднее и тяжелое. Причем признаки аутизма отмечаются уже в детском возрасте, и врачу не составит труда поставить маленькому пациенту точный диагноз.
Основное проявление болезни легкой степени – это трудности в общении. Такие люди вполне могут разговаривать, но диалог им поддерживать трудно, и они предпочитают больше отмалчиваться. Также им трудно найти новых друзей, поэтому ребенок с легкой степенью заболевания не вступает в контакт с другими детьми или делает это крайне неохотно.
К другим проявлениям болезни можно отнести:
- снижение интереса к взаимодействию с людьми или действиям с ними;
- явные признаки сложности в общении и нелюдимость;
- проблемы с адаптацией к новым условиям, когда привычный ритм жизни по каким-то причинам начинает меняться;
- тщательное планирование и организация своего пространства, особенно в вопросах быта.
Часто такой аутизм называют еще социализированным, и если родители начнут своевременную коррекцию поведения и проведут тщательную реабилитацию, то никаких больших проблем у ребенка, когда он вырастет, не возникнет.
У детей со второй степенью тяжести заболевания симптомы выражены более ярко. У них полностью отсутствуют навыки вербального или невербального общения, возникают проблемы в поведении, появляется необычный ответ на попытки начать диалог, очень трудный период адаптации к новым условиям. Интересует таких детей часто что-то одно, а в речи они используют только односложные слова и не могут составить предложения.
Самая тяжелая стадия болезни – третья. При этом наблюдаются умственная отсталость, сильное тревожное расстройство, могут начаться приступы эпилепсии, которые плохо поддаются купированию.
Диагностика заболевания
К сожалению, поставить точный диагноз аутизма в самом раннем возрасте или еще в период внутриутробного развития ребенка невозможно. Поэтому в большинстве случаев это происходит не ранее, чем к 3-4 годам.
Диагноз аутизма ставит психиатр. Причем делается это не только со слов родителей, но и с помощью специального тестирования.
Обязательно проводятся консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, анализы крови и мочи.
Лечение аутизма
К сожалению, сегодня нет возможности избавиться от заболевания. Однако разработанные современные методики и техники позволяют провести хорошую реабилитацию аутизма и адаптировать ребенка с раннего возраста в обществе.
Особое внимание уделяется речи, поэтому занятия с логопедом выступают на первый план. Среди других способов следует отметить ABA-терапию, систему альтернативной коммуникации, которая строится на использовании карточек, структурированное обучение. Также для каждого малыша после постановки диагноза подбирается свой эмоционально-уровневый подход и планируется индивидуальный календарь занятий.
Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится в исключительных случаях и только под строгим контролем специалиста.
Прогноз и профилактика
Прогноз полностью зависит от типа болезни и его тяжести. При полном отсутствии лечения или поздней диагностике формируется глубокая инвалидность, при которой человек не может самостоятельно обслуживать себя.
При правильном лечении и ежедневной реабилитации у человека и во взрослом возрасте могут остаться симптомы заболевания. Самый благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. При правильном подходе к лечению такие дети могут учиться в обычной школе, в дальнейшем получить высшее образование и создавать свои семьи.
Профилактики аутизма не существует, так как до сих пор неизвестна точная причина болезни.
Автор статьи:
Новиков Владимир Сергеевич
психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
отзывы оставить отзыв
Клиника
м. Фрунзенская
Отзывы
Услуги
- Название
- Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4000
- Прием, консультация врача-психотерапевта повторный (до 1 часа)3000
Статьи о здоровье
Все статьиАллергологГастроэнтерологГематологГинекологДерматологИммунологИнфекционистКардиологКосметологЛОР врач (отоларинголог)МаммологМассажНеврологНефрологОзонотерапияОнкологОфтальмологПроктологПсихотерапевтПульмонологРевматологТерапевтТравматологТрихологУЗИ (ультразвуковое исследование)УрологФизиотерапевтФлебологФункциональная диагностика и ЭКГХирургЭндокринологДругие специалисты
Специализация врачаАллергологАндрологАнестезиологВызов врача на домГастроэнтерологГематологГинекологГрудное вскармливаниеДерматологДиетологИммунологИнфекционистКабинет головной болиКардиологКосметологЛОР врач (отоларинголог)МаммологМануальный терапевтНаркологНеврологНефрологОнкологОперационный блокОстеопатОтделение педиатрии м. ПолянкаОфтальмологОфтальмохирургПедиатрПланирование беременностиПодологПроктологПсихотерапевтПульмонологРевматологРепродуктологРефлексотерапевтСомнологСтоматологТелемедицина в «Поликлинике.ру»ТерапевтТравматолог-ортопедТрихологУрологФизиотерапевтФлебологХирургЭндокринологЭстетическая гинекологияКлиникам. Смоленскаям. Таганскаям. Улица 1905 годам. Красные Воротам. АвтозаводскаяАптекам. Полянкам. Сухаревскаям. ул. Академика Янгелям. Фрунзенскаяг. Зеленоград
Баско Марина Владиславовна
психотерапевт
отзывы Записаться на прием
Клиника
м. Сухаревская
Сорокин Максим Владимирович
психотерапевт
отзывы Записаться на прием
Клиника
м. Фрунзенская
Аутизм – это болезнь или проявление неврологического разнообразия?
В последнее время многих интересует проблема аутизма, о которой мы подробно писали в одной из наших публикаций. Данной теме была посвящена ежегодная международная научная конференция, состоявшаяся 2-4 мая в канадском городе Монреале. На конференцию съехалось более 2000 представителей мировой научной элиты, которые обсуждали возможные причины аутизма, вопросы его ранней диагностики, лечения и реабилитации. Участником этого научного форума был профессор медицины Алмаз Шарман, председатель Попечительского совета Фонда Булата Утемуратова. Фонд в течение пяти лет в рамках проекта Асыл Мирас активно занимается внедрением в Казахстане современных методов борьбы с аутизмом. Мы обратились к профессору с вопросами об итогах конференции.
