Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
  • Главная
  • Малыши
  • Кормление
  • Упражнения
  • Питание
  • Как научить
  • Уход
  • Советы психолога
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Что такое творческое мышление у дошкольников: Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования – Статья на тему: Творческое мышление детей

Posted on 26.09.202004.02.2020

Содержание

  • Материал на тему: Особенности развития творческого мышления старших дошкольников
  • Консультация на тему: Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста
  • а также способы формирования воображения и мышления у младших и старших дошкольников
    • Что это такое?
    • Как стимулировать творчество у дошкольников?
    • Как развивать воображение на разных возрастных этапах
    • Игры и занятия для формирования творческого мышления
    • Полезное видео
  • Статья на тему: » Развитие творческого мышления у дошкольников»
  • готовимся к освоению школьной программы
    • Что такое образное мышление?
      • Почему важно развивать образное мышление?
        • Варианты развития образного мышления
        • Оригами как эффективный метод развития образного мышления
        • Сложности и решения
      • Как развивается образное мышление у дошкольников с ЗПР?
      • Особенности образного мышления у слабослышащих детей
      • Принципы развития мышления у дошкольников с нарушением слуха
      • Особенности образного мышления у детей с дефектами речи
      • Развитие образного мышления на разных этапах дошкольного возраста
      • Развитие художественно-образного мышления у дошкольников
  • Статья: Развитие креативного мышления у дошкольников
  • Консультация на тему: Тренировка творческого мышления у детей дошкольного возраста

Материал на тему: Особенности развития творческого мышления старших дошкольников

Особенности развития творческого мышления старших дошкольников

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, почему инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой»[25].

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и

новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию[14]. Без этого качества развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

Творческое мышление выделяет человека из мира животных. Оно является осмыслением действительности, одним из способов активного познания мира. Именно творческое мышление делает возможным прогресс отдельного индивида и человечества в целом. В.Г. Крысько дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление – вид мышления связанный с созданием и открытием чего-либо нового»[14, c.121]

Дж. Гилфорд и Е. Торренс представляют творчество как креативность, как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов дается такое определение креативности: «Креативность – способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основные факторы креативности – оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии»[2].

Креативность является способностью ребенка, данная от рождения, поэтому дошкольный возраст признан рядом психологов сенситивным для развития творчества. Доказано, что креативность формируется стихийно в благоприятной среде игры и в ходе детского экспериментирования. Но ребенку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого. Задача взрослого состоит в том, чтобы сохранить в ребенке творческое начало, помочь ему проявить себя как творческую личность[28].

Особенностью старшего дошкольника является то, что он восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, таким образом он расположен к развитию творчества. Психологами доказано, что с возрастом способность к творчеству угасает. Это связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. В 5-6 лет для дошкольника наиболее значимы внешняя среда и условия социализации ребенка. В 6- 7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. В дальнейшем препятствуют развитию творческого мышления конформизм, боязнь показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость в стремлении получить результат немедленно также нередко разрушают творческий процесс[16].

Согласно данным исследователя детской креативности П. Торренса, способность к творчеству проявляется неравномерно. Пики ее наблюдаются в 5, 9, 13, 17 лет. Другой исследователь детства, Ж. Пиаже, отрицал креативность как характеристику детского мышления, считая его эгоцентричным, нерефлексивным, нечувствительным к противоречиям[2;9].

Среди отечественных ученых Л.С. Выготский экспериментально выявил уменьшение развития творческого мышления с возрастом в связи с развитием умения усваивать и формулировать новые понятия[21]. А.А. Венгер связывал увеличение с возрастом способности к творчеству с развитием понимания причинности — способности выявлять связи и отношения между предметами и их свойствами, отражать объективные закономерности[5].

Н.Н. Подьяков называет гибкость детского мышления условием, обеспечивающим усвоение системы знаний, отражающих объект в различных противоречивых аспектах. Он связывает с этой особенностью такую форму детского творчества, как экспериментирование. Детское

экспериментирование, по Н.Н. Подьякову, — это преобразование ребенком незнакомых объектов и самостоятельное выявление в них скрытых свойств и отношений[19].

Особенностью творческого мышления старшего дошкольника является гибкость мышления дошкольника, которая связана с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а нестарое в новом. Эта особенность мышления старшего дошкольника зависит от умения выделять им в освоенных средствах мышления новые свойства и отношения, от смелости применять ранее освоенные средства мышления в новых условиях. Для старшего дошкольника характерно умение анализировать образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики для развития гибкости детского мышления.

Исследования А.Е.Мелик-Пашаева показывают, что по мере продвижения дошкольника от средней к подготовительной группе детсада наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств, успешно применять знания в одной ситуации[20]. Он выделил три уровня развития гибкости мышления старшего дошкольника, которые характеризуются различными внешними проявлениями:

-уровни развития гибкости мышления дошкольников. Их три- для первого уровня характерно осознание ребенком проблемной ситуации, он не выделяет существенные свойства объекта, не выделяет те или иные аспекты мыслительных средств. Второй уровень характеризуется появлением попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных. Анализ мыслительных средств выражен, но не дифференцирован, не развернут. Третий уровень характеризуется тем, что у ребенка выражен анализ свойств объекта, выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко вынуждена зрительная ориентировка, ребенок ясно улавливает особенности проблемной ситуации.

С учетом особенностей процесса протекания творческого мышления старших дошкольников к развивающим программам предъявляется целый комплекс требований. Педагог, который реализует систему развития творческого мышления у ребенка 5 — 7 лет, должен придерживается принципов развития творческого мышления[25].

К принципам развития творческого мышления относятся:

-принцип беглости мышления, который предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществлять по методу «мозгового штурма»;

-принцип мягкого соревнования состоит в том, что использование соревнования между командами, с постоянно меняющим свой состав, и нематериальным вознаграждением победы и участия;

-принцип сотрудничества и кооперации заключается в том, чтобы выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе;

-принцип благоприятного климата для педагога ставит задачу поддержания на занятиях благоприятной социально-психологической среды, которая характеризуется психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка;

-принцип неоцениваемой деятельности дает возможность предоставить каждому участнику право делать ошибки;

-принцип положительного подкрепления желаемого поведения заключается в том, чтобы какое-либо действие осознанно запоминалось как ведущее к вероятности повторного совершения такого действия;

-принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей ребенка благодаря его собственной деятельности по решению творческой задачи. Исходя из этого можно определить основные направления в развитии творческих способностей старших дошкольников:

-развитие воображения;

-развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным [28, c. 27].

