Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Детей воспитывать – Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека? — Воспитание и обучение детей — Родителям — Образование, воспитание и обучение

Posted on 02.02.202027.01.2020

Содержание

  • Что такое Воспитание ребёнка? Воспитание ребёнка — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
  • «Воспитание детей» — Яндекс.Знатоки
  • Воспитание детей — Психологос
      • Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними
      • Воспитание — это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?
      • Какими мы хотим видеть наших детей?
      • Ну, и как их воспитывать?
  • О воспитании детей в помощь родителям
    • Что такое воспитание ребенка
    • Популярные школы воспитания детей
    • Основные виды воспитания детей
    • Воспитание детей по возрастам
  • Как воспитывать ребенка — что такое воспитание
    • Что такое воспитание?
    • Как воспитывать ребенка: ЛЮБОВЬ
    • Как воспитывать ребенка: БЛАГОРАЗУМИЕ
    • Как воспитывать ребенка: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
      • ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ
  • «Что понимается под воспитанием ребенка?» – Яндекс.Кью
  • Воспитание детей — это… Что такое Воспитание детей?
    • Принципы воспитания
      • Требования, предъявляемые к принципам воспитания
    • См. также

Что такое Воспитание ребёнка? Воспитание ребёнка — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как это, «правильно»?

Существует множество взглядов на эту проблему. Психологи, педагоги, философы, религиозные деятели — все они высказывали различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую эти мнения оказывались прямо противоположными. Как же быть родителям? В наше время существует огромное количество противоречивой информации, ориентироваться в которой порой очень непросто. Что же нужно родителям, чтобы не ошибиться в выборе?

  • Во-первых, знания о психофизиологических особенностях детей на разных возрастных этапах. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребёнка, не предъявлять к нему завышенных требований, ориентироваться в возрастных нормах развития.
  • Во-вторых, анализ системы воспитания в родительской семье. Что помогло вам в жизни, а какие воспитательные меры ваших родителей только мешали? Что бы вы могли улучшить в своей семье? Не секрет, что так или иначе мы повторяем модели поведения своих родителей. Поэтому очень важно понять, что хорошего вы можете взять из традиций своей семьи, а над чем нужно поработать самостоятельно.
  • В-третьих, признание ребёнка самостоятельной личностью, а не частью вас или вашей собственности. Да, вы дали жизнь вашему ребёнку, но этой жизнью он будет распоряжаться самостоятельно. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Так вы сможете вырастить свободную и счастливую личность.

Этот список можно продолжать бесконечно, но самое главное — это ваша любовь и принятие малыша таким, какой он есть

.

Важно также помнить, что воспитание не должно быть противоречивым. Не следует запрещать ребёнку то, что вы делаете сами или предъявлять к нему прямо противоположные требования (например, мама разрешает, а папа запрещает). Так можно породить внутренний конфликт в душе малыша, что впоследствии нередко выливается в большие психологические проблемы взрослого человека.

Не ждите, что воспитание сделает из ребёнка вашу более молодую копию. Он не будет думать в точности как вы, желать того, чего у вас в своё время не было. Также воспитание не должно ставить цель вырастить «удобного», идеального ребёнка, который всегда и во всём слушает вас, а в свободное время сидит тихонечко в уголке, пока на него не обратят внимание. Главная задача воспитания — помочь стать ребёнку собой, раскрыть свой потенциал и выстроить свой жизненный путь.

Воспитание — не односторонний процесс. Наши дети точно также воспитывают нас. Мы становимся мудрее, мягче, добрее… Или не становимся, но тогда как можно требовать движения вперёд от собственного ребёнка?

В наше время вы можете найти множество литературы, семинаров, тренингов, курсов по воспитанию детей. Они помогут вам сориентироваться и расставить акценты. Но самое главное, как и в любой другой сфере жизни, найти свою линию, творчески объединяя разные системы, создавая что-то новое или интуитивно следуя зову сердца. Ведь никто не знает и не чувствует вашего ребёнка лучше, чем вы сами.

