Методическая разработка на тему: Что дает ребенку детский сад.
Что дает ребенку детский сад.
Вы решили отдать своего малыша в детский сад. Для ребенка 2-3-х лет очень важной является ранняя социализация, опыт общения со сверстниками и адаптация в детском коллективе, гармоничное развитие. Эти и многие другие задачи решают опытные педагоги детского сада.
Что дает ребенку детский сад.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Дети умеют себя обслуживать. Например, ребенок учится есть все и быстро, сам раздеваться и одеваться. И многое другое.
ДЕНЬ НАСЫЩЕН. Посещение садика, прогулки, игры дома, чтение сказок на ночь, сон. Жизнь упорядочена, занята делами. «Мне скучно, надоели эти игрушки», — этого от ребенка — детсадовца мама не услышит. Малыш, соскучившись за день по своим игрушкам, вечером с удовольствием в них играет. Прогулка на воздухе со сверстниками ребенку намного полезнее и интереснее, чем поход с мамой в магазин, где нужно долго ждать и нельзя ничего трогать руками. Каждый день педагоги предлагают малышу отправиться в мир увлекательных развивающих игр и упражнений. Ваш ребенок буквально на глазах становится умнее, ловче, сообразительнее.
КОЛЛЕКТИВ. Ребенок учится осознавать себя частью коллектива. В коллективе мы учимся учитывать интересы другого, уступать, идти на компромисс, искать общие решения. В будущем это пригодится. Если папа с мамой воспитали в ребенке достаточно высокую самооценку, то никакой коллектив его не сломает.
БОЛЕЗНИ. Ребенок в саду болеет чаще, чем дома. Человек заболевает тогда, когда устает или чем-то недоволен, тогда физические и психические силы его истощаются, и организм оказывается подвержен простудам и ОРЗ. Детский организм ребенка особенно чувствителен к насилию, к непривычным нагрузкам и как протест – повышение температуры, кашель, насморк. Значит, нужен отдых от садика. Малыш устал и хочет побыть дома. Одна пожилая воспитательница говорила: «Дети будут болеть. Выздоровеют – приводите. Снова заболеют – сидите с ними дома. Выздоровеют – приводите опять…». Она знала, что ребенок, оторванный от мамы, от привычной обстановки первое время будет испытывать огромный стресс и как следствие – часто болеть.
О МАМЕ. Постоянно сидя дома, мама чувствует себя придатком к ребенку, этаким обслуживающим автоматом. Садик дает от трех до десяти часов свободного времени. Мама сама режиссирует свой день, поэтому, забирая ребенка из садика, чувствует себя спокойной и отдохнувшей. Она полна сил и любви и легко переключается на малыша. В результате оба в выигрыше.
Как подготовить ребенка к походу в детский сад.
Наиболее подходящим для начала посещения ребенком детского сада является период, когда он может уже говорить, пользоваться горшком, проситься на него и самостоятельно подносить ложку ко рту. Тренировка этих навыков дома поможет ребенку быть более успешным среди сверстников.
Следующий момент связать с привязанностью к маме. Ребенок, который легко переносит расставание с мамой на несколько часов, оставаясь с другим близким взрослым, гораздо легче привыкнет к воспитателям.
Немаловажным для успешной адаптации становится привычный ребенку режим дня. Поэтому за лето необходимо приблизить основные режимные моменты (подъем, прием пищи, сон) к режиму сада.
Значимым для некоторых детей оказывается меню, принятое в саду. Ряд блюд оказывается просто незнакомыми малышу, и он отказывается их есть. Познакомьте его с разными видами еды заранее.
Психологическая готовность предполагает также знакомство ребенка с тем «миром», куда он должен в скором времени попасть. Поэтому необходимо побольше рассказывать ребенку о тех изменениях в жизни, которые его ждут. Также желательно заранее показать ребенку место и маршрут передвижения в сад (рассчитайте его по времени и транспорту), познакомиться с группой и воспитателями.
Все хорошо, что хорошо начинается.
В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду, период адаптации – тяжелое время. Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети-воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу? От впечатлений первых недель зависит, насколько охотно ребенок в дальнейшем будет посещать детский сад. Больше всего страдают от неожиданной «покинутости» совсем маленькие дети. Но если у родителей есть время и желание, процесс привыкания можно сделать значительно менее болезненным.
Порядок действия должен быть примерно следующим:
- Договоритесь с воспитателем, что в первые дни мать (отец) проводит с ребенком в детском саду некоторое время, чтобы ребенок познакомился с новым окружением и получше узнал новое важное для него лицо – воспитательницу.
- Когда ребенок уже знает воспитательницу, родитель начинает оставлять его в группе на все более длительное время одного.
- Спустя примерно три-четыре недели ребенок уже понимает, что воспитательница – важное для него лицо, стоящее по значимости в одном ряду с родителями.