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Влияние изобразительного искусства на развитие ребенка и в целом личности человека очень велико. Воспитание творческого восприятия окружающего мира пробуждает у детей способность не только чувствовать и видеть красоту мира, но и создавать свои творческие продукты деятельности. Л.В.Парамонова считает, что искусство является определяющим средством формирования творческого мышления дошкольников так как оно говорит образным языком, оно наглядно, что является близким ребенку дошкольного возраста». [23; 4]

Общеизвестно, что ребенок при познании мира природы с его богатством явлений и красотой, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, совершенствуется как личность. Он может не обладать в полной мере способностью передать впечатления словами, но в рисунке он может полнее и ярче выразить свои мысли, эмоции и ощущения.

Т.М. Бондаренко отмечает, что живопись учит смотреть и видеть окружающий мир. Через живопись дети учатся понимать гармонию природы.[4; 21] Изобразительная деятельность предоставляет ребенку большие возможности в выражении своей индивидуальности. Через рисунок проявляется уровень развития творческого мышления, так как один и тот же предмет, видимый детьми, изображается с индивидуальными особенностями. Через рисунок дошкольник выражает отношение к изображаемому предмету. Как отмечают психологи, в момент изобразительной деятельности у старшего дошкольника включаются в работу и активно развиваются все мыслительные процессы. Изображение окружающего мира, окружающих предметов и есть проявление творческого мышления.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности[13].

Особенностью преподавания изобразительного искусства в дошкольном учреждении является то, что существует два основных подхода к преподаванию. Их можно определить как академический и творческий подход к обучению.

При академическом подходе детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При этой системе обучения дети приобретают некоторые навыки, полезные в дальнейшей жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, слабо приобщаются к искусству. Это обучение с небольшой долей творчества. (Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. HYPERLINK «https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/» HYPERLINK «https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/» Программа и методические рекомендации. HYPERLINK «https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/»HYPERLINK «ht HYPERLINK «https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/»tps://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/»Для занятий с детьми 2-7 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2006)

Во втором случае, при творческом подходе к обучению, создаются благоприятная среда и условия для творчества. Дошкольники обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- старшая группа. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009) Современная педагогика соединила эти два подхода, создала синтез обучения и творчества, что использовано нами при организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных художественных техник. [26;29].

Арт -педагогика соединяет творческий и академический подход. Их интеграция даёт результат, который превосходит результаты каждого отдельно направления. Арт-педагогический подход широко использует нетрадиционные художественные техники рисования, интегрируя их с образовательными методиками.

Консультация на тему: Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста

Мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

А. В. Брушлинский писал: «Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового». По его мнению, мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

В учебнике Н. С. Ефимовой можно встретить следующее определение: «Мышление − психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира».

Р. С. Немов отмечал, что мышление − это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие − обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

В психологии принята условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: онтогенетический уровень развития, включающий такие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактное мышление; характер решаемых задач, включающий в себя практическое и теоретическое мышление; степень развернутости куда входят дискурсивное и интуитивное мышления и наконец новизна и оригинальность представленная репродуктивным и творческим (продуктивным) мышлением.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творческое мышление позволяет представить результат труда до его начала, при этом не просто придумать что-то новое, но и продумать все части, пользу и возможное использование задуманного, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. При этом процессе отражение действительности происходит путем оперирования понятиями и поэтому создание с помощью творческого мышления образа конечного или промежуточного продукта труда ведет к его предметному воплощению.

Исследователи выделяли различные причины, оказывающие влияние на формирование творческого мышления. К примеру, Эдвард де Боно считал, что оно начинает развиваться при решении любых проблемных ситуаций, а вот П. Торренс предполагал, что на формирование творческого мышления влияют лишь проблемы с естественной и легко достигаемой мотивацией, близкие к области интересов человека.

То, на сколько хорошо будет развито творческое мышление, оказывает влияние уровень развития творчества или творческих способностей ребенка.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у любой личности творческих способностей, а так же мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

Способность к созданию принципиально новых идей изначально присуща ребенку, и она формируется стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования. В начале все проявления творческой деятельности (пение, рисование, игра-драматизация, танец и т. д.) являются подражаниями действиям взрослого, которые связанны с попыткой самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем становятся основой творческой инициативы. Дошкольники начинают проявлять активность и инициативу в применении уже освоенных ими приемов работы по отношению к новому содержанию, в нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, в использование разных видов преобразований и т. п.

Субъективно дошкольник постоянно открывает что-то новое, и творчество в этом возрасте можно расценивать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, личностного роста, накопления опыта, знаний и т. д. Ребенок 4−6 лет восприимчив ко всему новому, его отличает своеобразие воображения и чувств. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний − это необходимая предпосылка для развития будущей творческой деятельности и как следствие − творческого мышления. Поэтому к середине дошкольного возраста из факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимыми являются внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает значение индивидуального опыта.

Творческое мышление у детей обычно начинает проявляется к началу старшего дошкольного возраста. Воссоздаваемые ребенком этого возраста образы применяются в различных ситуациях, но характеризуются низкой содержательностью и специфичностью, так как дошкольник ещё плохо осознает проблемную ситуацию и не умеет выделять существенные свойства объектов.

К шести годам у детей появляются попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных свойств. Так же дети в этом возрасте обучаются совершать действия в уме, т. е. в качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Кроме того, в этом возрасте появляется и развивается внутренняя позиция, которая дает ребенку возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, что выражается в способности создавать системы образов, взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок уже активно использует деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Дошкольник способен анализировать свойства объекта, выделять очевидные и скрытые существенные свойства, ясно улавливает особенности проблемной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте, в связи с развитием творческого мышления, а также с увеличившимся опытом и знаниями, у детей усложняется содержание игр. Игровые сюжеты, воплощаемые детьми, представляют собой уже не привычные для младших дошкольников последовательности событий, схожих с реальной действительностью, а их комбинирование и преобразование, зависящее от индивидуальных желаний и намерений. В своих играх дети старшего дошкольного возраста отождествляют предметы и действия с ними, создают различные новые ситуации, а благодаря мышлению игра может протекать во внутреннем плане или переноситься на другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство и т. д.

