Виды дисграфии — Дислексия и дисграфия
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.

При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв:
В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.
Моторная дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных. В связи с этим выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованным.
Выделенные М. Е. Хватцевым виды дисграфии также не удовлетворяют сегодняшнее представление о нарушениях письма. Рассмотрим их:

1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.
Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.
В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа.
Дислексия, или дисграфия: как понять ошибки моего ребёнка

До недавнего времени термин «дислексия» встречался на русском языке преимущественно в специальной литературе и был мало кому известен. Это, конечно же, осложняло жизнь детей-дислексиков и их родителей: когда нет определения, нет понимания явления, то нет и помощи. Постепенно ситуация в обществе меняется.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Что же это значит
Формулировка определения — важная часть работы, необходимая для верного и единого понимания предмета. О чем мы говорим, когда употребляем термин «дислексия»?
Базовое, «наивное» понимание такое: дислексия — это нарушения чтения (и письма). Нельзя сказать, что это определение неверно. Скорее, оно недостаточно информативно. И, естественно, у родителей возникает вопрос:
«Как определить, ошибки у моего ребёнка — это дислексия или нет?»
Кроме того, у некоторых родителей и даже школьных учителей есть смутные представления о том, что дислексия связана с мозговыми нарушениями. И
это работает как дополнительная преграда: в обществе, к сожалению, достаточно негативно относятся к детям с мозговыми нарушениями, часто — как к ущербным или инвалидам. А дети-дислексики в основном бывают достаточно развитыми, сообразительными, со средним или даже высоким уровнем интеллекта, и к ним этот «диагноз» применять некоторые учителя опасаются. В том числе, в ожидании негативной реакции родителей. Некоторые же — наоборот, используют термин как оскорбление. При этом понимание сути проблемы существенно упростило бы дело. Да, нейрональные основы у нарушения есть.
Да, это веская причина проблем в школе. Но это не делает ребёнка ущербным, и ему можно и нужно помочь
В специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном такие термины: алексия — для обозначения полного отсутствия чтения. Дислексия, дислексия развития (калька с английского developmental dyslexia) — для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением. Дислексию отличают от афазии — приобретённых нарушений речи в результате тех или иных поражений коры головного мозга (например, вследствие инсульта или травмы). Также дислексию не стоит путать с дислалией. Дислалия — это нарушение произношения и употребления звуков речи при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
В международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ 10) дислексия определяется как «специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, которая не может быть объяснена исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения, или неадекватным обучением в школе».
Определение Международной ассоциации дислексии указывает также на нейрональную основу этого состояния:
«Dyslexia is a specific learning disability that is neurobiological in origin. It is characterized by difficulties with accurate and/or fluent word recognition and by poor spelling and decoding abilities. These difficulties typically result from a deficit in the phonological component of language that is often unexpected in relation to other cognitive abilities and the provision of effective classroom instruction. Secondary consequences may include problems in reading comprehension and reduced reading experience that can impede growth of vocabulary and background knowledge. Adopted by the IDA Board of Directors, Nov. 12, 2002. This Definition is also used by the National Institute of Child Health and Human Development (NICHD). Many state education codes, including New Jersey, Ohio and Utah, have adopted this definition. Learn more about how consensus was reached on this definition: Definition Consensus Project».
«Дислексия — это специфическое расстройство обучения, имеющее нейробиологическую основу. Оно характеризуется трудностями с аккуратным и/или беглым распознаванием слов и плохой способностью написания и понимания. Эти трудности, как правило, — следствие дефицита фонологического компонента языка, они часто оказываются неожиданными в связи с прочими когнитивными способностями и достаточным педагогическим воздействием (обеспечением эффективных инструкций в школе). Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного и сокращением читательского опыта, а этоможет препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний».
Определение было сформулировано в 2002 году и на тот момент было одним из самых прогрессивных вариантов. Однако оно не отражает результаты исследований последних лет, благодаря которым появились такие гипотезы дислексии, как мозжечковая, магноцеллюлярная, зрительно-пространственная (рассмотрение каждой темы требует отдельной большой статьи).
В англоязычной традиции трудности с освоением письменной речи (как чтения, так и письма), называют единым термином: дислексия. Некоторые зарубежные авторы для обозначения нарушений письма используют термин «дизорфография».
В отечественной традиции для нарушений письма есть отдельный термин: дисграфия
Дисграфией называют значительно выраженную недостаточность развития навыков письма и спеленгования (называния слова по буквам). Расстройство касается как умения правильно произнести слово по буквам, так и написать его грамотно. Это включает неспособность даже переписать одно слово грамотно с образца. Дизорфографией же в отечественной традиции называют стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Это проявляется как неспособность применять орфографические правила при написании заданий или своего речевого замысла («правила знает, может их рассказать, а применить не может»).
