Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Что такое вальдорфская школа: Вальдорфская школа: система образования, принципы педагогики – Вальдорфская школа — что это за образование и стоит ли учиться

Posted on 08.11.202023.03.2020

Содержание

  • Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?
      • Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?
  • Особенности преподавания в вальдорфской общеобразовательной негосударственной школе
      • Поделиться ссылкой:
  • Что такое вальдорфская школа — Летидор
  • Самарская Вальдорфская школа
    • О приеме в первый класс
    • Мы ищем учителей!

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Э. О. Скляренко

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Э. О. Скляренко

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

Рудольф Штайнер (1861-1925) — пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.

В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Антропософия (от греческих слов «антропос» — «человек» и «софия» — «мудрость»). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше «вложить» в голову ребенка.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория», которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, являющемуся для нее принципиальным, социологические исследования показывают, что наличие детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок. «Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых за последние двадцать лет резко возросло.

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

Характерные особенности вальдорфской школы:


  • 1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, — классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
  • 2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни — с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
  • 3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными «мягкими» материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения — эвритмию.
  • 4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе — в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.
  • 5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
  • 6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
  • 7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
  • 8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

Метод преподавания

Подача материала начинается с восприятия — увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.

Восприятие, чувство, мысль, — вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.

Циклическая сущность программы

Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмем геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке «Рисование форм». Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. — «Да, это мы уже делали!», — говорят дети — «Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!» Наша цель — вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается».

Подходы и методы Вальдорфских школ

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.

Да, в ребенке сохраняется непосредственность, детскость, да он будет учиться без страха. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с дет сада… Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей…

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация _ не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

Всё оглавление (в отдельном окне)

Особенности преподавания в вальдорфской общеобразовательной негосударственной школе

Принципиальное отличие от традиционной школы

В вальдорфских и традиционных школах совершенно разные атмосферы, потому что в вальдорфских школах основная цель — развить способности каждого ученика и укрепить его веру в свои силы. В этих негосударственных школах много внимания уделяется развитию инициативы, творческого подхода и чувства ответственности. Они предлагают ученикам такой способ познания мира, который исключает чувство отчужденности от него.

Как в вальдорфских детских садах, так и в вальдорфских школах отсутствует сортировка первоклашек на три сорта. Каждый важен. И каждый талантлив. Здесь маленький человечек не «результат наследственности и внешнего воздействия», а уникальное, неповторимое творческое начало. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает атмосферу уважения к детству, учета индивидуальных потребностей и возможностей каждого ученика, в такой атмосфере ребенку комфортно, хорошо. Поэтому, как правило, дети любят свою школу и с удо­вольствием в ней учатся. А если ребенку хорошо, его можно научить многому.

Почему вальдорфское образование называют «экологическим»?

В современном мире дети все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества, как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, умение отличить добро от зла. Вальдорфские негосударственные школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок знал и любил этот мир и всех его обитателей. В этом смысле подход Штайнера к образованию является поистине экологическим.

Почему большую часть занятий ведет классный учитель? Что это дает? Его роль в жизни ученика

Школьное обучение начинается в семь лет и длится 11— 12 лет. Классы всегда с небольшим количеством учеников. Преподавание основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога.

Все занятия с учениками от шести до четырнадцати лет ведет один и тот же классный руководитель. Первый, кто встречает ребенка утром в школе, — классный руководитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся два часа без перерыва. Вот почему при переходе из младшего в среднее звено в вальдорфской школе ребенок не испытывает тех трудностей, что в традиционной школе. Не происходит смены психических функций, на которые опирается обучение, и смены самого типа обучения. По-прежнему большинство предметов ведет классный учитель, который и является основным источником информации.

Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. В 14—18 лет учащийся по­лучает так необходимые в этом возрасте помощь и поддержку своего классного наставника. А взаимодействуя со многими учителями в средней школе, ученики не испытывают полного единства требований, получая от учителей различную оценку своих действий, окружающей их жизни и самих себя.

Педагог вальдорфской школы вправе самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать его творческие возможности. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу, стиль его работы — активный и живой. В результате такого изложения материала у учеников пробуждаются внутренние чувства, проявляется жизнь с ее радостью и болью, с ее приятными и неприятными моментами, напряжением и расслаблением.