Так же стоит отметить, что от уровня развития творческого мышления напрямую зависит будущее обучение в школе, так как данный процесс выступает предпосылкой к эффективному усвоению учебного материала. Благодаря развитому творческому мышлению значительно расширяются познавательные возможности ребенка-дошкольника, так как он может воссоздавать объективную реальность, достраивать целостную картину мира, получать новые впечатления. Опираясь именно на творческое мышление дети могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Для эффективного развития творческого мышления родителям нужно стараться не допустить появления у ребенка внутренних барьеров, таких как:

−   боязнь показаться глупым и быть обсмеянным. Чаще всего названные барьеры возникают у детей из-за того, что взрослые, совершенно не задумываясь о последствиях своих слов и действий, не принимают всерьез необычные идеи детей и вместо этого навязывают им свои собственные;

−   боязнь критики так же может возникнуть в детстве, так как чаще всего в моменты, когда ребенок что-то делает, взрослый может сказать о том, что действия ребенка бесполезны, не несут никого смысла, или запретить ребенку этим заниматься, так как сам взрослый это сделал бы на много лучше;

−   высокая тревожность, когда ребенок просто боится высказывать свои мысли из-за неуверенности в себе, так же может возникнуть из-за взрослых, которые не поддерживают ребенка.

В противоположность вышеназванным барьерам выступает чувство завышенной значимости собственных мыслей и идей. Данный барьер, мешающий развитию творческого мышления, возникает при низко развитом критическом мышлении, которое конкурирует с творческим и направлено на поиск и оценивание недостатков создаваемых идей. Поэтому творческое мышление, связанное с созданием чего-то нового, при отсутствии критического мышления не будет развиваться, так как ребенок не сможет замечать собственные недочеты. В этом случае мнения других ребенком совершенно не воспринимаются, так как у него есть полная уверенность, что лучше собственной идеи нечего быть не может.

После окончания дошкольного возраста способность к творчеству начинает угасать, так как ребенок идёт в школу и вся его деятельность нацелена на школьное обучение, а значит у него отсутствуют стимулы к проявлению творческой активности. Основной задачей становится учебная деятельность, предполагающая изучение стандартного и творческая деятельность, которая развивает в детях способность к созданию новых решений, то есть развитие творческого потенциала отодвигается на второй план. Это связанно с тем что в процессе образования уделяется мало внимания развитию творчества детей как навыка, так как существует стереотип о том, что любая идея должна быть логична, вследствие чего может образоваться лишь благодаря логическим методам.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого мышления у детей. От того, насколько эффективно были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал будущего школьника. Именно период дошкольного детства отличается своеобразием воображения и чувств, т. е. он расположен к развитию творчества. Если в этот период творческое мышление специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение данной способности. Грамотно подойдя к творческому воспитанию ребенка можно будет по максимуму развить у него творческое мышление, что в свою очередь в будущем приведет к его успешному обучению в школе.

а также способы формирования воображения и мышления у младших и старших дошкольников

фото 1Развитие творческих способностей — это важная часть воспитания ребенка.

В основном родители концентрируются на развитии речи и рационального мышления.

Творческое мышление позволит в дальнейшем ребенку не только воплощать свои знания в жизнь, но и придумывать оригинальные идеи и способы их реализации.

Что это такое?

Сам термин “творчество” имеет множество определений. Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества ребенка, которые определяют успешное выполнение какой-либо творческой деятельности. Ребенок с развитыми творческими способностями:

  • умеет применять новый опыт на практике;
  • замечает детали, которые не видят другие;
  • имеет большое количество оригинальных идей;
  • постоянно стремиться познать что-то новое;
  • умеет создавать альтернативные решения той или иной проблемы.

Основой этих умений является воображение и креативное мышление. Чтобы определить степень развития творческих способностей у ребенка используются специальные диагностические тесты. Чаще всего это анализ детских рисунков. Такая диагностика нужна для того, чтобы определить насколько развито у малыша творческие мышление, и каким аспектам необходимо уделить особое внимание.

Как стимулировать творчество у дошкольников?

Чтобы стимулировать развитие творческого мышление у дошкольника нужно создать максимально комфортные условия для него. Под ними подразумевается:

  • ранее физические развитие;
  • создание хорошей творческой обстановки;
  • постепенное усложнение поставленных перед ребенком задач;
  • самостоятельный выбор деятельности.

Физические занятия с первых месяцев жизни ребенка способствуют его более раннему развитию. Важно, чтобы ребенок постоянно находился в комфортной ему атмосфере, которая побуждала бы его заниматься творчеством.

Например, малышу можно предложить играть с кубиками, на которых написаны цифры или буквы.

ВАЖНО. Во время развития творческих способностей дошкольника нужно постоянно поднимать планку, давать ему новые задания.

У детей процесс познания окружающего мира происходит очень быстро. Важно давать возможность самостоятельно принимать определенные решения и устранять незначительные проблемы. Например, если игрушка закатилась на диван, то не стоит спешить ее доставать. Ребенок может попытаться самостоятельно придумать решение этой проблемы.

ВАЖНО. Малыш должен сам выбирать, чем ему интересно заниматься.

фото 2Если определенная деятельность вызывает у него интерес и эмоциональный подъем, то нужно дать ему возможность развиваться в этом направлении.

В противном случае, выполняя не интересующую его активность, малыш чувствует интеллектуальное перенапряжение, что приводит к переутомлению.

Помощь взрослого в развитии творческого мышление должна быть максимально разумной и ненавязчивой.

Свобода выбора не в коем случае не должна стать вседозволенностью.

Комфортный психологический климат — залог развития творческого мышления. Родитель должен стимулировать ребенка к занятию творчеством, но не осуждать за неудачи. Какими бы странными не были идеи детей, их необходимо поддерживать и направлять в правильное русло.

