| Дислексия: симптомы, лечение и диагностика
Понятие дислексии подразумевает неспособность к нормальному овладению процессом чтения. Дислексические нарушения диагностируются ещё в дошкольном возрасте, когда дети только начинают учиться читать.
Дислексики испытывают затруднение в распознавании букв, складывании их в слоги и слова, правильном произношении, а также адекватном осмыслении прочитанного. При этом необязательно, чтобы ребёнку ставили задержку психического развития и другие нарушения. Напротив, дислексию часто рассматривают как патологию творческих и интеллектуально высокоразвитых людей. Ошибки, которые допускают дислексики, могут показаться странными и нелепыми. Что же лежит в их основе?
Причины дислексии
К основным причинам, вызывающим дислексию, специалисты относят:
- генетические — тип мышления с приоритетом правого полушария мозга;
- перинатальные — нарушение функций головного мозга при отклонениях в нормальном течении беременности и проблемном течении родов;
- постнатальные — черепно-мозговые травмы, энцефальные нарушения, детские инфекции;
- социальные — несформированность устной речи вследствие разноязычного окружения, минимального общения, низкого речевого уровня окружающих.
Симптомы дислексии
Чтение — сложный зрительный процесс осмысления знаков письменности и правильного их речевого воспроизведения. Во время чтения активизируются все отделы левого полушария мозга человека, и каждый из них отвечает за восприятие и обработку своей части информации. Насколько ребёнок способен овладеть навыками чтения, чаще всего становится понятным годам к шести, когда это становится необходимостью. Но по некоторым признакам можно диагностировать дислексию в более раннем возрасте.
У детей-дислексиков нередко выражены действия невротического характера, которые, в том числе, относят к симптомам дислексии у детей:
- срыгивания между приёмами пищи;
- пугливость, вздрагивания во сне и от резких звуков;
- плаксивость и беспокойство, не имеющие оснований.
В дальнейшем такие дети начинают поздно ходить, говорить и складывать слова во фразы. Они не самостоятельны и пассивны в преодолении сложных ситуаций. Практически у всех сильно выражен астенический синдром в виде быстрой утомляемости и отсутствия концентрации внимания.
Диагностика дислексии
Диагностика дислексии подразумевает общую оценку навыков чтения, понимания прочитанного, сформированности устной речи и письма, а также неречевых функций. Дислексию градируют на латеральную (проблемы с усвоением алфавита) и вербальную (затруднения при прочтении отдельных слов).
При речевой оценке основными признаками для констатации дислексии считаются:
- постоянно повторяющиеся ошибки при чтении,
- подмена и дефекты звуков,
- нарушение речи,
- неспособность строить связные предложения,
- искажение осмысления прочитанного.
При оценке неречевых навыков принимается во внимание уровень функциональности всех органов чувств, в особенности способность ребёнка правильно координировать свои движения, удерживать равновесие. Подмечена взаимосвязь трудностей в запоминании информации с нарушениями координации движений. Считается, что нарушения стандартных двигательных функций не позволяют мозгу отвлекаться на полноценное освоение таких видов деятельности как чтение и письмо.
При диагностике зрительных навыков нередко используется регистрационный видеометод EYE-tracking, разработанный в США. Посредством EYE-tracking оцениваются зрительные функции и движения глаз во время чтения или рассматривания иллюстраций. Отклонения от нормы свидетельствуют о низкой возможности освоения навыков чтения и письма.
Способность мозга к адекватному восприятию слуховой информации определяется по методу TAVS, вследствие которого оценивается способность различать звуковые сигналы, определять локализацию звука, различать его частоту, ритм, длительность и интервалы.
Совокупность диагностических обследований позволяет понять особенности развития ребёнка и назначить правильное коррекционное лечение.
Профилактика и лечение дислексии у детей
Преодоление симптомов дислексии заключается в устранении нарушений устной речи, а также коррекции отклонений неречевых функций. Для лечения и устранения причин нарушений используются индивидуально разработанные программы, основанные на данных диагностических исследований.
Одним из наиболее эффективных блоков лечения дислексии у детей считается нейропсихологическая помощь. Такая помощь заключается в совокупном комплексе приёмов, посредством которых корректируются и компенсируются нарушения работы головного мозга. При этом тренируются не только отдельные навыки, но и проводится работа по нормализации функционирования их в едином режиме. Нейропсихологическая помощь оказывается таким образом, чтобы впоследствии ребёнок мог самостоятельно контролировать себя.
Занятия с нейролингвистом подразумевают совокупность развития психических функций, получения образовательных навыков письменной и устной речи, знаний грамматики русского языка. В результате полноценных занятий ребёнок перестаёт делать неадекватные ошибки при письме, совершенствует технику речи, повышает словарный запас.
Чем раньше начать правильную коррекционную работу, тем она будет эффективнее. Традиционные методы зазубривания материала не дают необходимого результата. Нейрологопедический центр «Выше радуги» проводит лечение дислексии у детей в Москве по инновационной методике Рональда Дейвиса, специально разработанной для людей с особым типом мышления. Используемая нами методика даёт свои результаты за 6-9 месяцев, а дислексические нарушения уходят безвозвратно. Звоните нам по тел. +7 (495) 152-26-54.
Контактные телефоны
8 (903) 520-03-54
Ваш вопрос
[recaptcha id:capt]
НАШ АДРЕС
МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483
Лицензия
Дислексия – лечение, симптомы, причины болезни, первые признаки
Дислексия – лечение, симптомы, причины болезни, первые признакиГлавная
Справочник болезней
Дислексия
Описание
- Описание
- Симптомы
- Диагностика
- Лечение
- Кто лечит
- Где лечить
Опубликовано: 20 июля 2021Время на прочтение: 7 минутКомментарии
Автор материала
Описание
Дислексия – расстройство специфического навыка, которое проявляется стойкими повторяющимися ошибками чтения и обусловлено недостаточной сформированностью высших психических функций. Больным требуется психокоррекционная помощь. В МКБ-10 дислексия отнесена к двум группам: «Специфическое расстройство чтения» с кодом F81.0 (дислексия развития), «Дислексия и алексия» с кодом R48 (дислексия БДУ).
При дислексии наблюдается несоответствие фактического и ожидаемого уровней развития навыков чтения с учетом хронологического возраста и показателя интеллекта. Ошибки в чтении не связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, нарушениями слуха или зрения, перенесенными черепно-мозговыми травмами, неврологическими или психическими заболеваниями.
Точная распространенность дислексии неизвестна, но по официальным данным 15% школьников ежегодно направляются на специальные занятия для преодоления трудностей, связанных с освоением чтения. Расстройство чаще определяется у мальчиков, чем у девочек. Пик выявления дислексии – 8-9 лет. Как вариант дислексии рассматривается неспособность ребенка запомнить правила печатного языка: сложности в анализе частей слова и последовательности букв.
Причиной дислексии считаются нарушения слухового восприятия. Детям сложно обработать фонетическую составляющую слов, поэтому они испытывают трудности при анализе, различении, объединении и запоминании звуков. В результате сниженной оказывается слуховая память, понимание письменной речи.
Дислексия является наследственным расстройством, поэтому дети, родители которых имели трудности в обучении и освоении чтения, отнесены в группу риска. У людей с данным нарушением в головном мозге выявлены специфические дисфункции коры, обусловленные врожденными аномалиями нервной системы. Ключевую роль играют поражения, влияющие на интеграцию нескольких функций головного мозга. Большая часть исследователей утверждает, что дислексия обусловлена изменениями в работе левого полушария мозга и с нарушениями в зонах, отвечающих за понимание и воспроизведение речи.
Симптомы
Фото: proaist.ru
Основной признак дислексии – неспособность читать без ошибок. Также у детей нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, имеются неточности в употреблении слов. Часто речь неправильна грамматически, в ней нет сложных фраз. Может быть нарушена связность предложений и слов.
Выделено несколько форм дислексии:
- Фонематическая. Проявляется при чтении как замена близких по звучанию букв, трудности в изучении (запоминании) букв, обозначающих схожие звуки. Например, часто дети путают Б и П, С и Ш, Ж и Ш, Ч и Щ. При другом варианте фонематической дислексии невозможным становится побуквенное чтение, искажается звукослоговая структура слов. Ребенок пропускает согласные звуки, вставляет гласные между двумя согласными, перестанавливает звуки (яблоко – яболоко, арбуз – рабуз).
- Аграмматическая. Во время чтения заметны ошибки воспроизведения окончаний, префиксов, суффиксов, изменения склонений. Чтобы понять прочитанное, ребенок пытается угадать смысл. Нарушены представления о связи слов в предложении.
- Семантическая. Затруднено понимание текста при технически правильном чтении. Ребенок воспринимает предложение как набор изолированных слов и не улавливает связь между ними. Он либо совсем не понимает, о чем прочитал, либо понимает ошибочно.
- Оптическая. Графически похожие буквы заменяются и смешиваются при чтении. Это могут быть буквы В и З, Д и Л, Г и Т, Х и К, Н и П, Н и И. Иногда возникает зеркальное прочтение слогов и слов.
- Мнестическая. Наблюдаются сложности в усвоении букв, в установлении ассоциаций между буквами и их звучанием. Ребенку тяжело запомнить, какому звуку соответствует буква, поэтому он заменяет их.
К общим признакам дислексии относятся: сниженная память, трудности концентрации внимания, неуклюжесть в захвате ручки. Ребенок отказывается читать вслух, не любит писать диктанты и сочинения, с трудом запоминает алфавит, ошибается в определении «право-лево», «вверх-вниз». В младших классах вырабатывается негативное отношение к урокам, на которых нужно много читать и писать. Постепенно развивается школьная неуспеваемость.
Диагностика
Фото: kanal-o.ru
Выявление дислексии происходит в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Чаще всего расстройство обнаруживается у детей подготовительных групп детского сада и у первоклассников. Диагностикой занимаются специалисты нескольких направлений: педагоги-психологи, логопеды, педиатры, нейропсихологи, неврологи. Как правило, проблему обнаруживает педагог, которые направляет ребенка к психологу и/или логопеду. Также необходимо обследование у педиатра, невролога и детского психиатра, чтобы исключить или подтвердить наличие сопутствующих заболеваний, оценить общий уровень развития.
Первым диагностическим признаком дислексии является неспособность освоить навык чтения в первом классе при использовании традиционного подхода к обучению. При этом устная речь и интеллект развиты достаточно. Стандартная схема диагностики дислексии состоит из следующих процедур:
- Сбор анамнеза. Педиатр расспрашивает об особенностях протекания беременности, раннем периоде развития, наличии дислексии у ближайших родственников, неврологических и иных заболеваниях. При необходимости он направляет ребенка к узким специалистам – к неврологу и психиатру. Дополнительная диагностика позволяет исключить, например, нарушения слуха и зрения как причину трудностей в чтении.
- Оценка чтения и речи. Логопед оценивает сформированность навыков чтения, выявляет ошибки, типичные для той или иной формы дислексии. Он выполняет диагностику письма и речи, определяет изменения в работе артикуляционного аппарата, мелкой моторики. Могут быть проведены пробы письма на слух, зачитывания вслух, переписывания текста.
- Диагностика когнитивных и психологических особенностей. Психолог исследует память, внимание, мышление и интеллект. Он определяет слабые и сильные стороны познавательной сферы ребенка при помощи тестов. При необходимости выполняет анализ эмоций и поведения, так как иногда обучению препятствуют особенности характера ребенка (чрезмерная замкнутость, молчаливость или наоборот неусидчивость, рассеянность).
Лечение
Детям с дислексией необходима специальная программа по обучению чтению и письму. Традиционные уроки в школе дополняются занятиями с психологом и логопедом. В некоторых школах создаются специальные классы, в которых фонетические методики, техники распознавания слов и их компонентов внедряются в уроки чтения. В целом же лечение дислексии проводится комплексно. Оно включает:
- Логопедические занятия. Специалист обучает ребенка читать сразу целые слова и предложения или начинает с освоения простых единиц – звуков и букв, постепенно усложняя задачи. Набор упражнений подбирается индивидуально. Это могут быть задания на формирование грамматических схем, освоение слогового синтеза, расширение словарного запаса, звукобуквенный анализ.
- Психокоррекционные занятия. В зависимости от вида дислексии необходима коррекция определенной психической функции, нарушение которой лежит в основе трудностей чтения. Например, мнестическая дислексия требует стимуляции развития слухоречевой и речезрительной памяти, оптическая дислексия – зрительно-пространственного восприятия. Психокоррекционные занятия состоят из нескольких упражнений, которые ребенок выполняет несколько раз в неделю.
- Лекарственную терапию. Применяются препараты группы ноотропов. Их действие направлено на патогенетическую основу дислексии, а именно на преодоление нарушений высших психических функций. Нооторпные средства стимулируют обменные процессы в головном мозге, улучшают усвоение кислорода, повышают устойчивость клеток и тканей к воздействию негативных факторов.
Большую роль в успешности лечения дислексии играет отношение членов семьи к заболеванию. Родители должны быть в полной мере информированы о причинах расстройства, особенностях его проявлений, способах лечения и прогнозе. Ребенку необходима психологическая поддержка, а также помощь в организации условий для регулярного выполнения домашних заданий от логопеда и психолога. Родителям стоит воздержаться от критики и упреков, так как это сформирует страх перед освоением чтения и нежелание учиться.
Прогноз
Дислексия может быть проблемой, сохраняющейся на протяжении всей жизни. Однако при регулярных занятиях со специалистами детям удается в полной мере освоить навык чтения, и трудности возникают лишь при знакомстве с новыми словами, изучении иностранного языка. Стоит отметить, что прогноз во многом зависит от своевременности диагностики и интенсивности коррекционных мероприятий. Наибольшего прогресса достигают дети, которым диагноз был установлен в возрасте 7-8 лет, а логопедические и психокоррекционные мероприятия проводились несколько раз в неделю на протяжении 2-4 лет.
При поздней диагностике дислексии, когда пластичность нервной системы уже снижена и закончен так называемый сенситивный период освоения речи, эффективность лечения не столь высока. В таких случаях уровень грамотности остается сниженным на протяжении всей жизни.
Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.
Источники
- Witruk Evelin Диагностика и лечение дислексии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №2.
- Мошкова Ольга Михайловна Критерий раннего выявления дислексии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №3.
- Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. 2008. №1.
- Нагапетян Рузанна Сократовна Дислексии у детей младшего школьного возраста // Преподаватель ХХI век. 2012. №1.
- Китаева Наталья Николаевна, Николаева Ирина Александровна Современный подход к коррекции дислексии у учащихся общеобразовательных школ // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1.
Ваши комментарии о симптомах и лечении
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Нашли ошибку
Понимание дислексии (для подростков) — Nemours KidsHealth
Что такое дислексия?
Дислексия (произносится: дис-ЛЭК-си-э-э) — это тип нарушения обучаемости . У человека с нарушением обучаемости возникают проблемы с обработкой слов или чисел. Существует несколько видов нарушений обучаемости. Дислексия — это термин, используемый, когда людям трудно научиться читать, несмотря на то, что они умны и заинтересованы в обучении.
Что вызывает дислексию?
Дислексия — это не болезнь. Это состояние, с которым человек рождается, и оно часто передается по наследству. Люди с дислексией не глупы и не ленивы. Большинство из них имеют средний или выше среднего интеллект, и они очень много работают, чтобы преодолеть свои проблемы с чтением.
Дислексия возникает из-за различий в способах обработки информации мозгом. Изображения мозга показывают, что когда люди с дислексией читают, они используют другие части мозга, чем люди без дислексии. Эти фотографии также показывают, что мозг людей с дислексией не работает эффективно во время чтения. Вот почему чтение кажется такой медленной и тяжелой работой.
Что происходит при дислексии?
Большинство людей думают, что дислексия заставляет людей переворачивать буквы и цифры и видеть слова наоборот. Но инверсии происходят как нормальная часть развития и наблюдаются у многих детей до первого или второго класса.
Основной проблемой при дислексии является проблема распознавания фонем (произносится: FO-neems). Это основные звуки речи (например, звук «б» в слове «летучая мышь» является фонемой). Так что трудно установить связь между звуком и буквенным обозначением этого звука и соединить звуки в слова.
Это затрудняет распознавание коротких, знакомых слов или произношение более длинных слов. Человеку с дислексией требуется много времени, чтобы произнести слово. Поскольку чтение слов требует больше времени и внимания, смысл слова часто теряется, а понимание прочитанного ухудшается.
Неудивительно, что у людей с дислексией проблемы с правописанием. У них также могут быть проблемы с письменным и даже устным выражением своих мыслей. Дислексия — это расстройство обработки речи , поэтому он может воздействовать на все формы речи, устную или письменную.
Некоторые люди имеют более легкие формы дислексии, поэтому у них может быть меньше проблем в других областях устной и письменной речи. Некоторые люди борются со своей дислексией, но это требует больших усилий и дополнительной работы. Дислексия — это не то, что проходит само по себе или что человек перерастает. К счастью, при надлежащей помощи большинство людей с дислексией учатся читать. Они часто находят разные способы учиться и использовать эти стратегии на протяжении всей своей жизни.
Что значит иметь дислексию?
Если у вас дислексия, у вас могут возникнуть проблемы с чтением даже простых слов, которые вы видели много раз. Вы, вероятно, будете читать медленно и почувствуете, что при чтении вам нужно очень много работать. Вы можете перепутать буквы в слове — например, прочитать слово «сейчас» как «выиграл» или «слева» как «почувствовал». Слова также могут смешиваться друг с другом, и пробелы теряются.
У вас могут возникнуть проблемы с запоминанием прочитанного. Вам может быть легче запомнить ту же информацию, когда вам читают ту же информацию или вы ее слышите. Словесные задачи по математике могут быть особенно сложными, даже если вы освоили основы арифметики. Если вы делаете презентацию перед классом, у вас могут возникнуть проблемы с подбором правильных слов или названий для различных объектов. Орфография и письмо обычно очень сложны для людей с дислексией.
Как диагностируется дислексия?
Люди с дислексией часто находят способы обойти свою инвалидность, поэтому никто не узнает, что у них проблемы. Это может избавить вас от смущения, но получение помощи может облегчить учебу и чтение. Большинству людей диагноз ставится в детстве, но нет ничего необычного в том, что диагноз ставят подросткам или даже взрослым.
Родители или учителя подростка могут заподозрить дислексию, если заметят многие из следующих проблем:
- плохие навыки чтения, несмотря на нормальный интеллект
- плохие навыки правописания и письма
- проблемы с выполнением заданий и тестов в установленные сроки
- трудности с запоминанием правильных названий вещей
- проблемы с запоминанием письменных списков и телефонных номеров
- проблемы с направлением (говоря справа налево или вверх вниз) или чтением карт
- проблемы с прохождением уроков иностранного языка
Наличие одной из этих проблем не означает, что у человека дислексия. Но тот, у кого проявляются некоторые из этих признаков, должен быть проверен на это состояние.
Официально диагностировать дислексию можно только после комплексного обследования специалистом по чтению или психологом в школе или по месту жительства.
Лечение дислексии
Большинство учащихся с дислексией работают со специально обученным учителем, репетитором или специалистом по чтению, чтобы научиться читать, писать по буквам и управлять своим состоянием. Некоторые могут работать с академическим терапевтом, также называемым педагогическим терапевтом или академическим языковым терапевтом, который обучен работе со студентами с дислексией.
В Соединенных Штатах федеральные законы дают право детям и подросткам с отклонениями в чтении и других языковых способностях к обучению, известным под общим названием «особые трудности в обучении», на особую помощь в государственных школах, такую как специализированное обучение, дополнительное время для контрольных или домашних заданий. , или помочь с заметками. Государства различаются по тому, как эти законы реализуются. Спросите своего родителя, учителя или координатора услуг по обучению с ограниченными возможностями, как получить эти услуги, если они вам нужны.
Эмоциональная поддержка очень важна. Люди с дислексией часто разочаровываются, потому что, как бы они ни старались, они не могут идти в ногу с другими учениками. Они могут чувствовать, что они не такие умные, как их сверстники, и могут скрывать свои проблемы, капризничая в классе или изображая клоуна в классе. Они могут попытаться заставить других учеников выполнять их работу за них. Они могут притворяться, что им все равно на свои оценки или что они считают школу глупой.
Родственники и друзья могут помочь людям с дислексией, поняв, что они не глупы и не ленивы, а стараются изо всех сил. Важно признавать и ценить сильные стороны каждого человека, будь то спорт, драма, искусство, творческое решение проблем или что-то еще.
Люди с дислексией не должны чувствовать себя ограниченными в выборе учебы или карьеры. Большинство колледжей предоставляют специальные условия для студентов с дислексией, предлагая им обученных преподавателей, учебные пособия, компьютерное программное обеспечение, записанные задания по чтению и особые условия для экзаменов.
Различные типы дислексии и способы их выявления
Если вашему ребенку трудно читать, произносить слова или понимать прочитанное, возможно, у него расстройство обучения, называемое дислексией. Дислексия может быть связанной с развитием (генетической) или приобретенной (в результате черепно-мозговой травмы или заболевания), и существует несколько типов дислексии, включая фонологическую дислексию, дислексию быстрого называния, дислексию двойного дефицита, поверхностную дислексию и зрительную дислексию. Каждый тип дислексии представляет свой уникальный набор симптомов и проблем, подробно описанных ниже.
Оценки распространенности дислексии показывают, что от 5 до 20% населения испытывают проблемы с чтением. Чтобы найти наиболее эффективные стратегии обучения, важно уметь на раннем этапе выявить проблему и понять, что существует несколько типов дислексии.
Что такое дислексия?
Изображение с сайта Flickr от manoftaste.de
Дислексия — это нарушение способности к обучению, которое препятствует способности человека читать, влияя на навыки правописания, письма и понимания. Дислексия не является нарушением обучаемости, которое ребенок перерастет, поэтому важно поставить диагноз и внедрить стратегии для улучшения способности к чтению в раннем возрасте. У любого человека может быть диагностирована дислексия, хотя процесс тестирования на дислексию для взрослых отличается от такового для детей. Часто люди с дислексией могут быть очень творческими и умными, но плохо владеют базовыми навыками чтения.
Симптомы дислексии включают:
- Трудности в изучении новых слов
- Задержка развития речи
- Трудности с рифмующимися словами
- Перепутанные буквы друг с другом
- Показания ниже ожидаемого уровня для возраста
- Проблемы с грамматикой
- Проблемы с правописанием
- Плохая структура предложения
- Отсутствие фонематического восприятия
- Избегание чтения вслух
- Сложность копирования слов из вторичного источника
Кроме того, у детей с дислексией следует наблюдать за тонкими поведенческими признаками, в том числе:
- Отстранение от сверстников
- Депрессия
- Плохое поведение или выходка из себя
- Проблемы с самооценкой
- Трудности в отношениях со сверстниками и братьями и сестрами
- Потеря интереса к школе
- Выглядит немотивированным или ленивым
Распознавание ранних симптомов дислексии может помочь диагностировать инвалидность раньше, предоставляя более значительные общие возможности для улучшения состояния.
Какие бывают виды дислексии?
Эксперты создали категории, чтобы сгруппировать вместе несколько распространенных типов дислексии, чтобы повысить эффективность лечения. Знакомство с различными типами дислексии позволит педагогам разработать стратегии, соответствующие потребностям ребенка, чтобы обеспечить наилучшую возможную поддержку.
Фонологическая дислексия
Этот тип дислексии чаще всего упоминается при упоминании слова дислексия. Он имеет дело с трудностями в сопоставлении звуков с символами и разбивке звуков языка. Люди с фонологической дислексией с трудом расшифровывают или произносят слова. Считается, что фонологическая дислексия является наиболее распространенным типом дислексии. Симптомы фонологической дислексии могут включать:
- Трудности в изучении звуков, образованных сочетанием букв и букв
- Трудность произнесения незнакомых слов
- Трудность написания
- Разные варианты написания одного и того же слова на одной странице
- Медленное чтение
- Избегание чтения
- Трудно узнавать знакомые слова в новых контекстах
Дислексия быстрого именования
Люди, которые борются со способностью быстро называть цвета, числа и буквы при их предъявлении, могут страдать дислексией быстрого именования. Этот тип дислексии может быть связан как со скоростью чтения, так и со скоростью обработки информации при чтении. Люди с дислексией быстрого именования могут назвать цвета, цифры и буквы, но им часто требуется гораздо больше времени, чтобы подобрать правильное слово. Симптомы быстрой дислексии именования могут включать:
- Трудно найти слова
- Частая замена слов или полное отсутствие слов
- Медленно отвечает устно
- Медленнее выполняет чтение или запись заданий
- Придумывать бессмысленные слова вместо настоящих слов
- Использование жестов вместо слов
Дислексия двойного дефицита
Человек с дислексией двойного дефицита борется с двумя аспектами чтения. Эти два аспекта часто включают скорость называния и определение звуков в словах. Этот тип дислексии представляет собой сочетание быстрого называния и фонологического и не редкость; тем не менее, это в основном считается наиболее тяжелым типом дислексии. Симптомы двойного дефицита дислексии включают:
- Низкая скорость именования при запросе вспомнить слова
- Слабое фонологическое восприятие
Поверхностная дислексия
Человек, который может с легкостью произносить новые слова, но не может распознать знакомые слова наизусть, может иметь поверхностную дислексию. В этом случае эксперты считают, что мозг не может распознать, как выглядит слово, чтобы быстро его обработать. Этот тип дислексии влияет на слова, которые необходимо запоминать, потому что они звучат не так, как пишутся, что затрудняет их произнесение. Другие названия поверхностной дислексии включают зрительную или дизейдетическую дислексию. Люди с дислексией нередко имеют как фонологическую, так и поверхностную дислексию. Симптомы поверхностной дислексии могут включать:
- Трудности с распознаванием целых слов
- Медленно читает
- Избегание чтения
- Трудности с правописанием
- Трудно читать слова, которые звучат не так, как пишутся
- Трудно читать новые слова в лицо
Зрительная дислексия
Если ребенку трудно вспомнить, что он видел на странице, у него может быть зрительная дислексия. Этот тип влияет на визуальную обработку, из-за чего мозг не получает полной картины того, что видят глаза. Зрительная дислексия повлияет на способность научиться писать или формировать буквы, потому что оба требуют, чтобы мозг запоминал правильную последовательность или форму букв, влияя на процесс обучения. Симптомы зрительной дислексии включают:
- Текст выглядит размытым или появляется и не в фокусе
- Сложность отслеживания строк текста
- Трудности сохранения места в тексте
- Текст выглядит двойным или чередуется между одинарным и двойным
- Головные боли и/или зрительное напряжение, связанные с чтением
Категории дислексии
Дислексия развития
Дислексия развития относится к дислексии, которая является генетической и/или присутствует при рождении. Дислексия развития включает как первичную, так и вторичную дислексию. Этот тип дислексии чаще встречается у мальчиков и обычно уменьшается по мере взросления ребенка.
Первичная дислексия
Если дислексия возникает в результате генетически унаследованного состояния, она считается первичной дислексией. Ребенок, чьи родители страдают дислексией, увеличивает вероятность того, что у него тоже будет дислексия. Интересно, что первичная дислексия, по-видимому, имеет семейную связь с еще большей распространенностью среди мужчин, особенно среди левшей.
Вторичная дислексия
Вторичная дислексия является результатом проблем с развитием мозга на ранних стадиях беременности. Как первичная, так и вторичная дислексия связаны с развитием, потому что инвалидность присутствует при рождении.
Приобретенная дислексия
Когда черепно-мозговая травма или заболевание поражает центры мозга, отвечающие за обработку речи, иногда может развиться дислексия. Этот тип дислексии также называют травматической дислексией, потому что он вызван травмой головного мозга и является единственным типом дислексии с известной причиной.
Другие трудности в обучении, связанные с дислексией
Есть несколько других трудностей в обучении, с которыми чаще всего сталкивается человек с диагнозом дислексия. Это не виды дислексии, и эксперты считают, что они носят неврологический характер. К таким трудностям в обучении относятся:
- Расстройство лево-право. Неспособность отличить левую руку от правой иногда называют направленной дислексией.
- Дисграфия. Когда у людей возникают трудности с письмом и другими навыками мелкой моторики, это влияет на расстояние между словами, их размер, правописание, разборчивость и выразительность.
- Дискалькулия. Нарушение способности выполнять точные математические вычисления, решать проблемы и рассуждать, изучать понятия, связанные с числами, и выполнять основные математические навыки. Дискалькулию иногда называют числовой или математической дислексией.
- Нарушение слуховой обработки. Люди с нарушением слуховой обработки испытывают проблемы со способностью мозга обрабатывать различные звуки речи. Это расстройство иногда называют слуховой дислексией.
Часто задаваемые вопросы о дислексии
Может ли травма вызвать дислексию?
Да, травмы — как физические, так и эмоциональные — упоминались как потенциальные причины возникновения дислексии.
Травматическая дислексия, также обычно называемая приобретенной дислексией, может развиться после черепно-мозговой травмы (ЧМТ), такой как падение с лестницы, автомобильная авария, спортивная травма и т. д. Травматическая дислексия также может результат после перенесенного инсульта или сотрясения мозга. Хотя это может затронуть любого, травматическая дислексия чаще встречается у взрослых, чем у детей.
С другой стороны, дислексия также может быть результатом эмоциональной травмы. Хотя исследований этого типа дислексии мало, упоминается, что раннее воздействие стрессовых обстоятельств, таких как эмоциональное насилие, пренебрежение, экологическая катастрофа, издевательства, наблюдение за катастрофой или смертью и т. д., может привести к дислексии и другим расстройствам обучения.
Что видит дислектик?
Все люди с дислексией разные, и то, что они увидят, будет зависеть не только от типа дислексии, от которой они страдают, но и от тяжести их дислексии. Один человек может видеть буквы и цифры наоборот или вверх ногами, в то время как другой человек может не различать похожие буквы, такие как e, c и o. Есть и другие случаи, когда буквы могут быть сгруппированы вместе или перемешаны и не по порядку. На самом деле, у некоторых людей с дислексией вообще нет проблем с чтением, но они могут с трудом соединять буквы и произносить слова.
Когда дело доходит до того, что видит или с чем борется человек с дислексией, нет однозначного ответа. Единственный способ узнать наверняка — это поставить правильный диагноз, во время которого врач может провести несколько оценок, таких как декодирование, распознавание слов, беглость чтения и понимание, навыки устной речи и многое другое.
Можно ли перерасти дислексию?
Нет, дислексия никуда не исчезает, и вы не можете ее перерасти; тем не менее, раннее вмешательство и соответствующие инструкции и поддержка могут иметь большое значение для смягчения трудностей, сопровождающих дислексию. В дополнение к раннему вмешательству и поддержке существует ряд вспомогательных технологий, таких как преобразование текста в речь, которые могут помочь людям с дислексией. В большинстве случаев, хотя дислексия никогда полностью не «уходит», люди учатся адаптироваться и преодолевать трудности, связанные с их дислексией.
Влияет ли дислексия также на речь или только на способность читать?
Да, дислексия может повлиять как на способность читать, так и на способность говорить. На самом деле одним из первых признаков дислексии у детей является задержка речевого развития. В дополнение к этой задержке дети с дислексией могут также страдать от ряда проблем с речью, таких как снижение фонологической осведомленности, снижение фонологической памяти, путаница слов с похожим звучанием, а также заикание или дефицит речи.
Прохождение логопедической терапии у лицензированного логопеда может помочь свести к минимуму влияние дислексии на речевые способности ребенка. SLP могут помочь оценить способности ребенка к чтению и письму, а также помочь в раннем овладении языком.
Может ли дислексия развиться в более позднем возрасте?
Большинство людей с дислексией страдают ею с рождения; однако возможно развитие дислексии в более позднем возрасте. Чаще всего это позднее начало развития связано с черепно-мозговой травмой, как указано выше, такой как инсульт или сотрясение мозга. С другой стороны, если у вас во взрослом возрасте была диагностирована дислексия, но вы не пострадали от черепно-мозговой травмы, более вероятно, что у вас была дислексия всю жизнь, и ее просто не диагностировали допоздна.
Что делать, если вы подозреваете дислексию
Начните с разговора о своих проблемах с семейным врачом. Проблемы могут включать задержки в развитии, поведенческие проблемы или проблемы с психическим здоровьем. Привлеките учителя вашего ребенка, чтобы получить ответы о том, как он учится в школе, как ладит с другими, и о любых трудностях, которые могут заметить сотрудники. Запросите дополнительное тестирование у семейного врача или в школе вашего ребенка, чтобы подтвердить диагноз дислексии.
После постановки диагноза и определения типа дислексии школа разработает индивидуальный план обучения для вашего ребенка. Вы также можете искать альтернативные методы лечения за пределами школы.