Если мы обратимся к отечественной литературе, связанной с проблемой нарушения чтения и письма, то можем найти различные вариации определения дислексии. Например, Михаил Хватцев определяет дислексию как «частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропускам предлогов, союзов, замещениям слов, пропускам строчек)».
Дислексия в России
Один из наиболее известных специалистов по дислексии в России — Александр Корнев — дал вот такое определение в 1995 году: «Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, в целом составляющих основной функциональный базис навыка чтения». Несмотря на то, что этому определению уже более 20 лет, оно до сих пор остаётся одним из лучших, за исключением слов про «оптимальные условия обучения». Оптимальные условия учитывают особенности дислексиков и направлены на развитие недостающих функций.
Раиса Лалаева, доктор педагогических наук, много лет посвятившая исследованию нарушений речи и методов их коррекции, справедливо указывала, что многие определения не позволяют отграничить дислексии от иных нарушений чтения: от ошибок, закономерно встречающихся на первых этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении и так далее. Она предложила определять дислексию как «частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением».
Это определение уже гораздо более информативно, чем приведённое в начале статьи, но оно не учитывает те случаи, когда дислексия (стойкие повторяющиеся ошибки) проявляется у детей с достаточно хорошо сформированными психическими функциями, но с пока не достаточно исследованными особенностями распределения функций по полушариям (латерализацией) и функционирования правого полушария мозга в процессе чтения. В чем это может проявляться? Например, часть этих детей связывают свою неспособность прочитать даже один слог с тем, что в их сознании при взгляде на буквы всплывают тут же графические и семантические ассоциации, связанные с тем, что они видят. И им уже трудно разобрать, что именно из одновременно активировавшегося и находящегося во внутренних представлениях они видят. Возможно, именно с такими детьми сталкивались те исследователи, которые описывают дислексию как «временную незрелость более совершенного мозга». Здесь же можно вспомнить и про случаи очень успешных и/или талантливых взрослых дислексиков. Однако вряд ли разумно любого имеющего проблемы с чтением ребёнка записывать в будущие гении: дислексиков, по разным оценкам, от 5 до 20 процентов от всего человечества. Среди такого количества можно найти и гениев, и нуждающихся в клинической помощи.
Причины возникновения
Дислексия у «нормальных детей» часто представляет собой следствие различных трудностей. И современные зарубежные исследования особенностей дислексиков методами нейровизуализации постепенно всё точнее показывают, с какими именно особенностями развития и функционирования тех или иных участков мозга связаны те или иные нарушения (хотя конечно, точных ответов на все вопросы пока нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся, это только начало пути).
Каждая из трудностей, существующая изолированно, может быть компенсирована, при сочетании же трудностей возможность компенсации снижается. Так, например, у нормальных детей могут быть негрубые фонематические нарушения (нарушения фонематического анализа) без очевидной дислексии. Эти дети, несмотря на несформированность фонематической системы, компенсируют трудности в обучении чтению благодаря хорошему интеллекту и достаточно развитым пространственным представлениям. В обратном случае, дети, имеющие проблемы со зрительно-пространственным восприятием, с трудом читающие тексты, при развитой фонематической системе часть ошибок могут компенсировать за счет соотнесения того, что удаётся зафиксировать при взгляде на текст, и того, что накоплено в памяти как образцы чётко прозвучавших и правильно воспринятых слов. Однако и в том, и в другом случае, стойкие ошибки сохраняются: не во всех ситуациях компенсировать слабое качество за счёт сильного удаётся достаточно хорошо (например, в спорных случаях решение принимается «наугад»). Без специального обучения, направленного на грамотное развитие слабых качеств, проблема может сохраняться годами. При наличии особенностей одновременно в нескольких участках «мозговой сети», ситуация усложняется.
Возвращаясь к определению Лалаевой, ещё раз подчеркнём, что особенностью дислексических ошибок является именно их стойкий и повторяющийся характер. Многие нормальные дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают. Многие хорошо читающие дети могут делать те или иные ошибки, если устали, отвлеклись, не хотят выполнять задание и так далее. Но эти ошибки будут носить случайный характер. А у детей, страдающих дислексией, ошибки сохраняются продолжительное время (годы) и носят системный характер.
Таким образом, дислексия определяется не по нескольким, часто случайным, ошибкам, а по их совокупности и стойкому характеру
При дислексии нарушения чтения часто носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам. Такие особенности развития являются серьёзным препятствием к усвоению школьных навыков, поддержанию нормальной самооценки, адаптации ребёнка в коллективе, получению полноценного образования.
Что делать
Если мы сведём рассмотренные выше определения в единую картину, то получим вот что.
Дислексия и дисграфия — это специфические нарушения в процессах освоения чтения и письма, которые имеют нейробиологическую основу (особенности строения и/или функционирования мозга) и проявляются в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов.
Вот если есть у ребёнка повторяющиеся ошибки стойкого характера — это повод проконсультироваться со специалистом. Важно понимать, что ребёнок ошибается не «из вредности, от лени и всем назло», а с большой вероятностью имеет особенности нейронного строения и нуждается в помощи. При этом ни в гении, ни в убогие записывать не стоит.
Поскольку дислексия — это языковое нарушение, имеющее нейрональную основу, то и терапия должна быть рассчитана с учётом особенностей функционирования структур головного мозга и со знанием теории языка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как жить счастливо, если ребёнок — дислексик
Почему троечники успешнее отличников
4 трогательных истории из практики коррекционного педагога
Что такое дисграфия и как она проявляется у детей?