Родители должны постараться облегчить ребенку процесс привыкания к детскому саду по крайней мере в течение нескольких дней. Дети, которые привыкали к новой жизни постепенно, оказываются менее восприимчивыми к заболеваниям. Не забывайте во всем вопросам советоваться с воспитателями.
В этот непростой для ребенка период адаптации родители должны быть готовы в любой момент прийти ему на помощь. Чтобы при необходимости дать ребенку возможность постепенно привыкать к саду, одному из родителей желательно на несколько дней освободиться от работы. Кому-то из них надо постоянно быть готовым к вызову по телефону, чтобы забрать малыша домой в случае возникновения проблем.
Чрезвычайно важен контакт с воспитателями. Если матери кажется, что ребенок страдает, ей надо выяснить, как он ведет себя, когда она уходит; легко ли его утешить; играет ли он с другими детьми.
Первое время оставляйте ребенка в саду часа на два-три, забирая его до обеда. Потом постепенно увеличивайте этот интервал, проходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, за 2-3 недели можно перейти на обычный режим. Так что, отправляя ребенка первый раз в детский сад, не рассчитывайте, что у вас сразу высвободится много времени. Ребенка надо приучать постепенно. Однако, не растягивайте период адаптации: малыш может привыкнуть к тому, что его забирают раньше других, что он находится в привилегированном положении, и вам будет трудно изменить свою тактику.
Приводите ребенка вовремя — прием детей в сад до 8.15-8.20. Ребенку, пришедшему к середине занятия, очень нелегко включиться в него, к тому же страдают другие дети и воспитатель, проводящий занятие. Приводить ребенка необходимо с тем расчетом, чтобы успеть его спокойно переодеть, дать свои пожелания и попрощаться.
Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Даже случайно оброненная фраза (к примеру, «Будешь баловаться, оставлю тебя в детском саду!» или «Вот отдам тебя в детский сад – узнаешь, где раки зимуют!») может поселить в душе ребенка страх. Нужно создавать положительный образ детского сада, чтобы он стал привлекательным для малыша, а не наказанием. В этом смысле лучше говорить так: «Будешь себя плохо вести, НЕ пойдешь в детский сад!».
Вместе с тем, отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему там райской жизни. У детей гораздо богаче воображение, чем у взрослых, и легко возникают идеализированные образы, далекие от реальности. При их наличии и столкновении даже с совсем не плохой действительностью у ребенка может развиться негативная реакция на детский сад: он просто не оправдает его надежд. Так что будьте честны с малышом, расскажите о том, что ему может быть там интересно и что от него требуется (слушать воспитательницу, соблюдать распорядок вместе со всеми, быть аккуратным).
Не забудьте подготовить в отдельном пакете запасную одежду (колготки, трусики, майку, кофточку, штанишки), чтобы ребенок мог переодеться, если случиться конфуз или другая неприятность. Кроме того, если ваш малыш еще не научился контролировать себя во сне, вам придется приготовить подкладную клеенку в кроватку и запасную пеленку/простынку. Безусловно необходимым предметом личной гигиены является носовой платок, который желательно как-то пометить (инициалы или вышить значок). Запрещается по санитарным нормам давать ребенку с собой в сад еду, лекарства.
Кроха будет чувствовать себя комфортнее, если вы дадите ему с собой небольшую игрушку — мягкую (с коротким ворсом) или резиновую, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Какие-то игрушки (по согласованию с воспитателем) можно принести и оставить, «поселить» в группе.
Не избегайте ежедневного общения с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии вашего ребенка, о том, как он себя ведет среди сверстников. Не забудьте предупредить педагогов, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия на лекарства. Проявляйте доброжелательную заинтересованность к учебным занятиям и успехам малыша, не забывайте хвалить и поощрять ребенка.
По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, что не очень, чем дети занимались в саду, что узнали нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе, но дело не в количестве часов, которые вы ему посвящаете, а в качестве ваших взаимоотношений. А они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.
Проблемы первых дней.
Одна из самых распространенных проблем при посещении ребенком детского сада – утренний плач при расставании с родителями. Практически ни один родитель не обходится без подобного «концерта». Здесь надо быть последовательным и уверенным в том, что вы делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо и лучше для всех (мама нужно сходить в магазин, в аптеку, на работу), что скоро он успокоится, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Необходимым для вас условием является отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие внутренние колебания, ребенок их «уловит» и уйти будет еще труднее. Не затягивайте расставание, дразня малыша своим присутствием. Когда вы уходите из детского сада под вопли собственного ребенка, не считайте себя чудовищем. В подавляющем большинстве случаев это его реакция на частичную потерю власти над вами. И, как правило, уже через несколько минут после вашего исчезновения он включается в игру.
Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть 2-х и 3-х летки, которым начало детсадовской жизни дается очень легко. Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед лицом новой группы. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается, так что родители, заглянув через пять минут в окно, видят, как их малыш мирно играет в уголке с игрушками. Для многих родителей оказывается удивительным, что оставив малыша утром ревущим, они находят его через несколько часов радостным и довольным и даже не желающим уходить из группы. А не следующее утро все опять повторяется. Важно не поддаваться на провокации со стороны ребенка и дать ему понять, что как бы там ни было, а сюда ходить ему придется каждый день как на работу. Дома попытайтесь выяснить, что именно вызывает его столь бурную реакцию. И если он называет какие-то конкретные причины, попробуйте устранить их вместе с воспитателем, привлекая его в союзники.
Одним из способов преодоления проблемы расставания может стать создание «ритуала прощания». Договоритесь заранее, что вы ему помашете рукой в окошко или пошлете воздушный поцелуй (или два) или покажете, подтянувшись и вздернув нос, каким молодцом он сегодня будет, а он пусть повторит ваш жест или позу, удаляясь, помашет вам рукой или оглянется 3 раза, пока вы находитесь в пределах видимости. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. И, конечно же, не забудьте похвалить его в те дни, когда расставание начнет происходить спокойно.
Для преодоления проблем расставания советуем придерживаться следующих правил:
- Сдержите слезы, даже если хочется плакать, иначе ребенок подумает: «Наверное, это ужасное место, раз даже мама плачет».
- Не уходите украдкой. Ребенок может подумать, будто вы коварно обманули его доверие.
- Не уходите в раздражении («Не валяй дурака!»). В таком случае маленькие дети думают: «Теперь мама рассердилась и вообще не заберет меня домой». Лучше всего не затягивать печальный момент расставания, а быстро попрощаться с ободряющей улыбкой и уйти, даже если кажется, что ребенок вот-вот заплачет (он может и передумать).
- Еще один совет: если детсадовский новичок не отпускает мать и спустя несколько дней, пусть его отводят в детский сад отец, бабушка или тетя. В таких случаях расставание часто бывает значительно менее болезненным.
- Конечно, случается, что спустя несколько дней дети вообще отказываются идти в детский сад. В таком случае не следует сразу же уступать, иначе отпрыск подумает: «Видно детский сад не такое уж важное дело». Кроме того, если ребенок появляется в детском саду лишь эпизодически, ему гораздо труднее приспособиться к новой жизни.
- Если же никакие уловки, никакое упорство не помогают и ребенок даже по прошествии трех-четырех недель выглядит несчастным, плачет и не хочет идти, следует вернуться к теме «детский сад» еще раз, попозже. Есть трехлетки, которые просто не созрели для детского сада. Их родителям надо серьезно подумать, не стоит ли все-таки еще на некоторое время оставить ребенка дома. Новая попытка спустя несколько месяцев чаще всего бывает удачной.
Однако такие трудности возникают лишь в исключительных случаях. Как правило, через несколько недель почти все дети свыкаются с новой обстановкой. И по прошествии времени родители приходят к оптимистическим выводам: путешествие ребенка в незнакомую страну оправдало себя, оно расширило его горизонты и подарило ему новых друзей.
Что делать, если…
Если ребенок заболел или вы по семейным обстоятельствам не может посетить в текущий день детский сад, вам необходимо предупредить своих воспитателей, медсестру или администрацию сада, позвонив утром по телефону. Если вы пропустили больше 3-х дней (в том числе выходных) по болезни или иным причинам, то на следующий день необходимо принести справку о состоянии здоровья от врача. Если ваш ребенок заболел в детском саду, то его обязательно осмотрит мед. сестра и врач, окажут необходимую первую помощь, а вам обязательно сообщат по вашим контактным телефонам. Поэтому обязательно оставьте воспитателям контактные телефоны всех взрослых, общающихся с ребенком (мама, папа, бабушка, няня).
Если вы столкнулись с проблемой агрессивности в детском саду, это неприятно, причем и тогда, когда вашего ребенка кто-то ударил и когда вас ставят перед фактом, что кто-то пострадал по вине вашего чада. В первом случае следует разобраться, поговорите с воспитателем, произошло ли это нечаянно или намеренно. Пожалейте ребенка, подбодрите, посоветуйте, как защищать себя, давать сдачи обидчику, не вступать в конфликт. Если же вам систематически жалуются на вашего ребенка, прежде чем ругать или наказывать, выясните, что случилось, чем вызваны его выпады. Подумайте, что можете изменить вы сами в ваших отношениях. Довольно часто драчливым, задиристым детям не хватает материнской теплоты и внимания или они таким способом реагирую на дискомфорт и конфликтность в семье.
Если адаптация ребенка протекает не гладко, вы сами сильно тревожитесь за вашего малыша, в детском саду есть специалисты, которые вам помогут – мед. сестра, врач, педагог-психолог. Не стесняйтесь обратиться за помощью или вопросом к специалистам.
