коррекция, упражнения, виды, признаки, тест
Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины. Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии. Давайте разберемся, что это такое.
Что такое
Под дислексией подразумевают нарушение головного мозга, мешающее освоить чтение.
Зарубежные специалисты полагают, что классификация дислексии включает в себя:
- Дисграфию – затрудненное обучение письму
- Дискалькулию – необучаемость счету
- Дизорфографию – безграмотность
- Диспраксию, или низкую координацию движений.
Российские доктора разграничивают данный перечень заболеваний, рассматривая каждое обособленно.
Виды
Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:
- Аграмматическая дислексия – путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
- Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
- Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
- Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).
Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком. - Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.
Причины
Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.
До зачатия:
- Мутация
- Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.
В утробе:
- Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
- Гипоксия
- Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
- Отслойка плаценты
В момент рождения:
- Слабые схватки или их отсутствие
- Застой в родовых путях
- Медикаментозная стимуляция родов
- Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
- Обвитие пуповиной
Причины дислексии после него:
- Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
- ДЦП
- Отставание в развитии
- Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)
- ЧМТ
Признаки
Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» – признаки, наличие которых требует логопедической консультации.
Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:
- Неорганизованность
- Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
- Плохой почерк
- Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
- Нескоординированность движений.
Тест на дислексию
Ранняя диагностика дислексии проводится логопедом.
Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:
- Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
- Перечислить времена года, дни недели по порядку.
- По очереди показывают три разных жеста ( хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
- Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
- Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
- Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
- Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
- Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.
Тест для ребенка на наличие дислексии скачать
Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.
При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:
- Рассеянность
- Излишняя мечтательность
- Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
- Тревожность, замкнутость
- Частые скачки настроения
- Замедленное усваивание знаний.
Как следствие:
- Плохие отметки
- Нелюбовь к учебе
- Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
- Отсутствие усидчивости
- Сложности в общении.
Лечение и коррекция
Лечение дислексии у детей оптимально у дошкольников или младших школьников. Коррекция направлена на формирование:
- Навыков семантического анализа информации
- Пространственного мышления
- Зрительной и слуховой памяти
- Лексико-грамматических языковых норм
- Коррекцию произношения
Упражнения
- Составление рассказов по группе картинок.
- Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).
- Пересказ любимых книжных отрывков.
- Игры с магнитным алфавитом.
- Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.
- Скороговорки и упражнения на артикуляцию.
- Буквенные трафареты.
- Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.
И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:
- Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
- Вставлять пропущенные буквы.
- Считать слоги, гласные и согласные.
- Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
- Проводить звуко-буквенный разбор.
- Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
- Использовать прописи и буквари с яркими картинками.
Профилактика
Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные меры – лучшая профилактика дислексии.
Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.
Перспективы в будущем
Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.
Дислексию нередко называют
«болезнью гениев». Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.
Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.
Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».
В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.
«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.
Рекомендуем также посмотреть индийский фильм про мальчика с дислексией “Звездочки на земле”.
Таблица «Комплект диагностического материала»
Перечень диагностического материала по речевым навыкам
СОДЕРЖАНИЕ (стимульный материал)Стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ). Источник – Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей.
Определение уровня сформированности навыка чтения
Обследование чтения вслух (технический компонент, смысловой компонент):
Тексты 1. «Как я ловил раков»
2. «Неблагодарная ель»
Обследование чтения про себя (технический компонент)
См. Приложение 1.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников, под редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.
Выявление у младших школьников нарушений письма.
Тексты к проведению письменных заданий (диктант) для учащихся 1-4 классов.
На списывание индивидуальный раздаточный материал.
Методика раннего выявления дислексии (МРВД), А.Н. Корнев
Выявление (в предшкольной диспансеризации) у детей 6-8 лет – несформированность звуковой стороны речи; — бедность словарного запаса; нарушения в грамматическом оформлении речи; ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога; — неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных; низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенные признаки предметов и явлений; — слабое логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
— Рядоговорение,
— ритмы,
— Тест «Кулак-ребро-ладонь»
— Субтест «Повторение цифр» (цифровые ряды)
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов
Фотекова Т.А.,Т.В. Ахутина
Выявление степени сформированности разных сторон речи
Серия 1. Исследование звукопроизношения: набор слов, условно разделенных на пять групп: свистящие, шипящие, л, ль; р, рь; все остальные звуки.
Исследование сформированности звукослоговой структуры слова: набор слов из 3х, 4-х, 5-ти слогов.
Исследование особенностей фонематического восприятия: цепочка слогов.
Серия 2. Исследование словообразовательных процессов: относительных, качественных, притяжательных прилагательных, названий детёнышей животных: наборы слов, предложений.
Серия 3. Исследование сформированности грамматического строя речи: наборы картинок для составления предложений.
Серия 4. Исследование связной речи: 1. сюжетные картинки, 2. Рассказ «Галка и голуби».
Серия 5. Исследование номинативной функции речи: картинки – 15 штук (часы, пальто, очки, кровать, лестница) (карандаш, сито, руль, колесо, лопата, крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СМИНЧ
Цель: определение уровня сформированности навыка чтения.
Разрешающие возможности: оценка скорости и способа чтения (технический компонент оценка понимания чтения (смысловой компонент).
Структура: состоит из текстов различного уровня сложности.
Параметры оценки: скорость чтения, способ чтения, понимание прочитанного.
Обследование чтения вслух
(технический компонент, смысловой компонент)
Оценка способа чтения:
1 – преимущественно побуквенное, 2 – переход к слоговому,
3 – преимущественно слоговое, 4 – переход к чтению целыми словами, 5 – чтение целыми словами, 6 – чтение группами слов.
Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту), используется текст1, текст 2. (см. Приложение 2). Слова, прочитанные неправильно, вычитаются. Для детей с трудностями освоения навыка, нарушением чтения целесообразно проверять число верно прочитанных слов/букв и за 2-ю минуту. Дети с дислексией, как правило, за 2-ю минуту прочитывают меньшее количество слов/букв.
Определение коэффициента техники чтения (КТЧ) КТЧ 1 и КТЧ 2 по таблице вычисления КТЧ.
Оценка понимания (текст 1, текст 2). Понимание прочитанного проверяется путем ответа на стандартный набор вопросов (типы А – Г: А – ответы на 10 вопросов из 10, Б – ответы на 7-9 вопросов из 10, В – ответы на 4-6 вопросов из 10, Г – ответы на 3 и менее вопросов.
Обследование чтения про себя (технический компонент)
Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту (используется текст3, текст 4).
Оценка способа чтения (способы чтения 1-4: 1- шепотное чтение, 2 – артикулированное (чтение с беззвучной артикуляцией), 3 – молчаливое, 4 – автоматизированное чтение про себя (наивысшая ступень, превышающая скорость громкого чтения в несколько раз). Дети с дислексией, как правило, используют шепотный или артикулированный способы чтения, что может являться дополнительным диагностическим признаком дислексии.
