Детские развивающие методики | Растет дочка, растет сын
Современный мир стремительно развивается, и чтобы наши дети были готовы принять его таким, какой он перед ними предстанет в ближайшие же годы, создаются различные детские развивающие методики. Они предполагают обучение и развитие малышей буквально с самых первых дней их жизни. Ненавязчиво, в игровой, доступной для малыша форме подаются обширные знания, которые в этом возрасте запоминаются очень легко. В результате к моменту, когда ребенок отправляется в школу, он обладает сознательным мышлением, логикой, у него развиты память, речь, внимание, воображение, усидчивость и многие другие полезные качества. Родители могут не беспокоиться — их ребенок готов к дальнейшему обучению и восприятию следующих пластов знаний.
Ниже представлен список наиболее популярных детских развивающих методик, с краткими аннотациями о каждой из них. Советуем подписаться на новые статьи сайта — мы будем подробнее рассказывать о каждой методике в отдельности.
1. Методика Монтессори. Девиз методики Монтессори — « Помоги мне сделать это самому». Ребенок сам выбирает, чем и как ему играть, а взрослый только наблюдает со стороны и направляет.
2. Методика Глена Домана. Доман – создатель методики обучения чтению для самых маленьких детей (до 3 лет), Методика включает уникальные развивающие комплекты, карточки и другие развивающие пособия.
3. Методика Сесиль Лупан. Книга Лупан подробно рассказывает, каким образом лучше всего помочь ребёнку освоить плавание, языки, чтение, музыку.
4. Методика Никитиных. Методика Никитиных основана на их собственном родительском опыте и заключается в специально разработанных комплексах игр для детей вместе с родителями. Это комплексы головоломок, обладающих набором задач с возрастающим усложнением.
5. Методика Зайцева. Методика обучения чтению по складам Зайцева широко используется во многих детских садах. Склады располагаются на гранях разноцветных звенящих кубиков, и легко запоминаются детьми младшего дошкольного возраста.
6. Методика Тюленева. Методика Тюленева призывает к обучению ребёнка в самом раннем возрасте, пока он ещё не научился ходить. Система имеет строгие правила, особое место отводится выбору окружающей среды для ребёнка, тщательному отбору игрушек и книг.
7. Методика Макото Шичида. Методика основана на анатомических особенностях правого и левого полушария мозга ребёнка. Чередования упражнений положительно влияют на развитие обоих полушарий.
8. Вальдорфская педагогика. Процесс обучения в вальдорфской педагогике связывается с определёнными возрастными особенностями развития ребёнка, поэтому построен так, чтобы знания особого характера ребёнок получал в те периоды развития, когда он наиболее к ним подготовлен.
9. Редджио Эмилиа. «Reggio Emilia» является скорее опытом нового отношения к воспитанию малышей, чем методикой. Согласно этой технологии развития, дети обучаются свободно, являются соавторами своих учителей и инициаторами новых проектов, самостоятельно добывают информацию, опираясь на знания учителей.
10. Методика Железновых. Цель методики, ранее преследовавшая задачу подготовить ребёнка к музыкальной школе, сегодня отводит большее внимание развитию речи, овладению своим телом, стимулированию детской фантазии за счёт музыки. Музыкальное сопровождение тщательно отбирается, учитывая интересы и возраст детей.
11. Методика Чарковского. Методика Чарковского представляет собой систему водного развития ребёнка. Автор методики утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, на которую организм реагирует усиленным питанием мозга, приводит к скачкам умственного развития у детей.
12. Методика Ховарда Гарднера. Методика Ховарда рассчитана в большей степени на американский образовательный стандарт и заключается в изучении детьми английского языка. Уроки проходят исключительно на английском, оценки не выставляются, полученные знания оцениваются по многоуровневой системе.
13. Методика О.Н.Тепляковой. Методика позволяет развивать ребенка с самых первых дней, играя с ним в развивающие игры и побуждая к общению с другими людьми.
14. Методика Шиничи (Синичи) Сузуки. Шиничи Сузуки уверен, что обучение музыке должно идти параллельно с обучением чтению и письму. Его методика основана на ежедневных занятиях музыкальному ремеслу, сопровождаемых родительской поддержкой и ласковым, но настойчивым обучением музыке с первых лет жизни ребёнка.
15. Методика Золтан Дьенеш. Суть подхода Золтана Дьенеша заключается во мнении о том, что все математические знания, которые дети получают в процессе игры и танцев, дают более эффективный результат, чем обычные решебники и примеры.
16. Методика Тони Бьюзан. Тони Бьюзан является официальным создателем метода мышления «Карты Ума». Годовалый ребенок накапливает огромный объём памяти, который нарастает со скоростью световых лучей. Упорядочить информацию можно с помощью карт ума, на которые даже годовалый ребёнок способен нанести свои мысли и чувства с помощью образных знаков.
