Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Что дает рисование – «Помогает ли срисовка других изображений, картин, скетчей развиваться в рисовании? » – Яндекс.Знатоки

Posted on 25.03.202019.01.2020

Содержание

  • Почему нужно рисовать и взрослым и детям
    • Почему нужно рисовать: 5 важных преимуществ
      • Похожие записи
  • Почему стоит научиться рисовать и как это сделать
    • Живопись — талант или навык?
    • Почему стоит научиться рисовать?
      • Рисование развивает когнитивные функции
      • Рисование — способ самовыражения
      • Рисование повышает самооценку
      • Рисование как способ медитации
      • Рисование – это удовольствие
    • Как научиться рисовать?
    • Полезности
      • Сообщества творческих людей (для вдохновения)
      • Сайты с уроками рисования
      • Приложения
  • Правополушарное (интуитивное) рисование | Журнал Ярмарки Мастеров
  • Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно
    • Что такое правополушарное рисование
          • Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.
    • Как это работает
    • В чём польза правополушарного рисования
    • Как этому научиться  
    • Оптическая иллюзия
    • Вверх ногами
    • Видоиска
  • Почему стоит научиться рисовать и как это сделать
    • Живопись — талант или навык?
    • Почему стоит научиться рисовать?
      • Рисование развивает когнитивные функции
      • Рисование — способ самовыражения
      • Рисование повышает самооценку
      • Рисование как способ медитации
      • Рисование – это удовольствие
    • Как научиться рисовать?
  • Рисование нужно детям как воздух! Что рисование дает ребенку?
      • Развитие мозга и мелкой моторики
      • Психологическое развитие
      • Творческие способности
  • Зачем ребенку рисование
        • Содержание:
    • Чем полезно рисование?
    • С какого возраста и зачем посещать уроки рисования
    • Как определить художественный талан у ребенка школьного возраста
    • Чем рисуют современные художники
    • Что такое изотерапия?

Почему нужно рисовать и взрослым и детям

Многие воспринимают рисование исключительно как хобби, приятное занятие и не задумываются о том, почему нужно рисовать. Это действительно так, но занятия рисованием имеют ещё много положительных следствий, о которых я кратко расскажу. Причем рисование всего, даже никому не понятных фигур, ляпов и мазков приносит свои положительные последствия. А если Вы учитесь рисовать в интуитивной технике, то Вы значительно развиваете и многие другие свои способности.

Почему нужно рисовать: 5 важных преимуществ

1. Рисование — это просто приятно. Но только в том случае, если это не академическое построение перспектив и другие чисто геометрические закономерности построения рисунка. Когда рисование интуитивно, когда оно отражает Ваш взгляд на мир, допускает любые Ваши поправки, даже если они не укладываются в каноны стандартной красоты, то такое рисование становится настоящим удовольствием.

Именно поэтому я считаю, что каждый должен попробовать правополушарное интуитивное рисование, чтобы погрузиться в этот процесс сотворения красоты. Хотя бы попробовать.

2. Рисование даёт настоящий отдых и разгрузку нашему беспокойному уму, который в современных условиях часто перегружен. Такие переключения позволяют продуктивно и с удовольствием работать после рисования. Ведь результат Вам не так важен, Вы не художник, Вам не нужно бояться, понравится ли портрет заказчику или удастся ли продать картину. У Вас есть преимущество чистого наслаждения процессом.

3. Рисование формирует естественным образом наш эстетический вкус. Вы больше различает красивое и не красивое. Все это переносится на любую Вашу деятельность, в ней Вы постепенно совершенствует то, над чем работаете.

4. Вы раскрываете свои творческие таланты. Если Вы регулярно рисуете, Вам все больше хочется перенести творчество в другие сферы: в быт, в отношения, в работу. Везде Вам становится легче творить, придумывать новое, находить оригинальный выход из сложных ситуаций.

5. Вы начинаете развивать своё правое полушарие мозга. Вместе с этим растёт Ваша эффективность интеллектуальной работы. Но этот пункт действует только, если и левополушарная деятельность у Вас в достаточном количестве. Просто художник может быть талантлив, но не сообразителен, но тот, кто занимается сложнейшей наукой и при этом рисует или играет на музыкальном инструменте, тот обычно добирается до высот.

Благодаря всему выше сказанному рисование развивает мозг. Не зря в детских садах и во всех развивающих занятиях для маленьких детей присутствует рисование. Часто мы не понимаем, почему нужно рисовать, но хотим этого. Интуитивно желаем этого. Для меня сейчас даже постановка вопроса «почему нужно рисовать» очень удивительна. Это естественно, само собой разумеется!