Как я ловил раков
В нашей деревне текут два ручейка. В них живёт 9
много раков. Мальчишки ловят их руками под камнями, 17
в дырах между корнями или под берегом. Потом они 26
варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от 36
моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. 46
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, 54
а трудно сделать. У раков есть своё оружие – клешни, 63
которыми они щиплются как следует. Кроме того, я 71
боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно 80
прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг 89
посоветовал мне, как можно ловить раков совсем 96 по-другому… 98
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. 104
Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить 113
из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень 123
понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. 131
В пруду я нашёл глубокое место и сунул палку в воду. 142
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел 151
нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, 161
наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил 170
мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень 178
осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на 188
траве.
Но некоторые раки были более осторожными. Когда 196
палка-удочка дрожала, рак сразу её отпускал и задом 205
плыл в нору. 208
Отгадайте, почему задом? Но всё-таки я наловил 215
много раков. Мам их сварила. Каким они были красными! 224
И очень вкусными! 227
Неблагодарная ель
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. 10
Маленькую елочку поражала красота белых цветков, которые 17
распускались весной на терновнике. Стали они друзьями ещё с осени. 27
Тогда ели понравились его синие плоды. Когда ель стала взрослой, птицы 38
ей сказали, что другой такой красавицы в лесу нет. 47
Тогда охватили ель гордость и самолюбие. Однажды она сказала: 56
«Слушай, терновник, убери свои кривые ветки от меня! Ведь ты не 67 позволяешь, чтобы прохожие восхищались моей красотой и моим 75 прекрасным ростом». «И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой 88
погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и только мрачно 97
качала ветвями. Терновник рассердился и отодвинулся к солнцу. 105
Через несколько дней к солнцу обратились все ветви терновника, но 115
ни одна не прикоснулась к ели. И ель росла, росла… 125
Во время первых зимних метелей в лес пришли лесорубы. Они искали 136 новогодние ёлки. От страха начала ель просить терновник, чтобы он её 148 спрятал.
Но было уже поздно просить. Все ветки терновника летом повернулись к 159 солнцу и зимой уже не могли приблизиться к ели. Она заплакала: «Ведь 171
меня топором убьют». «И это из-за того, что была гордой, самолюбивой 182
и неблагодарной», — ответил терновник. «Да, неблагодарная гордость 189
не принесёт пользу», — заплакала ель. 194
Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и восхищались её 207 красотой. Её срубили. Ель упала в объятия терновника и навсегда 220 распрощалась с лесом.
Диагностика и коррекция дислексии
«Диагностика и коррекция дислексии» (слайд №1)
Человек лишь там чего-то добивается,
где сам верит в свои силы.
Л.Фейербах (слайд№2)
В последние годы отмечается зрительный рост количества детей с различными трудностями обучения в нач.школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Существует много факторов которые влияют на успеваемость и один из них воздействие, которого гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных. Это фактор- овладение навыком чтением.
Существует ряд причин, почему современные дети неохотно и мало читают.
В связи с этим мой творческий проект был направлен на разработку эффективных и занимательных приёмов по совершенствованию навыка чтения детей с дислексией.
Начиная работать по теме самообразования, я поставила перед собой следующие задачи: (слайд №3)
1.Создать банк диагностических материалов и коррекционно-развивающих упражнений.
2. Повысить свой профессиональный уровень через всестороннее изучение проблемы диагностики и коррекции дислексии.
3. Распространить полученные знания среди педагогов и родителей.
(слайд №4)
Дислексия- частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ.
Этот недуг порой называют «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определённой зоне левого полушария.
Дислексия встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем к девочек. Нарушение чтения очевидным становится уже ко 2-му классу.
Чтобы понять механизм дислексии необходимо разобраться, что же управляет процессами чтения, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое.
И если у ребёнка нарушена работа одного из анализаторов, на помощь приходят специальные развивающие упражнения.
Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха.
Это
— физический, он позволяет нам различать шум листвы и дождя, жужжание пчелы, писк комара, гул авиалайнера и т.д.
— музыкальный, благодаря которому мы можем наслаждаться мелодией песни, музыкой композиторов.
— речевой, который позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.
Представьте, что у ребёнка нарушен речевой слух, сразу становится понятно, что ему очень трудно научиться читать, да и в самом деле, как он может читать, если нечётко слышит звучащую речь.
Задача ещё осложняется и тем, что ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.
С учётом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: (слайд №5)
-фонематическая
-семантическая
-аграмматическая
-оптическая
-мнестическая
-тактильная (у слепых детей)
Первый вид это фонематическая дислексия наиболее распространён у младших школьников.
Проведя диагностическое обследование стало очевидно, что дети посещающие логопункт не исключение. (слайд №6)
Из диаграммы видно, что среди учащихся 2 и 3 классов наибольший процент детей имеют фонематическую дислексию.
С ошибками, которые делают дети имеющие разные формы дислексии, вы можете ознакомиться в буклете.
Основываясь на результатах проведённого обследования детей, и определив причины и механизм нарушения чтения, я построила коррекционную работу с учётом индивидуальных особенностей детей.
В одних случаях уделяю больше внимания развитию фонематического слуха, в других- коррекции зрительного восприятия, в третьих- развитию языкового анализа и ситеза.
Занятия провожу индивидуально и в группах. На групповых занятиях отвожу 10 минут для совершенствования навыка чтения.
(слайд №7)Занятие мы начинаем с развития речевого аппарата. Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи, которое в свою очередь не возможно без достаточного развития тонких координированных движений речевого аппарата. (слайд №8)
(слайд №9) С учётом индивидуальных особенностей детей, необходимо отметить, что если ребёнок не выговаривает тот или иной звук, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенными этим звуком.
(слайд №10) Развитие зрительной памяти. Ребёнку даётся инструкция «Быстро прочитай и запомни, как эти слова расположены. Затем я их перепутаю, а ты должен отгадать, что изменилось». Здесь для ребёнка важен не сам процесс чтения, который ему труден, а факт запоминания слов. Постепенно ряд карточек со словами увеличивается и прибавляются 3-х и 4-х сложные слова.
(слайд №11) Детям предлагается запомнить, что изображено на картинке, затем найти эти предметы на верхней картинке. В этом упражнении развивается не только зрительное восприятие, и если предложить составит предложения, то идёт и развитие связной речи.
(слайд №12) Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. Дети часто теряют при чтении окончания и такой приём необходим для выработки внимательности к читаемым словам.
(слайд №13)Это упражнение позволяет ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и значительно лучше понимать содержание текста.
(слайд №14)Развитие логики тоже не маловажный аспект в развитии навыка чтения. Дети с удовольствием угадывают слова.
(слайд №15)Для того чтобы повысить сознательность чтения, использую метод динамического чтения. Динамическое чтение это когда дети читают не буквы, слоги и слова, а целые группы слов, блоки, это чтение только глазами. Этому способствует так называемое «фотографирование».
(слайд №16) Дети за 1-2 сек. должны запомнить, что изображено на карточке и «сфотографировать», задание можно усложнить
-найди лишнюю букву, слог, слово.
(слайд №17)Очень хорошо развивает поле зрение таблицы Шульте. За определённое время нужно вслух проговорить и показать карандашом буквы в алфавитном порядке. Для первых классов таблицы Шульте цифровые. (слайд №18) Начинать нужно с 9-12 клеток, постепенно увеличивать до 36-72 клеток.