17. Методика Марии Гмошинской. Мария Гмошинская считает, что обучать детей рисованию необходимо с грудничкового возраста, как только ребёнок научится самостоятельно сидеть. Методика построена на основе пальчиковой техники рисования, а так же на рисовании ладошками.
18. Методика Воскобовича. Воскобович – создатель знаменитых развивающих игр для детей, которые предлагают ребёнку одновременно несколько задач. Решение их позволяет осваивать цифры и буквы, узнавать и запоминает цвета, форму, тренировать мелкую моторику, совершенствовать речь, память, внимание, мышление, и воображение.
19. Методика Масару Ибука. По мнению Масару Ибука вызвать интерес к предмету обучения и есть лучший педагогический метод. Его методика учит пробуждать интерес к цифрам раньше начала обучения счёту, вызывать интерес к процессу самого письма раньше обучения письму.
20. Программа «ТРИЗ». Данная программа разработана Г.С.Альтшуллером и буквально расшифровывается как «Теория Решения Изобретательных Задач». В процессе занятий происходит непрерывный поиск решений различных технических проблем. Это развивает гибкость мышления, оригинальность и способствует повышению интереса к обучению.
21. Программа Занкова. В основе программы положена идея объединить обучение, воспитание и развитие ребёнка в единый процесс. Занков уверен, что для лучших результатов необходимо обучение без негативного опыта и принуждения, посредством игровых ситуаций и постоянного возбуждения заинтересованности у ребят.
22. Система Эльконина-Давыдова. Методика предполагает групповые и дискуссионные формы обучения, которые основаны на добывании знаний детьми, а не на бездумном поглощении готовой информации в виде схем, правил и теорем. В результате обучения дети могут аргументировать свою точку зрения и требовать доказательств утверждений.
23. Система Эйдетики. В Школе Эйдетики детей учат мыслить образами. Подобная методика позволяет держать в памяти огромный объем необходимой информации, одушевляя получаемую информацию с помощью образов.
24. Методика Михаила Щетинина. Методика Щетинина нашла своё проявление в школе, изолированной от общества и приближённой к природе. Главным принципом школы является нравственно-духовное развитие каждого ребёнка. Здесь нет классов, тем для уроков, звонков и заданий, каждый учащийся вполне может выступать в роли учителя, а учитель в роли ученика.
25. Методика Китаева и Трунова. Основные принципы методики известны с глубокой древности и подразумевают главным фактором развития динамическую гимнастику для малыша до года. Методика включает в себя ряд движений для самых маленьких, затем упражнения на силу со смысловой нагрузкой, игры, силовые и разминающие зарядки, а так же занятия на специальных спортивных комплексах.
26. Методика Шалвы Амонашвили. По методике Амонашвили обучение ребёнка необходимо начинать с шести лет. Эффективность обучения будет зависеть непосредственно от учителя, которые должен передать жизненно-важные ценности своему ученику, не допуская никакого насилия над личностью ребенка.
27. Методика Алисы Самбурской. Уникальность системы Алисы Самбурской заключается в том, что любая деятельность маленьких учеников сопровождается музыкой. Удовлетворяя интеллектуальные потребности ребёнка и закрепляя его интерес к обучению, методика одновременно приобщает детей к музыкальному искусству.
28. Свободный танец Айседоры Дункан. Свободный танец Айседоры Дункан – методика последователей великой танцовщицы, с помощью которой дети учатся понимать классическую музыку и выражать свои чувства в свободном движении.
29. «Пальчиковые игры». Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие мозга, поэтому полугодовалому малышу следует делать массаж рук и пальчиков, а для старших детей рекомендованы специальные упражнения с увеличением амплитуды.
30. Методика «Добрые сказки». Лопатина А. А. и Скрецова М. В. – создатели методики раннего развития, основанной на обучении малышей через игровые ситуации и добрые сказки. Методика включает целую систему циклов стихов и сказок, выстроенных в соответствии с тематикой урока.
31. Методика Трунова. Методика Трутова построена на принципах осознанного, обдуманного родительства. Согласно методике обучение и развитие ребёнка до года может быть эффективным без заумных пособий и модных игрушек. Однако родителям малыша необходимо постоянно знакомить его с окружающим миром, с предметами, со своим телом.
32. Система обучения Петерсон. Эта методика выстроена по принципу наслоения. В соответствии с возрастом ребёнок получает знание о предмете, которое в состоянии удержать его память. По мере развития знания о данном предмете только углубляются и расширяются.
физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Проблема интенсификации развития детей является актуальной и вызывает множество споров среди педагогов, психологов и педиатров.
Одни специалисты считают, что начинать обучать малыша нужно практически с самого рождения. Другие эксперты утверждают, что становление ребенка должно идти постепенно. Существуют разные методики развития детей.