А ещё рисование — чудесный способ создать подарки свои друзьям и родным, неповторимые рукотворные подарки!

Ранее я показывала свои работы в правополушарном режиме

Ниже мои последние работы, сделанные недавно. Рисуйте в удовольствие!

 

Похожие записи

Почему стоит научиться рисовать и как это сделать

Взрослым всегда нужно все объяснять. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов — профессиональных художников и дизайнеров, — чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Интересно? Добро пожаловать под кат!

Живопись — талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. 🙂 Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать — это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать — разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить, почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие — нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики «Никаких оправданий»

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают, что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Мнение эксперта:

На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться — это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование — это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество.

Александра Мережникова, художник, преподаватель, автор проекта «Рисуем вместе»

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать — естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств.

Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства — родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать — это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16—20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я — дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное — захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина, дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Ия Зорина, автор замечательных статей на Лайфхакере, однажды рассказывала о своем личном опыте рисования. Она завела эскизный блокнот и «разрешила себе творить». В результате Ия написала:

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование — способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись —  это диалог внутреннего «Я» с миром.

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то — кайф и поднятие настроения. Для третьих — это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала — рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе — это работает! Рисование — это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым — неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Мнение эксперта:

Я рисую просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу (тут можно выразить ответ на вопрос «Зачем?» во всеобщем эквиваленте). Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Я как-то задавала этот вопрос на своем сайте, один из ответов запал в душу: «Я рисую для того, чтобы быть счастливой». И понятно, что счастье у всех свое. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то — когда несется с горы на лыжах. Кто-то — когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Александра Мережникова

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в состояние потока. Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование — это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное — они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование – это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать — это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем. Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное — желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное — желание и усидчивость. Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы — наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Александра Мережникова также рекомендует учиться у профессионала, но отмечает, что, постоянно практикуясь, можно воспользоваться и самоучителем.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину — водить машину, чтобы научиться готовить — готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, — это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры — совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, — это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

    Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию — там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк — это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Полезности

В заключение хотим поделиться с вами подборкой порталов и приложений, которые, возможно, помогут вам начать рисовать.

Сообщества творческих людей (для вдохновения)

Сайты с уроками рисования

Приложения

Есть что добавить? Есть опыт обучения рисованию? Знаете классные сайты или приложения для начинающих художников? Пишите комментарии!

Правополушарное (интуитивное) рисование | Журнал Ярмарки Мастеров

Что такое правополушарное рисование? Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получая настоящее удовольствие.

Правополушарное (интуитивное) рисование было основано американским художником и доктором наук Бетти Эдвардс, методика которого изложена в книге 1979 года «Правополушарное рисование». В чем суть этой методики? Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам (Л-режим). Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами (П-режим). Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Не важно, как правильно рисовать. Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть». Сравниваем формы, размеры, соотносим свет и тень и т.д.

Ребенок, который только что взял в руки кисть, не задумывается о том что он собирается рисовать. А если задумывается, то не пытается понять, как это сделать. Он просто берет и рисует. Ему не важно какой будет результат, он получает удовольствие от самого процесса. Даже если в готовом рисунке невозможно понять, что нарисовано, ребенок будет гордиться результатом и с восхищением о нем рассказывать. Это значит, что процесс понравился и он получил вдохновение.

У взрослых восприятие мира другое. Они больше следуют логике и стереотипам, полученные с опытом. Этими качествами контролирует левое полушарие мозга. Нам становится все сложнее переключиться на правое полушарие и следовать чувствам. Со временем правое полушарие практически не используется, что может негативно повлиять на жизнь в целом. Важно, чтобы работало оба полушария головного мозга. Для этого существуют специальные упражнения, которые помогут вам переключаться не только в рисовании, но и в повседневдной жизни. Во многих проблемах, при которых сложно найти решение, важно чтобы на помощь пришло правополушарное видиние ситуации. Благодаря фантазии ответ приходит легко и быстро, в отличие от логического мышления, которое работает медленно и не всегда срабатывает. Это выход для многих жизненно важных ситуаций.

Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, шокируются тем, как хорошо у них получилось, и начинают признавать, что это был скрытый талант. На самом деле, чтобы научиться рисовать, не обязательно иметь талант. Мы же не обладаем талантом, чтобы, например, научиться кататься на велосипеде. Те, кто опробовали данный метод рисования, начинают любить сам процесс. Он избавляет от стресса и дает положительный отклик на повседневдную жизнь. Такое рисование прежде всего успокаивает. Мы отключаем все мысли, в том числе негативные, и полностью погружаемся в творчество. Это своего рода психотерапия: наносить сочные мазки краски на бумагу, не задумываясь о том, что должно получиться. Радуемся прикосновению кисти к холсту, «примеряем» разные оттенки под свое настроение. И тогда рождается шедевр. Раскрывается индивидуальность.

Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Нет границ и в возрасте, поле, социальном положении и т.д. На мастер-классы могут приходить все вместе в одну группу. Например, мамы вместе с маленькими детьми. Ребенок развивает фантазию и моторику рук, а мама отключается от повседневдного стресса, депрессии. Либо рисуют те люди, которые уже имеют опыт в рисовании и те, у кого его нет. Потом интересно смотреть и сравнивать, у кого как получилось. В правополушарном рисовании нет правил, что рисовать и как. Рисуй, как можешь и что хочешь. Рисовать должно быть легко и должно заряжать позитивом.

Благодаря правополушарному рисованию вы сможете:

— проявить индивидуальность;

— самореализовать свои творческие способности;

— самовыражаться через рисунок;

— получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;

— бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;

— поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;

— избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.

Из этого следует, что метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как психотерапия.

Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно

Если вы в поиске интересного хобби, попробуйте правополушарную живопись. Ведь рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования. И наука это подтверждает.

Что такое правополушарное рисование

‍

Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

‍

Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».

Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.

Как это работает

‍

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

‍

‍

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

‍

А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. Но если включить «П-режим», рисунок выйдет более детальным и живым.

  

Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже»  

‍

В чём польза правополушарного рисования

‍

  1. Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  2. Развитие воображения. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  3. Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  4. Расслабление. Рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

Как этому научиться  

‍

Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.

Но первые шаги можно делать и самостоятельно. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения.  

‍

Оптическая иллюзия

‍

‍

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

‍

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.  

‍

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит включилось правое полушарие.

‍

‍

‍

‍

Вверх ногами

‍

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверху ногами, последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию, как к собиранию пазла.

‍

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.

‍

Постепенно придёт осознание, что каждая линия — это лишь часть единой картины, и всё начнёт получаться.

‍

‍

Видоиска

Почему стоит научиться рисовать и как это сделать

Не умеете рисовать, но всегда хотели научиться? Эта статья станет первым шагом к обучению. Из нее вы узнаете экспертные мнения, почему одни рисуют с рождения, а другие нет, что нужно сделать, чтобы научиться рисовать и какие бонусы привносит рисование в жизнь.

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов — профессиональных художников и дизайнеров, — чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Интересно? Добро пожаловать под кат!

Живопись — талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. 🙂 Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать — это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать — разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить, почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие — нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики «Никаких оправданий»

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают, что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Мнение эксперта:

На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться — это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование — это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество.

Александра Мережникова, художник, преподаватель, автор проекта «Рисуем вместе»

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать — естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств.Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства — родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно перевод слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать — это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16—20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я — дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное — захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина, дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Ия Зорина, автор замечательных статей на Лайфхакере, однажды рассказывала о своем личном опыте рисования. Она завела эскизный блокнот и «разрешила себе творить». В результате Ия написала:

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование — способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись —  это диалог внутреннего «Я» с миром.

 

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то — кайф и поднятие настроения. Для третьих — это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала — рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе — это работает! Рисование — это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым — неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Мнение эксперта:

Я рисую просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу (тут можно выразить ответ на вопрос «Зачем?» во всеобщем эквиваленте). Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Я как-то задавала этот вопрос на своем сайте, один из ответов запал в душу: «Я рисую для того, чтобы быть счастливой». И понятно, что счастье у всех свое. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то — когда несется с горы на лыжах. Кто-то — когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Александра Мережникова

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в состояние потока. Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование — это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное — они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование – это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать — это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем.Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное — желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное — желание и усидчивость.Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы — наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Александра Мережникова также рекомендует учиться у профессионала, но отмечает, что, постоянно практикуясь, можно воспользоваться и самоучителем.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину — водить машину, чтобы научиться готовить — готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, — это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры — совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, — это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

    Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию — там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк — это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Рисование нужно детям как воздух! Что рисование дает ребенку?

