Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Полгода – это первый значимый рубеж в жизни маленького человека. В возрасте 6 месяцев психомоторное развитие ребенка вступает в свою самую активную фазу. Примерно с этого возраста все навыки совершенствуются постоянно: буквально не по дням, а по часам.
Физиологическое развитие.
Шесть месяцев для многих процессов формирования органов и внутренних систем новорожденного являются периодом самого активного развития, а некоторые вступают в свою завершающую стадию. Вес и рост ребенка увеличиваются теперь менее интенсивно.
- Зрение. В полгода почти полностью завершают формирование зрительные центры головного мозга: структуры, отвечающие за фокусирование объекта на сетчатку глаза; формируется цветовосприятие. Малыш уже видит оттенки цветов.
- Мышечная система. Мускулатура спины, шеи и плечевого пояса достаточно укрепилась для того, чтобы малыш начал сидеть и предпринимал попытки ползать. Т.к мышцы ног еще недостаточно окрепли, в этом процессе основное участие принимают руки и спина.
- Нервная система продолжает активно развиваться. Закрепляются связи между зрительным восприятием и головным мозгом, скорость передачи информации также растет.
- Зубы. К шести месяцам у некоторых малышей их уже по 1-2, а некоторые только вступают в активную фазу прорезывания первого зубика.
- Совершенствование навыков глотания. Рвотный рефлекс у ребенка смещается от середины языка к его основанию. Появляются первые навыки жевания, т.к меняется сила жевательных движений челюсти.
- Слух. Шестимесячный ребенок отличается обостренным слухом: способен различать разные шумы (скрип, шаги, шум воды, звуки животных) и реагирует на громкость — хорошо слышит даже шепот.
- Пищеварительная система. В этом возрасте каждая стадия роста кишечника уже не так остро воспринимается малышом, как до 4-х месяцев. Микрофлора кишечника продолжает активно формироваться, и в полгода в его полость заселяется кишечная палочка и условно-патогенная флора. Находясь в нормальном соотношении с полезными молочнокислыми и бифидум бактериями, патогенные микроорганизмы образуют местный иммунитет и помогают бороться со многими болезнями.
- Печень и поджелудочная железа постепенно увеличивают выработку желчных кислот и ферментов, необходимых для переваривания крахмала, жира и белка. Именно поэтому в данном возрасте педиатры настоятельно рекомендуют уже вводить прикорм.
Важно!!! До 6 месяцев организм ребенка еще не способен перерабатывать многие продукты. Поэтому прикорм следует вводить поэтапно и строго в соответствии с рекомендациями врача. Развитие малыша в 6 месячном возрасте во многом зависит от объема питательных веществ и микроэлементов, которые он получает.
К шестому месяцу набор веса у детей становится менее интенсивным и в среднем за эти четыре недели его масса увеличивается на 500-700 г. Рост малыша увеличивается примерно на 2 см. Для того чтобы родители имели представление о том нормально ли развивается малыш, были определены границы и средние показатели физического развития для каждого месяца жизни малыша.
Показатель | Среднее значение в 6 месяцев | Мальчики в 6-7 месяцев | Девочки в 6-7 месяцев |
Вес | 7200-7900 г | 6300-9700 г | 5600-9200 г |
Рост | 65,7-67,6 см | 63,3-72 см | 61-70,3 см |
Окружность головы | 42,2-43,3 см | 41-45,8 см | 39,6-45 см |
Обхват грудной клетки | 43,7-44,5 см | 41,4-47,6 см | 41,6-46 см |
Важно помнить, что в таблице приведены усредненные значения, а физическое развитие ребенка в 6 месяцев индивидуально и неповторимо.
Психоэмоциональные особенности развития.
К этому возрасту начинают проявляться первые личностные особенности малыша. Становятся заметными характерные черты темперамента, начинают закладываться основы характера ребенка, уже можно составить представление о степени его эмоциональности в будущем.
- Любознательность. Ребенок в свои полгода проявляет активный осознанный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Требует от окружающих конкретные предметы, подолгу может занимать сам себя: перекладывание игрушек из одной руки в другую, рассматривание и «ощупывание» новых вещей, в этом возрасте дети особенно любят стучать предметами друг о друга.
- Дети начинают манипулировать родителями. У них уже четко сформировалось понимание, что конкретные люди являются источником конкретных действий (криком просятся на руки).
- Постоянно идет пополнение пассивного словарного запаса и понимание смысла услышанного. Малыш осознанно смотрит на называемый объект.
- Полугодовалый ребенок отличает речь постоянно находящихся рядом людей от посторонних. Услышав неподалеку, например, маму, младенец обязательно обратит на себя внимание криком или активными звуками.
- В мышлении четко формируются причинно-следственные связи. Если игрушку бросить, она упадет; если потрясти погремушку, раздастся шум.
- Малыш пытается делать первый осознанный выбор: какую игрушку взять, к кому пойти на руки.
- Совершенствуются навыки речи. Ребенок 6 месяцев старается копировать речь взрослых, лепет постоянно усложняется разными слогосочетаниями.
Важно!!! Много разговаривайте с ребенком. Для этого возраста характерен постоянно возрастающий интерес к окружающим предметам, их свойствам. Объясняйте малышу свои действия, показывайте картинки в книгах, так пополнятся пассивный запас слов детей.
Способности ребенка в шесть месяцев.
Этот возраст еще входит в так называемый «лежачий» период жизни ребенка, но именно с полугода до 8 месяцев малыши становятся особенно подвижными. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?
- Совершенствование навыка ползать. Некоторые дети к этому возрасту в попытках ползти потихоньку подключают ноги и таз, а некоторые пользуются только руками.
- Легко переворачивается со спины на живот и обратно.
- Лежа на животе поднимает верхнюю часть туловища на руках.
- Тянется руками не только за предметами, которые рядом, но и пытается дотянуться до далеко стоящих игрушек и предметов.
- Откликается на свое имя и знает имена родных.
- Слова для ребенка теперь непросто звуки. Малыш понимает смысл простых слов и на слово «нет» может в ответ помотать головой из стороны в сторону.
- Должен легко есть с ложки. Можно пробовать приучать к поильнику.
- В шесть месяцев рядом с вами малыш уже умеющий демонстрировать первые осознанные проявления чувств: обнимать человека, находясь у него на руках.
- Долго сидит, имея опору за спинкой.
- Некоторые малыши, найдя опору, делают попытки подняться на ножки.
- Появляются любимые игрушки, с которыми малыш дольше играет и которые берет в первую очередь.
- Появляется первая осознанная игра «ку-ку» или «прятки». Малыш накрывает лицо пеленкой и радостно смеется, когда вы ее убираете.
- «Агуканье» сменяется лепетом.
Важно!!! Показывайте малышу, как произносить звуки и слоги. В этом возрасте дети охотно копируют каждое ваше действие и любят экспериментировать со своими языком и губками.
Занятия и игры для ребенка в полгода
Научить чему-то в таком возрасте невозможно, а вот помочь совершенствовать то, что умеет ребенок в 6 месяцев, достаточно легко. Приобретать новые навыки и умения малышам помогут разнообразные игры «говорилки» и самые простые игрушки.
В полгода малышу еще не нужен большой «арсенал» игрушек. Обычная пирамидка лучше всего поможет освоить цвета, разобраться с понятиями больше-меньше, пытаясь ее собрать и разобрать, малыш тренирует мелкую моторику и логику.
Как можно чаще следует давать ребенку в руки массажный мячик или валик.
Так активизируются все рецепторы, которые находятся на ладошках и пальчиках. Врачи утверждают, что это полезное занятие для развития мелкой моторики и речевых навыков.
Неваляшка – универсальная музыкальная игрушка. С ней малыш может увлеченно играть и развивать воображение, координацию движений, внимание, слух.
Легкие погремушки, лучше в паре, тренируют хватательные навыки малыша и совершенствуют еще не сильно развитое владение большими пальцами. Две погремушки удобно перекладывать из одной руки в другую, а стучать ими друг о друга любимое занятие ребенка в этом возрасте.
Растяжки и любые подвесные игрушки тоже прекрасный вариант для этого возраста. Грудничок 6 месяцев всегда пытается дотянуться до них, тренируя мышцы спины и плечевого пояса. Закрепляется осознание причинно-следственных связей: дотянулся – игрушка издает звук. Даже с обычным модулем над кроваткой можно интересно и полезно играть. Возьмите малыша на руки, поднесите к работающему модулю и покажите, что игрушки на нем можно по очереди ловить. Это прекрасная тренировка внимания, координации и мелкой моторики.
