Давать ли воду грудному ребенку? | Материнство
Очень часто молодых родителей интересует, надо ли допаивать детей помимо основного питания. Сразу скажем, если малыш находится на искусственном вскармливании, то допаивать его надо. Но это тема отдельного разговора. Мы поговорим о том, надо ли допаивать малышей, получающих грудное молоко.
Обычно о том, что малышу помимо грудного молока надо давать и водичку, говорят молодым мамам их бабушки. По их мнению, вода в бутылочке успокоит и отвлечет ребенка, если он плачет, или немного насытит его, если малышу в какой-то из приемов пищи чуть-чуть не хватило молока. Кроме того, если взрослый человек нуждается в жидкости – мы ведь в течение дня постоянно что-то пьем: чай, кофе, компоты, – то и ребенок тоже должен получить ее, он ведь тоже хочет пить. И хотя старшее поколение зачастую имеет большой опыт в воспитании детей, все-таки это мнение неспециалистов, а что же говорят по поводу допаивания педиатры?
Грудное молоко – это уникальный продукт, оно является одновременно и едой, и питьем ребенка первых месяцев жизни. В его составе до 90% воды, и она покрывает все потребности младенца в жидкости.
Если посмотреть «Десять принципов успешного грудного вскармливания» (программа, разработанная Всемирной организацией здравоохранения совместно с Международным детским фондом ООН ЮНИСЕФ), то мы увидим п. 6. «Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев медицинских показаний». Одно из правил успешного грудного вскармливания (Всемирная организация здравоохранения) звучит так: «Отсутствие допаивания и введения других инородных жидкостей и продуктов до 6 месяцев».
А что же говорят по поводу допаивания отечественные педиатры? В «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», принятой ведущими педиатрами и специалистами по питанию детей, написано: «Практика отечественных педиатров показывает, что новорожденные и дети более старшего возраста, находящиеся на грудном вскармливании, иногда нуждаются в жидкости. Такое состояние может быть связано с пониженной влажностью в квартире, повышенной температурой окружающей среды, обильной жирной пищей, съеденной матерью накануне и пр. В этих ситуациях можно предложить ребенку воду из ложки, и если он начал охотно пить, то, значит, нуждался в ней. Кроме того, допаивание необходимо больным детям, особенно при заболеваниях, сопровождающихся высокой лихорадкой, диареей, рвотой, гипербилирубинемией. В остальных случаях дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, не нуждаются в допаивании». Как видим, наши врачи все-таки разрешают допаивание грудничков, даже если ребенок здоров. Просто давать ребенку воду нужно, если для этого есть причины (очень жаркая погода, очень низкая влажность, какие-то погрешности в питании мамы), то есть в ситуациях, когда малыш может испытывать жажду. Но и тогда сначала лучше устранить причину появления жажды: при высокой температуре воздуха максимально раздеть ребенка, при низкой влажности постараться увлажнить помещение и только потом предложить ребенку питье.
Какую воду можно пить ребенку? Педиатры рекомендуют использовать бутилированную воду, предназначенную для младенцев (на ней есть маркировка «от 0+»). Эта вода подходит детям по составу, также удобно то, что она не нуждается в кипячении. Детские травяные чаи промышленного производства дают детям старше 4–6 месяцев жизни и только по показаниям.
Как допаивать ребенка? Оптимальный вариант – из чайной ложечки. Даже такого минимального количества жидкости может хватить малышу, если он все-таки испытывает в ней потребность. Из бутылочки же ребенок может выпить значительно больше воды, чем ему нужно.
Прежде чем давать ребенку воду, решите – действительно ли она ему необходима в этот момент? Не давайте воду «просто так» или чтобы отвлечь ребенка – вода для этого не подходит.
Фото: фотобанк Лори
Давать ли грудничку воду | nashy-detky.com.ua
Все знают, что грудное молоко — это не только еда, но и питьё, однако в жаркое время года или когда у ребёнка повышенная температура, возникают сомнения, хватает ли малышу жидкости и давать ли грудничку воду.
Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют до шести месяцев не давать малышу ничего, кроме грудного молока, старшие родственники по привычке советуют допаивать, а мнения врачей иногда расходятся. Чтобы разобраться, давать ли грудничку воду, обратимся к рекомендациям авторитетных международных организаций.