рисование дает ребенкуА вы замечали, что нет ни одного маленького ребенка, не любящего рисовать?

Сначала это пятна пальчиковых красок, потом каракули на обоях, затем рисунок в подарок бабушке, на котором все члены семьи на тоненьких ножках стоят в ряд – все проходят через это.

Другое дело, что мы, взрослые, не придаем этому значения. Вот если бы у ребенка обнаружились способности, тогда отдали бы его заниматься в студию, а так это просто занятие от нечего делать.

На самом деле рисование нужно детям, как воздух. И желательно их в этом определенным образом поддерживать. В нашей статье расскажем, что рисование дает ребенку.

Развитие мозга и мелкой моторики

Вот с этим никто не спорит – рисовать полезно для мелкой моторики. Ближе к году ребенок замечает удивительную вещь – связь между действием и результатом, движением карандаша и появлением пятен на бумаге. Благодаря этому тренируется координация движений руки и взгляда.

Любая творческая деятельность благоприятно влияет на формирование когнитивных функций – памяти, внимания, восприятия, мышления и их соотношение между собой. И в итоге – на интеллект.

С возрастом малыш всё дольше может заниматься рисунком, так тренируется произвольное внимание. Сосредоточиваясь на изображаемом предмете, он развивает зрительную память, восприятие. А за ними хвостиком следуют речь, воображение и другие психические функции.

Нужно рисование детям

Так как в детстве восприятие окружающего представляет собой некую мозаику, оторванные друг от друга кусочки реальности, то изобразительное искусство помогает упорядочить представления о жизни за счет совершенствования когнитивный процессов.


Психологическое развитие

В самом раннем возрасте рисование нужно детям, чтобы осознать свое существование в реальном мире. Это даже не рисование – это оставление своего следа. Я оставляю следы – следовательно, я существую.

Чем больше следов – на мебели, обоях, в книжках – тем весомее «Я» ребенка, все эти предметы он как бы помечает, присовокупляет к своей собственной фигуре.

Позже, когда малыш начинает изображать уже не каля-маля, а определенные предметы, он вовсе не стремится нарисовать их в точности, «похоже». Это скорее его восприятие, впечатление о предмете, его ощущения и эмоции, абстрактные понятия. Так рисование дает ребенку до 6-7-лет возможность выразить свои новые впечатления, страхи, растерянность и всё то, что он еще не может понять сам и высказать на словах. Это очень важное, психотерапевтическое свойство творчества.

Именно поэтому ребенку важен не результат – повесить готовую картину на стену, а процесс, он рисует много, порой не доводя до конца работу, и не надо на том настаивать.

Ваша оценка работ ребенка напрямую влияет на его самооценку. Он еще не способен оценивать себя сам, ценить и уважать себя, как зрелая личность. Самооценка скачет следом за вашими похвалами или критикой. Чтобы не отвратить навсегда ребенка от творчества, ваша критика должна быть минимальной и очень корректной. Цените и хвалите его работы, ведь это работа над собой. Пусть она не видна, но внутри идут масштабные процессы. Равнодушное отношение к рисункам приравнивается к равнодушию и к их автору.

Творческие способности

Что рисование дает ребенку?

О творчестве косвенно сказано немало и выше. Ведь творчество – это самовыражение, это представление «Я» ребенка. Умение выразить себя через рисунок нужно тренировать, ну или как минимум не мешать. С возрастом это умение трансформируется в способность открыто выразить свои чувства и мысли, генерировать и воплощать идеи.

Блокировка рисования в связи с негативной оценкой в детстве или равнодушием со стороны родителей к творческим порывам детей приводит к тому, что во взрослой жизни им трудно показать себя, открыться, проявить инициативу, страшно сделать что-то не так.

Читайте Как начинать рисование с ребенком? Учить ли детей рисованию?>>>

Рисование нужно детям, чтобы познать внешний мир путем его изображения и обогатить за счет этого свой внутренний мир, обрести личностную опору, сформировать положительную самооценку через создание чего-то нового и красивого.

Через познание внешнего мы развиваем мир внутренний. Рисование дает ребенку обе возможности.

Как правило, в наше время успешные люди обладают незаурядными творческими способностями. И это не значит, что они хорошо рисуют. Но творческая жилка в них вдохновляет на новые свершения и открытия, оригинальные и смелые идеи, готовность заявить о себе обществу.

Творческие способности, фантазия, интуиция, креативность – залог успеха в современном мире!