Суть раннего развития детей
Любая программа развития заключается в создании условий, способствующих максимальному усвоению знаний. Это не только подготовка малыша к садику или школе, но и всестороннее, гармоничное становление.
Это тренировка памяти, логического мышления, процессов синтеза и анализа информации, улучшение моторики, повышение концентрации внимания, укрепление мускулатуры, скелета, совершенствование речи.
Условия для раннего развития ребенка:
- наполнение комнаты разными предметами, детскими пособиями, которые улучшают зрение, слух, развивают сенсорику;
- активное общение родителей с малышом;
- знакомство ребенка с художественными, музыкальными, литературными произведениями.
Методики общего раннего развития
Теория и методика воспитания и развития ребенка имеет свои особенности. Известно множество способов эффективного становления детей. Для классификации данных технологий применяется специальная система.
Она позволяет легко и быстро подобрать оптимальный вариант обучения малыша в зависимости от его возраста. Особенно такую систему рекомендуется использовать для дошкольников. Она помогает подготовить ребенка к поступлению в учебное заведение.
Дошкольный возраст классифицируется на несколько периодов:
- младший. Характеризуется активностью движений, самостоятельностью, стремлением и упорством. Малыши капризничают, когда у них не получается достичь цели. Мышление в этом возрасте развивается недостаточно активно. Ребенок стремится решить задачу, не учитывая при этом свои способности, возможности, прочие обстоятельства;
- средний. Дети этого возраста характеризуются любознательностью. Они совершают действия уже более продуманно. Внимание акцентируют на выраженных деталях, постоянно находятся в движении. Начинает развиваться логическое мышление;
- старший. Дети активно усваивают новую информацию, расширяют кругозор. У них происходит психологическое и творческое развитие. Продолжает формироваться мышление.
Каждый возрастной период требует определенного подхода к развитию. При работе с детьми применяются особые системы, программы, методики, которые способствуют физическому, психическому и творческому развитию.
Все методики классифицируются на три группы:
- словесные техники;
- наглядные методы;
- практические способы.
Как развивать речь?
Ранний возраст – особый период малыша. Первые годы являются наиболее подходящими для овладения родной речью.
На развитие речи влияют следующие факторы:
- генетика;
- течение беременности;
- особенности родоразрешения;
- психическое и физическое состояние;
- функционирование ЦНС;
- работа органов слуха;
- атмосфера в семье;
- речевое окружение;
- крепость мышц, строение речевого аппарата.
Для детей первого года жизни сенсорный канал восприятия информации об окружающей среде является основным. Малыш получает данные через зрение, слух, осязание. Грудничку нужно давать как можно больше информации о мире. Осязание является первым чувством после рождения.
Необходимо выполнять массаж, пальчиковые игры, водные процедуры, гимнастику с малышом. Это даст ему знания о самом себе, теле. Для развития слуха и пополнения пассивного лексикона стоит чаще общаться с ребенком, включать ему музыку, комментировать все свои действия. Зрение помогает запоминать предметы, соотносить их с названиями.

Для совершенствования речевых навыков необходимо чаще разговаривать с малышом
Для его развития нужно располагать игрушки на разном расстоянии от малыша, привлекая его внимание. На становлении речи большое влияние имеет мелкая моторика. Это объясняется близким расположением в головном мозге речевых моторных и двигательных центров.
Для стимулирования развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры, рисование, перебирание небольших предметов. Речь представляет собой результат работы мышц и органов речевого аппарата. Мускулатуру тренируют при помощи специальных упражнений.
Чтобы речь формировалась правильно, стоит соблюдать такие рекомендации специалистов:
- читать малышу интересные книжки с красочными изображениями;
- отзываться на гуление ребенка;
- подражать звукам, которые издает младенец;
- брать ребенка с собой в новые для него места;
- разговаривать с малышом во время ухода за ним, прогулки;
- рассказывать ребенку потешки, детские стишки;
- поощрять произношение новых слов;
- учить младенца названиям предметов, именам родных;
- обращать внимание на все, что издает звуки (транспортные средства, птиц, животных).
Чтобы ребенок включился в процесс развития речи, родителям стоит использовать в общении с ним упрощенные формы слов (например, «ту-ту», «дай», «гав-гав»). После года все предметы стоит учиться называть правильно.
Если в ответ на проезжающий поезд младенец скажет «ту-ту», то нужно отреагировать и сказать: «Да, поезд поехал». Ошибки в речи следует исправлять тактично, чтобы малыш не потерял доверие и не обиделся. Стоит обогащать упрощенную речь ребенка, выбирать описательный стиль общения.
