Что такое креативность и как ее развить у ребенка
В психологии под креативностью (от англ. creative – «создавать») понимают способность нестандартно мыслить, находить новые решения в привычных ситуациях. Креативная личность – это та, которая может решить проблему абсолютно новым методом либо путем добавления всего одной детали. Причем наличие творческого мышления не коррелирует с интеллектом – даже если человек умен, это совершенно не значит, что он является такой личностью. А вот с чем есть прямая связь, так это со способностями индивида быстро находить разное применение полученной им информации.
Креативность начали изучать в связи с творческим потенциалом человека, без учета его интеллектуальных способностей. Сейчас творческое мышление изучают в связи с личностью и в связи с интеллектом. Были выделены более десятка интеллектуальных особенностей, каждая из которых характеризует способность нестандартно мыслить – в их числе быстрота мысли, гибкость мышления, возможность разрабатывать гипотезы, мышление без стереотипов и т.п. Сколько бы исследований креативности не проводили ученые, им так и не удалось сойтись в едином мнении относительно того есть ли связь между интеллектуальным развитием и способностью творить.
Лучше всего креативность развивается в юном возрасте. Кроме того было установлено, что на развитие творческого начала влияет среда, в которой растет ребенок, его личностные особенности и способности. Ни один мальчик или девочка не рождается творцом, этому во многом способствуют родители и педагоги, помогая раскрывать заложенной природой таланты. Если позволить этим талантам раскрыться, то ребенок вырастет незаурядной личностью. И напротив, если среда не способствует развитию творческих способностей, то результат будет плачевным.
Наличие способностей выявляют специальные тесты, однако использовать только их недостаточно. У некоторых специалистов есть мнение, что измерять способности нужно, еще и анализируя то, что может создавать данный индивид.Развитие креативности делится на две фазы. Первая фаза – это возраст 3-5 лет, когда ребенок подражает взрослому, наделенному способностями, и в этом проявляется механизм формирования творческого начала. Далее в подростковом возрасте, начиная с 13 и до 20 лет, у подрастающего ребенка появляются и закрепляются навыки «специализированной креативности» – он уже способен развивать имеющийся талант в какой-либо определенной сфере. По итогам своей деятельности во второй фазе ребенок либо начинает творить самостоятельно, отказавшись от подражания, либо так и останутся подражателями на всю жизнь.
Как развивать творческие способности
Как известно, развивать детей лучше всего во время игр, чтобы ребенку было интересно учиться, и он получал удовольствие от самого процесса, не думая о конечном результате. Но для достижения этого результата важно обеспечить определенные условия:
- создать нужную атмосферу – педагог, помогающий взращивать талант, должен иметь правильный подход к детям, принципы его общения с ребенком – доброжелательность и открытость;
- учитывать особенности ребенка – следует понимать, что все дети разные, и кто-то может тут же переключаться между задачами, а кому-то это не под силу, тогда ребенку нужно дать больше времени и применять способы, которые будут развивать креативность с ускорением мыслительных реакций;
- поддерживать интерес – скучное занятие это плохое занятие, потому стоит задуматься о том, как привносить элемент новизны в каждый урок;
- не ждать быстрых результатов – на то, чтобы творческие способности ребенка раскрылись, потребуется время и торопить процесс нельзя;
- показывать личный пример – педагог для развития креативности у ребенка сам должен быть таковым.
Упражнения для развития творческих способностей
Сделать ребенка креативнее и развить его интеллект помогут несложные упражнения:- придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом;
- нарисовать то, чего не существует – например, животное, дав ему свое название;
- построить дом на бумаге, выбрав самую необычную конструкцию и представить, как бы это смотрелось, если бы этот дом на самом деле построили;
- дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету;
Развивая креативность при общении с кем-либо, не бойтесь озвучивать самые невероятные идеи, придумывайте все время что-то новое. А наедине с собой можно поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сосредоточившись на своих мыслях и ощущениях. Подобных упражнений, которые помогут развить творческие способности, очень много – выбирайте те, которые придутся по душе.
развитие креативности и фантазии у детей
Развитие способностей ребенка – интеллектуальных, физических, творческих – это залог его успешности в дальнейшей жизни. Полученные в раннем возрасте навыки, знания, умения облегчают процесс школьного обучения, повышают самооценку, помогают развить детские способности и таланты. Детские психологи и педагоги рекомендуют особое внимание уделить развитию креативности у детей. Специалисты утверждают: сформированное в раннем детстве креативное мышление существенно облегчает процесс решения самых разных жизненных задач.
Что такое креативность?
Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач. Считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем. Это мнение не лишено оснований: все родители замечали, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, нередко находят им очень оригинальное применение. К сожалению, обучаясь решать задачи «правильным», стандартным способом, ребенок утрачивает креативные способности.
При грамотном подходе сохранить и развить креативность можно в любом возрасте. Существуют методики, которые даже взрослых заставляют стать более креативными и учат действовать нестандартно. Но, безусловно, лучший результат дают занятия, начатые в раннем возрасте.
Развитие фантазии и воображения
Современные родители оказываются перед сложным выбором кружков, секций и дошкольных заведений, которые обещают воспитать из ребенка творческую, неординарную личность. Но необходимо понимать: наиболее эффективными являются занятия с родителями. Создав в доме атмосферу, благоприятную для творчества и выделив время для общения с сыном или дочкой, родители могут сделать для их развития значительно больше, чем даже самый опытный преподаватель!
Развитие креативности начинается с формирования воображения и фантазии. Воображением называют способность представить определенный объект и удерживать его образ в своем сознании. Выделяют несколько стадий проявления воображения:
- сновидения – неконтролируемое воссоздание образов, которыми человек не способен управлять;
- мечты – контролируемое воспроизведение в сознании картин, которые вызывают приятные эмоции;
- воссоздающее воображение, которое позволяет нам представить образы героев прочитанных книг, описанные кем-либо картины и т.д.;
- творческое воображение, которое позволяет придумать абсолютно новые образы и разработать идеи, ранее не существовавшие.