Упорные ошибки детей при письме многие родители расценивают так, что «не дается чаду грамота», или несовершенство современной системы образования. Однако очень часто причина ошибок при графическом воспроизведении родного языка заключается в дисграфии.


Описание патологии
Дисграфией называется нарушение процесса письма. Оно чаще всего сопряжено с неадекватной работой определенных психических функций, которые принимают участие в обеспечении письменного процесса. Дети с дисграфией упорно пишут с типичными и постоянными ошибками.
Дисграфия является очень распространенной проблемой дошкольного и младшего школьного возраста, например, в той или иной форме и степени нарушение письма фиксируется примерно у 53% второклассников, у 38% учеников средних классов, примерно у 19% детей из старших классов в общей образовательной школе.
Специалисты связывают такой высокий процент дисграфии у детей школьного возраста с тем, что в 1 класс почти половина вчерашних детсадовцев приходит с нарушениями развития речи, которые не благоволят нормальному овладению письменной грамотой.
Дисграфия — частичное нарушение письма. Если у ребенка, вообще, не получается освоить письмо, то говорят об аграфии.
В большинстве случаев (97-99%) нарушения при письме связаны с нарушениями чтения.

Причины возникновения
Основная причина может крыться в недоразвитии участков головного мозга, в их поражении. Случиться это может и в период внутриутробного развития, и в момент родов, и после них в любое время. Патологическая беременность мамы, наличие родовых травм, гипоксия, воспалительные недуги мозга, а также травмы черепа и мозга — все это способно вызвать неправильное обеспечение психических процессов, которые в ответе за речь, письмо и чтение.
В большей мере подвержены патологии ребята из билингвальных семей, где принято писать и говорить на двух и более языках. Свой отпечаток может наложить и семейное воспитание — если взрослые говорят неразборчиво, невнятно, то вероятность, что у ребенка будут проблемы с чтением и письмом существенно повышается. Иногда мамы и папы сами «роют яму» своему чаду, несмотря на предупреждения педиатров — слишком ранее обучение грамоте не способствует эффективному и правильному ее освоению.

Что происходит на самом деле?
Написание слов родного языка — очень сложный процесс, который делают возможным самые разные анализаторы головного мозга. В письме участвуют мышцы, которые двигают глаза, речеслуховой аппарат, зрение, слух. Успешное написание слов — это последовательная смена действий, при которой все начинается с распознавания звука, соотношения его с определенной буквой, вспоминание начертания буквы и воспроизведение ее на бумаге.
Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче ему будет в процессе освоения письменной грамоты. Процессы, которые и формируют написание в тетради буквы или слова, должны завершиться в норме к окончанию детского сада. Если эти процессы в головном мозге протекают с ошибкой, то и корковый контроль над письмом как таковым уменьшается.
Особенно хорошо это заметно на детях-левшах, которых родители или учителя стремятся переделать в правшу, запрещая им писать более удобной и лучше контролируемой левой ручкой.

Виды
Все зависит от того, какой именно из психомоторных процессов оказывается нарушенным. В зависимости от этого выделяют несколько видов дисграфии:
- артикуляционно-акустическая — форма нарушения, связанная с нарушением артикуляции, произношения звуков и фонематического слуха;

- акустическая — встречается у детей, которые не могут распознавать фонемы;

- аналитическая — у ребенка не сформированы или нарушены процессы языкового анализа;

- аграмматическая — связанная со слабым развитием лексики и грамматики в устной речи;

- оптическая – при ней у ребенка не сформированы зрительные пространственные представления.

Симптомы
Определить у детей дисграфию можно по характерной симптоматике, при которой в письме преобладают одни и же устойчивые и возвращающиеся ошибки, которые никоим образом не взаимосвязаны с тем, что чадо не знает правил языка. Типичными специалисты считают подмену сходных по написанию букв — вместо «щ» ребенок пишет «ш», вместо «в» – «д» и так далее. Сюда же относят грубые пропуски букв в слогах или слогов в слове, а также написание лишних букв, которых в слове быть не должно в принципе. Есть сложности с написанием слитных и раздельных слов, слова в предложении не согласованы.
Дети с дисграфией пишут очень медленно, даже если им уже 10 или 11 лет, у них отвратительный почерк, который разобрать зачастую неспособны они и сами. Литеры хаотичны, часто у них разный наклон, высота, они могут меняться по этим характеристикам.
Диагноз не принято выставлять слишком рано, пока чадо не изучит технику письма, то есть до 8 с половиной лет рассуждать о присутствии дисграфии у мальчика или девочки нет никакого смысла.

Если ребенок и пишет, и говорит слова неправильно, то имеется в виду наличие артикуляционно-акустической формы. Если ребенок говорит правильно, а пишет с ошибкой, это может быть признаком акустической формы патологии.
У ребят с нарушенным речевым анализом есть большие проблемы с разделением слов на слоги, а предложений — на отдельные слова. При этом на письме могут встречаться лишние буквы, отсутствовать окончания, может быть слитное написание с предлогами и раздельное, когда встречаются приставки.
Это — самая распространенная форма дисграфии.
Аграмматическая форма проявляется неправильным использованием падежей, рода, числа, искажением смыслового согласования слов в составе одного предложения. При оптической дисграфии нередко ребята меняют одни буквы на другие, похожие по написанию.
Дети с любым типом патологии хуже учатся, у них менее развито мышление, логика, память, они быстрее утомляются и часто не могут сосредоточиться.