Для развития крупной моторики можно играть с малышом, закинув ногу на ногу и покачивая его на одной ноге вверх-вниз. Также, если лечь на спину и согнуть ноги, ребенка можно положить себе на голени и, придерживая его за ручки, совершать движения в разные стороны, по кругу, вверх и вниз. Такие упражнения прекрасно тренируют вестибулярный аппарат малыша и координацию.
Для тренировки речевых способностей ребенка подходят любые потешки и стишки с ориентацией на слоги. Их надо читать медленно, чтобы малыш уловил и запомнил правильную артикуляцию. Нехитрыми прибаутками с повторяющимися слогами созвучными лепету и состоящими из коротких фраз, вы помогаете становлению речи малыша.
Важно!!! Прислушивайтесь к тому, какие звуки малыш чаще использует в своем лепете. Когда отрывистые звуки сменяются протяжными, также старайтесь ориентировать свою речь на протяжность гласных звуков.
Показывайте малышу как можно больше картинок. Пассивный словарный запас необходимо закреплять визуализацией образов.
Каждый день вас будет радовать и удивлять ребенок в 6месяцев, интенсивность развития которого напрямую зависит от вашего участия и внимания.
что умеет ребенок, питание, вес, рост, Комаровский
В полгода наступает новый этап в становлении малыша. Нормы развития ребенка в 6 месяцев достаточно условны. Малыш может еще не уметь чего-то, положенного по нормативам, но освоить другие навыки, не свойственные его возрасту. Поэтому несоответствие навыков ребенка установленным нормам не должно вызывать панику.
Развитие малыша на 6 месяце
У 6-месячных девочек превосходство речевых способностей уже становится выраженным, хотя в основном развитие детей обоих полов в полгода происходит синхронно. Но есть и некоторые различия, особенно в психо-эмоциональной сфере. Даже при рождении девочки более зрелые и в последующем опережают мальчиков в развитии на 3-4 недели.
В свою очередь, в 6 месяцев мальчики меньше спят, проявляют большее беспокойство. Если особы женского пола от природы больше ориентированы на выживаемость, то мужского – на развитие и прогресс. По этой причине мальчикам нужно больше пространства для полноценного развития, они чаще получают травмы из-за постоянного обследования новых территорий.
Что касается того, как выглядит ребенок в шесть месяцев, то мальчики крупнее девочек.
Физиологические изменения
В полгода большинство детей уже способно твердо удерживать голову, у них исчезает физиологический гипертонус в конечностях. В этом возрасте иногда прорезываются первые зубы – нижние резцы.
Средняя продолжительность сна малыша в 6 месяцев – 15-16 часов в сутки.
Физическое развитие
Развитие полугодовалого ребенка характеризуется постепенным уменьшением прибавки массы тела.
В соответствии с нормативами развития 6-месячного ребенка, установленными ВОЗ, младенец должен иметь соответствующую возрасту длину тела и массу; вес и рост различается в зависимости от пола ребенка:
- мальчик: рост – 65,5-69,8 см, вес – 7,1-8,9 кг;
- девочка: рост – 63,5-68 см, вес – 6,5-8,3 кг.
Психоэмоциональное развитие
Во время бодрствования малыш активен. Теперь он не всегда плачет, если ему что-то не нравится. Показать недовольство он способен с помощью мимики, жестов, звуков. Ребенок становится более контактным, его взаимодействие со взрослыми приобретает форму игры. При желании поиграть целенаправленно привлекает к себе внимание.
В 6 месяцев начинается период подражания.
Познавательное развитие
Ребенок на шестом месяце жизни постоянно двигается, получает новую информацию. Его увлекают даже самые простые предметы, особенно тот факт, что он может на них воздействовать: двигать, бросать. Проявляет любопытство к новым незнакомым вещам, к старым же теряет интерес.
Что должен уметь ребенок в пол года
В основном то, что умеет ребенок в шесть месяцев, можно свести к следующим ключевым навыкам:
- есть с ложки;
- ползать;
- произносить отдельные слоги;
- переворачиваться с живота на спину.
Двигательная активность
Многие малыши пытаются в этом возрасте самостоятельно сесть.
Постепенно шестимесячный ребенок начинает контролировать и изменять свои движения с помощью зрения – развивается зрительно-моторная координация. Это проявляется в том, что малыш тянет игрушку точно в рот или может стучать ею о поверхность.
Важный момент развития ручных навыков – когда младенец начинает пользоваться большим пальцем независимо от движений остальных пальцев руки.
Зрительное восприятие
Неподвижные предметы младенец видит гораздо яснее. Предпочитает контрастные изображения, четкие контуры и яркие цвета.
Острота зрения в шесть месяцев в несколько тысяч раз выше, чем при рождении.
Слуховое восприятие
Малыш быстро поворачивается на звук. Узнает голоса близких людей. Может выделить в речи слова, состоящие из 2 слогов, например, «ба-ба». У ребенка 6 месяцев появляется способность различать свое имя.
Понимание и развитие речи
Младенец в 6 месяцев наблюдает за окружающими людьми, воркует и лепечет в ответ на вопросы, двигает руками и ногами. Он высказывает удовольствие от общения. Если при разговоре не останавливаться, чтобы дать ему возможность «выговориться», он начинает скучать.
Ребенок может шептать, кричать, ворчать, т.е. по-разному интонировать речь. Может находить взглядом называемый предмет, если тот знаком малышу и занимает постоянное место. По просьбе взрослого делает простые движения («помаши ручкой», «ладушки, ладушки»). Откликается на свое имя.
Психологические изменения
Чтобы у ребенка сформировалась правильная самооценка, он должен чувствовать, что он любим.
Ребенок в 6-месячном возрасте начинает осознавать себя. Он уже понимает, что это в его руке погремушка, что это он заставляет игрушку качаться.
Малыш смотрит на себя в зеркало, но не осознает, что это он. Собственное отражение привлекает его просто как изображение другого ребенка.
В этом возрасте младенец уже понимает, как взрослый относится к нему и к отдельным его поступкам.
Краткая таблица навыков
Показатель развития | Что умеют дети в 6 месяцев |
Крупная моторика | Ползать; переворачиваться с живота на спину; присаживаться, держась за руку взрослого. |
Мелкая моторика | Намеренно сводить руки вместе; есть с ложки; перекладывать игрушку из руки в руку; брать мелкие предметы при помощи указательного и большого пальцев. |
Речевые навыки | Лепетать; произносить отдельные слоги; отзываться на имя. |
Интеллект | Держать по игрушке в каждой руке и переключать внимание с одной игрушки на другую. |
Развивающие занятия и игры для полугодовалого малыша
Многие будущие успехи связаны с тем, как развивался ребенок в шесть месяцев двигательно. Важно, чтобы сохранялась последовательность в развитии двигательных умений ребенка в 6 месяцев. Если малыш еще не ползает и не делает попыток присесть, можно его простимулировать.
Для тренировки ползания необходимо положить младенца на живот. Спереди поставить привлекательный предмет. Малыш потянет ручку вперед, стараясь схватить его. Если он при этом не пытается ползти, следует немного помочь – подставить свою руку к ножкам для опоры. Скорее всего, он воспользуется поддержкой и попробует продвинуться вперед.
Для тренировки у ребенка 6 месяцев способности сидеть необходимо взять палочку диаметром 3-4 см. Малыша нужно уложить на спину. Держа палочку за края, протянуть ее младенцу, чтобы он взялся за середину. Теперь нужно начинать подтягивать палочку вверх, малыш постепенно оторвет спинку от поверхности и присядет. Затем следует плавно опускать, контролируя, чтобы младенец не ударился головой.
Для развития речевых навыков следует показывать и называть предметы, картинки в книжках. Важно не допускать двух крайностей: скупости на слова и чрезмерного многословия.
Игры и игрушки
Увеличение объема питания дает энергию для активных игр, например, ползания по детским трубам и тоннелям, что хорошо развивает моторику и координацию движений у 6-месячного ребенка.