– Нынешняя международная научная конференция по аутизму – 18-я по счету. Вы ежегодно участвуете в таких форумах. Что нового вы узнали на этот раз?
– Учёными обнаружено 102 гена, которые в той или иной степени ассоциированы с аутизмом. Однако на сегодня невозможно сказать, чтобы какой-либо из них в полной мере кодировал бы белки, вызывающие аутизм. Секрет вероятнее всего – в комбинации генов.
Определённый интерес вызвали научные подходы, позволяющие анализировать генетические мутации, потенциально ведущие к аутизму. Это делает возможным динамически, в реальном времени изучать причинно-следственные связи вместо того, чтобы лишь регистрировать отдельные генетические изменения. Это можно сравнить с видеохроникой генетических событий в сравнении с отдельными кадрами фотосъёмок.
На анатомическом уровне в головном мозге у аутистов чаще обнаруживается увеличение мозжечковой миндалины (amygdala), уменьшение задней части мозолистого тела (corpus callosum), а также накопление нервных клеток в лобной части. Структурные изменения в зоне речевого развития, а также повышение электрофизиологической активности в определённых участках головного мозга, скорее всего лежат в основе нарушенных речевых функций и эпизодов эпилептических приступов, нередко наблюдаемых у аутистов.
Благодаря сотрудничеству учёных из различных сфер было установлено четыре аутистических состояния, характеризующихся своеобразным сочетанием генетических маркеров с анатомическими особенностями. Это стало возможным благодаря использованию экспериментальных моделей и комбинации генетического анализа с диагностическим исследованием головного мозга, называемым функциональной магнитно-резонансной томографией. Скорее всего в ближайшие годы мы узнаем о ещё большем разнообразии форм аутизма.
– Какое это может иметь практическое значение?
– Также как рак – это не одна болезнь, а сотни заболеваний, различающихся между собой генетическими проявлениями, аутизм – это широкий спектр различных состояний с генетическими особенностями, проявляющимися характерными изменениями в головном мозге. Подобно тому как сейчас рак принято лечить персонализировано – на основе выявленной мишени (таргетная терапия), – установление разнообразных видов расстройств аутистического спектра также позволит более индивидуально подходить к вопросам лечения и предупреждения. Например, персонализированный подбор лекарств против некоторых психоневрологических заболеваний уже сегодня становится возможным с помощью анализа крови на специальные молекулярные мишени.
При этом заслуживает внимания альтернативная точка зрения, согласно которой некоторые формы аутизма вовсе не стоит рассматривать в качестве заболеваний или расстройств. Они скорее являются индивидуальными особенностями развития. По аналогии с существующим в природе биологическим разнообразием аутистические особенности могут рассматриваться в качестве проявлений так называемого неврологического разнообразия или, как говорят, «нейроразнообразия». Сторонники данной точки зрения призывают не заниматься лечением и реабилитацией аутистов, тем более не называть их недееспособными или инвалидами. Вместо этого они считают, что следует создавать для них благоприятную социальную среду.
– Хотелось бы узнать подробнее об этом: в чём здесь противоречия и какое это имеет значение для аутистических детей, их родителей и общества в целом?
– Термин «нейроразнообразие» в 1998 году впервые озвучила австралийский социолог Джуди Сингер. Будучи сама аутистом с сохранёнными речевыми и познавательными функциями, Джуди Сингер считает, что она просто обладает особенностями мозговой деятельности, которые не следует считать недостатком или расстройством. Это скорее её индивидуальное отличие от большинства других людей, которых она называет «нейротипичными».
Для Джуди Сингер, как и для других аутистов, нелегко приспособиться к стандартному социальному окружению, что вызывает поведенческие реакции, которые многими воспринимаются как проявления психических нарушений и даже агрессии или недостойного поведения.
Вместе с тем, сформировав подходящую для аутистов социальную среду, можно создать почву для реализации удивительных талантов и уникальных способностей отдельных аутистических личностей.
Сторонники нейроразнообразия объясняют свою позицию следующей сравнительной аллегорией: «в обычном обществе мы словно пресноводная рыба в солёной воде, в которой нам приходится бороться чтобы выживать. Поместив нас в пресную воду, можно создать условия более адекватные для нашей жизнедеятельности».
Некоторых аутистов действительно можно и следует воспринимать таковыми, как они есть. Ведь среди нас многие обладают разным словарным багажом и способностями воспринимать новые знания. Если выйти за рамки стандартного мышления и представить, что диапазон такого разнообразия гораздо шире, чем мы обычно себе представляем, то можно полагать, что некоторые аутисты вполне вписываются в пересмотренный «нормальный» диапазон.
Это заключение в какой-то степени подтверждается на генетическом уровне: до 50 процентов генетических особенностей у аутистов являются атрибутами индивидуальных различий.
– Вы говорите о разнообразии форм и проявлений аутизма. А что есть общего у аутистов, что их объединяет?
– Общими проявлениями аутизма являются: склонность к повторяющимся движениям и действиям, предпочтение одинаковости и единообразия, необычно узкие интересы, а также повышенная или, наоборот, пониженная чувствительность к внешним сигналам и раздражителям. Некоторые аутисты могут отличаться уникальными талантами, познавательными способностями, особым интересом к мелочам и запоминанию деталей, склонностью к обобщению и выявлению закономерностей. Указанные особенности не следует рассматривать в качестве ограниченных возможностей; они скорее являются признаками индивидуальных различий. То, как они проявляются зависит от речевых способностей и уровня интеллектуального развития (IQ). При определённых обстоятельствах некоторые способности аутистов могут оказаться высокопродуктивными и весьма востребованными.
Читайте также:
- «Всё ты можешь». Какие бывают формы аутизма и как живут люди с этим расстройством?