Диагностика
Чтобы исправить проблему, нужно разобраться в особенностях и причинах. Первым делом нужно обратиться к неврологу, а затем посетить окулиста. Иногда есть потребность и в посещении сурдолога, чтобы проверить слух ребенка. Обязательно логопедическое обследование.
Логопед проверит тексты, написанные ребенком, поговорит с ним и выяснит, как обстоят дела с развитием речи в целом. Логопедическое заключение выносится после того, как специалист установит типичность ошибок школьника.
Лечение
Коррекцией проблемы занимается логопед. Для каждого ребенка составляются индивидуальные задания, которые будут зависеть от точного типа и формы нарушения. Одновременно с этим детям с нарушением зрения показано лечение у окулиста, восстановление, исправление развитие и нормализация зрительных функций. Детям с нарушениями слуха показано наблюдение и лечение у лор-врача и сурдолога.
Логопед должен составить такие упражнения, которые помогут восстановить правильное произношение звуков у конкретного ребенка. Занятия проводят в форме игры, это облегчает запоминание и развивает ассоциативное мышление и логику.
Преодоление дисграфии не будет быстрым процессом, все рекомендации родителям ребенка с нарушением письма начинаются с утверждения, что нужно запастись терпением, и это правда. Многие упражнения и задания логопеда родителям придется помочь выполнить ребенку дома.

Если обследование у врачей не показывает нарушений здоровья, то достаточно будет логопедической коррекции без применения медикаментов.
Насколько эффективным будет лечение, зависит от того, насколько последовательным будут родители и врачи в устранении проблемы. До сих пор врачи и учителя не могут прийти к единому решению — что делать с контрольными и классными работами детей с дисграфией на период их лечения. Хорошо, если в школе есть логопед, который будет вместе с преподавателем русского проверять работы таких детей, выделяя ошибки по незнанию от патологических ошибок.
Считается, что снижать балл за логопедические ошибки несправедливо.
Но в современных общеобразовательных школах наличие в штате логопеда скорее редкость, чем правило, а потому оценки детям постоянно снижаются. Чтобы не допустить отставания ребенка на время лечения, следует предоставить учителю справку от невролога и логопеда, в которой будут указываться его типичные ошибки согласно установленному диагнозу. Это поможет отличить, где ученик поленился и не выучил правила, а где допустил ошибку по причине дисграфии.
Профилактика подразумевает развитие речи ребенка еще до начала посещения школы.

Виды дисграфии и дислексии
Дисграфия — это достаточно своеобразное нарушение письма. Оно встречается как у взрослых, так и у детей. Не все родители знают виды дисграфии и чем характеризуется данное заболевание. Именно поэтому, столкнувшись со специфическим нарушением письма, они принимают это за обычные ошибки и ругают ребенка за незнание правил написания тех или иных слов. Рекомендовано заранее ознакомиться с особенностями дисграфии, которые представлены в нашей статье. Это позволит как можно раньше диагностировать нарушение и избавиться от него.
Общая информация о дисграфии и причины возникновения заболевания
Дисграфия — это специфическое нарушение письма. Наиболее часто оно встречается у несовершеннолетних. Виды дисграфии, которые могут встречаться у детей, характеризуются проблемами при овладении навыками письма. Такое заболевание возникает у ребенка при нормальном развитии интеллекта. Многие родители не сразу осознают, что у ребенка присутствует нарушение. Они нередко принимают его за недостаточный уровень знаний.
Нарушение (все виды дисграфии) не возникает самостоятельно. Оно может сопровождаться иными заболеваниями. К ним можно отнести дислексию, общее недоразвитие речи или задержку психического развития. Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки. Они обусловлены не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма. Виды дисграфии, которые встречаются у детей, доставляют им множество проблем, из-за которых они с трудом овладевают письменной речью. Ребенка, который имеет данное нарушение, непросто научить читать.
Точную причину возникновения заболевания определить достаточно трудно. На формирование данного нарушения влияет множество факторов. К одному из них можно отнести неравномерное развитие полушарий головного мозга. Существует мнение, что виды дисграфии и дислексии возникают в связи с генетической предрасположенностью. Такое нарушение также нередко возникает у детей, которые живут в двуязычных семьях.
Известны следующие комплексные причины возникновения заболевания:
- Низкий уровень интеллекта. Известно, что для того, чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь хотя бы средний уровень развития. В ином случае могут возникнуть трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
- Трудности с установлением последовательности. В таком случае ребенок не может понять правильное расположение букв в слове. Он либо пишет медленно и правильно, либо спешит, но допускает при этом множество ошибок.
- Невозможность обработать зрительную информацию. В таком случае ребенку трудно читать. Он не может быстро проанализировать то, что видит.
Нередко виды дисграфии (нейропсихология об этом говорит) возникают у детей, которых родители начинают обучать грамоте, не обращая внимания на их психологическую неготовность. Нарушение может формироваться после травмы головного мозга. Заболевание может также быть врожденным. Нередко к причинам можно отнести нечеткость и неправильность речи окружающих.
Разные виды ошибок дисграфии могут наблюдаться и у взрослых. Нарушение может возникнуть после перенесения черепно-мозговых травм, инсультов и некоторых хирургических операций.

Дислексия. Общая информация
В большинстве случаев помимо дисграфии у ребенка возникает дислексия. Данное заболевание характеризуется избирательным нарушением способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении способности к обучению. Оно имеет нейрологическое происхождение.
Специалисты рекомендуют родителям проверить ребенка на наличие дислексии до поступления в школу. К признакам данного заболевания можно отнести замедленное чтение с перестановкой букв. Обязательное посещение логопеда рекомендуется всем детям до 6 лет.
Дислексия, так же, как и дисграфия возникает из-за неравномерного развития полушарий головного мозга. По отдельности данные нарушения не формируются. Существуют следующие виды дислексии:
- фонематическая;
- семантическая;
- аграмматическая;
- оптическая;
- мнестическая.
Человека, который имеет дислексию, распознать нетрудно. Как правило, у него могут наблюдаться угадывающие чтение, трудности пересказа, множество ошибок при списывании, обостренный эстетический вкус и раздражительность. Люди, имеющие дислексию, достаточно необычно держат письменные принадлежности. Если у ребенка наблюдается хотя бы один симптом, рекомендовано обратиться как можно раньше к специалисту.