На сайте Американская Ассоциации Педиатрии указано, что здоровые младенцы не нуждаются в допаивании водой. Грудное молоко или молочная смесь (или и то и другое) содержат необходимое количество жидкости. Однако с введением твёрдой пищи (прикорма) в рацион ребёнка можно добавлять воду. Кроме того, небольшое количество воды может потребоваться в очень жаркую погоду. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/feeding-nutrition/Pages/Starting-Solid-Foods.aspx
Всемирная Организация Здравоохранения выступает за исключительно грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни. Исключительно грудное вскармливание подразумевает питание только грудным молоком без добавления какой-либо другой пищи или жидкости, в том числе и воды. https://www.who.int/features/qa/breastfeeding/ru/
Однако если малыш недоедает, то и жидкости ему может не хватать, поэтому нужно следить за тем, чтобы не было признаков обезвоживания и контролировать набор веса. Если ребёнок хорошо ест, набирает вес, то, скорее всего, он получает достаточно и воды.
Основные признаки обезвоживания — это плач без слёз, запавший родничок, вялость, тёмная моча, мочеиспускание менее чем 6-12 раз в сутки. Если вам кажется, что ваш ребёнок недополучает жидкость, обратитесь к педиатру.
Давать ли воду новорожденному и грудничку до шести месяцев.
Оказывается, что допаивание новорожденного и грудничка до шести месяцев водой не только не нужно в подавляющем большинстве случаев, но и может быть опасно. К чему может привести допаивание грудничка водой до шести месяцев?
- Инфекции и аллергические реакции. Всё что мы даём ребёнку, кроме грудного молока, до шести месяцев, в том числе и воду, может увеличить риск попадания бактерий, которые приведут к аллергическим реакциям или раздражению кишечника.
Грудное молоко содержит приблизительно 80% воды, особенно переднее молоко и ВОЗ даже в жарком климате не рекомендует давать грудничкам воду, так как это увеличивает вероятность инфекций, связанных с качеством воды, стерилизацией детской посуды и так далее. - Недостаток питательных веществ и плохой набор веса. Ребёнок до шести месяцев получает необходимое количество жидкости из грудного молока и(или) молочной смеси. Одним из рисков допаивания является то, что ребёнок может съедать меньше молока матери и хуже набирать вес.
У новорожденных и малышей первых месяцев жизни крошечные желудки, вода может заполнить часть желудка и негативно повлиять на аппетит. Если допаивать регулярно, ребёнок недополучит нужное количество питательных веществ, будет плохо прибавлять в весе. - Недостаток молока у кормящей матери. При грудном вскармливании спрос рождает предложение, то есть чем чаще и дольше ребёнок сосёт грудь, тем больше в ней вырабатывается молока. Если давать грудничку воду, возможно уменьшение количества грудного молока. Особенно нежелательно допаивание на этапе становления лактации.
- Водная интоксикация. Если младенцу дать слишком много воды за небольшой период времени, то это может привести к нарушению электролитного баланса, что очень опасно для ребёнка, возможны судороги, понижение температуры тела, сонливость, отёчность.
Давать ли грудничку воду в жару и во время болезни.
Даже в жаркую погоду детям обычно хватает той жидкости, которую они получают из маминого молока. Однако в жару нужно чаще предлагать малышу грудь, чтобы он смог удовлетворить свои потребности в жидкости. Рекомендуется кормить по требованию, так как ребёнок может просить грудь, когда испытывает жажду, а не только когда голоден.
При аномальной жаре постарайтесь в первую очередь уменьшить потерю жидкости организмом ребёнка, то есть, снять лишнюю одежду, искупать малыша в прохладной воде, проветрить, возможно, включить вентилятор или кондиционер.
Вода может потребоваться, если ребёнок болен, у него рвота или диарея, но в таком случае вам в любом случае нужен педиатр, он и порекомендует нужно ли допаивать грудничка и чем (водой, раствором для регидратации и так далее).
В некоторых случаях педиатр может порекомендовать немного дополнительной воды, например, если у ребёнка регулярные запоры. Но это нужно согласовывать с врачом, так как причины запоров тоже разные.
Давать ли воду грудничку после 6 месяцев.
После введения прикорма, что обычно происходит после 6 месяцев, уже нужно предлагать ребёнку водичку, лучше кипячёную и пропущенную через фильтр. Если покупаете бутилированную воду, внимательно читайте этикетку, она может содержать повышенное количество натрия, что создает нагрузку на почки и может быть вредно для детей.
Потребление воды ребёнком от 6 до 9-12 месяцев обычно остаётся небольшим, поскольку основным питанием является грудное молоко (смесь). Первое время малыш будет делать буквально несколько глотков за один раз, что является нормой.
После шести месяцев ребёнку дают воду в большей степени для того, чтобы он привыкал к её вкусу, чем для реальной потребности в жидкости. Но когда ребёнок начинает есть больше твёрдых продуктов, грудного молока он съедает меньше, и потребление дополнительной жидкости увеличивается.
Итак, подведём итоги.
√ Большинство авторитетных организаций по детскому здоровью не рекомендуют давать грудничку воду до шести месяцев за исключением редких случаев.
√ После того, как ребёнку исполнилось шесть месяцев, что обычно совпадает с введением прикорма, нужно предлагать малышу водичку.
√ Допаивание водой может быть не только не полезным, но и вредным, так как повышает риск инфекций, недоедания, нехватки молока у кормящей мамы.
√ Давать воду новорожденным (от рождения до 28 дней) можно только по назначению доктора при определённых медицинских условиях.
√ В жаркое время года нужно не давать воду, а постараться предотвратить потери жидкости, а также чаще кормить грудью.
√ Если ребёнок заболел, то решение «допаивать ли грудничка водой» должно приниматься вместе с доктором.
Давать ли детям волю?. Полная энциклопедия наших заблуждений
Давать ли детям волю?
Среди родителей и педагогов часто можно встретить сторонников точки зрения, что особенно заниматься воспитанием детей не надо. А нужно позволить им делать все, что угодно. Мол, они сами достаточно мудры (что соответствует истине, в отличие от последующего далее вывода), а потому пусть развиваются естественно.
Есть и прямо противоположная теория, согласно которой ребенка нужно держать в «ежовых рукавицах».
Однако заблуждаются и те, и другие. Именно об этом и пишет в своей книге «Созидая Человека» знаменитый грузинский педагог Ш. Амонашвили:
«Может быть, дать детям волю? Пусть делают, что хотят и как хотят… Но это ни больше ни меньше как преступление перед детьми: мы будем губить их, оставляя в плену собственных импульсов и не направляя процесс развития способностей…
Может быть, тогда выберем другую крайность: заставлять, принуждать детей подчиняться воле своих воспитателей, воле взрослых?.. Такая точка зрения тоже имеет свои опоры в многовековой практике миллионов воспитателей.
Такая стратегия воспитания тоже не вызывает во мне особой симпатии. Я не могу принять ни хаотическое, было бы вернее сказать безответственное воспитание, ни императивное, тем более диктаторское.
Я выбираю другую позицию. Она не «золотая» середина между предыдущими, а совсем другая — гуманистическая. И основывается она на мудрой классической формуле: «Ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет»… Истинная гуманистическая педагогика — это та педагогика, которая способна добровольно расположить ребенка к воспитанию, способна возбудить в нем стремление, бессознательное и сознательное, воспитываться, быть воспитуемым».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Давать ли деньги родителям? | Сайт психолога Юлии Зиновьевой
Родители просят у вас денег. Давать или нет? Давать — это забрать у своей семьи. Отказать в чем-то себе, чем-то обделить своих детей. Не давать — чувствовать себя неблагодарным ребенком и получать упреки: «Мы тебя растили, а теперь стакан воды некому принести!». Если просто выбирать между «давать» или «не давать», то всегда будет трудно принимать такое решение и вас будет бросать из стороны в сторону: от чувства несправедливости к чувству вины и обратно. Почему так происходит и что с этим можно сделать? Давайте разберемся.
НЕБЛАГОДАРНАЯ ДОЧЬ
Героине этой истории 36. Мы знакомы с ней около трех лет. Несколько раз мы подходили к теме отношений с родителями и теперь подошли к теме денег. Она молода и энергична, у нее собственный бизнес и трое детей и она виртуозно совмещает в себе эти две роли: многодетная мама и бизнес-леди. У нее все в порядке с достатком и она была не против помогать финансово родителям, но постепенно появилось давление со стороны отца. И это давление начало ее беспокоить и тяготить.
«Мой отец не работает у меня в штате уже полгода. Недавно он приходит ко мне домой и начинает издалека: «Я еду отдыхать, а там все так дорого стало, оплати мне за три месяца вперёд за уборку снега!». Дело в том, что он чистит снег у нас на территории перед офисом на своём тракторе.
У меня внутри протест. Я сказала ему, что подумаю.
На следующий день папа звонит моему бухгалтеру и просто спрашивает деньги. Бухгалтер перезвонила мне и я, мягко говоря, была в шоке и отказала. И меня гложет теперь чувство вины. Типа я неблагодарная дочь. Вот не смогла вперёд дать денег отцу, а он столько вложил в меня.
Я устала, он же взрослый, причём работающий на себя и зарабатывающий.
Как вести себя с ним по поводу денег?»
МЕЖДУ “НЕТ” И “ДА”
Мне нравится, что ты стала лучше прислушиваться к себе самой, осознавать, что происходит. Ты осмеливаешься говорить: «НЕТ!», если тебя что-то не устраивает или тебе не подходит.
Но то, что я вижу, ты как будто бы многое не доделываешь. И уже чувствуя свои границы, тебе достаточно трудно их отстаивать.
В какой-то момент ты решила разделить с папой рабочие и личные отношения. Набралась смелости и предложила ему уволиться от тебя. И ты даже ему сказала, что больше не хочешь никаких товарно-денежных отношений, а только отношений как между отцом и дочерью.
И если ты об этом говоришь вслух и даже делаешь какие-то шаги, то надо быть последовательной. А у тебя с этим почему-то плохо.
Может быть от того, что ты не поняла, что умение отстаивать свои границы и занимать свое место в семье делается не один раз и навсегда. Наши родственники время от времени устраивают нам проверки и проламывают наши границы, как будто не было никаких разговоров до этого и не было никаких договоренностей.
В любой семье кто-то из родственников так делает с кем-то. Нарушает правила, о которых просят. И вот тут уже задача – защитить какое-то правило и следить за тем, чтобы оно выполнялось, лежит на том, кто изначально его озвучивает и выражает просьбу поступать именно так.
ОТКУДА ЖЕ ЧУВСТВО ВИНЫ?
И знаешь, что я тебе скажу, почему тебе так сложно и мучает чувство вины?
Тебе трудно принимать своего отца. Тебе трудно быть ему просто благодарной как дочь. Тебе трудно не судить их отношения с матерью. Тебе еще предстоит эта работа по принятию. Она не завершена.
Происходит некая бессознательная компенсация – в душе трудно принять отца целиком, как обычного человека, со всеми его тараканами, отношением к матери и к тебе. Ты чувствуешь, что трудно. Поэтому пытаешься это как-то загладить тем, что даешь нарушать свои позиции. Он тебя вовлекает в покровительственную позицию, ты и вовлекаешься.
Тебе трудно принимать от него любовь. И ты почти ее не берешь. А любовь эта настолько велика, что отдать столько же все равно не получится. Ни деньгами, ни чем иным. Сколько угодно стаканов воды не принеси — все будет недостаточно.
КАК НАЙТИ БАЛАНС?
Какого-то равновесия в отношениях с отцом ты можешь достигнуть только через передачу дальше жизни и поддержание этой жизни. То есть через рождение и воспитание детей.
Нет ничего радостней для любой семьи, чем новорожденный ребенок. Это наивысшая радость.
Когда ты акцентируешься на том, что ты хорошо делаешь свою дочернюю работу, что ты уравновешиваешь что-то через рождение и воспитание своих детей, тебе будет легче принять своего отца, ты сможешь воздерживаться от упреков, осуждения в его адрес.
Тогда тебе не надо отказываться от его любви. Ты сможешь ее принять. И уже наконец-то его искреннее поблагодарить за все.
Ты сможешь остановиться в своей внутренней критике того, как он живет. Все для тебя станет правильно и хорошо. Как для дочки.
Не дожидайся проверок от папы. Иди сама к нему. Обнимай его просто так. Сядь рядом. Положи голову на плечо. Поплачь на этом плече, если хочется. Ты такая счастливая, что у тебя есть такая возможность! Что он есть. Ты можешь взять его за руку. Увидеть.
Скажи ему: «Папа, как же сильно я тебя люблю. Как же я тебе благодарна за все, что у меня есть. Без тебя это было бы невозможно. Да ты лучший папа на свете!»
Отношения между родителями и детьми меняются очень быстро, когда все встают на свои места. Размягчай свое дочернее сердце. Твой отец давно ждет этих слов. Это все, что ему нужно. Чтобы ты брала его любовь и благодарила. И часто, когда отец просит денег, на самом деле он тебя раскачивает и провоцирует на то, чтобы ты что-то осознала, и не он к тебе пришел «на ковер», а ты бы к нему прибежала. Просто так. Потому что так соскучилась. Потому что так захотела бы прижаться к нему, как в детстве.
Когда есть этот баланс в отношениях между родителям и взрослыми детьми, в семье не возникает упреков о том, сколько вложили родители и сколько стаканов воды теперь необходимо принести.
Давать ли витамины детям — памятка от доктора Комаровского
Давать ли витамины детям для здоровья и развития? С одной стороны, витамины помогают нашему организму противостоять болезням и нормально функционировать. С другой стороны, мы привыкли думать, что любые витамины — безопасные добавки, которые можно применять по собственному назначению для профилактики.
Например, часто родителям советуют давать детям мультивитаминные комплексы для укрепления иммунитета и усиления аппетита. Здесь кроется главные подвох, который заключается в том, что витамины — не сладкие пилюльки, а лекарственные препараты. Поэтому их должен назначать врач по определенным показаниям.
Редакция estet-portal.com делится с вами ключевыми мыслями и советами на эту тему, которые дает известный педиатр Евгений Комаровский. Подробнее о витаминах и их роли в здоровье матери и ребенка вы можете узнать из соответствующего раздела на сайте доктора. А также посмотреть выпуск о витаминах из передачи Школа Доктора Комаровского.
Нужно ли давать детям витамины и поливитаминные комплексы
Эти яркие и многообещающие упаковки витаминов так и манят к себе на прилавках аптеки. Они обещают роскошные волосы, крепкие ногти, 100% зрение, чистую кожу, ясность мыслей, хорошую память и крепкий иммунитет. Не так давно поливитаминные комплексы выписывали врачи всем беременным и детям для профилактики заболеваний. Вопрос о том, давать ли детям витамины не стоял. Объяснялось это тем, что у нас плохая экология, продукты, лишним все равно не будет. Работал принцип, что лучше перебдеть, чем недобдеть.
Читайте нас в Instagram
Однако витаминные комплексы с самого начала своего появления были предназначены людям, которые занимались рискованными профессиями. Например, для полярников и астронавтов. Именно они находятся в условиях, когда невозможно получить все витамины только из пищи.
Поэтому ученые и врачи, опирающиеся на доказательную медицину, настойчиво советуют не принимать поливитамины для галочки или из-за тревоги за свое здоровье.
Читайте также: Как поднять иммунитет у ребенка: простые правила
3 аргумента, что поливитамины нужны не всем
-
Кальций в молоке хорошо усваивается организмом. Кальций в таблетках — лишь на 3%. Это говорит о том, что синтетические витамины усваиваются хуже, чем те, которые содержатся в еде.
-
Если вашему организму кальция хватает, то стакан молока или творог никак ему не навредят. А вот прием кальция в виде таблеток может привести к передозировке. Врачи не устают напоминать, что передозировка витаминов влечет за собой такие же серьезные последствия, как и их нехватка.
-
Поливитамины не обеспечивают организм всеми питательными веществами. Условно говоря, нельзя есть только картошку и принимать витамины, чтобы сбалансировать их поступление в организм. Витаминов все равно будет не хватать в нужном количестве или же будет дисбаланс. Если речь идет о нехватке витаминов, то в первую очередь надо расширять рацион.
Давать ли витамины детям: мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский также придерживается мнения, что поливитамины нужны не всем. В большинстве случаев назначение поливитаминных комплексов может стать лишь тратой денег и не принесет пользы детскому здоровью.
В выпуске о витаминах передачи Школа Доктора Комаровского педиатр напоминает родителям, что витамины — лекарственные препараты, которые нельзя принимать для профилактики и собственного успокоения.
Витамины необходимы, но вовсе не в таблетках.
Витамины лучше усваиваются из пищи, поэтому ребенку нужны не поливитамины в баночках, а сбалансированный рацион.
Какие продукты нужны для разнообразного питания ребенка
-
Молоко и кисломолочные продукты
-
Овощи и фрукты
-
Цельные зерна
-
Мясо, рыба, морепродукты
Если ребенок ест все понемногу, то дополнительные витамины ему не нужны. Намного лучше любых синтетических витаминов для здорового ребенка — правильное питание, где он будет получать все необходимые элементы из пищи.
Читайте также: Насколько безопасна гомеопатия для детей и стоит ли ее применять
Когда ребенку все-таки стоит принимать витамины
Доктор Комаровский говорит, что дополнительные дозы конкретных витаминов и витаминных комплексов нужны в случае их нехватки.
Для кого витаминные препараты все-таки будут полезны?
-
Для грудничков. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ему необходимо давать дополнительно витамин D для профилактики рахита.
-
Для детей, которые придерживаются диеты или детей-вегетарианцев. Есть опасность, что они не получают все питательные вещества из рациона.
-
При некоторых инфекционных, хронических заболеваниях и при приеме лекарственных препаратов.
Во всех этих случаях необходимо обращение к врачу. Он назначит нужные витаминные комплексы и дозы для приема.
На вопросы родителей о приеме витаминов доктор Комаровский подробно отвечает в своей передаче:
Читайте также: Оптимальная влажность для ребенка в квартире: почему она важна для здоровья
О важности приема витамина D3
Благодаря последним научным исследованиям, витамин D3 перестали назначать только для профилактики рахита. Ученые пришли к выводу, что этот витамин необходим почти всем органам и тканям нашего организма. Его нехватка может вызвать опасные заболевания такие, как рак, сахарный диабет, проблемы с сердцем и многие другие.
Почему возникает этот дефицит и как его восполнить смотрите в видео от доктора Комаровского:
У детей дефицит витамина D3 приводит:
-
К частым болезням
-
Нарушениям сна
-
Ухудшается способность обучаться и память
-
Появляется неусидчивость
Поэтому врачи всего мира говорят о том, что витамин D3 надо принимать взрослым и детям ежедневно с сентября по апрель. Если летом солнечных лучей мало, прием витамина можно продолжить. Средняя доза — 1000 МЕ (1-2 капли).
Читайте нас в Telegram
Подводя небольшой итог о витаминах для детей, можно сказать, что для ребенка имеет первостепенное значение здоровый и разнообразный рацион. Прием поливитаминных комплексов для профилактики врачи не рекомендуют. Любые назначения должны быть строго по показаниям лечащего врача. Единственный витамин, который современная медицина рекомендует принимать и взрослым, и детям — это витамин D3.
Читайте также: Вред БАДов: 5 мифов и фактов о добавках
Дают ли инвалидность при сахарном диабете
Сахарный диабет – тяжелое системное заболевание, и количество страдающих им людей неуклонно растет. Последствия сахарного диабета могут быть очень серьезными для заболевшего, вплоть до полной потери трудоспособности, потери способности к передвижению и способности обслуживать себя. Нет ни одного человека, который был бы застрахован от болезни. Поэтому остро встает вопрос – дают ли инвалидность при сахарном диабете?
Особенности сахарного диабета
Что такое сахарный диабет, и в чем состоит его опасность? Сахарный диабет – это нарушение способности организма утилизировать сахар или, точнее говоря, глюкозу – соединение из класса простых сахаров, служащую главным источником энергии для большинства тканей. Эта дисфункция тесно связана с другим нарушением – снижением активности гормона инсулина, который способствует усвоению сахара.
Сахарный диабет делится на два основных вида. При наличии диабета 1 типа поджелудочная железа перестает вырабатывать инсулин, и его просто недостает организму. А из-за отсутствия инсулина количество сахара в крови нечему регулировать, и оно все время увеличивается.
При диабете типа 2 в крови нет недостатка инсулина, однако клетки по ряду причин отказываются взаимодействовать с ним.
Результат в обоих случаях одинаков. Бесхозный сахар вместо того, чтобы попасть в клетки, остается в крови, начинает засорять организм, откладываясь в тканях в виде балласта, и приводит к дисфункциям различных органов и систем организма.
Диабет 1 типа – относительно редкое заболевание. Подобный диабет наблюдается примерно у 10% заболевших. Диабет 1 вида развивается быстро и чаще дает осложнения. Обнаруживается диабет данного типа в основном у пациентов молодого возраста (до 30 лет) и детей.
Диабет 2 типа – более распространенное заболевание. 90% диабетиков имеют этот тип болезни. Сахарный диабет 2 типа обычно развивается медленно, в течение нескольких лет. Однако при этом типе диабета наиболее сильно проявляется коварство болезни, поскольку человек часто не обращает внимания на ухудшение своего состояния, списывая все на какие-то посторонние факторы. Повышенный уровень сахара может обнаруживаться только случайно при обследовании. Следовательно, вторая форма диабета также может давать тяжелые осложнения.
Различаются два вида заболевания диабетом и по методике терапии. В случае сахарного диабета 1 типа единственный метод, позволяющий стабилизировать уровень сахара в крови – это уколы инсулина. Вспомогательный метод терапии – диета, основанная на уменьшении количества сахаров. Тем не менее, диабет 1 типа считается неизлечимым заболеванием. Хотя оно обычно и не приводит к летальному исходу при правильной терапии.
Методы лечения при 2 диабете более разнообразны. Они включают диетотерапию, физические упражнения для сброса лишнего веса и прием снижающих уровень сахара препаратов. При 2 типе болезни инсулин применяется только на тяжелых стадиях. Сахарный диабет второго типа также неизлечим. Однако вовремя начатая и правильная терапия обычно дает результат в виде стабилизации уровня сахара и задерживает развитие болезни на компенсированной стадии.
Нужно ли учить ребенка давать сдачи обидчику?
Нам поступило письмо от подписчицы проекта «Детология» мамы Эльвиры:
«Здравствуйте, Ирина!! Просмотрела Ваши статьи на сайте «Доступная Психология» и ничего не нашла про то, нужно ли (когда, как…) учить ребенка давать сдачи обидчику.
Все началось с того, что летом, гуляя по улицам с дочкой, подбегает девочка лет 3-4 (а за ней мамаша, к-рая кричит «Держите ребенка!!!»). Я сначала не поняла какого ребенка своего или ее!! А эта девочка подошла и ущипнула мою девочку в щеку!!!!…(аж до синяка!!!) у меня, у нее ужас… она давай орать!!! Пока ее успокаивала, от тех и след простыл!
После этого мы начали объяснять, когда и как нужно давать сдачи!!! …. И, видимо, РАНО!!! Или не правильно говорили!! Не знаю в чем дело, но дочка начала всех БИТЬ!!! Не нравится человек – возьмет, ударит!!! А если ее ударят, то так и не дает сдачи!! ОРЕТ!!
Помогите, пожалуйста!! Что мы, родители, делаем не так!!!???? Не хочется, чтобы ребенок в будущем стал затюканным, или драчуном!!!
Заранее, Спасибо ОГРОМНОЕ!!!»
Эти вопросы чащу возникают как раз у родителей 2-4 леток. Именно в этом возрасте дети активно социализируются, и, соответственно, возникают и конфликты.
Давайте сначала разберемся, что значит «давать сдачи» и в каком ключе это вообще приемлемо.
«Давать сдачи» в нашем обществе означает — если тебя обидели, ответить этому человеку. Причем, даже есть соответствующая фраза, которая отражает суть механизма регулировки этой сдачи – око за око. То есть, это значит: если тебя оскорбили словесно, ты должен постоять за себя словами; если тебя толкнули, ударили, то ты должен ударить в ответ; если у тебя забрали игрушку, отбери игрушку обратно.
Это социально приемлемые механизмы урегулирования конфликтов, приемлемые варианты сдачи, которые может себе позволить ребенок.
Почему я говорю ребенок? Потому что в нашем цивилизованном обществе не принято давать сдачи кулаками в принципе (хотя и тут можно поспорить :)), даже если тебе физически что-то сделали. Умный драки избежит, что называется.
Давайте говорить именно про детей. В основном такие вопросы, как давать или не давать сдачи, касаются дошкольников, поэтому давайте будем говорить именно о дошкольном возрасте.
Получается, что ребенок-дошкольник должен сам регулировать ту степень своего воздействия на другого ребенка, ту степень «сдачи», которую он может себе позволить в данной ситуации. Т.е. оценить объективно поведение обидчика и выбрать подходящий вариант отпора.
Но заметьте, что еще существует такой момент, как эмоциональная значимость происшествия, требующего от ребенка постоять за себя и ответить обидчику.
Если ребенку сказали что-то очень-очень обидное, то, что его очень сильно задело. Или, например, проходящий мимо ребенок толкнул его или ударил, и ваш уронил свою самую любимую драгоценную игрушку или пролил воду на свой рисунок, над которым он трудился последние полчаса… Для вашего малыша это расстройство очень большое…И в такой ситуации ребенку-дошкольнику ну очень сложно действовать объективно.
В первую очередь, мы говорим о том, что ребенку, да и многим взрослым тоже, на эмоциях очень тяжело отрегулировать то, на сколько сильно его обидели.
Обычно получается так, что словесно мы обычно отвечаем, когда мы себя контролируем, когда нас это не очень сильно задело, а физически мы отвечаем, когда уже «закипели», когда чаша терпения переполнена.
Вот и получается, что если ребенка сильно обидели словами и задели даже не физическим ударом, а что-то с игрушкой его сделали, на что он очень сильно обиделся или из-за чего очень сильно расстроился, соответственно, дошкольник в такой ситуации дает сдачи именно физически.
Разрешать ли ребенку давать сдачи? — Еще один важный аргумент.
У дошкольников существует такая проблема, как незрелость произвольности. Произвольность – это способность регулировать свою деятельность сознательно. Это умение анализировать свои действия, анализировать причины своих поступков и контролировать свое поведение.
У детей произвольность начинает созревать с четырех лет. И только в четыре года ребенок может начинать потихонечку контролировать, потихонечку рассуждать о том, к чему могут привести его конкретные действия, о том, надо их делать или не надо, и свои эмоциональные порывы он только может начинать контролировать.
К каким выводам этот факт нас приводит? К пониманию того, что дошкольники в большинстве своем не могут адекватно регулировать момент «давать сдачи» или не давать.
Стоит отметить важный момент — темперамент и «сдачу».
Все мы знаем, что есть дети, которые вообще не могут за себя постоять. В основном это дети сами по себе тихие, что называется, меланхолики, флегматики.
А холерики более эмоциональные, более вспыльчивые, соответственно, у них и произвольность несколько более задержанно формируется. Не критично, но все-таки это тоже имеет значение, эмоционален ребенок сам по себе или нет.
И получается, что очень большая проблема возникает, когда родители учат своего дошколенка давать сдачи.
Приведу пример из моей практики, хорошо иллюстрирующий результаты обучения ребенка давать сдачу:
Спокойный шестилетний мальчик, такой тихий, стеснительный. Он никого никогда первый не обидит, никогда первый ни на кого не наругается, тихий-спокойный. Папа его начал лет в пять-шесть учить активно давать сдачи, ведь «ну ты же мужик, нужно уметь за себя постоять».
Дело кончилось чем? Дело кончилось тем, что в одной ситуации ребенок таки дал сдачи. Но кому он дал сдачи? Он дал сдачи не другому мальчику, не обидчику сильному.
Почему? Потому что дети в первую очередь пробуют свои силы в ситуации, когда нестрашно. Давать сдачи обидчику, который в два раза больше него, ребенок в первый раз навряд ли будет, потому что инстинкт самосохранения, естественно, работает.