(слайд №19) Также для развития поля зрения использую слоговую пирамиду. Нужно смотреть на цифры в расположенные в центре, не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть слоги слева и справа по горизонтали. Если хорошо видите, то опуститесь ниже и так до тех пор, пока не расплывутся слоги. Ваше поле зрение определяется показателем по последней строчке ясного видения.
(слайд №20)
(слайд №21)
Для развития смысловой догадки применяю упражнения с пословицами. Задача пододрать по смыслу к словам из левого столбика, слова из правого. Спрашивая также смысловое значение.
(слайд №22) Чтобы преодолеть повторы и развить зрительное восприятие даю ребятам чтение слов, записанных равновеликим шрифтом.
(слайд №23)На каждом занятии использую кинезиологические упражнения. Дети с удовольствием делают дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Давайте подышим!
(слайд №24) Для развития координации движения и мелкой моторики выполняем с детьми упражнения
(слайд №25)
(слайд №26)
(слайд №27)фото
Такие упражнения сначала выполняем одной рукой затем двумя.
(слайд №28) Чтобы оба полушария мозга работали одновременно применяю упражнение «Перекрёсток». Со временем такое перекрёстное марширование выполняем с закрытыми глазами.
(слайд №29)Глазодвигательные упражнения, позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, а также отдохнуть.
(слайд №30)Упражнения «Слоник» и «Горизонтальное восьмёрка» расслабляют глаза и шею. Вижу, что ребят рассеянное внимание, тут же одеваем «шапку размышления». И начинаем массаж ушей.
(слайд №31)
Арабское письмо, это написание и чтение слов справа налево. Попробуем прочитать.
(слайд №32)
Такое упражнение даёт хорошие результаты, когда ребёнок переставляет буквы, не дочитывает или не дописывает слова, также развивает способность строго побуквенного анализа каждого слова.
(слайд №33) «Вторая половинка». Дети читают только вторые половины слов, выделенные жирным шрифтом. Упражнение приводит к уменьшению довольно таки распространённых ошибок при чтении, когда дети правильно прочитывают лишь начало слова, а конец либо домысливают, либо читают с искажением.
(слайд №34)Зашумлённые слова.
(слайд №35)Определение говорит само за себя, дети должны прочитать слова, которые слегка перечёркнуты. Такое упражнение закрепляет в памяти детей целостные зрительные образы букв, сюда же можно добавить чтение строчек с прикрытой верхней половиной.
(слайд №36) «Собери слово»
(слайд №37)Дети из слогов собирают слова. Такой вид упражнения развивает навык слогового анализа и синтеза.
(слайд №38)Пятёрка слов. Ребята выбирают каждый своё слово и на первую букву придумывают 5 слов. Далее задание усложняется
(слайд №39)Здесь дети строят лесенку. Задача, выбрать букву с которой будут начинаться слова. И за определённое время написать лесенку, прибавляя с каждой ступенькой букву. Такие упражнения развивают интеллект детей.
(слайд №40,41)Ребята очень любят загадочные послания, заколдованные предложения и чтобы снять заговор, я предлагаю деформированные предложения.
(слайд №42)А также чтение с пропущенными буквами.
(слайд №43)Чтение с решёткой, которую накладываем на текст.
Такие упражнения формируют умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая вперёд, что типично для хорошего формирования навыка чтения. Упражнения развивают словесно-логическую память благодаря остановкам, восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося первые и последние буквы в едином зрительном образе.
(слайд №44)Примеры со словами направлены на усиление концентрации и устойчивости внимания.
(слайд №45) Ребусы в которых ребята заменяют буквы в названиях картинок также для устойчивости внимания.
(слайд №46)А вот словесные цепочки используем как устной так и в письменной форме. Ребятам говорю, что будем играть в игру «Был последний, а стал первый» Называю слово и дети по цепочке образуют слова на последний слог.
Ребятам очень нравится «игра в прятки». Предлагаю ребёнку по договорённости начать читать текст, но не сначала, а к примеру с 5 предложения, а остальные должны быстро найти и подстроиться под чтение, ребятишки очень радуются, когда первыми успевают найти нужное предложение.
Ещё один из видов задания. Читаем текст, а слова в которых, н-р, мягкий знак читаем 2 раза.
(слайд №47)Для развития мелкой моторики и звукобуквенного анализа и синтеза использую на занятиях «сухой бассейн».
(слайд №48)И начинаем «нырять» за буквами или цифрами. Достал с закрытыми глазами предмет, ощупал, назвал букву или цифру и придумай слово, которое начинается на эту букву, слово, которое состоит из определённого количества слогов, в зависимости от того какая цифра у ребёнка.
(слайд №49) Прочитай изограммы.
(слайд №50)Упражнения на трансформацию слов приучают детей к осознанному чтению, развивают память, внимание и контроль
(слайд №51) Давайте отгадаем анаграммы. Инструкция: соберите рассыпанное слово и исключите одно лишнее по смыслу. Кто первым справится, поднимает руку.
(слайд №52)В прошлом учебном году я провела эксперимент и обследовав ученика 2 «А» класса сделала заключение, что у ребёнка фонематическая дислексия. Саша пропускал согласные при их стечении, переставлял звуки в слове, пропускал при чтении слоги. Упражнения для развития ВПФ дали положительную динамику.
(слайд №53) Во-первых мы видим повышение техники чтения в 2 раза, а самое главное правильное и осознанное чтения. У Саши появился интерес к чтению и не только, по русскому языку намного убавилось ошибок. Как при любом эксперименте есть свои минусы и проработав над упражнениями, которые я применяла для Саши. Поменяла многое в работе над совершенствованием навыка чтения, это не та многая часть упражнений, которых я применяю на занятиях с детьми. Работая над слоговыми таблицами, без которых не проходит практически не одно занятия и всем известно, что просто отрабатывать слоги скучно и не интересно я предлагаю ребёнку разные способы работы (титры, прятки).
В групповых занятиях тоже есть своя положительная динамика.
(слайд №54)
(слайд №55)В этом уч. году на инд. занятиях занимаюсь с ученицей 2 «Г» класса Грязновой Александрой, занятия проходят 3 раза в неделю, продолжительностью 40 минут. О конечном результате говорить рано, но за 3 месяца мы пришли к такому результату(слайд №56).
Все вышепоказанные упражнения можно применять и на уроках чтения. И если у ребёнка есть какой-то вид дислексии, то при использовании упражнений от неё не останется и следа. После таких упражнений не только исправляется чтение, но и письмо. Буду и в дальнейшем совершенствоваться по данной проблеме. Так с каждым годом к сожалению таких деток становится всё больше.
(слайд №57)
«Коррекция оптической дислексии у учащихся младших классов»
Барашикова Н.В.
Учитель – логопед МОУ СОШ №51 г. Тверь
Коррекция оптической дислексии.
При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Поэтому при устранении данного нарушения проводится работа по следующему плану:
а) формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета;
б) развитие зрительной памяти;
в) формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Формирование зрительного восприятия и узнавания.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания:
1. Назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображенные на картинках.