Группа детей, склонных к дисграфии
Перечисленные в нашей статье виды дисграфии с примерами позволят родителям как можно раньше обнаружить нарушение у своего ребенка. Немаловажно знать, какие дети наиболее подвержены риску возникновения заболевания.
Известно, что дисграфия нередко возникает у тех детей, которые пишут левой рукой. Однако не стоит переучивать левшу. Дети, у которых левая рука ведущая, но пишут они правой из-за желания родителей, тоже нередко сталкиваются с дисграфией. Они входят в группу риска.
С проблемами могут также столкнуться дети из двуязычных семей. Как правило, им тяжело адаптироваться и досконально изучить хотя бы один из языков. Вероятность возникновения заболевания увеличивается, если у ребенка присутствуют иные проблемы с речью.
Велика вероятность того, что у ребенка с нарушениями фонетического восприятия возникнет дисграфия. Именно поэтому такие дети находятся в группе риска. Как правило, они путают буквы. Например, пишут «ком» вместо «дом». Они могут также неправильно произносить слова и записывать их с ошибками.
Симптомы дисграфии
Виды дисграфии у младших школьников с примерами известны не всем родителям. Об этом заболевании редко говорят детские врачи. Именно поэтому неопытные родители чаще всего не знают о существовании такого нарушения. Не секрет, что ранняя диагностика любого заболевания позволяет справиться с ним как можно раньше.
Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма. Они не связаны с незнанием правил орфографии. Ошибки характеризуются смещением или заменой букв. Наблюдается нарушение буквенно-слоговой структуры слова.
Одним из симптомов является неразборчивый почерк. В таком случае буквы имеют разную высоту и наклон. Они могут также находиться над или под строкой.
Некоторые виды дисграфии и характер ошибок можно распознать по нарушению разговорной речи. В ней присутствуют те же ошибки, что и на письме. Наблюдается частая замена букв на схожие по фонетическому признаку. Со временем в разговорной речи может наблюдаться деление слов на слоги, а предложений на слова.
К симптомам дисграфии также относится присутствие в словах новых букв или отсутствие окончаний. Данные признаки наиболее распространены среди школьников. Может также присутствовать неправильное склонение по падежам, родам и числам. Такие признаки возникают при несформированности речи.
К симптомам дисграфии также относится добавление в слова лишних элементов. Человек с данным нарушением имеет неврологические расстройства, низкую работоспособность и снижение внимательности. Такие дети достаточно плохо запоминают полученную информацию. Может также наблюдаться зеркальное написание букв.

Диагностика различных видов дисграфии. Признаки заболевания, по которым можно самостоятельно его диагностировать
Определение вида дисграфии — это достаточно трудный процесс. Как правило, распознать заболевание может только специалист. Чем раньше оно будет диагностировано, тем легче будет от него избавиться.
Предрасположенность к дисграфии устанавливают у дошкольников 3-5 лет. Чаще всего это происходит на медицинском осмотре, который необходим для поступления в общеобразовательное учреждение. Диагностировать уже имеющееся, скрытое или явное заболевание можно в абсолютно любом возрасте.
Диагностика дисграфии необходима для подбора лечения и коррекции. К специалисту необходимо обращаться в том случае, если ребенок знает все правила орфографии, но тем не менее делает ошибки. Диагностику потребуется также провести, если школьник при написании пропускает буквы или заменяет их на другие.
Для диагностики также специалисты используют речевые карты. Благодаря им можно провести всестороннее обследование и определить присутствующие у пациента виды дисграфии по Лалаевой. В речевой карте потребуется указать все данные о ребенке и его развитии.
Существуют признаки дисграфии, по которым родители могут диагностировать нарушение у ребенка самостоятельно. Важно знать их. Благодаря этому можно начать коррекцию заболевания как можно раньше.
Как мы говорили ранее, при дисграфии у ребенка наблюдается большое количество ошибок. Такие дети не различают следующие буквы:
- «Ь» и «Р»;
- «З» и «Э».
У них наблюдается неразборчивый почерк. Под диктовку такие дети пишут достаточно медленно. Часто родители не догадываются о том, что у ребенка присутствует нарушение. Они ругают его за невнимательность и безграмотность. Они считают, что проблемы связаны с нежеланием учиться. Преподаватели ставят таким ученикам плохие оценки, а сверстники насмехаются. Именно поэтому родители обязаны заранее ознакомиться с симптомами данного нарушения, чтобы знать, как поступать в случае его наличия.
Ребенку тяжело справиться с заболеванием. Он становится тревожным. Такие дети начинают замыкаться в себе и прогуливают уроки. Чтение и письмо не приносят им удовольствия.

Разновидности дисграфии
Различают несколько видов дисграфии. Существует пять основных типов:
- акустический;
- аграмматический;
- артикуляторно-акустический;
- оптический;
- моторный.
Однако есть и другие разновидности данного нарушения. Чаще всего специалисты определяют виды дисграфии у младших школьников по Лалаевой.
Р.И. Лалаева выделяет пять типов данного нарушения. Они были систематизированы и изучены кафедрой логопедии РГПУ Герцена, на которой работала Раиса Ивановна. Доктор педагогических наук выделяет следующие разновидности дисграфии:
- артикуляторно-акустическая;
- нарушение фонемного распознавания;
- аграмматическая;
- оптическая;
- нарушение языкового анализа.
Данный перечень используется специалистами наиболее часто.
Многие ученые самостоятельно изучали и разрабатывали виды дисграфии. Однако они не пользуются успехом.