Для развития речевых способностей очень важна игровая деятельность. Поэтому ежедневно нужно выделять время на обучающие занятия с малышом. Полезно использовать карточки Домана.
Системы физического воспитания
Система физического воспитания в ДОУ представляет собой единство задач, цели, методов, форм и средств работы, направленных на укрепление, развитие ребенка. Она строится с учетом психологических, возрастных особенностей детей.
Целью физического воспитания является формирование у малышей здорового образа жизни. Это создает все предпосылки для нормального развития моторики, психики, интеллекта. Большую роль играет воспитание со стороны родителей.
В первые годы жизни ребенка стоит решить такие задачи:
На втором-третьем году жизни повышается двигательная активность, самостоятельность ребенка, поэтому ставятся следующие задачи физического развития:
- воспитание культурно-гигиенических элементарных навыков;
- приучение к самостоятельному приему пищи;
- формирование двигательных навыков;
- развитие временных ориентировок в движении;
- стимулирование проявления самостоятельности при выполнении бытовых действий.
Развитие движений должно проходить в период активного бодрствования. Следует выполнять гимнастику, гулять и играть с малышом.
Не существует идеальной программы, которая бы учитывала все стороны личности ребенка. Каждый малыш является индивидуальным. Поэтому конкретная методика может подходить одному ребенку и оказываться неэффективной для другого.
Современные развивающие приемы
Современные методики развития детей представлены в разных видах. Выбрав конкретный способ и решив регулярно проводить занятия, важно помнить, что результат будет виден не сразу (возможно, понадобится пару лет).
Ниже приведены проверенные методики раннего развития малышей, которые применяются в садиках и подходят для домашнего использования:
- методика Марии Монтессори. Суть заключается в поощрении самостоятельности при обучении в специально созданных условиях. Программа была разработана в XX столетии. Она предполагает индивидуальный подход к личности. Способствует раскрытию интеллектуального потенциала, развитию самостоятельности, целеустремленности;
- методика Глена Домана. Помогает реализовать потенциал новорожденного. Предполагает проведение занятий в период максимальной активности коры больших полушарий головного мозга. Для обучения малыша применяются карточки с изображениями. Методика состоит из 4 компонентов: счет, физическое развитие, энциклопедические знания, чтение;
- методика Зайцева. Представляет собой программу по обучению ребенка грамоте, английскому языку и математическим навыкам. Информация подается в игровой форме. Важное условие эффективной реализации методики – простая раскованная обстановка;
- методика Масару Ибука. Суть заключается в том, что каждому малышу подбирается своя программа, которая учитывает имеющиеся навыки и умения, способности.
Видео по теме
О методиках раннего развития детей в видео:
Таким образом, существуют разные методики развития детей. Все они имеют свои положительные и отрицательны черты, эффективные при определенных условиях. Важно обеспечить ребенку гармоничное, всестороннее развитие.
10 эффективных методик развития ребенка
Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку. Мы рассмотрим как популярные и известные методики (Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан, Дьеныша), так и малоизвестные, но не менее эффективные методики раннего развития (Ховарда, Шичида, Самбурской, Гмошинской).
1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.
2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Детальнее о методики Монтессори читайте здесь.
3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыкальные занятия предлагает и Железнова.
4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.
5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка. Больше о методике Глена Домана вы можете тут.
6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме. Подробнее о методике Зайцева смотрите здесь
7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.
8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.
9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами. Если вас заинтересовала данная методика, тут вы можете больше о ней узнать.
10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.
А какой методике раннего развития вы отдаете предпочтение? Возможно, вы их комбинируете? Поделитесь своим опытом в комментариях.
5 интересных развивающих методик для дошколят
Если потешки, чтение книжек, кубики и прочие бабушкины методы надоели, попробуйте одну из этих методик.
Не секрет, что развивать ребёнка стоит с самого младшего возраста. Мама должна всё время разговаривать с малышом, объяснять, читать и петь. Всего этого достаточно, чтобы кроха рос и учился новому.
Однако сейчас широкую популярность получило множество новых методик. Давайте подробнее познакомимся с самыми интересными.
1. Система Монтессори
В настоящий момент это одна из самых популярных методик в мире, по ней работает множество детских учебных заведений. В основе системы Монтессори заложен принцип: каждый ребёнок – это личность, которая развивается по определённому пути. «Помоги мне это сделать самому» – главный девиз методики. Тут ребёнка никогда не критикуют, он сам должен догадаться, что ошибся. В группах огромное множество игрушек, с помощью которых малыш узнает о цвете, форме, и других свойствах предметов.
Однако методика не подразумевает ролевых игр и творческого развития. Да и предоставить ребёнку самому решать, когда и что ему развивать – спорное утверждение.

