Детский сад компенсирующего вида – Ребенок в детском саду
Под компенсирующим обучением в детских садах и школах подразумевают обучение в специально создаваемых классах, группах. Дети, которые ходят в детский сад компенсирующего вида не имеют отклонений в интеллектуальном развитии, но по различным причинам испытывают затруднения в освоении общеобразовательных программ.
Мы все знаем, что дети разные и темп развития у них так же индивидуальный. Дети, которые при сохраненных возможностях интеллектуального развития имеют слабую память и внимание, недостаточный темп психических процессов, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональную неустойчивость объединяются в одну группу и с ними проводятся целенаправленные занятия. Это очень полезно. К примеру, ребенок совершенно здоров, но он плохо запоминает предметы, задания или легко возбудим, так что это мешает ему успевать за общей программой.
Компенсирующее обучение — это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
Компенсирующее обучение это в первую очередь, индивидуальное обучение.
Что такое детский сад компенсирующего вида?
Словосочетание детский сад компенсирующего вида часто пугает родителей. И при этом совершенно зря. Многие думают, что такие детские сады предназначены только для детей с умственными отклонениями, но это заблуждение.
Детский сад компенсирующего вида: для чего он нужен? Итак, разберемся, что дает ребенку посещение компенсирующего детского сада?
Для детей, испытывающих затруднения в освоении дошкольной программы по тем или иным причинам, разрабатывают специальную программу, по которой они проходят обучение. В результате посещения детского сада, детки догоняют сверстников и в конечном итоге полностью осваивают нужный материал для поступления в школу.
Кому необходимо посещать компенсирующий детский сад
Детский сад под названием компенсирующий посещают обычные дети, которые имеют индивидуальные особенности, такие как:
- заболевания по зрению
- нарушение слуха
- заболевания опорно—двигательного аппарата
- психологические заболевания (повышенную возбудимость, раздражительность, агрессию, нервозность)
- речевые дефекты
Так же в компенсирующий детский сад могут быть направлены дети, которые часто болеют распираторными заболеваниями и имеют ослабленный иммунитет.
Каким образом строится работа компенсирующего детского сада
Как правило, в таком детском саду имеются специалисты различного вида:
- логопед
- психолог
- массажист
- врач-терапевт
- тренер по лечебной физкультуре
Так же, все воспитатели проходят обучение по работе с особенными детьми. В здании детского сада, в большинстве случаев, имеется бассейн, кабинет массажа, зал для физических занятий со специальным снаряжением. Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата предусмотрены пандусы и широкие дверные проемы, что позволяет им беспрепятственно передвигаться как внутри здания, так и снаружи.
Для детей предусмотрен специальный рацион питания. Показан такой детский сад и тем детям, которые нуждаются в особой диете в силу каких-либо заболеваний.
Компенсирующий ДОУ: как попасть?
В ДОУ компенсирующего вида нельзя попасть просто так или потому, что он расположен ближе других детских садов. Для того, чтобы попасть в специализированный садик необходимо пройти комиссию, которая даст направление в компенсирующий детский сад.
Родителям не стоит бояться, если ребенка направляют в такой детский сад. Не стоит поддаваться чужим мнениям и предрассудкам. Компенсирующее общеобразовательное учреждение — это обычный садик, который отличается лишь тем, что детям там уделяется больше внимания, вследствие их индивидуальных особенностей.
Группы в таких садиках, как правило, небольшие, всего 8-10 человек. Так же существуют индивидуальные занятия, которые разрабатываются в специально для отдельно взятого ребенка.
Главное, что детские садики такого характера направлены на улучшение качества жизни ребенка, его нормальное развитие как личности и члена общества.
Автор — Наталья Шумаева.
Статья по теме: что такое компенсирующий сад
НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Нестандартное оборудование в детском саду может создаваться из подручных средств, который казались уже ни на что не годными и изжившими свой век: «киндеры», пробки от соков, разноцветные веревки, коробочки, кубики, палочки от суши и т.д.
Нестандартное оборудование в детском саду несет в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. В дошкольном возрасте мозг ребенка еще очень гибок и подвержен влиянию извне. Вся информация, полученная в этом возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению — поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование в детском саду грамотно и с пользой для здоровья дошкольника. Сюда относится и подбор безопасных материалов, и четкое представление того, как конструкция будет закреплена в физкультурном зале, и подбор правильных цветов.
Для чего же нужно нестандартное оборудование в детском саду?
Ни для кого ни секрет, что в детстве закладывается все важные свойства растущего организма. Если раньше ежегодная диспансеризация была само собой разумеющимся делом для детей, то теперь многие родители предпочитают держать детишек подальше от «белых халатов». Много информации есть в интернете и родители больше доверяют своим диагнозам, нежели профессиональным. Поэтому зачастую плоскостопие, вальгусная стопа, рахит, сутулая спина могут быть вовремя не замечены.
Обычное оснащение детского сада может лишь немного скорректировать перечисленные выше проблемы. Для их решения как раз и было создано нестандартное оборудование в детском саду. Если его покупать, а оно делается, как правило, под заказ, то выйдет довольно крупная сумма. Сотрудники детского сада предпочитают справляться своими силами и возможностями.
ДЕТИ – ПО НАТУРЕ СВОЕЙ МАЛЕНЬКИЕ ДВИГАТЕЛИ, «ПЕРПЕТУУМ-МОБИЛЬЧИКИ».
Бегать, прыгать, скакать – для них естественно. Но при всей своей любви к движениям и «нестоянии» на месте, наши любимые энерджайзеры довольно быстро утомляются. Им нравится заниматься тем, что они сами придумали. Прыгать по чьим-то правилам или пробежать пару кругов по физкультурному залу для того, чтобы укрепить мышцы – уже обуза. Это следует учитывать при внедрении нестандартного оборудования в детском саду – привлеките детей к его созданию. Пускай они почувствуют себя маленькими творцами: взбираться по самодельному скалодрому или переходить полосу препятствий из собранных вместе с родителями элементов становится востократ интереснее.
Примеры того, как можно обыграть нестандартное оборудование в детском саду:
- «Цветная лесенка» — под ней можно проползти по-пластунски, не задевая развешанные препятствия (крышечки от соков, киндеры). В вертикальном положении лесенка становится отличной мишенью для метания.
- «Дорожка ощущений» закрепит мышцы ног и познакомит детей с различными поверхностями. Дорожку можно сделать в домашних условиях. Иногда не требуется большой подготовительной работы. Достаточно листа бумаги и фломастера, чтобы сделать ряд упражнений на укрепление мышц ног.
Попросите ребят зажать фломастер между пальчиками ног и нарисовать любимого персонажа из мультфильма, или же разорвать пальчиками ног лист бумаги на время – такие незамысловатые игры будут дошкольникам очень интересны, а вы, как физкультурный руководитель, решите свою задачу: предложите упражнения на правильное физическое развитие детей.
Детский сад компенсирующего вида: что это?
Отдавая ребенка в детский сад, каждая мама думает не только об удобстве расположения дошкольного учреждения, но и старается сделать так, чтобы малышу было в нем комфортно. Сегодня существуют разные виды детских садов, и порой выбрать родителям бывает очень непросто. Какие типы детских садиков готова предложить система образования и не только?
Виды учреждений
Многие виды детских садов мамы знают не понаслышке:
- Муниципальный сад это сад общеразвивающего типа, обучение в нем идет по общегосударственной программе. Это самый бюджетный вариант садика, однако многочисленные очереди позволяют немногим отдать туда своих детей.
- Ведомственный сад более дорогой вариант. Как правило, он делится на 2 группы. В одной воспитываются дети сотрудников предприятия, оплачивающего услуги детсада, а другая – платная для всех желающих. Внимание и спектр услуг в таком дошкольном заведении, конечно, лучше.
- Домашний сад – это небольшая группа детей, воспитателем в которой является частное лицо. Обычно это многодетные мамы или педагоги, решившие открыть свое дело. Такие группы немногочисленны, в них всего 5-8 человек, что позволяет уделить время каждому ребенку. Оплата в таких садиках намного выше. Обучение идет по индивидуальной программе.
- Детский сад семейного типа – в основе многодетная семья, которая прикрепляется к муниципальному садику, получает от него материальную и методическую помощь. По желанию в такой детский садик могут поступить и дети из других семей. Однако следует учесть, что воспитатель в нем не является профессионалом.
Кроме муниципального садика, остальные представляют собой платный вариант и не всегда выгодны родителям. Кроме того, при отсутствии контроля со стороны государства сложно проследить, чем занимаются с детьми в частных детсадах.
Компенсирующий или комбинированный?
Эти два типа детских садов родители часто путают. Что значит – компенсирующий и комбинированный? Чем они отличаются от обычных?
Компенсирующий
Пожалуй, стоит начать с компенсирующего, поскольку детский сад комбинированного вида представляет собой более широкое направление.
В детском саду компенсирующего вида воспитываются дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем или отклонения в развитии. Это могут быть плохое зрение, нарушение речи, опорно-двигательного аппарата и другие.
Детский сад компенсирующего вида действует по индивидуальной программе, которая составляется для каждого ребенка. Цель – уменьшить влияние заболевания и максимально развить детей. Иногда это действительно удается настолько, что ребенок может продолжить обучение в обычной школе.
В детском саду компенсирующего типа с детьми проводится больше занятий, в частности со специалистами разных областей педагогики и медицины.
Однако попасть в сад компенсирующего вида довольно сложно. Нужно сначала пройти осмотр у специалиста, по профилю которого ребенка будут определять в садик. После этого следует медицинская комиссия. Если она считает, что ребенку нужно индивидуальное воспитание и обучение, то дает разрешение на поступление в сад компенсирующего вида.
В очередь в такой садик не ставят! Дети определяются в него только по направлению медкомиссии!
Комбинированный
Совсем другое дело – сад комбинированного вида. В нем есть группы разной направленности. Это могут быть общеразвивающие группы, оздоровительные или компенсирующего типа, где дети получают дополнительные услуги.
Идея садика комбинированного типа состоит в том, что дети учатся общаться со сверстниками, учиться уважать патологии и относиться к ним с пониманием.
Набор воспитанников в группы происходит по-разному. Так, в общеразвивающую группу дети поступают в порядке очереди. Для оздоровительной или компенсирующей группы требуется заключение врача.
Детский сад комбинированного вида обычно больше ценится родителями. Поскольку в нем присутствуют дети, требующие особого внимания, занятия с логопедами и другими коррекционными специалистами проводятся чаще, чем в других садиках.
Кроме обычных воспитателей, садик комбинированного типа набирает педагогов по лечебной физкультуре, дефектологов, врачей. Это позволяет оказывать малышам квалифицированную помощь.
Разобравшись, какие бывают виды детских садов, родители теперь смогут решить, куда отдать своего ребенка. К сожалению, не всегда в желаемом садике есть место. Численность детей растет, муниципальные детские сады уже не справляются с такой нагрузкой. Платные детские сады постепенно становятся палочкой-выручалочкой. Но при наличии патологии у детей помочь может только детский сад комбинированного или компенсирующего типа.
Детский сад — что это такое, комбинированного вида, права ребенка, коррекционный, компенсирующего, закон
По исполнению ребенку трех лет матери обычно стараются выйти на работу и возобновить свою трудовую деятельность. Иногда это необходимо сделать и раньше законодательного срока.
Для таких случаев и придуман детский сад в РФ, который поможет оставить ребенка в надежных руках на время работы и в то же время позаботиться о его подготовке к школе.
Что это такое
Детский сад давно превратился из места стандартного пребывания ребенка в учреждение, которое занимается воспитанием и обучением малышей. Детское дошкольное учреждение занимается подготовкой ребенка к школе. Поскольку в данном учреждении у малыша не будет времени разбираться с основами.
И он уже должен уметь читать, писать, а с первого класса начинается обучение иностранным языкам и другим важным для его развития предметам. Само ДОУ выступает в качестве посредника и обеспечивает первоначальную подготовку для ребенка.
Плюс, родителям, которые работают, можно оставить на длительное время — на весь рабочий день, малыша в этом учреждении. После рабочего дня детей забирают домой, что позволяет жить вместе с ребенком, быть уверенным в его образовании и не переживать за него, находясь на работе.
Важные понятия
Для того, чтобы понимать, как функционирует данное заведение, следует изначально ознакомиться с терминологической базой:
Понятие | Значение |
Психолог | Специалист, который занимается с детьми, для установления уровня их психического здоровья и раннего выявления каких-либо травм и проблем |
Школа | Учреждение, которое отвечает за образовательную подготовку ребенка. Существуют организации частного и государственного характера, также отличаются по ступеням подготовки, которую могут осуществлять |
Логопед | Профессионал, который работает по большей мере с детьми, поскольку его специализацией выступает возможность улучшать речевой аппарат. Работа проводится с детьми дошкольного возраста и младших классов, поскольку после этого возраста корректировка будет более сложной |
Портал | Сайт, на котором в определенном порядке размещена информация и все данные определенной тематики или области — в зависимости от самого сайта |
Перечень прав ребенка
Одной из тяжких статей Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении правонарушений в сфере детей выступает отсутствие участия родителей в воспитании ребенка. Поскольку каждому малышу нужно уделять определенное количество времени и обеспечивать его развитие.
Конвенция о правах ребенка содержит положения, которые утверждают такие их права:
- равенство;
- сохранение индивидуальности, жизнь и развитие в свободных условиях;
- общение с родителями в полном объеме — как с матерью, так и с отцом;
- выражать свое мнение, мысли и желания;
- исповедовать религию по своему усмотрению;
- личную жизнь, переписку с сохранением собственных тайн;
- получение информации и защиты от насилия;
- получение образования на разных уровнях и в свободном доступе;
- отдых и организацию досуга, собрания мирного характера;
- защиту в трудовом плане — ограничения по тяжести и опасности труда, незаконную эксплуатацию трудовых сил ребенка;
- до 15 лет государство ограждает ребенка от участия в боевых действиях.
Все эти моменты прав должны соблюдаться как на государственном уровне, так и внутри семьи. В детских учреждениях работают с учетом всех прав ребенка и там не могут принижать его достоинство, оскорблять или применять насилие — такие действия полностью незаконны и наказываются согласно Уголовному кодексу Российской Федерации.
Законодательная база
В данной области работает Федеральный закон №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. В этом нормативно-правовом акте содержатся положения в отношении и детского дошкольного учреждения. Общие сведения размещены в статье 64 этого закона.
Статья 65 отвечает за установление положений по оплате получения образования в ДДОУ и подобных организациях. Поскольку такой вид воспитания и времяпрепровождения ребенка все же подлежит оплате. Несмотря на то, что школьное образование бесплатно.
Да и в ряде случаев на местном уровне можно рассчитывать на существенные скидки — до половины стоимости. Использовать можно и Приказ Министерства образования и науки РФ №293 “Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования”.
В этом документе размещены основные положения, которые позволяют понять, каким образом можно поставить в очередь ребенка — например, через государственный портал госуслуг.
Здесь же прописаны законные основания для отказа в приеме в детское учреждение. Из-за отсутствия прописки в регионе чаще всего происходят отказы, хотя такое действие не входит в перечень в законодательном акте.
Общая информация
В России постоянно проводится реформирование детских образовательных учреждений. Это связано с необходимостью постоянного совершенствования мест пребывания детей и их воспитания.
Детские дошкольные образовательные организации работают во всех населенных пунктах страны и используются очень широко. Повсеместно существует и проблема с постановкой на учет ребенка. Поскольку мест в детских садах для всех не хватает.
Существует и множество вариантов по постановке детей на очередь в детский сад. И заниматься этим нужно сразу после рождения малыша.
Для этого пишут заявление такого образца:
Основные виды детских садов
Большинство детских дошкольных учреждений, которые расположены по стране, имеют одинаковый вид. Они являются государственными и воспитывают детей всесторонне — без определенных спецификаций и разделений.
Существует возможность и получения специфических услуг в детском саду — например, логопед. Это связано с тем, что некоторые дети не имеют возможности посещать стандартного образца детский сад. К примеру, исходя из физических параметров. Им необходимо и определенное техническое оборудование, и отдельный подход с психологической точки зрения.
Каждый из видов детских садов предназначается для развития особенных качеств ребенка. Это позволяет к школе определиться с сильными и слабыми сторонами малыша и понять, куда его следует направлять. Есть и специфика размещения ребенка. В садиках Москвы есть возможность выбирать, а в небольших населенных пунктах такого может и не быть.
Комбинированные
Такой вариант детского сада предполагает совмещение нескольких видов детских групп в одном учреждении.
Так, возможно совмещение следующих вариантов:
- общеразвивающие;
- компенсирующие;
- оздоровительные.
Благодаря этому разные дети могут быть распределены по группам с определенной направленностью. Это позволяет правильно определить сильные стороны характера ребенка и его таланты.
Также распределение по разным группам влияет на состояние здоровья малыша, поскольку существует возможность более тяжелых и более ослабленных физических нагрузок для ребенка.
Количество групп не регулируется — все происходит автономно, в зависимости от того, какие предпочтения имеют родители и их дети по распределению по группам.
Компенсирующие (коррекционные)
Детский сад выступает в качестве способа коррекции отдельных патологий и нарушений у малыша. Такими могут быть нарушения функций опорно-двигательного аппарата, слушательного аппарата, зрения. В каждом из данных случаев осуществляется развитие в определенном направлении.
Детский сад компенсирующего вида занимается распределением детей в зависимости от этих особенностей. Но попасть в такие центры не всегда возможно. Для оформления в компенсирующее детское учреждение, нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию.
В ходе данной процедуры предоставляются подтверждения того, что ребенок имеет патологии и нарушения. Особенностью такого сада является совмещение стандартной программы обучения и специальной. Учреждение может почасово разбивать данные программы, а может сделать собственную, по которой будут заниматься дети.
Другие типы
Несмотря на то, что компенсирующие и комбинирующие сады выступают основными категориями учреждений, следует знать и о других типах организаций для детей:
- оздоровительные;
- этнокультурные — используется национальный компонент в обучении;
- центры развития;
- дошкольные группы типа прогимназия и центр образования.
Решает только семейный выбор — исходя из индивидуальных показателей каждого ребенка может принять решение о необходимости отправки малыша в то или иное заведение. Важно при этом учитывать наличие свободных мест и размер оплаты за занятия.
Какие бывают в зависимости от учредителя
Основной составляющей детских садов являются государственные учреждения. Они наиболее дешевые по стоимости и имеют самую широкую сеть распространения.
Здесь же есть и свои недостатки:
- низкая профессиональная подготовка работников, отсутствует психолог;
- не всегда можно найти сбалансированное питание для детей;
- необходимость вносить дополнительную плату на ремонт, праздники и так далее;
- большие очереди на место в учреждении.
Существует и второй вариант — частные детские сады. В этом случае можно подобрать наиболее оптимальный коллектив преподавателей и дополнительных опций. Но оплата такого учреждения будет высокой, плюс государственные скидки в них не действуют.
Детские дошкольные образовательные учреждения в России имеют большую популярность. Это единственный для многих способ раньше вернуться к рабочим действиям и не оставлять ребенка на родственников.
Но здесь же возникает много трудностей — как с выбором этого учреждения, так и с его оплатой и наличием разных вариантов размещения малыша. И для родителей главным показателем должны быть комфорт и удобство для ребенка.
ДЕТСКИЕ САДЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА — это… Что такое ДЕТСКИЕ САДЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА?
- ДЕТСКИЕ САДЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
- — специальные детские сады для детей с отклонениями в развитии, в которых обучение и воспитание осуществляется по специальным коррекционно-развивающим программам, разработанным для каждой категории аномальных детей с учетом специфики их психофизического развития. Особое место отводится в программах физическому воспитанию, которое имеет большое значение не только как средство оздоровления организма и формирования двигательных навыков, но и как эффективное средство коррекции последствий дефектов и компенсации нарушенных функций
Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008.
- ДЕТСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК)
- ДЕТСКИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Смотреть что такое «ДЕТСКИЕ САДЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА» в других словарях:
ДЕТСКИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — общее название лечебно оздоровительных и учебно воспитательных (образовательных) учреждений, предназначенных для детей с особенностями в развитии. Различают дошкольные и школьные Д. с. у. (см. Ясли для детей с отклонениями в развитии, Детские… … Психомоторика: cловарь-справочник
Инклюзивные учебные заведения в Москве — В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47. Помимо общеобразовательных школ, работающих по программе инклюзивного образования, в столице функционирует… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Образовательные учреждения Кирово-Чепецка — Содержание 1 Высшее образование 1.1 Филиал ВятГУ 1.2 Филиал ВГГУ … Википедия
Дошкольные учреждения Москвы — Система дошкольного образования Москвы на 1 сентября 2010 г. насчитывает 2040 детских садов, в которых воспитываются и обучаются более 343 тысяч детей дошкольного возраста. В последние годы столичная система дошкольного образования развивается… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Список учебных заведений (Волжск) — Содержание 1 Высшие учебные заведения 2 Общеобразовательные школы … Википедия
Детский сад — У этого термина существуют и другие значения, см. Детский сад (значения). Шестилетний класс детского сада в Аланье (Турция) … Википедия
Нарушения интеллекта — (умственная отсталость) Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или… … Педагогический терминологический словарь
Список учебных заведений Ярославля — Учебные заведения Ярославля Содержание 1 Аспирантуры и докторантуры 2 Повышение квалификац … Википедия
Дядьково (Ярославль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дядьково. Дядьково жилой массив (микрорайон) во Фрунзенском районе Ярославля. Содержание 1 Историческая справка 2 География … Википедия
Бабушкинский район (Москва) — Бабушкинский район Муниципальное образование Бабушкинское Герб … Википедия
Детский сад — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Ясли. Шестилетний класс детского сада в Аланье (Турция)Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Система детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.
Родительский день в детском саду в Нагое (Япония), 2009 год.Формирование концепции дошкольного воспитания[править | править код]
Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в начале XIX века в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном — так называемая «школа для маленьких детей»[1][2].
Само название — «Детский сад» (нем. Kindergarten) пришло из Германии, его придумал в 1837 году педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге. Данное учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы.
Фрёбель видел в детском саде преимущественно школу матерей. Итальянская физиолог и врач Мария Монтессори предложила свой «Дом ребёнка» как замену и продолжение семейного воспитания с целью подготовить детей к жизни: научить самостоятельно одеваться, умываться, накрывать на стол, есть, отчасти готовить, мыть посуду, убирать комнату и свои игрушки, а также подготовить к школе, дав первоначальные навыки чтения и письма. Парты и скамейки Монтессори заменила легкой детской мебелью, которую дети сами могут переносить. Дети также самостоятельно убирают за собой посуду после еды, умываются и ходят в туалет. Система Монтессори предполагала наличие в детском саду площадки для игр с уголком, отведенным для огорода, где имеются приспособленные для детей сельскохозяйственные орудия. По её концепции, в своем Детском доме малыши являются хозяевами и работниками[3]. При этом она делала акцент на индивидуальном развитии чувств ребенка, при котором взаимодействие детей в коллективе, собственно цели образования отходили на второй план. Поэтому российский педагог Сергей Иосифович Гессен критиковал Монтессори за механистичность, пренебрежение игрой и воображением, детским творческим началом, тогда как Фребель ориентировался на рост личности ребенка, требующий все усложняющегося и разностороннего материала, который «обращался бы к его душе, как к целому»[3].
Гессен делает вывод о том, что «изолированность отдельных чувств, характеризующая систему Монтессори, по необходимости должна продолжаться и внутри детского общества, в отношениях детей друг к другу». Отвергая всякие наказания, Монтессори все же признается в том, что методы принуждения применять приходится — например, изолируя шалунов в углу, вдали от детской компании. «Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! Поэтому она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать… Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности. В этом отношении Фребель гораздо глубже понимал задачу образования ребенка»[3].
Гессен настаивает, что воспитание человека возможно только через правильно организованное принуждение. «Свободными — не рождаются, свободными — становятся!» — утверждает учёный[4].
Детские сады в России[править | править код]
Первые детские учреждения[править | править код]
Данные о первых детских садах в Российской империи разноречивы. Некоторые источники указывают, что первое детское учреждение было открыто в Петербурге в 1816 году. Другие называют дату 15 мая 1837 года, когда при Демидовском доме трудолюбия были открыты дневные детские комнаты, где матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек на полном обеспечении[5].
Поскольку именно в 1837 году Фридрих Фрёбель придумал название «детский сад», то заведения с таким наименованием в России впервые упоминаются с 1859 г. (г. Гельсингфорс), где был открыт платный детский сад. Эта инициатива приписывается преподавателю живописи и рисунка Францу Фридриху Седмиградскому, однако он скончался в 1855 году и лишь завещал свои средства на постройку школы или детского приюта, которые действительно были построены, однако лишь в 1905 году и действуют поныне[6].
Второй садик в Петербурге в 1863 г. открыла жена профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий был открыт в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый — в Петербурге в 1863 г. супругами Симонович. В учреждение Аделаиды Симонович дети принимались на 4 часа в день, однако уже через 3 года она была вынуждена закрыть свой садик из-за недостатка финансирования[7].
В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке.
В период с 1866 по 1870 г. было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Иркутске, Воронеже, Москве, Смоленске, Тбилиси, Санкт-Петербурге. В 1868—1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.
В данные детские сады принимались дети от 3 до 8 лет. Там с ними занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Кроме этого Симонович начала издавать журнал «Детский сад», в котором рассказывалось о дошкольном образовании.
Бесплатные детские сады[править | править код]
Первый бесплатный детский сад был открыт в России в 1866 г. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга».
Там имелась швейная мастерская для пошива детского белья, кухня, прачечная, школа для детей. Более взрослые дети обучались священному писанию, молитвам, проводились различные ручные работы, такие как плетение, рисование, вырезание и многое другое.
В то же время Общество попечения о бедных и больных детях организовало ещё один народный детский сад, в котором наряду с выходцами из более состоятельных семей могли заниматься дети бедняков. Плата за посещение садика составляла 10 копеек в месяц, однако нуждающиеся были освобождены и от неё. Садик посещали 50 детей, за которыми ухаживали 2 воспитательницы[7].
Два народных детских сада за зиму обучали около 120 детей, а летом воспитанников становилось в несколько раз больше — до тысячи.
Концепция Залесской[править | править код]
Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также приютов для сирот.
Ещё одну концепцию дошкольного воспитания реализовала Елизавета Петровна Залесская, открывшая в 1897 году дошкольное училище с целью оказать «помощь семье в воспитании детей и подготовке их к школьным занятиям. Детский сад должен научить ребенка наблюдать, сознавать и говорить, развить ловкость руки посредством различных работ, ознакомить с формами и очертаниями предметов и т. д.»[8]. Её училище состояло из детского сада и элементарной школы и первоначально основывалось на идеях Фрёбеля, однако со временем Елизавета Петровна пересмотрела и творчески переработала их, дополнив педагогическими находками К. Д. Ушинского и Е. Н. Водовозовой.
Детский сад Залесской, как и у А. С. Симонович, делился на младшую и старшую группы. В младшей акцент делался на индивидуальную работу, в старшей программа включала обучение чтению, письму, арифметике, изучение естественной истории и природы, чтение рассказов и сказок, а также Священной истории, рассказы по картинкам, заучивание стихов и песен, уроки французского языка, рукоделие, рисование, лепку. Все это перемежалось подвижными играми. Залесска акцентировала внимание на том, чтобы каждое занятие было сообразно уровню развития ребёнка и не утомляло его.
Е. П. Залесская стала первым в России методистом дошкольного образования, разработав программы и содержание образования для младшего и старшего отделений[8]. Ее детское училище проработало до 1907 года.
Подготовка кадров[править | править код]
Развитие детских садов потребовало подготовки кадров. Этим занялись Фребелевские общества, которые стали организовываться в разных городах России для подготовки «садовниц», а также выпуска детской литературы и проведения летнего досуга детей из малоимущих семей. В 1908 году в Киеве был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом педагогического обучения садовниц, при котором также были организованы педагогические и психологические лаборатории и детские сады, где студентки могли проходить практику[7].
В начале ХХ века появились так называемые домашние детсады — детей приводили на квартиры участников проекта по очереди, а в качестве воспитателей выступали сами родители. В 1908 году в Петербурге было 16 таких садиков[7].
Всего к 1917 году в России работало 280 детских садов.
Советское дошкольное воспитание[править | править код]
20 ноября 1917 года была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста.
Первый педагогический факультет с дошкольным отделением был открыт в 1918 году в Московском государственном университете. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.
В 1920—1930 годах в СССР в ходу был термин «детский очаг», или просто «очаг». Согласно определению, данному в БСЭ 1-го издания, очаг является детским садом с продлённым рабочим днём[9]. Потребность удлинения времени пребывания детей в саду была вызвана максимальным вовлечением женщин-матерей в социалистическое строительство, участием их в общественной жизни.
В 1934 году была опубликована «Программа работы детского сада». В 1938 году вышли «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада»[10].
В 1937 году в СССР при крупных заводах и предприятиях для детей их работников начали организовываться ведомственные детские сады. Многие из них финансировались и обеспечивались лучше, чем государственные детские учреждения[7]. В 1938 году были утверждены штаты таких детских садов. В то же время появляется форма раннего ухода за детьми — ясли, куда принимали младенцев начиная с 2 месяцев, то есть по окончании декретного отпуска матери. Для продолжения грудного вскармливания матерям предоставлялись специальные перерывы в течение рабочего дня.
Всплеск количества мест в детских садах был вызван Великой Отечественной войной: к 1945 году количество детских дошкольных учреждений возросло до 25 тысяч, против 14.3 тысячи в 1941 году[7].
К середине XX века более двух миллионов детей уже посещали детские сады. В послевоенное время в СССР появились первые ясли, где родители могли оставлять малышей, начиная с двух месяцев. В 50-е годы стали проектировать и строить здания объединённых детских садов и яслей, рассчитанных на 140, 280 и 320 детей[11]. В 1964 году был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.
При некоторых детсадах в СССР имелись загородные дачи, куда периодически вывозились дети.
На конец 1970 года насчитывалось 83 100 детских садов и яслей-садов, в которых воспитывалось 8 099 700 детей.
Детские сады в современной России[править | править код]
В начале XXI века в России насчитывается более 45 тыс. детских дошкольных учреждений. Современная система дошкольного образования состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания детей, центров дошкольного образования.
- Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например, физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания.
- Центр развития ребёнка — детский сад.
- Детский сад с ясельными группами.
- Детский сад комбинированного вида. Таких — большинство. В них наряду с обычными группами есть группы для детей с какими-то формами отклонений развития. Как правило, это логопедические группы (коррекция речи).
- Детский сад компенсирующего вида — специализированные и санаторные. В таких садиках производится коррекция каких-то хронических заболеваний. В специализированных садиках, в отличие от санаторных, дети с хроническими заболеваниями могут ходить в те же группы, что и здоровые дети. Компенсирующие и комбинированные садики привлекают к работе больше разноплановых специалистов, в основном медиков[12].
В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.
Для детей дошкольного возраста игра имеет особое значение, поскольку игра для них — и учёба, и труд, и способ познания окружающего мира, и форма воспитания[13].
Ещё при появлении первых детских садов обществественность и ученые восприняли их настороженно. Николай Иванович Пирогов в книге «Вопросы жизни» указал, что «чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными». Другие врачи утверждали, что детские сады служат рассадниками болезней и критиковали даже применяемые в них методы обучения — мол, занятия с кубиками и мячиками вредят зрению, а громкое хоровое пение — голосу. В то же время акцент на умственном развитии детей делает их нервными, уверяли специалисты[7].
Согласно американским и европейским исследованиям, во время пребывания в детском саду у детей повышается уровень кортизола[14].
Психология привязанности считает, что до пяти лет ребёнок не в состоянии адекватно пережить разлуку с родителями на весь день. Поэтому, если детский сад неизбежен, то пребывание там нужно пытаться смягчать рядом способов[15]. В то же время в ряде стран дошкольное образование детей является обязательным с шести, а то и с трех лет[16].
Некоторые воспитанники детских садов отмечают высокий уровень «буллинга», психологического и физического насилия в детских садах.[17][18]
- ↑ Школа для маленьких детей Р. Оуэна (рус.). Copyright © 2010-2016 Евгений Шмулевский, права на материалы принадлежат авторам. Дата обращения 12 сентября 2016.
- ↑ Дошкольная педагогика, 1978.
- ↑ 1 2 3 Гессен, Сергей Иосифович. Критика метода Монтессори. Из книги «Основы педагогики» (рус.). Психологос. www.psychologos.ru. Дата обращения 12 ноября 2019.
- ↑ Гессен, Сергей Иосифович (рус.). Психологос. www.psychologos.ru. Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ Детские сады в СССР (неопр.). Страна СССР: всё о Советском Союзе. www.strana-sssr.net (12 февраля 2016). Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ «Мы приходим в детский сад…» История дошкольного образования в России (неопр.). activityedu.ru (27 сентября 2018). Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Александра Баландина. «Фабрика по шлифовке»: зачем России детские сады (рус.). Газета.Ru (27 сентября 2018). Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ 1 2 РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В РОССИИ В ПЕРИОД С 60–Х ГГ. XIX В. ДО 1917 Г. — Студенческий научный форум (неопр.). scienceforum.ru. Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ БСЭ, 1-е издание, 1931, с. 627.
- ↑ «Мы приходим в детский сад…» История дошкольного образования в России (неопр.). activityedu.ru. Дата обращения 15 января 2020.
- ↑ Былинкин Н. П., Журавлёв А. М., Шишкина И. В. и др. Современная советская архитектура 1955-1980 гг.: Учебник для вузов. — М.: Стройиздат, 1985. — С. 109.
- ↑ SibMama: /Воспитание и обучение детей. Детский досуг/Детский сад/Какие бывают садики
- ↑ Н. Крупская «Педагогические сочинения». Том VI. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. М.: Академия педагогических наук, 1959
- ↑ https://web.archive.org/web/20110903115941/http://www.ahealthymind.org/ans/library/Childcare%20cortisol%20Vermeer%2006.pdf
- ↑ Ольга Писарик Привязанность — жизненно-важная связь http://freeedu.ru/posob/privjazannost_pisaryk_read.pdf
- ↑ Евгения Соколовская. Во Франции ввели обязательное дошкольное образование с трех лет (неопр.). snob.ru (27 марта 2018). Дата обращения 12 ноября 2019.
- ↑ Бутерброд из унитаза и позорный угол: как нас унижали в детских садах … и почему мы об этом молчали, пока не выросли (неопр.). Мел.fm. Дата обращения 25 января 2019.
- ↑ Буллинг — это не только про школу. Что делать, если ребёнка травят в детском саду (неопр.). Mel.fm. Дата обращения 25 января 2019.