Если малыш уже уверенно сидит, в ежедневные занятия вводится игра с мячом. Усадив младенца, следует катнуть к нему мяч и побудить его толкнуть предмет обратно.
Катание ребенка на больших гимнастических фитболах способствует формированию правильной осанки и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Катать малыша можно на спине и на животе.
Самые подходящие для младенца погремушки – гантелеобразной формы. Такая погремушка не выскальзывает из руки, балансирует, ее легко удержать за узкую часть.
Как играть с полугодовалым малышом
Игры в 6 месяцев направлены на тренировку и освоение необходимых навыков:
- Тренируем мышцы ног. Все дети дрыгают ручками и ножками. Но если ласково прикасаться к малышу и легонько тормошить, его движения станут более интенсивными и продолжительными. Так тренируются мышцы ног, что важно для будущего навыка ходьбы, и рук – для будущих ручных навыков.
- “Самолетик”. Взять малыша правой рукой под грудь, левой за ноги и покружиться вместе с ним, поднимая чуть вверх и опуская вниз. Это поможет ребенку преодолеть страх необычного положения и высоты.
- “Эй, малыш!”. Позвать ребенка по имени с другого конца комнаты и дождаться, пока он посмотрит в сторону зовущего. Сказать еще что-нибудь из этого же места, после чего сменить положение и позвать снова.
То, чему учить ребенка в этом возрасте уже можно:
- определять источник звука;
- различать фактуры поверхностей (гладкая, мягкая, шершавая и т.д.), дотрагиваясь его ручкой до разных предметов;
- манипулировать различными предметами: катать машинку, надевать кольцо на стержень, ставить кубики друг на друга.
Уход
Правильный уход за ребенком предусматривает соблюдение некоторых условий:
- Помещения необходимо регулярно проветривать, чтобы обеспечить постоянный приток свежего воздуха.
- Комната малыша должна подвергаться ежедневной влажной уборке. Это поможет не только избавиться от пыли, но и увлажнить воздух.
- Постоянное проведение процедур закаливания: купание, воздушные и солнечные ванны.
- Обеспечение младенцу условий для двигательной активности во время бодрствования.
- Делать массаж и гимнастику нужно каждый день.
- Поддержание температуры в детской на уровне +18°С.
- Неукоснительное следование установленному распорядку дня.
Режим дня и сон
Ребенок 6 месяцев активно бодрствует около 2-2,5 часов, спит 3 раза в день по 2-2,5 часа.
Примерный режим дня ребенка 6-9 месяцев:
- 7.00 – кормление;
- 7.00-9.00 – бодрствование;
- 9.00-11.00 – сон;
- 11.00 – кормление;
- 11.00-13.00 – бодрствование;
- 13.00-15.00 – сон;
- 15.00 – кормление;
- 15.00-17.00 – бодрствование;
- 17.00-19.00 – сон;
- 19.00 – кормление;
- 19.00-21.00 – бодрствование;
- 20.30 – купание;
- 21.00-7.00 – ночной сон;
- 23.00 – ночное кормление.
Питание
У ребенка шести месяцев развитие и питание тесно взаимосвязаны. Т.к. питательных веществ из грудного молока или смеси становится недостаточно, детям обязательно вводят прикорм, если это не было сделано раньше.
Если прикорм уже введен, а у младенца прорезались первые зубы, то малыша после 6 месяцев необходимо приучать к пище кусочками. Делать это нужно постепенно, не заставляя ребенка. Для начала можно положить ему на тарелочку несколько ярких ломтиков отваренных овощей, выложив какой-нибудь рисунок.
Все вкусовые пристрастия и антипатии прививаются родителями еще в раннем детстве.
Основные правила
Основные правила питания в полугодовалом возрасте таковы:
- переход на режим 5-разового питания с интервалами между приемами пищи в 4 часа;
- в рационе уже должны присутствовать или постепенно вводятся овощи, каши, мясо;
- если принято решение отнять ребенка от груди полностью, нужно постараться не совмещать это с другими кардинальными переменами (болезнь, прорезывание зубов, переезд, путешествие).
Введение прикорма
Традиционно первая еда для прикорма – это овощное пюре. Затем вводят каши. Если эти продукты введены в рацион ребенка ранее, то в полгода малютке дают мясо. Для этого подойдет телятина, которую наскабливают ножиком и проваривают в воде, а потом протирают через сито.
Полугодовалые малыши уже могут кушать свежие фрукты, но понемногу. Можно давать бананы, персики, абрикосы, авокадо.
Доктор Комаровский рекомендует вводить прикорм с полугода и начинать его с молочных продуктов: сначала кефир и творожок, затем каша на молоке и только потом овощи.
Прикорм полезные советы
Соблюдение следующих рекомендаций позволит избежать дискомфорта при введении прикорма ребенку в полгода:
- Объем вводимого вида пищи в первый раз должен составлять несколько капель. Если негативной реакции со стороны организма не последовало, можно постепенно увеличивать количество, за 1-2 недели доведя его до суточной нормы.
- Следующий вид прикорма дается только тогда, когда младенец уже привык к предыдущему.
- Не следует принуждать ребенка есть, если он отказывается. Детям нужно время, чтобы распробовать и полюбить новую пищу.
- Во время кормления сначала малышу дается прикорм, а потом материнское молоко или смесь. Велика вероятность, что младенец после основной еды не захочет кушать новое блюдо.
Отучаем от соски
Отучать малыша от бутылочки следует тогда, когда он научился пить из кружки.
Чаще всего полугодовалый ребенок уже способен на это. Отучать нужно постепенно и ненастойчиво. Помочь могут следующие советы:
- предложить младенцу попить из чашки как бы «случайно»;
- предлагать ребенку питье из кружки нужно продолжать (но не заставлять), даже если он постоянно отказывается;
- когда малыш освоит чашку, следует заменить одно кормление из булочки на питье молока из кружки и так постепенно полностью убрать соску.
Частые проблемы
Полугодовалого младенца сопровождают следующие распространенные проблемы:
- Во время сна раскрыт рот. Причиной может быть заложенность носа из-за простуды или увеличение аденоидов.
- Повышенное слюноотделение. Может свидетельствовать о скором прорезывании зубов.
- Трудное появление зубов. Отмечается припухание и болезненные ощущения в деснах, из-за чего ребенок проявляет нервозность.
- Неправильное расположение прорезавшихся зубов. Причиной может стать слишком частое сосание пальцев или соски. Необходимо срочно принять меры по отучению от этих привычек.
- Аллергия на прикорм.
Все эти проблемы требуют консультации педиатра, а по части зубов – стоматолога.
Когда стоит беспокоиться
Проблемы со здоровьем или развитием малыша можно заподозрить, если он не:
- переворачивается с живота на спину;
- ползает даже по-пластунски;
- проявляет желания сесть;
- реагирует на громкие звуки;
- гулит.
Эти факты служат причиной дополнительного, более углубленного обследования младенца.
Сочетание таких факторов, как полноценное питание и сон, режим дня, физическая активность – залог правильного развития ребенка в дальнейшем.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Своеобразный рубеж и переход к другой стадии развития – полугодовалый возраст малыша. Его не назовешь грудничком, несмотря на то, что он может продолжать сосать грудь. Все его действия, сознание переходят на новый этап. Потому резонным становится вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Существуют ли какие-либо особые критерии, по которым определяется норма развития?
Физиологические изменения
К этому возрасту малыш обладает уже определенными навыками, демонстрируя, как он развивается. Первый признак – умение самостоятельно совершать перевороты со спины на живот. Действует малыш осознанно.
К 6-месячному возрасту у него получается держаться одной рукой, лежа на животе, а вторую использовать для достижения цели: взять игрушку, дотянуться до интересной вещи. Мышцы спины развиваются в правильном темпе, они способны оказать поддержку ребенку, пусть даже ненадолго.
Некоторая категория детей умеет сидеть без поддержки или с небольшим количеством опор: валики, подушки. Это отличный возраст, чтобы начать развивать кроху к умению сидеть. Гипертонус, присущий грудничкам с момента их рождения, практически исчезает. Многие уже по-своему передвигаются, ползком на животике или перекатываясь.
Малыш обеими руками крепко хватается за опоры, пытаясь не только сесть, но и приподняться. Маленькие любознайки начинают активно познавать окружающий мир. Особо проворные встают, держась за ограждения кроватки, другие же переходят от мыслей к делу, совершая первые движения к попыткам ползти. У многих получается. Если такой порыв отсутствует, то это не повод для беспокойства. Все детки разные. Ребенок может передвигаться сидя, помогая себе ручками, или сразу пойти.