Если вашему ребенку не удалось адаптироваться к детскому коллективу, к режиму сада по прошествии нескольких недель, месяцев, не огорчайтесь, это случается. Возможно, вам не надо твердо настаивать, а нужно сделать перерыв на несколько месяцев и опять начать все сначала.
Давайте вместе сделаем жизнь ребенка в детском саду радостной и интересной!
Все о детских садах
В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад
Психологи и педагоги в большинстве случаев не дают четких ответов на вопрос, обязательно ли отдавать малыша в детский сад.
Они утверждают:
- решение о посещении дошкольного учреждения должно приниматься родителями, основываясь на обстоятельствах, индивидуальных особенностях характера ребенка и необходимости;
- при походе в детский сад необходимо опираться на понимание готовности малыша к таким изменениям в жизни;
- трезво оценивать все за и против, выбрать тот вариант, который подходит. Психологи и педагоги четко разграничивают временные рамки для начала посещения дошкольного учреждения.
Если нет острой необходимости, то отдавать ребенка в ДОУ в 1,5-2 года нежелательно. Малыш еще не созрел для общения с внешним миром без близких людей, ему еще не интересно общение о сверстниками, а долгая разлука с мамой может стать причиной стресса, которая оставит отпечаток на всю жизнь.
К 2,5-3,5 годам в детский сад можно отдавать детей, которые имеют уравновешенный характер и стремятся общаться. В этом возрасте малыши еще недостаточно заинтересованы в совместной деятельности с другими детьми, поэтому крохам с неуравновешенным типом личности (холерикам и меланхоликам) по возможности лучше быть дома до 3,5-4 лет.
Дети 4-6 лет, по мнению психологов и педагогов, должны посещать детский сад в том случае, если родители не могут обеспечить им должного обучения в домашних условиях, дать возможность общаться со сверстниками и другими детьми ежедневно, привить необходимые навыки режима и самообслуживания. Специалисты в области психологии говорят, что если родители сомневаются в необходимости посещения ребенком детского сада, то, вероятнее всего, на подсознательном уровне они чувствуют неготовность крохи.
Немалую роль играет и психологическая готовность родителей к таким переменам. Мама или другой взрослый должны избегать излишней тревожности и психологически готовиться к этому шагу.
Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада
Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться минимум за месяц до первого посещения.
Для минимизации первоначального стресса лучше всего:
- Рассказать малышу, что такое детский сад и как там хорошо деткам;
- Поделиться собственными хорошими впечатлениями;
- Периодически гулять недалеко от площадки детского сада, где играют дети, и акцентировать внимание на их занятиях. Можно спросить хочет ли ребенок в садике играть с детишками;
- Заблаговременно начинать приучать ребенка к режиму. Лучше попытаться перестроить кроху на ранний подъем до того, как нужно будет идти в сад;
- Попытаться привести рацион близко к садовскому. Приблизительное меню можно узнать в выбранном учреждении или на сайте. Рецепты блюд можно найти в интернете. Это делается для того, чтобы минимизировать отрицательную реакцию на новые блюда. Идеально, когда малыш с детства приучается к разнообразной пище;
- Старайтесь чаще бывать на оживленных детских площадках, где можно получить опыт общения со сверстниками и привыкнуть к шумной атмосфере;
- Поиграйте в «детский сад». Покажите малышу, чем занимаются в садике, используя его любимые игрушки;
- Постепенно приучайте оставаться с другими людьми. Уходите на 5-15 минут. Перед выходом всегда говорите, куда идете, через какое время придете и не забывайте целовать и обнимать малыша. Всегда выполняйте свои обещания и приходите точно вовремя. Это позволит избежать недоверия и уменьшить стресс в первое время в саду.
Постепенно рассказывая, показывая и обучая малыша необходимым навыкам, вы сможете безболезненно подойти к важному в жизни малыша событию — походу в детский сад.
Адаптация ребенка в детском садике
Знакомить малыша с детским садом нужно постепенно. Первоначально приведя его в группу, чтобы познакомиться с воспитателями и детьми, показать игрушки и общую атмосферу. На следующий день можно побыть с ребенком в группе чуть больше, дать ему возможность поиграть. Постепенно увеличивая время нахождения малыша в ДОУ, внимательно изучая его реакцию, понемногу необходимо довести пребывание до целого дня.
Важно: в период адаптации нельзя пропускать дни и оставаться дома. Не показывайте малышу, что есть такой вариант. При малейшем затруднении он будет требовать от вас всеми возможными способами оставить его дома. Лучше избегать такой ситуации. Сразу четко дать понять, что изменения в его жизни уже произошли.