Какую роль в обучении играют совместные занятия?

Не менее важной задачей педагога является объединение в классе детей. Это происходит на занятиях эвритмией и гимнастикой Ботмера, пения и драматургии. Вальдорфские педагоги считают, что согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат работы зависит от слаженности действий. Но самым главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребенку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты.

Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, поскольку к де­тям обращаются не только как к существам, способным толь­ко мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Что такое эпоха или первый урок? Какие уроки следуют за ним и почему?

Первый урок — это главный урок, на котором изучают один из общеобразовательных предметов: математику, родной язык, географию, физику, химию и т. п. Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью ученики занимаются в послеобеденное время, осваивая ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

Почему предметы в процессе обучения выстроены именно так?

Основной метод вальдорфской педагогики, применяемый в школе, — метод «душевной экономии», который состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе раз­вития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.

В вальдорфских школах ведется углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, истории мировой культуры. Большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребенка. Первые восемь классов детям преподают такие «второстепенные» предметы (для традиционной школы), как рисование, музыку, рукоделие и т. д., на одном уровне с остальными дисциплинами. Новые предметы вводятся постепенно.

На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до 2-го класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1- и 2-м классах).

Обязательны занятия музыкой: с 1-го класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем этому возрасту инструменте, позже — на струнных инструментах и фортепиано. С начала обучения вводятся также два иностранных языка — немецкий и английский. Обучение иностранному языку начинается также, как и обучение при рождении своему родному языку, — с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

В вальдорфских школах изучают такой предмет, как эвритмия, — искусство художественного движения, которое сочета­ет в себе гармонию и пластику танца с пантомимой, музыкой и поэтической речью. Этот предмет имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение. Эвритмия способ­ствует снятию зажимов, исправлению осанки, развитию пла­стичности тела. На этих занятиях, как отмечалось выше, дети также учатся понимать и чувствовать действия других детей.

Междисциплинарный подход в течение всего обучения позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир.

Учебник минимально представлен в урочной работе. Ученики сами пишут себе учебники: у всех детей есть рабочая тетрадь, где они отражают свой опыт и то, чему научились. Только ученики старших классов используют учебники в до­полнение к работе по основным урокам.

В школе нет оценок. А что есть? Характеристики, фестивали.

Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого семестра учитель пишет подробный, детальный отчет-характеристику на каждого ученика. Но если ученик переходит в обычную общеобразовательную школу, то ему выставляют оценки.

В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли. Устраиваются также выставки самых красивых тетрадей, одежды, сшитой на уроках рукоделия, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать.

Праздники по-вальдорфски – это как?

В вальдорфских детских садах и школах просто волшебные праздники. В праздниках на равных участвуют все — дети и родители, учителя и воспитатели. Каждый праздник отмечается с особым почтением, и к каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как в обычной школе, — подарки рождаются в теплых родительских руках. Чего только не делают на родительских рукодельных посиделках! И лоскутные мячики, и настоящих кукол, и ангелов, и даже гномиков валяют из шерсти. А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручают деревянные игрушки.

Часто устраивают праздники, посвященные каким-то при­родным явлениям: созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега — или религиозным событиям: Рождество, Пасха, Масленица. К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

Ранней осенью отмечают праздник урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного. Дети, учителя и родители вместе пекут пироги, каждому ребенку дарят корзинку с осенними дарами и какую-нибудь особую «урожайную» игрушку.

Поздней осенью проводится праздник фонариков. В это время ночи долгие, а дни короткие, рано темнеет. Природа готовится к зимнему сну. В такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зимний сон не будет длиться вечно, что солнце скоро засветит ярко и на земле снова будет весна.

Но, пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник — Масленица. Вооружившись трещотками и деревянными по­гремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все отправляются в лес на масленичную поляну. А там — санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются двое пап). И взрослые, умудренные опытом солидные папы и мамы, ве­селятся, как дети. А на Пасху опять же все вместе разрисовывают яйца и пекут куличи.

С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

Миф о недостатке знаний у выпускников вальдорфских школ: правда ли это?

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в вуз. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как свою главную цель.

Многолетний опыт показывает, что выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. В дальнейшем они выбирают для себя самые разные специальности: как гуманитарного направления или деятельность, связанную с социальной сферой, так и точные науки, технические специальности.

Куда поступают наши выпускники, можно посмотреть на странице «Выпускники».

(Взято с сайта «Учебно-методический кабинет»)

Поделиться ссылкой:

Что такое вальдорфская школа — Летидор

–  Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. При таких условиях учитель должен быть всесторонне развит, ведь ему нужно преподавать различные предметы. Как готовят учителей для вальдорфской школы?

– Учитель – это основной вопрос любой школы. Необходимо иметь педагогическое или университетское образование, чтобы поступить на работу в вальдорфскую школу. Кроме того, учитель должен пройти курсы повышения на вальдорфском педагогическом семинаре, где он изучает методику педагогики.

В начальной школе классный учитель ведет те же самые предметы, что и учитель традиционной начальной школы, а вот в 5 классе в традиционной школе обязательно приходят учителя-предметники. В вальдорфской школе стараются, чтобы учитель вел основные предметы хотя бы до 6 класса, а в 7 классе уже приходят предметники. Надо сказать, что именно так и поступают в Финляндии, чья система образования показывает самые лучшие результаты помеждународным исследованиям PIZA.

Как долго и какие предметы может вести один классный учитель, определяет педагогическая коллегия школы совместно с самим учителем. Это зависит от способностей самого учителя, его эрудиции, образования и желания творчески работать с детьми. Когда задают такой вопрос: как один учитель может преподавать и русский язык, и физику, то сразу вспоминается цитата из Интернета: «Школа – это место, где учителя требуют от учеников знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному». Современный учитель с высшим образованием вполне может овладеть знаниями по основным предметам на уровне средней школы (6-7 класс), чтобы стать примером для своих учеников.

Чтобы попасть в школу, каждый кандидат проходит собеседование с кадровой комиссией, которая принимая во внимание его образование, педагогический стаж, жизненные интересы и увлечения. С другой стороны, самому учителю также нужно время, чтобы понять: его это школа или нет. Поэтому первый год рассматривается как пробный, а потом педагогическая коллегия решает, остается учитель или нет.

– Некоторые родители считают, что если ребёнок занимается игрой на флейте, хоровым пение, проводит время за изучением тонкостей ремёсел и посещает ферму, то перспективы его дальнейшего образовательного (и жизненного, как следствие) пути достаточно ограничены. Какова статистика дальнейшей судьбы выпускников школы? Сколько из них поступает в ВУЗы?

– Первые выпускники закончили нашу школу в 2003 году. С 2003 по 2013 год в нашей школе было 10 выпусков 11 классов (75 выпускников, из них 5 серебряных и 4 золотых медалиста). Средний балл наших выпускников по результатам ЕГЭ все годы выше среднего балла по г. Жуковский и по Московской области. В этом году выпускница 11 класса Кристина Оганесян стала призером Всероссийского этапа олимпиады по математике и по результатам олимпиады стала студенткой механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова досрочно (до сдачи ЕГЭ). Все  наши выпускники продолжили обучение в ВУЗах, в том числе,  таких как МГУ, ГУУ, ВШЭ, МФТИ, МАИ, МЭИ, ВГИК и т.д.

Самарская Вальдорфская школа

Здравствуйте, наш официальный сайт теперь находится по адресу http://waldorfsamara.ru/

 

ШКОЛА ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Самарская Вальдорфская школа приглашает в Школу для будущих первоклассников и их родителей:

6 апреля (суббота) в 11.00

На первую встречу, которая состоится в Маленькой школе по адресу ул.Пушкина 284, приходить с детьми.
При себе иметь вторую обувь.

Подробности по телефону 33-33-097




 
27 февраля Министерство образования и науки Самарской области проводит с 28 февраля по 11 марта 2019 года ученический референдум на тему «Каким должно быть Самарское образование?» (далее – Референдум) во всех общеобразовательных организациях Самарской области.
Принять участие в Референдуме с 28.02.2019 по 11.03.2019 посредством использования интернет-ресурса министерства https://ref.asurso.ru/ могут обучающиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 14 до 18 лет.
4 декабря В целях организации в 2018 году независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности общеобразовательными организациями Самарской области сообщаем о начале проведения соответствующего опроса на Интернет-ресурсе – http://nsoko.asurso.ru 

18 декабря 2018 года в 9:00 открывается прием заявлений в 1 класс
МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара.


Прием заявлений на 2019-2020 учебный год будет осуществляться через «Портал образовательных услуг» государственной информационной системы «Автоматизированная система управления региональной системой образования» ( авторизация в ЕСИА обязательна): https://es.asurso.ru

Подробнее…
 


Дорогие друзья!
Н а ч и н а е т  р а б о т у «СУББОТНЯЯ  ШКОЛА»
ДЛЯ будущих 1-классников и их родителей
 
приглашаем Родителей на первую встречу (без детей)
9 ноября (пятница)  в 19.00 в Большую школу (ул.Буянова, 105)
Просьба иметь сменную обувь или бахилы
Справки по тел.33-33-097
 


О приеме в первый класс

В школе открыт прием заявлений в первый класс 2018-2019 учебного года. Имеется два вакантных места для зачисления.
 
15 декабря 2017 года в 09:00 открывается прием заявлений в первый класс МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара. Прием заявлений на 2018-2019 учебный год будет осуществляться через «Портал образовательных услуг» государственной информационной системы «Автоматизированная система управления региональной системой образования» ( авторизация в ЕСИА обязательна): https://es.asurso.ru

Инструкцию о порядке регистрации граждан в ЕСИА. Скачать.
Порядок действий при подаче заявления. Скачать.

Смотрите также раздел сайта О приеме в первый класс
 


Мы ищем учителей!

Приглашаем на собеседование кандидатов на должность классного учителя.
Требования: возраст до 38 лет, высшее образование, знание основ вальдорфской педагогики,
искреннее желание работать с детьми и получать углубленное образование вальдорфского учителя.

Учитель эвритмии
Учитель математики
Учитель хора старшей школы

Справки по тел.8-917-118-10-30


В настоящее время многие родители находятся в поисках альтернативных систем образования для своих детей. Одной из таких систем является МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара. 

Вальдорфские школы практикуют уникальный подход к обучению и воспитанию детей — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа развивает в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициатива и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Самарская Вальдорфская школа отвечает всем требованиям, предъявляемым государством к муниципальным образованиям, предоставляющим среднее полное образование для учащихся, однако, наряду с требуемыми нормативами, в школе уделяется особое внимание:

  • Изучению иностранных языков (английский и немецкий с первого класса).
  • Развитию музыкального слуха (обучение игре на флейте с первого класса).
  • Развитию творческих способностей (с первого класса все дети активно участвуют в постановке спектаклей).
  • Рукоделию (вязать, плести, вышивать учатся и девочки, и мальчики)
  • Гармоничному ритму жизни (подвижные игры на свежем воздухе — каждый день после основного урока, разминки в классе, ритмические и музыкальные упражнения в составе уроков, продленка в виде организованных игр в парке, множество традиционных выездов на природу в течение года).
Основные отличия вальдорфской школы от традиционной системы образования:

Обучение без оценок. В основной школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. Родители информируются о достижениях и результатах обучения ребенка через эти отчеты-характеристики и в личной беседе. В 9-м и 11-м классах ученики проходят итоговую аттестацию и получают аттестаты государственного образца. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки. 

Обучение без традиционных учебников. У всех детей есть рабочая или основная тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.

Классный учитель с 1-го по 8-й класс. В основной школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (в идеале) на все восемь лет школы. 

Обучение эпохами. Каждый блок (эпоха) длится 3-4 недели, обеспечивая постепенное наращивание знаний и обретение умений. К концу эпохи дети явно видят результат работы. Благодаря таким циклам дети могут глубже погрузиться в материал, чтобы лучше понять его и запомнить.

При поступлении важно понимать о необходимости активного сотрудничества родителей с классным учителем, принимать участие в жизни школы, при необходимости вести коллективную хозяйственную деятельность. Также для успешного обучения в рамках вальдорфской педагогики важно, чтобы домашние условия воспитания и обучения не противоречили принципам школы.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»