Как развить память у ребенка 8-10 лет?

Многих родителей волнует вопрос развития памяти у ребенка, особенно если он учится в школе и не может справиться с тем огромным количеством информации, которую требуется усваивать каждый день. Существует немало способов тренировки запоминания с помощью интересных упражнений и игр. Давайте разберемся, что делать, если плохая память обнаружена у ребенка 8-10 лет, как можно ее улучшить и развить.

Возрастные нормы формирования памяти в 8-10 лет
Память начинает развиваться с самого раннего возраста, но в первые годы жизни она непроизвольная.
Малыши запоминают преимущественно то, что привлекло их внимание, причем делают это, не прилагая какие-либо усилия.
Однако к 6-7-летнему возрасту начинается формирование другого вида памяти – произвольного. Оно предполагает наличие цели, то есть ребенок целенаправленно что-то учит.
Благодаря активному развитию произвольного запоминания ребенок 8-10 лет с легкостью усваивает информацию на уроках. Оно бывает двух видов:
- механическое – заучивание в определенной последовательности;
- логическое – запоминание с помощью образования логических связей.


С помощью механической памяти дети учат стихи, а потом воспроизводят все строчки в правильном порядке. Логическая память помогает изучать материал, который ребенок впоследствии воспроизводит «своими словами».
По мере роста самого ребенка и его головного мозга увеличивается и объем памяти, и число способов запоминания.
Школьники начинают использовать специальные приемы, помогающие зафиксировать объекты и явления в памяти. Среди них особенно часто применяют ассоциации, когда между явлениями, предметами или событиями создаются связи, помогающие вызвать их в сознании одновременно.
Получаемые знания тоже имеют значение для качества памяти в 9-10-летнем возрасте. Чем больше развивать интеллект и мышление, тем больше материала в последующем ребенок сможет усвоить. По мере взросления он будет уже самостоятельно улучшать навык запоминания, расширяя собственный кругозор.


Причины плохого запоминания
Специалисты отмечают, что проблемы с памятью в детском возрасте чаще всего обусловлены ее недостаточным развитием.
Если ребенок не запоминает стихи и важную информацию из учебников, а учителя жалуются на рассеянность и невнимательность на занятиях, оставлять это без внимания нельзя.
В большинстве случаев ребенка просто не научили, как правильно запоминать материал, или не заинтересовали в этом.


Однако у некоторых детей плохая память бывает проявлением каких-то заболеваний – как физических, так и психических.
Кроме того, ухудшение памяти отмечают после воздействия стресса, при нехватке сна, недостаточно сбалансированном питании, дефиците кислорода и неправильно распланированном режиме дня.
Если ребенок мало времени проводит на улице, недополучает ценные питательные вещества, сильно загружен в школе и после уроков, мало спит, это наверняка скажется на памяти и других умственных процессах.
Как улучшить?
На память ребенка нужно воздействовать сразу с разных сторон.
- Развивать ее между делом, в повседневной жизни. Обязательно расспрашивайте ребенка в конце дня, чтобы было интересного в школе, выпытывая информацию с множеством деталей. Это будет регулярно тренировать память и логическое мышление. Сначала ребенок может рассказывать сбивчиво, но со временем описание дня станет связным, обретет больше мелких нюансов и подробностей.

- Организовать отдельные развивающие занятия в игровой форме. Детский мозг быстро адаптируется и изменяет свою работу с учетом условий окружающей среды, что называют нейропластичностью. Это значит, что дети способны постоянно изучать что-то новое, благодаря чему их память улучшается. Предлагая интересные и разнообразные задания на развитие памяти, вы также будете стимулировать внимание, мышление и речь.

- Больше читать. Привив ребенку любовь к чтению, вы обеспечите развитие его памяти, словарного запаса, образного мышления. Начинайте с нескольких страниц в день, подбирая увлекательные сюжеты. Когда ребенок прочтет их, попросите пересказать, оценить действия героев.

- Начать изучать иностранный язык. Это прекрасный способ развить память с пользой, ведь знание других языков может помочь ребенку в будущем. Времени на изучение десятка новых слов или нескольких простых фраз уходит не очень много, но если делать это регулярно, то через пару месяцев ребенок уже сможет похвастаться знанием сотен иностранных слов. Только не забывайте на следующий день повторять изученное, чтобы новые слова фиксировались в памяти более прочно.

- Обеспечить мозгу хорошую подпитку кислородом и витаминами. Не перегружайте дневной распорядок ребенка одними лишь уроками и кружками, обязательно выделяйте время на прогулки, часто проветривайте комнату. Пользу принесет и спортивная секция – движение улучшит кровоток в тканях мозга. Следите, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты, как жирная рыба, морковь, бананы, шпинат, орехи, брокколи, сухофрукты, семена подсолнуха.

Упражнения
Упражнений, с помощью которых вы сможете укрепить память ребенка и свою, довольно много. Вот несколько наиболее интересных и эффективных.
- Подготовьте для ребенка несколько картинок, которые будут различаться небольшими деталями. Поиск отличий, помимо памяти, будет тренировать внимательность и усидчивость. Важно лишь подобрать подходящие по возрасту изображения – в 9-10 лет используют яркие картинки с массой мелких деталей

- В качестве отличного задания для тренировки зрительной памяти будет запоминание рисунка. Предложите ребенку картинку или фото, на котором изображено много предметов. Дав внимательно рассмотреть изображение, через 15-20 секунд его прячут, после чего ребенок должен составить список элементов, которые ему удалось запомнить.


- Чтобы тренировать слуховую память, назовите ребенку 10 слов, после чего попросите вспомнить все названные слова. Для начала используйте слова одной тематики, например, названия игрушек, цветов или фруктов. В норме с первой попытки дети воспроизводят минимум 3-4 слова, со второй – не меньше 6-7 слов.

- «На что похоже?». Такое упражнение помогает научиться использовать для запоминания метод ассоциаций. Скажите ребенку какой-то неизвестный термин и попросите назвать все, что пришло в голову, когда он услышал новое слово. Далее объясните, что на самом деле означает незнакомое слово. Через несколько дней спросите о его значении – если ассоциаций было создано довольно много, то с большой вероятностью вы услышите правильный ответ.

- «Сравни список». Ребенку дают список из 10 слов, который ему нужно внимательно прочесть. Спустя минуту лист заменяют другим списком, в котором 5-7 слов отличаются. Заданием будет отыскать во втором списке все слова, которые присутствовали в первом.