2. Назвать контурное изображение предметов.
3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.
4. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Таким образом предложенный материал постепенно усложняется.
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать и задания на узнавание букв (зрительный гнозис):
1. Найти букву среди ряда других букв (после длительной экспозиции и после кратковременного предъявления).
2. Соотнести одни и те же буквы, но выполненные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед раздает карточки с различными буквами.
3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку.
4. Определить буквы в неправильном положении.
5. Обвести контуры букв.
6. Добавить недостающий элемент буквы.
7. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).
При устранении оптических дислексий проводится и работа по уточнению представлений детей о форме, величине, цвете. Детям предлагаются фигуры, выполненные из разноцветного (желтого, красного, зеленого, синего) картона, различные по величине и форме (квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб, треугольник, полукруг). Нужно подобрать фигуры одного цвета, выбрать фигуры одинаковой формы; отобрать фигуры одинаковой величины и формы, подобрать фигуры одинаковой формы и одного цвета, найти 3 — 4 фигуры, различные по форме и цвету.
Все задания выполняются по предъявленному образцу.
Рекомендуются задания на соотнесение цвета фигур с цветом реальных предметов, игрушек, картинок, на соотнесение формы геометрической фигуры с формой реальных предметов (круг — арбуз, овал — дыня, треугольник — крыша дома, полукруг — месяц).
Развитие зрительной памяти.
С целью развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладываются 5 — 6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
2. Дети запоминают 4 — 5 картинок, затем отбирают их среди других 8 — 10 картинок.
3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3 — 5), а затем выбрать их среди других (8 — 10).
4. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4 — 5 картинок, дети запоминают последовательность расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное их расположение.
5. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.
Наиболее выраженными ошибками при оптических дислексиях являются смешения букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т — Г, Р — Ь, П — Н — И и др.). Поэтому при устранении оптических дислексий необходимо уделять должное внимание работе по формированию у детей пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
В процессе работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе; психологическую структуру оптического и оптико-пространственного гнозиса и праксиса; состояние зрительного, пространственного восприятия и представлений у детей с дислексиями.
И. П. Павлов указывал, что в основе формирования пространственной ориентировки лежит механизм образования временных связей.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей.
2) ориентировку в окружающем пространстве.
Ребенок научается распознавать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений осуществляется у него на основе дифференциации правых и левых частей тела, в первую очередь рук.
На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой стороны тела формируется на основе умения выделять правую руку.
Различение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.
Дети дошкольного возраста в возрасте 3 — 3,5 лет практически легко различают правую и левую руку. Они производят ряд действий только правой рукой, но еще не владеют речевой дифференциацией правого и левого. Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.
Таким образом, дифференциация правого и левого возникает сначала в первой сигнальной системе, а затем к развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой.
Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются.
Умение различать правые и левые стороны предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, развивается у детей позже.
Наиболее трудным является определение правой и левой стороны у человека, сидящего напротив, так как ребенку нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.
При устранении оптических дислексий логопеду необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе и строить свою работу по следующему плану:
1) дифференциация правых и левых частей тела;
2) ориентировка в окружающем пространстве;
3) уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Рассмотрим подробнее эти разделы.
Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуется использовать в работе следующие виды заданий:
1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться и сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед может дать ответ и повторить еще несколько раз. Затем дети должны поднять правую руку и назвать ее.
2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют.
3. Поднять то правую руку, то левую, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу правой, левой рукой.
После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступать к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.
В заключение можно предложить детям более сложные задания: показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу.
Ориентировка в окружающем пространстве. Работа по формированию ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
1. Определение пространственного расположения предметов но отношению к ребенку, т. е. к самому себе.
Логопед дает детям задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от него: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева»; выполнить действие: «Положи книгу справа, слева от себя».
Если ребенку трудно выполнить это задание, тогда следует уточнить, что справа — это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке. Например, если логопед задает вопрос: «Где находится шкаф, окно, дверь и т. д.- справа или слева от тебя?», при этом ребенка необходимо поставить так, чтобы эти предметы были справа или слева.
2. Определение пространственных соотношений между 2 — 3 предметами и изображениями.
Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем предлагает взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь, положить у левой руки, задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
В дальнейшем дети должны выполнять следующие задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.
Затем даются три предмета. Логопед предлагает следующие задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку» и т. д.
При устранении оптической дислексии важным является уточнение пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка) и задания к ним. Примерные задания:
1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
2. Положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.
По речевой инструкции нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок. Нарисовать кружок, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку. Нарисовать точку, слева от точки нарисовать треугольник, выше треугольника — кружок и т. д.
3. Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе. Задание выполняется по речевой инструкции логопеда: «Покажи правую, левую сторону книги, тетради; правый, левый край стола, шкафа и т. д. Назови, какой это край стола — левый или правый» и т. д.
4. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, синтезу элементов по определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Предлагаются следующие задания:
1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных букв:
2. Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.
3. Сложить из палочек, спичек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти).
4. Сконструировать буквы печатного шрифта из предъявленных элементов букв: В, Ы, П, Б, Г, Ш и т. д.
Задание предлагается в нескольких вариантах:
а) по образцу;
б) по представлению после кратковременного предъявления;
в) по речевой инструкции.
5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркально расположенное изображение.
Каждая из этих фигур предъявляется или на все время выполнения задания, или на незначительное время (20 — 30 с) до начала выполнения задания.
6. Показать правильно изображенную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных:
7. Дополнить недостающий элемент фигуры при наличии образца.
8. Добавить недостающий элемент фигуры по представлению.
9. Дополнить недостающий элемент в букве:
а) по образцу;
б) по представлению после кратковременной экспозиции буквы;
в) по речевой инструкции. Например, дополнить до Б — Ь:
10. Переделать букву, сделать из одной буквы другую, добавляя недостающий элемент: из А — Л — Д, из Ь — В, из К — Ж, из И — М, из Г — Б, из З — В, из Р — Б.
11. Преобразовать букву, изменяя пространственное расположение элементов буквы: из Р — Ь, из И — Н, из И — П, из Н — П, из Г — Т.
12. Определить различие сходных фигур, букв, отличающихся лишь одним элементом: З — В, Р — В и т. д.
13. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Н.
Большое место при устранении оптических дислексий занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения буква соотносится с каким-либо сходным предметом изображением: о с обручем, з со змеей, ж с жуком, п с перекладиной, у с ушами.
Используются различные загадки о буквах, например:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок. (И)
Два колышка наискосок,
А между ними поясок. (А)
(С. Маршак.)
Рекомендуется ощупывать рельефные буквы и узнавать их на ощупь, конструировать буквы из элементов, реконструировать, срисовывать, вырезать, лепить из пластилина, обводить контуры в воздухе, сравнивать, определять сходства и различия смешиваемых букв.