Описание видов дисграфии
Виды дисграфии по Лалаевой используются специалистами наиболее часто. В нашей статье описаны все типы, разработанные кафедрой логопедии РГПУ.
Нередко у детей встречается именно артикуляторно-акустическая дисграфия. В таком случае ребенок пишет так, как произносит. В ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме. Чаще всего ребенок пропускает буквы или заменяет их на другие. Нередко ошибки на письме остаются после коррекции разговорной речи.
При артикуляторно-акустической дисграфии не всегда присутствуют ошибки на письме. В некоторых случаях отсутствие букв и их замена наблюдаются только в разговорной речи.
Дети нередко заменяют в письменной речи глухие звуки «П», «Т», «Ш» на «Б», «Д», «Ж». Часто заменяются и шипящие на свистящие. В таком случае вместо «Ж», «Ш» ребенок пишет «З», «С».
Виды дисграфии с примерами, которые описаны в нашей статье, позволяют родителям и логопедам подбирать наиболее подходящую коррекцию нарушения. Причина возникновения заболевания на почве нарушений языкового анализа и синтеза — затруднение при делении предложений на слова. У детей с такой дисграфией возникают также проблемы с разделением слов на слоги и звуки. В таком случае ребенок пропускает гласные, согласные звуки, а также наблюдается слитное написание слов.
Нередко встречается и акустическая дисграфия (нарушение фонемного распознавания). Данный вид нарушения характеризуется заменой букв на схожие по фонетическим признакам («лес» — «лис»). Стоит отметить, что произношение остается правильным. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: ч-т, ч-щ и другие.
Акустический вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме («писмо», «лубит»). В тяжелых случаях могут смешиваться далекие артикуляторно и акустически звуки. Виды акустической дисграфии встречаются наиболее часто у детей дошкольного возраста.
Еще один тип дисграфии — аграмматический. Он связан с недоразвитием грамматического строя речи. Данный тип проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения или текста. В таком случае в письменной речи детей наблюдаются трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Их последовательность не всегда совпадает с последовательностью описываемых событий. Могут также наблюдаться замены суффиксов и префиксов («захлестнула» — «нахлестнула»).
Также существует оптическая дисграфия. В таком случае ребенок не может написать отдельные буквы. Это связано с непониманием их строения. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может понять процесс их соединения и написания.
Существует также дисграфия смешанного вида. Что это такое вы, можете выяснить в нашей статье. Дисграфия смешанного типа диагностируется в том случае, если у пациента присутствует сразу несколько видов заболевания. Избавиться от такого нарушения достаточно трудно. Без помощи специалиста не обойтись.

Лечение дисграфии у специалиста
В некоторых случаях бессмысленно ругать ребенка за ошибки в орфографии и разговорной речи. Родителям рекомендовано заранее изучить, что такое дисграфия. Вполне возможно, что ошибки связаны не с нежеланием учиться, а с нарушением. Для того чтобы избавиться от него, потребуется прибегнуть к помощи опытного специалиста-логопеда.
Процесс корректировки дисграфии длится достаточно долго. Однако без него, к сожалению, не обойтись. Дисграфия всегда связана с неполноценным развитием одной из структур головного мозга. Нередко детям назначается медикаментозное лечение. К сожалению, одни таблетки ситуацию не исправят. Главная часть коррекции проходит на занятиях у логопеда.
Достаточно важно обеспечить ребенка поддержкой. В процессе коррекции также должны участвовать родители. Стоит отметить, что чаще всего нарушение обнаруживается в возрасте 8-10 лет. Именно в этот период ребенок может полноценно анализировать услышанное и записывать его. Различные виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) вы можете найти в нашей статье. Их потребуется регулярно выполнять с ребенком дома.
Дети с дисграфией часто переживают из-за своей проблемы. Они опасаются сделать ошибки. Именно поэтому они прогуливают занятия и уклоняются от выполнения домашнего задания. Родители должны относиться к такому ребенку с пониманием и ни в коем случае не ругать его.
Для того чтобы начать корректировать ребенка, логопеду необходимо диагностировать заболевание и определить его вид. Для этого, как мы говорили ранее, специалистом используется речевая карта. Он должен восполнить пробелы в навыках ребенка.
После прохождения курса корректировки пациенту необходимо пройти реабилитационное лечение. Врачом назначается физиотерапия, массаж, а также гидротерапия.
Почти всегда у детей с дисграфией наблюдается хорошая визуальная память. Поэтому упражнение с исправлением ошибок является неэффективным. Навыки ребенка не будут улучшаться. Он всего лишь будет исправлять ошибки в тексте автоматически.
Лечение дисграфии должно проходить в комфортных для ребенка условиях. На занятиях он должен получать только позитивные эмоции. Ни в коем случае нельзя повышать на него голос и заставлять переписывать текст по несколько раз. Такой процесс может вызывать неприязнь и нежелание записывать что-либо.
Логопед и родители ни в коем случае не должны показывать чрезмерную озабоченность заболеванием. Необходимо не забывать хвалить ребенка за каждый даже незначительный успех.