Ребенок с легкостью может воссоздать в сознании сказочный мир, он искренне сопереживает выдуманным героям, легко воспринимает искажения реальности. Взрослому сделать это сложнее из-за накопленного опыта и запаса готовых образов и решений.
Развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит исключительно во время игры. Лучшим периодом для этого считается период 5-7 лет, когда происходит активное формирование воображения. Дошкольники с удовольствием фантазируют и используют реальные предметы в качестве замены воображаемым. Обычная ветка у них мгновенно становится пистолетом, кресло – салоном автомобиля, а карандаш – волшебной палочкой.
Такие игры не принято называть «развивающими», однако они отлично развивают воображение и фантазию. Впоследствии эти качества проявляются в творчестве, а потом и в других сферах детской жизни. Интересно, что чем старше становится ребенок, тем легче он манипулирует придуманными образами.
С возрастом у детей формируется способность управлять собственной фантазией. Сначала она проявляется спонтанно, дети почти не умеют фантазировать по собственной воле. Дошкольники, а тем более, школьники уже могут регулировать поток фантазии, создавая образы по своему желанию. Заметить развитие этой способности можно, наблюдая за тем, как ребенок проявляет себя в творчестве. Приступая к рисованию или лепке, дети на ходу придумывают образы персонажей и добавляют им новые детали. А ребенок старшего возраста обычно планирует, что именно он хочет нарисовать или слепить, он может заранее вообразить законченный образ будущей поделки и подготовить только те материалы, которые необходимы ему для реализации задуманной идеи.
Игры для развития креативности
Стимулировать воображение можно при помощи самых разных игр:
- конструкторы отлично подходят для развития пространственного мышления;
- занятия творчеством способствуют формированию эстетического вкуса, учат видеть конечную цель работы и воплощать придуманные образы в рисунках или поделках;
- головоломки помогают улучшить логические способности, развивают умение находить нестандартные решения различных задач;
- ролевые игры тренируют социальные навыки, учат моделировать различные ситуации, создавать цельные образы, удерживать их в сознании на протяжении длительного времени и манипулировать ими по своему желанию;
- словесные игры подходят для детей в возрасте от 6 лет, они помогают развить вариативность и скорость мышления.
Но любая игра будет эффективной только в том случае, если заниматься ей вместе с ребенком, вносить в нее элементы развивающего обучения, стимулировать воображение.
Например, если ребенок увлекся строительством домика из конструктора или кубиков, ему стоит задать вопросы: кто будет здесь жить, кто будет приходить в гости к хозяину домика. Если ребенок включится в процесс фантазирования, с ним можно придумать сказку, разыграть любую ситуацию, создать образы различных персонажей.
Иногда можно провести для детей тест на креативность, предложив им самостоятельно придумать историю, разобраться с логической задачкой или сделать поделку. Но ни в коем случае не говорите им, что вы их тестируете! Они должны воспринимать такое задание как игру, не нервничая, не пытаясь соответствовать вашим ожиданиям.
- откажитесь от желания критиковать процесс и результаты детского труда – ваша задача заключается не в том, чтобы научить его создавать шедевры, действуя по шаблону, а в том, чтобы развить его фантазию;
- не делайте всю работу за ребенка, предоставьте ему возможность действовать самому;
- не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, дайте ему свободу выбора, постарайтесь увлечь его, но не требуйте строить или рисовать, если у него нет соответствующего настроения;
- старайтесь находить занятия, которые не вызовут скуку – если ему будет интересно, от игры он получит не только удовольствие, но и максимальную пользу;
- поощряйте у ребенка самостоятельность и любопытство, позволяйте ему задавать вопросы, искать ответы на них.
Но самое главное – прислушивайтесь к своему ребенку! Выбирайте те методы развития воображения, которые будут соответствовать его темпераменту, его интересам и настроению. Даже если вы не сумеете заинтересовать его играми, направленными на совершенствование креативных способностей, не отчаивайтесь! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы обязательно найдете способ научить его мыслить нестандартно.
Креативное развитие ребенка
Мы часто слышим, что ключевая компетенция, которую стоит развивать взрослым и детям – это креативность, творческий подход. Почему он так важен сегодня (и будет еще важнее завтра), зачем искать несколько ответов на один вопрос и как всему этому научиться, — читайте в нашей статье.
Какая от креативности польза?
Креативный ребенок? А зачем? – скажет кто-то. Пусть он будет образованным, воспитанным, в контакте с собой, — разве этого недостаточно для счастливой и успешной жизни? Но футурологи и педагоги все чаще говорят, что именно творческая жилка будет ценным инструментом в обществе, когда наши дети вырастут. Ведь мир меняется: будущим поколениям придется всерьез столкнуться с проблемами голода, перенаселенности и миграции, экологии, истощения нефтяных запасов и перехода на другие источники энергии, — и мир будет меняться неизбежно, в большинстве сфер. А значит космически повысится ценность таких людей, которые умеют находить удачные и нетипичные решения сложных задач – больших и маленьких, в обход стереотипов и закостенелой логики. То есть – нужны будут люди творческие, креативные. И если творчество мы привычно относим к сфере искусства и вдохновения, то креативность больше похожа на ремесло, она помогает решать повседневные задачи.
Креативный человек может сэкономить или заработать огромные средства: скажем, Питер Юберроут во время подготовки Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 предложил ряд новых идей, и город заработал на играх 250 млн долларов, хотя обычно организаторы тратят на Олимпиаду миллионные суммы. Креативный человек может облегчить жизнь сотням и тысячам людей: скажем, Дэвид Келли и его компания IDEO когда-то придумали компьютерную мышку по заказу Стива Джоббса, а теперь создают человечные системы управления для больниц, отелей и крупных компаний. Креативщики цепляют нас за живое, поднимают настроение и заставляют смотреть на мир иначе – хотя бы когда создают рекламные ролики и слоганы. Да и вообще, люди с прокачанной креативной жилкой не только получают приличный доход, но и живут веселее прочих, ведь они умеют выскакивать из неудобных схем и давящих ситуаций. В трудную минуту они не застрянут в позиции жертвы, а найдут силы и средства для хороших и правильных действий.