В логопедической работе по устранению оптических дислексий наряду с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза рекомендуется и формирование речевых обозначений пространственных соотношений, т. е. уточнение понимания и употребления предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения. В русском языке пространственные соотношения обозначаются конструкциями с предлогами в, на, с, из, над, под, около, за, перед и др.
Литература:
Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов» –– М.: Просвещение, 1983.
Статья по теме: Раннее выявление предрасположенности к дислексии
Раннее выявление предрасположенности к дислексии
Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии.
Нарушения чтения (дислексии) представляют собой одну из распространенных форм речевой патологии детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день под понятием дислексия понимается — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Нарушения чтения отрицательно влияют не только на весь процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка, формирование личности. Неудачи при овладении чтением вызывают и закрепляют такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Во всех этих случаях аффективные реакции являются следствием трудностей в чтении.
Чтение как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале.
Опыт показывает, что чем позже обнаруживаются нарушения письменной речи, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется.
Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
А.Н.Корневым на основе механизмов нарушения чтения была разработана методика раннего выявления дислексии – МРВД, направленная на изучение уровня развития вербальных и невербальных психических функций у детей.
Основная задача методики – выявлять при массовых обследованиях группу детей “группу риска” подозрительных в отношении возможности возникновения нарушения чтения и др. расстройств (объединенных сходными механизмами возникновения или похожей симптоматикой).
Использование МРВД рекомендуется с целью общего профилактического обследования первых классов, в ходе предшкольной диспансеризации, она достаточно проста в использовании, занимает в ходе исследования минимальное количество времени и может применяться широким кругом специалистов, работающих с детьми: невропатологами, психиатрами, педиатрами, дефектологами, логопедами, педагогами и др.
Данная методика помогает выявить задержку формирования многих психических (сукцессивных) функций (входящих в симптомокомплекс дислексии), недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий. Отобраны наиболее простые в использовании задания, требующие малой затраты времени: “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, “Ритмы ” и “Кулак-ребро-ладонь”. Использование этих четырех тестов позволило выявить предрасположенность к дислексии в 68% случаев. Приложения 1,2.
Первоклассникам, страдавшим расстройствами устной речи, выполнение тестовых заданий даются труднее, чем здоровым детям младше их на год. (Для этих младших школьников в методику были включены еще два задания «Рассказ по серии сюжетных картинок», «Ориентировка “право-лево”» – позволили вывить предрасположенность к дислексии в 87% случаев).
Недостаточная сформированность высших психических функций препятствует успешному формированию навыка чтения у младших школьников.
Результаты апробации методики показали, что надежность прогноза по дислексии повысилась до 82% . Важно выявлять таких детей еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начинать с ними разностороннюю, систематическую, профилактическую работу. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.
Поэтому работу, направленную на профилактику нарушений чтения следует проводить в детских садах, особенно в речевых группах, в группах для детей с задержкой речевого развития, на подготовительных занятиях для будущих первоклассников.
Следует отметить, что обследование с помощью МРВД – это лишь I этап в выявлении предрасположенности к дислексии. С помощью указанной методики можно изучить состояние лишь отдельных функций, лежащих в основе процесса чтения. Отобранная группа детей с повышенным риском должна пройти углубленное обследование психиатра, психолога, невропатолога и логопеда.
Таким образом, комплексный всесторонний анализ личностных особенностей ребенка даст возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития.
Раннее выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников (младших школьников) помогает выявить группу риска возникновения дислексии и обоснованно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку.
Ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушений развития у детей позволяют не только сохранить, но и укрепить психическое здоровье ребенка, способствуют социальной адаптации младших школьников.
Список литературы
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб, 2001.
- Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей. М., 2005.
- Логопедия / под ред. Волковой Л.С. М.,1989.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
Учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Дислексия у младших школьников и пути ее коррекции
Дислексия у младших школьников и пути ее коррекции.
Из истории изучения дислексии.
Изучение нарушений чтения у детей начинается с конца 19 века и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного большинству детей. Было замечено, что наряду с УО детьми, с трудом усваивавшим навык чтения, есть и другие категории детей, которые не могут овладеть грамотой, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие. Так в 1896 году английский врач Р. Морган описал 14-летнего мальчика, испытывавшего огромные трудности в чтении и письме, но успевающим в точных науках.
Таким образом, на рубеже 19 и 20 веков существуют две противоположные точки зрения о нарушении чтения. Согласно одной — это симптом УО, согласно другой-патология чтения — изолированное нарушение, не связанное с УО. Терминология нарушения чтения менялась, но явление оставалось.
Какие термины существовали за прошлое столетие: словесная слепота, алексия развития, зрительно-словесная амнезия, брадилексия, врожденное нарушение чтения, специфическая задержка чтения, дислексия развития. Дефектологи пользуются термином специфическая задержка формирования навыка чтения, а врачи — дислексия развития.
Проблемой дислексии занимаются невропатологи, психоневрологи, нейропсихологи. В настоящее время проблема стала не только педагогической, но и медицинской. Ученые обнаруживают общие черты, характерные для детей с нарушением чтения: все дети с нарушением чтения не могли перечислить месяцы, дни недели, алфавит, им трудна штриховка в определенном ритме, трудно заучивание стихов, в определении количества звуков в слове, в составлении слова из букв, данных в беспорядке, трудности в чтении хорошо знакомых слов, в которых пропущены или переставлены буквы.
Таким образом, дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Явление дислексии тесно связано с тем языком, на котором обучается ребенок. В европейских странах от 3 до 10% дислексиков. А среди японских детей и в Китае примерно 1% дислексиков. В Англии, Франции до 33% дислексиков. Такая разница объясняется методом обучения чтению. В Англии и Франции и других англоязычных странах глобальный метод обучения чтению.
В странах с письменностью, основанной на фонетической транскрипции, чтением овладевают сравнительно легко (немецкий, испанский, русский языки), в среднем дислексия примерно у 4,8%.
Психология акта чтения в норме.
Чтение — сложный психофизический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы, их интеграция. И если нарушена работа одного из них, то есть выпадает из интеграции одно звено, то происходит нарушение чтения. Чтение, как один из видов письменной речи является более поздним и сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь развивается на базе устной и представляет собой более высокий этап речевого развития.
В процессе чтения можно выделить две стороны: техническую и смысловую. Техническая — соотнесение зрительного образа слова и его произношение. Смысловая-понимание, которое является основной целью процесса чтения. Между технической и смысловой сторонами тесная связь, так как понимание определяется характером восприятия и в то же время зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, причем каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим и постепенно переходит из одного качества в другое.
Исследователь Т.Г. Егоров выделяет 4 ступени формирования навыка чтения:
- овладение звукобуквенными обозначениями;
- послоговое чтение;
- становление синтетических приемов чтения;
- синтетическое чтение.
- Ступень овладения звукобуквенными обозначениями.
Так как не звук является названием буквы, а наоборот буква-это знак, символ, обозначающий речевой звук, поэтому сложный процесс усвоения звуко- буквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, а затем предлагаются буквы, являющиеся зрительными изображениями звуков. Учитывая это, можно утверждать, что буква будет усвоена тогда, когда:
- Когда ребенок дифференцирует звуки речи, то есть не смешивает их не акустически, ни артикуляторно.