- «Снежный ком». Упражнение подходит как для двух человек, так и для группы детей. Первый участник называет одно слово, второй повторяет его и добавляет еще одно слово, третий – называет первые два слова и добавляет третье, четвертый – три уже названных и собственное, четвертое, и так далее. Для начала рекомендуется использовать слова одной тематики и ограничиться цепочкой из 10 штук.

Игры
Отличным подспорьем в вопросах развития памяти школьника являются и разнообразные игры. Это могут быть и развивающие игры на телефоне или компьютере, и популярные настольные игры, например, лото, шахматы, нарды.
Предложите ребенку собрать пазл, позаниматься с какой-то головоломкой, порешать обычные кроссворды или судоку – все эти занятия положительно сказываются и на запоминании, и на способности концентрировать внимание.
Еще один интересный момент – чтобы укрепить память ребенка, можно использовать и танцы. Самым простым примером может служить танец маленьких утят. Во время разучивания движений стимулируется зрительная и двигательная память. Детей постарше можно заинтересовать каким-то современным танцем под популярную музыку. Это окажет положительное влияние на запоминание в целом.


Советы психолога
Если ребенок испытывает трудности с выполнением домашних заданий и заучиванием стихов, не стоит постоянно делать замечания и ругать его. Определив, что виной всему проблемы с памятью, сосредоточьтесь на их решении, а не на критике и плохих оценках.
При этом заставлять заниматься не нужно – так вы лишь ухудшите ситуацию и полностью отобьете желание учиться. Подбирайте задания, которые будут представлять интерес именно для вашего ребенка, тогда и тренировки пройдут веселее, и информация останется в памяти надолго.
Кроме того, специалисты рекомендуют делать простые вещи.
- Чаще обнимать ребенка. Ощущение поддержки полезно не только для эмоционального здоровья, но и для развития мозга.
- Чаще вместе смеяться. Юмор стимулирует те участки мозга, которые влияют и на обучение, и на творчество.
- Освоить дыхательную гимнастику. Такие упражнения способствуют устранению лишнего напряжения и насыщению тканей мозга кислородом.