«Воспитание детей» — Яндекс.Знатоки

Чтобы ответить на вопрос наиболее развернуто, я хочу опереться на одну из ключевых концепций транзактного анализа — школы психотерапии, о которой вы могли читать в книгах Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Жизненный сценарий — это совокупность впитанных извне представлений о том, как события моей жизни должны быть связаны друг с другом, по каким законам функционирует окружающая меня реальность, как мне с ней лучше взаимодействовать. Жизненный сценарий состоит из аксиом, полученных ребенком из посланий родителей в процессе взросления. Послания делятся на два типа: драйверы и предписания. Ниже приведены некоторые из них, выделенные Эриком Берном, а также наиболее распространенные поступки и слова, которые ведут к их формированию. Информацию об остальных предписаниях и драйверах, а также их сочетаниях, образующих жизненные сценарии, вы легко сможете найти в гугле.

Драйверы — это послания, сообщающие ребенку, как надо жить, и передающиеся напрямую, вербально.

  • радуй других – формируется, если родители транслируют идею, что человек определяется степенью вклада в благополучие других людей; во взрослой жизни зачастую присутствует жертвенность и пренебрежение собственными интересами ради чужих
  • будь совершенным – «нет предела совершенству», «тебе еще многому предстоит научиться», «результаты ЕГЭ еще ничего не значат» и другие фразы, культивирующие бесконечную погоню за абстрактным идеалом; во взрослой жизни может приобретать формы патологического перфекционизма и обесценивания собственных достижений

Предписания, наоборот, сообщают, как не надо жить, и косвенно транслируются через поведение родителей — точнее, через то, как ребенок интерпретирует их поведение.

  • не живи – если родители переживают сильный стресс в связи с воспитанием ребенка, он может заметить, что его присутствие сказывается на их благополучии; если послание закрепится, то уже взрослый человек может хронически испытывать чувство, что лучше бы его здесь не было, поэтому ему необходимо постоянно оправдывать свое существование перед собой и другими
  • не будь здоров – если внимание уделяется в большей мере во время болезни, то закрепившееся послание может создать во взрослой жизни установку, что «если я болею, то я могу сделать себе поблажки», которой человек может злоупотреблять, начиная с постоянным больничных на работе и заканчивая болезненностью своего внутреннего мира как способа получить внимание партнера в романтических отношениях

По правде говоря, транзактный анализ как будто намекает, что детям вообще ничего нельзя говорить, поскольку даже самые безобидные, на первый взгляд, фразы могут повлиять на их становление очень непредсказуемым образом. Тем не менее, это вынужденная необходимость. К счастью, что бы родители ни натворили, ближе к подростковому возрасту появляется возможность к изменению сформировавшегося жизненного сценария, однако это очень трудоемкий процесс, требующий в каком-то смысле сотрудничества между родителями и ребенком.

Итак, родившись, ребенок еще не обладает ни знаниями, ни способностями, чтобы самостоятельно хотя бы выживать, не говоря о том, чтобы жить, поэтому его благополучие чуть меньше, чем полностью зависит от родителей (или других значимых фигур, их заменяющих). Ребенку необходимо привлечь внимание родителей, чтобы косвенно удовлетворить свои потребности через их действия. Именно в раннем детстве на основе опыта взаимодействия с родителями и наблюдения за их поведением у ребенка закладываются базовые представления о том, как устроен мир, в который его «забросило». Можно сказать, что в этот период они являются «богами», от внимания и благоволения которых зависит наша жизнь, и способы достижения их расположения остаются с нами на протяжении всей жизни. Чем про более ранний возраст мы говорим, тем менее ребенок способен фильтровать входящую информацию, и тем менее вероятно, что удастся актуализировать прошлый опыт и выявить, как и какие представления были сформированы. К счастью, сценарии оставляют много следов: среди косвенных признаков можно обнаружить закономерность и выявить сценарный паттерн. Обнаружение — это первый шаг и необходимое условие для сознательного изменения жизненного сценария.