Еще один аргумент в пользу развития креативности: сегодня меняется сам подход к образованию. Благодаря гаджетам и информационным сетям, мы имеем быстрый доступ почти к любым данным. А значит, важно уже не просто выучить тему, а научиться быстро и гибко работать с информацией, развить те качества, которые не сможет отнять у нас техника: лидерство, эмпатию и, конечно же, креативность.
Простые средства на каждый день
«Хорошо, вы меня убедили! – скажет заботливый родитель. – Пусть мой сын или дочь растут креативными и всех победят, что для этого нужно?» На этот счет есть общие рекомендации, которые помогают создать атмосферу, питательную почву для детского творческого начала, чтобы оно колосилось и крепло год за годом. И есть специфические методы, которые помогают поднять креативность на уровень навыка: ведь мы учим детей кушать с помощью ложки и вилки, учим их писать каллиграфическим почерком, говорить вежливые слова на автопилоте, — и точно так же можно научить ребенка включать креативность. Но начнем с простых вещей.
* Давайте волю детской фантазии. Дети способны увидеть живое существо в палочке или пакете с крупой, они «развлекают» взрослых безумными идеями глобальных проектов – как построить трубопровод из трубочек для коктейля между двумя квартирами, чтобы передавать друг другу сок по утрам, они способны создать нечто из ничего. Не критикуйте детей за их «несбыточные» фантазии, наоборот, поддерживайте их.
* Пусть ребенок рисует. Следите, чтобы у сына или дочки всегда было достаточно бумаги и удобных цветных карандашей или маркеров для рисования, чтобы они всегда могли нарисовать свои фантазии и задумки (и в идеале — повесить на стену). Фиксация творческих идей в образах – это важная привычка, она организует сознание и укрепляет связь с реальностью.
* Дайте ребенку пространство для реализации своих проектов. Пусть у него будет право строить замки из подушек, наклеивать скотчем на пол дорожную разметку, возводить на тумбочках и полках бумажные города для игрушек и протягивать между шкафом и кроватью «монорельс» из швейных ниток. Хотя бы в границах своей комнаты или уголка для игр – пусть детка воплощает свои желания.
* Вместо «правильно» — говорите «здорово», «интересно», «любопытно», «отлично». Вместо «неправильно» — «а почему?», «может быть», «давай посмотрим так»… Учите ребенка отстаивать свою позицию, аргументировать, вести дискуссию.
* Покажите ребенку, что учиться – весело и интересно. Этому могут помочь хорошие книги с картинками – со стихами и сказками, о науке и истории. Фильмы, мультики и научные шоу, которые сейчас доступны. Ваши совместные поездки, прогулки и разговоры. Пусть еще до школы с ее организующим и дисциплинарным подходом ребенок узнает, что получение знаний и знакомство с миром может стать увлекательным приключением.
* Знакомьте ребенка с разными иностранными языками и культурами. Покажите ему мультик на немецком, включите ролик, где малыши его возраста разговаривают на английском или японском. Если вы вместе едите роллы в «японском» ресторане или пасту в «итальянском» кафе – обратите на это внимание ребенка, расскажите немного о традициях этих стран, чтобы он мог видеть мир как сплетение разноцветных нитей, а не странный винегрет.
* Обеспечьте детям культурный багаж. Ставьте хорошую музыку и рассказывайте о композиторах, показывайте репродукции картин, фотографии архитектурных шедевров, ходите с ребенком в театры и музеи. Важно одно: чтобы ребенку было интересно, поэтому постарайтесь увлечь и зацепить его, а если что-то наводит на малыша скуку – оставьте это. Многие взрослые с тоской вспоминают, как в детстве их «пичкали» филармонией и галереями, и это не пошло им впрок.
* Поощряйте юмор. Шутки, ирония, юмор – это особые процессы, очень близкие творческому подходу. Они тоже позволяют отходить от стереотипов и серьезных насупленных схем, дают новый взгляд на мир, оживляют эмоции и питают спонтанность. Поэтому шутите сами, поощряйте к этому ребенка, читайте веселые и парадоксальные стишки и сказки – Юнну Мориц, «Матушку Гусыню», Заходера, Хармса.
Методики развития креативности
А теперь – о специальных средствах для развития творческого начала. В мире появилось уже немало методик, которые помогают взрослым и детям настраиваться на творческую волну и находить креативные решения самых разных задач. Сегодня эти методики активно используются в бизнесе, политике, рекламе, управлении и, конечно же, образовании. Расскажем о трех популярных системах, с которыми можно легко ознакомиться по книгам и внести их в свое общение с ребенком, использовать некоторые инструменты в жизни семьи.
Дизайн-мышление
Термин «дизайн-мышление» родился в Силиконовой долине в 60-х годах прошлого века, затем оттачивался в Стэнфордском университете и после этого вышел в массы. Дизайн-мышление смотрит на мир как на сложный механизм, работу которого всегда можно улучшить, придать ему более удобный дизайн, и удобство для человека – это ключевой момент. В дизайн-мышлении мы при решении любой задачи в первую очередь смотрим на людей, для которых ищем решение, пытаемся понять их ценности и потребности, наблюдаем за ними «с открытыми глазами», без предвзятых схем. Так что эмпатия – один из китов дизайн-мышления. Еще один кит – коллективное творчество: группа людей умнее каждого отдельного участника, поэтому важно подхватывать и развивать идеи друг друга, сотрудничать. Так что в дизайн-мышлении всегда работают команды. И эти команды всегда мыслят визуально, фиксируют свои идеи карандашом на бумаге, создают модели решений из конструктора Лего, чтобы проверить, как это будет работать.