- Когда у ребенка имеется представление о фонеме, тогда процесс усвоения буквы будет успешным, а не наоборот-тогда соотнесение буквы со звуком носит механический характер ведь изолированные звуки и этот же звук в потоке речи не совсем тождественны; исключение — обучение чтению в раннем возрасте.
- Когда достаточно развит зрительный анализ и синтез, способность определять сходство и различие букв.
- Когда достаточный уровень развития пространственных отношений.
- Когда достаточный уровень развития зрительного мнезиса (запоминание зрительного образа букв).
Эту ступень называют еще «подслоговым чтением». Характерно, что опознание слова осуществляется только при произнесении вслух, поэтому ребенок повторяет его, чтобы понять.
- Ступень слогового чтения
Единицей чтения является слог. Темп чтения на этом этапе в 3,5 раза меньше, чем во 2 классе, так как чтение аналитическое, отсутствует синтетическое чтение. На этой ступени уже имеет место смысловая догадка, особенно при чтении конца слова. Характерным является повторение только что прочитанного слова (особенно трудных и длинных). Путем повторения слогов ребенок пытается узнать слово. Так же при чтении слов в предложении происходит повтор слов — это стремление ребенка восстановить потерянную смысловую связь. Таким образом, трудность на этой ступени — трудность синтеза, объединения слогов в слово, установление грамматических связей между словами в предложении.
- Ступень становления синтетических приемов чтения.
Это переходная ступень от аналитических приемов чтения к синтетическим. Простые и знакомые слова читаются целостно, а малознакомые и трудные еще по логам. На этой ступени значительную роль играет смысловая догадка, то есть наблюдается угадывающее чтение. В результате угадывания происходит расхождение прочитанного с напечатанным, что ведет к большому количеству ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым регрессиям-то есть возврату к ранее прочитанному для уточнения. Синтез слов в предложении более зрелый, темп чтения возрастает.
- Ступень синтетического чтения.
Чтение словами, группами слов и техническая сторона чтения не затрудняет чтеца. Главная задача — осмысливание читаемого. Чтец осуществляет синтез слов в предложении и синтез фраз в едином контексте. Редкие ошибки при чтении. Темп чтения довольно быстрый. Дальнейшее совершенствование процесса чтения осуществляется в направлении развития беглости и выразительности. Понимание прочитанного возможно при достаточном уровне развития лексико-грамматического строя речи. Таким образом, основными условиями успешного овладения навыком чтения являются достаточный уровень развития:
- Фонетико-фонематической стороны речи (произношение, дифференциация, фонематический анализ и синтез).
- Лексико-грамматической стороны речи
- Пространственных представлений.
- Зрительного анализа и синтеза.
- Зрительного мнезиса.
Современные представления об этиологии дислексий.
Российские нейропсихологи выделяют следующие 4 типа этиологических факторов, оказывающих влияние на развивающийся мозг.
- Гипоксический — нарушение развития плаценты, аномалия развития пуповины, затяжные роды, асфиксия при родах.
- Токсический — связан с воздействием медикаментозных препаратов (тетрациклин, левомицетин, барбитураты, нейролептики, диабет, гипотериоз, алкоголизм матери, несовместимость крови матери и плода).
- Инфекционный тип-поражение в эмбриональный период (от 4-ой недели до 4 месяцев) — краснуха, корь, герпес, ветрянка, эпидемический паротит, полиомиелит, инфекционный гепатит; с 5-7 месяцев беременности — при бактериальных инфекциях у матери (кокки, спирохеты, токсоплазмоз).
- Механический тип-при плодоизгоняющих манипуляциях, опухолях таза, при узком тазе, при затяжных родах.
У 86 % детей с тяжелой дислексией встречаются 2-3 такие вредности. Существуют данные, свидетельствующие, что каждое предшествующее осложнение повышает риск возникновения последующего. Например, генетические аномалии плода провоцируют осложнения в период беременности, а это в свою очередь, снижает устойчивость к постнатальным инфекциям и другим соматическим заболеваниям.
Генетики, изучающие дислексию, пришли к выводу, что в 45% дислексия имеет наследственную отягощенность. Так же ученые выявили влияние мужского полового гормона тестостерона на развитие речевых зон мозга, это объясняет то, что дислексия в 3-4 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. А также в качестве фактора ,определяющего возникновения дислексии, является конфликт при двуязычии-когда дома и в школе ребенок общается на разных языках. Возникает психологический конфликт между тенденцией ребенка к родному языку и необходимостью говорить на другом языке. Такой же конфликт при семейном двуязычии, так как у каждого языка своя фонематическая система и свои закономерности грамматического строя речи. В связи с этим в процессе овладения устной речи, языковые закономерности одного языка вступают в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка.
Группы ошибок при дислексии.
- Замены и смешения звуков при чтении (замены звонких и глухих согласных,аффрикат и звуков входящих в их состав).
- Побуквенное чтение-нарушение слияние звуков в слоги:Р,А,М,А.
- Искажение звуко-слоговой структуры слова:
- пропуски согласных при стечении
- пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения
- добавления звуков
- перестановки звуков
- пропуск и перестановки слогов
- Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения и текста.
- Аграмматизмы при чтении — группа ошибок на аналитико — синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.
Классификация дислексий.
- Этиопатогенетическая – в зависимости от того самостоятельное это нарушение или вызванное другим нарушением.
- Первичная
- Вторичная- вызвана органической мозговой патологией, сенсорными дефектами, низким интеллектом, невротическими расстройствами.
- Симптоматическая
- Кинетическая (вербальная) — трудности на уровне чтения слов
- Статическая (литеральная) — трудность чтения на уровне букв
- Психологическая совпадает с современной +тактильная
- Современная классификация (патогенетическая)
- Оптическая
- Мнестическая
- Фонематическая
- Семантическая
- Тактильная
а) Оптическая (оптико-пространственная) — трудности усвоения букв, сходных графически, смешения, замены Л-Д З-В Т-Г Ь-Р Н-И. Причина-недоразвитие оптико-пространственных представлений, зрительный анализ и синтез.
б) Мнестическая-трудность запоминания букв, связанная с речевой памятью-дети не могут воспроизвести речевой ряд из 3-5 звуков или слов или нарушают порядок, часто пропускают звуки или слова.
в) Фонематическая — невозможность слияния слогов в слове.
1 Группа, обусловленная плохим фонематическим восприятием. Смешение фонем (зв.-гл., шип.-св., с-ц, ш-щ, щ-ч). Так как в процессе речи речеслуховой и речедвигательные анализаторы тесно взаимодействуют, то недоразвитие речедвигательного анализатора (плохое произношение) оказывает тормозящее влияние на функционирование речеслухового. В норме фонематическое восприятие формируется в дошкольном возрасте, но некоторое количество школьников и к концу букварного периода еще стоят на ранних ступенях фонематического развития.