- 5 правил общения с людьми с расстройствами аутистического спектра
Вместе с тем, для многих аутистов бывает затруднительным общаться с окружающими и формировать социальные связи, а также приспосабливаться к непредсказуемым изменениям ситуации. Эти особенности следует отнести к категории ограниченных возможностей, которые могут потребовать социальной поддержки и адаптации.
– Каковы масштабы проблемы, и что можно предпринять для создания такой социальной среды, которая помогла бы аутистам стать востребованными для общества?
– В мире насчитывается порядка 70 миллионов людей с расстройствами аутистического спектра, около 80 процентов из них не имеют постоянной работы. И это, несмотря на то что многие из них могли бы заинтересовать потенциальных работодателей и даже обладать уникальными навыками и талантами, востребованными в технологических сферах.
В целях выявления таких личностей в ряде зарубежных компаний разработаны специальные программы, такие как, например Microsoft Bootcamp, предусматривающая особый формат интервью, в котором аутистам предлагается, например, построить роботизированный набор Lego Mindstorm. Некоторые прошедшие такое интервью аутисты могут устраиваться на работу в качестве инженеров не только в Microsoft, но и в другие технологические компании. В крайнем случае им могут предлагаться простые занятия, такие как, например, распределение товаров на полках супермаркетов или собирание тележек на парковках.
Однако даже трудоустроившись, некоторые аутисты зачастую сталкиваются с серьёзными вызовами, например, испытывают затруднения с тем, как добраться на работу. А другие не переносят определённые запахи или флуоресцентное освещение. Это может потребовать от заинтересованных работодателей замены флуоресцентных ламп на светодиодные, а от сотрудников, пользующихся парфюмерией, отказаться от этого. Кроме того, важно помочь аутистам в выборе оптимального маршрута на работу.
Читайте также:
- Кто и как работает с детьми с аутизмом в Казахстане? Методики, подходы, диагностика
- Что делать, если у ребёнка диагностировали РАС? Рассказывает мама мальчика с синдромом Аспергера
Процесс адаптации аутистов на рабочем месте может потребовать от менеджеров чтобы для наставлений они применяли специальные, очень конкретные, иногда односложные выражения, а иногда прибегали к инструкциям в письменном виде. Аутистам важно давать очень конкретные недвусмысленные задания, а спустя 20-30 минут желательно перепроверять, насколько правильно эти задания были интерпретированы и восприняты.
Конечно, все это весьма хлопотно, однако единожды установившиеся правила затем легче выполнять вплоть до того, что они становятся рутинными в бизнес-процессах.
Мне рассказывали об одном случае, когда аутист, живший на иждивении у родителей, после такого трудоустройства смог перевезти их в новый дом и в последующем даже ухаживать за ними.
– А как быть с теми аутистами, которые неспособны влиться в социальную среду из-за серьёзных расстройств речевых функций и других нарушений?
– Приблизительно у 25 процентов лиц аутистического спектра наблюдаются серьёзные ограничения познавательных (когнитивных) функций и нарушения речевого развития (способность выражать не более 30 слов). К этому следует добавить, что у значительной части аутистов (от 20 до 80 процентов) выявляются сопутствующие психо-поведенческие нарушения, такие как депрессия, тревожное состояние, нарушения сна, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также обсессивно-компульсивное расстройство. В недавно опубликованном научном исследовании было показано, что почти у половины аутистов одновременно наблюдается по меньшей мере четыре из перечисленных выше нарушений, причём некоторые из них, особенно в подростковом периоде, могут сопровождаться агрессивным поведением и суицидальными настроениями. До 25 процентов аутистов страдают эпилептическими припадками и желудочно-кишечными болями.
Сочетание клинических проявлений подтверждается на генетическом уровне: от 5 до 15 процентов генетических изменений, выявляемых у аутистов, характерны не только для аутизма, но и являются атрибутами других заболеваний, проявляющихся неврологическими и поведенческими нарушениями. Понятно, что в таких случаях необходимо мобилизовать конкретные медицинские и психологические вмешательства с тем, чтобы облегчить страдания и минимизировать возможные последствия для окружающих.
Исключительно важным является выявление аутизма на ранних стадиях с тем, чтобы уменьшить бремя психоневрологических и поведенческих расстройств.
Особенностью нынешней международной конференции явилось обилие научных докладов по вопросам раннего выявления аутизма, а также медицинских вмешательств по поводу сопутствующих психических заболеваний и поведенческих нарушений.
– В чем смысл раннего выявления аутизма. Даёт ли диагностика на ранней стадии аутистам больше шансов стать полноценными членами общества?
– Современные технологии позволяют диагностировать аутизм уже на 12-м месяце после рождения. И все это, благодаря новым методам ранней диагностики, которые путём, например, слежения за движением зрачков малыша позволяют выявлять ранние признаки аутистических расстройств. А это колоссальный прогресс в сравнении с тем, что раньше аутизм выявляли не раньше двух-трёхлетнего возраста.
Дело в том, что, как считают учёные, нарушения, приводящие к аутизму, скорее всего развиваются на первом и втором триместрах беременности, то есть в начальные 6 месяцев внутриутробного периода.
В последующем мозг малыша начинает стремительно развиваться и закреплять накапливаемые нарушения. Однако при этом мозг все ещё обладает достаточной пластичностью, позволяя с помощью правильно выбранных вмешательств восстанавливать нарушенные синаптические связи нейронов – клеток головного мозга. Такая пластичность сохраняется приблизительно до двухлетнего возраста, а это именно то самое «окно возможностей», когда раннее вмешательство позволяет исправить ситуацию и перемоделировать работу головного мозга малыша в правильном направлении.