Необходимо обозначить, что хоть и следование жизненным сценариям может привести к деструктивным последствиям, их наличие сохраняет стабильность и устойчивость психики. Сам факт необходимости принимать ответственность за свою жизнь и постоянно совершать выбор, влияющий на мое будущее, является очень мощным источником стресса. Осознание себя не как скопления переживаний «здесь-и-сейчас», а как жизненного пути, протянутого во времени, требует слишком много ресурсов, чтобы быть регулярным. Невозможно постоянно строить долгосрочные перспективы своей жизни — хочется еще и жить. Сценарии обеспечивают человека системой координат, опираясь на которую жизнь приобретает структуру, план действий. Важно, что следование этому плану — это автоматический, неосознаваемый процесс, поэтому на него не нужно тратить никаких ресурсов. Сценарии значительно снижают степень неопределенности и экономят очень ограниченный запас ресурсов психики, поэтому их нужно модифицировать, а не разрушать под корень, иначе земля уйдет из-под ног.

Таким образом, несмотря на то, что проигрывание сценария может приводить к повторяющимся болезненным последствиям, человеку важно подтверждать свой сценарий, чтобы сохранить опору, определенность. Например, человек сокрушается насчет превратностей судьбы в романтических отношениях: «как вообще такое возможно? почему 5 из 6 моих партнеров оказались алкоголиками? знаешь, что еще смешнее? думаешь, последний им не был? ха! он им стал, пока мы были вместе». Такая ситуация могла сложиться по следующей причине: в детском возрасте дочь наблюдала, как мать строит общение с отцом-алкоголиком, и впитала наиболее эффективные способы коммуникации, поэтому самой простой и понятной для нее ситуацией в романтических отношениях является наличие алкоголизма у партнера. Героиня истории может неосознанно выбирать партнеров, у которых она обнаружила маркеры алкоголизма, которые ей хорошо известны из опыта наблюдения за отцом. Она может пользоваться готовым алгоритмом, даже если в нем будет прописано, что в конце нужно испытать боль — и она ее испытает, чтобы сохранить определенность, подтвердить свой сценарий: «я знала… я знала, что опять обожгусь об этих алкоголиков». Парадоксально, что даже если готовая программа действий не подходит под актуальную ситуацию (то есть, партнер не страдает алкоголизмом), иные траектории развития отношений вызывают интенсивную тревогу из-за высокой степени неопределенности, поэтому гораздо проще (девушке хорошо известны причины формирования алкоголизма) подогнать реальность в более удобное русло.

Чтобы не оставлять вас одних с этой информацией, держите ссылку для скачивания практики по обнаружению жизненного сценария, а его изменение — это отдельная и объемная задача, в выполнении которой вам может помочь психотерапевт, работающий в данном подходе. Кстати, на правах ведущего лаборатории самопознания MEtA, шепну вам, что одна из тем в программе курса — жизненные сценарии, так что приглашаю заинтересовавшихся.

Воспитание детей — Психологос

Фильм «Нокдаун»

Дети растут, и не всегда их решения бывают удачными: тогда их нужно воспитывать.
скачать видео

Фильм «Моя ужасная няня»

Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?

скачать видео

Воспитание ребенка — воздействия, формирующие личность ребенка и системно меняющие его поведение. Воспитывать — это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.

Здесь — продолжение статьи Воспитание. В статьях этого раздела излагаются как общие принципы, так и особенности воспитания детей в разных культурах и разных традициях.

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое «Так вышло», а озаглавить — «Что выросло, то выросло». Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети: какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание — это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность. Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: «С детьми нужно просто жить!». Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда — глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный — такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача — воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком — это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!

Какими мы хотим видеть наших детей?

Но есть факт: вы уже читаете эту статью, а это значит, вы думаете о том, что: «Ребенка нужно воспитывать!» — Верно, только во имя чего, что мы хотим получить в результате? Чтобы был удобным и нам не мешался? В принципе, неплохо и это, но кажется, что миссия быть родителем в чем-то другом. «Чтобы был здоровеньким и не хуже других» — а это не мало? «Чтобы не повторил моих ошибок…» — а может быть, у ребенка должна быть своя жизнь? Мамы не согласны с папиными взглядами на воспитание, они в целом не согласны с позицией бабушки; религиозная семья воспитывает детей в других ценностях, чем семья светская, местная культура и обычаи также вносят свой вклад, ставя свои рамки и определяя — нередко очень жестко — свои ценности… Но дети — наши, и нам эти вопросы нужно решать. Подробнее об этом в статье Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

А вот и не скажем. Точнее, скажем только тогда, когда вы определитесь с задачами воспитания и выберете свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать. Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников… Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы. Хотим предупредить, что Психологос развивает в первую очередь синтон-подход как в психологии, так и в педагогике.