Интересные статьи:

Развитие ребенка через рисование. Когда дети начинают рисовать?

Мама с ребенком на кухне: развивающие занятия, воспитание, семейные обязанности ребенка

Методика Макото Шичиды


Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Зачем ребенку рисование

Содержание:
Зачем ребенку рисование25.01.16 10:37 / 👁15357 (24 за неделю) / ⏱️6 мин. /

Зачем ребенку рисование и почему важно сосредоточиться на этом увлечении? Наверняка многие родители задаются этими вопросами. Мы постараемся дать ответы на них в материале ниже. А также расскажем вам о средствах рисования и изотерапии.

Чем полезно рисование?

Рисование – одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции.

Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.
Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:

  1. Схематичное изображение.
  2. Формы и линии.
  3. Правдоподобный рисунок.
  4. Пространственные изображения.

Чем выше ребенок поднимается по этим ступеням, тем больше в рисовании подключается логических мозговых процессов. Ведь для того, чтобы изобразить какой-то предмет, сначала его нужно рассмотреть или придумать, запомнить форму цвет, пропорции, проанализировать, суметь свести увиденные элементы в единое целое.

С какого возраста и зачем посещать уроки рисования

Уроки изобразительного искусства преподаются в школе, но многие родители водят своих детей в секции ИЗО еще в дошкольном возрасте. Можно удивиться этому факту, ведь зачем так напрягаться, если порисовать можно и дома. Уж лучше на занятиях с педагогом уделить внимание чему-то более «серьезному». На самом деле, профессиональные занятия ИЗО будут продуктивны не только для будущих художников.

Чтобы лучше понимать, зачем ребенку рисование, сформулируем четко задачи, которые оно ставит перед собой:

  • Правильная постановка руки. Правильно поставленная рука с раннего возраста рука положительно влияет на формирование почерка в будущем. Вы сами можете убедиться в том, что люди, которые в детстве много рисовали, как правило, красиво и разборчиво пишут.
  • Развитие детской моторики, напрямую влияющей на речь человека.
  • Тренировка памяти. Часто детей преподаватель рисования просит нарисовать что-либо по памяти, например, любимую игрушку или картинку, которую он показывает в течение нескольких минут и убирает из поля зрения.
  • Развитие усидчивости на уроке, собранности.
  • Проявление индивидуальности ребенка.
  • Обучение азам геометрии и цветоопределению. На уроках рисования ребенок может научиться передаче величин предметов, их пропорциональности. Дети постарше смогут определять и передавать полутона, тени.
  • Развитие интереса к творчеству как таковому. Во время занятий рисованием у ребенка активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление. Отсюда постепенно сформируется любовь к чтению и другим интеллектуальным занятиям, которые позволят вашему малышу стать разносторонним человеком.

Чтобы заниматься в дошкольном возрасте на уроках рисования у профессиональных педагогов, ребенок изначально не должен обладать вообще никаким художественным талантом. Главное, чтобы ему самому это процесс нравился и был интересен. Родители должны понимать, что ребенок, посещая уроки рисования, необязательно станет маленьким Ван Гогом или Айвазовским. В дошкольном и младшем школьном возрасте не столько важны конечные детские рисунки, сколько решение вышеперечисленных задач.

Как сделать аппликацию с 3-летним ребёнком 3 посетителя рекомендуют3 Как сделать аппликацию с 3-летним ребёнком

Для детей-трёхлеток аппликация является не только интересным, но и очень полезным занятием, ведь так …

Как определить художественный талан у ребенка школьного возраста

Рисовать любят многие дети, и многие делают это очень хорошо для своего возраста. Но часто родители преувеличивают способности своего любимого чада, принимая действительно красивые, но вполне обычные рисунки, за проявление исключительного таланта. Важно понять, что дети предпочитают самовыражаться именно через рисунок, так как еще не умеют делать это по-другому. Но вот в художественной школе детям рисовать придется «по указке», то есть потребуется выполнять определенные задания по программе обучения, что может отбить охоту от этого занятия. Обучение в профессиональной художественной школе требует старательности, упорства, трудолюбия. К тому же ее посещение придется совмещать с общеобразовательной школой, что несет за собой дополнительные нагрузки. Поэтому не спешите отдавать свое чадо в профессиональную школу, пока не убедитесь, что это именно то, что ему нужно.

