причины, признаки, лечение расстройства речи
Дислексия… Многие до поры до времени даже не слышали такого диагноза, а тут, как гром среди ясного неба — у вашего ребенка дислексия речи… Давайте разберемся на сайте japsix.ru, что же это такое, какие признаки имеет это расстройство речи, какие причины могут его вызвать, ну и конечно, что делать родителям в такой непростой ситуации.
В последнее время все чаще слышно от родителей: «мой ребенок еще в детском саду плохо запоминал новые слова. В школе стало только хуже. Он медленнее всех в классе пишет и читает, у него плохая память…». С подобной ситуацией сталкивается немало семей.
Ребенок идет в школу. Этого события он очень ждал, готовился. Но вдруг школьная реальность разочаровывает его и родителей… Сначала он отказывается читать, а потом и вовсе посещать уроки. Развивается школьная дезадаптация, а то и вовсе такой сложный ребенок становится изгоем.
Ему явно не дается русский язык, хотя он неплохо справляется с другими предметами. Дополнительные занятия не дают результата и еще больше утомляют. Возможно, причина этому дислексия.
Дислексия — что это за болезнь, признаки у детей
Определений множество, но, если сказать коротко, то при дислексии способность читать, при общих положительных успехах к обучению, выборочно нарушена. Чаще всего у детей она проявляется еще в раннем возрасте, но проявляется только в школе.
Нередки случаи, когда вместе с дислексией проявляется и дисграфия – трудности в обучении письму.
Общие способности и успехи в обучении при дислексии высокие, но между тем, навыки чтения плохие. Ребенок отлично усваивает все предметы, во многих даже проявлять отличные способности (например, в спорте или живописи, физике или математике, успешно посещает кружки), но при чтении и в письме он постоянно делает повторяющиеся ошибки, такие как перестановка, пропуск буквы или слова, непонимание разницы между буквой и звуком. Читает он при это медленно, по слогам или буквам, угадывая, часто с ошибками, доходя до конца слова уже не помнит начала и, в итоге, произносит не то, что написано.
Узнать слово и понять его значение, для дислектиков — это большая проблема. Звуки и символы в их восприятии не соотносятся. Часто случается так, что слова в их голове читаются наоборот, например, вместо «кот» — «ток». После прочтения, понимание того, что написано к дислектикам приходит медленно.
Фонематическая дислексия — симптомы
Фонематический слух у детей с дислексией развит не в полную меру, и, следовательно, состав звуков в слове им не представляется в общей картине.
Как итог, буквы не сливаются в слоги, а слоги в слова, хотя алфавит и все буквы ребенок знает.
Трудности детей-дисклетиков
У дислектиков целый ряд проблем, с которыми они так или иначе борются. Неуспехи в учебе начинаются чуть ли не с первого знакомства с науками, и оскорбления со стороны сверстников начинаются также.
Детям-дислектикам приходится сталкиваться с непониманием со стороны одноклассников и учителей, а то и со стороны собственных родителей, разочарованных в неуспехах ребенка.
При этом малыш может быть развит физически и эстетически лучше, чем его одногодки. Мир он видит своими глазами, но образ мышления у него другой – у него больше развито образное мышление, нежели вербальное.
В плане интеллекта дети с дислексией полноценны. Мало кому известно, что дислексией страдали Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Генри Форд, Ганс Христиан Андерсон, Том Круз и другие.
Просто, когда люди, которые мыслят картинками, встречаются с буквами, мозг теряется в восприятии. Текст становится непонятным, понять общий смысл текста не представляется возможным.
На проблемы с чтением у ребенка при дислексии внимание должны обращать не только родители, но и воспитатели, учителя, школьные психологи. Чем раньше выявится патология, тем легче помочь ребенку исправить проблему. Если все сделать вовремя, то чтением и письмом ребенок овладеет ничуть не хуже сверстников.
Заболевание дислексия очень распространено среди школьников. Как только появятся трудности в обучении и подозрения на дислексию, необходимо пройти обследование в медицинском учреждении.
Диагностика дислексии
В целях диагностики дислексии проводится логопедическое обследование для определения уровня овладения чтением и письмом, способности выражения мыслей проводятся специальные тесты.
Также проверяются слух, зрение и возможности речи. Проводится обследование у детского невролога, ЭЭГ, ЭхоЭГ. Ребенку необходимо помочь в преодолении проблем.
Психолог и подготовленный преподаватель способны научить ребенка справляться с трудностями в обучении письму и чтению.
Причины дислексии и что делать
- Дислексией, в большинстве случаев, страдают с рождения, причины могут самые разные: патологии беременности, травматизация плода, инфекционные заболевания.
Все это истощает нервную систему ребенка на разных периодах развития.
- имеет значение наследственная предрасположенность.
- Чаще страдают дети с правополушарным развитием мозга, левши, рожденные с гипоксией, с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция».
- Причины могут быть и социально-психологического плана. Недостаточное общение, слишком высокие требования, невнимание педагогов, не верно подобранные методики обучения.
У мальчиков встречается в 5 раз чаще, чем у девочек.
Лечение дислексии — комплексный подход к коррекции
Лечить дислексию необходимо сбалансировано. Обучение необходимо проводить индивидуально, систематично, связно. Должна идти логопедическая работа по уточнению, накоплению и обогащению словарного запаса.
Причем нужно не просто прочесть, но и уметь обсудить и высказать свое мнение по поводу прочитанного. Одним словом, работать нужно над всеми компонентами развития речи. Анализировать и систематизировать — вот чему необходимо обучить ребенка-дислексика.
Параллельно должна идти работа над произносительной стороной с логопедом.
Также сугубо индивидуально с каждым дислектиком необходимо работать над развитием анализаторов (слухового, зрительного, кинетического), участвующих в акте письма и чтения, вырабатывать четкую артикуляцию (произношение). Важно, чтобы коррективная работа шла эффективно.
В некоторых случаях может быть применено медикаментозное лечение.
Дислексия у младших школьников — что делать родителям
Как проявляет себя дислексия должны знать не только врачи, но и преподаватели и родители. Детям с такой особенностью необходимо помогать и в школе и дома. В школе необходим особый подход, ведь детям с дислексией порой требуется больше времени, чем сверстникам, чтобы справиться с заданием.
- У родителей должен быть постоянный эмоциональный контакт с их детьми.
- Нужно уделять больше времени своим детям, это может быть простое общение дома, в быту, когда мама и папа разговаривают со своим ребенком, показывают и ненавязчиво рассказывают ему о предметах вокруг и их свойствах.
- Читать и заучивать стихи, выполнять пальчиковые гимнастики.
Во многом избавление от дислексии зависит от родителей, поэтому в их силах помочь ребенку.
Что такое дислексия и как с ней справляться
Не все дети с одинаковым успехом могут учиться читать и писать, и виной тому может быть вовсе не лень или невнимательность. Родители таких детей все чаще слышат слово «дислексия». Это целый комплекс проблем, которые возникают при овладении различными навыками: чтение, математика, письмо, ориентация в пространстве и во времени, координация и моторика. О том, что это такое и как помочь ребенку-дислектику, рассказывает Мария Стулова, специалист по коррекции дислексии, первый российский методист, лицензированный международной ассоциацией DDAI.
Мария Стулова, методист по коррекции дислексии, член международной ассоциации дислексии DDAI, кинезиотерапевт
Как специалист с многолетним опытом работы в области дислексии, методист и мама ребенка-дислектика (моей дочери почти 20 лет), я хочу поделиться своими наблюдениями, опытом и знаниями.
Дети-дислектики могут отличаться выдающимися способностями, но при этом они очень страдают от связанных с дислексией трудностей, от неприятия сверстников и, что ужаснее всего, учителей.
Как распознать дислексию
Прежде всего, не стоит искать дислексию у ребенка младше 8 лет! Нелепые ошибки при чтении и письме, «зеркальные» и «прыгающие» буквы — все это допустимо у ребенка на первом этапе овладения навыками чтения и письма. Стоит тревожиться, если ситуация не изменилась к окончанию первого класса.
Что отличает ребенка-дислектика? Есть набор характерных признаков, которые могут отличаться и меняться. И это непостоянство — тоже признак дислексии.
Общие признаки
Ребенок-дислектик кажется очень сообразительным, но при этом он читает и пишет хуже своих одноклассников. Часто его считают ленивым и отстающим как в учебе, так и в развитии. Естественно, у него низкая самооценка, он очень переживает.
Такой ребенок часто грезит наяву, легко отвлекается, забывает о времени, теряет внимание. Лучше всего он усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдения и наглядные пособия.
Чтение, правописание, зрение
При чтении дислектик жалуется на головокружение, тошноту или головную боль. А буквы, цифры, слова, устные объяснения приводят его в замешательство.
Читая, ребенок додумывает окончания, не дочитывает слова, перечитывает несколько раз, но практически не улавливает смысла. Заметны частые повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и слов.
Он пишет с огромным количеством ошибок, пропуская, дублируя или заменяя буквы. Часто отсутствуют заглавные буквы, знаки препинания; может писать несколько слов слитно, не делая пробелов.
Ребенок чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания.
Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме.
Слух и речь
У дислектика хороший слух, он способен слышать то, что неуловимо для других, и легко отвлекается на различные звуки.
Он испытывает трудности при выражении своих мыслей, его речь бедная, односложная; говорит с запинками; не заканчивает предложения; при волнении заикается; неправильно произносит длинные слова; меняет местами словосочетания, слова и слоги; испытывает трудности с последовательностью изложения.
Письмо и двигательные навыки
У дислектика изменчивый или неразборчивый почерк. Ему сложно писать и переписывать тексты. Карандаш или ручку он держит необычно.
Часто путает право и лево, верх и низ, отличается плохой координацией движений, из-за чего не удаются командные виды спорта и игры с мячом. Есть подверженность укачиванию.
Математика и время
Дислектик испытывает трудности с пониманием условий задач, с определением и расчетом времени, при операциях с деньгами. Для вычислений он использует счет на пальцах и другие приемы. Зная ответы, он не может делать вычисления на бумаге.
Память и познавательные способности
У ребенка-дислектика отличная долговременная память на впечатления, места и лица. Он очень наблюдателен и в деталях запоминает события, которые стали его личным опытом. При этом информацию, которую он получил не на практике, такой ребенок запоминает плохо. Думает он чаще с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов.
Поведение, здоровье, развитие и индивидуальность
Ребенок с признаками дислексии нормален в интеллектуальном отношении. Но его поведение отстает от возраста. Часто эмоциональная зрелость 17-летнего подростка соответствует 13 годам. Дислектик может быть и крайне неорганизован, и очень педантичен, а в классе выполнять роль шута, задиры или молчуна. Он обладает острым чувством справедливости и эмоциональной восприимчивостью.
Количество ошибок при чтении и письме и других симптомов резко возрастает при затруднениях, стрессе, а также при спешке и проблемах со здоровьем.
Как найти причину дислексии
Есть два основных подхода к определению дислексии.
Первый — педагогический: здесь мы видим наличие симптомов, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования. В этом случае наука пока не способна объяснить причины дислексии.
Дислексия может наблюдаться у клинически здорового ребенка, который весел, открыт, свободен для общения, а грустит и расстраивается лишь тогда, когда приходит время садиться за уроки. Такая форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.
Второй — клинико-психологический: симптомы дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития и так далее. Чтобы найти эти нарушения, нужно обратиться к специалистам.
Дислексия — это не болезнь, сама по себе в лечении не нуждается!
Невролог
Пройдите максимально возможное обследование: энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Важно определить, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Но гораздо важнее вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. Обращайтесь в неврологические диагностические центры и институты. При выявлении проблем может понадобиться медицинская помощь.
Психолог
Любому дислектику нужна помощь психолога. Он поможет вам выявить уровень стресса вашего ребенка и найти его причины. У дислектиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание того, что с ними происходит, делают их замкнутыми и еще более непонятными для окружающих. А это еще больше затрудняет их социализацию.
Нейропсихолог
В задачу этого специалиста входит построение новых нейронных связей. Этот процесс длится не менее 9−12 месяцев. Если вам предлагают двухнедельные или трехмесячные курсы, это недобросовестная работа и выкачивание денег.
Как справиться с дислексией
Можно ли от нее избавиться
«Вылечить» дислексию раз и навсегда нельзя, ее можно скорректировать и дать ребенку «инструменты», которые значительно облегчат ему жизнь и процесс обучения, помогут самостоятельно регулировать свое состояние. Но изменить восприятие мира дислектика и работу его мозга мы не в силах. Если мы хотим справиться с дислексией, то мы должны набраться терпения, показать свое внимание, участие и поддержку ребенку, страдающему от этого недуга. А специалисты по коррекции дислексии научат его тем способам овладения информацией, которые подходят именно ему.
Что собой представляет коррекция дислексии
Если необходимо лечение нарушений, вызывающих дислексию, то о его длительности и эффективности нужно спрашивать у врачей.
Мы же говорим о коррекции дислексии в тех случаях, когда ребенок клинически здоров. Здесь подойдет метод Дейвиса, который сейчас считается самым эффективным инструментом коррекции дислексии. Метод Дейвиса — это понимание восприятия и видения мира дислектика изнутри. Сам метод основан на особом подходе к обучению детей и взрослых. Такой подход имеет высокую результативность и за очень короткие сроки возвращает уверенность в себе.
Неоспоримость методики можно оценивать и по реакции детей, которые с удовольствием бегут на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.
Участие родителей в коррекции дислексии
Я считаю обязательным участие родителей в процессе коррекции и охотно делюсь с ними знаниями. Коррекция необходима, чтобы построить недостающие связи в мозге. А для этого нужно время! Успешность такой работы зависит и от мотивации ребенка, его желания изменить ситуацию в лучшую сторону и от степени самой дислексии. Она может проявляться в легкой форме, а может быть такой, когда ребенку не справиться без помощи специалистов и родителей.
Помогите своему ребенку сами
В первую очередь постарайтесь понять, что у вашего ребенка образное мышление. А это значит, что его мысли — это картинки. Малыша никто не учил описывать образы, поэтому ему трудно выражать свои мысли словами. Слова, не связанные с образами, для него просто звуки, от которых он устает. Именно поэтому часто возникает чувство, что ребенок не все и не сразу понимает. Именно поэтому дислексия — частая спутница диагноза СДВ (синдром дефицита внимания). Именно поэтому речь ребенка-дислектика часто сбивчивая, непоследовательная, односложная и в ней явно чувствуется обедненный словарный запас. Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.
Развивайте его речь
Первое, что мы должны сделать, — начать развивать его речь и наращивать словарный запас. Но ваш ребенок не поймет вас, если вы будете объяснять ему все, как вы привыкли — «на словах». Ему нужны образы! Вы должны научиться показывать ему все! С очевидными вещами проблем не возникнет: это предметы, признаки, действия. А вот что делать с предлогами, терминами, междометиями? Тут вам стоит прийти на обучающий семинар.
Ребенок-дислектик осваивает и использует впоследствии только то, что является его собственным жизненным опытом. Поэтому наша задача — этот опыт ему предоставить. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок. Дислектики воспринимают все буквально, их нужно учить понимать пословицы.
Развитие речи должно стать образом вашей жизни! Почему это так важно? Научить читать дислектика не так уж сложно. А вот понимать текст он не сможет: в его сознании нет связей между образами в его голове и словами. Изучать слова нужно в разных значениях. У одного только предлога может быть от 5 до 15 значений. Похожие трудности могут возникнуть с математикой и с другими предметами по той же причине. Числа, ноты, знаки препинания — это все те же символы, они абстрактны для дислектика.
Не заставляйте читать
Пока ребенок не прошел коррекцию дислексии, чтение вызывает у него огромные трудности. Представьте, что вы читаете в движущейся машине, которую сильно трясет на дороге. Вы не станете читать и отложите книгу. То же самое испытывает дислектик, но мы заставляем его читать! Результат — истерики, головная боль, тошнота, слезы…
Читайте ему сами, давайте больше визуальной информации: фильмы, спектакли. Все школьные хрестоматии существуют в аудиоформате, в интернете достаточно записей радиоспектаклей.
Приобщайте к спорту
Особенно важны упражнения на баланс и координацию движений: это формирование межполушарных связей. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. А также дыхательная гимнастика: она позволяет достигнуть равновесия, баланса внутреннего состояния!
Обязательно обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и получите рекомендации относительно именно вашего ребенка.
Читайте также:
Сенсорное восприятие и эмоциональный интеллект: знаем, развиваем, расслабляем
Как воспитать лидера
Нужно ли делать с ребенком уроки?
Фото: Billion Photos/Emre Yen/Oksana Kuzmina/Evgenyrychko/4 PM production/Shutterstock.com
Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды
- Беременность
- Развитие плода по неделям
- 1 триместр
- Скрининг 1 триместр
- 1-6 недели
- 1 неделя
- 2 неделя
- 3 неделя
- 4 неделя
- 5 неделя
- 6 неделя
- 7-12 недели
- 7 неделя
- 8 неделя
- 9 неделя
- 10 неделя
- 11 неделя
- 12 неделя
- 2 триместр
- Скрининг 2 триместра
- 13-18 недели
- 13 неделя
- 14 неделя
- 15 неделя
- 16 неделя
- 17 неделя
- 18 неделя
- 19-24 недели
- 19 неделя
- 20 неделя
- 21 неделя
- 22 неделя
- 23 неделя
- 24 неделя
- 3 триместр
- Скрининг 3 триместра
- 25-30 недели
- 25 неделя
- 26 неделя
- 27 неделя
- 28 неделя
- 29 неделя
- 30 неделя
- 31-36 недели
- 31 неделя
- 32 неделя
- 33 неделя
- 34 неделя
- 35 неделя
- 36 неделя
- 37-39 недели
- 37 неделя
- 38 неделя
- 39 неделя
- 37, 38, 39 недели у повторнородящих
- 1 триместр
- Как определить беременность
- Месячные и беременность
- Вопросы и рекомендации по беременности
- Выделения при беременности
- Питание при беременности
- Осложнения и боли при беременности
- Прерывание беременности
- Развитие плода по неделям
- Болезни
- Грипп Мичиган
- Рахит у грудничков
- Кишечная колика
- Пупочная грыжа
- Инструкции
- для детей
- при ОРВИ
- Виферон свечи
- Ибуклин Юниор
- Синупрет капли
- при кашле
- Аскорил сироп
- Бромгексин таблетки
- Пантогам сироп
- Синекод
- Саб симплекс
- Эриспирус сироп
- Эреспал сироп
- при гриппе
- Амоксиклав
- Амиксин
- Арбидол
- Панавир
- Ремантадин
- Тамифлю
- Циклоферон
- жаропонижающие
- Нурофен детский
- Панадол сироп
- Парацетамол сироп
- Цефекон свечи
- при болях
- Плантекс (от коликов)
- Смекта (от диареи)
- Энтерол (для кишечника) для детей
- Эспумизан беби (боли животика)
- Другие заболевания
- Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
- Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
- Изофра (риниты и синуситы)
- Мирамистин (антисептик)
- Отипакс (отит)
- Сиалор (ЛОР-заболевания)
- при ОРВИ
- при беременности и лактации
- при ОРВИ
- Анальгин
- Пиносол
- Тизин
- при кашле
- Биопарокс
- Гексорал спрей
- Лизобакт
- Либексин
- Сироп Алтея
- Стодаль
- Фарингосепт
- Цикловита
- при гриппе
- Арбидол
- Ацикловир
- Ремантадин
- Тамифлю
- жаропонижающие
- Ибупрофен
- при болях
- Ибупрофен
- Но-шпа
- Пенталгин
- Цитрамон
- Другие заболевания
- Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
- Линдинет 20 (противозачаточное)
- Мастодинон (нарушение менструации)
- Норколут (гормональный препарат)
- Полижинакс (противогрибковое)
- Тироксин (при гипотиреозе)
- Эстровэл (от женских заболеваний)
- Ярина (противозачаточное)
- при ОРВИ
- для взрослых
- при ОРВИ
- Амиксин
- Арбидол
- Гриппферон
- Интерферон
- Кипферон свечи
- Ротокан
- Ремантадин
- Синупрет
- Тамифлю
- при кашле
- АЦЦ
- Либексин
- Ренгалин
- Стоптуссин
- Стодаль
- при гриппе
- Амиксин
- Дибазол
- Кагоцел
- Лавомакс
- Ремантадин
- Флемоксин Солютаб
- Цефтриаксон
- жаропонижающие
- Индометацин
- Ибупрофен
- Ринза
- при болях
- Колофорт (для пищеварительного тракта)
- Кеторол
- Мовалис (противовоспалительное)
- Найз таблетки
- Тримедат (для кишечника)
- Невролгии, ЦНС, головной мозг
- Аспаркам
- Актовегин
- Комбилипен
- Нейромультивит
- Циннаризин
- Другие заболевания
- Адвантан (дерматологические заболевания)
- Азитромицин (ЛОР-заболевания)
- Диазолин (от аллергии)
- Лоратадин (при аллергии)
- Овесол (для печени)
- Эссенциале форте Н (для печени)
- Полидекса (ЛОР-заболевания)
- Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
- Циклоферон (инфекционные, бактериальные, грибковые заболевания)
- при ОРВИ
- для детей
- Грудное вскармливание
- Питание при ГВ
- Кормление грудью
- Таблетки при ГВ
- Болезни при ГВ
- Прикорм грудничка
- Вопросы и рекомендации
- Калькуляторы
- Калькулятор ХГЧ
- Спермограмма: расшифровка результата
- Календарь овуляции для зачатия
- Срок беременности по неделям и дням
- Дата родов по месячным, дате зачатия
- Календарь беременности по неделям
- Рассчитать пол ребенка
- Калькулятор роста и веса ребенка
Поиск
- Инструкции по применению (по алфавиту):
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Э
- 0-9


- Беременность
- Развитие плода по неделям
- 1 триместр
- Скрининг 1 триместр
- 1-6 недели
- 1 неделя
- 2 неделя
- 3 неделя
- 4 неделя
- 5 неделя
- 6 неделя
- 7-12 недели
- 7 неделя
- 8 неделя
- 9 неделя
- 10 неделя
- 11 неделя
- 12 неделя
- 2 триместр
- Скрининг 2 триместра
- 13-18 недели
- 13 неделя
- 14 неделя
- 15 неделя
- 16 неделя
- 17 неделя
- 18 неделя
- 19-24 недели
- 19 неделя
- 20 неделя
- 21 неделя
- 22 неделя
- 23 неделя
- 24 неделя
- 3 триместр
- Скрининг 3 триместра
- 25-30 недели
- 25 неделя
- 26 неделя
- 27 неделя
- 28 неделя
- 29 неделя
- 30 неделя
- 31-36 недели
- 31 неделя
- 32 неделя
- 33 неделя
- 34 неделя
- 35 неделя
- 36 неделя
- 37-39 недели
- 37 неделя
- 38 неделя
- 39 неделя
- 37, 38, 39 недели у повторнородящих
- 1 триместр
- Как определить беременность
- Месячные и беременность
- Вопросы и рекомендации по беременности
- Выделения при беременности
- Питание при беременности
- Осложнения и боли при беременности
- Прерывание беременности
- Развитие плода по неделям
- Болезни
- Грипп Мичиган
- Рахит у грудничков
- Кишечная колика
- Пупочная грыжа
- Инструкции
- для детей
- при ОРВИ
- Виферон свечи
- Ибуклин Юниор
- Синупрет капли
- при кашле
- Аскорил сироп
- Бромгексин таблетки
- Пантогам сироп
- Синекод
- Саб симплекс
- Эриспирус сироп
- Эреспал сироп
- при гриппе
- Амоксиклав
- Амиксин
- Арбидол
- Панавир
- Ремантадин
- Тамифлю
- Циклоферон
- жаропонижающие
- Нурофен детский
- Панадол сироп
- Парацетамол сироп
- Цефекон свечи
- при болях
- Плантекс (от коликов)
- Смекта (от диареи)
- Энтерол (для кишечника) для детей
- Эспумизан беби (боли животика)
- Другие заболевания
- Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
- Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
- Изофра (риниты и синуситы)
- Мирамистин (антисептик)
- Отипакс (отит)
- Сиалор (ЛОР-заболевания)
- при ОРВИ
- при беременности и лактации
- при ОРВИ
- Анальгин
- Пиносол
- Тизин
- при кашле
- Биопарокс
- Гексорал спрей
- Лизобакт
- Либексин
- Сироп Алтея
- Стодаль
- Фарингосепт
- Цикловита
- при гриппе
- Арбидол
- Ацикловир
- Ремантадин
- Тамифлю
- жаропонижающие
- Ибупрофен
- при болях
- Ибупрофен
- Но-шпа
- Пенталгин
- Цитрамон
- Другие заболевания
- Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
- Линдинет 20 (противозачаточное)
- Мастодинон (нарушение менструации)
- Норколут (гормональный препарат)
- Полижинакс (противогрибковое)
- Тироксин (при гипотиреозе)
- Эстровэл (от женских заболеваний)
- Ярина (противозачаточное)
- при ОРВИ
- для взрослых
- при ОРВИ
- Амиксин
- Арбидол
- Гриппферон
- Интерферон
- Кипферон свечи
- Ротокан
- Ремантадин
- Синупрет
- Тамифлю
- при кашле
- АЦЦ
- Либексин
- Ренгалин
- Стоптуссин
- Стодаль
- при гриппе
- Амиксин
- Дибазол
- Кагоцел
- Лавомакс
- Ремантадин
- Флемоксин Солютаб
- Цефтриаксон
- жаропонижающие
- Индометацин
- Ибупрофен
- Ринза
- при болях
- Колофорт (для пищеварительного тракта)
- Кеторол
- Мовалис (противовоспалительное)
- Найз таблетки
- Тримедат (для кишечника)
- Невролгии, ЦНС, головной мозг
- Аспаркам
- Актовегин
- Комбилипен
- Нейромультивит
- Циннаризин
- Другие заболевания
- при ОРВИ
- для детей
Дислексия: виды, симптомы, причины, лечение
Дислексия — достаточно редкое расстройство высшей психики, проявляющееся на начальных этапах обучения чтению. Ребёнок не произносит слова и слоги, путается, устаёт, плачет — всё это не признак дурного поведения, а симптом нарушения мыслительных процессов.
Однако отметим, что дислексия — не заболевание в полном смысле этого слова, ведь нет возбудителя болезни и описания её протекания. Просто высшая нервная система человека по тем или иным причинам не окончила формирование, и функции психики, отвечающие за сложный процесс чтения, не развились полностью.
Лечение дислексии давно и хорошо отлажено, им занимаются логопеды, педагоги, психологи. Воспринимая мир нестандартно, трёхмерными образами, страдающий от дислексии человек выпадает из нормального развития и теряется, сталкиваясь со стандартным символическим отображением этих образов на бумаге. Чтобы помочь ему сориентироваться в окружающей действительности, необходимо принять меры по устранению расстройства.
Виды дислексии
Признаки дислексии — индивидуальны и проявляются по-разному, но можно выделить несколько групп однородных симптомов, которые означают наличие нарушений чтения у человека.
1. Фонематическая дислексия чаще всего проявляется у детей, когда они только учатся читать и задерживается она в основном лишь до конца начальной школы. Различать буквы при письме — уже сложность для начинающего учиться ребёнка, а правильно произносить их все иногда становится невозможно: фонематическая система не успевает развиться. Поэтому вместо одного звука ребёнок заменяет его на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий, однородный. При фонематической дислексии:
- Путаются те же звуки, что при обучении устной речи — з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные.
- Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
- Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.
2. О семантической дислексии можно говорить тогда, когда прочтение предложения не осознаётся человеком или значение его толкуется неверно. Поначалу этот вид дислексии можно путать с обычной невнимательностью. Даже у взрослых иногда происходит несознательный переход к механическому чтению, когда произнося слова вслух, мы не думаем об их значении, а отвлекаемся на свои собственные мысли. При семантической дислексии даже полная концентрация над текстом не даёт понимать все его части. Наблюдаются следующие отклонения:
- Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
- Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
- Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.
3. Аграмматическое расстройство чтения очень похоже на семантическое, вот только проблема наблюдается не на уровне предложений, а на уровне словосочетаний. Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании. Наблюдаются следующие характерные ошибки:
- Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных.
- Рассогласование в числе, роде и падеже внутри словосочетаний — обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного.
4. Часто задерживается не только развитие прочтения текста вслух, но и процесса «считывания» информации — тогда можно говорить об оптической дислексии. Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом — палочкой, кружком, чертой.
- Обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З. Соответственно, при чтении они или произносятся неверно, или не произносятся вообще, нарушая понимание текста.
5. За сложным термином мнестическая дислексия кроется очень распространённое расстройство, которое переживает почти каждый человек, учащийся читать. Ребёнок не сразу понимает соответствие букв и звуков и в первое время путает их, забывает, не произносит. Если расстройство сохраняется и в дальнейшем, есть смысл говорить о нарушениях высшей психики и начинать коррекцию отклонений.
Симптомы
В зависимости от вида расстройства, симптомы дислексии могут быть очень разные. Но есть несколько общих черт, которые помогут обнаружить и вовремя устранить это расстройство.
- Частое потирание глаз, чтение под необычным углом зрения.
- Приближение книги к глазам при чтении. При этом зрение может быть отличным и в других случаях (игра с предметами в руках, взгляд вдаль) отклонений не проявляется.
- Чтение одним глазом или поочерёдное закрытие глаз.
- Частая усталость, нежелание выполнять задания, связанные с чтением. В школе это может быть домашнее задание, чтение дополнительной литературы.
- Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.
- Жалобы на головную боль и усталость, проявляющиеся только во время чтения.
- Трудности с осознанием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное или сказать, о чём вообще был текст, непонимание отдельных его участков.
- Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.
Кроме этих стандартных для всех страдающих дислексией проблем, определить наличие расстройства можно также по сопутствующим признакам. Некоторые отклонения, на первый взгляд не имеющие ничего общего с проблемами чтения, могут оказаться признаком именно такого расстройства.
- Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том что общее речевое развитие протекает нормально.
- Трудности с восприятием письменной информации, оперирование образами, не связанными со зрительными впечатлениями.
- Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения, несоответствие маршрута движения задуманному.
- Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.
- Отсутствие узнавания слов при чтении, непонимание текста.
Чаще всего дислексия проявляется в детском возрасте, когда человек только учится воспринимать и воспроизводить графические символы. В семьях, где внимание дошкольному развитию ребёнка не уделяется, обнаружить первые признаки дислексии бывает очень трудно — расстройство видят лишь в школе, когда малыш явно не успевает за темпами развития сверстников в этой области. Скорректировать подобные нарушения в школьном возрасте можно, но уже гораздо сложнее, чем на ранних этапах.
Дети, у которых проявляются симптомы дислексии или просто задерживается речевое развитие, должны проходить психологическое обследование. Не следует бояться, что ребёнка сочтут «отсталым» или «ненормальным» — просто его мышление нестандартно, оно отличается от остальных, и его особенности следует выявить, а после выявления-использовать эти знания на благо образования.
Почему возникает дислексия?
Возникновение дислексии нельзя предугадать или предупредить, ведь она носит наследственный характер. В ходе исследования причин возникновения этого расстройства учёными были обнаружены гены, наличие которых и ведёт к появлению отклонений.
Изучающие эту проблему нейробиологи даже назвали часть мозга, частичное недоразвитие функций которой ведёт к дислексии. Причина лежит в недоразвитии задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении.
Лечение дислексии
Проблема дислексии — это, по сути, проблема дезориентации, только не в пространстве, а в потоках информации. У страдающих дислексией людей, кроме чтения, проявляется ещё целый комплекс проблем в плане фиксации собственного местонахождения и движения, им может не хватать внимания, которого хватает всем остальным. Полностью скорректировать это отклонение в развитии удаётся не всегда — но вывести человека на нормальный уровень восприятия информации при чтении и её воспроизведению на письме можно.
Методы коррекции у детей схожи с коррекцией дислексии у взрослых, но в последнем случае приходится также рассчитывать на волю человека, проходящего коррекцию.
Лечение дислексии происходит комплексно. Его сторонами являются:
- Индивидуальные занятия с педагогом, непрямое и прямое обучение чтению. С помощью специальных упражнений человека сначала учат воспринимать слова в целом, далее переходят на следующий этап — восприятие предложений, и так далее. Всё это сопровождается выполнением фонетических упражнений (от самой мелкой единицы — звука, до целого слова) и коррекции проблем с письмом, если таковые сопровождают дислексию. К концу обучения зрительные и звуковые образы в сознании ребёнка интегрируются и он может нормально читать и писать.
- Работа с пихологом и постоянная диагностика результатов коррекции.
- Фармакологическое лечение и диета — направлены на физическое устранение проблем мозга, вызвавших дислексию.
Существует множество методов лечения дислексии, которые дают хорошие результаты, но подбирать их следует индивидуально, доверив это решение специалисту — педагогу-логопеду. Не следует воспринимать дислексию как нечто плохое — возможно, это дар, который в будущем принесёт ребёнку славу и поможет сохранить нестандартный подход ко многим вещам в жизни, стоит лишь немного скорректировать его способ познания мира.
Дислексия что это такое :виды дислексии , симптомы

Дислексия что это такое? Представляет собой парциальное расстройство, при котором возникают проблемы с освоением навыков чтения.
Болезнь вызвана из-за недостаточного формирования психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе навыков чтения
Психологи выделяют следующие признаки патологии: типичность, стойкость и повторяемость ошибок при чтении (в основном происходит замена и смешение букв, искажается слог и так далее).
Диагностика данной болезни предполагает оценку нескольких уровней формирования чтения, письма и других функций. Для преодоления расстройства врачи и психологи рекомендуют развивать нарушенные стороны (фонематические процессы, произношения звуков, речевую связь).
Ряд ученых исследователей предоставили статистику о том, что 15% детей, посещающих школы, имеют проблемы, связанные с дислексией.
В таких случаях школьников направляют на занятия, направленные на коррекцию. В 50% случаев отмечается рассматриваемая патология. Чаще всего дислексией страдают мальчики, но пол еще не является доказательством риска развития этого расстройства.
Механизмы заболевания
За процессом физиологического и психического процесса следят слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Чтение включает зрительное восприятие, различие и узнавание букв, осознание и понимание. Смысл парциального расстройства состоит в нарушении последовательности и единстве всех вышесказанных процессов.
С точки зрения психологического аспекта, механизм данной болезни рассматривают в качестве парциальной задержки и развития речевых функций. Выделяется плохое формирование зрительного гнозиса и эмоционально-волевой сферы, фонематического восприятия и внимания, зрительно-моторной координации.
Причины дислексии
Теория наследственной предрасположенности к устному и письменному нарушению широко представлена в иностранной литературе. В частности авторы выделяют такое нарушение, как дисграфию. Чаще всего данное расстройство выявляется у личностей с правополушарным типом мышления.
Многие исследователи, занимающиеся изучением проблемы дислексии, выделяют воздействие биологических и патологических факторов в анамнезе. В результате чего, они и вызывают небольшую мозговую дисфункцию.
- Перинатальное повреждение мозга имеет гипоксический характер (порок сердца у матери, аномальная имплантация плодного яйца, неправильное развитие пуповины, отслойка плаценты, длительные роды).
- Токсическое поражение ЦНС происходит в результате медикаментозной и алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорожденного и гемолитической болезни.
- Инфекционное поражение мозга плода в период вынашивания происходит в том случае, когда беременные матери болеют следующими болезнями: герпес, ветряная оспа, краснуха и грипп. Механические повреждения могут быть связаны с продолжительными родами, узким тазом и внутренними кровоизлияниями.
- После родов задержка созревания коры головного мозга способна привести к рассматриваемому расстройству.
Это может быть черепно-мозговая травма или неврологическая инфекция. Также может появиться целый ряд заболеваний (ветряная оспа, корь, краснуха, полиомиелит и другие).
Парциальное расстройство может быть связано с поражением некоторых зон головного мозга в случае дизартрии, афазии и алалии.
Рассматриваемый недуг чаще всего обнаруживается у детей с ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью и тяжелым речевым нарушением.
Социальные факторы
- неблагоприятное окружение;
- дефицит речевого общения;
- высокий темп обучения;
- билингвизм;
- педагогическая запущенность;
- плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.
Большинство исследователей и ученых считают, что парциальное расстройство напрямую связано с нарушением в области левого полушария головного мозга. Именно эта часть отвечает за моторику (зона Брока) и восприятие речи (зона Вернике), а также нарушения, связанные с областями головного мозга через дугообразный пучок.
Проблемы с распознаванием слов возникают в результате дефектов или дисфункций правого полушария головного мозга, средней затылочной части и области угловой извилины. Неспособность к освоению правил формирования слов расценивается как часть парциального расстройства.
Чаще всего у юных пациентов с такой проблемой появляются сложности при выявлении рода, корня, определении слова или при расставлении знаков препинания.
Виды дислексии
Симптомы могут выражаться по-разному, в частности в определенных случаях выявляется «словесная слепота». Она связана со снижением активности на определенном мозговом участке.
Ученым известно, что дислексия в той или другой форме присутствуют у 5-12% людей. Парциальное расстройство разделяется на несколько основных форм.
Среди них выявляются следующие виды недуга:
- Фонематическая дислексия. Эта форма является самой распространенной у школьников начальных классов. Она основывается на нарушениях и недостаточном развитии функций фонематической системы. Смыслоразличительные особенности являются основным отличием одной фонемы от другой (твердость, мягкость, звонкость и глухость, место и способ формирования).
В случае изменения в слове одной из фонем (лом – дом, росы – косы) или ее последовательности (липа – пила) формируется другой смысл.
Данная форма парциального расстройства вызывает у ребенка смешение звуков по одному смыслоразличительному признаку. Здесь также следует выделить искажение и побуквенность чтения, наделяемые звуковой и слоговой структурой (пропуск букв, перестановка слогов).
- Семантическая форма имеет и другое определение — «механическое чтение». Этот вид патологии выявляется в случае нарушения понимания прочитанного (слово, предложение, текст), при этом, техническое чтение является правильным.
Нарушение провоцирует появление звукового и слогового синтеза. Также у ребенка выявляется проблема нечеткости в представлениях синтаксических связей в предложении (предложение или текст воспринимаются в изолированном состоянии, в результате чего происходит разрыв связей с остальными словами).
- Аграмматическая дислексия является наиболее распространенным диагнозом у детей с недоразвитой системой речи. Она характеризуется следующими особенностями: неправильное согласование по падежу, роду, числу; изменение в падежных окончаниях и глаголах относящихся к 3 лицу прошедшего времени.
- Оптическая форма, как и другие виды дислексии связана со смешением и неправильным усвоением схожих графических букв. Они различаются только в одном элементе (Л – М). Помимо этого, буквы могут состоять из одинаковых элементов, но с различным расположением (Н–П–И).
- Мнестическая дислексия представлена проблемами и сложностями в усвоении букв. Ребенок не может понять, какая буква соответствует конкретному звуку.
Фото. Девочка не понимает прочитанный текст.Семантическая форма дислексии — «механическое чтение»
Симптомы дислексии
Рассматриваемая патология имеет свои характерные симптомы. Правильнее всего их называть конкретными проблемами, с которыми и сталкиваются люди с парциальным расстройством. Самыми распространенными являются следующие:
- заторможенность в развитии выявляется в способности читать, писать и запоминать орфографию;
- сложность в восприятии сведений;
- плохое усвоение прочитанной информации;
- дезориентация в пространстве;
- нарушение, связанное с координацией движений;
- трудности в понимании слов.
Необходимо выделить и тот факт, что дезориентация присутствует во всех симптомах дислексии. Психическое расстройство невозможно распознать по отдельности. Роль ориентации играет точность восприятия обстановки, окружаемой человеком.
К этому числу относятся и двухкамерные слова, распечатанные на бумажном листе. Необходимо учитывать и тот факт, что ребенок не способен образно изображать печатные символы и буквы, поэтому его восприятие может заполниться некими пустотами. В итоге ребенок не может принять окружающую реальность в том виде, в котором ее воспринимают его здоровые сверстники.
Симптом психического расстройства дислектиков выявляется следующими проявлениями:
- высокий уровень интеллектуальной способности при плохих навыках чтения;
- сложности в письме;
- возможные проблемы со зрением, которое не соответствует нормальным требованиям;
- повтор ошибок, возникающих в момент письма или чтения;
- слабая успеваемость в выполнении определенных заданий;
- низкий уровень запоминания в целом;
- трудности, связанные с определением сторон и пространства.
Диагностика дислексии
Логопеды, обследуя юных пациентов с парциальным расстройством, выявляют у них низкий уровень формирования письма, чтения и других навыков. На начальном этапе врач-логопед изучает особенность речи ребенка на уровне анамнеза, состояние речевой моторики, артикуляции и успеваемости ученика.
- Диагностику письменной речи необходимо проводить согласно нескольким принципам (выполнение задания по тексту, понимание, написание на слух самостоятельного задания). Одной из главных составляющих этого обследования является определение уровня формирования зрительного мнезиса и гнозиса.
- Диагностика устной речи включает в себя следующие принципы — формирование слоговой структуры слова, оценивание фонематического развития и звукопроизношения.
- Согласно показаниям обследования речи, логопеды вносят определенные дополнения, связанные с медицинским диагностическим блоком. Они могут включать в себя консультацию в детской неврологии и офтальмологическом отделении на основании проведенных тестов.
Лечение дислексии
Дислексия является проблемой многих детей на протяжении долгих лет жизни, но не влияет на развитие функционального навыка у ребенка. Не смотря на это, многие дети не достигают высокого уровня грамотности.
Лечение дислексии состоит из нескольких этапов, включающих в себя прямое и пассивное обучение. Оно связано с распознаванием слов и выделением компонентов предложений. В прямом обучении фонетические способы применяются отдельно от процесса чтения. Их можно использовать как подходы, обучающие чтению словами и выражениями.
Также рекомендовано применять подходы с воздействием на органы чувств. Они включают в себя изучение слов и выражений, интеграцию слуховых, тактильных и зрительных ощущений.
Затем рекомендуют использовать подходы с воздействием на несколько органов чувств, включающих изучение целых слов и интеграцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений для обучения звукам, словам и предложениям.
Обучение выделения составной части слова состоит из навыков звукового смешения и формирования новых выражений. Кроме того, в процессе обучения ребенок должен уметь разделять слова на составные части и компоненты, а также грамотно определять звуки.
Навык выделения компонента в понимании текста включает в себя главные идеи, факты и детали, ответы на вопросы, чтение с выводами. Для этого пациентам позволяют пользоваться услугами компьютера, так как детям будет проще выделить печатное слово в тексте и воспринимать его при чтении.
К другим методам лечения парциального расстройства относятся перцептивный и оптометрический тренинг, развитие слуховой и зрительной памяти, медикаментозная терапия. Все эти методы являются недоказанными и непроверенными.
Профилактика дислексии назначается в дошкольном возрасте, так как именно в этот период легче всего развить у ребенка зрительные и пространственные функции, внимание, память, моторику, аналитическую и синтетическую деятельность.
Формирование лексического и грамматического речевого строя играет важную роль в развитии ребенка, как и своевременное выявление нарушений, проведение специальных занятий по изменению ФФН и ОНР, а также подготовка к изучению грамоты. Такая профилактика способствует дальнейшему выздоровлению детей, страдающих парциальным расстройством.
Видео на тему: «Ребенок, семья, общество: обучение и интеграция детей с аутизмом или дислексией».
что это такое и можно ли с ней справиться
Заболевание, о котором пойдет речь, называют болезнью гениев, а проявляется она в специфической неспособности к обучению, когда страдает и чтение и письмо.
И, обуславливается либо нарушением функций психологических и нейрологических, либо объясняются расстройствами врожденного или приобретенного характера. Причем, может наблюдаться у людей как с нормальным интеллектом, так и с его недостаточностью.
Дислексия что это такое, можно ли справиться с этим заболеванием, препятствующим нормальной жизнедеятельности человека, требующим внимательного подхода и своевременной диагностики. Какова ее природа возникновения и меры профилактики.
Дислексия — неспособность к обучению
Некоторые дети в младшем школьном возрасте сталкиваются с проблемами при обучении чтению, что вызывается трудностями восприятия и понимания письменной информации. Эта патология обычно имеет причиной не умственные отклонения, часто она носит психологический характер.
В отдельных случаях отклонение проявляется лишь во взрослом возрасте, но в большинстве случаев это происходит еще в дошкольный или младший школьный период. На данный момент, по статистике, более 15 процентов людей имеют подобное отклонение.
Ученые говорят, что заболевание может иметь генетическую предрасположенность и процесс в этом случае может зародиться уже в внутриутробный период. Это влияет на развитие мозга.
Но отмечаются и другие факторы, которые прямо и косвенно могут являться причиной появления недуга. К ним относятся:
- возможные травмы головного мозга,
- повреждения органов нервной системы в период фетального развития внутри матери,
- инфекционные или вирусные заболевания в период внутриутробного развития,
- кислородное голодание плода в период вынашивания или обвитие пуповины,
- несвоевременная отслойка плаценты, роды преждевременные или патологические.
Суть дислексии заключается в затрудненном восприятии письменной информации: при чтении человек путает отдельные буквы и звуки, не вполне осознает смысл прочитанных слов, испытывает трудности в построении логических цепочек на основе прочитанного и не в состоянии воспроизвести смысл текста.
Сопутствующие симптомы при этом – сложности с дикцией, восприятием и воспроизведением чисел. Часто страдающие данной проблемой рассеянны и невнимательны.
Основной физиологической составляющей возникновения этой патологии является отсутствие активизации всех зон головного мозга, отвечающих за нормальное функционирование процессов восприятия, осознания и воспроизведения текста.
Согласно исследованиям, во время чтения задействовано три основных зоны мозга: центр Брока, обеспечивающий моторную организацию и анализ речи, а также две зоны, специализирующиеся на понимании и визуальном представлении речи.
Фактическим отличием дислектиков от остальных людей является нарушение активности двух последних участков мозга. При чтении у них работает только зона Брока. Таким образом, дислектики испытывают трудности с правильным восприятием графических образов, что мешает им осуществлять полноценный процесс чтения и понимания текста.
Причины возникновения отклонений
Исследования показывают, что точные факторы развития данной болезни установить невозможно. Но все же выделяются причины, которые чаще всего вызывают эту проблему, по данным специалистов, следующие:
- Расположенность на генетическом уровне;
- Осложнения во время беременности матери больного – интоксикация любого характера, перенесение гриппа, краснухи, герпеса, кори и других инфекционных заболеваний, порок сердца матери или плода;
- Поражения мозговых функций ребенка, что вызывается неправильным развитием пуповины при беременности, асфиксии плода или тяжелыми и длительными родами;
- Травмы головы;
- Инфекционные заболевания в раннем возрасте, сопровождающиеся осложнениями и некоторые другие факторы.
Влияние социальных факторов
Дополнительно на развитие дислексии могут повлиять социальные факторы – особенности микроклимата в семье, отсутствие своевременных занятий с ребенком или наоборот, слишком раннее обучение грамоте.
Часто эта проблема развивается на фоне двуязычной семьи или в результате переучивания врожденного левши. В целом патология никогда не стоит отдельно от общего неврологического и психоэмоционального состояния человека, его социального окружения и уровня воспитания.
Одним из весомых факторов, вызывающих это отклонение – преобладание образного мышления над конкретным, что свойственно многим творческим личностям, в особенности людям, занимающимся искусством.
Виды заболевания и их отличительные особенности
Поскольку главную роль при возникновении этого нарушения играют неврологические и психические процессы, в зависимости от их типа существует следующая классификация:
Оптическая предусматривает затруднения с распознаванием букв и других графических элементов, имеющих внешние сходства между собой. К примеру: Ы -Ь или П — Н.
Фонематический тип нарушения, связан с затруднением различия мягких и твердых, звонких и глухих звуков, что мешает смысловому восприятию. К примеру: ком — дом — том. При замене одной фонемы другой, изменяется значение всего слова. Ребенок при этой форме заболевания не может различить звуки (ш -с). К примеру: сок — шок.
Аграмматическая разновидность заключается в проблематичном распознавании грамматических форм по причине неспособности различения дислектиком окончаний различных родов, падежей . К примеру: вместо (в домах — произносится в домов) или отмечается неправильное окончание в глаголах (сделул) или прилагательных (интереный кино).
Страдающие семантическим типом патологии не способны различать смысл целых слов, хотя читают их правильно, что в целом негативно влияет на восприятие текста в общем.
У детей при чтении по слогам, наблюдается вариация этого вида, когда читая звуки, они не могут объединить их в слова. Поэтому информация тоже не воспринимается.
При мнестическом типе происходит затруднение в установлении связи между звуками и их написанием. Оно связано с нарушением слухоречевой памяти, ребенку трудно связать зрительный облик буквы и звук, которым она произносится.
Тактильный вид нарушения заключается в проблемном восприятии символов у слабовидящих. Поскольку у них задействовано не зрительное восприятие, а сенсомоторная система, ведь читают они при помощи тактильных ощущений.
Но исследования показывают, что у слабовидящих детей тоже проявляются признаки дислексии, которая выражается недочитывании слова до конца, а в стремлении угадать его и в путанице с буквами.
Дислексия букв. Отдельной разновидностью признают дислексию букв, которая проявляется зачастую во время набора текста на компьютере: буквы, стоящие рядом, могут систематически меняться местами. Эта разновидность заболевания характерна и для детей и для взрослых.
В целом, с учетом существующих разновидностей ученые выделяют категории заболевания, развивающиеся как следствие недостаточной сформированности речевых функций, либо патологии, возникающие в результате определенных нарушений психического характера. К первой категории относят фонематическую, семантическую и аграмматическую дислексию, а остальные виды условно принадлежат ко второй группе.
Как диагностировать, учитывая симптомы заболевания
Основным признаком развития этого отклонения в той или иной степени является неспособность воспринимать текст или несколько затрудненное его восприятие. Учащиеся младших классов обычно испытывают следующие симптомы:
- сложности при запоминании цифр и точных фактов;
- неосознанная замена одних слов другими;
- написание букв в зеркальном порядке;
- сложности в овладении новыми навыками;
- инверсия при чтении текста и некоторые другие.
В более старшем возрасте это явление может сопровождаться более низким качеством чтения в сравнении с ровесниками, замкнутостью и общей медлительностью. Дети-дислектики, учащиеся в средних и старших классах, страдают от ухудшений памяти, низкой скорости письма, длительной адаптации к новым условиям и прочими недостатками восприятия окружающей действительности.
Больным характерна:
- дезорганизация поведения и дезориентация в пространстве,
- большая сложность с восприятием информации,
- в движениях наблюдается нарушение координации и неуклюжесть,
- чаще это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Для диагностики назначаются консультации не только логопеда, но и психолога и невролога. Проводятся исследования по диагностике головного мозга (ПЭТ и МРТ), которые показывают на снижение плотности ткани мозга в левой височной доле и задней части извилины височной.
Дополнительно могут быть замечены такие на первый взгляд несущественные недостатки, как проблема с почерком, чрезмерная эмоциональность и нестабильность поведения, повышенная раздражительность, сложности в определении правой и левой стороны, общая неуклюжесть.
На поведенческом уровне человек может быть слишком импульсивным, проявлять излишнюю озабоченность вопросами справедливости и иметь слишком обостренный эстетический вкус.
Часто во время письма или рисования, ребенок, имеющий подобную болезнь или даже предрасположенность к ней, необычным способом держит ручку или карандаш, что тем не менее может сочетаться с творческим самовыражением и наличием тех или иных талантов.
Взрослые проявляют примерно те же симптомы, что и дети различных возрастов. Правда, чем раньше будет выявлена патология и начато лечение, тем больше шансов, что проблема будет полностью преодолена, поскольку с возрастом подключаются психологические аспекты заболевания.
Лечение: основы и последовательность терапии
Верно диагностировав эту особенность и определив ее тип и степень, необходимо незамедлительно приступить к лечебным мероприятиям. Основная проблема в лечении заболевания – отсутствие необходимой компетенции у большинства логопедов. По этой причине очень важно найти квалифицированного специалиста.
Методы коррекции зависят от конкретного типа нарушения. При фонематической разновидности основной упор должен производиться на разработке речевого слуха, а при наличии графического и других типов требуется тренировка буквенного зрения.
Методики выявления заболевания
В связи с относительно недавним началом изучения этой патологии, не существует одной общепринятой методологии ее лечения. Но наиболее продвинутые специалисты разработали собственные системы, которые уже много лет успешно применяют для работы с детьми и взрослыми.
Наиболее эффективны на данный момент методики Дейвиса и Корнева. Именно с их помощью может быть преодолена дислексия любого типа, в том числе ее графическая разновидность дисграфия.
Первое, что требуется для определения наличия данной патологии у любого человека и определения ее стадии:
Тестирование по А. Корневу
Специально разработанный тест, в зависимости от ситуации может быть как сокращенным, занимающим до 10 минут, применяющимся при работе с дошкольниками, так и более обширным, занимающим до 2 часов. Посмотрите видео: Психолог Вероника Степанова дает разъяснения, что такое дислексия,
На ранних стадиях эффективно обращаться к методике раннего выявления болезни, созданной профессором Корневым. Фактически его разработка представляет собой тест на определение наличия этого отклонения, его формы или предрасположенности к нему в той или иной степени.
Корнев предлагает несколько ступеней тестирования, проводимого в игровой форме. Всего в систему теста входит несколько основных заданий:
Проверка навыков рядоговорения, например, умение перечислять в прямом порядке дни недели или месяцы года;
- Способность воспроизведения звуковых ритмов;
- Тест на повторение последовательности простых действий;
- Повторение определенной последовательности цифр;
- Определение ориентации «право-лево»;
- Составление последовательного рассказа по предложенным иллюстрациям.
После выполнения всех заданий проводится оценка результатов теста, по которым делается диагностика и вывод. В зависимости от набранных баллов оценивается состояние обследуемого, и делается вывод на наличие или отсутствие предрасположенности к дислексии. Эти же результаты позволяют диагностировать уже начавшееся развитие патологии.
Методика Р. Дейвиса
Метод Дейвиса основным своим предназначением имеет развитие визуального мышления, а не традиционного вербального. Эта цель предусматривает обязательную работу с мелкой моторикой, которая активизирует работу мозга и нервных окончаний и помогает улучшить пространственную ориентацию, позволяя больному побороть недуг собственными силами.
Сильной стороной этой системы можно считать замену длительных и утомительных повторений на комбинацию различных комплексов упражнений, что более подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В основе методики заложена лепка из пластилина, игры с мячом и другие несложные действия, выполнение которых помогает развивать пространственное восприятие действительности.
Основных этапов метода Дейвиса несколько:
- Контроль алфавита и языковых символов при помощи их вылепливания из пластилина;
- Контроль абстрактных слов, с которыми у дислектиков возникают некоторые сложности;
- Развитие навыков понимания символов и текстов при чтении.
Лепка букв и других символов из пластилина помогает лучше ощутить их и осознать, что облегчает восприятие и воспроизведение графических символов и понимание звуковой информации.
Профилактика заболевания
Поскольку заболевание зачастую проявляется в младшем школьном возрасте, родители каждого ребенка должны начинать следить за состоянием его здоровья значительно раньше: на первых этапах обучения чтению и предваряющих его навыков.
Возраст, когда лучше подвергнуть дошкольника профилактическому осмотру, — около 5 лет. Именно тогда уже могут появиться первые тревожные симптомы. Можно доверить осмотр как невропатологу или психологу широкого профиля, но рекомендуют обращаться к узкопрофильным специалистам.
Если определенные отклонения будут замечены раньше, есть большая вероятность полностью избавиться от нежелательных симптомов и предотвратить трудности в обучении ребенка. Своевременно замеченные неполадки и раннее их предотвращение помогут избавиться от неприятных сопутствующих проявлений, в том числе проблемы с концентрацией, несобранностью, нервозностью и плаксивостью.
В статье была рассмотрена дислексия, что это такое и формы ее проявления. Все родители должны иметь представление о патологии, связанной с затрудненным восприятием у детей графических символов или звуков. Которая, в зависимости от стадий развития, поддается полному или частичному лечению.
Чем раньше будет диагностирована эта проблема и чем быстрее и профессиональнее проведены соответствующие лечебные мероприятия, тем большая вероятность благополучного исхода и восстановления всех функций в будущем. Следует помнить, что лечение может занять месяцы и даже годы, поэтому необходимо как участие специалистов и близких людей, так и желание и усердие самого больного.
Будьте здоровы, уважаемые читатели!
В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму Обратная связь. Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!