Так что приемы дизайн-мышления могут быть очень привлекательны для ребенка и всей семьи, они будто приглашают поучаствовать в креативной игре. И цель игры – улучшить что-то в жизни семьи или придумать новое интересное решение задачи. Что подарить бабушке на юбилей, как разгрузить маму в работе по хозяйству, как помочь брату успевать делать уроки и не забывать про секции и кружки? Такая креативная работа – очень вдохновляющий опыт, она дает много удовольствия от совместных поисков и лишает страха придумывать что-то новое.
Например: Мама устает от работы на кухне, ей не хватает благодарности домочадцев и времени для разных симпатичных дел, она драматично объявляет семье, что больше так не может. Семейство с любопытством смотрит на маму и пытается решить проблему по-дизайнерски. Первый этап – эмпатия, пытаемся маму понять, чего она хочет? – вкусной и полезной еды для всех, чистой и уютной кухни, она не готова махнуть рукой на немытую посуду и наотрез отказывается кормить семью полуфабрикатами. Второй этап – фокусируемся на проблеме: как мы можем маме помочь, приступаем к генерации идей. Выслушиваем и записываем все, особенно детские предложения: купить посудомоечную машину (да!), нанять домработницу (нет!), варить только каши и макароны (папа не согласен), каждый готовит себе сам (мама закатывает глаза), готовить еду на неделю вперед, выращивать еду в горшочках, а что каждый член семьи может делать на кухне? дочка хочет украшать блюда шоколадом — поток идей становится все веселее и фантастичнее. Когда поток иссякнет, выбираем из списка те идеи, которые понравились всем и их можно реализовать, рисуем схему: на завтрак мама готовит кашу (омлет, гренки), папа раскладывает тарелки, ложки и наливает чай, дочка моет фрукты и украшает тарелки шоколадом. Дети могут воплотить схему с помощью Лего. Наутро тестируем решение.
Книги. «Дизайн-мышление. Гайд по процессу» — лаборатория Wonderfull создала и выложила в свободный доступ прикладной русскоязычный гайд по теме. http://wonder-full.ru/
«Думай как дизайнер». Жанна Лидтка и Тим Огилви. http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/dizain_myshlenie_dlya_menegerov/
Теория решения изобретательских задач
Эту теорию начал разрабатывать в 40-х годах прошлого века Генрих Альтшуллер, советский изобретатель и писатель-фантаст. Он исследовал более 40 тысяч патентов и выделил 40 стандартных методов, которые используют изобретатели. После этого Альтшуллер создал алгоритм решения изобретательских задач и сформулировал главные законы развития технических систем. Сегодня метод получил распространение во многих странах мира, методика приспособлена для образования детей всех возрастов, она применяется в высшем образовании, в бизнес-консультировании и решении проблем экономической и социальной сферы. Теоретический ТРИЗ довольно тяжеловесен и труден для понимания, в нем много технических терминов и схем. Но если использовать практические пособия для детей – то занятия становятся веселыми и интересными. И хотя по-настоящему эффективные занятия может вести только подготовленный ТРИЗ-педагог, но все равно задачи из сборников по ТРИЗ могут очень продвинуть в креативности и ребенка, и родителя.
Методика ТРИЗ говорит, что не нужно давать детям готовые объяснительные схемы, а надо побуждать ребенка самостоятельно искать связи и закономерности явлений. Ребенок не должен опираться на стереотипы, в ТРИЗе его учат смотреть на события, анализировать их и самому устанавливать систему ориентиров для поиска решений. Сначала ребенок учится находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду: что общего между цветком и деревом, между картиной и дверью? Потом ребенка побуждают фантазировать, изобретать: придумать новый удобный стул, найти способ выжить на необитаемом острове, где есть только коробки с конфетами. Затем происходит решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ. В итоге ребенок учится находить выход из любой ситуации, использует нестандартные, оригинальные решения проблем.
Например: Мы задаем ребенку исследовательскую задачу из сборника ТРИЗ. Когда медведица отправляется на охоту, она оставляет медвежат одних, но при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно – едва завидев маму, залезают на тонкие деревца, и только когда она подойдет совсем близко, спускаются к ней. Почему они так себя ведут? – даем ребенку возможность высказывать идеи и понемногу направляем его. Медвежата хотят с высоты лучше видеть маму? Они хотят сделать ей сюрприз? Может быть, они боятся? Не сразу узнают маму издалека? А почему тогда на тонкие деревца? Тонкое дерево выдержит маленького медвежонка, а большой медведь не сможет на него залезть, останется внизу. Наверное, медвежата так прячутся на всякий случай? Ведь вдруг это не мама, а чужой злой медведь, — вот мы и нашли правильный ответ. При этом важен не столько ответ, сколько исследовательский путь ребенка к нему, именно это учит его искать связи, пробовать разные подходы, выбирать лучшее решение.
Книги. «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов». Геннадий Иванов. http://www.ozon.ru/context/detail/id/19962312/
«Занятия по ТРИЗ в детском саду». Светлана Гин. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3364912
«150 творческих задач о том, что нас окружает». Александр Гин, Ирина Андржеевская. http://www.labirint.ru/books/228479/
Латеральное мышление
Термин «латеральное мышление» предложил в конце 60-х Эдвард де Боно, сегодня он – один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента». Термин оказался настолько удачным, что его занесли в Оксфордский словарь английского языка. «Латеральное» означает «боковое», оно противопоставляется привычному «вертикальному» логическому мышлению и ищет решение трудных проблем с помощью необычных «боковых», «обходных» методов или элементов, которые обычно игнорируются логическим мышлением. Все мы помним забавные задачки, которыми дети развлекают друг друга: «Почему едет трамвай?» — «Потому что у него план?» — «Нет! По рельсам! Я спросил «по чему едет трамвай». И это некий вариант латерального мышления, когда сознание немного перестраивается и учится видеть нестандартные схемы в привычной реальности.
Латеральное мышление имеет ту же основу, что инсайт или юмор, но им можно овладеть как навыком и применять намеренно. Уже знакомый нам Питер Юберроут, который помог Лос-Анджелесу заработать на Олимпиаде, признавался, что при разработке своих концепций применял методы латерального мышления. Считается, что латеральное мышление включает перестройку паттернов, в которые организован наш опыт и память, помогает изменять стереотипы, уходить от сковывающих паттернов и создавать новые. А для этого нужно отказываться от лежащих на поверхности логических решений, доверять озарениям, сомневаться в допущениях, хвататься за новые идеи, находить новые точки входа в задачу.