Упражнения для корректировки дисграфии и дислексии
Виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) и их выполнение — это важный этап в процессе избавления от нарушения. Рекомендовано прорабатывать их с ребенком ежедневно. Благодаря этому можно избавиться от дисграфии и дислексии за максимально короткий срок.
Существует множество методов и упражнений, которые позволяют избавиться от нарушений в письменной и разговорной речи. Нередко специалисты рекомендуют ребенку подчеркивать проблемные буквы.
Для устранения дисграфии рекомендовано проводить работу со специальными изображениями. Ребенку предоставляют картинку, на которой присутствует предмет и структура слова. Сначала школьнику необходимо назвать предмет, а затем по очереди перечислить все звуки.
Детям с дисграфией и дислексией также предлагается выполнять упражнение, суть которого заключается в том, чтобы вставить пропущенные буквы в словах. Затем ребенку потребуется прочесть слово вслух. Специалисты также рекомендуют как можно чаще писать диктанты. Благодаря этому можно существенно улучшить навыки письменной речи.
Многим преподавателям не известны виды дисграфии, и коррекция их на занятиях в общеобразовательных учреждениях, как правило, не проводится. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к специалисту для диагностики.
Для устранения дисграфии детям рекомендуют тренировать моторику рук при помощи лабиринтов — ребенку необходимо безотрывно провести линию. Эффективными считаются контурные упражнения. В таком случае ребенку необходимо вычеркнуть из объемного текста заданную букву.
Подводим итоги
Дисграфия — это заболевание, которое характеризуется специфическими нарушениями в письменной речи. Оно почти всегда сопровождается дислексией. Выявить данные заболевания достаточно трудно. Нередко родители принимают ошибки ребенка за нежелание учиться. Благодаря нашей статье вы выяснили, сколько видов дисграфии выделяется в современной логопедии и чем они характеризуются. Это позволит любому желающему отличить нарушение письменной и разговорной речи от безграмотности.
кто виноват и что делать?
Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и учителей, ошибки при чтении и на письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова делать два: и и гра – игра и т.п.
К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).
Что же такое дисграфия и дислексия?
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «З-С», «Ж-Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
- пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;
- пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
- перестановки букв и слогов: онко – окно;
- недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках;
- наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант;
- искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
- смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
- слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов;
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно.
- нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- нарушение согласования слов: с еловый ветки –с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки;
- нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
- замена слов по звуковому сходству;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;
- пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-б, д-в;
- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
- зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
- пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): За зомом росла мамина. — За домом росла малина; антиципации (предвосхищение, упреждение): Дод небом лолубым. – Под небом голубым.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Почему возникают нарушения чтения и письма?
Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:
- речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, т. е. наше произношение;
- речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной информации;
- зрительный, который подбирает соответствующую графему;
- двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).
Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной облостях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.
Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если не четко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребёнок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «еле языком ворочает…», — их называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.
На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более глубинные факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.
Какая область мозга отвечает за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).
Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.
Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствам изображения на скалах, бересте и т. д.).
Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшевство. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.
Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.
Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и с другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.
Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.
Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.
Вечный вопрос: что делать?
Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» — жука, «С» — полумесяц… стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).
Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
- ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного)зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.
- каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
- давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных троек и двоек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
- откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая,
Что такое дискалькулия и дисграфия и как с ними жить
Оригинал на сайте www.kanal-o.ru
Во все времена были дети, которым тяжело давалось чтение, письмо и счет. Раньше их называли необучаемыми, ленивыми, невнимательными и даже безнадежными. Сейчас у этих явлений наконец-то есть названия — дислексия, дисграфия, дискалькулия или акалькулия и другие, а вместе эти особенности развития носят название «трудности обучения» (learning disabilities или learning differences). Как помочь ребенку, которому тяжело даются чтение, письмо или счет? Об этом рассказывает Мария Парфенова, проектный менеджер Ассоциации родителей и детей с дислексией. Эта проблема знакома ей не понаслышке: в школьном возрасте у Марии диагностировали несколько форм трудностей обучения.
Мария Парфенова, проектный менеджер Ассоциации родителей и детей с дислексией
Трудности обучения и их диагностика