Кстати, это же касается церебрального паралича (ЦП), нарушений слуха и других проблем развития в раннем возрасте. Своевременные вмешательства, особенно выполняемые в игровом формате, способствуют улучшению речевых и других функций и даже повышению IQ на более чем 15 процентов. Вместе с тем, если ждать до трёх-четырёхлетнего возраста, когда нейронные связи в головном мозгу считаются уже сформированными, результат скорее всего окажется значительно хуже.
– Говоря об аутизме, мы услышали от вас несколько терминов. Так что же все-таки аутизм – расстройство, болезнь, недееспособность, разнообразие?
– Термин «расстройство» применяется, когда речь идёт о симптомах, вызывающих нарушения тех или иных функций, но причины этих симптомов не установлены. О болезнях говорят, когда известны их конкретные причины. Поскольку в случае аутизма причины остаются недостаточно ясными, более приемлемым на сегодня является термин «расстройство». Именно поэтому говорят о расстройствах аутистического спектра (РАС), подразумевая, что аутизм – это не одно, а множество различных расстройств с неустановленными причинами. По степени расстройств аутисты могут различаться в зависимости от уровня речевых способностей и интеллектуального развития: от значительного отставания речевых функций (использование менее 30 слов) до полной сохранности познавательных способности и даже повышенным IQ.
Термин «недееспособность» или ограниченные возможности, применяется, когда речь идёт о затруднениях или невозможности выполнять стандартные функции или действия. Результатом, как правило, являются страдания из-за нарушений жизнедеятельности и затруднений с адаптацией к конкретной обстановке. Вместе с тем, «разнообразие» предусматривает лишь индивидуальные различия, такие как, например, карие или голубые глаза. В данном контексте некоторые считают, что отдельные формы аутизма – это, как я уже говорил, лишь проявление нейроразнообразия, проявляющегося различиями в деятельности головного мозга.
– По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в мире один из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра. Какова распространённость аутизма среди детей в Казахстане и как им помогает Фонд Булата Утемуратова
– Согласно мнению известного французского профессора Фонбонна, который пару лет назад приезжал в Казахстан для участия в конференции, организованной нашим Фондом, число детей с диагнозом «аутизм» в республике может приближаться к 60 тысячам. Проект «Асыл Мирас» Фонда Булата Утемуратова направлен на внедрение в Казахстане современных, научно доказанных технологий и методик помощи детям с расстройствами аутистического спектра, которые были апробированы в лучших клиниках США и других стран.
За пять лет своего существования проект наладил контакты с ведущими мировыми специалистами, внедрил ряд инновационных методов ранних вмешательств при аутизме.
Очень обнадёживающие результаты показала система обучения речи JASPER, разработанная в лаборатории Casari университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Лишь за три месяца обучения данной методике, которая выполняется в игровом формате, более 80 процентов неговорящих детей начинают приобретать речевые функции. Американские педагоги, приезжавшие в Казахстан, чтобы обучить местных коллег пользованию данной методикой, до сих пор дистанционно консультируют наших специалистов.
Читайте также:
- Как правильно обучать детей с аутизмом
- Учимся говорить с JASPER: как помочь людям с аутизмом
Помимо этого, нами внедряется современная методика управления кризисными ситуациями Маркус Аутизм Центра (США). Она помогает педагогам и родителям в том, как себя вести в случаях агрессивного поведения аутистического подростка.
Указанные методики в первую очередь внедряются в шести аутизм центрах «Асыл Мирас»: в Нур-Султане, Алматы, Кызылорде, Усть-Каменогорске, Уральске и Актобе. В настоящее время ведётся работа по открытию ещё трёх аутизм центров в городах Шымкент, Павлодар и Петропавловск.
Начиная с 2015 года, наши центры посетило более 8 тыс. детей. В настоящее время около 7,2 тыс. детей записано на диагностику, поступили в программы 3,7 тыс. детей, 2,9 тыс. их окончили.
Нами ведётся работа с Министерством здравоохранения РК по вопросам внедрения методик раннего выявления аутизма на уровне организаций первичной медицинской помощи.
– Проводятся ли в Казахстане научные исследования в области аутизма, и планируете ли вы провести международную научную конференцию?
– Определённый научный потенциал в области аутизма наработан в Назарбаев университете, а также в ряде других научных организациях Казахстана. Нами ежегодно проводятся международные конференции под названием «Аутизм: Мир возможностей» с участием экспертов из США, Европы, России и других стран, а также местных специалистов, родителей, представителей общественных и государственных организаций.
В настоящее время нами ведутся переговоры о проведении в Казахстане региональной конференции Международного научного общества аутизма (INSAR). Ранее такие региональные конференции проводились в Шанхае (КНР) и Кейптауне (ЮАР). Осенью нынешнего года региональная конференция пройдёт в Южной Америке – г. Сантьяго (Чили). Надеемся, что Казахстан в ближайшее время примет эстафету, что позволит у нас развивать научный потенциал в области изучения аутизма.
Что такое расстройство аутистического спектра (РАС)? Симптомы у детей и взрослых
Что такое расстройство аутистического спектра (РАС)?
- Расстройство аутистического спектра (РАС) – это сложное нарушение развития , которое влияет на способность общаться и взаимодействовать в обществе.
- Характеризуется повторяющимся поведением или речью и ограниченными интересами.
- РАС проявляется в диапазоне тяжести от легких проблем до трудностей в повседневной жизни.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это сложное нейробиологическое расстройство, характеризующееся трудностями вербального общения и социальных отношений с другими, а также потребностью в повторяющихся действиях или речи. Некоторые общие ранние признаки, отмеченные родителями, включают задержку речи, ограниченные интересы, отсутствие реакции на обращение по имени и избегание зрительного контакта.
РАС имеет широкий спектр тяжести. Некоторые люди с РАС испытывают только легкие проблемы. Для других это состояние мешает повседневной жизни.
Приблизительно 1 из 68 детей в США страдает РАС, что примерно в 4,5 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Одно исследование показало, что дети с СДВГ в 20 раз чаще проявляют некоторые признаки РАС, чем их нейротипичные сверстники. Раннее выявление и лечение с использованием комбинации образовательных и поведенческих вмешательств, лекарств и альтернативных методов лечения имеет решающее значение для социального, академического и профессионального успеха людей с РАС.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о РАС и о том, как его лечить с помощью терапии и лекарств. Проконсультируйтесь с врачом, если вы заметили у себя или своего ребенка перечисленные ниже симптомы.
[Самопроверка: есть ли у меня расстройство аутистического спектра?]
Каковы три основные характеристики или симптомы аутизма?
Аутизм обычно характеризуется трудностями в общении и общении, а также повторяющимся поведением. Более тяжелые формы РАС часто диагностируются в первые два года жизни ребенка, но менее тяжелые формы могут быть диагностированы позже, когда становятся очевидными задержки развития. Симптомы проявляются в трех основных областях и могут меняться по мере роста детей:
- Социальные взаимодействия
- Вербальное и невербальное общение
- Повторяющееся или ритуальное поведение
Люди с аутизмом могут быть высокофункциональными и иметь только легкие проблемы, или у них могут быть более серьезные симптомы, такие как нарушение разговорной речи, которые мешают повседневной жизни. Никакие два человека с РАС не будут иметь одинаковые симптомы, проявляющиеся одинаково.
Дети с аутизмом не понимают социальный мир интуитивно, и их социальные навыки могут отставать от навыков других детей. Это часто становится очевидным во время игры и общения. У них ограниченные творческие навыки игры, они воспринимают вещи буквально и могут не использовать жесты для общения. По мере взросления они могут приобретать эти навыки, хотя их диагноз аутизма остается неизменным.
РАС обычно является пожизненным заболеванием, хотя небольшой процент детей перерастает этот диагноз. Терапия, даже начатая в позднем возрасте, может иметь значительные преимущества в решении таких проблем поведения, как:
- Трудности в интерпретации того, что другие думают или чувствуют
- Проблемы с интерпретацией выражения лица, языка тела или социальных сигналов
- Трудно регулировать эмоции
- Проблемы с поддержанием разговора
- Инфекция, не отражающая чувства
Взрослые могут демонстрировать повторяющееся поведение и иметь специфические, экстремальные интересы в определенных темах, таких как спортивные команды или наука. Эти интересы могут граничить с навязчивыми идеями.
[Самопроверка: относится ли мой ребенок к аутистическому спектру?]
Какие существуют 3 типа аутизма?
До недавнего времени Центры по контролю за заболеваниями признавали три основных типа РАС:
- Синдром Аспергера: Ранее использовался для описания детей со средними когнитивными способностями, которые боролись с социальными и коммуникативными нарушениями любой степени тяжести. Это была более мягкая, высокофункциональная форма аутизма, которая включала интенсивные, необычные интересы. Сейчас его иногда называют расстройством социальной коммуникации.
- Аутическое расстройство/аутизм: Ранее использовался для описания детей с более серьезными нарушениями, которые боролись с задержками в общении и общении, ранними задержками в развитии речи и повторяющимся или навязчивым поведением.
- Первазивное расстройство развития, не уточненное иначе (PDD-NOS): Ранее использовался как универсальный термин для обозначения социальных проблем, которые не вписывались ни в одну из двух других рамок выше.
Это подразумевало более легкие симптомы.
Термин «синдром Аспергера» был исключен из последней версии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам . Эти диагностические рекомендации были обновлены, чтобы исключить вышеперечисленные деления и ввести «спектр» аутизма, а также то, что у пациента могут быть легкие, умеренные или тяжелые симптомы.
Многие родители и врачи продолжают использовать старые ярлыки, что важно учитывать при исследовании состояния. Для получения дополнительной информации об изменениях этикетки читайте: «Двигаясь за этикеткой «синдром Аспергера»».
Как связаны аутизм и СДВГ?
РАС может быть самостоятельным заболеванием или может сосуществовать с другими расстройствами. Одно исследование показало, что дети с СДВГ в 20 раз чаще проявляют некоторые признаки РАС, чем их нейротипичные сверстники 1 . Аутизм обычно характеризуется социальными и коммуникативными трудностями, а также повторяющимся поведением. СДВГ характеризуется невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, хотя социальные проблемы также часто являются частью уравнения СДВГ.
Чтобы отличить СДВГ от РАС, многие клиницисты работают над определением того, являются ли слабые социальные навыки результатом нарушения исполнительной функции или сломанного или отсутствующего строительного блока развития. Например, возникают ли у ребенка трудности с чередованием, потому что он просто хочет играть следующим или потому, что не понимает сути игры?
Важно отделять трудности, имитирующие аутизм, от реальных симптомов. Раннее выявление и лечение правильного состояния имеют решающее значение. Специалист, знакомый с РАС, СДВГ и другими подобными неврологическими состояниями, может использовать клинические навыки и опыт, чтобы найти истинный источник проблем пациента.
БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА
Получите бесплатное 35-страничное руководство по аутизму у взрослых от ADDitude.
Получить электронную книгу!
1 Деннис Томпсон. «Больше связей между аутизмом и СДВГ». День здоровья. (2013). Веб. (http://consumer.healthday.com/kids-health-information-23/attention-deficit-disorder-adhd-news-50/more-links-seen-between-autism-adhd-679518.html)
Что вызывает расстройство аутистического спектра (РАС)?
Научные исследования показывают, что детские прививки не вызывают РАС.
Однако точная причина РАС остается неизвестной. Большинство врачей согласны с тем, что это результат аномалий в структуре или функции мозга, наблюдаемых при сравнении МРТ детей с аутизмом и нейротипичных детей 1 . Исследовательские группы изучают ряд теорий, включая наследственный риск, влияние генетики и другие медицинские проблемы.