Если говорить про этого мальчика, там возникла ситуация, что девочка забрала у него какую-то игрушку на прогулке, а он взял камень и ударил её по голове. Разбил девочке лоб, кровь, зашивали…
О чем это говорит? Мальчик очень сильно обиделся, его это очень сильно расстроило, была переполнена чаша терпения, что называется. И шестилетний ребенок не смог отконтролировать свои действия, он не смог их оценить, не смог спрогнозировать, к каким последствиям они приведут. В результате, сами понимаете, скандал, все дела…
К чему быть готовыми, если разрешаете ребенку давать сдачу?
Когда вы говорите ребенку, что он может ударить кого-то в ответ, что может применить физическое насилие, то, поймите, не факт, что ребенок будет применять физическое насилие в той ситуации, в которой вам хотелось бы.
Чаще всего ребенок в результате таких разрешений на физическую агрессию начинает пробовать агрессию вообще.
Он же не знает социальных норм, он их пробует на практике, пробует в разных ситуациях применить физическое насилие как способ разрешения конфликта. И, естественно, он промахивается периодически.
Если вы разрешаете ребенку давать сдачи, будьте готовы к тому, что будут конфликты между детьми, что будут драки, и что потом придется за это отвечать, что, возможно, ваш ребенок принесет сильный физический урон другому ребенку.
Потому что эти ситуации могут быть абсолютно непредсказуемы. Ведь даже у младших школьников случаются ситуации из серии того, что его обозвали, а он взял стул и огрел обидчика по спине. Я такие ситуации тоже знаю.
Поэтому я не рекомендую давать детям «добро» на то что надо давать сдачи физически. Словами, конечно, пожалуйста. Но физически я не рекомендую.
Почему? Потому что лучше придерживаться этого запрета и учить ребенка давать сдачи словами, а за физически адекватный ответ обидчику немного пожурить, обсудить эту ситуацию, проанализировать и так далее.
Ведь иначе получается какой парадокс? Родители ребенку разрешили давать физическую сдачу, в результате он их послушался, дал сдачу… ну не рассчитал немного… а потом огребает сам по полной, и еще и родители ругают за то, что он сделал так, как они ему разрешили.
Надо держаться последовательности в действиях, дорогие родители. Я всегда против такой непоследовательности, поэтому лучше запретить давать сдачу или максимально ограничить ситуации, в которых можно себе позволить физический ответ обидчику. Например, если тебя ударят, то ты можешь ударить в ответ, в других ситуациях ты никоим образом свою агрессию не проявляй.
Мальчики и девочки… давать ли сдачи?
Плюс еще имеют большие различия мальчики и девочки, потому что многие родители считают, что мальчик должен уметь постоять за себя. Но опять-таки, он должен уметь постоять за себя, ответить на удар или заблокировать удар соперника, но первым не нападать. Поэтому очень будьте осторожны с формулировками. Объясняйте детям, что значит дать сдачи.
Многих беспокоит то, что их дети не могут вообще за себя постоять. У них отобрали игрушку, они стоят и плачут.
В таких ситуациях важен вот еще какой момент: подумайте, а как ВЫ отстаиваете интересы ребенка в данной ситуации? Ребенок учится отстаивать свои интересы на том примере, который ему показывают родители.
Если у маленького ребенка, годовасика, двухгодовасика, кто-то отобрал игрушку, и родитель говорит, что надо делиться, его интересы не отстаивает, то, естественно, такой ребенок не будет обладать опытом разрешения такой ситуации, он не будет уметь за себя постоять.
Родителям необходимо учить ребенка правильно вести себя в данной ситуации. То есть, отобрали у вашего ребенка игрушку, и вы за ребенка сначала говорите: «Это наша игрушка, и мы с ней еще не доиграли, отдай нам ее».
Смысл в том, чтобы научить ребенка словами требовать свое обратно. Если у кого-то что-то отобрали, или кого-то обидели, возможно применять разные словесные формулировки, которые вам ближе.
Поэтому учите своего ребенка именно словесной инструкции, словесному разрешению проблемы, и сначала сами говорите за ребенка, а потом ребенок сам начнет подражать вам, так же говорить, так же отстаивать свои интересы.
P.S. Кстати, знаю еще один пример не совсем словесного отстаивания своих интересов, но тоже очень действенного. Была у нас одна девчушка — Маруська, которая в свои два с хвостикам не разговаривала практически, и поэтому, если кто-то на нее покушался, то она начинала орать как резаная 🙂 Раза три ее так попробовали обидеть и больше не подходили, т.к. обидчики сами ее крика пугались.
Надеюсь, Эльвира, я максимально развернуто ответила на Ваш вопрос. А насчет того, что дочка начала драться, то это вам уже вот здесь читать/