Как развивать воображение на разных возрастных этапах

Дошкольный возраст можно разделить на несколько возрастных этапов. Каждый из них имеет свои особенности развития воображения. В период от 3 до 4 лет наблюдается становление словесных форм воображения. Игровая деятельность становится самостоятельной потребностью ребенка.

В это же время появляется аффективное воображение, оно связано с тем, что малыш осознает собственное “Я” и отделяет себя от других людей. Воображение на этом этапе выделяется в самостоятельный процесс.

фото 3Творческие способности ребенка в 4-5 лет проявляются в игре, рассказах и ручном труде.

У малыша могут появляться мечты касательно будущего. Часто они являются неустойчивыми и ситуативными.

Воображение становится интеллектуальной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира.

Однако, ребенок еще не умеет руководить воображением.

В возрасте от 6 до 7 лет воображение приобретает активный характер.

Рост производительности творческих способностей проявляется в том, что развивается умение создать замысел и спланировать его реализацию.

У дошкольника возникает интериоризированное воображение, то есть оно переходит во внутренний план.

Начинаются появляться первые элементы творчества. Продуктивней всего их развивать посредством игры и рисования.

Игры и занятия для формирования творческого мышления

Существует множество занятий и игр, которые способствуют развитию творческого мышления у дошкольника. Это может быть простое наблюдение за окружающей средой, игра, рисование или чтение.

На прогулке с ребенком нужно научить его обращать внимание на детали. Это позволяет не только развить творческие навыки, но и расширяет его представление об окружающем мире. Например, прогуливаясь по парку можно акцентировать внимание на цветах и деревьях, которые видит малыш.

СПРАВКА. Основная деятельность дошкольника — развивающая игра.

фото 2Для активизации творческого мышления используются конструкторы, мозаики и пазлы.

Они позволяют развить концентрацию и проявить свое воображение.

Такие игры нужно подбирать по возрасту, так как конструктор или пазл может оказаться слишком сложным.

Не стоит долго объяснять ребенку, как играть с той или иной игрушкой. Лучше позволить ему самостоятельно прийти к этому.

В процессе игры он сможет попробовать новые способы действия, новые стратегии, тем самым активизировать свое творческое мышление.

Ребенок должен иметь практический опыт творческой деятельности. Отличным вариантом является изобразительное искусство. Можно начать с самого элементарного — изучение цветов и геометрических фигур. В процессе рисования малыш учится правильно держать кисть или карандаш, контролировать уровень нажима.

ВАЖНО. Ребенка нужно поощрять и хвалить за проделанную работу.

Обсуждение рисунка будет полезным как для родителя, так и для дошкольника. Помимо рисования можно заниматься лепкой или созданием аппликаций. Эти активности позволяют проявить воображение и хорошо развивают моторику рук.

Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется чтение вслух. Это могут быть сказки, стихи или простые рассказы. Эта активность позволяет развить воображение и пополняет словарный запас.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть специальный урок по данной теме:

Развитие творческих способностей у дошкольников — это важный этап подготовки ребенка к школе и жизни в целом. Творческие личности имеют больше шансов на успех, они харизматические и инициативные. Все эти качества закладываются в детстве. Родитель должен поддерживать все начинания ребёнка, хвалить его на помогать в дальнейшем развитии.

Статья на тему: » Развитие творческого мышления у дошкольников»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Безлаковская Е.С

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 2, г.Сатка,РФ

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия  творческого потенциала каждого ребенка. Особенно сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных.  Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира, делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять  высшую человеческую потребность – потребность в самореализации.        

В настоящее время можно определить несколько важных условий успешного развития творческих способностей ребенка – дошкольника.

Первым шагом является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Третье, наиболее важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил, так как способности развиваются тем успешнее, чем чаще ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.  

Четвертое условие заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение умственной деятельности не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.   Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Для развития творческих способностей ребенка так же необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие – это теплая дружелюбная атмосфера в семье и в детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным в реальной жизни. Важно так же исключить замечания и осуждения.  

Полноценное развитие интеллекта человека возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах напрямую зависит от развития творческого мышления в младшем возрасте. Именно поэтому так необходимо в детских садах проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.

Библиографический список

Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Знание, 1973.- 117с.

Гальперин П.Я. К психологии творческого  мышления // Вопросы психологии. – 1982. — №5

Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. — 1987. — №1. – С. 44-51

готовимся к освоению школьной программы

В этой статье:

У детей дошкольного возраста образное мышление является доминирующим среди остальных видов мышления. От того, на каком уровне развития находится именно образное мышление, будет зависеть готовность ребенка к учебе в школе и освоению школьной программы.

Что такое образное мышление?

Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет.

Образное мышление — это развитие образного мышления у детей дошкольного возрастанекий процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная от зрительного и заканчивая осязательными и звуковыми. Если сравнивать образное мышление с логическим, в ходе которого реальность отображается в виде каких-то понятий, или с наглядно-действенным, когда с предметами осуществляются какие-то практические действия, то оно имеет существенные отличия.

Дело в том, что в процессе «игры» с образами предметов ребенок получает возможность понять задачу ввиду ее наглядного представления и найти для нее правильное решение за оптимально короткое время.

У детей дошкольного возраста образное мышление позволяет выработать отзывчивое отношение ко всему хорошему и прекрасному, что есть в жизни. Без образного мышления не существовало бы креативных специалистов высокого класса, например дизайнеров, конструкторов, писателей, да и просто творческих, инициативных, уверенных в себе и всесторонне развитых личностей.

В процессе представления образа в сознании воспроизводятся пережитые ранее восприятия. Когда же речь идет о пространственном представлении, то подразумевается способность развитие образного мышления у детей дошкольного возрастачеловека, в данном случае дошкольника, видеть мир в трехмерном изображении, красочным, способным меняться в пространстве.

Малыш может себе нарисовать образ реального предмета или явления, или того, что в действительно не существует, как, например, это происходит в воображении художников или скульпторов. Прежде чем их произведения появляются на свет, образы возникают в сознании создателей.

Почему важно развивать образное мышление?

Развитие образного мышления в детском возрасте — важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:

  1. Чтобы найти решения для каких-либо задач, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуации.
  2. Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному.

Именно поэтому детей в дошкольном возрасте нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.

Варианты развития образного мышления

Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:

  1. Наблюдениеразвитие образного мышления у детей дошкольного возраста за красотами природы.
  2. Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего.
  3. Путешествия с изучением памятников природы.
  4. Собирание пазлов разного уровня сложности.
  5. Создание рисунков по памяти или с натуры.
  6. Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоции и т.д.
  7. Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной, лепка как с натуры, так и по воображению.
  8. Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее.
  9. Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации.
  10. Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей.

Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:

  1. Демонстрировать;
  2. Рассказывать;
  3. Практиковать занятия совместной деятельностью;
  4. Предложить поработать самостоятельно, используя образец;
  5. Предложить создать что-то самостоятельно без примера.

Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не развитие образного мышления у детей дошкольного возрастазахваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.

Специалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.

Оригами как эффективный метод развития образного мышления

Способность выделять самые подходящие для решения заданий варианты ответов вырабатывается в результате многократных тренировок и упражнений, направленных на развитие образного мышления. Многие из них построены на конструировании моделирующего характера — технике оригами.

Дети, особенно дошкольного возраста, не слишком заинтересованы развитие образного мышления у детей дошкольного возрастав конструировании из бумаги до момента, пока не увидят результаты манипуляций — игрушки и фигуры, созданные своими руками.

Работая с бумагой, дети самостоятельно и вместе со взрослыми придумывают и создают миниатюрные модели предметов и явлений, людей и животных, стараясь исключать второстепенные детали и выделяя самые яркие элементы. В результате у них получается совершенно новый образ, умещенный в особую угловатую форму.

Естественно, что это связано с особенностями техники работы с бумагой, требующей сгибаний. И пусть визуально полученные поделки напоминают оригинал весьма отдаленно, малыш получает огромное удовольствие от результата и спокойно домысливает недостающие элементы в уме.

Осмысление образов предметов, которые дети дошкольного возраста передают во время изготовления фигур из бумаги, происходит в процессе применения различных методик и приемов, цель которых — передать красоту и неповторимость предмета в новой форме.

Сложности и решения

Конструировать, используя бумагу, детям в дошкольном возрасте очень непросто, ведь бумага — это плоский материал, которому действительно сложно придать форму объемной фигуры.

Именно поэтому для того, чтобы дети сохраняли интерес к процессу, начинать нужно с обучения их самым простым приемам складывания бумаги, демонстрируя техники на личном примере. Наблюдая за процессом, ребенок будет думать, анализировать, стараться сгибать бумагу аккуратно, придерживаясь правил — развитие образного мышления у детей дошкольного возраста«подгоняя» углы друг под друга. Все это потребует от малыша немалого волевого напряжения и терпения.

Чтобы поделки получились особенно яркими и красивыми, нужно экспериментировать с размерами квадратов, их цветом. При этом до малыша нужно донести, что результат, а именно качество поделки, во многом зависит не от выбора заготовок, а от того, насколько аккуратно будет осуществляться сгибание и заглаживание сгибов. Именно поэтому изначально нужно показать крохе, как правильно складывать бумагу – до того, как он приступит к процессу создания фигуры.

Большую часть фигур, полученных в результате использования техники оригами, складывать нужно до определенного момента аналогично друг другу. Умение дошкольника делать такие заготовки поможет ему освоить складывание более сложных фигур в будущем.

Как развивается образное мышление у дошкольников с ЗПР?

Образное мышление имеет прямую связь с речью, от степени развития которой зависит закрепление образов-представлений.

Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют одну особенность: они отстают в развитии всех форм мышления. У таких детей снижена мотивация, что отрицательно влияет на познавательную активность и выливается развитие образного мышления у детей дошкольного возрастав нежелание поддаваться интеллектуальному напряжению, вплоть до категорического отказа от выполнения задания.

Кроме того, такие дети в большинстве случаев неспособны поставить перед собой цель, а также составить план для ее достижения опытным путем. Они неспособны к анализу, обобщению, синтезу и сравнению из-за незрелости операционного компонента.

Диагностика уровня развития образного мышления у детей с задержкой психического развития неоднозначна. Некоторые дети с легкостью справляются с поставленными заданиями, подавляющее же большинство нуждаются в многократном повторении задачи и помощи в ее решении. Каждый десятый ребенок с ЗПР не может справиться с заданием, несмотря на повторы и помощь.

Принимая во внимание особенности таких детей, можно отметить, что для развития образного мышления необходимо стимулирование познавательной деятельности, а также других видов мышления.

Особенности образного мышления у слабослышащих детей

Имеющие слабый слух дети изначально вынуждены расти в неблагоприятных для их развития условиях, связанных с нарушениями ориентации в пространстве и восприятия звука. Такие дошкольникиразвитие образного мышления у детей дошкольного возраста позже начинают взаимодействовать с предметами, поэтому для них характерно отставание в развитии восприятия.

Дети дошкольного возраста с такими нарушениями начинают проявлять интерес к действиям с предметами не ранее третьего года жизни, причем действия эти сводятся по большей части к манипуляциям. Именно поэтому происходит задержка практической деятельности с предметами, что приводит к отсутствию практического опыта и задержкам процесса развития образного мышления.

Специалисты в области изучения развития мышления всех типов у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха утверждают, что успех в решении задач образно-действенного характера во многом связан с деятельностью дошкольника. Обычно у него не вызывают сложностей задачи, в ходе которых не нужно думать над связями, лежащими на поверхности.

Несколько же вариантов ответов могут привести малыша к определенным затруднениям в принятии решения. Но еще сложнее слабослышащим детям с нарушениями слуха будет выявить менее очевидные связи, которые требуют оценки и построения схемы из нескольких действий.

Если сравнить слабослышащих детей дошкольного возраста со здоровыми детьми, то варианты действий, которые они используют для решения задач, будут заметно отличаться от вариантов, используемых нормально слышащими детьми.

Здоровый ребенок, в процессе случайно обнаруживший важный компонент, не задумываясь свяжет его с решением задачи, тогда как у детей с нарушениями слуха такие попытки часто не ведут к оцениванию ситуации и являют собой не более чем перебор самых примитивных связей и компонентов. Это связано с тем, что внимание дошкольников с нарушениями слуха направлено не на средства достижения цели, а непосредственно на саму цель.

В итоге такие дети неспособны проанализировать собственные ошибки и могут несколько раз повторять нерациональные попытки решения. Кроме того, позитивный опыт слабослышащиеразвитие образного мышления у детей дошкольного возраста дошкольники также не связывают с другими аналогичными ситуациями, что препятствует формированию способности к обобщению.

Со временем у детей появится прогресс в решении задач наглядно-действенного характера, хотя, конечно, по сравнению с темпами развития мышления у здоровых детей, происходить это будет не так быстро.

Тем не менее со временем такие дети смогут использовать выделенные закономерности, свойства и отношения зафиксированных образов предметов, что подтвердит развитие планирующей речи. Все это будет возможно, только если наладить коррекционную работу со слабослышащими детьми, развивая их образное мышление с раннего детства.

Принципы развития мышления у дошкольников с нарушением слуха

Нормально функционирующий речевой аппарат у дошкольников с нарушениями слуха открывает возможности для развития мышления. Способствовать процессу его развития можно и нужно, используя комплексный подход к развитию личности таких детей.

Процесс воздействия должен быть построен с учетом имеющегося уровня развития и компенсаторных возможностей. Очень важно, чтобы в ходе работы с ребенком развитие образного мышления у детей дошкольного возрастаудалось, вопреки дефекту, выправить процесс становления личности с всесторонним развитием психики.

Во время работы особое внимание уделяется воссозданию либо корректировке самых важных психических функций. Внимание уделяют формированию речи, памяти, стараются создавать подходящие условия для расширения возможностей, способных стать компенсаторами дефекта.

Большое значение для развития образного мышления у слабослышащих детей имеет использование наглядных средств, которые должны не только выступать в качестве иллюстрацией к произведениям, но и помогать детям лучше понимать их содержание.

Особенно важны наглядно-действенные методы и средства, с помощью которых получится сформировать представления и понятия на наглядно-образном уровне обобщений. Речь идет об инсценировке, пантомиме или драматизации.

Особенности образного мышления у детей с дефектами речи

Связь между дефектами речи и некоторыми сторонами психического развития у детей дошкольного возраста является основной причиной некоторых особенностей их образного мышления. Детей с нарушениями речи по типу невербального интеллекта можно разделить на три группы:

  1. Дети дошкольного возрастаразвитие образного мышления у детей дошкольного возраста с небольшими отклонениями невербального интеллекта от нормы. Особенности развития их интеллекта с задержкой развития речи никак не связаны. Таких детей насчитается не более 9%.
  2. Дети с нормальным развитием невербального интеллекта (27%).
  3. Дети дошкольного возраста с нормальным развитием невербального интеллекта, состояние которого можно охарактеризовать как нестабильное (63%).

В процессе изучения особенностей образного мышления было сделано заключение о том, что дети дошкольного возраста в отношении успеваемости при выполнении заданий несколько отличаются. Всех детей с нарушениями речи можно разделить на тех, что показывают невысокий уровень решения задач наглядного типа, и тех, что справляются с заданием на одном уровне со здоровыми детьми.

Наиболее очевидным фактором, тормозящим процесс развития образного мышления у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, считается ограниченный объем знаний о мире, а также о функциях и свойствах предметов. Это связано с очевидными нарушениями самоорганизации, которые в свою очередь легко объясняются недостатками мотивационной сферы и отсутствием постоянного интереса к заданиям.

Дети с нарушениями речи не всегда могут быстро войти в предложенную им ситуацию, спровоцированную для решения проблемы, либо же, наоборот, пытаются слишком быстро начать выполнять задание, оценивая его поверхностно и не вникая в особенности. Еще одна категория таких дошкольников — это дети, развитие образного мышления у детей дошкольного возрастакоторые начинают делать задание, но быстро теряют к нему интерес, даже если справляются с задачей.

Важно отметить, что при всем этом возможности последовательного осуществления мыслительных процессов у таких детей сохраняются, если помочь им достичь высокого уровня самоорганизации и расширить запас знаний.

Отсутствие специального обучения, направленного на развитие способностей анализировать, сравнивать и группировать, приведет к существенному отставания в процессе формирования наглядно-образного мышления.

Развитие образного мышления на разных этапах дошкольного возраста

На каждом из этапов дошкольного возраста дошкольник принимает особое решение, работая над задачами на развитие наглядно-образного мышления. Так, например, дошкольники младшего возраста ориентируются на внешние действия. Дети используют метод проб и ошибок до тех пор, пока не найдут походящее решение для поставленной задачи. Найденный правильный вариант малыш запоминает и может повторно использовать при решении аналогичного задания.

Ребята из группы детей среднего дошкольного возраста, придерживаясь того же метода проб и ошибок, стараются совершать действия в уме, после чего при необходимости решения задачи развитие образного мышления у детей дошкольного возрастапробуют на практике тот вариант, который в уме показался наиболее эффективным.

В старшем дошкольном возрасте дети способны на обобщение практического опыта, решают задачи в уме, используя обобщенные образы, отображая лишь те особенности предмета, которые помогут найти правильное решение для задачи.

Во время игр, конструирования, рисования у детей развивается знаковая функция сознания, в процессе чего они учатся строить наглядно-пространственные модели, которые являются отображением реальных связей вне зависимости от намерений и желания дошкольников. В итоге дети, не создавая эти связи намеренно, используют их в процессе решений задач.

Развитие художественно-образного мышления у дошкольников

Понятие художественно-образного мышления можно разделить на компоненты: «художественное» — является отражением особенностей восприятия для раскрытия образа, и «образное» — способность анализировать, обобщать, группировать.

Оптимальным способом стимулировать развитие художественно-образного мышления является приобщение к искусству. Специалисты уверены, что у дошкольников нужно формировать позитивную картину мира с самых ранних лет, окружая их поэзией, музыкой, приобщая к живописи.

Развитие художественно-образного мышления с развитие образного мышления у детей дошкольного возрастаиспользованием практических приемов и методов позволит детям правильно оценивать ситуации, находить верные решения для задач, а также придумывать инновационные идеи.

С детьми можно заниматься, используя музыкальные игры, основанные на ряде действий, схожих со звучанием музыкальных инструментов. Также дошкольников можно обучать находить правильные ассоциации во время прослушивания музыки, прививать способность замещать элементы музыкальной речи символами, развивать словарь эмоций и музыкальное мышление.

Творческие задания и игры с необходимостью демонстрации эмоциональных переживаний, выстраивания игровых действий на основе сюжетной линии, а также вариации музыкальной деятельности стимулируют развитие художественно-образного мышления у дошкольников.

Статья: Развитие креативного мышления у дошкольников

Основы креативного мышления. Педагогические методы развития креативного мышления

Креативное мышление — процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности.

Основой креативного мышления является воображение.

Чаще всего обучение, к сожалению, сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий, что развивает левое полушарие головного мозга.

При развитии креативного мышления развивается правое полушарие головного мозга.

Левое полушарие

Правое полушарие

Рационализм

Интуиция

Логика

Образы

Знаки

Воображение, фантазия

Счёт

Чувства

Чтение

Ощущение пространства

Письмо

Владение телом

Речь

Восприятие красоты

Анализ

Синтез

Частное

Целое

Избегание неудач

Ориентация на успех

 Из этой таблицы видно, что без должного развития правого полушария головного мозга невозможно воспитать успешного человека. В детском саду  таким занятия как музыка, ИЗО деятельность, физкультура уделяется достаточно много времени, а в школе эти предметы становятся второстепенными.

Развивать креативное мышление можно через разные виды деятельности: речевое развитие, изобразительная деятельность, тезнология ТРИЗ.

 

Педагогические методы развития креативного мышления

Метод креативного речевого развития:

— подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и т.д)

Свет (яркий, ласковый, живой и.т.д.), солнце, утро, лампа, костёр, свеча, темнота (закрытый, ночной), ночь, вечер, пещера…

— найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов

Колодец –паркет, бревно — коробка, облако – дверь, кукла, снег…

— найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету (на выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Учитываются все ответы, кроме повторяющихся.

— поиск причин событий (требуется определить причины возникновения каких-либо ситуаций)

Утром Дима проснулся раньше обычного; Солнце ещё не ушло за горизонт, но стало уже темно; Сидевший у ног хозяина пёс грозно зарычал на маленького котёнка.

— Что может произойти если: …дождь будет идти не переставая, …люди научатся летать как птицы, …собаки начнут разговаривать человеческим голосом, оживут все сказочные герои, …из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.

Развитие креативного мышления через использование ТРИЗ

— Игра с подзорной трубой.

Каждый ребёнок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Это позволяет детям выделить отдельные объекты, изображённые на картине, давать им соответствующие названия.

— Данетки

Дети задают вопросы и угадывают загаданный предмет. Водящий отвечает только «ДА» или «Нет».

— Черное – белое

Когда воспитатель поднимает белый домик дети называют  положительные качества объекта. Когда воспитатель поднимет чёрный домик дети называют отрицательные качества.

— Хорошо – плохо

Один ребёнок называет положительное качество предмета, второй отрицательное, третий – положительное и т.д.

— Что было потом?

Дети придумывают продолжение сказки

— Подскажи словечко

Ведущий начинает фразу, а ребёнок её быстро заканчивает

У стрекозы прозрачные крылья, а у бабочки? У розы лепестки нежные, а у астры? Ворона каркает, а сорока? Петух кукарекает, а курица? У кровы телёнок, а у овцы?

Развитие  креативного мышления через художественное творчество

— Облака – загадки

Детям нужно придумать на что похожи нарисованные облака

— Разноцветные геометрические фигуры

Дети составляют из геометрических фигур различные стилизованные изображения

— Коллаж

Из старых журналов, каталогов дети вырезают разные элементы и составляют коллажи.

— Дорисуй и раскрась

Дорисовать два силуэта волшебниц, но так чтобы одна стала доброй, а другая злой.

  1. Маслова Р.Ю. Мы входим в мир прекрасного. — СПб. : СпецЛит, 2010.
  2. Лободина С.В. Как развить способности ребёнка. –СПб.: Питер,1997

Консультация на тему: Тренировка творческого мышления у детей дошкольного возраста

        

Тренировка творческого мышления у детей дошкольного возраста.

Актуальность

     Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.
     Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству. 
     Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. 
     В течение ряда лет в дошкольном учреждении имеется постоянный запрос от родителей на проведение таких развивающих занятий. Образовательное учреждение лицензировано на реализацию психолого-педагогической деятельности по развитию творческого мышления детей.

Цель.

Развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире.

Задачи: 
1. Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.
2. Развитие  воображения и фантазии.
3. Развитие качеств творческого мышления старших дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

Основные принципы.

Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий.
При использовании творческих заданий важно учитывать следующие дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
2. Принцип открытости. 
Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения. 
3. Принцип деятельности.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности. 
4. Принцип обратной связи. 
Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.
5. Принцип интеграции.
Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний.
6. Принцип личностной ориентации. 
Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.

Игры.

Известно, что  дети дошкольного возраста  лучше всего воспринимают информацию через игровую деятельность. Основываясь на этих принципах было подобрано несколько игр, которые действительно способствуют развитию творческого мышления у детей.


1. Игра «Чудо-сундучок»: угадывая на ощупь, что это (игрушка, цветок, подсвечник, перчатки, клубок ниток, — дети с закрытыми глазами достают из сундучка различные предметы: часы, копилка, и т.п.). После угадывания, рассматривая предмет, дети описывают его, называя основные признаки: (цвет, форма, величина, материал) и свойства (для чего используется).


1. Творческая работа «Фигуры»: дети дорисовывают образы. Фантазирование. Обсуждение идей. 

2. Дорисовывание линий (входная диагностика) дети дорисовывают образы. Фантазирование. Обсуждение идей.
3. Творческая работа «Кляксография». 

Перед игрой изготавливают для каждого кляксы: на середину листа выливается немного гелиевой краски  нескольких цветов и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети  по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Чтобы образ получился законченным, дети дорисовывают необходимые детали пальчиками.


4. «Путешествие в Фигурный город». 


    Перед детьми лежит множество вырезанных бумажных треугольников, квадратов и овалов. Игра-путешествие начинается с того, что дети одевают «сказочные» треугольные или квадратные, или овальные  очки, и оказываются в воображаемом треугольном ли квадратном, или овальном  городе. Здесь все предметы, дома, машины, деревья, цветы, даже люди – треугольные или квадратные, или овальные.


5. Игра «Мозговой штурм»:

 Что вы «видите» в треугольных (квадратных, овальных) очках вокруг себя? Дети фантазируют и называют различные объекты.
6. Творческая работа: аппликация выбранного образа (или образов) из геометрических фигур. Моделирование картинки из фигур.

4. Игра «На что похоже?»
     В «чудо-сундучке» спрятаны разные игрушки. Чтобы узнать, какие игрушки там находятся детям предлагается игра «Что на что похоже» (закрепление навыков выделять различные признаки предметов: цвет, форма, величина) и их свойства.2 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры достают из чудо-сундучка одну игрушку. Этот предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что мы достали из чудо-сундучка похоже на …» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.


5. Раскрашивание картинок необычным способом (цифрами, буквами)
Детям предлагается раскрасить картинки необычными способами.

6. Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?» 
  Рисунок в несколько рук. Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Обсуждение творческих воплощений и

8. Игра-лепка «Чудо-юдо». Дети выбирают по 2-3 картинки с различными изображениями. Описывают их признаки и особенности и далее выбирают одно из животных, к которому добавляются признаки и особенности от других. Например, верблюд приобрел крылья бабочки, удав стал с рыбьим хвостом и плавниками. Далее дети из пластилина лепят то, что придумали.

3. Игра «Магазин» Дети выбирают разнообразные картинки из журналов и «покупают» их, называя их общие признаки и свойства.

4. Театрализация «Сказка».
Цель: развитие системного мышления, творческого самовыражения. Дети выбирают и перевоплощаются в сказочного героя. Первый ребенок начинает сказку, рассказывая о своем герое: кто он, какой, что умеет делать, где живет и т.д. (описывая признаки и свойства). Ведущий помогает дополнить сюжет спонтанными и неожиданными ситуациями или приключениями. Далее выступает следующий сказочный герой, который встречается при необычных обстоятельствах с предыдущим героем и может стать его другом, если назовет их общие свойства или качества. Сказка продолжается, пока не примут участие все дети. Затем придумывается конец. Что произошло, чем закончилась сказка.

 

Игра «Хорошо — Плохо»
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
— Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
— Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уколоться.
— Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета.
Например, хорошо, что карандаш длинный — может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты — хорошо, лекарство — плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению
«положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
— Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью — мешает уснуть.
Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства,  способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, переходим к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:
— Есть шоколад хорошо — вкусно, но может заболеть живот;
— Живот болит — это хорошо, можно в детский сад не ходить;
— Сидеть дома — плохо, скучно;
— Можно пригласить гостей — и т.д.
Желательно, чтобы игра «Хорошо — плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время.
В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
2. Игра «Как мне повезло…» 

 Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.
Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.
Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники. 
Дети по цепочке заканчивают фразу.

2. Игра «Магазин игрушек»: дети покупают в магазине по две игрушки. Называние свойств игрушек. Обмен свойствами.
3. Творческая работа «Новые игрушки»: дети рисуют придуманные новые игрушки с приобретенными оригинальными свойствами. Обсуждение творческих идей.

4. Игра «Чудесные превращения». Дети наугад выбирают 2-3 объекта, называют признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта. Далее, переносят названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект. Поочередно обсуждается каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов. Например, фокусный объект кукла Барби + объекты с признаками: шарик (надувается), фонарик (светит), ручка (пишет). В результате кукла Барби обладает новыми свойствами (надувается, светится в темноте, пишет). 
Уменьшение-увеличение

1. Игра-беседа. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
Усложните эту игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.
— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
— Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
— Что будет, если у нас удлинится на время нос?

— Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;
— Это хорошо, а что в этом плохого?
— Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

 Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.
— Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?
Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами:
— Какого тогда ты будешь размера? 
— А что будет, если твой рост уменьшится в 10 раз?
— Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в садик: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до садика, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Нет проблем! 
— Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!
2. Игра  «Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот».  Дети знакомятся со сказочными персонажами: Волшебник Размера меняет размеры всех объектов и персонажей. А Волшебник Наоборот меняет свойства и признаки всех объектов и персонажей наоборот. Например, Волшебник Размера уменьшил Волка и увеличил Зайца. Что произойдет в новой сказке? Волшебник Наоборот превратил Кащея Бессмертного в доброго, а Василису – в злую Василису Непрекрасную. Дети фантазируют и предлагают различные версии развития сказочных событий.
3. Творческая работа. «Превращение» Дети придумывают любой объект и превращают его в другой с помощью изменения его размера.

 

2.Игровое упражнение «Исключение свойств».

 У сказочных персонажей исключаются некоторые их важные свойства.
Фантазирование. Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

— Человек не спит.
— Человек не чувствует боли.
— Человек потерял вес, обоняние.

  • Придание объектам живой и неживой природы необычных свойств

Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов: 

а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;
б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы»;
в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека. 
Например, в качестве объекта («донора свойств») выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.

— Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе.
— Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например, видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч. Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

Камень впитывает болезни. Камень дает бессмертие. Созерцание камня вдохновляет писать стихи и рисовать и т. д. 
Игра для развития фантазии. Дети встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли», или «Держи, Маша, большую конфету», или «Дарю тебе часть своего сердца», «Я дарю тебе бельчонка», «Это стеклянный шарик, не разбей его», «Это кактус, не уколись».

— Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами.
— Человек покрыт перьями.
Описание картинок с объяснением причин и следствий, невероятное изменение ситуации:

  • Мозговой штурм «Что будет, если…» 
    «… дождь будет идти, не переставая.»
    «… люди научатся летать, как птицы.»
    «… собаки начнут разговаривать человеческим голосом.»
    «… оживут все сказочные герои.»
    «… из водопроводного крана польется апельсиновый сок.»
  • Сочинение историй. 
  • Придумать сказку, в которой участвовали бы эти герои

  • Интеллектуальная эстафета: свободное фантазирование

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.
Придумайте фантастическое растение.
— На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.
— На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и «средство красоты». В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна (по-итальянски — «прекрасная дама») принадлежат к одному семейству — пасленовым.
— На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи. 
— Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек — леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.
— На одном дереве растут объекты живой и неживой природы. 
— Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»