Некоторые исследования показали, что ребенок, у которого есть старший брат или сестра с РАС, подвержен более высокому риску диагноза РАС 2 . Другие исследования показывают, что определенные факторы окружающей среды, такие как дефицит железа в утробе матери или во время грудного вскармливания 3 или материнские инфекции/лекарства во время пре- и перинатальной фазы 4 , оказывают глубокое влияние на возникновение РАС. Другое исследование предполагает, что специфические генные мутации могут влиять на развитие РАС 5 .
«Теория волшебного мира» предполагает, что люди с РАС изо всех сил стараются поместить в контекст события, которые они переживают или наблюдают 6 . Другими словами, они не могут определить, что произошло до события, чтобы вызвать его, или предсказать, что может произойти в результате. Исследователи, стоящие за этой теорией, утверждают, что этот дефицит нагружает мозг, из-за чего он постоянно перегружен анализом, казалось бы, хаотичной окружающей среды. Из-за этой постоянной потребности в наблюдении и решении проблем люди с РАС испытывают повышенную тревогу из-за бесконечной неуверенности и сверхчувствительности. Эти ученые считают, что аутичный мозг не может «привыкнуть» к определенным прикосновениям, выражениям лица, образам и звукам, как это делает нейротипичный мозг. Он не может определять приоритеты раздражителей, поэтому он постоянно сверхбдителен и чрезмерно чувствителен к слишком тесной одежде или слишком громким звукам.
РАС — это состояние, при котором люди не осваивают социальные навыки в рамках типичных этапов развития 7 . Это может выражаться в ограниченном взаимодействии с окружающими людьми, трудностях с интерпретацией выражений лица или тона голоса или в ограниченности речи. Дети с РАС могут иметь отсроченные языковые навыки, быть полностью невербальными или иметь необычные привычки в разговоре, такие как повторение фраз. Другие будут долго говорить с расширенным словарным запасом на любимую тему, но имеют ограниченные навыки по очереди в разговоре. Повторяющееся поведение может варьироваться от движений, таких как взмахи руками, совершаемых снова и снова, до озабоченности наличием объектов в определенном порядке или строгой рутиной.
Аутизм может проявляться в виде других тревожных поведенческих реакций, таких как эмоциональные всплески или самоповреждающее поведение, например, мотание головой или таскание за волосы. Они могут проявляться как механизмы самоуспокоения, используемые, когда человек с РАС подавлен, или они могут быть навязчивым тиком. Причина поведения неизвестна, и они не всегда присутствуют при диагнозе РАС. Лечение, адаптированное к тяжести симптомов, может помочь облегчить трудности и облегчить людям с РАС обучение социальным навыкам, общение и контроль повторяющегося поведения.
РАС обычно сочетается с другими заболеваниями, включая СДВГ, желудочно-кишечные расстройства (ЖКТ), тревогу, синдром ломкой Х-хромосомы, нарушение сна, пикацизм и судорожные расстройства, такие как эпилепсия. Часто симптомы совпадают с другими состояниями, что затрудняет диагностику РАС.
1 «Об аутизме – причины». ADDitude журнал. (2015). Веб. (http://www.autism-society.org/what-is/causes/)
2 Дженис Родден. «Новое исследование: вакцины не вызывают аутизм». Общество аутистов. (2015). Веб. (https://www.additudemag.com/new-study-vaccines-dont-cause-autism/)
3 Девон Фрай. «Пренатальное потребление железа связано с аутизмом». ADDitude журнал. (2014). Веб. (https://www.additudemag.com/prenatal-iron-intake-linked-to-autism/)
4 Уэйн Калин. «Пренатальное потребление железа связано с аутизмом». ADDitude журнал. (2014). Веб. (https://www.additudemag.com/prenatal-iron-intake-linked-to-autism/)
5 Дженис Родден. «Обнаружена новая связь между мутацией генов, рабочей памятью и аутизмом». ADDitude журнал. (2015). Веб. (https://www.additudemag.com/new-link-found-between-gene-mutation-working-memory-and-autism/)
6 Дженис Родден. «Жизнь в непредсказуемом мире: исследование корней аутизма». ADDitude журнал. (2014). Веб. (https://www.additudemag.com/living-in-an-unpredictable-world-researching-the-root-of-autism/)
7 Марк Бертин. «Аутизм и СДВГ: полное руководство по решению социальных проблем». ДОПОЛНЕНИЕ журнал. (2015). Веб. (https://www.additudemag.com/autism-and-adhd/)
Как и когда диагностируется аутизм?
Если вы обнаружите признаки РАС у себя или своего ребенка, не тратьте время на поиск знающего врача для проведения оценки. Терапия раннего вмешательства является одним из наиболее эффективных методов лечения РАС.
Ни один лабораторный тест не может диагностировать РАС; симптомы чрезвычайно широки и уникальны для каждого человека. Поскольку некоторые симптомы совпадают с СДВГ, диагностика и разделение расстройств могут быть затруднены. Протокол диагностики РАС требует оценки поведения при аутизме, проводимой квалифицированным специалистом, например педиатром, психиатром или неврологом.
Сначала врач проверит наличие симптомов, указывающих на РАС, с помощью диагностического инструмента. Модифицированный контрольный список аутизма у детей раннего возраста (M-CHAT) и его серия информативных вопросов могут показать, заслуживает ли поведение ребенка оценки. Затем врач, скорее всего, осмотрит вас или вашего ребенка и поговорит с вами о развитии, социальном взаимодействии и навыках общения. Дополнительные диагностические инструменты включают Инструмент скрининга аутизма у двухлетних детей (STAT) и Опросник социальной коммуникации (SCQ) для детей в возрасте четырех лет и старше 9.0087 1 . В отношении высокофункционального аутизма распространенными методами скрининга являются Анкета скрининга спектра аутизма (ASSQ), Тест на синдром Аспергера в детском возрасте (CAST) и Австралийская шкала синдрома Аспергера 1.