Мы убеждены, что методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации «старайтесь понимать детей», «разговаривайте с детьми», «учитесь слушать детей», «просто дружите с детьми» — вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Лучшими методами воспитания вы сможете воспользоваться только тогда, когда воспитаете себя должны образом. Знакомиться с приемами и удачными решениями родителей в общем для всех нас на деле воспитания детей — конечно, очень полезно, но все рекомендации имеют свои ограничения. То, что подойдет одному ребенку, будет противопоказано другому ребенку в другой семье. А некоторые эффективные формулировки у вас не сработают просто потому, что вы их не выговорите (смешно, но это часто именно так), или у вас не будет нужного голоса и нужной интонации. Фразы на детей действуют не сами по себе — их говорят родители, у которых с детьми свои отношения и своя история. Кроме того, все эти воспитательные тактики и подборка арсенала методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему.

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание — одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания — нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания — тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание — это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как — правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания​ и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Да, хорошие книги вам в помощь. Литературы по воспитанию детей — море, потеряться легко. Тут — подборка полезной литературы по воспитанию детей. Тут — онлайн курс по воспитанию детей «Ступеньки», рекомендуем. Ну, и приходите на тренинги в Синтон!

Статус, авторитет, влияние

О воспитании детей в помощь родителям

Каждый заботливый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Однако само по себе счастье в дом обычно не приходит. Оно формируется под воздействием атмосферы, которую в семье выстраивают мама и папа. Так, любым детям для счастья нужны любовь, забота, внимание и… воспитание.


 

Содержание:


Что такое воспитание ребенка

Воспитание детей – это деятельность, способствующая формированию ребенка с целью его разностороннего развития и привития ему определенных нравственных норм. Это долгий 18-летний проект, в котором главная роль отводится родителям. И роль это, конечно, деятельная, а не просто стороннего наблюдателя, смотрящего на детей по принципу «пусть вырастет то, что вырастет»

Воспитание детей — процесс серьезный и ответственный. В одной мудрой книге говорится — «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем». Поэтому от воспитания детишек в семье будет напрямую зависеть будущее их самих, а также их семей и всего поколения в целом.

Правильный подход к воспитанию позволяет из мальчиков и девочек вырастить самостоятельных сильных личностей. А неправильный подход создает детишкам, а потом и взрослым людям, которые из них получаются, множество трудностей и проблем.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В ходе воспитания мальчикам и девочкам прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Нужно развивать малыша физически, нравственно и творчески.

Воспитание детей не приравнивается только к наказанию ребенка. Оно включает в себя:

  • наставление,
  • обучение,
  • исправление.

Хотя в воспитании детей применяются различные методы, но их основу составляют три главных понятия. Именно они позволяют воспитать детей зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми. При этом сами детишки будут расти в наиболее благоприятных для них условиях, будут счастливыми и жизнерадостными.

Итак, основной успешного воспитания детей являются:

  1. Любовь. Именно любовь позволяет заботиться о ребенке не только физически, но еще эмоционально и нравственно. Любящий ребенок понимает, что когда родители ставят перед ним какие-то ограничения или даже наказывают его, то это делается для его же блага. Также любовь побудит хвалить малыша, и не быть с ним слишком суровым.
  2. Благоразумие. При воспитании мальчиков и девочек нужно учитывать все их обстоятельства, особенности, способности и пределы возможностей. Важно не требовать от ребенка лишнего, но и не быть к нему чрезмерно попустительным. Также не нужно сравнивать детей между собой: каждый ребенок неподражаемая личность и подход здесь должен быть индивидуальный.
  3. Последовательность. У родителей слова не должны расходиться с их делами. Если ребенок услышал, что за плохое поведение его накажут, то нужно обязательно сдержать свое слово. Также в семье не должно быть двойных норм. Нельзя учить ребенка, к примеру, переходить дорогу только на зеленый свет, а самим перебегать и на красный.

Воспитание детей – это годы самоотверженного труда, который требует много времени и сил. Однако процесс это приятный, и чаще всего вознаграждающийся. В противном случае: «Ребенок, которому родители позволяют делать все, что угодно, опозорит мать». Так что прилагать усилия по воспитанию детей нужно обязательно, хотя это и не всегда легко.

Популярные школы воспитания детей

Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.

Популярные школы воспитания детей:

  1. Система Макаренко. Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
  2. Система Монтессори. Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
  3. Система Дьюи. Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
  4. Система Кершенштейнера. Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
  5. Система Икудзи. Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.

Подробнее о школе Икудзи – обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.


6. Немецкая система. Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.

Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание. Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание. В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание. Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание. Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание. Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание. Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.


Подробнее о развитии творческих способностей детей – статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.


Воспитание детей по возрастам

При воспитании детей обязательно нужно учитывать психофизические особенности, которые у мальчиков и девочек на разных возрастных этапах совершенно различные.

Основные периоды развития ребенка по возрастным группам выглядят следующим образом:

  1. Дошкольный период. Возраст детей здесь — с рождения и до 7 лет. Ребенок всему активно учится и быстро познает мир. Именно в это время его мозг работает наиболее активно, и как губка все в себя впитывает. Происходит становление малыша как личности.

Для большинства детей это наиболее счастливый период в жизни, хотя и детских страхов в указанное время формируется немало. Ну, а чтобы у малыша не формировались страхи, не нужно ему читать страшные сказки или пугать бабайками, цыганами и полицией. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые.



Подробнее о детских страхах – причины и как с ними бороться в статье на Эвио-Клаб


В начальный период своей жизни малыш особенно нуждается в любви, заботе, внимании, развитии и формировании нравственных качеств. Причем отдельно принято выделять время до года (младенческий период) и время, проведенное им в детском саду (дошкольный период). Везде есть свои особенности воспитания.

В целом же с малышом нужно много играть, читать ему добрые сказки и небольшие рассказы. Еще все дети в указанный период очень любят рисовать. Поддержите такое увлечение ребенка. Пусть он раскроется в рисовании. Это вид детского творчества, который разовьет его моторику, фантазию, восприятие цвета, форм, научит быть более наблюдательным и усидчивым.

  1. Младший школьный период. Речь идет о возрастной группе с 7 до 12 лет. При воспитании нужно учитывать характерные особенности ребенка, его темперамент, сглаживать и переводить в благоприятное русло нежелательное развитие мальчика или девочки.

К примеру, нужно учить его управлять своими эмоциями, когда кто-то обидел. Известно мудрое выражение — «обида гнездится в сердце глупых». И, на самом деле, если с обидой вовремя не справиться, то она принесет обидевшемуся человеку больше вреда, чем пользы.

Школьников нужно развивать физически, умственно и нравственно. Здесь должно быть много игр и наглядных примеров. Нужно поддерживать те творческие или спортивные интересы, которые ребенок сам выбирает. Познавательный процесс на этом этапе связан больше с социумом. Поэтому для детишек в этом возрасте важны групповые виды деятельности: младшие школьники от них в восторге.

  1. Старший школьный возраст. Возраст подростков – это с 12 до 17 лет. Они не случайно называются у детских психологов кризисные годы. Человек активно формируется как самостоятельная личность и стремится выйти из-под влияния родителей и учителей.

По мере взросления такую свободу ребенку обязательно нужно давать. При этом поведение подростка может быть неуравновешенным и противоречивым. Здесь нужно чаще заниматься с юношей и девушкой общими делами, разговаривать с ним, выслушивать и стремиться понять. Причем важно не критиковать и не раздражаться, а стать для своего ребенка в этот непростой для него переходный период другом и советчиком.

Но, конечно, на бумаге рассказывать о том, как воспитывать детей, просто. На самом деле, воспитание сына или дочки это, долгий, тяжелый и кропотливый труд. Однако именно в нем заключается счастье как детей, так и родителей. И пренебрегать им ни в коем случае не нужно.

В помощь родителям мы выпускаем уникальные статьи о детях, их готовят психологи с профильным образованием, у нас вы можете найти:


Статьи о детях, воспитании и развитии ребенка

Как помочь ребенку по учебе

 

 


Упражнения и игры для детей и родителей

Может быть интересно

Как воспитывать ребенка — что такое воспитание

Конечно, многих родителей интересует этот важный и в тоже время сложный вопрос: как воспитывать ребенка? Ведь от этого многое зависит. И счастье родителей, и счастье детей.

Что такое воспитание?

Понятие «воспитание» — отнюдь не синоним к слову «наказание». Прежде всего воспитание подразумевает наставление, обучение и исправление. Оно ни в коем случае не связано с грубостью или жестокостью.

Родительское воспитание можно сравнить с возделыванием сада. Садовник подготавливает почву, поливает и подкармливает растение, а также защищает его от вредителей и сорняков. По мере роста растения садовнику нужно обрезать его, чтобы оно росло в правильном направлении. Садовник понимает, что сочетание разных методов поможет вырастить здоровое растение.

В воспитании детей родители тоже используют самые разные методы. Порой им приходится прибегать к наказанию, которое, подобно обрезке растения, дает возможность на раннем этапе исправить плохие наклонности и помочь детям развиваться в правильном направлении. Однако обрезку необходимо проводить осторожно, иначе можно загубить растение. Подобным образом родителям нужно воспитывать детей с любовью и пониманием.

Вашему ребенку будет легче принимать исправление, если вы будете следовать трем основным принципам: 1) любовь, 2) благоразумие и 3) последовательность.

Как воспитывать ребенка: ЛЮБОВЬ

Конечно, родителям сложно проявлять самообладание. Порой может казаться, что ваше терпение вот-вот лопнет. В такие моменты особенно важно помнить, что, наказывая ребенка в порыве гнева, можно перегнуть палку и получить прямо противоположные результаты. Помните: если вы наказываете ребенка, потому что злитесь или раздражены, это нельзя назвать воспитанием. На самом деле вы просто не умеете держать себя в руках.

Если же вы проявляете самообладание и любовь в семье, вы, скорее всего, достигнете успеха.  Порой лучше отложить разговор с ребенком до утра, когда получится спокойно обсудить ситуацию или неправильное поведение. Под влиянием эмоций не добиться желаемых результатов. Но если вначале выслушать ребенка, то можно разрешить ситуацию наилучшим образом.

Как видно, воспитательные меры, в том числе наказание, всегда должны быть продиктованы любовью.

 

Как воспитывать ребенка

Как воспитывать ребенка: БЛАГОРАЗУМИЕ

Когда дети плохо себя ведут, можно проанализировать ситуацию: «Это единичный случай или это уже стало тенденцией? Может, ребенок устал или плохо себя чувствует? А может, это свидетельствует о какой-то проблеме?»

Благоразумные родители также понимают, что дети — это не маленькие взрослые. Старайтесь напоминать себе, какими вы сами были в детстве. Это поможет принимать взвешенные решения и не реагировать слишком остро на какие-то шалости или провинности ваших детей.

Важно быть реалистичными в своих ожиданиях, но в то же время не закрывать глаза на плохое поведение или склонности. Если вы учитываете способности вашего ребенка, а также пределы его возможностей и другие обстоятельства, это поможет вам быть благоразумными и уравновешенными в его воспитании.

Как воспитывать ребенка: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Дети чувствуют себя в безопасности, когда родители последовательны в своих воспитательных методах. Если ваши требования меняются в зависимости от настроения, ваш ребенок может ощущать растерянность и разочарование.

Не бросайте слов на ветер. Если вы предупредили ребенка, что накажете его за плохое поведение, обязательно сдержите свое слово.

Чтобы быть последовательными в воспитании, родителям необходимо действовать как одна команда. Если родители по-разному смотрят на ситуацию, им лучше обсудить это наедине и принять совместное решение.

ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Если в воспитании детей вы проявляете любовь, благоразумие и последовательность, вы можете быть уверены, что ваши усилия принесут плоды. Вы поможете детям вырасти зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми.

Чаще общаясь со своим ребенком, вы поймете, в чем он нуждается, и найдете ответ на вопрос: как воспитывать ребенка или подростка. Успехов вам в ваших начинаниях. Помните, что ваши усилия обязательно вознаградятся.

Будьте счастливы! Все в ваших руках. Чаще говорите себе: Я КРАСИВАЯ!

 

Как воспитывать ребенка Как воспитывать ребенка Как воспитывать ребенка Как воспитывать ребенка

«Что понимается под воспитанием ребенка?» – Яндекс.Кью

28 лет, женатый инженер. Люблю комиксы.

Подписаться

Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей.

Обычно подразумевается передача ваших знаний и жизненного опыта. Именно на родителей поначалу равняются дети, с них берут пример.

1  ·  Хороший ответ

Написать комментарий

Группа экспертов, имеющих многолетнюю практику в своей профессии. Отвечаем на…  ·  zen.yandex.ru/haknemПодписаться

Воспитание ребенка — целенаправленные воздействия, которые формирую его личность и поведение, что в свою очередь, делает его человеком, в соответствии с пониманием этого термина самими воспитателями. Воспитывать — это значит знакомить его с полезными и обязательными (важными/опасными) для его жизни законами, правилами, умениями и навыками. Это позволит вашему ребенку… Читать далее

1  ·  Хороший ответ1

Написать комментарий

Мне интересно все: начиная от бизнеса и права — заканчивая модой и…

Подписаться

На самом деле у всех родителей разные мнения по этому поводу. Однако, принято считать, что воспитание ребенка-это в первую очередь формирование личности ребенка, также адаптация к обществу, и требованиям современной жизни. Стоит помнить, что воспитание в первую очередь — это внимание. Все дети нуждаются в максимальном количестве внимания. Зачастую непослушные дети -… Читать далее

Хороший ответ

Написать комментарий

Воспитывать – значит прививать детям не вполне естественные для них вещи. Убираться, чистить зубы, идти в постель, делать домашнее задание — это далеко не всегда доставляет детям удовольствие. Если удается сделать эти дела интересными, привлекательными для детей — это удача, но если такой маневр не удался, дети скорее всего, начнут сопротивляться тому, что от них хотят… Читать далее

1  ·  Хороший ответ

Написать комментарий

Мама-знаток #1🌟ГВ, естественный прикорм, воспитание и обожание малышей  ·  tele.click/clevermamaПодписаться

Добавлю к предыдущему ответу, что воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей. Именно вы его пример в будущем, поэтому воспитывая маленького человека следует и самим следовать тем принципам, которые вы пытаетесь ему привить. И, конечно, рост успешной лисночти напрямую зависит от безусловной любови родителей и поддержки ребёнка в ЛЮБЫХ ситуациях.

Хороший ответ

Написать комментарий

Воспитание детей — это… Что такое Воспитание детей?

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Воспитание детей — целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Основную роль в воспитании детей призваны играть их родители (усыновители).

Принципы воспитания

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания

  • 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
  • 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
  • 3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

1.Принципы воспитания в трудах А. С. Макаренко

  • 1.1 Воспитание современного человека, по мнению Макаренко, — процесс социальный в самом широком смысле слова. Другими словами, один человек сам по себе, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка. Материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или педагогических поучений отцов. Материалом будет жизнь во всех её многообразных проявлениях.
  • 1.2 Семейный коллектив даёт опыт общения с близкими и менее близкими людьми, позволяет ребёнку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности. Если родители видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем уничтожить.
  • 1.3 В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
  • 1.4 Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
  • 1.5 Развитие чувства долга, чести и дисциплины. «Дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твёрдость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности».

2.Принципы воспитания в трудах В. А. Сухомлинского.

  • 2.1 Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми.
  • 2.2 Справедливость — это основа доверия ребёнка к воспитателю. Но нет какой то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребёнка.
  • 2.3 Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость — это и есть настоящая доброта..
  • 2.4 Для ребёнка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях
  • 2.5 Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и, вместе с тем, источником богатой духовной жизни.
  • 2.6 Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
  • 2.7 Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания.
  • 2.8 Музыка — могучий источник мысли.
  • 2.9 Нравственная убежденность невозможна без поступков, без нравственных привычек.
  • 2.10 Человек таков, каково его представление о счастье.

3. Принципы воспитания вальдорфской педагогики.

  • 3.1 Нужно воспитывать не только и не столько правильное поведение, сколько нравственные чувства, которые позволяют принимать чужие радости и трудности как свои.
  • 3.2 Воспитание не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Если предоставить возможность духу и воле ребёнка окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть интеллектуальной сферой, необходимой современной цивилизации.
  • 3.3 Оценка — как отрицательная, так и положительная — является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого
  • 3.4 Только любовь к малышу, принятие его индивидуальности, позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться избавить ребёнка от необходимости самоутверждения и позволить реализоваться его собственным силам и способностям.
  • 3.5 Подражание воспитателю. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром Нужно строго следить за тем, чтобы в окружении малыша не происходило ничего, чему он не должен был бы подражать

4. Принципы воспитания системы Монтессори.

Самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. Особое внимание уделяется сензитивным периодам развития.

6. Принципы воспитания в исламе.

  • 6.1 «Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей»
  • 6.2 Все беды, ошибки в воспитании ребёнка в окружении ребёнка — семьи, детского сада, школы, двора.
  • 6.3 Формирование внутреннего духовного мира ребёнка начинается с создания семьи — его отца и матери.
  • 6.4 Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. При этом надо сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов.
  • 6.5 Философия исламского воспитания — это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан.
  • 6.6 Воспитанием детей в мусульманских семьях занимаются матери «Рай находится под ногами вашей матери»

7. Принципы воспитания в христианстве.

  • 7.1 Образ Божий в человеке неуничтожим. И пока человек жив — есть надежда.
  • 7.2 Нужно почувствовать особенности жизненного пути вот этого именно, данного человека. Трафаретных путей нет. Каждый путь ко Христу уникален.
  • 7.3 Нужно научиться таким понятиям как «осквернение (души и тела) через грех», «очищение через покаяние».
  • 7.4 На поприще преодоления «себя — грешного» и формируется воля, рождающая мужество и терпение, способность сладить с житейскими трудностями и не осквернить при этом свою душу.
  • 7.5 Все, что относится к Богу, к религии, обращается к высшему в человеке, к образу Божьему в его душе и должно быть обязательно сопряжено с чувством благоговения. Голая информированность вообще не решает и не может решать никаких нравственных и духовных задач.
  • 7.6 Принцип освоения наследия края. Нормальный, цивилизованный патриотизм не базируется на ненависти к другим, каким бы то ни было народам. Патриотизм не должен носить агрессивного характера. Это сила, которая в Церкви именуется добролюбезной. Видимо наступает время, когда мир будет осознавать себя единым организмом. И мы вовсе не должны пытаться спрятать от детей то или иное религиозное учение, то или иное духовное \ Необходимо стремиться к тому, чтобы вывод о глубине и правде Православия был выводом самого ученика.
  • 7.7 Принцип меры. Принцип меры имеет и аскетический аспект. Молитвенная нагрузка детей должна быть строго дозирована — не больше и не меньше. В молитве присутствует момент трудничества, но для ребёнка она прежде всего должна быть в радость.
  • 7.8 Принцип единства мистического и рационального. Принцип здравого, трезвенного вхождения в духовную жизнь является основой православной аскезы. Глубина веры должна сочетаться с безвидной молитвой.
  • 7.9 Принцип соподчинения духовного, душевного и телесного в структуре личности.
  • 7.10 Задача не в том, чтобы задавить душевное и телесное ради духовного. Высшая задача так уравновесить все три сферы, чтобы духовная направляла и просветляла душевную и телесную нашу жизнь.
  • 7.11 Нравственные основания жизни. — Соборное начало Церкви и христианское братство людей. Дух, удивительно светлая, прозрачная и чистая атмосфера апостольской соборности, всегда служат недосягаемым образцом.

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания

См. также

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»