Как же распознать истинный талант от простого кратковременного интереса к занятию? Для начала можно попробовать следующий тест: дайте ребенку два одинаковых черно-белых рисунка противоположных значений и попросите раскрасить их. Например, портреты злого и доброго человека. Если юный художник смог при помощи цвета передать настроение изображения, притом сделал это осознанно и сможет объяснить выбор тех или иных оттенков, то, возможно, талант имеет место быть. Если же он просто раскрасил картинки без упора на определенную цветопередачу, то рисование, скорее, является просто интересным занятием.

Чем рисуют современные художники

Инструментов для рисования очень много. Какие-то из них просты в применении, а какими-то придется учиться управлять. Поговорим об инструментах, которыми детям можно рисовать:

  1. Пальчиковые краски. Этот материал придется по нраву самым маленьким, так как не нужно напрягать руку, беря кисть или карандаш. Да и шире простор для шалостей. Пальчиковые краски для детей изготавливаются на основе безопасных материалов, они густые, не проливаются и имеют приятную фактуру. Редко можно встретить малышей, которые откажутся от рисования ручками.
  2. Карандаши. Это привычный детский инструмент для рисования, который не пачкает одежду, кожу рук и т.п. При выборе карандашей для ребенка лучше отдать предпочтение изделиям треугольной формы, так как именно их удобнее всего держать в руке.
  3. Фломастеры. Помимо цветового разнообразия, фломастеры выпускаются и с разной толщиной рисующего элемента. Тонкие – для контуров, толстые – для раскрашивания.
  4. Трубки с красками blow-pen. Если в такую трубку дунуть, направив ее на бумагу, то останется след в виде точки. Если дуть и вместе с этим водить над холстом, то будут получаться рисунки. Интересное средство для рисования, при помощи которого тренируется дыхательная система.
  5. Песок. Рисование песком сейчас популярно до такой степени, что открываются специализированные школы именно по этому виду творчества. В них детям дают рисовать песком по подсвеченному стеклу. При помощи такой техники создаются целые шедевры.
  6. Крупы. Из круп можно рисовать интересные объемные картины. Для основания используют плотный картон, который обильно промазывается клеем, а сверху насыпается материал в виде определенного изображения. При такой технике можно использовать разные крупы, но лучше всего ложится манка, которую после высыхания клея можно раскрасить красками.
  7. Краски. Для детского творчества лучше всего брать акварель или гуашь, а юными «профессиональным» художникам наверняка понравится работать с маслом.
  8. Пластилин. Рисование пластилином активно используется в детских садах. Такая техника развивает мелкую моторику и является очень полезной для подготовки рук ребенка к письменным занятиям.

Если вы позволите детям рисовать еще неизвестными для них материалами, то вызовите у них восторг и интерес.

Как лепить с ребёнком из пластилина? Как лепить с ребёнком из пластилина?

Если детям наскучило лепить одни и те же фигурки, их родителям приходится выдумывать увлекательную и …

Что такое изотерапия?

Различные виды искусства в современное время активно используются в коррекционных и лечебно-профилактических целях. Такое явление носит название «арт-терапия». Она является одной из форм психотерапевтического лечения и применяется для диагностики эмоционального состояния ребенка, а также лечения с помощью искусства. Одним из отделений арт-терапии является изотерапия, считающаяся наиболее изученным и часто применяющимся видом такого лечения.

Зачем ребенку рисование в качестве лечения? Этот метод психологической коррекции строится на основе аналитического мировоззрения Юнга и Фрейда. Он помогает человеку, в частности ребенку, освободиться от отрицательных эмоций, снять нервное напряжение, избавиться от страхов и выяснить их первопричину. Ребенок при помощи психотерапевта сможет воссоздать конфликтную ситуацию, проиграть ее удобным для психики способом, осознать. При помощи рисования детьми психотерапевт может даже выявлять у пациентов трудновербализуемые проблемы и переживания, раскрывать те чувства, о которых они даже не подозревают. Школьнику изотерапия помогает в повышении самооценки, снятии зажатости и неуравновешенности, агрессивного поведения. Она позволит ему справиться с ревностью и чувством одиночества.

На занятиях используются все виды материалов для рисования: краски, карандаши, мелки и т.д. Заниматься изотерапией необходимо со специалистом этого дела. Преподаватель, опираясь на детский рисунок, сможет классифицировать психологическое и эмоциональное состояние юного пациента, составит индивидуальную программу лечения.

Надеемся, что вы нашли в материале ответы на вопрос о том, зачем ребенку рисование, и будете больше времени и внимания уделять именно этому занятию.  

Оцените статью!
Рекомендовать 27 Не рекомендовать 11

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»