2. Методика Николая Зайцева
Это – вторая по популярности система раннего развития детей. В основе – игра с кубиками, с помощью которых ребёнок легко осваивает чтение и математику. Кубики отличаются по размеру, цвету и качеству, издают разные звуки. Обучение по кубикам происходит в виде игры, дети при этом бегают, танцуют и поют.
Минус методики в том, что не происходит развитие мелкой моторики. Часто при поступлении в школу детей приходится «переучивать».
3. Вальдорфская педагогика
Суть этой методики в том, что детям не надо взрослеть раньше времени, они должны развиваться творчески, а не интеллектуально. Ребёнка тут ни к чему не принуждают, не заставляют рано учиться писать и читать. Игрушки простые, из натуральных материалов. Никаких вредных пластиковых игрушек и модных кукол в нарядных одеждах. Ребёнок рисует, поёт, танцует, выращивает овощи, готовится к многочисленным праздникам согласно традициям. Телевизор под запретом.
Минусом в том, что ребёнок поздно учится счёту, письму и другим нужным навыкам. Также может насторожить религиозно-мистическая составляющая обучения.
4. Система Никитиных
Главное здесь – свобода действий ребёнка, раннее интеллектуальное и физическое развитие. Нельзя ограничивать малыша рамками и правилами, не надо заставлять делать то, к чему он ещё не готов. Не рекомендуется помогать своему ребёнку, он всё должен освоить сам. Пробежаться босиком по снегу, подтянуться на домашнем тренажёре, а потом сесть решать головоломки и задачи с помощью кубиков – вот суть системы Никитиных.

Однако система подразумевает развитие ребёнка только в стенах собственного дома. Творчеству тут не уделяется внимание, а закаливание носит подчас жёсткий характер.
5. Метод Глена Домана
Основа метода – раннее интеллектуальное развитие детей с помощью карточек. На них изображены предметы на разные тематики, числовые множества и слова. Показывать карточки рекомендуют малышам, начиная с рождения, таким образом, как бы загружая мозг информацией. Также в этой методике уделяется внимание физическому развитию ребёнка – присутствуют регулярные несложные упражнения.
Минусы в том, что ребёнок запоминает не буквы, а слова в целом. При огромном багаже знаний он иногда затрудняется выполнить элементарное задание, а от переизбытка информации может получить нервный срыв.
Если ни одна методика не подошла вашему малышу, не расстраивайтесь, ведь дома он также может найти множество развивающих занятий. Даже полить цветы или помыть пол очень интересно ребёнку. А можно ещё помочь маме на кухне перебрать горох, а потом покормить питомца. Главное – это увлечь малыша, а развиваться он будет естественным образом.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Методики раннего развития детей: какая методика лучше?
Содержание
Методика Монтессори
Карточки Домана
Метод Сесиль Лупан
Методика Никитиных
Методика развития ребенка через тематические дни и недели
Существуют различные методики раннего развития детей. Это специальные педагогические системы интенсивного развития ребенка с рождения до 7 лет. Именно до 7-7,5 лет, как определили ученые, растет человеческий мозг и, следовательно, в этот период можно обучить ребенка практически всему: чтение, письмо, математика, игра на музыкальных инструментах, искусство, иностранные языки, гимнастика и т.д.
Сегодня редко можно встретить родителя, который совсем ничего не знает про методики развития детей раннего возраста и никак не внедряет их в жизнь. Кто-то выбирает одну методику и последовательно и систематично применяет ее. Кто-то объединяет пару методик, исключая, по их мнению, лишнее. Кто-то (и таких большинство) берет из всех или многих методик определенные моменты, которые, во-первых, наиболее подходят под характер, темперамент, способности и психологические особенности его ребенка, а во-вторых, применимы и реализуемы в их жизненных условиях.
Методика Монтессори
Пожалуй, самая распространенная на сегодняшний день методика раннего развития детей. Во всем мире и в России, в частности, открыто множество центров, клубов, детских садов и даже школ, работающих по методике Монтессори.
Система Марии Монтессори, выдающегося итальянского педагога середины 19 века, строится вокруг трех составляющих:
- учитель,
- ребенок,
- окружающая среда.
Причем центр этой конструкции – ребенок, вокруг которого по определенным принципам формируется развивающая окружающая среда, где ребенок учится самостоятельно, на своем собственном опыте. А учитель выступает в роли наблюдателя и, при необходимости, помощника.
Особенность методики развития детей по системе Монтессори в том, что она основывается на умениях и интересах детей в определенный возрастной период, и строится так, чтобы ребенок мог сам находить и исправлять свои ошибки, таким образом, учителю не приходится учить или указывать ученику на ошибки. Это способствует развитию чувства собственного достоинства и самостоятельности.
Акцент в системе делается на моторные и сенсорные навыки. К развивающим пособиям по Монтессори относятся всевозможные рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, сенсорные мешочки, шнуровки и многое другое. А также многочисленные игры с подручными материалами: крупы, крышечки, прищепки и т.п.
Один из основных принципов: ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься сейчас и в каком объеме, то есть ребенку предлагается полная свобода. Именно с этим связан главный «недостаток» системы: в школе ребенку, воспитанному по системе Монтессоре, будет непросто привыкнуть к дисциплине и ограничениям.
Методика Марии Монтессори
Карточки Домана
Если методика развития детей по системе Монтессори упор делает на моторику и сенсорику, то Глен Доман, выдающийся американский врач, на зрительный опыт.
С самого рождения ребенку показывают серию карточек по всем отраслям знаний:
- растения,
- животные,
- города,
- великие люди,
- музыкальные инструменты,
- точки (обучение математике),
- слова на родном и иностранном языках и многое, многое другое.
Игрушки Доман отвергает, как мешающий обучению фактор. Если у Монтессори ребенок – это активный центр развития, то у Домана – пассивный объект обучения.
Эффективность методики Домана – общепризнанный факт. Данная методика раннего развития детей родилась как средство лечения малышей с травмами мозга. Стимулирование зрения через показ картинок привел к поразительному результату: парализованные дети учились читать, писать, после чего понемногу ползать и ходить.
Однако есть и недостатки у этой методики раннего развития ребенка. Самый очевидный – ее трудоемкость. По задумке Домана родитель должен полностью посвятить себя развитию ребенка, «работать» родителем – создавать бесконечные карточки и показывать их ребенку по определенной схеме. Если воплощать эту методику в жизнь в ее полном объеме, то ни у родителя, ни у ребенка ни на что другое времени не останется. Из этого вытекает второй недостаток методики: ребенок все время развивается, без игры, без развлечений.
Кроме того, по мнению многих специалистов, ребенок получает множество энциклопедических знаний, однако не учится открывать эти знания, осмысливать и использовать информацию. К тому же у многих детей, обучавшихся по этой методики, наблюдается задержка в эмоциональном и социальном развитии.
При этом использование отдельных элементов системы Глена Домана в сочетании с другими методиками раннего развития детей дает отличные результаты. Ведь действительно: чем младше ребенок, тем легче он впитывает знания. Можно оставить систему карточек, но изменить форму и частоту подачи, добавив исследовательскую и творческую деятельность, а также развивающие игры.
Методика Гленна Домана
Метод Сесиль Лупан
Именно это и сделала Сесиль Лупан – одна из учениц Домана. Она согласна со своим великим учителем, что мозг ребенка развивается, только получая информацию. Но в отличие от Домана, она не стремится вложить в ребенка все подряд, а только интересную и полезную информацию. И в добавление к визуальной стимуляции, она предлагает методы развития тактильной и слуховой чувствительности.
Книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя!» описывает развитие ребенка с рождения до года в четырех сферах:
- двигательная активность,
- развитие пяти чувств,
- формирование основ речи,
- положительное самосознание ребенка.
Методика Никитиных
Русские педагоги новаторы Борис и Лена Никитины строят свою методику вокруг теории о том, что у каждого ребенка есть огромный потенциал, но если не развивать его в определенный период (до трех лет), то возможность эффективного развития способностей «необратимо угасает».
Как и Монтессори, система Никитиных предполагает максимальную свободу ребенка, позволяя ему заниматься тем, чем хочется, и столько, сколько хочется. Программа развития ребенка, сочетающая физические и интеллектуальные нагрузки, состоит из разнообразных игр и упражнений.
Есть определенные рекомендации по использованию этой методики раннего развития детей, например:
- идти от простого к сложному;
- не давать сразу несколько новых игр;
- увлечения детей происходят периодами, поэтому иногда некоторые игры нужно «забывать»;
- в один день можно предлагать 2-3 развивающие игры, но минимум две их них должны быть ребенку известны;
- игра должна предваряться интересным рассказом, сказкой;
- не объяснять ребенку, как решить задачу – ни словами, ни жестами и т.д.
Методика развития ребенка через тематические дни и недели
Тематические занятия – это, конечно, не методика, а популярная сегодня форма подачи материала, однако, она интересна тем, что позволяет гармонично объединять элементы разных методик.
Выбирается одна тема – геометрические фигуры, домашние животные, овощи и т.п. – и рассматривается методом погружения в течение одного дня или недели. Материал подается и закрепляется с помощью разнообразных инструментов из любой одной или, чаще, нескольких авторских методик развития детей.
Хотя это не новое изобретение: эту форму давно и успешно используют в детских садах и школах, но сегодняшнее новшество заключается в массовом применении этой формы в домашней среде.
На этом методики раннего развития детей не ограничиваются, здесь приведены основные, наиболее известные, однако есть множество других методик: как производные от выше перечисленных, так и независимые авторские программы развития детей дошкольного возраста.
Разбираем методики раннего развития
Какие существуют методики раннего развития ребенка с 3 до 6 лет?
Администрация сайта viline.tv (ООО «ВилайнТв» ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.
Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций, проведения опросов в целях повышения качества услуг.
Персональные данные — это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон, адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.
Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail) [email protected]
В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные данные в срок не позднее 3 рабочих дней.
Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с первых дней их жизни.
Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все, что нужно для развития, оздоровления, а также психологического и интеллектуального воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и для будущих мам.
Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами воспитания малышей в том возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.
Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для полного раскрытия его природного потенциала.
Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.
Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления иммунитета, разработки и внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом, знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами. Мы поможем вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу, спортивную секцию.
Авторам курсов по развитию детей:
Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv — это явно ваши потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем проекте!
Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.
Сотрудничество с ViLine.tv — это:
- Раскрутка ваших курсов через email-рассылки подписчикам ViLine. Наши письма читают десятки тысяч молодых мам!
- Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией для авторских курсов и специальные страницы о вас;
- Создание промо-материалов для продвижения курса и автора в нашей собственной видеостудии;
- Повышение известности автора — мы расскажем огромной аудитории, почему ваш курс стоит приобрести.
Варианты сотрудничества:
- Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем комиссионное вознаграждение. Вы получаете активный рост продаж и основную прибыль.
- Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее мы продаем ваши материалы самостоятельно, получая 100% прибыли.
Пишите по адресу [email protected], присылайте свои курсы. Условия размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.
Авторам статей:
У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать полезные статьи для мам и пап? Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.
Размещение статей на ViLine.tv — это:
- ✓ Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной аудиторией;
- ✓ Раскрутка Вашего сайта;
- ✓ Достойное вознаграждение.
Условия:
- – материал должен быть уникальным;
- – не размещаем SEO-статьи;
- – можем отказать в размещении материала по усмотрению руководства проекта.
Для начала сотрудничества
- ✓ Напишите письмо по адресу [email protected], с примерами работ и/или ссылкой на сайт.
Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.
На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:
Безопасность и конфиденциальность платежа
При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически
перенаправлены на платежную
форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
защищены в соответствии
с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
сообщение об авторизации
платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
Информация о вашем платеже
может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
произошла задержка в
обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
500-65-37
Личные данные покупателя.
При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
Имя, адрес электронной
почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
Продавец обязуется не
разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
Продавцом информации
агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
исполнения обязательств перед
Клиентом.
Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.
После оплаты войдите в ваш «Личный кабинет» и выберите «Мои курсы»
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
написать в службу поддержки
[email protected]
Правила возврата денежных средств
Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:
1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).
2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег
должен быть направлен с
адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу
поддержки Исполнителя до
14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении
указанного времени
претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о
возврате денежных
средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность
(паспорт).
Основные методики раннего развития детей
Тема раннего развития ребенка множество раз становилась предметом дискуссий среди педиатров, воспитателей, педагогов и психологов. Об этом пишут книги, снимают фильмы и телепередачи, устраивают семинары и конференции. Однако единого определения, объединяющего все характеристики данного понятия, до сих пор не существует. Также ученые во всем мире до сих пор спорят о том нужно ли вообще ребенку раннее развитие.
В общих чертах раннее развитие представляет собой процесс интенсивного развития способностей ребенка в возрасте от рождения до трех лет. Результатом такого развития считается то, что ребенок овладевает некоторыми навыками раньше, чем его сверстники, с которыми специально никто не занимался.
Не смотря на отсутствие точного определения, разработки в сфере раннего развития детей очень велики. На сегодняшний день существует множество методик, способных развить способности малышей в раннем возрасте. При чем, автор каждой из методик заявляет об уникальности собственного открытия, всячески подчеркивая ее достоинства. На основе отдельных из них создаются специализированные детские сады и школы.
Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные методики раннего развития ребенка.
Методика раннего развития Марии Монтессори
Эта методика раннего развития детей стала одной из самых популярных среди современных родителей, психологов и педагогов. Автором ее стала всемирно известный итальянский педагог и ученый Мария Монтессори, которая была выделена ЮНЕСКО среди педагогов, определяющих направление педагогической мысли в 20-м веке.
Методика раннего развития Монтессори основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, предоставляя ему право выбора вида занятий, учебного материала и времени проведения занятий.
По мнению автора, для гармоничного развития ребенку нужно максимально соприкасаться с окружающим его миром. Поэтому задача взрослых не рассказывать ему что можно, а что нельзя, а создать безопасную среду, в которой малыш сам выберет род деятельности. Для этого в комнате, где проходят занятия с ребенком, необходимо обустроить несколько зон с различным дидактическим материалом:
- Зона развития сенсорного восприятия, в которой необходимо разместить различные по мягкости, форме, цвету и текстуре предметы, которые малыш сможет потрогать и сравнить между собой.
- Зона развития математических способностей, в которой ребенок сможет познакомиться с цифрами и научиться считать.
- Зона развития мелкой моторики. Тут можно поместить различные конструкторы, пирамидки, шнуровки, игры с пуговицами, заклепками, молниями и так далее.
- Зона развития внимания. Здесь должны быть пособия, помогающие развивать внимание малыша.
- Зона обучения навыкам самообслуживания. Тут могут быть различные игрушечные утюги, пылесосы, наборы посуды и прочие материалы, вырабатывающие у ребенка навыки ухода за собой.
К сожалению, методика раннего развития Марии Монтессори слишком мало внимания уделяет развитию фантазии малыша. Об этом следует помнить тем, кто решит заниматься с малышом именно по этой системе.
Методика раннего развития Глена Домана
Эта методика раннего развития детей разработана американским врачом нейро-физиологом Гленом Доманом и изначально использовалась для коррекционных занятий с детьми с задержкой умственного развития. Позже, заметив, что здоровые братья и сестры его пациентов также с удовольствием занимаются по этой системе и достигают феноменальных результатов, Доман адаптировал свою методику и к здоровым детям.
Методика раннего развития Глена Домана направлена на обучение чтению, математике, а также физическое развитие детей. По мнению автора, в первые 6 лет свой жизни человек получает значительно больше знаний, нежели за всю последующую жизнь. Именно поэтому начинать занятия с ребенком нужно уже в 3 – 6 месяцев. Для этого необходимо соблюдать несколько принципов:
- Обучение должно приносить пользу, как ребенку, так и взрослому.
- Прекратить занятие с малышом нужно раньше, чем этого захочет он сам.
- Обязательно нужно радоваться успехам своего ребенка, хвалить его.
- Требуется создать подходящую обстановку для обучения, в которой ничто не будет отвлекать малыша.
- Готовить дидактический материал нужно заранее и очень тщательно.
Основным дидактическим материалом для развития умственных способностей в системе Домана являются карточки с изображением растений, животных, предметов, букв и цифр.
Явным недостатком методики раннего развития Глена Домана можно назвать то, что она отнимает слишком много сил и времени у родителей на подготовку учебного материала.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Эта методика раннего развития детей была создана бельгийкой Сесиль Лупан, мамой трех дочерей. Суть ее, в принципе, мало отличается от методики Домана, на основе которой Лупан и построила свою систему воспитания и обучения. Разница состоит в том, что в данной методике отсутствует четкое расписание занятий, а воздействие направлено на внутренний мир ребенка.
Методика раннего развития Сесиль Лупан предписывает заниматься с ребенком только тогда, когда он этого хочет. Род занятий также определяется интересом ребенка. Передача знаний, в основном, происходит посредством игры и дополняется шутливыми стишками и песенками.
Основной отличительной чертой методики раннего развития Сесиль Лупан является мнение автора о том, что лучшим учителем для маленького ребенка может стать только его родитель.
Методика раннего развития Никитиных
Авторами этой методики раннего развития детей стала супружеская пара – родители и педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины.
Основной идеей методики раннего развития Никитиных является уверенность авторов в том, что каждый из нас с рождения имеет огромные возможности развивать свои способности в различных сферах деятельности. Однако очень важно вовремя реализовать эти способности, так как, если упустить время, потенциал в этой области может угаснуть. Задача родителей при этом помогать малышу, стимулируя его к дальнейшему развитию.
Авторы методики раннего развития Никитиных выделяют три основных принципа в развитии ребенка:
- Наряду с развитием умственных способностей, не стоит забывать и о физическом развитии. Важно приучать ребенка к занятиям спортом и закаливаниям.
- Необходимо предоставить детям свободу в выборе рода деятельности и продолжительности занятий.
- Обязательными являются заинтересованность и участие родителей во всех играх и занятиях.
Методика раннего развития Н. А. Зайцева
Методика раннего развития Зайцева, направлена, в основном, на обучение чтению и развитие математических способностей ребенка. С помощью складовых и математических таблиц, кубиков со слогами и буквами дети быстро учатся читать, считать, разбивать слова на слоги, правильно ставить ударение, составлять предложения.
Помимо этого кубики имеют различный вес и выполнены из различных материалов, а также издают различные звуки, что улучшает процессы запоминания и благотворно влияет на сенсорное развитие детей.
Это лишь самые распространенные методики раннего развития детей. В мире существует огромное количество систем и методов воспитания и развития. Но родителям следует помнить, что в каждой из них есть как плюсы, так и минусы.
Автор: Горпинич Анна Валерьевна