Процесс адаптации у всех проходит по-разному. Это зависит от возраста ребенка, его характера, эмоциональной готовности и психологического состояния матери. У детей, которых отдают в сад до 3,5 лет возможны кризисные явления. Дело в том, что дети в этом возрасте еще не созрели для игры со сверстниками. Взрослый воспринимается как объект для подражания, напарник для игр и постоянный зритель. Другие дети сами нуждаются во внимании. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте протекает в активной форме.
Еще одним фактором, влияющим на адаптацию детей к детскому саду, является боязнь взрослых и новых незнакомых ситуаций. Привыкание к детскому саду – стресс. Малыш может становиться возбужденным, обидчивым, даже закатывать истерику. Доказано, что некоторые дети на фоне стресса от привыкания к детскому саду могут чаще болеть. При этом мальчики сложнее переносят этот период, чем девочки. Это обусловлено привязанностью к матери. Но не стоит настраиваться негативно.
В большинстве случаев период адаптации протекает у детей:
- 1-3 года – 7-10 дней;
- 3-4 года − 2-3 недели;
- 4-6 лет – 1 месяц.
В случае, если этот процесс затягивается, то нужно обратить внимание на собственное отношение к ребенку, часто причиной сложности в привыкании является негативное отношение матери.
Излишняя тревога, беспокойное поведение, которое видит малыш вызывает у него ощущение, что в саду с ним может что-то случиться. Понятно, что избежать волнения не удастся, но следует не показывать этого ребенку. Сохранять веселый настрой и подбадривать кроху. Если процесс адаптации не проходит в течение года, то нужно обратиться к неврологу, чтобы исключить невроз. В такой ситуации посещение детского сада нужно будет отложить.
Отдельной категорией, имеющей сложности с адаптацией, являются единственные в семье дети. Привыкшие к полноценному вниманию, выполнению требований и постоянной поддержке со стороны матери, они могут сложно реагировать на смену обстановки, выражая это бурными протестами и истериками. В таком случае лучше набраться терпения. Попробовать поговорить с малышом, узнать, что ему не нравится и объяснить, в чем прелесть нового в его жизни дела.
Важно понимать, что если вы заметили сложности в адаптации ребенка к детскому саду, то нужно в первую очередь переговорить с воспитателем, спросить ее мнения по этому вопросу. Она видит, как он реагирует на группу, ведет себя в ваше отсутствие и сможет, исходя из своего опыта, предложить наиболее подходящий вариант.
Основные правила для родителей начинающих воспитанников детского сада:
- Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, запомните их имена, пообщайтесь. Расскажите о вашем ребенке, его особенностях и привычках. Будьте вежливы и доброжелательны. Старайтесь находить общий язык и поддерживать инициативы людей, которые будут заниматься воспитанием вашего малыша.
- Обязательно, если есть аллергическая реакция, расскажите об этом в саду. Напишите список лекарств и продуктов, которые вызывают у него нежелательные осложнения.
- Проверьте, чтобы у воспитателя были все ваши номера для связи.
- Не рассказывайте ребенку о негативном опыте в детстве, связанным с садиком.
- Пусть у него сложится впечатление о ДОУ, как об интересном месте, где с ним ничего не произойдет.
- Будьте оптимистичны и помогайте пройти сложности адаптации. Проявите терпение при проявлении агрессии, истерии. Не срывайтесь на крохе, поддержите его. Постарайтесь уделить ему больше времени.
- Старайтесь предусмотреть различные ситуации. Подготовьте второй комплект одежды, в который можно переодеть малыша. Для детей, не приученных к горшку, обязательно позаботьтесь о подгузниках. Старайтесь запоминать важную информацию, которую вам говорит воспитатель.
- Если ребенок негативно отзывается о воспитателе в течение нескольких дней, то стоит к нему прислушаться.
Поговорите с другими родителями. Возможно стоит поменять группу или садик. Но не стоит часто менять ДОУ, малыш должен привыкать к различным ситуациям, справляться с ними при вашей поддержке.
Дошкольная подготовка ребенка в детском саду
Чаще всего родителей малышей волнует вопрос сможет ли воспитатель в детском саду обучить малыша всем необходимым навыкам и знаниям.
Вопрос дошкольной подготовки остро стоит по ряду причин:
- Нехватка высокопрофессиональных кадров в ДОУ. Чтобы найти хорошего воспитателя, родителям нужно постараться;
- Сложности восприятия материала в коллективе. Не все дети легко понимают предложенные знания и могут концентрироваться в шумной среде. В зависимости от темперамента, особенностей восприятия и состояния здоровья дети по-разному справляются с заданиями. В такой ситуации необходима дополнительная работа дома;
- При посещении детского сада в первые 2 года некоторые дети часто болеют, привыкая к микроклимату группы. Вынужденно пропуская занятия, не всегда могут догнать сверстников без дополнительной поддержки.
Что же делать родителям? Как не упустить важных моментов в дошкольном обучении?