2 Группа- нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. А фонематический анализ более сложный процесс умственного действия. А у детей с дислексией трудности всех форм фонематического анализа — как при выделении звука на фоне слова, вычленение 1-го и последнего звука и определение последовательности их в слове, их количества и места в слове. Трудными являются для таких детей задания по преобразованию слов — они не заменяют 1 букву, а складывают снова слово, им трудно придумать слова с определенным количеством звуков, отобрать картинки, в названии которых присутствуют одинаковые звуки или определить количество звуков (слово не называется).
г) Семантическая — нарушение понимания прочитанного слова, предложения, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания читаемого отмечается при слоговом чтении, иногда и при чтении целыми словами. В основном это дети с УО или ЗПР.
д) Аграмматическая дислексия-изменения
1. падежных окончаний существительных («у товарищах»)
2. неправильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
3. изменение числа местоимения (все-весь)
4. изменение числа глаголов
5. замены приставок, суффиксов в процессе чтения; этот вид дислексии наблюдается у детей с недоразвитием речи на синтетической ступени формирования навыка чтения.
е) Тактильная — наблюдается у слепых. Смешение букв состоящих из одинакового количества точек: Е-И, В-Х, А-Б, Б-Л, Л-К (расположены зеркально или отличаются одной точкой.
Таким образом, эти 6 видов дислексий можно сгруппировать в 2 большие подгруппы:
- Фонематическая
Аграмматическая обусловлены несформированностью языковых
Семантическая операций процесса чтения
- Оптическая
Мнестическая с недоразвитием сенсомоторных операций
Тактильная
Основные принципы коррекции дислексий.
- Принцип комплексности (так как дислексия чаще не является изолированным нарушением, то есть при устранении дислексии коррекция распространяется на устную речь, чтение и письмо).
- Патогенетический принцип (учет механизма нарушения), то есть коррекция направлена, а основной механизм нарушения-при оптической — развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений; при фонематической-развитие фонематического восприятия; при мнестической-закрепление звукобуквенных связей.
- Учет психологической структуры процесса чтения. Определить какая из операций чтения не сформирована и проводить коррекцию.
- Полимодальный принцип, опора на различные анализаторы; на каждом этапе определенный анализатор играет свою роль (сначала зрительный, потом кинестетический, затем слуховой при дифференциации фонем).
- Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции (при нарушении слуховой дифференциации опора делается на кинестетический и зрительный анализаторы)»; при оптической — опора на двигательный анализатор (кинестетические ощущения при воспроизведении букв, тактильное восприятие).
- Принцип поэтапности формирования умственных действий (например, звуковой анализ сначала осуществляется с опорой на фишки, схемы; затем анализ с опорой на громкую речь и на последнем — во внутренней речи) (по представлению).
- Принцип учета зоны «ближайшего развития» (то есть процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно).
- Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала.
- Принцип системности (для каждого вида дислексии нужна своя система методов).
- Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий (при грубых проявлениях фонематических дислексий-формирование элементарных форм фонематического анализа, а в более легком случае-развитие более сложных форм.
- Принцип деятельностного подхода (по мере автоматизации отдельных операций, формируется целостная структура речевой деятельности).
- Онтогенетический принцип. В процессе формирования функций необходимо учитывать этапы их формирования в онтогенезе (при фонематической дислексии-наличие звуков в слове, первого и последнего звука в слове, количество звуков в слове, последовательность, место звука по отношению к другим. При оптической — дифференциация левых и правых частей тела, ориентировка в пространстве, пространственные соотношения букв, цифр, их элементов.
- Индивидуализация методов обучения (или аналитико-синтетический метод обучения грамоте или глобальный).
- Максимальное использование игровых методов обучения — у таких детей долго сохраняется игровая мотивация.
Приемы и методы коррекции фонематической дислексии.
3 направления:
- Анализ предложений.
- Развитие слогового анализа и синтеза.
- Формирование фонематического анализа и синтеза.
1.Анализ предложений
- Определить границы предложения в тексте без точек
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем
- Придумать предложение с определенным количеством слов
- Распространение предложения
- Составление предложения из слов, данных в беспорядке
- Составить предложения по нескольким картинкам, на которых один и тот же предмет в различных ситуациях. Это слово то 1,то 2,то 3,то 4 по счету.
- Придумать предложение с определенным словом.
- Составление графических схем предложений.
- Придумать предложение по схеме.
- Определить место слова в предложении (по счету).
- Поднять карточку с цифрой-количеством слов в предложении.
2. Слоговой анализ и синтез
- Назвать гласные в слове (предложение не отличается от написания).
- Записать на схеме гласные.
- Разложить картинки под гласными (односложные слова)
- Подобрать картинки к схемам с гласными.
- Поднять цифру на количество слогов в слове.
- Игра «Поезд» в вагоны 1-1 сложные,2-2 сложные.
- Выделение первого слога из названий картинок.
- Новые слова из слогов, а из слов – предложение.
- Определить пропущенный слог в названии картинки («Карточки», «Нахлобушки»).
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке («Прочитай-ка»).
- Выделить из предложений слова из 2-ух,3-ех слогов.
- Подобрать слова к схемам с различным местом ударения.
- Разложить картинки под схемами.
- Чтение по слоговым таблицам 9 клеток,16 клеток,36 клеток.
- Цветовая маркировка слогов.
- Отхлопывание слоговой структуры.
- Игра «Телеграф».
- Игра «Магнитофон».
- Синтез слов из слогов при 1 пост. И 1 меняющемся.
- Чтение с «окошечком».
- Цепочки слогов.
- Формирование фонематического анализа и синтеза.
- Подготовительные упражнения к формированию звукового анализа («Репка»).
- Цифровая линейка для определения последовательности и количества звуков.
- Звуковой диктант.
- Подбор картинок на определенный звук («Елочка»).
- По сюжетной картинке выбрать слова-предметы на определенный звук. (тематически).
- Улитка — назвать слово с определённым звуком в начале, середине и конце слова.
- Добавление слогов с определенным звуком к данному слогу.
- Игра «Доскажи словечко» (ритм + фонематический слух).
- Игра «Домино».
- Игра «Времена года».
- Диктант гласными буквами.
- Определение места звука в слове: начале, середине, конце («Полоска»).
- Работа с фишками на листке с предметной картинкой-заполнение пустых квадратов.
- Назвать звуки по порядку без названия картинок вслух.
- Вставить пропущенные буквы в слова.
- Составление слов из букв разрезной азбуки.
- Добавление звуков к данному слогу.
- Придумывание слов или подбор предметной картинки на определенное количество звуков.
- Игры на преобразование слов — замена звуков-стихи Шибаева, Лукащук.
- Составление слов из данных переставленных местами букв.
- Цепочки слов.
- Слово-загадка, дана только первая буква и прочерки вместо остальных.
- Игра с кубиком — сколько выпадает точек на кубике, столько звуков в слове.
- Игры со словами — перевертышами: нос-сон.
- Вписать буквы под картинками и отгадать слово.
- Назвать общий звук в нескольких словах.
- Игра в парные слова.
- Кроссворды и ребусы, чайнворды.
- Чтение слогов по буквенным – гласная постоянная, а согласная меняется
Коррекция оптико — пространственной дислексии
Цели:
- Развитие зрительного гнозиса (узнавания).