Если скрининговые инструменты указывают на РАС, начнется оценка с участием психолога, невролога, логопедов и других специалистов, являющихся экспертами в области РАС. Как правило, это включает в себя генетическое тестирование, неврологические обследования и беседы с лицами, осуществляющими уход, которые могут использовать Пересмотренное интервью для диагностики аутизма (ADI-R) или График наблюдения для диагностики аутизма (ADOS-G) 1 . Врач также должен оценить вашего ребенка на наличие других состояний, таких как нарушения слуха, которые могут вызывать аналогичные симптомы.
Большинство страховых компаний и практически все государственные школы требуют письменной оценки специалиста, прежде чем они предоставят или оплатят услуги, в которых нуждаются многие аутичные дети. Даже когда профессионал осмеливается высказать свое мнение, он часто уклоняется, говоря: «Ребенок причудливый и демонстрирует некоторые модели поведения, которые в какой-то мере согласуются с диагнозом высокофункционального аутизма». Такие разговоры разочаровывают, но иногда они неизбежны. Оценка ребенка на более позднем этапе часто проясняет ситуацию. Ребенку, который получает необходимую ему помощь, может и не требоваться диагноз, но многие пациенты находят облегчение, зная медицинскую причину своих проблем.
1 Национальный институт психического здоровья. «Как диагностируется аутизм». ПсихЦентрал. (2013). Веб. (http://psychcentral. com/lib/how-autism-is-diagnosed/)
Какие существуют варианты лечения расстройств аутистического спектра (РАС)?
Существует три основных типа лечения РАС:
- Образовательные и поведенческие вмешательства
- Лекарство
- Альтернативные методы лечения
Большинство клиницистов предпочитают начинать с немедикаментозных методов лечения, чтобы справиться с симптомами, которые мешают социальным и академическим успехам и приводят к бурной семейной жизни. Поведенческая терапия и терапия раннего вмешательства помогают детям освоить новые навыки, чтобы лучше интерпретировать мир с проблемами РАС.
Когда этих вмешательств недостаточно, могут помочь лекарства. Класс лекарств, называемых атипичными нейролептиками, часто помогает при двигательном беспокойстве, повторяющемся поведении и нарушениях сна у детей с аутизмом. Типичные рецепты включают арипипразол (Abilify), кветиапина фумарат (сероквель) и рисперидон (риспердал, единственный препарат, одобренный FDA для лечения поведения, связанного с аутизмом). альтернативные методы лечения, хотя их эффективность недостаточно изучена.Родители детей с РАС и взрослые с этим заболеванием должны проконсультироваться с врачом, прежде чем принимать какие-либо добавки или пробовать какие-либо альтернативные методы лечения.
[Подробнее: Как выглядит расстройство аутистического спектра у взрослых]
Краткий обзор расстройства аутистического спектра
Коморбидность с СДВГ | · Почти треть детей с РАС также соответствуют диагностическим критериям СДВГ. · Дети с СДВГ в 20 раз чаще проявляют некоторые признаки расстройства аутистического спектра, чем нейротипичные сверстники. |
Наводящие на размышления симптомы | · Задержка речи и обучения жестам · Склонность избегать зрительного контакта · Трудности с имитацией действий других · Предпочтение одиночной игры · Неспособность реагировать на социальные сигналы · Неспособность искать утешения, когда расстроен · Проблемы с пониманием перспективы других · Проблемы с построением предложений · Склонность к повторению слов или фраз · Расстановка объектов в определенном порядке · Повторяющееся поведение, такое как вращение или раскачивание · Шевеление пальцев или хлопанье рук ·У взрослых непонимание выражений лица, языка тела или социальных сигналов; трудности с интерпретацией того, что другие думают или чувствуют; интонация, не отражающая чувств; трудности с регулированием эмоций |
Для профессионалов | Диагностика и лечение должны проводиться квалифицированным педиатром по развитию и поведению, детским и подростковым психиатром или неврологом.![]() |
Лечение и лекарства | · Поведенческая терапия для детей в сочетании с обучением родителей · Атипичные нейролептики, включая арипипразол (Абилифай), кветиапина фумарат (Сероквель) и рисперидон (Риспердал) |
Рекомендуемые ресурсы | · autismspeaks.org · autism.com · Расстройство аутистического спектра, Шанталь Сисиль-Кира · Раннее вмешательство и аутизм, Джеймс Болл, Эд.Д. · Десять вещей, о которых мечтает каждый ребенок с аутизмом, Эллен Нотбом · Аутичный мозг , Автор Темпл Грандин · Причина, по которой я прыгаю , Рон Наоки Хигашида · Жизнь, анимация 900 Зюскинд |
- Фейсбук
- Твиттер
- Инстаграм
- Пинтерест
Предыдущая статья Следующая статья
Расстройство аутистического спектра (аутизм) — Better Health Channel
Расстройство аутистического спектра (аутизм) — это состояние, которое влияет на способность человека взаимодействовать с окружающим миром. Аутизм имеет широкий диапазон уровней тяжести и различных характеристик. Нет двух одинаковых аутичных людей.
Термин «расстройство аутистического спектра» включает аутизм, синдром Аспергера и первазивное нарушение развития, не уточненное иначе (PDD-NOS).
Аутизм — это нарушение развития нервной системы, которое, как считается, имеет неврологические или генетические причины (или и то, и другое). Однако причина еще не до конца изучена, и лекарства нет. У аутичного человека есть трудности в некоторых областях своего развития, но другие навыки могут развиваться типично.
Аутизм поражает примерно от 1 из 100 до 1 из 110 человек школьного возраста, при этом вероятность его возникновения у мужчин в три раза выше, чем у женщин.