К тому же очень важно больше общаться и проводить много времени вместе. Обсуждая с сыном или дочкой фильмы, передачи, дела в школе, прочитанные книги или проблемы со сверстниками, вы будете и развивать разные виды памяти, и укреплять ваши отношения.
Упражнения на развитие внимания у детей смотрите в следующем видео.
Важные особенности развития памяти у детей всех возрастов
Определение памяти и её сущность
Память – это познавательная способность накопления, сохранения и воспроизведения навыков, действий, знаний, слов и прочей информации.
Комплексное развитие памяти у детей – процесс, волнующий и педагогов, и психологов. К определению степени условно-рефлекторных связей малыша родители с должной серьезностью начинают подходить на 2-3 году его жизни – когда ребенок пытается заучивать несложные фразы и стишки. Между тем, естественное развитие памяти у детей начинается с появлением ранних условных рефлексов – с 14-16 дней, когда в процессе кормления, при взятии на руки малыш демонстрирует определенные пищевые реакции:
- тактильные действия;
- шатания головой;
- раскрывание ротика и т.д.
Если в латентном возрасте для формирования узнаваемости ребенку достаточно пары дней, в 2-3 года опыт узнавания (а, следовательно, и запоминания) требует нескольких недель, и уже к 6-7 годам этот период составляет не менее трех лет. Поэтому развитие памяти у детей происходит в строгой последовательности — с обязательным использованием имеющейся опытной базы.
Виды памяти
- По характеру психической активности:
- двигательная;
- эмоциональная;
- образная;
- словесно-логическая.
- произвольная;
- непроизвольная.
- долговременная;
- кратковременная;
- оперативная.
Развитие памяти от 6 до 12 лет
Развитие памяти у детей дошкольного возраста очень важно. Свои первые четкие воспоминания мы обращаем к возрасту 4,5-5 лет, но это не значит, что развитие памяти у детей ранней возрастной группы происходит произвольно. Развивать память у ребенка 6 лет не очень сложно. Формировать внимание, навыки логического мышления, осознанное запоминание необходимо с полутора лет – в процессе игры, на основе приобретенных рефлексов, ассоциируя картинку создаваемого образа с тем, что малышу интересно и доступно, — а, следовательно, провоцируя его на воспроизведение.
Яркие положительные эмоции – основа для формирования качества памяти. Но если в дошкольном возрасте в сфере запоминания принимает участие вторая сигнальная система, определяющая поведение малыша, в 7-12 лет произвольная память связана с развитием личности, ее интеллектуальным уровнем. Выполняя творческие задания или математические упражнения, ребенок приобретает базу знаний, необходимых к воспроизведению конкретных действий, — поэтому весьма важно, чтобы форма и метод постижения науки ему были интересны и внятны.
Как развивать память у ребенка, не нарушив его гармоничной эмоциональной и физиологической целостности, знают опытные педагоги. Нужно учитывать особенности развития памяти у детей. Развить память у ребенка 10 лет можно, учитывая его психологические особенности. Современные дидактические методики, основанные на многолетних исследованиях в области психологии, — бесценный ключ в формировании всесторонне развитой личности ребенка, живущего в эру глобальной компьютеризации.
Специалисты «Академии развития интеллекта AMAKids» внедряют уникальную программу дошкольного обучения детей, основанную на принципах ментальной математики, поэтому комплексное развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста охватывает все ее виды:
- наглядно-образный;
- словесно-логический;
- механический и т.д.
Развитие памяти у детей входит в обязательную программу дошкольного обучения. С низким порогом восприятия и запоминания ребенок не сможет успешно постигать школьные дисциплины, поэтому наша задача – создать для него необходимые условия формирования данных навыков, сопутствующих:
- логическому мышлению;
- интуиции и анализу;
- аргументируемому умозаключению.
Учитывая тот фактор, что временных связей у малышей 4-6 лет еще недостаточно, для формирования навыков запоминания и осмысленности специалисты используют наколенный детский опыт в рамках развития речи, проявление интереса к игровым и техническим действиям. Развитие памяти у ребенка 9 лет, посещающего AMAKids, происходит в процессе дидактической игры, четко формирующей основные жизненные умения, – с обязательным применением рациональных педагогических методик для конкретной возрастной группы.
Развитие памяти от 12 до 16 лет
Развитие памяти у детей школьного возраста – один из «слонов», на которых держится хорошая успеваемость. Говоря о развитии мышления, необходимо обратить внимание на воспитание памяти – иными словами, ребенок должен хотеть запоминать, воспроизводить, осознавать. А это достигаемо лишь в ходе выполнения интересных, захватывающих и иллюстрированных заданий.
Родители, прибегающие к услугам психологов, сталкиваются с проблемой качества памяти школьников как результатом угасания интереса к учебным предметам. Как улучшить память ребенка, если у него занижена самооценка? Какими методами мотивации возродить желание к интеллектуальной, творческой реализации подростка в школе?
Занятия в «Академии развития интеллекта AMAKids» ориентированы на различные возрастные группы слушателей. Ментальная арифметика, основанная на уникальном методе счета, — это возможность развить и улучшить память ребенка младшего, а также среднего школьного возраста, о чем свидетельствуют отзывы многочисленных клиентов.
Формула успеха подготовки малыша к взрослой, самостоятельной жизни состоит из концептуальных методических содействий родителей и наставников, закладывающих сверх генетической базы пласт необходимых знаний. Хотите, чтобы ваш ребенок был всесторонне развитым? Мечтаете дать малышу профессиональное стартовое обучение гуманитарным и точным наукам? Стремитесь организовать внеурочный досуг дочери или сына творчески и ярко, привив любовь к музыке, изобразительному искусству?
Позвоните или напишите в AMAKids, и мы поможем вам убедиться в том, что ваш ребенок – прирожденный гений.
Методики развития памяти у детей
Методов развития памяти у детей очень много. Один из самых популярных – метод Цицерона. Его суть состоит в том, что запоминаемые объекты находятся в знакомом помещении. И ребенку достаточно вспомнить это помещение, чтобы образ нужного предмета сразу возник у него в голове.
Развитие с помощью упражнений
В системе формирования памяти принимают участие звуковые, вкусовые, обонятельные и зрительные раздражители, дополняющие друг друга и нередко в определенной степени доминирующие. Комплекс анализаторов, определяющих основной тип памяти, используется в физическом, а также дидактическом развитии ребенка. С этой целью занятия в дошкольном учреждении предусматривают использование:
- ярких иллюстраций;
- объемных предметов;
- симулирующих игрушек;
- звуковых и музыкальных инструментов.
Развитие в игровой форме
- Собирание паззлов и мозаик.
- Поиск лишнего в перепутанных картинках (крокодил Гена с ушами Чебурашки).
- Снежный ком.
- Разукрашивание предметов в раскраске по памяти.
- Порядок в доме (складываем игрушки и книги там, где они находились раньше).
- Поиск отличия между картинками.
- Запоминание веселых стихов и частушек.
особенности методик для разных возрастов
Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.
Определение, процессы
Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:
- Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
- Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
- Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.
Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.
Классификация
Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.
Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:
- Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
- Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.
По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:
- Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
- Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.
Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:
- Образная. Запоминание всего, что человек видел.
- Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
- Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
- Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.
Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.
Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.
Возрастные особенности
Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.
До 2 лет
Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.
От 2 до 6 лет
Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.
От 6 до 12 лет
Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.
От 12 лет
После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.
Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.
Методики
Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.
Методика Глена Домана
Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:
- Начинать заниматься в раннем возрасте;
- Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
- Проявлять уважение и показывать свое доверие;
- Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
- Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
- Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
- Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
- Никогда не заниматься «через силу».
Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.
Методика Монтессори
Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.
Главные принципы:
- Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
- Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.
Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.
Развитие с помощью упражнений
Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.
Наиболее эффективны следующие упражнения:
- Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
- Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
- Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
- Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
- Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
- Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
- Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.
Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.
Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.
Развитие в игровой форме
Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.
Самые эффективные игры:
- Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
- Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
- Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
- Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
- Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
- Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
- Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
- Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.
Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.
Заключение
Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий. Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей. Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.
Чем кормить ребенка для улучшения памяти
Новый учебный год ставит перед всеми родителями одни и те же задачи: как повысить успеваемость своего ребенка, чем можно улучшить его память, ведь школьная программа предусматривает запоминание больших объем информации из разных областей. Зачастую мозг ребенка не может справиться с усваиванием таких размеров информации. Помогут регулярный отдых, здоровый восьмичасовой сон, правильно организованное сбалансированное питание. Конечно же, если память резко ухудшилась в какой-то определенный момент, нужно уточнить – не беспокоит ли ребенка что-то (может что-то болит или есть переживания из-за обстановки в семье, классе), нужно убедиться, что не было травм и ушибов головы. Приучите ребенка делать уроки в полной тишине без музыки и телевизора.
Проведя несложные исследования на добровольцах, ученые разных стран пришли к выводу, что улучшить память, сконцентрировать внимание, повысить реакцию восприятия помогают некоторые продукты питания. Они содержат оптимальный состав из необходимых мозгу витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот, аминокислот.
Что нужно мозгу для улучшения памяти
МИНЕРАЛЫ: I, Mg, Fe, Se, Zn |
ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ |
ВИТАМИНЫ группы В, А, Е, С |
Какие витамины нужны для процессов памяти

Витамин В12 помогает организму ребенка бороться с усталостью, улучшает концентрацию внимания, способствует лучшему восприятию новой информации.
Главным образом это витамины группы В и витамин Е, которые в экстремальных условиях способны улучшить память почти на половину.
- Витамины группы В. Витамины В1 и В2 влияют на концентрацию памяти. Витамин В6 улучшает использование полиненасыщенных жирных кислот. Витамин В12 нужен для улучшения запоминания, борется с усталостью, снижает утомляемость маленького организма, успокаивают нервную систему, что помогает сконцентрировать внимание, способствует лучшему запоминанию. В комплексе эти витамины являются незаменимым составляющим при усиленной умственной нагрузке.
- Витамины Е и А не влияют напрямую на улучшение запоминания, зато надежно помогают бороться с ее ухудшением. Витамины А и Е – антиоксиданты, в организме человека они усиливают эффект друг друга, защищают мозг от негативного воздействия, восстанавливают силы.
- Витамин С. Его антиоксидантные свойства не только способствуют укреплению иммунитета, они улучшают работу мозга и процесс запоминания. Антиоксиданты защищаю организм, а тем более нервные клетки мозга, от разрушающего воздействия радикалов.
Микроэлементы для памяти детей
- Йод. Обеспечивает ясность ума. При недостатке йода в организме ухудшается память и интеллект, из-за недостатка йода не может нормально работать щитовидна железа, это проявляется сонливостью и общей усталостью. В йоддефицитных регионах повышена частота встречаемости детского слабоумия.
- Железо. Активно снабжает кислородом все клеточки мозга, а значит, и мозг насыщает кислородом, улучшает кровоток.
- Селен. Великолепный антиоксидант, необходимый для функционирования памяти. Необходим для усвоения витамина Е и йода.
- Магний. Улучшает процессы передачи нервного импульса, что в итоге улучшает всю работу головного мозга, снимает лишнее возбуждение.
- Цинк. Необходим для обмена витамина Е в организме, только совместно с цинком витамины группы В успокаивают нервную систему, улучшают память, повышают внимание и настроение. У людей с пониженным уровнем цинка в организме хуже работают познавательные функции.
Советую 1–2 раза в год употреблять курсами комплексы витаминов с содержанием микро- и макроэлементов, которые нужны как для иммунитета, так и для всего организма, в том числе они улучшат и работу мозга.
Полиненасыщеные кислоты

С самого рождения ребенок особо нуждается в тех веществах, которые его организм сам не вырабатывает. К этим веществам относятся полиненасыщенные жирные кислоты. Всасываясь из пищи в кишечнике, основная их часть поступает в головной мозг, поэтому именно мозг в первую очередь чувствителен к их недостатку. С их участием осуществляется передача и восприятие всей поступающей информации, регуляция основных мозговых функций. Доказана связь между их поступлением и обеспечением мозга глюкозой, улучшением кровотока. По данным американских ученых, жирные кислоты группы омега-3 определяют умственные способности ребенка, его мелкую моторику и моторно-зрительную координацию.
Интересно знать! Американские и австралийские медики провели исследование, в котором приняли участие гиперактивные дети с расстройством внимания. Эти дети в течение 3–4 месяцев принимали таблетированные препараты полиненасыщенных жирных кислот. Уже по истечении двух месяцев родители исследуемых детей заметили результаты: исчезла лишняя активность, их дети стали более внимательными, отмечалось расширение словарного запаса. Ученые пришли к выводу, что употребление продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами, действует положительно на детей с проблемами обучения, рассеянностью.
Лучшие продукты для улучшения памяти ребенка
I. Морепродукты
На первом месте находятся морепродукты, именно в них содержатся йод, витамин В12, омега-3, омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты в необходимом соотношении. Эти вещества необходимы для работы мозга в длительном напряженном режиме. Они поддерживают память в стабильно рабочем состоянии, способствуют ясному мышлению. В первую очередь ребенка следует кормить рыбой, причем чем жирнее сорт (сардины, форель, тунец, лосось), тем она более полезна для мозга. Не меньше пользы принесет употребление морской капусты, икры морской рыбы, устриц, крабов, кальмаров и креветок. Рыбу лучше запекать в духовке, готовить на гриле, т. к. жареная в процессе приготовления теряет значительную часть омега-кислот. Американскими учеными уже давно доказано, что люди, регулярно употребляющие рыбу, не имеют проблем с запоминанием и интеллектом. Они выносят любые умственные нагрузки, достигают задуманного. Также морская рыба содержит аминокислоты, которые играют одну из главных ролей в передаче и запоминании информации. Нужно не менее 3 раз в неделю на обед вместо мяса давать морскую рыбу и в дополнение добавлять морскую капусту, крабы и кальмары в салаты, делать на завтрак или в виде перекусов бутерброды с рыбой, икрой.
На заметку! Учеными из США, Израиля и Великобритании доказано, что люди, ежедневно употребляющие в пищу рыбу, меньше страдают депрессией, перепадами настроения.
II. Орехи
Известная фраза из рекламы шоколадного батончика с орехами «заряжай мозги» имеет медицинский смысл. Орехи полезны для памяти из-за богатого содержания витаминов А и Е, магния и цинка, полиненасыщенных жирных кислот и необходимого вещества для памяти лютеолина. В орехах содержатся активные вещества, которые стимулируют умственную деятельность, питают клетки головного мозга и улучшают остроту восприятия. Полезнее есть грецкие орехи, достаточно 3–4 орешка в сутки. Бразильский орех, не менее вкусный и полезный, является источником селена: достаточно съедать 2 штуки в день. Можно давать ребенку с собой в школу в виде перекуса горсть разных орешков – грецкого, фундука, бразильского, фисташек, миндаля. В сутки ребенок нуждается в таком количестве орехов, которое помещается в его горсти. Также рекомендуется съедать 5–7 штук тыквенных семечек: они богаты цинком, который ускорит работу мозга и улучшит запоминание новой информации.
III. Фрукты, ягоды, овощи
В составлении рациона питания ребенка позаботьтесь, чтобы он получал ягоды синей окраски, это черника, слива и ежевика. Еще должны быть обязательно включены ягоды клюквы и черной смородины. Ягоды полезны за счет содержания витаминов, антиоксидантов, которые отвечают за остроту памяти, а мелкие ягодные семечки являются источником омега-3 полиненасыщенных жирных кислот. Полезно пить морсы и кисели из клюквы в период повышенной умственной нагрузки. Черника помимо всего вышеперечисленного снимет усталость глаз. Из овощей для мозга полезнее капуста брокколи, помидоры, шпинат и авокадо.
Интересно знать! Черный виноград, сок из него и изюм повышает в крови количество допамина, который улучшает память и стимулирует мозговую деятельность.
IV. Злаки
Для хорошей памяти без каши ребенку не обойтись. Из круп наиболее полезными являются гречка и овсянка, притом не хлопья, а цельная крупа, но для мозга и другие крупы будут полезны. Много полезных содержимых находится и в ростках пшеницы, пшеничных отрубях. Хорошо подойдут каши из нескольких злаков, особенно хороши каши с добавлением семян тыквы, подсолнечника, кунжута, с добавлением орехов и отрубей. Они являются хорошим источником минералов, питающих мозг витаминов группы В, А и Е. Для ребенка любого возраста завтрак из каши является идеальным вариантом. Хлеб для ребенка лучше брать из неотбеленой муки грубого помола.
V. Глюкоза

Мозг питается глюкозой, поэтому для ясности ума и остроты памяти добавляйте ложечку меда в завтрак своему ребенку. Мед – это жидкое золото для ума. Во время подготовки к экзаменам, зачетам и контрольным работам предлагайте ребенку подпитывать мозг горьким шоколадом, медом, сухофруктами. Японские ученые утверждают, что ежедневное употребление смеси из меда и лука не только улучшит память, но и предотвратит течение негативных необратимых процессов в организме.
Интересно знать! Ученые из Швейцарии (Базельский университет) установили, что зеленый чай и его экстракты способны расширять возможности краткосрочной памяти. Пить его можно как здоровым людям для улучшения памяти, так и страдающим психическими и неврологическими недугами, в результате которых ухудшается процесс запоминания.
VI. Молоко
Интересно знать! Ученые медики из Оксфордского университета доказали, что, выпивая пару стаканов молока в день, можно улучшить работу мозга. Объясняют свое утверждение ученые просто: в молоке содержатся вещества (аминокислоты и витамины), которые очень хорошо усваиваются в организме именно из молока, в особенности это касается витамина В12. В комплексе они заметно улучшают мозговую деятельность.
Ароматерапия для улучшения памяти
- Розмарин. С целью улучшения памяти как нельзя кстати подойдет розмарин. Из всех трав и растений он лучше справляется с данной задачей. Благодаря содержанию антиоксидантов и карнозиновой кислоты розмарин прекрасно улучшает трудоспособность мозга, а прекрасное вещество 1,8-цинеол влияет на химические процессы, на основе которых и происходит запоминание. Считается, что вдыхание запаха розмарина позволяет усваивать огромное количество информации из разных областей. Можно использовать как эфирное масло розмарина, так и цветы или листья растения. Можно в ванну добавить пару капель масла розмарина, настоя из самого растения, поставить на рабочем столе ребенка маленький букетик из веток этого чудо-растения. Кроме того, розмарин прекрасно подойдет в качестве специй на кухне каждой хозяйки, незабываемый аромат подарит розмарин мясу, овощам, картофелю.
- Шалфей. Помогает быстрее восстанавливаться уставшим клеткам головного мозга и воспринимать новую порцию полезной информации. С этой же целью можно использовать женьшень и имбирь.
- Для поднятия тонуса и заряда энергии следует использовать эфирные масла лимона, мяты и кипариса.
- Если же ребенок нуждается, наоборот, в расслаблении, то в этом случае ему подойдет масло розы или герани.
Масла можно добавлять в ванну или использовать их в бане. Более простой метод: накапайте пару капель эфирного масла в носовой платок ребенка.
Внимание! Прежде убедитесь, что у ребенка нет аллергии на используемое вами эфирное масло.
В итоге можно сказать, что самыми необходимыми продуктами для мозга являются: рыба морская, морепродукты, орехи и розмарин. Именно их состав способен улучшить мозговую деятельность.
Не существует какого-то одного экзотического фрукта или продукта, который мгновенно или в течение одного дня делает память феноменальной.
Не стоит пренебрегать и остальными представленными в данной статье продуктами, с их помощью увеличивается разнообразие полезных компонентов, необходимых для разного вида работы мозга, что поможет улучшить остроту реакции, работоспособность, ускорить обработку всей поступающей информации.
Составление меню
Меню лучше составлять заранее на неделю вперед, чтобы убедиться, что ребенок будет получать полезные вещества. Должен быть сытный завтрак и обед и достаточно легкий ужин, чтобы процесс пищеварения не мешал спокойному сну.
- Заранее предусмотрите, какие продукты в какой день он будет получать, позаботьтесь о том, чтобы необходимые продукты были закуплены на неделю вперед.
Предлагайте детям морскую рыбу на обед вместо мяса не менее 2–3 раз в неделю. - Постарайтесь, чтобы морепродукты присутствовали по возможности чаще в салатах, бутербродах, гарнирах.
- Составьте заранее список перекусов на семь дней (бутерброды с рыбой и икрой, орехи, салат из морепродуктов, изюм, другие сухофрукты и т. д. на ваше усмотрение), чередуйте, чтобы ребенку не надоели одни и те же продукты.
- Орехи ребенок должен есть не менее 5 раз в неделю.
- Меню из продуктов для усиления памяти должно использоваться не менее 3–4 недель подряд. За этот срок организм успеет накопить необходимый объем нужных мозгу витаминов, минералов, жирных кислот и аминокислот. Перечисленные вещества имеют долгосрочное свойство, их питательное действие будет работать в течение нескольких месяцев, даже тогда, когда «пища для мозга» не будет поступать.
И не стоит забывать о крепком, здоров сне, учите ребенка постоянно тренировать свою память, больше читать. Чем больше мозг запоминает, тем шире становится резерв запоминания.
Еще о способах улучшить память ребенка расскажет программа «Школа доктора Комаровского»:
Развитие памяти у детей, особенности и методы. |

Для того чтобы развить память у своего ребенка казалось бы не многое и нужно, всего-то знание правильных методик свободное время родителей, которое они могут посвятить обучению. Но для начала нужно разобраться, что, же такое память.
Итак, памятью называется процесс записи и хранения информации.
На таком языке это определение звучит гораздо понятнее.
Память бывает двух видов, это непроизвольная и произвольная. Первый тип памяти характеризуется тем, что человек запоминает что-то не специально, ведь например, часто, видя одну и ту же рекламу, мы начинаем запоминать ее слова, свершено не думая об этом. И произвольная память, когда человек что-то запоминает, специально используя свою волю. Память может влиять на процессы личности.

Кроме того память может делиться еще и по другой классификации, например, зрительная. Это когда человек держит у себя в голове определенную картинку, слуховая. Когда люди могут что-то заучивать, повторив это несколько раз, или опять же запоминание рекламы и двигательная память, когда человек без труда запоминает какие-то танцевальные движения.

Также память можно разделить на кратковременную и долговременную. Первый тип памяти держит в голове какие-то фразы несколько секунд, а второй тип памяти может запоминать целые предложения.

На самом деле существует еще несколько разновидностей памяти, но было сказано о самых основных.
Развитие памяти у детей – особенности, методы.
Как известно, что новорожденные дети памятью не обладают, но она развивается со временем, и проявляется, прежде всего, в узнаваемости. Если говорить о детках дошкольного возраста, то память у них развита на уровне автоматического запоминания, именно это время считается лучшим для изучения какого-то иностранного языка. Ведь основой изучения языка являются слова и словосочетания, которые запомнить дошкольнику удается быстро.
Что касается развития памяти у детей, то приступать к этому процессу нужно как можно раньше. Но такая задача ложится не только на плечи родителей, но и на плечи воспитателей и учителей. Многие подростки используют мысленные действия, чтобы о чем-то не забыть, наверное, все мы не раз ставили крестик на руке, чтобы совершить какое-то важное действие.
Стоит отметить и такой факт, что развитие речи дошколенка может зависеть от того насколько развита его память.

Существует много игр, которые помогают развивать мышление и память у детей. Самой распространенной игрой являются картинки. На несколько секунд ребенку нужно показать картинку, а потом убрать ее. Декам же предлагается описать, что на ней было изображено, лучше всего брать сюжетные картинки, или те на которых изображен пейзаж.
Не менее распространенной игрой является, найти различи между двумя картинками. Эту игру можно усложнить. Например, показывать не сразу две картинки, а поочередно.
Множество картинок на любой возраст «Найди отличия»

Также, наверное, все играли в игру, когда перед человеком лежит несколько предметов, он смотрит на них в течение тридцати секунд, потом отворачивается. А люди меняют местами предметы, и когда человек поворачивается, он должен рассказать какие предметы поменялись местами. Это довольно сложная игра, что порой не каждый взрослый сможет с ней справиться.
Эти игры могу развивать еще и внимание, и усидчивость у ребенка.
Как бы это не показалось странным, но для хорошей памяти ребенка нужно правильно питаться и вести здоровый образ жизни. Итак, ребенок должен каждое утро делать зарядку, и уделять ежедневно несколько минут физической активности. Также дошкольник должен спать не менее девяти часов в сутки. Для того чтобы развивался мозг и память у ребенка, организму необходимо чтобы расширялись его сосуды, а соответственно и улучшался кровоток.

Нужно часто кормить ребенка, не менее пяти раз в день, но порции должны быть небольшими. Такой режим питания будет поддерживать мозг в тонусе. В рационе ребенка обязательно должны быть следующие продукты: орехи, каши, овощи, фрукты, бобовые и рыба. Для того, чтобы улучшить память нужно принимать рыбий жир в любом виде, лучше в капсулах и кушать салаты заправленные растительным маслом, так как витамин Е хорошо влияет на память.
Сегодня написано очень много книг и рекомендации как можно улучшить память ребенка. Всех этих советов нужно придерживаться, так как они составлены умными людьми и являются действительно эффективными. Кроме того все рекомендации совершенно не сложные, и выполнять их не составит труда.
Отличная книга для занятий с ребенком. Интересно почитать.
Большая книга по развитию внимания, памяти и речи для малышей

Красочное развивающее пособие поможет развить речь, внимание и память ребёнка, расширить и обогатить его словарный запас, а также сделать каждое занятие интересным, познавательным и полезным. Крупные иллюстрации и игровые задания, разработанные на основе наглядных и словесных методов обучения, дадут возможность малышу легко запомнить названия различных предметов и их предназначение, научиться сравнивать и находить отличия, соединять часть и целое, подбирать слова-определения, слова-действия, близкие по значению слова, образовывать множественное число, составлять из отдельных слов предложения и небольшие связные рассказы по картинкам, пересказывать тексты, а также выучить наизусть замечательные стихотворения известных детских поэтов.
Адресовано заботливым родителям и любознательным малышам.
Смотрите так же:
Как улучшить память детей? Игры для развития памяти. Витамины для улучшения памяти детям
Память – это очень хороший помощник для каждого человека. Ему нет необходимости записывать важную информацию в блокноте, а потом долго пытаться её найти. Вся она хранится прямо у него в голове. Эта функция формируется с самого рождения. Рекомендуется как можно раньше задуматься о том, как улучшить память детей.
Для чего нужно?
Прежде чем разобрать важный вопрос о том, как развить память у ребенка, требуется сказать несколько слов о том, для чего это нужно:
- Как уже говорилось ранее, память – это верный помощник в жизни. Она позволяет ребенку запоминать все навыки и полезную информацию. У каждого социума с рождения развивается 2 вида этой функции: визуальная память (позволяет узнавать своих близких людей, объекты и ориентироваться в пространстве) и интеллектуальная память (позволяет запоминать важную информацию, стихи, песни и т. д.).
- Хорошая память необходима для полноценной учебы. Знания ученику будут даваться лучше. Он быстро воспроизведет в голове материал, который учил ранее, благодаря этому он лучше усваивает новую информацию.
Эта функция формируется произвольно, причем чем старше ребенок, тем она развита лучше. Укрепить её помогут специальные игры для памяти детей и комплекс препаратов.
Когда следует начать?
Когда следует готовить занятия детям для улучшения памяти и внимания? Какой-то конкретной цифры здесь нет и не будет! Каждый ребенок может развиваться с разной скоростью. Мать должна посмотреть, как проходят занятия для улучшения этой способности, и самостоятельно определить, сможет ли их осилить её любимый малыш. До двух лет жизни нужно попробовать провести несколько несложных игр для памяти детей.
- Нужно включить ему мультик и посмотреть на его реакцию. Сюжет должен его заинтересовать, иначе труды будут напрасными. Периодичность – до 1,5 часа в день. Через неделю нужно задать ребенку несколько вопросов. Например, как зовут этого героя? О чем эта серия? Что произойдет с этим персонажем? Если малыш без затруднения справляется с этим заданием, значит, у него неплохо развивается эта способность.
- Уже к первому году жизни у него должна функционировать визуальная память. Оценить её несложно. Дети в таком возрасте распознают своих близких людей. Они всегда будут тянуть ручки к тем, кто им хорошо известен (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.). В доме они помнят, где находятся их любимые игрушки и сладости.
Психологи рекомендуют детям много читать. Причем делать это нужно с самого рождения. Да, да, новорожденные отлично слышат и умеют обрабатывать информацию.
«Что с тобой произошло?»
Существует прекрасная игра для работы памяти и работы мозга детям. Называется она «Что с тобой произошло?». Для неё не понадобится каких-либо карточек, ручек и прочих канцелярских принадлежностей. В неё можно играть прямо по дороге от садика до дома.
Следует задавать малышу простые вопросы: «Что ты ел в саду?», «Какие были занятия?», «Назови имя воспитателя?», «Во что была одета девочка Маша?», «Какую игрушку принёс с собой мальчик Гриша?».
Такие занятия нужно проводить ежедневно. Они одновременно улучшают память и речь малыша. Сначала, вероятнее всего, рассказы будут сбивчивыми, постепенно они будут становиться объёмными и интересными.
Несложные игры дома
Многие мамы задаются вопросом о том, как улучшить память детей. Ответ на него искать не стоит у профессиональных педагогов и психологов. Просто нужно любить своего малыша и несколько часов в неделю уделять занятиям с ним. В домашних условиях можно провести пять несложных игр:
- Следует разучивать небольшие детские стихи. Сначала это будет одна строчка, потом две, три. С возрастом уже не будет возникать проблем с изучением песен и текстов для театральных постановок в детском саду.
- Если ребёнок уже полноценно говорит, то можно поиграть с предметами. В ряд следует расставить не более пяти игрушек. Участник закрывает глаза – мама прячет одну из них. Цель игры: узнать, какой именно не хватает.
- Нужно взять несколько картинок и разложить их в ряд. Затем все перемешать. Малыш должен восстановить разорванную цепь.
- Требуется достать фотографии: семейные или групповой снимок из детского сада. Ребёнку необходимо назвать имена всех, кого он знает.
- Книги для детей неплохо развивают мышление, память и логику. Можно читать сыну или дочке сказку отрывками, а он или она должен восполнить пробел. Мама спрашивает: «Посадил дед, что?». Ребёнок должен быстро ответить – «Репку».
Любую способность нужно развивать комплексно. Требуется заниматься с дошкольником лепкой, рисованием, собиранием пазлов. Моторика рук также неплохо влияет на его способности.
Здоров ли мой ребёнок?
В возрасте 3 года можно сделать небольшой тест для проверки памяти малыша. Купите предмет декора, например, картину, новые занавески, люстру и повесьте в комнате. Малыш, зайдя домой, обязательно заметит изменения.
В возрасте 6–7 лет требуется назвать чётко десять слов одной категории. Это могут быть фрукты, овощи или игрушки. Если ребёнок повторит хотя бы пять из них, значит, его память развита хорошо. Если 7-8, то очень хорошо. Если 10, то он обладает отличными интеллектуальными способностями. Таким же способом можно определить тип этой способности. Он может быть кратковременный (быстро запоминает, но сразу забывает) и долговременный (с лёгкостью вспомнит слова через несколько часов после игры).
В школьном возрасте это можно определить, обращая внимание на то, как ученику даются дисциплины в школе.
Если после проведения теста родитель заподозрил, что у его крохи могут быть проблемы, то ему требуется обратиться к специалисту. Возможно, потребуется дополнительно пропить препарат для памяти детям.
Прием медикаментов и питание
Педиатры настаивают, что нужно давать детям витамины для улучшения памяти в период посещения начального класса школы и в более раннем возрасте, если на то есть существенные показания. Существует несколько препаратов, которые нормализуют мозговую деятельность:
- «Пиковит»;
- «ВитаМишки»;
- «Юниор»;
- «Алфавит»;
- «МультиТабс».
А также рекомендуется создать грамотный рацион. На столе в доме, в котором живет ребенок, должны присутствовать орехи, мясо, морепродукты, сладкий перец и яичный желток.
Дополнительные меры
Как улучшить память детей? Этот вопрос зависит не только от занятий и правильного питания. Существует несколько дополнительных мер:
• Рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию. Физические нагрузки стимулируют приток крови к голове, а соответственно, и мозговую деятельность.
• Развитие будет формироваться лучше, если ребёнок будет каждый день по 2–3 часа находиться на свежем воздухе. Перед сном необходимо проветривать спальню.
• Следует больше общаться с малышом.
Самые распространенные ошибки родителей
- Категорически запрещается что-то заставлять делать малыша. В противном случае от занятий не будет никакого положительного эффекта, а в дальнейшем малыш и вовсе будет негативно к ним относиться. Основная задача родителей – заинтересовать его, чтобы он сам тянулся к совместным играм.
- Заниматься развитием малыша следует, начиная с первого месяца его жизни. Тогда в дальнейшем не будет возникать вопроса о том, как развить память у ребенка.
- Стоит отложить занятие на другое время, если ребёнок болен, устал или у него просто нет настроения.
- Не стоит сравнивать своё чадо с окружающими. Все дети развиваются индивидуально.
Заключение
Многие родители интересуются: «Как улучшить память детей?». Они знают, что эта способность обязательна будет необходима в дальнейшей жизни, ведь получаемый поток знаний и опыта будет усваиваться лучше. Ответ на этот вопрос они пытаются получить у педагога с большим стажем работы, психолога, логопеда и терапевта. На самом деле нужно сделать одно – научиться любить, ценить и уважать своего ребенка. Многие мамочки отдают всю целиком себя карьере, бытовым хлопотам и современным гаджетам, оставляя ребенка с нянями или видеонянями, отвлекая их играми в телефоне или просмотрами мультиков. Для получения полноценного развития ему не нужны современные технологии и высококвалифицированные специалисты. Маленькому человечку необходимая чуткая, добрая и заботливая мать.
Как улучшить память детей? Игры для развития памяти. Витамины для улучшения памяти детям
Память – это очень хороший помощник для каждого человека. Ему нет необходимости записывать важную информацию в блокноте, а потом долго пытаться её найти. Вся она хранится прямо у него в голове. Эта функция формируется с самого рождения. Рекомендуется как можно раньше задуматься о том, как улучшить память детей.

Для чего нужно?
Прежде чем разобрать важный вопрос о том, как развить память у ребенка, требуется сказать несколько слов о том, для чего это нужно:
- Как уже говорилось ранее, память – это верный помощник в жизни. Она позволяет ребенку запоминать все навыки и полезную информацию. У каждого социума с рождения развивается 2 вида этой функции: визуальная память (позволяет узнавать своих близких людей, объекты и ориентироваться в пространстве) и интеллектуальная память (позволяет запоминать важную информацию, стихи, песни и т. д.).
- Хорошая память необходима для полноценной учебы. Знания ученику будут даваться лучше. Он быстро воспроизведет в голове материал, который учил ранее, благодаря этому он лучше усваивает новую информацию.
Эта функция формируется произвольно, причем чем старше ребенок, тем она развита лучше. Укрепить её помогут специальные игры для памяти детей и комплекс препаратов.
Когда следует начать?
Когда следует готовить занятия детям для улучшения памяти и внимания? Какой-то конкретной цифры здесь нет и не будет! Каждый ребенок может развиваться с разной скоростью. Мать должна посмотреть, как проходят занятия для улучшения этой способности, и самостоятельно определить, сможет ли их осилить её любимый малыш. До двух лет жизни нужно попробовать провести несколько несложных игр для памяти детей.

- Нужно включить ему мультик и посмотреть на его реакцию. Сюжет должен его заинтересовать, иначе труды будут напрасными. Периодичность – до 1,5 часа в день. Через неделю нужно задать ребенку несколько вопросов. Например, как зовут этого героя? О чем эта серия? Что произойдет с этим персонажем? Если малыш без затруднения справляется с этим заданием, значит, у него неплохо развивается эта способность.
- Уже к первому году жизни у него должна функционировать визуальная память. Оценить её несложно. Дети в таком возрасте распознают своих близких людей. Они всегда будут тянуть ручки к тем, кто им хорошо известен (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.). В доме они помнят, где находятся их любимые игрушки и сладости.
Психологи рекомендуют детям много читать. Причем делать это нужно с самого рождения. Да, да, новорожденные отлично слышат и умеют обрабатывать информацию.
«Что с тобой произошло?»
Существует прекрасная игра для работы памяти и работы мозга детям. Называется она «Что с тобой произошло?». Для неё не понадобится каких-либо карточек, ручек и прочих канцелярских принадлежностей. В неё можно играть прямо по дороге от садика до дома.

Следует задавать малышу простые вопросы: «Что ты ел в саду?», «Какие были занятия?», «Назови имя воспитателя?», «Во что была одета девочка Маша?», «Какую игрушку принёс с собой мальчик Гриша?».
Такие занятия нужно проводить ежедневно. Они одновременно улучшают память и речь малыша. Сначала, вероятнее всего, рассказы будут сбивчивыми, постепенно они будут становиться объёмными и интересными.
Несложные игры дома
Многие мамы задаются вопросом о том, как улучшить память детей. Ответ на него искать не стоит у профессиональных педагогов и психологов. Просто нужно любить своего малыша и несколько часов в неделю уделять занятиям с ним. В домашних условиях можно провести пять несложных игр:
- Следует разучивать небольшие детские стихи. Сначала это будет одна строчка, потом две, три. С возрастом уже не будет возникать проблем с изучением песен и текстов для театральных постановок в детском саду.

- Если ребёнок уже полноценно говорит, то можно поиграть с предметами. В ряд следует расставить не более пяти игрушек. Участник закрывает глаза – мама прячет одну из них. Цель игры: узнать, какой именно не хватает.
- Нужно взять несколько картинок и разложить их в ряд. Затем все перемешать. Малыш должен восстановить разорванную цепь.
- Требуется достать фотографии: семейные или групповой снимок из детского сада. Ребёнку необходимо назвать имена всех, кого он знает.
- Книги для детей неплохо развивают мышление, память и логику. Можно читать сыну или дочке сказку отрывками, а он или она должен восполнить пробел. Мама спрашивает: «Посадил дед, что?». Ребёнок должен быстро ответить – «Репку».
Любую способность нужно развивать комплексно. Требуется заниматься с дошкольником лепкой, рисованием, собиранием пазлов. Моторика рук также неплохо влияет на его способности.
Здоров ли мой ребёнок?
В возрасте 3 года можно сделать небольшой тест для проверки памяти малыша. Купите предмет декора, например, картину, новые занавески, люстру и повесьте в комнате. Малыш, зайдя домой, обязательно заметит изменения.

В возрасте 6–7 лет требуется назвать чётко десять слов одной категории. Это могут быть фрукты, овощи или игрушки. Если ребёнок повторит хотя бы пять из них, значит, его память развита хорошо. Если 7-8, то очень хорошо. Если 10, то он обладает отличными интеллектуальными способностями. Таким же способом можно определить тип этой способности. Он может быть кратковременный (быстро запоминает, но сразу забывает) и долговременный (с лёгкостью вспомнит слова через несколько часов после игры).
В школьном возрасте это можно определить, обращая внимание на то, как ученику даются дисциплины в школе.
Если после проведения теста родитель заподозрил, что у его крохи могут быть проблемы, то ему требуется обратиться к специалисту. Возможно, потребуется дополнительно пропить препарат для памяти детям.
Прием медикаментов и питание

Педиатры настаивают, что нужно давать детям витамины для улучшения памяти в период посещения начального класса школы и в более раннем возрасте, если на то есть существенные показания. Существует несколько препаратов, которые нормализуют мозговую деятельность:
- «Пиковит»;
- «ВитаМишки»;
- «Юниор»;
- «Алфавит»;
- «МультиТабс».

А также рекомендуется создать грамотный рацион. На столе в доме, в котором живет ребенок, должны присутствовать орехи, мясо, морепродукты, сладкий перец и яичный желток.
Дополнительные меры
Как улучшить память детей? Этот вопрос зависит не только от занятий и правильного питания. Существует несколько дополнительных мер:
• Рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию. Физические нагрузки стимулируют приток крови к голове, а соответственно, и мозговую деятельность.

• Развитие будет формироваться лучше, если ребёнок будет каждый день по 2–3 часа находиться на свежем воздухе. Перед сном необходимо проветривать спальню.
• Следует больше общаться с малышом.
Самые распространенные ошибки родителей
- Категорически запрещается что-то заставлять делать малыша. В противном случае от занятий не будет никакого положительного эффекта, а в дальнейшем малыш и вовсе будет негативно к ним относиться. Основная задача родителей – заинтересовать его, чтобы он сам тянулся к совместным играм.
- Заниматься развитием малыша следует, начиная с первого месяца его жизни. Тогда в дальнейшем не будет возникать вопроса о том, как развить память у ребенка.
- Стоит отложить занятие на другое время, если ребёнок болен, устал или у него просто нет настроения.
- Не стоит сравнивать своё чадо с окружающими. Все дети развиваются индивидуально.
Заключение

Многие родители интересуются: «Как улучшить память детей?». Они знают, что эта способность обязательна будет необходима в дальнейшей жизни, ведь получаемый поток знаний и опыта будет усваиваться лучше. Ответ на этот вопрос они пытаются получить у педагога с большим стажем работы, психолога, логопеда и терапевта. На самом деле нужно сделать одно – научиться любить, ценить и уважать своего ребенка. Многие мамочки отдают всю целиком себя карьере, бытовым хлопотам и современным гаджетам, оставляя ребенка с нянями или видеонянями, отвлекая их играми в телефоне или просмотрами мультиков. Для получения полноценного развития ему не нужны современные технологии и высококвалифицированные специалисты. Маленькому человечку необходимая чуткая, добрая и заботливая мать.