Например: Один из способов включить латеральное мышление – составить так называемый «ПЛЮМИН» — карту своего отношения к ситуации, в которой будут отмечены ПЛюсы, Минусы и просто ИНтересные моменты. Только после этого не нужно сравнивать, чего больше – плюсов или минусов, не нужно анализировать их логически. Соль в том, что уже во время этой простой работы мы включаем незадействованные резервы и оцениваем ситуацию широко. За время составления «ПЛЮМИНа» у детей и взрослых часто меняется отношение к ситуации, находится неожиданное решение, а мозг учится особой концентрации и внелогическому поиску решений. Скажем, мальчик не знает, стоит ли ему продолжать ходить на йогу, что-то отталкивает его и смущает. Он садится за стол, разделяет лист на три зоны и заполняет их: плюсы – занятия проходят близко от дома, их ведет интересный тренер, нравятся ощущения от некоторых асан, полезно для здоровья; минусы – нужно в воскресенье вставать рано и идти на занятие, некоторые дети в зале ведут себя глупо, тренер шутит про состояние ума и карму; интересно – узнавать новых людей, ощущать свое тело… В голове внезапно проясняется: «Да, я, пожалуй, продолжу ходить на йогу!» – так в процессе работы открываются новые ракурсы ситуации и новые линии развития. Если ребенок еще не пишет, он может наскоро рисовать плюсы и минусы.
Книги. «Я прав – вы заблуждаетесь», Эдвард де Боно. http://www.labirint.ru/books/110653/
«Шесть шляп мышления», Эдвард де Боно. http://www.labirint.ru/books/97575/
Креативность – важное умение для самых разных сфер жизни. В работе и учебе оно помогает видеть решения сложных задач. В общении с близкими и дальними людьми – помогает лучше понимать их и находить к ним подходы. В любви, творчестве, в жизни души – тоже позволяет замечать и реализовывать новые перспективы и ценные возможности. Развивать творческие способности несложно – не бойтесь экспериментировать, и вы обязательно откроете новые таланты своего ребенка и увидите новые грани его личности!
Фото: www.globallookpress.com
Узнайте как правильно развить креативность у детей
Что такое креативность?
Креативность, по одному из определений, – это умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения поставленных задач.
Люди, у которых развита креативность, умеют видеть множество вариантов, учитывать их положительные и отрицательные стороны, прогнозировать результаты. Конечно, не все они становятся гениальными изобретателями или творцами, но, безусловно, большинству эти навыки помогают добиться успехов как в работе, так и в жизни. Поэтому родители должны знать, как развить креативность у детей.
Все, что касается творчества, обычно ассоциируется с такими направлениями, как музыка, живопись, литература. Ментальную арифметику как способ развития творческих способностей рассматривают нечасто. Тем не менее, замечено, что у детей, которые занимаются по этой методике устного счета, формируется и креативность.
Почему развивать креативность у детей так важно?
Развитие креативности очень важно в процессе воспитания. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально свойственная каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Так что если вы хотите, чтобы ваши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать уже с дошкольного возраста.
Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.
Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть.
Специалисты в области дошкольного образования подчеркивают важность родительского участия в воспитании креативности у детей. Именно от семьи зависит одно из важнейших условий, необходимых для достижения желаемого результата – создание благоприятной для творчества атмосферы. К тому же, из всех взрослых именно с родителями ребенок имеет самую сильную эмоциональную связь. Малыш любит маму и папу, с удовольствием проводит с ними время и получает от этого огромное количество положительных впечатлений. А значит, при правильном подходе, занятия с родителями будут продуктивнее.
Что поможет в развитии креативности?
Развитие креативности у детей – одна из целей процесса воспитания. Предлагаем вам несколько советов, которые помогут развить креативность вашего ребенка.
- Не стоит осуждать работу ребенка и ее итоги. Цель родителей заключается не в том, чтобы научить его делать гениальные вещи, работая стереотипно, а в том, чтобы развить его воображение;
- Не стоит делать всю работу за малыша. Дайте ему возможность работать самостоятельно;
- Не стоит заставлять сына или дочь делать то, что ребенку не по душе. Дайте ему свободу выбора. Вы можете постарайтесь увлечь его, но не нужно требовать танцевать или лепить из пластилина, если сейчас он не хочет этого делать;
- Ищите занятия, которые заинтересуют ребенка. Играйте в такие игры, чтобы малыш получил не только удовольствие, но и пользу;
- Поощряйте у малыша самостоятельность и любопытство, пусть он задает многочисленные вопросы, ищет ответы на них;
- Конструкторы прекрасно развивают пространственное мышление;
- Занятия творчеством формируют эстетический вкус, учат видеть конечную цель деятельности и воплощать воображаемые образы в предметах;
- Головоломки улучшают логическое мышление, развивают навык нахождения необычных решений разных задач;
- Ролевые игры развивают коммуникативные навыки, учат воображать разные ситуации, придумывать образы, удерживать их в сознании на протяжении длительного времени и руководить ими по своему желанию;
- Словесные игры развивают вариативность и скорость мышления.
Для всех родителей их дети всегда будут самыми лучшими, ведь каждый малыш уникален и талантлив по-своему. Не воспринимайте профессиональные рекомендации по развитию креативности как руководство к действию и ориентируйтесь в первую очередь на интересы и характер своего ребенка. В любом случае, в таких занятиях важен не столько результат, сколько время, проведенное вместе.
Как именно ментальная арифметика поможет ребенку развить креативность?
Ментальная арифметика направлена на обучение быстрому счету в уме. Но все же это не единственная цель методики. Сначала дети выполняют вычисления на специальных счетах – абакусе. Позже начинают считать в уме, мысленно представляя счеты. Примеры последовательно усложняются, а скорость их выполнения увеличивается.
Таким образом, параллельно работают оба полушария головного мозга: и «логическое» левое, и «творческое» правое. Также методика способствует укреплению нейронных межполушарных связей. За счет этого ребенок быстро обрабатывает информацию и легко переключается с одной задачи на другую. Занятия развивают воображение, то есть способность детально представлять объекты и производить с ними различные манипуляции. Также тренируются все виды памяти. У детей появляются такие качества, как умение грамотно и полно излагать свои мысли, подмечать детали, выстраивать логические цепочки и выявлять закономерности, видеть последствия событий и действий. Иными словами, занятия ментальной арифметикой стимулируют все составляющие креативности.
Какой эффект даст ребенку в будущем развитие креативности с помощью ментальной арифметики?
Развитие креативности школьников очень важно. Ведь креативное мышление необходимо не только людям, которые занимаются творчеством. Нестандартный подход к решению задач необходим буквально во всех сферах жизни. Человек с развитой креативностью с большей вероятностью сможет добиться успеха в карьере. К тому же такие люди обычно очень интересные собеседники.
Детям, прошедшим курс ментальной арифметики, благодаря развитой креативности легче учиться.
Безусловно, одной креативности для успеха недостаточно. Но ментальная арифметика тренирует и другие навыки, например, концентрацию внимания, способность работать в режиме многозадачности, а это непременно пригодится ребенку для достижения его целей.
18 средств для развития креативного мышления у детей и взрослых

Четвёртая промышленная революция обеспечит мир передовой робототехникой, искусственным интеллектом и биотехнологиями. Изменится то, как мы живём и работаем. Некоторые специальности исчезнут. Один из необходимых навыков будущего — креативность. Роботы заменят человека в рутинных процессах, но в творчестве и изобретательстве роботизация пока невозможна.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Американский психолог, первопроходец диагностики креативности Эллис Пол Торренс говорит о креативности как о навыке, с помощью которого человек решает проблему дефицита информации. Торренс выделил шесть критериев креативности:
- беглость — способность производить большое количество идей,
- гибкость — способность применять различные стратегии решения проблемы,
- оригинальность — способность создавать нестандартные и нешаблонные идеи,
- разработанность — способность детализировать возникшие идеи,
- сопротивление замыканию — способность не следовать стереотипам и быть открытым новой информации,
- абстрактность названия — способность трансформировать образы в слова.
Способность придумывать идеи — не дар свыше. Конечно, есть люди с врождённым талантом, как Моцарт или Эйнштейн, но мы можем освоить творческие методы мышления и извлекать из них максимальную пользу.
Как развивать креативность

Не ограничивайтесь. Не останавливайтесь на первом же решении, записывайте даже самые безумные варианты.
Расширяйте кругозор. Чем больше информации, тем эффективнее работает творческая мысль. Знакомьтесь с людьми, читайте, смотрите фильмы, путешествуйте, ходите по музеям и выставкам.
Будьте критичны. Чем больше сомнений в предложенном варианте, тем больше альтернатив может появиться.
Учитесь видеть необычное в обычных вещах. Ходите новыми маршрутами, отмечайте нестандартные мелочи, смотрите на привычные предметы с другого ракурса.
Методы латерального мышления

Люди инертны: нам страшно озвучить нестандартную мысль, показаться смешными или нелепыми. Поэтому часто мы остаёмся в зоне комфорта, а наши идеи — шаблонными. Использовать латеральное мышление значит думать нестандартно, используя разные подходы к вопросу и игнорируя логику. Основоположник латерального мышления британский психолог Эдвард де Боно в книге «Гениально! Инструменты решения креативных задач» описывает десятки инструментов и методов латерального мышления. Вот некоторые из них.
Метод 1. «Шесть шляп мышления»
Чаще всего мозговые штурмы проходят неверно: один участник генерирует идеи, а остальные их пресекают. Для эффективного мозгового штурма можно использовать «шесть шляп мышления»: в ходе мозгового штурма все участники «надевают» поочередно шляпы разного цвета.
- Синяя: организация процесса и модерация. Пример вопроса: «Для начала мы будем придерживаться такого хода обсуждения — все согласны?»
- Белая: анализ имеющихся данных. Пример вопроса: «Какая информация доступна? Каковы факты?»
- Красная: чувства, эмоции, интуиция. Пример вопроса: «Что я чувствую по этому поводу?»
- Чёрная: критическое мышление и риски. Пример вопроса: «А что, если нам не удастся вместе организовать капитал, чтобы поддержать инвестиции?»
- Жёлтая: поиск позитивных сторон. Пример: «Это снизило бы воздействие нашей деятельности на окружающую среду».
- Зелёная: креативное мышление. Пример вопроса: «Как представитель профессии Х мог бы посмотреть на это?»
Задача участников — не выходить за рамки «полномочий» шляпы. Этот метод учит смотреть на чужие идеи под другим углом и делает штурм продуктивным.
Метод 2. Метод случайного слова
Это метод хорош во время мозгового штурма, если обсуждение зашло в тупик. Каждому участнику нужно назвать по одному произвольному слову, а затем связать его с темой обсуждения. Новые идеи, которые могут появиться, натолкнут на решение вопроса. Метод подойдет и в случае одиночного штурма: записывайте слова и ассоциации к ним на бумаге. Можно использовать генератор слов.
Метод 3. Альтернативы
Ещё один фундаментальный метод латерального мышления. Задавайте вопросы:
- Есть ли другой способ?
- Каковы альтернативы?
- Можно ли сделать это иначе?
Эдвард де Боно в книге «Гениально!» пишет: «Я часто повторяю историю о том, как не мог отключить электрический будильник. Вечером я установил его на половину шестого, чтобы не опоздать в аэропорт на утренний рейс. Утром он зазвонил, и, когда я нажал на кнопку отключения, будильник продолжал звенеть. Я проделал всё возможное, чтобы он умолк, но не помогло даже выдёргивание штепселя из розетки, будильник продолжал трезвонить. Только после этого я понял, что это звонил мой походный будильник, который я также установил на половину шестого, но о котором совершенно забыл». Эта история здорово отражает ситуацию, когда без необходимости человек не ищет альтернативу.
Задание на креативность. Завести контейнер, куда вы будете складывать цитаты, вопросы, идеи, рекламные макеты, слова. А когда понадобится идея, достаньте наугад пару листков.
Подборка материалов для развития креативности

Книги
1. «Гениально!», Эдвард де Боно. Имя Эдварда де Боно стало символом нового образа мышления и творческого подхода к решению задач. В этой книге собраны основные методики латерального мышления, которые помогают принимать правильные решения на работе и в жизни.
2. «Фрирайтинг», Марк Леви. Метод фрирайтинга прост: начните писать так быстро и так долго, как сможете, о том, что сейчас волнует, игнорируя стандартные правила грамматики и орфографии. Марк Леви знакомит с техникой, в результате которой получаются прорывные идеи и нешаблонные решения.
3. «Кради как художник», Остин Клеон. Автор считает, что в мире нет ничего оригинального, поэтому советует не отвергать чужое влияние, коллекционировать идеи и аранжировать их по-новому. «Кради как художник» — позитивный, оригинально оформленный путеводитель, полный иллюстраций, упражнений и примеров, цель которого — помочь читателю достучаться до творческой стороны своего характера.
4. «ТРИЗ», Марк Меерович, Лариса Шрагина. Развивая возможности теории решения изобретательских задач, созданной Генрихом Альтшуллером, авторы разработали методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Книгу рекомендует Андрей Гуляев, преподаватель курса «Думай и действуй как предприниматель» в школе предпринимательства и soft skills Startup Junior.
5. «Взлом креатива», Майкл Микалко. В этой книге эксперт по креативности Майкл Микалко показывает, как мыслят творческие люди и как вы можете использовать их секреты, чтобы мыслить нестандартно и создавать новые идеи. Чтобы написать эту книгу, Микалко исследовал истории более ста великих мыслителей — от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо — и адаптировал их методы к современным реалиям.
Фильмы
1. «Почему мы креативны». Путешествуя по всему миру, Герман Васке 30 лет общался с ключевыми фигурами нашей эпохи. Находясь в разных точках земного шара, он задавал вопрос о природе креативности тем, кому удалось не только преуспеть в своей сфере, но и преобразить её. 101 собеседник поделился с Васке мыслями о креативности, в том числе Дэвид Боуи, Джим Джармуш, Стивен Хокинг, Умберто Эко, Дэвид Линч, Дэмьен Хёрст, Бьорк, Марина Абрамович, Далай-лама, Квентин Тарантино, Ник Кейв, Славой Жижек и другие.
2. «Милтон Глейзер: от информации и восторга». Милтон Глейзер известен как соучредитель The New York Magazine и автор кампании I Love NY. Фильм состоит из разговоров с дизайнером: Глейзер рассказывает, как ему приходили в голову идеи известных проектов и почему он посвятил искусству всю свою жизнь.
3. «Нация хэндмейда». В 2006 году независимая художница и режиссёр Фэйт Левин проделала путешествие в несколько тысяч километров, чтобы снять фильм о возрождении ручной работы в области дизайна и прикладного искусства.
4. «Изображение и текст». Мощный фильм о рекламе и вдохновении: как работают самые влиятельные рекламные объявления нашего времени.
5. «Овеществление». Фильм о наших взаимоотношениях с вещами массового производства. Это фильм о дизайнерах, которые переосмысливают, переоценивают и переизобретают окружающие нас предметы, и о творческой работе, стоящей за каждой вещью — от зубной щетки до техники.
TED
1. Писательница Элизабет Гилберт о завышенных ожиданиях по отношению к творческим людям и о том, что гений живёт в каждом человеке.
2. Профессор школы бизнеса и психолог Адам Грант о привычках успешных людей.
3. Основатель дизайнерской компании IDEO Дэвид Келли о способах создания уверенности в творчестве.
4. Корейский писатель Юнг-ха Ким о том, как освободить внутри себя ребёнка, который готов играть всю жизнь.
5. Экономист и журналист Тим Харфорд о преимуществах работы в затруднительных условиях.
Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности
Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.
Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с творчеством. Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.
Креативность с точки зрения психологии
Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.
Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.
Креативность и творчество: в чем их различие
Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.
Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.
Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.
Креативность и интеллект
Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.
Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.
Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.
Структура креативности
Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.
Когнитивный компонент
Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.
Творческое мышление
Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.
Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.
- Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
- Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
- Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
- Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
- Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
- Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.
Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.
Воображение
Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.
Восприятие, внимание и память
Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.
В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.
Эмоциональный компонент
Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.
С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:
- высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
- яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
- принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
- способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
- активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.
Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.
Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.
Волевой компонент
Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.
Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.
Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.
Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:
- самостоятельность;
- инициативность;
- решительность;
- уверенность в себе;
- упорство;
- настойчивость.
Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.
Развитие креативности
Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.
Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.
Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.
Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.
Упражнение «Увидеть необычное»
Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?
Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?
Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.
Упражнение «Дизайнер»
Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.
Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.
Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.
Упражнение «Любимая мелодия»
Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.
Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?
Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.
Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.
как развить креативность и творческое мышление у ребенка
Дети это природные новаторы с мощным воображением. А креативность предлагает множество интеллектуальных, эмоциональных и даже полезных для здоровья преимуществ. В данной статье мы предлагаем 9 способов как развить креативность и творческое мышление у ребенка.
Одно исследование показало, что воображение детей помогло им лучше справляться с болью. Креативность также помогает детям быть более уверенными, развивать социальные навыки и учиться лучше. Ниже три эксперта рассказывают, как родители могут правильно развивать творчество своих детей.
1. Создайте атмосферу для креативности
Пэм Аллин, автор многих книг, в том числе «Писательской жизни вашего ребенка: как развить креативность и творческое мышление, мастерство в любом возрасте», должна создать пространство, в котором ваш ребенок может быть креативным. Но это не значит, что у вас должна быть модная игровая комната. Это может быть крошечный уголок с мешком лего или коробкой со старой одеждой для игры в переодевания, сказала она. Аллин видела, как творчество процветало в самых стесненных пространствах. По ее словам, главное, чтобы ваш ребенок чувствовал, что у него есть власть над своим пространством.
2. Сохраняйте простую обстановку
Точно так же, как вам не нужно создавать детально проработанную игровую площадку, так же вам не нужны новейшие и лучшие игрушки. Детский педагог- психолог Шарлотта Резник предложила вести простые игры и занятия. Например, она играет в лего со своими детьми-клиентами. Но вместо того, чтобы следовать инструкциям, дети позволяют колесам своего воображения вращаться и строить то, что они хотят.
3. Оставьте «свободное время»
Также важно предоставить своему ребенку свободное время, сказала Аллин. Проведите несколько часов дома без запланированных занятий. Так чтобы ваш ребенок мог просто возиться и играть, сказала она.
4. Помогите детям активировать свои чувства
В ребенке как развить креативность и творческое мышление? Для этого в первую очередь важно раскрыть их. Лорен Резник — автор книги «Сила воображения вашего ребенка: как превратить стресс и беспокойство в радость и успех», советует знакомить ребят с миром. Это важно, для того, чтобы они могли использовать все свои чувства. Опять же, это не означает дорогостоящие или сложные, долгие поездки. Отведите их в библиотеку, музей и на улицу, сказала она. Попросите их представить, на что может быть похоже путешествие в далекие места, сказал Резник. С какими животными они столкнутся? Как будет выглядеть окружающая природа? Какой запах вы почувствовали бы? Какие звуки будут издавать животные?
5. Обсуждайте творчество
Спросите своих детей, когда у них появятся их лучшие идеи или у них будут самые творческие моменты, сказала Аллин. По ее словам, если ребенок находится в машине во время тренировок по футболу, почитай ему, держа ноутбук, iPad или даже магнитофон под рукой.
6. Развивайте творческое критическое мышление
Когда ваши дети станут старше, спросите их, как они подходят к определенным проблемам. И как они могут действовать по-другому, сказала Резник. «Пусть ваши дети проводят мозговые штурмы по их идеям на бумаге или используют картирование» сказала она.
7. Избегайте управления
Дети обладают удивительной врожденной способностью к творчеству, когда они играют самостоятельно. И, к сожалению, чрезмерное воспитание ослабляет или даже уничтожает эту врожденную способность». Превратите свое соседство в место для игр. Поэтому важно выяснить, как способствовать творчеству вашего ребенка, не управляя им.
Дети многому учатся, играя самостоятельно. Ведь младенцы рождаются экспериментальными учеными, которые берут свитки информации, пробуя что-то самостоятельно и изменяя их на ходу. Будучи более сдержанным, дети могут понять, как решать проблемы и создавать свои собственные уникальные креативные способы решения различных задач.
8. Помогите детям развить свои увлечения
Неважно в каком возрасте ваше чадо. У вас наверняка сформировалось отличное представление о его интересах. Возможно, ваш ребенок предпочитает ремесленные занятия или научные эксперименты. Ему может понравиться играть на инструменте или же заниматься спортом.
Эти хобби могут меняться со временем. Но даже временные увлеченности оказывают значительное влияние на развитие ребят. Обратите внимание на интересы вашего ребенка и сделайте эти материалы и мероприятия доступными для них. Постарайтесь приобрести нужные снаряжения или инструменты. Если такой возможности нет. Не забывайте, что всегда можно взять вещь на прокат. Или приобрести её у других владельцев.
9. Потратьте время для собственного творчества
Так как дети учатся, наблюдая за своими родителями, будьте изобретательны. Присоединяйтесь к своему ребенку, когда он рисует, строит или раскрашивает. Одна маленькая девочка хотела, чтобы ее родители помогли ей построить художественные джунгли в гостиной. Сначала мама колебалась. Но это дало прекрасную возможность семье сблизиться, и всем было весело.
Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби
Обязательно мотивируйте ребенка для достижения поставленных целей. А в этом вам помогут мотивирующие фразы для ребят.
- Составьте список интересов вашего ребенка. Обсудите текущие интересы вашего ребенка и составьте список. Это поможет вам найти способы расширить эти интересы с помощью соответствующих увлечений.
- Регулярно знакомите вашего ребенка с новыми ощущениями. Исследовать новые вещи — лучший способ получить жизненный опыт и раскрыть интересы, о которых ваш ребенок никогда не знал. Проявите творческий подход, когда вы помогаете своему ребенку пробовать изучать новые ощущения. Отправляйтесь на экскурсии по разным предметам, представляйте книги по разным предметам и пробуйте множество забавных поделок, экспериментов и других занятий дома.
- Тест хобби перед совершением. Даже если вы определите хобби, которое кажется идеальным для вашего ребенка, начните медленно. Нет никаких гарантий, что определенное хобби подойдет вашему ребенку. Позвольте ему или ей попробовать это в течение пары недель, прежде чем вы сделаете больше обязательств.
- Дайте своему ребенку свободу исследовать хобби. Это означает, что у вашего ребенка должно быть достаточно места для хобби и чтобы он или она уделяли ему время каждую неделю.
- Помогите своему ребенку учиться и развиваться. В зависимости от вашего хобби, ваш ребенок не сможет продолжать заниматься этим без вашего руководства. Если он или она не уверены, что делать дальше, работайте вместе, чтобы обдумать идеи. Если ваш ребенок уже знает, что делать дальше, предложите свою поддержку.
- Знайте, когда позволить вашему ребенку двигаться дальше. Некоторые увлечения продолжаются в зрелом возрасте, в то время как другие вообще не продлятся долго, даже если вашему ребенку они нравятся. Младшие дети часто вырастают из хобби, которое они устанавливают рано. Когда ваш ребенок готов бросить, не заставляйте его или ее продолжать. Просто будьте готовы помочь ему или ей найти что-то новое.
Читайте далее: Как научить ребенка общаться грамотно.