Аутичные люди испытывают трудности в двух основных областях:
- социальная коммуникация и взаимодействие
- ограниченное или повторяющееся поведение, интересы и действия (включая трудности обработки сенсорной информации).
У аутичных людей часто возникают трудности с общением. У них могут возникнуть трудности с выражением своих потребностей. Некоторые аутичные люди никогда не развивают речь, в то время как у других могут быть хорошие языковые навыки.
У тех, кто развивает язык, могут возникнуть трудности с использованием соответствующей грамматики и лексики, а также с построением осмысленных предложений. Они могут неправильно понимать слова, интерпретировать их буквально или вообще не понимать. Чувства и эмоции других людей бывает трудно понять.
Людям, страдающим аутизмом, могут быть очень трудны социальные навыки и социальное общение.
Это может означать, что они кажутся незаинтересованными в других, «отчужденными» или неуверенными в том, как участвовать в социальных взаимодействиях. У них могут быть трудности с использованием или интерпретацией невербальной коммуникации, такой как зрительный контакт, жесты и выражения лица, или они могут казаться незаинтересованными в переживаниях и эмоциях других.
Некоторым аутичным людям может быть сложно установить и поддерживать дружеские отношения.
Некоторые аутичные люди кажутся замкнутыми и могут изолироваться – другие очень стараются быть общительными, но, похоже, у них это не получается. Доступен широкий спектр помощи, включая оценку, образовательные программы и поддержку семьи.
Характеристики аутизма
Существует целый ряд поведенческих моделей, обычно связанных с аутизмом. Сюда могут входить:
- проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми
- повторяющееся и различное поведение, различные движения тела
- сильный интерес к одной теме или предмету
- необычные реакции на то, что они видят, слышат, обоняют, осязают или пробуют на вкус
- предпочтение рутины и неприязнь к переменам.
Оценка аутизма
Медицинских тестов для диагностики аутизма не существует. Аутизм диагностируется при наблюдении многопрофильной группы медицинских работников.
Диагностика аутизма у детей
Аутизм у детей диагностируется при наблюдении междисциплинарной группы следующих медицинских работников:
- педиатр
- психолог или психиатр
- логопед.
У некоторых детей признаки аутизма проявляются к двум годам, и тогда же им ставится диагноз. Другие могут быть диагностированы, когда они старше. Чем раньше будет диагностирован аутизм, тем раньше можно будет начать терапию. Было показано, что раннее вмешательство улучшает результаты лечения аутичных детей.
Диагностика аутизма у взрослых
Нередко аутисты достигают совершеннолетия без диагноза.
Иногда люди обнаруживают некоторую информацию об аутизме, которая заставляет их думать: «Это похоже на меня». Затем они могут обратиться к медицинскому работнику для постановки диагноза, а могут и нет.
Вы можете пройти диагностику при подозрении на аутизм, если:
- у вас диагностировали психическое заболевание и/или умственную отсталость в детстве или подростковом возрасте, но вы думаете, что у вас может быть аутизм
- вы боролись с чувством социальной изоляции и непохожести
- у вашего ребенка или другого члена семьи диагностирован аутизм, и некоторые характеристики аутизма кажутся вам знакомыми.
Если вы хотите пройти обследование на аутизм, вы можете:
- поговорить со своим врачом общей практики, который может направить вас к психологу или психиатру с опытом оценки и диагностики аутизма
- поговорить с психологом или психиатром с опытом оценки и диагностики аутизма (для посещения психолога направление от семейного врача не требуется).
Психолог или психиатр, имеющий опыт оценки и диагностики аутизма, расспросит вас о вашем детстве, школьном и взрослом опыте. Они также могут пройти психологическое или психиатрическое тестирование. Также можно проконсультироваться с логопедом, чтобы оценить ваши навыки социального общения. Вся эта информация будет использована для постановки диагноза.
Если у вас диагностирован аутизм, вы можете почувствовать облегчение, узнав, почему вы так себя чувствуете или ведете себя так. Диагноз также может помочь вам и вашей семье понять проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, и справиться с ними.
Обучение аутичных детей и молодых людей
Образовательные потребности аутичных учащихся сильно различаются. Некоторым учащимся могут быть желательны интенсивные специализированные программы, в то время как другим учащимся могут подойти обычные программы. Это будет зависеть от учебных потребностей ученика.
Информацию о начальной и средней школе для аутистов можно найти на веб-сайте Amaze.
Поддержка семьи для аутичных людей
Члены семьи (родители, братья и сестры) аутичных людей также могут нуждаться в некоторой поддержке. Наличие аутичного ребенка может оказать значительное влияние на родителей, которые могут по-разному реагировать на диагноз, включая облегчение, шок, горе, гнев и чувство вины.
Чувства стресса, спутанности сознания и беспокойства также часто встречаются у родителей, ухаживающих за аутичным ребенком. Родителям может быть полезно подумать о том, чтобы присоединиться к группе поддержки или принять участие в консультировании.
Для получения дополнительной информации посетите страницу Better Health Channel Расстройство аутистического спектра – советы для родителей.
Любая связь между иммунизацией и аутизмом полностью дискредитирована.
В 1990-е годы озабоченность общества по поводу возможной связи между вакциной против кори, эпидемического паротита, краснухи (MMR) и аутизмом была вызвана результатами исследования (известного как исследование Уэйкфилда), проведенного в Лондоне в 1919 году.98. С тех пор исследование Уэйкфилда было дискредитировано и отозвано журналом, в котором оно было первоначально опубликовано. Регистрация доктора Уэйкфилда в качестве врача в Соединенном Королевстве также была отменена.
Обширные исследования, проводившиеся по всему миру в течение десятилетия, не установили никакой связи между вакцинами и аутизмом.
Где можно получить помощь
- Ваш врач общей практики
- Педиатр вашего ребенка
- Служба Amaze Autism Advisor для аутичных людей, семей и специалистов – Тел.