О желании ходить детский организм подает следующий сигнал. Если взять кроху за подмышки и придерживать, то он с радостью постарается оттолкнуться ножками, подпрыгнуть или даже потанцевать. Происходят активное развитие, укрепление тазобедренных мышц.
Физические изменения
Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.
Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.
Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.
Эмоциональные и речевые изменения
Что умеет ребенок в 6 месяцев? Данный момент позиционируется активным развитием мелкой моторики. Малыш способен удержать по одному различному предмету в каждой руке. При этом он внимательно их изучает, поворачивая из стороны в сторону. Не считается отклонением, если он не только ощупывает вещь, но пытается попробовать ее «на зубок». Это врожденный инстинкт, считающийся нормой. Становится легче кормить его с ложечки, так как кроха научился губами «снимать» с нее еду.
Он делает первые попытки произносить слова. Правда, это больше походит на лепет. Произносятся первые сочетания гласных, согласных звуков. Кроха лишь подражает взрослым, потому так важно общение. Развитию ребенка в 6 месяцев, у девочек особенно, характерно умение произносить около 40 звуков. Однако такой лепет не несет смысловой нагрузки.
Кроме первых попыток разговаривать грудничок уже не просто прислушивается к словам взрослых, но и пытается их понять. Например: если назвать вещь знакомым именем, он попытается визуально ее найти. Можно понять малыша, когда он просится на ручки. Он узнает, различает знакомые голоса. Особенно хорошо он знает мамин голос, может распознать его даже, если она находится в соседней комнате.
У него появляются первые признаки последовательного сознания. Например, малыш знает: если предмет упадет, то издаст звук. Игрушки он бросает специально, чтобы понаблюдать за процессом, как они летят, как падают, и какой звук при этом получается. Дети ведут не просто наблюдательный процесс, они пытаются найти вещам практическое применение и очень рады, когда взрослые им показывают, как с ними обращаться. Формирование причинно-следственных связей не означает прогрессивное интеллектуальное развитие. Оно начнется чуть позже.
Сидя на коленках, они умеют проявлять ласку, прижимаясь к взрослому. Чуть меньше сторонятся посторонних, незнакомых им людей, но при этом соблюдают дистанцию и не очень охотно идут на контакт.
Сигналы опасности
Независимо от количества месяцев развитие происходит у каждого малыша индивидуально. Отсутствие некоторых вышеперечисленных навыков не говорит об отклонениях. Но существует ряд признаков, которые должны насторожить, так как они могут влиять на отсталость в развитие, что в последующем приведет к более серьезным проблемам:
- если к шести месяцем малыш не может переворачиваться с живота на спину и наоборот;
- если, лежа на животе, он не пытается приподнять туловище или голову;
- не крутит головой, чтобы осмотреть окружающее пространство;
- если у него отсутствует навык умения сидеть с поддержкой;
- если отсутствует интерес к игрушкам, а также желание опробовать вещь во рту;
- малыш не лепечет, игнорирует, когда к нему обращаются.
Если какие-либо случаи присутствуют, то рекомендуется проконсультироваться с педиатром. Возможно, он назначит дополнительное обследование либо специальные упражнения.
Соблюдение распорядка
Для активного развития ребенка в 6 месяцев — девочки, мальчика — не имеет значения, очень важно поддерживать определенный режим дня. Распорядок способствует развитию и укреплению нервной системы.
Время ориентировочное. Режим подбирается исходя из личных особенностей малыша. Ему требуется не менее 14-16 часов сна в сутки. Днем рекомендован сон в два захода по 1,5-2 часа.
Ночной сон продолжительностью 6-7 часов должен быть непрерывным. Перерыв допускается, если кроха находится на грудном вскармливании. Некоторые дети продолжают просыпаться ночь по несколько раз. Так может продолжаться вплоть до момента отучения от груди. В некоторых случаях это проходит к трем годам: возраст, являющийся благоприятным моментом, чтобы отучить от маминого молока. По мере взросления ребенок будет реже прикладываться к маме, а сами моменты будут передвигаться ближе к утренним часам. Интересно: малыши-«искусственники» ночью на перекус не просыпаются. Многие педиатры связывают желание пососать мамину грудь больше как средство успокоения, нежели насыщения.
Для того чтобы грудничок хорошо спал ночью, промежуток между последним дневным и ночным сном должен составлять не менее четырех часов. Несмотря на то, что купать малыша можно чуть реже, специалисты рекомендуют делать это каждый вечер. Водные процедуры благотворно влияют на нервную систему, обладая успокаивающим воздействием. Кроме того, вода пробуждает аппетит.
Питание ребенка
Полугодовалый период – время начало введения прикорма. Организм ребенка усиленно нуждается в достаточном количестве всех необходимых витаминов и микроэлементов для роста и развития. Перед ведением прикорма необходима консультация педиатра.
Важность срока обусловлена рядом факторов. Позднее ознакомление с новой пищей может привести к отторжению малышом абсолютно новых для него вкусов. Нехватка минералов и витаминов приводит к недостатку многих веществ в организме. Поздний прикорм может стать причиной недоразвитого жевательного навыка.
Приучение нужно начинать в первой половине дня. В течение дня будет время понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. Оптимальная температура еды составляет примерно 37 градусов. Напитки желательно давать в специальных пластиковых стаканчиках-непроливайках (продаются в аптеках), а бутылочки с сосками оставить для поездок, прогулок.
У пухленьких детей внимание акцентируется на овощных и фруктовых пюре. Детям, которым нужно набрать вес, чаще дают каши. Ребенок должен вместе с новой едой пополнять свой энергетический баланс и знакомиться с новыми вкусами.
Упражнения и занятия
Для гармоничного развития с малышом необходимо играть в развивающие игры, заниматься. Идеальный вариант – заинтересовать кроху сортерами, предназначенными для детей этого возраста. Например, есть конструкции с отверстиями, в которые нужно вставить элементы соответствующего размера, формы. Разработать мелкую моторику помогут игры с крупами (горох, гречка, рис и другие).
Чему можно начать учить его? Отличать текстуру предметов, соотношения размеров, умению отличать цвета. На помощь придут современные игрушки, разработанные с учетом возрастного развития. При покупке внимание следует обращать на качество изготовления и материал. Психологи рекомендуют не выставлять ребенку все игрушки сразу. Грудничок, как правило, играет с двумя-тремя видами. Остальные можно убрать в мешок, коробку. Через неделю «надоевшие» предметы можно заменить на новые, добавив один элемент.
Малыш знает и хорошо чувствует эмоции родителей, а также практически безошибочно на интуитивном уровне распознает одобрение. Потому очень важно при каждом успехе крохи постоянно его хвалить. Для нормального физического, умственного и эмоционального развития актуальны массаж, ряд упражнений, в том числе и в воде, при условии, что ваше чадо не боится ее.
Не упустите момент грудничкового периода, в последующем будет возникать намного меньше вопросов. Например, родители дошколят перед отправкой их в начальные классы часто задают вопрос, что должен уметь ребенок в 6 лет? Осваивая все необходимые навыки в соответствующем возрасте, каждый этап развития маленький человечек будет проходить гораздо легче.

Автор статьи
Алёна Кириленко
Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.
Написано статей
103
Рейтинг автора
5
[mrp postnumb=4]Что должен уметь и умеет ребенок в 6 месяцев – ВСЕ умения
Развитие ребенка в 6 месяцев привносит огромные изменения – это касается как физического, так и психологического развития, в особенности меняется режим сна и дневного бодрствования, как и рацион питания. Далее поговорим, о том, что умеет ребенок в 6 месяцев, как развивать ребенка и на какие моменты стоит обратить внимание родителям.
Физическое развитие ребенка в 6 месяцев
Многие дети в возрасте 6 месяцев уже могут самостоятельно переворачиваться на животик и спинку, делают первые попытки ползти. Родители могут заметить незначительную прибавку в весе, поскольку малыш начинает активно двигаться.