- Развитие зрительного мнезиса (памяти).
- Формирование пространственного восприятия и представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
- Дифференциация смешиваемых при чтении букв в слогах, словах и предложениях, связных текстах.
Виды упражнений:
- Узнавание предметов наложенных друг на друга.
- Узнавание недорисованных предметов.
- Игра «В чем ошибся художник?»
- Распределение предметов по их реальной величине.
- Цветовое зрение-цветная лужайка.
- Геометрическое лото-геометрическая фигура предметов.
- Чудесный мешочек-развитие стереогнозиса.
- Конструирование букв из проволоки, ниток, пластилина, крупы.
- Ощупывание букв из наждачной бумаги.
- Запоминание 3-5 предметов, цифр, букв и выбор их из 8-10.
- Дорисовывание незаконченных геометрических фигур, симметричных.
- Дописывание букв, определить правильную и неправильную, узнать заштрихованную.
- Найти букву среди графически сходных.
- Игры с изографами.
Профилактика дислексий.
Коррекция дислексии наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика — еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. В международной классификации болезней 9 пересмотра дислексия соответствует диагнозу «специфическая задержка развития навыка чтения».
Первичная профилактика.
- Охрана здоровья матери, предупреждение родового травматизма.
- Снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
- Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
- Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи -.появление первых слов после 1 года 3 месяцев или фраз после 2 лет является достаточным основанием для вмешательства логопеда.
- При наличии билингвизма ребенок относится к группе риска.
- Работа с неблагополучными семьями и с «домашними» детьми.
Вторичная профилактика.
- Раннее выявление группы риска МРВД с 6 лет.
- Обучение детей с недоразвитием речи чтению с 5 лет.
- Формирование функционального базиса чтения.
- Индивидуализация темпов и методов обучения чтению:
Таким образом, дислексия тесно связано с:
- Нарушением устной речи.
- Билингвизмом.
- ЗПР и УО.
- С аффективными реакциями, которые могут быть первичными, вызывающие дислексию и вторичными аффективными реакциями (чувство неполноценности, тревоги, страха, неуверенности, негативные реакции, сопровождающиеся агрессивностью, гневом, резкостью).
- С левшеством и амбидекстрией — среди дислексиков 18% левшей.
- С нарушением сенсорных функций — особенно зрения (сужения поля зрения, нарушение глазодвигательных функций, нарушение цветового зрения).
У дислексиков компенсации и декомпенсации идут волнами. Период декомпенсации с 9,5 до 11,5 лет. В этот период углубляется школьная дезадаптация в связи с реакцией хронического неуспеха. Психологическое или дисциплинарное давление дает негативные последствия, а попытки форсировать темпы овладения чтением всегда утяжеляет нарушение чтения. У детей дислексиков до 25% психопатоподобные формы поведения. Часто среди преступников дети с дислексией.
- Тесная связь с дисграфией-оба нарушения сосуществуют у одних и тех же детей, хотя дисграфию считают первичным и более глубоким нарушением, а дислексию вторичным, производным и более легким. Немецкие исследователи вообще не разделяют эти два нарушения. Дислексия встречается в 2-3 раза реже, чем дисграфия. Чаще дислексия сопровождается дисграфией, но бывают и чистые формы дислексии.
- Часто дислексия соседствует с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В настоящее время дислексия является не только педагогической проблемой, но и психологической и медицинской. Нейропсихолог А.Н. Корнев сумел по новому решить проблему дислексии. Он разработал методический подход к ее диагностике. Им созданы оригинальные методики диагностики и коррекции. Но остается еще много нерешенных вопросов. Профилактика вторичная касается только детей с нарушением устной речи. Отбор в группу риска только тех детей, которые посещают д/с. Реабилитационные мероприятия проводятся только логопедическими методами. Не выделяются специальные группы дислексиков. Мала помощь родителей или ее вообще нет. Отсутствует медикаментозное лечение детей, которое необходимо. Недостаточное просвещение населения по вопросу дислексии с помощью средств массовой информации. Лишь в последние годы в российских журналах появились статьи об этой проблеме и краткие сообщения по телевидению и подтверждают ее наличие.
Список литературы
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей — СПб.: Гиппократ, 1995.- 224с.
- Лалаева Р.И. Нарушение чтения и путей их коррекции у младших школьников. СПб.: Лениздат; Союз, 2002.-224 с.
- Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов специальности «Дефектология» Л.С. Волкова, Р. И. Лалаева, А.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. — М: Просвещение, 1989. -528 с.
- Милостивенко Л.Д Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. СПб.: Стройлеспечать,1995.-64 с.
- Приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников (из опыта работы). Сборник материалов методического объединения учителей Красносельского района, СПб,2005.-127с.
Учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему: Методика раннего выявления дислексии (А.Н. Корнев)
Методика раннего выявления дислексии
(А.Н. Корнев)
Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет
Оборудование: не требуется.
Время проведения: 5-8 мин.
Описание методики и правила оценки выполнения задания
1. «Рядоговорение»
Инструкция: перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.
Оценка: (в штрафных баллах):
Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов
Правильно ответил на один вопрос – 2 балла
Не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
2. «Ритмы»
Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)
^ Простые ритмы — !! ! ! !! !! ! ! !!! ! Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают
Сложные ритмы — !!! ! ! ! !! !! ! !!! Критерии выполнения – те же.
Оценка:
Правильно выполнены оба задания – 0 баллов
Выполнены только простые ритмы – ^ 2 балл
Не выполнено ни одного задания – 3 балла
3. Тест «Кулак-ребро-ладонь»
Инструкция: посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность
Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.
Оценка:
Правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов
Правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла
Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла
4. Субтест «Повторение цифр»
Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь несколько цифр, я ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом не меняя интонации называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания
Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.
Цифровые ряды:
Прямой счет:
№ 3 3-8-6 6-1-2
№ 4 3-4-1-7 6-1-5-8
№ 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6
Обратный счет:
№ 2 2-5 6-3
№ 3 5-7-4 2-5-9
№ 4 7-2-9-6 8-4-9-3
Оценка:
Итоговый результат больше 6 – 0 баллов
Итоговый результат равен 6 – 2 балла
Итоговый результат меньше 6 – 3 балла
5. Ориентировка в «право-лево»
Простая ориентировка – Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают
^ Речевая проба Хеда – Инструкция: возьмись левой рукой, за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый глаз
Оценка
Выполнены оба задания – 0 баллов
Выполнена только простая ориентировка – 2 балла
Не выполнено ни одного задания – 3 балла
6. Составление рассказа по серии картинок.
Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ о курице и цыплятах)
Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными.
Оценка:
качество построения рассказа
Рассказ составлен самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов
Рассказ составлен по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла
Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла
Не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла
понимание причинно-следственных связей
Дано правильное объяснение – 0 баллов
Объяснение не полное – 1 балл
Не объясняет – 3 балла.
Итоговая оценка – по сумме 1 и 2.
Составление окончательного заключения:
При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии
При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6 задания. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии