Что должен уметь ребенок в 4 месяца: навыки, параметры, проблемы
Яркая особенность данного периода — активность малыша во всех сферах развития. Он много двигается, стремится к общению, совершенствует социальные и интеллектуальные навык, совершенствуется физически и эмоционально. За малышом интересно наблюдать: в ответ на обращение и во время игр он улыбается и даже смеется. Развитие эмоций у ребенка в 4 месяца выходит на новый уровень.
Родителям важно знать какие навыки подвластны малышу на данном этапе, какие признаки свойственные нормальному формированию. Необходимо также знать особые знаки, которые не должны оставаться без внимания специалиста.
К тому же преодолев три первых трудных месяца, мама уже достаточно хорошо научилась понимать потребности крохи, распознавать его настроение.
Физическое развитие
Важным параметром хорошего самочувствия грудничка в четыре месяца, его полноценного развития в соответствии с утверждёнными стандартами, является своевременное преобразование пропорций тела. При рождении окружность головы малыша больше, чем аналогичный показатель обхвата грудной клетки. С возрастом объем груди и черепа приближаются к единому показателю. Допустимо, чтобы голова характеризовалась меньшим размером. В случае когда обхват черепной коробки по-прежнему больше грудной клетки, стоит посетить медицинского специалиста.
Несоответствие размеров и пропорций в определённых ситуациях свидетельствует о возможном повышенном внутричерепном давлении у малыша или его внутренние органы развиваются слишком медленно.
Кроха отлично видит. Первичное формирование глазного яблока завершено. Зрение малыша становится четким, отлично различает цвета и формы. Карапузу нравится наблюдать за окружающими, фокусировать взгляд на игрушках, искать источник шума. Слух младенца также сформирован. Малыш может испугаться резких хлопков. При звуке ритмичной музыки он начинает активно двигаться, гулить. Если мама тихо поет колыбельную, кроха успокаивается, засыпает. Кроха знает голоса мамы и папы, реагирует на собственное имя.
Мышцы также достаточно хорошо развиты. Шея укреплена настолько, что карапуз может держать голову лежа на животе, с радостью будет вертеть ею в вертикальном положении. Родничок уменьшается в размерах, а в период 6–18 месяцев он полностью закроется. В этом возрасте проходит гипертонус нижних конечностей.
Новорожденный ребенок практически не имеет жировой ткани. На 3–4 месяце жизни начинает активно формироваться подкожная жировая прослойка. Особенность этого процесса заключается в том, что жировая ткань располагается неравномерно. Больше ее образуется в области груди и живота. Это необходимо, чтобы защитить основные органы, сосуды и нервы.
На данном этапе малыш будет набирать вес чуть медленнее, чем в первые три месяца. Норма прибавки составляет 600–700 грамм. Недоношенный младенец в норме должен набрать до 900 грамм. В росте кроха прибавляет на 2,5–3,5 см. Сколько ребенок должен весить в этот возрастной период можно узнать из представленной таблицы.
Развитие ребенка в 4 месяца | ||
---|---|---|
Параметры | Мальчики | Девочки |
Вес, кг | 5,6-8,7 | 5,0-8,2 |
Рост, см | 59,7-68 | 57,7-66,4 |
Окружность головы, см | 39,2-44 | 38,1-43,1 |
Психомоторное, социальное и речевое развитие
Грудничок развивается также с точки зрения эмоций, психических навыков, интеллекта. У малыша не слишком развита долгосрочная память, в связи с чем происходит деление людей на «своих» и «чужих». Когда кроха будет видеть знакомого человека, он будет бурно реагировать и радоваться. К посторонним детки относятся с опаской, могут заплакать. Если кого-то ребенок не видел несколько дней, он может забыть его лицо, а при попытке взять кроху на руки, громко плакать или выражать беспокойство.
В этом возрасте продолжают совершенствоваться речевые навыки. Ребенок может подолгу агукать, часто и долго произносить гласные буквы нараспев. Появляются звуки «м» и «б». Младенец может громко вскрикивать, пищать от радости. На словесное обращение он будет смеяться, махать ручками и ножками.
Кроха ярче выражает эмоции и чувства. Например, страх, радость, разочарование, удовлетворенность сопровождаются различными звуками и интонациями.
Режим сна и бодрствования
В первые три месяца жизни ребенок спит беспокойно, часто просыпается, во сне может вздрагивать, выгибаться и плакать.
Известный доктор Комаровский отмечает, что появляются колики из-за двух факторов – перекорма и перегрева малыша. И прежде чем бежать в больницу или покупать специальные лекарства, необходимо наладить режим питания и создать комфортные условия в помещении.
У большинства детей, преодолевших барьер первых трёх месяцев, боли в животике проходят, работа ЖКТ налаживается. Однако, беспокойство в период сна крохи может продолжаться и далее. Многие мамы сталкиваются с тем, что малыш начинает просыпаться по ночам, требует присутствия родителей, засыпает только после кормления. Это называется «регресс сна». Этот кризис характеризуется периодичностью и отмечается в следующие периоды взросления:
- 4 месяца;
- 9 месяцев;
- 18 месяцев;
- 2 лет.
Длится регресс сна около 2–6 недель. Чтобы преодолеть возникшие сложности, необходимо запастись терпением и пересмотреть общий режим сна и бодрствования малыша. Днем карапуз должен спать 4 раза по 1,5–2 часа. Активность между снами может достигать двух часов.
Ночной сон составляет 11–12 часов. В течение этого времени кроха будет просыпаться чтобы поесть. Норма пробуждений 1–2 раза за ночь.
Вечером рекомендуется выработать определенный алгоритм засыпания. Необходимо изо дня в день совершать единый ритуал действий: покупать, переодеть, накормить, уложить малыша. Мамам, практикующим совместный сон, часто незнакома данная проблема.
Чтобы нормализовать сон, важно подобрать удобную позу для крохи. Самым лучшим вариантом станет отдых на спине. Чтобы не деформировать череп, головку малыша нужно поворачивать то в одну, то в другую сторону. Если карапузу удобней засыпать на боку, после погружения в сон, его надо повернуть на спинку. Часто детям удобно спать на животе. Данная поза требует ответственного подхода со стороны родителей. Необходимо убедиться, что матрац довольно жесткий, а вокруг нет предметов, в которые можно уткнуться лицом. Некоторые педиатры считают оптимальной позой для сна в этом возрасте — полулежащее положение, когда под спинку крохи укладывают полотенце свёрнутое валиком.
Что умеет ребенок в 4 месяца
Укрепляя мышечную ткань, ежедневно накапливая опыт и непрерывно совершенствуя умения, ребёнок с успехом может демонстрировать следующие действия:
- брать предмет или игрушку в ручку;
- управлять своими движениями, поднимать и подносить игрушку к лицу, крутить и поворачивать ее;
- переворачиваться с живота на спинку и наоборот;
- менять положения в пространстве, пытается садиться, но поощрять это не стоит, т. к. позвоночник и мышцы ещё слабые и не готовы к таким нагрузкам.
- совершать ползающие движения, лежа на животе, если подставить ладонь под пяточки, кроха легко самостоятельно оттолкнется;
- произносить слоги, не имеющие смысловой нагрузки;
- уверенно держать головку в вертикальном положении и лежа на животике;
- лежа на спине, неуверенно приподнимать голову.
Данный набор навыков можно назвать условным. Ведь особенности развития связаны со многими факторами: степенью доношенности малыша, его веса, темперамента и многих других.
Рекомендации по развитию
Родители продолжают помогать совершенствовать малышу уже полученные навыки и овладевать новыми в домашних условиях. Важно проводить упражнения систематически и в хорошем настроении, сопровождая каждую манипуляцию комментариями.
Мамочка продолжает выполнять общеукрепляющий массаж. Лёгкие поглаживания, которые надо начать с животика и затем перейти на спинку, ножки и ручки производятся мягко и тактично. Обязательно надо осуществлять аккуратное разведение конечностей в суставах, прокручивания. Кожа малыша очень нежная, поэтому и массировать ее необходимо плавными и мягкими движениями. Длительность сеанса составляет около 10–15 минут. Проводить занятия следует на пеленальном столе или другой твердой и ровной поверхности.
После массажа рекомендуется провести гимнастику. Делать зарядку можно по утрам, в вечернее время. Крайне полезными и интересными будут следующие занятия:
- Упражнения на переворачивание. Чтобы ускорить способность переворачиваться, необходимо помочь малышу. Развитию навыка способствует выкладывание на живот. Согнув его ножку в коленном суставе, следует повернуть ее в сторону переворота, пока она не коснется поверхности. Карапуз должен автоматически потянуться в эту же сторону рукой. Можно дать ему палец. Ухватившись за мамину руку и подтянувшись, он перевернется набок, а затем и на животик.
- Потягивания малыша за ручки в лежачем положении помогут крохе укрепить спинку и своевременно сесть.
Игры с мячом (фитбол). Можно использовать гимнастический мяч, и положив на него ребенка, раскачивать малыша и удерживать за ножки. Постепенно занятия становятся более разнообразными, появляются новые элементы. Можно использовать надувной пляжный мяч. Необходимо показать его крохе, вращать и водить предмет из стороны в сторону. Карапуз захочет его схватить, помогите ему в этом, придерживайте мяч, если он слишком большой.
Специалисты не рекомендуют высаживать малыша, ставить его на ножки, использовать ходунки и прыгунки. Считается, что ребёнок начнёт садится и вставать, когда опорно-двигательная система подготовится к таким серьёзным нагрузкам, укрепится мускулатура в процессе ползания.
Важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику. Для этого следует использовать предметы разного размера, цвета, формы и текстуры. Отличным вариантом станет изготовление сенсорной коробочки. Взяв картонный ящичек, внутри надо обклеить его разными предметами – бантиками, пуговицами, тканями, фольгой, шнурками. По бокам коробочки делаются отверстия. Малыш будет засовывать ручки вовнутрь и на ощупь знакомится с предметами.
Не используйте для развития моторики слишком мелкие изделия. Кроха может захотеть оторвать детальки и засунуть в ротик, носик, что может быть очень опасно.
Социальное развитие и адаптация ребенка зависит от многих факторов. Маме надо научиться все время общаться с крохой, комментировать свои действия, обращаться к малышу. Обязательно надо носить кроху на руках, читать сказки, петь песенки, больше гулять на улице, показывать яркие картинки.
Для развития зрения и слуха прекрасным решением станет музыкальный мобиль. Это подвесная игрушка или карусель, которая крепится к кроватке. Кроха будет наблюдать за движением, прислушиваться к звукам.
Чтобы стимулировать развитие речи, нужно проводить с младенцем логопедическую зарядку. Для этого возьмите карапуза на ручки, а затем пофыркайте, надуйте щеки, еще можно высовывать язык и шевелить им из стороны в сторону, складывать губы трубочкой. Через время малыш начнет повторять эти движения, подражая маме. Полезно произносить гласные звуки и простые слоги. При этом важно чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.
Можно укреплять мышцы пресса, разрешая крохе подтягиваться на ваших пальцах, но недолго, несколько минут в день.
Когда необходима консультация врача
Каждая мама должна понимать в каких случаях необходимо незамедлительно обращаться за медицинской помощью. Ребенку, возможно, потребуется лечение, если вы заметили отсутствие следующих действий со стороны крохи:
- Эмоций и гуления. «Разговоры» малыша и ярко выраженные эмоции – главный признак здорового четырехмесячного ребенка. Если кроха почти ничего не говорит, не улыбается и не смеется, нужно показать его неврологу.
- Двигательной активности. Карапуз стремится играть, тянуться за предметами, перевернуться со спины на живот и наоборот. Если кроха малоактивен стоит проконсультироваться с педиатром.
- Интереса к игрушкам и ярким предметам. Если грудничок не реагирует на яркие вещи и игрушки, возможно, у него проблемы со зрением. Также это могут быть симптомы невротических нарушений, поэтому без врача и тщательного обследования не обойтись.
- Реакции на звуки и голоса. Малыш успешно различает голоса и звуки, старается подражать им, пугается громких хлопков. Если этого не происходит — обращайтесь к врачу. Он осмотрит оба уха, проведет тесты и возьмет анализы. По итогу обследования будет установлена патология.
- Концентрации внимания. Малыш может сосредоточиться на игрушке или лице разговаривающего с ним человека.
- Реакции на собственное имя. Когда кроха слышит свое имя, он затихает, прислушивается, поворачивает головку. Если этого не происходит, начните наблюдение, проконсультируйтесь с врачом.
- Появление представленных признаков может напугать родителей. Не стоит паниковать. При своевременном обнаружении, начинающиеся патологии легко лечатся и все функции малыша восстанавливаются. Главное – быть внимательнее к состоянию и настроению ребенка.
Другие возрастные особенности
В этот период у некоторых деток может появиться первый зуб, несмотря на то, что у большинства они возникают лишь в 5–7 месяцев. О прорезывании зубика могут свидетельствовать следующие признаки:
- частое беспокойство;
- отказ от еды;
- повышение температуры тела;
- обильное слюноотделение;
- все тянет в рот, чешет десна.
Помочь карапузу могут специальные колечки с жидким содержимым. Их следует охладить и давать ребенку. Он начнет активно грызть холодное изделие, что снижает болезненные ощущения. Также можно купить в аптеке специальные гели.
Еще одной распространенной проблемой является сохранение гипертонуса. В норме он проходит к 3 месяцам и карапуз учится напрягать и расслаблять мышцы самостоятельно. Если же этого не произошло стоит посетить невролога. Главным симптомом повышенного мышечного тонуса является сопротивление малыша в момент, когда мама пытается раскрыть его руки или ножки. Беспокойный сон, частый плач также могут быть признаками наличия нарушения.
Если у детей в организме не хватает витамина D могут возникнуть негативные признаки являющиеся симптомами рахита. Для данного нарушения характерны следующие признаки:
- кроха начинает беспокойно ворочаться, постоянно капризничает;
- возможна деформация черепа;
- на затылке выпадают волосы.
- мама всё чаще замечает, что у ребёнка влажные ножки и ладошки, кроха может интенсивно потеть даже в прохладном помещении.
Таким малышам показано больше бывать на солнце, дышать свежим воздухом, употреблять витамин в виде водного или масляного раствора.
Некоторые мамы обеспокоены тем, что у крохи трясётся подбородок. Дрожание у детей не всегда свидетельствует о нарушении в работе нервной системы. Тремор может возникнуть при длительном плаче. Дрожать могут губы, ручки. Консультация с врачом поможет избавиться от необоснованных беспокойств.
Обильные срыгивания. В большинстве случаев, это нормальная реакция организма. Кроха становится активней, часто вращается с живота на спину и обратно, что и вызывает обратное движение пищи. К тому же часто причиной возврата смеси становится перекорм, поэтому очень важно соблюдать распорядок кормлений, концентрацию смеси. По назначению врача используются антирефлюксные смеси, которые способны уменьшить частоту негативных проявлений.
Любите и берегите своего малыша, уделяйте ему больше внимания, говорите, играйте с ним. Только тесный контакт со взрослыми, ощущение заботы и любви поможет крохе полноценно развиваться, быть счастливым.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца
Доброго времени суток, дорогие родители! Четыре месяца назад ваш малыш появился на свет. Он уже подрос, приобрёл так много новых навыков. А сейчас я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца.
Физиология малыша
Вес вашего ребёнка заметно изменился. За этот месяц карапуз набирает в среднем 700 грамм. В этом возрасте вес мальчиков колеблется от 5400 грамм до 7800 грамм, а девочек – от 4900 до 7200.
Рост увеличивается в среднем на три сантиметра. У четырёхмесячных девочек рост 58,3 см-64,2 см, а у мальчиков от 58,5 см до 64,7 см.
Но не стоит забывать про индивидуальные особенности организма крохи и внешние факторы. Не нужно сразу расстраиваться и паниковать, если вес или рост ребёнка не входит в эти рамки.
Мой малыш в четырёхмесячном возрасте уже весил 6,6 кг, при этом его рост был уже 66 см.
Рефлексы
- Ребёнок с лёгкостью берёт разные предметы, задерживает их в руках и кладёт на место.
- Малыш из положения «на животике» ползёт, если ножки, согнутые в коленках, упираются во что-то твёрдое.
- Практически исчезает рефлекс Моро.
- А этот рефлекс уже должен отсутствовать. Если ребёнку провести пальцем слева и справа возле позвоночника (вдоль всей его длины), то карапуз начнёт изгибать свою спинку.
Развитие органов чувств
В этот период малышу свойственно следующее:
- Ребёнок с лёгкостью узнаёт предметы, может концентрировать своё внимание и разглядывать понравившийся объект.
- Смотрит на один предмет, потом переводит свой взгляд на другой.
- У малыша начинает формироваться зрительная память.
- Реагирует на звуки, поворачивает головку в ту сторону, где он прозвучал.
- Слушает внимательно, когда с ним говорят. Распознаёт, с какой интонацией к нему обращаются.
- Можно заметить, что ребёнок слышит разницу в быстрых и медленных мелодиях.
- Ребёнок широко открывает глаза, если рядом с ним появляется резкий звук.
- Кроха всё больше разговаривает.
- Уже вы можете слышать от него не только звуки, но и слоги, особенно «ма», «па». «Когда ребенок начинает агукать»
- Малыш может смеяться.
Эмоции крохи
В четыре месяца карапуз всё больше проявляет свои чувства.
- Малыш улыбается, когда вас видит, когда радуется.
- Вы даже можете услышать смех ребёнка.
- Кроха проявляет свои эмоции движениями рук и ног.
- Ребёнок уже умеет возмущаться, при этом издаёт разные звуки с характерной интонацией.
- Уже с лёгкостью узнает родителей и близких родственников, и даже их голоса.
Как ребёнок двигается
Ребёнок уже владеет многими двигательными навыками:
- Самостоятельно удерживает голову. «Когда дети начинают держать голову»
- Когда он лежит на животе, может поднимать голову и удерживать её довольно длительное время, при этом умудряясь смотреть по сторонам.
- Умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. «Когда дети начинают переворачиваться»
- Может отталкиваться, как лягушонок, если когда он лежит на животе, ему подставить свою ладонь под стопы.
- Самостоятельно берёт погремушку и играется ей, кладёт на место.
Здоровый сон ребёнка
За сутки ребёнок в среднем спит 15 часов, 10 из которых приходятся на ночное время. Дневной сон делится на три раза, может длиться приблизительно по полтора часа. Ночью малыш практически не просыпается, исключения могут составлять желание покушать и смена подгузника, но после этих процедур ребёнок быстро засыпает.
Питание малыша
Для деток на грудном вскармливании ничего особо не изменяется в этом возрасте. Разве что у карапузов растёт аппетит, и они за одно кормление съедают больший объём маминого молока.
Что касается детей на искусственном вскармливании, то для них в четыре месяца происходят перемены. Именно в это время в их рацион питания добавляется прикорм. Первыми вводят овощные пюре. Дают по пол чайной ложки и смотрят за реакцией организма ребёнка. Если аллергия не возникает, постепенно повышайте порцию. «Когда вводить прикорм ребенку»
Патологии четырёхмесячного возраста
У деток могут появиться проблемы со здоровьем или с развитием и вам необходимо знать об этом и о причинах их возникновения, чтоб суметь вовремя распознать их и начать действовать.
Можно отметить ряд причин, которые вызывают температуру у детей в четыре месяца:
- У малыша лезут зубки.
- Тепловой удар.
- Долгий плач, сопровождающийся сильным криком.
- Гиперактивность малыша.
- Отклонения в функционировании пищеварительной системы.
- Вирусные и бактериальные заболевания.
Кашель у малыша в таком возрасте может стать следствием таких проблем:
- Воспаление горла, ушей, носовых пазух, аденоидов.
- ОРВИ, бронхит.
- В дыхательные пути попало чужеродное тело.
- Инфекционный процесс в органах пищеварения.
Стоит обратить внимание и срочно бежать к врачу, если кашель ребёнка сопровождается следующими симптомами:
- Сопровождается мокротой разных оттенков или кровью.
- Не исчезает дольше трёх недель.
- Резко появляется на пару с высокой температурой.
Отклонения в развитии
Все детки индивидуальны и по-разному развиваются. Кто-то раньше среднего, кто-то позже. Но есть вещи, которые малыш просто обязан уметь делать в четырёхмесячном возрасте:
- Совершать двигательные движения.
- В руке, хоть короткое время, удерживать предметы.
- Самостоятельно держать голову, лёжа на животе.
- Уметь переворачиваться.
- Опираться на локти и приподниматься, если его положили на животик.
- Упираться ногами на поверхность, находясь в стоячем состоянии.
- Произносить звуки.
- Слышать и узнавать голоса и другие звуки.
- Узнавать самых близких родных и радоваться их появлению.
- Проявлять положительные эмоции во время игры со взрослым.
- Улыбаться, в частности реагируя на что-то или кого-то.
Причины слёз малыша
В этом возрасте маме всё проще распознать, почему плачет её кроха. Это обусловлено тем, что малыш льёт слёзки с разной интонацией, с разной громкостью, при этом может совершать какие-то движения или хвататься за больное место.
Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие плач:
- Ребёнок замёрз или вспотел.
- Повышенная или сниженная влажность в помещении.
- Малыш голоден.
- Карапуз может плакать от усталости.
- Нужно сменить подгузник.
- У ребёнка что-то вызывает неудобства.
- Малыша напугал громкий шум или резкий стук.
- Если плач сопровождается резкими дёрганьями ножек, поджиманием коленок к животику – у вашего карапуза колики или метеоризм.
- Ребёнок заболел.
Стимулируем развитие ребёнка
Не забывайте принимать участие в развитии ребёнка. Полезным будет совершать ряд действий:
- Следите, чтоб рядом с малышом не возникали никакие скандалы и ссоры. И тем более не кричите на ребёнка. Так вы ломаете ему психику и рождаете фобии.
- Разговаривайте с малышом в разных интонациях, передавайте ему свои чувства, но только положительные.
- Общайтесь с ребёнком как можно чаще, проводите с ним время, потанцуйте с ним на руках. Причём ещё лучше, если это будут делать не только родители, но и другие родственники малыша.
- Важно называть кроху по имени. И конечно делать это нежно.
- Рассказывайте ребёнку сказки перед сном, читайте стихотворения.
Я сыночку иногда рассказывала известные произведения, а иногда придумывала свои истории. Он лежал тихонько и слушал каждое моё слово. И до сих пор очень любит сказки.
- Радуйте ребёнка новыми подарками. Пусть игрушки будут разной формы, цвета, но желательно яркие.
- Обязательно включайте крохе музыку, но только что-то нежное, спокойное (уж точно не рок), пойте ему колыбельные. Так будет развиваться слух крохи.
Я пела своему сыну, и знаете, со временем, он начал «подпевать». На своём, понятном только ему языке, но всё же.
- Устраивайте с ребёнком диалог. Можете начинать с простых звуков, особенно с тех, которые вы слышали от своего карапуза. Увидите, крохе это понравится, он начнёт вам отвечать.
Рекомендуем к прочтению статьи:
Вот мы и разобрались, какими навыками, умениями и достижениями должен владеть малыш в четыре месяца. Он ещё такой маленький, а уже так много достиг. А это только первые его победы, дальше будет больше. Счастья и здоровья вашей крохе!
Что должен уметь ребенок в 4 месяца, как помочь ему развиваться?
Содержание статьи
Итак, позади еще один месяц жизни крохи вне маминого животика. Он постепенно приспосабливается к новым условиям жизни, ищет доступные ему способы взаимодействия с окружающим миром, осваивает все новые навыки, крепнет физически. Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Как развивать его навыки? Такие вопросы часто возникают у неопытных родителей.
Я многого достиг
Пожалуй, так бы ответил малыш, если бы к этому возрасту умел говорить. Если разобраться, то по сравнению с предыдущим месяцем ребенок сделал большой шаг вперед в развитии всех сфер жизни.