Решение этих вопросов:
- Знать базовый набор умений и знаний для ребенка, идущего в школу;
- Ежегодно проводить оценку ребенка;
- Играть с ребенком в развивающие и обучающие игры;
- Ежедневно интересоваться, чем малыш занимался в саду;
- Изучать план занятий на неделю в ДОУ.
Не стоит думать, если вы отдали кроху в детский сад, то его образование полностью находится в руках воспитателей. Работники ДОУ одновременно обучают большие группы детей и физически не успеют уделить каждому ребенку большое количество времени. В ваших интересах помочь малышу, если у него возникнут сложности с постижением новых умений и знаний.
Все статьи по теме
Архивы Детский сад — Права семей
Главная страница » Дети » Детский сад
Льготы многодетным в детский сад предусматривают зачисление ребенка в первую очередь. Известно, что во многих регионах страны продолжает остро стоять вопрос со свободными местами в дошкольные организации. Поэтому помимо основной очереди предусмотрены категории, имеющие льготы. К ним относят и многодетные семьи. Кроме данной категории льготниками являются дети военнослужащих, полицейских, судей, работников образования и др.
Читать дальшеРодители не всегда могут вовремя забрать дошкольника из образовательной организации, поэтому просят родственников или знакомых. Но сотрудники дошкольного учреждения не отдадут несовершеннолетнего третьему лицу, не являющемуся его законным представителем, в целях безопасности. Поэтому необходимо оформить доверенность забирать ребенка из сада родственникам, которые будут это делать.
Читать дальшеВозможность переводить оплату за образовательные услуги появилась в 2012 году. Изначально требовалось ждать, пока второму малышу в семье не исполнится 3 года, чтобы реализовать капитал. Но с 2018 года его допускается тратить раньше этого срока на образовательные услуги для других детей, воспитываемых в семье, после появления второго несовершеннолетнего.
Читать дальшеПри оформлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение между его родителями и администрацией заключается договор. В нем указывается режим работы, порядок посещений и количество возможных дней отсутствия без уважительной причины. Поэтому то, сколько можно пропускать сад без больничного листа, зависит, в первую очередь, от договоренности с администрацией учреждения.
Читать дальшеНе секрет, что проблема поступления в детский сад остается острой во многих регионах России. этот процесс регулируется Типовым положением о приеме обучающихся, разрабатываемом в каждом учреждении по определенной форме. При поступлении детей в ДОУ родители должны предоставить заявление, медицинскую справку и документы ребенка. В Положении о приеме указываются основные правила зачисления, в том числе и категории льготников, которым предоставляется место вне очереди.
Читать дальшеПоступление в образовательную организацию является важным этапом в жизни ребенка, как дошкольника, так и будущего первоклассника. Но для того чтобы посещать новый детский коллектив, понадобится пройти медкомиссию в школу или детский сад. Эта процедура регулируется Приказами Министерства Здравоохранения. Она необходима для того, чтобы медицинский работник организации, как и остальные сотрудники, которые будут работать с ребенком, имели представление о состоянии его здоровья.
Читать дальшеПосле достижения отпрыском 3 лет или раньше, если мама решила не использовать отпуск по уходу за малышом полностью, чадо нужно устроить в детский садик. Делать это придется заблаговременно, ведь дошкольные образовательные организации не смогут принять всех желающих. Родитель встает в очередь и ждет долгожданного часа, узнавая, зачислен его малыш в ДОУ или нет. Решить эту проблему могут многодетные семьи, открывшие семейный детский сад.
Читать дальшеВ 2019 году каждому региону предложено самостоятельно решать проблему дефицита мест в организациях для дошкольников. Местными законодателями устанавливается порядок и размеры выплаты родителям, чей ребенок не попал в детский сад. В некоторых российских районах пособие не выплачивается, в других – оно составляет около 50% от установленного прожиточного минимума.
Читать дальшеЕсли малыш ходит в детское дошкольное учреждение, родители должны вносить деньги за такую услугу. Но в некоторых случаях им полагается компенсация родительской платы за детский сад. Возможность возместить расходы предоставляется не всем родителям.
В нашей стране разрешено возмещать часть денег, перечисленных за месяц пребывания ребенка в саду. Такое право предоставляется нуждающимся семьям. В Федеральном законодательстве отмечено, что факторы, при которых наступает нуждаемость, устанавливаются законом 388. В нем сказано, что такое право есть у каждого муниципалитета.
Многие родители уже столкнулись с трудностями определения дошкольника в муниципальную образовательную организацию. Поэтому важно после рождения малыша оформить документы на зачисление. В Москве и области это делается с помощью электронных ресурсов. На них же можно проверить номер очереди в детский сад.
Для того, чтобы стать в очередь в столице понадобится воспользоваться официальным сайтом мэра Москвы. Услуга оказывается родителям ребенка-дошкольника.