Развитие ребенка в 6 месяцев отмечается новыми умениями и достижениями. Ребенок уже умеет сам приподниматься на вытянутых руках, что дает ему возможность рассматривать предметы вне зоны его кроватки. Дальше он научиться приподнимать сам попку и это послужит первым этапом к тому, чтобы самостоятельно начать ползать. А самые непоседливые уже сами передвигаются вперед, лежа на животике, но только если им под ножки положить что-то для опоры и отталкивания.
Педиатры при осмотре малыша ставят его на стол, поддерживая при этом под мышками. В идеале ребенок в 6 месяцев должен уверенно стоять на носках и прямо держать головку, поворачивая ее вправо и влево. Если же его садят, малыш не должен заваливаться на бок, а некоторые из деток уже уверенно сидят в полгода сами. Движения – более уверенные, ребенок в 6 месяцев сам дотягивается и хватает игрушки, в равной степени владея и правой и левой рукой.
Физическое развитие ребенка в 6 месяцев будет идти быстрее, при условии, если родители будут заниматься с малышом, принимая активное участие в обучении новых навыков и умений.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
Если говорить более предметно, по пунктам, что умеет ребенок в 6 месяцев, то в этом случае педиатры выделяют следующие моменты:
- Ребенок в 6 месяцев уже не имеет физиологического гипертонуса в конечностях, он уже не так активно двигает ручками и ножками.
- Лежа в положении на животе, малыш самостоятельно может облокачиваться на руки и одной захватывать лежащую рядом игрушку.
- Малыш крепко держится своими пальчиками за руки родителей, подтягивается вверх, сам садится из положения лежа сам, без помощи взрослых. Некоторые уже могут сидеть и садиться самостоятельно. Здесь можно вставить ссылку на то, как научить ребенка сидеть
- Совершают первые попытки ползать: на четвереньках или по-пластунски, подползая и хватая игрушки.
- Если поставить малыша на ножки и держать его под мышки, он уверенно опирается всей стопой на поверхность и отталкивается, как бы пританцовывая.
- Некоторые малыши в полгода уже могут приподниматься и вставать сами, держась руками за бортики кроватки.
- Ребенок в 6 месяцев уверенно хватает одной рукой игрушки, перекладывает ее из руки в руку, может держать в каждой по предмету. В этом возрасте он ощупывает предмет всей ладошкой и может кидать и поднимать игрушку.
- Самостоятельно играет минут 10-15 и по несколько раз повторять в движении то, что получается лучше всего и что ему интересно.
Ребенок в 6 месяцев уже может похвастаться первыми зубками, поскольку именно в этот период режется первый зуб. В основном это центральный резец, расположенный на нижней челюсти. Потому именно в этом возрасте стоит впервые показать малыша детскому стоматологу. Врач проведет осмотр и оценку правильности строения, развития челюстно-лицевого аппарата.
Читайте также: Прорезывание зубов у детей: симптомы, признаки, сроки, схема
Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев
В полгода у ребенка все больше совершенствуется и становиться более четким лепет, а крики и постоянный плач постепенно уходят на нет, показывают себя лишь при физическом дискомфорте. Речь малыша все больше содержит слогов из гласных/согласных звуков в различном своем сочетании. Многие родители могут считать, что малыш уже произносит свои первые слова, но это пока не соответствует действительности. Ребенок в этом возрасте скорее имитирует услышанные им звуки, так развивая речь, но смысловой в себе нагрузки она не несет.
По статистике, ребенок в 6 месяцев может произносить до 40 самых различных звуков и в этом возрасте он уже может вести такой себе диалог со взрослыми, пытаясь понять то, что говорят ему. При этом сам малыш может найти взглядом тот предмет, на который ему укажут родители. Ребенок в 6 месяцев без труда узнает родителей по голосу, даже не видя их. Если он слышит голос папы или мамы, которые находятся в другой комнате, он обязательно даст понять криком, что знает о присутствии близких.
Ребенок в 6 месяцев уже просится на руки. Большинство детей в этом возрасте уже способны проявлять ласку и нежность, могут крепко прижаться к маме и долго сидеть на руках. При этом, малыш в 6 месяцев уже не боится посторонних людей, так как раньше, но и не проявляет активно желания общаться с ними, держит дистанцию.
В уровне мышления у ребенка формируются простые, причинно-следственные взаимосвязи. Например, малыш четко начинает понимать, что при нажатии пальца на кнопку игрушки будет играть музыка, если она упала также раздается звук, а когда малыш плачет – мама сразу приходит к нему за помощью. Хотя настоящим прогрессом в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка педиатры называют появление у него чувства страха. Это говорит о том, что малыш не только уловил взаимосвязь между происходящими событиями, но и способен предвидеть последствия.
Ребенок в 6 месяцев интересуется практическим применением окружающих его предметов и в силу этого, общение приобретает как эмоциональный окрас, так и черты определенного сотрудничества. В отношении последнего, малыш привлекает внимание окружения лепетом, и получает интересующую его игрушку или предмет и дальше познавать с помощью родителей его качества, основные функции.
Тест на развитие ребенка в 6 месяцев
- Так ребенок в 6 месяцев должен уметь сфокусировать свой взгляд на одном единственном предмете и выделяет его из всего многообразия. Для проведения теста стоит взять яркую игрушку и подержать ее в 20 см. от малыша и наблюдайте за его реакцией и взглядом.
- Также ребенок в 6 месяцев показывает разные реакции на различные предметы. За пример можно брать игрушку и бутылочку с молочной смесью, просто предложите их малышу. В большинстве случаев дети на игрушку реагируют оживленно, а вот при виде бутылочки с молоком малыш откроет рот.
- Ребенок в 6 месяцев должен уметь реагировать и на звуки, проявляя адекватную на них реакцию, например, музыкальный мишка может заинтересовать его настолько, что ребенок попросит помощи родителей, чтобы приподняться, чтобы изучить источник звука.
- Дети в 6 месяцев имитируют звуки и эмоции взрослых. Поговорите с ним, применяя самую разную мимику. Как вариант, ребенок будет имитировать вашу улыбку или же хмуро насупленные брови, сморщенный лоб.
- Ребенок в 6 месяцев достаточно крепко держится за предмет, он способен хватко держать пальчиками игрушку и если вы попытаетесь ее у него забрать, то увидите на лице массу недовольства и серьезное с его стороны противостояние. Ребенок в 6 месяцев уже прекрасно знает собственное имя. Младенец слышал его не раз, и потому услышав, как ласково его называют окружающие, он обязательно проявит положительные эмоции. Просто проверьте это.
Что должно насторожить
Теперь вы знаете, что умеет ребенок в 6 месяцев, однако, стоит внести небольшой список, который должен насторожить родителей в случае, если ребенок в 6 месяцев до сих пор чего-то не умеет:
- Малыш не отталкивается от ровной поверхности ножками, если его поднять и держать при этом за подмышки.
- Малыш не реагирует не на какие-либо звуки и движения, которые находятся на втором плане.
- Не проситься к родителям и близким на руки, а также не оживляется при их виде, почти не лепечет и не улыбается.
- Ребенок не издает привычное для младенцев гуление и ребенок не поворачивает головку, пытаясь рассмотреть свое окружение.
- Поднимает лишь верхнюю часть туловища, лежа при этом на животе.
Данный список – это минимальный набор умений, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, в случае, если вы замечаете какие-то отклонения в развитие ребенка в 6 месяцев, стоит обратиться к специалисту за консультацией.
Как развивать ребенка в 6 месяцев
- Давайте ребенку максимум времени проводить на ровной поверхности пола, разложите вокруг него самые разные игрушки, тем самым стимулируя желание малыша ползать.
- Когда малыш сидит на полу, расположитесь напротив и покатайте от себя и к нему мячик, а можно и покатать его на своих плечах, это позволит развивать у него координацию движений.
- Для хранения игрушек используйте коробки небольшого размера, ребенок будет с удовольствием копаться в них, перебирая мячики и кубики, игрушки.
- Дайте малышу в каждую руку по игрушке и после предложите третью. Ребенок попытается ухватить ее, не отпуская первые 2, но вскоре поймет, что так не получиться и одну из игрушек таки придется положить. Учитывайте и тот момент, что ребенок в 6 месяцев способен одновременно играть не более чем с 2 игрушками.
- Для развития речи малыша постоянного разговаривайте с ним, отвечайте ему, имитируя его же лепет, озвучивайте все, что выделаете.
- Для развития зрения показывайте ребенку яркие картинки и предметы, игрушки и рассказывайте о них, описывая. Прекрасно, если книжка имеет коротенькие стихи.
- Если гуляете с ребенком на улице описывайте деревья и траву, дома и машинки, в магазине показывайте ему фрукты и овощи, иные предметы, опишите их.
- Во время купания малыша берите с собой различные резиновые игрушки и, при этом, разнообразьте его быт различной яркой посудой, теми или иными предметами и одеждой.
- Старайтесь почаще приглашать в гости другие семьи с маленькими детками – это научит ребенка общению с другими детьми.
Развивающие игры с ребенком в 6 месяцев
Всегда стимулируйте развитие у своего ребенка навыки речи, как и в иные месяцы. Это могут быть красочные картинки и книжки, где странички малыш сможет сам переворачивать. Если родители будут читать ребенку короткие стишки, то по статистике такие малыши начнут говорить раньше своих сверстников.
Актуальные развивающие игры для ребенка в 6 месяцев: Ку-Ку, Сорока — ворона и Ладушки. Когда малыш сам сделает что-то новое, обязательно похвалите его и скажите, как вы его любите, поскольку маленькие дети чутко чувствуют позитив родителей.
Постоянный рост количества игрушек, которые уже на 3-5 день малышу надоедают весьма частая проблема родителей и потому можно поступить следующим образом. Разделите игрушки на 2 части: одну оставьте малышу для игр, из расчета на ближайшие 3 дня, а вторую часть спрячьте. После поменяйте разделенные игрушки местами и так делайте время от времени.
Ребенок скоро начнет ползать и потому в кроватке ему уже тесно, манеже также мало места, потому оптимально предоставить ему для этих целей ковер, разложите на нем пару игрушек, представив такую себе импровизированную игровую площадку.
Начало прикорма
В полгода по мнению педиатров можно вводить прикорм. До этого возраста все полезные для него вещества попадают в организм ребенка с грудным молоком. Если же малыша кормят искусственными смесями, прикорм можно вводить уже с 4-5 месяцев.
Ребенок в 6 месяцев активно двигается и потому тратит больше энергии и сил, активно растет и развивается. Потому так важен в этот период сбалансированный прикорм, он восполнит необходимые затраты энергии.
В первые дни прикорм можно вводить в утреннее время, перед основным кормлением. Оптимально начинать его с овощного пюре, если у ребенка проблемы со стулом или же с каш, если у малыша недостаточный, малый для его возраста вес. Главное помнить, что каждый из овощей стоит вводить отдельно. Остановите свой выбор на цветной капусте или же брокколи.
Читайте также: Прикорм ребенка в 6 месяцев. Как вводить прикорм в 6 месяцев
Режим сна малыша в 6 месяцев
Режим сна у полугодовалого ребенка становиться более упорядоченным, он спит в ночные часы и не просыпается порядка 6-7 часов. Дневной сон осуществляется 2 раза за сутки, длительностью по 1.5 — 2 часа, но такие показатели среднестатистические и у каждого малыша может быть свой индивидуальный, необходимый его организму режим сна.
За ночь ребенок на грудном вскармливании может просыпаться несколько раз для ночного кормления. С возрастом ребенок перестанет просыпаться в ночное время. Если он плохо спит ночью, он беспокоен и чрезмерно активен, следует прибегнуть к следующим рекомендациям:
- Перерыв между дневным и ночным сном должен быть не менее 4 часов.
- Перед сном купайте малыша в теплой воде, куда можно добавить отвар трав, что поможет успокоить его нервную систему и улучшит сон.
- Перед самым купанием хорошенько покормите малыша.
Читайте также: Сколько должен спать ребенок в 6 месяцев: днем и ночью?
Уход за ребенком в 6 месяцев
Всегда занимайтесь с малышом гигиеническими процедурами, но с условием, что он сухой и не будет мерзнуть, одет или укутан. Родители должны регулярно чистить носик и ушки, обрабатывайте его кожу и умывайте, обязательно подмывайте малыша после того, как смените подгузники.
Полотенца для ребенка выбирайте хлопковые, главное промокните аккуратно кожу малыша, не растирая ее, а если нет возможности подмыть ребенка, воспользуйтесь детскими гигиеническими влажными салфетками.
В полгода приучайте малыша мыть руки перед приемом пищи. В это время он весьма активен, любит хватать руками самые разные предметы, а затем тянет их в рот. Купание нужно проводить каждый день и отвести ему отдельное время в режиме дня ребенка в 6 месяцев. Слишком активных малышей купают в первой половине дня. Главное, чтобы во время купания ребенок не был голоден и находился в прекрасном настроении.
Читайте также: Режим дня 6 месячного ребенка. Подробный распорядок дня
В процессе купания важно следить за температурным режимом воды и не спровоцировать переохлаждение ребенка. Температура воды должна составлять 37-37.5 градусов, да и в самом помещении должно быть тепло. Заблаговременно приготовьте все ванные принадлежности.
У ребенка в 6 месяцев начинают лезть первые зубки, и потому после еды стоит давать им по ложке воды, чтоб ребенок мог очистить их от остатков пищи. Обязательного ухода требует и кожа ребенка. У малыша не должны возникать опрелости и высыпания, раздражения и уж тем более нагноений. Увеличьте до максимума время, когда на ребенке нет памперсов и подгузников, кожа младенца должна дышать. Желательно одевать ребенку подгузник только на ночь или же на прогулку.
Плюс для нормального развития ребенка в 6 месяцев важны и массаж, гимнастика. В этом случае свои рекомендации даст педиатр, предложив тот или иной комплекс мероприятий по уходу за младенцем.
Читайте также: Массаж для новорожденных. Как делать массаж для грудничков
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев — Видео:
Читайте о других месяцах развития ребенка:
Развитие ребенка в 7 месяцев, Развитие ребенка в 8 месяцев, Развитие ребенка в 9 месяцев, Развитие ребенка в 10 месяцев, Развитие ребенка в 11 месяцев
Все о развитии ребенка в полгода (календарь развития)


Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.
Физиологическое развитие малыша на 6 месяце
Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.
Что умеет ребенок в 6 месяцев


- Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
- В ножках и ручках пропадает гипертонус.
- Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
- Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
- Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
- Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
- Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
- Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
- Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
- Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
- Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
- Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.
Психическое и эмоциональное развитие
- Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
- Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
- Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
- Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
- Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
- Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.
Тест на развитие малыша в полгода


- Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
- Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
- Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
- Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
- Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
- Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.
Что должно насторожить
- У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
- Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
- Не может переложить предмет из одной руки в другую.
- Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
- Не просит взять его на ручки.
- Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.
Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.
Начало прикорма


Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.
Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.
Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.
Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.
Приготовление овощного пюре
- Обдать овощи кипятком.
- Сварить (в воде или на пару).
- Взбить при помощи блендера или протереть через сито.
При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.
Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).
Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.
Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.
Отучаем от соски
Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.
Режим сна малыша в 6 месяцев
Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.
Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:
- После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
- Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
- На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.
Развивающие игры с ребенком в шесть месяцев


В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.
Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:
- В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
- Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
- Катание теннисного шарика ладошками.
- Массаж пальчиков.
- Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
- Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».
Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.
В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.
Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.
Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.
Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)
Новорожденный Развитие до годанормы веса и роста, навыки и умения

За первые полгода жизни младенец сильно меняется внешне, физически, психически.
Дети начинают проявлять свою индивидуальность.
Важно понимать особенности развития ребенка в 6 месяцев: мальчики быстрее девочек набирают вес, но отстают от них в психоэмоциональном становлении.
Особенности развития мальчиков
Пропорции тела шестимесячного крохи становятся более гармоничными. За полгода у мальчиков может поменяться цвет глаз. У многих начинают резаться зубки на нижней челюсти. Этот процесс сопровождается зудом, болезненностью.
Нередко воспаляются десна. Дискомфорт приводит к ухудшению аппетита и сна ребенка. У шестимесячных детей скатывается пушок на голове и вырастают волосы.
Мальчики больше и крепче девочек. При этом они позже начинают лепетать и выражать эмоции. Но отличия в физическом и психическом состоянии детей разных полов заметны не всегда. Развитие мальчиков в 6 месяцев приведено ниже в таблице.
Уровень | Параметры шестимесячных мальчиков | |
вес в килограммах | рост в сантиметрах | |
Ниже среднего | 6,4-7,1 | 63,3-65,4 |
Средний | 7,1-8,9 | 65,4-69,8 |
Выше среднего | 8,9-9,7 | 69,8-71,6 |
Привес шестимесячных мальчиков составляет 370-510 грамм, а прирост – 1,6-1,9 см. В этом возрасте детей начинают прикармливать. Важно грамотно продумать рацион ребенка.
Полугодовалые мальчики меньше спят днем, стремятся познавать окружающий мир. У детей в этом возрасте уже полностью исчезает физиологический мышечный гипертонус. Это позволяет им совершать все движения легче и точнее.
На развитие детей влияют такие факторы:
- генетика;
- наличие патологий врожденного или приобретенного типа;
- режим и вид питания;
- срок рождения;
- степень активности.
Развитие полугодовалых детей идет очень интенсивно. Для мальчиков характерна высокая эмоциональная и физическая активность.
Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев?
Развитие детей делится на физическое, умственное, психоэмоциональное. В каждой из этих сфер в шесть месяцев происходят определенные изменения. Перечень умений и навыков полугодовалых мальчиков приведен ниже в таблице.
Область развития | Навыки, способности |
Физическая | Малыши умеют: Мальчики совершают попытки: |
Умственная | Мальчики умеют находить источник звука, спрятанную (прикрытую полотенцем) игрушку. Формируются причинно-следственные связи. Например, ребенок понимает, что при падении предмет издает звук. |
Психоэмоциональная | Малыши активно лепечут. Их «речь» пополняется новыми звуками, слогами. Некоторые родители иногда замечают, что ребенок произносит простые слова. Дети улыбаются, активно выражают свои эмоции. Мальчики способны самостоятельно играть в течение четверти часа. Плачут дети лишь при наличии физиологического неудобства. Малыши пытаются имитировать речь взрослых, повторяют движения за родителями. У полугодовалых детей формируется пассивный словарный запас. Они понимают, как называется тот или другой предмет. Мальчики узнают родителей по голосу, проявляют ласку к маме и папе. В отношении посторонних лиц дети испытывают страх. |
Проверить уровень развития мальчика можно при помощи такого теста:
- взять яркую игрушку и расположить ее на расстоянии 30 см. Мальчик должен перевести взгляд на этот предмет, выделить его из окружающей среды;
- позвать ребенка по имени. Младенец должен отреагировать;
- положить малыша на спину. Потрясти перед ним погремушкой. Потом отдалить ее от ребенка. Мальчик должен потянуться за игрушкой, приподняться и сесть с поддержкой взрослого;
- предложить ребенку сначала игрушку, а потом – бутылочку. На разные предметы реакция должна быть неодинаковой. Увидев игрушку, малыш за ней потянется. Если поднести бутылочку, то ребенок совершит сосательное движение, откроет рот;
- наклониться к мальчику. Начать с ним разговаривать, меняя при этом выражение лица: сводить брови, улыбаться, жмурить глаза. Мальчик должен стараться повторять мимику;
- дать ребенку в руку игрушку. Спустя несколько секунд попытаться забрать предмет. Младенец должен выразить недовольство.
Уход за 6-месячным малышом
Многие мамы начинают с шестимесячного возраста вводить прикорм. Чаще всего для этого используются фрукты и овощи. Важно вводить новые продукты аккуратно, проверяя реакцию организма.
По поводу составления меню лучше обратиться к специалисту, который подберет рацион и режим с учетом потребностей, особенностей малыша. Неграмотное введение прикорма может стать причиной проблем со здоровьем.
На протяжении первого года жизни формируются пищеварительная и иммунная системы. Нарушения данных процессов появляются спустя несколько лет. Поэтому к прикорму нужно подходить ответственно.
Важным элементом ухода являются водные процедуры. Утром после пробуждения следует умывать лицо мальчика теплой водой. Стоит чистить уши и нос по мере необходимости. Каждый вечер перед сном нужно купать мальчика.
Использовать детское мыло допускается не чаще 1-2 раз в неделю. Памперсы следует регулярно менять. Педиатры не советуют постоянно использовать подгузники, так как это приводит к появлению потницы и раздражения.
Евгений Комаровский рекомендует поддерживать и укреплять иммунитет детей такими методами:
Важно следить за состоянием ротовой полости, особенно если у мальчика режутся зубы. Нельзя допускать развития воспалительного процесса.
Прорезывание зубов обычно сопровождается повышенным слюноотделением. Поэтому стоит запастись мягкими хлопчатобумажными салфетками. Следует очищать шею и подбородок от стекающей слюны. Также нужно обрабатывать кожу в этих зонах детским кремом. Нельзя допускать появления опрелостей и воспаления. Полезно приобрести игрушки-прорезыватели для снятия зуда десен.
Чтобы малыш комфортно себя чувствовал, необходимо поддерживать в квартире оптимальный микроклимат. Влажность воздуха должна быть на уровне 50% и выше. Оптимальный показатель температуры – +22-23 градуса. Добиться таких параметров можно используя обогреватели, увлажнители воздуха, проветривая помещение.
Развивающие игры и занятия
Развитие детей проходит через игру. Шестимесячному малышу нужно предоставит возможность заниматься исследованием окружающей среды и расширять кругозор. В этом ему могут пригодиться интерактивные игрушки, погремушки, сенсорные коврики, карточки Домана.
Помогут в становлении и подручные средства: ложечки, формочки, баночки с крышками. Необходимо учить мальчика находить взглядом вещь.
Для этого нужно ставить знакомый предмет в поле зрения ребенка и спрашивать, где он находится. Стоя перед зеркалом, надо показать отражение и спросить малыша где он, а где папа или мама. Интересное, простое и полезное упражнение – «Ладушки». Необходимо научить шестимесячного мальчика хлопать в ладоши.
Чтобы этот процесс был интересным, стоит напевать детскую песенку, рассказывать потешку. Это способствует улучшению моторики и пополнению пассивного лексикона. Родителям нужно научить ребенка жесту «пока-пока». Провожая папу на работу, бабушку из гостей, – надо махать им в след.
Для развития слуха стоит играть со звуками. Можно взять несколько железных баночек и насыпать в них мелкие игрушки, крупы. Надо трясти по очереди каждой емкостью, извлекая звук.Полезны для ребенка пальчиковые игры. При этом надо изучать пальцы не только на руках, но и на ногах. Во время купания, переодевания малыша нужно называть все части его тела, лица. Для стимулирования речи следует повторять буквы, слоги из лепета мальчика, меняя интонацию и выражение лица.
Малыш будет учиться правильно произносить звуки, удивляться или радоваться мимике. Это также благотворно влияет на развитие психоэмоционального состояния.
Видео по теме
О развитии детей на шестом месяце жизни в видеоролике:
Таким образом, развитие шестимесячных мальчиков проходит очень стремительно. Родителям важно помогать ребенку в его становлении, проводя различные обучающие занятия. Стоит приобрести для малыша несколько развивающих игрушек.
Что умеет ребенок в 6 месяцев: перечень навыков :: SYL.ru
Что умеет делать ребенок в 6 месяцев? К этому периоду жизни он научился поворачиваться со спинки на бочок. Он пытается сидеть, немного опираясь на ручки, делает попытки ползти, увидев что-то интересное впереди. Игрушки перекладывает из одной руки в другую и держит их уже всей кистью. В шестимесячном возрасте он знает родных и близких, отдает предпочтение матери. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он понимает некоторые жесты, выражает мимикой эмоции. При крике издает звуки, некоторое время может самостоятельно заниматься игрушками.
Питание ребенка
До полугодовалого возраста малыш питался только грудным молоком. Ему было достаточно всех жизненно необходимых веществ. После шести месяцев жизни малышу необходимо давать прикорм, потому что он достиг того уровня развития, когда:
- организм может переработать чужеродный белок;
- появились или готовятся прорезаться первые зубы — малышу потребуется кальций, фосфор, витамин D2;
- пробует жевать пищу.

- знакомиться с новой едой ребенок будет начинать не более чем с одной или двух чайных ложек;
- после съеденного его необходимо докормить грудью или молочной смесью;
- не надо кормить малыша насильно, лучше уменьшить объем или заменить вид продукта;
- еда должна быть жидкой и однородной массой, напоминающей грудное молоко;
- каждый новый продукт вводится один раз в 2–4 недели, большой промежуток времени необходим для привыкания к новой пище желудка малыша и всего пищеварительного тракта.
Кушая по всем правилам, малыш будет здоровым и веселым.
Физическое развитие
Что умеет ребенок в 6 месяцев? Девочка или мальчик в этом возрасте владеет следующими навыками:
- Переворачивается со спинки набок, а потом на животик.
- Передвигается в пространстве, пытается ползать.
- Самостоятельно пробует садиться.
- Стоит на ровной поверхности, держась за какой-то предмет или с помощью поддержки.
- Сам(а) берет игрушки и предметы, находящиеся рядом.
Эмоциональное развитие
Что умеет ребенок в 6 месяцев? Мальчик или девочка проявляет следующую эмоциональную и умственную активность:
- Фиксирует внимание короткий промежуток времени на понравившемся предмете.
- Выражает эмоции: радуется и печалится.
- При исчезновении игрушки начинает ее поиски, крутя головой в разные стороны.
- Реагирует на произношение имени.
- Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он наблюдает за выражением лица взрослого человека, находящегося рядом.
- Любит смотреть на движущие предметы, бросает игрушки и наблюдает за их падением.
- Не любит одиночества, предпочитает играть со взрослыми.
- Начинает лепетать, произнося отдельные слоги.
- Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он умеет пить из чашки, если ее придерживают взрослые, хорошо ест с ложки.

- малыш не реагирует на обращение к нему близких людей, равнодушен к еде и играм;
- наблюдается подергивание конечностей или лицевых мышц;
- нарушается сон.
Детские обучающие игры
Здорового ребенка можно научить всем навыкам в процессе игр. Для развития моторики, надо вкладывать малышу в руки мелкие предметы, постепенно увеличивая их объем. Форма игрушек должна быть разной, а поверхность: гладкой или ребристой, кожаной или бархатистой. Возбуждение, возникающее в тактильных рецепторах или рецепторах соприкосновения, поступает в головной мозг.

Для стимулирования речевого развития надо больше разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, петь песенки, читать стихи, рассматривать книжки, комментируя картинки. Словарный запас малыша зависит от количества слов, которые он слышит ежедневно. Для усвоения артикуляции иногда ручки ребенка надо прикладывать при выговаривании отдельных слов к своим губам. Малыш запоминает форму губ при их произношении. Надо больше играть с ребенком: показывать и называть игрушки, просить найти одну из них, показывать фотографии близких, называя людей, играть с зеркалом и в прятки. Только от родителей зависит физическое и интеллектуальное развитие малыша, поэтому им необходимо:
- организовать ребенку правильный режим дня;
- для первого прикорма правильно подобрать блюдо;
- играть с ребенком в обучающие игры, в процессе которых он приобретает новые знания.
Первый юбилей
Полгода – это первый серьезный юбилей крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Что должен уметь?
Вес шестимесячного малыша должен быть 7–9 кг при росте в 65–70 см. Это время, когда у ребенка начинают появляться первые зубы, заметить которые несложно: он капризничает, становится вялым, плохо ест, десны опухают и становятся красными, сует в рот пальцы и игрушки. Если 6 месяцев ребенку, что должна уметь девочка? Ребенок в этот период обязан уметь:
- Быстро и уверенно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Совершенствуя свои движения, меняет свое местоположение и может даже упасть с дивана или кровати. Лежа на животе, приподнимает верхнюю часть тела, опираясь на одну руку, а другой пытаться взять игрушку.
- Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Садиться самостоятельно или придерживаясь за предметы. Сидеть 15–20 мин. за один раз, так как позвоночник не выдерживает долго вес собственного тела малыша.
- Может держать игрушки двумя руками и перекладывать их из одной в другую.
- Ползать или пытаться это сделать: отталкиваясь от пола, он пятится назад или, переставляя ручки, крутится вокруг себя. Для поддержания двигательной активности, ребенка несколько раз в день надо выкладывать на пол, постелив одеяло.
Нервно-психическое развитие малютки
Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Малыш должен:
- Сосредотачивать взгляд на небольших предметах, различать эмоции взрослых. Радоваться похвале, обижаться, когда на него сердятся. Реагировать на свое имя, поворачивая голову.
- Знать свои игрушки, слушать короткие стихи, произносить разные слоги, отдельные гласные, петь и гулить даже в одиночестве.

Как проверить уровень развития шестимесячной девочки?
Для выявления навыков развития малышки можно провести такой тест:
- Проверить, может ли ребенок концентрировать свое внимание на предмете. Для этого предложить ей яркую игрушку и посмотреть, обратит ли она на нее внимание или нет. Если да, то все нормально.
- Окликнуть ребенка по имени. Если она отреагирует на это, то тест пройден.
- Попробовать отнять у малышки заинтересовавшую ее игрушку. Она должна оказать сопротивление.
- Разговаривая с малюткой, менять мимику. Она должна попытаться повторить за вами.
- Предлагая девочке сначала еду, а потом любимую игрушку, посмотреть на ее реакцию, если она будет разной, то это хорошо.

Физическое развитие полугодовалого мальчика
Физическое развитие мальчиков, как правило, отстает от девочек. Мальчики в этом возрасте могут еще и не делать попыток садиться самостоятельно. Но навыком переворачивания в обе стороны они должны владеть. Для скорейшего развития ежедневно стоит делать простейшие физические упражнения, которые побуждают его переворачиваться, пробовать ползти и пытаться садиться. Эти навыки можно развивать и в процессе игры, раскладывая игрушки, чтобы малыш мог до них дотянуться, сделать переворот или продвинуться вперед, вбок и, упершись ручками, сползти назад.
Вес и рост шестимесячного ребенка
К этому периоду ребенок набирает ежемесячно примерно 650 г, рост его прибавляется около трех сантиметров в месяц. Итак, он весит уже ориентировочно 8,5 кг, а рост его — приблизительно 67 см. Не следует паниковать, если параметры не совсем вписываются в эти рамки. Здесь надо учитывать вес, с которым родился малыш, и его наследственность. У недоношенных детей вообще особенный календарь развития.
Максимум движения
Когда 6 месяцев ребенку, что должен уметь мальчик? Малыш начинает быстро развиваться. Он постоянно чему-то учится, приобретает новые навыки и умения, лучше справляется со своим телом, находится в движении, его все интересует.
- У малыша полностью окрепли шейные мышцы, он хорошо управляет головой.
- Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он может крепко держаться за пальцы взрослого и подниматься. Он еще не может долго сидеть и заваливается набок. Мышцы спины пока не окрепли, и ребенок плохо держится в вертикальном положении. Придет время, и он сам сядет.
- Придерживайте малыша за подмышки, и он с удовольствием будет пружинить, поднимаясь на носочки.
- Ребенка можно отучать от соски, когда начинается прикорм. Иногда еще у него бывают проблемы с животиком, но уже редко. Причем у мальчиков проблемы с газообразованием чаще, чем у девочек.
- В режиме дня шестимесячного ребенка обязательны: прогулки на свежем воздухе, занятия по развитию, нормальный сон, физкультура и купание.
Введение первого прикорма
В 6 месяцев пора вводить прикорм, если все нормально со здоровьем. За консультацией по питанию необходимо обратиться к врачу-педиатру. При быстром прибавлении в весе начинают с кефира, фруктов или овощей. Молочная каша подойдет для прикорма, если у малыша недобор веса. Начинать надо с ложечки одного вида продукта и за неделю довести объем до нормы. Заменять лучше одно дневное кормление до обеда, чтобы посмотреть на реакцию организма. Пища должна быть однородной структуры и не содержать сахара и соли. При кормлении в руку ребенка вложить ложку, чтобы он тоже участвовал в этом процессе.
Распорядок дня малыша
Малыш в шесть месяцев должен спать 2–3 раза, до и после обеда по два часа, продолжительность ночного сна — около 10 часов. Он может проспать подряд семь часов. День лучше начинать с зарядки.

Заключение
Долгожданным событием для родителей является день, когда исполняется ребенку полгода. Что умеет ребенок 6 месяцев? Развитие подросшего малыша идет более активно, и он требует больше времени от родителей, энергично применяет полученные навыки. Он может быть недовольным, изображать радость, страх, удовлетворение, подолгу агукает, узнает маму и радуется ей.