Благодаря распространенности знаний о трудностях обучения и родители, и педагоги — правда, значительно реже — сами постепенно приходят к уже широко известному в других странах важному выводу. Они начинают осознавать, что дети с такими сложностями — это обычные ребята, с соответствующим возрасту интеллектом, сохранившие мотивацию, способные и желающие учиться и достигать высоких результатов. Просто они испытывают определенные трудности, связанные с нестандартным мышлением, преодолевать которые нужно сообща.
Часто слово «дислексия» (отставание в формировании навыка чтения от возрастной нормы) используют для описания целого комплекса трудностей обучения, включая в это понятие в том числе дисграфию — сложности письменной речи, дискалькулию или акалькулию — разной степени нарушения, связанные со счетными операциями, диспраксию или апраксию — разные степени нарушение праксиса и другие. Но в отечественной науке принято рассматривать эти аспекты отдельно, несмотря на то, что данные особенности часто сопровождают друг друга. Это значит, к примеру, что ребенок с дислексией необязательно будет испытывать выраженные проблемы с письмом, а школьник с акалькулией может отлично читать вслух.
Только комплексная диагностика при участии невролога, логопеда, психолога (нейропсихолога) может определить наличие трудностей обучения, виды и степень проявления, а главное — их происхождение. Очень важно вовремя обратить внимание на признаки, которые указывают, что ваши сын или дочь в группе риска, чтобы успеть обратиться к специалистам и пройти комплексную диагностику. Ни один из этих признаков изолированно от других не может четко указывать на диагноз; их отсутствие тоже не говорит о том, что у ребенка нет дисграфии или дискалькулии. Просто воспринимайте их как возможные звоночки-симптомы, обсудить которые стоит с экспертами.
Признаки нарушений
Так как трудности обучения носят разный характер и крайне индивидуально проявляются в той или иной степени, список признаков довольно широкий. Многие из этих симптомов начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:
- Ребенок может игнорировать стоящие слева буквы, цифры и даже страницы.
- Ему трудно повторить несколько цифр или букв в заданном порядке.
- Он испытывает сложности с пуговицами и шнурками.
- Ребенок видит один знак, а произносит другой. Это значит, что он не может записать на слух номер телефона, время занятий, потому что переносит на бумагу совсем не то, что ему говорят. Он делает совсем не орфографические ошибки при письме, заменяя, пропуская и добавляя буквы, переставляя слоги: «лефый», «комнатата», «крова».
- Он плохо запоминает таблицу умножения или стихотворения.
- Он не видит разницы между зрительными образами отдельных букв, путая, например, в и б.
- Ему не поддаются единицы измерения: он не понимает, какие явления стоят за метром или минутой.
- Ребенок путается в базовых последовательностях: временах года, днях недели, времени суток, месяцев.
- Ему трудно решать математические задачи с абстрактными цифрами, без предметных условий.
- Для него представляют сложность арифметические действия и определение того, какие числа больше или меньше других.
- Ребенок странно держит пишущие предметы и ложку.
- Слишком близко склоняется к книгам или тетради при чтении и письме.
- Родители должны насторожиться и в том случае, если ребенок любознательный, но совсем не любит читать; не может воспринимать задание на слух, но любит и с легкостью решает логические задачи или задания на разработку памяти.
Полный список признаков трудностей обучения доступен на сайте Ассоциации.
Диагностировать проблемы вовремя важно не только ради самого ребенка. Многие мамы испытывают жгучий стыд, понимая, что их дети — «не как все» и не могут писать без ошибок и описок, а также воспринимать инструкции или решать задачи, соответствующие возрастной норме. Разговор со специалистом, который объяснит, в чем трудности ребенка и как с ними жить, поможет маме избавиться от родительских фрустраций, так болезненных для родителей и самих детей.
Помощь ребенку с трудностями обучения
Диагностика и коррекция в каждом случае будут индивидуальными. Не существует универсальных упражнений, выполнение которых в домашних условиях способно максимально скорректировать проявления дисграфии и дискалькулии. Но родители могут оказать своему ребенку неоценимую помощь. Что можно и нужно делать?
- Давать ребенку задания, рекомендованные специалистами после диагностики. Например, можно заниматься по учебному комплексу «Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7−9 лет», разработанному психологами Татьяной Ахутиной и Натальей Пылаевой.
- Придумывать собственные или использовать существующие мнемотехники при обучении таблице умножения. Например, рифмованные строчки: шестью восемь — сорок восемь, пятью пять — двадцать пять. А умножать на пять можно таким путем: дописать к исходному числу ноль и разделить полученное напополам.
- Помогать ребенку визуальными образами или хитростями для понимания и запоминания. Например, рисовать предлоги: «через» — это мост через речку или «под» — это кот под столом. Или например, хитрость для запоминания глухих согласных: «Степка, хочешь щец? Фи!» В интернете доступна масса запоминалок и шпаргалок такого рода. Честно говоря, я до сих пор использую хитрости, когда вспоминаю стороны света или определяю время.
- Устраивать графические диктанты, то есть рисовать по клеточкам под диктовку. Практика со временем позволяет ребенку различать право и лево, похожие буквы, например т и п, разделять слова на слоги, а предложения на слова.
- Дозировать нагрузку, устраивать перерывы, проявлять терпеливость и понимать, что трудности ребенка никак не связаны с его нежеланием что-то понимать. Важно помнить, что трудности обучения не влияют на интеллектуальные возможности ребенка, детям с данной особенностью необходимо создать условия, где формируется уверенность, что их сложности не влияют на их возможности.
- По возможности просвещать учителей и других родителей. Учителя зачастую не хотят верить западным специалистам, называют дислексию и другие трудности обучения «синдромом ленивых», «придуманным диагнозом» для оправдания избалованных школьников. Поэтому я рекомендую статьи и видеоматериалы с участием Татьяны Ахутиной или Татьяны Черниговской. В интернете легко найти записи телепрограмм, в которых Черниговская рассказывает о дислексии.
Трудности обучения и взрослая жизнь
Получая поддержку от родителей и педагогов, ребенок с дисграфией или другими формами трудностей обучения имеет возможность не только преодолеть проблемы, но и раскрыть свой потенциал, получить профессию и преуспеть в ней. Это вполне реально при помощи специалиста, который проанализирует, какие у ребенка есть способности и интересы, владеет ли он качествами, важными для профессии, в чем его основные трудности и факторы риска при овладении специальностью.
Многие успешные и даже гениальные люди испытывали большие сложности при обучении, что не мешало им достичь вершин. Среди них немало людей с дислексией, например Эйнштейн, Пикассо или миллиардер Ричард Бренсон.
Будьте внимательны к своему ребенку, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, если у него есть трудности обучения, и помогайте ему сами.