Юридическая помощь
Москва, Московская область | +7 (499) 938-56-19 |
Санкт-Петербург, Ленинградская область | +7 (812) 467-31-06 |
Федеральный номер | 8 (800) 511-37-96 |
Рубрики
Свежие записи
Нужен ли ребенку детский сад? ~ Я happy МАМА
Детский сад для ребенка нужен обязательно. Для социализации. Для развития. Для подготовки к школе. Это главные аргументы, которые приводят обычно люди старшего поколения молодым мамам. Попробуйте заявить бабушке, что вы ее внука не хотите водить в сад. Она сочтет вас безответственной матерью.
Но, что поделать, многие мамы сомневаются, что детский сад – это такая уж необходимость. И дело не только в том, что мама не хочет разлучаться с ребенком или переживает о том, как он себя там будет чувствовать. Для самих детей находиться вдали от родителей и семьи целый день – настоящее испытание. Стоит ли ему подвергать детей, рассказывает Людмила Петрановская.
Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов
В некоторых семьях вопрос, отдавать в сад или нет, не стоит, просто потому, что нет другого выхода: маме надо идти на работу. В других необходимости такой нет, но есть давление старшего поколения и социума, которые твердят о необходимости для ребенка «социализации», без которой «потом будет трудно в школе». Такие семьи часто мучительно размышляют и даже ссорятся на тему: отдавать в сад или нет. А некоторые и на консультацию приходят с этим вопросом.
Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни – жизнью в больших городах с работой далеко от дома.
До эпохи урбанизации и эмансипации проблемы не возникало вовсе: дети, находящиеся на стадии развития привязанности, которую мы назвали «под присмотром», действительно были просто под присмотром взрослых, занимаясь своими детскими делами или по мере сил помогая родителям по хозяйству.
Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, и «социализация» – то есть умение общаться с людьми не из своей семьи – приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми.
Сейчас так не получается у большинства людей: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» – то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут только очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику.
Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена.
Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища – чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам.
Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.
Другая крайность – представлять детский сад каким-то безусловным злом. Он становится злом, если неизбежен и обязателен для всех, как становится злом любое насилие над интимной, семейной сферой жизни. Но как услуга и возможность он злом не является, и, если у семьи есть необходимость отдать ребенка в детский сад – ничем непоправимым и ужасным это не обернется, при условии, что услуга эта качественная, что в данном случае означает: ребенок в саду будет чувствовать себя хорошо.
Не «социализируется» или «подготовится к школе», а просто будет чувствовать себя хорошо, что бы это ни значило для вашего конкретного ребенка. Условием этого, как мы уже понимаем, может быть достаточная защита и забота со стороны взрослого, готовность садика и воспитателей отвечать на потребности детей, учитывать их чувства и состояния.
Способность присваивать роли, о которых шла речь выше, проявляется и в том, что после 4 лет ребенку легче принимать заботу чужого взрослого, если тот будет представлен родителями как свой «заместитель» – например, воспитательница в детском саду. Если она дает ребенку понять, что он может рассчитывать на защиту и заботу с ее стороны, у него постепенно включаются доверие и следование, и ему может быть достаточно комфортно с таким заместителем.
Конечно, если вместо этого он встречается с насилием, равнодушием или инфантильным поведением, спокойно ему не будет. Как и в том случае, когда воспитатель не желает быть заместителем, а ведет себя так, словно он важнее родителей, пытается доминировать над ними, поучать, выговаривать им.
Некоторые сотрудники детских учреждений, похоже, искренне уверены, что это дети и родители существуют для того, чтобы садик хорошо работал, а не наоборот.
Поэтому, выбирая для ребенка детский сад и группу, важно смотреть не столько на оборудование и расписание развивающих занятий, сколько на личность воспитательницы. Как она с детьми разговаривает, вступает ли в личный контакт, смотрит ли в глаза, обнимает ли, внимательна ли к состоянию ребенка, а не только к его поведению? Нравятся ли ей дети, может ли она привлечь их внимание и вызвать у них следование, не прибегая к насилию, весело и доброжелательно? Сколько вообще детей приходится на одного воспитателя?
Даже педагогический гений не сможет удержать достаточно личный контакт с группой из двадцати пяти четырехлеток. Не загружен ли воспитатель сверх меры делами, не связанными с детьми: заполнением бумаг, наведением стерильной чистоты, подготовкой к занятиям? Ведь для ребенка все устроено просто: нет личного контакта с постоянным взрослым – здравствуй, стресс.
Именно от отношений воспитателя с детьми прежде всего зависит, будет ли ребенку в саду хорошо. Ну, и конечно, очень важно, чтобы воспитательница нравилась родителям, чтобы они сами чувствовали к ней доверие, если нет – ребенок это всегда интуитивно считает и будет в стрессе уже заранее.