Двигательные навыки
В физическом плане кроха явно прибавил за месяц.
- Ребенок в 4 месяца уже уверенно держит голову как лежа на животике, так и находясь в вертикальном положении.
- Умеет переворачиваться на бочок (некоторые даже умеют сами ложиться на животик).
- Лежа на животе, кроха может довольно долго рассматривать предметы, поднимаясь на ладошках. А если сзади упереться в его ступни ладонью или валиком, он начнет отталкиваться. Это начальный этап освоения навыка ползания.
- В положении на спине он приподнимается, если потянуть за ручки. Таким образом малыша можно даже перевести в сидячее положение. Однако важно помнить: по-настоящему высаживать ребенка в этом возрасте еще рано!
- 4-месячный малыш может брать предметы и удерживать около 30 секунд.
- Умеет складывать вместе свои ладошки, хлопать ладошками по поверхности.
- При поддержке под мышки кроха пытается отталкиваться ножками от опоры, словно шагая. Но ни в коем случае не стоит сейчас переносить его всем весом на неокрепшие ножки – их косточки и мышцы еще не готовы к этому!

Восприятие
Тактильные ощущения грудничка, его зрение и слух в этом возрасте продолжают «учиться» совместной работе.
- Кроха этого возраста понимает и любит яркие, чистые оттенки: красный, желтый, зеленый, синий. Полутона он пока не воспринимает, поэтому игрушки или одежки пастельных приглушенных оттенков его не заинтересуют.
- Грудничок научился фокусировать взгляд на предметах, причем находящихся от него на довольно приличном расстоянии (до 3,5 м), поэтому начинает рассматривать окружающую обстановку. Он может следить за перемещением игрушки перед глазами как вправо-влево, так и вверх-вниз, чего до этого делать не умел. Сейчас он видит предметы объемно, может рассматривать их детально.
- У него почти получается точно рассчитать расстояние до игрушки, чтобы дотянуться и схватить ее.
- При возникновении звука кроха 4 – 5 месяцев от роду несколько секунд прислушивается, а затем начинает поворачивать голову и туловище в ту сторону, откуда слышится звук, находит глазами его источник и старается рассмотреть. Зрительное и слуховое восприятие уже дополняют друг друга.
- Младенец сейчас может идентифицировать голоса людей, звуки мелодии или погремушки. Он уже любит слушать музыку и по-разному реагирует на различные темпы мелодий: под быстрые начинает ритмично двигаться, медленные слушает спокойно.
- Сейчас он подолгу и увлеченно не только рассматривает, но и ощупывает предмет, пытаясь соотносить восприятие зрительное и тактильное.

Интеллектуальное развитие
Память, мыслительные и познавательные процессы пока что весьма слабо развиты, но уже сейчас можно просмотреть наметившуюся динамику в развитии новых навыков.
- Долговременная память пока практически не развита, узнает ребенок только тех людей, которые находятся рядом постоянно (чаще всего это мама). Поэтому все, кто бывают в доме раз в несколько дней, автоматом попадают в список чужаков. А их от родных малыш сейчас отделяет очень четко, реакция на чужих в этом возрасте варьируется от настороженности и затихания до истошного плача.
- Ребенок уже не просто слышит свое имя, но и понимает, что обращаются именно к нему, поворачиваясь и реагируя на обращение комплексом оживления.
- Кроха ищет новые способы использования предметов. Поэтому может не только рассматривать игрушки, тянуть их в рот (слизистая более чувствительная, чем кожа), но и двигать их, трясти, цеплять ручкой (особенно если они висят перед ним и при толкании издают какие-либо звуки, подпрыгивают, раскачиваются), нажимать, если игрушка при этом пищит. Также малыш может взять и выпустить игрушку из ручек или бросить ее специально.
- На 5-м месяце жизни ребенку становится интересно рассматривать себя в зеркале.

Психоэмоциональное и речевое развитие
Сейчас у малыша заметно активизировался комплекс оживления, мимика и жесты стали ярко выраженными, появились новые эмоции.
- Он уже должен уметь звонко смеяться, если его развлекают или щекочут.
- Ярко выражает как радость, так и недовольство, обиду, скуку.
- В этом возрасте ребенок, конечно, не разговаривает в прямом смысле слова, но умеет активно общаться с родителями при помощи разных интонаций, агуканья и первых лепетных звуков.
- С радостью повторяет посильные звукосочетания за взрослыми, подражая их интонации, мимике, артикуляции.

Поиграйте с малышом
Конечно, в арсенале 4-месячного ребенка уже есть несколько простейших игр, которыми он любит себя занимать: рассматривать ручки или игрушки, «пританцовывать» под веселую музыку, «общаться» с родителями, гулить в хорошем настроении, разглядывать себя в зеркале, затрагивать ручками мобиль, чтобы игрушки начали двигаться, бить по игрушкам. Однако для дальнейшего полноценного развития ребенку необходимо внимание родителей. Есть несколько несложных игр для этого возраста, которые помогут развивать двигательные, речевые и другие навыки.
- Для тренировки мышц и подготовки ребенка к ползанию полезно укреплять мышцы спины и живота крохи, побуждая его часто переворачиваться. Стимулировать его интерес можно с помощью яркой игрушки, которую нужно перемещать перед глазами малыша так, чтобы он тянулся за ней, изменяя положение.
- Также готовиться к ползанию можно, обучая ребенка умению брать игрушку из разных положений – тянуться за ней, лежа на животике, на боку. Пусть тянется как следует, это поможет укрепить нужные для ползания мышцы!
- Подготовкой к навыку сидения на четвертом месяце может стать притягивание младенца за ручки до положения сидя. После этого нужно вернуть малыша на спинку. Если в это время с ним радостно агукать, петь веселую песенку, такое занятие принесет ему не только практическую пользу, но и массу удовольствия.
- Укрепить мышцы ног (что в дальнейшем поможет крохе научиться вставать, стоять и ходить) можно с помощью такого упражнения. Под веселую потешку малыш пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности, поддерживаемый мамой за подмышки (не опираясь на ножки полностью!).
Выполняйте упражнения на развитие двигательной активности на полу, подстелив теплое одеяло. Так вы будете спокойны: кроха точно не упадет с высоты и не ушибется.
Следующий блок игр-упражнений направлен на развитие восприятия малыша.
- Нужно вложить в ручку ребенка подходящую по размеру резиновую «пищалку». Если он не понял сам, для чего она нужна, взрослые показывают ему, сжимая своей рукой его кулачок. Как только появился звук, карапуз начнет сам сжимать-разжимать игрушку. Когда он это делает, он развивает моторику, хватательные движения, тактильные ощущения.
- Можно с пользой применять и способность ощупывать предметы. Например, предлагать ребенку игрушки или предметы разной формы из разных материалов – дерева, резины, пластика, металла, разных тканей (шелка, льна, бархата), меха. Пусть ощупывает и трогает каждый, пока не утратит интерес. Так активируется тактильное восприятие.
- Слуховое можно развивать, знакомя грудничка со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, металлофон, барабан и т. д.). Их звуки не должны быть слишком резкими, чтобы не испугать малыша. Пусть сначала рассмотрит эти предметы, услышит, как они называются, а затем увидит, как они «работают». После этого пусть попробует извлечь звук самостоятельно. Если в это время ему подбадривающее улыбается мама, агукает, ласково хвалит, называя по имени, маленький музыкант будет прилагать все усилия, чтобы инструмент зазвучал! Повторяя такие игры раз за разом, малыш постепенно научится соотносить то, как выглядит предмет, с его названием и звучанием.
Также слуховое восприятие тренируют различная музыка (лучше, конечно, классическая), записи детских песенок, мамино пение. - Зрение стимулируется при рассматривании ярких, контрастных предметов. Можно «путешествовать» вместе с ребенком по соседним комнатам, разглядывая их обстановку, позволяя ему трогать заинтересовавшие предметы, дотягиваться до них. В этом возрасте малышу полезно поваляться на животике на ярком одеяле или детском коврике с крупным рисунком (аппликацией) – это также тренирует зрение. А возможность потрогать поверхность также синхронизирует восприятие зрительного и тактильного.
- Ну а речь на данном этапе пока развивается исключительно в «общении» с родителями, подражании им. Так что полезно постоянно эмоционально говорить с малышом, медленно и четко произнося звуки, читать ему забавные потешки, петь песенки (кроха с удовольствием «подпоет»), менять интонацию, силу голоса. Можно показывать ребенку звуки, которые произносят разные птицы или животные (медведь, кошка, собака, мышь, гусь, утка, курица, петух, цыпленок, корова, лошадь и т. д.).

Как ухаживать за карапузом?
В вопросе ухода нового немного. В частности нужно внимательнее следить, чтобы ребенок, умеющий переворачиваться, не упал. Все остальное остается прежним: закаливаем, соблюдаем режим, много гуляем, устраиваем воздушные ванны, делаем массаж. Единственное, о чем хотелось бы напомнить, – разный подход к купанию мальчиков и девочек. Кстати, процедура эта по-прежнему остается ежедневной, мыло используется в минимальном количестве, не чаще 2 раз в неделю.
Купая мальчишку, важно отодвигать крайнюю плоть и смывать все, что под ней накопилось за день (прежде всего, это микробы из-за остатков мочи). А после каждого опорожнения кишечника малыша можно подмывать под краном в проточной воде.
Девочке такая процедура может сильно навредить, поскольку во влагалище при этом способе легко попадает инфекция. Малышку нужно подмывать только спереди назад. А купая, раздвигать половые губы, аккуратно смывая с них остатки мочи.
Итак, малыш уже преодолел рубеж 4 месяца. Дальше его развитие будет продвигаться все более интенсивными темпами. Родители сами не заметят, как подойдут к его первому юбилею. Но сколько этот период подарит трогательных воспоминаний!
Что умеет ребенок в 4 месяца и что малыш должен уметь в четыре месяца


Ребенок в возрасте четырех месяцев уже существенно отличается от малышей, которые только что родились. К данному периоду дети весьма существенно подрастают и меняются, как во внешности, так и в психологическом смысле.
Пропорциональные особенности развития тела в 4 месяца значительно меняются, а точнее, отличие размера головы от грудной клетки, что сильно бросается в глаза у новорожденного ребенка, становиться менее заметным за счет удлинения всех частей тела. В развитии своего теле ребенок становится уже более похожим на обычного человека. К четырем месяцам малыш стремительно набирает вес и приобретает более округлые формы.
При достижении ребенком 4 месяцев, им приобретаются некоторые новые способности. Теперь малышу доступны несколько новых способов общения с еще незнакомым ему миром. Все это происходит благодаря развитию некоторых систем организма, таких как опорно-двигательная и нервная система.
Навыки четырехмесячного ребенка


В 4 месяца значительно притупляется хватательный рефлекс, но при этом хватание происходит осознанно. Это говорит о том, что до этого времени малыш неосознанно хватал предметы, которые попадали в его ручку, а теперь он только при собственном желании сжимает в кулачок вещи. Осознанность движений является серьезным событием во всеобщем формировании организма маленького человечка, поскольку это говорит о том, что он уже пытается осваивать возможность управления собственным телом. А непосредственно хватание является достаточно новым и сложным процессом выстраивания импульсов, происходящих от нервной системы, которые приводятся в действие из-за заинтересованности ребенком какой-либо вещью.
Когда младенец держит какой-либо предмет в руке, который ему интересен, то не просто сжимает его, а пытается рассмотреть или поднести ко рту (попробовать на вкус). Также он может стучать данным предметом, либо пристально изучать все его детали. Все это является очень важными элементами развития малыша. Хотя слишком длительное время удерживать предмет ребенку не по силам, поскольку координация, а также мышцы еще не достаточно развиты.
Появляется способность переворачиваться на живот и обратно. В это время ребенка часто кладут на пол для того, чтобы избежать падений и последующих травм. Но для ребенка это только к лучшему, потому что ему открывается новый неизведанный мир для исследований. Используя данные перевороты, детки могут добраться до интересующих их предметов или мест.
Находясь в положении лежа на спине, ребенок может делать попытки приподниматься и тянуться вверх плечиками и головой, словно пытаясь сесть. Но, в принципе, очень редко бывают случаи, когда дети могут сесть с данного положения. Чаще всего этот процесс происходит при упоре на бедренную часть. Раньше считалось, что ребенка можно присаживать в возрасте от четырех месяцев. И это не удивительно, потому что, когда ребенок начинает сам тянуться вверх, появляется огромное желание помочь ему в этом и усадить. Но в наше время специалисты утверждают, что ни в коем случае нельзя присаживать ребенка до тех пор, пока он не сделает это сам. Тем более не стоит использовать в качестве опоры мягкие вещи, вроде подушек. В качестве этой самой опоры необходимо применять твердые и жесткие предметы.


Способность ребенка, находясь в положении лежа на животе, пытаться ползти. В этот период малыш своеобразно приподнимает попку и отталкивается с помощью своих задних конечностей. Некоторые это делают, используя «пластунский метод». Стоит сказать, что большое количество детей в данном возрасте начинает двигаться в заднем направлении. В качестве мотивации можно применять наиболее любимые игрушки малыша, которые стоит разложить перед ним на небольшом расстоянии. В этом случае нужно всегда помогать малышу добраться до игрушки, пиначе он может быстро потерять интерес к этой игре.
Происходит значительное улучшение органов слуха и зрения. Новорожденный малыш может ясно видеть только те предметы, которые находятся на расстоянии 50-70 см. В возрасте, начиная от четырех месяцев, его зрение достигает расстояния, превышающее 3-3,5 метра. Это говорит о том, что он ясно видит то, что окружает его в определенном помещении, либо может наблюдать вид из окна. Восприятие звука также значительно становится лучше. Малыш уже замечает различие в звуках, воспринимает разнообразные музыкальные произведения, а также уже отличает эмоции в звуках. Наиболее значимым и приятным для него является материнский голос.
Естественно, что от развития слуха зависит и развитие речи ребенка. В 4 месяца могут появиться первые слоги, которые произносит ребенок, сильно похожие на слова. Именно эти звуки воспринимаются родителями в качестве самых первых слов. С помощью губ ребенок пытается подражать разговору взрослых. В этот период все чаще можно слышать от него своеобразный лепет. В этот период очень важным является общение между родителями и ребенком. Кстати, в это время ребенок уже сам пытается начинать общение, используя при этом мимику лица и своеобразные слова.


В четыре месяца ребенок малыш сильно развивается в социальном плане. Несомненно, что в его жизни самое важное место занимают мама и папа. Он уже учится разделять окружающих его людей на знакомых и незнакомых. К незнакомым малыш даже относит тех родственников, которых он видит не слишком часто. Проявляется это различие в том, что в присутствии чужих людей он может плакать, вести себя напряженно и капризно. К родным малыш относит тех людей, которых он видит ежедневно. Это обусловлено тем, что в данный период память малыша развита недостаточно, и он придает особое значение тому, что происходит именно в конкретный момент времени.
Даже, несмотря на то, что перечисленные способности в основном проявляются у детей в практически одинаковый период, не стоит расстраиваться, если ребенок в 4 месяца чего-то не умеет. Ведь любое развитие малыша сугубо индивидуально, а значит всё еще впереди.
Новорожденный Развитие до годаЧто должен уметь ребенок в 4 месяца – 9psy.ru
С наступлением четвертого месяца жизни многие проблемы, беспокоящие малыша, проходят, и он становится полноценным членом семьи. Он уже спокойно узнает маму и папу, активно общается с ними, дарит им улыбки. Кроха уже прекрасно понимает обращенную к нему речь, поворачивает головку на звуки собственного голоса. В этот период в его жизнь входят активные игры с родителями и игрушками, появляются новые эмоции и переживания, которые малыш активно демонстрирует.
Главной жизненной задачей на этот период становится общение с близкими людьми. Малышу необходимо освоить большое количество звуков и слогов, в чем ему могут помочь мама и папа, предлагая различные подражательны игры.
Содержание статьи
Таблица развития
Как спят дети на 4 месяце жизни?
Общее количество сна в сутки уменьшается до пятнадцати часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, в которых есть два – три перерыва на кормление. А остальное время разделяется на три дневных сна.
Пришла пора установить четкие периоды сна – бодрствования. Теперь малышу проще организовать полноценный режим дня, это нужно еще и для того, чтобы впоследствии ему было проще ориентироваться во времени.
Развитие органов чувств в этом возрасте.
Зрение
Зрение малыша становится более восприимчивым к яркости и цвету изображения. Яркие цвета по-прежнему привлекают его внимание, но нужно помнить, что обилие контрастных цветов в игрушках может негативно сказываться на утомляемости. Ограничьтесь игрушками с преобладанием одного – трех различных цветов.
Педиатры рекомендуют полностью заменить яркие игрушки, на более спокойные и природные цвета. Особенно это касается игрушек в виде животных или людей. Чем реалистичнее будет выглядеть картинка, тем проще ребенку будет ориентироваться в реальном мире.
Слух
Слух для малыша сейчас является основным проводником в большом мире. Он прекрасно справляется как со своими основными задачами по поиску источника шума, так и с построением связей с внешним миром. То, насколько качественно ребенок справляется с этими задачами можно оценить по его реакции на различные звуковые сигналы. Так, при раздражающих или мешающих звуках малыш может начать отворачиваться или плакать, а при звуках маминого голоса или веселой песенки улыбаться и махать ручками.
Теперь малыш становится активным собеседником в разговорах с родителями. Он научился подпевать маме, строить диалоги, правда пока еще на своем языке, и громко и весело смеяться.
Есть полезное упражнение для развития речи ребенка: сядьте рядом и, заглядывая ему в глаза, повторяйте за ним все звуки. Через небольшой промежуток времени малыш начнет повторять звуки за вами.
Чаще разговаривайте с крохой, так вы поможете ему быстрее освоиться с первыми звуками. Если уделять ему достаточно внимания, то уже сейчас можно услышать различные слоги типа «ма», «гу», «па» и так далее.
Тактильные ощущения
Развитие ребенка в четыре месяца пока еще напрямую зависит от контакта с матерью. Чем чаще мама берет его на ручки, поглаживает, делает легкий массажик и играет с малышом, тем быстрее он осваивает новые действия и тем здоровее и крепче становится его психика.
К четырем месяцам психическое развитие ребенка достигает того момента, когда боль, страх, радость, обида или любопытство переживаются особенно остро. Поэтому контакты с мамой должны быть максимально продолжительны и продуктивны.
Движения и действия малыша на 4 месяце жизни
Мам, разумеется, интересует, что делают дети в этом возрасте? Малыш уже уверенно переворачивается, меняет позы во время сна и бодрствования. Попытки приподняться на ручках, опираясь только на ладошки, становятся все более успешными. Некоторые детки в этом возрасте уже вполне способны самостоятельно встать на четвереньки, правда, совсем на короткое время.
Крайняя заинтересованность в изучении собственного тела выражается в постоянном разглядывании своих ручек и ножек, и попытками управлять ими по собственной инициативе. Также малыш охотно трогает ручками лицо мамы или папы, хватает маму за волосы.
Активно формируются причинно-следственные связи, так, увидев мамину грудь или бутылочку, крошка перестает плакать и ждет, когда его покормят.
Если потянуть ребенка, лежащего на спинке, за ручки, то он спокойно садится. Только не стоит пока слишком нагружать его этим навыком, потому что его позвоночник еще очень слабенький и слишком частые и усердные присаживания могут вызвать различные неприятные заболевания.
Большой плюс этого периода – это тот факт, что малыш на короткое время может занять себя сам. Если предложить ему новую веселую и пищащую игрушку, он будет достаточно долго вертеть ее в ручках, а это даст маме небольшой пятнадцати – двадцати минутный перерыв.
Как играть с ребенком этого возраста?
Малыш уже не просто рассматривает игрушки, предложенные мамой. Он прекрасно знает, как правильно взять погремушку, и с какой силой потрясти, чтобы она издала звук. Если у игрушек предусмотрены кнопки для извлечения звуков, малыш охотно будет нажимать их.
Так же пробуждается своеобразный интерес к физике тел: ребенок может кидать игрушки на пол или в воде и наблюдать за тем, как они падают и булькают.
- Игры в воде тоже становятся другими. Теперь малышу необходим целый арсенал игрушек, пузырьков и ведерок для купания.
- Игра в «Ку-ку» развивает поисковые навыки. Накройте себя или ребенка одеяльцем, а затем с возгласом «Ку-ку, кто это тут» снимите одеяльце. Если игра ему нравится, то малыш будет громко хохотать и сучить ручками.
- Игра в «Ладушки» способствует раскрытию ладошки и ускоряет развитие моторики и полушарий мозга.
- «Сорока – ворона» помогает наладить работу желудочно-кишечного тракта. Осторожно и плавно массируйте ручки ребенка, начиная с ладошки и постепенно переходя к пальчикам. При этом приговаривайте «Сорока-ворона, кашку варила и т.д.».
- Выделите малышу небольшое зеркало в твердой пластиковой рамке. Он с радостью будет рассматривать свое отражение и улыбаться.
В этом возрасте рекомендуется увеличить продолжительность прогулок на свежем воздухе. Пусть малыш не просто пассивно лежит в коляске, а рассматривает все вокруг. Повесьте на коляску погремушек и новых игрушек, чтобы ребенок мог хвататься за них ручками.
Продолжайте делать ребенку ежедневный массаж и гимнастику. Гармоничное физическое развитие гарантируют и быстрое развитие психики и мозга.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца: особенности развития
Полезные знания о том, что в 1 год и 4 месяца должен уметь ребенок, помогут родителям успешно справиться с его воспитанием. Это сложный возраст. Малыш стремится к самостоятельности. Мама и папа должны направить его активность в нужное русло. Это ускорит развитие ребенка, уменьшит вероятность бытовых травм.
Особенности данного возраста
Ребенок с большим интересом наблюдает за окружающими его людьми, он копирует их поведение. У него появляются новые бытовые и поведенческие навыки, они могут носить положительный и отрицательный характер:
- вытирает запачканные руки, просит их помыть;
- выражая несогласие, пытается ударить.
В этот период важно хвалить малыша за хорошие поступки, мимикой, словами показывать, что расстроены его плохим поведением.
Физиологические особенности
Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.
Параметр | Девочка | Мальчик |
Рост (см) | 77-78,5 | 79,5-81 |
Вес (кг) | 10,3-11 | 11-11,3 |

Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.
Эмоциональное развитие
У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:
- кормит;
- качает, обнимает;
- носит на руках.

Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.
Интеллектуальное развитие
Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.
У ребенка идет интенсивное развитие мозга:
- начинает развиваться память;
- появляется понятие формы, цвета, расстояния;
- малыш учится оценивать величину предметов.

Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?
Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.
Уровень развития мелкой моторики такой, что ребенок легко управляет ложкой во время еды, самостоятельно пьет из кружки.
Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.
Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:
- самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
- пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
- моет руки, лицо.

Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.
Отличие девочек от мальчиков
Исходя из статистики, специалисты говорят, что девочки в физиологическом развитии немного опережают мальчиков в 1 год 4 месяца. На деле все индивидуально. Мальчики предпочитают игры с машинками, кубиками, оставляя куклы и кукольную посуду девочкам.
Малыши мужского пола уже в этом возрасте любят смотреть картинки с машинами, самолетами, мотоциклами. Девочки любят повторять поведение мам. Они любят посмотреть на себя в зеркало, пытаются расчесывать волосы себе, маме, папе, куклам.

В общей массе мальчики ленивее девочек. Многие позднее начинают говорить. Их активность больше направлена на движение, освоение пространства. При небольших отличиях в физическом развитии дети в 1 год 4 месяца имеют равный уровень поведенческой активности.
Какие игрушки подходят для этого возраста?
Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.
Размер рыбок, утят, кукол-голышей не должен превышать 10-15 см. Для прогулок тоже подходят наборы из пластика для песочниц.
Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.

Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:
- коляску для кукол;
- машины разного размера с кузовом и без него;
- каталки.
Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.
Занятия и игры для развития в год и четыре месяца
В 1 год 4 месяца начинают приучать карапуза к порядку. Самое простое занятие — уборка игрушек. Прибирать их нужно несколько раз в день, помогая и хваля ребенка. Способствуют развитию занятия, проводимые в форме игры. Нужно купить 1-2 пирамидки с кольцами разного цвета. Упражнения с ними помогают понять размер предмета (маленький, большой), его цвет. Занятия с пирамидками должны сопровождаться речью взрослого. Сначала все действия делает он, потом предлагает ребенку их повторить.

Медицинское сопровождение малыша в 1 год 4 месяца
Необходимо посетить участкового детского врача. Он проведет плановый осмотр, сделает все необходимые обмеры, выпишет направления на сдачу анализов:
- мочи;
- общий анализ крови.
Если у родителей возникают вопросы по поводу здоровья и развития ребенка, врач дает направление к узкому специалисту: ЛОР-врачу, окулисту, кардиологу, неврологу.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители
На прогулках малыши видят собак. У одних они вызывают только положительные эмоции, у других — чувство ужаса. Чтобы избавить малыша от негативных эмоций, родителям необходимо:
- подарить мягкую игрушку, похожую на настоящую собаку;
- рассматривать картинки с изображением животных;
- познакомить с воспитанным псом.
Часто возникают проблемы с кормлением. У ребенка образуется много дел и развлечений более интересных, чем прием пищи. Поэтому дети в 1 год 4 месяца часто отказываются от еды. Маме не стоит впадать в панику, нужно подогревать интерес ребенка к еде красивой посудой, интересным оформлением блюд. Родители должны понимать, что их малыш в 1 год 4 месяца уже становится личностью со своим характером, желаниями, потребностями. Все взаимоотношения между ними должны строиться на уважении интересов малыша. При выборе игр нужно учитывать желание маленького человека.