Есть среди сегодняшних родителей люди, очень сильно травмированные опытом собственного пребывания в детском саду. Я тоже к ним отношусь – вспоминаю детский сад как кошмар, с насильственным кормлением, пыткой дневным сном, орущим персоналом и унизительными наказаниями. Поэтому старшего ребенка отдавать в сад я совсем не хотела – как же можно моего нежного мальчика – в такой ужас? К счастью, у нас была бабушка, и оставить его дома было возможно; они гуляли, он много играл, во дворе было пара приятелей, ходили на одну развивалку – этого хватало.
Однако с дочерью все оказалось иначе. Уже лет с трех она буквально бросалась на ограду соседних детских садов – стремилась к детям, играть. Так что в четыре с половиной мы ее в сад все же отдали – правда, в платный и лишь на полдня. И ей там очень нравилось, а заодно я немного подправила свой внутренний образ детского сада как чуть ли не концлагеря.
Я очень благодарна ее воспитательнице – немолодой, очень спокойной женщине, которая, казалось, никогда не обращалась к группе детей в целом – всегда к каждому лично, глядя в глаза, называя по имени, а то и положив руки на плечи, чтобы удержать внимание ребенка. Дети явно доверяли ей и слушались, в группе не было скандалов и драк, но полностью мы оценили ее, когда она заболела и три недели не появлялась на работе. Заменяли ее не такие опытные и все время меняющиеся воспитатели, и группа быстро пошла вразнос, дети стали капризничать по утрам и не хотели идти в сад, а еще через несколько дней просто один за другим подхватили простуду и остались дома две трети группы. Как только «наша» воспитательница вернулась – все за три дня наладилось, больше никто не просился домой и не болел.
Но и в этом действительно прекрасном садике я видела, как тяжело детям, которым еще не исполнилось трех (там были разновозрастные группы). Они выглядели потерянными, висели на воспитательницах, часто плакали или приходили в нездоровое возбуждение, носились и вопили, словно пытаясь выплеснуть стресс. Честно говоря, непонятно было, чем руководствовались их родители, ведь стоимость сада была примерно равна стоимости няни, которая занималась бы только одним ребенком в привычной для него домашней обстановке.
Если все же речь идет о детском садике или яслях для самых маленьких, а в некоторых странах приходится отдавать детей в ясли уже в первые полгода, то важно, чтобы воспитатели, во-первых, были постоянными, не менялись как в калейдоскопе, а во-вторых, чтобы на каждого взрослого приходилось не больше трех-четырех младенцев, чтобы детей могли таскать на руках, разговаривать с ними, неспешно и ласково мыть, кормить, укладывать.
Тогда воспитатель входит в круг привязанностей ребенка, и он может чувствовать себя в яслях относительно спокойно.
Но и в самых прекрасных условиях с добрыми воспитателями ребенок, конечно, будет скучать по маме, а если он в саду подолгу, а сад формата «вас много, а я одна», – по сути, речь идет уже о недостатке заботы и контакта со взрослым, о состоянии депривации, у которого могут быть достаточно серьезные последствия.
В чешском фильме, снятом при участии психологов под руководством Зденека Матейчика, есть сцена, впечатляющая до слез.
Ясли-пятидневка (напомню, в крупных промышленных городах социалистических стран они были обязательно и пользовались ими очень многие семьи). Вечер пятницы. За детьми начинают приходить родители. Они звонят в дверь, им открывают и выводят в прихожую их ребенка.
Крупным планом – группа малышей за столом. Воспитательница что-то с ними рисует, пытаясь занять. Они сидят в рядок и даже через экран чувствуется, как напряжены. Раздается звонок – и все дети вытягивают шейки, смотрят во все глаза на дверь с мучительной надеждой: за мной? мои? Нет, другие… Плечики повисают, глаза опускаются, губы депрессивно ползут вниз. И снова звонок – может быть, это мои? И снова все столбиком, слушают-смотрят – за кем? Кому-то повезло, и он, счастливый, полусмеясь-полуплача выходит из-за стола. А другие снова никнут.
Ничего особенного. Никто детей не обижает. Воспитатели явно заботливы, и вообще все хорошо – вот-вот придут родители. Но невозможно смотреть. А ведь дети так жили – каждую неделю, каждый день.
А как же «социализация» и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы.
Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой.
И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно – весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад – будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать – пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?
На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей – все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.
Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.
Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось – он ничего важного для развития не потеряет.
Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.
Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.
К собственно обучению, к совершенно новым по сути отношениям не с временно исполняющим обязанности родителя, а наставником, ребенок будет готов чуть позже, после следующего кризиса.
Автор: Людмила Петрановская (“Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”)
По материалам: www.pravmir.ru
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: 10 советов от Людмилы Петрановский, как организовать детский отдых без родителей Людмила Петрановская: вера в ребенка и точка покоя Родители и детский сад: как избежать ошибок